Звездные династии: кто кому приходится родственником в нашем кино

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Никита Михалков очень активно занимается общественной деятельностью. Вот лишь некоторые из его должностей:

  • Председатель Союза кинематографистов РФ
  • Доверенное лицо президента России В.В. Путина
  • Президент Московского международного кинофестиваля
  • Президент Российского фонда культуры
  • Президент Совета Российского союза правообладателей

Кроме того, в 2012 году режиссер основал Академию кинематографического и театрального искусства для повышения мастерства деятелей театра и кино. Основной задачей Академии Никита Михалков видит создание определенной творческой атмосферы, а обучение проходит, как правило, в формате бесед и репетиций.

Фильмография: Режиссер

  • Грибоедов (2016)
  • Своя земля (2015)
  • Балет в пламени войны (2015)
  • Легкое дыхание Ивана Бунина (2014)
  • Солнечный удар (2014)
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Вспоминая Чехова (1993)
  • Урга (1991)
  • Автостоп (1990)
  • Очи черные (1987) /Oci ciornie/
  • Без свидетелей (1983)
  • Родня (1981)
  • Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979)
  • Пять вечеров (1978)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Раба любви (1975)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Спокойный день в конце войны (1970)
  • … А я уезжаю домой (1968)
  • Девочка и вещи (1967)

АКТЕР

После выхода фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» Никита Михалков стал довольно популярен. Молодого актера охотно приглашали сниматься, что впоследствии стоило ему учебы в Щукинском училище. Среди фильмов того времени – «Перекличка», «Красная палатка», «Дворянское гнездо». Однако самые известные свои роли Михалков сыграл несколько позже, когда сам уже снимал фильмы как режиссер.

Одна из таких ролей – в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада». «Я очень люблю эту картину, — признается Михалков. — Люблю по многим причинам. Одна из важнейших – это то, что мне очень нравится работать с Андроном Кончаловским как с режиссером. Он замечательно чувствует актера, и я, снимаясь у Андрона, совершенно забываю о своей режиссерской профессии, упиваясь исключительно «актерскими стихиями».

Затем были не менее интересные работы в фильмах Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс». Запомнился зрителям и князь Пожарский в «Статском советнике» и ошеломляющий, совершенно гротесковый бандит Михалыч в «Жмурках» Алексея Балабанова.

Разумеется, Никита Михалков играл и в своих фильмах, но признается, что делал это вынужденно.

«В «Механическом пианино» был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в «Утомленных солнцем» Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов «я тебя обожаю» не было в тексте сценария.

Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор», — говорит Михалков. Единственная роль, которую он с самого начала писал для себя – в дебютной картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Клан Ургантов

Актеры Нина и Андрей Ургант. Фото: ЭГ/Мелихов Анатолий

Когда-то в фильме «Белорусский вокзал» Нина Ургант спела песню Окуджавы «Здесь птицы не поют» и стала знаменитой.  Немного в другом амплуа предстал перед публикой ее сын, Андрей Ургант: он стал известным телеведущим.

Хотя, в кино Андрей Львович тоже засветился. «Окно в Париж», сериал «Воронины», «Моя безумная семья» — Ургант зарекомендовал себя отличным комедийным актером.

Телеведущий Иван Ургант. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Юмор у этой семьи в чести: сын Андрея Львовича Иван как раз этим и славен. Собственное шоу на Первом канале, а заодно неофициальное звание главного телеведущего России – чем не повод для семейной гордости? У Ивана тоже подрастают две дочери. Интересно, какая карьера уготована им?

А что скажете вы? Такая преемственность поколений – это просто продвижение «своих» или действительно все, последовавшие за родителями в театр и кино так талантливы и харизматичны?

Что такое Isofix, зачем он нужен и какие заблуждения о нем бывают.

О «Едим как дома», ужасающем впечатлении от кинематографа и киноляпах

— Подумала, что название сети быстрого питания «Едим как дома», которую вы хотели запустить вместе с Андреем Кончаловским, получилось довольно пророческим. Потому что мы ели — только не как дома, а просто дома — все лето. Во-первых, что с проектом? Во-вторых, как вам далась вынужденная изоляция?

— Пока все «заморожено» из-за пандемии. Все предприятия, которые могли бы этим заниматься, стоят. И у нас та же проблема, что и у многих других людей. 

А что касается моей изоляции, я провел ее потрясающе. Сидел в деревне, мы с братьями Пресняковыми писали пьесу «12». А еще посмотрели 150 фильмов. Во-первых, для меня это была потрясающая школа. А, во-вторых, я увидел реальную картину происходящего в кинематографе. В целом — ужасающее впечатление.

— Вы смотрели современное российское кино или какое?

— Абсолютно всякое.

Но, конечно, не все, что было сделано за всю историю кинематографа. Современные сериалы — наши, американские, современные картины — наши, американские, французские, итальянские. И вот ты смотришь кино, три-четыре картины нашего времени, и потом кислородный аппарат — Дино Ризи, Феллини, Тарковский, Маджиди, Барнетт, Панфилов, Мельвиль или никому не известная режиссер Аличе Рорвахер. Причем удивительное многообразие, допустим, того же Маджида Маджиди, снимающего копеечные по бюджету шедевры.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Будучи студентом Щукинского училища, Никита Михалков женился на своей однокурснице Анастасии Вертинской. Вскоре у пары родился сын Степан, однако через несколько лет союз распался.

Во второй раз Никита Михалков женился в 1973 году на манекенщице Общесоюзного дома моделей Татьяне Соловьевой. «Таня жила в каком-то другом измерении, от нее веяло удивительной чистотой и простотой, это не могло не подкупить. На ту пору мир, в котором обитал я, был совсем иным», — вспоминает Никита Сергеевич их встречу.

Сегодня Татьяна Михалкова возглавляет благотворительный фонд «Русский силуэт», который основала в 1997 году. У пары трое детей: Анна, Артем и Надежда.

У Никиты Михалкова уже девять внуков и он признается, что ему нравится, как их воспитывают: «Они все очень разные и удивительно самостоятельные. Самое главное, что мои дети взяли из воспитания в нашем доме, – это желание, возможность, точнее, необходимость разговаривать друг с другом, разговаривать со своими детьми, пытаться, насколько это возможно, встать на их место».
 

По материалам книг Н.С. Михалкова «Территория моей любви» и «Публичное одиночество», программ «Линия жизни» и «Белая студия» телеканала «Культура» и сайтов russia.tv, trite.ru, m24.ru, 7days.ru, kino-teatr.ru, kp.ru, mk.ru, peoples.ru

Клан Боярских

Актер Михаил Боярский. Фото: КП/Олег Золото

Этот клан еще не разросся до размеров михалковского, но упомянуть о нем хочется просто потому, что Михаил Сергеевич – главный Д’Артаньян Советского Союза. Родные Боярского ждали, что сын Сергей продолжит дело отца, но он неожиданно выбрал политику.

Актриса Елизавета Боярская. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Зато заблистала та, от кого отец никак не ожидал выхода на сцену: тихая и скромная дочь Лиза. Вначале Лиза стала актрисой театра, а после перебралась и на большой экран. «Адмиралъ», «Ирония судьбы. Продолжение», «Анна Каренина. История Вронского» — фильмы, в которых снимается Лиза Боярская, становятся хитами.

Язык мой — враг мой

Итак, родился Михалков-младший в 1922 году в Москве, его семья — старинного дворянского рода. В 1927 году Михалковы перебрались в Ставрополье. Судя по тому, что они могли себе позволить содержать нянечку-немку для Михаила, жилось им неплохо. Бонна так долго общалась с мальчиком на немецком, что он стал говорить на этом языке так же хорошо, как и на русском. По словам Михаила, это стало причиной, по которой его приняли на обучение в спецшколу пограничных войск НКВД, которую он окончил в 1940 году. Вот только почему-то служить его направили в особый отдел (контрразведка), а не в агентурную разведку, где язык бы больше пригодился. Дальше в его рассказах начинаются нестыковки — войну встретил в составе войск Киевского военного округа, ставшего Юго-Западным фронтом. А потом вдруг попал в штаб 224-й стрелковой дивизии. Но эта дивизия воевала гораздо севернее, в составе другого — Западного фронта. Может, ошибся в номере соединения? Но такие ошибки будут повторяться и дальше… Михалков вспомнил, что он ходил в разведку один (!) и однажды попал в плен. В первый период войны немцы довольно часто расстреливали командиров и комиссаров, а он ещё к тому же был чекистом. Как ему удалось сохранить жизнь? Повезло? Или переоделся в солдата? Затем, по словам Михалкова, он бежал от врага, ещё несколько раз попадал в лагеря для военнопленных, но выбирался и оттуда. В Кировоградской области его расстреливали вместе с евреями, но он остался жив и даже не был ранен. В Днепропетровске его укрывала семья, с фамилией очень похожей на еврейскую. Здесь, со слов Михаила, он по поддельным документам устроился переводчиком на биржу труда, собирал сведения о немцах, передавал их местным подпольщикам и снабжал их чистыми регистрационными бланками. Вызывает лёгкое недоумение) как ему быстро удалось внедриться к врагу и наладить работу с подпольем? Он не приводит никаких подробностей, из-за чего все происходившее кажется очень странным. Почему ему поверили немцы? Отчего ему доверились местные подпольщики — чужому пришлому человеку? Да и какую ценную информацию для советского командования он мог найти на бирже труда? Непонятно…

БИОГРАФИЯ

Никита Михалков родился в известной творческой семье. Его отец — Сергей Владимирович Михалков, прославленный детский писатель. Мама Наталья Петровна Кончаловская писала стихи и занималась переводами. Петр Кончаловский, дед Никиты Сергеевича, был художником. Кроме того, прадедом режиссеру приходится великий русский живописец Василий Иванович Суриков.

Дом всегда был полон гостей, в том числе писателей, художников, музыкантов. «Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать. Я не понимал, что в этом особенного? Ведь в застольных воспоминаниях у нас такие имена витали, что мало не покажется: Сережа Рахманинов, Паша Васильев… Велимир Хлебников, по рассказам мамы, спал у нас на рояле, а Маяковского бабушка спустила с лестницы, сказав, что отказывает ему в доме. И все это казалось естественным», — вспоминает режиссер в автобиографической книге «Территория моей любви».

Помимо общеобразовательной, Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе, но занимался, по собственному признанию, из-под палки. Уроки музыки он ненавидел и однажды получил кол по сольфеджио

В отличие от старшего брата Андрея, который делал успехи и даже планировал стать пианистом, Никита «довольствовался тем, что понял, насколько это важно и пошел заниматься другим делом»

«Другое» дело, а именно актерское, привлекало Михалкова с самых ранних лет. Он часто показывал скетчи, импровизировал и в конце концов оказался в театральной студии, а оттуда, еще школьником, попал на сцену Театра Станиславского. В 14 лет Михалков впервые снялся в кино – в эпизоде фильма Василия Ордынского «Тучи над Борском», а в 18 сыграл одну из главных ролей в картине «Я шагаю по Москве». В том же году он поступил в Театральное училище им. Б. Щукина.

Во время учебы Никита Михалков продолжал сниматься, что студентам «Щуки» было строжайше запрещено. В итоге с четвертого курса молодой актер был отчислен. Но уже тогда Михалков понимал, что ему гораздо интереснее заниматься режиссурой, поэтому вместо того, чтобы попробовать восстановиться, поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма. Интересно, что восемью годами ранее у того же преподавателя учился его брат Андрей Кончаловский, который ради профессии режиссера оставил учебу в консерватории.

В 1971 году Никита Михалков окончил институт. Его дипломной работой стала картина «Спокойный день в конце войны», в которой снялись Сергей Никоненко и Наталья Аринбасарова. Сценарий был написан совместно с Рустамом Ибрагимбековым, а музыку сочинил Эдуард Артемьев. Всего за три месяца и на небольшие деньги Михалков умудрился снять настоящий полнометражный фильм, но такая дерзость худсовет возмутила. Пришлось перекраивать готовую работу в короткометражку на положенные тридцать пять минут.

После окончания ВГИКа режиссер уходит в армию, причем неожиданно для всех едет служить на Камчатку, в атомный подводный флот. А вернувшись, в 1974 году выпускает свою первую большую картину «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Клан Ефремовых

Актер Олег Ефремов. Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Не было человека в Советском Союзе, который бы не знал гениального актера Олега Ефремова. Ни одна его роль никого не оставляла равнодушным. «Три тополя на Плющихе», Берегись автомобиля», «Батальоны просят огня» — все фильмы с участием Ефремова нет смысла перечислять.

Нехорошо заговорили об артисте только тогда, когда его сын Михаил поступил в школу-студию МХАТ, руководителем которой в тот момент был Олег Николаевич. Как у нас любят, говорили о кумовстве и «мохнатой лапе», о блате и семейственности. Ефремова-старшего даже пропесочили на партсобрании.

Актер Михаил Ефремов. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Но Михаил сумел доказать, что не зря просиживал штаны в аудитории – стал известным и уважаемым за талант актером. Его особая харизма впоследствии спасала не один проект средненькой руки.

У Михаила Ефремова подрос сын Никита, который уже дебютировал в кино. Снова недоброжелатели шепчутся за спиной. Отец не реагирует: в конце концов, в него тоже мало кто сначала верил.

Фильмография: Актер

  • После школы (2012), сериал
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Мне не больно (2006)
  • Тупой жирный заяц (2006)
  • Персона нон грата (2005)
  • Статский советник (2005)
  • Жмурки (2005)
  • Тихий Дон (2004)
  • Вера, надежда, кровь (2000)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Ревизор (1996)
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Прекрасная незнакомка (1992)
  • Униженные и оскорбленные (1990)
  • Под северным сиянием (1990)
  • Жестокий романс (1984)
  • Вокзал для двоих (1982)
  • Инспектор ГАИ (1982)
  • Полеты во сне и наяву (1982)
  • Портрет жены художника (1981)
  • Родня (1981)
  • Два голоса (1981)
  • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1979)
  • Сибириада (1978)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Раба любви (1975)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Станционный смотритель (1972)
  • Спорт, спорт, спорт (1970)
  • Дворянское гнездо (1969)
  • Красная палатка (1969)
  • Песнь о Маншук (1969)
  • Звезды и солдаты (1967)
  • Не самый удачный день (1966)
  • Перекличка (1966)
  • Год, как жизнь (1965)
  • Я шагаю по Москве (1964)
  • Приключения Кроша (1961)
  • Тучи над Борском (1960)
  • Солнце светит всем (1959)

КНИГИ

В 2014 году вышла книга Никиты Михалкова «Публичное одиночество». В ней собраны высказывания режиссера на самые разные темы за 40 лет. «Это не воспоминания, написанные годы спустя, которых так много сегодня и в которых любые прошлые события и лица могут быть освещены и представлены в «нужном свете». Это документированная хроника того, что было мною сказано ранее, и того, что я говорю сейчас», — пишет Михалков в предисловии и отмечает, что не отказывается ни от одного слова, сказанного за эти годы.

Год спустя режиссер представил автобиографию под названием «Территория моей любви». А в 2016 году вышла новая книга Никиты Михалкова «Бесогон. Россия между прошлым и будущим», написанная по мотивам его авторской программы «Бесогон TV».

О критике, неправоте и условиях, при которых удалится от дел

— А бывали в жизни случаи, когда понимали, что вы неправы? За которые вам стыдно.

— Да, бывали. Причем иногда это происходило довольно быстро. Иногда это приходило в процессе, но ты не мог остановиться. Или не хотел. Но, как правило, это носит какой-то ключевой характер в отношениях. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

— Про вас много говорят, и взгляды на вас, на ваше творчество бывают диаметрально противоположные. Как считаете, вы хороший человек?

— Я бы не смог ответить на этот вопрос. Иногда кажется, что поступаешь правильно, оправдываешь то, что делаешь. И, наверно, есть люди, которые могли бы тебя оправдать. Но совсем где-то глубоко твоя неправота начинает проступать, в конце концов на это можно закрыть глаза, а можно попытаться исправить.

— Ну и вы как, закрываете глаза или исправляете? 

— Бывало по-разному. 

— То есть вы и хороший человек, но и плохой?

— Наверное, как и любой человек. Что такое «плохой»? Наверное, для людей, которым помогаю, даже не видя их в глаза никогда в жизни, я хороший человек. Есть люди, которым помогаю, и помогаю настолько, что люди имеют возможность подумать: «Ничего себе, сколько же он украл, чтобы столько незнакомому человеку отдать?» Это же тоже зависит от того, какой стакан — полупустой или полуполный. Но по большому счету меня не волнует, что про меня думают люди, которые меня не знают. Мне было бы больно, если бы плохим человеком меня посчитали люди, которых я люблю, которым я верю, которых я уважаю. Наверно, я искал бы тогда причину, почему они это делают. Люди, которые обо мне делают выводы по тому, что про меня пишут… 90% того, что про меня пишут и писали начиная с моих 27 лет, после захлебываний по поводу молодого таланта, — в принципе, неправда. Просто неправда.

— Никита Сергеевич, у вас есть какая-то планка, которую вы для себя наметили чисто умозрительно, после которой вы скажете: «Все, уеду в глушь, буду выращивать тюльпаны и гори все огнем, все эти «Бесогоны», эти «Револьверы»… Все хорошо, но хочется просто природы и тишины».

— Нет. Я все-таки общественное животное. Я и так это делаю, уезжаю на природу. Другое дело, что это не являет собою Рубикон: вот сейчас я уеду, и все.

— Как Пугачева. Она сказала: «Я больше не выступаю, до свидания».  

— И продолжила петь. Причем еще как. Еще и кино про себя сняла.

— Но в другом ритме. У нее дети, вот это все. Немножко другая история.

— Понимаете, есть люди, которые строят дом, чтобы в нем жить, а есть люди, которые строят дом, чтобы его показывать. И, как сказал Грибоедов, есть жизнь внутренняя, которая намного интереснее, чем жизнь внешняя. Да, была эта жажда публичности… Помните, у Пушкина: «Желал ли славы я?» Да, да, конечно, желал. Но приходит какой-то момент, и ты понимаешь, что нет, не пресытился. Просто тебе было это нужно 30 лет назад. Как я мечтал в детстве о том, что стал Героем Советского Союза, приехал на коне со звездой, в папахе и в бурке в школу к учительнице математики. Чтобы показать: «Ты меня мучила своей математикой, вот, смотри на меня!» Вот такие детские желания, конечно, были. А сейчас как-то все иначе.

Клан Михалковых

Кинорежиссер Андрей Кончаловский. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Династией и язык не поворачивается назвать это монументальнейшее из образований в мире советского и российского кино. Хотя, почему только российского?  В семейной копилке клана несколько несыгравших номинаций на Оскар и одна честно выигранная статуэтка.

Золотые львы Каннского кинофестиваля, множество наград разных стран за вклад в мировой искусство и кинематограф в частности. Международное признание заслуг Михалковых выводит клан на мировой уровень, даже если в родной стране семейства кто-то и говорит о кумовстве и нечистоплотности в продвижении своих.

Впервые упоминание семьи Михалковых в искусстве уходит корнями к известному художнику Василию Сурикову. Еще один художник – Петр Кончаловский. Творил он около 60 лет. За это время создал не менее двух тысяч полотен.

Петр Кончаловский чудом ушел от послевоенных репрессий: было известно, что его младший брат занимался антисоветской агитацией в оккупированных немцами областях.

Зятем Петра Петровича был знаменитый певец советского строя Сергей Михалков – автор гимна СССР, детских книжек и родитель двух сыновей, Никиты и Андрея.

Кинорежиссер Никита Михалков. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Ну, а дальше все про всех известно. Андрон Кончаловский и Никита Михалков стали известнейшими кинорежиссерами.  Если старший сын Никиты Сергеевича и не пошел по стопам отца, а стал ресторатором, то младшие, Артем, Анна и Надежда, давно зарекомендовали себя как актеры.

Андрей (Андрон) Сергеевич Кончаловский не менее успешный, хоть и не такой кассовый режиссер как его брат. Его жена Юлия Высоцкая совмещает в себе таланты телеведущей и одного из самых известных кулинаров страны.

Сын Андрея Егор тоже стал режиссером, а женат он был на известной актрисе Любови Толкалиной. Правда, в 2017 году пара рассталась после 20 лет совместной жизни. Тогда же у Егора родился сын Тимур. Кем вырастет он? Возможно, тоже станет режиссером и продюсером, как его прославленные предки.

В застенках НКВД

Поначалу Михаила чуть не расстреляли, потому что, кроме наличия эсэсовской формы, он… не сразу заговорил по-русски. То ли привык на новой службе шпрехать, то ли от волнения русские слова вылетели из головы. Но когда он рассказал об укреплениях и познанском гарнизоне, отношение чуть изменилось. Стали разбираться, из Москвы пришли сведения о его чекистском прошлом, о брате, ставшем автором гимна СССР. В общем, Михаила самолётом доставили в Москву на Лубянку. Здесь он работал «подсадным» — его подсаживали в камеры к коллаборационистам, и он выуживал у них нужную информацию. Несмотря на сотрудничество, его впоследствии посадили на четыре года в Лефортовскую тюрьму. В это время сведения о заточении брата дошли до Сергея Михалкова, и тот стал ходатайствовать за Михаила. Берия не соглашался и даже услал того подальше на Дальний Восток, добавив к тюремному сроку ещё пять лет лагерей и ссылки. В Москву Михалков-младший вернулся только в 1953 году, после смерти Сталина. А дальше — реабилитация, литературная деятельность по протекции брата и даже преподавательская работа в силовых структурах. Где в этих рассказах правда, а где — нет, сказать трудно. По факту получается, что большую часть военного времени Михаил Михалков прослужил у фашистов на непыльной должности хиви. Так называли добровольных помощников немцев из числа военнопленных. Служил им, пока Красная армия терпела поражения. А когда окончательно стало ясно, кто победит, явился к своим, попытался выдать себя за залегендированного разведчика. На Лубянке ему не поверили, но и расстреливать не спешили. А тут Сергей Михалков, осознав, что брат со своими военными приключениями может основательно подпортить его заслуженное реноме, включился в спасение родственника по полной программе. Помните, как у Грибоедова — «Как не порадеть родному человечку»? А дальше по накатанной — после 1953 года Михалков-младший стал «жертвой сталинских репрессий», тогда это было в тренде. На жизнь зарабатывал писательством, преподавал. Ну и к концу жизни отважился «раскрыть» себя, рассказав о своей разведывательной деятельности. Однако, думается, не будь у него такого заслуженного брата, вставшего за него горой, не было бы у неоднозначной истории жизни Михаила Михалкова столь удачного эпилога.

Метки: Загадки истории, СССР, война, Великая отечественная война, армия, РККА, брат, предательство, вермахт, Михалков, СС, дезертирство

О семье Алексея Баталова, Грефе и «Шоколадном револьвере»

— Помню прекрасно, как вы помогали Алексею Баталову, который в последние годы тяжело болел. Сейчас возбуждено уголовное дело, на имущество семьи Баталова — жены Гитаны и дочки Маши — посягают какие-то люди. Вы участвуете в этой истории, помогаете как председатель Союза кинематографистов?

 — Если говорить как председатель — надо создавать механизм, который просто будет защищать людей, попавших в такую ситуацию. Вдов, детей тех, кто уходит, родственников звезд нашей культуры, науки и так далее.

 — При какой организации это надо создавать?

 — Может быть, при Думе, может быть, при Совете Федерации, может быть, при Фонде культуры — не знаю. Но их необходимо защищать. История с семьей Баталова — мало кто представляет катастрофичность ситуации. Гитана. Вдова Баталова. Бывшая артистка цирка. Ей 85 лет. Всю жизнь, выйдя замуж за Алексея Владимировича, она была за его спиной. Она так и осталась той самой наивной прекрасной цыганской актрисой, которая безоглядно бросила все — карьеру, цирк — все, что любила, и пошла за ним. У них родилась девочка. Не очень здоровая, но очень талантливый человек. И я думаю, сейчас надо сделать все, чтобы эта квартира в какой-то момент автоматически стала квартирой-музеем Баталова. И при желании семьи зафиксировать это законодательно. 

— Если продолжать тему конфликтов. В ТАСС выходило интервью Грефа, где в продолжение вашего публичного диалога после «Бесогона» он сказал, что с вашей стороны были обращения к его организации. У вас не было мысли просто с ним встретиться, поговорить и все прояснить?

— Напомните, в интервью он что говорил? 

— В частности, говорил, что вы хорошо знакомы, «в том числе по разным, скажем так, пикантным ситуациям». И что вы не раз обращались в Сбербанк за помощью — «и письменно, и устно».

— Но это же ложь! Я же сказал в «Бесогоне»: «Друзья дорогие, покажите мне, покажите конкретно — когда, где и зачем я к вам обращался. Только документ покажите, а не бла-бла». И что? Да ничего. Но мало того, что это ложь. Это еще должностное преступление. Когда руководитель банка раскрывает отношения с клиентом.

— То есть отношения были?

— Я же сказал, их не было. Это ложь. Но если бы они были, эти отношения, как утверждает господин Греф, — то это должностное преступление.

КИНОПРЕМИИ

ОСКАР

Победитель в категории:

Лучший иностранный фильм — 1996 — Утомленные солнцем

Номинирован в категории:

Лучший иностранный фильм — 1993 — Урга: территория любви

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Премия жюри — 1994 — Утомленные солнцем
  • Приз экуменического жюри — 1994 — Утомленные солнцем

Номинирован в категориях:

Золотая пальмовая ветвь — 1987 — Очи черные

Победитель в категориях:

Лучшая режиссерская работа — 1992 — Урга: территория любви

КИНОТАВР

Победитель в категориях:

  • Главная премия по итогам рейтинга — 1992 — Урга: территория любви
  • Приз президентского совета — 1992 — Урга: территория любви

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Золотой лев — 1991 — Урга: территория любви
  • Золотой лев — 2007 — 12
  • Специальный лев за вклад в киноискусство — 2007

Победитель в категориях:

Лучший фильм — 1993 — Урга: территория любви

Победитель в категориях:

Приз ФИПРЕССИ — 1983 — Без свидетелей

Номинирован в категориях:

  • Лучший иностранный фильм
  • 1996 — Утомленные солнцем
  • 1989 — Очи черные
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Звездные династии: кто кому приходится родственником в нашем кино

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Никита Михалков очень активно занимается общественной деятельностью. Вот лишь некоторые из его должностей:

  • Председатель Союза кинематографистов РФ
  • Доверенное лицо президента России В.В. Путина
  • Президент Московского международного кинофестиваля
  • Президент Российского фонда культуры
  • Президент Совета Российского союза правообладателей

Кроме того, в 2012 году режиссер основал Академию кинематографического и театрального искусства для повышения мастерства деятелей театра и кино. Основной задачей Академии Никита Михалков видит создание определенной творческой атмосферы, а обучение проходит, как правило, в формате бесед и репетиций.

Фильмография: Режиссер

  • Грибоедов (2016)
  • Своя земля (2015)
  • Балет в пламени войны (2015)
  • Легкое дыхание Ивана Бунина (2014)
  • Солнечный удар (2014)
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Вспоминая Чехова (1993)
  • Урга (1991)
  • Автостоп (1990)
  • Очи черные (1987) /Oci ciornie/
  • Без свидетелей (1983)
  • Родня (1981)
  • Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979)
  • Пять вечеров (1978)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Раба любви (1975)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Спокойный день в конце войны (1970)
  • … А я уезжаю домой (1968)
  • Девочка и вещи (1967)

АКТЕР

После выхода фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» Никита Михалков стал довольно популярен. Молодого актера охотно приглашали сниматься, что впоследствии стоило ему учебы в Щукинском училище. Среди фильмов того времени – «Перекличка», «Красная палатка», «Дворянское гнездо». Однако самые известные свои роли Михалков сыграл несколько позже, когда сам уже снимал фильмы как режиссер.

Одна из таких ролей – в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада». «Я очень люблю эту картину, — признается Михалков. — Люблю по многим причинам. Одна из важнейших – это то, что мне очень нравится работать с Андроном Кончаловским как с режиссером. Он замечательно чувствует актера, и я, снимаясь у Андрона, совершенно забываю о своей режиссерской профессии, упиваясь исключительно «актерскими стихиями».

Затем были не менее интересные работы в фильмах Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс». Запомнился зрителям и князь Пожарский в «Статском советнике» и ошеломляющий, совершенно гротесковый бандит Михалыч в «Жмурках» Алексея Балабанова.

Разумеется, Никита Михалков играл и в своих фильмах, но признается, что делал это вынужденно.

«В «Механическом пианино» был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в «Утомленных солнцем» Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов «я тебя обожаю» не было в тексте сценария.

Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор», — говорит Михалков. Единственная роль, которую он с самого начала писал для себя – в дебютной картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Клан Ургантов

Актеры Нина и Андрей Ургант. Фото: ЭГ/Мелихов Анатолий

Когда-то в фильме «Белорусский вокзал» Нина Ургант спела песню Окуджавы «Здесь птицы не поют» и стала знаменитой.  Немного в другом амплуа предстал перед публикой ее сын, Андрей Ургант: он стал известным телеведущим.

Хотя, в кино Андрей Львович тоже засветился. «Окно в Париж», сериал «Воронины», «Моя безумная семья» — Ургант зарекомендовал себя отличным комедийным актером.

Телеведущий Иван Ургант. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Юмор у этой семьи в чести: сын Андрея Львовича Иван как раз этим и славен. Собственное шоу на Первом канале, а заодно неофициальное звание главного телеведущего России – чем не повод для семейной гордости? У Ивана тоже подрастают две дочери. Интересно, какая карьера уготована им?

А что скажете вы? Такая преемственность поколений – это просто продвижение «своих» или действительно все, последовавшие за родителями в театр и кино так талантливы и харизматичны?

Что такое Isofix, зачем он нужен и какие заблуждения о нем бывают.

О «Едим как дома», ужасающем впечатлении от кинематографа и киноляпах

— Подумала, что название сети быстрого питания «Едим как дома», которую вы хотели запустить вместе с Андреем Кончаловским, получилось довольно пророческим. Потому что мы ели — только не как дома, а просто дома — все лето. Во-первых, что с проектом? Во-вторых, как вам далась вынужденная изоляция?

— Пока все «заморожено» из-за пандемии. Все предприятия, которые могли бы этим заниматься, стоят. И у нас та же проблема, что и у многих других людей. 

А что касается моей изоляции, я провел ее потрясающе. Сидел в деревне, мы с братьями Пресняковыми писали пьесу «12». А еще посмотрели 150 фильмов. Во-первых, для меня это была потрясающая школа. А, во-вторых, я увидел реальную картину происходящего в кинематографе. В целом — ужасающее впечатление.

— Вы смотрели современное российское кино или какое?

— Абсолютно всякое.

Но, конечно, не все, что было сделано за всю историю кинематографа. Современные сериалы — наши, американские, современные картины — наши, американские, французские, итальянские. И вот ты смотришь кино, три-четыре картины нашего времени, и потом кислородный аппарат — Дино Ризи, Феллини, Тарковский, Маджиди, Барнетт, Панфилов, Мельвиль или никому не известная режиссер Аличе Рорвахер. Причем удивительное многообразие, допустим, того же Маджида Маджиди, снимающего копеечные по бюджету шедевры.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Будучи студентом Щукинского училища, Никита Михалков женился на своей однокурснице Анастасии Вертинской. Вскоре у пары родился сын Степан, однако через несколько лет союз распался.

Во второй раз Никита Михалков женился в 1973 году на манекенщице Общесоюзного дома моделей Татьяне Соловьевой. «Таня жила в каком-то другом измерении, от нее веяло удивительной чистотой и простотой, это не могло не подкупить. На ту пору мир, в котором обитал я, был совсем иным», — вспоминает Никита Сергеевич их встречу.

Сегодня Татьяна Михалкова возглавляет благотворительный фонд «Русский силуэт», который основала в 1997 году. У пары трое детей: Анна, Артем и Надежда.

У Никиты Михалкова уже девять внуков и он признается, что ему нравится, как их воспитывают: «Они все очень разные и удивительно самостоятельные. Самое главное, что мои дети взяли из воспитания в нашем доме, – это желание, возможность, точнее, необходимость разговаривать друг с другом, разговаривать со своими детьми, пытаться, насколько это возможно, встать на их место».
 

По материалам книг Н.С. Михалкова «Территория моей любви» и «Публичное одиночество», программ «Линия жизни» и «Белая студия» телеканала «Культура» и сайтов russia.tv, trite.ru, m24.ru, 7days.ru, kino-teatr.ru, kp.ru, mk.ru, peoples.ru

Клан Боярских

Актер Михаил Боярский. Фото: КП/Олег Золото

Этот клан еще не разросся до размеров михалковского, но упомянуть о нем хочется просто потому, что Михаил Сергеевич – главный Д’Артаньян Советского Союза. Родные Боярского ждали, что сын Сергей продолжит дело отца, но он неожиданно выбрал политику.

Актриса Елизавета Боярская. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Зато заблистала та, от кого отец никак не ожидал выхода на сцену: тихая и скромная дочь Лиза. Вначале Лиза стала актрисой театра, а после перебралась и на большой экран. «Адмиралъ», «Ирония судьбы. Продолжение», «Анна Каренина. История Вронского» — фильмы, в которых снимается Лиза Боярская, становятся хитами.

Язык мой — враг мой

Итак, родился Михалков-младший в 1922 году в Москве, его семья — старинного дворянского рода. В 1927 году Михалковы перебрались в Ставрополье. Судя по тому, что они могли себе позволить содержать нянечку-немку для Михаила, жилось им неплохо. Бонна так долго общалась с мальчиком на немецком, что он стал говорить на этом языке так же хорошо, как и на русском. По словам Михаила, это стало причиной, по которой его приняли на обучение в спецшколу пограничных войск НКВД, которую он окончил в 1940 году. Вот только почему-то служить его направили в особый отдел (контрразведка), а не в агентурную разведку, где язык бы больше пригодился. Дальше в его рассказах начинаются нестыковки — войну встретил в составе войск Киевского военного округа, ставшего Юго-Западным фронтом. А потом вдруг попал в штаб 224-й стрелковой дивизии. Но эта дивизия воевала гораздо севернее, в составе другого — Западного фронта. Может, ошибся в номере соединения? Но такие ошибки будут повторяться и дальше… Михалков вспомнил, что он ходил в разведку один (!) и однажды попал в плен. В первый период войны немцы довольно часто расстреливали командиров и комиссаров, а он ещё к тому же был чекистом. Как ему удалось сохранить жизнь? Повезло? Или переоделся в солдата? Затем, по словам Михалкова, он бежал от врага, ещё несколько раз попадал в лагеря для военнопленных, но выбирался и оттуда. В Кировоградской области его расстреливали вместе с евреями, но он остался жив и даже не был ранен. В Днепропетровске его укрывала семья, с фамилией очень похожей на еврейскую. Здесь, со слов Михаила, он по поддельным документам устроился переводчиком на биржу труда, собирал сведения о немцах, передавал их местным подпольщикам и снабжал их чистыми регистрационными бланками. Вызывает лёгкое недоумение) как ему быстро удалось внедриться к врагу и наладить работу с подпольем? Он не приводит никаких подробностей, из-за чего все происходившее кажется очень странным. Почему ему поверили немцы? Отчего ему доверились местные подпольщики — чужому пришлому человеку? Да и какую ценную информацию для советского командования он мог найти на бирже труда? Непонятно…

БИОГРАФИЯ

Никита Михалков родился в известной творческой семье. Его отец — Сергей Владимирович Михалков, прославленный детский писатель. Мама Наталья Петровна Кончаловская писала стихи и занималась переводами. Петр Кончаловский, дед Никиты Сергеевича, был художником. Кроме того, прадедом режиссеру приходится великий русский живописец Василий Иванович Суриков.

Дом всегда был полон гостей, в том числе писателей, художников, музыкантов. «Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать. Я не понимал, что в этом особенного? Ведь в застольных воспоминаниях у нас такие имена витали, что мало не покажется: Сережа Рахманинов, Паша Васильев… Велимир Хлебников, по рассказам мамы, спал у нас на рояле, а Маяковского бабушка спустила с лестницы, сказав, что отказывает ему в доме. И все это казалось естественным», — вспоминает режиссер в автобиографической книге «Территория моей любви».

Помимо общеобразовательной, Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе, но занимался, по собственному признанию, из-под палки. Уроки музыки он ненавидел и однажды получил кол по сольфеджио

В отличие от старшего брата Андрея, который делал успехи и даже планировал стать пианистом, Никита «довольствовался тем, что понял, насколько это важно и пошел заниматься другим делом»

«Другое» дело, а именно актерское, привлекало Михалкова с самых ранних лет. Он часто показывал скетчи, импровизировал и в конце концов оказался в театральной студии, а оттуда, еще школьником, попал на сцену Театра Станиславского. В 14 лет Михалков впервые снялся в кино – в эпизоде фильма Василия Ордынского «Тучи над Борском», а в 18 сыграл одну из главных ролей в картине «Я шагаю по Москве». В том же году он поступил в Театральное училище им. Б. Щукина.

Во время учебы Никита Михалков продолжал сниматься, что студентам «Щуки» было строжайше запрещено. В итоге с четвертого курса молодой актер был отчислен. Но уже тогда Михалков понимал, что ему гораздо интереснее заниматься режиссурой, поэтому вместо того, чтобы попробовать восстановиться, поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма. Интересно, что восемью годами ранее у того же преподавателя учился его брат Андрей Кончаловский, который ради профессии режиссера оставил учебу в консерватории.

В 1971 году Никита Михалков окончил институт. Его дипломной работой стала картина «Спокойный день в конце войны», в которой снялись Сергей Никоненко и Наталья Аринбасарова. Сценарий был написан совместно с Рустамом Ибрагимбековым, а музыку сочинил Эдуард Артемьев. Всего за три месяца и на небольшие деньги Михалков умудрился снять настоящий полнометражный фильм, но такая дерзость худсовет возмутила. Пришлось перекраивать готовую работу в короткометражку на положенные тридцать пять минут.

После окончания ВГИКа режиссер уходит в армию, причем неожиданно для всех едет служить на Камчатку, в атомный подводный флот. А вернувшись, в 1974 году выпускает свою первую большую картину «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Клан Ефремовых

Актер Олег Ефремов. Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Не было человека в Советском Союзе, который бы не знал гениального актера Олега Ефремова. Ни одна его роль никого не оставляла равнодушным. «Три тополя на Плющихе», Берегись автомобиля», «Батальоны просят огня» — все фильмы с участием Ефремова нет смысла перечислять.

Нехорошо заговорили об артисте только тогда, когда его сын Михаил поступил в школу-студию МХАТ, руководителем которой в тот момент был Олег Николаевич. Как у нас любят, говорили о кумовстве и «мохнатой лапе», о блате и семейственности. Ефремова-старшего даже пропесочили на партсобрании.

Актер Михаил Ефремов. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Но Михаил сумел доказать, что не зря просиживал штаны в аудитории – стал известным и уважаемым за талант актером. Его особая харизма впоследствии спасала не один проект средненькой руки.

У Михаила Ефремова подрос сын Никита, который уже дебютировал в кино. Снова недоброжелатели шепчутся за спиной. Отец не реагирует: в конце концов, в него тоже мало кто сначала верил.

Фильмография: Актер

  • После школы (2012), сериал
  • Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • 12 (2007)
  • Мне не больно (2006)
  • Тупой жирный заяц (2006)
  • Персона нон грата (2005)
  • Статский советник (2005)
  • Жмурки (2005)
  • Тихий Дон (2004)
  • Вера, надежда, кровь (2000)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Ревизор (1996)
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Анна. От 6 до 18 (1993)
  • Прекрасная незнакомка (1992)
  • Униженные и оскорбленные (1990)
  • Под северным сиянием (1990)
  • Жестокий романс (1984)
  • Вокзал для двоих (1982)
  • Инспектор ГАИ (1982)
  • Полеты во сне и наяву (1982)
  • Портрет жены художника (1981)
  • Родня (1981)
  • Два голоса (1981)
  • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1979)
  • Сибириада (1978)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Раба любви (1975)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Станционный смотритель (1972)
  • Спорт, спорт, спорт (1970)
  • Дворянское гнездо (1969)
  • Красная палатка (1969)
  • Песнь о Маншук (1969)
  • Звезды и солдаты (1967)
  • Не самый удачный день (1966)
  • Перекличка (1966)
  • Год, как жизнь (1965)
  • Я шагаю по Москве (1964)
  • Приключения Кроша (1961)
  • Тучи над Борском (1960)
  • Солнце светит всем (1959)

КНИГИ

В 2014 году вышла книга Никиты Михалкова «Публичное одиночество». В ней собраны высказывания режиссера на самые разные темы за 40 лет. «Это не воспоминания, написанные годы спустя, которых так много сегодня и в которых любые прошлые события и лица могут быть освещены и представлены в «нужном свете». Это документированная хроника того, что было мною сказано ранее, и того, что я говорю сейчас», — пишет Михалков в предисловии и отмечает, что не отказывается ни от одного слова, сказанного за эти годы.

Год спустя режиссер представил автобиографию под названием «Территория моей любви». А в 2016 году вышла новая книга Никиты Михалкова «Бесогон. Россия между прошлым и будущим», написанная по мотивам его авторской программы «Бесогон TV».

О критике, неправоте и условиях, при которых удалится от дел

— А бывали в жизни случаи, когда понимали, что вы неправы? За которые вам стыдно.

— Да, бывали. Причем иногда это происходило довольно быстро. Иногда это приходило в процессе, но ты не мог остановиться. Или не хотел. Но, как правило, это носит какой-то ключевой характер в отношениях. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

— Про вас много говорят, и взгляды на вас, на ваше творчество бывают диаметрально противоположные. Как считаете, вы хороший человек?

— Я бы не смог ответить на этот вопрос. Иногда кажется, что поступаешь правильно, оправдываешь то, что делаешь. И, наверно, есть люди, которые могли бы тебя оправдать. Но совсем где-то глубоко твоя неправота начинает проступать, в конце концов на это можно закрыть глаза, а можно попытаться исправить.

— Ну и вы как, закрываете глаза или исправляете? 

— Бывало по-разному. 

— То есть вы и хороший человек, но и плохой?

— Наверное, как и любой человек. Что такое «плохой»? Наверное, для людей, которым помогаю, даже не видя их в глаза никогда в жизни, я хороший человек. Есть люди, которым помогаю, и помогаю настолько, что люди имеют возможность подумать: «Ничего себе, сколько же он украл, чтобы столько незнакомому человеку отдать?» Это же тоже зависит от того, какой стакан — полупустой или полуполный. Но по большому счету меня не волнует, что про меня думают люди, которые меня не знают. Мне было бы больно, если бы плохим человеком меня посчитали люди, которых я люблю, которым я верю, которых я уважаю. Наверно, я искал бы тогда причину, почему они это делают. Люди, которые обо мне делают выводы по тому, что про меня пишут… 90% того, что про меня пишут и писали начиная с моих 27 лет, после захлебываний по поводу молодого таланта, — в принципе, неправда. Просто неправда.

— Никита Сергеевич, у вас есть какая-то планка, которую вы для себя наметили чисто умозрительно, после которой вы скажете: «Все, уеду в глушь, буду выращивать тюльпаны и гори все огнем, все эти «Бесогоны», эти «Револьверы»… Все хорошо, но хочется просто природы и тишины».

— Нет. Я все-таки общественное животное. Я и так это делаю, уезжаю на природу. Другое дело, что это не являет собою Рубикон: вот сейчас я уеду, и все.

— Как Пугачева. Она сказала: «Я больше не выступаю, до свидания».  

— И продолжила петь. Причем еще как. Еще и кино про себя сняла.

— Но в другом ритме. У нее дети, вот это все. Немножко другая история.

— Понимаете, есть люди, которые строят дом, чтобы в нем жить, а есть люди, которые строят дом, чтобы его показывать. И, как сказал Грибоедов, есть жизнь внутренняя, которая намного интереснее, чем жизнь внешняя. Да, была эта жажда публичности… Помните, у Пушкина: «Желал ли славы я?» Да, да, конечно, желал. Но приходит какой-то момент, и ты понимаешь, что нет, не пресытился. Просто тебе было это нужно 30 лет назад. Как я мечтал в детстве о том, что стал Героем Советского Союза, приехал на коне со звездой, в папахе и в бурке в школу к учительнице математики. Чтобы показать: «Ты меня мучила своей математикой, вот, смотри на меня!» Вот такие детские желания, конечно, были. А сейчас как-то все иначе.

Клан Михалковых

Кинорежиссер Андрей Кончаловский. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Династией и язык не поворачивается назвать это монументальнейшее из образований в мире советского и российского кино. Хотя, почему только российского?  В семейной копилке клана несколько несыгравших номинаций на Оскар и одна честно выигранная статуэтка.

Золотые львы Каннского кинофестиваля, множество наград разных стран за вклад в мировой искусство и кинематограф в частности. Международное признание заслуг Михалковых выводит клан на мировой уровень, даже если в родной стране семейства кто-то и говорит о кумовстве и нечистоплотности в продвижении своих.

Впервые упоминание семьи Михалковых в искусстве уходит корнями к известному художнику Василию Сурикову. Еще один художник – Петр Кончаловский. Творил он около 60 лет. За это время создал не менее двух тысяч полотен.

Петр Кончаловский чудом ушел от послевоенных репрессий: было известно, что его младший брат занимался антисоветской агитацией в оккупированных немцами областях.

Зятем Петра Петровича был знаменитый певец советского строя Сергей Михалков – автор гимна СССР, детских книжек и родитель двух сыновей, Никиты и Андрея.

Кинорежиссер Никита Михалков. Фото: ЭГ/Кудрявов Борис

Ну, а дальше все про всех известно. Андрон Кончаловский и Никита Михалков стали известнейшими кинорежиссерами.  Если старший сын Никиты Сергеевича и не пошел по стопам отца, а стал ресторатором, то младшие, Артем, Анна и Надежда, давно зарекомендовали себя как актеры.

Андрей (Андрон) Сергеевич Кончаловский не менее успешный, хоть и не такой кассовый режиссер как его брат. Его жена Юлия Высоцкая совмещает в себе таланты телеведущей и одного из самых известных кулинаров страны.

Сын Андрея Егор тоже стал режиссером, а женат он был на известной актрисе Любови Толкалиной. Правда, в 2017 году пара рассталась после 20 лет совместной жизни. Тогда же у Егора родился сын Тимур. Кем вырастет он? Возможно, тоже станет режиссером и продюсером, как его прославленные предки.

В застенках НКВД

Поначалу Михаила чуть не расстреляли, потому что, кроме наличия эсэсовской формы, он… не сразу заговорил по-русски. То ли привык на новой службе шпрехать, то ли от волнения русские слова вылетели из головы. Но когда он рассказал об укреплениях и познанском гарнизоне, отношение чуть изменилось. Стали разбираться, из Москвы пришли сведения о его чекистском прошлом, о брате, ставшем автором гимна СССР. В общем, Михаила самолётом доставили в Москву на Лубянку. Здесь он работал «подсадным» — его подсаживали в камеры к коллаборационистам, и он выуживал у них нужную информацию. Несмотря на сотрудничество, его впоследствии посадили на четыре года в Лефортовскую тюрьму. В это время сведения о заточении брата дошли до Сергея Михалкова, и тот стал ходатайствовать за Михаила. Берия не соглашался и даже услал того подальше на Дальний Восток, добавив к тюремному сроку ещё пять лет лагерей и ссылки. В Москву Михалков-младший вернулся только в 1953 году, после смерти Сталина. А дальше — реабилитация, литературная деятельность по протекции брата и даже преподавательская работа в силовых структурах. Где в этих рассказах правда, а где — нет, сказать трудно. По факту получается, что большую часть военного времени Михаил Михалков прослужил у фашистов на непыльной должности хиви. Так называли добровольных помощников немцев из числа военнопленных. Служил им, пока Красная армия терпела поражения. А когда окончательно стало ясно, кто победит, явился к своим, попытался выдать себя за залегендированного разведчика. На Лубянке ему не поверили, но и расстреливать не спешили. А тут Сергей Михалков, осознав, что брат со своими военными приключениями может основательно подпортить его заслуженное реноме, включился в спасение родственника по полной программе. Помните, как у Грибоедова — «Как не порадеть родному человечку»? А дальше по накатанной — после 1953 года Михалков-младший стал «жертвой сталинских репрессий», тогда это было в тренде. На жизнь зарабатывал писательством, преподавал. Ну и к концу жизни отважился «раскрыть» себя, рассказав о своей разведывательной деятельности. Однако, думается, не будь у него такого заслуженного брата, вставшего за него горой, не было бы у неоднозначной истории жизни Михаила Михалкова столь удачного эпилога.

Метки: Загадки истории, СССР, война, Великая отечественная война, армия, РККА, брат, предательство, вермахт, Михалков, СС, дезертирство

О семье Алексея Баталова, Грефе и «Шоколадном револьвере»

— Помню прекрасно, как вы помогали Алексею Баталову, который в последние годы тяжело болел. Сейчас возбуждено уголовное дело, на имущество семьи Баталова — жены Гитаны и дочки Маши — посягают какие-то люди. Вы участвуете в этой истории, помогаете как председатель Союза кинематографистов?

 — Если говорить как председатель — надо создавать механизм, который просто будет защищать людей, попавших в такую ситуацию. Вдов, детей тех, кто уходит, родственников звезд нашей культуры, науки и так далее.

 — При какой организации это надо создавать?

 — Может быть, при Думе, может быть, при Совете Федерации, может быть, при Фонде культуры — не знаю. Но их необходимо защищать. История с семьей Баталова — мало кто представляет катастрофичность ситуации. Гитана. Вдова Баталова. Бывшая артистка цирка. Ей 85 лет. Всю жизнь, выйдя замуж за Алексея Владимировича, она была за его спиной. Она так и осталась той самой наивной прекрасной цыганской актрисой, которая безоглядно бросила все — карьеру, цирк — все, что любила, и пошла за ним. У них родилась девочка. Не очень здоровая, но очень талантливый человек. И я думаю, сейчас надо сделать все, чтобы эта квартира в какой-то момент автоматически стала квартирой-музеем Баталова. И при желании семьи зафиксировать это законодательно. 

— Если продолжать тему конфликтов. В ТАСС выходило интервью Грефа, где в продолжение вашего публичного диалога после «Бесогона» он сказал, что с вашей стороны были обращения к его организации. У вас не было мысли просто с ним встретиться, поговорить и все прояснить?

— Напомните, в интервью он что говорил? 

— В частности, говорил, что вы хорошо знакомы, «в том числе по разным, скажем так, пикантным ситуациям». И что вы не раз обращались в Сбербанк за помощью — «и письменно, и устно».

— Но это же ложь! Я же сказал в «Бесогоне»: «Друзья дорогие, покажите мне, покажите конкретно — когда, где и зачем я к вам обращался. Только документ покажите, а не бла-бла». И что? Да ничего. Но мало того, что это ложь. Это еще должностное преступление. Когда руководитель банка раскрывает отношения с клиентом.

— То есть отношения были?

— Я же сказал, их не было. Это ложь. Но если бы они были, эти отношения, как утверждает господин Греф, — то это должностное преступление.

КИНОПРЕМИИ

ОСКАР

Победитель в категории:

Лучший иностранный фильм — 1996 — Утомленные солнцем

Номинирован в категории:

Лучший иностранный фильм — 1993 — Урга: территория любви

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Премия жюри — 1994 — Утомленные солнцем
  • Приз экуменического жюри — 1994 — Утомленные солнцем

Номинирован в категориях:

Золотая пальмовая ветвь — 1987 — Очи черные

Победитель в категориях:

Лучшая режиссерская работа — 1992 — Урга: территория любви

КИНОТАВР

Победитель в категориях:

  • Главная премия по итогам рейтинга — 1992 — Урга: территория любви
  • Приз президентского совета — 1992 — Урга: территория любви

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Золотой лев — 1991 — Урга: территория любви
  • Золотой лев — 2007 — 12
  • Специальный лев за вклад в киноискусство — 2007

Победитель в категориях:

Лучший фильм — 1993 — Урга: территория любви

Победитель в категориях:

Приз ФИПРЕССИ — 1983 — Без свидетелей

Номинирован в категориях:

  • Лучший иностранный фильм
  • 1996 — Утомленные солнцем
  • 1989 — Очи черные
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий