Краткая биография валерия брюсова

Личная жизнь

Женщины в судьбе Валерия Брюсова играли немаловажную роль. Эротические фантазии по собственному признанию преследовали его едва ли не с раннего детства. Первое серьезное чувство настигло поэта ещё в студенческие годы. Однако роман был недолгим. Избранница поэта, Елена Краскова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы. Ушедшей возлюбленной Брюсов посвятил множество проникновенных стихотворений, а в последних главах повести «Моя юность» девушка представлена в образе Нины. Почти сразу после смерти Елены Валерий Яковлевич сблизился с актрисой Натальей Дарузес (Талей), с которой вместе выступал в любительских спектаклях. Девушка сама призналась Брюсову в любви, но не встретила ответного чувства, и вскоре любовники расстались.

28 сентября 1897 г. Валерий Яковлевич женился на Иоанне Матвеевне Рунт, тихой и немногословной гувернантке своих сестёр, дочери обрусевшего чеха. Супругу своего приятеля З. Гиппиус ехидно называла «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной». Решение жениться на гувернантке поэт принял спонтанно, увидев, как та яро защищает его рукописи от прибиравшей в доме нянюшки Секлетиньи, и, по всей видимости, ни разу не пожалел об этом. Свою избранницу Брюсов ласково величал Эдой и вспоминал о времени, проведенном с ней, как о самом светлом в жизни. В свою очередь Иоанна Матвеевна трепетно относилась к творчеству супруга и стоически терпела его походы на сторону. А донжуанский список Брюсова был и впрямь весьма внушителен: сам поэт насчитывал в нем не то 13, не то 14 имён.

В 1904 г. у поэта случился роман с Ниной Петровской. Экзальтированная писательница обратилась к Брюсову за помощью, чтобы при помощи магии вернуть любовь поэта Андрея Белого. Со временем образ бывшего любовника поблек, и Петровская воспылала страстью к Брюсову. Отношения внутри «любовного треугольника» вдохновили поэта на создание романа «Огненный ангел», в котором Нина выведена под именем Ренаты. Отношения закончились в 1908 г. К тому времени «Огненный ангел» был дописан, а Валерию Яковлевичу смертельно наскучили истерики Петровской, и он безжалостно с ней порвал. Петровская уехала заграницу, писала поэту письма, но Брюсов остался глух к её мольбам. В эмиграции Нина пристрастилась к вину и наркотикам, жила в нищете и, наконец, покончила с собой в одной из парижских ночлежек.

Трагедией закончилась и связь поэта с поэтессой Надеждой Львовой, которой посвящена книга-мистификация «Стихи Нелли». Несчастная застрелилась из подаренного поэтом револьвера, едва между ними наметился разрыв. Узнав об этом Брюсов спешно отбыл в Петербург, а затем в Ригу, в санаторий. Заминать дело о причастности поэта к самоубийству Львовой пришлось верной Иоанне-Эде.

Основатель русского символизма

Роль Брюсова в возникновении и всем жизненном цикле русского символизма и модернизма трудно переоценить. Он совершенно справедливо считается одним из главных основателей этих течений в российской литературе. Влияние его творчества было огромно — оно породило большое число подражателей, старавшихся как можно точнее воспроизводить мелодию его стихов.

Брюсов был бессменным руководителем научно-литературного журнала «Весы», выходившего с 1904 г. по 1909 г., и бывшего главным печатным изданием российских символистов. Вместе с ним в разное время сотрудничали А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок, З. Гиппиус, Н. Гумилев, В. Розанов и другие известные поэты.

Первый литературный опыт

Уже в тринадцатилетнем возрасте Валерий был уверен, что станет известным поэтом. Обучаясь в гимназии Креймана, молодой Брюсов стихи пишет довольно неплохие и выпускает рукописный журнал. В то же время случился его первый опыт в сочинении прозы. Правда, ранние рассказы были немного угловаты.

Будучи подростком, Брюсов страстно увлечен поэзией Некрасова и Надсона. Позднее с той же страстью он зачитывается произведениями Малларме, Верлена и Бодлера, которые открыли юному поэту мир французского символизма.

Под псевдонимом Валерий Маслов в 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», где под разными псевдонимами он размещает свои стихи. Наряду со стихами Брюсов включил в сборники произведения своего друга А. А. Миропольского и любителя опиума, поэта-мистика А. М. Добролюбова. Сборники были осмеяны критиками, но это не отвратило Брюсова от написания стихов в духе символизма, а скорее, наоборот.

Факты из жизни Брюсова

В.Брюсов был внуком известного поэта-баснописца И.Бакулина. Дедушка Валерия Яковлевича был откупившимся крепостным, который после реформы Александра II открыл в Москве торговое дело.
Отец Брюсова любил играть на тотализаторе. Все свободные деньги он тратил на свое хобби.
Уже с тринадцати лет Брюсов знал, что его будущее связано с литературой.
В школе Валерий отличался высоким интеллектом. За это его первое время нещадно третировали однокашники. И только потом, когда юный Брюсов поразил их своим умением пересказывать книги целиком, неприязнь сверстников сменилась уважением.
Поэт увлекался коллекционированием почтовых марок. Особенно его интересовало колониальное прошлое европейских стран

Позже Брюсов стал почетным членом Всероссийского общества филателистов.
С отроческих лет Брюсов увлекался не только литературой, но и математикой.
Знакомясь с фактами биографии великого поэта, важно знать, что в ранней юности он благоговел перед Н.Некрасовым. После поступления в университет, Брюсов открыл для себя французских символистов – Малларме, Бодлера, Верлена.
Во второй половине 1890 гг

поэт познакомился с выдающимися отечественными символистами. В их числе был К.Д. Бальмонт. Успех у читателя принес ему сборник “Граду и миру”.

После выхода в свет стихов, Брюсов стал считаться наиболее значимым российским символистом.
В начале XX века Валерий Яковлевич стал занимать пост редактора отечественного символистского журнала “Весы”.
Брюсов прожил в Москве пятьдесят с небольшим лет.
На работу в редакцию поэт всегда ходил пешком. На вопрос, почему он не приезжает на извозчике, он отвечал, что только пешая ходьба помогает ему сосредоточиться на сочинении стихов.
Валерий Яковлевич был выдающимся переводчиком. Он открыл российскому читателю произведения Гюго, Байрона, Метерлинка, Верлена, Уайльда.
Брюсов был “народным поэтом Армении”. Это почетное звание присудили ему после того, как он перевел книгу “Поезия Армении с древнейших времен до наших дней”. Поэт осуждал геноцид армян, за что пользовался особым уважением этого народа.
Когда началась Первая мировая война, поэт издал сборник патриотических стихотворений. Они получили отклик в обществе.
У Брюсова были сложные отношения с читателями. Являясь преданными поклонниками его литературного гения, они тем не менее скептически отнеслись к его авангардным экспериментам, к которым он прибегнул в начале двадцатых.
Поэт был завсегдатаем “Кафе Грека”.

Как утверждают очевидцы, он с интересом прислушивался к разговорам, что-то записывал и с наслаждением смаковал ликер.
Брюсов интересные факты из жизни которого были достаточно оригинальными, по свидетельству близкого друга поэта, В.Ходасевича, с 1908 г. принимал морфий. Он долгое время старался избавиться от губительной привычки, но в итоге все закончилось тем, что он стал употреблять еще и героин.
В девятнадцатилетнем возрасте поэт сильно увлекся Е.Масловой. Болезненная, некрасивая девушка была старше его на шесть лет и меньше всего подходила на роль музы. Но Брюсов был верен своей “прекрасной даме”. Их отношения продлились несколько лет. Они были прерваны смертью Е.Масловой от оспы.
Брюсов связал себя узами брака с И.М.Рунт – гувернанткой, которая работала в его доме. Валерий Яковлевич очень любил жену, но не переставал увлекаться другими женщинами. Их двадцатичетырехлетний брак был бездетным.
Особую роль в жизни Брюсова сыграла поэт Н.Петровская. Их бурный роман закончился трагически – возлюбленная Валерия Яковлевича покончила с собой. Она стала прототипом главной героини “Огненного Ангела”. Брюсов называл ее “много любившей и от любви погибшей”.
В 1901 г. произошел разрыв Брюсова с К.Бальмонтом. Его поэзию Валерий Яковлевич называл “остывшей золой”.
Брюсов был сложным человеком. По мнению единственного близкого друга поэта, В.Ходасевича, он был едва ли не мизантропом, поскольку “не любил и не уважал людей”.

Основные черты творчества Брюсова[править]

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии извращённой половой любви есть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (так, например, из уст куртизанки с «эгоистической душой» исходят стихи, образовавшие целую книгу — «Стихи Нелли» ()).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, — Брюсов выработал особую форму классического стиха — отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) — вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений — мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Новаторство Брюсоваправить

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.

Собрание сочинений в семи томах

  • Том 1. Стихотворения 1892-1909
  • Том 2. Стихотворения 1909-1917
  • Том 3. Стихотворения 1918-1924
  • Том 4. Огненный ангел
  • Том 5. Алтарь победы. Юпитер поверженный
  • Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие
  • Том 7. Статьи о Пушкине. Учители учителей

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова.

В том пошло семь поэтических сборников: «Juvenilia», «Chefs d’Œuvre», «Me eum esse», «Tertia Vigilia», «Urbi et Orbi», «Stephanos», «Все напевы». Том открывается литературным портретом Брюсова, написанным поэтом П. Г. Антокольским.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова.

В том пошло семь поэтических сборников: «Juvenilia», «Chefs d’Œuvre», «Me eum esse», «Tertia Vigilia», «Urbi et Orbi», «Stephanos», «Все напевы». Том открывается литературным портретом Брюсова, написанным поэтом П. Г. Антокольским.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова.

Во второй том вошло четыре поэтических сборника: «Зеркало теней», «Семь цветов радуги», «Девятая Камена», «Сны человечества».

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

Третий том составляют стихотворения 1917-1924 гг. (сборники: «Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали», «Меа» и поэтические произведения 1892-1924 гг., не вошедшие в авторские сборники.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

Исторический роман В. Я. Брюсова «Огненный ангел» опубликован в 1907-1908 гг. Действие происходит в Германии в XVI веке. В романе упоминаются реальные исторические лица: Агриппа Неттесгеймский, Лютер и др. В последних главах показан суд инквизиции над героиней романа, обвиненной в ведовстве.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

Пятый том составляют романы «Алтарь победы» и «Юпитер поверженный».

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

В шестой том вошли избранные статьи и рецензии Брюсова 1893-1924 гг. и его книга о русских поэтах «Далекие и близкие» (1912 год).

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

В настоящий том вошли избранные статьи о жизни и творчестве Пушкина, статьи об армянской литературе, а также большое исследование о взаимоотношениях культур народов мира – «Учители учителей».

Все поэты

  • Агнивцев Н.Я.
  • Анненский И.Ф.
  • Апухтин А.Н.
  • Ахматова А.А.
  • Багрицкий Э.Г.
  • Бальмонт К.Д.
  • Батюшков К.Н.
  • Белый А.
  • Блок А.А.
  • Брюсов В.Я.
  • Веневитинов Д.В.
  • Волошин М.А.
  • Вяземский П.А.
  • Галина Г.
  • Герцык А.К.
  • Грибоедов А.С.
  • Григорьев А.А.
  • Давыдов Д.В.
  • Дельвиг А.А.
  • Державин Г.Р.
  • Есенин С.А.
  • Карамзин Н.М.
  • Катенин П.А.
  • Кольцов А.В.
  • Крылов И.А.
  • Лермонтов М.Ю.
  • Ломоносов М.В.
  • Маяковский В.В.
  • Мережковский Д.С.
  • Некрасов Н.А.
  • Никитин И.С.
  • Одоевский А.И.
  • Ознобишин Д.П.
  • Полонский Я.П.
  • Пушкин А.С.
  • Радищев А.Н.
  • Рылеев К.Ф.
  • Северянин И.
  • Соловьёв В.С.
  • Сологуб Ф.К.
  • Сумароков А.П.
  • Суриков И.З.
  • Толстой Ал.К.
  • Тютчев Ф.И.
  • Фет А.А.
  • Фофанов К.М.
  • Хлебников В.В.
  • Ходасевич В.Ф.
  • Цветаева М.И.
  • Чёрный С.
  • Языков Н.М.

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901–1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904–1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Происхождение и детство

Родился Валерий Яковлевич Брюсов 1 декабря 1873 годы в Москве в купеческой семье. Его дед по материнской линии являлся купцом и поэтом, а вот дед по отцовской линии был крепостным, но сумел накопить денег и выкупиться. Позднее бывший крепостной смог не только неплохо существовать в новых реалиях, но и основать свое дело.

Отец Валерия тоже писал стихи, однако известен не был, и все состояние, что оставил ему бывший крепостной отец, растратил на азартные игры, к которым был предрасположен. Поэтому семья жила небогато и нуждалась в деньгах.

Начальное образование Брюсов получил дома. Родители не уделяли ему должного внимания, поэтому мальчик учился сам. Уже в четыре года он умел читать и огромное количество времени проводил в достаточно обширной библиотеке родителей, однако семья следила лишь за тем, чтобы способный сын не читал сказок и никакой литературы, связанной с религией.

В итоге Валерий увлекся теориями Дарвина, физикой и химией, но при этом практически не знал классической литературы, ведь в библиотеке родных этих книг попросту не было. Ему нравилось проводить опыты по книгам, но естествознание было не единственным увлечением маленького Брюсова. Именно в дошкольном возрасте он стал автором самой первой своей комедии, названной «Лягушка».

Основные достижения Брюсова

Брюсов является одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.

Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов.

Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.

Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.

1873 год — рождение

1885–1889 года — обучение в классической гимназии Креймана.

1890–1893 года — обучение в гимназии Л. И. Поливанова.

1892 год — увлечённость Е. А. Масловой.

1893–1899 года — учёба в Московском университете.

1893 год — отношения с Н. А. Дарузес.

1894 год — знакомство с Бальмонтом.

1895 год — сборник «Chefs d’oeuvre».

1897 год — венчание с Иоанной Рунт, сборник «Me eum esse».

1900 год — сборник «Tertia Vigilia».

1903 год — сборник «Urbi et Orbi».

1904 год — начало романа с Ниной Петровской.

1905 год — сборник «Στεφανος».

1908 год — возглавляет Московский литературно-художественный кружок.

1911 год — расход с Петровской, знакомство с Н. Г. Львовой.

1913 год — самоубийство Львовой.

1914 год — военный корреспондент на фронте.

1916 год — сборник «Семь цветов радуги».

1924 год — сборник «Mea», смерть.

Брюсов был филателистом, специализировался на марках колониальных завоеваний европейских государств. Состоял во Всероссийском обществе филателистов, входил в редколлегию журнала «Советский филателист».

Родной брат Брюсова был активным участником поисков Янтарной комнаты.

Известно, что Брюсов пристрастился сначала — к морфию, а потом принимал и героин.

Нина Петровская после разрыва с Брюсовым нищенствовала за границей, пыталась покончить жизнь самоубийством: со второй попытки у неё это получилось.

Вернуться на главную

Сергей Есенин

Александр Блок

Константин Бальмонт

Марина Цветаева

Борис Пастернак

Анна Ахматова

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.


Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.


Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Творческий расцвет

В 1903 и 1906 годах, на волне творческого взлёта, поэт выпускает две своих лучших поэтических книги – «Граду и миру» и «Венок». Постепенно поэзия его становится более простой и душевной, более понятной в выражении чувств.

В первом сборнике прозы «Земная ось» возникают фантастические произведения, а также драма «Земля» — выражаясь современным языком – роман-катастрофа. В 1908 году писатель заканчивает исторический роман «Огненный ангел» с элементами «готики». В 1909 году проводит исследование, которое можно назвать первой работой по отечественному фантастоведению – «К характеристике Гоголя», где исследует творчество Гоголя как фантаста.

За два года (1911-1912) Брюсовым написаны сборник рассказов «Ночи и дни», повести, роман «Алтарь победы» и множество новых фантастических произведений. Он впервые занимается теоретическими разработками написания научно-фантастических рассказов и повестей.

В годы первой мировой войны Брюсов некоторое время работает на фронте военных корреспондентом. Но вскоре возвращается домой, ужаснувшись бессмысленности и жестокости войны.

Произведения писателя всё больше отходят от позиций символизма и отвлечённых мотивов. Брюсов начинает «видеть» и восхищаться человеком труда, который преобразует землю и покоряет природные стихии.

Организация мероприятий и другие вопросы

Сочинение “Мой любимый поэт Валерий Брюсов”

Моим любимым поэтом является Владимир Брюсов.

Это очень необычный и самобытный поэт.

С его стихотворениями я впервые познакомилась в школе, и уже первое прочитанное стихотворение меня покорило.

Это было стихотворение “Первый снег”.

В нем поэт создал удивительную картину начала зимы, подобной которой я никогда не встречала.

Он описал чудесный мир из серебра и при этом ни разу не назвал снег напрямую.

Если бы не название, можно было бы подумать, что Брюсов описывает некую сказочную страну.

И это не исключение в творчестве этого поэта.

Напротив, это закономерность.

Как я позже узнала, именно такая форма стихотворений характерна для символизма, поэтического течения, пользовавшегося популярностью в начале прошлого века.

А Брюсов был одним из лидеров этого течения.

Его поэзия кажется мне хрустальной, настолько она совершенна и обманчиво хрупка.

Но при этом каждая строчка в стихотворениях Брюсова не случайна, она несет смысл, подчас скрытый и непонятный.

Но тем интересней читать его стихотворения Брюсова и пытаться понять, что же в действительности имел в виду поэт.

В стихотворении “Весенний дождь” Брюсов, казалось бы, описывает просто явление природы, пусть и используя удивительные образы, сравнивая птиц с рыбами.

Но далее становится понятным, что на самом деле это стихотворение — размышление о жизни, о роли и месте человека в мире.

Скоротечность дождя поэт сравнивает со скоротечностью жизни, мы — миг, мы дым, а значит прожить этот миг нужно с пользой.

Я очень люблю поэзию Брюсова за то, что она заставляет думать, за то, что она очень красивая, и за то, что она удивительно часто совпадает с моим настроением.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть». Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана — после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Период становления

Свою жажду познаний Брюсов проявил ещё в детстве, в гимназические годы сочинял стихи и вел рукописный журнал, будучи студентом, помимо литературы увлекался историей, философией, искусством, иностранными языками, театром и даже одно время играл на сцене московского Немецкого клуба.

Жизненные приоритеты молодого поэта определились на последнем курсе университета, когда Валерий вошёл в Литературно-художественный кружок, организованный московскими поэтами-символистами. Осознав свое призвание, Валерий Яковлевич, тут же определил себе место на вершине литературного Парнаса, о чем свидетельствует дневниковая запись: «Я рожден быть поэтом. Да! Да! Да!…» и далее: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее принадлежит ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!»

В те годы символизм в России не пользовался популярностью и, чтобы привлечь внимание публики к новому направлению, Брюсов решился на рискованный трюк: в 1894–1895 г.г. он под псевдонимом Валерий Маслов выпустил 3 небольших сборника «Русские символисты», в которых опубликовал образцы «новой поэзии» – преимущественно собственные сочинения, подписанные разными фамилиями

В одну из книг вошло знаменитое брюсовское одностишье «О закрой свои бледные ноги» (эдакое «литературное коленце» по выражению С. Венгерова). Реакция критики, пусть и неоднозначная, не заставила себя долго ждать. О Брюсове заговорили: кто-то с недоумением, иные с откровенным пренебрежением, тем не менее, результат был достигнут – Валерий Яковлевич приобрёл известность в литературных кругах.

В 1894 г. судьба свела Брюсова с К. Бальмонтом. В литературных кругах этих двоих часто сравнивали с Моцартом и Сальери: Бальмонт – Моцарт, Брюсов – Сальери. На людях Валерий Яковлевич подчеркнуто называл своего старшего товарища братом, но подсознательно чувствовал, что поэтический талант Константина Дмитриевича превышает его собственный, и невероятно злился по этому поводу, хоть и не подавал виду. К этому же периоду относится знакомство Брюсова с И. Буниным. Некоторое время отношения между поэтами оставались дружескими, но в конце 90-х их пути разминулись. Также в круг общения скандально известного автора вошли К. Феофанов, Ф. Соллогуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус.

В 1895 г. поэт издал свой первый сборник, который назвал просто и без прикрас – «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и вновь стал объектом нападок со стороны критики. В 1897 г. в свет вышла вторая книга Брюсова – «Me eum esse» («Это я»), открывавшаяся стихотворением «Юному поэту». В 1899 г. Валерий Яковлевич окончил университет и решил целиком посвятить себя литературной деятельности. На протяжении нескольких лет он работал редакционным секретарем в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», а затем стал одним из руководителей издательства «Скорпион». Кроме того, поэт охотно печатал в журнале «Ребус» статьи по эзотерике и оккультизму. Поговаривали, что Брюсов – весьма сильный чёрный маг. Было в его внешности и повадках нечто демоническое: кошачья грация, пронзительный взгляд и похожая на хищный оскал усмешка, отчего многие современники сравнивали поэта с волком. Валерий Яковлевич поддерживал миф о своем сверхъестественном даре и нередко устраивал для русской богемы спиритические сеансы.

Лучшие стихи Брюсова:

  1. Кинжал
  2. Первый снег
  3. Сумерки
  4. Сонет
  5. Любимая
  6. Работа
  7. Я много лгал и лицемерил…
  8. Грядущие гунны
  9. Опять сон
  10. Ассаргадон
  11. Июльская ночь
  12. Каменщик
  13. Сонет к форме
  14. Родной язык
  15. День
  16. Антоний
  17. Лестница
  18. Памятник
  19. Февраль
  20. Труд
  21. Встреча
  22. В будущем
  23. Подруги
  24. Близ моря
  25. Предчувствие
  26. В прошлом
  27. Все кончено
  28. Дон Жуан
  29. Отреченье
  30. Весна
  31. Детская

Стихи Брюсова всегда воспринимались и критиками, и читателями довольно неоднозначно. Первые сборники вызвали скандал характером некоторых стихотворений.

В период расцвета творчества проявились две основные темы его лирики: историческая – обращение к ярким эпизодам мировой истории, и мифологическая. При помощи истории и мифологии поэт пытался понять непреходящие жизненные ценности. Особенно привлекали его образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов: отсюда и множество стихов-посвящений.

Брюсов часто обращался к древним цивилизациями мифологии в поисках персонажей, которых считал идеальными героями. Тема путешествий тоже неразрывно связана с этими стихами.

Большой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Описывая городской пейзаж, он раскрывал не только его отталкивающие стороны, но и переживания лирического героя.

Множество стихов было написано специально для детей: о природе, обо всех временах года, о животных, о волшебстве, про маму. Некоторые из них включены в школьную программу для 1-4 классов.

Но на этом знакомство детей со стихами великого поэта Серебряного века не заканчивается, а только начинается. Продолжается оно на протяжении всех лет обучения в средней школе: в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах. Школьники будут читать стихи о поэзии и творчестве, о Родине и России, о революции и войне, о науке и мечте, о судьбе, труде и одиночестве.

Всем ценителям русского языка придутся по душе стихотворения, в которых Брюсов играет словами: настолько легко и непринужденно у него это получается. Игра слов просто завораживает своей красотой.

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Краткая биография валерия брюсова

Личная жизнь

Женщины в судьбе Валерия Брюсова играли немаловажную роль. Эротические фантазии по собственному признанию преследовали его едва ли не с раннего детства. Первое серьезное чувство настигло поэта ещё в студенческие годы. Однако роман был недолгим. Избранница поэта, Елена Краскова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы. Ушедшей возлюбленной Брюсов посвятил множество проникновенных стихотворений, а в последних главах повести «Моя юность» девушка представлена в образе Нины. Почти сразу после смерти Елены Валерий Яковлевич сблизился с актрисой Натальей Дарузес (Талей), с которой вместе выступал в любительских спектаклях. Девушка сама призналась Брюсову в любви, но не встретила ответного чувства, и вскоре любовники расстались.

28 сентября 1897 г. Валерий Яковлевич женился на Иоанне Матвеевне Рунт, тихой и немногословной гувернантке своих сестёр, дочери обрусевшего чеха. Супругу своего приятеля З. Гиппиус ехидно называла «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной». Решение жениться на гувернантке поэт принял спонтанно, увидев, как та яро защищает его рукописи от прибиравшей в доме нянюшки Секлетиньи, и, по всей видимости, ни разу не пожалел об этом. Свою избранницу Брюсов ласково величал Эдой и вспоминал о времени, проведенном с ней, как о самом светлом в жизни. В свою очередь Иоанна Матвеевна трепетно относилась к творчеству супруга и стоически терпела его походы на сторону. А донжуанский список Брюсова был и впрямь весьма внушителен: сам поэт насчитывал в нем не то 13, не то 14 имён.

В 1904 г. у поэта случился роман с Ниной Петровской. Экзальтированная писательница обратилась к Брюсову за помощью, чтобы при помощи магии вернуть любовь поэта Андрея Белого. Со временем образ бывшего любовника поблек, и Петровская воспылала страстью к Брюсову. Отношения внутри «любовного треугольника» вдохновили поэта на создание романа «Огненный ангел», в котором Нина выведена под именем Ренаты. Отношения закончились в 1908 г. К тому времени «Огненный ангел» был дописан, а Валерию Яковлевичу смертельно наскучили истерики Петровской, и он безжалостно с ней порвал. Петровская уехала заграницу, писала поэту письма, но Брюсов остался глух к её мольбам. В эмиграции Нина пристрастилась к вину и наркотикам, жила в нищете и, наконец, покончила с собой в одной из парижских ночлежек.

Трагедией закончилась и связь поэта с поэтессой Надеждой Львовой, которой посвящена книга-мистификация «Стихи Нелли». Несчастная застрелилась из подаренного поэтом револьвера, едва между ними наметился разрыв. Узнав об этом Брюсов спешно отбыл в Петербург, а затем в Ригу, в санаторий. Заминать дело о причастности поэта к самоубийству Львовой пришлось верной Иоанне-Эде.

Основатель русского символизма

Роль Брюсова в возникновении и всем жизненном цикле русского символизма и модернизма трудно переоценить. Он совершенно справедливо считается одним из главных основателей этих течений в российской литературе. Влияние его творчества было огромно — оно породило большое число подражателей, старавшихся как можно точнее воспроизводить мелодию его стихов.

Брюсов был бессменным руководителем научно-литературного журнала «Весы», выходившего с 1904 г. по 1909 г., и бывшего главным печатным изданием российских символистов. Вместе с ним в разное время сотрудничали А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок, З. Гиппиус, Н. Гумилев, В. Розанов и другие известные поэты.

Первый литературный опыт

Уже в тринадцатилетнем возрасте Валерий был уверен, что станет известным поэтом. Обучаясь в гимназии Креймана, молодой Брюсов стихи пишет довольно неплохие и выпускает рукописный журнал. В то же время случился его первый опыт в сочинении прозы. Правда, ранние рассказы были немного угловаты.

Будучи подростком, Брюсов страстно увлечен поэзией Некрасова и Надсона. Позднее с той же страстью он зачитывается произведениями Малларме, Верлена и Бодлера, которые открыли юному поэту мир французского символизма.

Под псевдонимом Валерий Маслов в 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», где под разными псевдонимами он размещает свои стихи. Наряду со стихами Брюсов включил в сборники произведения своего друга А. А. Миропольского и любителя опиума, поэта-мистика А. М. Добролюбова. Сборники были осмеяны критиками, но это не отвратило Брюсова от написания стихов в духе символизма, а скорее, наоборот.

Факты из жизни Брюсова

В.Брюсов был внуком известного поэта-баснописца И.Бакулина. Дедушка Валерия Яковлевича был откупившимся крепостным, который после реформы Александра II открыл в Москве торговое дело.
Отец Брюсова любил играть на тотализаторе. Все свободные деньги он тратил на свое хобби.
Уже с тринадцати лет Брюсов знал, что его будущее связано с литературой.
В школе Валерий отличался высоким интеллектом. За это его первое время нещадно третировали однокашники. И только потом, когда юный Брюсов поразил их своим умением пересказывать книги целиком, неприязнь сверстников сменилась уважением.
Поэт увлекался коллекционированием почтовых марок. Особенно его интересовало колониальное прошлое европейских стран

Позже Брюсов стал почетным членом Всероссийского общества филателистов.
С отроческих лет Брюсов увлекался не только литературой, но и математикой.
Знакомясь с фактами биографии великого поэта, важно знать, что в ранней юности он благоговел перед Н.Некрасовым. После поступления в университет, Брюсов открыл для себя французских символистов – Малларме, Бодлера, Верлена.
Во второй половине 1890 гг

поэт познакомился с выдающимися отечественными символистами. В их числе был К.Д. Бальмонт. Успех у читателя принес ему сборник “Граду и миру”.

После выхода в свет стихов, Брюсов стал считаться наиболее значимым российским символистом.
В начале XX века Валерий Яковлевич стал занимать пост редактора отечественного символистского журнала “Весы”.
Брюсов прожил в Москве пятьдесят с небольшим лет.
На работу в редакцию поэт всегда ходил пешком. На вопрос, почему он не приезжает на извозчике, он отвечал, что только пешая ходьба помогает ему сосредоточиться на сочинении стихов.
Валерий Яковлевич был выдающимся переводчиком. Он открыл российскому читателю произведения Гюго, Байрона, Метерлинка, Верлена, Уайльда.
Брюсов был “народным поэтом Армении”. Это почетное звание присудили ему после того, как он перевел книгу “Поезия Армении с древнейших времен до наших дней”. Поэт осуждал геноцид армян, за что пользовался особым уважением этого народа.
Когда началась Первая мировая война, поэт издал сборник патриотических стихотворений. Они получили отклик в обществе.
У Брюсова были сложные отношения с читателями. Являясь преданными поклонниками его литературного гения, они тем не менее скептически отнеслись к его авангардным экспериментам, к которым он прибегнул в начале двадцатых.
Поэт был завсегдатаем “Кафе Грека”.

Как утверждают очевидцы, он с интересом прислушивался к разговорам, что-то записывал и с наслаждением смаковал ликер.
Брюсов интересные факты из жизни которого были достаточно оригинальными, по свидетельству близкого друга поэта, В.Ходасевича, с 1908 г. принимал морфий. Он долгое время старался избавиться от губительной привычки, но в итоге все закончилось тем, что он стал употреблять еще и героин.
В девятнадцатилетнем возрасте поэт сильно увлекся Е.Масловой. Болезненная, некрасивая девушка была старше его на шесть лет и меньше всего подходила на роль музы. Но Брюсов был верен своей “прекрасной даме”. Их отношения продлились несколько лет. Они были прерваны смертью Е.Масловой от оспы.
Брюсов связал себя узами брака с И.М.Рунт – гувернанткой, которая работала в его доме. Валерий Яковлевич очень любил жену, но не переставал увлекаться другими женщинами. Их двадцатичетырехлетний брак был бездетным.
Особую роль в жизни Брюсова сыграла поэт Н.Петровская. Их бурный роман закончился трагически – возлюбленная Валерия Яковлевича покончила с собой. Она стала прототипом главной героини “Огненного Ангела”. Брюсов называл ее “много любившей и от любви погибшей”.
В 1901 г. произошел разрыв Брюсова с К.Бальмонтом. Его поэзию Валерий Яковлевич называл “остывшей золой”.
Брюсов был сложным человеком. По мнению единственного близкого друга поэта, В.Ходасевича, он был едва ли не мизантропом, поскольку “не любил и не уважал людей”.

Основные черты творчества Брюсова[править]

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии извращённой половой любви есть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (так, например, из уст куртизанки с «эгоистической душой» исходят стихи, образовавшие целую книгу — «Стихи Нелли» ()).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, — Брюсов выработал особую форму классического стиха — отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) — вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений — мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Новаторство Брюсоваправить

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.

Собрание сочинений в семи томах

  • Том 1. Стихотворения 1892-1909
  • Том 2. Стихотворения 1909-1917
  • Том 3. Стихотворения 1918-1924
  • Том 4. Огненный ангел
  • Том 5. Алтарь победы. Юпитер поверженный
  • Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие
  • Том 7. Статьи о Пушкине. Учители учителей

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова.

В том пошло семь поэтических сборников: «Juvenilia», «Chefs d’Œuvre», «Me eum esse», «Tertia Vigilia», «Urbi et Orbi», «Stephanos», «Все напевы». Том открывается литературным портретом Брюсова, написанным поэтом П. Г. Антокольским.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова.

В том пошло семь поэтических сборников: «Juvenilia», «Chefs d’Œuvre», «Me eum esse», «Tertia Vigilia», «Urbi et Orbi», «Stephanos», «Все напевы». Том открывается литературным портретом Брюсова, написанным поэтом П. Г. Антокольским.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова.

Во второй том вошло четыре поэтических сборника: «Зеркало теней», «Семь цветов радуги», «Девятая Камена», «Сны человечества».

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

Третий том составляют стихотворения 1917-1924 гг. (сборники: «Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали», «Меа» и поэтические произведения 1892-1924 гг., не вошедшие в авторские сборники.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

Исторический роман В. Я. Брюсова «Огненный ангел» опубликован в 1907-1908 гг. Действие происходит в Германии в XVI веке. В романе упоминаются реальные исторические лица: Агриппа Неттесгеймский, Лютер и др. В последних главах показан суд инквизиции над героиней романа, обвиненной в ведовстве.

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

Пятый том составляют романы «Алтарь победы» и «Юпитер поверженный».

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

В шестой том вошли избранные статьи и рецензии Брюсова 1893-1924 гг. и его книга о русских поэтах «Далекие и близкие» (1912 год).

Настоящее собрание сочинений В. Я. Брюсова – первое его собрание сочинений. Оно объединяет все наиболее значительное из литературного наследия Брюсова. Построено собрание сочинений по жанрово-хронологическому принципу.

В настоящий том вошли избранные статьи о жизни и творчестве Пушкина, статьи об армянской литературе, а также большое исследование о взаимоотношениях культур народов мира – «Учители учителей».

Все поэты

  • Агнивцев Н.Я.
  • Анненский И.Ф.
  • Апухтин А.Н.
  • Ахматова А.А.
  • Багрицкий Э.Г.
  • Бальмонт К.Д.
  • Батюшков К.Н.
  • Белый А.
  • Блок А.А.
  • Брюсов В.Я.
  • Веневитинов Д.В.
  • Волошин М.А.
  • Вяземский П.А.
  • Галина Г.
  • Герцык А.К.
  • Грибоедов А.С.
  • Григорьев А.А.
  • Давыдов Д.В.
  • Дельвиг А.А.
  • Державин Г.Р.
  • Есенин С.А.
  • Карамзин Н.М.
  • Катенин П.А.
  • Кольцов А.В.
  • Крылов И.А.
  • Лермонтов М.Ю.
  • Ломоносов М.В.
  • Маяковский В.В.
  • Мережковский Д.С.
  • Некрасов Н.А.
  • Никитин И.С.
  • Одоевский А.И.
  • Ознобишин Д.П.
  • Полонский Я.П.
  • Пушкин А.С.
  • Радищев А.Н.
  • Рылеев К.Ф.
  • Северянин И.
  • Соловьёв В.С.
  • Сологуб Ф.К.
  • Сумароков А.П.
  • Суриков И.З.
  • Толстой Ал.К.
  • Тютчев Ф.И.
  • Фет А.А.
  • Фофанов К.М.
  • Хлебников В.В.
  • Ходасевич В.Ф.
  • Цветаева М.И.
  • Чёрный С.
  • Языков Н.М.

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901–1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904–1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Происхождение и детство

Родился Валерий Яковлевич Брюсов 1 декабря 1873 годы в Москве в купеческой семье. Его дед по материнской линии являлся купцом и поэтом, а вот дед по отцовской линии был крепостным, но сумел накопить денег и выкупиться. Позднее бывший крепостной смог не только неплохо существовать в новых реалиях, но и основать свое дело.

Отец Валерия тоже писал стихи, однако известен не был, и все состояние, что оставил ему бывший крепостной отец, растратил на азартные игры, к которым был предрасположен. Поэтому семья жила небогато и нуждалась в деньгах.

Начальное образование Брюсов получил дома. Родители не уделяли ему должного внимания, поэтому мальчик учился сам. Уже в четыре года он умел читать и огромное количество времени проводил в достаточно обширной библиотеке родителей, однако семья следила лишь за тем, чтобы способный сын не читал сказок и никакой литературы, связанной с религией.

В итоге Валерий увлекся теориями Дарвина, физикой и химией, но при этом практически не знал классической литературы, ведь в библиотеке родных этих книг попросту не было. Ему нравилось проводить опыты по книгам, но естествознание было не единственным увлечением маленького Брюсова. Именно в дошкольном возрасте он стал автором самой первой своей комедии, названной «Лягушка».

Основные достижения Брюсова

Брюсов является одним из основоположников русского символизма: его поэтическое наследие имело очень сильное влияние на многих поэтов Серебряного века, которые считали Валерия Яковлевича мэтром символизма и своим учителем: Гумилёв, Мандельштам, Пастернак.

Он мастерски перевёл на русский язык стихи многих зарубежных поэтов.

Валерий Яковлевич одним из первых в русской поэзии поднимает урбанистическую тему — проблемы современного города.

Только произведения Брюсова имеют такую потрясающую стилевую всеохватность, энциклопедизм.

1873 год — рождение

1885–1889 года — обучение в классической гимназии Креймана.

1890–1893 года — обучение в гимназии Л. И. Поливанова.

1892 год — увлечённость Е. А. Масловой.

1893–1899 года — учёба в Московском университете.

1893 год — отношения с Н. А. Дарузес.

1894 год — знакомство с Бальмонтом.

1895 год — сборник «Chefs d’oeuvre».

1897 год — венчание с Иоанной Рунт, сборник «Me eum esse».

1900 год — сборник «Tertia Vigilia».

1903 год — сборник «Urbi et Orbi».

1904 год — начало романа с Ниной Петровской.

1905 год — сборник «Στεφανος».

1908 год — возглавляет Московский литературно-художественный кружок.

1911 год — расход с Петровской, знакомство с Н. Г. Львовой.

1913 год — самоубийство Львовой.

1914 год — военный корреспондент на фронте.

1916 год — сборник «Семь цветов радуги».

1924 год — сборник «Mea», смерть.

Брюсов был филателистом, специализировался на марках колониальных завоеваний европейских государств. Состоял во Всероссийском обществе филателистов, входил в редколлегию журнала «Советский филателист».

Родной брат Брюсова был активным участником поисков Янтарной комнаты.

Известно, что Брюсов пристрастился сначала — к морфию, а потом принимал и героин.

Нина Петровская после разрыва с Брюсовым нищенствовала за границей, пыталась покончить жизнь самоубийством: со второй попытки у неё это получилось.

Вернуться на главную

Сергей Есенин

Александр Блок

Константин Бальмонт

Марина Цветаева

Борис Пастернак

Анна Ахматова

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.


Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.


Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Творческий расцвет

В 1903 и 1906 годах, на волне творческого взлёта, поэт выпускает две своих лучших поэтических книги – «Граду и миру» и «Венок». Постепенно поэзия его становится более простой и душевной, более понятной в выражении чувств.

В первом сборнике прозы «Земная ось» возникают фантастические произведения, а также драма «Земля» — выражаясь современным языком – роман-катастрофа. В 1908 году писатель заканчивает исторический роман «Огненный ангел» с элементами «готики». В 1909 году проводит исследование, которое можно назвать первой работой по отечественному фантастоведению – «К характеристике Гоголя», где исследует творчество Гоголя как фантаста.

За два года (1911-1912) Брюсовым написаны сборник рассказов «Ночи и дни», повести, роман «Алтарь победы» и множество новых фантастических произведений. Он впервые занимается теоретическими разработками написания научно-фантастических рассказов и повестей.

В годы первой мировой войны Брюсов некоторое время работает на фронте военных корреспондентом. Но вскоре возвращается домой, ужаснувшись бессмысленности и жестокости войны.

Произведения писателя всё больше отходят от позиций символизма и отвлечённых мотивов. Брюсов начинает «видеть» и восхищаться человеком труда, который преобразует землю и покоряет природные стихии.

Организация мероприятий и другие вопросы

Сочинение “Мой любимый поэт Валерий Брюсов”

Моим любимым поэтом является Владимир Брюсов.

Это очень необычный и самобытный поэт.

С его стихотворениями я впервые познакомилась в школе, и уже первое прочитанное стихотворение меня покорило.

Это было стихотворение “Первый снег”.

В нем поэт создал удивительную картину начала зимы, подобной которой я никогда не встречала.

Он описал чудесный мир из серебра и при этом ни разу не назвал снег напрямую.

Если бы не название, можно было бы подумать, что Брюсов описывает некую сказочную страну.

И это не исключение в творчестве этого поэта.

Напротив, это закономерность.

Как я позже узнала, именно такая форма стихотворений характерна для символизма, поэтического течения, пользовавшегося популярностью в начале прошлого века.

А Брюсов был одним из лидеров этого течения.

Его поэзия кажется мне хрустальной, настолько она совершенна и обманчиво хрупка.

Но при этом каждая строчка в стихотворениях Брюсова не случайна, она несет смысл, подчас скрытый и непонятный.

Но тем интересней читать его стихотворения Брюсова и пытаться понять, что же в действительности имел в виду поэт.

В стихотворении “Весенний дождь” Брюсов, казалось бы, описывает просто явление природы, пусть и используя удивительные образы, сравнивая птиц с рыбами.

Но далее становится понятным, что на самом деле это стихотворение — размышление о жизни, о роли и месте человека в мире.

Скоротечность дождя поэт сравнивает со скоротечностью жизни, мы — миг, мы дым, а значит прожить этот миг нужно с пользой.

Я очень люблю поэзию Брюсова за то, что она заставляет думать, за то, что она очень красивая, и за то, что она удивительно часто совпадает с моим настроением.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть». Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию — «Лягушка».

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана — после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Период становления

Свою жажду познаний Брюсов проявил ещё в детстве, в гимназические годы сочинял стихи и вел рукописный журнал, будучи студентом, помимо литературы увлекался историей, философией, искусством, иностранными языками, театром и даже одно время играл на сцене московского Немецкого клуба.

Жизненные приоритеты молодого поэта определились на последнем курсе университета, когда Валерий вошёл в Литературно-художественный кружок, организованный московскими поэтами-символистами. Осознав свое призвание, Валерий Яковлевич, тут же определил себе место на вершине литературного Парнаса, о чем свидетельствует дневниковая запись: «Я рожден быть поэтом. Да! Да! Да!…» и далее: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее принадлежит ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!»

В те годы символизм в России не пользовался популярностью и, чтобы привлечь внимание публики к новому направлению, Брюсов решился на рискованный трюк: в 1894–1895 г.г. он под псевдонимом Валерий Маслов выпустил 3 небольших сборника «Русские символисты», в которых опубликовал образцы «новой поэзии» – преимущественно собственные сочинения, подписанные разными фамилиями

В одну из книг вошло знаменитое брюсовское одностишье «О закрой свои бледные ноги» (эдакое «литературное коленце» по выражению С. Венгерова). Реакция критики, пусть и неоднозначная, не заставила себя долго ждать. О Брюсове заговорили: кто-то с недоумением, иные с откровенным пренебрежением, тем не менее, результат был достигнут – Валерий Яковлевич приобрёл известность в литературных кругах.

В 1894 г. судьба свела Брюсова с К. Бальмонтом. В литературных кругах этих двоих часто сравнивали с Моцартом и Сальери: Бальмонт – Моцарт, Брюсов – Сальери. На людях Валерий Яковлевич подчеркнуто называл своего старшего товарища братом, но подсознательно чувствовал, что поэтический талант Константина Дмитриевича превышает его собственный, и невероятно злился по этому поводу, хоть и не подавал виду. К этому же периоду относится знакомство Брюсова с И. Буниным. Некоторое время отношения между поэтами оставались дружескими, но в конце 90-х их пути разминулись. Также в круг общения скандально известного автора вошли К. Феофанов, Ф. Соллогуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус.

В 1895 г. поэт издал свой первый сборник, который назвал просто и без прикрас – «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и вновь стал объектом нападок со стороны критики. В 1897 г. в свет вышла вторая книга Брюсова – «Me eum esse» («Это я»), открывавшаяся стихотворением «Юному поэту». В 1899 г. Валерий Яковлевич окончил университет и решил целиком посвятить себя литературной деятельности. На протяжении нескольких лет он работал редакционным секретарем в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», а затем стал одним из руководителей издательства «Скорпион». Кроме того, поэт охотно печатал в журнале «Ребус» статьи по эзотерике и оккультизму. Поговаривали, что Брюсов – весьма сильный чёрный маг. Было в его внешности и повадках нечто демоническое: кошачья грация, пронзительный взгляд и похожая на хищный оскал усмешка, отчего многие современники сравнивали поэта с волком. Валерий Яковлевич поддерживал миф о своем сверхъестественном даре и нередко устраивал для русской богемы спиритические сеансы.

Лучшие стихи Брюсова:

  1. Кинжал
  2. Первый снег
  3. Сумерки
  4. Сонет
  5. Любимая
  6. Работа
  7. Я много лгал и лицемерил…
  8. Грядущие гунны
  9. Опять сон
  10. Ассаргадон
  11. Июльская ночь
  12. Каменщик
  13. Сонет к форме
  14. Родной язык
  15. День
  16. Антоний
  17. Лестница
  18. Памятник
  19. Февраль
  20. Труд
  21. Встреча
  22. В будущем
  23. Подруги
  24. Близ моря
  25. Предчувствие
  26. В прошлом
  27. Все кончено
  28. Дон Жуан
  29. Отреченье
  30. Весна
  31. Детская

Стихи Брюсова всегда воспринимались и критиками, и читателями довольно неоднозначно. Первые сборники вызвали скандал характером некоторых стихотворений.

В период расцвета творчества проявились две основные темы его лирики: историческая – обращение к ярким эпизодам мировой истории, и мифологическая. При помощи истории и мифологии поэт пытался понять непреходящие жизненные ценности. Особенно привлекали его образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов: отсюда и множество стихов-посвящений.

Брюсов часто обращался к древним цивилизациями мифологии в поисках персонажей, которых считал идеальными героями. Тема путешествий тоже неразрывно связана с этими стихами.

Большой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Описывая городской пейзаж, он раскрывал не только его отталкивающие стороны, но и переживания лирического героя.

Множество стихов было написано специально для детей: о природе, обо всех временах года, о животных, о волшебстве, про маму. Некоторые из них включены в школьную программу для 1-4 классов.

Но на этом знакомство детей со стихами великого поэта Серебряного века не заканчивается, а только начинается. Продолжается оно на протяжении всех лет обучения в средней школе: в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах. Школьники будут читать стихи о поэзии и творчестве, о Родине и России, о революции и войне, о науке и мечте, о судьбе, труде и одиночестве.

Всем ценителям русского языка придутся по душе стихотворения, в которых Брюсов играет словами: настолько легко и непринужденно у него это получается. Игра слов просто завораживает своей красотой.

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий