На лыжне с одной палкой. паралимпиец алексей бугаев стал настоящим борцом

Путь к непокоренным вершинам

Парень обозначил свою цель. Научившись сначала ходить на протезах, освоив ролики и велосипед, на горных лыжах он выкладывался по максимуму. Годы упорного труда не прошли даром. Он снова участвует в соревнованиях.  Спортивная карьера набирает обороты. Перед нами разворачивается действие хорошо известной «Повести о настоящем человеке» в современной трактовке.

  1. 1992 – спортсмен участвует в первой в жизни Олимпиаде во французском Альбервиле. В специальном слаломе он вышел победителем, но из-за опоздания на вторую попытку (сломался подъемник) остался без олимпийской медали.
  2. 1994 – Алексей окончил Училище Олимпийского резерва г. Ленинск-Кузнецкий, куда поступил после школы. Занимался на равных со здоровыми ребятами. Лишь на соревнованиях выступал в составе команд инвалидного спорта.
  3. 1994 – Олимпиада в Лиллехаммере. Алексей завоевывает две медали, одна из них золотая, другая бронзовая.
  4. 1996 – серебряный призер Чемпионата Мира в Австрии.
  5. 1998 – взял золото в олимпийских состязаниях в Нагано в гигантском слаломе. Стал заслуженным мастером спорта.
  6. 2001 – на Кубке мира в декабре Алексей сломал ключицу. «Осколочный перелом». Пришлось завершить выступления на соревновании. Но к Олимпиаде готовиться не перестал.
  7. 2001 – основатель общественного Фонда развития инвалидного спорта на Камчатке.
  8. 2002 – бронзовый призер олимпиады Солт-Лейк-Сити США – самая тяжелая медаль. За пару недель до соревнований, тренируясь в Австрии, Алексей упал и опять сломал ту же самую ключицу, ребро, а также «заработал» трещину в лопатке. Советуя меньше двигаться, врачи не понимали, что имеют дело с сибиряком, с его несгибаемым характером. Он будет выступать на Олимпиаде в любом состоянии. Он так решил и сдержал слово. К старту прибыл в инвалидной коляске.
  9. 2007 – окончил в Хабаровске Дальневосточную Государственную Академию физической культуры.
  10. 2010 – Алексей Мошкин завершил профессиональную карьеру, будучи заслуженным мастером спорта и двукратным чемпионом зимних Паралимпийских игр.
  11. 2013 – начинается работа над художественным фильмом «Со дна вершины», в котором спортсмен стал прототипом главного героя. Он один в трех ипостасях: консультант, дублер, актер. Роль ему досталась эпизодическая, а фильм основан на реальных событиях, с ним происходивших.
  12. 2018 – в марте кинолента вышла на широкий экран.
  13. 2018 – поступил учиться на спортивного топ-менеджера в Российский Международный Олимпийский университет. Стать его студентом Алексей мечтал уже давно.
  14. 2020 – диплом РМАО на руках.

Концертный туризм

— А вообще у нас есть по-настоящему талантливые музыканты?

— В России, и уж в Сибири точно, их более чем достаточно. Я-то знаю, всё-таки уже несколько лет веду проект «Молодая музыка Сибири» и представляю слушателям примеры лучших. У нас работает нереальное количество талантливых музыкантов. В своё время Сергей Шнуров сказал: «Заводы стоят, одни гитаристы в стране». Но это разве минус? Это можно использовать в плюс! Популяризация массовой культуры, поддержка музыкантов, создание в регионе популярных фестивалей и их организация – мощнейший магнит для туристов. У нас так много рассуждают о развитии местного туризма, а о концертном никто не задумывается. И я говорю не только о туристах из других городов России, но и об иностранцах. Омичи и не знают, что в Сибири работает огромное количество музыкальных групп, которые подписывают договоры с европейскими лейблами, они объехали всю Европу, а некоторые собирают полные залы в Китае! А представляете, что будет, если создать целую индустрию, работающую систему. Музыканты не хуже омских айтишников станут причиной поступления денег в наш регион. Зарабатывая на турне, они будут приезжать и тратить деньги здесь, запуская маховик родной региональной экономики по полной программе.

— А ведь это интересная мысль. Омичи открыли магазин по продаже омских товаров в Китае, но мало кто думает о том, что в этой стране можно с выгодой продавать не только омскую сгущёнку, сладости и пряники, но и образцы местной культуры…

— Только нужно создать условия для развития творчества, снять искусственные ограничения. У нас в стране даже на культовые фестивали приезжают одни и те же заезженные личности. Для примера возьмём «Нашествие» этого года. Я вижу, что люди, выходящие на сцену, работали спустя рукава (за редким исключением). Ярчайший пример — группа «7Б», некогда ультрапопулярная. Солист не мог не то что петь, а вообще разговаривать, скажем так, он плохо себя чувствовал (улыбается). Я хотел посмотреть, как работают профессионалы, а увидел, что в Омске 70% кавер-групп способны сыграть лучше. Наши ребята душу вкладывают в работу, да и звучание у них лучше. Несмотря на то что аппаратура у нас в городе никакая. Да если им чуть-чуть помочь, подтолкнуть и раскрутить – они всех этих «звёзд» за пояс заткнут! Опять же нужны лишь небольшие усилия СМИ. Многие из них принадлежат государству, и они уже априори должны быть заинтересованы в пропаганде культуры, в том, чтобы помогать создавать индустрию, востребованную и обещающую хорошие доходы в будущем.

— А способны вообще омские музыканты заявить о себе?

— Ещё как! Больше скажу, если их в Омске никто не знает, это не значит, что они непопулярны. Группа GROGGY объехала всю Европу. В группе NYTT LAND собрались одни из ведущих фолк-музыкантов в стране. Они работают с европейскими звёздами. Много и других талантливых ребят, которые, как раньше, говорили, пишут в тумбочку. Потому что у них нет возможности заявить о себе. Музыкальные лейблы не хотят заморачиваться на их раскрутке. И возвращаясь к Дню города и Надежде Бабкиной. Дешевле и полезнее было бы распиарить на городских площадках своих музыкантов, рассказывать через свои каналы информации об омских проектах, чем звать статусную звезду. Помогите молодым, господа чиновники, от вас не убудет, а индустрия будет развиваться. Можно раскрутить своих звёзд и проводить концерты в День города уже известных, хоть и в своём городе, музыкантов. Понятно, что так или иначе талантливая музыка дойдёт до людей. И пример группы «25/17» как нельзя лучше подходит. Они сами себя сделали, только честными и искренними текстами. А ведь это омские парни, ставшие федеральными звёздами. Вот я, кстати, не отказался бы от их концерта на День города, раз уж возникла общественная дискуссия по этому поводу. Чтобы люди не покидали Омск, им нужно вдохновение. А музыка – это по факту чистое вдохновение. Причём музыка разных направлений – рэп, рок, шансон или народная – главное то, что подаётся в этой музыке, тексты и смыслы. Они становятся девизом. История вокруг концерта Надежды Бабкиной объединила большинство социально активных омичей. У них появилась общая тема, в которой все пришли к консенсусу. Но было бы лучше, если объединяли людей не негативные новости, не протестные настроения, а общая цель.

После аварии – в спорт

– За плечами у многих спортс­менов-колясочников своя трагичная история. Наш земляк Сергей Поддубный неудачно прыгнул в озеро и тяжело травмировал позвоночник. Прокопьевского следж-хоккеиста Александра Чалина лишил обеих ног железнодорожный состав. Алексей, что разделило вашу жизнь на «до» и «после»?

– Я рос в таштагольском посёлке Темиртау. Когда мне было девять лет, особо не любил учиться, носился везде с друзьями, придумывали разные развлечения. Ездили в Каз покататься на шахтовых вагонетках. Много раз катались, без происшествий, всё удачно. Но однажды я поскользнулся, упал под вагонетку – так остался без ног. Когда в больнице лежал, немного переживал, но родители, наверное, больше за меня волновались. А когда выписался из больницы, не почувствовал себя ущербным, т. к. жизнь не особо изменилась. Отец брал меня в поле, я вместе с ним сажал картошку.

Мама давала какие-то задания по дому. С друзьями по-прежнему лазил за яблоками в чужой огород. В пять утра мы выходили на остановку, запрыгивали в вахтовку и ехали в Кедровку. Там весь день сидели на берегу, рыбачили, брали с собой какие-то продукты, варили суп. Увлёкся плаванием: как спустился в первый раз после аварии в воду, так и не вытащить меня было оттуда. Я продолжал играть с друзьями в футбол и хоккей, стоял на воротах. Пацаны везде брали меня с собой, за инвалида меня не считали, поэтому я ничего не боялся, не переживал.

Когда мне было лет 14, узнал, что в Осинниках будет проходить чемпионат области по настольному теннису. До этого я пробовал играть: в посёлке был теннисный стол, я садился на стул и играл с ребятами. Поехал на этот чемпионат, там познакомился с Сергеем Поддубным. Эта встреча в дальнейшем многое определила в моей спортивной карьере.

После девятого класса я переехал в Новокузнецк, учился в гуманитарно-техническом колледже-интернате. Сергей договорился, чтобы меня взяли в СДЮШОР по настольному теннису. Уже после окончания колледжа распорядок дня у меня был такой: с утра ехал в школу, там тренировался, после обеда – на вокзал, оттуда на рейсовом автобусе ехал до Осинников, там тоже играл, в 9-10 часов вечера возвращался в Новокузнецк, а наутро – всё заново. Мне очень нравился этот вид спорта. И результаты были неплохие: в паре с Поддубным мы стали чемпионами России, а в личном первенстве я был вторым.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Рауф Кубаев, Татьяна Новикова, Тамара Цоцория, Константин Кутуев, Яна Поляруш, Иван Тихонов
  • Главный консультант: Михаил Тереньтьев
  • Спортивный консультант: Александр Назаров
  • Консультант и тренер главного героя: Алексей Мошкин
  • Режиссёры-постановщики: Яна Поляруш, Тамара Цоцория и Константин Кутуев при участии Мурада Алиева
  • Оператор-постановщик: Илья Овсенев
  • Оператор-постановщик специальных съёмок: Николай Пиотровский при участии Владимира Климова, R.G.C
  • Художник-постановщик: Виктор Зудин при участии Владимира Трапезникова
  • Художник по реквизиту: Денис Пестролобов
  • Художник-раскадровщик: Наталья Гуркина
  • Художник по костюмам: Наталья Белоусова при участии Ольги Лукиной
  • Художник по гриму: Ирина Козаченко
  • Режиссёр монтажа: Ольга Гриншпун
  • Монтаж: Оксана Крачевская
  • Звукорежиссёр: Владимир Литровник
  • Вторые режиссёры: Ольга Смирнова, Иван Заваруев, Андрей Иванов, Анна Куранова
  • Кастинг-директор: Юлия Погребняк
  • Постановщик трюков: Антон Смекалкин при участии Сергея Воробьёва
  • Оператор стедикама: Игорь Вотинцев
  • Механики операторского крана: Максим Белый, Михаил Панов и Тимур Маметов
  • Вторые операторы: Артём Меженный, Александр Ефошкин, Игорь Штанько
  • Бригадиры осветителей: Пётр Семёнов и Владислав Филиппов
  • Операторы специальных съёмок: Евгений Егоров, Анна Пиотровская, Александр Соломин и Виталий Осипов
  • Колористы: Алексей Лебешев, Нормунд Лацус
  • Конформ: Владимир Джиоев
  • Продюсер CG & VFX: Василий Быстров
  • Супервайзер визуальных эффектов: Илья Матлин
  • Композиторы: Данил Борисов, Артём Васильев и Артём Грибов
  • Звукорежиссёры на площадке: Олег Юренев, Дмитрий Алиев
  • Звукорежиссёр перезаписи: Владимир Семёнов
  • Музыкально-технический продюсер: Владимир Осинский
  • Линейные продюсеры: Владимир Устинов, Сергей Константинов, Григорий Рудский
  • Генеральный продюсер: Тамара Цоцория
  • Продюсеры: Константин Кутуев, Руслан Витрянюк, Анатолий Царик

> Отзывы

Фильм «Со дна вершины» получил сдержанные оценки российских кинокритиков.

Биография

  • в 1975 г. окончил Ростовское высшее военное командное училище, получив квалификацию офицер-политработник.
  • в 1987 г. окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина с квалификацией преподаватель истории и обществоведения.
  • 1990—1993 годах.- народный депутат России (последняя должность — председатель подкомитета по Вооруженным Силам Комитета по вопросам обороны и безопасности), член Конституционной комиссии Российской Федерации, член Конституционного совещания при Президенте России 1993 года, член постоянной парламентской делегации России при Совете Европы, руководитель рабочих групп по разработке проектов законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и проекта закона «Об альтернативной службе», один из создателей и секретарь депутатской группы «Левый центр»).
  • в 1995 г. — окончил Московскую государственную юридическую академию.
  • 1994—1996 г.г. — советник Председателя Государственной Думы Рыбкина И. П.
  • 1996—2001 г.г.- советник Аналитического управления Аппарата Госдумы.
  • 2001—2003 г.г. — помощник депутата Государственной Думы.
  • 2003—2004 г.г. — заместитель генерального директора ЗАО «Международный бизнес центр: консультации, инвестиции, оценка».
  • 2004—2006 г.г. — помощник депутата Государственной Думы.
  • в 2006 году защитил кандидатскую диссертацию в Российской академии государственной службы при Президенте РФ на тему: «Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации.
  • С 2006 г. — доцент кафедры конституционного права и отраслевых юридических дисциплин юридического факультета Московского городского педагогического университета.
  • С 2008 г. — ведущий специалист Центра правовых исследований и развития законодательства в области законопроектных работ и экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В настоящий момент (2013 год) заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического института МГПУ
Имеет около 40 публикаций, основные из них:

  • Конституционное право России: Конспект лекций;
  • Сравнительный анализ законопроектов о Конституционном Собрании;
  • О развитии конституции Российской Федерации;
  • О логичности наших законов;
  • О территориально-политическом устройстве России;
  • Муниципальное право (полный конспект лекций по учебной дисциплине);
  • Наша Конституция живее американской;
  • О правовом статусе гражданина как элементе государственного устройства;
  • О текстовых дефектах Конституции Российской Федерации;
  • О процессуальных нормах Конституции Российской Федерации.

Автор книги «Кошачье сердце»

«Смотрел в потолок и молился»

— Андрей, расскажи немного о себе.

— Начать можно с рождения? Я родился 40 лет назад. Как все дети, ходил в детский сад, среднюю школу. В 1992 году поступил в пединститут, закончил факультет физической культуры и спорта. Поработал немного по специальности в школе и медицинском колледже. Всё это сопровождалось занятиями спортом. Спорт мне нравился. К тому же с самого детства я был настолько активным ребёнком, что меня надо было куда-то определять — сначала я ходил на секцию хоккея, потом начались более серьёзные занятия в лёгкой атлетике.

— Насколько серьёзные?

— Лёгкой атлетикой я занимался 12 лет. Выступал на всероссийских, всесоюзных соревнованиях, на международных турнирах. Довольно неплохие результаты показывал, даже успел стать кандидатом в мастера спорта.

— И ты оставил этот вид спорта?

— Настали 90-е годы. Приходилось выбирать: либо тренироваться, либо обустраивать свою жизнь и зарабатывать деньги. На спорте в то время особо далеко нельзя был уехать, тем более на лёгкой атлетике. Это не футбол, не волейбол. На тот момент это был вообще неоплачиваемый вид спорта. И я как спортсмен закончил свои выступления в 1998 году. Вёл секции у студентов, работал в тренажёрном зале инструктором, а по ночам — охранником в ночных клубах. Представь: мне 25 лет, а в кармане нифига. Конечно, круглые сутки приходилось работать. А в 2002 году я получил травму. Я думал, что на этом всё, наверное, и закончилось для меня. Картина Репина «Приплыли».

— Скажешь, с чем была связана травма?

— Это была бытовая травма — упал с высоты, с третьего этажа. Травма позвоночника со всеми вытекающими. За год у меня было три операции. Первый год я находился на грани выживания. Пока меня завинтили, закрутили… Год я лежал по больницам и дома. Единственная цель была — просто выжить всеми способами. Мне было не до реабилитации, не до физических упражнений. Тогда всё зависело от медиков и от ухода, а мне надо было всё это терпеть. Ровно год я рассматривал потолок, знал каждую крапинку наизусть. Я просто лежал на спине, не мог сесть, повернуться набок.

— Что делал? Лежал и что делал?

— Богу молился, про которого я раньше и не знал. Жил надеждой. Мне сильно помогала мама и реабилитологи. Потом стало немного полегче. Через год понял, что я не умер, живой. Начал соображать, что надо теперь что-то делать дальше.

— Как зависит возможность выжить и жить от самого человека? От его состояния, ресурсов?

— Понимаешь, можно здоровому человеку лечь и умереть. Ничего у него не будет болеть, но если он ляжет и решит, что умрёт, то он умрёт. Мозг — это такие потёмки, но если в них хорошо покопаться… А у меня было время там покопаться.

— Что накопал?

— Ну, вот мы с тобой сидим и разговариваем. И к этому все те копания привели. Я думал, что это конец. А получилось, что это начало. Я сейчас абсолютно счастливый человек. Говорю это, вообще не кривя душой.

— Твоя травма тебе за что или для чего? Ты как формулируешь?

— Именно для чего! Во всём как настроишься и нацелишься. Я настроился, что она мне для чего — для всего, что у меня сейчас есть. Я сейчас ничего никому не доказываю, просто наслаждаюсь жизнью.

Роли исполняют

В главных ролях

  • Павел Шевандо — Алексей Царёв, спортсмен-горнолыжник
  • Владимир Вдовиченков — Александр, отец Алексея Царёва
  • Ксения Кузнецова — Наталья, мать Алексея Царёва
  • Наталья Кузьмина — Лина, одноклассница и возлюбленная Алексея Царёва и Константина Королькова
  • Константин Белошапка — Константин Корольков, спортсмен-горнолыжник, друг и соперник Алексея Царёва
  • Сергей Никоненко — Геннадий Вячеславович (Славич), тренер Алексея Царёва и Константина Королькова по горнолыжному спорту

В ролях

  • Эльдар Калимулин — «Штырь», одноклассник
  • Ирина Розанова — Рита, мать Лины
  • Григорий Рудский — Нильс
  • Сергей Пускепалис — травматолог-ортопед
  • Нонна Гришаева — покупательница квартиры
  • Николай Сердцев — Шмидт, немецкий врач
  • Никита Салопин — хирург
  • Георгий Черданцев — спортивный комментатор (камео)
  • Мария Оссовская — директор школы
  • Екатерина Соломатина — медсестра
  • Татьяна Мухина — медсестра
  • Иван Заваруев — врач службы скорой медицинской помощи
  • Евгений Волоцкий — учитель литературы
  • Георгий Тимошин — Йохен Вайс, представитель немецкой ортопедической компании
  • Вадим Романов — Валерий Павлович Кузьмин, мэр города
  • Виталий Альшанский — Сергей Сергеевич, заместитель мэра
  • Алла Пролич — жена мэра
  • Анастасия Королькова — Алиса, одноклассница
  • Владимир Любовский — Михалыч, дежурный канатной дороги
  • Алексей Боченин — Володя, дежурный канатной дороги
  • Влад Красавин — Олег
  • Руслан Сабиров — Сергей
  • Артём Башенин — Алексей Царёв (в детстве)
  • Ефросиния Кушнир — Лина (в детстве)
  • Андрей Печерский — Сергей (в детстве)
  • Максим Карушев — Константин Корольков (в детстве)
  • Ярослав Романов — одноклассник Алексея
  • Ирина Савакова — Ирина
  • Василий Карташов — одноклассник Лёши

Со дна вершины

Со дна вершины

Жанр

спортивная драма,фильм-биография

Режиссёр

Яна Поляруш,Тамара Цоцория,Константин Кутуев,Мурад Алиев (уч.)

Продюсер

Тамара Цоцория,Анатолий Царик,Константин Кутуев,Руслан Витрянюк

Авторсценария

Рауф Кубаев,Татьяна Новикова,Тамара Цоцория,Константин Кутуев,Яна Поляруш,Иван Тихонов

В главныхролях

Павел Шевандо,Владимир Вдовиченков,Ксения Кузнецова,Наталья Кузьмина,Константин Белошапка,Сергей Никоненко

Оператор

Илья Овсенев

Композитор

Данил БорисовАртём ГрибовАртём Васильев

Кинокомпания

Продюсерский центр «Альтаир-Ц»

Длительность

106 минут

Сборы

528 469

Страна

Россия Россия

Язык

русский

Год

IMDb

ID 8116610

«Со дна верши́ны» — российская полнометражная биографическая спортивная художественная драма 2017 года режиссёров Яны Поляруш, Тамары Цоцория и Константина Кутуева. Вышла в прокат 1 марта 2018 года.

Фильм основан на реальных событиях. В центре сюжета — история российского двукратного паралимпийского чемпиона 1994 и 1998 годов по горнолыжному спорту Алексея Мошкина. В возрасте двенадцати лет Алексей попал под поезд и лишился обеих ног. Через четыре месяца после несчастного случая он встал на протезы, ещё через два — бегал на роликах и катался на велосипеде, меньше чем через год после травмы вернулся на горные лыжи. Через два года уже участвовал в соревнованиях, а через четыре — выиграл свои первые зимние Паралимпийские игры 1994 года в норвежском Лиллехаммере.

Съёмки фильма проходили с мая 2014 года по май 2016 года в Кировске Мурманской области, Сочи, Москве, Московской области, Калуге, Яхроме, Ульяновске и Апатитах при всесторонней поддержке и помощи руководителей данных городов и областей. В декабре 2015 года некоторые сцены фильма были сняты во Франции во время этапа Кубка мира по горнолыжному спорту в Валь-д’Изере.

Я люблю Бабкину

— Вопрос заключается в том, что молодым омичам от этого праздника особенно и  нечего ждать. Приедет ансамбль Надежды Бабкиной, девушки в кокошниках будут плясать на всех уличных сценах Омска, как это бывает каждый год…

— Бабкина – это неплохо. Если бы она выступала днём для своей целевой аудитории. Замечательно было бы выступить ансамблю «Русская песня» в каком-нибудь небольшом сквере, пригласить туда представителей старшего поколения, которые любят эту музыку. Но ведь это выступление планируется на одной из главных городских площадок в вечернее время, а Бабкину вообще воспринимают хедлайнером всего Дня города. Это абсурд. Как себе это представляют наши власти? На часах 9 вечера, праздник. Молодёжь выходит на центральные улицы в ожидании «движняка»

В это время должно происходить что-то такое, что может привлечь внимание молодой аудитории, показать, что власти работают не только в своих интересах и ориентируются на вкусы людей своего возраста, но и прислушиваются к мнению людей, которые бегут из города. А бегут как раз молодые

Несмотря на то что мы отметили 300-летие, у нас меняют дороги по всему городу и рассказывают, как хорошо мы живём, поток уезжающих не спадает. Нет точки, вокруг которой молодёжь могла бы консолидироваться. У чиновников вообще, к сожалению, не очень получается работать с этой аудиторией. До смешного доходит, когда копируют сценарии успешных праздников 15-летней давности. Это уже неактуально, молодёжь чем-то другим занята. Это я опять же про Надежду Бабкину и её концерт… Но ведь наш город ещё не окончательно постарел. Мы же помним прошлогодний концерт группы «Сплин»: сколько людей они собрали на центральной площади! Ансамбль Надежды Бабкиной – это хорошо, это здорово! Я люблю Бабкину! Но ведь нужно ещё что-то.

Вопрос-ответ

Где в Омске будет салют на День города?

— Например, концерт группы «Ленинград», так ожидаемый многими?

— Вот, кстати, если бы Надежда Бабкина не побоялась и выступила в каком-то креативном жанре! Ну, например, в содружестве со Шнуровым. В «Ленинграде» как раз солистку ищут! Это такой хайп был бы! Омск получил бы позитивный пиар на годы. 

— А это не слишком странно выглядит, когда мнение молодёжи о переезде из Омска зависит чуть ли не полностью от того, чей концерт привезли на День города? Или это скорее индикатор того, что кондовость власти никуда не делась?

— Конечно, не только «фактор Бабкиной» влияет на молодёжь. Это лишь один из ярких поводов для переезда. Но не единственный. Вообще не только власти недорабатывают, но и со СМИ нельзя снимать ответственность. В Омске культивируется «синдром омича». Нам говорят только о плохом

А ведь оно и без того заметно, на него не хочется обращать внимание. Это как в семье: случилась ссора — и лучше её поскорее забыть, приняв опыт

В городе не так: одну негативную тему раскручивают до состояния катастрофы. Педалируются темы, которые демотивируют, дезориентируют людей. Послушав и почитав новости, читатель может спросить: «Неужели у нас ничего хорошего не происходит?» А на самом деле это не так. Простой пример: несколько лет назад я снимал квартиру со своим другом, и в гости приехал его знакомый из Италии по имени Пьетро. На родине он преподает в университете, как-то связан с технологиями для космоса. Приехал на международную конференцию в омский технический университет. Ни одно издание в городе не написало об этом событии. Ну и как после этого молодёжь может верить в свой город? А если бы люди узнали, что в Омске  реально обсуждают новости переднего края науки, многих это мотивировало бы не просто остаться, а заниматься чем-то похожим. Человек, узнав о подобных вещах, может получить цель в жизни. Разве не в этом состоит задача СМИ? А нам говорят, что наш город всем плох и надо бежать. Люди верят в это и едут в другие города, которые они видят в розовых очках. По приезде на новое место они начинают вкалывать, убеждая себя в том, что им повезло. Но ведь так же успешно вкалывать можно и здесь! Если ты не потерял мотивацию в родном городе.

От падения до взлёта

– От многих спортсменов слышала, что к Олимпиаде они готовились за границей. Неужели у нас в России своего снега мало?

– Условия для паралимпийцев в российских городах мало чем отличаются, они минимальные. Я бы сказал, ближе к тому, что их нет. Неплохо в Ханты-Мансийске и Сыктывкаре. К этой Паралимпиаде мы в основном готовились за границей: летом – в Эстонии, Финляндии, Болгарии, зимой – в Швейцарии.
Единственное, пожалуй, место в России, где инвалиды чувствуют себя комфортно – это Сочи. Дай бог, чтобы там всё осталось, не просто стояло, а пользовалось спросом.

Надо отдать должное правительству, тем, кто строил, руководил этим – они молодцы. Всё продумано, приспособлено, всё красиво и качественно. Пандусы везде, нигде никаких порогов, автоматические двери, много лифтов. В комнатах широкие проёмы. Эти условия не просто сопоставимы с зарубежными – они намного лучше. А сама организация Игр была на таком высоком уровне, что, мне кажется, подобного не сделает никто, а если и повторит, то очень нескоро.

Статья по теме

Как волонтёры помогли Паралимпиаде? Дневник добровольца

– Вы участвовали в двух гонках по биатлону на Паралим­пиаде. Первая была для вас неудачной, вы финишировали только пятым. А во второй вам удалось завоевать серебряную медаль. Что вы пережили за эти несколько дней от падения до взлёта?

– В первой гонке я упустил свою медаль одним промахом – промазал на первом рубеже. Этот промах – как шок, после которого я встряхнулся, собрался, включил голову и больше не мазал. И если на первое соревнование я выходил с грузом ответственности, волнения, даже страха, то второе воспринимал как обычное соревнование, шёл налегке, ничего не боялся. Когда шёл по трассе, уже знал, что буду в призёрах. Я безумно хотел эту медаль! До этого практически весь сезон приходил четвёртым, тренер даже в шутку называла меня рекордсменом по четвёртым местам. Поэтому на Паралимпиаду возлагал большие надежды. Родным запретил приезжать в Сочи, чтобы не отвлекали.

– Каково это – проснуться победителем?

– Я счастлив. Сейчас гощу у родных в Темиртау. Стараюсь по улице не ходить, т. к. знаю, что земляки не дадут прохода. Они все переживали, болели за меня. В Новокузнецке зашёл в магазин, очень удивился, что продавщица узнала меня, попросила автограф

Это внимание очень приятно, но уже немного устал от мероприятий, встреч. Хочется отдохнуть, ведь уже 12 апреля еду в Испанию на сборы, а 26 апреля в Сеуле буду бежать марафон на спортивных колясках, 42 км.Когда вспоминаю ту роковую поездку в Казе, уже и не знаю, неудачной она была или наоборот

В жизни всё, что ни делается, всё к лучшему. Видно, и не нужны мне были ноги. У меня всё хорошо складывается и без них.

«Стараюсь отстаивать нашего брата везде и во всём»

— Как проходит твой день?

— Работаю каждый день с восьми до трёх, к четырём часам еду на тренировку. И весь день занят: в семь утра уехал, в восемь вечера приехал.

— В Белгороде много колясочников?

— Много и в Белгороде, и в области. Только в моей компании людей, с которыми я дружу, шесть колясочников: пять мальчиков и одна девочка.

— Можно сказать, что кому-то труднее в этом положении: женщинам или мужчинам?

— Конечно, девочкам труднее. Девочка она и есть девочка. Вообще в жизни женщине труднее, потому что она мать. Я сам это знаю, у меня жена дома с ребёнком. И ей намного сложнее, чем мне, хотя она здоровая. А девочкам в коляске ещё сложнее, я это знаю точно. Но некоторые даже рожают в коляске. Но девочке ещё хочется красиво одеться, показать, какие у неё красивые ноги. И плюс мужик помобильнее, покоординированнее. Вот у нас девочки-стрелки, ребята им помогают пересесть, а пацаны прыг-прыг и сели.

— С какими проблемами сталкиваешься лично ты?

— Поехал я вчера в поликлинику с дочкой. Приехали, а я не могу попасть на территорию. Был открыт шлагбаум, я заехал, вылетели охранники, а я уже сидел на коляске. «Убирай машину!». Я спрашиваю: «А рядом чьи машины?» «Да таких же… как ты», — отвечают. Как-то очень грубо он мне сказал. В итоге охранник был послан. Я пошёл к главврачу, говорю: «У нас доступная среда, а я не могу ни через один, ни через второй вход попасть к вам. Все пандусы замело снегом, никто их не чистит. У нас, вроде, есть доступная среда, а в итоге её нет. Что делают эти люди, которые должны подмести, убрать, открыть? Их тоже нет. Вот и вся ваша доступная среда». А замглавного врача говорит мне: «Войдите в наше положение». Я говорю: «Слышишь, тётка, ты вот сюда сядь, войди в моё положение!». Закрыли тему, я дверью хлопнул.

— То есть, когда ты сталкиваешься с такими вещами, ты идёшь воевать?

— А другие не отстаивают. Почему?

— Может, сил нет. И тяжело всю систему сломать. А всё ломается. Сломай здесь, там.

— Хорошо, вот девочка-инвалид не попала в эту поликлинику. Что ей делать?

— Телефоны есть, пускай звонит сразу в облздрав.

— И отреагируют?

— Отреагируют! Есть программа «Доступная среда».

— Возьмут и напишут «Мы проверили…».

— И пускай напишут, пускай займутся хотя бы писаниной. Хоть что-то люди сделают. Ещё и ещё раз им звонить. На третий раз, может, будет какой-то результат. Только вот так: долбать и долбать!

— Ну, ты публичный человек, тебя уже многие знают. У тебя будет результат. А у других?

— Ты говоришь, что я публичный. Но я им раньше не был. Я когда-то тоже выбивал то, что мне было положено. Стучись, и тебе откроют.

— Ты сказал, у вас есть компания. Но вы, колясочники Белгорода, разрознены или как-то объединены? В группе в соцсетях, может? Ещё где-то?

— Есть какие-то отдельные группы. Но вот общей объединяющей нет. Это зависит от самих инвалидов. Этим же надо заниматься. А инвалиды, как правило, замкнутые люди. Я когда-то предложил устроить гонки на колясках. Мне соцзащита дала списки колясочников на Харгоре. В итоге обзвонил, например, 50 человек, а согласились двое.

— Колясочники пьют?

— От чего в конечном итоге зависит, справишься или нет?

— Ни какая соцзащита, ни какой губернатор не соберёт людей, не скажет: «Давайте вам то и то сделаем», если они сами не захотят, не организуются.

— То есть у проблемы две стороны: одна — то, что должны делать власти, и вторая — отношение к этому самих инвалидов?

— Конечно, возьми наш город сейчас и десять лет назад. Я сейчас хожу в кино, в кафе, куда хочешь. А раньше этого не было. Люди это знают, но они уже пустили корни. Повторяю: все соцзащиты и прочие службы второстепенны. Человек должен сам вылезти. У меня есть друг, который 40 лет сидит в коляске. Он помнит, как было раньше. Из больницы выкинули, колясочку-гроб тебе подарили. Какая доступная среда? Тем не менее, люди жили, что-то придумывали, выкручивались. А сейчас в Белгороде есть почти всё. Мне вот даже подъезд обустроили: пристройка, пандус. У меня машина, мне сделали парковку. И таких подъездов несколько по городу.

— А чего в городе нет?

— В БелГУ есть корпус на Студенческой, я в этому году там поступил в магистратуру на факультет физкультуры и спорта на отделение адаптивной физической культуры. Это специалист по работе со спортсменами-инвалидами. И вот я не могу прийти сдать сессию. Приезжаю, раз ступенька, два ступенька, три ступенька. Я говорю: «Ну, что? Как учиться будем?».

— Много ещё таких учреждений, зданий, которые не приспособлены для визитов инвалидов?

— На это тоже нужно обратить внимание властей?

— Власти многое готовы делать, их надо подталкивать. Много ребят — моих ровесников, которых уж нет, они умерли, потому что сложили руки. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. У здоровых людей то же самое — чтобы чего добиться, надо действовать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

На лыжне с одной палкой. паралимпиец алексей бугаев стал настоящим борцом

Путь к непокоренным вершинам

Парень обозначил свою цель. Научившись сначала ходить на протезах, освоив ролики и велосипед, на горных лыжах он выкладывался по максимуму. Годы упорного труда не прошли даром. Он снова участвует в соревнованиях.  Спортивная карьера набирает обороты. Перед нами разворачивается действие хорошо известной «Повести о настоящем человеке» в современной трактовке.

  1. 1992 – спортсмен участвует в первой в жизни Олимпиаде во французском Альбервиле. В специальном слаломе он вышел победителем, но из-за опоздания на вторую попытку (сломался подъемник) остался без олимпийской медали.
  2. 1994 – Алексей окончил Училище Олимпийского резерва г. Ленинск-Кузнецкий, куда поступил после школы. Занимался на равных со здоровыми ребятами. Лишь на соревнованиях выступал в составе команд инвалидного спорта.
  3. 1994 – Олимпиада в Лиллехаммере. Алексей завоевывает две медали, одна из них золотая, другая бронзовая.
  4. 1996 – серебряный призер Чемпионата Мира в Австрии.
  5. 1998 – взял золото в олимпийских состязаниях в Нагано в гигантском слаломе. Стал заслуженным мастером спорта.
  6. 2001 – на Кубке мира в декабре Алексей сломал ключицу. «Осколочный перелом». Пришлось завершить выступления на соревновании. Но к Олимпиаде готовиться не перестал.
  7. 2001 – основатель общественного Фонда развития инвалидного спорта на Камчатке.
  8. 2002 – бронзовый призер олимпиады Солт-Лейк-Сити США – самая тяжелая медаль. За пару недель до соревнований, тренируясь в Австрии, Алексей упал и опять сломал ту же самую ключицу, ребро, а также «заработал» трещину в лопатке. Советуя меньше двигаться, врачи не понимали, что имеют дело с сибиряком, с его несгибаемым характером. Он будет выступать на Олимпиаде в любом состоянии. Он так решил и сдержал слово. К старту прибыл в инвалидной коляске.
  9. 2007 – окончил в Хабаровске Дальневосточную Государственную Академию физической культуры.
  10. 2010 – Алексей Мошкин завершил профессиональную карьеру, будучи заслуженным мастером спорта и двукратным чемпионом зимних Паралимпийских игр.
  11. 2013 – начинается работа над художественным фильмом «Со дна вершины», в котором спортсмен стал прототипом главного героя. Он один в трех ипостасях: консультант, дублер, актер. Роль ему досталась эпизодическая, а фильм основан на реальных событиях, с ним происходивших.
  12. 2018 – в марте кинолента вышла на широкий экран.
  13. 2018 – поступил учиться на спортивного топ-менеджера в Российский Международный Олимпийский университет. Стать его студентом Алексей мечтал уже давно.
  14. 2020 – диплом РМАО на руках.

Концертный туризм

— А вообще у нас есть по-настоящему талантливые музыканты?

— В России, и уж в Сибири точно, их более чем достаточно. Я-то знаю, всё-таки уже несколько лет веду проект «Молодая музыка Сибири» и представляю слушателям примеры лучших. У нас работает нереальное количество талантливых музыкантов. В своё время Сергей Шнуров сказал: «Заводы стоят, одни гитаристы в стране». Но это разве минус? Это можно использовать в плюс! Популяризация массовой культуры, поддержка музыкантов, создание в регионе популярных фестивалей и их организация – мощнейший магнит для туристов. У нас так много рассуждают о развитии местного туризма, а о концертном никто не задумывается. И я говорю не только о туристах из других городов России, но и об иностранцах. Омичи и не знают, что в Сибири работает огромное количество музыкальных групп, которые подписывают договоры с европейскими лейблами, они объехали всю Европу, а некоторые собирают полные залы в Китае! А представляете, что будет, если создать целую индустрию, работающую систему. Музыканты не хуже омских айтишников станут причиной поступления денег в наш регион. Зарабатывая на турне, они будут приезжать и тратить деньги здесь, запуская маховик родной региональной экономики по полной программе.

— А ведь это интересная мысль. Омичи открыли магазин по продаже омских товаров в Китае, но мало кто думает о том, что в этой стране можно с выгодой продавать не только омскую сгущёнку, сладости и пряники, но и образцы местной культуры…

— Только нужно создать условия для развития творчества, снять искусственные ограничения. У нас в стране даже на культовые фестивали приезжают одни и те же заезженные личности. Для примера возьмём «Нашествие» этого года. Я вижу, что люди, выходящие на сцену, работали спустя рукава (за редким исключением). Ярчайший пример — группа «7Б», некогда ультрапопулярная. Солист не мог не то что петь, а вообще разговаривать, скажем так, он плохо себя чувствовал (улыбается). Я хотел посмотреть, как работают профессионалы, а увидел, что в Омске 70% кавер-групп способны сыграть лучше. Наши ребята душу вкладывают в работу, да и звучание у них лучше. Несмотря на то что аппаратура у нас в городе никакая. Да если им чуть-чуть помочь, подтолкнуть и раскрутить – они всех этих «звёзд» за пояс заткнут! Опять же нужны лишь небольшие усилия СМИ. Многие из них принадлежат государству, и они уже априори должны быть заинтересованы в пропаганде культуры, в том, чтобы помогать создавать индустрию, востребованную и обещающую хорошие доходы в будущем.

— А способны вообще омские музыканты заявить о себе?

— Ещё как! Больше скажу, если их в Омске никто не знает, это не значит, что они непопулярны. Группа GROGGY объехала всю Европу. В группе NYTT LAND собрались одни из ведущих фолк-музыкантов в стране. Они работают с европейскими звёздами. Много и других талантливых ребят, которые, как раньше, говорили, пишут в тумбочку. Потому что у них нет возможности заявить о себе. Музыкальные лейблы не хотят заморачиваться на их раскрутке. И возвращаясь к Дню города и Надежде Бабкиной. Дешевле и полезнее было бы распиарить на городских площадках своих музыкантов, рассказывать через свои каналы информации об омских проектах, чем звать статусную звезду. Помогите молодым, господа чиновники, от вас не убудет, а индустрия будет развиваться. Можно раскрутить своих звёзд и проводить концерты в День города уже известных, хоть и в своём городе, музыкантов. Понятно, что так или иначе талантливая музыка дойдёт до людей. И пример группы «25/17» как нельзя лучше подходит. Они сами себя сделали, только честными и искренними текстами. А ведь это омские парни, ставшие федеральными звёздами. Вот я, кстати, не отказался бы от их концерта на День города, раз уж возникла общественная дискуссия по этому поводу. Чтобы люди не покидали Омск, им нужно вдохновение. А музыка – это по факту чистое вдохновение. Причём музыка разных направлений – рэп, рок, шансон или народная – главное то, что подаётся в этой музыке, тексты и смыслы. Они становятся девизом. История вокруг концерта Надежды Бабкиной объединила большинство социально активных омичей. У них появилась общая тема, в которой все пришли к консенсусу. Но было бы лучше, если объединяли людей не негативные новости, не протестные настроения, а общая цель.

После аварии – в спорт

– За плечами у многих спортс­менов-колясочников своя трагичная история. Наш земляк Сергей Поддубный неудачно прыгнул в озеро и тяжело травмировал позвоночник. Прокопьевского следж-хоккеиста Александра Чалина лишил обеих ног железнодорожный состав. Алексей, что разделило вашу жизнь на «до» и «после»?

– Я рос в таштагольском посёлке Темиртау. Когда мне было девять лет, особо не любил учиться, носился везде с друзьями, придумывали разные развлечения. Ездили в Каз покататься на шахтовых вагонетках. Много раз катались, без происшествий, всё удачно. Но однажды я поскользнулся, упал под вагонетку – так остался без ног. Когда в больнице лежал, немного переживал, но родители, наверное, больше за меня волновались. А когда выписался из больницы, не почувствовал себя ущербным, т. к. жизнь не особо изменилась. Отец брал меня в поле, я вместе с ним сажал картошку.

Мама давала какие-то задания по дому. С друзьями по-прежнему лазил за яблоками в чужой огород. В пять утра мы выходили на остановку, запрыгивали в вахтовку и ехали в Кедровку. Там весь день сидели на берегу, рыбачили, брали с собой какие-то продукты, варили суп. Увлёкся плаванием: как спустился в первый раз после аварии в воду, так и не вытащить меня было оттуда. Я продолжал играть с друзьями в футбол и хоккей, стоял на воротах. Пацаны везде брали меня с собой, за инвалида меня не считали, поэтому я ничего не боялся, не переживал.

Когда мне было лет 14, узнал, что в Осинниках будет проходить чемпионат области по настольному теннису. До этого я пробовал играть: в посёлке был теннисный стол, я садился на стул и играл с ребятами. Поехал на этот чемпионат, там познакомился с Сергеем Поддубным. Эта встреча в дальнейшем многое определила в моей спортивной карьере.

После девятого класса я переехал в Новокузнецк, учился в гуманитарно-техническом колледже-интернате. Сергей договорился, чтобы меня взяли в СДЮШОР по настольному теннису. Уже после окончания колледжа распорядок дня у меня был такой: с утра ехал в школу, там тренировался, после обеда – на вокзал, оттуда на рейсовом автобусе ехал до Осинников, там тоже играл, в 9-10 часов вечера возвращался в Новокузнецк, а наутро – всё заново. Мне очень нравился этот вид спорта. И результаты были неплохие: в паре с Поддубным мы стали чемпионами России, а в личном первенстве я был вторым.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Рауф Кубаев, Татьяна Новикова, Тамара Цоцория, Константин Кутуев, Яна Поляруш, Иван Тихонов
  • Главный консультант: Михаил Тереньтьев
  • Спортивный консультант: Александр Назаров
  • Консультант и тренер главного героя: Алексей Мошкин
  • Режиссёры-постановщики: Яна Поляруш, Тамара Цоцория и Константин Кутуев при участии Мурада Алиева
  • Оператор-постановщик: Илья Овсенев
  • Оператор-постановщик специальных съёмок: Николай Пиотровский при участии Владимира Климова, R.G.C
  • Художник-постановщик: Виктор Зудин при участии Владимира Трапезникова
  • Художник по реквизиту: Денис Пестролобов
  • Художник-раскадровщик: Наталья Гуркина
  • Художник по костюмам: Наталья Белоусова при участии Ольги Лукиной
  • Художник по гриму: Ирина Козаченко
  • Режиссёр монтажа: Ольга Гриншпун
  • Монтаж: Оксана Крачевская
  • Звукорежиссёр: Владимир Литровник
  • Вторые режиссёры: Ольга Смирнова, Иван Заваруев, Андрей Иванов, Анна Куранова
  • Кастинг-директор: Юлия Погребняк
  • Постановщик трюков: Антон Смекалкин при участии Сергея Воробьёва
  • Оператор стедикама: Игорь Вотинцев
  • Механики операторского крана: Максим Белый, Михаил Панов и Тимур Маметов
  • Вторые операторы: Артём Меженный, Александр Ефошкин, Игорь Штанько
  • Бригадиры осветителей: Пётр Семёнов и Владислав Филиппов
  • Операторы специальных съёмок: Евгений Егоров, Анна Пиотровская, Александр Соломин и Виталий Осипов
  • Колористы: Алексей Лебешев, Нормунд Лацус
  • Конформ: Владимир Джиоев
  • Продюсер CG & VFX: Василий Быстров
  • Супервайзер визуальных эффектов: Илья Матлин
  • Композиторы: Данил Борисов, Артём Васильев и Артём Грибов
  • Звукорежиссёры на площадке: Олег Юренев, Дмитрий Алиев
  • Звукорежиссёр перезаписи: Владимир Семёнов
  • Музыкально-технический продюсер: Владимир Осинский
  • Линейные продюсеры: Владимир Устинов, Сергей Константинов, Григорий Рудский
  • Генеральный продюсер: Тамара Цоцория
  • Продюсеры: Константин Кутуев, Руслан Витрянюк, Анатолий Царик

> Отзывы

Фильм «Со дна вершины» получил сдержанные оценки российских кинокритиков.

Биография

  • в 1975 г. окончил Ростовское высшее военное командное училище, получив квалификацию офицер-политработник.
  • в 1987 г. окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина с квалификацией преподаватель истории и обществоведения.
  • 1990—1993 годах.- народный депутат России (последняя должность — председатель подкомитета по Вооруженным Силам Комитета по вопросам обороны и безопасности), член Конституционной комиссии Российской Федерации, член Конституционного совещания при Президенте России 1993 года, член постоянной парламентской делегации России при Совете Европы, руководитель рабочих групп по разработке проектов законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и проекта закона «Об альтернативной службе», один из создателей и секретарь депутатской группы «Левый центр»).
  • в 1995 г. — окончил Московскую государственную юридическую академию.
  • 1994—1996 г.г. — советник Председателя Государственной Думы Рыбкина И. П.
  • 1996—2001 г.г.- советник Аналитического управления Аппарата Госдумы.
  • 2001—2003 г.г. — помощник депутата Государственной Думы.
  • 2003—2004 г.г. — заместитель генерального директора ЗАО «Международный бизнес центр: консультации, инвестиции, оценка».
  • 2004—2006 г.г. — помощник депутата Государственной Думы.
  • в 2006 году защитил кандидатскую диссертацию в Российской академии государственной службы при Президенте РФ на тему: «Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации.
  • С 2006 г. — доцент кафедры конституционного права и отраслевых юридических дисциплин юридического факультета Московского городского педагогического университета.
  • С 2008 г. — ведущий специалист Центра правовых исследований и развития законодательства в области законопроектных работ и экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В настоящий момент (2013 год) заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического института МГПУ
Имеет около 40 публикаций, основные из них:

  • Конституционное право России: Конспект лекций;
  • Сравнительный анализ законопроектов о Конституционном Собрании;
  • О развитии конституции Российской Федерации;
  • О логичности наших законов;
  • О территориально-политическом устройстве России;
  • Муниципальное право (полный конспект лекций по учебной дисциплине);
  • Наша Конституция живее американской;
  • О правовом статусе гражданина как элементе государственного устройства;
  • О текстовых дефектах Конституции Российской Федерации;
  • О процессуальных нормах Конституции Российской Федерации.

Автор книги «Кошачье сердце»

«Смотрел в потолок и молился»

— Андрей, расскажи немного о себе.

— Начать можно с рождения? Я родился 40 лет назад. Как все дети, ходил в детский сад, среднюю школу. В 1992 году поступил в пединститут, закончил факультет физической культуры и спорта. Поработал немного по специальности в школе и медицинском колледже. Всё это сопровождалось занятиями спортом. Спорт мне нравился. К тому же с самого детства я был настолько активным ребёнком, что меня надо было куда-то определять — сначала я ходил на секцию хоккея, потом начались более серьёзные занятия в лёгкой атлетике.

— Насколько серьёзные?

— Лёгкой атлетикой я занимался 12 лет. Выступал на всероссийских, всесоюзных соревнованиях, на международных турнирах. Довольно неплохие результаты показывал, даже успел стать кандидатом в мастера спорта.

— И ты оставил этот вид спорта?

— Настали 90-е годы. Приходилось выбирать: либо тренироваться, либо обустраивать свою жизнь и зарабатывать деньги. На спорте в то время особо далеко нельзя был уехать, тем более на лёгкой атлетике. Это не футбол, не волейбол. На тот момент это был вообще неоплачиваемый вид спорта. И я как спортсмен закончил свои выступления в 1998 году. Вёл секции у студентов, работал в тренажёрном зале инструктором, а по ночам — охранником в ночных клубах. Представь: мне 25 лет, а в кармане нифига. Конечно, круглые сутки приходилось работать. А в 2002 году я получил травму. Я думал, что на этом всё, наверное, и закончилось для меня. Картина Репина «Приплыли».

— Скажешь, с чем была связана травма?

— Это была бытовая травма — упал с высоты, с третьего этажа. Травма позвоночника со всеми вытекающими. За год у меня было три операции. Первый год я находился на грани выживания. Пока меня завинтили, закрутили… Год я лежал по больницам и дома. Единственная цель была — просто выжить всеми способами. Мне было не до реабилитации, не до физических упражнений. Тогда всё зависело от медиков и от ухода, а мне надо было всё это терпеть. Ровно год я рассматривал потолок, знал каждую крапинку наизусть. Я просто лежал на спине, не мог сесть, повернуться набок.

— Что делал? Лежал и что делал?

— Богу молился, про которого я раньше и не знал. Жил надеждой. Мне сильно помогала мама и реабилитологи. Потом стало немного полегче. Через год понял, что я не умер, живой. Начал соображать, что надо теперь что-то делать дальше.

— Как зависит возможность выжить и жить от самого человека? От его состояния, ресурсов?

— Понимаешь, можно здоровому человеку лечь и умереть. Ничего у него не будет болеть, но если он ляжет и решит, что умрёт, то он умрёт. Мозг — это такие потёмки, но если в них хорошо покопаться… А у меня было время там покопаться.

— Что накопал?

— Ну, вот мы с тобой сидим и разговариваем. И к этому все те копания привели. Я думал, что это конец. А получилось, что это начало. Я сейчас абсолютно счастливый человек. Говорю это, вообще не кривя душой.

— Твоя травма тебе за что или для чего? Ты как формулируешь?

— Именно для чего! Во всём как настроишься и нацелишься. Я настроился, что она мне для чего — для всего, что у меня сейчас есть. Я сейчас ничего никому не доказываю, просто наслаждаюсь жизнью.

Роли исполняют

В главных ролях

  • Павел Шевандо — Алексей Царёв, спортсмен-горнолыжник
  • Владимир Вдовиченков — Александр, отец Алексея Царёва
  • Ксения Кузнецова — Наталья, мать Алексея Царёва
  • Наталья Кузьмина — Лина, одноклассница и возлюбленная Алексея Царёва и Константина Королькова
  • Константин Белошапка — Константин Корольков, спортсмен-горнолыжник, друг и соперник Алексея Царёва
  • Сергей Никоненко — Геннадий Вячеславович (Славич), тренер Алексея Царёва и Константина Королькова по горнолыжному спорту

В ролях

  • Эльдар Калимулин — «Штырь», одноклассник
  • Ирина Розанова — Рита, мать Лины
  • Григорий Рудский — Нильс
  • Сергей Пускепалис — травматолог-ортопед
  • Нонна Гришаева — покупательница квартиры
  • Николай Сердцев — Шмидт, немецкий врач
  • Никита Салопин — хирург
  • Георгий Черданцев — спортивный комментатор (камео)
  • Мария Оссовская — директор школы
  • Екатерина Соломатина — медсестра
  • Татьяна Мухина — медсестра
  • Иван Заваруев — врач службы скорой медицинской помощи
  • Евгений Волоцкий — учитель литературы
  • Георгий Тимошин — Йохен Вайс, представитель немецкой ортопедической компании
  • Вадим Романов — Валерий Павлович Кузьмин, мэр города
  • Виталий Альшанский — Сергей Сергеевич, заместитель мэра
  • Алла Пролич — жена мэра
  • Анастасия Королькова — Алиса, одноклассница
  • Владимир Любовский — Михалыч, дежурный канатной дороги
  • Алексей Боченин — Володя, дежурный канатной дороги
  • Влад Красавин — Олег
  • Руслан Сабиров — Сергей
  • Артём Башенин — Алексей Царёв (в детстве)
  • Ефросиния Кушнир — Лина (в детстве)
  • Андрей Печерский — Сергей (в детстве)
  • Максим Карушев — Константин Корольков (в детстве)
  • Ярослав Романов — одноклассник Алексея
  • Ирина Савакова — Ирина
  • Василий Карташов — одноклассник Лёши

Со дна вершины

Со дна вершины

Жанр

спортивная драма,фильм-биография

Режиссёр

Яна Поляруш,Тамара Цоцория,Константин Кутуев,Мурад Алиев (уч.)

Продюсер

Тамара Цоцория,Анатолий Царик,Константин Кутуев,Руслан Витрянюк

Авторсценария

Рауф Кубаев,Татьяна Новикова,Тамара Цоцория,Константин Кутуев,Яна Поляруш,Иван Тихонов

В главныхролях

Павел Шевандо,Владимир Вдовиченков,Ксения Кузнецова,Наталья Кузьмина,Константин Белошапка,Сергей Никоненко

Оператор

Илья Овсенев

Композитор

Данил БорисовАртём ГрибовАртём Васильев

Кинокомпания

Продюсерский центр «Альтаир-Ц»

Длительность

106 минут

Сборы

528 469

Страна

Россия Россия

Язык

русский

Год

IMDb

ID 8116610

«Со дна верши́ны» — российская полнометражная биографическая спортивная художественная драма 2017 года режиссёров Яны Поляруш, Тамары Цоцория и Константина Кутуева. Вышла в прокат 1 марта 2018 года.

Фильм основан на реальных событиях. В центре сюжета — история российского двукратного паралимпийского чемпиона 1994 и 1998 годов по горнолыжному спорту Алексея Мошкина. В возрасте двенадцати лет Алексей попал под поезд и лишился обеих ног. Через четыре месяца после несчастного случая он встал на протезы, ещё через два — бегал на роликах и катался на велосипеде, меньше чем через год после травмы вернулся на горные лыжи. Через два года уже участвовал в соревнованиях, а через четыре — выиграл свои первые зимние Паралимпийские игры 1994 года в норвежском Лиллехаммере.

Съёмки фильма проходили с мая 2014 года по май 2016 года в Кировске Мурманской области, Сочи, Москве, Московской области, Калуге, Яхроме, Ульяновске и Апатитах при всесторонней поддержке и помощи руководителей данных городов и областей. В декабре 2015 года некоторые сцены фильма были сняты во Франции во время этапа Кубка мира по горнолыжному спорту в Валь-д’Изере.

Я люблю Бабкину

— Вопрос заключается в том, что молодым омичам от этого праздника особенно и  нечего ждать. Приедет ансамбль Надежды Бабкиной, девушки в кокошниках будут плясать на всех уличных сценах Омска, как это бывает каждый год…

— Бабкина – это неплохо. Если бы она выступала днём для своей целевой аудитории. Замечательно было бы выступить ансамблю «Русская песня» в каком-нибудь небольшом сквере, пригласить туда представителей старшего поколения, которые любят эту музыку. Но ведь это выступление планируется на одной из главных городских площадок в вечернее время, а Бабкину вообще воспринимают хедлайнером всего Дня города. Это абсурд. Как себе это представляют наши власти? На часах 9 вечера, праздник. Молодёжь выходит на центральные улицы в ожидании «движняка»

В это время должно происходить что-то такое, что может привлечь внимание молодой аудитории, показать, что власти работают не только в своих интересах и ориентируются на вкусы людей своего возраста, но и прислушиваются к мнению людей, которые бегут из города. А бегут как раз молодые

Несмотря на то что мы отметили 300-летие, у нас меняют дороги по всему городу и рассказывают, как хорошо мы живём, поток уезжающих не спадает. Нет точки, вокруг которой молодёжь могла бы консолидироваться. У чиновников вообще, к сожалению, не очень получается работать с этой аудиторией. До смешного доходит, когда копируют сценарии успешных праздников 15-летней давности. Это уже неактуально, молодёжь чем-то другим занята. Это я опять же про Надежду Бабкину и её концерт… Но ведь наш город ещё не окончательно постарел. Мы же помним прошлогодний концерт группы «Сплин»: сколько людей они собрали на центральной площади! Ансамбль Надежды Бабкиной – это хорошо, это здорово! Я люблю Бабкину! Но ведь нужно ещё что-то.

Вопрос-ответ

Где в Омске будет салют на День города?

— Например, концерт группы «Ленинград», так ожидаемый многими?

— Вот, кстати, если бы Надежда Бабкина не побоялась и выступила в каком-то креативном жанре! Ну, например, в содружестве со Шнуровым. В «Ленинграде» как раз солистку ищут! Это такой хайп был бы! Омск получил бы позитивный пиар на годы. 

— А это не слишком странно выглядит, когда мнение молодёжи о переезде из Омска зависит чуть ли не полностью от того, чей концерт привезли на День города? Или это скорее индикатор того, что кондовость власти никуда не делась?

— Конечно, не только «фактор Бабкиной» влияет на молодёжь. Это лишь один из ярких поводов для переезда. Но не единственный. Вообще не только власти недорабатывают, но и со СМИ нельзя снимать ответственность. В Омске культивируется «синдром омича». Нам говорят только о плохом

А ведь оно и без того заметно, на него не хочется обращать внимание. Это как в семье: случилась ссора — и лучше её поскорее забыть, приняв опыт

В городе не так: одну негативную тему раскручивают до состояния катастрофы. Педалируются темы, которые демотивируют, дезориентируют людей. Послушав и почитав новости, читатель может спросить: «Неужели у нас ничего хорошего не происходит?» А на самом деле это не так. Простой пример: несколько лет назад я снимал квартиру со своим другом, и в гости приехал его знакомый из Италии по имени Пьетро. На родине он преподает в университете, как-то связан с технологиями для космоса. Приехал на международную конференцию в омский технический университет. Ни одно издание в городе не написало об этом событии. Ну и как после этого молодёжь может верить в свой город? А если бы люди узнали, что в Омске  реально обсуждают новости переднего края науки, многих это мотивировало бы не просто остаться, а заниматься чем-то похожим. Человек, узнав о подобных вещах, может получить цель в жизни. Разве не в этом состоит задача СМИ? А нам говорят, что наш город всем плох и надо бежать. Люди верят в это и едут в другие города, которые они видят в розовых очках. По приезде на новое место они начинают вкалывать, убеждая себя в том, что им повезло. Но ведь так же успешно вкалывать можно и здесь! Если ты не потерял мотивацию в родном городе.

От падения до взлёта

– От многих спортсменов слышала, что к Олимпиаде они готовились за границей. Неужели у нас в России своего снега мало?

– Условия для паралимпийцев в российских городах мало чем отличаются, они минимальные. Я бы сказал, ближе к тому, что их нет. Неплохо в Ханты-Мансийске и Сыктывкаре. К этой Паралимпиаде мы в основном готовились за границей: летом – в Эстонии, Финляндии, Болгарии, зимой – в Швейцарии.
Единственное, пожалуй, место в России, где инвалиды чувствуют себя комфортно – это Сочи. Дай бог, чтобы там всё осталось, не просто стояло, а пользовалось спросом.

Надо отдать должное правительству, тем, кто строил, руководил этим – они молодцы. Всё продумано, приспособлено, всё красиво и качественно. Пандусы везде, нигде никаких порогов, автоматические двери, много лифтов. В комнатах широкие проёмы. Эти условия не просто сопоставимы с зарубежными – они намного лучше. А сама организация Игр была на таком высоком уровне, что, мне кажется, подобного не сделает никто, а если и повторит, то очень нескоро.

Статья по теме

Как волонтёры помогли Паралимпиаде? Дневник добровольца

– Вы участвовали в двух гонках по биатлону на Паралим­пиаде. Первая была для вас неудачной, вы финишировали только пятым. А во второй вам удалось завоевать серебряную медаль. Что вы пережили за эти несколько дней от падения до взлёта?

– В первой гонке я упустил свою медаль одним промахом – промазал на первом рубеже. Этот промах – как шок, после которого я встряхнулся, собрался, включил голову и больше не мазал. И если на первое соревнование я выходил с грузом ответственности, волнения, даже страха, то второе воспринимал как обычное соревнование, шёл налегке, ничего не боялся. Когда шёл по трассе, уже знал, что буду в призёрах. Я безумно хотел эту медаль! До этого практически весь сезон приходил четвёртым, тренер даже в шутку называла меня рекордсменом по четвёртым местам. Поэтому на Паралимпиаду возлагал большие надежды. Родным запретил приезжать в Сочи, чтобы не отвлекали.

– Каково это – проснуться победителем?

– Я счастлив. Сейчас гощу у родных в Темиртау. Стараюсь по улице не ходить, т. к. знаю, что земляки не дадут прохода. Они все переживали, болели за меня. В Новокузнецке зашёл в магазин, очень удивился, что продавщица узнала меня, попросила автограф

Это внимание очень приятно, но уже немного устал от мероприятий, встреч. Хочется отдохнуть, ведь уже 12 апреля еду в Испанию на сборы, а 26 апреля в Сеуле буду бежать марафон на спортивных колясках, 42 км.Когда вспоминаю ту роковую поездку в Казе, уже и не знаю, неудачной она была или наоборот

В жизни всё, что ни делается, всё к лучшему. Видно, и не нужны мне были ноги. У меня всё хорошо складывается и без них.

«Стараюсь отстаивать нашего брата везде и во всём»

— Как проходит твой день?

— Работаю каждый день с восьми до трёх, к четырём часам еду на тренировку. И весь день занят: в семь утра уехал, в восемь вечера приехал.

— В Белгороде много колясочников?

— Много и в Белгороде, и в области. Только в моей компании людей, с которыми я дружу, шесть колясочников: пять мальчиков и одна девочка.

— Можно сказать, что кому-то труднее в этом положении: женщинам или мужчинам?

— Конечно, девочкам труднее. Девочка она и есть девочка. Вообще в жизни женщине труднее, потому что она мать. Я сам это знаю, у меня жена дома с ребёнком. И ей намного сложнее, чем мне, хотя она здоровая. А девочкам в коляске ещё сложнее, я это знаю точно. Но некоторые даже рожают в коляске. Но девочке ещё хочется красиво одеться, показать, какие у неё красивые ноги. И плюс мужик помобильнее, покоординированнее. Вот у нас девочки-стрелки, ребята им помогают пересесть, а пацаны прыг-прыг и сели.

— С какими проблемами сталкиваешься лично ты?

— Поехал я вчера в поликлинику с дочкой. Приехали, а я не могу попасть на территорию. Был открыт шлагбаум, я заехал, вылетели охранники, а я уже сидел на коляске. «Убирай машину!». Я спрашиваю: «А рядом чьи машины?» «Да таких же… как ты», — отвечают. Как-то очень грубо он мне сказал. В итоге охранник был послан. Я пошёл к главврачу, говорю: «У нас доступная среда, а я не могу ни через один, ни через второй вход попасть к вам. Все пандусы замело снегом, никто их не чистит. У нас, вроде, есть доступная среда, а в итоге её нет. Что делают эти люди, которые должны подмести, убрать, открыть? Их тоже нет. Вот и вся ваша доступная среда». А замглавного врача говорит мне: «Войдите в наше положение». Я говорю: «Слышишь, тётка, ты вот сюда сядь, войди в моё положение!». Закрыли тему, я дверью хлопнул.

— То есть, когда ты сталкиваешься с такими вещами, ты идёшь воевать?

— А другие не отстаивают. Почему?

— Может, сил нет. И тяжело всю систему сломать. А всё ломается. Сломай здесь, там.

— Хорошо, вот девочка-инвалид не попала в эту поликлинику. Что ей делать?

— Телефоны есть, пускай звонит сразу в облздрав.

— И отреагируют?

— Отреагируют! Есть программа «Доступная среда».

— Возьмут и напишут «Мы проверили…».

— И пускай напишут, пускай займутся хотя бы писаниной. Хоть что-то люди сделают. Ещё и ещё раз им звонить. На третий раз, может, будет какой-то результат. Только вот так: долбать и долбать!

— Ну, ты публичный человек, тебя уже многие знают. У тебя будет результат. А у других?

— Ты говоришь, что я публичный. Но я им раньше не был. Я когда-то тоже выбивал то, что мне было положено. Стучись, и тебе откроют.

— Ты сказал, у вас есть компания. Но вы, колясочники Белгорода, разрознены или как-то объединены? В группе в соцсетях, может? Ещё где-то?

— Есть какие-то отдельные группы. Но вот общей объединяющей нет. Это зависит от самих инвалидов. Этим же надо заниматься. А инвалиды, как правило, замкнутые люди. Я когда-то предложил устроить гонки на колясках. Мне соцзащита дала списки колясочников на Харгоре. В итоге обзвонил, например, 50 человек, а согласились двое.

— Колясочники пьют?

— От чего в конечном итоге зависит, справишься или нет?

— Ни какая соцзащита, ни какой губернатор не соберёт людей, не скажет: «Давайте вам то и то сделаем», если они сами не захотят, не организуются.

— То есть у проблемы две стороны: одна — то, что должны делать власти, и вторая — отношение к этому самих инвалидов?

— Конечно, возьми наш город сейчас и десять лет назад. Я сейчас хожу в кино, в кафе, куда хочешь. А раньше этого не было. Люди это знают, но они уже пустили корни. Повторяю: все соцзащиты и прочие службы второстепенны. Человек должен сам вылезти. У меня есть друг, который 40 лет сидит в коляске. Он помнит, как было раньше. Из больницы выкинули, колясочку-гроб тебе подарили. Какая доступная среда? Тем не менее, люди жили, что-то придумывали, выкручивались. А сейчас в Белгороде есть почти всё. Мне вот даже подъезд обустроили: пристройка, пандус. У меня машина, мне сделали парковку. И таких подъездов несколько по городу.

— А чего в городе нет?

— В БелГУ есть корпус на Студенческой, я в этому году там поступил в магистратуру на факультет физкультуры и спорта на отделение адаптивной физической культуры. Это специалист по работе со спортсменами-инвалидами. И вот я не могу прийти сдать сессию. Приезжаю, раз ступенька, два ступенька, три ступенька. Я говорю: «Ну, что? Как учиться будем?».

— Много ещё таких учреждений, зданий, которые не приспособлены для визитов инвалидов?

— На это тоже нужно обратить внимание властей?

— Власти многое готовы делать, их надо подталкивать. Много ребят — моих ровесников, которых уж нет, они умерли, потому что сложили руки. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. У здоровых людей то же самое — чтобы чего добиться, надо действовать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий