Самые известные и красивые картины айвазовского

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).

Картина Ивана Айвазовского «Радуга»

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Босфоре»

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.

Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Картина Ивана Айвазовского «Хаос»

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Картина Ивана Айвазовского «Буря»

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой»

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Путешествуя по выставочным залам

Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.

Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – «Девятый вал» и «Волна». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.

Тонущий корабль. 1854 год.

Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – «Тонущий корабль». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.

Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.

Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.

Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Биография

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Портрет Ивана Айвазовского

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.

Картина Ивана Айвазовского «Черное море»

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

Иван Айвазовский в молодости

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию

В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве

Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.

Иван Айвазовский за работой

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Самые известные картины Ивана Айвазовского

Картины Ивана Айвазовского посвящены не только морю и сражениям российского флота. Он писал пейзажи Малороссии, портреты, изображал библейские события. Наиболее известные из его работ:

  • «Берег моря ночью. У маяка» (1837) — хранится в Феодосийской картинной галерее, написана художником в возрасте 20 лет.
  • «Большой Петергофский дворец» (1844) — работа пропитана романтическим настроением, создавалась автором для прославления русского искусства в целом.
  • «Восточная сцена. Каик с турчанками» (1846) — произведение появилось после путешествия живописца в свите великого князя Константина Николаевича на военном корабле к берегам Турции.
  • «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848) — прославление исторического события: победы русского флота в Чесменском бою.
  • «Девятый вал» (1850) — одна из самых знаменитых в мире картин, созданная по рыбацким рассказам и собственным переживаниям во время бури в Бискайском заливе.
  • «Зимняя сцена в Малороссии» (1860-е) — один из десяти снежных пейзажей, созданных художником. Находится в частной коллекции.
  • «Всемирный потоп» (1864) — мастер изобразил в библейской сцене не традиционный ковчег Ноя, а погибающий от воды окружающий мир.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Тифлис

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Усыновил своего же внука

Первая жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.

Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.

Неоконченная картина

Признание таланта и заслуг Айвазовского не оставляло его до конца жизни. В 1864 году он был пожалован потомственным дворянством и чином действительного тайного советника. Этот чин соответствует званию адмирала. Все награды, чины и звания были заслуженными. Помимо огромного художественного наследия, Айвазовский оставил потомкам в своей Феодосии школу, музей и картинную галерею. Финансово помогал прокладывать железную дорогу в Джанкой.

80-летие художника праздновало чуть ли не все побережье Черного моря – настолько он был любим и популярен. А через два года Айвазовского не стало. Он умер в 1900 году, ночью, во сне от кровоизлияния в мозг. В его мастерской осталось на мольберте последнее недописанное полотно «Взрыв корабля».


Последняя картина Айвазовского «Взрыв турецкого корабля»

Похоронили художника в армянской церкви Сурб Саркис. Вторая супруга пережила его на 44 года.

Также о картинах и биографии Ивана Айвазовского смотрите в видео:

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.


Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.


Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков — успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.


Штиль

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг — поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста — «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.


Девятый вал

Лечение аллергических высыпаний на коже

Лечение аллергических высыпаний на коже невозможно без идентификации аллергена и исключения контактирования с возбудителем аллергии. Иногда этого бывает достаточно для стихания симптомов реакции. Легкие формы аллергии, не сопровождающиеся общим ухудшением состояния пациента, обычно лечат препаратами местного воздействия.

Комплексное лечение аллергических высыпаний проводится при развитии тяжелой реакции, больших масштабах поражения и подключении общей клинической симптоматики.

Комплексное лечение включает в себя:

  • противоаллергические препараты (препараты первого поколения – супрастин, диазолин, тавегил; препараты второго поколения – лоратадин, фенистил; препараты третьего поколения – кларитин, телфаст, кестин);
  • гормональная терапия (гидрокортизон, преднизолон, триамцинолон);
  • глюкокортикоидные мази;
  • антибактериальные и бактерицидные мази;
  • транквилизирующие кремы.

В качестве вспомогательной терапии можно использовать рецепты народной медицины:

  • компрессы и умывания отварами трав (ромашка, боярышник, цикорий, шиповник, пустырник);
  • чай из трав, который следует пить в течение дня (крапива, хмель, череда, солодка);
  • примочки из огуречного сока;
  • мазь из 2 частей оливкового масла, 1 части домашней сметаны и 1 части детской присыпки, перемешать и накладывать на 20 минут.

Любое лечение аллергических высыпаний нужно начинать с пресечения контактов организма с аллергеном в любом виде.

Деятельность в родном городе

В 1845 году художник возвращается в Феодосию. Обеспокоенный благоустройством родного города он открыл художественную школу. Которая способствовала возникновению своеобразного исполнения крымских живописцев. Достаточно долго он подготавливал помещение для занятий. Твердые убеждения, знание своего дела и настойчивость сделали его довольно грозным учителем и не каждый выдерживал его уроки. Он был яростным защитником исторических ценностей и археологом, многие из его находок находятся в Эрмитаже. На все раскопки он ездил со своей женой, которая поддерживала мужа во всех его начинаниях. Будучи сторонником увеличения родного города, он публиковал письма с просьбами о формировании порта в Феодосии. Так же благодаря ему была приведена в жизнь задумка железной дороги «Феодосия-Джанкой». По его инициативе был построен концертный зал и расширена городская библиотека. В 1880 году он обустроил картинную галерею в собственном доме. Там выставлялись его новые работы, недавно законченные полотна и холсты которые скором времени будут вывезены из страны на выставки или в связи с их продажей.

Среди волн (1898)

Закончим наш обзор картиной, которая наиболее полно отображает все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Так красками передать настроение моря на холсте мог только он.

Буря в самом разгаре, но до кульминации еще далеко. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.

По хронологии картина написана позже других полотен, и стала логическим, а скорее символическим, «завещанием» мастера. Вот также среди бушующих волн прошла яркая, бурная, наполненная волнительными событиями, жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского среди армян.

8

Оценка, продажа и скупка картин Айвазовского

Особенности оценки картины Айвазовского

Как было сказано выше, картины Айвазовского пользуются большой популярностью мошенников. Его работы умудрялись подменять подделками прямо в музеях, поэтому при покупке или продаже картины нужно быть предельно внимательным. Любая сделка с картинами столь известного мастера должна начинаться с экспертной оценки работы. Если вы желаете оценить имеющуюся у вас картину художника, мы рады предложить вам услуги ведущих центров экспертизы и оценки. Научнеые центры располагают лабораториями и штатом опытных специалистов, которые профессионально проведут экспертизу картин Айвазовского.

Эксперты центра оценки смогут оценить картину Айвазовского по разным параметрам: определят физическое состояние картины, используемые автором художественные приемы, установят ее подлинность и пр.

Особенности продажи картин Айвазовского

У владельца антиквариата может возникнуть естественный вопрос о том, где продать картину Айвазовского, чтобы сделка была выгодной. Хорошую цену вам могут предложить только ценители искусства, так как обычный человек едва ли захочет платить миллионы за живопись. Найти таких ценителей вы можете на нашей площадке. Наш ресурс посещают коллекционеры и те, кто желает продать свой антиквариат.

Как продать картину Айвазовского? Для начала мы рекомендуем узнать оценочную стоимость у эксперта. Цена картины зависит от многих параметров: сохранности полотна, значимости и редкости сюжета, времени, когда оно было создано, и так далее. Эксперт сможет учесть все эти параметры и назвать ориентировочную цену картины.

На следующем шаге можно выставить антиквариат на продажу, например, в нашей галерее. Здесь вы сможете продать картину Айвазовского быстрее, так как ваше предложение увидит много заинтересованных покупателей. При этом вы можете указывать свою цену и обсуждать ее с покупателем.

Мы также ведем скупку картин Айвазовского у тех, кто не хотел бы тратить время на ожидание предложений от покупателей. При этом вы продадите полотно за меньшие деньги, но получите их сразу.

Особенности работы и стиля Айвазовского

Стремительность работы

Одной из отличительных черт в работе Айвазовского была стремительность создания картины. В то время как другие художники могли работать над одним полотном годами и даже десятилетиями, Айвазовский создавал полотно в течение нескольких часов или дней. Он не вынашивал и не перерисовывал картину многократно, как это делал Репин, например, в процессе своей многолетней работы с картиной об убийстве Иваном Грозным своего сына, а часто создавал произведение за один раз. Если находил в работе какие-то недочеты, то изображал этот же сюжет заново уже на новом полотне. По его собственным словам, лишь одна картина заняла у него целых десять дней — «Среди волн». Он вложил в нее максимум сил и создал уже на закате жизни, применив весь свой широчайший опыт художника-мариниста.


Картина «Среди волн». И.К. Айвазовский. 1898 г.

Изображение по памяти

Еще одной особенностью в работе Айвазовского было изображение сюжетов по памяти. По рассказам знакомых художника, ему достаточно было нанести всего несколько линий на лист бумаги, чтобы потом создать очередной шедевр. Так, однажды он гулял вместе с художником И. Остроуховым на берегу океана в Биаррице (Франция). Во время прогулки Айвазовский нанес в записную книжку всего несколько линий, которые указывали линию океана, береговую линию и очертания гор, а затем поинтересовался у попутчика точками восхода и захода солнца (день был пасмурный). На другой день художник уже представил три картины увиденного морского пейзажа при разном положении солнца.

Авторская лессировка

Свои полотна Айвазовский изображал чаще всего с помощью техники лессировки, подразумевающей нанесение одного слоя краски поверх другого. Тончайшие мазки накладывались рукой мастера столь умело, что у него выходила чистейшая вода, насыщенная земля или яркое небо. Так как художник рисовал быстро, в его лессировке есть особенности, характерные только для Айвазовского. Применение этой техники объясняет высокую сохранность работ мастера, так как многослойность картины предохраняет краски от пересыхания и растрескивания.


И.К. Айвазовский. «Буря у скалистых берегов». 1875 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Самые известные и красивые картины айвазовского

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).

Картина Ивана Айвазовского «Радуга»

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Босфоре»

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.

Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Картина Ивана Айвазовского «Хаос»

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Картина Ивана Айвазовского «Буря»

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой»

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Путешествуя по выставочным залам

Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.

Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – «Девятый вал» и «Волна». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.

Тонущий корабль. 1854 год.

Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – «Тонущий корабль». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.

Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.

Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.

Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Биография

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Портрет Ивана Айвазовского

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.

Картина Ивана Айвазовского «Черное море»

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

Иван Айвазовский в молодости

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию

В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве

Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.

Иван Айвазовский за работой

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Самые известные картины Ивана Айвазовского

Картины Ивана Айвазовского посвящены не только морю и сражениям российского флота. Он писал пейзажи Малороссии, портреты, изображал библейские события. Наиболее известные из его работ:

  • «Берег моря ночью. У маяка» (1837) — хранится в Феодосийской картинной галерее, написана художником в возрасте 20 лет.
  • «Большой Петергофский дворец» (1844) — работа пропитана романтическим настроением, создавалась автором для прославления русского искусства в целом.
  • «Восточная сцена. Каик с турчанками» (1846) — произведение появилось после путешествия живописца в свите великого князя Константина Николаевича на военном корабле к берегам Турции.
  • «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848) — прославление исторического события: победы русского флота в Чесменском бою.
  • «Девятый вал» (1850) — одна из самых знаменитых в мире картин, созданная по рыбацким рассказам и собственным переживаниям во время бури в Бискайском заливе.
  • «Зимняя сцена в Малороссии» (1860-е) — один из десяти снежных пейзажей, созданных художником. Находится в частной коллекции.
  • «Всемирный потоп» (1864) — мастер изобразил в библейской сцене не традиционный ковчег Ноя, а погибающий от воды окружающий мир.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Тифлис

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Усыновил своего же внука

Первая жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.

Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.

Неоконченная картина

Признание таланта и заслуг Айвазовского не оставляло его до конца жизни. В 1864 году он был пожалован потомственным дворянством и чином действительного тайного советника. Этот чин соответствует званию адмирала. Все награды, чины и звания были заслуженными. Помимо огромного художественного наследия, Айвазовский оставил потомкам в своей Феодосии школу, музей и картинную галерею. Финансово помогал прокладывать железную дорогу в Джанкой.

80-летие художника праздновало чуть ли не все побережье Черного моря – настолько он был любим и популярен. А через два года Айвазовского не стало. Он умер в 1900 году, ночью, во сне от кровоизлияния в мозг. В его мастерской осталось на мольберте последнее недописанное полотно «Взрыв корабля».


Последняя картина Айвазовского «Взрыв турецкого корабля»

Похоронили художника в армянской церкви Сурб Саркис. Вторая супруга пережила его на 44 года.

Также о картинах и биографии Ивана Айвазовского смотрите в видео:

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.


Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.


Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков — успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.


Штиль

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг — поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста — «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.


Девятый вал

Лечение аллергических высыпаний на коже

Лечение аллергических высыпаний на коже невозможно без идентификации аллергена и исключения контактирования с возбудителем аллергии. Иногда этого бывает достаточно для стихания симптомов реакции. Легкие формы аллергии, не сопровождающиеся общим ухудшением состояния пациента, обычно лечат препаратами местного воздействия.

Комплексное лечение аллергических высыпаний проводится при развитии тяжелой реакции, больших масштабах поражения и подключении общей клинической симптоматики.

Комплексное лечение включает в себя:

  • противоаллергические препараты (препараты первого поколения – супрастин, диазолин, тавегил; препараты второго поколения – лоратадин, фенистил; препараты третьего поколения – кларитин, телфаст, кестин);
  • гормональная терапия (гидрокортизон, преднизолон, триамцинолон);
  • глюкокортикоидные мази;
  • антибактериальные и бактерицидные мази;
  • транквилизирующие кремы.

В качестве вспомогательной терапии можно использовать рецепты народной медицины:

  • компрессы и умывания отварами трав (ромашка, боярышник, цикорий, шиповник, пустырник);
  • чай из трав, который следует пить в течение дня (крапива, хмель, череда, солодка);
  • примочки из огуречного сока;
  • мазь из 2 частей оливкового масла, 1 части домашней сметаны и 1 части детской присыпки, перемешать и накладывать на 20 минут.

Любое лечение аллергических высыпаний нужно начинать с пресечения контактов организма с аллергеном в любом виде.

Деятельность в родном городе

В 1845 году художник возвращается в Феодосию. Обеспокоенный благоустройством родного города он открыл художественную школу. Которая способствовала возникновению своеобразного исполнения крымских живописцев. Достаточно долго он подготавливал помещение для занятий. Твердые убеждения, знание своего дела и настойчивость сделали его довольно грозным учителем и не каждый выдерживал его уроки. Он был яростным защитником исторических ценностей и археологом, многие из его находок находятся в Эрмитаже. На все раскопки он ездил со своей женой, которая поддерживала мужа во всех его начинаниях. Будучи сторонником увеличения родного города, он публиковал письма с просьбами о формировании порта в Феодосии. Так же благодаря ему была приведена в жизнь задумка железной дороги «Феодосия-Джанкой». По его инициативе был построен концертный зал и расширена городская библиотека. В 1880 году он обустроил картинную галерею в собственном доме. Там выставлялись его новые работы, недавно законченные полотна и холсты которые скором времени будут вывезены из страны на выставки или в связи с их продажей.

Среди волн (1898)

Закончим наш обзор картиной, которая наиболее полно отображает все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Так красками передать настроение моря на холсте мог только он.

Буря в самом разгаре, но до кульминации еще далеко. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью.

По хронологии картина написана позже других полотен, и стала логическим, а скорее символическим, «завещанием» мастера. Вот также среди бушующих волн прошла яркая, бурная, наполненная волнительными событиями, жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского среди армян.

8

Оценка, продажа и скупка картин Айвазовского

Особенности оценки картины Айвазовского

Как было сказано выше, картины Айвазовского пользуются большой популярностью мошенников. Его работы умудрялись подменять подделками прямо в музеях, поэтому при покупке или продаже картины нужно быть предельно внимательным. Любая сделка с картинами столь известного мастера должна начинаться с экспертной оценки работы. Если вы желаете оценить имеющуюся у вас картину художника, мы рады предложить вам услуги ведущих центров экспертизы и оценки. Научнеые центры располагают лабораториями и штатом опытных специалистов, которые профессионально проведут экспертизу картин Айвазовского.

Эксперты центра оценки смогут оценить картину Айвазовского по разным параметрам: определят физическое состояние картины, используемые автором художественные приемы, установят ее подлинность и пр.

Особенности продажи картин Айвазовского

У владельца антиквариата может возникнуть естественный вопрос о том, где продать картину Айвазовского, чтобы сделка была выгодной. Хорошую цену вам могут предложить только ценители искусства, так как обычный человек едва ли захочет платить миллионы за живопись. Найти таких ценителей вы можете на нашей площадке. Наш ресурс посещают коллекционеры и те, кто желает продать свой антиквариат.

Как продать картину Айвазовского? Для начала мы рекомендуем узнать оценочную стоимость у эксперта. Цена картины зависит от многих параметров: сохранности полотна, значимости и редкости сюжета, времени, когда оно было создано, и так далее. Эксперт сможет учесть все эти параметры и назвать ориентировочную цену картины.

На следующем шаге можно выставить антиквариат на продажу, например, в нашей галерее. Здесь вы сможете продать картину Айвазовского быстрее, так как ваше предложение увидит много заинтересованных покупателей. При этом вы можете указывать свою цену и обсуждать ее с покупателем.

Мы также ведем скупку картин Айвазовского у тех, кто не хотел бы тратить время на ожидание предложений от покупателей. При этом вы продадите полотно за меньшие деньги, но получите их сразу.

Особенности работы и стиля Айвазовского

Стремительность работы

Одной из отличительных черт в работе Айвазовского была стремительность создания картины. В то время как другие художники могли работать над одним полотном годами и даже десятилетиями, Айвазовский создавал полотно в течение нескольких часов или дней. Он не вынашивал и не перерисовывал картину многократно, как это делал Репин, например, в процессе своей многолетней работы с картиной об убийстве Иваном Грозным своего сына, а часто создавал произведение за один раз. Если находил в работе какие-то недочеты, то изображал этот же сюжет заново уже на новом полотне. По его собственным словам, лишь одна картина заняла у него целых десять дней — «Среди волн». Он вложил в нее максимум сил и создал уже на закате жизни, применив весь свой широчайший опыт художника-мариниста.


Картина «Среди волн». И.К. Айвазовский. 1898 г.

Изображение по памяти

Еще одной особенностью в работе Айвазовского было изображение сюжетов по памяти. По рассказам знакомых художника, ему достаточно было нанести всего несколько линий на лист бумаги, чтобы потом создать очередной шедевр. Так, однажды он гулял вместе с художником И. Остроуховым на берегу океана в Биаррице (Франция). Во время прогулки Айвазовский нанес в записную книжку всего несколько линий, которые указывали линию океана, береговую линию и очертания гор, а затем поинтересовался у попутчика точками восхода и захода солнца (день был пасмурный). На другой день художник уже представил три картины увиденного морского пейзажа при разном положении солнца.

Авторская лессировка

Свои полотна Айвазовский изображал чаще всего с помощью техники лессировки, подразумевающей нанесение одного слоя краски поверх другого. Тончайшие мазки накладывались рукой мастера столь умело, что у него выходила чистейшая вода, насыщенная земля или яркое небо. Так как художник рисовал быстро, в его лессировке есть особенности, характерные только для Айвазовского. Применение этой техники объясняет высокую сохранность работ мастера, так как многослойность картины предохраняет краски от пересыхания и растрескивания.


И.К. Айвазовский. «Буря у скалистых берегов». 1875 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий