Афанасий никитин как он путешествовал. афанасий никитин интересные факты

Афанасий Никитин: биография

Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до и других португальских путешественников.

В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех. Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным
и вошли в «Историю государства Российского».

Церковь Воскресения Христова (Трех исповедников), что за Волгой

За памятником Афанасию Никитину виднеется белоснежный храм — церковь Воскресения Христова (Трёх исповедников), что за Волгой. Он интересен тем, что в своем облике гармонично объединяет три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир.

Церковь Воскресения Христова (Трёх исповедников), что за Волгой

Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм. Когда по приказу Петра Великого через Волгу был сооружен понтонный мост, съезд с него оказался в аккурат напротив церкви. Со временем церковь обветшала, и в 1725 году прихожане просили благословение у Тверского епископа Феофилакта на строительства нового храма. Спустя три года на месте разобранного старого храма возвели новый. 26 сентября 1728 года был освящен построенный первым придел Трех исповедников (святые мученики Гурий, Авив и Самон), сменивший придел святой мученицы Параскевы в прежнем храме.

Новый храм в стиле в стиле барокко строили с 1728 по 1731 годы на средства купца Г.Седова. До нашего времени дошел без изменений восьмерик. В 1797-1805 году храм частично перестроили в стиле классицизма на средства именитого гражданина Твери М.Е.Блохина. Внутри установили золоченый резной иконостас с новыми иконами. 6 мая 1806 года архимандрит Нектарий освятил новый храм.

Золотая главка храма

Но самая большая пристройка, значительно изменившая облик храма, была выполнена в 1815-1822 годах на пожертвования городского главы Е.И.Зубчанинова. Южный придел в стиле ампир, площадь которого сопоставима со всей площадью храма, был выполнен по проекту К.И.Росси. Его освятили во имя иконы «Взыскание погибших», которую передал храму Зубчанинов. В 1895 году храм и его приделы были объединены в единый объем.

Южный придел храма, построенный К.И.Росси

Архангел

После революции храм закрыли, уничтожили два яруса колокольни и фрески, из ниш в стене южного придела исчезли статуи. Здание в разное время занимали шахматно-шашечный и морской клубы, музей здравоохранения. В 1990-х годах Воскресенскую церковь передали верующим, с 1997 году здесь начали проводить богослужения. Колокольня была частично восстановлена.

Колокольня. Хорошо видна современная надстройка на месте снесенного в советское время яруса

Афанасий Никитин в Индии

В начале 1469 года Афанасий собирается в сказочный город Ормуз, известный своими самоцветами, с населением более сорока тысяч человек. Наслышанный о сказочной Индии, ее богатстве, он, желая разбогатеть и раздать долги, отправляется именно туда. Здесь он решается на опасный шаг – покупает арабского жеребца, в надежде выгодно пристроить его индийцам.

Уже 23 апреля 1471 года ему удается добраться до индийского города, под названием Чаул. Здесь он никак не может с выгодой продать коня, и путешественник отправляется вглубь страны. Постепенно он проходит через всю Индию, надолго останавливаясь в приглянувшихся местах. Так он пожил несколько недель в Джуннаре, затем в Бидаре и Алланде. Афанасий с удовольствием изучает быт, обычаи, архитектуру и легенды коренного населения. Он старательно ведет записи, увлекшись этнографическими исследованиями, и тщательно фиксирует свои наблюдения. В рассказах Никитина об Индии, эта страна представлена как сказочная, здесь все не так, как на Русской земле. Сильно удивляло, что все ходят в золоте, даже самые бедные. Стоить сказать, что и сам Никитин тоже удивлял индийцев – раньше им не приходилось встречать белокожих людей со светлыми волосами. Среди коренного населения он был известен, как «хозе Исуф Хоросани», который часто и подолгу жил в домах у простых индийцев, не претендуя на роскошь.

В 1472 году исследователь добирается до священного для каждого индийца места – города Парвата, где с интересом изучает религию индийцев-брахманов, их религию, праздники и обряды. Через год Афанасий побывает в Райчул — «алмазной области» Индии. В общем, путешественник провел на чужбине чуть более трех лет. Это время он провел с огромной пользой, исследовав неведомую страну, ее особенности. Он тщательно записывает обычаи, законы, быт местного населения, становится свидетелем нескольких междоусобных войн. Вскоре, Афанасий Никитин решает возвращаться на родину.

Детство и юность

О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.

Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.

Начало деятельности Афанасия Никитина

Мировая известность выдающегося представителя нашей страны Афанасия Никитина по праву принадлежит этому великому путешественнику и исследователю русских территорий, хотя сведений о нем до нашего времени дошло очень и очень мало. Современники знают Афанасия Никитина как известного мореплавателя, который первый из европейцев побывал в Индии, открыв ее на 25 лет раньше, чем туда попал португальский мореплаватель Васко да Гамма.

Не осталось никаких сведений о месте и дате его рождения, неизвестно чем он занимался до того, как занялся исследованиями. Историкам его ранняя биография известна частично. Некоторые ученые, на основании обрывочных сведениях, считают, что родился Афанасий примерно 1440 году, в крестьянской семье. Звали отца Афанасия Никита, отсюда и его фамилия. Что заставило оставить крестьянский труд Афанасия – неизвестно, но в довольно молодом возрасте он поступил в услужение к купцу в торговом караване и первое время исполнял разные мелкие поручения, постепенно набираясь опыта. Вскоре, ему удается не только набраться опыта, но и завоевать большой авторитет среди торговцев и купцов. А вскоре Никитин начал водить торговые караваны самостоятельно. По торговым делам ему приходилось бывать в разных государствах – Литве, Византии, Крыму. Коммерческие походы Афанасия всегда сопровождались удачей, и он возвращался на родину с полными кораблями заморских товаров.

Начало путешествия

О дате начала скитаний Афанасия существуют противоречивые сведения. Из разных источников ясно, что все началось в 1458году или же в 1466-м. Возможно, путешествий было два – первое, датированное 1458-м годом, было «хождением» в Астрахань и Казань, а уже в 1466 году Никитин отправился в Ширванскую землю (ныне Азербайджан). Причем известно, что у него на руках были верительные грамоты от самого Тверского князя Михаила Борисовича и от архиепископа Геннадия. Что уже удивительно для обычного купца, тем более с биографией «крестьянского сына». Очевидно, что у путешественника была дополнительная дипломатическая миссия.

Поначалу купец двигался по Волге, маршрут пролегал мимо владений Московского князя, но между двумя государствами пока не началась война, и Афанасия пропустили с миром. Причем Никитин уже начал свои записки и в них указано, что он хотел присоединиться к Василию, послу князя Московского в Ширване, но тот уплыл сам, не дождавшись Никитина.

В Нижнем Новгороде купец задержался почти на две недели, дожидаясь ширванского посла, отправляющегося на родину с царским подарком от Московского князя – целой стаей ловчих кречетов. Некоторые историки утверждают, что это иносказание – под понятием «кречеты» могли скрываться ратники, отправленные Московией в помощь ордынским государствам, согласно договору. Корабли посла ушли далеко вперед.

Путь Никитина пролегал через Волгу и Каспий, он вез пушнину и другие товары, но под Астраханью корабли сели на мель, а лихие люди хана Касима перехватили купеческий караван и почти полностью его разграбили, забрав и судно с товарами. В караване осталось лишь два корабля, а вернуться купцы уже не могли – многие из них брали товары «под реализацию» и по возвращению их не ожидало ничего хорошего.

В Каспийском море на крохотную экспедицию налетел шторм, и купцы лишились еще одного корабля у дагестанской заставы Тарки. Местные воины, кайтаки, увели в полон почти всех оставшихся купцов и их челядь. Афанасий Никитин решил двигаться в Дербент, где можно было найти удачные торговые варианты и попробовать вызволить пленников. Там он нашел Василия и ширванского посла и убедил их спасти плененных купцов.

Шах Ширвана получил свои дары, но несмотря на все просьбы купцов, не оплатил им дорогу домой. И они разбрелись кто куда в поисках возможностей вернуться на родину. Некоторые остались в Шемахе, другие побрели пешком домой, а некоторые отправились в Баку за тем, чтобы найти там работу. С ними пошел и Афанасий, но долго он там не задержался.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Афанасий Никитин краткая биография

К сожалению, сохранились лишь скудные данные о рождении Афанасия, его родителей и детстве. Предположительный год рождения – 1433 год. В 1468 году русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря», какие именно – Черное, Каспийское и Аравийское. В ходе экспедиции он побывал в Африке, в странах Востока, Персии и Индии и описал увиденное в книге «Хождение за три моря».

Афанасий Никитин в путешествие отправился из Твери. С собой он вез русские товары в надежде выгодно их продать в поселениях вблизи Каспийского моря. Случилось так, что в устье Волги тверского купца ограбили астраханские татары. Но это грустное событие не заставило его вернуться домой, тем более, что украденный товар был взят им в долг. Никитин принял твердое решение отправиться в заморские страны, дабы заработать денег для возвращения за товар долгов. Прежде всего, он посетил Баку, после перекочевал на юг, изучая местные языки и занимаясь торговлей. Приблизительно в 1469 году Афанасий добирается до крупного порта – Ормуз, который был своенравной точкой пересечения торговых путей Индии, Малой Азии, Китая и Египта. Потом было несколько лет путешествий по Индии.

Поскольку в книге «Хождения» имеется достаточно большое количество арабско-персидской лексики и мусульманских молитв, то некоторые исследователи выдвинули мнение, что пребывая в Индии, тверской путешественник принял веру ислам. Хотя он сам во всех своих записях это дело опровергал. Когда Никитин решил возвращаться на родину, то его путь лежал через Трапезунд и Персию.

Афанасий посетил Кафу в Феодосии. Но добраться домой Никитину так и не удалось, он скончался под Смоленском в 1475 году.

Кадры

Путь домой

Закупив драгоценных камней, Никитин в $1473$ году направляется к морю в Дабул (Дабхол). Из этого порта он переправляется в Ормуз. По пути он описывает «Ефиопские горы» (высокие берега полуострова Сомали).

Никитин выбрал путь домой через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу и через Подолию и Смоленск. В Кафе он провел зиму $1474-1475$ года, привел в порядок свои записи и наблюдения.

Весной $1475$ года по Днепру Никитин двинулся на север. Но до Смоленска он так и не добрался. Умер Афанасий Никитин на территории Великого княжества Литовского. Его записи торговыми людьми были доставлены московскому дьяку великого князя Василию Мамыреву.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Смерть

Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.

Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.

Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.

Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя , и в 1480 году рукописи вошли в летопись.

Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери. В 1958 году «Мосфильмом» было отснято кино «Хождение за три моря», а в 1955 в Твери поставлен памятник Никитину. Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.

Биография Афанасия Никитина. Начало пути

Когда начинается биография Афанасия Никитина, неизвестно. Фактом является то, что он – сын крестьянина Никиты, а это означает, что Никитин его отчество, а не фамилия. Каким образом он стал купцом тоже неведомо. Сейчас мы знаем только то, что русский путешественник Афанасий Никитин к середине 1460 годов уже был достаточно состоятельным человеком, торгующим мехами с заграницей. К этому времени он стал уже бывалым купцом, успевшим побывать в Византии, Молдавии, Литве и Крыму. И везде ему сопутствовала удача.

Судя по всему, грамотный купец всегда заручался соответствующими документами (грамотами) от тверского князя. Большая география торговых поездок путешественника Афанасия Никитина косвенно указывает на то, что он знал ряд тюркских языков и фарси. Кроме того, не следует упускать из виду, что Тверское княжество тогда входило в состав большого и мощного татарского государства Золотая Орда, что позволяло русским купцам беспрепятственно торговать со многими мусульманскими странами. Самое известное путешествие в биографии Афанасия Никитина также начиналось вполне гладко.

Афанасий Никитин в Индии

Весной $1469$ года он прибывает в Ормуз. В Ормузе тогда проживало более $40$ тыс. жителей. Купив в Ормузе коней, Никитин переправляется в Индию. В индийский город Чаул он прибыл $23$ апреля $1471$ года. Лошадей в Чауле выгодно продать не удалось. И Никитин отправляется в глубь страны. В Джуннаре купец провел два месяца. Затем он двинулся еще дальше на $400$ верст в Бидар, Алланд. Во время пути Афанасий Никитин старается как можно больше узнать из жизни чужого народа (обычаи, легенды, верования, особенности архитектуры). Много времени Никитин проживал в семьях простых индийцев. Его прозвали «хозе Исуф Хоросани».

В $1472$ году афанасий Никитин посещает священный город Парват, где описывает религиозные праздники индийцев-брахманов. В $1473$ году он посещает алмазную область Райчур. После этого Нкитин принимает решение о возвращении «на Русь».

Замечание 2

В Индии Афанасий Никитин провел около трех лет. Он стал свидетелем войн между индийскими государствами, дает описание индийских городов и торговых путей, особенностей местных законов.

Путешествие в Индию

С этого момента началась кульминация путешествия Афанасия Никитина. Он сел на судно и направился в индийский город Чаул. Никитин добрался до места, которое произвело на него незабываемое впечатление — путешественника шокировала чужая земля и чернокожие, босые люди. Все вокруг ему казалось интересным.

Больше всего Никитин недоумевал из-за того, что местные люди носят золотые украшения, но при этом ходят в обносках. Еще одной причиной для удивления стала высокая численность населения Индии. Здесь же путешественник впервые увидел экзотических животных. Поразили его и боевые слоны, которых герою посчастливилось увидеть.

Еще одной особенностью местных жителей стало то, что они совсем не ели мясо. Находясь вдали от дома, познакомившись с укладом туземцев, мореплаватель начинает сравнивать культуру русских людей с жителями Индии. Эти рассуждения наталкивают его на раздумья о судьбе России.

А вот продать жеребца и заработать Никитину в Индии не удалось. После этого он решает отправиться в самую глубь страны:

  1. Сначала через верховья Сины.
  2. Затем — на северо-запад.

В крепости Джуннар путешественник встретился с ее хозяином, Асад-Ханом. Его заинтересовал жеребец Никитина, и владелец замка решил забрать его силой.

При разговоре с путешественником Асад понял, что Афанасий — иноверец, и сказал, что он готов вернуть жеребца и заплатить, но только в том случае, если он примет ислам. На раздумья Асад выделил 4 дня, при отрицательном ответе путешественника ожидала мучительная смерть.

Никитин долго раздумывал, но, на радость, встретил своего знакомого Мухаммеда, который уговорил отпустить чужеземца. Одной из самых больших загадок, связанных с Никитиным, является то, принял ли он в итоге ислам или нет. Историки говорят о высокой вероятности возможной перемены веры, исходя из его дневниковых записей.

Никитин писал о том, что в целом он остался недовольным своим путешествием, поскольку оно совершенно не принесло финансовой выгоды. Своего жеребца он так и не смог продать.

Кулаев Владимир, стихи.

Город на Волге с названием Тверь,
Кафа в Крыму — побратимы теперь!
С Волги начался Никитина путь,
Первопроходца ты, Русь, не забудь!
Тверь, Кострома, а за ними Дербент,
Дальше, казалось купцу, хода нет.
Море Хвалынское он пересёк,
Что впереди, всем купцам невдомёк.
Бед было много на этом пути,
Цели намечены, надо идти.
Индию первым увидел купец,
Эх, торговать бы, сказал молодец!
Много чудес повидал в тех краях,
Странно одеты султан и монах.
Где бы мы ни были, тянет домой,
В Кафу вернулся купец чуть живой.
Было два моря, один океан,
Индия, Африка, также Иран.
Знаем, закончился путь тот в Крыму,
Слава Никитину, слава ему!

Афанасий Никитин в названиях

  • подводная гора Афанасия Никитина в Индийском океане (минимальная глубина над вершиной — 1549 м, координаты: 3°00′ ю. ш. 83°00′ в. д.HGЯO), открытая советскими учёными в 1961 году на основании исследований в 31-м и 33-м рейсах НИС «Витязь»;
  • набережная Афанасия Никитина — в Твери;
  • переулок Афанасия Никитина — в Феодосии;
  • улица Афанасия Никитина — в Феодосии;
  • улица Афанасия Никитина — в Чебоксарах;
  • улица Афанасия Никитина — в Одессе;
  • теплоход «Афанасий Никитин»;
  • «Афанасий Никитин» — фирменный пассажирский поезд ОАО «РЖД»;
  • «Афанасий Никитин» — Airbus A320 ОАО Аэрофлот-Российские Авиалинии бортовой номер VP-BQU;
  • «Афанасий Никитин буги» — песня группы Аквариум;
  • «Афанасий» — пиво, которое производится в Твери с 1994 года; на этикетке изображён купец.

Открытие памятника Афанасию Никитину в Индии

Биография

Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Совершил путешествие в 1468—1474 годах (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами) по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл своё путешествие грешным, и это первое в русской литературе описание антипаломничества.

Никитин отправился в путь из Твери: «Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича.»

В Нижнем Новгороде Афанасий две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха и продолжил путешествие с ним. Ограбленный астраханскими татарами в устье Волги, Никитин и другие купцы сопровождавшие посла не могли возвратиться, их назад, вверх по реке, не пропустили. И они отправились на 2 судах в Дербент. Во время бури, меньшее судно разбило о берег у города Тарки, и кайтаки всех взяли в плен.

Почтовая марка СССР

После прибытия в Дербент, Афанасий бил челом московскому послу подьячему Василию Папину и послу ширваншаха Хасан-беку, чтобы они похлопотали о людях, которых кайтаки под Тарками захватили. Хасан-бек ездил к Булат-беку просить. По просьбе Булат-бека ширваншах послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку письмо по которому освободили пленных. Потом Афанасий и другие русские ездили к ширваншаху в ставку с просьбой профинансировать их возвращение на Русь, но он не дал им ничего.

Затем Никитин пишет: «А я пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку». Однако он ошибся в расчёте:

Обманувшись в надеждах относительно торговых выгод, Никитин вдобавок подвергся и большой опасности:

В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, пышность дворцов их, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии:

Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер:

В связи с присутствием в «Хожении» арабско-персидской лексики и мусульманских молитв (в частности, заключительного текста из Корана), обсуждался вопрос о том, не принял ли Афанасий в Индии ислам. Ряд исследователей (например, Г. Ленхофф) считали его «отступником», в то время как Я. С. Лурье полагал, что следует доверять собственным словам Никитина о сохранении им православия; в случае, если бы он был обрезан во время своих скитаний по своей воле, он едва ли отправился бы домой на Русь, где ему угрожала бы смерть за перемену веры, помимо долговой ямы, да и если бы он был обрезан не по своей воле, то это надо было бы ещё доказать. Как раз подробные записки о грешном хожении должны были бы спасти Никитина и от обвинений в переходе в другую веру, и от долговой ямы, и если бы он был обрезан, он бы это рассказал.

Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хожении» — перепродажа жеребца — обошлась ему в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе»).

Наконец Никитин выбрал путь домой — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию) и через Подолию и Смоленск. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) осенью 1474 года. В 1475 году благодаря его спутникам, московским купцам, его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, и текст её был внесён в Летописный свод 1489, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный текст (но сильнее отредактированный составителем) имеется в Троицком сборнике.

В новое время записки были обнаружены Н. М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.

Наследие русского мореплавателя

Афанасий Никитин не был женат, не оставил он после себя и наследников. Однако после смерти мореплавателя остались ценные рукописи, повествующие о его удивительном путешествии в Индию. За три года странствий Никитин изучил чужеземные языки, и его сообщения пестрели персидскими, арабскими и тюркскими словами.

Во время своего возвращения на родину купец оказался в турецком городе Трабзоне, где его арестовали, приняв за шпиона. В итоге Никитину удалось вырваться на свободу, но он был совершенно разорен, и все, что имел при себе – лишь рукописи, подтверждавшие его удивительные открытия.

Биография Афанасия Никитина была бы более полной, если бы не резкое ухудшение здоровья, связанное с путешествием по странам с экзотическим климатом. Скончался тверской купец в 1475 году в Смоленске. Его рукописи были доставлены купцами в Москву, где были переданы советнику князя Ивана III. Они не были оставлены без внимания и в 1480 году вошли в летопись.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Вклад в науку

Главный вклад Афанасия Никитина связан с развитием географии как науки: он стал одним из первых людей, совершивших путешествие в Турцию и Персию, а также первым европейским купцом, ступившим на земли Индии.

Если кратко, то в общей совокупности Никитин посетил 57 городов. Пройденный им маршрут на контурной карте очень впечатляет тех, кто желает ознакомиться с подробностями его путешествия. Описания жизни местных жителей этих стран и городов позволили в подробностях узнать о народах других стран. Афанасия можно назвать не только выдающимся путешественником, но и потрясающим писателем, навеки увековечившим свое имя в истории.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Афанасий никитин как он путешествовал. афанасий никитин интересные факты

Афанасий Никитин: биография

Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до и других португальских путешественников.

В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех. Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным
и вошли в «Историю государства Российского».

Церковь Воскресения Христова (Трех исповедников), что за Волгой

За памятником Афанасию Никитину виднеется белоснежный храм — церковь Воскресения Христова (Трёх исповедников), что за Волгой. Он интересен тем, что в своем облике гармонично объединяет три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир.

Церковь Воскресения Христова (Трёх исповедников), что за Волгой

Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм. Когда по приказу Петра Великого через Волгу был сооружен понтонный мост, съезд с него оказался в аккурат напротив церкви. Со временем церковь обветшала, и в 1725 году прихожане просили благословение у Тверского епископа Феофилакта на строительства нового храма. Спустя три года на месте разобранного старого храма возвели новый. 26 сентября 1728 года был освящен построенный первым придел Трех исповедников (святые мученики Гурий, Авив и Самон), сменивший придел святой мученицы Параскевы в прежнем храме.

Новый храм в стиле в стиле барокко строили с 1728 по 1731 годы на средства купца Г.Седова. До нашего времени дошел без изменений восьмерик. В 1797-1805 году храм частично перестроили в стиле классицизма на средства именитого гражданина Твери М.Е.Блохина. Внутри установили золоченый резной иконостас с новыми иконами. 6 мая 1806 года архимандрит Нектарий освятил новый храм.

Золотая главка храма

Но самая большая пристройка, значительно изменившая облик храма, была выполнена в 1815-1822 годах на пожертвования городского главы Е.И.Зубчанинова. Южный придел в стиле ампир, площадь которого сопоставима со всей площадью храма, был выполнен по проекту К.И.Росси. Его освятили во имя иконы «Взыскание погибших», которую передал храму Зубчанинов. В 1895 году храм и его приделы были объединены в единый объем.

Южный придел храма, построенный К.И.Росси

Архангел

После революции храм закрыли, уничтожили два яруса колокольни и фрески, из ниш в стене южного придела исчезли статуи. Здание в разное время занимали шахматно-шашечный и морской клубы, музей здравоохранения. В 1990-х годах Воскресенскую церковь передали верующим, с 1997 году здесь начали проводить богослужения. Колокольня была частично восстановлена.

Колокольня. Хорошо видна современная надстройка на месте снесенного в советское время яруса

Афанасий Никитин в Индии

В начале 1469 года Афанасий собирается в сказочный город Ормуз, известный своими самоцветами, с населением более сорока тысяч человек. Наслышанный о сказочной Индии, ее богатстве, он, желая разбогатеть и раздать долги, отправляется именно туда. Здесь он решается на опасный шаг – покупает арабского жеребца, в надежде выгодно пристроить его индийцам.

Уже 23 апреля 1471 года ему удается добраться до индийского города, под названием Чаул. Здесь он никак не может с выгодой продать коня, и путешественник отправляется вглубь страны. Постепенно он проходит через всю Индию, надолго останавливаясь в приглянувшихся местах. Так он пожил несколько недель в Джуннаре, затем в Бидаре и Алланде. Афанасий с удовольствием изучает быт, обычаи, архитектуру и легенды коренного населения. Он старательно ведет записи, увлекшись этнографическими исследованиями, и тщательно фиксирует свои наблюдения. В рассказах Никитина об Индии, эта страна представлена как сказочная, здесь все не так, как на Русской земле. Сильно удивляло, что все ходят в золоте, даже самые бедные. Стоить сказать, что и сам Никитин тоже удивлял индийцев – раньше им не приходилось встречать белокожих людей со светлыми волосами. Среди коренного населения он был известен, как «хозе Исуф Хоросани», который часто и подолгу жил в домах у простых индийцев, не претендуя на роскошь.

В 1472 году исследователь добирается до священного для каждого индийца места – города Парвата, где с интересом изучает религию индийцев-брахманов, их религию, праздники и обряды. Через год Афанасий побывает в Райчул — «алмазной области» Индии. В общем, путешественник провел на чужбине чуть более трех лет. Это время он провел с огромной пользой, исследовав неведомую страну, ее особенности. Он тщательно записывает обычаи, законы, быт местного населения, становится свидетелем нескольких междоусобных войн. Вскоре, Афанасий Никитин решает возвращаться на родину.

Детство и юность

О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.

Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.

Начало деятельности Афанасия Никитина

Мировая известность выдающегося представителя нашей страны Афанасия Никитина по праву принадлежит этому великому путешественнику и исследователю русских территорий, хотя сведений о нем до нашего времени дошло очень и очень мало. Современники знают Афанасия Никитина как известного мореплавателя, который первый из европейцев побывал в Индии, открыв ее на 25 лет раньше, чем туда попал португальский мореплаватель Васко да Гамма.

Не осталось никаких сведений о месте и дате его рождения, неизвестно чем он занимался до того, как занялся исследованиями. Историкам его ранняя биография известна частично. Некоторые ученые, на основании обрывочных сведениях, считают, что родился Афанасий примерно 1440 году, в крестьянской семье. Звали отца Афанасия Никита, отсюда и его фамилия. Что заставило оставить крестьянский труд Афанасия – неизвестно, но в довольно молодом возрасте он поступил в услужение к купцу в торговом караване и первое время исполнял разные мелкие поручения, постепенно набираясь опыта. Вскоре, ему удается не только набраться опыта, но и завоевать большой авторитет среди торговцев и купцов. А вскоре Никитин начал водить торговые караваны самостоятельно. По торговым делам ему приходилось бывать в разных государствах – Литве, Византии, Крыму. Коммерческие походы Афанасия всегда сопровождались удачей, и он возвращался на родину с полными кораблями заморских товаров.

Начало путешествия

О дате начала скитаний Афанасия существуют противоречивые сведения. Из разных источников ясно, что все началось в 1458году или же в 1466-м. Возможно, путешествий было два – первое, датированное 1458-м годом, было «хождением» в Астрахань и Казань, а уже в 1466 году Никитин отправился в Ширванскую землю (ныне Азербайджан). Причем известно, что у него на руках были верительные грамоты от самого Тверского князя Михаила Борисовича и от архиепископа Геннадия. Что уже удивительно для обычного купца, тем более с биографией «крестьянского сына». Очевидно, что у путешественника была дополнительная дипломатическая миссия.

Поначалу купец двигался по Волге, маршрут пролегал мимо владений Московского князя, но между двумя государствами пока не началась война, и Афанасия пропустили с миром. Причем Никитин уже начал свои записки и в них указано, что он хотел присоединиться к Василию, послу князя Московского в Ширване, но тот уплыл сам, не дождавшись Никитина.

В Нижнем Новгороде купец задержался почти на две недели, дожидаясь ширванского посла, отправляющегося на родину с царским подарком от Московского князя – целой стаей ловчих кречетов. Некоторые историки утверждают, что это иносказание – под понятием «кречеты» могли скрываться ратники, отправленные Московией в помощь ордынским государствам, согласно договору. Корабли посла ушли далеко вперед.

Путь Никитина пролегал через Волгу и Каспий, он вез пушнину и другие товары, но под Астраханью корабли сели на мель, а лихие люди хана Касима перехватили купеческий караван и почти полностью его разграбили, забрав и судно с товарами. В караване осталось лишь два корабля, а вернуться купцы уже не могли – многие из них брали товары «под реализацию» и по возвращению их не ожидало ничего хорошего.

В Каспийском море на крохотную экспедицию налетел шторм, и купцы лишились еще одного корабля у дагестанской заставы Тарки. Местные воины, кайтаки, увели в полон почти всех оставшихся купцов и их челядь. Афанасий Никитин решил двигаться в Дербент, где можно было найти удачные торговые варианты и попробовать вызволить пленников. Там он нашел Василия и ширванского посла и убедил их спасти плененных купцов.

Шах Ширвана получил свои дары, но несмотря на все просьбы купцов, не оплатил им дорогу домой. И они разбрелись кто куда в поисках возможностей вернуться на родину. Некоторые остались в Шемахе, другие побрели пешком домой, а некоторые отправились в Баку за тем, чтобы найти там работу. С ними пошел и Афанасий, но долго он там не задержался.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Афанасий Никитин краткая биография

К сожалению, сохранились лишь скудные данные о рождении Афанасия, его родителей и детстве. Предположительный год рождения – 1433 год. В 1468 году русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря», какие именно – Черное, Каспийское и Аравийское. В ходе экспедиции он побывал в Африке, в странах Востока, Персии и Индии и описал увиденное в книге «Хождение за три моря».

Афанасий Никитин в путешествие отправился из Твери. С собой он вез русские товары в надежде выгодно их продать в поселениях вблизи Каспийского моря. Случилось так, что в устье Волги тверского купца ограбили астраханские татары. Но это грустное событие не заставило его вернуться домой, тем более, что украденный товар был взят им в долг. Никитин принял твердое решение отправиться в заморские страны, дабы заработать денег для возвращения за товар долгов. Прежде всего, он посетил Баку, после перекочевал на юг, изучая местные языки и занимаясь торговлей. Приблизительно в 1469 году Афанасий добирается до крупного порта – Ормуз, который был своенравной точкой пересечения торговых путей Индии, Малой Азии, Китая и Египта. Потом было несколько лет путешествий по Индии.

Поскольку в книге «Хождения» имеется достаточно большое количество арабско-персидской лексики и мусульманских молитв, то некоторые исследователи выдвинули мнение, что пребывая в Индии, тверской путешественник принял веру ислам. Хотя он сам во всех своих записях это дело опровергал. Когда Никитин решил возвращаться на родину, то его путь лежал через Трапезунд и Персию.

Афанасий посетил Кафу в Феодосии. Но добраться домой Никитину так и не удалось, он скончался под Смоленском в 1475 году.

Кадры

Путь домой

Закупив драгоценных камней, Никитин в $1473$ году направляется к морю в Дабул (Дабхол). Из этого порта он переправляется в Ормуз. По пути он описывает «Ефиопские горы» (высокие берега полуострова Сомали).

Никитин выбрал путь домой через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу и через Подолию и Смоленск. В Кафе он провел зиму $1474-1475$ года, привел в порядок свои записи и наблюдения.

Весной $1475$ года по Днепру Никитин двинулся на север. Но до Смоленска он так и не добрался. Умер Афанасий Никитин на территории Великого княжества Литовского. Его записи торговыми людьми были доставлены московскому дьяку великого князя Василию Мамыреву.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Смерть

Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.

Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.

Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.

Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя , и в 1480 году рукописи вошли в летопись.

Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери. В 1958 году «Мосфильмом» было отснято кино «Хождение за три моря», а в 1955 в Твери поставлен памятник Никитину. Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.

Биография Афанасия Никитина. Начало пути

Когда начинается биография Афанасия Никитина, неизвестно. Фактом является то, что он – сын крестьянина Никиты, а это означает, что Никитин его отчество, а не фамилия. Каким образом он стал купцом тоже неведомо. Сейчас мы знаем только то, что русский путешественник Афанасий Никитин к середине 1460 годов уже был достаточно состоятельным человеком, торгующим мехами с заграницей. К этому времени он стал уже бывалым купцом, успевшим побывать в Византии, Молдавии, Литве и Крыму. И везде ему сопутствовала удача.

Судя по всему, грамотный купец всегда заручался соответствующими документами (грамотами) от тверского князя. Большая география торговых поездок путешественника Афанасия Никитина косвенно указывает на то, что он знал ряд тюркских языков и фарси. Кроме того, не следует упускать из виду, что Тверское княжество тогда входило в состав большого и мощного татарского государства Золотая Орда, что позволяло русским купцам беспрепятственно торговать со многими мусульманскими странами. Самое известное путешествие в биографии Афанасия Никитина также начиналось вполне гладко.

Афанасий Никитин в Индии

Весной $1469$ года он прибывает в Ормуз. В Ормузе тогда проживало более $40$ тыс. жителей. Купив в Ормузе коней, Никитин переправляется в Индию. В индийский город Чаул он прибыл $23$ апреля $1471$ года. Лошадей в Чауле выгодно продать не удалось. И Никитин отправляется в глубь страны. В Джуннаре купец провел два месяца. Затем он двинулся еще дальше на $400$ верст в Бидар, Алланд. Во время пути Афанасий Никитин старается как можно больше узнать из жизни чужого народа (обычаи, легенды, верования, особенности архитектуры). Много времени Никитин проживал в семьях простых индийцев. Его прозвали «хозе Исуф Хоросани».

В $1472$ году афанасий Никитин посещает священный город Парват, где описывает религиозные праздники индийцев-брахманов. В $1473$ году он посещает алмазную область Райчур. После этого Нкитин принимает решение о возвращении «на Русь».

Замечание 2

В Индии Афанасий Никитин провел около трех лет. Он стал свидетелем войн между индийскими государствами, дает описание индийских городов и торговых путей, особенностей местных законов.

Путешествие в Индию

С этого момента началась кульминация путешествия Афанасия Никитина. Он сел на судно и направился в индийский город Чаул. Никитин добрался до места, которое произвело на него незабываемое впечатление — путешественника шокировала чужая земля и чернокожие, босые люди. Все вокруг ему казалось интересным.

Больше всего Никитин недоумевал из-за того, что местные люди носят золотые украшения, но при этом ходят в обносках. Еще одной причиной для удивления стала высокая численность населения Индии. Здесь же путешественник впервые увидел экзотических животных. Поразили его и боевые слоны, которых герою посчастливилось увидеть.

Еще одной особенностью местных жителей стало то, что они совсем не ели мясо. Находясь вдали от дома, познакомившись с укладом туземцев, мореплаватель начинает сравнивать культуру русских людей с жителями Индии. Эти рассуждения наталкивают его на раздумья о судьбе России.

А вот продать жеребца и заработать Никитину в Индии не удалось. После этого он решает отправиться в самую глубь страны:

  1. Сначала через верховья Сины.
  2. Затем — на северо-запад.

В крепости Джуннар путешественник встретился с ее хозяином, Асад-Ханом. Его заинтересовал жеребец Никитина, и владелец замка решил забрать его силой.

При разговоре с путешественником Асад понял, что Афанасий — иноверец, и сказал, что он готов вернуть жеребца и заплатить, но только в том случае, если он примет ислам. На раздумья Асад выделил 4 дня, при отрицательном ответе путешественника ожидала мучительная смерть.

Никитин долго раздумывал, но, на радость, встретил своего знакомого Мухаммеда, который уговорил отпустить чужеземца. Одной из самых больших загадок, связанных с Никитиным, является то, принял ли он в итоге ислам или нет. Историки говорят о высокой вероятности возможной перемены веры, исходя из его дневниковых записей.

Никитин писал о том, что в целом он остался недовольным своим путешествием, поскольку оно совершенно не принесло финансовой выгоды. Своего жеребца он так и не смог продать.

Кулаев Владимир, стихи.

Город на Волге с названием Тверь,
Кафа в Крыму — побратимы теперь!
С Волги начался Никитина путь,
Первопроходца ты, Русь, не забудь!
Тверь, Кострома, а за ними Дербент,
Дальше, казалось купцу, хода нет.
Море Хвалынское он пересёк,
Что впереди, всем купцам невдомёк.
Бед было много на этом пути,
Цели намечены, надо идти.
Индию первым увидел купец,
Эх, торговать бы, сказал молодец!
Много чудес повидал в тех краях,
Странно одеты султан и монах.
Где бы мы ни были, тянет домой,
В Кафу вернулся купец чуть живой.
Было два моря, один океан,
Индия, Африка, также Иран.
Знаем, закончился путь тот в Крыму,
Слава Никитину, слава ему!

Афанасий Никитин в названиях

  • подводная гора Афанасия Никитина в Индийском океане (минимальная глубина над вершиной — 1549 м, координаты: 3°00′ ю. ш. 83°00′ в. д.HGЯO), открытая советскими учёными в 1961 году на основании исследований в 31-м и 33-м рейсах НИС «Витязь»;
  • набережная Афанасия Никитина — в Твери;
  • переулок Афанасия Никитина — в Феодосии;
  • улица Афанасия Никитина — в Феодосии;
  • улица Афанасия Никитина — в Чебоксарах;
  • улица Афанасия Никитина — в Одессе;
  • теплоход «Афанасий Никитин»;
  • «Афанасий Никитин» — фирменный пассажирский поезд ОАО «РЖД»;
  • «Афанасий Никитин» — Airbus A320 ОАО Аэрофлот-Российские Авиалинии бортовой номер VP-BQU;
  • «Афанасий Никитин буги» — песня группы Аквариум;
  • «Афанасий» — пиво, которое производится в Твери с 1994 года; на этикетке изображён купец.

Открытие памятника Афанасию Никитину в Индии

Биография

Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Совершил путешествие в 1468—1474 годах (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами) по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл своё путешествие грешным, и это первое в русской литературе описание антипаломничества.

Никитин отправился в путь из Твери: «Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича.»

В Нижнем Новгороде Афанасий две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха и продолжил путешествие с ним. Ограбленный астраханскими татарами в устье Волги, Никитин и другие купцы сопровождавшие посла не могли возвратиться, их назад, вверх по реке, не пропустили. И они отправились на 2 судах в Дербент. Во время бури, меньшее судно разбило о берег у города Тарки, и кайтаки всех взяли в плен.

Почтовая марка СССР

После прибытия в Дербент, Афанасий бил челом московскому послу подьячему Василию Папину и послу ширваншаха Хасан-беку, чтобы они похлопотали о людях, которых кайтаки под Тарками захватили. Хасан-бек ездил к Булат-беку просить. По просьбе Булат-бека ширваншах послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку письмо по которому освободили пленных. Потом Афанасий и другие русские ездили к ширваншаху в ставку с просьбой профинансировать их возвращение на Русь, но он не дал им ничего.

Затем Никитин пишет: «А я пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку». Однако он ошибся в расчёте:

Обманувшись в надеждах относительно торговых выгод, Никитин вдобавок подвергся и большой опасности:

В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, пышность дворцов их, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии:

Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер:

В связи с присутствием в «Хожении» арабско-персидской лексики и мусульманских молитв (в частности, заключительного текста из Корана), обсуждался вопрос о том, не принял ли Афанасий в Индии ислам. Ряд исследователей (например, Г. Ленхофф) считали его «отступником», в то время как Я. С. Лурье полагал, что следует доверять собственным словам Никитина о сохранении им православия; в случае, если бы он был обрезан во время своих скитаний по своей воле, он едва ли отправился бы домой на Русь, где ему угрожала бы смерть за перемену веры, помимо долговой ямы, да и если бы он был обрезан не по своей воле, то это надо было бы ещё доказать. Как раз подробные записки о грешном хожении должны были бы спасти Никитина и от обвинений в переходе в другую веру, и от долговой ямы, и если бы он был обрезан, он бы это рассказал.

Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хожении» — перепродажа жеребца — обошлась ему в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе»).

Наконец Никитин выбрал путь домой — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию) и через Подолию и Смоленск. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) осенью 1474 года. В 1475 году благодаря его спутникам, московским купцам, его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, и текст её был внесён в Летописный свод 1489, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный текст (но сильнее отредактированный составителем) имеется в Троицком сборнике.

В новое время записки были обнаружены Н. М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.

Наследие русского мореплавателя

Афанасий Никитин не был женат, не оставил он после себя и наследников. Однако после смерти мореплавателя остались ценные рукописи, повествующие о его удивительном путешествии в Индию. За три года странствий Никитин изучил чужеземные языки, и его сообщения пестрели персидскими, арабскими и тюркскими словами.

Во время своего возвращения на родину купец оказался в турецком городе Трабзоне, где его арестовали, приняв за шпиона. В итоге Никитину удалось вырваться на свободу, но он был совершенно разорен, и все, что имел при себе – лишь рукописи, подтверждавшие его удивительные открытия.

Биография Афанасия Никитина была бы более полной, если бы не резкое ухудшение здоровья, связанное с путешествием по странам с экзотическим климатом. Скончался тверской купец в 1475 году в Смоленске. Его рукописи были доставлены купцами в Москву, где были переданы советнику князя Ивана III. Они не были оставлены без внимания и в 1480 году вошли в летопись.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Вклад в науку

Главный вклад Афанасия Никитина связан с развитием географии как науки: он стал одним из первых людей, совершивших путешествие в Турцию и Персию, а также первым европейским купцом, ступившим на земли Индии.

Если кратко, то в общей совокупности Никитин посетил 57 городов. Пройденный им маршрут на контурной карте очень впечатляет тех, кто желает ознакомиться с подробностями его путешествия. Описания жизни местных жителей этих стран и городов позволили в подробностях узнать о народах других стран. Афанасия можно назвать не только выдающимся путешественником, но и потрясающим писателем, навеки увековечившим свое имя в истории.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий