Далай-лама

История духовного титула

История духовного титула восходит корнями к далекому 1578-му, когда Алтан-хан Амда, которого обратил в буддизм приглашенный ко двору гуру Сонама Гьяцо из тибетской школы Гелуг, создал само понятие далай-лама.

Гендун Друп, Далай-лама I

Военачальник и правитель преподнес почетному гостю два ценных подарка. Первый – золотую печать с проникновенной надписью. Второй – перевел на собственный монгольский язык его имя – так и родилось слово, которым именуются религиозные лидеры «крыши мира».

Вскоре так стали называть и двух других предшественников Сонама – первосвященников Гендуна Друпа и Гендуна Гьяцо, а он сам получил численное обозначение Третий (III) – как знак преемственности. Согласно учению после ухода из земного мира одного далай-ламы монахи отправляются на поиски его достойной замены, представленной в лице маленького мальчика. Ребенок (обязательно – старше 49 дней со дня смерти предшественника) являет собой физическое воплощение сознания умершего и реинкарнацию бодхисатвы.

Главная учебная комната Далай-ламы

Кандидата выбирают, основываясь на символических знаках, предсказаниях и пророчествах, обращаясь к оставленным указаниям, а также после успешной сдачи им предлагаемого теста. Обычно это узнавание вещей и общение с людьми из окружения усопшего. Если же преемников оказывается несколько, то все решает, как, впрочем, и почти везде, жеребьевка, неизменный атрибут которой – золотая ваза.

После этого будущего далай-ламу забирают во дворец Потала в столице Лхасу, где тот, находясь под опекой и защитой мудрых учителей, получает духовное и общее образование. А по достижении совершеннолетия, отказавшись от регента, он вступает в полные права. Известно также, что в полномочия религиозного лидера входило и управление страной, за исключением двух дат, с разницей ровно в десятилетие – 1949 и 1959 годы.

Основная резиденция Далай-ламы — дворец Потала в Лхасу, Тибет

Если же попытаться дать лаконичный и краткий ответ на животрепещущий вопрос «как стать далай-ламой?», то он будет звучать так: «Нужно правильно родиться».

Впрочем, осенью 2018-го глава тибетских буддистов заявил, что намерен изменить правило выбора преемника, действующее вот уже больше 600 лет: им необязательно должно быть дитя, а «уважаемый лама или богослов», и к борьбе за титул должен допускаться и юноша, которому исполнилось 20 лет. Годом раньше он же выдвигал версию, что на место его святейшества может вполне претендовать представительница женского пола.

Семь лет в Тибете

Фильм «Семь лет в Тибете» (1997) о дружбе, любви, о юности Далай-ламы XIV и исторических событиях нескольких стран.

Фильм снят по автобиографической книге Генриха Харрера – знаменитого австрийского альпиниста (актер Брэд Питт), которого судьба привела в Тибет в годы Второй мировой войны. Генрих становится учителем, а затем другом юного Далай-ламы.

Если вы еще не посмотрели этот фильм, настоятельно рекомендую! Есть над чем подумать. О смысле жизни, например. О добре и зле, о войне и мире, о бережном отношении к природе и животным, о сострадании и, наконец, о философии буддизма.

Интересный факт: после выхода фильма на мировой экран, правительство Китая запретило актеру Брэду Питту когда-либо посещать их страну.

После просмотра фильма мне захотелось узнать еще больше о Тибете и удивительном человеке — Далай-ламе XIV. Благодарю жизнь, что я живу в одно время с великими людьми, у которых многому учусь. Одним из них является Далай-лама XIV.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019-му история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отчет ведется, как уже сказано выше, с Третьего, а его предшественники стали называться таковыми уже после прекращения их земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но наиболее выдающимися из них считаются лишь некоторые.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, по праву открывает этот список, но следует упомянуть и Четвертого, который являлся единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим миролюбием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в единое мощное государство, начать строительство Потала с участием истинных мастеров художественных дел, привести в относительный порядок религиозную литературу.

Ценность этой личности была столь велика, что факт смерти скрывался в течение 15 лет. На официальных встречах и приемах говорилось, что отсутствие связано с глубокой медитацией. Иногда его заменял в обязательном полумраке схожий с ним внешне «житель монастыря».

Далай-лама V и ойратский хан

После него «пост принял» молодой и наделенный поэтическим даром Цангьянг Гьяцо, который оказался далек от аскетизма и не воздерживался от насущных радостей. Ими были длинные роскошные волосы и модная шелковая одежда, стрельба из лука и, конечно, увеселительный образ жизни в компании вина и женщин.

В искусстве обращения с последними не скрывался особенный интимный факт – он в совершенстве овладел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. Гордились им, в ответ, и все тибетцы. Впрочем, ему не удалось прожить долгую жизнь – ламу, едва достигнувшего 23-летнего рубежа, отравили враги у горного озера.

Индукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 года

Следующий его святейшество прославился тем, что в начале своего «правления» занимался только «возвышенными» делами, отринув политику (в конце жизни, впрочем, вернув себе власть), и был тем, кто первым допустил на собственную территорию представителей католичества. Копилку достижений дополняют также и 8 томов духовных сочинений.

С Далай-ламой Восьмым связана легенда, что в год его появления ячменные стебли, все как один, покрывались не единственным колосом, а сразу пятью, а на чрево матери указала небесная радуга. Девятый умер еще в детстве, в 9 лет, но те, кто успел познакомиться с ним, описывали необычайно привлекательную внешность ребенка и ее сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIII

После него очередного наставника искали чуть менее 10 лет. Им стал ребенок из бедного семейства, который по мере взросления и вовсе не интересовался политическими делами. Два других гуру перешли в мир иной также относительно рано – оба так и не достигли 20-летия.

Число 13 оказалось счастливым и для Далай-ламы, носившего его, и для его народа. Очередная реинкарнация бодхисатвы активно участвовала как во внутренней, так и во внешней политике, придав родному государству современный вид

Например, начал взимать налоги и устраивать бой коррупции, плюс – уделять пристальное внимание уровню военной подготовки солдат

Далай-лама XIV в литературе, киноискусстве и музыке

  • Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге «Семь лет в Тибете», переведённой на 53 языка мира. В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.
  • В 1997 году на экраны также вышел фильм «Кундун» режиссёра Мартина Скорсезе, получивший 4 номинации на «Оскар».
  • У группы Rammstein в альбоме Reise, Reise есть песня «Dalai Lama (Flugsangst)» — название переводится с немецкого как «Далай-лама (Боязнь полётов)» — песня повествует о легендарной боязни Далай-Ламы XIV летать.
  • В романе «Они ведь едят щенков, правда?» писателя Кристофера Бакли, в котором автор конструирует американо-китайские отношения в 2012 году, когда в США создается супер-оружие и попутно распускается слух об отравлении Далай-ламы китайскими спецслужбами.[источник не указан 1547 дней][значимость факта?]
  • В книге Дэвида Мичи «Кошка Далай-Ламы» описывается история спасения котенка из трущоб Нью-Дели и его дальнейшая жизнь в роли домашней любимицы Далай-Ламы. Фабула «Кошки Далай-Ламы» вымышленная, не основанная на реальных событиях, однако она знакомит читателей с бытом Далай-Ламы XIV, который является одним из действующих лиц произведения.

Биография

Дала́й-ла́ма XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; род. 6 июля 1935, Такцер, Цинхай, Китайская Республика) — духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2007 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Ранние годы

Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом. В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

Юный Далай-лама XIV

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

Юный Далай-лама был знаком с известным австрийским альпинистом и писателем, членом национал-социалистической партии и офицером СС Генрихом Харрером, прожившим семь лет в Тибете после побега из Британской Индии. Харрер много рассказывал Далай-ламе, которому в то время было 11 лет, о западных странах, которые тогда были диковинными для тибетцев. Этот факт используется современной китайской пропагандой как «доказательство» связи тибетского руководства с нацистами, хотя сам Далай-лама позже говорил, что в то время он ничего не знал о нацистах.

Возведение на трон и изгнание

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР.. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Внутренняя политика

Тхуптен Гьяцо видел необходимость проведения в «Стране снегов» экономических, социальных и других реформ. После провозглашения независимости Тибета в 1912 году и образования де-факто независимого Тибетского государства он приступил к действиям: упорядочил и скорректировал тибетское законодательство, чтобы противостоять коррупции в административной среде; установил систему национального налогообложения; создал полицейские силы. Кроме того, буддийский первоиерарх содействовал укреплению дисциплины в тибетских монастырях и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов.

Далай-лама проявлял интерес к западной науке и технологиям. При нём в Лхасе появились электричество и телеграф, стали печататься деньги и марки. Предвидя военные столкновения Тибета с Китаем, опытный политик в течение своего правления неоднократно проводил реформы по модернизации тибетской армии, консультируясь с российскими, британскими и японскими специалистами военного дела. В 1916 году лхасское правительство направило несколько солдат и офицеров в Индию для обучения стрельбе из пушек и автоматического оружия.

Работа для мира

В преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине В Тибете начались беспорядки в ожидании внимания средств массовой информации и усиления репрессий со стороны правительства Китая.Далай-лама призвал к спокойствию и осуждению насилия со стороны Китая. Это вызвало разочарование у многих в Тибете, которые сочли его комментарии неэффективными, и заявления китайцев о том, что Далай-лама подстрекал к насилию — обвинение, которое он решительно отвергает. Хотя Организация Объединенных Наций приняла несколько резолюций по Китаю, в которых содержится призыв к соблюдению основных прав человека и прекращению нарушений прав человека, и выразила обеспокоенность по поводу продолжающихся нарушений прав человека в Тибете, мало что было сделано для решения этой проблемы. В последние годы предлагаемые резолюции по защите прав человека в Тибете были отложены или переформулированы, чтобы ослабить любое давление на правительство Китая.

В последние годы президент Китая Ху Цзиньтао не проявлял никаких признаков движения к миру и примирению. с тибетом.Некоторые говорят, что китайское правительство просто ожидает, что Далай-лама, которому сейчас 74 года, умрет и тем самым окончательно развеет любые давние надежды на автономный, демократический Тибет. В декабре 2008 года Далай-лама объявил о своем уходе на пенсию после операции на желчном пузыре.

10 марта 2011 года, в 52-ю годовщину своего изгнания из Тибета, Далай-лама объявил, что он оставит свой роль тибетского политического лидера. Он сказал, что решение пришло из давней веры в то, что тибетцам нужен свободно избранный лидер. Представитель министерства иностранных дел Китая назвал его отставку «уловкой».

В сентябре 2015 года Далай-лама отменил несколько выступлений в Соединенных Штатах, которые были запланированы на октябрь по совету его врачей. После обычной ежегодной проверки,80-летнему духовному лидеру велели отдыхать в течение нескольких недель и он оставался в клинике Майо в Рочестере, штат Миннесота, для дальнейшей оценки.

Награды последних лет

Награждён орденом Улыбки.

10 июня 2001
27 июля 2005 Премия мира земли Гессен

Парламент земли Гессен (Висбаден, Германия)

12 августа 2005 Премия мира фонда «Манхай»

Фонд «Манхай» (Южная Корея)

25 сентября 2005 Почётная докторская степень

Рутгерский университет (Нью-Джерси, США)

6 ноября 2005 Премия «Сострадание и вдохновение»

Американский Гималайский Фонд (Сан-Франциско, США)

16 февраля 2006 Премия Бен Гуриона

Университет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль)

4 мая 2006 Почётная докторская степень

Университет Сантьяго (Сантьяго, Чили)

9 сентября 2006 Почётное гражданство Канады (Канада)
19 сентября 2006 Почётная докторская степень

Университет Буффало (Нью-Йорк, США)

14 октября 2006 Почётная докторская степень в области биологии

Университет Третьего Рима (Рим, Италия)

10 декабря 2006 Орден Белого Лотоса

Калмыкия

15 сентября 2007 Золотая медаль Конгресса
18 августа 2011 Медаль почётного доктора Тартуского университета

Эстония

1 февраля 2012 Орден Республики Тыва

Тыва

29 марта 2012 Темплтоновская премия

Фонд Темплтона

24 ноября 2013 Медаль гуманитарных заслуг Австрийского Общества Альберта Швейцера
26 октября 2015 Филадельфийская медаль Свободы

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Примечания

  1. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. — М.: Вост. лит., 2005. С. 203. — ISBN 5-02-018365-2
  2. Шакабпа В. Д. Тибет: политическая история. — СПб.: Нартанг, 2003. С. 204. — ISBN 5-901941-10-1
  3. См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб.: СПбГУ, Нартанг, 2006. — ISBN 5-288-03813-9, ISBN 5-901941-16-0; Россия и Тибет: сб. рус. арх. док., 1900—1914. — М.: Вост. лит., 2005. — ISBN 5-02-018440-3
  4. McKay A. The History of Tibet. — Routledge, 2003. P. 171. — ISBN 0-415-30844-5
  5. Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. — М.: ИВ РАН, 2002. С. 6. — ISBN 5-89282-203-6

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.

Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.

Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.

Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения

Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

Буддийские учения

Буддизм был создан в шестом веке. , До н.э.,с рождением Будды Сиддхартхи Гаутамы, что делает его одной из древнейших религий, практикуемых сегодня. Возникшая в Индии, религия распространилась по большей части восточной и южной Азии. Буддизм пришел в Тибет в 8 веке нашей эры. В отличие от других религий, которые сосредоточены на высшем существе, буддизм сосредоточен на четырех основных истинах: жизнь не совершенна; люди остаются неудовлетворенными, пытаясь сделать жизнь идеальной; люди могут понять, что есть лучший способ достичь удовлетворения; и, живя своей жизнью через мудрость, этическое поведение и умственную дисциплину, люди достигнут просветления.

В этих истинах есть бесчисленные слои учений о природе существования, жизни, смерти и самости. Буддизм призывает своих последователей не верить в эти учения,поскольку последователи других религий верят в центральные фигуры своей религии и догмы, а скорее исследуют, понимают и проверяют истины на основе своего собственного опыта. Акцент здесь делается на разведку. Буддийская вера в перерождение — это концепция «обновления», а не реинкарнация духа или тела. При буддизме сознание человека может стать частью сознания другого человека, так как пламя движется от одной свечи к другой. Второе пламя не идентично первому и не является совершенно другим. Таким образом, буддисты верят, что жизнь — это непрерывное путешествие опыта и открытий, не разделенное между жизнью и загробной жизнью.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое,  просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Далай-лама

История духовного титула

История духовного титула восходит корнями к далекому 1578-му, когда Алтан-хан Амда, которого обратил в буддизм приглашенный ко двору гуру Сонама Гьяцо из тибетской школы Гелуг, создал само понятие далай-лама.

Гендун Друп, Далай-лама I

Военачальник и правитель преподнес почетному гостю два ценных подарка. Первый – золотую печать с проникновенной надписью. Второй – перевел на собственный монгольский язык его имя – так и родилось слово, которым именуются религиозные лидеры «крыши мира».

Вскоре так стали называть и двух других предшественников Сонама – первосвященников Гендуна Друпа и Гендуна Гьяцо, а он сам получил численное обозначение Третий (III) – как знак преемственности. Согласно учению после ухода из земного мира одного далай-ламы монахи отправляются на поиски его достойной замены, представленной в лице маленького мальчика. Ребенок (обязательно – старше 49 дней со дня смерти предшественника) являет собой физическое воплощение сознания умершего и реинкарнацию бодхисатвы.

Главная учебная комната Далай-ламы

Кандидата выбирают, основываясь на символических знаках, предсказаниях и пророчествах, обращаясь к оставленным указаниям, а также после успешной сдачи им предлагаемого теста. Обычно это узнавание вещей и общение с людьми из окружения усопшего. Если же преемников оказывается несколько, то все решает, как, впрочем, и почти везде, жеребьевка, неизменный атрибут которой – золотая ваза.

После этого будущего далай-ламу забирают во дворец Потала в столице Лхасу, где тот, находясь под опекой и защитой мудрых учителей, получает духовное и общее образование. А по достижении совершеннолетия, отказавшись от регента, он вступает в полные права. Известно также, что в полномочия религиозного лидера входило и управление страной, за исключением двух дат, с разницей ровно в десятилетие – 1949 и 1959 годы.

Основная резиденция Далай-ламы — дворец Потала в Лхасу, Тибет

Если же попытаться дать лаконичный и краткий ответ на животрепещущий вопрос «как стать далай-ламой?», то он будет звучать так: «Нужно правильно родиться».

Впрочем, осенью 2018-го глава тибетских буддистов заявил, что намерен изменить правило выбора преемника, действующее вот уже больше 600 лет: им необязательно должно быть дитя, а «уважаемый лама или богослов», и к борьбе за титул должен допускаться и юноша, которому исполнилось 20 лет. Годом раньше он же выдвигал версию, что на место его святейшества может вполне претендовать представительница женского пола.

Семь лет в Тибете

Фильм «Семь лет в Тибете» (1997) о дружбе, любви, о юности Далай-ламы XIV и исторических событиях нескольких стран.

Фильм снят по автобиографической книге Генриха Харрера – знаменитого австрийского альпиниста (актер Брэд Питт), которого судьба привела в Тибет в годы Второй мировой войны. Генрих становится учителем, а затем другом юного Далай-ламы.

Если вы еще не посмотрели этот фильм, настоятельно рекомендую! Есть над чем подумать. О смысле жизни, например. О добре и зле, о войне и мире, о бережном отношении к природе и животным, о сострадании и, наконец, о философии буддизма.

Интересный факт: после выхода фильма на мировой экран, правительство Китая запретило актеру Брэду Питту когда-либо посещать их страну.

После просмотра фильма мне захотелось узнать еще больше о Тибете и удивительном человеке — Далай-ламе XIV. Благодарю жизнь, что я живу в одно время с великими людьми, у которых многому учусь. Одним из них является Далай-лама XIV.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019-му история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отчет ведется, как уже сказано выше, с Третьего, а его предшественники стали называться таковыми уже после прекращения их земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но наиболее выдающимися из них считаются лишь некоторые.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, по праву открывает этот список, но следует упомянуть и Четвертого, который являлся единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим миролюбием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в единое мощное государство, начать строительство Потала с участием истинных мастеров художественных дел, привести в относительный порядок религиозную литературу.

Ценность этой личности была столь велика, что факт смерти скрывался в течение 15 лет. На официальных встречах и приемах говорилось, что отсутствие связано с глубокой медитацией. Иногда его заменял в обязательном полумраке схожий с ним внешне «житель монастыря».

Далай-лама V и ойратский хан

После него «пост принял» молодой и наделенный поэтическим даром Цангьянг Гьяцо, который оказался далек от аскетизма и не воздерживался от насущных радостей. Ими были длинные роскошные волосы и модная шелковая одежда, стрельба из лука и, конечно, увеселительный образ жизни в компании вина и женщин.

В искусстве обращения с последними не скрывался особенный интимный факт – он в совершенстве овладел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. Гордились им, в ответ, и все тибетцы. Впрочем, ему не удалось прожить долгую жизнь – ламу, едва достигнувшего 23-летнего рубежа, отравили враги у горного озера.

Индукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 года

Следующий его святейшество прославился тем, что в начале своего «правления» занимался только «возвышенными» делами, отринув политику (в конце жизни, впрочем, вернув себе власть), и был тем, кто первым допустил на собственную территорию представителей католичества. Копилку достижений дополняют также и 8 томов духовных сочинений.

С Далай-ламой Восьмым связана легенда, что в год его появления ячменные стебли, все как один, покрывались не единственным колосом, а сразу пятью, а на чрево матери указала небесная радуга. Девятый умер еще в детстве, в 9 лет, но те, кто успел познакомиться с ним, описывали необычайно привлекательную внешность ребенка и ее сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIII

После него очередного наставника искали чуть менее 10 лет. Им стал ребенок из бедного семейства, который по мере взросления и вовсе не интересовался политическими делами. Два других гуру перешли в мир иной также относительно рано – оба так и не достигли 20-летия.

Число 13 оказалось счастливым и для Далай-ламы, носившего его, и для его народа. Очередная реинкарнация бодхисатвы активно участвовала как во внутренней, так и во внешней политике, придав родному государству современный вид

Например, начал взимать налоги и устраивать бой коррупции, плюс – уделять пристальное внимание уровню военной подготовки солдат

Далай-лама XIV в литературе, киноискусстве и музыке

  • Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге «Семь лет в Тибете», переведённой на 53 языка мира. В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.
  • В 1997 году на экраны также вышел фильм «Кундун» режиссёра Мартина Скорсезе, получивший 4 номинации на «Оскар».
  • У группы Rammstein в альбоме Reise, Reise есть песня «Dalai Lama (Flugsangst)» — название переводится с немецкого как «Далай-лама (Боязнь полётов)» — песня повествует о легендарной боязни Далай-Ламы XIV летать.
  • В романе «Они ведь едят щенков, правда?» писателя Кристофера Бакли, в котором автор конструирует американо-китайские отношения в 2012 году, когда в США создается супер-оружие и попутно распускается слух об отравлении Далай-ламы китайскими спецслужбами.[источник не указан 1547 дней][значимость факта?]
  • В книге Дэвида Мичи «Кошка Далай-Ламы» описывается история спасения котенка из трущоб Нью-Дели и его дальнейшая жизнь в роли домашней любимицы Далай-Ламы. Фабула «Кошки Далай-Ламы» вымышленная, не основанная на реальных событиях, однако она знакомит читателей с бытом Далай-Ламы XIV, который является одним из действующих лиц произведения.

Биография

Дала́й-ла́ма XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; род. 6 июля 1935, Такцер, Цинхай, Китайская Республика) — духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2007 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Ранние годы

Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом. В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

Юный Далай-лама XIV

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

Юный Далай-лама был знаком с известным австрийским альпинистом и писателем, членом национал-социалистической партии и офицером СС Генрихом Харрером, прожившим семь лет в Тибете после побега из Британской Индии. Харрер много рассказывал Далай-ламе, которому в то время было 11 лет, о западных странах, которые тогда были диковинными для тибетцев. Этот факт используется современной китайской пропагандой как «доказательство» связи тибетского руководства с нацистами, хотя сам Далай-лама позже говорил, что в то время он ничего не знал о нацистах.

Возведение на трон и изгнание

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР.. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Внутренняя политика

Тхуптен Гьяцо видел необходимость проведения в «Стране снегов» экономических, социальных и других реформ. После провозглашения независимости Тибета в 1912 году и образования де-факто независимого Тибетского государства он приступил к действиям: упорядочил и скорректировал тибетское законодательство, чтобы противостоять коррупции в административной среде; установил систему национального налогообложения; создал полицейские силы. Кроме того, буддийский первоиерарх содействовал укреплению дисциплины в тибетских монастырях и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов.

Далай-лама проявлял интерес к западной науке и технологиям. При нём в Лхасе появились электричество и телеграф, стали печататься деньги и марки. Предвидя военные столкновения Тибета с Китаем, опытный политик в течение своего правления неоднократно проводил реформы по модернизации тибетской армии, консультируясь с российскими, британскими и японскими специалистами военного дела. В 1916 году лхасское правительство направило несколько солдат и офицеров в Индию для обучения стрельбе из пушек и автоматического оружия.

Работа для мира

В преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине В Тибете начались беспорядки в ожидании внимания средств массовой информации и усиления репрессий со стороны правительства Китая.Далай-лама призвал к спокойствию и осуждению насилия со стороны Китая. Это вызвало разочарование у многих в Тибете, которые сочли его комментарии неэффективными, и заявления китайцев о том, что Далай-лама подстрекал к насилию — обвинение, которое он решительно отвергает. Хотя Организация Объединенных Наций приняла несколько резолюций по Китаю, в которых содержится призыв к соблюдению основных прав человека и прекращению нарушений прав человека, и выразила обеспокоенность по поводу продолжающихся нарушений прав человека в Тибете, мало что было сделано для решения этой проблемы. В последние годы предлагаемые резолюции по защите прав человека в Тибете были отложены или переформулированы, чтобы ослабить любое давление на правительство Китая.

В последние годы президент Китая Ху Цзиньтао не проявлял никаких признаков движения к миру и примирению. с тибетом.Некоторые говорят, что китайское правительство просто ожидает, что Далай-лама, которому сейчас 74 года, умрет и тем самым окончательно развеет любые давние надежды на автономный, демократический Тибет. В декабре 2008 года Далай-лама объявил о своем уходе на пенсию после операции на желчном пузыре.

10 марта 2011 года, в 52-ю годовщину своего изгнания из Тибета, Далай-лама объявил, что он оставит свой роль тибетского политического лидера. Он сказал, что решение пришло из давней веры в то, что тибетцам нужен свободно избранный лидер. Представитель министерства иностранных дел Китая назвал его отставку «уловкой».

В сентябре 2015 года Далай-лама отменил несколько выступлений в Соединенных Штатах, которые были запланированы на октябрь по совету его врачей. После обычной ежегодной проверки,80-летнему духовному лидеру велели отдыхать в течение нескольких недель и он оставался в клинике Майо в Рочестере, штат Миннесота, для дальнейшей оценки.

Награды последних лет

Награждён орденом Улыбки.

10 июня 2001
27 июля 2005 Премия мира земли Гессен

Парламент земли Гессен (Висбаден, Германия)

12 августа 2005 Премия мира фонда «Манхай»

Фонд «Манхай» (Южная Корея)

25 сентября 2005 Почётная докторская степень

Рутгерский университет (Нью-Джерси, США)

6 ноября 2005 Премия «Сострадание и вдохновение»

Американский Гималайский Фонд (Сан-Франциско, США)

16 февраля 2006 Премия Бен Гуриона

Университет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль)

4 мая 2006 Почётная докторская степень

Университет Сантьяго (Сантьяго, Чили)

9 сентября 2006 Почётное гражданство Канады (Канада)
19 сентября 2006 Почётная докторская степень

Университет Буффало (Нью-Йорк, США)

14 октября 2006 Почётная докторская степень в области биологии

Университет Третьего Рима (Рим, Италия)

10 декабря 2006 Орден Белого Лотоса

Калмыкия

15 сентября 2007 Золотая медаль Конгресса
18 августа 2011 Медаль почётного доктора Тартуского университета

Эстония

1 февраля 2012 Орден Республики Тыва

Тыва

29 марта 2012 Темплтоновская премия

Фонд Темплтона

24 ноября 2013 Медаль гуманитарных заслуг Австрийского Общества Альберта Швейцера
26 октября 2015 Филадельфийская медаль Свободы

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Примечания

  1. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. — М.: Вост. лит., 2005. С. 203. — ISBN 5-02-018365-2
  2. Шакабпа В. Д. Тибет: политическая история. — СПб.: Нартанг, 2003. С. 204. — ISBN 5-901941-10-1
  3. См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб.: СПбГУ, Нартанг, 2006. — ISBN 5-288-03813-9, ISBN 5-901941-16-0; Россия и Тибет: сб. рус. арх. док., 1900—1914. — М.: Вост. лит., 2005. — ISBN 5-02-018440-3
  4. McKay A. The History of Tibet. — Routledge, 2003. P. 171. — ISBN 0-415-30844-5
  5. Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. — М.: ИВ РАН, 2002. С. 6. — ISBN 5-89282-203-6

Духовная деятельность

После печальных событий и изгнания тибетцев из родных просторов Далай-лама не бросил попытки защитить свой народ. Он вновь обращался к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – до 1965 года было подписано три резолюции ООН, которые обещали тибетцам защиту.

В этот же период была составлена «Хартия тибетцев в изгнании» – проект конституции, которая выступала за демократию и свободу.

Как тогда, в шестидесятые годы прошлого века, так и сейчас Далай-лама высказывается не за полную независимость Тибета от Китая, а за автономию в составе этой страны. Он искренне желает посеять мир во всем мире и даже предлагал создать для этого специальную зону – зону ахимсы, ненасилия, мира, радости и добра.

Такую зону он хотел бы сделать сначала в Тибете, разоружив его, вернув к истокам – гармонии человека и природы, – а затем расширить границы, распространив ареал мирного существования по всей планете.

За такие добрые намерения и реальные действия для воцарения мира на Тибете Далай-лама XIV в 1989 году был удостоен Нобелевской премии.

Впоследствии он не бросил свою духовную миссию, распространял свои идеи по всему миру, в том числе западному, за что заслуженно получил множество наград, список которых даже сложно перечислить.

Многие годы этот великий человек путешествовал по миру, посетил десятки стран на шести континентах, встретился со многими политическими деятелями, представителями научного мира, участвовал в межрелигиозных диалогах, написал более семидесяти книг, автобиографических и философских трактатов, выступал с важными лекциями.

Многие крупнейшие университеты планеты дали ему степень доктора философских наук, а Канада предоставила гражданство.

Тэнзин Гьяцо первым из Далай-лам стал выдающимся деятелем международного масштаба.

Несмотря на то, что 82-летний духовный лидер сложил свои политические полномочия еще в 2011 году, он продолжает сеять добродетель и бороться за мир. Его искренняя улыбка, подкрепленная ясным добрым взглядом, дарит миллионам веру в свет, мирное небо и безбедное будущее.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения

Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

Буддийские учения

Буддизм был создан в шестом веке. , До н.э.,с рождением Будды Сиддхартхи Гаутамы, что делает его одной из древнейших религий, практикуемых сегодня. Возникшая в Индии, религия распространилась по большей части восточной и южной Азии. Буддизм пришел в Тибет в 8 веке нашей эры. В отличие от других религий, которые сосредоточены на высшем существе, буддизм сосредоточен на четырех основных истинах: жизнь не совершенна; люди остаются неудовлетворенными, пытаясь сделать жизнь идеальной; люди могут понять, что есть лучший способ достичь удовлетворения; и, живя своей жизнью через мудрость, этическое поведение и умственную дисциплину, люди достигнут просветления.

В этих истинах есть бесчисленные слои учений о природе существования, жизни, смерти и самости. Буддизм призывает своих последователей не верить в эти учения,поскольку последователи других религий верят в центральные фигуры своей религии и догмы, а скорее исследуют, понимают и проверяют истины на основе своего собственного опыта. Акцент здесь делается на разведку. Буддийская вера в перерождение — это концепция «обновления», а не реинкарнация духа или тела. При буддизме сознание человека может стать частью сознания другого человека, так как пламя движется от одной свечи к другой. Второе пламя не идентично первому и не является совершенно другим. Таким образом, буддисты верят, что жизнь — это непрерывное путешествие опыта и открытий, не разделенное между жизнью и загробной жизнью.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое,  просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий