Брусникин, дмитрий владимирович

Творчество

Театральные работы

Актёр

Дипломные спектакли

«Дни Турбиных» М. А. Булгакова. Режиссёр: Николай Скорик — Алексей Турбин

МХАТ и МХТ им. А. П. Чехова
  •  — «Бал при свечах» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Режиссёр: Владимир Прудкин — Иешуа, Воланд
  •  — «Друзья». Режиссёр: Геннадий Ялович — Максим Горький
  •  — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Астров (ввод)
  •  — «Новый американец» А. Марьямова и С. Довлатова. Режиссёр: Пётр Штейн — Сергей
  •  — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Андрей Прозоров
  •  — «Река с быстрым течением» Владимира Маканина. Режиссёр: Марина Брусникина — Он

Режиссёр

«В ожидании Годо» по С. Беккету (Театр-студия «Человек»)

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
  • «Платонов» А. П. Чехова
  • «Плач в пригоршню» В. П. Гуркина
  • 1996 — «Гроза» А. Н. Островского
  • «Он в Аргентине» Л. С. Петрушевской

Мастерская Дмитрия Брусникина

  • «Это тоже я» (драматург Андрей Стадников)
  • «Нация» (совместно с Юрием Квятковским, Ольгой Привольновой и Андреем Стадниковым)
  • «Транссиб» (драматурги Андрей Стадников, Сергей Давыдов, Александра Лебедева, Елена Шабалина)
  • «До и после» (драматург Михаил Дурненков)
  • «Кульминация» (по пьесам А. Букреевой, Ю. Поспеловой, Д. Данилова, К. Стешика, С. Давыдова, Р. Ташимова, О. Михайлова, А. Житковского, А. Иванова и Я. Пулинович)

Актёр

Художественные фильмы и телесериалы
  •  — Отряд — Сергей Никитин
  •  — По зову сердца — Григорий Зернов
  • — Кармелюк — эпизод
  •  — Лётное происшествие — Виктор Росанов, инженер авиации
  •  — Прохиндиада 2 — игрок в гольф, деловой партнёр
  •  — Петербургские тайны — Дмитрий Платонович Шадурский, князь
  •  — Чехов и К° (серия № 1 «Святая простота» / серия № 6 «Тапёр» / серия № 10 «Месть женщины») — Александр, сын отца Саввы Жезлова, адвокат / писатель / доктор
  •  — Развязка Петербургских тайн — Дмитрий Платонович Шадурский, князь
  •  — Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского — Александр Неверов, кандидат в президенты РФ, депутат Государственной думы / доппель Неверова
  • — Марш Турецкого (фильм № 2 «Убить ворона») — Евгений Манченко, член правительства
  •  — Сыщики (фильм № 3 «Оливковое дерево») — Алексей Гардин
  •  — Остановка по требованию 2 — Пётр Волоцкий, капитан корабля
  •  — Не покидай меня, любовь — Влад
  •  — Гражданин начальник (серии № 6-11, 15) — Степан Петрович Овсов, хирург, друг следователя прокуратуры Павла Пафнутьева
  •  — Подмосковная элегия — Андрей Сергеевич Черкасский, отец Ляли и Виктора
  •  — Сыщики 2 (фильм № 6 «Тайна осеннего леса») — Александр Григорьевич Стужин
  •  — Огнеборцы — Рустамов
  •  — Сыщик без лицензии (фильм № 1 «Рассудок маньяка») — Георгий Ильич Зинков, сотрудник научно-исследовательского института, муж Людмилы Фирсовой
  •  — Инструктор — Забродов
  •  — Место под солнцем — Баринов, депутат
  •  — Джек-пот для Золушки — Ярославцев
  •  — Сумасбродка — Мирослав Сташевский, друг Ксении
  •  — Самая красивая — Георгий Михайлович (Гоша)
  •  — Счастье по рецепту — Дмитрий Воронцов, документалист
  •  — Рекламная пауза — Хохловский
  •  — Любовь на острие ножа — отец журналиста Александра Логинова
  • — — Закон и порядок: Отдел оперативных расследований (сезоны 1-4) — Анатолий Иванович Седых, полковник, начальник отдела оперативных расследований
  •  — Самая красивая 2 — Георгий Михайлович (Гоша)
  •  — Застывшие депеши — Алексей Игнатьевич Аргунов, генерал-лейтенант
  • — Русский шоколад — Павел Светлов, бизнесмен
  •  — Неравный брак — Султан Бакоев, владелец клуба
  • — Водоворот чужих желаний — Александр Вениаминович Шмидт, ректор института, учёный
  • — Метод Фрейда (серия № 11) — Павел Петрович Никифоров, прокурор
  • — Чемпионы — эпизод
  • — Таинственная страсть — Берёзкин, писатель (прототип — Михаил Кузьмич Луконин)
  • — Прорубь — президент
Телеспектакли
  • — Героини пьес Александра Островского («Гроза» / «Без вины виноватые») — Борис, племянник Савёла Прокофьича Дикого / Нил Стратоныч Дудукин, богатый барин
  • — Путь — Александр Ильич Ульянов, революционер-народоволец, старший брат Владимира Ильича Ульянова (Ленина)
  • — Братишка, люби революцию! — Михаил Строев, прапорщик, артиллерист
  • — Рудольфио — Рудольф

Режиссёр

  •  — Чехов и К°
  •  — Саломея
  •  — Сыщики 2
  •  — МУР есть МУР
  •  — МУР есть МУР 2
  •  — МУР есть МУР 3
  •  — Самая красивая
  •  — Счастье по рецепту
  • — — Закон и порядок: Отдел оперативных расследований
  •  — Оплачено смертью
  • — Бигль
  • — Отдам жену в хорошие руки
  • — Мститель
  • — Ищейка
  • — Ищейка 2
  • — Ищейка 3

1998 — Чехов и К°

О современном театре, творческих поисках 80-х и о том, как ставить классику

Когда мне говорят, что такое современный зритель, наверное, сначала следует задать вопрос, что такое современный театр. Потому что зритель без театра невозможен.

Есть замечательный ответ на вопрос о современном театре Анатолия Александровича Васильева. Правда, он, когда его спросили, скорее всего, был на что-то сердит. Но он ответил: «Современный театр – это такой театр, который современный». И лучшей формулировки я не знаю.

Что такое современный театр? Каким образом играть классику сегодня? Почему необходимо сегодня играть Островского? Что случилось, что произошло в мире? Что произошло со зрителями? Что случилось, что сейчас необходимо рассказать словами Островского о том, как мы сейчас живем?

Если эта связь найдена, если эта дуга протянута, значит, тогда в этом есть необходимость. Потому что просто некий культурологический экскурс – это не то. Как вы справедливо заметили, некоторые театры уже по несколько раз сходили в эту сторону.

Например, я помню свои школьные ощущения от Островского и от его пьесы «Гроза». Мы же все были невероятно испорчены школой и этими определениями, которые вкладывались нам с детства. И «луч света в темном царстве», и что это за «темное царство»?

Потом я понял, что такое на самом деле Кабанова, как она любит своего сына, что это за удивительный, фантастический человек. И что это за отношения с Диким. Все совсем не так, как нам рассказывали, все гораздо серьезнее, глубже и интереснее.

Почему возник в моей режиссерской биографии Беккет? Первая театральная постановка, и сразу Беккет, «В ожидании Годо». И там играли два моих однокурсника – Саша Феклистов и Паша Белозеров. И еще выпускник нашей школы Володя Стержаков.

Это как раз был период, когда Ефремов отпустил нас. Он взял нас в театр со спектаклем «Дни Турбиных», это был дипломный спектакль, и весь наш курс попал к нему в театр. До этого я уже играл некоторые роли на малой сцене, и все было хорошо. Мы, наверное, могли развиваться в этом театре, но вдруг нам показалось, что необходимо уйти, и он нас отпустил.

Дмитрий Брусникин

Он отпустил нас в студию «Человек» к Людмиле Романовне Рошкован. Мы стали делать новый театр. Рома Козак, Саша Феклистов, Игорь Золотовицкий, Гриша Мануков, Егор Высоцкий, я, еще группа людей, которые вышли из Художественного театра. И там я с ребятами спектакль «В ожидании Годо».

Почему «В ожидании Годо»? Да, наверное, это был поиск, наверное, что-то нас не устраивало. Я не помню уже этого времени, но, наверное, нас что-то не устраивало в том, что происходило в Художественном театре. Наверное, мы хотели каким-то образом рассказать о стране, о себе с помощью какой-то другой драматургии.

Например, чуть раньше на курсе возникла пьеса Мрожека «Эмигранты», которую принес Игорь Павлович Власов. И Миша Макеев с Романом и Сашей Феклистовым сделали спектакль, который был запрещен, игрался потом по подвалам, по звонкам. Это был действительно какой-то культовый спектакль, который родился, условно говоря, на нашем курсе.

Потом Рома поставил ещё один спектакль, тоже открыл во многом Петрушевскую. И спектакль «Чинзано» тоже был поколенческим, чрезвычайно важным, наверное, в истории современного театра. Да, происходил такой поиск, поэтому возник Беккет.

Но вообще я недолго пробыл в студии «Человек», потом вернулся в театр, потому что Олег Николаевич предложил мне роли, от которых нельзя было отказаться. Это был Иванов после Смоктуновского. И после Олега Ивановича Борисова – Астров. Кроме того, он предложил мне ставить спектакль по Чехову. И я сделал свою первую работу в Художественном театре — по «Безотцовщине», по «Платонову».

Фильмы и сериалы

Первую заметную роль в кино Брусникин получил в 1994 году. Он стал одним из актеров сериала «Петербургские тайны». 49-серийный телевизионный проект прошел с оглушительным успехом, а последовавшее продолжение закрепило восторг публики. Брусникин исполнил в историческом сериале одну из ведущих ролей. Образ князя Дмитрия Платоновича Шадурского сделал актера известным на всю Россию.

Дмитрий Брусникин (слева) в роли князя Шадурского

Период с 2000 по 2003 годы стал для Брусникина очень плодотворным по части ролей в кино. За три года актер представил более десяти образов на телеэкране, в том числе постаревшего Шадурского в «Развязке Петербургских тайн».

Роль князя стала отправной точкой в кинематографической карьере Брусникина, хотя в самом начале съемок Дмитрий не был в восторге от своего персонажа. На сцене МХАТа актеру доставались герои классических произведений, привыкнуть к другому качеству материала было ему нелегко. Ситуацию спасла талантливая режиссура и великолепный актерский состав проекта.

Дмитрий Брусникин на съемках

В 2002 году Брусникин в качестве режиссера снял сериал «Сыщики — 2», на этом проекте сложился основной состав команды, которая сопровождала многие последующие проекты Дмитрия Владимировича. Через два года режиссер занялся съемками сериала «Мур есть Мур», в третьей части данного проекта состоялся актерский дебют Филиппа Брусникина.

Также в 2004 году Дмитрий Владимирович снялся в комедийном многосерийном фильме «Джек-пот для Золушки». В 2005 году Брусникин в качестве режиссера снял мини-сериал «Самая красивая». Главные роли в этом фильме исполнили Алена Хмельницкая и Алексей Макаров. В 2008 году в продолжении этого сериала Брусникин снимался уже в качестве актера, режиссером картины «Самая красивая- 2» стала Елена Николаева.

Дмитрий Брусникин и Евгения Добровольская

В 2006 году Дмитрий Брусникин и Евгения Добровольская вместе сыграли в фильме «Счастье по рецепту». Актерский тандем был настолько органичным, что зрители решили, будто герои фильма и в реальной жизни состоят в отношениях. В этом проекте Дмитрий выступил и в качестве режиссера.

Сериал имел высокие рейтинги, выходил в эфире разных телеканалов. Брусникин очень достоверно сыграл романтического героя, несмотря на возраст, из-за чего зрители решили, что между Евгенией и Дмитрием и в жизни существует любовная связь. Актеру на момент съемок в сериале было 49 лет.

Дмитрий Брусникин

В том же году вышел многосерийный фильм «Сумасбродка» с Жанной Эппле в главной роли. Главный мужской образ в детективе снова примерил на себя Брусникин. На площадке вместе с актером работали Галина Польских, Игорь Дмитриев и Владимир Еремин.

В 2010 году Брусникин снялся в сериале «Застывшие депеши» вместе с Дмитрием Нагиевым и Еленой Ксенофонтовой. Этот год подарил зрителям еще один отечественный сериал с участием Дмитрия, который назывался «Русский шоколад».

Дмитрий Брусникин в фильме » Закон и порядок»

В 2012 году на Первом канале состоялась премьера сериала «Неравный брак». Дмитрий Владимирович исполнил в этом проекте главную мужскую роль. Сериал принес актеру большую популярность и всенародную любовь. Партнершей Брусникина в этом проекте стала Анна Антонелли, уже известная зрителям по роли Михелины в исторической мелодраме «Сонька. Продолжение легенды».

В период с 2013 по 2016 годы Дмитрий Владимирович был занят своими режиссерскими проектами и постановками в театре, ему также удалось сняться в нескольких фильмах.

Режиссер Дмитрий Брусникин

В 2016 году на главном телеканале России с успехом прошел показ сериала «Ищейка», режиссером которого был Брусникин. Главную роль в детективной мелодраме исполнила актриса Анна Банщикова. Проект стал адаптацией известного американского сериала с идентичным названием. Зрители отнеслись к русской «Ищейке» благосклонно, и кинокомпания «Star Media» занялась производством второго сезона.

Произведения и переводы

Основная статья: Библиография Григория Чхартишвили

Серия «Жанры»

«Жанры» — серия романов Бориса Акунина, в которых писателем была предпринята попытка своеобразного эксперимента жанровой литературы, где каждый из видов представлен отдельным произведением. В эту коллекцию вошли:

Книги серии
  • «Детская книга для мальчиков»
  • «Шпионский роман»
  • «Фантастика»
  • «Квест»
  • «Детская книга для девочек» (в соавторстве с Глорией Му)

Борис Акунин так пояснил идею «Жанров»:

Анатолий Брусникин и Анна Борисова

11 января 2012 года Борис Акунин в своём блоге в «Живом журнале» подтвердил, что именно он является автором, скрывающимся под псевдонимом Анатолий Брусникин. Под этим именем были опубликованы три исторических романа: «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона». Кроме того, он раскрыл, что является также и автором романов под женским псевдонимом Анна Борисова: «Там…», «Креативщик» и «Vremena goda».

Критика

Станислав Говорухин:

Успех Акунина меня не удивляет. Меня уже ничто не способно удивить. Сегодня публика кинотеатров, да и читающая публика, резко изменилась. Шестьдесят процентов кинозрителей — это тинейджеры. Двадцать пять — офисная дурь, тридцатилетние яппи, чей уровень развития ещё ниже, чем у подростков. Читают теперь только то, что входит в джентльменский набор: Мураками, Коэльо, Акунин, Донцова и прочее. Акунин — это не исторические романы, это псевдоистория. Мне как члену Союза Советских читателей, как человеку, который читает много и легко ориентируется даже в нынешнем океане издаваемой литературы — это читать скучно.

Павел Басинский:

Я знаю Акунина-Чхартишвили. Он стопроцентный западник, стопроцентный глобалист и стопроцентный праволиберал. Все его романы — я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас — насквозь идеологичны. В гораздо большей степени, например, чем сентиментальная «Мать» Горького или наивный роман-предупреждение Кочетова «Чего же ты хочешь?» Это тем более любопытно, что на сегодняшний день Акунин — единственный реально удавшийся «либеральный» проект.

Игорь Данилевский о книге «История российского государства»:

Если коротко, то это произведение можно отнести к жанру, который называют folk-history — это когда дилетант пишет для дилетанта, излагая свою личную точку зрения на прошлое. Собственно, сам Акунин об этом и говорит. Это невероятно распространённый жанр — таких книг каждый год выходят сотни, если не тысячи. Единственное их отличие от этого произведения в том, что на них не значится фамилия «Акунин», которая, конечно, придаёт «Истории российского государства» широкий общественный резонанс.

Биография Дмитрия Брусникина

Родиться Дмитрию Брусникину довелось даже не на территории тогдашнего Советского Союза. 17-ого ноября 1957 года в семье военнослужащего, который тогда был расквартирован в Постдаме, Германской Демократической Республике. Дима был младшим сыном в семье и назван в честь деда по материнской линии, старшего его брата — Михаила, также назвали дедовским именем, однако уже по стороне отца.

Военная служба Владимира Брусникина, отца будущего театрального деятеля, заставила семью периодически перебираться в разные места. Известно, что первоклашкой Дмитрий Брусникин стал в деревне Малинники, а последующее обучение было гораздо богаче географически. В целом школьнику пришлось сменить примерно 10 школ.

Высшее образование получал вместе со своим старшим братом Михаилом в Зеленограде, что под Москвой. «Альма Матер» принято считать зеленоградский институт электротехники. В 1975 году, уже по завершению обучения, знакомится с театральным режиссёром местного «Народного Театра». Отсюда и появилось стремление Дмитрия Брусникина попасть на большую сцену.

Долго ждать не пришлось и уже в 1978-ом году амбициозный парень был зачислен на курс выдающегося актёра Олега Ефремова в МХАТ, отца ныне популярного Михаила Ефремова. По окончанию обучения начал сотрудничать с учебным заведением и в 1993-ем году впервые собрал собственный курс, где выступил в роли преподавателя.

Параллельно с театральной деятельностью, актёр и театральный режиссёр Дмитрий Владимирович Брусникин проникал в киноиндустрию. Дебют в театре у актёра состоялся в 1978-ом году, а в кино лишь в 1984-ом. Первым фильмом стал «Отряд», а дебютной ролью оказался солдат красной армии Никитин. В этой же кинокартине приняли участие и сокурсники Брусникина по МХАТу.

Активная работа предзнаменовала огромный театральный рост. Вскоре Дмитрий Владимирович стал актёром театральной труппы под управлением самого Ефремова-старшего. А в последние годы на базе МХАТа появилась и его собственная небольшая труппа. Известно, что 8 августа 2018 года, за день до гибели, специальным указом от столичного департамента культуры был назначен руководителем театра «Практика».

Биография

Григорий Шалвович Чхартишвили родился в семье кадрового офицера-артиллериста, участника Великой Отечественной войны, кавалера орденов Красного Знамени (1943) и Красной Звезды (1953) Шалвы Ноевича Чхартишвили (1919—1997) и выпускницы филологического факультета МГУ, учителя русского языка и литературы Берты Исааковны Бразинской (1921, Москва — 2007, там же). Отец был уроженцем села Цихисперди (ныне Озургетский муниципалитет), служил начальником штаба дивизиона 1232-го пушечного артиллерийского полка 9-й артиллерийской дивизии РГК, закончил войну в звании майора и уволился в запас в 1959 году в звании подполковника; семья матери происходила из Таращи. В 1958 году семья переехала в Москву. В 1973 году окончил школу № 36 с углублённым изучением английского языка, а в 1978 году — историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки (МГУ). Занимался литературным переводом с японского и английского языков, в его переводе изданы японские авторы Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока, а также представители американской и английской литературы (Ти Си Бойл, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.).

Работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература» (1994—2000), главный редактор 20-томной «Антологии японской литературы», председатель правления мегапроекта «Пушкинская библиотека» (Фонд Сороса). Работал в издательстве «Иностранка», является составителем серии «Лекарство от скуки». С 1998 года пишет художественную прозу под псевдонимом «Б. Акунин». Расшифровка «Б» как «Борис» появилась через несколько лет, когда у писателя стали часто брать интервью. Японское слово «акунин» (яп. 悪人), по словам одного из литературных героев Чхартишвили (в романе «Алмазная колесница»), переводится как «негодяй, злодей», но исполинских масштабов, другими словами, выдающаяся личность, стоящая на стороне зла. Критические и документальные работы публикует под своим настоящим именем.

Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер — Smirnoff» за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. При этом в том же году был номинирован и стал лауреатом премии «Антибукер» с «Коронацией». В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт-лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

В 2013 году приступил к работе над проектом «История Российского Государства», рассчитанном на 10 лет и включающем в себя исторические тексты и беллетристику.

Женат. Первая жена — японка, с которой Акунин прожил несколько лет. Вторая жена, Эрика Эрнестовна, — корректор и переводчик. Детей нет. С 2014 года проживает с семьёй в Лондоне.

Начало пути

Родился будущий режиссер в маленьком городишке Германии Потсдам 17 ноября 1957 года. Его отец служил в Советской армии, поэтому Диме пришлось много путешествовать и сменить несколько школ, однако, это не отразилось на успеваемости. Затем парень решил продолжить обучение в электронном институте.

Знакомство Дмитрия с ребятами, посвятившими свою жизнь театру, изменило его судьбу, юноша всерьез заинтересовался профессией артиста. И вскоре будущий режиссер забирает документы, чтобы стать простым рабочим.

Артистическая жизнь настолько увлекла молодого человека, что он решил всерьез ей заняться и стал заниматься в мастерской великого Олега Ефремова. Без отрыва от учебы Брусникин начинает актерскую игру. Его дебютной ролью стал Саша Ульянов в спектакле «Путь».

Театральные работы артиста включают в себя:

  • «Бал при свечах» (1983);
  • «Друзья» (1984);
  • «Дядя Ваня» (1991);
  • «Новый американец» (1994);
  • «Три сестры» (1997);
  • «Река с быстрым течением» (2006).

А также стал постановщиком трех спектаклей, это «Платонов», «Плач в пригоршню» и «Гроза».

Фильмы

Первое появление Брусникиной на экране произошло в 1983 году: она сыграла в фильме-спектакле «Героини пьес Островского». Через год вышла картина «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» — дебют артистки в полном метре.

В 1991 актриса сыграла Нюту в «Сюжете для двух рассказов» — фильме по произведениям Чехова «Володя» и «После театра». У Брусникиной это первая и последняя главная роль в кино.

Марина Брусникина в фильме «Сюжете для двух рассказов»

Вместе с другими актерами МХТ приняла участие в создании телевизионного проекта «Чехов и Ко». 10-серийный фильм вышел на ТВ-6 в 1998-м. Марина Станиславовна появилась в новелле «Хористка» в ансамбле с Евгенией Добровольской и Алексеем Жарковым.

В 2000-х последовали роли в телесериалах преимущественно детективной тематики – «Сыщики-2», «Даша Васильева», «МУР есть МУР-2», «Закон и порядок», «Метод Фрейда-2», «Ищейка».

О студентах школы-студии МХАТ и о том, как рождаются театры

Мне кажется, каждые четыре года они меняются. Поскольку моя театральная деятельность не прерывалась с середины 80-х годов, в какой-то момент это стало для меня просто необходимым, и каждый раз, каждые четыре года – это новые люди, новый взгляд, новое поколение. Хотя, говорят, между поколениями проходит, лет шесть, но…

Они все талантливые. Были ли за это время любимчики? Конечно, были. И они остаются.

Понимаете, школа-студия – это такое уникальное место, оно и задумывалось создателями как уникальное пространство. Оно задумывалось как Лицей. Как что-то избранное. Конечно, нельзя сказать, что это законсервировано, но мне до сих пор кажется, что что-то такое сохраняется, и можно отличить студентов школы-студии от других.

Это не потому, что я хвастаюсь. Все, конечно, очень изменилось. Если раньше фактура значила чрезвычайно много, то сейчас она все меньше и меньше что-то значит, а гораздо интересней наблюдать за личностью. Сам-то я теперь занимаюсь тем, что пытаюсь не найти роль для студента, а отыскать его личное проявление, то есть, пытаюсь создать такие условия, где человек сможет проявить себя. И мне кажется, что самое интересное время – это то, которое есть сейчас.

Мне кажется, эти студенты, которые сейчас учатся в школе-студии и заканчивают в этом году четвертый курс… Я бы очень хотел, чтобы этот курс остался и сохранился. Потому что все спектакли, которые были сделаны ими за три с половиной года, не только на мой взгляд, но и на взгляд театральной критики, –конкурентоспособны с профессиональными театрами. Значит, настал период, чтобы это поколение сформировалось в театр.

Потому что театры, которые возникает по указу или по авторитету какой-то личности, как правило, недолговечны. В общем, это случайные истории.

Возникновение театра – это какая-то необходимость. Например, когда возникал театр «Современник», в этом была необходимость. Просто было необходимо, чтобы возник театр этого поколения. Так же, как была необходимость возникновения Театра на Таганке – это было необходимо этому городу, этой стране, этим людям и этим зрителям. Просто необходимо, чтобы возник Театр на Таганке, чтобы возник Высоцкий, чтобы был Любимов.

Мне кажется, настало время, когда необходимо, чтобы возник театр этого поколения. Станет ли этим театром наша мастерская? Я бы очень этого хотел. Но дальше все зависит от Господа Бога.

Память

В октябре 2019 года Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», Московский музей современного искусства (MMOMA) и «Мастерская Брусникина» подготовили специальный проект, посвящённый памяти Брусникина, — выставку «Человек размером с дом» в Образовательном центре MMOMA. Проект также вошёл в программу первого в истории «Фестиваля документального театра имени Дмитрия Брусникина» (BRUSFEST), организованного театром «Практика» и «Мастерской Брусникина». За эту выставку Ксения Перетрухина получила премию «Инновация» в номинации «Куратор года» (выставка «Человек размером с дом» памяти Дмитрия Брусникина, Московский музей современного искусства)

Жизнь без Дмитрия

Весной 2018 года в семье Брусникиных произошла трагедия. От сердечной недостаточности умер Дмитрий Брусникин. За несколько месяцев до этого он прошел курс лечения у лучших кардиологов столицы. Вся семья надеялась на улучшения состояния, да и прогноз был очень хорошим. Но чуда не произошло.

Марина очень тяжело переживала потерю любимого человека. Пережить это ей помогли родственники и друзья. Сейчас она старается продолжать дело мужа. Она помогает молодым талантам. Под ее режиссурой в театре «Практика», в котором Дмитрий был художественным руководителем, вышло несколько спектаклей.

Также Марина не прекращает ежегодные «Мхатовские вечера. Круг чтения». Эти встречи проходят начиная с 2000 года. В них принимают участие начинающие авторы, которые читают свои произведения.

Актерская пара Марины и Дмитрия Брусникиных были примером для подражания. Они прожили вместе около 39 лет. За это время их чувства не утратили актуальности, в их глазах постоянно была нежность друг к другу. Жаль, что эта сказка так внезапно закончилась.

Карьерный рост и популярность

Одновременно с работой в театре и кино, Дмитрий Брусникин занимался воспитанием будущего поколения молодых актеров. Сразу после окончания студии, ему предложили стать членом ученого совета известного театра. Это позволило Брусникину набрать в 2005 году собственный курс, который он вел до самого выпуска вместе со своим коллегой Романом Козаком.

Самые известные выпускники этого курса:

  1. Дарья Мороз.
  2. Александра Урсуляк.
  3. Сергей Лазарев.
  4. Софья Ануфриева и другие.

Запомнились зрителю и фильмы, режиссером которых стал Дмитрий Брусникин:

  1.  «МУР есть МУР» — о буднях уголовного розыска после амнистии 1953 года, когда на свободе оказались не только политзаключенные сталинского режима, но и матерые рецидивисты.
  2. «Самая красивая». Мелодрама о нелегкой судьбе матери-одиночки, вырастившей красавицу дочь и неожиданно нашедшей счастье в столице. Образ романтического героя, созданный Брусникиным, полюбился зрительницам, его фотографии тогда украшали страницы большинства гламурных российских изданий.
  3. «Счастье по рецепту» — рассказ о неожиданном счастье главной героини, ставшей ведущей собственного кулинарного шоу. Тандем с Евгенией Добровольской оказался столь убедительным, что Брусникина с актрисой «поженили».
  4. «Закон и порядок». Русская версия американского сериала о работе отдела расследований, главу которого сыграл сам режиссер. Как вспоминал Дмитрий в интервью, адаптация фильма вызвала в 2006 году много споров, но испытание зрителем прошла успешно.
  5. «Ищейка» и «Ищейка-2». Героиня Анны Банщиковой была отправлена на работу в качестве начальника отдела уголовных расследований в небольшой провинциальный городок. Женщину-начальника коллектив принял не очень хорошо, к тому же в рядах коллег оказался и ее бывший возлюбленный.

С 2015 года Брусникин становится директором и художественным руководителем собственного негосударственного театра, создав, таким образом, место работы для своих выпускников школы-студии МХАТ. Незадолго до смерти был назначен директором театра «Практика», на площадке которого проходили выступления его последователей.

Первая, единственная и навсегда

Марина Брусникина в молодости. / Фото: www.biletexpress.ru

Они впервые увидели друг друга на втором туре вступительных испытаний в Школу-студию МХАТ. Стоило Дмитрию только войти в аудиторию и поинтересоваться, кто последний, как Марина тут же поняла, что влюбилась. Вот так, сразу, когда они ещё даже не успели пообщаться.

Девушка поступала в театральный сразу после школы, а молодой человек успел отучиться три года в Московском институте электронной техники и поработать в Театре-студии киноактёра машинистом сцены. Они как-то очень быстро осознали, что между ними всё очень серьёзно.

Дмитрий Брусникин в молодости. / Фото: www.24smi.org

Марина Сычёва и Дмитрий Брусникин, хоть и учились на одном курсе у Олега Ефремова, пересекались не слишком часто. А их сокурсники даже не знали о том, что молодые люди встречаются. Поэтому каждый несказанно удивлялся, получая приглашение на свадьбу.

Личная жизнь, жена и дети Дмитрия Брусникина

Личная жизнь Брусникина наладилась одновременно с учебным процессом в МХАТе. Там он нашёл для себя девушку на всю жизнь — Марию Сычёву, с 1979-ого года уже Марию Брусникину. Её творческое развитие не шло чередом за Дмитрием, девушка сама пробивала для себя дорогу в театр. Ещё будучи студентами, Мария успешно показала себя в качестве актрисы.

Зрелые годы также ознаменовали становление талантливой театральной деятельницы. Госпожа Брусникина преподавала актёрское мастерство, ставила собственные выступления и спектакли. С 2003 года стала заслуженной артисткой России.

Счастливый брак не может быть без детей, что неоднократно говорил сам Дмитрий Брусникин, всегда отдавая большую часть своего внимания и времени на семью. В 1983 году родился первый и единственный ребёнок в семье Брусникиных — Филлип. Уже в 2011 году стало известно о том, что Дмитрий Владимирович теперь может именоваться дедушкой, внука назвали Артёмом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Брусникин, дмитрий владимирович

Творчество

Театральные работы

Актёр

Дипломные спектакли

«Дни Турбиных» М. А. Булгакова. Режиссёр: Николай Скорик — Алексей Турбин

МХАТ и МХТ им. А. П. Чехова
  •  — «Бал при свечах» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Режиссёр: Владимир Прудкин — Иешуа, Воланд
  •  — «Друзья». Режиссёр: Геннадий Ялович — Максим Горький
  •  — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Астров (ввод)
  •  — «Новый американец» А. Марьямова и С. Довлатова. Режиссёр: Пётр Штейн — Сергей
  •  — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Андрей Прозоров
  •  — «Река с быстрым течением» Владимира Маканина. Режиссёр: Марина Брусникина — Он

Режиссёр

«В ожидании Годо» по С. Беккету (Театр-студия «Человек»)

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
  • «Платонов» А. П. Чехова
  • «Плач в пригоршню» В. П. Гуркина
  • 1996 — «Гроза» А. Н. Островского
  • «Он в Аргентине» Л. С. Петрушевской

Мастерская Дмитрия Брусникина

  • «Это тоже я» (драматург Андрей Стадников)
  • «Нация» (совместно с Юрием Квятковским, Ольгой Привольновой и Андреем Стадниковым)
  • «Транссиб» (драматурги Андрей Стадников, Сергей Давыдов, Александра Лебедева, Елена Шабалина)
  • «До и после» (драматург Михаил Дурненков)
  • «Кульминация» (по пьесам А. Букреевой, Ю. Поспеловой, Д. Данилова, К. Стешика, С. Давыдова, Р. Ташимова, О. Михайлова, А. Житковского, А. Иванова и Я. Пулинович)

Актёр

Художественные фильмы и телесериалы
  •  — Отряд — Сергей Никитин
  •  — По зову сердца — Григорий Зернов
  • — Кармелюк — эпизод
  •  — Лётное происшествие — Виктор Росанов, инженер авиации
  •  — Прохиндиада 2 — игрок в гольф, деловой партнёр
  •  — Петербургские тайны — Дмитрий Платонович Шадурский, князь
  •  — Чехов и К° (серия № 1 «Святая простота» / серия № 6 «Тапёр» / серия № 10 «Месть женщины») — Александр, сын отца Саввы Жезлова, адвокат / писатель / доктор
  •  — Развязка Петербургских тайн — Дмитрий Платонович Шадурский, князь
  •  — Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского — Александр Неверов, кандидат в президенты РФ, депутат Государственной думы / доппель Неверова
  • — Марш Турецкого (фильм № 2 «Убить ворона») — Евгений Манченко, член правительства
  •  — Сыщики (фильм № 3 «Оливковое дерево») — Алексей Гардин
  •  — Остановка по требованию 2 — Пётр Волоцкий, капитан корабля
  •  — Не покидай меня, любовь — Влад
  •  — Гражданин начальник (серии № 6-11, 15) — Степан Петрович Овсов, хирург, друг следователя прокуратуры Павла Пафнутьева
  •  — Подмосковная элегия — Андрей Сергеевич Черкасский, отец Ляли и Виктора
  •  — Сыщики 2 (фильм № 6 «Тайна осеннего леса») — Александр Григорьевич Стужин
  •  — Огнеборцы — Рустамов
  •  — Сыщик без лицензии (фильм № 1 «Рассудок маньяка») — Георгий Ильич Зинков, сотрудник научно-исследовательского института, муж Людмилы Фирсовой
  •  — Инструктор — Забродов
  •  — Место под солнцем — Баринов, депутат
  •  — Джек-пот для Золушки — Ярославцев
  •  — Сумасбродка — Мирослав Сташевский, друг Ксении
  •  — Самая красивая — Георгий Михайлович (Гоша)
  •  — Счастье по рецепту — Дмитрий Воронцов, документалист
  •  — Рекламная пауза — Хохловский
  •  — Любовь на острие ножа — отец журналиста Александра Логинова
  • — — Закон и порядок: Отдел оперативных расследований (сезоны 1-4) — Анатолий Иванович Седых, полковник, начальник отдела оперативных расследований
  •  — Самая красивая 2 — Георгий Михайлович (Гоша)
  •  — Застывшие депеши — Алексей Игнатьевич Аргунов, генерал-лейтенант
  • — Русский шоколад — Павел Светлов, бизнесмен
  •  — Неравный брак — Султан Бакоев, владелец клуба
  • — Водоворот чужих желаний — Александр Вениаминович Шмидт, ректор института, учёный
  • — Метод Фрейда (серия № 11) — Павел Петрович Никифоров, прокурор
  • — Чемпионы — эпизод
  • — Таинственная страсть — Берёзкин, писатель (прототип — Михаил Кузьмич Луконин)
  • — Прорубь — президент
Телеспектакли
  • — Героини пьес Александра Островского («Гроза» / «Без вины виноватые») — Борис, племянник Савёла Прокофьича Дикого / Нил Стратоныч Дудукин, богатый барин
  • — Путь — Александр Ильич Ульянов, революционер-народоволец, старший брат Владимира Ильича Ульянова (Ленина)
  • — Братишка, люби революцию! — Михаил Строев, прапорщик, артиллерист
  • — Рудольфио — Рудольф

Режиссёр

  •  — Чехов и К°
  •  — Саломея
  •  — Сыщики 2
  •  — МУР есть МУР
  •  — МУР есть МУР 2
  •  — МУР есть МУР 3
  •  — Самая красивая
  •  — Счастье по рецепту
  • — — Закон и порядок: Отдел оперативных расследований
  •  — Оплачено смертью
  • — Бигль
  • — Отдам жену в хорошие руки
  • — Мститель
  • — Ищейка
  • — Ищейка 2
  • — Ищейка 3

1998 — Чехов и К°

О современном театре, творческих поисках 80-х и о том, как ставить классику

Когда мне говорят, что такое современный зритель, наверное, сначала следует задать вопрос, что такое современный театр. Потому что зритель без театра невозможен.

Есть замечательный ответ на вопрос о современном театре Анатолия Александровича Васильева. Правда, он, когда его спросили, скорее всего, был на что-то сердит. Но он ответил: «Современный театр – это такой театр, который современный». И лучшей формулировки я не знаю.

Что такое современный театр? Каким образом играть классику сегодня? Почему необходимо сегодня играть Островского? Что случилось, что произошло в мире? Что произошло со зрителями? Что случилось, что сейчас необходимо рассказать словами Островского о том, как мы сейчас живем?

Если эта связь найдена, если эта дуга протянута, значит, тогда в этом есть необходимость. Потому что просто некий культурологический экскурс – это не то. Как вы справедливо заметили, некоторые театры уже по несколько раз сходили в эту сторону.

Например, я помню свои школьные ощущения от Островского и от его пьесы «Гроза». Мы же все были невероятно испорчены школой и этими определениями, которые вкладывались нам с детства. И «луч света в темном царстве», и что это за «темное царство»?

Потом я понял, что такое на самом деле Кабанова, как она любит своего сына, что это за удивительный, фантастический человек. И что это за отношения с Диким. Все совсем не так, как нам рассказывали, все гораздо серьезнее, глубже и интереснее.

Почему возник в моей режиссерской биографии Беккет? Первая театральная постановка, и сразу Беккет, «В ожидании Годо». И там играли два моих однокурсника – Саша Феклистов и Паша Белозеров. И еще выпускник нашей школы Володя Стержаков.

Это как раз был период, когда Ефремов отпустил нас. Он взял нас в театр со спектаклем «Дни Турбиных», это был дипломный спектакль, и весь наш курс попал к нему в театр. До этого я уже играл некоторые роли на малой сцене, и все было хорошо. Мы, наверное, могли развиваться в этом театре, но вдруг нам показалось, что необходимо уйти, и он нас отпустил.

Дмитрий Брусникин

Он отпустил нас в студию «Человек» к Людмиле Романовне Рошкован. Мы стали делать новый театр. Рома Козак, Саша Феклистов, Игорь Золотовицкий, Гриша Мануков, Егор Высоцкий, я, еще группа людей, которые вышли из Художественного театра. И там я с ребятами спектакль «В ожидании Годо».

Почему «В ожидании Годо»? Да, наверное, это был поиск, наверное, что-то нас не устраивало. Я не помню уже этого времени, но, наверное, нас что-то не устраивало в том, что происходило в Художественном театре. Наверное, мы хотели каким-то образом рассказать о стране, о себе с помощью какой-то другой драматургии.

Например, чуть раньше на курсе возникла пьеса Мрожека «Эмигранты», которую принес Игорь Павлович Власов. И Миша Макеев с Романом и Сашей Феклистовым сделали спектакль, который был запрещен, игрался потом по подвалам, по звонкам. Это был действительно какой-то культовый спектакль, который родился, условно говоря, на нашем курсе.

Потом Рома поставил ещё один спектакль, тоже открыл во многом Петрушевскую. И спектакль «Чинзано» тоже был поколенческим, чрезвычайно важным, наверное, в истории современного театра. Да, происходил такой поиск, поэтому возник Беккет.

Но вообще я недолго пробыл в студии «Человек», потом вернулся в театр, потому что Олег Николаевич предложил мне роли, от которых нельзя было отказаться. Это был Иванов после Смоктуновского. И после Олега Ивановича Борисова – Астров. Кроме того, он предложил мне ставить спектакль по Чехову. И я сделал свою первую работу в Художественном театре — по «Безотцовщине», по «Платонову».

Фильмы и сериалы

Первую заметную роль в кино Брусникин получил в 1994 году. Он стал одним из актеров сериала «Петербургские тайны». 49-серийный телевизионный проект прошел с оглушительным успехом, а последовавшее продолжение закрепило восторг публики. Брусникин исполнил в историческом сериале одну из ведущих ролей. Образ князя Дмитрия Платоновича Шадурского сделал актера известным на всю Россию.

Дмитрий Брусникин (слева) в роли князя Шадурского

Период с 2000 по 2003 годы стал для Брусникина очень плодотворным по части ролей в кино. За три года актер представил более десяти образов на телеэкране, в том числе постаревшего Шадурского в «Развязке Петербургских тайн».

Роль князя стала отправной точкой в кинематографической карьере Брусникина, хотя в самом начале съемок Дмитрий не был в восторге от своего персонажа. На сцене МХАТа актеру доставались герои классических произведений, привыкнуть к другому качеству материала было ему нелегко. Ситуацию спасла талантливая режиссура и великолепный актерский состав проекта.

Дмитрий Брусникин на съемках

В 2002 году Брусникин в качестве режиссера снял сериал «Сыщики — 2», на этом проекте сложился основной состав команды, которая сопровождала многие последующие проекты Дмитрия Владимировича. Через два года режиссер занялся съемками сериала «Мур есть Мур», в третьей части данного проекта состоялся актерский дебют Филиппа Брусникина.

Также в 2004 году Дмитрий Владимирович снялся в комедийном многосерийном фильме «Джек-пот для Золушки». В 2005 году Брусникин в качестве режиссера снял мини-сериал «Самая красивая». Главные роли в этом фильме исполнили Алена Хмельницкая и Алексей Макаров. В 2008 году в продолжении этого сериала Брусникин снимался уже в качестве актера, режиссером картины «Самая красивая- 2» стала Елена Николаева.

Дмитрий Брусникин и Евгения Добровольская

В 2006 году Дмитрий Брусникин и Евгения Добровольская вместе сыграли в фильме «Счастье по рецепту». Актерский тандем был настолько органичным, что зрители решили, будто герои фильма и в реальной жизни состоят в отношениях. В этом проекте Дмитрий выступил и в качестве режиссера.

Сериал имел высокие рейтинги, выходил в эфире разных телеканалов. Брусникин очень достоверно сыграл романтического героя, несмотря на возраст, из-за чего зрители решили, что между Евгенией и Дмитрием и в жизни существует любовная связь. Актеру на момент съемок в сериале было 49 лет.

Дмитрий Брусникин

В том же году вышел многосерийный фильм «Сумасбродка» с Жанной Эппле в главной роли. Главный мужской образ в детективе снова примерил на себя Брусникин. На площадке вместе с актером работали Галина Польских, Игорь Дмитриев и Владимир Еремин.

В 2010 году Брусникин снялся в сериале «Застывшие депеши» вместе с Дмитрием Нагиевым и Еленой Ксенофонтовой. Этот год подарил зрителям еще один отечественный сериал с участием Дмитрия, который назывался «Русский шоколад».

Дмитрий Брусникин в фильме » Закон и порядок»

В 2012 году на Первом канале состоялась премьера сериала «Неравный брак». Дмитрий Владимирович исполнил в этом проекте главную мужскую роль. Сериал принес актеру большую популярность и всенародную любовь. Партнершей Брусникина в этом проекте стала Анна Антонелли, уже известная зрителям по роли Михелины в исторической мелодраме «Сонька. Продолжение легенды».

В период с 2013 по 2016 годы Дмитрий Владимирович был занят своими режиссерскими проектами и постановками в театре, ему также удалось сняться в нескольких фильмах.

Режиссер Дмитрий Брусникин

В 2016 году на главном телеканале России с успехом прошел показ сериала «Ищейка», режиссером которого был Брусникин. Главную роль в детективной мелодраме исполнила актриса Анна Банщикова. Проект стал адаптацией известного американского сериала с идентичным названием. Зрители отнеслись к русской «Ищейке» благосклонно, и кинокомпания «Star Media» занялась производством второго сезона.

Произведения и переводы

Основная статья: Библиография Григория Чхартишвили

Серия «Жанры»

«Жанры» — серия романов Бориса Акунина, в которых писателем была предпринята попытка своеобразного эксперимента жанровой литературы, где каждый из видов представлен отдельным произведением. В эту коллекцию вошли:

Книги серии
  • «Детская книга для мальчиков»
  • «Шпионский роман»
  • «Фантастика»
  • «Квест»
  • «Детская книга для девочек» (в соавторстве с Глорией Му)

Борис Акунин так пояснил идею «Жанров»:

Анатолий Брусникин и Анна Борисова

11 января 2012 года Борис Акунин в своём блоге в «Живом журнале» подтвердил, что именно он является автором, скрывающимся под псевдонимом Анатолий Брусникин. Под этим именем были опубликованы три исторических романа: «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона». Кроме того, он раскрыл, что является также и автором романов под женским псевдонимом Анна Борисова: «Там…», «Креативщик» и «Vremena goda».

Критика

Станислав Говорухин:

Успех Акунина меня не удивляет. Меня уже ничто не способно удивить. Сегодня публика кинотеатров, да и читающая публика, резко изменилась. Шестьдесят процентов кинозрителей — это тинейджеры. Двадцать пять — офисная дурь, тридцатилетние яппи, чей уровень развития ещё ниже, чем у подростков. Читают теперь только то, что входит в джентльменский набор: Мураками, Коэльо, Акунин, Донцова и прочее. Акунин — это не исторические романы, это псевдоистория. Мне как члену Союза Советских читателей, как человеку, который читает много и легко ориентируется даже в нынешнем океане издаваемой литературы — это читать скучно.

Павел Басинский:

Я знаю Акунина-Чхартишвили. Он стопроцентный западник, стопроцентный глобалист и стопроцентный праволиберал. Все его романы — я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас — насквозь идеологичны. В гораздо большей степени, например, чем сентиментальная «Мать» Горького или наивный роман-предупреждение Кочетова «Чего же ты хочешь?» Это тем более любопытно, что на сегодняшний день Акунин — единственный реально удавшийся «либеральный» проект.

Игорь Данилевский о книге «История российского государства»:

Если коротко, то это произведение можно отнести к жанру, который называют folk-history — это когда дилетант пишет для дилетанта, излагая свою личную точку зрения на прошлое. Собственно, сам Акунин об этом и говорит. Это невероятно распространённый жанр — таких книг каждый год выходят сотни, если не тысячи. Единственное их отличие от этого произведения в том, что на них не значится фамилия «Акунин», которая, конечно, придаёт «Истории российского государства» широкий общественный резонанс.

Биография Дмитрия Брусникина

Родиться Дмитрию Брусникину довелось даже не на территории тогдашнего Советского Союза. 17-ого ноября 1957 года в семье военнослужащего, который тогда был расквартирован в Постдаме, Германской Демократической Республике. Дима был младшим сыном в семье и назван в честь деда по материнской линии, старшего его брата — Михаила, также назвали дедовским именем, однако уже по стороне отца.

Военная служба Владимира Брусникина, отца будущего театрального деятеля, заставила семью периодически перебираться в разные места. Известно, что первоклашкой Дмитрий Брусникин стал в деревне Малинники, а последующее обучение было гораздо богаче географически. В целом школьнику пришлось сменить примерно 10 школ.

Высшее образование получал вместе со своим старшим братом Михаилом в Зеленограде, что под Москвой. «Альма Матер» принято считать зеленоградский институт электротехники. В 1975 году, уже по завершению обучения, знакомится с театральным режиссёром местного «Народного Театра». Отсюда и появилось стремление Дмитрия Брусникина попасть на большую сцену.

Долго ждать не пришлось и уже в 1978-ом году амбициозный парень был зачислен на курс выдающегося актёра Олега Ефремова в МХАТ, отца ныне популярного Михаила Ефремова. По окончанию обучения начал сотрудничать с учебным заведением и в 1993-ем году впервые собрал собственный курс, где выступил в роли преподавателя.

Параллельно с театральной деятельностью, актёр и театральный режиссёр Дмитрий Владимирович Брусникин проникал в киноиндустрию. Дебют в театре у актёра состоялся в 1978-ом году, а в кино лишь в 1984-ом. Первым фильмом стал «Отряд», а дебютной ролью оказался солдат красной армии Никитин. В этой же кинокартине приняли участие и сокурсники Брусникина по МХАТу.

Активная работа предзнаменовала огромный театральный рост. Вскоре Дмитрий Владимирович стал актёром театральной труппы под управлением самого Ефремова-старшего. А в последние годы на базе МХАТа появилась и его собственная небольшая труппа. Известно, что 8 августа 2018 года, за день до гибели, специальным указом от столичного департамента культуры был назначен руководителем театра «Практика».

Биография

Григорий Шалвович Чхартишвили родился в семье кадрового офицера-артиллериста, участника Великой Отечественной войны, кавалера орденов Красного Знамени (1943) и Красной Звезды (1953) Шалвы Ноевича Чхартишвили (1919—1997) и выпускницы филологического факультета МГУ, учителя русского языка и литературы Берты Исааковны Бразинской (1921, Москва — 2007, там же). Отец был уроженцем села Цихисперди (ныне Озургетский муниципалитет), служил начальником штаба дивизиона 1232-го пушечного артиллерийского полка 9-й артиллерийской дивизии РГК, закончил войну в звании майора и уволился в запас в 1959 году в звании подполковника; семья матери происходила из Таращи. В 1958 году семья переехала в Москву. В 1973 году окончил школу № 36 с углублённым изучением английского языка, а в 1978 году — историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки (МГУ). Занимался литературным переводом с японского и английского языков, в его переводе изданы японские авторы Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сёхэй Оока, а также представители американской и английской литературы (Ти Си Бойл, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.).

Работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература» (1994—2000), главный редактор 20-томной «Антологии японской литературы», председатель правления мегапроекта «Пушкинская библиотека» (Фонд Сороса). Работал в издательстве «Иностранка», является составителем серии «Лекарство от скуки». С 1998 года пишет художественную прозу под псевдонимом «Б. Акунин». Расшифровка «Б» как «Борис» появилась через несколько лет, когда у писателя стали часто брать интервью. Японское слово «акунин» (яп. 悪人), по словам одного из литературных героев Чхартишвили (в романе «Алмазная колесница»), переводится как «негодяй, злодей», но исполинских масштабов, другими словами, выдающаяся личность, стоящая на стороне зла. Критические и документальные работы публикует под своим настоящим именем.

Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер — Smirnoff» за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. При этом в том же году был номинирован и стал лауреатом премии «Антибукер» с «Коронацией». В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт-лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

В 2013 году приступил к работе над проектом «История Российского Государства», рассчитанном на 10 лет и включающем в себя исторические тексты и беллетристику.

Женат. Первая жена — японка, с которой Акунин прожил несколько лет. Вторая жена, Эрика Эрнестовна, — корректор и переводчик. Детей нет. С 2014 года проживает с семьёй в Лондоне.

Начало пути

Родился будущий режиссер в маленьком городишке Германии Потсдам 17 ноября 1957 года. Его отец служил в Советской армии, поэтому Диме пришлось много путешествовать и сменить несколько школ, однако, это не отразилось на успеваемости. Затем парень решил продолжить обучение в электронном институте.

Знакомство Дмитрия с ребятами, посвятившими свою жизнь театру, изменило его судьбу, юноша всерьез заинтересовался профессией артиста. И вскоре будущий режиссер забирает документы, чтобы стать простым рабочим.

Артистическая жизнь настолько увлекла молодого человека, что он решил всерьез ей заняться и стал заниматься в мастерской великого Олега Ефремова. Без отрыва от учебы Брусникин начинает актерскую игру. Его дебютной ролью стал Саша Ульянов в спектакле «Путь».

Театральные работы артиста включают в себя:

  • «Бал при свечах» (1983);
  • «Друзья» (1984);
  • «Дядя Ваня» (1991);
  • «Новый американец» (1994);
  • «Три сестры» (1997);
  • «Река с быстрым течением» (2006).

А также стал постановщиком трех спектаклей, это «Платонов», «Плач в пригоршню» и «Гроза».

Фильмы

Первое появление Брусникиной на экране произошло в 1983 году: она сыграла в фильме-спектакле «Героини пьес Островского». Через год вышла картина «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» — дебют артистки в полном метре.

В 1991 актриса сыграла Нюту в «Сюжете для двух рассказов» — фильме по произведениям Чехова «Володя» и «После театра». У Брусникиной это первая и последняя главная роль в кино.

Марина Брусникина в фильме «Сюжете для двух рассказов»

Вместе с другими актерами МХТ приняла участие в создании телевизионного проекта «Чехов и Ко». 10-серийный фильм вышел на ТВ-6 в 1998-м. Марина Станиславовна появилась в новелле «Хористка» в ансамбле с Евгенией Добровольской и Алексеем Жарковым.

В 2000-х последовали роли в телесериалах преимущественно детективной тематики – «Сыщики-2», «Даша Васильева», «МУР есть МУР-2», «Закон и порядок», «Метод Фрейда-2», «Ищейка».

О студентах школы-студии МХАТ и о том, как рождаются театры

Мне кажется, каждые четыре года они меняются. Поскольку моя театральная деятельность не прерывалась с середины 80-х годов, в какой-то момент это стало для меня просто необходимым, и каждый раз, каждые четыре года – это новые люди, новый взгляд, новое поколение. Хотя, говорят, между поколениями проходит, лет шесть, но…

Они все талантливые. Были ли за это время любимчики? Конечно, были. И они остаются.

Понимаете, школа-студия – это такое уникальное место, оно и задумывалось создателями как уникальное пространство. Оно задумывалось как Лицей. Как что-то избранное. Конечно, нельзя сказать, что это законсервировано, но мне до сих пор кажется, что что-то такое сохраняется, и можно отличить студентов школы-студии от других.

Это не потому, что я хвастаюсь. Все, конечно, очень изменилось. Если раньше фактура значила чрезвычайно много, то сейчас она все меньше и меньше что-то значит, а гораздо интересней наблюдать за личностью. Сам-то я теперь занимаюсь тем, что пытаюсь не найти роль для студента, а отыскать его личное проявление, то есть, пытаюсь создать такие условия, где человек сможет проявить себя. И мне кажется, что самое интересное время – это то, которое есть сейчас.

Мне кажется, эти студенты, которые сейчас учатся в школе-студии и заканчивают в этом году четвертый курс… Я бы очень хотел, чтобы этот курс остался и сохранился. Потому что все спектакли, которые были сделаны ими за три с половиной года, не только на мой взгляд, но и на взгляд театральной критики, –конкурентоспособны с профессиональными театрами. Значит, настал период, чтобы это поколение сформировалось в театр.

Потому что театры, которые возникает по указу или по авторитету какой-то личности, как правило, недолговечны. В общем, это случайные истории.

Возникновение театра – это какая-то необходимость. Например, когда возникал театр «Современник», в этом была необходимость. Просто было необходимо, чтобы возник театр этого поколения. Так же, как была необходимость возникновения Театра на Таганке – это было необходимо этому городу, этой стране, этим людям и этим зрителям. Просто необходимо, чтобы возник Театр на Таганке, чтобы возник Высоцкий, чтобы был Любимов.

Мне кажется, настало время, когда необходимо, чтобы возник театр этого поколения. Станет ли этим театром наша мастерская? Я бы очень этого хотел. Но дальше все зависит от Господа Бога.

Память

В октябре 2019 года Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», Московский музей современного искусства (MMOMA) и «Мастерская Брусникина» подготовили специальный проект, посвящённый памяти Брусникина, — выставку «Человек размером с дом» в Образовательном центре MMOMA. Проект также вошёл в программу первого в истории «Фестиваля документального театра имени Дмитрия Брусникина» (BRUSFEST), организованного театром «Практика» и «Мастерской Брусникина». За эту выставку Ксения Перетрухина получила премию «Инновация» в номинации «Куратор года» (выставка «Человек размером с дом» памяти Дмитрия Брусникина, Московский музей современного искусства)

Жизнь без Дмитрия

Весной 2018 года в семье Брусникиных произошла трагедия. От сердечной недостаточности умер Дмитрий Брусникин. За несколько месяцев до этого он прошел курс лечения у лучших кардиологов столицы. Вся семья надеялась на улучшения состояния, да и прогноз был очень хорошим. Но чуда не произошло.

Марина очень тяжело переживала потерю любимого человека. Пережить это ей помогли родственники и друзья. Сейчас она старается продолжать дело мужа. Она помогает молодым талантам. Под ее режиссурой в театре «Практика», в котором Дмитрий был художественным руководителем, вышло несколько спектаклей.

Также Марина не прекращает ежегодные «Мхатовские вечера. Круг чтения». Эти встречи проходят начиная с 2000 года. В них принимают участие начинающие авторы, которые читают свои произведения.

Актерская пара Марины и Дмитрия Брусникиных были примером для подражания. Они прожили вместе около 39 лет. За это время их чувства не утратили актуальности, в их глазах постоянно была нежность друг к другу. Жаль, что эта сказка так внезапно закончилась.

Карьерный рост и популярность

Одновременно с работой в театре и кино, Дмитрий Брусникин занимался воспитанием будущего поколения молодых актеров. Сразу после окончания студии, ему предложили стать членом ученого совета известного театра. Это позволило Брусникину набрать в 2005 году собственный курс, который он вел до самого выпуска вместе со своим коллегой Романом Козаком.

Самые известные выпускники этого курса:

  1. Дарья Мороз.
  2. Александра Урсуляк.
  3. Сергей Лазарев.
  4. Софья Ануфриева и другие.

Запомнились зрителю и фильмы, режиссером которых стал Дмитрий Брусникин:

  1.  «МУР есть МУР» — о буднях уголовного розыска после амнистии 1953 года, когда на свободе оказались не только политзаключенные сталинского режима, но и матерые рецидивисты.
  2. «Самая красивая». Мелодрама о нелегкой судьбе матери-одиночки, вырастившей красавицу дочь и неожиданно нашедшей счастье в столице. Образ романтического героя, созданный Брусникиным, полюбился зрительницам, его фотографии тогда украшали страницы большинства гламурных российских изданий.
  3. «Счастье по рецепту» — рассказ о неожиданном счастье главной героини, ставшей ведущей собственного кулинарного шоу. Тандем с Евгенией Добровольской оказался столь убедительным, что Брусникина с актрисой «поженили».
  4. «Закон и порядок». Русская версия американского сериала о работе отдела расследований, главу которого сыграл сам режиссер. Как вспоминал Дмитрий в интервью, адаптация фильма вызвала в 2006 году много споров, но испытание зрителем прошла успешно.
  5. «Ищейка» и «Ищейка-2». Героиня Анны Банщиковой была отправлена на работу в качестве начальника отдела уголовных расследований в небольшой провинциальный городок. Женщину-начальника коллектив принял не очень хорошо, к тому же в рядах коллег оказался и ее бывший возлюбленный.

С 2015 года Брусникин становится директором и художественным руководителем собственного негосударственного театра, создав, таким образом, место работы для своих выпускников школы-студии МХАТ. Незадолго до смерти был назначен директором театра «Практика», на площадке которого проходили выступления его последователей.

Первая, единственная и навсегда

Марина Брусникина в молодости. / Фото: www.biletexpress.ru

Они впервые увидели друг друга на втором туре вступительных испытаний в Школу-студию МХАТ. Стоило Дмитрию только войти в аудиторию и поинтересоваться, кто последний, как Марина тут же поняла, что влюбилась. Вот так, сразу, когда они ещё даже не успели пообщаться.

Девушка поступала в театральный сразу после школы, а молодой человек успел отучиться три года в Московском институте электронной техники и поработать в Театре-студии киноактёра машинистом сцены. Они как-то очень быстро осознали, что между ними всё очень серьёзно.

Дмитрий Брусникин в молодости. / Фото: www.24smi.org

Марина Сычёва и Дмитрий Брусникин, хоть и учились на одном курсе у Олега Ефремова, пересекались не слишком часто. А их сокурсники даже не знали о том, что молодые люди встречаются. Поэтому каждый несказанно удивлялся, получая приглашение на свадьбу.

Личная жизнь, жена и дети Дмитрия Брусникина

Личная жизнь Брусникина наладилась одновременно с учебным процессом в МХАТе. Там он нашёл для себя девушку на всю жизнь — Марию Сычёву, с 1979-ого года уже Марию Брусникину. Её творческое развитие не шло чередом за Дмитрием, девушка сама пробивала для себя дорогу в театр. Ещё будучи студентами, Мария успешно показала себя в качестве актрисы.

Зрелые годы также ознаменовали становление талантливой театральной деятельницы. Госпожа Брусникина преподавала актёрское мастерство, ставила собственные выступления и спектакли. С 2003 года стала заслуженной артисткой России.

Счастливый брак не может быть без детей, что неоднократно говорил сам Дмитрий Брусникин, всегда отдавая большую часть своего внимания и времени на семью. В 1983 году родился первый и единственный ребёнок в семье Брусникиных — Филлип. Уже в 2011 году стало известно о том, что Дмитрий Владимирович теперь может именоваться дедушкой, внука назвали Артёмом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий