«после двух с половиной часов боя из 42 человек осталось 13». рассказываем об актере анатолии папанове

Театр

Вернувшись в Москву, Анатолий подал документы в ГИТИС. Но юноша опоздал, все испытания для абитуриентов уже завершились.

Однако из-за войны в группах был недобор. Один из членов комиссии предложил Папанову прочесть что-нибудь. Театральные метры были столь поражены профессионализмом молодого человека, что зачислили его сразу на второй курс.

Во время учёбы Анатолий Дмитриевич неоднократно демонстрировал глубину своего таланта. О  студенте-самородке знали многие театры, поэтому после получения диплома его звали в труппу Малого и МХАТа.

Однако Папанов уехал в Литву вслед за молодой супругой. Правда, вскоре они вернулись в столицу, приняв предложение главного режиссера Театра Сатиры А. Гончарова.

Впрочем, молодому Папанову доставались небольшие роли. И только спустя достаточное количество лет, когда его попросили заменить коллегу в спектакле, режиссеры увидели, сколько многогранен талант актера. Это изменило их отношение, и Папанов постепенно стал одним из ведущих артистов театра, обрёл свою публику.

Родились в один день

Дата рождения: 31.10.1922. Возраст: 98.
Знак зодиака: Скорпион (информация о знаке).
Гороскопы для Скорпиона: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 316 дней.

РЯЗАНОВА Раиса Ивановна

Актриса

1 место

ЗАТРАВКИН Лука

пианист

2 место

ЗАДОЙНОВ Александр

Бизнеcмен

3 место

ХАЙКИН Михаил Владимирович

Министр благоустройства Московской области

4 место

АРСЕНТЬЕВ Александр Сергеевич

Актер

5 место

БОРОДЕНКО Евгений

Шоумен

6 место

ГУРОВ Григорий Александрович

Заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи

7 место

МЕСХИЕВ Дмитрий Дмитриевич

Главный продюсер

8 место

АФИНОГЕНОВ Дмитрий

Вице-президент по управлению финансами, закупками и административным вопросам

9 место

КАУФМАН Кира

Актриса

10 место

НОВИКОВ Александер Васильевич

Певец

11 место

БЕРЕЗИН Сергей Владимирович

Композитор

12 место

РОМОДАНОВСКИЙ Константин Олегович

Директор Федеральной миграционной службы, генерал–полковник милиции

13 место

ЧЕРДЫНЦЕВ Борис Александрович

Актер

14 место

Детство и юность

Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.

Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.

Анатолий Папанов в детстве

В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.

Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.

Анатолий Папанов в молодости

Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.

Анатолий Папанов прошел войну

Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.

Война

В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца. После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой. Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти.

Личная жизнь Анатолия Папанова

Анатолий Папанов со своей женой

Еще в ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.

Они вместе ездили на занятия на трамвае, ходили в библиотеку, встречались украдкой. «Шел 42-й год, в Москве был комендантский час — разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице, — вспоминала Надежда Каратаева. — Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал — его же мог задержать патруль! »

Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы. На их отношениях сказывались профессиональные неудачи, которые сопровождали Папанова в течение почти 10 лет после выпуска из ГИТИСа. За это время актер сыграл лишь в 25 спектаклях, и роли ему отводили второстепенные. Приносили они совсем небольшие гонорары. «Мы жили непросто, — вспоминал актер, — долго откладывали появление нашей дочери на свет. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…»

Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и впоследствии тоже стала актрисой.

Театр

Он приехал в ГИТИС,когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.

В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.

В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.

После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова». Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу.

В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить. Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

В десятку

Попадание в образ оказалось стопроцентное. Вспомнить хотя бы сцену, где персонаж Папанова ест хлеб, придерживая краюху, чтобы не пропала ни одна крошка… Этот жест как нельзя лучше говорит о человеке, прошедшем все круги ада и сохранившем достоинство. А когда Копалыч узнает об аресте Берии и вновь надеется в кои-то веки пожить нормальной человеческой жизнью, которую у него отняли, он словно преображается: расправляет плечи, отбрасывает лагерную кличку и возвращает себе настоящее имя — Николай Старобогатов.

…»Холодное лето 53-го» вышло на экраны в 1988 году и имело феноменальный успех, собрав урожай премий не только в СССР, но и по всему миру. Однако Папанов этого уже не увидел и насладиться триумфом своей выстраданной роли не успел. Не дожил он даже до озвучания картины — на экране его персонаж «говорит» голосом актера Игоря Ефимова. А голос самого Анатолия Дмитриевича звучит только в самом финале — фильм заканчивается рабочим дублем сцены с Копалычем: щелкает хлопушка, Папанов произносит: «Об одном жалею… годы. Так хочется пожить по-человечески… и поработать…», и потом за кадром — слова Валерия Приемыхова: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль».

Биография

Анатолий Папанов, 1941 год.

Анатолий Папанов — студент Государственного института театрального искусства

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. Отец — военнослужащий Дмитрий Филиппович Папанов (—), русский; мать — полька Елена Болеславовна Росковская (—), модистка, католичка, тайно принявшая православную веру.

Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Н. С. Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). К этому времени и относятся первые появления юного актёра на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.

В 1930 году вместе с родителями переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода литейщиком, одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Е. Вахтангова во главе с В. В. Кузой, — его А. Папанов и считал своим первым учителем.

В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».

С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с тростью. Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа М. Н. Орловой и В. А. Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» С. А. Найдёнова и глубокого старика в комедии Т. де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны».

После окончания ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.

С 1946 года — актёр Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману А. А. Фадеева.

В 1948 году по предложению режиссёра А. А. Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре актёр за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Д. Ф. Тухманова.

Первым большим успехом в кино была роль генерала Серпилина в кинофильме А. Б. Столпера «Живые и мёртвые», после чего его часто стали приглашать сниматься в кино, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!».

Преподавал в ГИТИСе.

Выпустил диск как исполнитель песен.

За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе М. Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Ф. И. Шаляпина и вставил её в финал.

Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» И. Друцэ . Последняя кинороль — в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Мемориальная доска А. Д. Папанову, расположенная на доме № 8 по улице Спиридоновка в Москве

Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни, вернувшись домой со съёмок картины. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. Тело актёра обнаружили не сразу. Дату смерти установли судмедэксперты, поэтому о его смерти объявили намного позже. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).

Отстоять себя

Актера на роль Лузги — Валерия Приемыхова — подобрали сразу, а вот с Копалычем пришлось повозиться. Каких только артистов не звал на пробы Александр Прошкин: и Георгия Юматова, и нашего «купаловца» Геннадия Гарбука, и Вацлава Дворжецкого… Последний когда-то сам сидел за участие в антисоветском молодежном кружке и мог бы неплохо вписаться в роль, однако не подошел по причине слишком аристократичной внешности. Режиссеру был нужен, по его признанию, «простой, стертый человек, который волей судьбы попал в сталинскую молотилку и делает отчаянную, робкую попытку отстоять самого себя и свою жизнь». Словом, именно такой, как Папанов. Самого актера сценарий захватил до глубины души: «Меня эта тема очень волнует — я в ней многое могу сказать…»

В молодости, когда Папанов работал на заводе, всю их бригаду арестовали и держали в тюрьме несколько суток — обвиняли в краже деталей. В конце концов выяснилось, что никто не виноват, но ужас перед безжалостной машиной НКВД остался у него на всю жизнь. «Мне кажется, работа в картине была для него освобождением от этого чувства, — вспоминал Прошкин. — Тем более что на дворе стоял 1987 год, когда только началась перестройка и еще никто не знал, как события в стране будут разворачиваться дальше…»

Память

  • Имя актёра присвоено небесному телу — малой планете (астероиду) № 2480.
  • В «Волжском пароходстве» в порядке предоставления компаниям-туроператорам эксплуатируется речной круизный трёхпалубный теплоход «Анатолий Папанов» (бывший «Константин Циолковский»), построенный по советскому проекту 588 «Родина» в ГДР в 1950-х гг.
  • В 1991 году на доме, где в 1967—1987 годах жил актёр (Москва, ул. Спиридоновка, д. 8, эт. 13), установлена мемориальная доска (архитектор С. П. Хаджибаронов).
  • 30 октября 2012 года на родине актёра в Вязьме установлен памятник (скульптор И. Чумаков).
  • В городе Михайловск Ставропольского края есть улица, названная в честь артиста.

Личная жизнь

Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.

Анатолий Папанов с женой

С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.

Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.

Анатолий Папанов с дочерью

В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.

[править] Озвучивание мультфильмов

— Машенька и медведь — медведь

1960 — Про козла — волк-вожак

— Ключ — голова Змея Горыныча

1961 — Мультипликационный Крокодил, 5-я серия
1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей

1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож

— Зелёный змий — Зелёный змий

— Только не сейчас — Иван

— Бабушкин козлик — волк

1963 — Хочу быть отважным — тигр-сосед

1963 — Как котёнку построили дом — бульдозер (в титрах не указан)

— Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач

1964 — Кот-рыболов — медведь

1964 — Кто виноват? — электрическая пробка

1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало

1964 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 27 «Вдвое больше») — волк

1964 — Лягушонок ищет папу — крокодил

— Ваше здоровье — парень / Здоровье

1965 — Пастушка и трубочист — козлоног

1965 — Приключения запятой и точки — Клякса-атаман

1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг

1965 — Портрет — Осёл

1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк

— Происхождение вида — Первый человек

1966 — Про злую мачеху — ведущий Петрушка

1966 — Хвосты — Волк

1966 — Зайдите, пожалуйста!

— Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый

1967 — Машинка времени — Хулиган

1967 — Ну и рыжик!

1967 — Межа — Змей Горыныч

1967 — Легенда о злом великане — Великан

1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор

1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк

1967 — Слонёнок — Крокодил

1967 — Честное крокодильское — Вулкан

1967 — Франтишек — Мороз

— Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь

1967 — Маугли — тигр Шер-Хан

1968 — Комедиант

1968 — Кот в сапогах — людоед

1968 — Осторожно, щука! — рак

1968 — Русалочка — экскурсовод

1968 — Самый большой друг — крокодил

1968 — Чуня — пёс

— В стране невыученных уроков — землекопы / белый медведь

1969 — Капризная принцесса — король / толстый жених

1969 — Золотой мальчик — разбойник / медведь

1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — медведь

1969 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 177 «Счастливый конец») — мотоциклист

1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя

1969— — Ну, погоди! (выпуски 1-18) — Волк

1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог

1969 — Украденный месяц — диктор

— Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый

1970 — Бобры идут по следу — рак / олень

1970 — Лесная хроника — волк

1970 — Мой друг Мартын — парень с букетом

1970 — Обезьяна с острова Саругасима — дракон

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 97 «По собственному желанию») — начальник

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 100 «Безответственный ответственный») — начальник

1970 — Сказка сказывается — королевич

1970 — Отважный Робин Гуд — шериф Ноттингемский

— Алло, Вас слышу! — все персонажи

1971 — Как ослик счастье искал — гусь

1971 — Чужие следы — волк

1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст

— Заветная мечта — дедушка Осёл

1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион

1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан

1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей

— Весёлая карусель

Небылицы в лицах — Никодим

1973 — Часы с кукушкой — лев

1973 — Про Петрушку — отец Петрушки (в титрах не указан)
1973 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 140 «Шапка-невидимка») — начальник

— Мешок яблок — волк

1974 — Молодильные яблоки — Серый волк

— Уступите мне дорогу — крыса Кры

1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк

— Как грибы с горохом воевали — царь Боровик / купец Дубовик

— Дед Мороз и серый волк — волк

1978 — Чудеса среди бела дня — водитель автобуса

1978 — Подарок для самого слабого — лев

1979 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Запрещённый приём») — Волк

— Летучий корабль — Водяной

— Мореплавание Солнышкина — штурман

— Так сойдёт! — Бобёр

1981 — До свидания, овраг — пёс Джонатан (в титрах не указан)

— Травяная западёнка — приказчик Яков

1983 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 183 «Удивительные башмачки») — Волк

— Волчище — серый хвостище — волчище

— Медведь — липовая нога — волк

1984 — Фитиль (киножурнал) (эпизод «Звонарь») — Семён Кузьмич, начальник

— Козёл да баран — третий волк

— Трое на острове — одноглазый пират (в титрах не указан)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

«после двух с половиной часов боя из 42 человек осталось 13». рассказываем об актере анатолии папанове

Театр

Вернувшись в Москву, Анатолий подал документы в ГИТИС. Но юноша опоздал, все испытания для абитуриентов уже завершились.

Однако из-за войны в группах был недобор. Один из членов комиссии предложил Папанову прочесть что-нибудь. Театральные метры были столь поражены профессионализмом молодого человека, что зачислили его сразу на второй курс.

Во время учёбы Анатолий Дмитриевич неоднократно демонстрировал глубину своего таланта. О  студенте-самородке знали многие театры, поэтому после получения диплома его звали в труппу Малого и МХАТа.

Однако Папанов уехал в Литву вслед за молодой супругой. Правда, вскоре они вернулись в столицу, приняв предложение главного режиссера Театра Сатиры А. Гончарова.

Впрочем, молодому Папанову доставались небольшие роли. И только спустя достаточное количество лет, когда его попросили заменить коллегу в спектакле, режиссеры увидели, сколько многогранен талант актера. Это изменило их отношение, и Папанов постепенно стал одним из ведущих артистов театра, обрёл свою публику.

Родились в один день

Дата рождения: 31.10.1922. Возраст: 98.
Знак зодиака: Скорпион (информация о знаке).
Гороскопы для Скорпиона: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 316 дней.

РЯЗАНОВА Раиса Ивановна

Актриса

1 место

ЗАТРАВКИН Лука

пианист

2 место

ЗАДОЙНОВ Александр

Бизнеcмен

3 место

ХАЙКИН Михаил Владимирович

Министр благоустройства Московской области

4 место

АРСЕНТЬЕВ Александр Сергеевич

Актер

5 место

БОРОДЕНКО Евгений

Шоумен

6 место

ГУРОВ Григорий Александрович

Заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи

7 место

МЕСХИЕВ Дмитрий Дмитриевич

Главный продюсер

8 место

АФИНОГЕНОВ Дмитрий

Вице-президент по управлению финансами, закупками и административным вопросам

9 место

КАУФМАН Кира

Актриса

10 место

НОВИКОВ Александер Васильевич

Певец

11 место

БЕРЕЗИН Сергей Владимирович

Композитор

12 место

РОМОДАНОВСКИЙ Константин Олегович

Директор Федеральной миграционной службы, генерал–полковник милиции

13 место

ЧЕРДЫНЦЕВ Борис Александрович

Актер

14 место

Детство и юность

Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.

Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.

Анатолий Папанов в детстве

В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.

Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.

Анатолий Папанов в молодости

Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.

Анатолий Папанов прошел войну

Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.

Война

В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца. После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой. Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти.

Личная жизнь Анатолия Папанова

Анатолий Папанов со своей женой

Еще в ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.

Они вместе ездили на занятия на трамвае, ходили в библиотеку, встречались украдкой. «Шел 42-й год, в Москве был комендантский час — разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице, — вспоминала Надежда Каратаева. — Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал — его же мог задержать патруль! »

Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы. На их отношениях сказывались профессиональные неудачи, которые сопровождали Папанова в течение почти 10 лет после выпуска из ГИТИСа. За это время актер сыграл лишь в 25 спектаклях, и роли ему отводили второстепенные. Приносили они совсем небольшие гонорары. «Мы жили непросто, — вспоминал актер, — долго откладывали появление нашей дочери на свет. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…»

Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и впоследствии тоже стала актрисой.

Театр

Он приехал в ГИТИС,когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.

В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.

В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.

После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова». Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу.

В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить. Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

В десятку

Попадание в образ оказалось стопроцентное. Вспомнить хотя бы сцену, где персонаж Папанова ест хлеб, придерживая краюху, чтобы не пропала ни одна крошка… Этот жест как нельзя лучше говорит о человеке, прошедшем все круги ада и сохранившем достоинство. А когда Копалыч узнает об аресте Берии и вновь надеется в кои-то веки пожить нормальной человеческой жизнью, которую у него отняли, он словно преображается: расправляет плечи, отбрасывает лагерную кличку и возвращает себе настоящее имя — Николай Старобогатов.

…»Холодное лето 53-го» вышло на экраны в 1988 году и имело феноменальный успех, собрав урожай премий не только в СССР, но и по всему миру. Однако Папанов этого уже не увидел и насладиться триумфом своей выстраданной роли не успел. Не дожил он даже до озвучания картины — на экране его персонаж «говорит» голосом актера Игоря Ефимова. А голос самого Анатолия Дмитриевича звучит только в самом финале — фильм заканчивается рабочим дублем сцены с Копалычем: щелкает хлопушка, Папанов произносит: «Об одном жалею… годы. Так хочется пожить по-человечески… и поработать…», и потом за кадром — слова Валерия Приемыхова: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль».

Биография

Анатолий Папанов, 1941 год.

Анатолий Папанов — студент Государственного института театрального искусства

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. Отец — военнослужащий Дмитрий Филиппович Папанов (—), русский; мать — полька Елена Болеславовна Росковская (—), модистка, католичка, тайно принявшая православную веру.

Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Н. С. Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). К этому времени и относятся первые появления юного актёра на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.

В 1930 году вместе с родителями переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода литейщиком, одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Е. Вахтангова во главе с В. В. Кузой, — его А. Папанов и считал своим первым учителем.

В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».

С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с тростью. Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа М. Н. Орловой и В. А. Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» С. А. Найдёнова и глубокого старика в комедии Т. де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны».

После окончания ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.

С 1946 года — актёр Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману А. А. Фадеева.

В 1948 году по предложению режиссёра А. А. Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре актёр за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Д. Ф. Тухманова.

Первым большим успехом в кино была роль генерала Серпилина в кинофильме А. Б. Столпера «Живые и мёртвые», после чего его часто стали приглашать сниматься в кино, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!».

Преподавал в ГИТИСе.

Выпустил диск как исполнитель песен.

За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе М. Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Ф. И. Шаляпина и вставил её в финал.

Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» И. Друцэ . Последняя кинороль — в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Мемориальная доска А. Д. Папанову, расположенная на доме № 8 по улице Спиридоновка в Москве

Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни, вернувшись домой со съёмок картины. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. Тело актёра обнаружили не сразу. Дату смерти установли судмедэксперты, поэтому о его смерти объявили намного позже. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).

Отстоять себя

Актера на роль Лузги — Валерия Приемыхова — подобрали сразу, а вот с Копалычем пришлось повозиться. Каких только артистов не звал на пробы Александр Прошкин: и Георгия Юматова, и нашего «купаловца» Геннадия Гарбука, и Вацлава Дворжецкого… Последний когда-то сам сидел за участие в антисоветском молодежном кружке и мог бы неплохо вписаться в роль, однако не подошел по причине слишком аристократичной внешности. Режиссеру был нужен, по его признанию, «простой, стертый человек, который волей судьбы попал в сталинскую молотилку и делает отчаянную, робкую попытку отстоять самого себя и свою жизнь». Словом, именно такой, как Папанов. Самого актера сценарий захватил до глубины души: «Меня эта тема очень волнует — я в ней многое могу сказать…»

В молодости, когда Папанов работал на заводе, всю их бригаду арестовали и держали в тюрьме несколько суток — обвиняли в краже деталей. В конце концов выяснилось, что никто не виноват, но ужас перед безжалостной машиной НКВД остался у него на всю жизнь. «Мне кажется, работа в картине была для него освобождением от этого чувства, — вспоминал Прошкин. — Тем более что на дворе стоял 1987 год, когда только началась перестройка и еще никто не знал, как события в стране будут разворачиваться дальше…»

Память

  • Имя актёра присвоено небесному телу — малой планете (астероиду) № 2480.
  • В «Волжском пароходстве» в порядке предоставления компаниям-туроператорам эксплуатируется речной круизный трёхпалубный теплоход «Анатолий Папанов» (бывший «Константин Циолковский»), построенный по советскому проекту 588 «Родина» в ГДР в 1950-х гг.
  • В 1991 году на доме, где в 1967—1987 годах жил актёр (Москва, ул. Спиридоновка, д. 8, эт. 13), установлена мемориальная доска (архитектор С. П. Хаджибаронов).
  • 30 октября 2012 года на родине актёра в Вязьме установлен памятник (скульптор И. Чумаков).
  • В городе Михайловск Ставропольского края есть улица, названная в честь артиста.

Личная жизнь

Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.

Анатолий Папанов с женой

С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.

Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.

Анатолий Папанов с дочерью

В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.

[править] Озвучивание мультфильмов

— Машенька и медведь — медведь

1960 — Про козла — волк-вожак

— Ключ — голова Змея Горыныча

1961 — Мультипликационный Крокодил, 5-я серия
1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей

1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож

— Зелёный змий — Зелёный змий

— Только не сейчас — Иван

— Бабушкин козлик — волк

1963 — Хочу быть отважным — тигр-сосед

1963 — Как котёнку построили дом — бульдозер (в титрах не указан)

— Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач

1964 — Кот-рыболов — медведь

1964 — Кто виноват? — электрическая пробка

1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало

1964 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 27 «Вдвое больше») — волк

1964 — Лягушонок ищет папу — крокодил

— Ваше здоровье — парень / Здоровье

1965 — Пастушка и трубочист — козлоног

1965 — Приключения запятой и точки — Клякса-атаман

1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг

1965 — Портрет — Осёл

1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк

— Происхождение вида — Первый человек

1966 — Про злую мачеху — ведущий Петрушка

1966 — Хвосты — Волк

1966 — Зайдите, пожалуйста!

— Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый

1967 — Машинка времени — Хулиган

1967 — Ну и рыжик!

1967 — Межа — Змей Горыныч

1967 — Легенда о злом великане — Великан

1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор

1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк

1967 — Слонёнок — Крокодил

1967 — Честное крокодильское — Вулкан

1967 — Франтишек — Мороз

— Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь

1967 — Маугли — тигр Шер-Хан

1968 — Комедиант

1968 — Кот в сапогах — людоед

1968 — Осторожно, щука! — рак

1968 — Русалочка — экскурсовод

1968 — Самый большой друг — крокодил

1968 — Чуня — пёс

— В стране невыученных уроков — землекопы / белый медведь

1969 — Капризная принцесса — король / толстый жених

1969 — Золотой мальчик — разбойник / медведь

1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — медведь

1969 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 177 «Счастливый конец») — мотоциклист

1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя

1969— — Ну, погоди! (выпуски 1-18) — Волк

1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог

1969 — Украденный месяц — диктор

— Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый

1970 — Бобры идут по следу — рак / олень

1970 — Лесная хроника — волк

1970 — Мой друг Мартын — парень с букетом

1970 — Обезьяна с острова Саругасима — дракон

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 97 «По собственному желанию») — начальник

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 100 «Безответственный ответственный») — начальник

1970 — Сказка сказывается — королевич

1970 — Отважный Робин Гуд — шериф Ноттингемский

— Алло, Вас слышу! — все персонажи

1971 — Как ослик счастье искал — гусь

1971 — Чужие следы — волк

1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст

— Заветная мечта — дедушка Осёл

1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион

1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан

1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей

— Весёлая карусель

Небылицы в лицах — Никодим

1973 — Часы с кукушкой — лев

1973 — Про Петрушку — отец Петрушки (в титрах не указан)
1973 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 140 «Шапка-невидимка») — начальник

— Мешок яблок — волк

1974 — Молодильные яблоки — Серый волк

— Уступите мне дорогу — крыса Кры

1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк

— Как грибы с горохом воевали — царь Боровик / купец Дубовик

— Дед Мороз и серый волк — волк

1978 — Чудеса среди бела дня — водитель автобуса

1978 — Подарок для самого слабого — лев

1979 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Запрещённый приём») — Волк

— Летучий корабль — Водяной

— Мореплавание Солнышкина — штурман

— Так сойдёт! — Бобёр

1981 — До свидания, овраг — пёс Джонатан (в титрах не указан)

— Травяная западёнка — приказчик Яков

1983 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 183 «Удивительные башмачки») — Волк

— Волчище — серый хвостище — волчище

— Медведь — липовая нога — волк

1984 — Фитиль (киножурнал) (эпизод «Звонарь») — Семён Кузьмич, начальник

— Козёл да баран — третий волк

— Трое на острове — одноглазый пират (в титрах не указан)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий