Иосиф бродский

Краткая биография. Иосиф Бродский (1940 — 1996)

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. В 1955 году, в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и отношением к советской системе (о чём он позже писал в своих эссе).

29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером, М. Медведевым и А. Иониным. Авторы статьи клеймили Бродского за «паразитический образ жизни».

8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 января 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве.

Вот выдержки из стенограммы заседания суда:

13 марта 1964 года на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан (этапирован под конвоем вместе с уголовными заключёнными) в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская.

За рубежами СССР стихотворения Бродского в то время продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках.

В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на запад дипломатической почтой.

В 1971 году Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.

4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

В июле 1972 года Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподает, с перерывами, до 1980 года. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

«Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают»

Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете — о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста… (Лев Лосев — Поэт на кафедре: Вступление (в кн. Иосиф Бродский: труды и дни

М.: Независимая газета, 1999)

В 1977 году Бродский принимает американское гражданство, в 1980 году окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит свое время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли, университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей».

Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции.

В эмиграции

10 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды — зимой 1964 года — приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. Узнав об этом, Владимир Марамзин предложил ему собрать всё написанное для подготовки самиздатского собрания сочинений. Результатом стало первое и до 1992 года единственное собрание сочинений Иосифа Бродского — разумеется, машинописное. Перед отъездом он успел авторизовать все 4 тома. Избрав эмиграцию, Бродский пытался оттянуть день отъезда, но власти хотели избавиться от неугодного поэта как можно быстрее. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. «Он отнёсся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку… взялся ввести меня в литературные круги». Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времён своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлином, Стивеном Спендером, Шеймасом Хини и Робертом Лоуэллом.

За что и кому присуждается нобелевская премия в области литературы?

С 1901 года Шведская академия языка и литературы присуждает премии, считающиеся наивысшим и лишённым тенденциозности признанием достижений в области искусства слова. Писатель-лауреат должен предстать согласно решения Нобелеского комитета в глазах миллионов людей как несравненный талант или даже гений, который на голову выше других, не снискавших сей верховной и имеющей всемирное значение награды. Но соответствуют ли реальному положению вещей эти представления, прочно укоренившиеся в общественном мнении — а вот здесь возникает вопрос.

Иосиф Бродский — поэт в России практически не известный, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире, что вызвало удивление как в мировой, так и в советской литературной среде.

Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, — французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома? Его не знают, и толком никогда не знали даже в его родной Франции.

И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов, Оскар Уайльд и, конечно же — Лев Толстой!

Когда исследователи знакомятся с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловят себя на мысли, что никогда не слышали четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!

Однако за последние двадцать пять лет шведская академия не заметила в литературе России ничего достойного, кроме награждённого в 1987 году Иосифа Бродского, который к тому времени уже шестнадцать лет жил в США и даже стал сочинять стихи на английском языке.

В связи с кончиной Иосифа Бродского, последовавшей в январе 1996 года, в средствах массовой информации появились своего рода беспрецедентные оценки: «великий русский поэт», «последний великий русский поэт», «Пушкин нашего времени» и т.п. Притом подобные определения подчас изрекали явно малокультурные лица.

Прежде чем рассматривать вопрос о присуждении премии Бродскому, следует сказать, что поэтам особенно «не везло» в коридорах шведской академии. О виднейших русских поэтах (Анненский, Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Маяковский, Гумилев, Хлебников, Клюев, Есенин, Цветаева, Ходасевич, Мандельштам, Георгий Иванов, Ахматова, Заболоцкий, Твардовский и др.) вообще не приходится говорить. Обычно ссылаются на то, что их плохо (или совсем не) знали в Европе, что характеризует компетентность шведских экспертов, и, конечно, подрывает мнение об «авторитетности» самой Нобелевской премии, за рамками которой оказалась одна из богатейших поэтических культур XX века. Ведь единственный русский поэт — Борис Пастернак — стал лауреатом благодаря его вызвавшему громкий идеологический скандал роману.

Самым, на первый взгляд, непонятным было присуждение премии Михаилу Шолохову. Ну, действительно, русский патриот, казак, и его произведение «Тихий Дон» — гордость не только русской литературы, но общечеловеческое достояние. Всё сходится. Не сходится только известная позиция держателей премии и присуждение её самому заслуживающему на тот момент русскому писателю. Что, они там, в Нобелевском комитете, с ума посходили что ли? Нет.

Дело в том, что в пятидесятые-шестидесятые годы Михаил Шолохов был в СССР самым авторитетным писателем и деятелем культуры и неоднократно решался противостоять Хрущёву. Вступал с ним в полемику. И на Западе на него посматривали, как на самого сильного противника не только Хрущёва, но и вообще всей тогдашней системы. И, видимо, решили его подержать именно в этом качестве. И просчитались. Меньше всего дивидендов Запад извлек из присуждения Нобелевской премии Шолохову.

Словом, руководствоваться вердиктами шведской академии при уяснении действительных ценностей поэзии XX века невозможно, что относится и к Иосифу Бродскому.

Представляя лауреата, постоянный секретарь Шведской академии профессор Стуре Аллен начал речь словами:

Краткая речь Стуре Аллена отразила перемены, начавшиеся на востоке Европы.

В конце 1987 года в СССР набирали силу горбачевская «Перестройка» и гласность, что сделало более «гласными» и шведов. Стуре Аллен упомянул конфликт Бродского с советским режимом:

Поэтические бдения

Это был уже 1961 год. Все вышеперечисленное было только внешней канвой жизни. К тому времени Иосиф был уже знаком с Евгением Рейном, другом до последних дней жизни, Сергеем Довлатовым, Булатом Окуджавой

Выступление зимой 1960 года с чтением стихотворения «Еврейское кладбище» на «турнире поэтов» в Ленинграде вызвало скандал, возможно, послуживший первым поводом обратить на него внимание для «компетентных органов». Поэт невероятно много читает

Для советских людей в оттепельные годы стало доступно творчество многих поэтов Европы XX века. Витезслав Незвал, Поль Элюар, Федерико Гарсиа Лорка, многие другие. Они стали для него глотком свежего воздуха в атмосфере страны Советов. Огромное влияние на стилистику и особенно на ритмику поэзии Бродского оказал, конечно, джаз. Но и русская, советская поэзия была близка. Он активно усваивал, перерабатывая, опыт Багрицкого, был поклонником Бориса Слуцкого. Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака назвал в Нобелевской речи в числе избранных, как и Уинстена Одена с Робертом Фростом. В то же время Иосиф начинает самостоятельно изучать английский и польский языки. Отдельного разговора заслуживает, безусловно, его благоговение по отношению к Анне Андреевне Ахматовой.

Иосиф Бродский: биография

Он появился на свет 24 мая (по зодиаку — Близнецы) 1940 г. в еврейской семье, в прекрасном городе на Неве – Ленинграде.

Отец, Александр Ианович Бродский, служил военным фотокорреспондентом. Его возвращение с войны пришлось на 1948 г. Позже он получил работу в фотолаборатории, которая находилась при Военно-Морском музее. В 1950 г. попал под демобилизацию и нашел работу в нескольких местных газетах.

Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером. Родная тетя по материнской линии, Дора Моисеевна Вольперт, выбрала профессию актрисы.

Детские годы Бродского пришлись на тяжелое военное и послевоенное время. Бедность, разруха, блокада и отсутствие отца наложили свой отпечаток на творчество поэта.

В 1955 г., окончив семь классов, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод. Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Иосифа поддержать семью.

Затем он пытался поступить в школу подводников, но безуспешно. В 16 лет загорелся идеей стать хирургом. Месяц работал в морге, анатомировал трупы, но в итоге отказался от медицинской карьеры.

Творчество Бродского

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

В 1960 г. состоялось первое публичное выступление Иосифа. Выступал он со стихотворением «Еврейское кладбище», произведение спровоцировало настоящий скандал.

В том же году у Бродского с его другом, бывшим летчиком, созрел план по захвату самолета, чтобы на нем переправиться за границу СССР. Но в последний момент они передумали, а несколько позднее, его друга Олега Шахматова арестовали. В КГБ он рассказал об этом совместном плане.

Спустя месяц задержали и Бродского, но через двое суток отпустили, взяв «на карандаш».

Ссылка «опасного преступника»

Летом 1961 г. Бродский познакомился с Анной Ахматовой. Спустя год, состоялось знакомство с Надеждой Мандельштам (супругой Осипа Мандельштама). В 1963 г. — с Лидией Чуковской.

В этом же году газета «Вечерний Ленинград» опубликовала статью «Окололитературный трутень». Поэта обвиняли в паразитическом образе жизни.

В 1954 г. по Советскому Союзу прокатилась волна борьбы с тунеядцами. Эта волна накрыла и Бродского. Ведь не имел постоянной работы, живя на скудные гонорары от переводов.

В 1964 г. «благодаря» бдительной ленинградской общественности, против Бродского было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в тунеядстве. Через 5 дней поэта арестовали. Через месяц, находясь в камере, у него случился первый сердечный приступ.

Затем по решению суда он был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. По воспоминаниям поэта, это было самое тяжелое время в его жизни. Экспертиза установила, что пациент способен отбывать наказание.

Поэт был приговорен к 5 годам лишения свободы по статье за тунеядство. Сослали его под конвоем вместе с уголовными заключенными в удаленную деревню под Архангельском. По словам поэта, он был счастлив в этот период своей жизни. Он успел за эти годы изучить английскую поэзию.

Под давлением отечественной и зарубежной общественности, «опасному преступнику» сократили срок наказания. Спустя два года, он вернулся на родину.

Добивались его свободы Ахматова, Чуковская. Письма в защиту Бродского были подписаны Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом и другими.

В СССР стихи Бродского не печатали, они издавались за границей. Гонения продолжались до мая 1972 г. Иосифу Александровичу дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Ему уже доводилось бывать в психбольнице и, по его словам, она была намного страшнее тюрьмы.

Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 г. поэт принял американское гражданство.

Нобелевская премия для «тунеядца»

Вскоре он становится профессором Мичиганского, Нью-йоркского и других университетов страны. Он много путешествует по миру, живет в Лондоне, Стокгольме, Париже, но самым любимым местом на земле становится Венеция, которой посвящено много прекрасных стихов и замечательный прозаический очерк.

В 1987 г. Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Скончался поэт в Нью-Йорке в 1996 г. от сердечного приступа. Ему было 55! Пережитые в течение жизни четыре инфаркта, сделали свое губительное дело.

Похоронен был в Америке. В 1997 г. произошло перезахоронение Бродского в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле, в прекрасной Венеции, которую он очень любил.

Смерть и погребение

Субботним вечером 27 января 1996 года в Нью-Йорке Бродский готовился ехать в Саут-Хэдли и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять с собой. В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, Бродский сказал, что ему нужно ещё поработать, и поднялся к себе в кабинет. Утром, на полу в кабинете его и обнаружила жена. Бродский был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга — двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно — инфаркт, поэт умер в ночь на 28 января 1996 года.

1 февраля 1996 года в Епископальной приходской церкви Благодати (Grace Church) в Бруклин Хайтс, неподалёку от дома Бродского, прошло отпевание. На следующий день состоялось временное захоронение: тело в гробу, обитом металлом, поместили в склеп на кладбище при храме Святой Троицы (Trinity Church Cemetery), на берегу Гудзона, где оно хранилось до 21 июня 1997 года. Присланное телеграммой предложение депутата Государственной Думы РФ Г. В. Старовойтовой похоронить поэта в Петербурге на Васильевском острове было отвергнуто — «это означало бы решить за Бродского вопрос о возвращении на родину». Мемориальная служба состоялась 8 марта на Манхэттене в епископальном соборе Святого Иоанна Богослова. Речей не было. Стихи читали Чеслав Милош, Дерек Уолкотт, Шеймас Хини, Михаил Барышников, Лев Лосев, Энтони Хект, Марк Стрэнд, Розанна Уоррен, Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Томас Венцлова, Анатолий Найман, Яков Гордин, Мария Соццани-Бродская и другие. Звучала музыка Гайдна, Моцарта, Пёрселла. В 1973 году в этом же соборе Бродский был одним из организаторов мемориальной службы памяти Уистена Одена.

Решение вопроса об окончательном месте упокоения поэта заняло больше года. По словам вдовы Бродского Марии: «Идею о похоронах в Венеции высказал один из его друзей. Это город, который, не считая Санкт-Петербурга, Иосиф любил больше всего. Кроме того, рассуждая эгоистически, Италия — моя страна, поэтому было лучше, чтобы мой муж там и был похоронен. Похоронить его в Венеции было проще, чем в других городах, например, в моём родном городе Компиньяно около Лукки. Венеция ближе к России и является более доступным городом». Вероника Шильц и Бенедетта Кравери договорились с властями Венеции о месте на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

21 июня 1997 года на кладбище Сан-Микеле в Венеции состоялось перезахоронение тела Иосифа Бродского. Первоначально тело поэта планировали похоронить на русской половине кладбища между могилами Стравинского и Дягилева, но это оказалось невозможным, поскольку Бродский не был православным. Также отказало в погребении и католическое духовенство. В результате решили похоронить тело в протестантской части кладбища. Место упокоения было отмечено скромным деревянным крестом с именем Joseph Brodsky. Через несколько лет на могиле был установлен надгробный памятник работы художника Владимира Радунского.

За рубежом

В 1972 писателя фактически выслали из страны, предложив: либо немедленный отъезд, либо каземат. В 32 года он покинул родной город, родителей и выехал в Вену. Там он познакомился с величайшим стихотворцем прошлого века Уистеном Оденом. Вместе они побывали в Лондоне и приняли участие в Poetry International.

Затем он перебрался в американский Энн-Арбор, где по протекции издателя Карла Проффера получил место преподавателя в Университете Мичигана. В декабре того же года сбылась мечта его питерской юности – он посетил Венецию.

Впоследствии Бродский не прекращал преподавательскую деятельность – вел лекции и семинары в Колумбийском и Ньюйоркском вузах, в Кембридже, в Сорбонне, в Куинс-колледже и многих других учебных заведениях Великобритании, Канады, Швеции, Италии, Ирландии.

В 1977 вышли его сочинения «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», ознаменовавшие очередной этап его творческой зрелости. Иосиф получил гражданство США, творил на английском эссе, переводил стихи русских поэтов, включая Владимира Набокова. В 1978 он стал членом Американской академии искусств. Правда, ненадолго – в 1987 вышел из данной научной организации, протестуя против членства Евгения Евтушенко (у двух литераторов был давний конфликт; будучи сперва друзьями не разлей вода, позже они рассорились из-за идеологических противоречий).

В 1981 г. он получил «грант для гениев» Мак-Артура, в 1982 появились «Римские элегии», спустя год – «Новые стансы к Августе» и «Мрамор». В 1986 он систематизировал свою прозу и выпустил «Less than one», ставший наилучшим литературно-критическим трудом года и одной из причин присуждения автору Национальной премии литературных критиков. Затем вышла «Урания».

После эмиграции Бродский больше не видел родителей. 11 лет они пытались добиться разрешения на выезд, чтобы навестить сына, но раз за разом получали отказ. Поэту отказали во въезде на территорию СССР, чтобы проводить их в последний путь – в 1983 умерла Мария Моисеевна, в 1984 – Александр Иванович.

В 1987 творчество Бродского уже имело широчайшее признание, и в 47 лет он стал лауреатом главной литературной награды – премии имени Альфреда Нобеля.

В 1990-х годах наконец и в России начали публиковать его произведения, предлагали вернуться, присвоив в знак признательности и за заслуги перед Северной Столицей звание ее Почетного гражданина. Однако все приглашения Бродский неизменно отклонял, отмечая, что «нельзя войти в одну реку дважды, даже если это Нева».

Биография Исаака Бродского

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 года (по новому стилю — 6 января 1884 г.) в деревне Софиевка недалеко от города Бердянска на территории современной Украины. Родители мальчика были евреями, отец занимался сельским хозяйством и торговлей. Первое образование Исаак получил в Бердянске, затем учился в художественном училище Одессы. В 1902 году, как отличник, он без экзаменов поступил в Петербургскую Академию художеств.

Исаак Бродский стал учеником Ильи Репина, с которым долго сохранял дружеские отношения. Он многое перенял у учителя — не в технике, а в отношении к искусству и к творческим задачам художника. Еще в годы учебы молодой живописец приобрел известность как портретист и как пейзажист с особенным «ажурным» стилем рисунка. Из-за еврейского происхождения и симпатий революционным событиям его притесняли в Академии, но некоторые профессора заступались за талантливого ученика. При помощи Репина и Архипа Куинджи он получил стипендию, в затем и право на заграничную поездку.

Художник прожил в Европе несколько лет: сначала посетил Германию и Францию, затем надолго задержался в Испании и Италии. Созданная в тот период картина «Сказка» принесла автору премию Общества поощрения художеств. На полученные средства он съездил на остров Капри, где познакомился и подружился с Максимом Горьким.

Октябрьскую революцию 1917 года Исаак Бродский воспринял с воодушевлением. С этого момента одной из главных тем в его творчестве становятся портреты советских вождей и большевистских лидеров. Также он создавал монументальные работы на историко-революционную тему. Власти любили и ценили художника: он первым получил орден Ленина, а затем Сталинскую премию. Когда эксперименты авангардистов были отвергнуты, Бродский возглавил Всероссийскую Академию художеств. Он восстановил традиционную систему образования и утвердил основы идеологического контроля в искусстве.

Умер художник 14 августа 1939 года. Он был дважды женат, в первом браке родилось двое детей. После распада СССР его творчество стали забывать, но сейчас интерес возвращается. Ценят Исаака Бродского не только как талантливого живописца, но и как увлеченного коллекционера. За свою жизнь он собрал около тысячи произведений лучших русских мастеров, начиная с полученных в студенческие годы работ Ильи Репина.

Карьера поэта

По утверждению самого Иосифа Александровича, он начал сочинять стихотворения только в возрасте восемнадцати лет. Познакомившись с такими видными поэтами, как Цветаева, Баратынский и Мандельштам, он настолько проникся творчеством и писательством, что захотел непременно попробовать создать произведение самостоятельно. Первыми творениями начинающего поэта стали такие стихотворения, как «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» и «Пилигримы», которые были написаны в очень музыкальном и лиричном настроении.

14 февраля 1960 года Иосиф Бродский участвует в своём первом публичном мероприятии с участием самых видных писателей и поэтов. «Турнир поэтов» – именно так называется мероприятие – проходит в ленинградском Дворце культуры имени Горького, куда съезжаются талантливые люди со всей страны. Именно там начинающий поэт Бродский выступает на одной сцене с такими личностями, как Кушнер, Соснор, Горбовский и многие другие. Для «турнира поэтов» он выбирает стихотворение «Еврейское кладбище», после прочтения которого мнения широкой публики кардинально расходятся. Одни видят в Бродском талантливого человека, которому есть дело до судьбы родины, другие же обвиняют его в богохульстве и расточительстве, а также в отсутствие всякого мастерства и поэтического таланта.

В 1960 году Иосиф совершает туристическую поездку в один из древних городов Узбекистана – Самарканд. Здесь он планирует не только увидеть восточные достопримечательности, но и, быть может, найти в них вдохновение к созданию новых стихотворений. Во время поездки Бродский знакомится с Олегом Шахматовым – революционно настроенным мужчиной, который после прочтения стихов Иосифа не скрывает своего благоговения и почитания поэта. Молодые люди даже пытаются разработать план побега за границу, поскольку на родине Бродский своего будущего не видит, но всё остается на словах, а Шахматов в скором времени исчезает из жизни Иосифа.

Явный поэтический талант и способности Бродского воспринимались положительно далеко не всеми. К 1963 году на страницах газеты «Вечерний Ленинград» выходит негативная рецензия не только на стихотворения Бродского, но и на саму личность поэта. В статье приводится несколько строк его последних творений, из которых складывается фраза, взбудоражившая общественность – «люблю я родину чужую». После этого литераторам и критикам становится ясно, что в скором времени на Бродского начнутся гонения, хотя сам автор подобных взглядов не разделяет и продолжает сочинять стихотворения.

Спустя год опасения оправдываются – в той же газете печатают жалобу с просьбой наказать «тунеядца Бродского», после чего поэта арестовывают и сажают в тюрьму, где у него происходит сердечный приступ. Именно он становится первой серьезной проблемой со здоровьем Иосифа, о которой он упоминает в таких стихотворениях, как «Что мне сказать о жизни? Что оказалась длинной» и «Здравствуй, моё старение!». К слову, оба произведения были написаны Бродским в 30 лет.

Творчество – взлёты и падения

Первые стихи датированы 1956-1957 годом, хотя сам поэт считал стартом творчества 1958 год. Из первых работ отметим «Рождественский романс», в котором на фоне наивности отрока чувствуется и толика таланта, и собственный подчерк.

Из признанных поэтов влияние на Бродского оказывает творчество Цветаевой и Пастернака, оставил след и Мандельштам, который уже растворился в советской машине репрессий. Среди друзей молодые поэты – Рейн, Бобишев и Горбовский.

Становление автора «Одиночества» прошло в литературном объединении при питерской молодёжной газете, где печатался поэт, параллельно работая на разных местах. В 1965 году Бродский увольняется с последнего места работы, так как решает, что должен на 100% посвятить себя творчеству.

Это значимый поворот в биографии Бродского, так как в это время нельзя было быть настолько свободным – все должны были работать на благо Родины. Отсюда начинается уголовное преследование, и Иосиф получает за тунеядство ссылку на пять лет. Полностью отбыть в ссылке 5 лет не вышло – срок скостили по ходатайству известных в СССР людей- Ахматовой, Маршака и Паустовского.

Ссылка закончилась, но публиковать стихи поэту не дают, спасал только самиздат, но он не был точкой стремления Бродского. За всё время в СССР опубликовано только 4 стихотворения. Спасли «враги американцы», где в 1965 и 1970 году вышло два сборника поэта, но это лишь накалило отношения Бродского и власти, что и привело к иммиграции в 1972 году.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Иосиф бродский

Краткая биография. Иосиф Бродский (1940 — 1996)

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. В 1955 году, в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и отношением к советской системе (о чём он позже писал в своих эссе).

29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером, М. Медведевым и А. Иониным. Авторы статьи клеймили Бродского за «паразитический образ жизни».

8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 января 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве.

Вот выдержки из стенограммы заседания суда:

13 марта 1964 года на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан (этапирован под конвоем вместе с уголовными заключёнными) в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская.

За рубежами СССР стихотворения Бродского в то время продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках.

В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на запад дипломатической почтой.

В 1971 году Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.

4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

В июле 1972 года Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподает, с перерывами, до 1980 года. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

«Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают»

Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете — о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста… (Лев Лосев — Поэт на кафедре: Вступление (в кн. Иосиф Бродский: труды и дни

М.: Независимая газета, 1999)

В 1977 году Бродский принимает американское гражданство, в 1980 году окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит свое время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли, университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей».

Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции.

В эмиграции

10 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды — зимой 1964 года — приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. Узнав об этом, Владимир Марамзин предложил ему собрать всё написанное для подготовки самиздатского собрания сочинений. Результатом стало первое и до 1992 года единственное собрание сочинений Иосифа Бродского — разумеется, машинописное. Перед отъездом он успел авторизовать все 4 тома. Избрав эмиграцию, Бродский пытался оттянуть день отъезда, но власти хотели избавиться от неугодного поэта как можно быстрее. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. «Он отнёсся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку… взялся ввести меня в литературные круги». Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времён своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлином, Стивеном Спендером, Шеймасом Хини и Робертом Лоуэллом.

За что и кому присуждается нобелевская премия в области литературы?

С 1901 года Шведская академия языка и литературы присуждает премии, считающиеся наивысшим и лишённым тенденциозности признанием достижений в области искусства слова. Писатель-лауреат должен предстать согласно решения Нобелеского комитета в глазах миллионов людей как несравненный талант или даже гений, который на голову выше других, не снискавших сей верховной и имеющей всемирное значение награды. Но соответствуют ли реальному положению вещей эти представления, прочно укоренившиеся в общественном мнении — а вот здесь возникает вопрос.

Иосиф Бродский — поэт в России практически не известный, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире, что вызвало удивление как в мировой, так и в советской литературной среде.

Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, — французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома? Его не знают, и толком никогда не знали даже в его родной Франции.

И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов, Оскар Уайльд и, конечно же — Лев Толстой!

Когда исследователи знакомятся с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловят себя на мысли, что никогда не слышали четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!

Однако за последние двадцать пять лет шведская академия не заметила в литературе России ничего достойного, кроме награждённого в 1987 году Иосифа Бродского, который к тому времени уже шестнадцать лет жил в США и даже стал сочинять стихи на английском языке.

В связи с кончиной Иосифа Бродского, последовавшей в январе 1996 года, в средствах массовой информации появились своего рода беспрецедентные оценки: «великий русский поэт», «последний великий русский поэт», «Пушкин нашего времени» и т.п. Притом подобные определения подчас изрекали явно малокультурные лица.

Прежде чем рассматривать вопрос о присуждении премии Бродскому, следует сказать, что поэтам особенно «не везло» в коридорах шведской академии. О виднейших русских поэтах (Анненский, Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Маяковский, Гумилев, Хлебников, Клюев, Есенин, Цветаева, Ходасевич, Мандельштам, Георгий Иванов, Ахматова, Заболоцкий, Твардовский и др.) вообще не приходится говорить. Обычно ссылаются на то, что их плохо (или совсем не) знали в Европе, что характеризует компетентность шведских экспертов, и, конечно, подрывает мнение об «авторитетности» самой Нобелевской премии, за рамками которой оказалась одна из богатейших поэтических культур XX века. Ведь единственный русский поэт — Борис Пастернак — стал лауреатом благодаря его вызвавшему громкий идеологический скандал роману.

Самым, на первый взгляд, непонятным было присуждение премии Михаилу Шолохову. Ну, действительно, русский патриот, казак, и его произведение «Тихий Дон» — гордость не только русской литературы, но общечеловеческое достояние. Всё сходится. Не сходится только известная позиция держателей премии и присуждение её самому заслуживающему на тот момент русскому писателю. Что, они там, в Нобелевском комитете, с ума посходили что ли? Нет.

Дело в том, что в пятидесятые-шестидесятые годы Михаил Шолохов был в СССР самым авторитетным писателем и деятелем культуры и неоднократно решался противостоять Хрущёву. Вступал с ним в полемику. И на Западе на него посматривали, как на самого сильного противника не только Хрущёва, но и вообще всей тогдашней системы. И, видимо, решили его подержать именно в этом качестве. И просчитались. Меньше всего дивидендов Запад извлек из присуждения Нобелевской премии Шолохову.

Словом, руководствоваться вердиктами шведской академии при уяснении действительных ценностей поэзии XX века невозможно, что относится и к Иосифу Бродскому.

Представляя лауреата, постоянный секретарь Шведской академии профессор Стуре Аллен начал речь словами:

Краткая речь Стуре Аллена отразила перемены, начавшиеся на востоке Европы.

В конце 1987 года в СССР набирали силу горбачевская «Перестройка» и гласность, что сделало более «гласными» и шведов. Стуре Аллен упомянул конфликт Бродского с советским режимом:

Поэтические бдения

Это был уже 1961 год. Все вышеперечисленное было только внешней канвой жизни. К тому времени Иосиф был уже знаком с Евгением Рейном, другом до последних дней жизни, Сергеем Довлатовым, Булатом Окуджавой

Выступление зимой 1960 года с чтением стихотворения «Еврейское кладбище» на «турнире поэтов» в Ленинграде вызвало скандал, возможно, послуживший первым поводом обратить на него внимание для «компетентных органов». Поэт невероятно много читает

Для советских людей в оттепельные годы стало доступно творчество многих поэтов Европы XX века. Витезслав Незвал, Поль Элюар, Федерико Гарсиа Лорка, многие другие. Они стали для него глотком свежего воздуха в атмосфере страны Советов. Огромное влияние на стилистику и особенно на ритмику поэзии Бродского оказал, конечно, джаз. Но и русская, советская поэзия была близка. Он активно усваивал, перерабатывая, опыт Багрицкого, был поклонником Бориса Слуцкого. Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака назвал в Нобелевской речи в числе избранных, как и Уинстена Одена с Робертом Фростом. В то же время Иосиф начинает самостоятельно изучать английский и польский языки. Отдельного разговора заслуживает, безусловно, его благоговение по отношению к Анне Андреевне Ахматовой.

Иосиф Бродский: биография

Он появился на свет 24 мая (по зодиаку — Близнецы) 1940 г. в еврейской семье, в прекрасном городе на Неве – Ленинграде.

Отец, Александр Ианович Бродский, служил военным фотокорреспондентом. Его возвращение с войны пришлось на 1948 г. Позже он получил работу в фотолаборатории, которая находилась при Военно-Морском музее. В 1950 г. попал под демобилизацию и нашел работу в нескольких местных газетах.

Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером. Родная тетя по материнской линии, Дора Моисеевна Вольперт, выбрала профессию актрисы.

Детские годы Бродского пришлись на тяжелое военное и послевоенное время. Бедность, разруха, блокада и отсутствие отца наложили свой отпечаток на творчество поэта.

В 1955 г., окончив семь классов, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод. Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Иосифа поддержать семью.

Затем он пытался поступить в школу подводников, но безуспешно. В 16 лет загорелся идеей стать хирургом. Месяц работал в морге, анатомировал трупы, но в итоге отказался от медицинской карьеры.

Творчество Бродского

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

В 1960 г. состоялось первое публичное выступление Иосифа. Выступал он со стихотворением «Еврейское кладбище», произведение спровоцировало настоящий скандал.

В том же году у Бродского с его другом, бывшим летчиком, созрел план по захвату самолета, чтобы на нем переправиться за границу СССР. Но в последний момент они передумали, а несколько позднее, его друга Олега Шахматова арестовали. В КГБ он рассказал об этом совместном плане.

Спустя месяц задержали и Бродского, но через двое суток отпустили, взяв «на карандаш».

Ссылка «опасного преступника»

Летом 1961 г. Бродский познакомился с Анной Ахматовой. Спустя год, состоялось знакомство с Надеждой Мандельштам (супругой Осипа Мандельштама). В 1963 г. — с Лидией Чуковской.

В этом же году газета «Вечерний Ленинград» опубликовала статью «Окололитературный трутень». Поэта обвиняли в паразитическом образе жизни.

В 1954 г. по Советскому Союзу прокатилась волна борьбы с тунеядцами. Эта волна накрыла и Бродского. Ведь не имел постоянной работы, живя на скудные гонорары от переводов.

В 1964 г. «благодаря» бдительной ленинградской общественности, против Бродского было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в тунеядстве. Через 5 дней поэта арестовали. Через месяц, находясь в камере, у него случился первый сердечный приступ.

Затем по решению суда он был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. По воспоминаниям поэта, это было самое тяжелое время в его жизни. Экспертиза установила, что пациент способен отбывать наказание.

Поэт был приговорен к 5 годам лишения свободы по статье за тунеядство. Сослали его под конвоем вместе с уголовными заключенными в удаленную деревню под Архангельском. По словам поэта, он был счастлив в этот период своей жизни. Он успел за эти годы изучить английскую поэзию.

Под давлением отечественной и зарубежной общественности, «опасному преступнику» сократили срок наказания. Спустя два года, он вернулся на родину.

Добивались его свободы Ахматова, Чуковская. Письма в защиту Бродского были подписаны Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом и другими.

В СССР стихи Бродского не печатали, они издавались за границей. Гонения продолжались до мая 1972 г. Иосифу Александровичу дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Ему уже доводилось бывать в психбольнице и, по его словам, она была намного страшнее тюрьмы.

Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 г. поэт принял американское гражданство.

Нобелевская премия для «тунеядца»

Вскоре он становится профессором Мичиганского, Нью-йоркского и других университетов страны. Он много путешествует по миру, живет в Лондоне, Стокгольме, Париже, но самым любимым местом на земле становится Венеция, которой посвящено много прекрасных стихов и замечательный прозаический очерк.

В 1987 г. Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Скончался поэт в Нью-Йорке в 1996 г. от сердечного приступа. Ему было 55! Пережитые в течение жизни четыре инфаркта, сделали свое губительное дело.

Похоронен был в Америке. В 1997 г. произошло перезахоронение Бродского в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле, в прекрасной Венеции, которую он очень любил.

Смерть и погребение

Субботним вечером 27 января 1996 года в Нью-Йорке Бродский готовился ехать в Саут-Хэдли и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять с собой. В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, Бродский сказал, что ему нужно ещё поработать, и поднялся к себе в кабинет. Утром, на полу в кабинете его и обнаружила жена. Бродский был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга — двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно — инфаркт, поэт умер в ночь на 28 января 1996 года.

1 февраля 1996 года в Епископальной приходской церкви Благодати (Grace Church) в Бруклин Хайтс, неподалёку от дома Бродского, прошло отпевание. На следующий день состоялось временное захоронение: тело в гробу, обитом металлом, поместили в склеп на кладбище при храме Святой Троицы (Trinity Church Cemetery), на берегу Гудзона, где оно хранилось до 21 июня 1997 года. Присланное телеграммой предложение депутата Государственной Думы РФ Г. В. Старовойтовой похоронить поэта в Петербурге на Васильевском острове было отвергнуто — «это означало бы решить за Бродского вопрос о возвращении на родину». Мемориальная служба состоялась 8 марта на Манхэттене в епископальном соборе Святого Иоанна Богослова. Речей не было. Стихи читали Чеслав Милош, Дерек Уолкотт, Шеймас Хини, Михаил Барышников, Лев Лосев, Энтони Хект, Марк Стрэнд, Розанна Уоррен, Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Томас Венцлова, Анатолий Найман, Яков Гордин, Мария Соццани-Бродская и другие. Звучала музыка Гайдна, Моцарта, Пёрселла. В 1973 году в этом же соборе Бродский был одним из организаторов мемориальной службы памяти Уистена Одена.

Решение вопроса об окончательном месте упокоения поэта заняло больше года. По словам вдовы Бродского Марии: «Идею о похоронах в Венеции высказал один из его друзей. Это город, который, не считая Санкт-Петербурга, Иосиф любил больше всего. Кроме того, рассуждая эгоистически, Италия — моя страна, поэтому было лучше, чтобы мой муж там и был похоронен. Похоронить его в Венеции было проще, чем в других городах, например, в моём родном городе Компиньяно около Лукки. Венеция ближе к России и является более доступным городом». Вероника Шильц и Бенедетта Кравери договорились с властями Венеции о месте на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

21 июня 1997 года на кладбище Сан-Микеле в Венеции состоялось перезахоронение тела Иосифа Бродского. Первоначально тело поэта планировали похоронить на русской половине кладбища между могилами Стравинского и Дягилева, но это оказалось невозможным, поскольку Бродский не был православным. Также отказало в погребении и католическое духовенство. В результате решили похоронить тело в протестантской части кладбища. Место упокоения было отмечено скромным деревянным крестом с именем Joseph Brodsky. Через несколько лет на могиле был установлен надгробный памятник работы художника Владимира Радунского.

За рубежом

В 1972 писателя фактически выслали из страны, предложив: либо немедленный отъезд, либо каземат. В 32 года он покинул родной город, родителей и выехал в Вену. Там он познакомился с величайшим стихотворцем прошлого века Уистеном Оденом. Вместе они побывали в Лондоне и приняли участие в Poetry International.

Затем он перебрался в американский Энн-Арбор, где по протекции издателя Карла Проффера получил место преподавателя в Университете Мичигана. В декабре того же года сбылась мечта его питерской юности – он посетил Венецию.

Впоследствии Бродский не прекращал преподавательскую деятельность – вел лекции и семинары в Колумбийском и Ньюйоркском вузах, в Кембридже, в Сорбонне, в Куинс-колледже и многих других учебных заведениях Великобритании, Канады, Швеции, Италии, Ирландии.

В 1977 вышли его сочинения «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», ознаменовавшие очередной этап его творческой зрелости. Иосиф получил гражданство США, творил на английском эссе, переводил стихи русских поэтов, включая Владимира Набокова. В 1978 он стал членом Американской академии искусств. Правда, ненадолго – в 1987 вышел из данной научной организации, протестуя против членства Евгения Евтушенко (у двух литераторов был давний конфликт; будучи сперва друзьями не разлей вода, позже они рассорились из-за идеологических противоречий).

В 1981 г. он получил «грант для гениев» Мак-Артура, в 1982 появились «Римские элегии», спустя год – «Новые стансы к Августе» и «Мрамор». В 1986 он систематизировал свою прозу и выпустил «Less than one», ставший наилучшим литературно-критическим трудом года и одной из причин присуждения автору Национальной премии литературных критиков. Затем вышла «Урания».

После эмиграции Бродский больше не видел родителей. 11 лет они пытались добиться разрешения на выезд, чтобы навестить сына, но раз за разом получали отказ. Поэту отказали во въезде на территорию СССР, чтобы проводить их в последний путь – в 1983 умерла Мария Моисеевна, в 1984 – Александр Иванович.

В 1987 творчество Бродского уже имело широчайшее признание, и в 47 лет он стал лауреатом главной литературной награды – премии имени Альфреда Нобеля.

В 1990-х годах наконец и в России начали публиковать его произведения, предлагали вернуться, присвоив в знак признательности и за заслуги перед Северной Столицей звание ее Почетного гражданина. Однако все приглашения Бродский неизменно отклонял, отмечая, что «нельзя войти в одну реку дважды, даже если это Нева».

Биография Исаака Бродского

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 года (по новому стилю — 6 января 1884 г.) в деревне Софиевка недалеко от города Бердянска на территории современной Украины. Родители мальчика были евреями, отец занимался сельским хозяйством и торговлей. Первое образование Исаак получил в Бердянске, затем учился в художественном училище Одессы. В 1902 году, как отличник, он без экзаменов поступил в Петербургскую Академию художеств.

Исаак Бродский стал учеником Ильи Репина, с которым долго сохранял дружеские отношения. Он многое перенял у учителя — не в технике, а в отношении к искусству и к творческим задачам художника. Еще в годы учебы молодой живописец приобрел известность как портретист и как пейзажист с особенным «ажурным» стилем рисунка. Из-за еврейского происхождения и симпатий революционным событиям его притесняли в Академии, но некоторые профессора заступались за талантливого ученика. При помощи Репина и Архипа Куинджи он получил стипендию, в затем и право на заграничную поездку.

Художник прожил в Европе несколько лет: сначала посетил Германию и Францию, затем надолго задержался в Испании и Италии. Созданная в тот период картина «Сказка» принесла автору премию Общества поощрения художеств. На полученные средства он съездил на остров Капри, где познакомился и подружился с Максимом Горьким.

Октябрьскую революцию 1917 года Исаак Бродский воспринял с воодушевлением. С этого момента одной из главных тем в его творчестве становятся портреты советских вождей и большевистских лидеров. Также он создавал монументальные работы на историко-революционную тему. Власти любили и ценили художника: он первым получил орден Ленина, а затем Сталинскую премию. Когда эксперименты авангардистов были отвергнуты, Бродский возглавил Всероссийскую Академию художеств. Он восстановил традиционную систему образования и утвердил основы идеологического контроля в искусстве.

Умер художник 14 августа 1939 года. Он был дважды женат, в первом браке родилось двое детей. После распада СССР его творчество стали забывать, но сейчас интерес возвращается. Ценят Исаака Бродского не только как талантливого живописца, но и как увлеченного коллекционера. За свою жизнь он собрал около тысячи произведений лучших русских мастеров, начиная с полученных в студенческие годы работ Ильи Репина.

Карьера поэта

По утверждению самого Иосифа Александровича, он начал сочинять стихотворения только в возрасте восемнадцати лет. Познакомившись с такими видными поэтами, как Цветаева, Баратынский и Мандельштам, он настолько проникся творчеством и писательством, что захотел непременно попробовать создать произведение самостоятельно. Первыми творениями начинающего поэта стали такие стихотворения, как «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» и «Пилигримы», которые были написаны в очень музыкальном и лиричном настроении.

14 февраля 1960 года Иосиф Бродский участвует в своём первом публичном мероприятии с участием самых видных писателей и поэтов. «Турнир поэтов» – именно так называется мероприятие – проходит в ленинградском Дворце культуры имени Горького, куда съезжаются талантливые люди со всей страны. Именно там начинающий поэт Бродский выступает на одной сцене с такими личностями, как Кушнер, Соснор, Горбовский и многие другие. Для «турнира поэтов» он выбирает стихотворение «Еврейское кладбище», после прочтения которого мнения широкой публики кардинально расходятся. Одни видят в Бродском талантливого человека, которому есть дело до судьбы родины, другие же обвиняют его в богохульстве и расточительстве, а также в отсутствие всякого мастерства и поэтического таланта.

В 1960 году Иосиф совершает туристическую поездку в один из древних городов Узбекистана – Самарканд. Здесь он планирует не только увидеть восточные достопримечательности, но и, быть может, найти в них вдохновение к созданию новых стихотворений. Во время поездки Бродский знакомится с Олегом Шахматовым – революционно настроенным мужчиной, который после прочтения стихов Иосифа не скрывает своего благоговения и почитания поэта. Молодые люди даже пытаются разработать план побега за границу, поскольку на родине Бродский своего будущего не видит, но всё остается на словах, а Шахматов в скором времени исчезает из жизни Иосифа.

Явный поэтический талант и способности Бродского воспринимались положительно далеко не всеми. К 1963 году на страницах газеты «Вечерний Ленинград» выходит негативная рецензия не только на стихотворения Бродского, но и на саму личность поэта. В статье приводится несколько строк его последних творений, из которых складывается фраза, взбудоражившая общественность – «люблю я родину чужую». После этого литераторам и критикам становится ясно, что в скором времени на Бродского начнутся гонения, хотя сам автор подобных взглядов не разделяет и продолжает сочинять стихотворения.

Спустя год опасения оправдываются – в той же газете печатают жалобу с просьбой наказать «тунеядца Бродского», после чего поэта арестовывают и сажают в тюрьму, где у него происходит сердечный приступ. Именно он становится первой серьезной проблемой со здоровьем Иосифа, о которой он упоминает в таких стихотворениях, как «Что мне сказать о жизни? Что оказалась длинной» и «Здравствуй, моё старение!». К слову, оба произведения были написаны Бродским в 30 лет.

Творчество – взлёты и падения

Первые стихи датированы 1956-1957 годом, хотя сам поэт считал стартом творчества 1958 год. Из первых работ отметим «Рождественский романс», в котором на фоне наивности отрока чувствуется и толика таланта, и собственный подчерк.

Из признанных поэтов влияние на Бродского оказывает творчество Цветаевой и Пастернака, оставил след и Мандельштам, который уже растворился в советской машине репрессий. Среди друзей молодые поэты – Рейн, Бобишев и Горбовский.

Становление автора «Одиночества» прошло в литературном объединении при питерской молодёжной газете, где печатался поэт, параллельно работая на разных местах. В 1965 году Бродский увольняется с последнего места работы, так как решает, что должен на 100% посвятить себя творчеству.

Это значимый поворот в биографии Бродского, так как в это время нельзя было быть настолько свободным – все должны были работать на благо Родины. Отсюда начинается уголовное преследование, и Иосиф получает за тунеядство ссылку на пять лет. Полностью отбыть в ссылке 5 лет не вышло – срок скостили по ходатайству известных в СССР людей- Ахматовой, Маршака и Паустовского.

Ссылка закончилась, но публиковать стихи поэту не дают, спасал только самиздат, но он не был точкой стремления Бродского. За всё время в СССР опубликовано только 4 стихотворения. Спасли «враги американцы», где в 1965 и 1970 году вышло два сборника поэта, но это лишь накалило отношения Бродского и власти, что и привело к иммиграции в 1972 году.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий