Джордано бруно: краткая биография и его открытия (фото)

Краткая биография

Хотите знать, кто такой Джордано Бруно? Биография и его открытия помогут нам немного ближе познакомиться с этим человеком, почувствовать его умонастроения и проникнуться непередаваемой жаждой знаний. Мальчик родился в семье солдата и стал священником. Со временем за ним начали подмечать странные поступки. Например, он выносил из своей кельи все иконы и оставлял только распятие. Во избежание пересудов он был вынужден бежать, но где бы он ни оказывался, обвинения в ереси находили его.

Следующий отрезок жизни философ посвятил преподаванию. В Париже его заметил король Генрих III Французский, который в будущем во многом помогал талантливому Бруно. Вскоре последний переезжает в Англию, где все равно не находит поддержки своих идей. Следующие несколько лет он переходит с места на место, а также пишет сочинения о магии. За это время он успевал побывать в Майнце, Виттенберге и Праге.

Джордано Бруно, открытия которого были колоссальными для своего времени, пришлось заплатить за то, что он осознал истину раньше других. В скором времени философ приехал в Венецию по приглашению своего нового друга Д. Мочениго. Отношения у них не сложились, и уже через год Джованни Мочениго написал свой первый донос на «друга», в котором подробно и особенно ярко описал мысли Бруно по поводу религии. Как и следовало ожидать, философа арестовывают. Об этом узнает римская власть и требует отдать пленника для вынесения вердикта. Это подкреплялось аргументами о том, что преступник обвинялся в неисчисляемом количестве ереси на территории Рима.

Венецианские властители не стали испытывать судьбу и отдали пленника в руки римлян. Там Бруно провел около 6 лет в тюрьмах, но даже это не вынудило его отступить от своих идей. В итоге его отдали в руки светской власти. Приговор был таков: умертвить без пролития крови. Это означало только одно: Бруно будет сожжен. Он стоически перенес все испытания, до последнего момента оставаясь верным своим идеям. Литературное творчество философа длительное время находилось в списке запрещённых книг.

Бруно Джордано

Бруно (Bruno)
Джордано Филиппе (1548, Нола, — 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт,
представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул
Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был
обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме
сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге «Вопросы истории
религии и атеизма»)

В философии Б.
идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе
как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с
сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев.
Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против
схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею
«отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного
определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии
познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся «богом в
вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него
огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве
миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584, см.
«Диалоги», 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5
элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир).

Представление о
единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей,
связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей
(«О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой
сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть
«монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном
— «всё во всём». Эти идеи оказали большое влияние на развитие
философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным
вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства
сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Ф. Шеллинга и
Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от
средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

В космологии Б.
высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими
астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в
пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси («О
неизмеримом и неисчислимом», 1591), о том, что во Вселенной существует
бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг
средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступал
против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.

Как поэт Б.
принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение
Б.: антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», философские
сонеты, комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), в которой
Б. порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную
драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской
улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом
обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой
католическая реакция.

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Судебный процесс и казнь

В течение шести лет Бруно находился в римской тюрьме, но так и не признал свои убеждения ошибочными. В январе 1600 года папа Климент VIII принял решение о его передаче в руки светской власти.

Инквизиция вынесла свое решение, оно было безжалостным. Философ был признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» — прямая цитата из текста приговора. Он был отлучен от церкви и лишен сана священника. Его ждал суд губернатора Рима, но это была простая формальность. Инквизиция потребовала наказания «без пролития крови», что на самом деле было требованием сжечь обвиняемого живым.

17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме формально в соответствии с приговором светской власти, состоялась казнь. Философ был доставлен на площадь Цветов в Риме. Перед тем как вспыхнул огонь, палачи привязали его к столбу в центре костра железной цепью и стянули тело мокрой веревкой.

Спустя три года все произведения Джордано были внесены в католический «индекс запрещенных книг». Несмотря на это, имя выдающегося мыслителя не забыто историей.

Некоторые интересные факты о Джордано Бруно:

  • философ никогда не был женат, у него не было ни семьи, ни детей;
  • за время скитаний по Европе (1576—1592) Бруно жил и работал в 16 городах 6 стран;
  • в июне 1989 года на той самой площади Цветов, где состоялась казнь Джордано, ему был установлен памятник;
  • католическая церковь по-прежнему отказывается рассмотреть вопрос о реабилитации выдающегося философа.

Сегодня, спустя несколько столетий со времени трагической гибели выдающегося мыслителя, история дала свою, высокую оценку его достижениям, значению его идей и вкладу в развитие науки.

http://www.syl.ru/article/292741/djordano-bruno-kratkaya-biografiya-i-ego-otkryitiya-jizn-v-ognehttp://zajmy-onlayn.ru/dzhordano-bruno-kratkaya-biografiya-i-ego-otkrytiya/http://nauka.club/biografii/dzhordano-bruno.html

Философские идеи Джордано Бруно

Основные идеи философии Джордано Бруно заключаются в отождествлении Бога и природы, пантеизм являлся наиболее характерной особенностью его мировоззрения. В философии Бруно первоисточником всего является материя, Бог пронизывает все и вся, при этом сама природа предполагается божественной.

Естественным следствием пантеизма философа являлась его приверженность учению Коперника. В своих многочисленных лекциях и трактатах философ не только пропагандировал это учение, но и пытался развить его отдельные положения. По представлениям, выдвинутым Джордано, вселенная бесконечна и содержит в себе неограниченное количество миров, а в нашей солнечной системе имеется множество небесных тел, на тот момент неизвестных астрономии.

Некоторые выводы из размышлений Джордано Бруно — верного последователя учения Коперника — в ходе истории и познании мира нашли подтверждение в современной науке. Например, утверждение о том, что звезды являются небесными телами, подобными нашему солнцу. Кстати, утверждение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, также противоречило церковным догмам того времени.

В философии, которую смог создать Бруно, присутствовали как религиозные, так и научные основы. Подобное сочетание не дает возможности дать однозначную характеристику его вкладу и достижениям в науке, даже современные ученые находят его философские теории достаточно сложными.

Возвращение в Италию

В 1591 году Бруно возвращается в Италию — он принял приглашение одного из венецианских аристократов по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Память у философа была превосходная — это отмечали многие его современники. В то же время не раз пострадавший от давления католической церкви, он славился как резкостью суждений, так и умением легко наживать себе врагов. В мае 1592 года между ученым и аристократом возникла ссора и аристократ написал на него несколько доносов. В итоге ученый был арестован.

Учитывая тяжесть обвинений и неуступчивость философа, его дальнейшая судьба была фактически предопределена, казнь стала лишь вопросом времени. Вскоре власти Венеции выдали ученого для суда и в феврале 1593 года он был доставлен в Рим.

Масон, маг, шпион?

Сцена из фильма Джулиано Монтальдо «Джордано Бруно» (1973), в главной роли Жан Мария Волонте. Фото: wikipedia.org

Джордано Бруно развивал неоплатонизм, в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, свободно скрещивая его с другими философскими концепциями. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

О том, что преследовали Джордано Бруно не только и не столько за творческое развитие теории Коперника, говорит и тот факт, что на момент, когда он читал свои лекции, церковь ещё не подвергла официальному запрету учение о гелиоцентрической системе мира, хотя и не поощряла его.

Джордано Бруно, как всякий ищущий и сомневающийся философ, был весьма сложной личностью, не вписывающейся в простые рамки.

Это позволило многим в постсоветский период заявить: «Нам лгали! На самом деле Джордано Бруно был мистиком, масоном, шпионом и магом, и сожгли его за дело!»

Кое-кто даже заговорил о гомосексуальных пристрастиях Бруно. К слову сказать, ничего удивительного в этом не было бы, ибо в Европе XVI века, несмотря на разгул инквизиции, однополые отношения были распространены достаточно широко, причём едва ли не в первую очередь среди представителей церкви…

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил
Кембридж, яркий политик, служил в
дипломатической миссии в Париже. С
обрывом политической карьеры развёртывает
литературную деятельность. Произведения:
«Новый органон», «Новая Атлантида»,
трактат « О достоинстве и приумножении
наук».

Б.
подхватывает идею об установлении
царства человека. Социальный прогресс
зависит от экономического, а следовательно,
от развития науки («Новая Атлантида»).

В
центре философии Б. – проблема путей
познания. Происходит изменение отношения
к проблеме истины. В средние века наиболее
важными считались науки отдалённые от
бренного человеческого мира. В эпоху
гуманизма выдвигаемся новый критерий
– достоверность, ценность истины
определялась её обоснованностью и
объективностью Эта эпоха демократизирует
истину: то, что достойно для бытия,
достойно и для познания, второе есть
изображение бытия. Критерием оценки
познания оказывается практический
результат.

Начало
познания – опыты.

Опыты
плодоносные

Опыты
светоносные

Направлены
на немедленный практический результат.
Необходимы в науке, но имеют частное
значение

Наиболее
важны, так как проливают свет на
глубинные закономерности природы.

Принцип
невмешательства религии и науки.

Естественная
философия

физика

метафизика

Две
категории причин

Материальные
причины, то есть ближайшие причины
всего происходящего в природе

Формальные
– целевые причины

Физика
и метафизика связаны общим изучением
природы. Человек исследуется как
индивидуум и как член общества.

Познание
начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки
    рынка (толпа),

  2. пещеры
    (мнение человека),

  3. театра
    (авторитеты учёных, философов),

  4. рода
    (представления рода).

Индуктивный
метод своей задачей имеет истолкование
фактовдвижение от
частного к общему. В познании одновременно
участвуют и чувства, и разумнаблюдение + эксперимент, активное
вмешательство в процесс. Таким образом,
эмпирический подход связан с аналитическим.

Б.
настаивает на опыте исследования
природы. Наука должна истолковывать
факты, добытые опытом, а затем делать
заключения. Важен эксперимент – активное
вмешательство. Учёный анатомирует мир,
обращается к постижению конкретных
истин. Б. противопоставляет свой метод
методу чистых эмпириков и рационалистов.
Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое
исследование

опыт,
подтверждённый экспериментом

чувственный
опыт

Открытия

Что же такого сделал Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия подводят нас к этому

Что касается философских идей и мнемоники, то многие исследователи акцентируют внимание на том, что в сочинениях Бруно явно заметны идеи герметизма. Космология же требует отдельного рассмотрения

Он поддерживал идеи Коперника о гелиоцентризме, а также мог привести ряд фактических доказательств. Джордано Бруно (биография — в статье) также опровергал религиозное противопоставление неба и земли. Он говорил о том, что весь мир однороден и состоит только из 5 элементов (вода, земля, воздух, огонь, эфир). Он считал, что кометы – это отдельные небесные тела, а не странные испарения в атмосфере. Также он допускал мысль о том, что возможна жизнь на других планетах. Бруно был уверен в том, что Вселенная бесконечна, что есть такое явление, как переселение душ. Особую ненависть в религиозных кругах вызвало то, что Бруно позволял себе называть Христа магом и говорить, что тот вовсе не добровольно принял мученическую смерть, а всячески пытался её избежать. Также он сделал заявление, что Дева Мария не могла родить.

Джордано Бруно (краткая биография и его открытия отчетливо нам это демонстрируют) причудливо сплетал в своем воображении реальное научное понимание мира и мистическую сторону вопроса. Как это соединялось в его голове в единую картину, неизвестно. Занимательно, что в Англии Бруно призывал всех вернуться к религиозным традициям Египта

Каково мнение ученых о Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия показывают, что он имел некое чувство превосходства над Коперником, так как считал, что тот не понимает всей важности своего открытия

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Джордано бруно: краткая биография и его открытия (фото)

Краткая биография

Хотите знать, кто такой Джордано Бруно? Биография и его открытия помогут нам немного ближе познакомиться с этим человеком, почувствовать его умонастроения и проникнуться непередаваемой жаждой знаний. Мальчик родился в семье солдата и стал священником. Со временем за ним начали подмечать странные поступки. Например, он выносил из своей кельи все иконы и оставлял только распятие. Во избежание пересудов он был вынужден бежать, но где бы он ни оказывался, обвинения в ереси находили его.

Следующий отрезок жизни философ посвятил преподаванию. В Париже его заметил король Генрих III Французский, который в будущем во многом помогал талантливому Бруно. Вскоре последний переезжает в Англию, где все равно не находит поддержки своих идей. Следующие несколько лет он переходит с места на место, а также пишет сочинения о магии. За это время он успевал побывать в Майнце, Виттенберге и Праге.

Джордано Бруно, открытия которого были колоссальными для своего времени, пришлось заплатить за то, что он осознал истину раньше других. В скором времени философ приехал в Венецию по приглашению своего нового друга Д. Мочениго. Отношения у них не сложились, и уже через год Джованни Мочениго написал свой первый донос на «друга», в котором подробно и особенно ярко описал мысли Бруно по поводу религии. Как и следовало ожидать, философа арестовывают. Об этом узнает римская власть и требует отдать пленника для вынесения вердикта. Это подкреплялось аргументами о том, что преступник обвинялся в неисчисляемом количестве ереси на территории Рима.

Венецианские властители не стали испытывать судьбу и отдали пленника в руки римлян. Там Бруно провел около 6 лет в тюрьмах, но даже это не вынудило его отступить от своих идей. В итоге его отдали в руки светской власти. Приговор был таков: умертвить без пролития крови. Это означало только одно: Бруно будет сожжен. Он стоически перенес все испытания, до последнего момента оставаясь верным своим идеям. Литературное творчество философа длительное время находилось в списке запрещённых книг.

Бруно Джордано

Бруно (Bruno)
Джордано Филиппе (1548, Нола, — 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт,
представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул
Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был
обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме
сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге «Вопросы истории
религии и атеизма»)

В философии Б.
идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе
как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с
сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев.
Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против
схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею
«отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного
определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии
познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся «богом в
вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него
огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве
миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584, см.
«Диалоги», 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5
элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир).

Представление о
единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей,
связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей
(«О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой
сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть
«монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном
— «всё во всём». Эти идеи оказали большое влияние на развитие
философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным
вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства
сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Ф. Шеллинга и
Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от
средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

В космологии Б.
высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими
астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в
пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси («О
неизмеримом и неисчислимом», 1591), о том, что во Вселенной существует
бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг
средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступал
против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.

Как поэт Б.
принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение
Б.: антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», философские
сонеты, комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), в которой
Б. порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную
драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской
улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом
обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой
католическая реакция.

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Судебный процесс и казнь

В течение шести лет Бруно находился в римской тюрьме, но так и не признал свои убеждения ошибочными. В январе 1600 года папа Климент VIII принял решение о его передаче в руки светской власти.

Инквизиция вынесла свое решение, оно было безжалостным. Философ был признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» — прямая цитата из текста приговора. Он был отлучен от церкви и лишен сана священника. Его ждал суд губернатора Рима, но это была простая формальность. Инквизиция потребовала наказания «без пролития крови», что на самом деле было требованием сжечь обвиняемого живым.

17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме формально в соответствии с приговором светской власти, состоялась казнь. Философ был доставлен на площадь Цветов в Риме. Перед тем как вспыхнул огонь, палачи привязали его к столбу в центре костра железной цепью и стянули тело мокрой веревкой.

Спустя три года все произведения Джордано были внесены в католический «индекс запрещенных книг». Несмотря на это, имя выдающегося мыслителя не забыто историей.

Некоторые интересные факты о Джордано Бруно:

  • философ никогда не был женат, у него не было ни семьи, ни детей;
  • за время скитаний по Европе (1576—1592) Бруно жил и работал в 16 городах 6 стран;
  • в июне 1989 года на той самой площади Цветов, где состоялась казнь Джордано, ему был установлен памятник;
  • католическая церковь по-прежнему отказывается рассмотреть вопрос о реабилитации выдающегося философа.

Сегодня, спустя несколько столетий со времени трагической гибели выдающегося мыслителя, история дала свою, высокую оценку его достижениям, значению его идей и вкладу в развитие науки.

http://www.syl.ru/article/292741/djordano-bruno-kratkaya-biografiya-i-ego-otkryitiya-jizn-v-ognehttp://zajmy-onlayn.ru/dzhordano-bruno-kratkaya-biografiya-i-ego-otkrytiya/http://nauka.club/biografii/dzhordano-bruno.html

Философские идеи Джордано Бруно

Основные идеи философии Джордано Бруно заключаются в отождествлении Бога и природы, пантеизм являлся наиболее характерной особенностью его мировоззрения. В философии Бруно первоисточником всего является материя, Бог пронизывает все и вся, при этом сама природа предполагается божественной.

Естественным следствием пантеизма философа являлась его приверженность учению Коперника. В своих многочисленных лекциях и трактатах философ не только пропагандировал это учение, но и пытался развить его отдельные положения. По представлениям, выдвинутым Джордано, вселенная бесконечна и содержит в себе неограниченное количество миров, а в нашей солнечной системе имеется множество небесных тел, на тот момент неизвестных астрономии.

Некоторые выводы из размышлений Джордано Бруно — верного последователя учения Коперника — в ходе истории и познании мира нашли подтверждение в современной науке. Например, утверждение о том, что звезды являются небесными телами, подобными нашему солнцу. Кстати, утверждение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, также противоречило церковным догмам того времени.

В философии, которую смог создать Бруно, присутствовали как религиозные, так и научные основы. Подобное сочетание не дает возможности дать однозначную характеристику его вкладу и достижениям в науке, даже современные ученые находят его философские теории достаточно сложными.

Возвращение в Италию

В 1591 году Бруно возвращается в Италию — он принял приглашение одного из венецианских аристократов по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Память у философа была превосходная — это отмечали многие его современники. В то же время не раз пострадавший от давления католической церкви, он славился как резкостью суждений, так и умением легко наживать себе врагов. В мае 1592 года между ученым и аристократом возникла ссора и аристократ написал на него несколько доносов. В итоге ученый был арестован.

Учитывая тяжесть обвинений и неуступчивость философа, его дальнейшая судьба была фактически предопределена, казнь стала лишь вопросом времени. Вскоре власти Венеции выдали ученого для суда и в феврале 1593 года он был доставлен в Рим.

Масон, маг, шпион?

Сцена из фильма Джулиано Монтальдо «Джордано Бруно» (1973), в главной роли Жан Мария Волонте. Фото: wikipedia.org

Джордано Бруно развивал неоплатонизм, в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, свободно скрещивая его с другими философскими концепциями. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

О том, что преследовали Джордано Бруно не только и не столько за творческое развитие теории Коперника, говорит и тот факт, что на момент, когда он читал свои лекции, церковь ещё не подвергла официальному запрету учение о гелиоцентрической системе мира, хотя и не поощряла его.

Джордано Бруно, как всякий ищущий и сомневающийся философ, был весьма сложной личностью, не вписывающейся в простые рамки.

Это позволило многим в постсоветский период заявить: «Нам лгали! На самом деле Джордано Бруно был мистиком, масоном, шпионом и магом, и сожгли его за дело!»

Кое-кто даже заговорил о гомосексуальных пристрастиях Бруно. К слову сказать, ничего удивительного в этом не было бы, ибо в Европе XVI века, несмотря на разгул инквизиции, однополые отношения были распространены достаточно широко, причём едва ли не в первую очередь среди представителей церкви…

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил
Кембридж, яркий политик, служил в
дипломатической миссии в Париже. С
обрывом политической карьеры развёртывает
литературную деятельность. Произведения:
«Новый органон», «Новая Атлантида»,
трактат « О достоинстве и приумножении
наук».

Б.
подхватывает идею об установлении
царства человека. Социальный прогресс
зависит от экономического, а следовательно,
от развития науки («Новая Атлантида»).

В
центре философии Б. – проблема путей
познания. Происходит изменение отношения
к проблеме истины. В средние века наиболее
важными считались науки отдалённые от
бренного человеческого мира. В эпоху
гуманизма выдвигаемся новый критерий
– достоверность, ценность истины
определялась её обоснованностью и
объективностью Эта эпоха демократизирует
истину: то, что достойно для бытия,
достойно и для познания, второе есть
изображение бытия. Критерием оценки
познания оказывается практический
результат.

Начало
познания – опыты.

Опыты
плодоносные

Опыты
светоносные

Направлены
на немедленный практический результат.
Необходимы в науке, но имеют частное
значение

Наиболее
важны, так как проливают свет на
глубинные закономерности природы.

Принцип
невмешательства религии и науки.

Естественная
философия

физика

метафизика

Две
категории причин

Материальные
причины, то есть ближайшие причины
всего происходящего в природе

Формальные
– целевые причины

Физика
и метафизика связаны общим изучением
природы. Человек исследуется как
индивидуум и как член общества.

Познание
начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки
    рынка (толпа),

  2. пещеры
    (мнение человека),

  3. театра
    (авторитеты учёных, философов),

  4. рода
    (представления рода).

Индуктивный
метод своей задачей имеет истолкование
фактовдвижение от
частного к общему. В познании одновременно
участвуют и чувства, и разумнаблюдение + эксперимент, активное
вмешательство в процесс. Таким образом,
эмпирический подход связан с аналитическим.

Б.
настаивает на опыте исследования
природы. Наука должна истолковывать
факты, добытые опытом, а затем делать
заключения. Важен эксперимент – активное
вмешательство. Учёный анатомирует мир,
обращается к постижению конкретных
истин. Б. противопоставляет свой метод
методу чистых эмпириков и рационалистов.
Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое
исследование

опыт,
подтверждённый экспериментом

чувственный
опыт

Открытия

Что же такого сделал Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия подводят нас к этому

Что касается философских идей и мнемоники, то многие исследователи акцентируют внимание на том, что в сочинениях Бруно явно заметны идеи герметизма. Космология же требует отдельного рассмотрения

Он поддерживал идеи Коперника о гелиоцентризме, а также мог привести ряд фактических доказательств. Джордано Бруно (биография — в статье) также опровергал религиозное противопоставление неба и земли. Он говорил о том, что весь мир однороден и состоит только из 5 элементов (вода, земля, воздух, огонь, эфир). Он считал, что кометы – это отдельные небесные тела, а не странные испарения в атмосфере. Также он допускал мысль о том, что возможна жизнь на других планетах. Бруно был уверен в том, что Вселенная бесконечна, что есть такое явление, как переселение душ. Особую ненависть в религиозных кругах вызвало то, что Бруно позволял себе называть Христа магом и говорить, что тот вовсе не добровольно принял мученическую смерть, а всячески пытался её избежать. Также он сделал заявление, что Дева Мария не могла родить.

Джордано Бруно (краткая биография и его открытия отчетливо нам это демонстрируют) причудливо сплетал в своем воображении реальное научное понимание мира и мистическую сторону вопроса. Как это соединялось в его голове в единую картину, неизвестно. Занимательно, что в Англии Бруно призывал всех вернуться к религиозным традициям Египта

Каково мнение ученых о Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия показывают, что он имел некое чувство превосходства над Коперником, так как считал, что тот не понимает всей важности своего открытия

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий