Жизненная философия джордано бруно

Джордано Бруно: открытия

В рамках парадигмы единства науки и религии фигура этого известного философа представляется очень неудобной. Во всех своих произведениях он открыто называл тупость тупостью. В качестве ценностей он признавал не догмы из замшелых источников, а свободу, любовь и стремление к личному счастью.

Для ясности ситуации, выход из католической религии в Европе семнадцатого столетия по всем законам карался смертью. А вход осуществлялся при крещении младенцев, разумеется, не спрашивая их согласия.

Наказуемо было что-то утаить от своего «духовного отца» на исповеди, или просто пропустить несколько воскресных служб. Подобными случаями занималась отлично отлаженная неумолимая машина вездесущей инквизиции.

Её приговоры не всегда заканчивались сожжением на костре. Во всех без исключения случаях ломали человеку жизнь, подразумевая унизительный отказ от своих убеждений и травлю от окружающих.

Джордано, будучи доминиканским монахом и видел всю эту «кухню» изнутри. Инквизиция находилась под патронатом именно этого ордена. Бруно нашел в себе силы бежать в, неподконтрольную римскому папе, Швейцарию.

Однако, скоро выяснилось, что кальвинисты с независимыми мыслителями поступали точно так же, доктор Мигель Сервет не даст соврать.

Космологическая концепция

К этому времени Джордано разработал собственную космологическую концепцию, очень мало отличимую от современной. Вселенная бесконечна и состоит из повторяющихся систем, аналогичных утверждениям Коперника. Каждая звезда — это далекое Солнце, вокруг которого обращаются планеты.

Звёзды могут отличаться друг от друга размерами и яркостью. Планеты вокруг них слишком слабы, чтобы их можно было увидеть с Земли невооруженным глазом.

Главным же отличием от Коперника, которое сейчас тщательно ретушируют, был отказ от «небесных сфер» — прозрачных твердых поверхностей, к которым будто бы крепятся небесные тела. Признаваемые Аристотелем, Птолемеем, Коперником и Библией, небесные сферы примерно две тысячи лет тормозили развитие научных представлений.

Дальше были Франция, Англия, знакомство с королевой и с оксфордскими учёными, для которых по-прежнему авторитетом был Аристотель, а не собственные наблюдения.

Плюнув на всё, учёный вернулся в самое гнездо католицизма, в Венецию. Там он был незамедлительно выдан инквизиции за трактовку библейской истории и церковных таинств. Начались долгие семь лет, в течение которых палачи пытались сломить волю Джордано, с тем, чтобы использовать его философию во славу католического мира.

Убежденный в своей правоте не только относительно космоса, но и относительно религии, он предпочел мученическую смерть.

А правота была доказана только в наше время. В 1992 г. была уверенно подтверждена первая, как их сейчас называют, экзопланета. В наше время их известно несколько сотен.

Документальный фильм Джордано Бруно: биография и его открытия

МирТесен

Критика догмата Святой Троицы

Несомненно, что история Джордано Бруно стала еще одним примером человека, принявшего себя за мессию. Об этом говорит тот факт, что он собирался основать собственную религию. Кроме того, вера в высокую миссию не позволила итальянцу отказаться от своих убеждений во время многолетних допросов. Порой в разговорах с инквизиторами он уже склонялся к компромиссу, но в последний момент опять начинал настаивать на своем.

Бруно сам давал дополнительную почву для обвинений в ереси. На одном из допросов он заявил, что считает догмат Троицы ложным. Жертва инквизиции аргументировала свою позицию с помощью всевозможных источников. Протоколы допросов мыслителя сохранились в первозданном виде, поэтому сегодня есть возможность проанализировать, как зарождалась система идей Бруно. Так, итальянец заявил, что в сочинении святого Августина говорится о том, что термин Святой Троицы возник не в евангельскую эпоху, а уже в его времена. Исходя из этого, обвиняемый считал весь догмат выдумкой и фальсификацией.

Другие биографии:

  • Александр II

    Александр II считается величайшим, после Петра Великого, реформатором на троне русских царей. Его реформы коренным образом изменили социально-экономическую структуру дореволюционной России.

  • Евгений Евтушенко

    Евгений Александрович Евтушенко родился в небольшом сибирском городке в 1832 году. С юных лет был приобщен к творчеству благодаря своим родителям. Отцу, который писал стихи и матери занимающейся актерским ремеслом.

  • Редьярд Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт, получивший широкую известность благодаря произведениям «Книга джунглей» и «Ким», а также многочисленным стихотворениям.

  • Князь Олег

    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

  • Аркадий Гайдар

Джордано Бруно – великий ученый, философ, поэт — появился на свет в небольшом итальянском городе Нола в 1548 г. Отцом его был простой солдат. При рождении ему дали имя Филиппе и 11-летним подростком отвезли в Неаполь, в монастырь св. Доминика, где он занимался изучением диалектики, логики, литературы, активно пополнял багаж знаний благодаря не только собственному рвению, но и богатству монастырской библиотеки. В 1565 г. его постригли в монахи, и с тех пор он стал носить имя Джордано. Сан священника, полученный им в 1572 г., не помешал ему не только сомневаться в некоторых постулатах христианства, но и открыто выражать мысли

Этим он привлек себе внимание начальства, но, не дожидаясь, пока закончится затеянное им расследование, перебрался в Рим, а затем в Северную Италию, которая казалась ему более безопасной

С того времени жизнь Джордано Бруно превратилась в постоянные скитания по континенту, он нигде не задерживался надолго. Источником средств к существованию стало преподавание философии. Немного пожив в Швейцарии, он перебрался во Францию. Там им был написан цикл философских сонетов, сатирическая поэма «Ноев ковчег», носящая антицерковный характер, а также комедия «Подсвечник» (1582). Однажды к нему на лекцию заглянул сам король Генрих III Французский. Впечатлившись памятью и энциклопедическими познаниями ученого, монарх пригласил его ко двору и впоследствии снабдил рекомендациями, когда Бруно собрался в Англию.

«Английский» период биографии Джордано Бруно начался в 1583 г. с Лондона. Пребывание в столице Туманного Альбиона под покровительством английского короля оказалось очень плодотворным: именно здесь увидели свет его главные сочинения в области философии и естествознания. Будучи преподавателем Оксфордского университета, Бруно написал трактаты «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», предложил смелую альтернативу господствующему тогда птолемеевскому представлению о мироздании, предвосхитив большое количество открытий, сделанных наукой будущих столетий. Активно пропагандируя учение Коперника, согласно которому Солнце является центром планетарной системы, Джордано Бруно нажил себе огромное число недоброжелателей. Спустя два года, в 1585 г., он вынужден был спасаться бегством во Францию, а потом в Германию, но и в этой стране на его лекции наложили вето.

В 1591 г. Джордано Бруно вернулся в родную Италию и переехал в Венецию: его пригласил к себе в качестве преподавателя некто Джованни Мочениго, молодой аристократ. Однако отношения между учеником и учителем недолго оставались теплыми. В мае 1592 г. венецианский инквизитор получил от Мочениго сначала один донос на наставника, через несколько дней последовали новые — опального ученого арестовали и посадили в тюрьму. Личность Бруно, его влиятельность, смелость убеждений оказались настолько масштабными, что его дело было передано в Рим, куда его перевезли 27 февраля 1593 г.

Семь лет Бруно томился в застенках темниц, подвергался пыткам и испытаниям, но они так и не смогли заставить его признать свою картину миропорядка заблуждением. 9 февраля 1600 г. Бруно был признан инквизиционный трибуналом «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». После лишения сана священнослужителя и отлучения от церкви Джордано Бруно был передан на суд римского губернатора с лицемерным требованием назначить самое милосердное наказание, не проливающее кровь. Светский суд вынес вердикт, согласно которому 17 февраля 1600 г. непоколебимого ученого сожгли на площади Цветов. Три века спустя на этом месте был воздвигнут памятник с надписью «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел» на том месте, где был зажжен костер.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

В лице Бруно видели раскольника?

В феврале 1593 года Бруно всё-таки перевезли в Рим, и последующие шесть лет он провёл в тюрьме.

От брата Джордано требовали покаяния и отречения от своих идей, но Бруно упрямо стоял на своём. Следователям явно не хватало таланта, чтобы поколебать позиции упрямца в философских дискуссиях.

При этом приверженность теории Коперника и её творческое развитие хотя и фигурировали в обвинении, но явно интересовали инквизиторов в куда меньшей степени, чем покушения Джордано Бруно на постулаты самого религиозного учения — те самые, которые он начал ещё в монастыре Святого Доминика.

Полный текст приговора, вынесенного Джордано Бруно, не сохранился, а во время казни и вовсе творилось нечто странное. Собравшимся на площади зачитали обвинение так, что не все поняли, кого, собственно, казнят. Не верит, дескать, брат Джордано в непорочное зачатие и высмеивал возможность превращения хлеба в тело Христово.

В результате в народе пошли слухи, что казнили «лютеранина».

Но если бы речь шла о том, что является такой примитивной ересью, то к чему нужно было столько таинственности? Для чего было держать Джордано Бруно в тюрьме шесть лет и добиваться от него отречения?

Есть версия, что святых отцов Джордано Бруно пугал вовсе не приверженностью теории Коперника, которая скорее пострадала из-за Бруно, нежели стала причиной его гибели.

Отцов церкви беспокоило то, что «особый взгляд» Джордано Бруно на веру имеет популярность среди влиятельных особ — достаточно вспомнить французского короля. Позиции Римской церкви к тому времени и так основательно пошатнулись, и появление ещё одного влиятельного религиозного философа грозило католической церкви новым расколом.

Да, Джордано Бруно вёл жизнь изгнанника, но ситуация могла измениться в любой момент. Достаточно было оказаться рядом с ним предприимчивому и влиятельному человеку с отрядом вооружённых солдат, и философия Бруно легко могла превратиться в новое религиозное течение, которое лишило бы святых отцов и паствы, и доходов.

Джордано Бруно – основные идеи и открытия

Ознакомление с выдвинутыми против философа обвинениями, а также с показаниями свидетелей и с опубликованными трудами не оставляет сомнения, что в его взглядах присутствовали и натурфилософские, и мистические компоненты, что отделить одни от других подчас невозможно. Это позволяет апологетам инквизиции и её защитникам вот уже долгое время утверждать, что главная суть обвинений и причина казни сводилась к догматическим расхождениям мыслителя и официальной церковной доктрины.

Однако даже тщательно отредактированное в угодном Ватикану духе «краткое изложение процесса» свидетельствует, что наравне с мистическими и религиозными суждениями Бруно, обвинители не менее внимательно изучали и его философию. Она была в их глазах не меньшей, а скорее даже и большей «виной», нежели мысли об аде, троице и так далее.

Джордано Бруно не был, конечно, последователем Птолемея – он безоговорочно стоял на позиции Коперника, причём углублял и развивал её дальше.

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Краткая биография

  1. В 1568 г. Бруно закончил работу над первым своим сочинением – сатирической поэмой «Ноев ковчег», которую он посвятил папе римскому Пию V. В это же время он написал комедию «Светильник» и несколько сонетов.
  2. В 1572 г. Джордано получил сан католического священника и отслужил первую обедню в городе Кампанья. Будучи священником, он жил в монастыре святого Варфоломея, расположенном недалеко от Кампаньи, и продолжал изучать философские и религиозные книги. В этот период молодой человек познакомился с сочинением Коперника «Об обращении небесных тел», которое оказало большое влияние на его мировоззрение.
  3. В 1575 г. Бруно вернулся в монастырь св. Доминика и там был обвинён в ереси. Против него было заведено дело, состоящее из 130 пунктов о различных нарушениях католического учения, совершённых братом Джордано (чтение запрещённых книг и т.п.).
  4. Желая беспристрастного и справедливого к себе отношения, Бруно в 1576 г. переехал в Рим. Но, поняв, что не получит там снисхождения, вскоре сбежал на корабле в Геную. Пробыл он там всего 3 дня, т.к. в городе свирепствовала чума. Из Генуи Джордано перебрался в небольшой городок Ноли, где в течение 5 месяцев преподавал грамматику и астрономию. Затем учёный отправился в Савону, оттуда – в Турин, а после – в Венецию.
  5. В Венеции Джордано написал и издал не дошедшую до нас книгу «Знамения времени».
  6. В 1578 г. Бруно уехал в Швейцарию, в Женеву. Там он познакомился с кальвинистами и их учением. Чтобы заработать на хлеб, занимался корректурой. Там же учёный написал небольшую книгу, в которой спорил с одним из кальвинистских писателей, за что и попал в тюрьму. Однако вскоре Джордано отпустили, и он отправился в Тулузу.
  7. В Тулузе Бруно стал преподавателем философии в местном университете, сдав экзамен на степень доктора. Проработал он там 2 года.
  8. В 1581 г. учёный отправился в Париж и получил место профессора в Сорбоннском университете. Ораторский талант, эрудиция и прекрасная память сделали его парижской знаменитостью. Одну из лекций профессора посетил сам король Генрих III и был очень впечатлён. Он приблизил Бруно ко двору и всячески благоволил ему.
  9. В Париже философ опубликовал книгу «Тени идей» о теории познания и посвятил её королю. Также он напечатал несколько книг по мнемонике и риторике. Деятельность учёного сопровождалась постоянными спорами с защитниками теорий Аристотеля, идеи которого Бруно подвергал сомнению.
  10. В 1583 г. Бруно, снабжённый рекомендательным письмом Генриха III к французскому послу, поехал в Англию. Некоторое время он преподавал в Оксфорде, но, поссорившись с местными профессорами, переехал в Лондон.
  11. В Лондоне в 1584 г. философ издал одно из главных своих космологических сочинений – трактат «О бесконечности, вселенной и мирах», построенный в форме диалогов. В нём автор развивает и защищает идеи о том, что Вселенная бесконечна, и существует множество миров.
  12. В 1585 г. вышел сборник сонетов автора «О героическом энтузиазме».
  13. В 1585 г. Бруно вернулся в Париж, а в 1586 г. отправился в Германию. Там он пытался устроиться профессором в Марбургский университет, но ему было отказано. Тогда философ переехал в Виттенберг, где читал лекции на протяжении 2-х лет.
  14. В 1588 г. мыслитель переехал в Прагу и работал там над сочинениями, посвящёнными магическим темам.
  15. В 1589 г. Бруно оказался в Гельмштадте, а вскоре переехал во Франукфурт-на-Майне, где издал несколько своих книг.
  16. В 1591 г. философ по приглашению патриция Джованни Мочениго вновь приехал в Венецию, чтобы обучать того искусству памяти. Он поселился в доме своего ученика. Также профессор посетил Падую, где выступил с лекциями в местном университете.
  17. Отношения Джордано с патрицием вскоре испортились, тот считал, что философ учит его не тому, что обещал. В 1592 г. Мочениго написал несколько доносов на Бруно в венецианскую инквизицию, после чего философа арестовали и заключили в тюрьму.
  18. Первый допрос учёного состоялся 29 мая 1592 г., на нём Бруно подробно изложил факты своей биографии.
  19. В сентябре того же года Рим направил в Венецию письмо с требованием выдать Бруно для совершения над ним суда в Риме. В феврале 1593 г. учёного перевезли в Вечный город.
  20. В течение 6 лет великий итальянец находился в заключении, но так и не согласился отречься от своих научных убеждений.
  21. В январе 1600 г. по решению папы Клемента VIII Бруно был отлучён от церкви и лишён сана священника, а дело его было передано светскому суду.
  22. 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжён в Риме на Площади Цветов. А все его произведения вошли в католический список запрещённых книг и находились там до 1948 г.
  23. В 1889 г. на месте казни мыслителя ему был воздвигнут памятник.

Памятник Джордано Бруно в Риме

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Жизненная философия джордано бруно

Джордано Бруно: открытия

В рамках парадигмы единства науки и религии фигура этого известного философа представляется очень неудобной. Во всех своих произведениях он открыто называл тупость тупостью. В качестве ценностей он признавал не догмы из замшелых источников, а свободу, любовь и стремление к личному счастью.

Для ясности ситуации, выход из католической религии в Европе семнадцатого столетия по всем законам карался смертью. А вход осуществлялся при крещении младенцев, разумеется, не спрашивая их согласия.

Наказуемо было что-то утаить от своего «духовного отца» на исповеди, или просто пропустить несколько воскресных служб. Подобными случаями занималась отлично отлаженная неумолимая машина вездесущей инквизиции.

Её приговоры не всегда заканчивались сожжением на костре. Во всех без исключения случаях ломали человеку жизнь, подразумевая унизительный отказ от своих убеждений и травлю от окружающих.

Джордано, будучи доминиканским монахом и видел всю эту «кухню» изнутри. Инквизиция находилась под патронатом именно этого ордена. Бруно нашел в себе силы бежать в, неподконтрольную римскому папе, Швейцарию.

Однако, скоро выяснилось, что кальвинисты с независимыми мыслителями поступали точно так же, доктор Мигель Сервет не даст соврать.

Космологическая концепция

К этому времени Джордано разработал собственную космологическую концепцию, очень мало отличимую от современной. Вселенная бесконечна и состоит из повторяющихся систем, аналогичных утверждениям Коперника. Каждая звезда — это далекое Солнце, вокруг которого обращаются планеты.

Звёзды могут отличаться друг от друга размерами и яркостью. Планеты вокруг них слишком слабы, чтобы их можно было увидеть с Земли невооруженным глазом.

Главным же отличием от Коперника, которое сейчас тщательно ретушируют, был отказ от «небесных сфер» — прозрачных твердых поверхностей, к которым будто бы крепятся небесные тела. Признаваемые Аристотелем, Птолемеем, Коперником и Библией, небесные сферы примерно две тысячи лет тормозили развитие научных представлений.

Дальше были Франция, Англия, знакомство с королевой и с оксфордскими учёными, для которых по-прежнему авторитетом был Аристотель, а не собственные наблюдения.

Плюнув на всё, учёный вернулся в самое гнездо католицизма, в Венецию. Там он был незамедлительно выдан инквизиции за трактовку библейской истории и церковных таинств. Начались долгие семь лет, в течение которых палачи пытались сломить волю Джордано, с тем, чтобы использовать его философию во славу католического мира.

Убежденный в своей правоте не только относительно космоса, но и относительно религии, он предпочел мученическую смерть.

А правота была доказана только в наше время. В 1992 г. была уверенно подтверждена первая, как их сейчас называют, экзопланета. В наше время их известно несколько сотен.

Документальный фильм Джордано Бруно: биография и его открытия

МирТесен

Критика догмата Святой Троицы

Несомненно, что история Джордано Бруно стала еще одним примером человека, принявшего себя за мессию. Об этом говорит тот факт, что он собирался основать собственную религию. Кроме того, вера в высокую миссию не позволила итальянцу отказаться от своих убеждений во время многолетних допросов. Порой в разговорах с инквизиторами он уже склонялся к компромиссу, но в последний момент опять начинал настаивать на своем.

Бруно сам давал дополнительную почву для обвинений в ереси. На одном из допросов он заявил, что считает догмат Троицы ложным. Жертва инквизиции аргументировала свою позицию с помощью всевозможных источников. Протоколы допросов мыслителя сохранились в первозданном виде, поэтому сегодня есть возможность проанализировать, как зарождалась система идей Бруно. Так, итальянец заявил, что в сочинении святого Августина говорится о том, что термин Святой Троицы возник не в евангельскую эпоху, а уже в его времена. Исходя из этого, обвиняемый считал весь догмат выдумкой и фальсификацией.

Другие биографии:

  • Александр II

    Александр II считается величайшим, после Петра Великого, реформатором на троне русских царей. Его реформы коренным образом изменили социально-экономическую структуру дореволюционной России.

  • Евгений Евтушенко

    Евгений Александрович Евтушенко родился в небольшом сибирском городке в 1832 году. С юных лет был приобщен к творчеству благодаря своим родителям. Отцу, который писал стихи и матери занимающейся актерским ремеслом.

  • Редьярд Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт, получивший широкую известность благодаря произведениям «Книга джунглей» и «Ким», а также многочисленным стихотворениям.

  • Князь Олег

    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

  • Аркадий Гайдар

Джордано Бруно – великий ученый, философ, поэт — появился на свет в небольшом итальянском городе Нола в 1548 г. Отцом его был простой солдат. При рождении ему дали имя Филиппе и 11-летним подростком отвезли в Неаполь, в монастырь св. Доминика, где он занимался изучением диалектики, логики, литературы, активно пополнял багаж знаний благодаря не только собственному рвению, но и богатству монастырской библиотеки. В 1565 г. его постригли в монахи, и с тех пор он стал носить имя Джордано. Сан священника, полученный им в 1572 г., не помешал ему не только сомневаться в некоторых постулатах христианства, но и открыто выражать мысли

Этим он привлек себе внимание начальства, но, не дожидаясь, пока закончится затеянное им расследование, перебрался в Рим, а затем в Северную Италию, которая казалась ему более безопасной

С того времени жизнь Джордано Бруно превратилась в постоянные скитания по континенту, он нигде не задерживался надолго. Источником средств к существованию стало преподавание философии. Немного пожив в Швейцарии, он перебрался во Францию. Там им был написан цикл философских сонетов, сатирическая поэма «Ноев ковчег», носящая антицерковный характер, а также комедия «Подсвечник» (1582). Однажды к нему на лекцию заглянул сам король Генрих III Французский. Впечатлившись памятью и энциклопедическими познаниями ученого, монарх пригласил его ко двору и впоследствии снабдил рекомендациями, когда Бруно собрался в Англию.

«Английский» период биографии Джордано Бруно начался в 1583 г. с Лондона. Пребывание в столице Туманного Альбиона под покровительством английского короля оказалось очень плодотворным: именно здесь увидели свет его главные сочинения в области философии и естествознания. Будучи преподавателем Оксфордского университета, Бруно написал трактаты «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», предложил смелую альтернативу господствующему тогда птолемеевскому представлению о мироздании, предвосхитив большое количество открытий, сделанных наукой будущих столетий. Активно пропагандируя учение Коперника, согласно которому Солнце является центром планетарной системы, Джордано Бруно нажил себе огромное число недоброжелателей. Спустя два года, в 1585 г., он вынужден был спасаться бегством во Францию, а потом в Германию, но и в этой стране на его лекции наложили вето.

В 1591 г. Джордано Бруно вернулся в родную Италию и переехал в Венецию: его пригласил к себе в качестве преподавателя некто Джованни Мочениго, молодой аристократ. Однако отношения между учеником и учителем недолго оставались теплыми. В мае 1592 г. венецианский инквизитор получил от Мочениго сначала один донос на наставника, через несколько дней последовали новые — опального ученого арестовали и посадили в тюрьму. Личность Бруно, его влиятельность, смелость убеждений оказались настолько масштабными, что его дело было передано в Рим, куда его перевезли 27 февраля 1593 г.

Семь лет Бруно томился в застенках темниц, подвергался пыткам и испытаниям, но они так и не смогли заставить его признать свою картину миропорядка заблуждением. 9 февраля 1600 г. Бруно был признан инквизиционный трибуналом «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». После лишения сана священнослужителя и отлучения от церкви Джордано Бруно был передан на суд римского губернатора с лицемерным требованием назначить самое милосердное наказание, не проливающее кровь. Светский суд вынес вердикт, согласно которому 17 февраля 1600 г. непоколебимого ученого сожгли на площади Цветов. Три века спустя на этом месте был воздвигнут памятник с надписью «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел» на том месте, где был зажжен костер.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

В лице Бруно видели раскольника?

В феврале 1593 года Бруно всё-таки перевезли в Рим, и последующие шесть лет он провёл в тюрьме.

От брата Джордано требовали покаяния и отречения от своих идей, но Бруно упрямо стоял на своём. Следователям явно не хватало таланта, чтобы поколебать позиции упрямца в философских дискуссиях.

При этом приверженность теории Коперника и её творческое развитие хотя и фигурировали в обвинении, но явно интересовали инквизиторов в куда меньшей степени, чем покушения Джордано Бруно на постулаты самого религиозного учения — те самые, которые он начал ещё в монастыре Святого Доминика.

Полный текст приговора, вынесенного Джордано Бруно, не сохранился, а во время казни и вовсе творилось нечто странное. Собравшимся на площади зачитали обвинение так, что не все поняли, кого, собственно, казнят. Не верит, дескать, брат Джордано в непорочное зачатие и высмеивал возможность превращения хлеба в тело Христово.

В результате в народе пошли слухи, что казнили «лютеранина».

Но если бы речь шла о том, что является такой примитивной ересью, то к чему нужно было столько таинственности? Для чего было держать Джордано Бруно в тюрьме шесть лет и добиваться от него отречения?

Есть версия, что святых отцов Джордано Бруно пугал вовсе не приверженностью теории Коперника, которая скорее пострадала из-за Бруно, нежели стала причиной его гибели.

Отцов церкви беспокоило то, что «особый взгляд» Джордано Бруно на веру имеет популярность среди влиятельных особ — достаточно вспомнить французского короля. Позиции Римской церкви к тому времени и так основательно пошатнулись, и появление ещё одного влиятельного религиозного философа грозило католической церкви новым расколом.

Да, Джордано Бруно вёл жизнь изгнанника, но ситуация могла измениться в любой момент. Достаточно было оказаться рядом с ним предприимчивому и влиятельному человеку с отрядом вооружённых солдат, и философия Бруно легко могла превратиться в новое религиозное течение, которое лишило бы святых отцов и паствы, и доходов.

Джордано Бруно – основные идеи и открытия

Ознакомление с выдвинутыми против философа обвинениями, а также с показаниями свидетелей и с опубликованными трудами не оставляет сомнения, что в его взглядах присутствовали и натурфилософские, и мистические компоненты, что отделить одни от других подчас невозможно. Это позволяет апологетам инквизиции и её защитникам вот уже долгое время утверждать, что главная суть обвинений и причина казни сводилась к догматическим расхождениям мыслителя и официальной церковной доктрины.

Однако даже тщательно отредактированное в угодном Ватикану духе «краткое изложение процесса» свидетельствует, что наравне с мистическими и религиозными суждениями Бруно, обвинители не менее внимательно изучали и его философию. Она была в их глазах не меньшей, а скорее даже и большей «виной», нежели мысли об аде, троице и так далее.

Джордано Бруно не был, конечно, последователем Птолемея – он безоговорочно стоял на позиции Коперника, причём углублял и развивал её дальше.

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Краткая биография

  1. В 1568 г. Бруно закончил работу над первым своим сочинением – сатирической поэмой «Ноев ковчег», которую он посвятил папе римскому Пию V. В это же время он написал комедию «Светильник» и несколько сонетов.
  2. В 1572 г. Джордано получил сан католического священника и отслужил первую обедню в городе Кампанья. Будучи священником, он жил в монастыре святого Варфоломея, расположенном недалеко от Кампаньи, и продолжал изучать философские и религиозные книги. В этот период молодой человек познакомился с сочинением Коперника «Об обращении небесных тел», которое оказало большое влияние на его мировоззрение.
  3. В 1575 г. Бруно вернулся в монастырь св. Доминика и там был обвинён в ереси. Против него было заведено дело, состоящее из 130 пунктов о различных нарушениях католического учения, совершённых братом Джордано (чтение запрещённых книг и т.п.).
  4. Желая беспристрастного и справедливого к себе отношения, Бруно в 1576 г. переехал в Рим. Но, поняв, что не получит там снисхождения, вскоре сбежал на корабле в Геную. Пробыл он там всего 3 дня, т.к. в городе свирепствовала чума. Из Генуи Джордано перебрался в небольшой городок Ноли, где в течение 5 месяцев преподавал грамматику и астрономию. Затем учёный отправился в Савону, оттуда – в Турин, а после – в Венецию.
  5. В Венеции Джордано написал и издал не дошедшую до нас книгу «Знамения времени».
  6. В 1578 г. Бруно уехал в Швейцарию, в Женеву. Там он познакомился с кальвинистами и их учением. Чтобы заработать на хлеб, занимался корректурой. Там же учёный написал небольшую книгу, в которой спорил с одним из кальвинистских писателей, за что и попал в тюрьму. Однако вскоре Джордано отпустили, и он отправился в Тулузу.
  7. В Тулузе Бруно стал преподавателем философии в местном университете, сдав экзамен на степень доктора. Проработал он там 2 года.
  8. В 1581 г. учёный отправился в Париж и получил место профессора в Сорбоннском университете. Ораторский талант, эрудиция и прекрасная память сделали его парижской знаменитостью. Одну из лекций профессора посетил сам король Генрих III и был очень впечатлён. Он приблизил Бруно ко двору и всячески благоволил ему.
  9. В Париже философ опубликовал книгу «Тени идей» о теории познания и посвятил её королю. Также он напечатал несколько книг по мнемонике и риторике. Деятельность учёного сопровождалась постоянными спорами с защитниками теорий Аристотеля, идеи которого Бруно подвергал сомнению.
  10. В 1583 г. Бруно, снабжённый рекомендательным письмом Генриха III к французскому послу, поехал в Англию. Некоторое время он преподавал в Оксфорде, но, поссорившись с местными профессорами, переехал в Лондон.
  11. В Лондоне в 1584 г. философ издал одно из главных своих космологических сочинений – трактат «О бесконечности, вселенной и мирах», построенный в форме диалогов. В нём автор развивает и защищает идеи о том, что Вселенная бесконечна, и существует множество миров.
  12. В 1585 г. вышел сборник сонетов автора «О героическом энтузиазме».
  13. В 1585 г. Бруно вернулся в Париж, а в 1586 г. отправился в Германию. Там он пытался устроиться профессором в Марбургский университет, но ему было отказано. Тогда философ переехал в Виттенберг, где читал лекции на протяжении 2-х лет.
  14. В 1588 г. мыслитель переехал в Прагу и работал там над сочинениями, посвящёнными магическим темам.
  15. В 1589 г. Бруно оказался в Гельмштадте, а вскоре переехал во Франукфурт-на-Майне, где издал несколько своих книг.
  16. В 1591 г. философ по приглашению патриция Джованни Мочениго вновь приехал в Венецию, чтобы обучать того искусству памяти. Он поселился в доме своего ученика. Также профессор посетил Падую, где выступил с лекциями в местном университете.
  17. Отношения Джордано с патрицием вскоре испортились, тот считал, что философ учит его не тому, что обещал. В 1592 г. Мочениго написал несколько доносов на Бруно в венецианскую инквизицию, после чего философа арестовали и заключили в тюрьму.
  18. Первый допрос учёного состоялся 29 мая 1592 г., на нём Бруно подробно изложил факты своей биографии.
  19. В сентябре того же года Рим направил в Венецию письмо с требованием выдать Бруно для совершения над ним суда в Риме. В феврале 1593 г. учёного перевезли в Вечный город.
  20. В течение 6 лет великий итальянец находился в заключении, но так и не согласился отречься от своих научных убеждений.
  21. В январе 1600 г. по решению папы Клемента VIII Бруно был отлучён от церкви и лишён сана священника, а дело его было передано светскому суду.
  22. 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжён в Риме на Площади Цветов. А все его произведения вошли в католический список запрещённых книг и находились там до 1948 г.
  23. В 1889 г. на месте казни мыслителя ему был воздвигнут памятник.

Памятник Джордано Бруно в Риме

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий