Алиса фрейндлих: интересные истории интересной биографии

Воспоминания о войне и блокаде

Сначала уехал папа. Ему пришлось эвакуироваться вместе с Театром Юного Зрителя, где он работал в то время. Семьи не брали, не хватало мест. ТЮЗ отправили буквально последним самолётом, после чего блокада окончательно сомкнула своё кольцо.

Бруно Артурович расстался с Ксенией буквально накануне начала войны. В эвакуации он снова женился. В 1944 году у Алисы появилась сводная сестрёнка Иринка. Алиса потом встречалась с отцом, но тайком, хотя мама не запрещала, зато новая жена была категорически против.

А зимой 1941 года не стало и родного дома, в квартиру попал снаряд, когда вся семья переживала бомбёжку в бомбоубежище. Только в начале войны всех жильцов организованно водили туда, но бомбить стали всё чаще, люди привыкли и старались спрятаться в какой-нибудь нише. Квартира находилась на первом этаже, и жители дома при первых звуках тревоги спускались вниз – считали, что этого будет достаточно для безопасности. Но в этот день почему-то все ушли в убежище, это их и спасло.

Пришлось переехать во флигель к семье дяди, старшему брату Бруно. Он жил в том же доме с женой Зоей и сыном Эдуардом. Было тесно, и пришлось сдвинуть кровати, чтобы всем поместиться – зато тепло. Топили буржуйку мебелью и книгами, однажды даже сожгли полное собрание сочинений Льва Толстого, изданное ещё при его жизни. Жалко, но жизнь была важнее.

Детей было трое – шестилетняя Алиса, четырёхлетний Эдик и двухлетняя Регина (она не пережила страшную зиму). С началом блокады нехватку еды практически не ощущали, ведь немцы – экономные и рачительные. У бабушки были припасы, но после того, как квартира превратилась в руины, удалось спасти только запас специй.

Зимой бабушка перешла на режим строгой экономии. Хлеб выдавался теперь строго по часам, и дети не отводили взгляда от циферблата большого будильника. Бабушка поступила очень мудро, потому что многие ленинградцы гибли из-за того, что сразу съедали скудную пайку в 125 граммов.

На столе стоял большой самовар, который грели углём и горячей золой из буржуйки – это было экономно и можно было постоянно пить чай. Бабушка выдавала каждому по щепотке специй (гвоздику, корицу или лимонную кислоту), их добавляли в кипяток и пили. Когда закончились специи, в горячую воду бросали соду и получался «лимонад».

Так и прожили первую, самую голодную зиму. Три года блокады Алисе дались нелегко. Это потом она радовалась, что у неё желудок остался маленьким, и она насыщалась буквально с ложки каши, поэтому осталась стройной навсегда.

Вторую блокадную зиму бабушки уже не было с семьёй, да и из семьи остались только Алиса и её мама Ксения.

Дядя, старший брат Бруно, был секретарём партийной организации завода «Электросила». Он ушёл добровольцем, и его арестовали уже на фронте, ведь во всех документах у него было написано «немец». Потом пришли за его женой, провели обыск. Впоследствии и дядю, и его жену Зою расстреляли. Маленького Эдика вместе со всеми немцами выслали из Ленинграда, но его потом разыскал в Воркуте и усыновил бабушкин младший брат.

Бабушку тоже выслали, она умерла в дороге ещё в эшелоне. Алиса до сих пор помнит прощальный бабушкин подарок – кусок серых мёрзлых макарон, которые выдавали опальным немцам в дорогу. Потом они с мамой варили из них суп.

Мама пошла провожать бабушку в ссылку, за что и поплатилась – её уволили с работы за прогул. Она тогда работала бухгалтером на гильзовом заводе и получала хорошую рабочую карточку. Теперь они с Алисой остались без средств к существованию.

Но случилось чудо, Ксению разыскал её молочный брат, врач. Он работал в Горздравотделе и устроил Ксению в ясли бухгалтером. Так семилетняя Алиса пошла в ясельную группу – надо же было как-то выживать. Впрочем, она была маленькой, очень худенькой и при проверках её прятали в изоляторе, укрыв одеялом по самый нос.

Алиса Фрейндлих: биография

Российская и советская актриса театра и кино Фрейндлих Алиса Бруновна родилась в декабре 1934 г. в Ленинграде. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в городе Псков, потом переехала в северную столицу. Молодая девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца актрисы переехала в Россию ещё при правлении императрицы Екатерины Второй. Фрейндлихи были известны, как хорошие стеклодувы. Отец Бруно Артур хотел продолжить семейное дело, но его попытка не увенчалась успехом, так как у его второго сына были слишком слабые легкие.

Алиса Фрейндлих в детстве и сейчас

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал весь Императорский двор. Какое-то время поработав там, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934 г. у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать девочку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской.

Алиса Фрейндлих в молодости

С детских лет будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было три года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и её супруга, заканчивающих консерваторию. Это событие очень повлияло на маленькую девочку, она три дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

До начала Второй мировой отец Алисы уехал с театром на гастроли в Ташкент. Ксения и Бруно решили расстаться. Девочка осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно и его жену арестовали и расстреляли.

В 1941 Алиса Фрейндлих пошла в первый клас. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период, как самый тяжелый и самый яркий. Актриса помнит все очень отчетливо, буквально до мелочей. Девочка выжила благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам. Именно это помогло продержаться в самое голодное время.

Блокадный Ленинград

Здоровье Алисы и её мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания, но и в психологическом – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны она вместе с дочкой переехала в Таллинн.

В Эстонии Алиса прожила с мамой три года и закончила пятый класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и девочка продолжила обучение в своей старой школе. В северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе со своей новой семьей. Как вспоминает актриса, мама была не против общения дочери с родным папой, но его новая жена запрещала им общаться. Более того, сводная сестра от второго брака долгое время даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Она поверила в талант девочки и обучила ее азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступает в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Новая любовь

В этот сложный период известного шансонье поддержала танцовщица из его шоу-балета «Атаман». 39-летняя Светлана Уразова находилась рядом с Михаилом Захаровичем, помогала ему по дому и давала ценные советы.

В какой-то момент певец понял, что их отношения уже переросли рамки дружбы. Он предложил женщине совместное проживание. Ни о какой женитьбе речь не идет.

У Михаила Захаровича была лишь одна супруга — Маргарита. И ее место никто не сможет занять. Сыновья понимают и не осуждают отца. Ведь они не могут видеть его так часто, как хотелось бы. А одиночество — страшная вещь.

Что же известно о самой Светлане Уразовой? Более 15 лет назад она приехала в Россию из Украины. У нее хореографическое образование. Практически сразу же блондинку приняли в шоу-труппу Шуфутинского.

В настоящее время у певца возникли серьезные проблемы со здоровьем. Ему стало тяжело ходить. Светлана в буквальном смысле является для него опорой.

Детские годы

Не всем фанатам известно, что актриса не только играет на театральной сцене и снимается в кино, но и профессионально занимается декламацией. Со времен Шекспира чтение стихов считалось одним из главных элементов актерского мастерства. Именно по этой причине абитуриенты, поступающие в театральные училища, обязаны прочитать поэтическое произведение на экзамене. Через стихотворные строчки Алиса Бруновна Фрейндлих блестяще раскрыла еще одну грань своего таланта. Записи ее голоса хранятся в государственном архиве и в частных коллекциях.  

Будущая актриса появилась на свет 8 декабря 1934 года в семье творческой интеллигенции. Родители к тому времени проживали в городе Ленинграде. Отец, профессиональный актер, служил в Большом драматическом театре. Мать в молодости увлекалась театром и аккуратно посещала занятия драматической студии при Ленинградском театре рабочей молодежи. В стенах этого заведения она и познакомилась со своим будущим мужем. После рождения дочери отец продолжил свою театральную карьеру, а мать окончила бухгалтерские курсы и стала работать по специальности.

 

Алиса Фрейндлих: биография

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.

Детство в блокадном Ленинграде, семья

Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.

Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели

Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.

Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.

Когда Алиса была маленькой, родители расстались

Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.

После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.

Юность в послевоенное время, образование

Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.

Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности

Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.

В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона

К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.

Карьера актрисы

После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.

В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».

Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»

Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года

Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».

В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького

Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».

Где живет

Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.

Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга

Детство

Так как девочка росла в творческой семье, она с детства любила театр. Ее мама обладала актерскими способностями. Молодость Ксении Федоровны прошла во Пскове, где она принимала активное участие в постановке самодеятельных спектаклей.

После переезда из Пскова в Ленинград она стала посещать курсы актерского мастерства, на которых и познакомилась со своим будущим мужем Бруно. Родители актрисы сразу полюбили друг друга и вскоре поженились.

Впервые Алиса увидела сцену в трехлетнем возрасте, когда родители привели ее на концерт в консерваторию. После этого девочка только и делала, что говорила о театре, сама ставила сценки и устраивала представления для мамы и папы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

К сожалению, Бруно Артурович и Ксения Федоровна разошлись. Это было ужасное время перед войной. Начались преследования этнических немцев. Родственники Алисы со стороны отца были арестованы, а самому Бруно удалось избежать репрессий, так как он успел уехать из города.

Этот режим и дал семье Алисы Бруновны возможность выжить в нечеловеческих условиях. Актриса вспоминает, что они питались не только хлебом. Бабушка готовила кашу из столярного клея. Также девочка могла наслаждаться «газировкой», приготовленной из кипятка и соды.

Рекомендуем: Людмила Касаткина (биография)

Семья будущей актрисы жила на первом этаже, это было самое безопасное место в доме. После сигнала тревоги все соседи быстро спускались к ним. Там жильцы и пережидали все вместе очередной налет. Однако часто приходилось скрываться и в бомбоубежище.

Однажды бомба попала в их квартиру. Жить в разрушенном доме без стекол и двери стало невозможно. Семье ничего не оставалось, как сменить место жительства. Настало и такое время, когда Алиса перестала посещать школу. Тогда она была в первом классе.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вновь вернуться к учебе девочка смогла лишь в 1943 году, в возрасте восьми лет. Тетрадей не было, даже обычной писчей бумаги было не найти. Ученики писали на газетных обрывках, не снимая варежек из-за холода. Надо сказать, что в годы войны Алисе приходилось очень нелегко еще и из-за ее немецкой фамилии.

Вскоре бабушка с одной из своих дочерей вынуждена была уехать. Алиса с мамой провожали их на вокзале. Это было время самого страшного голода. До сих пор актриса с содроганием вспоминает те кошмарные блокадные дни. Уезжая, бабушка отломила кусок хлеба и отдала Ксении и Алисе. До места назначения Шарлотта так и не доехала, она умерла в дороге.

Рекомендуем: Наталья Вавилова: биография актрисы

Безусловно, военное время наложило отпечаток на душу Фрейндлих, ведь ей пришлось пройти через голод, увидеть ужасы войны, испытать неописуемый страх. Но актриса сумела сохранить блеск в глазах и не потеряла способности очаровательно улыбаться.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вскоре на родину вернулся и ее папа. У него уже была другая семья. Вторая жена не позволяла мужу видеться с дочкой от первого брака. Их встречи происходили втайне от нее. Через несколько лет отец познакомил Алису со своей второй дочерью – Ириной. Сестры подружились.

В школьные годы девочка посещала театральный кружок. А в 1953 году она стала студенткой театрального института. На вступительном экзамене будущая актриса читала отрывок из «Мертвых душ» Гоголя. Ей крупно повезло, ее преподавателем стал сам Борис Зон.

Во время учебы Алиса познакомилась со своим будущим мужем, Владимиром Карасевым. Они поженились, но вместе были совсем недолго. Сразу после окончания института молодые люди развелись.

Театр

Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Позже Алиса Бруновна отмечала: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя…».

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли «первой леди театра». Среди репертуара актрисы были: Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделялся и Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон», на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и Настя в пьесе Максима Горького «На дне».

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна), «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» (Этель Тэйер), «Война и мир Толстого» по мотивам романа Л. Толстого «Война и мир» (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

Девяностые

  • О любви. Мимолетности
  • Супружеский номер в отеле
  • Дуэт колоратуры и баритона
  • Смена лет, закаты и восходы…
  • Эфир радио ЭХО МОСКВЫ. Программа ИНТЕРВЬЮ
  • Воспоминание о бенефисе
  • Алиса Фрейндлих
  • Как мало я успела
  • Время любить
  • Ледяной глоток любви
  • Интервью к юбилею Открытого театра
  • Актриса, которая не хочет идти по равнине
  • Осенний марафон
  • Великое зазеркалье Алисы Фрейндлих
  • Алиса в стране театральных чудес
  • Нечто новое в себе
  • Алиса в Москве чудес
  • Короткая рецензия на программу
  • Алиса в осеннем зазеркалье
  • Алиса и Кирилл
  • Алиса Фрейндлих спасла спектакль
  • «Ангелами были мы с Фрейндлих»
  • «Виктюк вспомнил о наследии Художественного. Ничего хорошего из этого не вышло»
  • Виктюк на новом витке
  • Виктюк показал, как надо уходить первой
  • Во имя замысла можно как угодно предстать перед зрителем
  • Любовь еще быть может
  • Милая драма
  • «Ничего такого Виктюк в мой адрес не отпускал»
  • Осенние скрипки Виктюка и Фрейндлих
  • Благие намерения не ведут в Аркадию
  • «Партнеры терпели мои пощечины»
  • Все-таки жаль, что не было чуда
  • Сама Алиса в Краснодаре! И это не шутка
  • Трагедия Шекспира напомнила театру: у короля должен быть наследник
  • Сумерки богов
  • У Алисы Фрейндлих и Романа Виктюка — общая скрипка и поиски жестов небесного чувства
  • У природы ЕСТЬ плохой погоды
  • Утомленные «мылом»
  • Четыре встречи с БДТ
  • Этот тонкий человек Рязанов
  • «Я позволяю себе роскошь работать в театре»
  • Страна чудес — в Алисе
  • А вы говорите: «Королева…»
  • А доверчивость подрастаяла со временем
  • Нам не дано предугадать
  • Осеннее танго
  • Первая скрипка нашей сцены
  • Потому что она — Алиса
  • Скрипка Алисы
  • Алиса Фрейндлих аплодисментам предпочитает тишину в зале
  • Алиса Фрейндлих в меняющемся мире
  • Алиса Фрейндлих в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы»
  • В 10 лет моя дочь заявила:
  • В прошлой жизни я жила в Лондоне
  • Вечная тоска связана с булгаковской Маргаритой
  • Возвращение?…
  • Все мужики — петухи по своей природе
  • До конца непонятная, никому не подвластная…
  • И в Калифорнии чувствовать умеют
  • Инкогнито из Петербурга
  • Дуэт для нищих богачей
  • «Малыш и Карлсон» в полном расцвете сил
  • О пиратах, скрипках и роликах
  • Он нарисовал свою птицу
  • Осенние скрипки и… тишина
  • Хрустальный колокольчик
  • Я всю жизнь мечтала о Маргарите
  • Я общалась с духом Товстоногова

Личная жизнь Алисы Фрейндлих

Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.

На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев

В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.

Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.

На фото: Игорь Владимиров

Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»

Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.

Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.

Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.

С дочерью Варварой

Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.

На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей

Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.

Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.

По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.

После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию

Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Алиса фрейндлих: интересные истории интересной биографии

Воспоминания о войне и блокаде

Сначала уехал папа. Ему пришлось эвакуироваться вместе с Театром Юного Зрителя, где он работал в то время. Семьи не брали, не хватало мест. ТЮЗ отправили буквально последним самолётом, после чего блокада окончательно сомкнула своё кольцо.

Бруно Артурович расстался с Ксенией буквально накануне начала войны. В эвакуации он снова женился. В 1944 году у Алисы появилась сводная сестрёнка Иринка. Алиса потом встречалась с отцом, но тайком, хотя мама не запрещала, зато новая жена была категорически против.

А зимой 1941 года не стало и родного дома, в квартиру попал снаряд, когда вся семья переживала бомбёжку в бомбоубежище. Только в начале войны всех жильцов организованно водили туда, но бомбить стали всё чаще, люди привыкли и старались спрятаться в какой-нибудь нише. Квартира находилась на первом этаже, и жители дома при первых звуках тревоги спускались вниз – считали, что этого будет достаточно для безопасности. Но в этот день почему-то все ушли в убежище, это их и спасло.

Пришлось переехать во флигель к семье дяди, старшему брату Бруно. Он жил в том же доме с женой Зоей и сыном Эдуардом. Было тесно, и пришлось сдвинуть кровати, чтобы всем поместиться – зато тепло. Топили буржуйку мебелью и книгами, однажды даже сожгли полное собрание сочинений Льва Толстого, изданное ещё при его жизни. Жалко, но жизнь была важнее.

Детей было трое – шестилетняя Алиса, четырёхлетний Эдик и двухлетняя Регина (она не пережила страшную зиму). С началом блокады нехватку еды практически не ощущали, ведь немцы – экономные и рачительные. У бабушки были припасы, но после того, как квартира превратилась в руины, удалось спасти только запас специй.

Зимой бабушка перешла на режим строгой экономии. Хлеб выдавался теперь строго по часам, и дети не отводили взгляда от циферблата большого будильника. Бабушка поступила очень мудро, потому что многие ленинградцы гибли из-за того, что сразу съедали скудную пайку в 125 граммов.

На столе стоял большой самовар, который грели углём и горячей золой из буржуйки – это было экономно и можно было постоянно пить чай. Бабушка выдавала каждому по щепотке специй (гвоздику, корицу или лимонную кислоту), их добавляли в кипяток и пили. Когда закончились специи, в горячую воду бросали соду и получался «лимонад».

Так и прожили первую, самую голодную зиму. Три года блокады Алисе дались нелегко. Это потом она радовалась, что у неё желудок остался маленьким, и она насыщалась буквально с ложки каши, поэтому осталась стройной навсегда.

Вторую блокадную зиму бабушки уже не было с семьёй, да и из семьи остались только Алиса и её мама Ксения.

Дядя, старший брат Бруно, был секретарём партийной организации завода «Электросила». Он ушёл добровольцем, и его арестовали уже на фронте, ведь во всех документах у него было написано «немец». Потом пришли за его женой, провели обыск. Впоследствии и дядю, и его жену Зою расстреляли. Маленького Эдика вместе со всеми немцами выслали из Ленинграда, но его потом разыскал в Воркуте и усыновил бабушкин младший брат.

Бабушку тоже выслали, она умерла в дороге ещё в эшелоне. Алиса до сих пор помнит прощальный бабушкин подарок – кусок серых мёрзлых макарон, которые выдавали опальным немцам в дорогу. Потом они с мамой варили из них суп.

Мама пошла провожать бабушку в ссылку, за что и поплатилась – её уволили с работы за прогул. Она тогда работала бухгалтером на гильзовом заводе и получала хорошую рабочую карточку. Теперь они с Алисой остались без средств к существованию.

Но случилось чудо, Ксению разыскал её молочный брат, врач. Он работал в Горздравотделе и устроил Ксению в ясли бухгалтером. Так семилетняя Алиса пошла в ясельную группу – надо же было как-то выживать. Впрочем, она была маленькой, очень худенькой и при проверках её прятали в изоляторе, укрыв одеялом по самый нос.

Алиса Фрейндлих: биография

Российская и советская актриса театра и кино Фрейндлих Алиса Бруновна родилась в декабре 1934 г. в Ленинграде. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в городе Псков, потом переехала в северную столицу. Молодая девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца актрисы переехала в Россию ещё при правлении императрицы Екатерины Второй. Фрейндлихи были известны, как хорошие стеклодувы. Отец Бруно Артур хотел продолжить семейное дело, но его попытка не увенчалась успехом, так как у его второго сына были слишком слабые легкие.

Алиса Фрейндлих в детстве и сейчас

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал весь Императорский двор. Какое-то время поработав там, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934 г. у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать девочку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской.

Алиса Фрейндлих в молодости

С детских лет будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было три года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и её супруга, заканчивающих консерваторию. Это событие очень повлияло на маленькую девочку, она три дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

До начала Второй мировой отец Алисы уехал с театром на гастроли в Ташкент. Ксения и Бруно решили расстаться. Девочка осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно и его жену арестовали и расстреляли.

В 1941 Алиса Фрейндлих пошла в первый клас. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период, как самый тяжелый и самый яркий. Актриса помнит все очень отчетливо, буквально до мелочей. Девочка выжила благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам. Именно это помогло продержаться в самое голодное время.

Блокадный Ленинград

Здоровье Алисы и её мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания, но и в психологическом – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны она вместе с дочкой переехала в Таллинн.

В Эстонии Алиса прожила с мамой три года и закончила пятый класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и девочка продолжила обучение в своей старой школе. В северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе со своей новой семьей. Как вспоминает актриса, мама была не против общения дочери с родным папой, но его новая жена запрещала им общаться. Более того, сводная сестра от второго брака долгое время даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Она поверила в талант девочки и обучила ее азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступает в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Новая любовь

В этот сложный период известного шансонье поддержала танцовщица из его шоу-балета «Атаман». 39-летняя Светлана Уразова находилась рядом с Михаилом Захаровичем, помогала ему по дому и давала ценные советы.

В какой-то момент певец понял, что их отношения уже переросли рамки дружбы. Он предложил женщине совместное проживание. Ни о какой женитьбе речь не идет.

У Михаила Захаровича была лишь одна супруга — Маргарита. И ее место никто не сможет занять. Сыновья понимают и не осуждают отца. Ведь они не могут видеть его так часто, как хотелось бы. А одиночество — страшная вещь.

Что же известно о самой Светлане Уразовой? Более 15 лет назад она приехала в Россию из Украины. У нее хореографическое образование. Практически сразу же блондинку приняли в шоу-труппу Шуфутинского.

В настоящее время у певца возникли серьезные проблемы со здоровьем. Ему стало тяжело ходить. Светлана в буквальном смысле является для него опорой.

Детские годы

Не всем фанатам известно, что актриса не только играет на театральной сцене и снимается в кино, но и профессионально занимается декламацией. Со времен Шекспира чтение стихов считалось одним из главных элементов актерского мастерства. Именно по этой причине абитуриенты, поступающие в театральные училища, обязаны прочитать поэтическое произведение на экзамене. Через стихотворные строчки Алиса Бруновна Фрейндлих блестяще раскрыла еще одну грань своего таланта. Записи ее голоса хранятся в государственном архиве и в частных коллекциях.  

Будущая актриса появилась на свет 8 декабря 1934 года в семье творческой интеллигенции. Родители к тому времени проживали в городе Ленинграде. Отец, профессиональный актер, служил в Большом драматическом театре. Мать в молодости увлекалась театром и аккуратно посещала занятия драматической студии при Ленинградском театре рабочей молодежи. В стенах этого заведения она и познакомилась со своим будущим мужем. После рождения дочери отец продолжил свою театральную карьеру, а мать окончила бухгалтерские курсы и стала работать по специальности.

 

Алиса Фрейндлих: биография

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.

Детство в блокадном Ленинграде, семья

Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.

Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели

Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.

Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.

Когда Алиса была маленькой, родители расстались

Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.

После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.

Юность в послевоенное время, образование

Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.

Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности

Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.

В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона

К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.

Карьера актрисы

После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.

В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».

Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»

Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года

Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».

В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького

Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».

Где живет

Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.

Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга

Детство

Так как девочка росла в творческой семье, она с детства любила театр. Ее мама обладала актерскими способностями. Молодость Ксении Федоровны прошла во Пскове, где она принимала активное участие в постановке самодеятельных спектаклей.

После переезда из Пскова в Ленинград она стала посещать курсы актерского мастерства, на которых и познакомилась со своим будущим мужем Бруно. Родители актрисы сразу полюбили друг друга и вскоре поженились.

Впервые Алиса увидела сцену в трехлетнем возрасте, когда родители привели ее на концерт в консерваторию. После этого девочка только и делала, что говорила о театре, сама ставила сценки и устраивала представления для мамы и папы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

К сожалению, Бруно Артурович и Ксения Федоровна разошлись. Это было ужасное время перед войной. Начались преследования этнических немцев. Родственники Алисы со стороны отца были арестованы, а самому Бруно удалось избежать репрессий, так как он успел уехать из города.

Этот режим и дал семье Алисы Бруновны возможность выжить в нечеловеческих условиях. Актриса вспоминает, что они питались не только хлебом. Бабушка готовила кашу из столярного клея. Также девочка могла наслаждаться «газировкой», приготовленной из кипятка и соды.

Рекомендуем: Людмила Касаткина (биография)

Семья будущей актрисы жила на первом этаже, это было самое безопасное место в доме. После сигнала тревоги все соседи быстро спускались к ним. Там жильцы и пережидали все вместе очередной налет. Однако часто приходилось скрываться и в бомбоубежище.

Однажды бомба попала в их квартиру. Жить в разрушенном доме без стекол и двери стало невозможно. Семье ничего не оставалось, как сменить место жительства. Настало и такое время, когда Алиса перестала посещать школу. Тогда она была в первом классе.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вновь вернуться к учебе девочка смогла лишь в 1943 году, в возрасте восьми лет. Тетрадей не было, даже обычной писчей бумаги было не найти. Ученики писали на газетных обрывках, не снимая варежек из-за холода. Надо сказать, что в годы войны Алисе приходилось очень нелегко еще и из-за ее немецкой фамилии.

Вскоре бабушка с одной из своих дочерей вынуждена была уехать. Алиса с мамой провожали их на вокзале. Это было время самого страшного голода. До сих пор актриса с содроганием вспоминает те кошмарные блокадные дни. Уезжая, бабушка отломила кусок хлеба и отдала Ксении и Алисе. До места назначения Шарлотта так и не доехала, она умерла в дороге.

Рекомендуем: Наталья Вавилова: биография актрисы

Безусловно, военное время наложило отпечаток на душу Фрейндлих, ведь ей пришлось пройти через голод, увидеть ужасы войны, испытать неописуемый страх. Но актриса сумела сохранить блеск в глазах и не потеряла способности очаровательно улыбаться.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вскоре на родину вернулся и ее папа. У него уже была другая семья. Вторая жена не позволяла мужу видеться с дочкой от первого брака. Их встречи происходили втайне от нее. Через несколько лет отец познакомил Алису со своей второй дочерью – Ириной. Сестры подружились.

В школьные годы девочка посещала театральный кружок. А в 1953 году она стала студенткой театрального института. На вступительном экзамене будущая актриса читала отрывок из «Мертвых душ» Гоголя. Ей крупно повезло, ее преподавателем стал сам Борис Зон.

Во время учебы Алиса познакомилась со своим будущим мужем, Владимиром Карасевым. Они поженились, но вместе были совсем недолго. Сразу после окончания института молодые люди развелись.

Театр

Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Позже Алиса Бруновна отмечала: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя…».

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли «первой леди театра». Среди репертуара актрисы были: Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделялся и Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон», на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и Настя в пьесе Максима Горького «На дне».

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна), «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» (Этель Тэйер), «Война и мир Толстого» по мотивам романа Л. Толстого «Война и мир» (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

Девяностые

  • О любви. Мимолетности
  • Супружеский номер в отеле
  • Дуэт колоратуры и баритона
  • Смена лет, закаты и восходы…
  • Эфир радио ЭХО МОСКВЫ. Программа ИНТЕРВЬЮ
  • Воспоминание о бенефисе
  • Алиса Фрейндлих
  • Как мало я успела
  • Время любить
  • Ледяной глоток любви
  • Интервью к юбилею Открытого театра
  • Актриса, которая не хочет идти по равнине
  • Осенний марафон
  • Великое зазеркалье Алисы Фрейндлих
  • Алиса в стране театральных чудес
  • Нечто новое в себе
  • Алиса в Москве чудес
  • Короткая рецензия на программу
  • Алиса в осеннем зазеркалье
  • Алиса и Кирилл
  • Алиса Фрейндлих спасла спектакль
  • «Ангелами были мы с Фрейндлих»
  • «Виктюк вспомнил о наследии Художественного. Ничего хорошего из этого не вышло»
  • Виктюк на новом витке
  • Виктюк показал, как надо уходить первой
  • Во имя замысла можно как угодно предстать перед зрителем
  • Любовь еще быть может
  • Милая драма
  • «Ничего такого Виктюк в мой адрес не отпускал»
  • Осенние скрипки Виктюка и Фрейндлих
  • Благие намерения не ведут в Аркадию
  • «Партнеры терпели мои пощечины»
  • Все-таки жаль, что не было чуда
  • Сама Алиса в Краснодаре! И это не шутка
  • Трагедия Шекспира напомнила театру: у короля должен быть наследник
  • Сумерки богов
  • У Алисы Фрейндлих и Романа Виктюка — общая скрипка и поиски жестов небесного чувства
  • У природы ЕСТЬ плохой погоды
  • Утомленные «мылом»
  • Четыре встречи с БДТ
  • Этот тонкий человек Рязанов
  • «Я позволяю себе роскошь работать в театре»
  • Страна чудес — в Алисе
  • А вы говорите: «Королева…»
  • А доверчивость подрастаяла со временем
  • Нам не дано предугадать
  • Осеннее танго
  • Первая скрипка нашей сцены
  • Потому что она — Алиса
  • Скрипка Алисы
  • Алиса Фрейндлих аплодисментам предпочитает тишину в зале
  • Алиса Фрейндлих в меняющемся мире
  • Алиса Фрейндлих в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы»
  • В 10 лет моя дочь заявила:
  • В прошлой жизни я жила в Лондоне
  • Вечная тоска связана с булгаковской Маргаритой
  • Возвращение?…
  • Все мужики — петухи по своей природе
  • До конца непонятная, никому не подвластная…
  • И в Калифорнии чувствовать умеют
  • Инкогнито из Петербурга
  • Дуэт для нищих богачей
  • «Малыш и Карлсон» в полном расцвете сил
  • О пиратах, скрипках и роликах
  • Он нарисовал свою птицу
  • Осенние скрипки и… тишина
  • Хрустальный колокольчик
  • Я всю жизнь мечтала о Маргарите
  • Я общалась с духом Товстоногова

Личная жизнь Алисы Фрейндлих

Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.

На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев

В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.

Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.

На фото: Игорь Владимиров

Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»

Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.

Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.

Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.

С дочерью Варварой

Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.

На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей

Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.

Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.

По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.

После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию

Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий