Философия джордано бруно

Краткая биография

  1. В 1568 г. Бруно закончил работу над первым своим сочинением – сатирической поэмой «Ноев ковчег», которую он посвятил папе римскому Пию V. В это же время он написал комедию «Светильник» и несколько сонетов.
  2. В 1572 г. Джордано получил сан католического священника и отслужил первую обедню в городе Кампанья. Будучи священником, он жил в монастыре святого Варфоломея, расположенном недалеко от Кампаньи, и продолжал изучать философские и религиозные книги. В этот период молодой человек познакомился с сочинением Коперника «Об обращении небесных тел», которое оказало большое влияние на его мировоззрение.
  3. В 1575 г. Бруно вернулся в монастырь св. Доминика и там был обвинён в ереси. Против него было заведено дело, состоящее из 130 пунктов о различных нарушениях католического учения, совершённых братом Джордано (чтение запрещённых книг и т.п.).
  4. Желая беспристрастного и справедливого к себе отношения, Бруно в 1576 г. переехал в Рим. Но, поняв, что не получит там снисхождения, вскоре сбежал на корабле в Геную. Пробыл он там всего 3 дня, т.к. в городе свирепствовала чума. Из Генуи Джордано перебрался в небольшой городок Ноли, где в течение 5 месяцев преподавал грамматику и астрономию. Затем учёный отправился в Савону, оттуда – в Турин, а после – в Венецию.
  5. В Венеции Джордано написал и издал не дошедшую до нас книгу «Знамения времени».
  6. В 1578 г. Бруно уехал в Швейцарию, в Женеву. Там он познакомился с кальвинистами и их учением. Чтобы заработать на хлеб, занимался корректурой. Там же учёный написал небольшую книгу, в которой спорил с одним из кальвинистских писателей, за что и попал в тюрьму. Однако вскоре Джордано отпустили, и он отправился в Тулузу.
  7. В Тулузе Бруно стал преподавателем философии в местном университете, сдав экзамен на степень доктора. Проработал он там 2 года.
  8. В 1581 г. учёный отправился в Париж и получил место профессора в Сорбоннском университете. Ораторский талант, эрудиция и прекрасная память сделали его парижской знаменитостью. Одну из лекций профессора посетил сам король Генрих III и был очень впечатлён. Он приблизил Бруно ко двору и всячески благоволил ему.
  9. В Париже философ опубликовал книгу «Тени идей» о теории познания и посвятил её королю. Также он напечатал несколько книг по мнемонике и риторике. Деятельность учёного сопровождалась постоянными спорами с защитниками теорий Аристотеля, идеи которого Бруно подвергал сомнению.
  10. В 1583 г. Бруно, снабжённый рекомендательным письмом Генриха III к французскому послу, поехал в Англию. Некоторое время он преподавал в Оксфорде, но, поссорившись с местными профессорами, переехал в Лондон.
  11. В Лондоне в 1584 г. философ издал одно из главных своих космологических сочинений – трактат «О бесконечности, вселенной и мирах», построенный в форме диалогов. В нём автор развивает и защищает идеи о том, что Вселенная бесконечна, и существует множество миров.
  12. В 1585 г. вышел сборник сонетов автора «О героическом энтузиазме».
  13. В 1585 г. Бруно вернулся в Париж, а в 1586 г. отправился в Германию. Там он пытался устроиться профессором в Марбургский университет, но ему было отказано. Тогда философ переехал в Виттенберг, где читал лекции на протяжении 2-х лет.
  14. В 1588 г. мыслитель переехал в Прагу и работал там над сочинениями, посвящёнными магическим темам.
  15. В 1589 г. Бруно оказался в Гельмштадте, а вскоре переехал во Франукфурт-на-Майне, где издал несколько своих книг.
  16. В 1591 г. философ по приглашению патриция Джованни Мочениго вновь приехал в Венецию, чтобы обучать того искусству памяти. Он поселился в доме своего ученика. Также профессор посетил Падую, где выступил с лекциями в местном университете.
  17. Отношения Джордано с патрицием вскоре испортились, тот считал, что философ учит его не тому, что обещал. В 1592 г. Мочениго написал несколько доносов на Бруно в венецианскую инквизицию, после чего философа арестовали и заключили в тюрьму.
  18. Первый допрос учёного состоялся 29 мая 1592 г., на нём Бруно подробно изложил факты своей биографии.
  19. В сентябре того же года Рим направил в Венецию письмо с требованием выдать Бруно для совершения над ним суда в Риме. В феврале 1593 г. учёного перевезли в Вечный город.
  20. В течение 6 лет великий итальянец находился в заключении, но так и не согласился отречься от своих научных убеждений.
  21. В январе 1600 г. по решению папы Клемента VIII Бруно был отлучён от церкви и лишён сана священника, а дело его было передано светскому суду.
  22. 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжён в Риме на Площади Цветов. А все его произведения вошли в католический список запрещённых книг и находились там до 1948 г.
  23. В 1889 г. на месте казни мыслителя ему был воздвигнут памятник.

Памятник Джордано Бруно в Риме

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Дуализм причины или начала

Бог был началом всего — так утверждала философия Возрождения. Джордано Бруно внес поправку в этот тезис: первопричина и первоначало едины в образе Бога, но в природе они различны, так как первопричиной является чистый разум, или универсальный ум, который воплощает в природе свои идеи, а первоначало – это материя, которая под воздействием причины принимает различные формы. Но в момент рождения Вселенной для самой первой воплощенной идеи мировой ум взял материю не извне, а изнутри, породив таким образом одушевленную материю, которая способна принимать формы сама по себе, без участия интеллекта.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600)

Джордано Бруно — великий итальянский ученый ученый, философ, поэт,
пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался
в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо
на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой
монастырской библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви
и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь.
Преследуемый церковью он долгие годы скитался по многим городам
и странам Европы. Везде он читал лекции, выступал на публичных богословских
диспутах. Так, в Оксфорде в 1583 г. на знаменитом диспуте о вращении
Земли, бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров
в ней он, по отзывам современников, «раз пятнадцать заткнул рот
бедняге доктору» — своему оппоненту.

В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные
сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным
был труд «О бесконечности вселенной и мирах» (миром называли тогда
Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и глубокими
общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского,
Бруно создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании,
во многом предугадав грядущие научные открытия.

Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Он писал
«Небо… единое безмерное пространство, лоно которого содержит все,
эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные
звезды, созвездия, шары, солнца и земли… разумом мы заключаем
о бесконечном количестве других»; «Все они имеют свои собственные
движения… одни кружатся вокруг других». Он утверждал, что ни только
Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так
как Вселенная бесконечна и «центров» в ней бесконечное число. Он
утверждал, что изменчивость тел и поверхности нашей Земли, считая,
что в течение огромных промежутков времени «моря превращаются в
континенты, а континенты — в моря».

Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные
представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые
идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны
церкви. И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был
выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве.
После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме
на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью «Джордано
Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был
зажжен костер».

1 мая 2000 года

См. также:  Орбитальный Космический телескоп Хаббла  Спиральная галактика NGC 2997 в телескопе VLT  Трехмерная карта Вселенной по данным SDSS  Анизотропия микроволнового фона во Вселенной  Каким будет конец Вселенной  Глубокий обзор: происхождение галактик  Медленный взрыв  Возраст Вселенной по микроволновому фоновому излучению  NGC 3621: за пределами местной группы галактик  Слухи странной Вселенной

См. также в новостях:  11-07-2005 14:59 | «Кризис в космологии»: а был ли Большой взрыв?  07-12-2003 16:19 | Создана трехмерная карта Вселенной  09-10-2003 15:21 | Ученые установили, какой формы Вселенная

| Версия для печати | Ключевые слова | Оглавление

↑ Жизнь и деятельность Джордано Бруно

Он родился в 1548 году в городке Нола, в семье обедневшего дворянина. При рождении получил имя Филиппо. Атмосфера, в которой он рос и воспитывался, была весьма фривольной и легкомысленной по отношению к религии. Ребенок был смышленым и любознательным. Многие его вопросы ставили взрослых в тупик. В 14 лет Бруно переезжает в Неаполь. Там он посещает университетские лекции по философии и словесности. Денег катастрофически не хватает. Поэтому 17-летний юноша становится послушником монастыря святого Доминика. Он меняет имя на Джордано.

В монастырской библиотеке Бруно усердно штудирует труды Платона и Аристотеля, а также Фалеса и Гераклита, изучает работы польского кардинала Николая Кузанского. Он воистину ошеломлен откровениями древних философов, а еще больше — идеей Николая Коперника о вращении Земли с других планет вокруг Солнца. Суммировав все накопленное знание, Бруно создает свою концепцию, в основе которой лежит представление о всеобщей одушевленности материи.

Параллельно Джордано много занимался наукой о развитии памяти — мнемоникой. Его слава достигает Рима. Тогдашний папа Пий V лично приказывает зачислить Бруно в число учеников высшей богословской школы. В 24 года Бруно становится доктором философии, получает священнический сан, однако в христианскую веру не переходит. Он считает, что владеет истинным знанием и теперь его миссия – донести свет правды людям. Особенно достается схоластике Фомы Аквинского. Монахи и их начальство в ужасе. Ввиду начавшегося расследования Бруно спешно оставляет монастырь.

Долгие годы он странствует по разным странам Европы, на некоторое время оседает в Женеве, увлекается протестантскими идеями. Однако вскоре Бруно понимает, что кальвинизм тоже не свободен от догматов. За публичную критику церкви он попадает в тюрьму и чтобы освободиться вынужден изобразить раскаяние.

В возрасте 36 лет Бруно попадает во Францию. Здесь он преподает, обучает короля Генриха III мнемоническому искусству, становится широко популярен. Тем не менее, слава эта – слава мага и чародея, а не ученого. Он искал и не находил единомышленников. Трудами по мнемонике восхищались многие, а вот идеями мировой души и бесконечности Вселенной – почти никто. Бруно часто бывал неосторожен на язык, саркастичен и резок в оценках конкретных личностей, поэтому многие его откровенно ненавидели и боялись.

В 1584 году главная книга Бруно — «О бесконечности Вселенной и мирах» — увидела свет. В нем развиты идеи Коперника и выстроена собственная, пантеистическая концепция мироздания. Вселенная Бруно – это бесконечность, состоящая из беспредельного множества миров, а Бог растворен в этой бесконечности. Все попытки Бруно обрести единомышленников заканчиваются ничем. Попытка занять кафедру математики в Падуанском университете также терпит наудачу. Репутация еретика и чернокнижника закрывала перед ним двери учебных заведений.

Бруно снова скитается по Европе, проповедует свое учение, становится автором философских сонетов, сочиняет антирелигиозную комедию «Подсвечник», а также дает частные уроки. В 1591 году, по доносу одного знатного венецианца, начинается долгое расследование по делу Бруно, которое ведет католическая инквизиция. 8 лет судьи безуспешно пытались добиться покаяния Бруно. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.

Долг философа.

Долг философа. Так же как и Сократ, Бруно считал философствование служением Богу. Как могу я быть безразличным, писал он, «…к божественному долгу, согласно которому мы не должны уподобляться слепым, но предназначены стать водителями ослепших и в этом теле человеческого сообщества сопричислены к тем, кому предписана должность и участь глаз… и на кого

258

возложено в меру сил служить истине и свету». Как верил Бруно, божественный долг философа — быть «глазами человечества». Глаза — важнейшая часть тела: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф., 6: 22, 23). Истинный философ возводит в мышлении человечества многое к Единому и тем проводит свет Единого в сознание человечества. Аналогичным образом истинная поэзия озаряет чувства людей, а истинная религия — дух. Более того, для Бруно истинная религия и истинная философия в конечном счете совпадают, так как Истина едина, а познание Истины есть наилучший способ почтить ее и приблизиться к ней. Поэтому философ подобен жрецу культа Света и своей мыслью устанавливает связь между Единым и миром людей.

Развод

Герметизм

Еще одним весомым источником вдохновения Бруно стала герметическая философия. Это учение появилось в эпоху поздней Античности, когда в Средиземноморье свой расцвет переживал эллинизм. Основой концепции были древние тексты, по преданию дарованные Гермесом Трисмегистом.

Учение включало в себя элементы астрологии, магии и алхимии. Эзотерический и таинственный характер герметической философии очень импонировал Джордано Бруно. Эпоха античности уже давно была в прошлом, но именно во время Возрождения в Европе появилась мода на изучение и переосмысление столь древних источников. Показательно, что один из исследователей наследия Бруно Фрэнсис Йейтс назвал его «ренессансным магом».

Учение о познании.

Учение о познании. Диалектика Бруно исходит из диалектики Кузанца, с той разницей, что Бруно наполняет ее более реальным живым содержанием. Полярности, лежащие в основе всего сущего, для Бруно есть не просто умозрительные принципы, но живые действующие силы (притяжение и отталкивание, созидание и разрушение и т. д.). «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и наоборот».

Бруно проводит единство онтологии и гносеологии: поскольку разум не «принадлежит» человеку, но скорее действует через него, то и процесс познания человеком мира есть действие, совершающееся посредством человека, — действие гармонизации и интеграции мироздания. Природа посредством человеческого познания восходит от многого к Единому по тем же ступеням, по которым Единое нисходит к множеству. «Мы, подымаясь к совершенному познанию, … сворачиваем множественность, как при нисхождении к произведению вещей разворачивается Единство» (11: 144). Иными словами, познание есть космический процесс, обратный процессу творения мира, дополняющий и завершающий его — возведение мира к совершенству, к единству, к Богу.

Последователи Бруно. Ванини

История показывает нам очень скоро после Джордано Бруно в некотором роде копию с него, но которая в лучшем случае относится к оригиналу, как плохой гипсовый слепок к мраморной статуе. Это Лючилио Ванини, родившийся в Неаполе в 1585 г.; после такой же беспокойной жизни в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Англии, Италии и Франции, он был сожжен в Тулузе в 1619 г. Его сочинение «De admirandis naturae reginae deaeque mortalium arcanis» («Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных») представляет во всех отношениях лишь плоский отпечаток так пластически изложенной философии Джордано Бруно, и его изображение механизма природы, переплетенное с прямо-таки отвратительной полемикой против христианства, вероятно, давно было бы предано забвению, если бы его мученичество не доставило ему места в истории мыслителей.

Интересные факты

Джордано Бруно был для своей эпохи противоречивой и интересной личностью, поэтому за всё время его жизни с ним случилось множество любопытных событий:

  1. Джордано относился к монахам-доминиканцам, орден которых являлся патроном святой инквизиции. Позднее из-за слишком противоречивых и несколько кощунственных идей для той эпохи, в которую жил философ, он был изгнан из этого ордена.
  2. Джордано был отлично знаком с философами античных времён, однако он далеко не всегда разделял их взгляды. Несмотря на то, что монах только знакомился с трудами Аристотеля, многие люди уже тогда полагали, что он постепенно становится еретиком. Ведь, читать сомнительную литературу и разделять её взгляды в представлениях людей носило один и тот же смысл. Интересно, что Аристотеля Джордано постоянно критиковал.
  3. Когда Джордано подвергся аресту в Венеции, он провёл в тюремном заключении целых семь лет, но от него надзиратели так и не смогли добиться отказа от собственных мировоззрений, что в итоге и привело философа к столь печальному концу.
  4. В общей сложности скитания философа продлились 16 лет. В течение этого времени он посетил более десяти городов в разных странах мира.
  5. Находясь под покровительством Генриха III, Джордано не гнушался возможностью высказывать свои взгляды. Однако позднее отношения между беглым монахом и монархом несколько охладели, что вынудило философа продолжить свои скитания. Тем не менее, Генрих снабдил Джордано рекомендательными письмами.
  6. За основу своей концепции Джордано Бруно взял теорию Коперника и несколько её расширил, а также объединил с философией. Он утверждал, что звёзды на небе – это далёкие солнца, которые подобны тому, что мы видим с Земли.
  7. На Площади Цветов (Кампо-деи-Фиори) в Риме, где был казнён великий философ, позднее поставлен памятник в его честь.
  8. Не так много людей знает о том, что Джордано был ещё талантливым поэтом, который оставил после себя большое количество литературных произведений, которые были написаны на разные тематики.
  9. Инквизиторы обвиняли Джордано не только в ереси. Они были уверены, что своими деяниями философ был намерен создать новую религию.
  10. В то время, когда Джордано находился в Англии, он познакомился со знаменитым драматургом Уильямом Шекспиром. Ведя с ним беседы, Джордано Бруно пытался его убедить в том, что взгляды Коперника правдивы и носят в себе толику истины. Однако сделать этого у философа так и не получилось.
  11. Философ обладал потрясающей памятью. В течение своей жизни ему даже удалось создать мнемонику, науку о запоминании, однако оказалось, что все разработанные им методы работают только с теми людьми, которые обладают такой же феноменальной памятью, как и он.
  12. Все научные труды, которые были написаны Джордано Бруно в течение всей жизни, находились в католическом Индексе запрещённых книг с 1603 по 1948 год.

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Вывод

Выдающийся мыслитель, писатель и поэт эпохи Возрождения, Джордано Бруно, был личностью неоднозначной. Его труды и сегодня вызывают споры в научных кругах.

Бруно был в первую очередь философом. Он обладал феноменальной памятью и прекрасно развитым воображением.

Мыслитель изучал сочинения античных и современных ему авторов, выработал собственное мировосприятие, отличающееся революционными взглядами для своего времени. В философии Бруно соединены мистика и наука, он был глубоко религиозным человеком.

За инакомыслие его преследовала инквизиция, из-за чего учёный вынужден был долгие годы странствовать по разным странам и городам. А когда вернулся, был арестован, судим и за отказ отречься от своих убеждений приговорён к казни.

Ключевым компонентом его учения была космология. Он развил гелеоцентрическую систему Коперника и идеи Николая Кузанского, высказал ряд предположений, ставших впоследствии доказанными научными фактами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Философия джордано бруно

Краткая биография

  1. В 1568 г. Бруно закончил работу над первым своим сочинением – сатирической поэмой «Ноев ковчег», которую он посвятил папе римскому Пию V. В это же время он написал комедию «Светильник» и несколько сонетов.
  2. В 1572 г. Джордано получил сан католического священника и отслужил первую обедню в городе Кампанья. Будучи священником, он жил в монастыре святого Варфоломея, расположенном недалеко от Кампаньи, и продолжал изучать философские и религиозные книги. В этот период молодой человек познакомился с сочинением Коперника «Об обращении небесных тел», которое оказало большое влияние на его мировоззрение.
  3. В 1575 г. Бруно вернулся в монастырь св. Доминика и там был обвинён в ереси. Против него было заведено дело, состоящее из 130 пунктов о различных нарушениях католического учения, совершённых братом Джордано (чтение запрещённых книг и т.п.).
  4. Желая беспристрастного и справедливого к себе отношения, Бруно в 1576 г. переехал в Рим. Но, поняв, что не получит там снисхождения, вскоре сбежал на корабле в Геную. Пробыл он там всего 3 дня, т.к. в городе свирепствовала чума. Из Генуи Джордано перебрался в небольшой городок Ноли, где в течение 5 месяцев преподавал грамматику и астрономию. Затем учёный отправился в Савону, оттуда – в Турин, а после – в Венецию.
  5. В Венеции Джордано написал и издал не дошедшую до нас книгу «Знамения времени».
  6. В 1578 г. Бруно уехал в Швейцарию, в Женеву. Там он познакомился с кальвинистами и их учением. Чтобы заработать на хлеб, занимался корректурой. Там же учёный написал небольшую книгу, в которой спорил с одним из кальвинистских писателей, за что и попал в тюрьму. Однако вскоре Джордано отпустили, и он отправился в Тулузу.
  7. В Тулузе Бруно стал преподавателем философии в местном университете, сдав экзамен на степень доктора. Проработал он там 2 года.
  8. В 1581 г. учёный отправился в Париж и получил место профессора в Сорбоннском университете. Ораторский талант, эрудиция и прекрасная память сделали его парижской знаменитостью. Одну из лекций профессора посетил сам король Генрих III и был очень впечатлён. Он приблизил Бруно ко двору и всячески благоволил ему.
  9. В Париже философ опубликовал книгу «Тени идей» о теории познания и посвятил её королю. Также он напечатал несколько книг по мнемонике и риторике. Деятельность учёного сопровождалась постоянными спорами с защитниками теорий Аристотеля, идеи которого Бруно подвергал сомнению.
  10. В 1583 г. Бруно, снабжённый рекомендательным письмом Генриха III к французскому послу, поехал в Англию. Некоторое время он преподавал в Оксфорде, но, поссорившись с местными профессорами, переехал в Лондон.
  11. В Лондоне в 1584 г. философ издал одно из главных своих космологических сочинений – трактат «О бесконечности, вселенной и мирах», построенный в форме диалогов. В нём автор развивает и защищает идеи о том, что Вселенная бесконечна, и существует множество миров.
  12. В 1585 г. вышел сборник сонетов автора «О героическом энтузиазме».
  13. В 1585 г. Бруно вернулся в Париж, а в 1586 г. отправился в Германию. Там он пытался устроиться профессором в Марбургский университет, но ему было отказано. Тогда философ переехал в Виттенберг, где читал лекции на протяжении 2-х лет.
  14. В 1588 г. мыслитель переехал в Прагу и работал там над сочинениями, посвящёнными магическим темам.
  15. В 1589 г. Бруно оказался в Гельмштадте, а вскоре переехал во Франукфурт-на-Майне, где издал несколько своих книг.
  16. В 1591 г. философ по приглашению патриция Джованни Мочениго вновь приехал в Венецию, чтобы обучать того искусству памяти. Он поселился в доме своего ученика. Также профессор посетил Падую, где выступил с лекциями в местном университете.
  17. Отношения Джордано с патрицием вскоре испортились, тот считал, что философ учит его не тому, что обещал. В 1592 г. Мочениго написал несколько доносов на Бруно в венецианскую инквизицию, после чего философа арестовали и заключили в тюрьму.
  18. Первый допрос учёного состоялся 29 мая 1592 г., на нём Бруно подробно изложил факты своей биографии.
  19. В сентябре того же года Рим направил в Венецию письмо с требованием выдать Бруно для совершения над ним суда в Риме. В феврале 1593 г. учёного перевезли в Вечный город.
  20. В течение 6 лет великий итальянец находился в заключении, но так и не согласился отречься от своих научных убеждений.
  21. В январе 1600 г. по решению папы Клемента VIII Бруно был отлучён от церкви и лишён сана священника, а дело его было передано светскому суду.
  22. 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжён в Риме на Площади Цветов. А все его произведения вошли в католический список запрещённых книг и находились там до 1948 г.
  23. В 1889 г. на месте казни мыслителя ему был воздвигнут памятник.

Памятник Джордано Бруно в Риме

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Согласно Индексу запрещённых книг, который был издан в 1559 году, эти и некоторые другие философы находились в разделе литературы сомнительного содержания, поэтому священник Джордано нередко ловил на себе косые взгляды других монахов, а в особенности – настоятелей.

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Дуализм причины или начала

Бог был началом всего — так утверждала философия Возрождения. Джордано Бруно внес поправку в этот тезис: первопричина и первоначало едины в образе Бога, но в природе они различны, так как первопричиной является чистый разум, или универсальный ум, который воплощает в природе свои идеи, а первоначало – это материя, которая под воздействием причины принимает различные формы. Но в момент рождения Вселенной для самой первой воплощенной идеи мировой ум взял материю не извне, а изнутри, породив таким образом одушевленную материю, которая способна принимать формы сама по себе, без участия интеллекта.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600)

Джордано Бруно — великий итальянский ученый ученый, философ, поэт,
пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался
в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо
на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой
монастырской библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви
и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь.
Преследуемый церковью он долгие годы скитался по многим городам
и странам Европы. Везде он читал лекции, выступал на публичных богословских
диспутах. Так, в Оксфорде в 1583 г. на знаменитом диспуте о вращении
Земли, бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров
в ней он, по отзывам современников, «раз пятнадцать заткнул рот
бедняге доктору» — своему оппоненту.

В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные
сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным
был труд «О бесконечности вселенной и мирах» (миром называли тогда
Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и глубокими
общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского,
Бруно создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании,
во многом предугадав грядущие научные открытия.

Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Он писал
«Небо… единое безмерное пространство, лоно которого содержит все,
эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные
звезды, созвездия, шары, солнца и земли… разумом мы заключаем
о бесконечном количестве других»; «Все они имеют свои собственные
движения… одни кружатся вокруг других». Он утверждал, что ни только
Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так
как Вселенная бесконечна и «центров» в ней бесконечное число. Он
утверждал, что изменчивость тел и поверхности нашей Земли, считая,
что в течение огромных промежутков времени «моря превращаются в
континенты, а континенты — в моря».

Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные
представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые
идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны
церкви. И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был
выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве.
После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме
на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью «Джордано
Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был
зажжен костер».

1 мая 2000 года

См. также:  Орбитальный Космический телескоп Хаббла  Спиральная галактика NGC 2997 в телескопе VLT  Трехмерная карта Вселенной по данным SDSS  Анизотропия микроволнового фона во Вселенной  Каким будет конец Вселенной  Глубокий обзор: происхождение галактик  Медленный взрыв  Возраст Вселенной по микроволновому фоновому излучению  NGC 3621: за пределами местной группы галактик  Слухи странной Вселенной

См. также в новостях:  11-07-2005 14:59 | «Кризис в космологии»: а был ли Большой взрыв?  07-12-2003 16:19 | Создана трехмерная карта Вселенной  09-10-2003 15:21 | Ученые установили, какой формы Вселенная

| Версия для печати | Ключевые слова | Оглавление

↑ Жизнь и деятельность Джордано Бруно

Он родился в 1548 году в городке Нола, в семье обедневшего дворянина. При рождении получил имя Филиппо. Атмосфера, в которой он рос и воспитывался, была весьма фривольной и легкомысленной по отношению к религии. Ребенок был смышленым и любознательным. Многие его вопросы ставили взрослых в тупик. В 14 лет Бруно переезжает в Неаполь. Там он посещает университетские лекции по философии и словесности. Денег катастрофически не хватает. Поэтому 17-летний юноша становится послушником монастыря святого Доминика. Он меняет имя на Джордано.

В монастырской библиотеке Бруно усердно штудирует труды Платона и Аристотеля, а также Фалеса и Гераклита, изучает работы польского кардинала Николая Кузанского. Он воистину ошеломлен откровениями древних философов, а еще больше — идеей Николая Коперника о вращении Земли с других планет вокруг Солнца. Суммировав все накопленное знание, Бруно создает свою концепцию, в основе которой лежит представление о всеобщей одушевленности материи.

Параллельно Джордано много занимался наукой о развитии памяти — мнемоникой. Его слава достигает Рима. Тогдашний папа Пий V лично приказывает зачислить Бруно в число учеников высшей богословской школы. В 24 года Бруно становится доктором философии, получает священнический сан, однако в христианскую веру не переходит. Он считает, что владеет истинным знанием и теперь его миссия – донести свет правды людям. Особенно достается схоластике Фомы Аквинского. Монахи и их начальство в ужасе. Ввиду начавшегося расследования Бруно спешно оставляет монастырь.

Долгие годы он странствует по разным странам Европы, на некоторое время оседает в Женеве, увлекается протестантскими идеями. Однако вскоре Бруно понимает, что кальвинизм тоже не свободен от догматов. За публичную критику церкви он попадает в тюрьму и чтобы освободиться вынужден изобразить раскаяние.

В возрасте 36 лет Бруно попадает во Францию. Здесь он преподает, обучает короля Генриха III мнемоническому искусству, становится широко популярен. Тем не менее, слава эта – слава мага и чародея, а не ученого. Он искал и не находил единомышленников. Трудами по мнемонике восхищались многие, а вот идеями мировой души и бесконечности Вселенной – почти никто. Бруно часто бывал неосторожен на язык, саркастичен и резок в оценках конкретных личностей, поэтому многие его откровенно ненавидели и боялись.

В 1584 году главная книга Бруно — «О бесконечности Вселенной и мирах» — увидела свет. В нем развиты идеи Коперника и выстроена собственная, пантеистическая концепция мироздания. Вселенная Бруно – это бесконечность, состоящая из беспредельного множества миров, а Бог растворен в этой бесконечности. Все попытки Бруно обрести единомышленников заканчиваются ничем. Попытка занять кафедру математики в Падуанском университете также терпит наудачу. Репутация еретика и чернокнижника закрывала перед ним двери учебных заведений.

Бруно снова скитается по Европе, проповедует свое учение, становится автором философских сонетов, сочиняет антирелигиозную комедию «Подсвечник», а также дает частные уроки. В 1591 году, по доносу одного знатного венецианца, начинается долгое расследование по делу Бруно, которое ведет католическая инквизиция. 8 лет судьи безуспешно пытались добиться покаяния Бруно. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме.

Долг философа.

Долг философа. Так же как и Сократ, Бруно считал философствование служением Богу. Как могу я быть безразличным, писал он, «…к божественному долгу, согласно которому мы не должны уподобляться слепым, но предназначены стать водителями ослепших и в этом теле человеческого сообщества сопричислены к тем, кому предписана должность и участь глаз… и на кого

258

возложено в меру сил служить истине и свету». Как верил Бруно, божественный долг философа — быть «глазами человечества». Глаза — важнейшая часть тела: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф., 6: 22, 23). Истинный философ возводит в мышлении человечества многое к Единому и тем проводит свет Единого в сознание человечества. Аналогичным образом истинная поэзия озаряет чувства людей, а истинная религия — дух. Более того, для Бруно истинная религия и истинная философия в конечном счете совпадают, так как Истина едина, а познание Истины есть наилучший способ почтить ее и приблизиться к ней. Поэтому философ подобен жрецу культа Света и своей мыслью устанавливает связь между Единым и миром людей.

Развод

Герметизм

Еще одним весомым источником вдохновения Бруно стала герметическая философия. Это учение появилось в эпоху поздней Античности, когда в Средиземноморье свой расцвет переживал эллинизм. Основой концепции были древние тексты, по преданию дарованные Гермесом Трисмегистом.

Учение включало в себя элементы астрологии, магии и алхимии. Эзотерический и таинственный характер герметической философии очень импонировал Джордано Бруно. Эпоха античности уже давно была в прошлом, но именно во время Возрождения в Европе появилась мода на изучение и переосмысление столь древних источников. Показательно, что один из исследователей наследия Бруно Фрэнсис Йейтс назвал его «ренессансным магом».

Учение о познании.

Учение о познании. Диалектика Бруно исходит из диалектики Кузанца, с той разницей, что Бруно наполняет ее более реальным живым содержанием. Полярности, лежащие в основе всего сущего, для Бруно есть не просто умозрительные принципы, но живые действующие силы (притяжение и отталкивание, созидание и разрушение и т. д.). «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и наоборот».

Бруно проводит единство онтологии и гносеологии: поскольку разум не «принадлежит» человеку, но скорее действует через него, то и процесс познания человеком мира есть действие, совершающееся посредством человека, — действие гармонизации и интеграции мироздания. Природа посредством человеческого познания восходит от многого к Единому по тем же ступеням, по которым Единое нисходит к множеству. «Мы, подымаясь к совершенному познанию, … сворачиваем множественность, как при нисхождении к произведению вещей разворачивается Единство» (11: 144). Иными словами, познание есть космический процесс, обратный процессу творения мира, дополняющий и завершающий его — возведение мира к совершенству, к единству, к Богу.

Последователи Бруно. Ванини

История показывает нам очень скоро после Джордано Бруно в некотором роде копию с него, но которая в лучшем случае относится к оригиналу, как плохой гипсовый слепок к мраморной статуе. Это Лючилио Ванини, родившийся в Неаполе в 1585 г.; после такой же беспокойной жизни в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Англии, Италии и Франции, он был сожжен в Тулузе в 1619 г. Его сочинение «De admirandis naturae reginae deaeque mortalium arcanis» («Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных») представляет во всех отношениях лишь плоский отпечаток так пластически изложенной философии Джордано Бруно, и его изображение механизма природы, переплетенное с прямо-таки отвратительной полемикой против христианства, вероятно, давно было бы предано забвению, если бы его мученичество не доставило ему места в истории мыслителей.

Интересные факты

Джордано Бруно был для своей эпохи противоречивой и интересной личностью, поэтому за всё время его жизни с ним случилось множество любопытных событий:

  1. Джордано относился к монахам-доминиканцам, орден которых являлся патроном святой инквизиции. Позднее из-за слишком противоречивых и несколько кощунственных идей для той эпохи, в которую жил философ, он был изгнан из этого ордена.
  2. Джордано был отлично знаком с философами античных времён, однако он далеко не всегда разделял их взгляды. Несмотря на то, что монах только знакомился с трудами Аристотеля, многие люди уже тогда полагали, что он постепенно становится еретиком. Ведь, читать сомнительную литературу и разделять её взгляды в представлениях людей носило один и тот же смысл. Интересно, что Аристотеля Джордано постоянно критиковал.
  3. Когда Джордано подвергся аресту в Венеции, он провёл в тюремном заключении целых семь лет, но от него надзиратели так и не смогли добиться отказа от собственных мировоззрений, что в итоге и привело философа к столь печальному концу.
  4. В общей сложности скитания философа продлились 16 лет. В течение этого времени он посетил более десяти городов в разных странах мира.
  5. Находясь под покровительством Генриха III, Джордано не гнушался возможностью высказывать свои взгляды. Однако позднее отношения между беглым монахом и монархом несколько охладели, что вынудило философа продолжить свои скитания. Тем не менее, Генрих снабдил Джордано рекомендательными письмами.
  6. За основу своей концепции Джордано Бруно взял теорию Коперника и несколько её расширил, а также объединил с философией. Он утверждал, что звёзды на небе – это далёкие солнца, которые подобны тому, что мы видим с Земли.
  7. На Площади Цветов (Кампо-деи-Фиори) в Риме, где был казнён великий философ, позднее поставлен памятник в его честь.
  8. Не так много людей знает о том, что Джордано был ещё талантливым поэтом, который оставил после себя большое количество литературных произведений, которые были написаны на разные тематики.
  9. Инквизиторы обвиняли Джордано не только в ереси. Они были уверены, что своими деяниями философ был намерен создать новую религию.
  10. В то время, когда Джордано находился в Англии, он познакомился со знаменитым драматургом Уильямом Шекспиром. Ведя с ним беседы, Джордано Бруно пытался его убедить в том, что взгляды Коперника правдивы и носят в себе толику истины. Однако сделать этого у философа так и не получилось.
  11. Философ обладал потрясающей памятью. В течение своей жизни ему даже удалось создать мнемонику, науку о запоминании, однако оказалось, что все разработанные им методы работают только с теми людьми, которые обладают такой же феноменальной памятью, как и он.
  12. Все научные труды, которые были написаны Джордано Бруно в течение всей жизни, находились в католическом Индексе запрещённых книг с 1603 по 1948 год.

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Вывод

Выдающийся мыслитель, писатель и поэт эпохи Возрождения, Джордано Бруно, был личностью неоднозначной. Его труды и сегодня вызывают споры в научных кругах.

Бруно был в первую очередь философом. Он обладал феноменальной памятью и прекрасно развитым воображением.

Мыслитель изучал сочинения античных и современных ему авторов, выработал собственное мировосприятие, отличающееся революционными взглядами для своего времени. В философии Бруно соединены мистика и наука, он был глубоко религиозным человеком.

За инакомыслие его преследовала инквизиция, из-за чего учёный вынужден был долгие годы странствовать по разным странам и городам. А когда вернулся, был арестован, судим и за отказ отречься от своих убеждений приговорён к казни.

Ключевым компонентом его учения была космология. Он развил гелеоцентрическую систему Коперника и идеи Николая Кузанского, высказал ряд предположений, ставших впоследствии доказанными научными фактами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий