Михай волонтир, актер (будулай): биография, карьера, личная жизнь и причина смерти

Возвращение Будулая (1985)

Режиссер: Александр Бланк

Актеры: Михаил Волонтир, Клара Лучко, Алексей Никульников, Ольга Жулина, Иван Лапиков, Иван Рыжов, Леонид Неведомский, Нина Русланова, Виктор Гоголев, Матлюба Алимова, Михаил Долгинин, Соня Тимофеева, Рудик Овсепян, Ариадна Шенгелая, Сергей Приселков, Михаил Матвеев, Стасис Петронайтис, Юрий Шерстнёв, Владимир Приходько, Андрей Голиков

Возвращение Будулая 1 серия

https://youtube.com/watch?v=5aRptOeVwSg%3F

Егор привозит Будулая в больницу. Этим он спасает его от смерти. Но он боится за свою семью, поэтому оставляет раненого возле больницы, и уезжает. Бандит по кличке Лысый принуждает тех, кто напал на пастуха не вспоминать о произошедшем.

Будулая долго лечат. Наступает зима. Он уезжает из больницы. Цыган хочет найти свой родной дом и семью. Миша Солдатов везёт Настю в больницу. Они встречаются с Будулаем, но тот её не вспоминает.

Настя хочет помочь пастуху, но ей пора рожать. Егор стремится прекратить вести кочевой образ жизни. Он хочет начать новую жизнь в совхозе. Клавдия страдает из-за исчезновения Будулая, а он, понемногу, начинает припоминать своё прошлое. Миша и Настя ссорятся.

Возвращение Будулая 2 серия

https://youtube.com/watch?v=kt4q4Vjg_14%3F

Приходит весна. Будулай всё больше вспоминает свою прошлую жизнь, но большая часть памяти к нему не возвращается. Клавдия сильно раскаивается в том, что скрывала от приёмного сына подробности его рождения. Она ищет Будулая, но её поиски не дают результатов. Она встречается с Настей, но их беседа заканчивается ничем.

Приезд курсанта-отличника Ивана возвращает ей счастье. Директор конезавода генерал Пётр Максимович Стрепетов, который был командиром Будулая, ищет своего бывшего подчинённого.

Он расспрашивает Егора, но цыган и его жена говорят, что ничего о пропавшем не знают. Иван рассказывает Клавдии, что видел Будулая, но не подошёл к нему. Его приёмная мать очень расстроена. Она раскрывает ему тайну, которую хранила долгие годы. Будулай работает на рынке. Его обвиняют в том, чего он не совершал и отводят в милицию. Клавдия расспрашивает цыган о Будулае.

Возвращение Будулая 3 серия

https://youtube.com/watch?v=pmgkCTcTj3c%3F

Наступило лето. Будулай усердно трудится на рынке дворником. Память не вернулась к нему в полном объёме. Цыган стремится всегда поступать правильно. Он заводит новых друзей, которые помогают ему идти к желанной цели.

Будулай встречается с Самсоном. Он помогает цыгану вспомнить события своей жизни. Будулай вступает в конфликт с Вадимом, сыном деда Василия. Ссора сильно опечалила цыгана.

Иван встречает Будулая. Они разговаривают, и Будулай узнаёт, что его сын вынужден уехать из-за службы. Преступники узнают, что Будулай остался в живых. Они пытаются найти его. Бандиты использую деда Василия стараются напугать его сообщая, что скоро встретятся. Клавдия встречается с Егором. Он рассказывает ей то, что её расстраивает. Миша и Настя опять ссорятся. Преступники угрожают Будулаю тем, что причинят вред тем, кого он любит.

Возвращение Будулая 4 серия

https://youtube.com/watch?v=ZeBK86Jge6o%3F

Егор предостерегает Будулая. Он говорит, что на цыгана собираются напасть бандиты. Но тот, разыскав сына, ничего не боится. Клавдия организовывает награждение жильём работников совхоза. Иван получает отпуск и приезжает на малую родину. Он рассказывает любимой о том, что его отец нашёлся.

Будулай понимает, что главарь бандитов Лысый во время войны был немецким карателем.  Цыган встретил его в 1943 году. Он, пользуясь помощью Шелохина и Станислава, помогает задержать их. Но прокурор недоволен их действиями.

Затем Будулай и его друзья отправляются на похороны того, кто им был очень дорог. Они вспоминают войну и её последствия. Только после этого Будулай отправляется на хутор, где встречается с Клавдией.

Михай Ермолаевич Волонтир

Будущий актер родился в 1934 году в той части Молдавии, которая в середине тридцатых еще входила в состав Королевства Румыния. Его отец был лесником. В 1955 году Михай Волонтир окончил педагогическое училище, но в школе начал преподавать с 18 лет. В 1957-м, не имея актерского образования, был принят в труппу драматического театра в Бельцах.

Впервые Волонтир снялся в кино в 1967 году. В его фильмографии более 30 ролей. Когда в двухтысячных стало известно о том, что знаменитый актер тяжело болен, на помощь пришло правительство Москвы, российские актеры и обычные зрители, проживающие в разных уголках бывшего Советского Союза. На лечение Волонтира были собраны деньги. Актер перенес несколько операций в санкт-петербургской клинике.

От общения с журналистами в период лечения он отказывался. «Я актер и не могу в таком виде показываться зрителям», — сказал Михай Волонтир, когда давал свое последнее интервью. Тогда, в 2014-м, казалось, что артисту удалось побороть болезнь. Но он скончался спустя год — 15 сентября 2015-го.

Примечания

  1. Во время войны Анатолий Калинин, будучи прикомандированным военным корреспондентом «Комсомольской правды», провёл много времени в Донском казачьем корпусе. Уже в мирное время ему всё так же хотелось жить среди своих сослуживцев, поэтому он и переехал со своей семьёй на Дон, и «казачья» тематика нашла такое широкое отражение в его творчестве.
  2. Ищенко — довольно распространённая украинская фамилия, и по данным ОБД «Подвиг народа», количество награждённых «орденом Красной Звезды» в одной только категории офицерского состава «лейтенант» (от младшего до старшего) превышает двести человек. Общее количество людей с фамилией Ищенко, награждённых данным орденом — семьсот девяносто четыре человека.
  3. Согласно рассказам родственников режиссёра, Александр Бланк не хотел брать Клару Лучко на роль Клавдии. Но она была профсоюзным лидером «Мосфильма» и любила романтические образы. Кроме того, на кандидатуре Лучко настоял лично Калинин. До этого актриса играла в Театре киноактёра в спектакле по его книге «Суровое поле» и очень понравилась писателю. Его не смутило даже то, что книжной Клавдии было всего сорок лет, а актрисе Кларе Лучко уже было почти шестьдесят.

Краткая биографическая справка

Будулай — мужчина предпенсионного возраста, странствующий по просторам Советского Союза в послевоенные годы. Он — фронтовик и человек, много повидавший на своём веку.

До войны Будулай был женат и работал кузнецом. После гибели его жены в 1942 году под траками немецкого танка он, вместе с другими добровольцами с хутора Приваловского, поступил на военную службу в и сражался с немцами до самой Победы. Он нёс службу в рядах 5-го донского кавкорпуса, с которым прошёл от Терека до Австрийских Альп, проехав в казачьем седле по астраханской, терской, кубанской, донской, азовской, украинской, молдавской, румынской и венгерской земле, от Володина кургана под Астраханью, через Кизляр, Ага-Батыр, камыши Кугейского лимана под Азовом, Корсунь-Шевченковский котёл, Карпаты, Бухарест, Ойтозское ущелье, неспокойные воды Дуная. Принимал участие в освобождении Ростова и взятии Будапешта. На счету Будулая множество дней и ночей, проведённых в разведке, и выполненных сложнейших боевых задач.

Полковник в отставке, почётный сотрудник госбезопасности, ветеран внешней контрразведки КГБ СССР Станислав Лекарев в своей статье отмечает, что Михай Волонтир в роли Будулая создал весьма яркий образ цыганского батальонного разведчика. «Будулай, — пишет Лекарев, — стал наиболее ярким воплощением таких качеств разведчика как смелость, преданность, боевая смекалка, умение ориентироваться в сложной обстановке и мгновенно принимать самостоятельные и единственно правильные решения. Он с лёгкостью справлялся со своими специфическими и порой деликатными обязанностями, и у зрителя никогда не возникало сомнения в том, что он был ас в разведке своего батальона».

Как ветеран Великой Отечественной, Будулай награждён орденами и медалями:

Боевые награды
В романе (1960)
Остальные награды не уточняются
В фильме «Цыган» (1979)

По окончании войны Будулай возвращается на Донскую землю. После того, как странствия приводят его в донской хутор Вербный, он проникается отцовскими чувствами к местному мальчику Ване, который, как позже выясняется, действительно оказывается его сыном. В свободное время Будулай играет на русской семиструнной гитаре и питает особую любовь к лошадям — в бытность разведчиком, в ходе освобождения Румынии он, по слухам, увёл коня из конюшен румынского короля Михая I, за что его непосредственный командир был вынужден краснеть на ковре у маршала Фёдора Толбухина. Впрочем, сам Будулай всегда отрицал свою причастность к этой полушутливой истории, и в целом негативно относился к подобного рода славе, считая, что она лишь укрепляет устоявшийся стереотип, что каждый цыган — это конокрад и бездельник.

Цыган (1967)

Режиссер: Евгений Матвеев

Актеры: Иван Переверзев, Людмила Хитяева, Денис Кмит, Сергей Ермилов, Григорий Тесля, Николай Луценко, Евгений Матвеев

В роли Будулая Романова: Евгений Матвеев

В 1967 году свет увидела первая экранизация «Цыгана» режиссером, которой выступил известный советский актер и постановщик Евгений Матвеев, сыгравший главную роль.

Фильм в рекордные сроки был снят на Киевской киностудии Довженко с привлечением местных украинских актеров. Картина тут же стала одним из лидеров проката, а журнал «Советский экран» назвал Евгения Матвеева и Людмилу Хитяеву исполнительницу роли Клавдии Пухляковой лучшими актерами в 1967 году. Но находились критики, которые впоследствии негативно высказывались об образе Будулая, который воплотил на экране Евгений Матвеев, считая его излишне помпезным и величавым.

Также в 1967 году вышла версия с украинским дубляжом, впоследствии несколько раз демонстрировавшаяся на телевидении. Правда, до сих пор версия на украинском языке не найдена и официально считается утраченной.

https://youtube.com/watch?v=bRCIX-UvK8o%3F

Интересные факты

  • Значение имени Будулай – «полная луна». Имя имеет арабские корни, часто встречается у татар.
  • Для съемок свадьбы цыганки Насти (актриса Матлюба Алимова) с русским шофером авторы фильма пригласили жителей настоящего табора. Выбрали 20 колоритных личностей, однако приехали 100 человек и заселились скопом в гостиницу. Когда съемки закончились, а цыгане отбыли домой, создателям картины предъявили счет на кругленькую сумму – после табора администрация гостиницы не досчиталась полотенец, простыней, стаканов и других мелочей.

Матлюба Алимова в роли цыганки Насти

  • В память Михая Волонтира, ушедшего из жизни в 2015 году, снято трогательное видео под названием «Будулай больше не вернется». Оно состоит из фотографий творческого пути талантливого актера.
  • Лучко отвоевала у молдавского театра, где служил Волонтир, возможность актеру сниматься в «Цыгане». Руководители храма Мельпомены не желали отпускать его – на Михае держался весь репертуар. Тогда Клара Степановна лично приехала в Молдавию и убедила представителей театра в том, что Волонтир участием в ленте такого содержания и масштаба прославит их страну.
  • Зрители путали Михая Волонитра со ставшим популярным в начале 1980-ых годов Ежи Бинчицким, который исполнил главную роль в фильме «Знахарь».

Михай Волонтир и Ежи Бинчицкий

  • Натуральными в облике персонажа Волонитра оставались только усы. Волосы и бороду приходилось каждый раз наращивать и завивать плойкой.
  • Молдаванский актер обиделся на создателей фильма за то, что гонорар назначили по минимальной ставке – 7 рублей (тогда как Клара Лучко зарабатывала 40 рублей за съемочный день). Михай со словами: «Подачки мне не нужны», — решил трудиться бесплатно. Деньги все же получил, но уже после премьеры ленты.
  • По сценарию Клавдии исполнилось 40 лет, а Лучко перешагнула 50-летний рубеж. Впрочем, о реальном возрасте зрители не догадались – настолько идеально Клара Степановна вжилась в роль героини.
  • В 1992 году Лучко и Волонтир вновь встретились на съемочной площадке, сыграв мужа и жену в картине «Виновата ли я?»

Большие потери

Первый брак Никульникова просуществовал недолго, но и после развода актёр принимал участие в жизни сына, встречал его после школы, водил на тренировки. В 1994 году десятилетнего Борю сбила электричка. Мальчик получил черепно-мозговую травму, провёл две недели в коме, после чего скончался. Его мать, дабы справиться с горем, приняла монашеский постриг, а Никульников решил кардинально изменить жизнь.

«Я не знал, как жить дальше. Было всё равно. Сына больше нет. Получаю мизерную зарплату. Что делать дальше — не знал, да и ничего уже не хотелось», — признавался актёр.

Алексей Никульников в фильме «Чужая сторона»

По приглашению друга он уехал в Новую Зеландию, где несколько лет трудился разнорабочим.

В конце девяностых Алексей Алексеевич вернулся в Москву, стал снова играть в театре, ездить с гастролями по стране. В Благовещенске, выступая на фестивале «Амурская осень», он увидел в толпе девушку, которая оделась явно не по погоде и потому сильно замёрзла. Актёр одолжил ей свой пиджак, затем предложил познакомиться. Эту девушку звали Елена Авакумова, она стала второй женой Алексея Никульникова и прожила с ним в браке 11 лет, но не подарила актёру детей.

Алексей Никульников и Елена Авакумова. Фото: личный архив актёра

В 2016 году Елена скончалась от рака и Алексей Алексеевич вновь остался совсем один. Последний раз его можно было видеть на экранах в сериале «В созвездии Стрельца», где Никульников перевоплотился в Леонида Брежнева.

Алексей Никульников в документальном фильме «Тайны кино»

Подбор актеров в фильм «Цыган» (1979)

Главную женскую роль в этой картине могла сыграть только Лучко. Александр Бланк, режиссер «Возвращения Будулая» и «Цыгана», другие кандидатуры даже не рассматривал. Во-первых, Лучко была одна из самых известных и талантливых советских актрис. Во-вторых, она еще в конце сороковых прославилась ролью в фильме Пырьева «Кубанские казаки», и хотя была родом из Украины, зрителями воспринималась как истинная казачка.

Итак, готовясь к съемкам фильма «Цыган», в роли главной героини Бланк хотел видеть исключительно Клару Лучко. Калинин тоже считал, что только эта актриса сможет достоверно сыграть донскую казачку, сильную женщину, вырастившую чужого ребенка как своего. Тот факт, что Лучко к тому моменту было за пятьдесят, а героине фильма около сорока, не смущал ни режиссера, ни автора сценария. Впрочем, актриса выглядела моложе своего возраста.

Сложнее дело обстояло с поиском артиста, который смог бы сыграть Будулая. Актеров пробовалось на роль цыгана много, но ни один из претендентов не нравился режиссеру. И здесь помогла Клара Степановна. Именно она предложила кандидатуру молдавского артиста.

Будулая мог бы сыграть Армен Джигарханян. Но он не смог приехать на пробы. Пробовался также очень талантливый актер из Армении. Однако о нем Лучко сказала режиссеру так: «Я не смогу его полюбить». А потом вспомнила о Михае Волонтире, с которым впервые встретилась в 1977-м во время съемок картины «Корень жизни».

Молдавский актер не сразу согласился. На нем держался весь репертуар театра в Бельцах. Однако, прочитав сценарий, он не смог отказаться. Актер приехал на пробы в Ростовскую область, и его игра привела в восторг режиссера. Правда, пришлось подтянуть русский язык — Михай Волонтир говорил с сильным акцентом, но не хотел, чтобы его дублировали.

Литературная критика

«В повести мимоходом сказано, что табор, из которого ушел Будулай, решил осесть на донской земле. Мы не только не знаем жизни этого табора, мы никого из таборных цыган не видели в глаза. Примерное представление о жизни этого сообщества людей мы можем почерпнуть только из отрывочных воспоминаний Будулая, который рассказывал Ване, как долго ему пришлось уговаривать соплеменников бросить кочевой образ жизни», — отмечает литературный критик Николай Далада.

Постоянный автор журнала «Новый мир» Владислав Сурвилло пишет в своей рецензии на тогда ещё повесть «Цыган», что главный её герой — цыган Будулай, демобилизованный лейтенант Советской Армии — душевный и благородный человек, не стеснённый ни национальными, ни социальными предрассудками — начинает борьбу с дикими таборными порядками, с попрошайничеством, воровством, невежеством и добивается перелома — цыгане идут к колхозному начальству с просьбой принять их в колхоз.

Как отмечает заместитель главного редактора журнала «Молодая гвардия» Вячеслав Горбачев, роман «Цыган» писался Анатолием Калининым необычно долго. Сначала он задумывался как повесть, и то, что позднее стало первой частью романа, было опубликовано в журнале «Огонёк» ещё в 1961 году. В редакцию журнала приходили многочисленные письма от трудовых коллективов и читателей с настойчивыми просьбами и даже требованиями о возвращении Будулая. В результате, через семь лет были написаны вторая и третья части романа, а через некоторое время и четвёртая. Последняя, девятая часть романа, вышла в московском издательстве «Вече» в 2011 году уже после смерти писателя. Роман обрёл композиционное завершение, а вместе с новым материалом получил и острую социальную направленность. Анатолий Калинин представил в романе не судьбу одного человека, а судьбу народа в поворотный момент его истории. «И Будулай ищет своё счастье не в одиночестве, а в близости со своим цыганским народом, — продолжает Горбачев, — вывод, который делает Будулай, итожа свои многолетние ошибки, прозрения и открытия, не оставляет сомнений в правильности выбранного пути: „Если такие цыгане, как ты, Будулай, — говорит он себе, — сами не побеспокоятся о судьбе своей и своих детей, никто другой — ни русские, ни какие-нибудь иные люди не сделают это за них“».

Будулай, которого не ждут (1993)

Режиссер: Александр Фенько

Актеры: Отар Мегвинетухуцеси, Ирина Купченко, Татьяна Васильева, Николай Шишков, Гуранда Габуния, Лидия Вележева, Вадим Андреев, Георгий Юматов, Раиса Боровикова, Борис Ташкентский, Иван Глубоков, Юрий Назаров, Василий Фунтиков, Эвелина Сакуро, Евгений Шипило

В роли Будулая Романова: Отар Мегвинетухуцеси

В 1993 году уже в независимой России вышел сериал «Будулай, которого не ждут» позже через год переформатированный в кинофильм. Телесериал снят по мотивам романа Анатолия Калинина с добавлением новых сюжетных линий.

Под влиянием времени режиссер, о котором речь пойдет ниже решил снять сериал в характерной для тех лет чернушной манере. Так, например Будулай превратился в бывшего заключенного, отсидевшего десять лет и вернувшегося в станицу, где, увы, его никто не ждет. Жена умерла, а единственного отпрыска воспитывает казачка Клавдия Пухлякова с которой цыгану вскоре, придется увидеться.

Съемки сериала происходили в Ростовской области в станице Раздорской и хуторе Каныгин. Режиссером проекта выступил Александр Фенько, а главную роль сыграл грузинский лицедей Отар Мегвинетухуцеси.

Образ Клавдии Пухляковой на экране воплотила популярная российская и советская актриса Ирина Купченко. Также стоит отметить, что песни и танцы, показанные в сериале, исполнили лицедеи столичного цыганского театра «Ромэн». Плюс постановщик использовал артистов, состоящих в Донском казачьем ансамбле, представляющем Усть-Донецк.

https://youtube.com/watch?v=FzfG2ykgl4k%3F

Биография и сюжет

Военная биография Будулая перекликается со службой Ищенко: цыган с легкой руки писателя тоже превратился в разведчика, участвовавшего в освобождении Ростова-на-Дону и взятии Будапешта. В личной жизни герой пережил трагедию – в 1942 году потерял жену. До войны трудился кузнецом, а после какое-то время скитался по необъятной России, пока не осел в донском хуторе Вербный. В окрестностях этого хутора и была раздавлена немецкими танками цыганская кибитка, в которой ехала его супруга.

Будулай и Ваня

Дружба с мальчиком по имени Ваня будит в Будулае отцовские чувства. Позже главный герой знакомится с его приемной матерью Клавдией, и между ними вспыхивает любовь. В начале войны Клавдия забрала из разбитой кибитки цыганского младенца и воспитывала как родного вместе со своей дочерью. Тайну появления Вани знала только соседка, постоянно шантажируя женщину.

С появлением Будулая в поселке размеренная жизнь героини меняется. Клавдия разрывается между нежными чувствами к цыгану и страхом потерять мир и покой в семье, ведь настоящий отец может лишить ее сына. В итоге Будулай принимает решение покинуть хутор.

Будулай и Клавдия

В экранизации романа Будулай лишается памяти в результате зверского избиения бандитами. Вспомнить прошлое помогает Ваня, которому мать рассказала правду рождения. Гордому цыгану удается отомстить обидчикам, упрятав их за решетку. После чего Будулай возвращается в село Вербное, чтобы мирно коротать остаток века с Клавдией.

Биография

Михай Волонтир – советский и молдавский актер, певец и театральный режиссер, еще в 1984 году получивший звание народного артиста СССР. Слава пришла к Волонтиру в зрелом возрасте благодаря ярким работам в нашумевших картинах «В зоне особого внимания», «Цыган» и «Возвращение Будулая».

Михай родился в селе Глинжены, которое тогда находилось во владениях Королевства Румыния, а позднее перешло к Молдове. Отец Ермолай Мелентьевич трудился лесником в местной коммуне. Любопытно, что изначально фамилия семьи была Волинтир, но при смене документов секретарь ошибся в одной букве и весь род переименовался в Волонтиров.

Актер Михай Волонтир

Михай с двух лет был приучен к труду. Мальчик самостоятельно ухаживал за участком земли в поле, где выращивал собственный огород. По вечерам Михай отправлялся с лошадьми на водопой. В юношеском возрасте Волонтир стал грезить о военной карьере, но в училище Михая не взяли, объяснив причину отказа плоскостопием.

После школы молодой человек поступил в педагогическое училище и одновременно начал преподавать в деревенской школе. Через три года Михая перевели на должность заведующего Домом культуры в селе Липчены Резинского района. Там Волонтир начал участвовать в конкурсах самодеятельности, где молодого артиста заметили и пригласили в Музыкально-драматический театр имени Василе Александри в молдавском городе Бельцы. Встреча с миром театра предопределила биографию Михая.

На театральных подмостках актер сыграл свыше 120 ролей, а также спел более 50 песен, многие из которых получили популярность среди зрителей, в том числе романс «Нас не нужно жалеть», позднее вошедший в саундтрек кинофильма «Цыган».

Михай Волонтир в молодости

Но к обрушившейся на актера славе Михай всегда относился спокойно. Волонтир не стал переезжать в Москву, хотя звали актера многократно. Более того, отказался даже от жизни в Кишиневе, и навсегда остался в родном театре в Бельцах. Там Михай Ермолаевич не только играл сам, но и выступал в качестве режиссера, поставив, в частности, музыкальную комедию по пьесе Богдана Хашдеу «Сон в майскую ночь».

Актеры и роли

Режиссер А. Бланк изначально решил, что в главной роли будет снимать Клару Лучко. Во-первых, он испытывал симпатию к этой актрисе. Во-вторых, Лучко по происхождению донская казачка. А значит, никакая другая артистка не смогла бы так превосходно сыграть роль волевой сильной женщины.

На поиск исполнителя главной роли создатели киноленты потратили немало времени. Нужен был актер с колоритной цыганской внешностью. Но так как среди выдающихся звезд советского кинематографа такого не было, предложили роль Армену Джигарханяну. Актер армянского происхождения согласился. Но, как и всегда, был чрезвычайно занят. Джигарханян в начале восьмидесятых годов являлся, пожалуй, самым востребованным отечественным артистом.

Затем на пробы приехал еще один, уже малоизвестный актер из Еревана. Он был невысок и имел благородный, аскетический облик. Возможно, этот претендент был настоящим профессионалом. Однако он не понравился Кларе Лучко. Режиссеру актриса привела весьма весомый довод: «Его я не смогу полюбить». А после Лучко вдруг вспомнила об одном молдавском актере, с которым встречалась когда-то на съемках одного из фильмов. Актера звали Михай Волонтир. Он говорил с ужасным акцентом. Но стоило режиссеру лишь взглянуть на него, как стало ясно: это Будулай. Артист, готовясь к съемкам, подтянул русский. Он не хотел, чтобы его озвучивал другой актер. Кроме того, Волонтир обучился кузнецкому мастерству и выковал настоящую подкову.

К слову сказать, в том, что было написано продолжение «Цыгана», заслуга прежде всего Волонтира. Он не переставал уговаривать Бланка не убивать его героя.

Маленькая «однушка» и большая вера

seva alex

Не зная узбекского, какое-то время Алимова пыталась работать на местной киностудии в Ташкенте. Потом бросила все — рванула в Москву, к сестре (другая с матерью обосновалась в Твери). В надежде вернуться в настоящее кино. Но с работой не вышло. Да и от сестры пришлось съехать. Матлюба жила у племянника, в келье при храме — в состоянии страшной депрессии актриса приняла крещение. Вера и спасла от отчаянных поступков.

Вернувшись в Ташкент, Матлюба случайно нашла себя в реставрации старинных сюзане. Но мыслей о кино никогда не оставляла. Однажды даже приехала на российский кинофестиваль, с ностальгией вспоминала былое. Но ничего более обнадеживающего, чем крошечная роль татарки-служанки в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, у актрисы в последние годы не случилось. Да и тот больше ее в свои картины не приглашал.

Когда-то у Матлюбы Алимовой была страстная любовь, всесоюзная слава, блестящие перспективы. Сегодня — только маленькая «однушка» в Ташкенте. И большая вера. Она очень хочет сниматься в хорошем кино.

Источники

  1. Денисенко М. (HTML) (недоступная ссылка). Статья. Советская Белоруссия (15 сентября 2001). Дата обращения: 6 мая 2012.
  2.  (недоступная ссылка)
  3. Бессонов Н. В. (HTML). Литература. Цыгане России. Дата обращения: 27 марта 2012.
  4. Далада Н. Глава пятая // Корни, которые не умирают: о творчестве Анатолия Калинина. — М.: Московский рабочий, 1965. — С. 131—181. — 194 с.
  5. Калинин А. Цыган. — М.: Изд-во «Вече», 2011. — 576 с. — (Сделано в СССР. Народная эпопея). — 5 тыс. экз. — ISBN 978-5-9533-5408-0.
  6. Горбачёв В. О прозе Анатолия Калинина // Сражается слово: о гражданственности литературы. — М.: Изд-во «Современник», 1982. — С. 63. — 365 с.
  7. Раззаков Ф. И. Евгений Матвеев // Чтобы люди помнили. — М.: ЭКСМО, 2004. — С. 387. — 765 с. — ISBN 978-5-6990-6234-8.
  8.  (недоступная ссылка)
  9. Тимошенко Т. (HTML). Проба пера. Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова (12 апреля 2012). Дата обращения: 7 мая 2012.
  10.  (недоступная ссылка)
  11. Волкова А. (HTML). Культура. ГТРК Дон-ТР (22 августа 2006). Дата обращения: 7 мая 2012.
  12.  (недоступная ссылка)
  13. Василевская Т. А. Большая кубанская энциклопедия: Библиографический энциклопедический словарь. — 2-е издание. — Краснодар: Центр информационного и экономического развития печати, телевидения и радио Краснодарского края, 2005. — Т. I. — ISBN 5-7164-0528-2.

Прототип персонажа и цыганский колорит романа

Воспоминания Анатолия Калинина показывают, что у книги и фильмов была фактическая основа. Военное прошлое главного героя — одна из двух ключевых линий сюжета романа «Цыган»

И в данном ключе очень важно, что автор указал реальную фамилию:

Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата — Будулаем. Это имя Будулай-Будулай-Будулай — как музыка. Будулай любил играть на балалайке. А его племянница-красавица в это время ходила по кругу и танцевала.
Анатолий Калинин

Имя и отчество этого фронтовика, на данный момент, пока ещё не восстановлены. Историк и цыгановед Николай Бессонов после тщательного изучения романа приходит к выводу, что вероятнее всего, литературный Будулай относился к сэрвской этногруппе, хотя, если судить по его имени и описанию табора, то герой повести был влахом. Впрочем, как уверен Бессонов, Анатолий Калинин не разбирался в таких тонкостях. И если русская часть книги написана с большим знанием реальной жизни, то цыганская — крайне поверхностна.

«Конечно, — пишет Бессонов, — книга неровная, и всё, что написано о внутренней жизни цыган — в частности, об истинных цыганских обычаях, языке, и о таборной психологии — это штампы русского восприятия», однако, тему «цыгане и война», по словам Бессонова, писатель раскрыл, причём ярко и талантливо. По его убеждению, можно относиться с полным доверием ко всем сценам, где говорится о военном прошлом Будулая. Писатель, который сам фронтовик, честно отразил боевые заслуги цыганских мужчин. Литературный Будулай, как следует из романа, служил в разведке и дослужился до лейтенанта. В ходе работы над документальной книгой Бессонов нашёл сведения о десятках цыган-разведчиков, в том числе и офицеров. В послевоенное время никто не сомневался в патриотизме цыганского населения. У многих фронтовиков были сослуживцы-цыгане. «Это скорее тенденция современности, — с сожалением констатирует Бессонов, — что современные журналисты нередко пишут пакостную для ветеранов-цыган фразу: „У них один только Будулай воевал — да и то в кино“. А сразу после победы простые люди не воспринимали кочевых цыган в гимнастёрках как обманщиков. Слишком свежи были воспоминания о боевом братстве».

Калинин поведал в одном из интервью, что имя персонажа было позаимствовано от одного молодого цыгана, которого Калинин уже после войны видел в своём хуторе разъезжающим в красной рубашке на велосипеде. «Но сходство с прототипом книжного героя ограничивается именем. Внешность, поступки, судьба Будулая из романа „Цыган“ совершенно другие. Это собирательный образ», — пишет обозреватель газеты «Труд» Людмила Карамышева.

Смерть

Многие годы жизни Михай Волонтир страдал сахарным диабетом. Из-за болезни артист ослеп и за 20 лет перенес десятки операций. Жил актер бедно, поэтому Волонтиру оказывалась финансовая поддержка со стороны преданных почитателей таланта, а также от правительства Молдовы.

Похороны Михая Волонтира

Два последних месяца актер постоянно находился на стационарном лечении в бельцской больнице, а в конце, когда состояние артиста ухудшилось, актера перевели в клинический госпиталь в Кишиневе.15 сентября 2015 года Михай Волонтир скончался.

Смерть актера стала настоящей национальной трагедией для Молдавии. На заседании правительства была объявлена минута молчания, после чего начались три дня официального траура. На гражданской панихиде в Национальном дворце имени Николая Сулака рядом с гробом артиста был выстроен почетный караул.

На похороны прибыли политические деятели страны, творческая интеллигенция, односельчане. Почтить память Будулая приехал и цыганский барон Артур Черарь. Когда пришло время отправляться на кладбище, похоронная процессия протянулась на несколько кварталов. Могила актера находится на Центральном кладбище Кишинева.

Могила Михая Волонтира

О жизни, творчестве и нелегкой судьбе знаменитого актера был снят документальный фильм «Цыганская любовь. Михай Волонтир». Память об артисте отразилась и в творчестве российских авторов-исполнителей. В 2017 году Владимир Беспрозванный создал клип на песню «Тополиная пурга», куда вошли кадры из фильма о Будулае и портретные фото актера Михая Волонтира.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Михай волонтир, актер (будулай): биография, карьера, личная жизнь и причина смерти

Возвращение Будулая (1985)

Режиссер: Александр Бланк

Актеры: Михаил Волонтир, Клара Лучко, Алексей Никульников, Ольга Жулина, Иван Лапиков, Иван Рыжов, Леонид Неведомский, Нина Русланова, Виктор Гоголев, Матлюба Алимова, Михаил Долгинин, Соня Тимофеева, Рудик Овсепян, Ариадна Шенгелая, Сергей Приселков, Михаил Матвеев, Стасис Петронайтис, Юрий Шерстнёв, Владимир Приходько, Андрей Голиков

Возвращение Будулая 1 серия

https://youtube.com/watch?v=5aRptOeVwSg%3F

Егор привозит Будулая в больницу. Этим он спасает его от смерти. Но он боится за свою семью, поэтому оставляет раненого возле больницы, и уезжает. Бандит по кличке Лысый принуждает тех, кто напал на пастуха не вспоминать о произошедшем.

Будулая долго лечат. Наступает зима. Он уезжает из больницы. Цыган хочет найти свой родной дом и семью. Миша Солдатов везёт Настю в больницу. Они встречаются с Будулаем, но тот её не вспоминает.

Настя хочет помочь пастуху, но ей пора рожать. Егор стремится прекратить вести кочевой образ жизни. Он хочет начать новую жизнь в совхозе. Клавдия страдает из-за исчезновения Будулая, а он, понемногу, начинает припоминать своё прошлое. Миша и Настя ссорятся.

Возвращение Будулая 2 серия

https://youtube.com/watch?v=kt4q4Vjg_14%3F

Приходит весна. Будулай всё больше вспоминает свою прошлую жизнь, но большая часть памяти к нему не возвращается. Клавдия сильно раскаивается в том, что скрывала от приёмного сына подробности его рождения. Она ищет Будулая, но её поиски не дают результатов. Она встречается с Настей, но их беседа заканчивается ничем.

Приезд курсанта-отличника Ивана возвращает ей счастье. Директор конезавода генерал Пётр Максимович Стрепетов, который был командиром Будулая, ищет своего бывшего подчинённого.

Он расспрашивает Егора, но цыган и его жена говорят, что ничего о пропавшем не знают. Иван рассказывает Клавдии, что видел Будулая, но не подошёл к нему. Его приёмная мать очень расстроена. Она раскрывает ему тайну, которую хранила долгие годы. Будулай работает на рынке. Его обвиняют в том, чего он не совершал и отводят в милицию. Клавдия расспрашивает цыган о Будулае.

Возвращение Будулая 3 серия

https://youtube.com/watch?v=pmgkCTcTj3c%3F

Наступило лето. Будулай усердно трудится на рынке дворником. Память не вернулась к нему в полном объёме. Цыган стремится всегда поступать правильно. Он заводит новых друзей, которые помогают ему идти к желанной цели.

Будулай встречается с Самсоном. Он помогает цыгану вспомнить события своей жизни. Будулай вступает в конфликт с Вадимом, сыном деда Василия. Ссора сильно опечалила цыгана.

Иван встречает Будулая. Они разговаривают, и Будулай узнаёт, что его сын вынужден уехать из-за службы. Преступники узнают, что Будулай остался в живых. Они пытаются найти его. Бандиты использую деда Василия стараются напугать его сообщая, что скоро встретятся. Клавдия встречается с Егором. Он рассказывает ей то, что её расстраивает. Миша и Настя опять ссорятся. Преступники угрожают Будулаю тем, что причинят вред тем, кого он любит.

Возвращение Будулая 4 серия

https://youtube.com/watch?v=ZeBK86Jge6o%3F

Егор предостерегает Будулая. Он говорит, что на цыгана собираются напасть бандиты. Но тот, разыскав сына, ничего не боится. Клавдия организовывает награждение жильём работников совхоза. Иван получает отпуск и приезжает на малую родину. Он рассказывает любимой о том, что его отец нашёлся.

Будулай понимает, что главарь бандитов Лысый во время войны был немецким карателем.  Цыган встретил его в 1943 году. Он, пользуясь помощью Шелохина и Станислава, помогает задержать их. Но прокурор недоволен их действиями.

Затем Будулай и его друзья отправляются на похороны того, кто им был очень дорог. Они вспоминают войну и её последствия. Только после этого Будулай отправляется на хутор, где встречается с Клавдией.

Михай Ермолаевич Волонтир

Будущий актер родился в 1934 году в той части Молдавии, которая в середине тридцатых еще входила в состав Королевства Румыния. Его отец был лесником. В 1955 году Михай Волонтир окончил педагогическое училище, но в школе начал преподавать с 18 лет. В 1957-м, не имея актерского образования, был принят в труппу драматического театра в Бельцах.

Впервые Волонтир снялся в кино в 1967 году. В его фильмографии более 30 ролей. Когда в двухтысячных стало известно о том, что знаменитый актер тяжело болен, на помощь пришло правительство Москвы, российские актеры и обычные зрители, проживающие в разных уголках бывшего Советского Союза. На лечение Волонтира были собраны деньги. Актер перенес несколько операций в санкт-петербургской клинике.

От общения с журналистами в период лечения он отказывался. «Я актер и не могу в таком виде показываться зрителям», — сказал Михай Волонтир, когда давал свое последнее интервью. Тогда, в 2014-м, казалось, что артисту удалось побороть болезнь. Но он скончался спустя год — 15 сентября 2015-го.

Примечания

  1. Во время войны Анатолий Калинин, будучи прикомандированным военным корреспондентом «Комсомольской правды», провёл много времени в Донском казачьем корпусе. Уже в мирное время ему всё так же хотелось жить среди своих сослуживцев, поэтому он и переехал со своей семьёй на Дон, и «казачья» тематика нашла такое широкое отражение в его творчестве.
  2. Ищенко — довольно распространённая украинская фамилия, и по данным ОБД «Подвиг народа», количество награждённых «орденом Красной Звезды» в одной только категории офицерского состава «лейтенант» (от младшего до старшего) превышает двести человек. Общее количество людей с фамилией Ищенко, награждённых данным орденом — семьсот девяносто четыре человека.
  3. Согласно рассказам родственников режиссёра, Александр Бланк не хотел брать Клару Лучко на роль Клавдии. Но она была профсоюзным лидером «Мосфильма» и любила романтические образы. Кроме того, на кандидатуре Лучко настоял лично Калинин. До этого актриса играла в Театре киноактёра в спектакле по его книге «Суровое поле» и очень понравилась писателю. Его не смутило даже то, что книжной Клавдии было всего сорок лет, а актрисе Кларе Лучко уже было почти шестьдесят.

Краткая биографическая справка

Будулай — мужчина предпенсионного возраста, странствующий по просторам Советского Союза в послевоенные годы. Он — фронтовик и человек, много повидавший на своём веку.

До войны Будулай был женат и работал кузнецом. После гибели его жены в 1942 году под траками немецкого танка он, вместе с другими добровольцами с хутора Приваловского, поступил на военную службу в и сражался с немцами до самой Победы. Он нёс службу в рядах 5-го донского кавкорпуса, с которым прошёл от Терека до Австрийских Альп, проехав в казачьем седле по астраханской, терской, кубанской, донской, азовской, украинской, молдавской, румынской и венгерской земле, от Володина кургана под Астраханью, через Кизляр, Ага-Батыр, камыши Кугейского лимана под Азовом, Корсунь-Шевченковский котёл, Карпаты, Бухарест, Ойтозское ущелье, неспокойные воды Дуная. Принимал участие в освобождении Ростова и взятии Будапешта. На счету Будулая множество дней и ночей, проведённых в разведке, и выполненных сложнейших боевых задач.

Полковник в отставке, почётный сотрудник госбезопасности, ветеран внешней контрразведки КГБ СССР Станислав Лекарев в своей статье отмечает, что Михай Волонтир в роли Будулая создал весьма яркий образ цыганского батальонного разведчика. «Будулай, — пишет Лекарев, — стал наиболее ярким воплощением таких качеств разведчика как смелость, преданность, боевая смекалка, умение ориентироваться в сложной обстановке и мгновенно принимать самостоятельные и единственно правильные решения. Он с лёгкостью справлялся со своими специфическими и порой деликатными обязанностями, и у зрителя никогда не возникало сомнения в том, что он был ас в разведке своего батальона».

Как ветеран Великой Отечественной, Будулай награждён орденами и медалями:

Боевые награды
В романе (1960)
Остальные награды не уточняются
В фильме «Цыган» (1979)

По окончании войны Будулай возвращается на Донскую землю. После того, как странствия приводят его в донской хутор Вербный, он проникается отцовскими чувствами к местному мальчику Ване, который, как позже выясняется, действительно оказывается его сыном. В свободное время Будулай играет на русской семиструнной гитаре и питает особую любовь к лошадям — в бытность разведчиком, в ходе освобождения Румынии он, по слухам, увёл коня из конюшен румынского короля Михая I, за что его непосредственный командир был вынужден краснеть на ковре у маршала Фёдора Толбухина. Впрочем, сам Будулай всегда отрицал свою причастность к этой полушутливой истории, и в целом негативно относился к подобного рода славе, считая, что она лишь укрепляет устоявшийся стереотип, что каждый цыган — это конокрад и бездельник.

Цыган (1967)

Режиссер: Евгений Матвеев

Актеры: Иван Переверзев, Людмила Хитяева, Денис Кмит, Сергей Ермилов, Григорий Тесля, Николай Луценко, Евгений Матвеев

В роли Будулая Романова: Евгений Матвеев

В 1967 году свет увидела первая экранизация «Цыгана» режиссером, которой выступил известный советский актер и постановщик Евгений Матвеев, сыгравший главную роль.

Фильм в рекордные сроки был снят на Киевской киностудии Довженко с привлечением местных украинских актеров. Картина тут же стала одним из лидеров проката, а журнал «Советский экран» назвал Евгения Матвеева и Людмилу Хитяеву исполнительницу роли Клавдии Пухляковой лучшими актерами в 1967 году. Но находились критики, которые впоследствии негативно высказывались об образе Будулая, который воплотил на экране Евгений Матвеев, считая его излишне помпезным и величавым.

Также в 1967 году вышла версия с украинским дубляжом, впоследствии несколько раз демонстрировавшаяся на телевидении. Правда, до сих пор версия на украинском языке не найдена и официально считается утраченной.

https://youtube.com/watch?v=bRCIX-UvK8o%3F

Интересные факты

  • Значение имени Будулай – «полная луна». Имя имеет арабские корни, часто встречается у татар.
  • Для съемок свадьбы цыганки Насти (актриса Матлюба Алимова) с русским шофером авторы фильма пригласили жителей настоящего табора. Выбрали 20 колоритных личностей, однако приехали 100 человек и заселились скопом в гостиницу. Когда съемки закончились, а цыгане отбыли домой, создателям картины предъявили счет на кругленькую сумму – после табора администрация гостиницы не досчиталась полотенец, простыней, стаканов и других мелочей.

Матлюба Алимова в роли цыганки Насти

  • В память Михая Волонтира, ушедшего из жизни в 2015 году, снято трогательное видео под названием «Будулай больше не вернется». Оно состоит из фотографий творческого пути талантливого актера.
  • Лучко отвоевала у молдавского театра, где служил Волонтир, возможность актеру сниматься в «Цыгане». Руководители храма Мельпомены не желали отпускать его – на Михае держался весь репертуар. Тогда Клара Степановна лично приехала в Молдавию и убедила представителей театра в том, что Волонтир участием в ленте такого содержания и масштаба прославит их страну.
  • Зрители путали Михая Волонитра со ставшим популярным в начале 1980-ых годов Ежи Бинчицким, который исполнил главную роль в фильме «Знахарь».

Михай Волонтир и Ежи Бинчицкий

  • Натуральными в облике персонажа Волонитра оставались только усы. Волосы и бороду приходилось каждый раз наращивать и завивать плойкой.
  • Молдаванский актер обиделся на создателей фильма за то, что гонорар назначили по минимальной ставке – 7 рублей (тогда как Клара Лучко зарабатывала 40 рублей за съемочный день). Михай со словами: «Подачки мне не нужны», — решил трудиться бесплатно. Деньги все же получил, но уже после премьеры ленты.
  • По сценарию Клавдии исполнилось 40 лет, а Лучко перешагнула 50-летний рубеж. Впрочем, о реальном возрасте зрители не догадались – настолько идеально Клара Степановна вжилась в роль героини.
  • В 1992 году Лучко и Волонтир вновь встретились на съемочной площадке, сыграв мужа и жену в картине «Виновата ли я?»

Большие потери

Первый брак Никульникова просуществовал недолго, но и после развода актёр принимал участие в жизни сына, встречал его после школы, водил на тренировки. В 1994 году десятилетнего Борю сбила электричка. Мальчик получил черепно-мозговую травму, провёл две недели в коме, после чего скончался. Его мать, дабы справиться с горем, приняла монашеский постриг, а Никульников решил кардинально изменить жизнь.

«Я не знал, как жить дальше. Было всё равно. Сына больше нет. Получаю мизерную зарплату. Что делать дальше — не знал, да и ничего уже не хотелось», — признавался актёр.

Алексей Никульников в фильме «Чужая сторона»

По приглашению друга он уехал в Новую Зеландию, где несколько лет трудился разнорабочим.

В конце девяностых Алексей Алексеевич вернулся в Москву, стал снова играть в театре, ездить с гастролями по стране. В Благовещенске, выступая на фестивале «Амурская осень», он увидел в толпе девушку, которая оделась явно не по погоде и потому сильно замёрзла. Актёр одолжил ей свой пиджак, затем предложил познакомиться. Эту девушку звали Елена Авакумова, она стала второй женой Алексея Никульникова и прожила с ним в браке 11 лет, но не подарила актёру детей.

Алексей Никульников и Елена Авакумова. Фото: личный архив актёра

В 2016 году Елена скончалась от рака и Алексей Алексеевич вновь остался совсем один. Последний раз его можно было видеть на экранах в сериале «В созвездии Стрельца», где Никульников перевоплотился в Леонида Брежнева.

Алексей Никульников в документальном фильме «Тайны кино»

Подбор актеров в фильм «Цыган» (1979)

Главную женскую роль в этой картине могла сыграть только Лучко. Александр Бланк, режиссер «Возвращения Будулая» и «Цыгана», другие кандидатуры даже не рассматривал. Во-первых, Лучко была одна из самых известных и талантливых советских актрис. Во-вторых, она еще в конце сороковых прославилась ролью в фильме Пырьева «Кубанские казаки», и хотя была родом из Украины, зрителями воспринималась как истинная казачка.

Итак, готовясь к съемкам фильма «Цыган», в роли главной героини Бланк хотел видеть исключительно Клару Лучко. Калинин тоже считал, что только эта актриса сможет достоверно сыграть донскую казачку, сильную женщину, вырастившую чужого ребенка как своего. Тот факт, что Лучко к тому моменту было за пятьдесят, а героине фильма около сорока, не смущал ни режиссера, ни автора сценария. Впрочем, актриса выглядела моложе своего возраста.

Сложнее дело обстояло с поиском артиста, который смог бы сыграть Будулая. Актеров пробовалось на роль цыгана много, но ни один из претендентов не нравился режиссеру. И здесь помогла Клара Степановна. Именно она предложила кандидатуру молдавского артиста.

Будулая мог бы сыграть Армен Джигарханян. Но он не смог приехать на пробы. Пробовался также очень талантливый актер из Армении. Однако о нем Лучко сказала режиссеру так: «Я не смогу его полюбить». А потом вспомнила о Михае Волонтире, с которым впервые встретилась в 1977-м во время съемок картины «Корень жизни».

Молдавский актер не сразу согласился. На нем держался весь репертуар театра в Бельцах. Однако, прочитав сценарий, он не смог отказаться. Актер приехал на пробы в Ростовскую область, и его игра привела в восторг режиссера. Правда, пришлось подтянуть русский язык — Михай Волонтир говорил с сильным акцентом, но не хотел, чтобы его дублировали.

Литературная критика

«В повести мимоходом сказано, что табор, из которого ушел Будулай, решил осесть на донской земле. Мы не только не знаем жизни этого табора, мы никого из таборных цыган не видели в глаза. Примерное представление о жизни этого сообщества людей мы можем почерпнуть только из отрывочных воспоминаний Будулая, который рассказывал Ване, как долго ему пришлось уговаривать соплеменников бросить кочевой образ жизни», — отмечает литературный критик Николай Далада.

Постоянный автор журнала «Новый мир» Владислав Сурвилло пишет в своей рецензии на тогда ещё повесть «Цыган», что главный её герой — цыган Будулай, демобилизованный лейтенант Советской Армии — душевный и благородный человек, не стеснённый ни национальными, ни социальными предрассудками — начинает борьбу с дикими таборными порядками, с попрошайничеством, воровством, невежеством и добивается перелома — цыгане идут к колхозному начальству с просьбой принять их в колхоз.

Как отмечает заместитель главного редактора журнала «Молодая гвардия» Вячеслав Горбачев, роман «Цыган» писался Анатолием Калининым необычно долго. Сначала он задумывался как повесть, и то, что позднее стало первой частью романа, было опубликовано в журнале «Огонёк» ещё в 1961 году. В редакцию журнала приходили многочисленные письма от трудовых коллективов и читателей с настойчивыми просьбами и даже требованиями о возвращении Будулая. В результате, через семь лет были написаны вторая и третья части романа, а через некоторое время и четвёртая. Последняя, девятая часть романа, вышла в московском издательстве «Вече» в 2011 году уже после смерти писателя. Роман обрёл композиционное завершение, а вместе с новым материалом получил и острую социальную направленность. Анатолий Калинин представил в романе не судьбу одного человека, а судьбу народа в поворотный момент его истории. «И Будулай ищет своё счастье не в одиночестве, а в близости со своим цыганским народом, — продолжает Горбачев, — вывод, который делает Будулай, итожа свои многолетние ошибки, прозрения и открытия, не оставляет сомнений в правильности выбранного пути: „Если такие цыгане, как ты, Будулай, — говорит он себе, — сами не побеспокоятся о судьбе своей и своих детей, никто другой — ни русские, ни какие-нибудь иные люди не сделают это за них“».

Будулай, которого не ждут (1993)

Режиссер: Александр Фенько

Актеры: Отар Мегвинетухуцеси, Ирина Купченко, Татьяна Васильева, Николай Шишков, Гуранда Габуния, Лидия Вележева, Вадим Андреев, Георгий Юматов, Раиса Боровикова, Борис Ташкентский, Иван Глубоков, Юрий Назаров, Василий Фунтиков, Эвелина Сакуро, Евгений Шипило

В роли Будулая Романова: Отар Мегвинетухуцеси

В 1993 году уже в независимой России вышел сериал «Будулай, которого не ждут» позже через год переформатированный в кинофильм. Телесериал снят по мотивам романа Анатолия Калинина с добавлением новых сюжетных линий.

Под влиянием времени режиссер, о котором речь пойдет ниже решил снять сериал в характерной для тех лет чернушной манере. Так, например Будулай превратился в бывшего заключенного, отсидевшего десять лет и вернувшегося в станицу, где, увы, его никто не ждет. Жена умерла, а единственного отпрыска воспитывает казачка Клавдия Пухлякова с которой цыгану вскоре, придется увидеться.

Съемки сериала происходили в Ростовской области в станице Раздорской и хуторе Каныгин. Режиссером проекта выступил Александр Фенько, а главную роль сыграл грузинский лицедей Отар Мегвинетухуцеси.

Образ Клавдии Пухляковой на экране воплотила популярная российская и советская актриса Ирина Купченко. Также стоит отметить, что песни и танцы, показанные в сериале, исполнили лицедеи столичного цыганского театра «Ромэн». Плюс постановщик использовал артистов, состоящих в Донском казачьем ансамбле, представляющем Усть-Донецк.

https://youtube.com/watch?v=FzfG2ykgl4k%3F

Биография и сюжет

Военная биография Будулая перекликается со службой Ищенко: цыган с легкой руки писателя тоже превратился в разведчика, участвовавшего в освобождении Ростова-на-Дону и взятии Будапешта. В личной жизни герой пережил трагедию – в 1942 году потерял жену. До войны трудился кузнецом, а после какое-то время скитался по необъятной России, пока не осел в донском хуторе Вербный. В окрестностях этого хутора и была раздавлена немецкими танками цыганская кибитка, в которой ехала его супруга.

Будулай и Ваня

Дружба с мальчиком по имени Ваня будит в Будулае отцовские чувства. Позже главный герой знакомится с его приемной матерью Клавдией, и между ними вспыхивает любовь. В начале войны Клавдия забрала из разбитой кибитки цыганского младенца и воспитывала как родного вместе со своей дочерью. Тайну появления Вани знала только соседка, постоянно шантажируя женщину.

С появлением Будулая в поселке размеренная жизнь героини меняется. Клавдия разрывается между нежными чувствами к цыгану и страхом потерять мир и покой в семье, ведь настоящий отец может лишить ее сына. В итоге Будулай принимает решение покинуть хутор.

Будулай и Клавдия

В экранизации романа Будулай лишается памяти в результате зверского избиения бандитами. Вспомнить прошлое помогает Ваня, которому мать рассказала правду рождения. Гордому цыгану удается отомстить обидчикам, упрятав их за решетку. После чего Будулай возвращается в село Вербное, чтобы мирно коротать остаток века с Клавдией.

Биография

Михай Волонтир – советский и молдавский актер, певец и театральный режиссер, еще в 1984 году получивший звание народного артиста СССР. Слава пришла к Волонтиру в зрелом возрасте благодаря ярким работам в нашумевших картинах «В зоне особого внимания», «Цыган» и «Возвращение Будулая».

Михай родился в селе Глинжены, которое тогда находилось во владениях Королевства Румыния, а позднее перешло к Молдове. Отец Ермолай Мелентьевич трудился лесником в местной коммуне. Любопытно, что изначально фамилия семьи была Волинтир, но при смене документов секретарь ошибся в одной букве и весь род переименовался в Волонтиров.

Актер Михай Волонтир

Михай с двух лет был приучен к труду. Мальчик самостоятельно ухаживал за участком земли в поле, где выращивал собственный огород. По вечерам Михай отправлялся с лошадьми на водопой. В юношеском возрасте Волонтир стал грезить о военной карьере, но в училище Михая не взяли, объяснив причину отказа плоскостопием.

После школы молодой человек поступил в педагогическое училище и одновременно начал преподавать в деревенской школе. Через три года Михая перевели на должность заведующего Домом культуры в селе Липчены Резинского района. Там Волонтир начал участвовать в конкурсах самодеятельности, где молодого артиста заметили и пригласили в Музыкально-драматический театр имени Василе Александри в молдавском городе Бельцы. Встреча с миром театра предопределила биографию Михая.

На театральных подмостках актер сыграл свыше 120 ролей, а также спел более 50 песен, многие из которых получили популярность среди зрителей, в том числе романс «Нас не нужно жалеть», позднее вошедший в саундтрек кинофильма «Цыган».

Михай Волонтир в молодости

Но к обрушившейся на актера славе Михай всегда относился спокойно. Волонтир не стал переезжать в Москву, хотя звали актера многократно. Более того, отказался даже от жизни в Кишиневе, и навсегда остался в родном театре в Бельцах. Там Михай Ермолаевич не только играл сам, но и выступал в качестве режиссера, поставив, в частности, музыкальную комедию по пьесе Богдана Хашдеу «Сон в майскую ночь».

Актеры и роли

Режиссер А. Бланк изначально решил, что в главной роли будет снимать Клару Лучко. Во-первых, он испытывал симпатию к этой актрисе. Во-вторых, Лучко по происхождению донская казачка. А значит, никакая другая артистка не смогла бы так превосходно сыграть роль волевой сильной женщины.

На поиск исполнителя главной роли создатели киноленты потратили немало времени. Нужен был актер с колоритной цыганской внешностью. Но так как среди выдающихся звезд советского кинематографа такого не было, предложили роль Армену Джигарханяну. Актер армянского происхождения согласился. Но, как и всегда, был чрезвычайно занят. Джигарханян в начале восьмидесятых годов являлся, пожалуй, самым востребованным отечественным артистом.

Затем на пробы приехал еще один, уже малоизвестный актер из Еревана. Он был невысок и имел благородный, аскетический облик. Возможно, этот претендент был настоящим профессионалом. Однако он не понравился Кларе Лучко. Режиссеру актриса привела весьма весомый довод: «Его я не смогу полюбить». А после Лучко вдруг вспомнила об одном молдавском актере, с которым встречалась когда-то на съемках одного из фильмов. Актера звали Михай Волонтир. Он говорил с ужасным акцентом. Но стоило режиссеру лишь взглянуть на него, как стало ясно: это Будулай. Артист, готовясь к съемкам, подтянул русский. Он не хотел, чтобы его озвучивал другой актер. Кроме того, Волонтир обучился кузнецкому мастерству и выковал настоящую подкову.

К слову сказать, в том, что было написано продолжение «Цыгана», заслуга прежде всего Волонтира. Он не переставал уговаривать Бланка не убивать его героя.

Маленькая «однушка» и большая вера

seva alex

Не зная узбекского, какое-то время Алимова пыталась работать на местной киностудии в Ташкенте. Потом бросила все — рванула в Москву, к сестре (другая с матерью обосновалась в Твери). В надежде вернуться в настоящее кино. Но с работой не вышло. Да и от сестры пришлось съехать. Матлюба жила у племянника, в келье при храме — в состоянии страшной депрессии актриса приняла крещение. Вера и спасла от отчаянных поступков.

Вернувшись в Ташкент, Матлюба случайно нашла себя в реставрации старинных сюзане. Но мыслей о кино никогда не оставляла. Однажды даже приехала на российский кинофестиваль, с ностальгией вспоминала былое. Но ничего более обнадеживающего, чем крошечная роль татарки-служанки в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, у актрисы в последние годы не случилось. Да и тот больше ее в свои картины не приглашал.

Когда-то у Матлюбы Алимовой была страстная любовь, всесоюзная слава, блестящие перспективы. Сегодня — только маленькая «однушка» в Ташкенте. И большая вера. Она очень хочет сниматься в хорошем кино.

Источники

  1. Денисенко М. (HTML) (недоступная ссылка). Статья. Советская Белоруссия (15 сентября 2001). Дата обращения: 6 мая 2012.
  2.  (недоступная ссылка)
  3. Бессонов Н. В. (HTML). Литература. Цыгане России. Дата обращения: 27 марта 2012.
  4. Далада Н. Глава пятая // Корни, которые не умирают: о творчестве Анатолия Калинина. — М.: Московский рабочий, 1965. — С. 131—181. — 194 с.
  5. Калинин А. Цыган. — М.: Изд-во «Вече», 2011. — 576 с. — (Сделано в СССР. Народная эпопея). — 5 тыс. экз. — ISBN 978-5-9533-5408-0.
  6. Горбачёв В. О прозе Анатолия Калинина // Сражается слово: о гражданственности литературы. — М.: Изд-во «Современник», 1982. — С. 63. — 365 с.
  7. Раззаков Ф. И. Евгений Матвеев // Чтобы люди помнили. — М.: ЭКСМО, 2004. — С. 387. — 765 с. — ISBN 978-5-6990-6234-8.
  8.  (недоступная ссылка)
  9. Тимошенко Т. (HTML). Проба пера. Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова (12 апреля 2012). Дата обращения: 7 мая 2012.
  10.  (недоступная ссылка)
  11. Волкова А. (HTML). Культура. ГТРК Дон-ТР (22 августа 2006). Дата обращения: 7 мая 2012.
  12.  (недоступная ссылка)
  13. Василевская Т. А. Большая кубанская энциклопедия: Библиографический энциклопедический словарь. — 2-е издание. — Краснодар: Центр информационного и экономического развития печати, телевидения и радио Краснодарского края, 2005. — Т. I. — ISBN 5-7164-0528-2.

Прототип персонажа и цыганский колорит романа

Воспоминания Анатолия Калинина показывают, что у книги и фильмов была фактическая основа. Военное прошлое главного героя — одна из двух ключевых линий сюжета романа «Цыган»

И в данном ключе очень важно, что автор указал реальную фамилию:

Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата — Будулаем. Это имя Будулай-Будулай-Будулай — как музыка. Будулай любил играть на балалайке. А его племянница-красавица в это время ходила по кругу и танцевала.
Анатолий Калинин

Имя и отчество этого фронтовика, на данный момент, пока ещё не восстановлены. Историк и цыгановед Николай Бессонов после тщательного изучения романа приходит к выводу, что вероятнее всего, литературный Будулай относился к сэрвской этногруппе, хотя, если судить по его имени и описанию табора, то герой повести был влахом. Впрочем, как уверен Бессонов, Анатолий Калинин не разбирался в таких тонкостях. И если русская часть книги написана с большим знанием реальной жизни, то цыганская — крайне поверхностна.

«Конечно, — пишет Бессонов, — книга неровная, и всё, что написано о внутренней жизни цыган — в частности, об истинных цыганских обычаях, языке, и о таборной психологии — это штампы русского восприятия», однако, тему «цыгане и война», по словам Бессонова, писатель раскрыл, причём ярко и талантливо. По его убеждению, можно относиться с полным доверием ко всем сценам, где говорится о военном прошлом Будулая. Писатель, который сам фронтовик, честно отразил боевые заслуги цыганских мужчин. Литературный Будулай, как следует из романа, служил в разведке и дослужился до лейтенанта. В ходе работы над документальной книгой Бессонов нашёл сведения о десятках цыган-разведчиков, в том числе и офицеров. В послевоенное время никто не сомневался в патриотизме цыганского населения. У многих фронтовиков были сослуживцы-цыгане. «Это скорее тенденция современности, — с сожалением констатирует Бессонов, — что современные журналисты нередко пишут пакостную для ветеранов-цыган фразу: „У них один только Будулай воевал — да и то в кино“. А сразу после победы простые люди не воспринимали кочевых цыган в гимнастёрках как обманщиков. Слишком свежи были воспоминания о боевом братстве».

Калинин поведал в одном из интервью, что имя персонажа было позаимствовано от одного молодого цыгана, которого Калинин уже после войны видел в своём хуторе разъезжающим в красной рубашке на велосипеде. «Но сходство с прототипом книжного героя ограничивается именем. Внешность, поступки, судьба Будулая из романа „Цыган“ совершенно другие. Это собирательный образ», — пишет обозреватель газеты «Труд» Людмила Карамышева.

Смерть

Многие годы жизни Михай Волонтир страдал сахарным диабетом. Из-за болезни артист ослеп и за 20 лет перенес десятки операций. Жил актер бедно, поэтому Волонтиру оказывалась финансовая поддержка со стороны преданных почитателей таланта, а также от правительства Молдовы.

Похороны Михая Волонтира

Два последних месяца актер постоянно находился на стационарном лечении в бельцской больнице, а в конце, когда состояние артиста ухудшилось, актера перевели в клинический госпиталь в Кишиневе.15 сентября 2015 года Михай Волонтир скончался.

Смерть актера стала настоящей национальной трагедией для Молдавии. На заседании правительства была объявлена минута молчания, после чего начались три дня официального траура. На гражданской панихиде в Национальном дворце имени Николая Сулака рядом с гробом артиста был выстроен почетный караул.

На похороны прибыли политические деятели страны, творческая интеллигенция, односельчане. Почтить память Будулая приехал и цыганский барон Артур Черарь. Когда пришло время отправляться на кладбище, похоронная процессия протянулась на несколько кварталов. Могила актера находится на Центральном кладбище Кишинева.

Могила Михая Волонтира

О жизни, творчестве и нелегкой судьбе знаменитого актера был снят документальный фильм «Цыганская любовь. Михай Волонтир». Память об артисте отразилась и в творчестве российских авторов-исполнителей. В 2017 году Владимир Беспрозванный создал клип на песню «Тополиная пурга», куда вошли кадры из фильма о Будулае и портретные фото актера Михая Волонтира.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий