Иван айвазовский

«Чесменский бой» (1848)

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин «Чесменский бой», написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.

После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: «…Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелаге господствующими…» Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища — блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Вилла Маэстро

Слава Айвазовского на протяжении многих лет как бы освещает Феодосию, и этот город немыслим без его дома. Миллионы людей побывали в нем и создали всенародную известность имени Айвазовского и его искусству.

Изначально дом Ивана Константиновича строился для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса по проекту самого художника. Гости, которые приезжали к Айвазовскому, да и сами феодосийцы называли его дом не иначе как «вилла Маэстро». Этому названию соответствовала не только личность хозяина дома, но и внешнее и внутреннее убранство дома. Двери его дома ежедневно были широко и гостеприимно распахнуты для гостей.

Первая экспозиция в доме художника была открыта в 1845 году и состояла из 49 работ. А спустя 35 лет Айвазовский открыл в своем доме большой выставочный зал, выстроенный специально под картинную галерею. К этому времени в России только два подобных учреждения были открыты для всеобщего доступа: Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. В этом галерея Айвазовского опередила и Русский музей, и Третьяковскую галерею. И сегодня замечательные полотна Айвазовского украшают многие музеи мира, но поистине сокровищницей его творений всегда была и остается картинная галерея в Феодосии.

На втором этаже дома по фасаду, выходящему к морю, расположены три парадных зала, предназначенных для приемов. Во двор обращены небольшие жилые комнаты и помещения для гостей. На нижнем этаже расположены столовая, буфетная и ряд других помещений. Непосредственно к жилым комнатам примыкала мастерская. Это была большая неправильной формы комната с высоким окном, выходившим на пустынный двор. Все посетители мастерской отмечали простоту обстановки. Такой она выглядит и на старинной фотографии. Мастерская была почти пуста: посредине стоял небольшой мольберт, у мольберта невысокий стул, под окном – простой сосновый столик для красок и кистей. Справа от окна – шкаф для хранения материалов. Стены мастерской были выкрашены в красный цвет. Этот цвет хорошо оттенял голубые, зеленые и серые тона марин Айвазовского

Художник объяснял простоту обстановки своей мастерской тем, что он работал по воображению и не любил, чтобы что-нибудь рассеивало его внимание

Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры, однако истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. У него еще смолоду сложился свой взгляд на творчество, а отсюда и своя система, свой метод работы. «Живописец, только копирующий природу, – говорил он, – становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры».

Биография Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский (настоящее имя — Ованнес Айвазян) появился на свет в городе Феодосия, 17 июля 1817 года, в многодетной семье торговца Константина Айвазяна — армянина, переехавшего в Крым. У будущего художника были брат и три сестры.

Творческий талант Вани Айвазовского проявился рано и привлёк внимание Якова Христиановича Коха, известного местного архитектора. Тот дал мальчику несколько уроков и рекомендовал его, как подающего большие надежды, губернатору города

Это способствовало дальнейшему обучению ребёнка, семья которого разорилась ещё до его рождения, после страшной чумной эпидемии 1812 года.

Дарование и рекомендации покровителей позволили 16-летнему подростку поступить за государственный счёт в Императорскую Академию северной столицы. Первым его учителем стал известный пейзажист Максим Воробьёв. Вскоре Иван Айвазовский получил награду за «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Тогда его определили в ученики к знаменитому французу, мастеру водных картин, Филиппу Таннеру (Philippe Tanneur). А уроки батальной живописи он брал у Александра Ивановича Зауервейда.

Благодаря таланту, работоспособности, умению полностью отдаваться своему занятию, Иван Айвазовский был выпущен из Академии за два года до окончания. Он вернулся в Крым, где самостоятельно оттачивал своё мастерство. Молодой живописец не только делал наброски, но и принимал посильное участие в очередной турецкой войне. Под впечатлением от событий, появился «Десант отряда Раевского в долине Субаши». Император Николай Первый высоко оценил работу, взяв молодого человека под своё покровительство.

Несколько последующих лет заняло заграничное путешествие. Иван Константинович посетил Венецию, Португалию, Францию. В 1844 году, по возвращении на родину, он получил должность живописца при Главном морском Штабе России.

Очень много художник сделал для развития малой родины — города Феодосии. Благодаря Айвазовскому в 1886 году был проложен водопровод от Субашского источника в центр города, где по проекту живописца устроили фонтан. Иван Айвазовский открыл картинную галерею, библиотеку, концертный зал, школу искусств, активно интересовался археологией, руководил множеством раскопок, инициировал строительство железнодорожной ветки из Феодосии до Джанкоя.

Иван Константинович Айвазовский активно трудился до самой смерти. Последняя его работа «Взрыв турецкого корабля», начатая в возрасте 82-х лет, осталась незавершённой. Гениальный маринист скончался 19 апреля 1900 года и прах его погребён на внутренней территории древней армянской церкви.

Творчество Айвазовского

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

«Радуга» (1873)

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: «Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…»

«Радуга»

Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил.  Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Рекомендации родителям:

Опишите картину.  Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете?   Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

В последний путь

«Девятый вал» (1850)

Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны  ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом  событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?
  • Какие чувства оно вызывает?
  • Какое время дня показал художник?
  • Видят ли моряки берег?
  • Почему один из моряков машет красным платком?
  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
  • Всегда ли человек может управлять природой?

Биография 2

Иван Айвазовский — русский художник-маринист. Появился на свет 17 июля 1817 года в армянской семье под именем Ованнес. Иван с малых лет начал увлекаться музыкой, рисованием и даже сам обучился игре на скрипке. Известный архитектор Яков Кох является одним из первых, кто заметил одаренность Айвазовского, дал ему основные уроки и всячески помогал в развитии способностей.

Иван переехал в Петербург в возрасте 16 лет и начал обучение в академии у живописца Воробьева. Уже тогда он показывал невообразимые результаты своего труда, а позже стал помощником французского мариниста Филиппа Таннера.

Художник запрещал Айвазовскому писать картины самостоятельно, но тот все же ослушался наставника. Его работы получали очень хорошие комментарии. Но вскоре Таннер пожаловался царю Николаю I и все произведения молодого художника убрали с выставки. Только спустя полгода он заслужил прощение и занялся изображением морских баталий. Всего через несколько месяцев он получил награду за картину «Штиль». Вскоре художественная академия приняла решение закончить обучение Айвазовского на пару лет раньше положенного за его успехи. Вместо учебы он должен был самостоятельно работать в Крыму, а потом отправиться в командировку за границу 6 лет.

В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Затем Айвазовский уехал в Венецию, а потом в Рим. Иван очень много проработал в Италии, где получал в основном только положительные отзывы местных критиков. Затем он посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где гулял слух, что художник погиб при кораблекрушении.

Айвазовский продолжал путешествовать и стал знаменит почти во всем мире. Сейчас он известен больше всего как маринист, но Иван также писал крымские пейзажи и исторические события. За всю жизнь он создал более 6 тысяч произведений, среди которых известные всем «Девятый вал» и «Наполеон на острове Святой Елены». Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, находящуюся в его собственном доме.

Иван Айвазовский закончил свой жизненный путь в 1900 году на родине и похоронен около средневековой армянской церкви.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Детство и юность

Художественные способности Айвазовского проявились уже в раннем детстве. К счастью, это не осталось незамеченным

В городе нашлись люди, обратившие внимание на талантливого мальчика и принявшие участие в его судьбе. Живший в Феодосии архитектор Я

Х. Кох дал ему начальные уроки рисования и рекомендовал его местному градоначальнику А. И. Казначееву, поддержка которого позволила будущему художнику сначала окончить симферопольскую гимназию, а затем поступить на учебу за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

28 августа 1933 года Айвазовский приехал в Санкт-Петербург и приступил к занятиям в Академии. Его учителями были пейзажист М. Воробьев, маринист Ф. Таннер, баталист А. Зауервейд. Успех сопутствовал молодому художнику, даже несмотря на конфликт с Ф. Таннером. В 1933 году он был удостоен серебряной медали за пейзажи Вид на взморье в окрестностях Петербурга, а также Этюд воздуха над морем. В сентябре 1837 года последовал новый успех Большая золотая медаль за картину Штиль.

Основные даты

  • 1817 17 (29) — июля в Феодосии в семье мелкого служащего Константина Григорьевича Айвазовского, переселившегося в начале XIX века из Галиции в Крым, родился третий сын — Иван.
  • 1830 — Айвазовский поступил в Симферопольскую гимназию.
  • 1833 — 22 июля (3 августа) Айвазовский определен в Академию художеств казеннокоштным академистом.
  • 1834 — В начале года был прикомандирован Академией в помощники приехавшему в Петербург французскому маринисту Филиппу Таннеру, выполнявшему заказ Николая I.
  • 1835 — 24 сентября (6 октября) за картину «Этюд воздуха над морем» Айвазовскому присуждена серебряная медаль 2-го достоинства. Состоялось знакомство Айвазовского с М.И. Глинкой, В.Г. Белинским, И.А. Крыловым, В.А. Жуковским.
  • 1836 — 27 сентября (9 октября) Айвазовскому присуждена золотая медаль 2-го достоинства. Сентябрь. Знакомство Айвазовского с А.С. Пушкиным.
  • 1837 — 26 сентября (8 октября) Айвазовскому присуждена золотая медаль 1-го достоинства.
  • 1838 — За выдающиеся успехи в живописи Айвазовский командирован Академией на два года в Крым для самостоятельной работы.
  • 1839 — Весной Айвазовский принял участие под руководством H. Н. Раевского в боевых десантных операциях у Кавказских берегов. Во время плавания на боевых кораблях Черноморского флота находился в среде адмиралов М.П. Лазарева, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, А.И. Панфилова и познакомился со ссыльными декабристами А.И. Одоевским и Н.И. Лорером. 24 сентября (6 октября) за представленные картины, написанные в Крыму, «выпущен из Академии и удостоен звания художника 14-го класса».
  • 1840 — 20 июля (1 августа), «как получивший за отличные успехи в живописи морских видов золотую медаль первого достоинства, на основании Устава Академии, отправлен за границу для дальнейшего усовершенствования в художестве». Осень. Встреча и знакомство Айвазовского с Н.В. Гоголем и с А.А. Ивановым в Венеции.
  • 1842 — Встреча Айвазовского с прославленным английским маринистом Тернером.
  • 1841—1844 — Неоднократные поездки Айвазовского по культурным центрам Европы.
  • 1844 Возвращение Айвазовского в Россию. 21 сентября (3 октября) Айвазовский причислен к Главному морскому штабу.
  • 1844 — 29 сентября (11 октября) Айвазовскому присуждено звание академика.
  • 1845 — 13 (25) апреля Айвазовский отправлен в плавание в Константинополь и Греческий архипелаг с адмиралом Литке. По возвращении из плавания Айвазовский приступил к постройке дома и мастерской в Феодосии.
  • 1846 — 18 (30) мая Айвазовский отметил в Феодосии первое десятилетие своего творчества устройством выставки картин.
  • 1847 — 13 (25) марта Айвазовскому присуждено звание профессора.
  • 1848 — Айвазовский женился на Юлии Яковлевне Грефс.
  • 1848 — Айвазовский устраивает первую выставку своих картин в Москве.
  • 1850 — Айвазовский написал картину «Девятый вал» (Русский музей).
  • 1851 — Айвазовский открыл вторую выставку картин в Москве.
  • 1853 — Айвазовский провел археологические раскопки в окрестностях Феодосии. 5 (17) марта — избран действительным членом Русского географического общества.
  • 1854 — Айвазовский открыл выставку своих батальных картин в осажденном Севастополе.
  • 1857 — Айвазовский устроил выставку своих картин в Париже, за которые ему присужден орден Почетного Легиона.
  • 1865 — Айвазовский зачислен на службу в Академию художеств в связи с открытием в его феодосийской мастерской «Общих художественных мастерских».
  • 1868 — Айвазовский написал цикл картин на тему освободительной борьбы Греции с Турцией.
  • 1871 — Айвазовский построил в Феодосии здание для Историко-археологического музея.
  • 1873 — Написал картину «Радуга» (Третьяковская галлерея).
  • 1876 — 15 (27) мая — избран членом Флорентийской Академии художеств и написал свой автопортрет для галереи Питти.
  • 1879 — Айвазовский предпринял путешествие в Геную для сбора материалов, связанных с открытием Америки Христофором Колумбом.
  • 1880 — Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею. Постановлением феодосийской городской думы избран почетным гражданином города Феодосии.
  • 1881 — Айвазовский написал картину «Черное море» (Третьяковская галерея).
  • 1882 — Айвазовский вступил во второй брак с А.Н. Бурназовой, во вдовстве Саркизовой.
  • 1884 — Айвазовский совершил путешествие по Волге. 1887 Пятидесятилетие творческой деятельности Айвазовского.
  • 1892 — Октябрь. Айвазовский совершил поездку в Америку.
  • 1898 — Айвазовский написал одну из основных своих картин — «Среди волн» (Феодосийская галерея).
  • 1900 — В ночь на 19 апреля (2 мая) И.К. Айвазовский скоропостижно умер.

Семья

В 1948 году Иван Константинович женится на Юлии Яковлевне Гревс, дочери английского врача, находящегося на русской службе. От этого брака родилось четверо детей Елена, Мария, Александра и Жанна. Однако, брак был недолгим. Прожив вместе 12 лет, супруги расстались. Интересно, что некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками.

В 1882 году художник женится вторично. Его женой стала Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Анна Никитична по национальности была армянкой, моложе мужа на 40 лет и очень красивой женщиной. Об этом лучше всяких слов говорят написанные Айвазовским ее портреты.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков — успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.

Штиль

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг — поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста — «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Иван айвазовский

«Чесменский бой» (1848)

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин «Чесменский бой», написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.

После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: «…Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелаге господствующими…» Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища — блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Вилла Маэстро

Слава Айвазовского на протяжении многих лет как бы освещает Феодосию, и этот город немыслим без его дома. Миллионы людей побывали в нем и создали всенародную известность имени Айвазовского и его искусству.

Изначально дом Ивана Константиновича строился для себя и своей семьи по образу и подобию итальянских вилл эпохи Ренессанса по проекту самого художника. Гости, которые приезжали к Айвазовскому, да и сами феодосийцы называли его дом не иначе как «вилла Маэстро». Этому названию соответствовала не только личность хозяина дома, но и внешнее и внутреннее убранство дома. Двери его дома ежедневно были широко и гостеприимно распахнуты для гостей.

Первая экспозиция в доме художника была открыта в 1845 году и состояла из 49 работ. А спустя 35 лет Айвазовский открыл в своем доме большой выставочный зал, выстроенный специально под картинную галерею. К этому времени в России только два подобных учреждения были открыты для всеобщего доступа: Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. В этом галерея Айвазовского опередила и Русский музей, и Третьяковскую галерею. И сегодня замечательные полотна Айвазовского украшают многие музеи мира, но поистине сокровищницей его творений всегда была и остается картинная галерея в Феодосии.

На втором этаже дома по фасаду, выходящему к морю, расположены три парадных зала, предназначенных для приемов. Во двор обращены небольшие жилые комнаты и помещения для гостей. На нижнем этаже расположены столовая, буфетная и ряд других помещений. Непосредственно к жилым комнатам примыкала мастерская. Это была большая неправильной формы комната с высоким окном, выходившим на пустынный двор. Все посетители мастерской отмечали простоту обстановки. Такой она выглядит и на старинной фотографии. Мастерская была почти пуста: посредине стоял небольшой мольберт, у мольберта невысокий стул, под окном – простой сосновый столик для красок и кистей. Справа от окна – шкаф для хранения материалов. Стены мастерской были выкрашены в красный цвет. Этот цвет хорошо оттенял голубые, зеленые и серые тона марин Айвазовского

Художник объяснял простоту обстановки своей мастерской тем, что он работал по воображению и не любил, чтобы что-нибудь рассеивало его внимание

Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры, однако истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. У него еще смолоду сложился свой взгляд на творчество, а отсюда и своя система, свой метод работы. «Живописец, только копирующий природу, – говорил он, – становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры».

Биография Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский (настоящее имя — Ованнес Айвазян) появился на свет в городе Феодосия, 17 июля 1817 года, в многодетной семье торговца Константина Айвазяна — армянина, переехавшего в Крым. У будущего художника были брат и три сестры.

Творческий талант Вани Айвазовского проявился рано и привлёк внимание Якова Христиановича Коха, известного местного архитектора. Тот дал мальчику несколько уроков и рекомендовал его, как подающего большие надежды, губернатору города

Это способствовало дальнейшему обучению ребёнка, семья которого разорилась ещё до его рождения, после страшной чумной эпидемии 1812 года.

Дарование и рекомендации покровителей позволили 16-летнему подростку поступить за государственный счёт в Императорскую Академию северной столицы. Первым его учителем стал известный пейзажист Максим Воробьёв. Вскоре Иван Айвазовский получил награду за «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Тогда его определили в ученики к знаменитому французу, мастеру водных картин, Филиппу Таннеру (Philippe Tanneur). А уроки батальной живописи он брал у Александра Ивановича Зауервейда.

Благодаря таланту, работоспособности, умению полностью отдаваться своему занятию, Иван Айвазовский был выпущен из Академии за два года до окончания. Он вернулся в Крым, где самостоятельно оттачивал своё мастерство. Молодой живописец не только делал наброски, но и принимал посильное участие в очередной турецкой войне. Под впечатлением от событий, появился «Десант отряда Раевского в долине Субаши». Император Николай Первый высоко оценил работу, взяв молодого человека под своё покровительство.

Несколько последующих лет заняло заграничное путешествие. Иван Константинович посетил Венецию, Португалию, Францию. В 1844 году, по возвращении на родину, он получил должность живописца при Главном морском Штабе России.

Очень много художник сделал для развития малой родины — города Феодосии. Благодаря Айвазовскому в 1886 году был проложен водопровод от Субашского источника в центр города, где по проекту живописца устроили фонтан. Иван Айвазовский открыл картинную галерею, библиотеку, концертный зал, школу искусств, активно интересовался археологией, руководил множеством раскопок, инициировал строительство железнодорожной ветки из Феодосии до Джанкоя.

Иван Константинович Айвазовский активно трудился до самой смерти. Последняя его работа «Взрыв турецкого корабля», начатая в возрасте 82-х лет, осталась незавершённой. Гениальный маринист скончался 19 апреля 1900 года и прах его погребён на внутренней территории древней армянской церкви.

Творчество Айвазовского

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

«Радуга» (1873)

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: «Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…»

«Радуга»

Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил.  Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Рекомендации родителям:

Опишите картину.  Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете?   Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

В последний путь

«Девятый вал» (1850)

Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны  ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом  событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?
  • Какие чувства оно вызывает?
  • Какое время дня показал художник?
  • Видят ли моряки берег?
  • Почему один из моряков машет красным платком?
  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
  • Всегда ли человек может управлять природой?

Биография 2

Иван Айвазовский — русский художник-маринист. Появился на свет 17 июля 1817 года в армянской семье под именем Ованнес. Иван с малых лет начал увлекаться музыкой, рисованием и даже сам обучился игре на скрипке. Известный архитектор Яков Кох является одним из первых, кто заметил одаренность Айвазовского, дал ему основные уроки и всячески помогал в развитии способностей.

Иван переехал в Петербург в возрасте 16 лет и начал обучение в академии у живописца Воробьева. Уже тогда он показывал невообразимые результаты своего труда, а позже стал помощником французского мариниста Филиппа Таннера.

Художник запрещал Айвазовскому писать картины самостоятельно, но тот все же ослушался наставника. Его работы получали очень хорошие комментарии. Но вскоре Таннер пожаловался царю Николаю I и все произведения молодого художника убрали с выставки. Только спустя полгода он заслужил прощение и занялся изображением морских баталий. Всего через несколько месяцев он получил награду за картину «Штиль». Вскоре художественная академия приняла решение закончить обучение Айвазовского на пару лет раньше положенного за его успехи. Вместо учебы он должен был самостоятельно работать в Крыму, а потом отправиться в командировку за границу 6 лет.

В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Затем Айвазовский уехал в Венецию, а потом в Рим. Иван очень много проработал в Италии, где получал в основном только положительные отзывы местных критиков. Затем он посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где гулял слух, что художник погиб при кораблекрушении.

Айвазовский продолжал путешествовать и стал знаменит почти во всем мире. Сейчас он известен больше всего как маринист, но Иван также писал крымские пейзажи и исторические события. За всю жизнь он создал более 6 тысяч произведений, среди которых известные всем «Девятый вал» и «Наполеон на острове Святой Елены». Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, находящуюся в его собственном доме.

Иван Айвазовский закончил свой жизненный путь в 1900 году на родине и похоронен около средневековой армянской церкви.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Детство и юность

Художественные способности Айвазовского проявились уже в раннем детстве. К счастью, это не осталось незамеченным

В городе нашлись люди, обратившие внимание на талантливого мальчика и принявшие участие в его судьбе. Живший в Феодосии архитектор Я

Х. Кох дал ему начальные уроки рисования и рекомендовал его местному градоначальнику А. И. Казначееву, поддержка которого позволила будущему художнику сначала окончить симферопольскую гимназию, а затем поступить на учебу за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

28 августа 1933 года Айвазовский приехал в Санкт-Петербург и приступил к занятиям в Академии. Его учителями были пейзажист М. Воробьев, маринист Ф. Таннер, баталист А. Зауервейд. Успех сопутствовал молодому художнику, даже несмотря на конфликт с Ф. Таннером. В 1933 году он был удостоен серебряной медали за пейзажи Вид на взморье в окрестностях Петербурга, а также Этюд воздуха над морем. В сентябре 1837 года последовал новый успех Большая золотая медаль за картину Штиль.

Основные даты

  • 1817 17 (29) — июля в Феодосии в семье мелкого служащего Константина Григорьевича Айвазовского, переселившегося в начале XIX века из Галиции в Крым, родился третий сын — Иван.
  • 1830 — Айвазовский поступил в Симферопольскую гимназию.
  • 1833 — 22 июля (3 августа) Айвазовский определен в Академию художеств казеннокоштным академистом.
  • 1834 — В начале года был прикомандирован Академией в помощники приехавшему в Петербург французскому маринисту Филиппу Таннеру, выполнявшему заказ Николая I.
  • 1835 — 24 сентября (6 октября) за картину «Этюд воздуха над морем» Айвазовскому присуждена серебряная медаль 2-го достоинства. Состоялось знакомство Айвазовского с М.И. Глинкой, В.Г. Белинским, И.А. Крыловым, В.А. Жуковским.
  • 1836 — 27 сентября (9 октября) Айвазовскому присуждена золотая медаль 2-го достоинства. Сентябрь. Знакомство Айвазовского с А.С. Пушкиным.
  • 1837 — 26 сентября (8 октября) Айвазовскому присуждена золотая медаль 1-го достоинства.
  • 1838 — За выдающиеся успехи в живописи Айвазовский командирован Академией на два года в Крым для самостоятельной работы.
  • 1839 — Весной Айвазовский принял участие под руководством H. Н. Раевского в боевых десантных операциях у Кавказских берегов. Во время плавания на боевых кораблях Черноморского флота находился в среде адмиралов М.П. Лазарева, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, А.И. Панфилова и познакомился со ссыльными декабристами А.И. Одоевским и Н.И. Лорером. 24 сентября (6 октября) за представленные картины, написанные в Крыму, «выпущен из Академии и удостоен звания художника 14-го класса».
  • 1840 — 20 июля (1 августа), «как получивший за отличные успехи в живописи морских видов золотую медаль первого достоинства, на основании Устава Академии, отправлен за границу для дальнейшего усовершенствования в художестве». Осень. Встреча и знакомство Айвазовского с Н.В. Гоголем и с А.А. Ивановым в Венеции.
  • 1842 — Встреча Айвазовского с прославленным английским маринистом Тернером.
  • 1841—1844 — Неоднократные поездки Айвазовского по культурным центрам Европы.
  • 1844 Возвращение Айвазовского в Россию. 21 сентября (3 октября) Айвазовский причислен к Главному морскому штабу.
  • 1844 — 29 сентября (11 октября) Айвазовскому присуждено звание академика.
  • 1845 — 13 (25) апреля Айвазовский отправлен в плавание в Константинополь и Греческий архипелаг с адмиралом Литке. По возвращении из плавания Айвазовский приступил к постройке дома и мастерской в Феодосии.
  • 1846 — 18 (30) мая Айвазовский отметил в Феодосии первое десятилетие своего творчества устройством выставки картин.
  • 1847 — 13 (25) марта Айвазовскому присуждено звание профессора.
  • 1848 — Айвазовский женился на Юлии Яковлевне Грефс.
  • 1848 — Айвазовский устраивает первую выставку своих картин в Москве.
  • 1850 — Айвазовский написал картину «Девятый вал» (Русский музей).
  • 1851 — Айвазовский открыл вторую выставку картин в Москве.
  • 1853 — Айвазовский провел археологические раскопки в окрестностях Феодосии. 5 (17) марта — избран действительным членом Русского географического общества.
  • 1854 — Айвазовский открыл выставку своих батальных картин в осажденном Севастополе.
  • 1857 — Айвазовский устроил выставку своих картин в Париже, за которые ему присужден орден Почетного Легиона.
  • 1865 — Айвазовский зачислен на службу в Академию художеств в связи с открытием в его феодосийской мастерской «Общих художественных мастерских».
  • 1868 — Айвазовский написал цикл картин на тему освободительной борьбы Греции с Турцией.
  • 1871 — Айвазовский построил в Феодосии здание для Историко-археологического музея.
  • 1873 — Написал картину «Радуга» (Третьяковская галлерея).
  • 1876 — 15 (27) мая — избран членом Флорентийской Академии художеств и написал свой автопортрет для галереи Питти.
  • 1879 — Айвазовский предпринял путешествие в Геную для сбора материалов, связанных с открытием Америки Христофором Колумбом.
  • 1880 — Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею. Постановлением феодосийской городской думы избран почетным гражданином города Феодосии.
  • 1881 — Айвазовский написал картину «Черное море» (Третьяковская галерея).
  • 1882 — Айвазовский вступил во второй брак с А.Н. Бурназовой, во вдовстве Саркизовой.
  • 1884 — Айвазовский совершил путешествие по Волге. 1887 Пятидесятилетие творческой деятельности Айвазовского.
  • 1892 — Октябрь. Айвазовский совершил поездку в Америку.
  • 1898 — Айвазовский написал одну из основных своих картин — «Среди волн» (Феодосийская галерея).
  • 1900 — В ночь на 19 апреля (2 мая) И.К. Айвазовский скоропостижно умер.

Семья

В 1948 году Иван Константинович женится на Юлии Яковлевне Гревс, дочери английского врача, находящегося на русской службе. От этого брака родилось четверо детей Елена, Мария, Александра и Жанна. Однако, брак был недолгим. Прожив вместе 12 лет, супруги расстались. Интересно, что некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками.

В 1882 году художник женится вторично. Его женой стала Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Анна Никитична по национальности была армянкой, моложе мужа на 40 лет и очень красивой женщиной. Об этом лучше всяких слов говорят написанные Айвазовским ее портреты.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков — успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.

Штиль

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг — поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста — «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий