Апокалипсис (фильм)

Богослужебное использование

Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.

Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах.

В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».

В Лютеранской церкви чтения из книги Откровения встречаются в литургическом календаре довольно часто: Первое воскресенье Адвента (круг С), воскресенье после Рождества Христова (В, С), третье воскресенье Великого поста (В), десятое воскресенье после Троицы (А), предпоследнее воскресенье церковного года (С), Новый год, Обрезание и наречение имени Иисуса (С), Благовещение (С), Преображение (С), день Архангела Михаила (А), День всех святых (А, С).

Съемки

Играть роли в «Апокалипсисе» Гибсон приглашал неопытных актеров, основным требованием было соответствие внешности. Многие не то что никогда не принимали участие в съемках, они первый раз увидели гостиничный номер. Но, качество превыше всего.

Для главной роли требовался особый актер, который бы смог выразить все, что задумал режиссер. И Гибсон нашел такого человека – актер Руди Янгблада. Это коренной американец, потомок команчей, яки и кри. Как видим, актерская группа действительно впечатляет, акцент сделан не на талантливую игру актеров, а на правдоподобность.

Сам съемочный процесс тоже имел немало сложностей. Чтобы высокие температуры не повредили камеры, их оборачивали в специальные одеяла, способные отражать тепло. Для защиты от дождя, надевали специальные плащи. Съемочная группа использовала множество уловок, чтобы не прерывать работу.

Одна из самых серьезных сложностей, с которой столкнулась съемочная группа – все актеры должны разговаривать на юкатекском диалекте майя, который сохранился только на острове Юкатан. Носители языка долгое время обучали актеров, и показывали, как правильно они должны произносить свои слова в кадре.

Это интересно

  • Изначально премьера картины была назначена на март 2006 года, но, из-за постоянных дождей на месте съемок ее перенесли на декабрь.
  • В трейлере к фильму можно увидеть актеров, которые так и не появились на экране.
  • Фильм «Апокалипсис» идет с субтитрами, а актеры в кадре говорят на диалекте.
  • Оригинальное название фильма – «Apocalypto», переведено на русский как «Апокалипсис», что не совсем верно. Режиссеры использовали греческий глагол, который имеет немного другое значение: «обнаруживать истину», «показывать себя» и прочее. Такой перевод более четко передает смысл фильма, согласитесь.
  • Сцена, где актер Руди Янгблад прыгает с водопада, была снята в Веракрусе, где актер со страховкой прыгнул с 15-этажного здания. Позже, с помощью компьютера сцена была доработана. Кстати, трюк актер выполнил самостоятельно.

Примечания

  1. Комментарии к The Naked Prey // The Criterion Collection DVD.
  2. ↑ . WildAboutMovies.
  3.  (недоступная ссылка).
  4. . News.nationalgeographic.com (28 октября 2010). Дата обращения: 15 марта 2012.
  5. McGuire, Mark . Signonsandiego.com (12 декабря 2006). Дата обращения: 15 марта 2012.
  6. .
  7.  (недоступная ссылка)
  8. Susan King. Apocalypto’s look mixes fact and fiction, Los Angeles Times (7 декабря 2006).
  9. ↑ . — «About 25 members of the Maya community in Los Angeles were invited to an advance screening of Gibson’s film last week. Two of those who attended came away impressed, but added that they too wished Gibson had shown more of the Maya civilization. «It was a great action film that kept me on the edge of my seat,» said Sara Zapata Mijares, president and founder of Federacion de Clubes Yucatecos-USA. «I think it should have had a little bit more of the culture», such as the pyramids. «It could have shown a little more why these buildings were built.».
  10. ↑ (16 июня 2006).
  11. .
  12. .

Датировка

Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Откровение написано точно не позднее начала II века, так как его знал Папий Иерапольский. Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81-96 года), эту версию разделяют многие современные библеисты. В XIX веке возникла версия о создании книги в 60-х годах I века («ранняя датировка»), в XIX веке этой версии придерживалось большинство исследователей, однако в XX веке большинство библеистов вновь стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана.

Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически.

Авторство

Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном (, ). Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение (, )

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.

Апостол Иоанн

Церковное предание приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях, в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе, позволяет А. П. Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения.

«Пресвитер Иоанн»

Версия об авторстве апостола Иоанна с самого начала подвергалась сомнению

Уже епископ Дионисий Александрийский (середина III века) в сочинении «Об обетованиях» обращает внимание на значительные стилистические и богословские различия между Откровением и писаниями апостола Иоанна, не позволяющие утверждать единство авторства. Сомнения высказывают и некоторые современные библеисты, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий

При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые могли быть позднейшей традицией объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму».

Критика

Фильм был выпущен в США 8 декабря 2006 года и получил в целом положительные отзывы от ведущих кинокритиков. В телешоу Ebert & Roeper Ричард Ропер и приглашённый критик Аиша Тайлер дали фильму рейтинг «два больших поднятых пальца». Майкл Медвед дал фильму четыре звезды (из четырёх), назвав фильм «фильмом-погоней, наполненным адреналином».

Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое

Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме

По мнению российского майяниста Д. Беляева, изображение цивилизации майя в фильме далеко от исторической точности, отличается небрежностью и эклектичностью, многие детали недостоверны.

Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.

На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров.

Прокат и маркетинг

В то время как Мел Гибсон профинансировал съёмки фильма через свою компанию Icon Productions, компания Disney подписала контракт на прокат фильма на нескольких рынках. Привлечение внимания общественности к фильму началось с декабря 2005 года после выпуска короткого трейлера, ещё до начала главных съёмок и до выбора Руди Янгблада на роль Лапы Ягуара. В качестве шутки Гибсон снялся на одном из кадров в образе бородатого режиссёра в клетчатой рубашке с сигаретой в зубах на фоне группы покрытых пылью майя. Бритый наголо Гибсон также снялся во фрагменте введения церемонии присуждения медалей Оскар в 2006 году, снятом на языке майя, где он отказывается провести церемонию. 23 сентября 2006 года недоснятый фильм был показан двум аудиториям, состоящим из коренных американцев в Riverwind Casino (принадлежащего народу чикасоу) городка Голдсби (штат Оклахома) и в университете Кэмерона, города Лотон (Оклахома). 24 сентября Гибсон провёл предварительный показ фильма в Остине (Техас) вместе с исполнителем главной роли Руди Янгбладом. Гибсон показал фильм и в Лос-Анджелесе для членов общины майя, где также принял участие в собрании Q&A Latin Business Association. В связи с восторженными откликами зрителей Disney решила провести показ фильма на более чем 2500 киноэкранах.

Сюжет

1517 год. Юкатан. В джунглях группа индейцев одного из лесных майяских племён под предводительством молодого охотника по имени Лапа Ягуара и его отца с успехом охотится на тапира и одновременно встречает испуганных беженцев соседнего лесного племени, покинувших свои родные земли. После охоты племя возвращается с добычей в деревню.

На следующий день и на их деревню нападают жестокие индейцы-воины — охотники за людьми. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену Семёрку и малолетнего сына, спустив их по верёвке в глубокий естественный провал (сенот) и бросается на выручку остальному племени. Племя неподготовлено к столкновению, достойный отпор дают только Каменное Небо, Тупой Конец и Лапа Ягуара. Лапа Ягуара чуть не убивает Среднего Глаза его же ножом, но его пленяет Пустой Волк и не дает его убить. В отместку, Средний Глаз казнит Каменное Небо на глазах Лапы Ягуара, и дает ему прозвище «Почти». Небесный Цветок отчаянно сопротивляется головорезам-насильникам, и ее на глазах связанного мужа избивают и уволакивают в хижину. Дальнейшая судьба жены Тупого Конца неизвестна. Захватчики разоряют деревню и уводят оставшихся в живых в плен. На обратном пути они встречают девочку, последнюю в живых из поселения, где все погибли от эпидемии. Девочка хочет просить о помощи, но воины отталкивают её, не давая приблизиться. Она предрекает им смерть и гибель их мира. Пленников приводят в майяский город, где женщин, кроме старух (тещу Тупого Конца отпускают на свободу), продают в рабство, а мужчин собираются принести в жертву.

Кадр из фильма: правители города майя в ожидании солнечного затмения.

На пирамиде, вокруг которой собрались толпы городских жителей, жрецы приносят пленников в жертву богу Кукулькану. Жертвам распарывают грудь, вынимая ещё бьющееся сердце, а затем отрубают голову и сбрасывают брызжущее кровью тело по ступеням пирамиды. Когда наступает очередь Лапы Ягуара, начинается солнечное затмение, приводящее жителей в суеверный ужас. Верховный жрец, зная о природе явления, сообщает жителям, что Кукулькан вполне удовлетворён жертвами, и солнце сейчас вернётся. Через несколько минут солнце возвращается, жители приходят в религиозный восторг. Верховный жрец отдаёт несостоявшихся жертв воинам и приказывает им избавиться от них.

Лапу Ягуара и его оставшихся в живых соплеменников приводят на поле, за которым начинаются кукурузные заросли. Захватчики отпускают их парами, приказывая бежать через поле, и мечут в бегущих копья и камни, стреляют из луков. Добежавший до конца поля может скрыться в зарослях. Раненый Лапа Ягуара убивает сына предводителя группы преследователей, который добивал поверженных беглецов, и скрывается в зарослях. За ним начинается бешеная погоня. В джунглях один за другим преследователи гибнут при обстоятельствах (в том числе от напавшего на них ягуара), которые им ранее предрекла больная девочка. Восстановившемуся от раны беглецу также удается убить двоих воинов. Начавшийся тем временем тропический ливень начинает затапливать яму, в которой скрывается жена Лапы Ягуара. У неё происходят роды, и на свет появляется малыш. Возникает опасность гибели всей семьи в результате затопления. Только Лапа Ягуара может спасти семью.

Погоня за Лапой Ягуара продолжается. Предводитель воинов повторно ранит его из лука, но попадает в заранее заготовленную ловушку и погибает. Двое оставшихся в живых преследователей в конце концов настигают Лапу Ягуара на берегу моря. Измождённый охотник падает на колени. Приблизившиеся преследователи устремляют свои взоры в море и останавливаются как вкопанные. То, что они видят, потрясает их настолько, что они забывают о своей жертве. Перед ними — огромные парусные корабли испанских конкистадоров, а к берегу с них направляются шлюпки с вооружёнными воинами и миссионерами. Поражённые увиденным, преследователи уже не обращают внимания на Лапу Ягуара. Воспользовавшись моментом, он убегает от них и возвращается в деревню, где освобождает из ямы свою жену и детей. Он уводит семью в джунгли, чтобы основать новое стойбище и продолжить род.

«Апокалипсис» и исторические факты

Известно, что Гибсон весьма основательно готовился к съемкам: посещал руины городов майя, читал их священные тексты, пригласил в качестве консультанта известного историка, знатока этой цивилизации — Ричарда Д. Хансена. Стремясь к максимальной достоверности, режиссер даже использовал для съемок юкатекский язык, но все это не уберегло его от упреков в искажении исторических фактов.

Главный упрек касается несовпадения уровня развития цивилизации майя в фильме и в начале 16 века. Да, в период расцвета эта цивилизация придумала свой календарь, строила величественные храмы и приносила масштабные человеческие жертвы, чтобы умилостивить богов. Но период расцвета закончился к концу 9 в., т.е. цивилизация майя пришла в упадок примерно за полтысячелетия до прихода конкистадоров, так что испанцы увидели заброшенные города и угасающую культуру.

С критикой фильма выступили не только историки, но и живущие в мексиканском штате Юкатан вожди майя, заявившие, что их предки и выглядели иначе, и человеческие жертвы приносили по большим праздникам и в умеренном количестве. Однако нельзя не признать, что, отступив от исторического правдоподобия в мелочах, Гибсон сумел создать впечатляющий образ языческой цивилизации доколумбовой эпохи со всеми присущими ей особенностями.  И дело не только в жертвоприношениях: в фильме представлены все классы общества майя, от рабов и строителей до воинов, жрецов и правителей.

Интересные фактыПравить

  • Слово «Апокалипсис» происходит из древнегреческого слова ἀποκάλυψις что означает «раскрытие», «откровение», «снятие покрова».
  • Существует миф о так называемых «Всадниках апокалипсиса» — Голод, Мор, Война и Смерть. Согласно мифу, однажды они попадут в наш мир и будут сеять смерть и разрушения.

Ядерная война

Природное бедствие

Космический армагеддон

Зомби-апокалипсис

Нашествие мутантов

Вторжение пришельцев

Восстание машин

Темное пришествие

Эпидемия

Промышленная авария

Аномальный катаклизм

Постапокалипсис

Добавить фото в галерею

Апокалипсис

Апокалипсис Апокалипсис • Природное бедствие • Космический армагеддон • Эпидемия • Промышленная авария • Ядерная война • Вторжение пришельцев • Нашествие мутантов • Зомби-апокалипсис • Восстание машин • Темное пришествие • Аномальный катаклизм • Постапокалипсис

Каноничность

Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (—96 годы). Ириней Лионский (около 180 года) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.

Вопрос о каноничности Откровения долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были святой Кирилл Иерусалимский и, видимо, святой Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом (правило 60) Лаодикийским поместным собором 364 года. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год; правило 33).

Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом Откровение Иоанна — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).

Почему в фильме так много внимания уделяется племени Лапы Ягуара?

Первые 40 минут фильма зрителю демонстрируются все аспекты жизни небольшого индейского племени: охота, досуг, семейные отношения. При этом индейцы показаны не как набор безликих персонажей, представляющих собой фон для главного героя, а как яркие индивидуальности. Семерка, жена главного героя — воплощение материнской и супружеской любви; Каменное Небо — воин и мудрец, обладающий огромным чувством собственного достоинства; безрукий старейшина — носитель коллективной памяти и мифологических традиций. Но задача режиссера отнюдь не в том, чтобы идеализировать жертв, его цели намного серьезнее.

Племя Лапы Ягуара — это архаичное, почти доисторическое сообщество, лишенное деления на классы и живущее в полной гармонии с природой. Его главная ценность — дети, а конфликты между членами племени носят шутливый характер: этим людям не из-за чего враждовать всерьез. Образы положительных «дикарей», живущих в гармонии и любви, бесспорно, восходят корнями к философии Просвещения, противопоставлявшей «детей природы» испорченным цивилизацией горожанам. В «Апокалипсисе» племя Лапы Ягуара, обитающее в джунглях, противостоит городской цивилизации майя как одна из возможных альтернатив.

В культуре

  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.
  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принёсших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.
  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).
  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).
  • Борис Савинков опубликовал повесть «Конь бледный» (1909), и Элем Климов дал название фильму «Иди и смотри» (1985), позаимствовав строки из главы 6 стихов 7-8 «Отровения»: И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть».
  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».
  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.
  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.
  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».
  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»

В чем смысл финальной сцены?

Некоторые критики сравнивали корабли конкистадоров с античным «богом из машины», т.е. ловким приемом, помогающим разрубить все сюжетные узлы одним махом, но подобное сравнение неубедительно. Ничто не мешало Гибсону и Сафинии «подарить» своему живучему герою полную победу над преследователями, которых  и осталось-то к финалу только двое. На самом деле появление европейцев, осененных знаком креста, знаменует другую альтернативу языческой цивилизации майя — христианство. У майя нет выбора: или назад, в дебри джунглей, или вперед, через кровавое преображение в новый мир с новыми ценностями: время их цивилизации истекло. Подобная трактовка полностью совпадает со смыслом, вложенным режиссером в название фильма.

Тема фильма

По словам Мела Гибсона, выбор эпохи майя для «Апокалипсиса» является «всего лишь фоном» для более общей истории изучения «цивилизаций и того, что их определяет». Фоном событий фильма является упадок цивилизации майя (который создатели фильма изучали перед написанием сценария), хотя в фильме это и не выражается прямо. Согласно археологу Майклу Д. Кою «Цивилизация майя в центральной области достигла своего полного блеска в начале восьмого столетия, но при этом уже несла семена собственной гибели — через полтора столетия все её могущественные города были охвачены упадком и в итоге жители покинули их. Это была, несомненно, одна из наиболее глубоких социальных и демографических катастроф во всей человеческой истории». В качестве одной из ведущих причин упадка великой империи Кой называет «упадок окружающей среды» наряду с «междоусобными войнами», «перенаселением» и «засухой». «Появляется всё больше доказательств обширной вырубки лесов и эрозии, охватившей центральную область. Апокалипсис майя, несомненно, имел экологические причины». В ходе фильма демонстрируются сцены разъедающей коррупции. Высший класс майя, показанный в фильме, предаётся чрезмерному потреблению, их огромное богатство контрастирует с чрезмерной беднотой, болезнями и рабством. Деградация окружающей среды показана как результат эксплуатации природных ресурсов, таких как чрезмерная добыча и возделывание земель, так и обращением с людьми: семьи и целые племена захватываются и продаются в рабство. В фильме показаны рабы, собирающие известь для производства стукко (особый вид штукатурки), покрывающей храмы, некоторые историки рассматривают эти действия как главный фактор упадка майя. Согласно одному из вычислений, для производства тонны негашёной извести требуется пять тонн древесины. Исторический консультант фильма Ричард Д. Хансен объясняет «В Эль-Мирадоре я обнаружил, что для покрытия стукко одной из пирамид нужно вырубить 650 гектаров (1.600 акров) леса… Эта эпическая постройка производит опустошение в огромных масштабах».

Создатели фильма хотели показать актуальность упадка цивилизации майя для современного общества. «Проблемы, с которыми столкнулись майя, необычайно схожи с проблемами, стоящими сегодня перед нашей цивилизацией» — заявил соавтор Сафиния в ходе производства фильма, — «особенно с деградацией природной среды в широких масштабах, чрезмерным потреблением и политической коррупцией». Сам Гибсон заявил, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов и мы способны на такой же героизм и превосходство». Фильм выступает как средство культурной критики — по словам Хансена, «общественного заявления», — давая понять, что никогда не поздно подвергнуть сомнению наши собственные предположения о морали.

Однако Гибсон также заявил, что хотел, чтобы фильм в целом был скорее оптимистическим, чем негативным. Гибсон определил название фильма как «новое начало или откровение, открытие». Он сказал: «Всё имеет начало и конец; так происходит со всеми цивилизациями». Греческое слово (ἀποκαλύπτω, apokaluptō) на деле имеет значения «Я открываю», «обнаруживаю» или «показываю». Гибсон также заметил, что темой фильма является изучение первичных страхов.

В ролях

Актёр Роль
Руди Янгблад Лапа Ягуара
Далия Эрнандес Семёрка
Джонатан Брюэр Тупой Конец
Моррис Бёрдйеллоухэд Каменное Небо
Карлос Эмилио Баэс Бегущая Черепаха
Рамирес Амилькар Завитой Нос
Исраэль Контрерас Лягушка Тумана
Исраэль Риос Лист Какао
Мария Исабель Диас Тёща
Эспиридион Акоста Кэш старик-рассказчик
Майра Сербуло молодая женщина
Иасуа Лариос Небесный Цветок
Рауль Трухильо Пустой Волк
Актёр Роль
Херардо Тарасена Средний Глаз
Родольфо Паласиос Змеиные Чернила
Ариэль Гальван Висячий Мох
Бернардо Руис Четыре Пьяницы
Рикардо Диас-Мендоса Острый Камень
Ричард Кан Десять Пикару
Карлос Рамос Челюсть Обезьяны
Аммель Родриго Мендоса Клюв Сарыча
Марко Антонио Аргета Говорящий Ветер
Акетцали Гарсиа мальчик-пророк
Мария Исидра Оиль девочка-пророк
Абел Вулрич смеющийся человек
Фернандо Эрнандес верховный жрец
Рафаэль Велес правитель майя
Диана Ботельо жена правителя

Апокалипсис в культуреПравить

Тема Апокалипсиса была всегда актуальна со времен возникновения первого человека. Ей было посвящено великое множество работ и посвящается до сих пор. Часто Армагеддону придавали религиозное значение. Например, в Библии рассказывается о Великом Наводнении, затопившем всю Землю. Опасаясь конца света, древние люди совершали разные ритуалы и даже жертвоприношения в честь своих богов, так как они верили, что Апокалипсис — ни что иное, как кара высших сил. Однако по прошествии лет некоторые представители homo sapiens перестали опасаться подобного исхода: создавались (возможно, создаются и до сих пор) различные сектантские сообщества, которые, наоборот, стараются повергнуть мир в хаос.

В современном мире те или иные случаи Армагеддона, благодаря высоко развитой науке и точным приборам, начинают приобретать рациональное объяснение (например, сдвиг тектонических плит), а религиозная, суеверная точка зрения пошла на спад. Нередко той или иной катастрофы можно избежать: не допустить разрушение объектов, нарушение деятельности которых опасно для окружающей среды, и так далее. Помимо научно-исследовательского интереса, который люди питают насчёт Апокалипсиса, в массовой культуре конец света популярен ещё и с художественной точки зрения: об этом написано великое множество книг, рассказов и статей, снято большое количество фильмов разных жанров, создаются компьютерные (и не только) игры, и тому подобное. Пожалуй, Апокалипсис — одна из наиболее (если не самая) популярных тем в обществе.

О фильме

Мэл Гибсон решил выступить в роли режиссера и замахнуться на нечто большее, чем просто серьезный фильм. «Апокалипсис» показывает жизнь народа майя на закате их цивилизации. Сам Гибсон признавался, что к созданию такого проекта его подтолкнули «Страсти Христовы». После его просмотра и реакции публики, режиссер понял, что люди хотят увидеть что-то большее, помимо захватывающего сюжета и смелого героя.

Что может быть таинственнее, чем цивилизация, которая создала высокоразвитое общество, огромные строения и большие города? И все это рухнуло в один миг по неизвестным причинам. Остались только загадки, которые Мэл Гибсон попытался осветить в фильме «Апокалипсис».

Кстати, чем больше режиссеры исследовали культуру майя, тем больше сходств они находили с современностью. Древний народ беспокоили те же проблемы, которые сегодня остро стоят перед человечеством. Это повод задуматься, не так ли?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Апокалипсис (фильм)

Богослужебное использование

Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.

Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах.

В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».

В Лютеранской церкви чтения из книги Откровения встречаются в литургическом календаре довольно часто: Первое воскресенье Адвента (круг С), воскресенье после Рождества Христова (В, С), третье воскресенье Великого поста (В), десятое воскресенье после Троицы (А), предпоследнее воскресенье церковного года (С), Новый год, Обрезание и наречение имени Иисуса (С), Благовещение (С), Преображение (С), день Архангела Михаила (А), День всех святых (А, С).

Съемки

Играть роли в «Апокалипсисе» Гибсон приглашал неопытных актеров, основным требованием было соответствие внешности. Многие не то что никогда не принимали участие в съемках, они первый раз увидели гостиничный номер. Но, качество превыше всего.

Для главной роли требовался особый актер, который бы смог выразить все, что задумал режиссер. И Гибсон нашел такого человека – актер Руди Янгблада. Это коренной американец, потомок команчей, яки и кри. Как видим, актерская группа действительно впечатляет, акцент сделан не на талантливую игру актеров, а на правдоподобность.

Сам съемочный процесс тоже имел немало сложностей. Чтобы высокие температуры не повредили камеры, их оборачивали в специальные одеяла, способные отражать тепло. Для защиты от дождя, надевали специальные плащи. Съемочная группа использовала множество уловок, чтобы не прерывать работу.

Одна из самых серьезных сложностей, с которой столкнулась съемочная группа – все актеры должны разговаривать на юкатекском диалекте майя, который сохранился только на острове Юкатан. Носители языка долгое время обучали актеров, и показывали, как правильно они должны произносить свои слова в кадре.

Это интересно

  • Изначально премьера картины была назначена на март 2006 года, но, из-за постоянных дождей на месте съемок ее перенесли на декабрь.
  • В трейлере к фильму можно увидеть актеров, которые так и не появились на экране.
  • Фильм «Апокалипсис» идет с субтитрами, а актеры в кадре говорят на диалекте.
  • Оригинальное название фильма – «Apocalypto», переведено на русский как «Апокалипсис», что не совсем верно. Режиссеры использовали греческий глагол, который имеет немного другое значение: «обнаруживать истину», «показывать себя» и прочее. Такой перевод более четко передает смысл фильма, согласитесь.
  • Сцена, где актер Руди Янгблад прыгает с водопада, была снята в Веракрусе, где актер со страховкой прыгнул с 15-этажного здания. Позже, с помощью компьютера сцена была доработана. Кстати, трюк актер выполнил самостоятельно.

Примечания

  1. Комментарии к The Naked Prey // The Criterion Collection DVD.
  2. ↑ . WildAboutMovies.
  3.  (недоступная ссылка).
  4. . News.nationalgeographic.com (28 октября 2010). Дата обращения: 15 марта 2012.
  5. McGuire, Mark . Signonsandiego.com (12 декабря 2006). Дата обращения: 15 марта 2012.
  6. .
  7.  (недоступная ссылка)
  8. Susan King. Apocalypto’s look mixes fact and fiction, Los Angeles Times (7 декабря 2006).
  9. ↑ . — «About 25 members of the Maya community in Los Angeles were invited to an advance screening of Gibson’s film last week. Two of those who attended came away impressed, but added that they too wished Gibson had shown more of the Maya civilization. «It was a great action film that kept me on the edge of my seat,» said Sara Zapata Mijares, president and founder of Federacion de Clubes Yucatecos-USA. «I think it should have had a little bit more of the culture», such as the pyramids. «It could have shown a little more why these buildings were built.».
  10. ↑ (16 июня 2006).
  11. .
  12. .

Датировка

Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Откровение написано точно не позднее начала II века, так как его знал Папий Иерапольский. Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81-96 года), эту версию разделяют многие современные библеисты. В XIX веке возникла версия о создании книги в 60-х годах I века («ранняя датировка»), в XIX веке этой версии придерживалось большинство исследователей, однако в XX веке большинство библеистов вновь стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана.

Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически.

Авторство

Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном (, ). Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение (, )

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.

Апостол Иоанн

Церковное предание приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях, в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе, позволяет А. П. Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения.

«Пресвитер Иоанн»

Версия об авторстве апостола Иоанна с самого начала подвергалась сомнению

Уже епископ Дионисий Александрийский (середина III века) в сочинении «Об обетованиях» обращает внимание на значительные стилистические и богословские различия между Откровением и писаниями апостола Иоанна, не позволяющие утверждать единство авторства. Сомнения высказывают и некоторые современные библеисты, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий

При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые могли быть позднейшей традицией объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму».

Критика

Фильм был выпущен в США 8 декабря 2006 года и получил в целом положительные отзывы от ведущих кинокритиков. В телешоу Ebert & Roeper Ричард Ропер и приглашённый критик Аиша Тайлер дали фильму рейтинг «два больших поднятых пальца». Майкл Медвед дал фильму четыре звезды (из четырёх), назвав фильм «фильмом-погоней, наполненным адреналином».

Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое

Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме

По мнению российского майяниста Д. Беляева, изображение цивилизации майя в фильме далеко от исторической точности, отличается небрежностью и эклектичностью, многие детали недостоверны.

Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.

На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров.

Прокат и маркетинг

В то время как Мел Гибсон профинансировал съёмки фильма через свою компанию Icon Productions, компания Disney подписала контракт на прокат фильма на нескольких рынках. Привлечение внимания общественности к фильму началось с декабря 2005 года после выпуска короткого трейлера, ещё до начала главных съёмок и до выбора Руди Янгблада на роль Лапы Ягуара. В качестве шутки Гибсон снялся на одном из кадров в образе бородатого режиссёра в клетчатой рубашке с сигаретой в зубах на фоне группы покрытых пылью майя. Бритый наголо Гибсон также снялся во фрагменте введения церемонии присуждения медалей Оскар в 2006 году, снятом на языке майя, где он отказывается провести церемонию. 23 сентября 2006 года недоснятый фильм был показан двум аудиториям, состоящим из коренных американцев в Riverwind Casino (принадлежащего народу чикасоу) городка Голдсби (штат Оклахома) и в университете Кэмерона, города Лотон (Оклахома). 24 сентября Гибсон провёл предварительный показ фильма в Остине (Техас) вместе с исполнителем главной роли Руди Янгбладом. Гибсон показал фильм и в Лос-Анджелесе для членов общины майя, где также принял участие в собрании Q&A Latin Business Association. В связи с восторженными откликами зрителей Disney решила провести показ фильма на более чем 2500 киноэкранах.

Сюжет

1517 год. Юкатан. В джунглях группа индейцев одного из лесных майяских племён под предводительством молодого охотника по имени Лапа Ягуара и его отца с успехом охотится на тапира и одновременно встречает испуганных беженцев соседнего лесного племени, покинувших свои родные земли. После охоты племя возвращается с добычей в деревню.

На следующий день и на их деревню нападают жестокие индейцы-воины — охотники за людьми. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену Семёрку и малолетнего сына, спустив их по верёвке в глубокий естественный провал (сенот) и бросается на выручку остальному племени. Племя неподготовлено к столкновению, достойный отпор дают только Каменное Небо, Тупой Конец и Лапа Ягуара. Лапа Ягуара чуть не убивает Среднего Глаза его же ножом, но его пленяет Пустой Волк и не дает его убить. В отместку, Средний Глаз казнит Каменное Небо на глазах Лапы Ягуара, и дает ему прозвище «Почти». Небесный Цветок отчаянно сопротивляется головорезам-насильникам, и ее на глазах связанного мужа избивают и уволакивают в хижину. Дальнейшая судьба жены Тупого Конца неизвестна. Захватчики разоряют деревню и уводят оставшихся в живых в плен. На обратном пути они встречают девочку, последнюю в живых из поселения, где все погибли от эпидемии. Девочка хочет просить о помощи, но воины отталкивают её, не давая приблизиться. Она предрекает им смерть и гибель их мира. Пленников приводят в майяский город, где женщин, кроме старух (тещу Тупого Конца отпускают на свободу), продают в рабство, а мужчин собираются принести в жертву.

Кадр из фильма: правители города майя в ожидании солнечного затмения.

На пирамиде, вокруг которой собрались толпы городских жителей, жрецы приносят пленников в жертву богу Кукулькану. Жертвам распарывают грудь, вынимая ещё бьющееся сердце, а затем отрубают голову и сбрасывают брызжущее кровью тело по ступеням пирамиды. Когда наступает очередь Лапы Ягуара, начинается солнечное затмение, приводящее жителей в суеверный ужас. Верховный жрец, зная о природе явления, сообщает жителям, что Кукулькан вполне удовлетворён жертвами, и солнце сейчас вернётся. Через несколько минут солнце возвращается, жители приходят в религиозный восторг. Верховный жрец отдаёт несостоявшихся жертв воинам и приказывает им избавиться от них.

Лапу Ягуара и его оставшихся в живых соплеменников приводят на поле, за которым начинаются кукурузные заросли. Захватчики отпускают их парами, приказывая бежать через поле, и мечут в бегущих копья и камни, стреляют из луков. Добежавший до конца поля может скрыться в зарослях. Раненый Лапа Ягуара убивает сына предводителя группы преследователей, который добивал поверженных беглецов, и скрывается в зарослях. За ним начинается бешеная погоня. В джунглях один за другим преследователи гибнут при обстоятельствах (в том числе от напавшего на них ягуара), которые им ранее предрекла больная девочка. Восстановившемуся от раны беглецу также удается убить двоих воинов. Начавшийся тем временем тропический ливень начинает затапливать яму, в которой скрывается жена Лапы Ягуара. У неё происходят роды, и на свет появляется малыш. Возникает опасность гибели всей семьи в результате затопления. Только Лапа Ягуара может спасти семью.

Погоня за Лапой Ягуара продолжается. Предводитель воинов повторно ранит его из лука, но попадает в заранее заготовленную ловушку и погибает. Двое оставшихся в живых преследователей в конце концов настигают Лапу Ягуара на берегу моря. Измождённый охотник падает на колени. Приблизившиеся преследователи устремляют свои взоры в море и останавливаются как вкопанные. То, что они видят, потрясает их настолько, что они забывают о своей жертве. Перед ними — огромные парусные корабли испанских конкистадоров, а к берегу с них направляются шлюпки с вооружёнными воинами и миссионерами. Поражённые увиденным, преследователи уже не обращают внимания на Лапу Ягуара. Воспользовавшись моментом, он убегает от них и возвращается в деревню, где освобождает из ямы свою жену и детей. Он уводит семью в джунгли, чтобы основать новое стойбище и продолжить род.

«Апокалипсис» и исторические факты

Известно, что Гибсон весьма основательно готовился к съемкам: посещал руины городов майя, читал их священные тексты, пригласил в качестве консультанта известного историка, знатока этой цивилизации — Ричарда Д. Хансена. Стремясь к максимальной достоверности, режиссер даже использовал для съемок юкатекский язык, но все это не уберегло его от упреков в искажении исторических фактов.

Главный упрек касается несовпадения уровня развития цивилизации майя в фильме и в начале 16 века. Да, в период расцвета эта цивилизация придумала свой календарь, строила величественные храмы и приносила масштабные человеческие жертвы, чтобы умилостивить богов. Но период расцвета закончился к концу 9 в., т.е. цивилизация майя пришла в упадок примерно за полтысячелетия до прихода конкистадоров, так что испанцы увидели заброшенные города и угасающую культуру.

С критикой фильма выступили не только историки, но и живущие в мексиканском штате Юкатан вожди майя, заявившие, что их предки и выглядели иначе, и человеческие жертвы приносили по большим праздникам и в умеренном количестве. Однако нельзя не признать, что, отступив от исторического правдоподобия в мелочах, Гибсон сумел создать впечатляющий образ языческой цивилизации доколумбовой эпохи со всеми присущими ей особенностями.  И дело не только в жертвоприношениях: в фильме представлены все классы общества майя, от рабов и строителей до воинов, жрецов и правителей.

Интересные фактыПравить

  • Слово «Апокалипсис» происходит из древнегреческого слова ἀποκάλυψις что означает «раскрытие», «откровение», «снятие покрова».
  • Существует миф о так называемых «Всадниках апокалипсиса» — Голод, Мор, Война и Смерть. Согласно мифу, однажды они попадут в наш мир и будут сеять смерть и разрушения.

Ядерная война

Природное бедствие

Космический армагеддон

Зомби-апокалипсис

Нашествие мутантов

Вторжение пришельцев

Восстание машин

Темное пришествие

Эпидемия

Промышленная авария

Аномальный катаклизм

Постапокалипсис

Добавить фото в галерею

Апокалипсис

Апокалипсис Апокалипсис • Природное бедствие • Космический армагеддон • Эпидемия • Промышленная авария • Ядерная война • Вторжение пришельцев • Нашествие мутантов • Зомби-апокалипсис • Восстание машин • Темное пришествие • Аномальный катаклизм • Постапокалипсис

Каноничность

Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (—96 годы). Ириней Лионский (около 180 года) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.

Вопрос о каноничности Откровения долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были святой Кирилл Иерусалимский и, видимо, святой Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом (правило 60) Лаодикийским поместным собором 364 года. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год; правило 33).

Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом Откровение Иоанна — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).

Почему в фильме так много внимания уделяется племени Лапы Ягуара?

Первые 40 минут фильма зрителю демонстрируются все аспекты жизни небольшого индейского племени: охота, досуг, семейные отношения. При этом индейцы показаны не как набор безликих персонажей, представляющих собой фон для главного героя, а как яркие индивидуальности. Семерка, жена главного героя — воплощение материнской и супружеской любви; Каменное Небо — воин и мудрец, обладающий огромным чувством собственного достоинства; безрукий старейшина — носитель коллективной памяти и мифологических традиций. Но задача режиссера отнюдь не в том, чтобы идеализировать жертв, его цели намного серьезнее.

Племя Лапы Ягуара — это архаичное, почти доисторическое сообщество, лишенное деления на классы и живущее в полной гармонии с природой. Его главная ценность — дети, а конфликты между членами племени носят шутливый характер: этим людям не из-за чего враждовать всерьез. Образы положительных «дикарей», живущих в гармонии и любви, бесспорно, восходят корнями к философии Просвещения, противопоставлявшей «детей природы» испорченным цивилизацией горожанам. В «Апокалипсисе» племя Лапы Ягуара, обитающее в джунглях, противостоит городской цивилизации майя как одна из возможных альтернатив.

В культуре

  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.
  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принёсших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.
  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).
  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).
  • Борис Савинков опубликовал повесть «Конь бледный» (1909), и Элем Климов дал название фильму «Иди и смотри» (1985), позаимствовав строки из главы 6 стихов 7-8 «Отровения»: И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть».
  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».
  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.
  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.
  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».
  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»

В чем смысл финальной сцены?

Некоторые критики сравнивали корабли конкистадоров с античным «богом из машины», т.е. ловким приемом, помогающим разрубить все сюжетные узлы одним махом, но подобное сравнение неубедительно. Ничто не мешало Гибсону и Сафинии «подарить» своему живучему герою полную победу над преследователями, которых  и осталось-то к финалу только двое. На самом деле появление европейцев, осененных знаком креста, знаменует другую альтернативу языческой цивилизации майя — христианство. У майя нет выбора: или назад, в дебри джунглей, или вперед, через кровавое преображение в новый мир с новыми ценностями: время их цивилизации истекло. Подобная трактовка полностью совпадает со смыслом, вложенным режиссером в название фильма.

Тема фильма

По словам Мела Гибсона, выбор эпохи майя для «Апокалипсиса» является «всего лишь фоном» для более общей истории изучения «цивилизаций и того, что их определяет». Фоном событий фильма является упадок цивилизации майя (который создатели фильма изучали перед написанием сценария), хотя в фильме это и не выражается прямо. Согласно археологу Майклу Д. Кою «Цивилизация майя в центральной области достигла своего полного блеска в начале восьмого столетия, но при этом уже несла семена собственной гибели — через полтора столетия все её могущественные города были охвачены упадком и в итоге жители покинули их. Это была, несомненно, одна из наиболее глубоких социальных и демографических катастроф во всей человеческой истории». В качестве одной из ведущих причин упадка великой империи Кой называет «упадок окружающей среды» наряду с «междоусобными войнами», «перенаселением» и «засухой». «Появляется всё больше доказательств обширной вырубки лесов и эрозии, охватившей центральную область. Апокалипсис майя, несомненно, имел экологические причины». В ходе фильма демонстрируются сцены разъедающей коррупции. Высший класс майя, показанный в фильме, предаётся чрезмерному потреблению, их огромное богатство контрастирует с чрезмерной беднотой, болезнями и рабством. Деградация окружающей среды показана как результат эксплуатации природных ресурсов, таких как чрезмерная добыча и возделывание земель, так и обращением с людьми: семьи и целые племена захватываются и продаются в рабство. В фильме показаны рабы, собирающие известь для производства стукко (особый вид штукатурки), покрывающей храмы, некоторые историки рассматривают эти действия как главный фактор упадка майя. Согласно одному из вычислений, для производства тонны негашёной извести требуется пять тонн древесины. Исторический консультант фильма Ричард Д. Хансен объясняет «В Эль-Мирадоре я обнаружил, что для покрытия стукко одной из пирамид нужно вырубить 650 гектаров (1.600 акров) леса… Эта эпическая постройка производит опустошение в огромных масштабах».

Создатели фильма хотели показать актуальность упадка цивилизации майя для современного общества. «Проблемы, с которыми столкнулись майя, необычайно схожи с проблемами, стоящими сегодня перед нашей цивилизацией» — заявил соавтор Сафиния в ходе производства фильма, — «особенно с деградацией природной среды в широких масштабах, чрезмерным потреблением и политической коррупцией». Сам Гибсон заявил, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов и мы способны на такой же героизм и превосходство». Фильм выступает как средство культурной критики — по словам Хансена, «общественного заявления», — давая понять, что никогда не поздно подвергнуть сомнению наши собственные предположения о морали.

Однако Гибсон также заявил, что хотел, чтобы фильм в целом был скорее оптимистическим, чем негативным. Гибсон определил название фильма как «новое начало или откровение, открытие». Он сказал: «Всё имеет начало и конец; так происходит со всеми цивилизациями». Греческое слово (ἀποκαλύπτω, apokaluptō) на деле имеет значения «Я открываю», «обнаруживаю» или «показываю». Гибсон также заметил, что темой фильма является изучение первичных страхов.

В ролях

Актёр Роль
Руди Янгблад Лапа Ягуара
Далия Эрнандес Семёрка
Джонатан Брюэр Тупой Конец
Моррис Бёрдйеллоухэд Каменное Небо
Карлос Эмилио Баэс Бегущая Черепаха
Рамирес Амилькар Завитой Нос
Исраэль Контрерас Лягушка Тумана
Исраэль Риос Лист Какао
Мария Исабель Диас Тёща
Эспиридион Акоста Кэш старик-рассказчик
Майра Сербуло молодая женщина
Иасуа Лариос Небесный Цветок
Рауль Трухильо Пустой Волк
Актёр Роль
Херардо Тарасена Средний Глаз
Родольфо Паласиос Змеиные Чернила
Ариэль Гальван Висячий Мох
Бернардо Руис Четыре Пьяницы
Рикардо Диас-Мендоса Острый Камень
Ричард Кан Десять Пикару
Карлос Рамос Челюсть Обезьяны
Аммель Родриго Мендоса Клюв Сарыча
Марко Антонио Аргета Говорящий Ветер
Акетцали Гарсиа мальчик-пророк
Мария Исидра Оиль девочка-пророк
Абел Вулрич смеющийся человек
Фернандо Эрнандес верховный жрец
Рафаэль Велес правитель майя
Диана Ботельо жена правителя

Апокалипсис в культуреПравить

Тема Апокалипсиса была всегда актуальна со времен возникновения первого человека. Ей было посвящено великое множество работ и посвящается до сих пор. Часто Армагеддону придавали религиозное значение. Например, в Библии рассказывается о Великом Наводнении, затопившем всю Землю. Опасаясь конца света, древние люди совершали разные ритуалы и даже жертвоприношения в честь своих богов, так как они верили, что Апокалипсис — ни что иное, как кара высших сил. Однако по прошествии лет некоторые представители homo sapiens перестали опасаться подобного исхода: создавались (возможно, создаются и до сих пор) различные сектантские сообщества, которые, наоборот, стараются повергнуть мир в хаос.

В современном мире те или иные случаи Армагеддона, благодаря высоко развитой науке и точным приборам, начинают приобретать рациональное объяснение (например, сдвиг тектонических плит), а религиозная, суеверная точка зрения пошла на спад. Нередко той или иной катастрофы можно избежать: не допустить разрушение объектов, нарушение деятельности которых опасно для окружающей среды, и так далее. Помимо научно-исследовательского интереса, который люди питают насчёт Апокалипсиса, в массовой культуре конец света популярен ещё и с художественной точки зрения: об этом написано великое множество книг, рассказов и статей, снято большое количество фильмов разных жанров, создаются компьютерные (и не только) игры, и тому подобное. Пожалуй, Апокалипсис — одна из наиболее (если не самая) популярных тем в обществе.

О фильме

Мэл Гибсон решил выступить в роли режиссера и замахнуться на нечто большее, чем просто серьезный фильм. «Апокалипсис» показывает жизнь народа майя на закате их цивилизации. Сам Гибсон признавался, что к созданию такого проекта его подтолкнули «Страсти Христовы». После его просмотра и реакции публики, режиссер понял, что люди хотят увидеть что-то большее, помимо захватывающего сюжета и смелого героя.

Что может быть таинственнее, чем цивилизация, которая создала высокоразвитое общество, огромные строения и большие города? И все это рухнуло в один миг по неизвестным причинам. Остались только загадки, которые Мэл Гибсон попытался осветить в фильме «Апокалипсис».

Кстати, чем больше режиссеры исследовали культуру майя, тем больше сходств они находили с современностью. Древний народ беспокоили те же проблемы, которые сегодня остро стоят перед человечеством. Это повод задуматься, не так ли?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий