Бригада

КИНО

«Бригада»

Режиссерским дебютом Алексея Сидорова была гангстерская сага «Бригада» (2002). Картина, ставшая настоящим прорывом в российском кинематографе начала 2000-х годов, во многом определила вектор развития сериальной индустрии. Она явила собой пример совершенно иной эстетики и манеры повествования. На примере «Бригады» зрители увидели, что сериал может быть настоящим художественным фильмом, только многосерийным.

Алексей вспоминает: «Идея сериала принадлежала мне. Я пришел с ней к продюсеру А. Сивушову, который, как оказалось, в свое время обсуждал с известным продюсером и каскадером А. Иншаковым нечто подобное — русский вариант картины «Однажды в Америке». Я написал сценарий. Самое феноменальное, что картину с бюджетом три миллиона долларов доверили дебютанту».

Герои фильма — Саша Белый (Сергей Безруков), Космос (Дмитрий Дюжев), Пчела (Павел Майков) и Фил (Владимир Вдовиченков) – обычные московские парни, которые волею судеб превращаются в одну из самых сплоченных и влиятельных криминальных группировок. «Герои — бандиты, они по ту сторону закона и справедливости в общепринятом понимании. Но люди их приняли, случился перевертыш — национальное подсознание так сработало. Это моя версия на уровне психологии. В наших героях, вне зависимости от того, чем они занимаются, зрители увидели защитников. За ними можно спрятаться, в сложной ситуации они тебе помогут», — рассуждает режиссер. Он отмечает, что основная тема «Бригады» — поединок человека и рока.  

В картине также снимались: Екатерина Гусева, Валентина Теличкина, Андрей Панин, Мария Порошина, Ян Цапник и другие.

«Бой с тенью»

В 2004 году Алексей Сидоров снял свою вторую картину – ленту «Бой с тенью», рассказывающую о боксере Артеме Колчине. «Я мечтал сделать картину именно о боксе. Для меня бокс – это воплощение благородных идеалов спорта. Скорее всего, это у меня от отца. Мой папа боксер, мой дядя был боксером, у меня много друзей, занимающихся боксом. Да и сам я немножко знаком с этим видом спорта

Для меня важно, что боксер – это человек, живущий в состоянии «преодоления», человек, который исходно находится в конфликте. Он выходит на ринг и должен доказать, что он сильнее, – и своему противнику, и самому себе

Можно рассматривать бокс как исключительную физиологию, но я считаю, что в этом виде спорта есть высочайшее проявление человеческого духа», — рассказывает режиссер.

Главную роль в картине «Бой с тенью» исполнил Денис Никифоров, а его партнерами стали: Елена Панова, Павел Деревянко, Александр Кузнецов и другие.

В 2007 году вышло продолжение – лента «Бой с тенью-2: Реванш», снятая режиссером-дебютантом Антоном Мегердичевым. А в 2012 году Алексей Сидоров вернулся к истории и снял заключительную часть трилогии – картину «Бой с тенью-3: Последний раунд».

«Т-34»

В 2018 году состоится премьера картины «Т-34», снятой при участии телеканала «Россия». Алексей Сидоров выступил режиссером и сценаристом нового фильма.

Сюжет картины основан на реальных событиях. В центре – история советского танкиста, которому удалось сбежать из плена на танке Т-34. В картине снимались: Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум и другие.

Продюсер картины Рубен Дишдишян отмечает: «С Алексеем Сидоровым  мы сняли вместе пять фильмов, и я считаю его одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов в стране. С того момента, как Алексей написал заявку по «Т-34″, до начала съемок прошло три года. Все это время шла кропотливая работа над сценарием. Перед нами стояла задача сделать его максимально зрительским, динамичным, современным, ориентированным на разные аудитории, чтобы картина получилась зрелищной для молодежи, привыкшей видеть лучшие жанровые голливудские примеры, и в то же время с глубокой захватывающей  историей, характерами героев – для людей более старшего поколения».

Больше никогда

Может быть, из-за влияния не неокрепшие умы, может быть, по какой-то иной причине, но актеры не очень любили вспоминать о своей работе в «Бригаде». Когда встал вопрос о продолжении, никто из них не согласился сниматься в сериале. Не стал работать над картиной и режиссер. Все они считали, что 15 серий – вполне достаточно для истории, и продолжение не нужно.

Тем не менее продолжение Бригады, фильм «Бригада. Наследник», вышел на экраны в 2012 году. Безруков играть в нем решительно отказался, но продюсеры нашли выход: «рисованный» Саша Белый обошелся им в 300 тысяч долларов, а всего в картину было вложено 5,5 миллиона долларов.

На вопрос, почему Безруков отказался сниматься в «Бригаде 2», сам актер ответил, что сценарии продолжения «Бригады» ему предлагают с момента окончания картины, но его это не интересует. Есть и другая версия – как объяснил режиссер и один из продюсеров Денис Алексеев, Безрукова не устроило, что герой появится лишь в эпизоде. https://www.spb.kp.ru/daily/25990.5/2920998/.

В Голливуде продюсеры костьми бы легли, чтобы затащить популярного актера в роли популярного персонажа на экран. Российские коллеги проявили стойкость – хотели делать фильм про сына Саши Белого, а не про самого Сашу, и будем делать. Если это так, художественной стойкости зрители не оценили – фильм провалился в прокате.

Интересные факты

  • «Бригада» – самый дорогой российский телефильм. Бюджет одной серии составил почти 200 тысяч долларов.
  • Съёмки сериала «Бригада» велись на 350 (!) съёмочных объектах, в том числе в Доме Правительства и в Бутырской тюрьме.
  • Уникальная по сложности подготовки сцена в сериале «Бригада» – съёмки взрыва «Мерседеса-600» на набережной Тараса Шевченко (практически под окнами «Белого дома»).
  • В фильме «Бригада» 110 (!) ролевых персонажей.
  • Использовано почти 900 комплектов костюмов.
  • Не имеет аналогов в отечественном кино сцена с обстрелом квартиры Опера, где в одной комнате площадью около 30 квадратных метров было установлено 500 «посадок» (имитаторы пулевых попаданий).
  • Автопарк, задействованный в сериале «Бригада», составил более 100 автомобилей, в том числе: «Москвич 2140», «Волги», «Жигули», четыре «Шевроле Сабурбан», шесть «Мерседесов 600», «Мерседес С-230», три «Мерседеса 124», четыре «Вольво», пять «БМВ», «Джип Чероки», «Джип Ламборджини», «Даймлер», три «Мицубиси Паджеро», «Линкольн Континенталь», два «Линкольн Лимузин», джип «Мерседес МЛ», «Хёндай Галлопер», «Крайслер», четыре «Тойоты Лендкрузер», «СААБ», «Исудзу Трупер», «Альфа Ромео», «Мерседес Гелентваген», три «Ауди», три катафалка «Шевроле», эксклюзивный «Мерседес Брабус».
  • В сериале «Бригада» сыграл свою последнюю роль Николай Ерёменко.
  • В сцене игры в нарды Сергей Безруков в кадре с третьей попытки выбросил «шесть-шесть», что по теории вероятности почти нереально.
  • Для съёмок сериала «Бригада» необходимо было найти телефонную будку образца 80-х годов. Нужная будка была найдена в Люберцах. Там и была проведена съёмка необходимой сцены. Через неделю после съёмок будку заменили, и больше таких в Люберцах не осталось.
  • Екатерина Гусева вообще не умеет играть на скрипке. Проблема была решена следующим образом: в крупных планах Екатерина вынимала одну руку из платья, и в рукав просовывала руку профессиональная скрипачка. Оле Беловой оставалось только крепко и правильно держать скрипку, а музыкантша играла. Трудней ей пришлось во время общих планов. Тогда Гусева просто смазывала струны и смычок мылом, чтобы скрипка вообще не издавала никаких звуков, и «играла» под фонограмму. Таким образом ей удалось однажды шокировать студентов консерватории. Их пригласили для массовки, когда снимали сцену, где Оля Сурикова даёт концерт.

Кто дал деньги?

Этот вопрос интересует многих россиян, но на протяжении многих лет он оставался без ответа, поэтому в обществе родилось немало легенд. И это неудивительно, ведь съемки одной серии обходились в 200 000 долларов, а эта сумма была просто огромна по тем временам. Всего же было отснято 15 эпизодов, что суммарно вышло в 3 миллиона долларов. В какой-то момент некоторые реальные криминальные авторитеты начали приписывать спонсорство себе, но на самом деле никакого вклада в проект они не внесли. Чтобы развеять всеобщие домыслы и мифы, Александр Иншаков решил обо всем рассказать.

Проблема с финансированием съемок сериала действительно существовала, поскольку в начале 2000-х годов его формат был очень специфичным. Поэтому изначально никто даже подумать не мог, что он получится настолько масштабным. Но идея, положенная в сериале, понравилась руководителю РТР Михаилу Лесину, поэтому он решил помочь в развитии проекта. Одну часть денег вложил Александр Иншаков из личных сбережений, а другую искали посредством привлечения частного капитала. А вот из государственного бюджета не было выделено ни копейки.

Две лапочки-дочки и кроха-сынок: как выглядят дети «Кошмара» и его хрупкой жены

Главные тренды 2020: запросы в поисковиках, которые чаще делали по теме моды

И красиво, и пахнет на весь дом: сделала из теста ароматные украшения для елки

Детство и юность

Автор культовых картин родился в Северодвинске в августе 1968 года. Режиссер гордится, что дед обладал настоящим русским именем – Иван Петрович Сидоров. Отец и дядя Алексея – профессиональные боксеры: Леонид Иванович – первый в Архангельской области арбитр республиканской категории по боксу, а Юрий Иванович за 10 лет до рождения племянника стал мастером спорта Советского Союза.

Алексей Сидоров на премьере фильма «Бой с тенью 3» в 2011 году / Mikhail Popov, Википедия

Алеша буквально рос на ринге. Леонид Иванович, успевавший, кроме судейской деятельности, петь в камерном хоре, и его жена Светлана Николаевна вырастили двоих детей: у Алексея есть сестра Елена, сейчас работающая в престижном лицее родного города.

После окончания школы № 12 Северодвинска юноша захотел изучать филологию и поступил в Петрозаводский государственный университет. В 20 лет Алексей стал отцом. С матерью своего сына, названного в честь отца Леонидом, будущий режиссер узаконил отношения за 2 месяца до рождения малыша.

Режиссер Алексей Сидоров о съемках сериала «Бригада»

Сидоров учился, работал и не вникал в то, как растет маленький Леня. Недостаточно внимания ребенку уделяла и супруга Алексея Лариса, страдавшая алкогольной зависимостью. Вскоре Алексея и его жену лишили родительских прав.

Сидоров продолжил образование в Москве на Высших сценарных курсах. Завершил обучение Алексей только в 31 год, сняв дипломную работу в родном Архангельске, в районе судоремонтного предприятия «Звездочка». В большом кино будущий режиссер «Бригады» дебютировал в качестве сценариста и монтажера ленты «Рыцарский роман».

Личная жизнь

Семья и личная жизнь Валерия Тодоровского всегда закрыты для посторонних глаз. Режиссер не говорит на эту тему почти ничего. Известно лишь, что Валерий женат во второй раз. Со своей первой женой Натальей Токаревой, дочерью писательницы Виктории Токаревой, он прожил почти 20 лет. От этого брака есть двое детей — сын Петр и дочь Екатерина. Тодоровский всегда считался примерным семьянином. Именно поэтому новость, что он бросает семью и уходит к другой, шокировала многих.

В нынешнюю супругу актрису Евгению Брик Валерий влюбился на кастинге одного из своих сериалов. Позже она снялась в ленте мужа «Стиляги». В 2009 году у Валерия и Евгении родилась дочь Зоя.

Как снимали фильм «Бригада»: за кадром

Телесериал стал самым дорогим в истории отечественного кинематографа. Одна серия обошлась продюсерам в 180 тысяч долларов. Для того чтобы взорвать «Линкольн» (сцена в Дубнах), у постановщиков был всего один дубль и одна иномарка. Горящая машина должна была рухнуть в воду, но этого к разочарованию кинокоманды не произошло. Сроки поджимали, денег на новый автомобиль не было, и тогда создатели предприняли отчаянную авантюру: купили старый «Москвич» и загримировали его под «Линкольн». На этот раз все прошло идеально, и оператор получил отличные кадры объятой пламенем и летящей с моста иномарки.

Создатели: «Мы снимали не боевик, а человеческую историю, мелодраму»

Суеверные актеры – Майков, Вдовиченков и Безруков отказались ложиться в гробы во время сцены похорон. Поэтому пришлось снимать отдельно гробы, а потом скрещенные на груди руки исполнителей. Программа для монтажа видео довершила остальное, и в результате зритель увидел достаточно натуральный обряд погребения.

Ненужный ребёнок

В 1988 году Алексей Сидоров, которому только предстояло прославиться, сняв «Бригаду», женился на девушке по имени Лариса. Брак оказался недолговечным, но привёл к появлению на свет мальчика Лёни. Алексей был занят получением образования, Лариса, судя по публикациям в газетах, имела проблемы с алкоголем, так что воспитанием ребёнка никто из них толком не занимался. В конечном итоге Сидорова и его экс-супругу лишили родительских прав, а их сын отправился в Дом ребёнка, откуда его периодически забирала на выходные бабушка по отцовской линии Светлана Николаевна.

Алексей Сидоров. Фото: Википедия

Некоторое время Лёня жил в семье Елены Сидоровой, сестры режиссёра, у которой уже было двое своих детей. Она устроила мальчика в престижный лицей, где работала сама, но тот отчаянно не хотел учиться, а с десяти лет начал курить и подворовывать у своей тёти деньги и драгоценности. Устав от попыток воспитать мальчика, Елена сдала его в интернат.

— Лёшенька не мог сына растить. Он учился. Сначала в Петрозаводске, потом на Высших режиссёрских курсах в Москве. Денег не хватало. Помню, приедем мы к нему в общежитие, а у них только каша гороховая на четверых, — рассказывала «Комсомольской правде» мать режиссёра. — А стал работать, тем более не было времени и средств. Он всё время квартиры снимал. Да и сейчас снимает. И после «Бригады» не разбогател. Все права на фильм принадлежат продюсерам. Да если уж так говорить, то не хочет он с сыном видеться.

Алексей Сидоров и Сергей Стиллавин. Фото: Instagram

Бригада — однажды в России

Однажды, в прошлом веке, забытые люди в нашей стране из ничего стали всем, но история, как известно, движется по спирали. Теперь шла новая революция с новыми героями. И снова вместе со стремительно меняющимся государственным строем. Только вот революция как Хронос пожирает своих детей. Время перелистывает страницу истории, избавляясь от ее деятельных творцов, подобно тому, как пауки в банке пожирают друг друга, когда им становится нечего есть.

Пчёла и Космос

Александр Белов подавлен гибелью друзей и расставанием с семьей, ему остается только уйти в подполье. Хотя мы понимаем по сюжету, что он мог поставить более эпичную точку
в своей истории, победив на выборах в Государственную Думу. Альтернативным завершением истории «Бригады» можно было бы назвать фильм «Жмурки» с «воскресшим» Космосом, где братва все-таки дорвалась до власти, легализовалась и местами остается там до сих пор.

Друг Белого Фарик

В «Бригаде» на такое продолжение в новом статусе может намекать то, что Белов не уезжает в Америку с женой и сыном, а остается в России, как бы желая оставаться альтер-эго своим кураторам из Кремля (Виктор Петрович) и ФСБ (Введенский) уже при новой «стабильной» власти.

Виктор Петрович

Сам телесериал с художественной точки зрения снят очень профессионально. Более того, в свое время он стал самым дорогим отечественным сериалом — бюджет фильма составил аж три миллиона долларов. Во время показа на телевидении он вызвал небывалый ажиотаж у публики, рейтинги зашкаливали, несмотря на то что главным конкурентом того же года была «Граница» А. Митты.

Об актерах

Сергею Безрукову было 27 лет, когда его пригласили на пробы. До этого он блистал, в основном, на театральных подмостках. Причем был ангажирован сразу на несколько проектов, так что из-за занятости и плотного графика создателям телефильма приходилось буквально «выкупать» актера. Продюсеры платили за отсутствие Безрукова на спектакле и вели долгие переговоры с театральным руководством.

Сергей Безруков. Кадр из фильма

Павел Майков сам предложил свою кандидатуру режиссеру, лично появившись на съемочной площадке. Его практически сразу «увидели» в образе Пчелы и утвердили на роль.

А вот Дмитрий Дюжев должен был играть в «Бригаде» «Муху». На «Космоса» шел более масштабный отбор, и рассматривались актеры, уже зарекомендовавшие себя в кинематографе с лучшей стороны. Про Дюжева же в то время не слышал никто. Пара эпизодических ролей – это и все его актерское портфолио. Но когда 24-летнему парню предложили прорепетировать пару сцен в образе «Космоса», актер просто вцепился в эту роль. Он выглядел так убедительно, что режиссер оставил «Космоса» за ним.

Режиссер Бригады

А для главного режиссера — Алексея Сидорова — «Бригада» и вовсе дебютная самостоятельная работа. Сама идея создания бандитской саги, такого русского ответа «Однажды в Америке», принадлежала ему. Создатели решили сделать действительно качественное кино с хорошим сценарием. Помимо бюджета, было потрачено значительное время на съемки — десять месяцев — для 15-серийного фильма довольно много. А. Сидоров, между прочим, одногодка своих персонажей и реальный свидетель событий парламентского кризиса 1993 года‚ когда прямо на его глазах возле ТЦ «Останкино» убили ирландского журналиста. Так что историю «лихих 90-х» показывал непредвзято, как видел сам. В «Бригаде» при этом он старался минимизировать сцены насилия и убийств.

Алексей Сидоров

После выхода телесериала много говорили о его спонсорах. Мол, это бандиты решили сделать реалистичный фильм про себя: «Кино снимают. Про нас, про братву. Бригада называется». Был даже слух, что один из героев сериала — некто Кабан, который так и не появился в кадре, и есть главный заказчик. Также некоторые российские и украинские «авторитеты» признавались, что именно они якобы финансировали проект. Проверить это невозможно, но, по крайней мере, можно предположить, что «Бригада» косвенно получила одобрение «уважаемых людей».

Сюжет бригады

Вообще, теме влияния спецслужб на криминальное «движение» в «Бригаде» уделяется довольно много времени. По сюжету в 1994 году, под давлением «федералов», группа Белова по своим коридорам начинает поставки оружия на Кавказ, а также наркотиков из Средней Азии в страны Европы. Это, в принципе, имеет самое непосредственное отношение к действительности.

Государство вело свои интересы и просто зарабатывала деньги. Приблизительно к середине 1990-х все крупнейшие бригады уже контролировались властью и спецслужбами. Возникает понятие «красная крыша», когда за той или иной группировкой стояла милиция или ФСБ. Находиться «под крышей» зачастую оставалось единственным шансом для бандитов легализовать бизнес и просто не быть убитыми.

Введенский и Каверин

В 2010 году в британской газете «Гардиан» были опубликованы фрагменты утечки американского посольства, попавшие на Wikileaks. Это докладные записки американских дипломатов, в которых шла речь как раз о влиянии ФСБ на преступные группировки, и в частности на «солнцевских». Как точно сказал в сериале подполковник Введенский: «Или Белов ляжет под нас, или в могилу».

Прототип Белого из Бригады

В фильме вообще много намеков. Например на то, что бригада Александра Белова — это знаменитая «солнцевская» группировка. «Саша Белый» — реально существовавший человек из
«солнцевских», послуживший прототипом для главного героя сериала.

Сильвестр

Речь идет о Сергее Тимофееве, известным в криминальном мире как Сильвестр (за некоторое сходство со Сталлоне), который начинал так же, как и «бригадный» Белый. Конечно, в реальности он был не такой гламурный, как герой Сергея Безрукова. Хотя за фигурой следил, занимался спортом.

Эстетический образ «Бригады» вообще во многом напоминает скорее итальянцев из «Крестного отца», чем русских бандитов 1990-х. Отсылы к «Крестному отцу» и к «Однажды в Америке», кстати, еще один прямой намек создателей телесериала. Также на принадлежность к «солцевским» намекает герой командира СОБРа.

В одной из серий троих участников бригады задерживают и показательно везут в лес бойцы этого специального поцразделения. Белов едет к их командиру разобраться, что к чему. И вот за спиной у героя Сергея Гармаша висит карта Московской области с жирно выделенным на ней красным кругом. Если приглядеться и сориентироваться в географии, то в круге можно узнать подмосковный район Солнцево.

Скандальные факты

Давайте еще раз вспомним, в каком году был снят сериал «Бригада». От лихих 90-х эту дату отделял временной промежуток в каких-то 10 лет. В обществе была еще сильна память о братках и «малиновых пиджаках», об уличных перестрелках и переделах рыночных площадей. Фильм в какой-то мере романтизировал бандитизм уходящего века и мог давать неправильные ориентиры для подрастающего поколения. Привлекательный образ преступника решил примерить на себя сын режиссера многосерийной картины – Леонид Сидоров. Парень и его подельники, насмотревшись подвигов четырех киношных друзей, натворили бед, превзошедших по своей жестокости криминальные разборки в «Бригаде». Результат: Леонида Сидорова приговорили к 13 годам лишения свободы за изнасилование, разбойное нападение и убийство.

Сериал оказал роковое влияние на судьбы некоторых подростков

Аукнулась «Бригада» и режиссеру второй части проекта Денису Алексееву. Продюсер фильма Александр Иншаков обвинил его в хищении денег, которые Алексеев якобы присвоил под видом затрат на съемки. В итоге режиссер был приговорен к двум годам лишения свободы условно.

ИНТЕРВЬЮ

О съемочном процессе

«От любого члена группы я требую стопроцентной отдачи, и я имею право, потому что вовлекаюсь в дело на 200 процентов, никогда не отлыниваю. Люди могут быть лучшими или худшими профессионалами, но, если они вовлечены и работают с отдачей – это главное. Кино – коллективное творчество

И, что немаловажно, – это очень физиологическая вещь. Должно состояться единство актеров, режиссера, группы, чтобы получилось нечто, живущее само по себе

Съемочный коллектив – такая сложно организованная итальянская семья, но в этом и есть кайф. Отчасти из-за этого люди и подсаживаются на кино».

Секрет успешного фильма

«Мне кажется, критерий успеха любого киношного продукта — это сочетание искренности, профессионализма и понимания аудитории, на которую нацелен фильм. Если три этих компонента одновременно работают, то любой фильм будет успешным».

О выборе материала

«Я — киплингианец и ницшеанец, и, видимо, более-менее все мои герои с этим связаны. Выбор материала зависит от массы вещей, начиная от суммы гонорара и заканчивая сроками. Но главное – история. Чтобы она торкнула, чтобы ты проснулся и сказал себе: слушай, чувак, я не могу жить, если не сделаю это кино, не потрачу свои бесценные часы и секунды, которых после сорока лет осталось не так много

В кино всегда важно создать новый мир, это ключевая вещь. Телевидение по большей части работает как зеркало, а успешный, интересный, нужный фильм – всегда некая новая реальность

Она может быть и в замкнутом пространстве – другое дело, что здесь не спрячешься за взрывы и прочий трэш, нужно быть реально серьезным режиссером».

Отношение к классике

«Кино – искусство «животное». А хорошая классика – это вещь настолько тонкая и самодостаточная, что переносить, транслировать ее на экран, во-первых, сложно, а во-вторых — нужно всегда очень четко понимать, ради чего ты это сегодня делаешь. Я как филолог вам это говорю! Впрочем, я бы с огромной радостью экранизировал «Хроники» и «Ричарда Третьего» Шекспира именно потому, что только кино позволит дать ощущение атмосферы и времени, и убедить зрителя в достоверности происходящего. Этого не дает ни театр, ни литература».

По материалам сайтов seance.ru, kinoart.ru, forbes.ru, ria.ru, lenta.ru, kinometro.ru, aif.ru, worldpodium.ru, kino-teatr.ru, newizv.ru, aif.ru.

Продюсер

В перестроечные 90-ые, когда начали появляться независимые коммерческие студии, Тодоровский вместе с двумя единомышленниками и друзьями организовали свой продюсерский центр «ТТЛ» (Тодоровский, Толстунов, Ливнев). Дебютной продюсерской работой стала картина «Кикс». Режиссером фильма был Сергей Ливнев.

В 2005 году Тодоровский вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал собственную кинокомпанию «Красная стрела». В этом же году он стал сопродюсером сериала «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Лента сразу же стала популярной, своим выходом рассеяв мрачный миф о невозможности экранизации самого загадочного произведения Булгакова.

Продюсерская работа Валерия Петровича заслуживает особого внимания. В его послужном списке такие шедевры, как сериалы «Каменская», «Женщины в игре без правил», «Бригада», экранизация романа Достоевского «Идиот»  и многие другие.

Среди полнометражных фильмов продюсера Тодоровского стоит выделить картины «Кандагар», «Географ глобус пропил», «Охота на пиранью», «Девять дней до весны», «Поддубный», «Жизнь взаймы»…

В 2016 году Валерий Тодоровский выступил в качестве продюсера сериала «Оптимисты». «Антон Златопольский, который возглавляет телеканал «Россия», обратился ко мне и рассказал, что у него есть некий сценарий, они бы хотели его разработать и впоследствии снять. Он дал мне его почитать, тогда проект назывался «Московское время», и предложил подумать о том, кто бы мог его снять и в каком виде. Дальше мне пришла в голову идея показать это режиссеру Алексею Попогребскому, и он заинтересовался. Потом мы начали доводить до ума сценарий, просидели год — Михаил Идов, Елена Ванина, Саша Васнецова, мой редактор и сам Попогребский. Так этот проект и возник», — рассказывает Валерий.

Моряк

Высоковский появился на свет 24 августа 1963 года в посёлке Ленинский недалеко от космодрома Байконур, на котором в то время работал его отец. Позднее семья будущего актёра переехала в Москву, где Александр поступил в авиационный техникум.

Получив образование, Высоковский пошёл служить на флот, откуда демобилизовался в 1986 году. Вернувшись на «гражданку», он поступил в Щепкинское театральное училище. Впервые Александр появился на экранах, ещё будучи студентом — в 1988 году в драматическом сериале «Белые вороны», где сыграл вернувшегося из Афганистана солдата.

Александр Высоковский в сериале «Белые вороны». Кадр из сериала

В легендарном сериале «Бригада» Высоковский также сыграл солдата, вернувшегося с войны (но уже с другой). Его герой, Максим Карельских, стал телохранителем Саши Белого, рисковал жизнью, защищая его жену (Екатерина Гусева), но в конце предал всех и зарезал Пчёлу (Павел Майков), Космоса (Дмитрий Дюжев) и Фила (Владимир Вдовиченков).

Многие зрители не поняли неожиданную смену линии поведения Макса, поскольку сцены, раскрывающие мотивацию персонажа, были вырезаны при монтаже. Часть этих сцен потом показали при повторном выходе сериала в эфир. Кроме того, они вошли в коллекционное издание «Бригады», вышедшее на DVD. Благодаря им зрители узнали о связи Макса с главным врагом Саши Белого, Владимиром Кавериным (Андрей Панин).

Александр Высоковский в сериале «Бригада». Кадр из сериала

Бригада телесериал

«Бригада» — телесериал не просто про бандитов и бандитские разборки. Это, с одной стороны, социологическая выкладка с погружением в среду, где мы видим структуру организации специфического замкнутого сообщества в первые десять лет новой России.

Саша Белый

С другой стороны, здесь же перед нами предстают российские социальные реалии отношения господства и подчинения, — если угодно, гегелевская диалектика раба и господина. Встречающиеся равные друг другу структуры ведут между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. В конечном итоге кто-то из них, под действием страха, признает господство другого, чтобы выжить.

Это естественный исторический процесс. Так было с первыми мелкими ОПГ по отношению к более крупным. Так стало со всеми ОПГ по отношению к государственной машине, которая руководствовалась такими же способами влияния и подавления, как и сами ОПГ.

Но диалектика в том, что господин является таковым только до тех пор, пока есть раб. Поэтому первостепенная задача господина в том, чтобы поддерживать статус господства за счет существования и жизнеспособности раба и вместе с тем обеспечивать постоянное признание рабом данного статус-кво.

Отчасти об этом рассказывает своему другу адвокат из фильма «Левиафан», говоря, что хамоватый мэр-бандит, видимо, нужен до поры до времени этой власти.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Бригада

КИНО

«Бригада»

Режиссерским дебютом Алексея Сидорова была гангстерская сага «Бригада» (2002). Картина, ставшая настоящим прорывом в российском кинематографе начала 2000-х годов, во многом определила вектор развития сериальной индустрии. Она явила собой пример совершенно иной эстетики и манеры повествования. На примере «Бригады» зрители увидели, что сериал может быть настоящим художественным фильмом, только многосерийным.

Алексей вспоминает: «Идея сериала принадлежала мне. Я пришел с ней к продюсеру А. Сивушову, который, как оказалось, в свое время обсуждал с известным продюсером и каскадером А. Иншаковым нечто подобное — русский вариант картины «Однажды в Америке». Я написал сценарий. Самое феноменальное, что картину с бюджетом три миллиона долларов доверили дебютанту».

Герои фильма — Саша Белый (Сергей Безруков), Космос (Дмитрий Дюжев), Пчела (Павел Майков) и Фил (Владимир Вдовиченков) – обычные московские парни, которые волею судеб превращаются в одну из самых сплоченных и влиятельных криминальных группировок. «Герои — бандиты, они по ту сторону закона и справедливости в общепринятом понимании. Но люди их приняли, случился перевертыш — национальное подсознание так сработало. Это моя версия на уровне психологии. В наших героях, вне зависимости от того, чем они занимаются, зрители увидели защитников. За ними можно спрятаться, в сложной ситуации они тебе помогут», — рассуждает режиссер. Он отмечает, что основная тема «Бригады» — поединок человека и рока.  

В картине также снимались: Екатерина Гусева, Валентина Теличкина, Андрей Панин, Мария Порошина, Ян Цапник и другие.

«Бой с тенью»

В 2004 году Алексей Сидоров снял свою вторую картину – ленту «Бой с тенью», рассказывающую о боксере Артеме Колчине. «Я мечтал сделать картину именно о боксе. Для меня бокс – это воплощение благородных идеалов спорта. Скорее всего, это у меня от отца. Мой папа боксер, мой дядя был боксером, у меня много друзей, занимающихся боксом. Да и сам я немножко знаком с этим видом спорта

Для меня важно, что боксер – это человек, живущий в состоянии «преодоления», человек, который исходно находится в конфликте. Он выходит на ринг и должен доказать, что он сильнее, – и своему противнику, и самому себе

Можно рассматривать бокс как исключительную физиологию, но я считаю, что в этом виде спорта есть высочайшее проявление человеческого духа», — рассказывает режиссер.

Главную роль в картине «Бой с тенью» исполнил Денис Никифоров, а его партнерами стали: Елена Панова, Павел Деревянко, Александр Кузнецов и другие.

В 2007 году вышло продолжение – лента «Бой с тенью-2: Реванш», снятая режиссером-дебютантом Антоном Мегердичевым. А в 2012 году Алексей Сидоров вернулся к истории и снял заключительную часть трилогии – картину «Бой с тенью-3: Последний раунд».

«Т-34»

В 2018 году состоится премьера картины «Т-34», снятой при участии телеканала «Россия». Алексей Сидоров выступил режиссером и сценаристом нового фильма.

Сюжет картины основан на реальных событиях. В центре – история советского танкиста, которому удалось сбежать из плена на танке Т-34. В картине снимались: Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум и другие.

Продюсер картины Рубен Дишдишян отмечает: «С Алексеем Сидоровым  мы сняли вместе пять фильмов, и я считаю его одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов в стране. С того момента, как Алексей написал заявку по «Т-34″, до начала съемок прошло три года. Все это время шла кропотливая работа над сценарием. Перед нами стояла задача сделать его максимально зрительским, динамичным, современным, ориентированным на разные аудитории, чтобы картина получилась зрелищной для молодежи, привыкшей видеть лучшие жанровые голливудские примеры, и в то же время с глубокой захватывающей  историей, характерами героев – для людей более старшего поколения».

Больше никогда

Может быть, из-за влияния не неокрепшие умы, может быть, по какой-то иной причине, но актеры не очень любили вспоминать о своей работе в «Бригаде». Когда встал вопрос о продолжении, никто из них не согласился сниматься в сериале. Не стал работать над картиной и режиссер. Все они считали, что 15 серий – вполне достаточно для истории, и продолжение не нужно.

Тем не менее продолжение Бригады, фильм «Бригада. Наследник», вышел на экраны в 2012 году. Безруков играть в нем решительно отказался, но продюсеры нашли выход: «рисованный» Саша Белый обошелся им в 300 тысяч долларов, а всего в картину было вложено 5,5 миллиона долларов.

На вопрос, почему Безруков отказался сниматься в «Бригаде 2», сам актер ответил, что сценарии продолжения «Бригады» ему предлагают с момента окончания картины, но его это не интересует. Есть и другая версия – как объяснил режиссер и один из продюсеров Денис Алексеев, Безрукова не устроило, что герой появится лишь в эпизоде. https://www.spb.kp.ru/daily/25990.5/2920998/.

В Голливуде продюсеры костьми бы легли, чтобы затащить популярного актера в роли популярного персонажа на экран. Российские коллеги проявили стойкость – хотели делать фильм про сына Саши Белого, а не про самого Сашу, и будем делать. Если это так, художественной стойкости зрители не оценили – фильм провалился в прокате.

Интересные факты

  • «Бригада» – самый дорогой российский телефильм. Бюджет одной серии составил почти 200 тысяч долларов.
  • Съёмки сериала «Бригада» велись на 350 (!) съёмочных объектах, в том числе в Доме Правительства и в Бутырской тюрьме.
  • Уникальная по сложности подготовки сцена в сериале «Бригада» – съёмки взрыва «Мерседеса-600» на набережной Тараса Шевченко (практически под окнами «Белого дома»).
  • В фильме «Бригада» 110 (!) ролевых персонажей.
  • Использовано почти 900 комплектов костюмов.
  • Не имеет аналогов в отечественном кино сцена с обстрелом квартиры Опера, где в одной комнате площадью около 30 квадратных метров было установлено 500 «посадок» (имитаторы пулевых попаданий).
  • Автопарк, задействованный в сериале «Бригада», составил более 100 автомобилей, в том числе: «Москвич 2140», «Волги», «Жигули», четыре «Шевроле Сабурбан», шесть «Мерседесов 600», «Мерседес С-230», три «Мерседеса 124», четыре «Вольво», пять «БМВ», «Джип Чероки», «Джип Ламборджини», «Даймлер», три «Мицубиси Паджеро», «Линкольн Континенталь», два «Линкольн Лимузин», джип «Мерседес МЛ», «Хёндай Галлопер», «Крайслер», четыре «Тойоты Лендкрузер», «СААБ», «Исудзу Трупер», «Альфа Ромео», «Мерседес Гелентваген», три «Ауди», три катафалка «Шевроле», эксклюзивный «Мерседес Брабус».
  • В сериале «Бригада» сыграл свою последнюю роль Николай Ерёменко.
  • В сцене игры в нарды Сергей Безруков в кадре с третьей попытки выбросил «шесть-шесть», что по теории вероятности почти нереально.
  • Для съёмок сериала «Бригада» необходимо было найти телефонную будку образца 80-х годов. Нужная будка была найдена в Люберцах. Там и была проведена съёмка необходимой сцены. Через неделю после съёмок будку заменили, и больше таких в Люберцах не осталось.
  • Екатерина Гусева вообще не умеет играть на скрипке. Проблема была решена следующим образом: в крупных планах Екатерина вынимала одну руку из платья, и в рукав просовывала руку профессиональная скрипачка. Оле Беловой оставалось только крепко и правильно держать скрипку, а музыкантша играла. Трудней ей пришлось во время общих планов. Тогда Гусева просто смазывала струны и смычок мылом, чтобы скрипка вообще не издавала никаких звуков, и «играла» под фонограмму. Таким образом ей удалось однажды шокировать студентов консерватории. Их пригласили для массовки, когда снимали сцену, где Оля Сурикова даёт концерт.

Кто дал деньги?

Этот вопрос интересует многих россиян, но на протяжении многих лет он оставался без ответа, поэтому в обществе родилось немало легенд. И это неудивительно, ведь съемки одной серии обходились в 200 000 долларов, а эта сумма была просто огромна по тем временам. Всего же было отснято 15 эпизодов, что суммарно вышло в 3 миллиона долларов. В какой-то момент некоторые реальные криминальные авторитеты начали приписывать спонсорство себе, но на самом деле никакого вклада в проект они не внесли. Чтобы развеять всеобщие домыслы и мифы, Александр Иншаков решил обо всем рассказать.

Проблема с финансированием съемок сериала действительно существовала, поскольку в начале 2000-х годов его формат был очень специфичным. Поэтому изначально никто даже подумать не мог, что он получится настолько масштабным. Но идея, положенная в сериале, понравилась руководителю РТР Михаилу Лесину, поэтому он решил помочь в развитии проекта. Одну часть денег вложил Александр Иншаков из личных сбережений, а другую искали посредством привлечения частного капитала. А вот из государственного бюджета не было выделено ни копейки.

Две лапочки-дочки и кроха-сынок: как выглядят дети «Кошмара» и его хрупкой жены

Главные тренды 2020: запросы в поисковиках, которые чаще делали по теме моды

И красиво, и пахнет на весь дом: сделала из теста ароматные украшения для елки

Детство и юность

Автор культовых картин родился в Северодвинске в августе 1968 года. Режиссер гордится, что дед обладал настоящим русским именем – Иван Петрович Сидоров. Отец и дядя Алексея – профессиональные боксеры: Леонид Иванович – первый в Архангельской области арбитр республиканской категории по боксу, а Юрий Иванович за 10 лет до рождения племянника стал мастером спорта Советского Союза.

Алексей Сидоров на премьере фильма «Бой с тенью 3» в 2011 году / Mikhail Popov, Википедия

Алеша буквально рос на ринге. Леонид Иванович, успевавший, кроме судейской деятельности, петь в камерном хоре, и его жена Светлана Николаевна вырастили двоих детей: у Алексея есть сестра Елена, сейчас работающая в престижном лицее родного города.

После окончания школы № 12 Северодвинска юноша захотел изучать филологию и поступил в Петрозаводский государственный университет. В 20 лет Алексей стал отцом. С матерью своего сына, названного в честь отца Леонидом, будущий режиссер узаконил отношения за 2 месяца до рождения малыша.

Режиссер Алексей Сидоров о съемках сериала «Бригада»

Сидоров учился, работал и не вникал в то, как растет маленький Леня. Недостаточно внимания ребенку уделяла и супруга Алексея Лариса, страдавшая алкогольной зависимостью. Вскоре Алексея и его жену лишили родительских прав.

Сидоров продолжил образование в Москве на Высших сценарных курсах. Завершил обучение Алексей только в 31 год, сняв дипломную работу в родном Архангельске, в районе судоремонтного предприятия «Звездочка». В большом кино будущий режиссер «Бригады» дебютировал в качестве сценариста и монтажера ленты «Рыцарский роман».

Личная жизнь

Семья и личная жизнь Валерия Тодоровского всегда закрыты для посторонних глаз. Режиссер не говорит на эту тему почти ничего. Известно лишь, что Валерий женат во второй раз. Со своей первой женой Натальей Токаревой, дочерью писательницы Виктории Токаревой, он прожил почти 20 лет. От этого брака есть двое детей — сын Петр и дочь Екатерина. Тодоровский всегда считался примерным семьянином. Именно поэтому новость, что он бросает семью и уходит к другой, шокировала многих.

В нынешнюю супругу актрису Евгению Брик Валерий влюбился на кастинге одного из своих сериалов. Позже она снялась в ленте мужа «Стиляги». В 2009 году у Валерия и Евгении родилась дочь Зоя.

Как снимали фильм «Бригада»: за кадром

Телесериал стал самым дорогим в истории отечественного кинематографа. Одна серия обошлась продюсерам в 180 тысяч долларов. Для того чтобы взорвать «Линкольн» (сцена в Дубнах), у постановщиков был всего один дубль и одна иномарка. Горящая машина должна была рухнуть в воду, но этого к разочарованию кинокоманды не произошло. Сроки поджимали, денег на новый автомобиль не было, и тогда создатели предприняли отчаянную авантюру: купили старый «Москвич» и загримировали его под «Линкольн». На этот раз все прошло идеально, и оператор получил отличные кадры объятой пламенем и летящей с моста иномарки.

Создатели: «Мы снимали не боевик, а человеческую историю, мелодраму»

Суеверные актеры – Майков, Вдовиченков и Безруков отказались ложиться в гробы во время сцены похорон. Поэтому пришлось снимать отдельно гробы, а потом скрещенные на груди руки исполнителей. Программа для монтажа видео довершила остальное, и в результате зритель увидел достаточно натуральный обряд погребения.

Ненужный ребёнок

В 1988 году Алексей Сидоров, которому только предстояло прославиться, сняв «Бригаду», женился на девушке по имени Лариса. Брак оказался недолговечным, но привёл к появлению на свет мальчика Лёни. Алексей был занят получением образования, Лариса, судя по публикациям в газетах, имела проблемы с алкоголем, так что воспитанием ребёнка никто из них толком не занимался. В конечном итоге Сидорова и его экс-супругу лишили родительских прав, а их сын отправился в Дом ребёнка, откуда его периодически забирала на выходные бабушка по отцовской линии Светлана Николаевна.

Алексей Сидоров. Фото: Википедия

Некоторое время Лёня жил в семье Елены Сидоровой, сестры режиссёра, у которой уже было двое своих детей. Она устроила мальчика в престижный лицей, где работала сама, но тот отчаянно не хотел учиться, а с десяти лет начал курить и подворовывать у своей тёти деньги и драгоценности. Устав от попыток воспитать мальчика, Елена сдала его в интернат.

— Лёшенька не мог сына растить. Он учился. Сначала в Петрозаводске, потом на Высших режиссёрских курсах в Москве. Денег не хватало. Помню, приедем мы к нему в общежитие, а у них только каша гороховая на четверых, — рассказывала «Комсомольской правде» мать режиссёра. — А стал работать, тем более не было времени и средств. Он всё время квартиры снимал. Да и сейчас снимает. И после «Бригады» не разбогател. Все права на фильм принадлежат продюсерам. Да если уж так говорить, то не хочет он с сыном видеться.

Алексей Сидоров и Сергей Стиллавин. Фото: Instagram

Бригада — однажды в России

Однажды, в прошлом веке, забытые люди в нашей стране из ничего стали всем, но история, как известно, движется по спирали. Теперь шла новая революция с новыми героями. И снова вместе со стремительно меняющимся государственным строем. Только вот революция как Хронос пожирает своих детей. Время перелистывает страницу истории, избавляясь от ее деятельных творцов, подобно тому, как пауки в банке пожирают друг друга, когда им становится нечего есть.

Пчёла и Космос

Александр Белов подавлен гибелью друзей и расставанием с семьей, ему остается только уйти в подполье. Хотя мы понимаем по сюжету, что он мог поставить более эпичную точку
в своей истории, победив на выборах в Государственную Думу. Альтернативным завершением истории «Бригады» можно было бы назвать фильм «Жмурки» с «воскресшим» Космосом, где братва все-таки дорвалась до власти, легализовалась и местами остается там до сих пор.

Друг Белого Фарик

В «Бригаде» на такое продолжение в новом статусе может намекать то, что Белов не уезжает в Америку с женой и сыном, а остается в России, как бы желая оставаться альтер-эго своим кураторам из Кремля (Виктор Петрович) и ФСБ (Введенский) уже при новой «стабильной» власти.

Виктор Петрович

Сам телесериал с художественной точки зрения снят очень профессионально. Более того, в свое время он стал самым дорогим отечественным сериалом — бюджет фильма составил аж три миллиона долларов. Во время показа на телевидении он вызвал небывалый ажиотаж у публики, рейтинги зашкаливали, несмотря на то что главным конкурентом того же года была «Граница» А. Митты.

Об актерах

Сергею Безрукову было 27 лет, когда его пригласили на пробы. До этого он блистал, в основном, на театральных подмостках. Причем был ангажирован сразу на несколько проектов, так что из-за занятости и плотного графика создателям телефильма приходилось буквально «выкупать» актера. Продюсеры платили за отсутствие Безрукова на спектакле и вели долгие переговоры с театральным руководством.

Сергей Безруков. Кадр из фильма

Павел Майков сам предложил свою кандидатуру режиссеру, лично появившись на съемочной площадке. Его практически сразу «увидели» в образе Пчелы и утвердили на роль.

А вот Дмитрий Дюжев должен был играть в «Бригаде» «Муху». На «Космоса» шел более масштабный отбор, и рассматривались актеры, уже зарекомендовавшие себя в кинематографе с лучшей стороны. Про Дюжева же в то время не слышал никто. Пара эпизодических ролей – это и все его актерское портфолио. Но когда 24-летнему парню предложили прорепетировать пару сцен в образе «Космоса», актер просто вцепился в эту роль. Он выглядел так убедительно, что режиссер оставил «Космоса» за ним.

Режиссер Бригады

А для главного режиссера — Алексея Сидорова — «Бригада» и вовсе дебютная самостоятельная работа. Сама идея создания бандитской саги, такого русского ответа «Однажды в Америке», принадлежала ему. Создатели решили сделать действительно качественное кино с хорошим сценарием. Помимо бюджета, было потрачено значительное время на съемки — десять месяцев — для 15-серийного фильма довольно много. А. Сидоров, между прочим, одногодка своих персонажей и реальный свидетель событий парламентского кризиса 1993 года‚ когда прямо на его глазах возле ТЦ «Останкино» убили ирландского журналиста. Так что историю «лихих 90-х» показывал непредвзято, как видел сам. В «Бригаде» при этом он старался минимизировать сцены насилия и убийств.

Алексей Сидоров

После выхода телесериала много говорили о его спонсорах. Мол, это бандиты решили сделать реалистичный фильм про себя: «Кино снимают. Про нас, про братву. Бригада называется». Был даже слух, что один из героев сериала — некто Кабан, который так и не появился в кадре, и есть главный заказчик. Также некоторые российские и украинские «авторитеты» признавались, что именно они якобы финансировали проект. Проверить это невозможно, но, по крайней мере, можно предположить, что «Бригада» косвенно получила одобрение «уважаемых людей».

Сюжет бригады

Вообще, теме влияния спецслужб на криминальное «движение» в «Бригаде» уделяется довольно много времени. По сюжету в 1994 году, под давлением «федералов», группа Белова по своим коридорам начинает поставки оружия на Кавказ, а также наркотиков из Средней Азии в страны Европы. Это, в принципе, имеет самое непосредственное отношение к действительности.

Государство вело свои интересы и просто зарабатывала деньги. Приблизительно к середине 1990-х все крупнейшие бригады уже контролировались властью и спецслужбами. Возникает понятие «красная крыша», когда за той или иной группировкой стояла милиция или ФСБ. Находиться «под крышей» зачастую оставалось единственным шансом для бандитов легализовать бизнес и просто не быть убитыми.

Введенский и Каверин

В 2010 году в британской газете «Гардиан» были опубликованы фрагменты утечки американского посольства, попавшие на Wikileaks. Это докладные записки американских дипломатов, в которых шла речь как раз о влиянии ФСБ на преступные группировки, и в частности на «солнцевских». Как точно сказал в сериале подполковник Введенский: «Или Белов ляжет под нас, или в могилу».

Прототип Белого из Бригады

В фильме вообще много намеков. Например на то, что бригада Александра Белова — это знаменитая «солнцевская» группировка. «Саша Белый» — реально существовавший человек из
«солнцевских», послуживший прототипом для главного героя сериала.

Сильвестр

Речь идет о Сергее Тимофееве, известным в криминальном мире как Сильвестр (за некоторое сходство со Сталлоне), который начинал так же, как и «бригадный» Белый. Конечно, в реальности он был не такой гламурный, как герой Сергея Безрукова. Хотя за фигурой следил, занимался спортом.

Эстетический образ «Бригады» вообще во многом напоминает скорее итальянцев из «Крестного отца», чем русских бандитов 1990-х. Отсылы к «Крестному отцу» и к «Однажды в Америке», кстати, еще один прямой намек создателей телесериала. Также на принадлежность к «солцевским» намекает герой командира СОБРа.

В одной из серий троих участников бригады задерживают и показательно везут в лес бойцы этого специального поцразделения. Белов едет к их командиру разобраться, что к чему. И вот за спиной у героя Сергея Гармаша висит карта Московской области с жирно выделенным на ней красным кругом. Если приглядеться и сориентироваться в географии, то в круге можно узнать подмосковный район Солнцево.

Скандальные факты

Давайте еще раз вспомним, в каком году был снят сериал «Бригада». От лихих 90-х эту дату отделял временной промежуток в каких-то 10 лет. В обществе была еще сильна память о братках и «малиновых пиджаках», об уличных перестрелках и переделах рыночных площадей. Фильм в какой-то мере романтизировал бандитизм уходящего века и мог давать неправильные ориентиры для подрастающего поколения. Привлекательный образ преступника решил примерить на себя сын режиссера многосерийной картины – Леонид Сидоров. Парень и его подельники, насмотревшись подвигов четырех киношных друзей, натворили бед, превзошедших по своей жестокости криминальные разборки в «Бригаде». Результат: Леонида Сидорова приговорили к 13 годам лишения свободы за изнасилование, разбойное нападение и убийство.

Сериал оказал роковое влияние на судьбы некоторых подростков

Аукнулась «Бригада» и режиссеру второй части проекта Денису Алексееву. Продюсер фильма Александр Иншаков обвинил его в хищении денег, которые Алексеев якобы присвоил под видом затрат на съемки. В итоге режиссер был приговорен к двум годам лишения свободы условно.

ИНТЕРВЬЮ

О съемочном процессе

«От любого члена группы я требую стопроцентной отдачи, и я имею право, потому что вовлекаюсь в дело на 200 процентов, никогда не отлыниваю. Люди могут быть лучшими или худшими профессионалами, но, если они вовлечены и работают с отдачей – это главное. Кино – коллективное творчество

И, что немаловажно, – это очень физиологическая вещь. Должно состояться единство актеров, режиссера, группы, чтобы получилось нечто, живущее само по себе

Съемочный коллектив – такая сложно организованная итальянская семья, но в этом и есть кайф. Отчасти из-за этого люди и подсаживаются на кино».

Секрет успешного фильма

«Мне кажется, критерий успеха любого киношного продукта — это сочетание искренности, профессионализма и понимания аудитории, на которую нацелен фильм. Если три этих компонента одновременно работают, то любой фильм будет успешным».

О выборе материала

«Я — киплингианец и ницшеанец, и, видимо, более-менее все мои герои с этим связаны. Выбор материала зависит от массы вещей, начиная от суммы гонорара и заканчивая сроками. Но главное – история. Чтобы она торкнула, чтобы ты проснулся и сказал себе: слушай, чувак, я не могу жить, если не сделаю это кино, не потрачу свои бесценные часы и секунды, которых после сорока лет осталось не так много

В кино всегда важно создать новый мир, это ключевая вещь. Телевидение по большей части работает как зеркало, а успешный, интересный, нужный фильм – всегда некая новая реальность

Она может быть и в замкнутом пространстве – другое дело, что здесь не спрячешься за взрывы и прочий трэш, нужно быть реально серьезным режиссером».

Отношение к классике

«Кино – искусство «животное». А хорошая классика – это вещь настолько тонкая и самодостаточная, что переносить, транслировать ее на экран, во-первых, сложно, а во-вторых — нужно всегда очень четко понимать, ради чего ты это сегодня делаешь. Я как филолог вам это говорю! Впрочем, я бы с огромной радостью экранизировал «Хроники» и «Ричарда Третьего» Шекспира именно потому, что только кино позволит дать ощущение атмосферы и времени, и убедить зрителя в достоверности происходящего. Этого не дает ни театр, ни литература».

По материалам сайтов seance.ru, kinoart.ru, forbes.ru, ria.ru, lenta.ru, kinometro.ru, aif.ru, worldpodium.ru, kino-teatr.ru, newizv.ru, aif.ru.

Продюсер

В перестроечные 90-ые, когда начали появляться независимые коммерческие студии, Тодоровский вместе с двумя единомышленниками и друзьями организовали свой продюсерский центр «ТТЛ» (Тодоровский, Толстунов, Ливнев). Дебютной продюсерской работой стала картина «Кикс». Режиссером фильма был Сергей Ливнев.

В 2005 году Тодоровский вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал собственную кинокомпанию «Красная стрела». В этом же году он стал сопродюсером сериала «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Лента сразу же стала популярной, своим выходом рассеяв мрачный миф о невозможности экранизации самого загадочного произведения Булгакова.

Продюсерская работа Валерия Петровича заслуживает особого внимания. В его послужном списке такие шедевры, как сериалы «Каменская», «Женщины в игре без правил», «Бригада», экранизация романа Достоевского «Идиот»  и многие другие.

Среди полнометражных фильмов продюсера Тодоровского стоит выделить картины «Кандагар», «Географ глобус пропил», «Охота на пиранью», «Девять дней до весны», «Поддубный», «Жизнь взаймы»…

В 2016 году Валерий Тодоровский выступил в качестве продюсера сериала «Оптимисты». «Антон Златопольский, который возглавляет телеканал «Россия», обратился ко мне и рассказал, что у него есть некий сценарий, они бы хотели его разработать и впоследствии снять. Он дал мне его почитать, тогда проект назывался «Московское время», и предложил подумать о том, кто бы мог его снять и в каком виде. Дальше мне пришла в голову идея показать это режиссеру Алексею Попогребскому, и он заинтересовался. Потом мы начали доводить до ума сценарий, просидели год — Михаил Идов, Елена Ванина, Саша Васнецова, мой редактор и сам Попогребский. Так этот проект и возник», — рассказывает Валерий.

Моряк

Высоковский появился на свет 24 августа 1963 года в посёлке Ленинский недалеко от космодрома Байконур, на котором в то время работал его отец. Позднее семья будущего актёра переехала в Москву, где Александр поступил в авиационный техникум.

Получив образование, Высоковский пошёл служить на флот, откуда демобилизовался в 1986 году. Вернувшись на «гражданку», он поступил в Щепкинское театральное училище. Впервые Александр появился на экранах, ещё будучи студентом — в 1988 году в драматическом сериале «Белые вороны», где сыграл вернувшегося из Афганистана солдата.

Александр Высоковский в сериале «Белые вороны». Кадр из сериала

В легендарном сериале «Бригада» Высоковский также сыграл солдата, вернувшегося с войны (но уже с другой). Его герой, Максим Карельских, стал телохранителем Саши Белого, рисковал жизнью, защищая его жену (Екатерина Гусева), но в конце предал всех и зарезал Пчёлу (Павел Майков), Космоса (Дмитрий Дюжев) и Фила (Владимир Вдовиченков).

Многие зрители не поняли неожиданную смену линии поведения Макса, поскольку сцены, раскрывающие мотивацию персонажа, были вырезаны при монтаже. Часть этих сцен потом показали при повторном выходе сериала в эфир. Кроме того, они вошли в коллекционное издание «Бригады», вышедшее на DVD. Благодаря им зрители узнали о связи Макса с главным врагом Саши Белого, Владимиром Кавериным (Андрей Панин).

Александр Высоковский в сериале «Бригада». Кадр из сериала

Бригада телесериал

«Бригада» — телесериал не просто про бандитов и бандитские разборки. Это, с одной стороны, социологическая выкладка с погружением в среду, где мы видим структуру организации специфического замкнутого сообщества в первые десять лет новой России.

Саша Белый

С другой стороны, здесь же перед нами предстают российские социальные реалии отношения господства и подчинения, — если угодно, гегелевская диалектика раба и господина. Встречающиеся равные друг другу структуры ведут между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. В конечном итоге кто-то из них, под действием страха, признает господство другого, чтобы выжить.

Это естественный исторический процесс. Так было с первыми мелкими ОПГ по отношению к более крупным. Так стало со всеми ОПГ по отношению к государственной машине, которая руководствовалась такими же способами влияния и подавления, как и сами ОПГ.

Но диалектика в том, что господин является таковым только до тех пор, пока есть раб. Поэтому первостепенная задача господина в том, чтобы поддерживать статус господства за счет существования и жизнеспособности раба и вместе с тем обеспечивать постоянное признание рабом данного статус-кво.

Отчасти об этом рассказывает своему другу адвокат из фильма «Левиафан», говоря, что хамоватый мэр-бандит, видимо, нужен до поры до времени этой власти.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий