5 фильмов от режиссёра «бегущего по лезвию 2049», которые стоит посмотреть

Дэвид Линч


Дэвид Линч — один из тех режиссеров, союз которых с крупными студиями кажется парадоксом. Неудивительно, что продлился он недолго. После безбюджетного дебюта «Голова-ластик», ставшего во всех смыслах эталоном авангардного независимого кино, компания Мэла Брукса пригласила Линча для постановки «Человека-слона». За успехом вполне классической по форме картины последовали заманчивые приглашения. Среди них — режиссура очередной части «Звездных войн». Линч остановил выбор на многомиллионной экранизации «Дюны», обернувшейся то ли шедевром, то ли катастрофой — споры ведутся до сих пор. С одной стороны, это крайне любопытный эксперимент в жанре космической фантастики, с другой — оглушительный коммерческий провал. Точно можно сказать одно — без этого драматического для режиссера студийного опыта мы бы сейчас знали совсем другого Линча, если бы знали вообще.

Прибытие (Arrival, 2016)

Резкий курс в сторону фантастики в карьере Вильнева не должен удивлять. Режиссер некогда хотел связать свою жизнь с наукой — биологией(не зря рассказчиком в его втором фильме Водоворот была рыба), а одним из фильмов, которые вдохновили его на путь кинематографиста был Бегущий по лезвию 1982 года.

Свою невысказанную мечту снять продолжение сай-фай шедевра Ридли Скотта Вильнев реализует всего лишь через год, но пропуском к тому проекту стал фильм Прибытие — наверное, самая совершенная работа в карьере канадца.

В поставленной по мотивам новеллы американца Теда Чана картине рассказывается история женщины по имени Луис Бэнкс — лингвиста, которую американское правительство ангажирует для роли переводчицы с инопланетного. Дело в том, что в самом начале фильма в тринадцати случайных точках планеты из ниоткуда появляются корабли пришельцев. Те не спешат раскрывать причины своего визита, а ждут, когда люди начнут понимать их сложный, абсолютно непохожий ни на один земной, язык.

Паузы между строк здесь тоже серьезные, но напряжения в Прибытии хватит на десяток триллеров. Это научная фантастика высшего порядка, выдерживающая сравнение с Космической Одиссеей Кубрика(недаром Вильнева тоже номинировали на Оскар в категории Лучший режиссер: огромная редкость в истории жанра) и открывающая новые горизонты в сюжетах с инопланетянами. Плюс — тончайшая, сыгранная на одной ноте актерская работа Эми Адамс, сообщающая нам о стоицизме и жертвенности перед лицом науки.

Бегущий по лезвию 2049 (2017) (Blade Runner 2049)

Детектив, Драма, Зарубежный фильм, Триллер, Фантастика

tagHD 2160р, tagHD 1080, tagHD 720, tag3D, tagПро роботов, tagАнтиутопия, tagКиберпанк

Экранизация по произведению: Филип К. Дик

Режиссер: Дени Вильнёв

В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана Де Армас

Недалёкое будущее. Мир, где властвуют технологии. Мир, где люди создали необычных существ релпикантов, которые выполняют самую тяжёлую и грязную работу. Одним из тех, кто контролирует репликантов и следит за качеством исполнения их работы, является офицер полиции Кей. В условиях нарастающего напряжения контролировать работу репликантов всё тяжелее и тяжелее. Однажды Кей становится держателем секретной информации. Всё бы ничего, но эта информация может стоить жизни всему человечеству. Чтобы распутать общую загадку и решить проблему, Кей намерен отыскать бывшего полицейского Декарда, который исчез несколько лет назад.

Питер Джексон


Еще один мастер блокбастеров, начинавший с натуралистичного хоррора, — Питер Джексон. Перед тем, как снять «Властелина колец», стать самым кассовым режиссером в мире и обрасти всевозможными титулами и регалиями, Джексон набрал опыта на пародийных ужасах. Его дебютом стал фантастический трэш «В плохом вкусе», снимавшийся несколько лет на студенческую стипендию. Апофеозом же независимого периода творчества стала нетленка «Живая мертвечина» о крысо-обезьяне, распространяющей смертельный зомби-вирус, и газонокосилке-убийце, перемалывающей все живое с рекордной скоростью. Отголоски лихой режиссерской молодости режиссера можно найти во «Властелине колец» с «Хоббитом» — в натуралистичных батальных сценах и монструозных образах орков явно отрывается Джексон-маргинал.
 

Дени Вильнёв сейчас

В сентябре 2020 года кинокомпания Warner Bros выпустила первый трейлер к фильму Дени «Дюна», который вызвал большой ажиотаж среди зрителей. Картина будет экранизацией первой половины одноименной книги Фрэнка Герберта. В дальнейшем планируется работа над продолжением картины — выйдет полноценная серия фильмов.

Сюжет закручен вокруг молодого человека по имени Пол Атрейдес. Его семья получила в управление планету Арракис, на которой добывают ценный ресурс — спайс. Это вещество, которое действует подобно сильному наркотику. Оно продлевает жизнь человека и улучшает мозговую деятельность в разы. Однажды на планете случается переворот, в ходе которого свергают власть. После предательства Пол хочет вернуть контроль над Арракисом.

Трейлер фильма Дени Вильнева «Дюна»

Необходимо отметить, что до Вильнёва кинематографисты уже обращались к этому произведению. В 1984-м на экраны вышел фильм Дэвида Линча, а затем было два сериала.

Съемки картины проходили в 2019 году. Часть сцен снимали в августе 2020-го. Сейчас известно, что предполагаемая дата выхода — 17 декабря 2021 года, если не случится изменений в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Главную роль в картине сыграл актер Тимоти Шаламе, который известен тем, что был номинирован на «Оскар» за драму «Назови меня своим именем». Также в съемках задействованы Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Дейв Батиста, Хавьер Бардем и другие.

«Бегущий по лезвию 2049»

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Наконец, последний на сегодня фильм Вильнева – роскошный сиквел «Бегущего по лезвию». Вообще, взяться за классику – вызов для любого режиссера. Продолжение легендарной антиутопии вновь погружает зрителя в завораживающие городские пейзажи мрачного будущего, полные смога, дождя, неоновых реклам и логотипов корпораций. У Дени Вильнева история величественнее и неторопливее, вместо Харрисона Форда, блейдраннера, который охотился на беглых роботов, бродит грустный Райан Гослинг, который умеет играть молча, одними глазами. Новый герой – одиночка, почти человек без имени, репликант, а значит – инструмент, который обречен убивать себе подобных.

Объемный, насыщенный, названный «a future classic» фильм Вильнева снова говорит о выборе и судьбе, памяти и душе, и репликантах как безвольных рабах. Герой настоящего встречается с героем прошлого, который отказался от погони за бунтующими роботами и вместо этого влюбился в одного из них. Новый герой идет по его стопам, но вместо робота влюбляется в безупречной красоты девушку-голограмму (не трогать – только смотреть), вместо единорога – деревянная лошадка, а вместо дождя – снег.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Детектив находит останки женщины и идет навстречу прошлому, неизвестности, многозначной и расплывчатой, возвращаясь к воспоминаниям, как персонажи «Пожаров» и «Прибытия», чтобы познать великую истину, то самое «чудо», а потом, как во «Враге», встречает как бы своего двойника, подозревая, что он не тот, кем считал себя всю жизнь. Герой настоящего понимает: герой прошлого во всем прав. Живущий как отшельник Форд смотрит на размышляющего о бытие Гослинга, будто Бог или Его пророк, а Гослинг глядит на Форда так, будто нашел Отца. Воспоминания заставляют детектива верить, что он – избранный, то есть режиссер, как в других своих фильмах, опять обращается к теме знания и восприятия. Кто смотрел «Бегущего», тот понимает: воспоминания и переживания не принадлежат репликанту, и это ведет к потере веры и надежды.

Смакуя каждый кадр, Дени Вильнев показывает историю о поиске правды, страдании и милосердии, судьбе и свободе воли, искусственности и бессмысленности. И хотя монументальное продолжение, от которого трудно оторваться, останется в тени модернистского полотна Ридли Скотта, потому что «Бегущий по лезвию 2049» – кино постмодернистское, ностальгическое. Вильнев, не нарушая стиля, настроения и смыслов оригинала, говорит о революционном начале и, как всегда, о самопознании. «Бегущий по лезвию 2049» – не только картина Роджера Дикинса (вот кто здесь настоящий Бог), но и Дени Вильнева, чьи поглощенные тайной и тьмой, страхом и пустотой персонажи скованы судьбой, будто заперты в клетке, как герой Гослинга, «явственно до жути», чтобы приблизиться к истине.

[править] Карьера в Формуле 1

Несмотря на то, что успехи Жиля в Формуле 1 довольно средние, если не сказать скромные, тем не менее его 6-ти летней карьере в Формуле 1 в «конюшне» Ferrari под предводительством Феррари Энцо (Железного Коммендаторе), который считал Вильнёва единственным достойным пилотом из всех, что он знал. Энцо считал Вильнёва искренне преданным, талантливым гонщиком, способным «выжать» из себя и из машины всё, на что они способны. Возможно своей фанатичностью Жиль напоминал Феррари самого себя в молодости (который был настолько предан гонкам, что был способен справить малую нужду прямо не прерывая гонки и не снимая ногу с педали газа). По описаниям современников Феррари любил Вильнёва как собственного сына.

Несмотря на то, что в качестве пилота в одной из самых титулованных и знаменитых команд Формулы-1 — Ferrari, он принёс всего шесть побед, два поула и не принёс одного титула, интерес с годами к Жилю Вильнёву не угасает из-за уникальности личности, — преданности спорту, честности, азарту и зрелищности гонок.

Жиль был принят в команду Ferrari после того, как он был отвергнут командой МакЛарен — выступая за неё в единственной гонке он занял 14-ое место и выступал посредственно, демонстрируя плохое владение болидом. Увидев это Феррари Энцо принял такое поведение как желание пилота подойти к грани возможностей болида, и решил дать шанс пилоту.

Выступление за команду Ferrari сопровождалось постоянными авариями, постоянные вылеты с трассы из-за вождения на грани и за гранью возможностей машины, наиболее крупные аварии:

  • В Гран-При Японии в 1977 году, столкновение Жиля Вильнёва с Ронни Петерсоном привела к вылету Ferrari Вильнёва в толпу зрителей, 25 человека получили ранения и убила стоявших там маршала и фотографа.
  • В 1979 году на гран-при Нидерландов на 49 круге гонки, сразу после выезда из боксов на Ferrari канадца лопнула задняя покрышка и автомобиль вылетел с трассы, едва не врезавшись в припаркованный у отбойника «Эрроуз» Рикардо Патрезе. Дав задний ход, Вильнёв сумел выбраться обратно на трассу и продолжить движение к боксам на трёх колёсах, причём в середине круга повреждённое колесо полностью оторвалось и машина наполовину легла на днище, но это не помешало ему добраться до механиков и безрезультатно требовать от них, чтобы ему прикрутили новое колесо
  • В 1981 году, Гран-При Великобритании, крупная авария с участием 2-ух болидов.

Жиль особенно хорошо выступал на мокрой трассе (как впоследствии Аэртон Сенна), так, во время квалификации Гран-При США 1979 года Жиль опередил ближайшего из соперников на одиннадцать секунд. Жак Лаффит, выступающий за Ligier, за такой результат назвал Вильнёва «инопланетянином». Напарник Жиля по Ferrari Джоди Шектер, решил, что дала сбой система хронометража, не поверив в такой результат.

Реальные шансы на чемпионский титул были у Вильнёва только в 1979 году и в 1982. В первый раз уважая решение команды, он отдал чемпионский титул своему напарнику по Ferrari Джоди Шектеру. Жиль помогал напарнику в его борьбе за титул. Во второй раз его жизнь оборвалась трагической аварией на квалификации в Цольдере.

Стивен Содерберг


Стивен Содерберг, прежде чем оказаться самым производительным режиссером Голливуда 2000-х годов, совершил переворот в мире независимого кино. Кинематографист заявил о себе малобюджетной драмой «Секс, ложь и видео», снятой с четырьмя актерами в паре интерьеров в переходной эстетике от кино к видео.  Фильм стал отправной точкой бума инди-кино 90-х годов, а своему автору принес «Золотую пальмовую ветвь». После череды других независимых картин и авангардистских экспериментов Содербергом заинтересовались в Голливуде, в результате чего появилась, например, франшиза о «Друзьях Оушена». Спустя полтора десятилетия студийное производство режиссеру осточертело. Он громко порвал с Голливудом, перейдя на телевидение, где самым интересным его проектом пока остается «Больница Никербокер».  

7 МЕСТО: «Политех» (2008)

У Вильнева был больший перерыв до «Политеха». Между вторым фильмом «Водоворот» и третьим, «Политехом» прошло 9 лет. Сам фильм основан на массовом убийстве, произошедшем в Монреале в 1989 году. Сразу же хочется сравнить фильм со «Слоном» Гаса Ван Сента, который был ответом на Колумбайн из 2003 года. Вильнев, в отличие от Ван Сента, имеет дистанцию от события в 20 лет, и как следствие, не оставляет зрителя с тотальным чувством беспомощности.  

У «Политеха» есть очень четкий и внятный ответ: чуткость – единственно-возможный ответ на ненависть. Эту идею озвучивает ближе к концу фильма беременная женщина, которая выжила в шутинге.Фильм-манифест, «Политех» слишком буквален и документален, чтобы воспринимать его как искусство. Тем не менее, к ответу фильма можно возвращаться каждый раз, когда в мире происходит вспышка насилия.

Вильнев всегда взаимодействовал с подтекстом и поднимал на поверхность смыслы. «Политех» – это совсем другой фильм. Это кино, в котором вообще нет подтекста. Массовая бойня – это массовая бойня, здесь нет ничего двусмысленного. В реальном мире убийца Марк Лепин ясно дал понять, что бойня была мотивирована ненавистью к феминизму и Вильнев, как создатель фильма, решил не усложнять психологию убийцы. Вместо этого Вильнев использует эту мрачную предпосылку как возможность для эксперимента со стилем, который с тех пор стал определять его работу: грубые звуки, гудящая музыка и долгие кадры. 

8 МЕСТО: «Водоворот» (2000)

Второй полнометражный фильм Вильнева «Водоворот» — романтическая история, отчасти вдохновленная Жаном-Пьером Жене («Амели») и Эмиром Кустурицей («Черная кошка, белый кот»), в которой ясно выражается одна из главных тем Вильнева: порочный круг насилия и то, как его можно разорвать. Тема этого фильма позже разовьется во «Враге» и в «Прибытии», а сам «Водоворот» не столько плохое кино, сколько сырое.

Сюжет рассказывает о прекрасной женщине из Монреаля по имени Бибиан Шампань, которая сбивает насмерть норвежского рыболова, безуспешно пытается покончить собой, а затем влюбляется в сына умершего рыбака. Нелинейность повествования кажется излишней ловкостью, развернутая история проста и лежит на поверхности: это рассказ о выборе добра вместо зла и способность женщины к любви. Одна из цитат фильма именно так и звучит: «Любовь – это обращенная ненависть». В фильме это работает не совсем убедительно, и сам режиссер заявляет идею не так ярко. Впоследствии именно мотив насилия и любви, как преодоление этого насилия, станет одним из главных в кино Вильнева.

2 МЕСТО: «Пленницы» (2013)

«Пленницы» — первый фильм Вильнева в Голливуде, и он отлично показал на что способен режиссер. Фильм оказался успешным, получил номинацию на Оскар за операторскую работу, а главное продемонстрировал, что Дени Вильнев не намерен отказываться от своих идей даже при наличии больших бюджетов. Наоборот, в первом крупнобюджетном кино Вильнев продолжает говорить о своей главной идее, о насилии.

«Пленницы» – это фильм о насилии, и о том, как оно превращает людей в чудовищ. Недовольные зрители считают фильм чересчур затянутым, но даже они не могут оторваться от захватывающего криминально-детективного сюжета. Фильм буквально открывается религиозным отцом Келлером Довером (Хью Джекман), который произносит «Отче наш» и пускается в собственное расследование дела о пропаже своей дочери. Расследование заводит его слишком далеко, и отлично показывает на какое зло способен человек, одержимый праведным гневом. 

Исключительную прямолинейность в разговоре о насилии Вильнев достигал разве что в «Политехе», но именно в «Пленницах» чувствуется вымышленность и двусмысленность истории в противоположность документальности и однозначности «Политеха». В фильме отличная игра главных актеров: Хью Джекмана, Джейка Джилленхола и Пола Дано. Двусмысленность и неоднозначность на протяжении фильма — один из приемов, которым режиссер не только удерживает зрителя, но и говорит о невозможности отличать хорошее от плохого, если ты одержим ненавистью. 

Короткометражки

  • REW FFWd, 1994 Молодой фотограф отправляется в Ямайку по редакционному заданию и испытывает там культурный шок. Невыносимая поначалу командировка позже перерастает в очарование людьми, их окружением и их музыкой.
  • 120 секунд до победы на выборах (120 Seconds to Get Elected), 2006 У политика есть всего две минуты, чтобы убедить избирателей проголосовать за него. Он говорит лишь то, что, как он полагает, от него хотят услышать…
  • Этажом выше (Next Floor), 2008 Во время роскошного банкета одиннадцать пресыщенных «сладкой жизнью» гостей устраивают своеобразное гастрономическое состязание. Неожиданный поворот событий в этой абсурдной гротескной вселенной взрывает изнутри бесконечную симфонию изобилия, создавая отталкивающую метафору нашего ненасытного потребительского аппетита.
  • Эмпирическое исследование о влиянии звука на инерцию зрения (Etude empirique sur l’influence du son sur la persistance rétinienne), 2011
  • Rated R for Nudity, 2011

Любопытно

Дени ВильневУбийцаВрагПленницыВильневПрибытиеБегущего по лезвиюДениВильневКосмическую одиссеюСтэнли КубрикаБегущего по лезвиюРидли СкоттаКогда я узнал, что Ридли Скотт хочет снять продолжение «Бегущего по лезвию», сразу подумал, что идея фантастическая. Но, возможно, не самая лучшая. Я сам ярый поклонник «Бегущего по лезвию», это один из моих любимых фильмов. С ним связана моя любовь к киноДениПолитех«просто решил уничтожить мегер, которые отбирают права у мужчин»ВильневГас Ван СентСлонеВильневаУбийцеУбийцаВильневУбийцыЭмили БлантДжоша БролинаУбийцыВильневаЭто полная беллетристика, но и экстраполяция того, что может случиться. Нечто близкое к реальности. Но сама реальность гораздо хужеДени ВильневПожарыПолитехУбийцеПрибытииВильнева32-е августа на ЗемлеВодоворотВодоворотаПолитехаПожаровУбийцыПрибытииДени ВильневаВрагДжейка ДжилленхолаВрагЖозе СарамагоВрагВильневаВрагаПрибытииВильневПрибытияУбийцеПрибытииВильневаПрибытииВильневаПрибытиеПрибытиеВрагДени ВильневаБегущий по лезвию 2049Ридли СкоттаВильневЯ просто сказал себе: «Они в любом случае снимут его. Студия снимет этот сиквел, хочу я этого или нет. Я не знаю, получится ли у меня. Но я сделаю все возможное, я вложу в него всю свою любовь и все свои умения, я буду работать до последней капли крови. Я не хочу, чтобы этот фильм ушел в руки кого-то, кто любит его чуть меньше меня. Я всегда очень боялся увидеть сиквел «Бегущего по лезвию», но если снимать его буду я, то как минимум сделаю это с большим уважением к первоисточнику

Творчество

Тимур Бекмамбетов

Тимур Бекмамбетов, ведущий продюсер отечественного кино и один из немногих российских режиссеров, востребованных в Голливуде, больше двадцати лет назад дебютировал крайне необычной, непохожей на все его другие картины работой. В момент, когда национальный кинематограф в стране был буквально при смерти, он с горсткой энтузиастов в качестве диплома на Высших курсах сценаристов и режиссеров снял арт-хаусный боевик «Пешаварский вальс». Лента о восстании солдат-афганцев в плену моджахедов была намеренно выдержана в радикальной эстетике: «грязное» изображение и сумбурное действие погружают зрителя в ад военного лагеря

Картина осталась незамеченной в России, однако привлекла к режиссеру первое внимание на Западе. 
 

1 МЕСТО: «Прибытие» (2016)

Загадочные инопланетяне прибывают на Землю, чтобы научить аборигенов странному, круговому языку, а войска США зовут лингвиста Луизу Бэнкс (Эми Адамс), чтобы наладить контакт и разобраться в происходящем

«Прибытие» только прикрывается научной фантастикой, по своей сути эта историю о важной теме Вильнева, начатой еще в «Водовороте». Это фильм о том, как остановить насилие

На момент выхода «Прибытие» – самый дорогой фильм в карьере Вильнева, и помимо масштабности – фильм говорит о насилии на планетарном уровне – режиссер вытачивает детали с точностью, которой ранее у него не было. Он не просто показывает оковы войны и способ их разорвать. Вильнев трансформирует ответ на вопрос в чистые эмоции, пока мы не почувствуем правду про самих себя. «Прибытие» показывает наш страх перед чужим и использует язык, чтобы показать ракурсы, в основе которых лежат наши недопонимания.

Сила фильма обретает свою мощь в финале, когда понимаешь, что режиссер не сводит его к фатализму, а наоборот демонстрирует момент принятия и личного выбора человека во всей его кажущейся неизбежности. Дилемма финала – это та же самая дилемма, с которой Декард сталкивается в конце оригинального «Бегущего по лезвию», и Вильнев разворачивает ее с такой красотой, что он определенно заслужил сделать продолжение культового фильма. 

4 МЕСТО: «Враг» (2013)

«Враг» — самый странный фильм Вильнева и одновременно самый личный. Фильм – это смелая адаптация «Двойника» Жозе Сарамаго с двумя Джейками Джилленхолами в главной роли. Один из них – Адам Белл, тихий профессор истории с беременной девушкой. Другой – пылкий актер Энтони Клер, который хочет развлечься с женой своего двойника. Секс, автомобильные аварии и самый страшный финальный кадр в истории кино – все это есть в этом фильме.

Очевидный преемник «Водоворота», «Враг» унаследовал от фильма сюрреалистичные картины. Сюрреализм «Врага» – мрачнее и тяжелее, чем сравнительная легкость раннего фильма. От своих первых кадров до конца, «Враг» сопротивляется реальности, и через эту черту Вильнев раскрывает свою идею.

Если копать вглубь, то «Враг» – это история самоуничтожения, мрачный кошмар о том, как причиненная любимым людям боль может разделить нас на две части. Не новая идея для Вильнева, но фильм не так прост, каким кажется. На протяжении своей карьеры Вильнев всеми силами пытался отделить действие от значения действия, идеальное от реального. Наименее интересные фильмы Вильнева рассказывают об идеалах, а самые любопытные – о препятствиях, которые мешают людям соответствовать желанному образу. «Враг» перенаправляет социальную повестку Вильнева вглубь индивидуального сознания. Своим странным повествованием он задает вопрос: как мы можем изменить мир, если мы не в состоянии контролировать себя. И вместо ответа он создает глубокий и затягивающий ужас от ощущения нашей беспомощности.

Биография

Дени Вильнев родился 3 октября 1967 года в деревне Жентилли, которая на данный момент является частью города Беканкур, провинция Квебек, Канада. Когда мальчику исполнилось одиннадцать у его родителей Николь Демерс  и Жана Вильнева появился второй ребенок — Мартин. Интересно, что в будущем оба брата стали режиссерами.

Дени Вильнев не любит распространяться о своем детстве и поэтому об этом периоде жизни талантливого канадца известны лишь сухие факты. В начале будущий режиссер учился в семинарии Святого Иосифа в городе Труа-Ривьер, затем перешел в местный колледж, а после   окончил кинематографический факультет в Университете Квебека в Монреале.

Как и у большинства режиссеров фильмография Дени Вильнева начинается с короткометражки. Документальную ленту длинной в тридцать одну минуту под названием «REW FFWd» канадец снял в 1994 году. Интересно, что историю молодого фотографа, которая рассказывается в этой картине, Вильнев написал сам.

К полнометражным фильмам режиссер перешел достаточно быстро — уже в 1996 году он снял драму с элементами комедии «Космос». Картина состоит из нескольких частей, в каждой из которых таксист-эмигрант рассказывает история отдельного персонажа, который ехал в его машине. Многие критики отмечают глубокий философский смысл фильма, а также насколько эффектно в нем сочетаются смех и грусть. Любопытно, что у «Космоса» было несколько сценаристов, среди которых и сам Вильнев.

Свой второй полнометражный фильм канадец снял уже через два года. Лента «32 августа на Земле» была показана на Каннском фестивале, но в конкурсную программу не вошла. И вновь Дени Вильнев выступил сценаристом своего же фильма.

Ради справедливости стоит отметить,что в качестве сценариста Вильнев также выступил еще для пяти своих последующих фильмов — «Водоворот» (2000), «120 секунд до победы на выборах» (2006), «Политех» (2008), «Пожары» (2010) и «Эмпирическое исследование о влиянии звука на инерцию зрения» (2011). каждый из них по своему интересен и самобытен, но особенно критики отметили две из этих картин.

«Водоворот» 2000 года получил Приз ФИПРЕССИ в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, а драма «Пожары» как лучший фильм на иностранном языке была номинирована на Оскар, BAFTA и «Сезар».

В 2013 году Дени Вильнев выходит на голливудский уровень и в первую очередь это выражается в актерах, которых он задействовал в своем новом фильме.

В ленте «Пленницы» режиссер задействовал обладателя «Золотого глобуса» Хью Джекмана и призера премии Британской киноакадемии Джейка Джилленхола

Напряженная драма, пересыпанная нотами триллера, зацепила внимание зрителей, собрала неплохую кассу в кинотеатрах и была номинирована на Оскар за операторскую работу

Интересно, что в том же 2013 году Дени Вильнев работает еще над одним фильмом, в котором вновь играет Джейк Джилленхол. Детективный триллер «Враг» нельзя назвать известным, но и провалом в карьере канадца он не стал.

В 2015 году режиссер выпускает еще один фильм с по-настоящему звездным актерским составом — в картине «Убийца» сыграли Эмили Блант, Бенисио Дель Торо и Джош Бролин. Картина понравилась критикам и была номинирована на Оскар, премию Британской академии, «Сатурн» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Уже на следующий год Вильнев снимает фантастическую ленту «Прибытие», в основу которой легла книга Теда Чьяана «История твоей жизни». В прокате фильм заработал более 200 миллионов долларов. Критики также не обошли картину стороной, присудив ей восемь номинаций на Оскар. Одна из них за монтаж звука закончилась победой.

В 2017 году Вильнев снял пока последнюю в своей фильмографии картину «Бегущий по лезвию 2049». Для некоторых этот сиквел ленты, снятой Ридли Скоттом в 1982 году, показался спорным, но сухие факты говорят сами за себя.

Помимо коммерческого успеха лента получила два Оскара, две премии  BAFTA и «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм. На данный момент канадский режиссер работает над двумя проектами. Первый из них фильм «Дюна», его выход запланирован на 2020 год. Второй — картина «Клеопатра», дата премьеры которой пока не известна.

О своей личной жизни искушенный наградами и вниманием зрителей Дени Вильнев распространяться не любит. Известно, что его первой женой стала актриса Маша Гренон

В этом браке у пары родилось трое детей.

По неизвестным причинам Дени и Маша развелись, но остались в хороших отношениях. На данный момент канадец женат второй раз. Его супруга журналистка Таня Лапойнт. Детей у пары пока нет.

[править] Гибель


Трасса Цольдер, 8 мая 1982 года. Разбитая Ferrari Жиля Вильнёва. Сам пилот отправлен в госпиталь, где спустя несколько часов скончается, не приходя в сознание

Жиль Вильнев считался одним из самых честных и идеалистических гонщиков, который выше всего ставил честность победы в гонке и поведения на трассе. Скорее всего он счёл поведение своего напарника по команде Дидье Пирони в предыдущей гонке предательством — Пирони вопреки решению команды при финишировании обогнал застигнутого врасплох Жиля и занял первое место. Скорее всего на Гран При Бельгии в Цольдере, Жиль, хотел отыграться и доказать, что это была досадная случайность, или даже подлость напарника, поэтому очень рискованно вёл болид по трассе в ходе квалификации, и на огромной скорости столкнулся с возвращающимся в боксы Йохеном Массой. От удара болид Жиля взлетел в воздух, а самого гонщика выбросило из кокпита — не выдержали ремни безопасности, и он сломал позвоночник от удара о землю. Травма была смертельна.

Фильмы

История Вильнёва как профессионального режиссера началась в 1988 году. Неопытный парень представил документальный фильм под названием La Course Destination Monde. Общественного резонанса картина не возымела. А уже через 2 года в копилке Дени появилась первая награда, полученная на конкурсе La Course Europe-Asie. Организатором стало Radio Canada.

Первые работы Дени представляли собой короткометражные фильмы. Ярким примером стала лента REW-FFWD, которую он презентовал в 1994 году. Талантливый парень даже написал сценарий к этой картине. В ноябре 1996-го увидел свет драматический проект режиссера «Космос». Фильм собрал несколько короткометражек. Над созданием ленты трудились несколько специалистов, Вильнёв работал над частью «Космоса» под названием Le Technetium.

Прошло 2 года, прежде чем Дени смог показать зрителям новую работу. Она получила название «32 августа на Земле». В картине снялись такие актеры, как Пауле Байяржон, Эммануэль Билодо. В 1998-м ленту показали на Каннском фестивале. Вместе с другом главная героиня картины решает завести ребенка. О перипетиях такого сотрудничества рассказывает Вильнёв, который написал сценарий к фильму.

Дени Вильнев за работой

Профессиональным прорывом Дени назвали ленту «Водоворот», которую представили на фестивалях в разных частях мира в 2000 году. На главную роль сценарист и режиссер пригласил Мари-Жозе Крозе. За эту работу мужчина получил несколько премий, в том числе «Водоворот» назвали лучшим канадским фильмом.

В течение нескольких лет Дени трудился совместно с Жаком Дэвидсом над «Политехом». Художественный фильм оказался коммерчески успешным проектом. Он вышел в прокат в феврале 2009 года. Несмотря на спорные моменты, которые отмечали критики, лента получила одобрение и премии.

Невероятный успех пришел к Дени Вильнёву после демонстрации фильма «Пожары». Это экранизация пьесы живущего в Квебеке писателя ливанского происхождения Важди Муавада. Впервые ленту увидели члены жюри Международного кинофестиваля, проходившего в Торонто. Позже показ прошел в Венеции. После этого «Пожары» посмотрели зрители. Дени удостоился премии за режиссуру и адаптацию сценария. На 83-й премии академии фильм представили в категории «Лучший иностранный фильм».

Трейлер фильма Дени Вильнева «Бегущий по лезвию»

Останавливаться на этом Вильнёв не намеревался. В следующий проект режиссер пригласил Хью Джекмана и Джейка Джилленхола. Ленту назвали «Пленницы», в прокат она вышла в 2013 году. Эту работу номинировали на кинопремии.

В это же время поклонники творчества Дени познакомились с «Врагом». Фильм получил массу одобрительных отзывов от кинокритиков. Вильнёв охарактеризовал ленту как психологический триллер.

Другие работы режиссера также признают успешными проектами. Подтверждение этому — фильм «Убийца», который вышел в 2015 году. Картину представили на Каннском фестивале.

Прочитав «Историю твоей жизни» авторства Теда Чьяна, Вильнёв воодушевился и снял ленту «Прибытие». После выхода в прокат фильм заработал более $ 203 млн. Успех научно-фантастической работы заслужил похвалу критиков. Отметили «Прибытие» на 89-й церемонии вручения наград академии. Институт кино признал ленту фильмом года.

Трейлер фильма Дени Вильнева «Прибытие»

Стремительный рост популярности Дени Вильнёва произошел после того, как в кинотеатрах по всему миру представили новый фильм режиссера «Бегущий по лезвию – 2049». Автор картины назвал работу сиквелом ленты, снятой Харрисоном Фордом в 1982 году. На главную роль Дени пригласил Райана Гослинга.

Зрители познакомились с миром, который разделился на людей и их подобие — репликантов. Именно эти странные существа, созданные по подобию человека, занимаются тяжелой работой. За поведением репликантов следит офицер полиции Кей (Райан Гослинг), но неожиданно парень делает страшное открытие.

В середине сентября 2017 года Дени Вильнёв приезжал в Москву, где лично презентовал «Бегущего по лезвию – 2049». В рамках визита режиссер посетил программу «Вечерний Ургант», где обсудил с телеведущим фильм.

В феврале 2017-го стало известно о том, что фильмография режиссера пополнится лентой «Дюна». Эта картина — ремейк снятого Дэвидом Линчем фильма.

9 МЕСТО: «32-е августа на Земле» (1998)

В первом фильме Вильнев только обрисовывает свой стиль, искажающий реальность одним только названием. Распад времени в реальности продолжается на протяжении всего фильма как отмеченные дни – 33, 34 августа и так далее. Главная героиня отказывается вернуться к нормальной жизни.

К причудливой, метафорической траектории путешествия вне времени Вильнев добавляет ключевые моменты – главные герои проходят сквозь серию странных, почти фантастических пространств. Эти пространства варьируются от обычных, таких как аэропорты и больницы, до сюрреалистической белизны Большого Соленого озера Юты и далее до космического капсульного отеля внутри аэропорта, где Симона и Филипп проводят ночь.

В «32-е августа на Земле» Вильнев демонстрирует желание говорить о человеческих отношениях через глубокие эмоциональные конфликты. Элегантность фильма предвещает большую часть его более поздних работ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

5 фильмов от режиссёра «бегущего по лезвию 2049», которые стоит посмотреть

Дэвид Линч


Дэвид Линч — один из тех режиссеров, союз которых с крупными студиями кажется парадоксом. Неудивительно, что продлился он недолго. После безбюджетного дебюта «Голова-ластик», ставшего во всех смыслах эталоном авангардного независимого кино, компания Мэла Брукса пригласила Линча для постановки «Человека-слона». За успехом вполне классической по форме картины последовали заманчивые приглашения. Среди них — режиссура очередной части «Звездных войн». Линч остановил выбор на многомиллионной экранизации «Дюны», обернувшейся то ли шедевром, то ли катастрофой — споры ведутся до сих пор. С одной стороны, это крайне любопытный эксперимент в жанре космической фантастики, с другой — оглушительный коммерческий провал. Точно можно сказать одно — без этого драматического для режиссера студийного опыта мы бы сейчас знали совсем другого Линча, если бы знали вообще.

Прибытие (Arrival, 2016)

Резкий курс в сторону фантастики в карьере Вильнева не должен удивлять. Режиссер некогда хотел связать свою жизнь с наукой — биологией(не зря рассказчиком в его втором фильме Водоворот была рыба), а одним из фильмов, которые вдохновили его на путь кинематографиста был Бегущий по лезвию 1982 года.

Свою невысказанную мечту снять продолжение сай-фай шедевра Ридли Скотта Вильнев реализует всего лишь через год, но пропуском к тому проекту стал фильм Прибытие — наверное, самая совершенная работа в карьере канадца.

В поставленной по мотивам новеллы американца Теда Чана картине рассказывается история женщины по имени Луис Бэнкс — лингвиста, которую американское правительство ангажирует для роли переводчицы с инопланетного. Дело в том, что в самом начале фильма в тринадцати случайных точках планеты из ниоткуда появляются корабли пришельцев. Те не спешат раскрывать причины своего визита, а ждут, когда люди начнут понимать их сложный, абсолютно непохожий ни на один земной, язык.

Паузы между строк здесь тоже серьезные, но напряжения в Прибытии хватит на десяток триллеров. Это научная фантастика высшего порядка, выдерживающая сравнение с Космической Одиссеей Кубрика(недаром Вильнева тоже номинировали на Оскар в категории Лучший режиссер: огромная редкость в истории жанра) и открывающая новые горизонты в сюжетах с инопланетянами. Плюс — тончайшая, сыгранная на одной ноте актерская работа Эми Адамс, сообщающая нам о стоицизме и жертвенности перед лицом науки.

Бегущий по лезвию 2049 (2017) (Blade Runner 2049)

Детектив, Драма, Зарубежный фильм, Триллер, Фантастика

tagHD 2160р, tagHD 1080, tagHD 720, tag3D, tagПро роботов, tagАнтиутопия, tagКиберпанк

Экранизация по произведению: Филип К. Дик

Режиссер: Дени Вильнёв

В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана Де Армас

Недалёкое будущее. Мир, где властвуют технологии. Мир, где люди создали необычных существ релпикантов, которые выполняют самую тяжёлую и грязную работу. Одним из тех, кто контролирует репликантов и следит за качеством исполнения их работы, является офицер полиции Кей. В условиях нарастающего напряжения контролировать работу репликантов всё тяжелее и тяжелее. Однажды Кей становится держателем секретной информации. Всё бы ничего, но эта информация может стоить жизни всему человечеству. Чтобы распутать общую загадку и решить проблему, Кей намерен отыскать бывшего полицейского Декарда, который исчез несколько лет назад.

Питер Джексон


Еще один мастер блокбастеров, начинавший с натуралистичного хоррора, — Питер Джексон. Перед тем, как снять «Властелина колец», стать самым кассовым режиссером в мире и обрасти всевозможными титулами и регалиями, Джексон набрал опыта на пародийных ужасах. Его дебютом стал фантастический трэш «В плохом вкусе», снимавшийся несколько лет на студенческую стипендию. Апофеозом же независимого периода творчества стала нетленка «Живая мертвечина» о крысо-обезьяне, распространяющей смертельный зомби-вирус, и газонокосилке-убийце, перемалывающей все живое с рекордной скоростью. Отголоски лихой режиссерской молодости режиссера можно найти во «Властелине колец» с «Хоббитом» — в натуралистичных батальных сценах и монструозных образах орков явно отрывается Джексон-маргинал.
 

Дени Вильнёв сейчас

В сентябре 2020 года кинокомпания Warner Bros выпустила первый трейлер к фильму Дени «Дюна», который вызвал большой ажиотаж среди зрителей. Картина будет экранизацией первой половины одноименной книги Фрэнка Герберта. В дальнейшем планируется работа над продолжением картины — выйдет полноценная серия фильмов.

Сюжет закручен вокруг молодого человека по имени Пол Атрейдес. Его семья получила в управление планету Арракис, на которой добывают ценный ресурс — спайс. Это вещество, которое действует подобно сильному наркотику. Оно продлевает жизнь человека и улучшает мозговую деятельность в разы. Однажды на планете случается переворот, в ходе которого свергают власть. После предательства Пол хочет вернуть контроль над Арракисом.

Трейлер фильма Дени Вильнева «Дюна»

Необходимо отметить, что до Вильнёва кинематографисты уже обращались к этому произведению. В 1984-м на экраны вышел фильм Дэвида Линча, а затем было два сериала.

Съемки картины проходили в 2019 году. Часть сцен снимали в августе 2020-го. Сейчас известно, что предполагаемая дата выхода — 17 декабря 2021 года, если не случится изменений в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Главную роль в картине сыграл актер Тимоти Шаламе, который известен тем, что был номинирован на «Оскар» за драму «Назови меня своим именем». Также в съемках задействованы Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Дейв Батиста, Хавьер Бардем и другие.

«Бегущий по лезвию 2049»

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Наконец, последний на сегодня фильм Вильнева – роскошный сиквел «Бегущего по лезвию». Вообще, взяться за классику – вызов для любого режиссера. Продолжение легендарной антиутопии вновь погружает зрителя в завораживающие городские пейзажи мрачного будущего, полные смога, дождя, неоновых реклам и логотипов корпораций. У Дени Вильнева история величественнее и неторопливее, вместо Харрисона Форда, блейдраннера, который охотился на беглых роботов, бродит грустный Райан Гослинг, который умеет играть молча, одними глазами. Новый герой – одиночка, почти человек без имени, репликант, а значит – инструмент, который обречен убивать себе подобных.

Объемный, насыщенный, названный «a future classic» фильм Вильнева снова говорит о выборе и судьбе, памяти и душе, и репликантах как безвольных рабах. Герой настоящего встречается с героем прошлого, который отказался от погони за бунтующими роботами и вместо этого влюбился в одного из них. Новый герой идет по его стопам, но вместо робота влюбляется в безупречной красоты девушку-голограмму (не трогать – только смотреть), вместо единорога – деревянная лошадка, а вместо дождя – снег.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Детектив находит останки женщины и идет навстречу прошлому, неизвестности, многозначной и расплывчатой, возвращаясь к воспоминаниям, как персонажи «Пожаров» и «Прибытия», чтобы познать великую истину, то самое «чудо», а потом, как во «Враге», встречает как бы своего двойника, подозревая, что он не тот, кем считал себя всю жизнь. Герой настоящего понимает: герой прошлого во всем прав. Живущий как отшельник Форд смотрит на размышляющего о бытие Гослинга, будто Бог или Его пророк, а Гослинг глядит на Форда так, будто нашел Отца. Воспоминания заставляют детектива верить, что он – избранный, то есть режиссер, как в других своих фильмах, опять обращается к теме знания и восприятия. Кто смотрел «Бегущего», тот понимает: воспоминания и переживания не принадлежат репликанту, и это ведет к потере веры и надежды.

Смакуя каждый кадр, Дени Вильнев показывает историю о поиске правды, страдании и милосердии, судьбе и свободе воли, искусственности и бессмысленности. И хотя монументальное продолжение, от которого трудно оторваться, останется в тени модернистского полотна Ридли Скотта, потому что «Бегущий по лезвию 2049» – кино постмодернистское, ностальгическое. Вильнев, не нарушая стиля, настроения и смыслов оригинала, говорит о революционном начале и, как всегда, о самопознании. «Бегущий по лезвию 2049» – не только картина Роджера Дикинса (вот кто здесь настоящий Бог), но и Дени Вильнева, чьи поглощенные тайной и тьмой, страхом и пустотой персонажи скованы судьбой, будто заперты в клетке, как герой Гослинга, «явственно до жути», чтобы приблизиться к истине.

[править] Карьера в Формуле 1

Несмотря на то, что успехи Жиля в Формуле 1 довольно средние, если не сказать скромные, тем не менее его 6-ти летней карьере в Формуле 1 в «конюшне» Ferrari под предводительством Феррари Энцо (Железного Коммендаторе), который считал Вильнёва единственным достойным пилотом из всех, что он знал. Энцо считал Вильнёва искренне преданным, талантливым гонщиком, способным «выжать» из себя и из машины всё, на что они способны. Возможно своей фанатичностью Жиль напоминал Феррари самого себя в молодости (который был настолько предан гонкам, что был способен справить малую нужду прямо не прерывая гонки и не снимая ногу с педали газа). По описаниям современников Феррари любил Вильнёва как собственного сына.

Несмотря на то, что в качестве пилота в одной из самых титулованных и знаменитых команд Формулы-1 — Ferrari, он принёс всего шесть побед, два поула и не принёс одного титула, интерес с годами к Жилю Вильнёву не угасает из-за уникальности личности, — преданности спорту, честности, азарту и зрелищности гонок.

Жиль был принят в команду Ferrari после того, как он был отвергнут командой МакЛарен — выступая за неё в единственной гонке он занял 14-ое место и выступал посредственно, демонстрируя плохое владение болидом. Увидев это Феррари Энцо принял такое поведение как желание пилота подойти к грани возможностей болида, и решил дать шанс пилоту.

Выступление за команду Ferrari сопровождалось постоянными авариями, постоянные вылеты с трассы из-за вождения на грани и за гранью возможностей машины, наиболее крупные аварии:

  • В Гран-При Японии в 1977 году, столкновение Жиля Вильнёва с Ронни Петерсоном привела к вылету Ferrari Вильнёва в толпу зрителей, 25 человека получили ранения и убила стоявших там маршала и фотографа.
  • В 1979 году на гран-при Нидерландов на 49 круге гонки, сразу после выезда из боксов на Ferrari канадца лопнула задняя покрышка и автомобиль вылетел с трассы, едва не врезавшись в припаркованный у отбойника «Эрроуз» Рикардо Патрезе. Дав задний ход, Вильнёв сумел выбраться обратно на трассу и продолжить движение к боксам на трёх колёсах, причём в середине круга повреждённое колесо полностью оторвалось и машина наполовину легла на днище, но это не помешало ему добраться до механиков и безрезультатно требовать от них, чтобы ему прикрутили новое колесо
  • В 1981 году, Гран-При Великобритании, крупная авария с участием 2-ух болидов.

Жиль особенно хорошо выступал на мокрой трассе (как впоследствии Аэртон Сенна), так, во время квалификации Гран-При США 1979 года Жиль опередил ближайшего из соперников на одиннадцать секунд. Жак Лаффит, выступающий за Ligier, за такой результат назвал Вильнёва «инопланетянином». Напарник Жиля по Ferrari Джоди Шектер, решил, что дала сбой система хронометража, не поверив в такой результат.

Реальные шансы на чемпионский титул были у Вильнёва только в 1979 году и в 1982. В первый раз уважая решение команды, он отдал чемпионский титул своему напарнику по Ferrari Джоди Шектеру. Жиль помогал напарнику в его борьбе за титул. Во второй раз его жизнь оборвалась трагической аварией на квалификации в Цольдере.

Стивен Содерберг


Стивен Содерберг, прежде чем оказаться самым производительным режиссером Голливуда 2000-х годов, совершил переворот в мире независимого кино. Кинематографист заявил о себе малобюджетной драмой «Секс, ложь и видео», снятой с четырьмя актерами в паре интерьеров в переходной эстетике от кино к видео.  Фильм стал отправной точкой бума инди-кино 90-х годов, а своему автору принес «Золотую пальмовую ветвь». После череды других независимых картин и авангардистских экспериментов Содербергом заинтересовались в Голливуде, в результате чего появилась, например, франшиза о «Друзьях Оушена». Спустя полтора десятилетия студийное производство режиссеру осточертело. Он громко порвал с Голливудом, перейдя на телевидение, где самым интересным его проектом пока остается «Больница Никербокер».  

7 МЕСТО: «Политех» (2008)

У Вильнева был больший перерыв до «Политеха». Между вторым фильмом «Водоворот» и третьим, «Политехом» прошло 9 лет. Сам фильм основан на массовом убийстве, произошедшем в Монреале в 1989 году. Сразу же хочется сравнить фильм со «Слоном» Гаса Ван Сента, который был ответом на Колумбайн из 2003 года. Вильнев, в отличие от Ван Сента, имеет дистанцию от события в 20 лет, и как следствие, не оставляет зрителя с тотальным чувством беспомощности.  

У «Политеха» есть очень четкий и внятный ответ: чуткость – единственно-возможный ответ на ненависть. Эту идею озвучивает ближе к концу фильма беременная женщина, которая выжила в шутинге.Фильм-манифест, «Политех» слишком буквален и документален, чтобы воспринимать его как искусство. Тем не менее, к ответу фильма можно возвращаться каждый раз, когда в мире происходит вспышка насилия.

Вильнев всегда взаимодействовал с подтекстом и поднимал на поверхность смыслы. «Политех» – это совсем другой фильм. Это кино, в котором вообще нет подтекста. Массовая бойня – это массовая бойня, здесь нет ничего двусмысленного. В реальном мире убийца Марк Лепин ясно дал понять, что бойня была мотивирована ненавистью к феминизму и Вильнев, как создатель фильма, решил не усложнять психологию убийцы. Вместо этого Вильнев использует эту мрачную предпосылку как возможность для эксперимента со стилем, который с тех пор стал определять его работу: грубые звуки, гудящая музыка и долгие кадры. 

8 МЕСТО: «Водоворот» (2000)

Второй полнометражный фильм Вильнева «Водоворот» — романтическая история, отчасти вдохновленная Жаном-Пьером Жене («Амели») и Эмиром Кустурицей («Черная кошка, белый кот»), в которой ясно выражается одна из главных тем Вильнева: порочный круг насилия и то, как его можно разорвать. Тема этого фильма позже разовьется во «Враге» и в «Прибытии», а сам «Водоворот» не столько плохое кино, сколько сырое.

Сюжет рассказывает о прекрасной женщине из Монреаля по имени Бибиан Шампань, которая сбивает насмерть норвежского рыболова, безуспешно пытается покончить собой, а затем влюбляется в сына умершего рыбака. Нелинейность повествования кажется излишней ловкостью, развернутая история проста и лежит на поверхности: это рассказ о выборе добра вместо зла и способность женщины к любви. Одна из цитат фильма именно так и звучит: «Любовь – это обращенная ненависть». В фильме это работает не совсем убедительно, и сам режиссер заявляет идею не так ярко. Впоследствии именно мотив насилия и любви, как преодоление этого насилия, станет одним из главных в кино Вильнева.

2 МЕСТО: «Пленницы» (2013)

«Пленницы» — первый фильм Вильнева в Голливуде, и он отлично показал на что способен режиссер. Фильм оказался успешным, получил номинацию на Оскар за операторскую работу, а главное продемонстрировал, что Дени Вильнев не намерен отказываться от своих идей даже при наличии больших бюджетов. Наоборот, в первом крупнобюджетном кино Вильнев продолжает говорить о своей главной идее, о насилии.

«Пленницы» – это фильм о насилии, и о том, как оно превращает людей в чудовищ. Недовольные зрители считают фильм чересчур затянутым, но даже они не могут оторваться от захватывающего криминально-детективного сюжета. Фильм буквально открывается религиозным отцом Келлером Довером (Хью Джекман), который произносит «Отче наш» и пускается в собственное расследование дела о пропаже своей дочери. Расследование заводит его слишком далеко, и отлично показывает на какое зло способен человек, одержимый праведным гневом. 

Исключительную прямолинейность в разговоре о насилии Вильнев достигал разве что в «Политехе», но именно в «Пленницах» чувствуется вымышленность и двусмысленность истории в противоположность документальности и однозначности «Политеха». В фильме отличная игра главных актеров: Хью Джекмана, Джейка Джилленхола и Пола Дано. Двусмысленность и неоднозначность на протяжении фильма — один из приемов, которым режиссер не только удерживает зрителя, но и говорит о невозможности отличать хорошее от плохого, если ты одержим ненавистью. 

Короткометражки

  • REW FFWd, 1994 Молодой фотограф отправляется в Ямайку по редакционному заданию и испытывает там культурный шок. Невыносимая поначалу командировка позже перерастает в очарование людьми, их окружением и их музыкой.
  • 120 секунд до победы на выборах (120 Seconds to Get Elected), 2006 У политика есть всего две минуты, чтобы убедить избирателей проголосовать за него. Он говорит лишь то, что, как он полагает, от него хотят услышать…
  • Этажом выше (Next Floor), 2008 Во время роскошного банкета одиннадцать пресыщенных «сладкой жизнью» гостей устраивают своеобразное гастрономическое состязание. Неожиданный поворот событий в этой абсурдной гротескной вселенной взрывает изнутри бесконечную симфонию изобилия, создавая отталкивающую метафору нашего ненасытного потребительского аппетита.
  • Эмпирическое исследование о влиянии звука на инерцию зрения (Etude empirique sur l’influence du son sur la persistance rétinienne), 2011
  • Rated R for Nudity, 2011

Любопытно

Дени ВильневУбийцаВрагПленницыВильневПрибытиеБегущего по лезвиюДениВильневКосмическую одиссеюСтэнли КубрикаБегущего по лезвиюРидли СкоттаКогда я узнал, что Ридли Скотт хочет снять продолжение «Бегущего по лезвию», сразу подумал, что идея фантастическая. Но, возможно, не самая лучшая. Я сам ярый поклонник «Бегущего по лезвию», это один из моих любимых фильмов. С ним связана моя любовь к киноДениПолитех«просто решил уничтожить мегер, которые отбирают права у мужчин»ВильневГас Ван СентСлонеВильневаУбийцеУбийцаВильневУбийцыЭмили БлантДжоша БролинаУбийцыВильневаЭто полная беллетристика, но и экстраполяция того, что может случиться. Нечто близкое к реальности. Но сама реальность гораздо хужеДени ВильневПожарыПолитехУбийцеПрибытииВильнева32-е августа на ЗемлеВодоворотВодоворотаПолитехаПожаровУбийцыПрибытииДени ВильневаВрагДжейка ДжилленхолаВрагЖозе СарамагоВрагВильневаВрагаПрибытииВильневПрибытияУбийцеПрибытииВильневаПрибытииВильневаПрибытиеПрибытиеВрагДени ВильневаБегущий по лезвию 2049Ридли СкоттаВильневЯ просто сказал себе: «Они в любом случае снимут его. Студия снимет этот сиквел, хочу я этого или нет. Я не знаю, получится ли у меня. Но я сделаю все возможное, я вложу в него всю свою любовь и все свои умения, я буду работать до последней капли крови. Я не хочу, чтобы этот фильм ушел в руки кого-то, кто любит его чуть меньше меня. Я всегда очень боялся увидеть сиквел «Бегущего по лезвию», но если снимать его буду я, то как минимум сделаю это с большим уважением к первоисточнику

Творчество

Тимур Бекмамбетов

Тимур Бекмамбетов, ведущий продюсер отечественного кино и один из немногих российских режиссеров, востребованных в Голливуде, больше двадцати лет назад дебютировал крайне необычной, непохожей на все его другие картины работой. В момент, когда национальный кинематограф в стране был буквально при смерти, он с горсткой энтузиастов в качестве диплома на Высших курсах сценаристов и режиссеров снял арт-хаусный боевик «Пешаварский вальс». Лента о восстании солдат-афганцев в плену моджахедов была намеренно выдержана в радикальной эстетике: «грязное» изображение и сумбурное действие погружают зрителя в ад военного лагеря

Картина осталась незамеченной в России, однако привлекла к режиссеру первое внимание на Западе. 
 

1 МЕСТО: «Прибытие» (2016)

Загадочные инопланетяне прибывают на Землю, чтобы научить аборигенов странному, круговому языку, а войска США зовут лингвиста Луизу Бэнкс (Эми Адамс), чтобы наладить контакт и разобраться в происходящем

«Прибытие» только прикрывается научной фантастикой, по своей сути эта историю о важной теме Вильнева, начатой еще в «Водовороте». Это фильм о том, как остановить насилие

На момент выхода «Прибытие» – самый дорогой фильм в карьере Вильнева, и помимо масштабности – фильм говорит о насилии на планетарном уровне – режиссер вытачивает детали с точностью, которой ранее у него не было. Он не просто показывает оковы войны и способ их разорвать. Вильнев трансформирует ответ на вопрос в чистые эмоции, пока мы не почувствуем правду про самих себя. «Прибытие» показывает наш страх перед чужим и использует язык, чтобы показать ракурсы, в основе которых лежат наши недопонимания.

Сила фильма обретает свою мощь в финале, когда понимаешь, что режиссер не сводит его к фатализму, а наоборот демонстрирует момент принятия и личного выбора человека во всей его кажущейся неизбежности. Дилемма финала – это та же самая дилемма, с которой Декард сталкивается в конце оригинального «Бегущего по лезвию», и Вильнев разворачивает ее с такой красотой, что он определенно заслужил сделать продолжение культового фильма. 

4 МЕСТО: «Враг» (2013)

«Враг» — самый странный фильм Вильнева и одновременно самый личный. Фильм – это смелая адаптация «Двойника» Жозе Сарамаго с двумя Джейками Джилленхолами в главной роли. Один из них – Адам Белл, тихий профессор истории с беременной девушкой. Другой – пылкий актер Энтони Клер, который хочет развлечься с женой своего двойника. Секс, автомобильные аварии и самый страшный финальный кадр в истории кино – все это есть в этом фильме.

Очевидный преемник «Водоворота», «Враг» унаследовал от фильма сюрреалистичные картины. Сюрреализм «Врага» – мрачнее и тяжелее, чем сравнительная легкость раннего фильма. От своих первых кадров до конца, «Враг» сопротивляется реальности, и через эту черту Вильнев раскрывает свою идею.

Если копать вглубь, то «Враг» – это история самоуничтожения, мрачный кошмар о том, как причиненная любимым людям боль может разделить нас на две части. Не новая идея для Вильнева, но фильм не так прост, каким кажется. На протяжении своей карьеры Вильнев всеми силами пытался отделить действие от значения действия, идеальное от реального. Наименее интересные фильмы Вильнева рассказывают об идеалах, а самые любопытные – о препятствиях, которые мешают людям соответствовать желанному образу. «Враг» перенаправляет социальную повестку Вильнева вглубь индивидуального сознания. Своим странным повествованием он задает вопрос: как мы можем изменить мир, если мы не в состоянии контролировать себя. И вместо ответа он создает глубокий и затягивающий ужас от ощущения нашей беспомощности.

Биография

Дени Вильнев родился 3 октября 1967 года в деревне Жентилли, которая на данный момент является частью города Беканкур, провинция Квебек, Канада. Когда мальчику исполнилось одиннадцать у его родителей Николь Демерс  и Жана Вильнева появился второй ребенок — Мартин. Интересно, что в будущем оба брата стали режиссерами.

Дени Вильнев не любит распространяться о своем детстве и поэтому об этом периоде жизни талантливого канадца известны лишь сухие факты. В начале будущий режиссер учился в семинарии Святого Иосифа в городе Труа-Ривьер, затем перешел в местный колледж, а после   окончил кинематографический факультет в Университете Квебека в Монреале.

Как и у большинства режиссеров фильмография Дени Вильнева начинается с короткометражки. Документальную ленту длинной в тридцать одну минуту под названием «REW FFWd» канадец снял в 1994 году. Интересно, что историю молодого фотографа, которая рассказывается в этой картине, Вильнев написал сам.

К полнометражным фильмам режиссер перешел достаточно быстро — уже в 1996 году он снял драму с элементами комедии «Космос». Картина состоит из нескольких частей, в каждой из которых таксист-эмигрант рассказывает история отдельного персонажа, который ехал в его машине. Многие критики отмечают глубокий философский смысл фильма, а также насколько эффектно в нем сочетаются смех и грусть. Любопытно, что у «Космоса» было несколько сценаристов, среди которых и сам Вильнев.

Свой второй полнометражный фильм канадец снял уже через два года. Лента «32 августа на Земле» была показана на Каннском фестивале, но в конкурсную программу не вошла. И вновь Дени Вильнев выступил сценаристом своего же фильма.

Ради справедливости стоит отметить,что в качестве сценариста Вильнев также выступил еще для пяти своих последующих фильмов — «Водоворот» (2000), «120 секунд до победы на выборах» (2006), «Политех» (2008), «Пожары» (2010) и «Эмпирическое исследование о влиянии звука на инерцию зрения» (2011). каждый из них по своему интересен и самобытен, но особенно критики отметили две из этих картин.

«Водоворот» 2000 года получил Приз ФИПРЕССИ в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, а драма «Пожары» как лучший фильм на иностранном языке была номинирована на Оскар, BAFTA и «Сезар».

В 2013 году Дени Вильнев выходит на голливудский уровень и в первую очередь это выражается в актерах, которых он задействовал в своем новом фильме.

В ленте «Пленницы» режиссер задействовал обладателя «Золотого глобуса» Хью Джекмана и призера премии Британской киноакадемии Джейка Джилленхола

Напряженная драма, пересыпанная нотами триллера, зацепила внимание зрителей, собрала неплохую кассу в кинотеатрах и была номинирована на Оскар за операторскую работу

Интересно, что в том же 2013 году Дени Вильнев работает еще над одним фильмом, в котором вновь играет Джейк Джилленхол. Детективный триллер «Враг» нельзя назвать известным, но и провалом в карьере канадца он не стал.

В 2015 году режиссер выпускает еще один фильм с по-настоящему звездным актерским составом — в картине «Убийца» сыграли Эмили Блант, Бенисио Дель Торо и Джош Бролин. Картина понравилась критикам и была номинирована на Оскар, премию Британской академии, «Сатурн» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Уже на следующий год Вильнев снимает фантастическую ленту «Прибытие», в основу которой легла книга Теда Чьяана «История твоей жизни». В прокате фильм заработал более 200 миллионов долларов. Критики также не обошли картину стороной, присудив ей восемь номинаций на Оскар. Одна из них за монтаж звука закончилась победой.

В 2017 году Вильнев снял пока последнюю в своей фильмографии картину «Бегущий по лезвию 2049». Для некоторых этот сиквел ленты, снятой Ридли Скоттом в 1982 году, показался спорным, но сухие факты говорят сами за себя.

Помимо коммерческого успеха лента получила два Оскара, две премии  BAFTA и «Сатурн» за лучший научно-фантастический фильм. На данный момент канадский режиссер работает над двумя проектами. Первый из них фильм «Дюна», его выход запланирован на 2020 год. Второй — картина «Клеопатра», дата премьеры которой пока не известна.

О своей личной жизни искушенный наградами и вниманием зрителей Дени Вильнев распространяться не любит. Известно, что его первой женой стала актриса Маша Гренон

В этом браке у пары родилось трое детей.

По неизвестным причинам Дени и Маша развелись, но остались в хороших отношениях. На данный момент канадец женат второй раз. Его супруга журналистка Таня Лапойнт. Детей у пары пока нет.

[править] Гибель


Трасса Цольдер, 8 мая 1982 года. Разбитая Ferrari Жиля Вильнёва. Сам пилот отправлен в госпиталь, где спустя несколько часов скончается, не приходя в сознание

Жиль Вильнев считался одним из самых честных и идеалистических гонщиков, который выше всего ставил честность победы в гонке и поведения на трассе. Скорее всего он счёл поведение своего напарника по команде Дидье Пирони в предыдущей гонке предательством — Пирони вопреки решению команды при финишировании обогнал застигнутого врасплох Жиля и занял первое место. Скорее всего на Гран При Бельгии в Цольдере, Жиль, хотел отыграться и доказать, что это была досадная случайность, или даже подлость напарника, поэтому очень рискованно вёл болид по трассе в ходе квалификации, и на огромной скорости столкнулся с возвращающимся в боксы Йохеном Массой. От удара болид Жиля взлетел в воздух, а самого гонщика выбросило из кокпита — не выдержали ремни безопасности, и он сломал позвоночник от удара о землю. Травма была смертельна.

Фильмы

История Вильнёва как профессионального режиссера началась в 1988 году. Неопытный парень представил документальный фильм под названием La Course Destination Monde. Общественного резонанса картина не возымела. А уже через 2 года в копилке Дени появилась первая награда, полученная на конкурсе La Course Europe-Asie. Организатором стало Radio Canada.

Первые работы Дени представляли собой короткометражные фильмы. Ярким примером стала лента REW-FFWD, которую он презентовал в 1994 году. Талантливый парень даже написал сценарий к этой картине. В ноябре 1996-го увидел свет драматический проект режиссера «Космос». Фильм собрал несколько короткометражек. Над созданием ленты трудились несколько специалистов, Вильнёв работал над частью «Космоса» под названием Le Technetium.

Прошло 2 года, прежде чем Дени смог показать зрителям новую работу. Она получила название «32 августа на Земле». В картине снялись такие актеры, как Пауле Байяржон, Эммануэль Билодо. В 1998-м ленту показали на Каннском фестивале. Вместе с другом главная героиня картины решает завести ребенка. О перипетиях такого сотрудничества рассказывает Вильнёв, который написал сценарий к фильму.

Дени Вильнев за работой

Профессиональным прорывом Дени назвали ленту «Водоворот», которую представили на фестивалях в разных частях мира в 2000 году. На главную роль сценарист и режиссер пригласил Мари-Жозе Крозе. За эту работу мужчина получил несколько премий, в том числе «Водоворот» назвали лучшим канадским фильмом.

В течение нескольких лет Дени трудился совместно с Жаком Дэвидсом над «Политехом». Художественный фильм оказался коммерчески успешным проектом. Он вышел в прокат в феврале 2009 года. Несмотря на спорные моменты, которые отмечали критики, лента получила одобрение и премии.

Невероятный успех пришел к Дени Вильнёву после демонстрации фильма «Пожары». Это экранизация пьесы живущего в Квебеке писателя ливанского происхождения Важди Муавада. Впервые ленту увидели члены жюри Международного кинофестиваля, проходившего в Торонто. Позже показ прошел в Венеции. После этого «Пожары» посмотрели зрители. Дени удостоился премии за режиссуру и адаптацию сценария. На 83-й премии академии фильм представили в категории «Лучший иностранный фильм».

Трейлер фильма Дени Вильнева «Бегущий по лезвию»

Останавливаться на этом Вильнёв не намеревался. В следующий проект режиссер пригласил Хью Джекмана и Джейка Джилленхола. Ленту назвали «Пленницы», в прокат она вышла в 2013 году. Эту работу номинировали на кинопремии.

В это же время поклонники творчества Дени познакомились с «Врагом». Фильм получил массу одобрительных отзывов от кинокритиков. Вильнёв охарактеризовал ленту как психологический триллер.

Другие работы режиссера также признают успешными проектами. Подтверждение этому — фильм «Убийца», который вышел в 2015 году. Картину представили на Каннском фестивале.

Прочитав «Историю твоей жизни» авторства Теда Чьяна, Вильнёв воодушевился и снял ленту «Прибытие». После выхода в прокат фильм заработал более $ 203 млн. Успех научно-фантастической работы заслужил похвалу критиков. Отметили «Прибытие» на 89-й церемонии вручения наград академии. Институт кино признал ленту фильмом года.

Трейлер фильма Дени Вильнева «Прибытие»

Стремительный рост популярности Дени Вильнёва произошел после того, как в кинотеатрах по всему миру представили новый фильм режиссера «Бегущий по лезвию – 2049». Автор картины назвал работу сиквелом ленты, снятой Харрисоном Фордом в 1982 году. На главную роль Дени пригласил Райана Гослинга.

Зрители познакомились с миром, который разделился на людей и их подобие — репликантов. Именно эти странные существа, созданные по подобию человека, занимаются тяжелой работой. За поведением репликантов следит офицер полиции Кей (Райан Гослинг), но неожиданно парень делает страшное открытие.

В середине сентября 2017 года Дени Вильнёв приезжал в Москву, где лично презентовал «Бегущего по лезвию – 2049». В рамках визита режиссер посетил программу «Вечерний Ургант», где обсудил с телеведущим фильм.

В феврале 2017-го стало известно о том, что фильмография режиссера пополнится лентой «Дюна». Эта картина — ремейк снятого Дэвидом Линчем фильма.

9 МЕСТО: «32-е августа на Земле» (1998)

В первом фильме Вильнев только обрисовывает свой стиль, искажающий реальность одним только названием. Распад времени в реальности продолжается на протяжении всего фильма как отмеченные дни – 33, 34 августа и так далее. Главная героиня отказывается вернуться к нормальной жизни.

К причудливой, метафорической траектории путешествия вне времени Вильнев добавляет ключевые моменты – главные герои проходят сквозь серию странных, почти фантастических пространств. Эти пространства варьируются от обычных, таких как аэропорты и больницы, до сюрреалистической белизны Большого Соленого озера Юты и далее до космического капсульного отеля внутри аэропорта, где Симона и Филипп проводят ночь.

В «32-е августа на Земле» Вильнев демонстрирует желание говорить о человеческих отношениях через глубокие эмоциональные конфликты. Элегантность фильма предвещает большую часть его более поздних работ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий