Дэвид финчер

Хичкок/Трюффо (2016) (Hitchcock/Truffaut)

Документальный, Искусство, Личности

Режиссер: Кент Джонс

В ролях: Матьё Амальрик, Уэс Андерсон, Оливье Ассайас

В 1962 году состоялась встреча, определившая судьбу кинематографа. Молодой критик и режиссер французской новой волны Франсуа Трюффо взял серию интервью у своего кумира Альфреда Хичкока. Трюффо был одержим идеей доказать, что Хичкок, многими считавшийся ремесленником, штампующим фильмы «низкого жанра», на самом деле — один из величайших творцов и новаторов, чье филигранное искусство навсегда изменит культуру. По следам Трюффо в запутанный мир мастера саспенса и гениальных киноприемов пускаются современные режиссеры Уэс Андерсон, Мартин Скорсезе, Ричард Линклейтер и другие. Объединенные страстью к работам Хичкока, они пытаются найти ответ на вопрос: в чем секрет его гениальных фильмов, способных ввести в оцепенение любого зрителя?

Видеоклипы

Позднее 22-летнему Финчеру поступает предложение стать режиссером, правда, рекламных роликов. Дэвид Финчер не стал отказываться и умудрился вывести съемки рекламы в ранг искусства. Скандально популярным стал социальный клип авторства Финчера по заказу Американского онкологического общества, в котором показывалось, как младенец курит в утробе матери. Для середины 80-х годов подобные спецэффекты выглядели на грани фантастики. Также режиссер создавал красочные и эффектные клипы для таких брендов, как Coca-Cola, Pepsi, Nike и Levi’s.

Дэвид Финчер

Также из-под «пера» режиссера вышло немало музыкальных видеоклипов. Финчер снимал видео для звезд мирового уровня Джорджа Майкла, группы «Aerosmith», Майкла Джексона, Стинга, Джастина Тимберлейка и многих других. Но наибольшего успеха Дэвид Финчер добился в сотрудничестве с Мадонной.

Вместе с этой экстравагантной певицей они сняли ряд клипов, которые можно скорее называть мини-фильмами: «Bad Girl», «Oh, Father», «Vogue». Последний из них на церемонии наград MTV 1990 года оказался во всех девяти номинациях, став рекордсменом по количеству побед в истории, а Финчер был признан лучшим режиссером-клипмейкером конца 20-го века.

Режиссёрский стиль

Для фильмов Финчера, особенно ранних, характерно весьма динамичное повествование со множеством потайных ходов, разнообразные визуальные «примочки» и мрачная кинематография в стилистике неонуара. Проблематика его картин часто выводит на вопросы о хрупкости семейных отношений и фатальном самодовольстве потребительского общества.

В центре многих его фильмов — незаурядные персонажи, вытесненные на обочину социума и пытающиеся утвердиться в жизни обходными путями. Это почти всегда мужчины, которые испытывают потребность выпутаться из безликого, рутинного, механизированного существования в современном мире и выбирают для осуществления этой потребности ненормальные, даже извращённые формы. На глубинном уровне режиссёр сочувствует этой потребности, отсюда часто задаваемый критиками вопрос о том, в какой степени Финчер критикует описываемые явления, а в какой — восхищается ими.

Его фильмы раскрывают тенденцию современников к самоизоляции от окружающего мира, который абсолютно равнодушен к человеку и грозит растворить его в себе. Вслед за Кубриком режиссёр рисует одиночество человека в том мире, который он создал для себя. В традиции нуара основное место действия почти всех его фильмов о потерянных, дезориентированных современниках — американский город и его основная ячейка: большое здание, напоминающее лабиринт. Подобно Кубрику, Финчер тщательно разрабатывает свои кинопроекты — в среднем на подготовку каждого уходит три года. Он охотно экспериментирует с изображением и использует новаторские технологии: например, «Зодиак» снят цифровой камерой Thomson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия.

В то же время требования Финчера к операторам традиционны: по словам оператора «Бойцовского клуба», режиссёр предпочитает симметрию в кадре — чёткие линии, ровные границы кадра, никаких трапецеидальных искажений.

В своих видеоработах Финчер руководствуется теми же принципами, что и в кино. Появление новых технологий меняет изображение, стоит лишь сравнить первые его работы и последние. То, с помощью чего сделана та или иная работа зависит от совершенствования оборудования. Но всё же полёт визуальной мысли в рекламных и музыкальных клипах для Финчера значительно шире — в кино больше ограничений, накладываемых продюсерами, сценаристами и прочими участниками съёмочного процесса.

Предыстория

В 1942-м году «Оскар» за сценарий «Гражданина Кейна» — кстати, его единственную награду от Киноакадемии — получили сразу два автора: Герман Манкевич и Орсон Уэллс. Но оба за статуэткой не явились. В 1971-м году критикесса Полин Кейл опубликовала огромный труд, в котором утверждала, что Манкевич написал фильм в одиночку. А затем был ограблен и предан Уэллсом, который присвоил себе всю славу и даже предлагал бедствующему автору унизительную взятку за то, чтобы тот снял свое имя с титров.

Но в 1972-м году в американском Esquire вышел ответ критика Питера Богдановича — причем тайным соавтором его статьи принято считать самого Орсона Уэллса. Журналист доказывал, что сценарий главного фильма века был написан как минимум на равных, а Уэллс никогда не притеснял Манкевича. Журналистская работа Богдановича выглядела респектабельнее, чем заявление Кейл: он опросил больше свидетелей и ответственнее углубился в архивы. Но в то же время он был биографом Уэллса. А значит, мог симпатизировать тому точно так же, как Кейл симпатизировала Манкевичу — голливудскому аутсайдеру, разделявшему ее литературоцентричные взгляды на киноискусство.

И, наконец, в 1975-м году спорщиков вроде бы рассудил киновед Роберт Кэрринджер, получивший доступ к архивам со всеми версиями сценария. Его сравнение семи итераций текста доказывает, что между соавторами действительно шла творческая война, и всесильный Уэллс не стеснялся гнуть свою линию — но и не отрицал заслуг Манкевича. Так или иначе, история создания «Гражданина Кейна» остается фундаментальным мифом о цене, которую автор платит за рождение шедевра, и о муках, которые стоят за компромиссами коллективного труда. И в 2020-м году, когда искусство становится таким же политическим инструментом, как в 1930—1940-е, а расцвет стриминговых платформ предвещает возвращение к студийной системе, этот миф как никогда нуждается в пересказе.

Разрубить гордиев узел вековой тайны вызвались Netflix и Дэвид Финчер — человек, чью «Социальную сеть» чаще, чем любой другой фильм, называли «Гражданином Кейном» 21-го века. И вердикт, который он выносит в своем «Манке» — первой за шесть лет полнометражной картине после «Исчезнувшей» — примирит всех. Сценарист Герман Манкевич — жертва не режиссера Орсона Уэллса, а собственных идеалов, своей донкихотской натуры. Его сценарий «Гражданина Кейна» — сознательное литературное самоубийство; отчаянный протест голливудской звезды против мира, сотворенного Голливудом. На этом — вся историческая справка. Теперь о фильме. Который, впрочем, и сам постоянно использует флэшбеки, чтобы объясниться со зрителем — так что мы всего лишь подражали ему.

Создание

Конфликт автора и режиссера, художника и индустрии, совести и системы, описанный в сюжете «Манка», причудливо рифмуется и с самой историей создания этой картины. Сценарий «Манка» еще 30 лет назад написал Джек Финчер — отец Дэвида Финчера, успешный журналист и невезучий автор. Его сценарий к биографической драме о Говарде Хьюзе (кстати, именно Хьюза, а не Херста Орсон Уэллс в начале рассматривал как прототипа героя своего дебютного «Гражданина Кейна») в итоге был перелопачен другими людьми и стал «Авиатором», вышедшим уже после смерти Финчера-старшего. А «Манк» выйдет лишь спустя тридцать лет после того, как будет написан — и так и останется единственной признанной работой Джека Финчера. Поставит его сын автора Дэвид Финчер, у которого, как и у Орсона Уэллса, до сих пор нет ни одного «Оскара» за лучший фильм или режиссуру. И Финчер, и Уэллс — легендарные перфекционисты и фанатики кино: Аманда Сайфред рассказывает, что одну из сцен «Манка» сняли с 200-го дубля. Исполнителем главной роли Финчер еще в 1990-е видел Кевина Спейси — то есть задолго до того, как тот, подобно Манкевичу, стал персоной нон-грата. А спонсором проекта мечты в итоге стал Netflix — такая же фабрика грез с артикулированной идеологией, как и киностудии, приводившие Манкевича в ужас.

Подобно «Роме» Альфонсо Куарона и «Артисту» Мишеля Хазанавичуса, «Манк» — кино черно-белое, настоящий образец классицизма. Подобно «Бердмену» и «Ла-Ла Ленду», это кино о жертвах, на которых стоит Бродвей и Голливуд. Кстати. театрального вундеркинда Уэллса, приехавшего в 24 года штурмовать Калифорнию, кинематографисты презрительно называли «мальчиком из Нью-Йорка». Так что все «оскары» у фильма как будто бы уже в кармане — хотя в плей-офф голосования академиков он наверняка столкнется с «Землей кочевников» Хлои Чжао. И повторится та же история, что и с дуэлями «Бердмена» с «Отрочества» и «Ла-Ла Ленда» с «Лунным светом»: нарциссическое вроде как кино про творцов столкнется с демократичным вроде как кино про людей. Счет десятилетия пока что — 1:1.

Личная жизнь

Дэвид Финчер впервые женился в 1990 году, на волне собственного успеха в музыкальном сегменте. Супругой режиссера стала модель и фотограф Донья Фуорентино. Этот союз подарил миру девочку Феликс Аймоджен Финчер, но просуществовал только 5 лет. Позднее бывшая жена Финчера вышла замуж за популярного актера Гари Олдмана, но и с ним вместе прожила примерно такой же отрезок времени.

Сам же режиссер вскоре обрел счастье с продюсером Сиан Чаффин, с которой познакомился во время сотрудничества в работе над фильмом «Бойцовский клуб». Сегодня Сиан занимается продвижением абсолютно всех картин мужа.

Дэвид Финчер неоднократно признавал, что чужое мнение для него не имеет практически никакого значения, и режиссер всегда поступает так, как считает правильным и нужным.

Лучшие фильмы Дэвида Финчера

Лидер мейнстрима: Смело и свежо

Спустя три года, которые были заполнены новыми рекламными и музыкальными проектами, режиссер выдал настоящий шедевр. Один из лучших в своем жанре, триллер «Семь» рассказывал о двух детективах – молодом и амбициозном Миллзе и собирающемся на пенсию и умудренном горьким опытом многолетней работы Сомерсет. Им досталось непростое дело: маньяк возомнил себя чуть не Господом Богом и истребляет людей, совершающих, по его мнению, смертные грехи. Непредсказуемый финал – одна из «фишек» режиссера, которую он будет использовать и в дальнейшем. Молодого напарника героя Моргана Фримана мог бы сыграть Дензел Вашингтон, но он не захотел. Его место занял Брэд Питт, ставший хорошим другом Финчера, – он будет и дальше сотрудничать с постановщиком.

Пресыщенного богача (Майкл Дуглас) встряхнет подарок младшего брата (Шон Пенн). В сюжете «Игры» легко «заблудиться», вновь великолепна и неожиданна концовка. Триллер, снятый в 1997-м, тоже ждал успех.

Питт (вместе с Эдвардом Нортоном и Хеленой Бонэм Картер) составили «актерский костяк» «Бойцовского клуба». Экранизация книги Паланика вышла стильной и жесткой. И хотя Финчер вновь умудрился поконфликтовать с работодателями (он не укладывался в рамки бюджета), сборы были достойные, а лента стала культовой. 

Осыпанные наградами

После триллера «Комната страха» и детектива «Зодиак», в основу которого положены события, реально происходившие в 1960-е годы, Дэвид приступил к работе над драмой, совершенно не похожей на все прежние работы режиссера, «Загадочной историей Бенджамина Баттона» Сценарий писали, отталкиваясь от сюжета Фицджеральда. Актерам предстояла непростая задача – ведь их герои проживают на экране огромный отрезок времени. У персонажа Брэда Питта редчайший недуг – он родился маленьким сморщенным старичком, а по мере течения лет тело и лицо Баттона молодеет, и в тот момент, когда его настигнет смерть, он превратится в младенца. Ситуация усложняется тем, что несчастный калека знакомится с прелестной девчушкой, которой суждено стать любовью его жизни. У них будет несколько лет – в середине жизненного пути. Потом Дэйзи предстоит постареть, а Бену – помолодеть, и на это невозможно смотреть без слез. Жаль, что Питту и Бланшетт не достались «Оскары». Всего же номинаций было 13, фильм получил 3 статуэтки – в том числе, за грим и визуальные эффекты, которые были на высоте. 

«Социальная сеть», история о создании юным студентом «Фэйсбука», тоже принесла немало лавров ее авторам, а «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» достались самому режиссеру.

На четыре награды Киноакадемии претендовал и триллер 2011-го года «Девушка с татуировкой дракона». Странный тандем – неформалка-хакерша и известный журналист – вместе распутывают исчезновение молодой девушки. Сложность в том, что та история произошла много лет назад.

https://youtube.com/watch?v=1KBPru-Pu5Q

Новые блестящие проекты

Один из последних проектов Финчера – сериал «Карточный домик». Дэвид – продюсер драмы (а также – режиссер нескольких эпизодов). Телешоу сразу стало хитом – благодаря стильной визуализации и запутанной политической игре, лежащей в основе сюжета. А главную роль в сериале сыграл уже работавший с Финчером Кевин Спейси. Совсем скоро пройдет церемония вручения «Эмми», и у «Карточного домика» пять номинаций.

https://youtube.com/watch?v=ULwUzF1q5w4

В октябре нас ждет премьера нового триллера мастера – в «Исчезнувшей» постановщик вновь вдоволь поморочит зрителя, в своем финчеровском «фирменном» стиле.

Любовь, Смерть и Роботы (2019) (Love, Death & Robots)

tagHD 1080, tagHD 720, tagto be continued…, tagПро роботов, tagПро оборотней, tagАнгелы и Демоны

Боевик, Для взрослых, Драма, Зарубежные мультфильмы, Комедия, Криминал, Мультсериалы, Ужасы, Фантастика, Фэнтези

Режиссеры: Виктор Мальдонадо, Альфредо Торрес

В ролях: Скотт Уайт, Нолан Норт, Мэттью Кинг

Восемнадцать историй, восемнадцать разных жанров, от боевика и фэнтези до демонов и оборотней. Среди героев – самые разнообразные персонажи, включая солдат-оборотней, сумасшедших роботов, невероятных монстров, охотников за головами, пауков из других миров и жаждущих плоти адских демонов. Каждая следующая история отличается от предыдущей не только сюжетом, но и стилистикой, в которой выполнена. Эти мультики предназначены не для детей, это анимация для взрослых. Темы охватывают самую обширную проблематику, включая расизм и военную агрессию, свободу выбора и особенности человеческой психологии.

Биография

Дэвид Финчер — знаменитый американский кинорежиссер, автор известных фильмов «Социальная сеть», «Бойцовский клуб», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Девушка с татуировкой дракона», а также популярных сериалов «Карточный домик» и «Охотник за разумом». Кроме того, Финчер зарекомендовал себя как талантливый режиссер видеоклипов, поработавший с поп- и рок-звездами.

Дэвид Финчер родился в городке Денвер, расположенном в центре Америки – в штате Колорадо. Но довольно скоро родители перевезли сына в Калифорнию, где отцу, репортеру и журналисту Говарду Келли Финчеру, предложили более высокооплачиваемую работу. Мама мальчика, Клэр Мэй Ботчер, считалась медсестрой высокого класса, поэтому для нее было не принципиальным, в каком месте жить и работать: женщина везде была востребованной.

Кинорежиссер Дэвид Финчер

Дэвиду было семь лет, когда мальчик уверился в желании связать жизнь с кинематографом. Дело в том, что ребенок посмотрел популярный вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и захотел стать режиссером. Через год Финчер уже уверенно держал в руках кинокамеру и снимал собственные короткие фильмы, конечно, детского уровня.

Специального образования Финчер не получил. Сразу после школы юноша устроился разнорабочим на киностудию и наблюдал, как происходит создание киношедевров. Вторая часть эпопеи «Звездные войны» под названием «Империя наносит ответный удар» произвела на юношу такое впечатление, что Финчер приложил все усилия и попал в компанию по созданию спецэффектов, созданную Джорджем Лукасом. Между прочим, авторству Дэвида принадлежат эффекты в знаменитых фильмах «Индиана Джонс и храм судьбы», «Бесконечная история», «Звездные войны: Возвращение джедая».

ТОП-10

10. Чужoй 3 (1992)

Рейтинг IMDb: 6,4

Рипли удалось сбежать с планеты «Чужих», вскоре ее корабль терпит бедствие неподалеку от планеты-тюрьмы, с самыми жестокими отбросами общества. Но опасаться надо совершено другого, ведь причиной неполадок на корабле стал зародыш чужого, которой очень скоро вырастает до взрослой особи и начинает истребление людей.

После завершения съемочного процесса режиссер Дэвид Финчер покинул проект и не стал участвовать в монтаже. Он это аргументировал постоянным вмешательством студии в съемки.

В ролях: Сигурни Уивер, Чарльз С. Даттон, Чарльз Дэнс, Пол МакГанн, Брайан Гловер, Ральф Браун, Дэниэл Уэбб, Кристофер Джон Филдс, Холт Маккэллани, Лэнс Хенриксен.

9. Комната страха (2002)

Рейтинг IMDb: 6,8

Мэг Олтман с дочерью Сарой переезжают в только что купленный дом, в котором ранее жил миллионер. Одной из особенность дома является наличие «аварийной комнатой», в которой можно спрятаться, если в дом проникнут воры. Стоит ли говорить, что вскоре новым жителям пришлось воспользоваться комнатой?

Съемки фильма приостанавливались на несколько месяцев, чтобы Джоди Фостер могла спокойно родить своего второго ребенка. Часть сцен пришлось переснять уже после родов.

По словам Финчера, за время съемок Кристен Стюарт выросла более, чем на 7 сантиметров. На съемочной площадке это было проблемой, так как на момент их начала она была ниже Фостер, а вот к завершению съемок уже выше.

В ролях: Джоди Фостер, Кристен Стюарт, Форест Уитакер, Дуайт Йоакам, Джаред Лето, Патрик Бошо, Энн Магнусон, Йен Бьюкэнэн, Мэл Родригез, Пол Шульц.

8. Социальная сеть (2010)

Рейтинг IMDb: 7,7

История создания самой популярной социальной сети — Facebook. Несколько студентов-однокурсников в 2004 году вместе основали социальную сеть и за несколько лет стали самыми молодыми миллионерами в мире, но их жизнь изменилась навсегда.

Никто из сотрудников Facebook не принимал участие в создании фильма, во многом это обуславливается тем, что изначально фильм снимался по книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве» (2009), которая имеет лишь общую направленность по сравнению с оригинальной историей. Все диалоги в этой книге выдуманы, образцы нескольких реальных человек могут объединяться в одном персонаже и т.д.

Реальный создатель Facebook Марк Цукерберг не собирался смотреть фильм, но в итоге посмотрел его вместе с коллегами.

Марк Цукерберг учился в Гарварде, но университет не разрешает киношникам использовать свои помещения после того, как во время съемок фильма «История любви» (1970) кампусу был нанесен значительный ущерб. В итоге Гарвард заменяли другие, менее известные университеты.

В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Рашида Джонс, Бренда Сонг, Руни Мара, Брайан Бартер, Джозеф Маццелло.

7. Зодиак (2007)

Рейтинг IMDb: 7,7

На протяжении 25 лет маньяк «Зодиак» держал в страхе весь Сан-Франциско, с властями он общался с помощью сообщений, присылаемых репортерам. Каждый раз у полиции были сомнения относительно подлинности сообщений, так как маньяк мог по несколько лет молчать и объявляться в самый неожиданный момент. Но почерк убийств и сообщений все эти годы оставался неизменным.

Дэвид Финчер превзошел многих режиссеров по вниманию к деталям того времени. Новые здания стирались на компьютере, одежда была скопирована с реальных прообразов главных героев, а по радио играли те концерты, которые проходили в то время.

В ролях: Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Энтони Эдвардс, Роберт Дауни мл., Хлоя Севиньи, Джон Кэрролл Линч, Брайан Кокс, Элиас Котеас, Дермот Малруни, Донал Лог.

6. Игра (1997)

Рейтинг IMDb: 7,8

Николас Ван Ортон успешен во всем, чтобы хоть как-то привнести острых ощущений в свою жизнь, он соглашается воспользоваться необычным подарком — билетом для участия в «Игре». Начав «Игру», наш герой понимает, что теперь он не контролирует ничего и все его чувства обостряются как никогда.

Сюжет фильма основан на реально существующей ролевой игре, популярной в США.

В ролях: Майкл Дуглас, Шон Пенн, Дебора Кара Ангер, Джеймс Ребхорн, Питер Донат, Кэррол Бейкер, Анна Катарина, Армин Мюллер-Шталь, Чарльз Мартине.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Дэвид финчер

Хичкок/Трюффо (2016) (Hitchcock/Truffaut)

Документальный, Искусство, Личности

Режиссер: Кент Джонс

В ролях: Матьё Амальрик, Уэс Андерсон, Оливье Ассайас

В 1962 году состоялась встреча, определившая судьбу кинематографа. Молодой критик и режиссер французской новой волны Франсуа Трюффо взял серию интервью у своего кумира Альфреда Хичкока. Трюффо был одержим идеей доказать, что Хичкок, многими считавшийся ремесленником, штампующим фильмы «низкого жанра», на самом деле — один из величайших творцов и новаторов, чье филигранное искусство навсегда изменит культуру. По следам Трюффо в запутанный мир мастера саспенса и гениальных киноприемов пускаются современные режиссеры Уэс Андерсон, Мартин Скорсезе, Ричард Линклейтер и другие. Объединенные страстью к работам Хичкока, они пытаются найти ответ на вопрос: в чем секрет его гениальных фильмов, способных ввести в оцепенение любого зрителя?

Видеоклипы

Позднее 22-летнему Финчеру поступает предложение стать режиссером, правда, рекламных роликов. Дэвид Финчер не стал отказываться и умудрился вывести съемки рекламы в ранг искусства. Скандально популярным стал социальный клип авторства Финчера по заказу Американского онкологического общества, в котором показывалось, как младенец курит в утробе матери. Для середины 80-х годов подобные спецэффекты выглядели на грани фантастики. Также режиссер создавал красочные и эффектные клипы для таких брендов, как Coca-Cola, Pepsi, Nike и Levi’s.

Дэвид Финчер

Также из-под «пера» режиссера вышло немало музыкальных видеоклипов. Финчер снимал видео для звезд мирового уровня Джорджа Майкла, группы «Aerosmith», Майкла Джексона, Стинга, Джастина Тимберлейка и многих других. Но наибольшего успеха Дэвид Финчер добился в сотрудничестве с Мадонной.

Вместе с этой экстравагантной певицей они сняли ряд клипов, которые можно скорее называть мини-фильмами: «Bad Girl», «Oh, Father», «Vogue». Последний из них на церемонии наград MTV 1990 года оказался во всех девяти номинациях, став рекордсменом по количеству побед в истории, а Финчер был признан лучшим режиссером-клипмейкером конца 20-го века.

Режиссёрский стиль

Для фильмов Финчера, особенно ранних, характерно весьма динамичное повествование со множеством потайных ходов, разнообразные визуальные «примочки» и мрачная кинематография в стилистике неонуара. Проблематика его картин часто выводит на вопросы о хрупкости семейных отношений и фатальном самодовольстве потребительского общества.

В центре многих его фильмов — незаурядные персонажи, вытесненные на обочину социума и пытающиеся утвердиться в жизни обходными путями. Это почти всегда мужчины, которые испытывают потребность выпутаться из безликого, рутинного, механизированного существования в современном мире и выбирают для осуществления этой потребности ненормальные, даже извращённые формы. На глубинном уровне режиссёр сочувствует этой потребности, отсюда часто задаваемый критиками вопрос о том, в какой степени Финчер критикует описываемые явления, а в какой — восхищается ими.

Его фильмы раскрывают тенденцию современников к самоизоляции от окружающего мира, который абсолютно равнодушен к человеку и грозит растворить его в себе. Вслед за Кубриком режиссёр рисует одиночество человека в том мире, который он создал для себя. В традиции нуара основное место действия почти всех его фильмов о потерянных, дезориентированных современниках — американский город и его основная ячейка: большое здание, напоминающее лабиринт. Подобно Кубрику, Финчер тщательно разрабатывает свои кинопроекты — в среднем на подготовку каждого уходит три года. Он охотно экспериментирует с изображением и использует новаторские технологии: например, «Зодиак» снят цифровой камерой Thomson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия.

В то же время требования Финчера к операторам традиционны: по словам оператора «Бойцовского клуба», режиссёр предпочитает симметрию в кадре — чёткие линии, ровные границы кадра, никаких трапецеидальных искажений.

В своих видеоработах Финчер руководствуется теми же принципами, что и в кино. Появление новых технологий меняет изображение, стоит лишь сравнить первые его работы и последние. То, с помощью чего сделана та или иная работа зависит от совершенствования оборудования. Но всё же полёт визуальной мысли в рекламных и музыкальных клипах для Финчера значительно шире — в кино больше ограничений, накладываемых продюсерами, сценаристами и прочими участниками съёмочного процесса.

Предыстория

В 1942-м году «Оскар» за сценарий «Гражданина Кейна» — кстати, его единственную награду от Киноакадемии — получили сразу два автора: Герман Манкевич и Орсон Уэллс. Но оба за статуэткой не явились. В 1971-м году критикесса Полин Кейл опубликовала огромный труд, в котором утверждала, что Манкевич написал фильм в одиночку. А затем был ограблен и предан Уэллсом, который присвоил себе всю славу и даже предлагал бедствующему автору унизительную взятку за то, чтобы тот снял свое имя с титров.

Но в 1972-м году в американском Esquire вышел ответ критика Питера Богдановича — причем тайным соавтором его статьи принято считать самого Орсона Уэллса. Журналист доказывал, что сценарий главного фильма века был написан как минимум на равных, а Уэллс никогда не притеснял Манкевича. Журналистская работа Богдановича выглядела респектабельнее, чем заявление Кейл: он опросил больше свидетелей и ответственнее углубился в архивы. Но в то же время он был биографом Уэллса. А значит, мог симпатизировать тому точно так же, как Кейл симпатизировала Манкевичу — голливудскому аутсайдеру, разделявшему ее литературоцентричные взгляды на киноискусство.

И, наконец, в 1975-м году спорщиков вроде бы рассудил киновед Роберт Кэрринджер, получивший доступ к архивам со всеми версиями сценария. Его сравнение семи итераций текста доказывает, что между соавторами действительно шла творческая война, и всесильный Уэллс не стеснялся гнуть свою линию — но и не отрицал заслуг Манкевича. Так или иначе, история создания «Гражданина Кейна» остается фундаментальным мифом о цене, которую автор платит за рождение шедевра, и о муках, которые стоят за компромиссами коллективного труда. И в 2020-м году, когда искусство становится таким же политическим инструментом, как в 1930—1940-е, а расцвет стриминговых платформ предвещает возвращение к студийной системе, этот миф как никогда нуждается в пересказе.

Разрубить гордиев узел вековой тайны вызвались Netflix и Дэвид Финчер — человек, чью «Социальную сеть» чаще, чем любой другой фильм, называли «Гражданином Кейном» 21-го века. И вердикт, который он выносит в своем «Манке» — первой за шесть лет полнометражной картине после «Исчезнувшей» — примирит всех. Сценарист Герман Манкевич — жертва не режиссера Орсона Уэллса, а собственных идеалов, своей донкихотской натуры. Его сценарий «Гражданина Кейна» — сознательное литературное самоубийство; отчаянный протест голливудской звезды против мира, сотворенного Голливудом. На этом — вся историческая справка. Теперь о фильме. Который, впрочем, и сам постоянно использует флэшбеки, чтобы объясниться со зрителем — так что мы всего лишь подражали ему.

Создание

Конфликт автора и режиссера, художника и индустрии, совести и системы, описанный в сюжете «Манка», причудливо рифмуется и с самой историей создания этой картины. Сценарий «Манка» еще 30 лет назад написал Джек Финчер — отец Дэвида Финчера, успешный журналист и невезучий автор. Его сценарий к биографической драме о Говарде Хьюзе (кстати, именно Хьюза, а не Херста Орсон Уэллс в начале рассматривал как прототипа героя своего дебютного «Гражданина Кейна») в итоге был перелопачен другими людьми и стал «Авиатором», вышедшим уже после смерти Финчера-старшего. А «Манк» выйдет лишь спустя тридцать лет после того, как будет написан — и так и останется единственной признанной работой Джека Финчера. Поставит его сын автора Дэвид Финчер, у которого, как и у Орсона Уэллса, до сих пор нет ни одного «Оскара» за лучший фильм или режиссуру. И Финчер, и Уэллс — легендарные перфекционисты и фанатики кино: Аманда Сайфред рассказывает, что одну из сцен «Манка» сняли с 200-го дубля. Исполнителем главной роли Финчер еще в 1990-е видел Кевина Спейси — то есть задолго до того, как тот, подобно Манкевичу, стал персоной нон-грата. А спонсором проекта мечты в итоге стал Netflix — такая же фабрика грез с артикулированной идеологией, как и киностудии, приводившие Манкевича в ужас.

Подобно «Роме» Альфонсо Куарона и «Артисту» Мишеля Хазанавичуса, «Манк» — кино черно-белое, настоящий образец классицизма. Подобно «Бердмену» и «Ла-Ла Ленду», это кино о жертвах, на которых стоит Бродвей и Голливуд. Кстати. театрального вундеркинда Уэллса, приехавшего в 24 года штурмовать Калифорнию, кинематографисты презрительно называли «мальчиком из Нью-Йорка». Так что все «оскары» у фильма как будто бы уже в кармане — хотя в плей-офф голосования академиков он наверняка столкнется с «Землей кочевников» Хлои Чжао. И повторится та же история, что и с дуэлями «Бердмена» с «Отрочества» и «Ла-Ла Ленда» с «Лунным светом»: нарциссическое вроде как кино про творцов столкнется с демократичным вроде как кино про людей. Счет десятилетия пока что — 1:1.

Личная жизнь

Дэвид Финчер впервые женился в 1990 году, на волне собственного успеха в музыкальном сегменте. Супругой режиссера стала модель и фотограф Донья Фуорентино. Этот союз подарил миру девочку Феликс Аймоджен Финчер, но просуществовал только 5 лет. Позднее бывшая жена Финчера вышла замуж за популярного актера Гари Олдмана, но и с ним вместе прожила примерно такой же отрезок времени.

Сам же режиссер вскоре обрел счастье с продюсером Сиан Чаффин, с которой познакомился во время сотрудничества в работе над фильмом «Бойцовский клуб». Сегодня Сиан занимается продвижением абсолютно всех картин мужа.

Дэвид Финчер неоднократно признавал, что чужое мнение для него не имеет практически никакого значения, и режиссер всегда поступает так, как считает правильным и нужным.

Лучшие фильмы Дэвида Финчера

Лидер мейнстрима: Смело и свежо

Спустя три года, которые были заполнены новыми рекламными и музыкальными проектами, режиссер выдал настоящий шедевр. Один из лучших в своем жанре, триллер «Семь» рассказывал о двух детективах – молодом и амбициозном Миллзе и собирающемся на пенсию и умудренном горьким опытом многолетней работы Сомерсет. Им досталось непростое дело: маньяк возомнил себя чуть не Господом Богом и истребляет людей, совершающих, по его мнению, смертные грехи. Непредсказуемый финал – одна из «фишек» режиссера, которую он будет использовать и в дальнейшем. Молодого напарника героя Моргана Фримана мог бы сыграть Дензел Вашингтон, но он не захотел. Его место занял Брэд Питт, ставший хорошим другом Финчера, – он будет и дальше сотрудничать с постановщиком.

Пресыщенного богача (Майкл Дуглас) встряхнет подарок младшего брата (Шон Пенн). В сюжете «Игры» легко «заблудиться», вновь великолепна и неожиданна концовка. Триллер, снятый в 1997-м, тоже ждал успех.

Питт (вместе с Эдвардом Нортоном и Хеленой Бонэм Картер) составили «актерский костяк» «Бойцовского клуба». Экранизация книги Паланика вышла стильной и жесткой. И хотя Финчер вновь умудрился поконфликтовать с работодателями (он не укладывался в рамки бюджета), сборы были достойные, а лента стала культовой. 

Осыпанные наградами

После триллера «Комната страха» и детектива «Зодиак», в основу которого положены события, реально происходившие в 1960-е годы, Дэвид приступил к работе над драмой, совершенно не похожей на все прежние работы режиссера, «Загадочной историей Бенджамина Баттона» Сценарий писали, отталкиваясь от сюжета Фицджеральда. Актерам предстояла непростая задача – ведь их герои проживают на экране огромный отрезок времени. У персонажа Брэда Питта редчайший недуг – он родился маленьким сморщенным старичком, а по мере течения лет тело и лицо Баттона молодеет, и в тот момент, когда его настигнет смерть, он превратится в младенца. Ситуация усложняется тем, что несчастный калека знакомится с прелестной девчушкой, которой суждено стать любовью его жизни. У них будет несколько лет – в середине жизненного пути. Потом Дэйзи предстоит постареть, а Бену – помолодеть, и на это невозможно смотреть без слез. Жаль, что Питту и Бланшетт не достались «Оскары». Всего же номинаций было 13, фильм получил 3 статуэтки – в том числе, за грим и визуальные эффекты, которые были на высоте. 

«Социальная сеть», история о создании юным студентом «Фэйсбука», тоже принесла немало лавров ее авторам, а «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» достались самому режиссеру.

На четыре награды Киноакадемии претендовал и триллер 2011-го года «Девушка с татуировкой дракона». Странный тандем – неформалка-хакерша и известный журналист – вместе распутывают исчезновение молодой девушки. Сложность в том, что та история произошла много лет назад.

https://youtube.com/watch?v=1KBPru-Pu5Q

Новые блестящие проекты

Один из последних проектов Финчера – сериал «Карточный домик». Дэвид – продюсер драмы (а также – режиссер нескольких эпизодов). Телешоу сразу стало хитом – благодаря стильной визуализации и запутанной политической игре, лежащей в основе сюжета. А главную роль в сериале сыграл уже работавший с Финчером Кевин Спейси. Совсем скоро пройдет церемония вручения «Эмми», и у «Карточного домика» пять номинаций.

https://youtube.com/watch?v=ULwUzF1q5w4

В октябре нас ждет премьера нового триллера мастера – в «Исчезнувшей» постановщик вновь вдоволь поморочит зрителя, в своем финчеровском «фирменном» стиле.

Любовь, Смерть и Роботы (2019) (Love, Death & Robots)

tagHD 1080, tagHD 720, tagto be continued…, tagПро роботов, tagПро оборотней, tagАнгелы и Демоны

Боевик, Для взрослых, Драма, Зарубежные мультфильмы, Комедия, Криминал, Мультсериалы, Ужасы, Фантастика, Фэнтези

Режиссеры: Виктор Мальдонадо, Альфредо Торрес

В ролях: Скотт Уайт, Нолан Норт, Мэттью Кинг

Восемнадцать историй, восемнадцать разных жанров, от боевика и фэнтези до демонов и оборотней. Среди героев – самые разнообразные персонажи, включая солдат-оборотней, сумасшедших роботов, невероятных монстров, охотников за головами, пауков из других миров и жаждущих плоти адских демонов. Каждая следующая история отличается от предыдущей не только сюжетом, но и стилистикой, в которой выполнена. Эти мультики предназначены не для детей, это анимация для взрослых. Темы охватывают самую обширную проблематику, включая расизм и военную агрессию, свободу выбора и особенности человеческой психологии.

Биография

Дэвид Финчер — знаменитый американский кинорежиссер, автор известных фильмов «Социальная сеть», «Бойцовский клуб», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Девушка с татуировкой дракона», а также популярных сериалов «Карточный домик» и «Охотник за разумом». Кроме того, Финчер зарекомендовал себя как талантливый режиссер видеоклипов, поработавший с поп- и рок-звездами.

Дэвид Финчер родился в городке Денвер, расположенном в центре Америки – в штате Колорадо. Но довольно скоро родители перевезли сына в Калифорнию, где отцу, репортеру и журналисту Говарду Келли Финчеру, предложили более высокооплачиваемую работу. Мама мальчика, Клэр Мэй Ботчер, считалась медсестрой высокого класса, поэтому для нее было не принципиальным, в каком месте жить и работать: женщина везде была востребованной.

Кинорежиссер Дэвид Финчер

Дэвиду было семь лет, когда мальчик уверился в желании связать жизнь с кинематографом. Дело в том, что ребенок посмотрел популярный вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и захотел стать режиссером. Через год Финчер уже уверенно держал в руках кинокамеру и снимал собственные короткие фильмы, конечно, детского уровня.

Специального образования Финчер не получил. Сразу после школы юноша устроился разнорабочим на киностудию и наблюдал, как происходит создание киношедевров. Вторая часть эпопеи «Звездные войны» под названием «Империя наносит ответный удар» произвела на юношу такое впечатление, что Финчер приложил все усилия и попал в компанию по созданию спецэффектов, созданную Джорджем Лукасом. Между прочим, авторству Дэвида принадлежат эффекты в знаменитых фильмах «Индиана Джонс и храм судьбы», «Бесконечная история», «Звездные войны: Возвращение джедая».

ТОП-10

10. Чужoй 3 (1992)

Рейтинг IMDb: 6,4

Рипли удалось сбежать с планеты «Чужих», вскоре ее корабль терпит бедствие неподалеку от планеты-тюрьмы, с самыми жестокими отбросами общества. Но опасаться надо совершено другого, ведь причиной неполадок на корабле стал зародыш чужого, которой очень скоро вырастает до взрослой особи и начинает истребление людей.

После завершения съемочного процесса режиссер Дэвид Финчер покинул проект и не стал участвовать в монтаже. Он это аргументировал постоянным вмешательством студии в съемки.

В ролях: Сигурни Уивер, Чарльз С. Даттон, Чарльз Дэнс, Пол МакГанн, Брайан Гловер, Ральф Браун, Дэниэл Уэбб, Кристофер Джон Филдс, Холт Маккэллани, Лэнс Хенриксен.

9. Комната страха (2002)

Рейтинг IMDb: 6,8

Мэг Олтман с дочерью Сарой переезжают в только что купленный дом, в котором ранее жил миллионер. Одной из особенность дома является наличие «аварийной комнатой», в которой можно спрятаться, если в дом проникнут воры. Стоит ли говорить, что вскоре новым жителям пришлось воспользоваться комнатой?

Съемки фильма приостанавливались на несколько месяцев, чтобы Джоди Фостер могла спокойно родить своего второго ребенка. Часть сцен пришлось переснять уже после родов.

По словам Финчера, за время съемок Кристен Стюарт выросла более, чем на 7 сантиметров. На съемочной площадке это было проблемой, так как на момент их начала она была ниже Фостер, а вот к завершению съемок уже выше.

В ролях: Джоди Фостер, Кристен Стюарт, Форест Уитакер, Дуайт Йоакам, Джаред Лето, Патрик Бошо, Энн Магнусон, Йен Бьюкэнэн, Мэл Родригез, Пол Шульц.

8. Социальная сеть (2010)

Рейтинг IMDb: 7,7

История создания самой популярной социальной сети — Facebook. Несколько студентов-однокурсников в 2004 году вместе основали социальную сеть и за несколько лет стали самыми молодыми миллионерами в мире, но их жизнь изменилась навсегда.

Никто из сотрудников Facebook не принимал участие в создании фильма, во многом это обуславливается тем, что изначально фильм снимался по книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве» (2009), которая имеет лишь общую направленность по сравнению с оригинальной историей. Все диалоги в этой книге выдуманы, образцы нескольких реальных человек могут объединяться в одном персонаже и т.д.

Реальный создатель Facebook Марк Цукерберг не собирался смотреть фильм, но в итоге посмотрел его вместе с коллегами.

Марк Цукерберг учился в Гарварде, но университет не разрешает киношникам использовать свои помещения после того, как во время съемок фильма «История любви» (1970) кампусу был нанесен значительный ущерб. В итоге Гарвард заменяли другие, менее известные университеты.

В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Рашида Джонс, Бренда Сонг, Руни Мара, Брайан Бартер, Джозеф Маццелло.

7. Зодиак (2007)

Рейтинг IMDb: 7,7

На протяжении 25 лет маньяк «Зодиак» держал в страхе весь Сан-Франциско, с властями он общался с помощью сообщений, присылаемых репортерам. Каждый раз у полиции были сомнения относительно подлинности сообщений, так как маньяк мог по несколько лет молчать и объявляться в самый неожиданный момент. Но почерк убийств и сообщений все эти годы оставался неизменным.

Дэвид Финчер превзошел многих режиссеров по вниманию к деталям того времени. Новые здания стирались на компьютере, одежда была скопирована с реальных прообразов главных героев, а по радио играли те концерты, которые проходили в то время.

В ролях: Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Энтони Эдвардс, Роберт Дауни мл., Хлоя Севиньи, Джон Кэрролл Линч, Брайан Кокс, Элиас Котеас, Дермот Малруни, Донал Лог.

6. Игра (1997)

Рейтинг IMDb: 7,8

Николас Ван Ортон успешен во всем, чтобы хоть как-то привнести острых ощущений в свою жизнь, он соглашается воспользоваться необычным подарком — билетом для участия в «Игре». Начав «Игру», наш герой понимает, что теперь он не контролирует ничего и все его чувства обостряются как никогда.

Сюжет фильма основан на реально существующей ролевой игре, популярной в США.

В ролях: Майкл Дуглас, Шон Пенн, Дебора Кара Ангер, Джеймс Ребхорн, Питер Донат, Кэррол Бейкер, Анна Катарина, Армин Мюллер-Шталь, Чарльз Мартине.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий