Александр островский: биография и творчество драматурга

Личная жизнь: возлюбленные писателя

Актриса Любовь Никулина-Косицкая. Фотография: yarwiki.ru

Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.

В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем».

Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако, когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии».

В начале 1850-х годов, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись», он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках Островского: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в комедии «Бедность — не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и других. Косицкая писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства».

В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной — Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. Островский и Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева — играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.

Островский биография

Местом рождения великого русского писателя Александра Николаевича Островского является одна из тихих улиц Замоскворечья — Малая Ордынка. Родился в 1823 году в семье священника – Николая Федоровича

Несмотря на раннюю смерть матери, все четверо детей были всегда окружены лаской и вниманием. В этом им помогла новая супруга отца – Эмили Андреевне, которая стала детям лучшим другом и помощником в воспитании и обучении

Дворянская семья не знала, что такое безденежье. Поэтому были созданы все условия для того, что дети получали хорошие знания. Несмотря на тягу к чтению книг, сочинительству, Александр не мог ослушаться своего отца. Вместо того, чтобы с ранних лет серьезно заняться писательской деятельностью, он должен был исполнить желание отца – связать судьбу с юридической деятельностью. Поэтому после окончания обучения в Московской губернской гимназии юноша некоторое время посвятил пополнению багажа знаний на юридическом факультете университета в Москве. Последующие годы молодого человека были связаны с пребыванием на канцелярской службе, деятельностью в судебных заведениях.

Параллельно с работой он начал заниматься тем, что волновало и радовало его душу – создавать литературные произведения. Однако за их вымышленными образами скрывались не вымышленные герои. Одна за одной в адрес государя поступали жалобы, связанные с критикой произведений начинающего писателя, где он высмеивал смело пороки чиновников. Прежде всего, это коснулось пьесы «Свои люди, сочтемся!», из-за которой автору было запрещено заниматься литературной деятельностью. Только через несколько лет Островский вернулся к прежнему занятию. Новые пьесы становятся доступны для зрителя, так начинаются постановки в театрах.

С 1856 года участвует в известном журнале «Современник». Параллельно с этим занимается исследованием географических объектов, в том числе реки Волги. 1860 год – год издания пьесы «Гроза». Среди гостей его дома были известные личности: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие другие.

В 1863 году Александр Николаевич был удостоен Уваровской премии. Он является основателем Артистического кружка, в котором все время уделял работе с артистами. В театральной сфере он был незаменим, занимая должность начальника театрального училища.

В личной жизни Островского ожидало немало разочарований. Взаимной любви с Любовью Косицкой, с которой писатель прожил периодически встречаясь, не суждено было вылиться в семейное счастье. Это было связано с тем, что оба влюбленных были в браке. Бахметьева Мария, ставшая впоследствии его супругой, родила шестерых детей и оберегала покой супруга до самой его смерти.

Театральное искусство, необыкновенно быстрый ритм жизни, круглосуточная работа отняли у него много сил. Здоровье Александра Николаевича Островского было подорвано из-за стремления заработать деньги, которых было недостаточно. Писатель много средств расходовал ради театральной деятельности. Все это достигалось в ущерб здоровью.

1886 год – дата смерти А. Н. Островского. Печальное событие пришло из костромского имения Щелыково

После его смерти государь проявил внимание к семье, позаботившись о каждом ее члене в финансовом плане

На сегодняшний день известно об экранизации 40 произведений великого драматурга. Развитие русского театра тесным образом связано с именем А. Н. Островского, который более сорока лет посвятил литературной деятельности, в том числе руководству репертуарной частью театра. Его имя известно во всем мире как мастера слова, великого писателя, чьи произведения бессмертны.

10 класс самое главное

Интересные факты и даты из жизни

Творческая деятельность

Еще в юности Николай пристрастился к чтению. Ему нравились романы Куперы и Скотта, Войнича и Джованьоли. Николай уважал героев этих книг, которые всегда боролись за свои права и свободы против тирании правительства. Также в числе его любимых авторов был Брюсов, Роттердамский, Дюма и Жюль Верн.

Параллельно с чтением Островский и сам начал писать. Но вплотную занялся этим он только в середине 20-х годов, пытаясь скоротать время в больнице. Прозаика во всем поддерживала его старая подруга Раиса Порфирьевна Мацюк. Они очень сблизились, вскоре начали встречаться и поженились.

С 1927 г. Николай был прикован к постели. На тот момент у него уже диагностировали прогрессирующее заболевание Бехтерева. Чуть позже врачи обнаружили также анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Писатель проводил большую часть времени в больницах, ему сделали несколько операций, но он все еще отказывался спокойно ждать смерти. Вместо этого Островский начал еще больше читать, окончил заочное отделение Свердловского коммунистического университета.

Литература

Мемуары и воспоминания
  • Островский А. Н. Вся жизнь театру / Подг. текста и примеч. Н. С. Гродская, вступ. статья Шаталов С. Е.. — М. : Советская Россия, 1989. — 368 с. — (Русские дневники). — 100 000 экз. — ISBN 5-268-00705-x.
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников / Подг. текста, вступ. статья, и примеч. А. И. Ревякина. — М. : Художественная литература, 1966. — 631 с. — (Серия литературных мемуаров / Под общ. ред. В. В. Григоренко и др.).
  • А. Н. Островский и русские композиторы : Письма / Под общ. ред. Е. М. Колосовой и В. Филиппова ; Государственный Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. — М. ; Л. : Искусство, 1938. — 249 с. — (Из истории русской оперы).
  • Мендельсон Н. М. Александр Николаевич Островский в воспоминаниях современников и его письмах. — М. : Т-во В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1923. — 179 с. — (Историко-литературная библиотека / Под ред. Н. Л. Бродского, А. Е. Грузинского, Н. М. Мендельсона, Н. П. Сидорова ; вып. 1).
  • Неизданные письма к А. Н. Островскому : из архива А. Н. Островского. — М. ; Л. : Academia, 1932. — 741 с. — (Памятники литературного и общественного быта ; Труды государственноготеатрального музея имени А. Бахрушина ; вып. II).
  • Ревякин А. И. Островский и его современники : Островский в воспоминаниях современников : Библиография. Внутреннее описание. — М. ; Л. : Academia, 1931. — 133 с.
Исследования
  • А. Н. Островский в русской критике : Сборник статей / Ред., вступ. статья и примеч. Г. И. Владыкина. — М. : , 1958. — 452 с.
  • Александр Николаевич Островский : его жизнь и сочинения : Сборник историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. — 166 с.
  • Долгов Н. Н. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. . 1823—1923. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 1923 с.
  • Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского / Министерство культуры РСФСР ; Государственный литературный музей. — М. : Госкультпросветиздат, 1953. — 408 с.
  • Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. — М. : Искусство, 1976. — 526 с.
  • Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. — М. : Советская Россия, 1985. — 144 с.
  • Лобанов М. П. Островский. — М. : Молодая гвардия, 1979. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1 (587)).
  • Миронов А. В. Великий чародей в стране берендеев : Очерк жизни и творчества А. Н. Островского в Щелыкове. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. — 160 с.
  • Проблемы изучения творчества А. Н. Островского : К 150-летию со дня рождения / Редколлегия: В. А. Бочкарёв (отв. ред.) и др. — Куйбышев, 1973. — 164 с. — (Научные труды / Министерство просвещения РСФСР ; Куйбышевский гос. пед. институт им. В. В. Куйбышева ; т. 134).
  • Рахманькова Е. А. А. Н. Островский — либреттист. — Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. — 155 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский в Щелыкове. — Кострома : Книжное издательство, 1957. — 304 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. — М. : Учпедгиз, 1949. — 344 с.
  • Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского : Литературно-критический этюд. — М. : Академия педагогических наук РСФСР ; Л., 1948. — 128 с.
  • Ревякин А. И. Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского. — М. : Московский рабочий, 1962. — 542 с.
  • Творчество А. Н. Островского : Юбилейный сборник / Под ред. С. К. Шамбинаго. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 367 с.
Энциклопедии и словари
  • Варнеке Б. В. Островский, Александр Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1902. — Т. 12: Обезьянинов — Очкин. — С. 425—448.
  • Вейнберг П. И. Островский, Александр Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXII. — С. 352—355.
  • Островский Александр Николаевич / В. Я. Лакшин // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — С. 587—588. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
Справочная литература

Библиография литературы об А. Н. Островском : 1847—1917 / Сост. К. Д. Муратова ; Академия наук СССР ; Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Л. : Наука : ленинградское отделение, 1974. — 284 с.

Личная жизнь

Первой любовью в биографии Островского была актриса Любовь Косицкая, которая также относилась к нему неравнодушно. Однако поскольку они оба состояли в браке, влюбленные не решились создавать семью.

На протяжении 20 лет драматург сожительствовал с Агафьей Ивановной, которая была простой и малообразованной девушкой. Несмотря на это, она с полуслова понимала Островского и была надежной опорой в его жизни.

У них рождались дети, но все они умирали еще в младенчестве. Затем скончалась и сама Агафья Ивановна.

В 1869 г. в биографии Островского появилась еще одна женщина. Он вступил в брак с Марией Бахметьевой, с которой он проживет до конца жизни. У них родилось 4 мальчика и 2 девочки.

Литература

Творческая биография Николая Островского началась в прямом смысле слова на больничной койке. С детства Николай Алексеевич любил читать: произведения Фенимора Купера, Жюля Верна и Вальтера Скотта буквально «проглатывались» жадным до книг мальчиком.

Николай Островский в молодости

Позднее Островский называл любимыми произведениями «Овода» Этель Войнич и «Спартака» Рафаэлло Джованьоли. Постепенно хобби переросло в собственное творчество: Островский, чтобы скоротать время в больницах, начал писать короткие рассказы и пьесы, следуя путем своего именитого писателя-однофамильца Александра Островского.

С 1927 года Островский уже не мог самостоятельно ходить, у прозаика диагностировали заболевание Бехтерева, а также полиартрит. Николай Алексеевич перенес несколько операций, но даже это уже не облегчало его состояние. Вскоре стало понятно, что улучшения не будет. Писателю в тот момент исполнилось только 23 года.

Николай Островский прикован к постели

Однако Николай Алексеевич начал усиленно заниматься и даже окончил заочное отделение Свердловского университета. Параллельно молодой человек много писал, примерно в это время появилась рукопись «Рожденные бурей», ставшая первой версией романа «Как закалялась сталь». Полгода писатель посвятил этому произведению, а затем рукописный вариант потерялся при пересылке.

Произведение нужно было начинать заново, но тут Островского поджидала новая беда: писатель начал терять зрение. Это всерьез подкосило моральные силы Николая Алексеевича, прозаик даже задумывался о самоубийстве, но стальная воля победила, и Островский продолжил писать. Сначала книга создавалась вслепую, периодически Николай Алексеевич надиктовывал текст родственникам и жене, которые ухаживали за ним. А затем придумал трафарет, позволивший работать немного быстрее.

Иллюстрации к роману Николая Островского «Как закалялась сталь»

Через некоторое время рукопись была готова. Островский отправил произведение в ленинградское издательство, но ответа не дождался. Тогда Николай Алексеевич отослал работу в издательство «Молодая гвардия», откуда получил отказ по причине «нереальности персонажей».

Но и тут воля и целеустремленность писателя не позволили ему отступить. Островский добился повторного рецензирования рукописи. На этот раз произведение отправили в печать, однако до этого редакторы дописали, а кое-где и переписали исходный текст.

Так для писателя начался новый этап битвы за книгу: отстаивать приходилось буквально каждый абзац. Тем не менее, в 1932 году вышла первая часть книги «Как закалялась сталь», а спустя некоторое время отпечатали и окончание романа.

Памятник Николаю Островскому

Успех превзошел даже самые смелые ожидания Островского: в библиотеках начали появляться очереди за его произведением, люди собирались группами и вслух перечитывали любимые отрывки.

При жизни Николая Алексеевича «Как закалялась сталь» переиздавали 41 раз. Островский начал задумываться над продолжением романа, а также планировал написать произведение «Детство Павки» для детей. Новая книга, над которой начал работать писатель, получила уже знакомое название «Рожденные бурей». Черновик произведения даже обсуждался на заседании Союза писателей. К сожалению, роман так и не был окончен.

↑ Работа в последние годы

А.Н. Островский особо занялся творчеством в последние годы своей жизни, именно тогда он написал наиболее значимые драмы и комедии для своего творчеств. Все они были написаны неспроста, в основном его произведения описывают трагичные судьбы женщин, которым приходится в одиночку бороться со своими проблемами. Островский был драматургом от Бога, ему, казалось бы, удавалось писать очень легко, мысли сами приходили в его голову. Но им были написаны и такие произведения, где приходилось потрудиться.

В последних произведениях драматургом были разработаны новые приемы подачи текста и выразительности – которые и стали отличительными в его творчестве. Его стиль написания произведений очень оценил Чехов, что для Александра Николаевича выше всяких похвал. Он пытался в своем произведении показать внутреннюю борьбу героев.

Первая комедия

В сорок лет Островский Александр Николаевич, краткая биография которого содержит всего несколько страниц, был избран член-корреспондентом Академии Наук Петербурга. Это высокое звание никак не влияло на творчество драматурга, он науки не касался. Всю свою жизнь писатель посвятил русскому начиная с 1847 года Островский писал пьесы и комедии, которые пользовались неизменным успехом у столичной публики. Первая комедия «Семейная картина» была прочитана узкому кругу единомышленников и безоговорочно ими одобрена. Таким образом, биография Островского, краткая по сути, отмечает начало творчества писателя.

Факты про Островского

Будущий драматург появился на свет 31 марта 1823 года в многодетной семье. Александр был самым старшим из четырнадцати детей. К сожалению, шестеро умерли еще во младенчестве.
Мать Александра Николаевича скончалась, когда ему исполнилось восемь лет. Вскоре отец, Николай Фёдорович Островский, женился снова. На этот раз его избранницей стала баронесса Эмили Андреевна фон Тессин

Она, вопреки расхожему мнению о злых мачехах, окружила детей мужа заботой и вниманием.
В детстве Александр получил хорошее домашнее образование. После поступил в гимназию, по окончании которой вынужден был поступить на юридический факультет Московского университета

К принятию этого решения подтолкнул его отец, и как результат – полный провал экзамена по римскому праву и вынужденное заявление об уходе.
Островский не единожды вступал в спор с отцом. Между ними возник конфликт и из-за связи Александра с бедной простолюдинкой Агафьей Ивановной. Безусловно, он не мог ослушаться родителя, пренебречь требованиями общества, своего положения и жениться на ней. Всё, на что он мог в своем положении решиться – жить с ней в гражданском браке. И он прожил с ней около двадцати лет. Детей у них не было.
В 1847 году в периодическом издании «Московский городской листок» появляется первое произведение Островского – «Несостоятельный должник», которому впоследствии суждено было перерасти в нечто большее – комедию «Свои люди – сочтемся».

Так начиналась творческая биография Островского.
Вышеназванная комедия принесла Островскому как признание, так и запрет на постановку. Н. В. Гоголь, И.Гончаров, Т. Грановский высоко оценили произведение и талант начинающего драматурга, а цензура, наоборот – усмотрела в нём насмешку и оскорбление купеческого сословия.
Островский был известным полиглотом. Он владел не только обязательными для образованного человека того времени языками – французским, древнегреческим и латынью, но и свободно говорил на английском, немецком, испанском и итальянском языках. Говорил и переводил как свои собственные произведения, так и мировую классику – М. Сервантес, В.Шекспир, Н.Макиавелли, К. Гольдони.
Александр Николаевич был знатным рыболовом. Рыболовное снаряжение – неизменный атрибут для всех его путешествий. Родные и близкие друзья поддерживали его увлечение, и всегда помогал ему с поиском самых лучших рыбных мест.
Временные проявления слабости и плохого характера свойственны всем. Не был исключением и Островский. О его чрезмерном самолюбии и хвастовстве ходили легенды. Например, он не терпел критики. О его сочинениях необходимо было говорить только в превосходной степени, иначе – неизбежная ссора и тяжелая обида.

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры

Группа писателей-авторов журнала «Современник». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист о. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

Смерть Островского

Александр Николаевич Островский умер 2 июня 1886 г. в возрасте 63 лет, в усадьбе Щелыково. На сегодняшний день это имение представляет собой музей Островского.

На его погребение русский император Александр 3 выделил из государственной казны 3000 рублей. Кроме этого он позаботился о том, чтобы вдове и детям драматурга выплачивалась пенсия.

По произведениям Островского до сих пор снимаются фильмы и телеспектакли. В советское время Эльдаром Рязановым была снята великолепная картина «Жестокий романс» по мотивам пьесы «Бесприданница».

В общей сложности, после смерти Александра Островского было экранизировано более 40 его произведений.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Творческая деятельность

  1. 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
  2. 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
  3. 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
  4. 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
  5. 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
  6. 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
  7. 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
  8. 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
  9. 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
  10. 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
  11. 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
  12. 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
  13. 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
  14. 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
  15. 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.

Творчество Островского

Первая пьеса в биографии Островского называлась «Свои люди – сочтемся!» (1850 г.). После ее прочтения Николай Гоголь и Иван Гончаров оставили о ней положительные отзывы.

Однако она понравилась далеко не всем. Когда московские чиновники увидели в пьесе самих себя, выставленных в негативном свете, они пожаловались государю.

В результате император Николай 1 уволил Александра Островского со службы и определил его под надзор полиции. Только спустя 11 лет пьесу начнут снова ставить в театрах.

Когда на престоле оказался Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) он снял надзор с драматурга, после чего тот смог свободно заниматься писательской деятельностью.

Далее Александр Островский начинает одну за другой писать пьесы, которые были положительно приняты как критиками, так и читателями. Многие из них продолжали ставиться на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 г. в биографии Островского появляется постоянная литературная занятость: он начинает сотрудничать с изданием «Современник», основанным А.С. Пушкиным.

33-детний Островский, 1856 г.

Надо сказать, что это издание пользовалось большим авторитетом, ведь там публиковались такие выдающиеся литераторы, как Тургенев, Жуковский (см. интересные факты о Жуковском), Достоевский и др.

Через 3 года Островский публикует первый в своей биографии сборник произведений в 2-х томах.

В 1865 г. им была написана пьеса «Гроза», которую литературный критик Николай Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве».

Такое сравнение Добролюбов сделал потому, что до выхода данной пьесы он называл Островского изобразителем «темного царства». Стоит заметить, что в «Грозе» присутствовало множество эпизодов из биографии Островского.

Интересен факт, что на сегодняшний день Островский входит в тройку лучших драматургов, по мнению зрителей:

  • Уильям Шекспир
  • Антон Чехов
  • Александр Островский

Если вы были хоть на одном спектакле Островского – то вы наверняка согласитесь с этим утверждением.

Колыбель талантов

С каждым годом Александр Николаевич становился все более популярным писателем, и в 1863 г. был удостоен Уваровской премии. Вскоре его приняли в состав Академии наук Петербурга.

В 1865 г. он создал Артистический кружок, который впоследствии стал колыбелью многих талантов. В его доме часто бывали Достоевский, Тургенев (см. интересные факты про Тургенева), Салтыков-Щедрин, Толстой и другие писатели.

В 1874 г. Островский образовал Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, став его председателем. На этой должности он провел ряд серьезных реформ, благодаря которым артисты улучшили свое положение и получили больше прав.

В 1881 г. Островскому удалось побывать на опере Римского-Корсакова «Снегурочка» (см. интересные факты о Римском-Корсакове). Особый восторг у него вызвало музыкальное сопровождение. Позже писатель признавался, что музыка к его «Снегурочке» была удивительно живой и эмоциональной.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Александр островский: биография и творчество драматурга

Личная жизнь: возлюбленные писателя

Актриса Любовь Никулина-Косицкая. Фотография: yarwiki.ru

Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.

В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем».

Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако, когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии».

В начале 1850-х годов, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись», он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках Островского: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в комедии «Бедность — не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и других. Косицкая писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства».

В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной — Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. Островский и Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева — играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.

Островский биография

Местом рождения великого русского писателя Александра Николаевича Островского является одна из тихих улиц Замоскворечья — Малая Ордынка. Родился в 1823 году в семье священника – Николая Федоровича

Несмотря на раннюю смерть матери, все четверо детей были всегда окружены лаской и вниманием. В этом им помогла новая супруга отца – Эмили Андреевне, которая стала детям лучшим другом и помощником в воспитании и обучении

Дворянская семья не знала, что такое безденежье. Поэтому были созданы все условия для того, что дети получали хорошие знания. Несмотря на тягу к чтению книг, сочинительству, Александр не мог ослушаться своего отца. Вместо того, чтобы с ранних лет серьезно заняться писательской деятельностью, он должен был исполнить желание отца – связать судьбу с юридической деятельностью. Поэтому после окончания обучения в Московской губернской гимназии юноша некоторое время посвятил пополнению багажа знаний на юридическом факультете университета в Москве. Последующие годы молодого человека были связаны с пребыванием на канцелярской службе, деятельностью в судебных заведениях.

Параллельно с работой он начал заниматься тем, что волновало и радовало его душу – создавать литературные произведения. Однако за их вымышленными образами скрывались не вымышленные герои. Одна за одной в адрес государя поступали жалобы, связанные с критикой произведений начинающего писателя, где он высмеивал смело пороки чиновников. Прежде всего, это коснулось пьесы «Свои люди, сочтемся!», из-за которой автору было запрещено заниматься литературной деятельностью. Только через несколько лет Островский вернулся к прежнему занятию. Новые пьесы становятся доступны для зрителя, так начинаются постановки в театрах.

С 1856 года участвует в известном журнале «Современник». Параллельно с этим занимается исследованием географических объектов, в том числе реки Волги. 1860 год – год издания пьесы «Гроза». Среди гостей его дома были известные личности: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие другие.

В 1863 году Александр Николаевич был удостоен Уваровской премии. Он является основателем Артистического кружка, в котором все время уделял работе с артистами. В театральной сфере он был незаменим, занимая должность начальника театрального училища.

В личной жизни Островского ожидало немало разочарований. Взаимной любви с Любовью Косицкой, с которой писатель прожил периодически встречаясь, не суждено было вылиться в семейное счастье. Это было связано с тем, что оба влюбленных были в браке. Бахметьева Мария, ставшая впоследствии его супругой, родила шестерых детей и оберегала покой супруга до самой его смерти.

Театральное искусство, необыкновенно быстрый ритм жизни, круглосуточная работа отняли у него много сил. Здоровье Александра Николаевича Островского было подорвано из-за стремления заработать деньги, которых было недостаточно. Писатель много средств расходовал ради театральной деятельности. Все это достигалось в ущерб здоровью.

1886 год – дата смерти А. Н. Островского. Печальное событие пришло из костромского имения Щелыково

После его смерти государь проявил внимание к семье, позаботившись о каждом ее члене в финансовом плане

На сегодняшний день известно об экранизации 40 произведений великого драматурга. Развитие русского театра тесным образом связано с именем А. Н. Островского, который более сорока лет посвятил литературной деятельности, в том числе руководству репертуарной частью театра. Его имя известно во всем мире как мастера слова, великого писателя, чьи произведения бессмертны.

10 класс самое главное

Интересные факты и даты из жизни

Творческая деятельность

Еще в юности Николай пристрастился к чтению. Ему нравились романы Куперы и Скотта, Войнича и Джованьоли. Николай уважал героев этих книг, которые всегда боролись за свои права и свободы против тирании правительства. Также в числе его любимых авторов был Брюсов, Роттердамский, Дюма и Жюль Верн.

Параллельно с чтением Островский и сам начал писать. Но вплотную занялся этим он только в середине 20-х годов, пытаясь скоротать время в больнице. Прозаика во всем поддерживала его старая подруга Раиса Порфирьевна Мацюк. Они очень сблизились, вскоре начали встречаться и поженились.

С 1927 г. Николай был прикован к постели. На тот момент у него уже диагностировали прогрессирующее заболевание Бехтерева. Чуть позже врачи обнаружили также анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Писатель проводил большую часть времени в больницах, ему сделали несколько операций, но он все еще отказывался спокойно ждать смерти. Вместо этого Островский начал еще больше читать, окончил заочное отделение Свердловского коммунистического университета.

Литература

Мемуары и воспоминания
  • Островский А. Н. Вся жизнь театру / Подг. текста и примеч. Н. С. Гродская, вступ. статья Шаталов С. Е.. — М. : Советская Россия, 1989. — 368 с. — (Русские дневники). — 100 000 экз. — ISBN 5-268-00705-x.
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников / Подг. текста, вступ. статья, и примеч. А. И. Ревякина. — М. : Художественная литература, 1966. — 631 с. — (Серия литературных мемуаров / Под общ. ред. В. В. Григоренко и др.).
  • А. Н. Островский и русские композиторы : Письма / Под общ. ред. Е. М. Колосовой и В. Филиппова ; Государственный Центральный театральный музей им. А. Бахрушина. — М. ; Л. : Искусство, 1938. — 249 с. — (Из истории русской оперы).
  • Мендельсон Н. М. Александр Николаевич Островский в воспоминаниях современников и его письмах. — М. : Т-во В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1923. — 179 с. — (Историко-литературная библиотека / Под ред. Н. Л. Бродского, А. Е. Грузинского, Н. М. Мендельсона, Н. П. Сидорова ; вып. 1).
  • Неизданные письма к А. Н. Островскому : из архива А. Н. Островского. — М. ; Л. : Academia, 1932. — 741 с. — (Памятники литературного и общественного быта ; Труды государственноготеатрального музея имени А. Бахрушина ; вып. II).
  • Ревякин А. И. Островский и его современники : Островский в воспоминаниях современников : Библиография. Внутреннее описание. — М. ; Л. : Academia, 1931. — 133 с.
Исследования
  • А. Н. Островский в русской критике : Сборник статей / Ред., вступ. статья и примеч. Г. И. Владыкина. — М. : , 1958. — 452 с.
  • Александр Николаевич Островский : его жизнь и сочинения : Сборник историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. — 166 с.
  • Долгов Н. Н. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. . 1823—1923. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 1923 с.
  • Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского / Министерство культуры РСФСР ; Государственный литературный музей. — М. : Госкультпросветиздат, 1953. — 408 с.
  • Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. — М. : Искусство, 1976. — 526 с.
  • Лакшин В. Я. Театр А. Н. Островского. — М. : Советская Россия, 1985. — 144 с.
  • Лобанов М. П. Островский. — М. : Молодая гвардия, 1979. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1 (587)).
  • Миронов А. В. Великий чародей в стране берендеев : Очерк жизни и творчества А. Н. Островского в Щелыкове. — Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. — 160 с.
  • Проблемы изучения творчества А. Н. Островского : К 150-летию со дня рождения / Редколлегия: В. А. Бочкарёв (отв. ред.) и др. — Куйбышев, 1973. — 164 с. — (Научные труды / Министерство просвещения РСФСР ; Куйбышевский гос. пед. институт им. В. В. Куйбышева ; т. 134).
  • Рахманькова Е. А. А. Н. Островский — либреттист. — Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. — 155 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский в Щелыкове. — Кострома : Книжное издательство, 1957. — 304 с.
  • Ревякин А. И. А. Н. Островский : Жизнь и творчество. — М. : Учпедгиз, 1949. — 344 с.
  • Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского : Литературно-критический этюд. — М. : Академия педагогических наук РСФСР ; Л., 1948. — 128 с.
  • Ревякин А. И. Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского. — М. : Московский рабочий, 1962. — 542 с.
  • Творчество А. Н. Островского : Юбилейный сборник / Под ред. С. К. Шамбинаго. — М. ; Пг. : Госиздат, 1923. — 367 с.
Энциклопедии и словари
  • Варнеке Б. В. Островский, Александр Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1902. — Т. 12: Обезьянинов — Очкин. — С. 425—448.
  • Вейнберг П. И. Островский, Александр Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXII. — С. 352—355.
  • Островский Александр Николаевич / В. Я. Лакшин // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — С. 587—588. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
Справочная литература

Библиография литературы об А. Н. Островском : 1847—1917 / Сост. К. Д. Муратова ; Академия наук СССР ; Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Л. : Наука : ленинградское отделение, 1974. — 284 с.

Личная жизнь

Первой любовью в биографии Островского была актриса Любовь Косицкая, которая также относилась к нему неравнодушно. Однако поскольку они оба состояли в браке, влюбленные не решились создавать семью.

На протяжении 20 лет драматург сожительствовал с Агафьей Ивановной, которая была простой и малообразованной девушкой. Несмотря на это, она с полуслова понимала Островского и была надежной опорой в его жизни.

У них рождались дети, но все они умирали еще в младенчестве. Затем скончалась и сама Агафья Ивановна.

В 1869 г. в биографии Островского появилась еще одна женщина. Он вступил в брак с Марией Бахметьевой, с которой он проживет до конца жизни. У них родилось 4 мальчика и 2 девочки.

Литература

Творческая биография Николая Островского началась в прямом смысле слова на больничной койке. С детства Николай Алексеевич любил читать: произведения Фенимора Купера, Жюля Верна и Вальтера Скотта буквально «проглатывались» жадным до книг мальчиком.

Николай Островский в молодости

Позднее Островский называл любимыми произведениями «Овода» Этель Войнич и «Спартака» Рафаэлло Джованьоли. Постепенно хобби переросло в собственное творчество: Островский, чтобы скоротать время в больницах, начал писать короткие рассказы и пьесы, следуя путем своего именитого писателя-однофамильца Александра Островского.

С 1927 года Островский уже не мог самостоятельно ходить, у прозаика диагностировали заболевание Бехтерева, а также полиартрит. Николай Алексеевич перенес несколько операций, но даже это уже не облегчало его состояние. Вскоре стало понятно, что улучшения не будет. Писателю в тот момент исполнилось только 23 года.

Николай Островский прикован к постели

Однако Николай Алексеевич начал усиленно заниматься и даже окончил заочное отделение Свердловского университета. Параллельно молодой человек много писал, примерно в это время появилась рукопись «Рожденные бурей», ставшая первой версией романа «Как закалялась сталь». Полгода писатель посвятил этому произведению, а затем рукописный вариант потерялся при пересылке.

Произведение нужно было начинать заново, но тут Островского поджидала новая беда: писатель начал терять зрение. Это всерьез подкосило моральные силы Николая Алексеевича, прозаик даже задумывался о самоубийстве, но стальная воля победила, и Островский продолжил писать. Сначала книга создавалась вслепую, периодически Николай Алексеевич надиктовывал текст родственникам и жене, которые ухаживали за ним. А затем придумал трафарет, позволивший работать немного быстрее.

Иллюстрации к роману Николая Островского «Как закалялась сталь»

Через некоторое время рукопись была готова. Островский отправил произведение в ленинградское издательство, но ответа не дождался. Тогда Николай Алексеевич отослал работу в издательство «Молодая гвардия», откуда получил отказ по причине «нереальности персонажей».

Но и тут воля и целеустремленность писателя не позволили ему отступить. Островский добился повторного рецензирования рукописи. На этот раз произведение отправили в печать, однако до этого редакторы дописали, а кое-где и переписали исходный текст.

Так для писателя начался новый этап битвы за книгу: отстаивать приходилось буквально каждый абзац. Тем не менее, в 1932 году вышла первая часть книги «Как закалялась сталь», а спустя некоторое время отпечатали и окончание романа.

Памятник Николаю Островскому

Успех превзошел даже самые смелые ожидания Островского: в библиотеках начали появляться очереди за его произведением, люди собирались группами и вслух перечитывали любимые отрывки.

При жизни Николая Алексеевича «Как закалялась сталь» переиздавали 41 раз. Островский начал задумываться над продолжением романа, а также планировал написать произведение «Детство Павки» для детей. Новая книга, над которой начал работать писатель, получила уже знакомое название «Рожденные бурей». Черновик произведения даже обсуждался на заседании Союза писателей. К сожалению, роман так и не был окончен.

↑ Работа в последние годы

А.Н. Островский особо занялся творчеством в последние годы своей жизни, именно тогда он написал наиболее значимые драмы и комедии для своего творчеств. Все они были написаны неспроста, в основном его произведения описывают трагичные судьбы женщин, которым приходится в одиночку бороться со своими проблемами. Островский был драматургом от Бога, ему, казалось бы, удавалось писать очень легко, мысли сами приходили в его голову. Но им были написаны и такие произведения, где приходилось потрудиться.

В последних произведениях драматургом были разработаны новые приемы подачи текста и выразительности – которые и стали отличительными в его творчестве. Его стиль написания произведений очень оценил Чехов, что для Александра Николаевича выше всяких похвал. Он пытался в своем произведении показать внутреннюю борьбу героев.

Первая комедия

В сорок лет Островский Александр Николаевич, краткая биография которого содержит всего несколько страниц, был избран член-корреспондентом Академии Наук Петербурга. Это высокое звание никак не влияло на творчество драматурга, он науки не касался. Всю свою жизнь писатель посвятил русскому начиная с 1847 года Островский писал пьесы и комедии, которые пользовались неизменным успехом у столичной публики. Первая комедия «Семейная картина» была прочитана узкому кругу единомышленников и безоговорочно ими одобрена. Таким образом, биография Островского, краткая по сути, отмечает начало творчества писателя.

Факты про Островского

Будущий драматург появился на свет 31 марта 1823 года в многодетной семье. Александр был самым старшим из четырнадцати детей. К сожалению, шестеро умерли еще во младенчестве.
Мать Александра Николаевича скончалась, когда ему исполнилось восемь лет. Вскоре отец, Николай Фёдорович Островский, женился снова. На этот раз его избранницей стала баронесса Эмили Андреевна фон Тессин

Она, вопреки расхожему мнению о злых мачехах, окружила детей мужа заботой и вниманием.
В детстве Александр получил хорошее домашнее образование. После поступил в гимназию, по окончании которой вынужден был поступить на юридический факультет Московского университета

К принятию этого решения подтолкнул его отец, и как результат – полный провал экзамена по римскому праву и вынужденное заявление об уходе.
Островский не единожды вступал в спор с отцом. Между ними возник конфликт и из-за связи Александра с бедной простолюдинкой Агафьей Ивановной. Безусловно, он не мог ослушаться родителя, пренебречь требованиями общества, своего положения и жениться на ней. Всё, на что он мог в своем положении решиться – жить с ней в гражданском браке. И он прожил с ней около двадцати лет. Детей у них не было.
В 1847 году в периодическом издании «Московский городской листок» появляется первое произведение Островского – «Несостоятельный должник», которому впоследствии суждено было перерасти в нечто большее – комедию «Свои люди – сочтемся».

Так начиналась творческая биография Островского.
Вышеназванная комедия принесла Островскому как признание, так и запрет на постановку. Н. В. Гоголь, И.Гончаров, Т. Грановский высоко оценили произведение и талант начинающего драматурга, а цензура, наоборот – усмотрела в нём насмешку и оскорбление купеческого сословия.
Островский был известным полиглотом. Он владел не только обязательными для образованного человека того времени языками – французским, древнегреческим и латынью, но и свободно говорил на английском, немецком, испанском и итальянском языках. Говорил и переводил как свои собственные произведения, так и мировую классику – М. Сервантес, В.Шекспир, Н.Макиавелли, К. Гольдони.
Александр Николаевич был знатным рыболовом. Рыболовное снаряжение – неизменный атрибут для всех его путешествий. Родные и близкие друзья поддерживали его увлечение, и всегда помогал ему с поиском самых лучших рыбных мест.
Временные проявления слабости и плохого характера свойственны всем. Не был исключением и Островский. О его чрезмерном самолюбии и хвастовстве ходили легенды. Например, он не терпел критики. О его сочинениях необходимо было говорить только в превосходной степени, иначе – неизбежная ссора и тяжелая обида.

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры

Группа писателей-авторов журнала «Современник». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист о. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Творческий путь

У Островского были самые разные клички: «Колумб Замоскворечья», «новое драматическое светило». Все они связаны с творческим путём автора: именно он показал скрытые районы Москвы, купеческий быт, изображая жизнь простого люда.

Самая первая публикация состоялась в 1847 году. На свет вышли два произведения автора: пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Однако настоящий успех драматург познал, лишь выпустив в свет комедийную работу «Свои люди – сочтёмся!». Она принесла ему широкую известность и признание авторитетов. Но замысел Островского полностью воплотить не удалось: пьеса только один раз была поставлена на сцене. Из-за жалобы купцов она была запрещена в театре (драматург получил одобрение лишь в 1861 году), а сам автор потерял свою должность в суде.

Более успешным оказалось другое творение Александра Островского – «Не в свои сани не садись» (1852 год). С этого года он регулярно создавал драматические произведения, которые нередко можно было увидеть во многих крупных театрах. А с 1856 г. он входил в список постоянных сотрудников «Современника». В это десятилетие написано немало пьес: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» и другие. Такие произведения, как «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», не обличают пороки русского человека, а отражают лучшие черты его характера. Чернышевский видел в этом искусственность позиции писателя.

После длительной экспедиции от истоков Волги до Нижнего Новгорода автор снова возвращается к своей прежней манере писательства. Он вновь обличает чиновников, показывает жизнь бедного населения. На свет выходят пьесы: «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».

Во второй половине 1860-х на страницах произведений Островского появляются рассуждения об историческом прошлом нашей страны. Он создал пьесы, затрагивающие важные события для России: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева».

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

Смерть Островского

Александр Николаевич Островский умер 2 июня 1886 г. в возрасте 63 лет, в усадьбе Щелыково. На сегодняшний день это имение представляет собой музей Островского.

На его погребение русский император Александр 3 выделил из государственной казны 3000 рублей. Кроме этого он позаботился о том, чтобы вдове и детям драматурга выплачивалась пенсия.

По произведениям Островского до сих пор снимаются фильмы и телеспектакли. В советское время Эльдаром Рязановым была снята великолепная картина «Жестокий романс» по мотивам пьесы «Бесприданница».

В общей сложности, после смерти Александра Островского было экранизировано более 40 его произведений.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Творческая деятельность

  1. 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
  2. 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
  3. 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
  4. 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
  5. 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
  6. 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
  7. 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
  8. 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
  9. 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
  10. 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
  11. 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
  12. 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
  13. 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
  14. 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
  15. 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.

Творчество Островского

Первая пьеса в биографии Островского называлась «Свои люди – сочтемся!» (1850 г.). После ее прочтения Николай Гоголь и Иван Гончаров оставили о ней положительные отзывы.

Однако она понравилась далеко не всем. Когда московские чиновники увидели в пьесе самих себя, выставленных в негативном свете, они пожаловались государю.

В результате император Николай 1 уволил Александра Островского со службы и определил его под надзор полиции. Только спустя 11 лет пьесу начнут снова ставить в театрах.

Когда на престоле оказался Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) он снял надзор с драматурга, после чего тот смог свободно заниматься писательской деятельностью.

Далее Александр Островский начинает одну за другой писать пьесы, которые были положительно приняты как критиками, так и читателями. Многие из них продолжали ставиться на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 г. в биографии Островского появляется постоянная литературная занятость: он начинает сотрудничать с изданием «Современник», основанным А.С. Пушкиным.

33-детний Островский, 1856 г.

Надо сказать, что это издание пользовалось большим авторитетом, ведь там публиковались такие выдающиеся литераторы, как Тургенев, Жуковский (см. интересные факты о Жуковском), Достоевский и др.

Через 3 года Островский публикует первый в своей биографии сборник произведений в 2-х томах.

В 1865 г. им была написана пьеса «Гроза», которую литературный критик Николай Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве».

Такое сравнение Добролюбов сделал потому, что до выхода данной пьесы он называл Островского изобразителем «темного царства». Стоит заметить, что в «Грозе» присутствовало множество эпизодов из биографии Островского.

Интересен факт, что на сегодняшний день Островский входит в тройку лучших драматургов, по мнению зрителей:

  • Уильям Шекспир
  • Антон Чехов
  • Александр Островский

Если вы были хоть на одном спектакле Островского – то вы наверняка согласитесь с этим утверждением.

Колыбель талантов

С каждым годом Александр Николаевич становился все более популярным писателем, и в 1863 г. был удостоен Уваровской премии. Вскоре его приняли в состав Академии наук Петербурга.

В 1865 г. он создал Артистический кружок, который впоследствии стал колыбелью многих талантов. В его доме часто бывали Достоевский, Тургенев (см. интересные факты про Тургенева), Салтыков-Щедрин, Толстой и другие писатели.

В 1874 г. Островский образовал Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, став его председателем. На этой должности он провел ряд серьезных реформ, благодаря которым артисты улучшили свое положение и получили больше прав.

В 1881 г. Островскому удалось побывать на опере Римского-Корсакова «Снегурочка» (см. интересные факты о Римском-Корсакове). Особый восторг у него вызвало музыкальное сопровождение. Позже писатель признавался, что музыка к его «Снегурочке» была удивительно живой и эмоциональной.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий