Известные портреты есенина. портрет есенина карандашом (городецкий). портрет поэта в константиново

Творчество и особенность поэзии

Желание творить возникло у поэта еще в детском возрасте. Он писал стихотворения во время учебы в учительской приходской школе. В те годы произведения автора имели духовную направленность, в них отсутствовал тот трагизм и лирика, что появились в творчестве более поздних лет.

«Моя жизнь» и «Звезды» можно отнести именно к таким стихам. Во время пребывания в столице его творчество имело следующие особенности:

Поэт умело использовал прием образности, удачно употребляя метафоры и фразеологизмы.
Гений очень любил стихи Блока, поэтому в его сборниках можно проследить русский символизм.
Новокрестьянская образность. В стихотворениях переплетаются темы любви к Родине, нежных чувств к женщине, матери, природе и жизни в целом

Сергей Александрович был истинным патриотом, поэтому передал свои эмоции и мировоззрение в авторских произведениях, на тот момент это было самое важное и главное.

Первая книга

Первая книга под названием «Радуница» вышла в свет в 1916 году.

Критики о ней отозвались очень хорошо, подчеркивая, что для поэта-крестьянина нет ничего на свете милее и дороже Отчизны. Они отметили, что содержание произведения преисполнены задушевностью, простотой и естественностью, сравнивая слог юного дарования с песней жаворонка.

Образ крестьянской России в сборнике занимает основное место. Родная земля в стихах Сергея Александровича подчас грустная и задумчивая, а порой веселая и радостная, озаренная «радужным» сиянием. Современники отмечали живое ощущение природы, узорчатость и свежесть стихотворений, постоянный поиск чего-то нового и неизведанного.

Период имажинизма

Этот период в творчестве писателя начался с 1919 года. Он подразумевает использование огромного количества метафор, сравнений и образов. Гений заручается поддержкой Шершеневича и решает создать собственную группу.

Произведения имели эстрадное направление и предполагали чтение на сцене перед широкой аудиторией.

Коллектив имажинистов получил широкую известность благодаря своим ярким выступлениям. Поэма «Пугачев» и «Ключи Марии» были созданы в 20-х годах. В это время Сергей также занимается реализацией литературы. Он продает печатные издания в арендованной лавке. Работа приносила поэту хороший доход, но отвлекала от основной творческой деятельности.

После многочисленных бесед и тесного общения с единомышленником Мариенгофом Есениным были написаны его лучшие лирические произведения: «Письмо матери», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста» и многие другие.

Влияние советской власти

После завершения периода имажинизма в работах Есенина литературный гений начал впадать в крайности. Он давал частые поводы для критики и вел себя безнравственно, напиваясь до беспамятства. Дебоши, драки и скандалы стали обычными явлениями в тех заведениях, которые посещал Сергей.

На хулиганские выходки Есенина недоброжелатели отреагировали довольно быстро, написав несколько доносов в соответствующие органы. Было заведено несколько уголовных дел, самым громким из которых является обвинение 4 поэтов в антисемитизме. Это негативно отразилось на здоровье молодого гения.

Такое хулиганское поведение очень обеспокоило советскую власть. Дзержинского попросили помочь пьянствующему поэту. Этому есть документальное подтверждение в виде писем. К Есенину должны были приставить сотрудника ГПУ, но так и не смогли отыскать скрывающегося ото всех писателя.

Семья

«Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель» (5, с. 166).

«Отец не верил, что можно прожить на деньги, заработанные стихами. Ему казалось, что ничего путного из этого не выйдет» (из письма сестры.)

Есенин всегда чувствовал ответственность за будущее своих сестер: «Живи и гляди в оба. Ты только должна учиться, учиться и читать. Язык держи за зубами на все исключительно, на все отвечай «не знаю». Обо мне, о семье, о жизни семьи, о всем, что очень интересно знать моим врагам, отмалчивайся» (сестре Александре, Венеция, август 1922 г.) (5, с. 115).

Младшей, любимой сестре Шуре он оплачивал занятия музыкой, любил слушать ее пение, посвятил ей несколько известных
стихов.

Особенно нежно он относился к матери и к своему деду.

«Старушка милая Живи, как ты живешь. Я нежно чувствую твою любовь и память».

«Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу…»

Образ жизни

«Наше безалаберное российское житие, похожее на постоялый двор, каждый раз выбивало перо из рук. Я удивляюсь, как еще я мог
написать столько стихов и поэм за это время» (5, с. 243).

Один из его современников сказал, что Есенина погубила «чаруса» — болото, которое манит своим разноцветьем и постепенно засасывает. У Есенина постоянно были попытки выбраться из этой «чарусы», в письмах часто встречаются фразы: «В Москве себя я чувствую отвратительно. Хочется куда-нибудь уехать» (5, с. 249).

«Живу я как-то по-бивуачному, без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить всякие бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко» (5, с. 250); «…делать мне в Москве нечего. По кабакам ходить надоело» (5, с. 272).

«Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно. В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно».

«Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину?».

«Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет».

Грусть и радость, чередуясь в жизни, отражались и поэзии.

«Был я весь, как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки»;

«Припадок кончен, Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон».

Развитие

В развитии для людей этого типа характерно сравнение себя с деревом, с его корнями и плодами. «Сажая под окошком ветлу или рябину, крестьянин уже делает четкий и строгий рисунок своего быта… Северный простолюдин не посадит под свое окно кипариса, он посадит только то дерево, которое присуще его снегам и ветру».

В одном из последних стихотворений Есенин, томимый тяжелыми предчувствиями, олицетворяет свою жизнь с кленом:

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, качаясь, под метелью белой?..

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зеленым».

«Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.Период учебы в сельской учительской школе не оставил на мне никаких следов.
В 1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского в Москве. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница».
Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно» (из автобиографии Есенина) (5, с. 184).

Смерть

В его стихах мотив смерти появлялся неоднократно:

«Я устал себя мучить бесцельно,

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца…».

«Себя, усопшего, в гробу я вижу

Под аллилуйные стенания дьячка.

Я веки мертвому себе

Спускаю ниже,

Кладя на них

Два медных пятачка».

«Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие и благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать».

Неуравновешенность психики, неустроенность жизни, метания, недостаточное признание его таланта привели его к самоубийству. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Есенин повесился на ремне от чемодана в ленинградской гостинице «Англетер». Последние слова перед смертью он написал на салфетке: «В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей».

Документальный цикл «Москва Сергея Есенина»

I. Сергей Есенин. Первый московский адрес и бегство от семейной жизни

В 1912 году юный Сергей Есенин приезжает в Москву, в дом своего отца Александра. Поначалу ему приходится работать в мясной лавке, а после находит занятие по душе — в типографии Сытина,
где он знакомится со своей первой гражданской супругой Анной Изрядновой. Кроме любви, Москва дарит новых друзей и первое изданное стихотворение.

Историк Анна Эспарса рассказывает о первых годах жизни поэта в Москве, раннем творчестве, первом гражданском браке и о том, как разбилось о быт семейное счастье
Сергея Есенина и Анны Изрядновой.

II. Сергей Есенин. Тайны Cуриковского кружка. Мечты о столице

В 1913 году поэт Сергей Есенин знакомится с участниками знаменитого Суриковского литературно-музыкального кружка. Он ищет свой образ и стиль, выпускает журнал
«Друг народа», становится интересен декадентской московской публике как перформер.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, как складывалась жизнь поэта в первые московские годы. О чем мечтал Сергей Есенин в этот период? Почему хотел сбежать в Петербург?
И что же «шептала» Москва о молодом поэте Есенине?..

III. Сергей Есенин. «Стойло Пегаса» и прочий имажинизм

Революцию 1917 года Сергей Есенин восторженно встретил в Петрограде. Именно здесь поэт получил похвалу и поддержку Александра Блока, покорил гостей салона Зинаиды Гиппиус
и саму хозяйку — «белую Дьяволицу».

В 1918 году Есенин возвращается в «опьяненную» Революцией Москву. Теперь поэт стремится к всемирной славе. В Москве начинается новый этап в его творчестве —
переход к имажинизму.

О встречах на Тверской в «Стойле Пегаса», селебрити Серебряного века, о переходе от «рязанского Леля» к столичному денди, а также об имажинизме Есенина рассказывает
историк Анна Эспарса.

IV. Сергей Есенин. Любовь к Айседоре и свадьба на первой встрече

Эта история любви потрясла весь мир 1920-х гг. XX века. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан стала подарком судьбы, навсегда изменившим жизнь Сергея Есенина.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, где и при каких обстоятельствах поэт познакомился с Айседорой, когда она стала его женой, что было в их совместных поездках по Европе
и США, а также о причинах расставания всемирно известной Айседоры Дункан и выдающегося русского поэта.

Описание вида

Линь является представителем карпообразного семейства, но внешне он заметно выделяется. Кроме чешуи красивого зеленого цвета у линей плавные контуры плавников, объёмные губы, красные глаза небольшого размера. Нательные пластины рыбы достаточно мелкие, в большинстве случаев они покрыты внушительным слоем слизи. Именно по этой причине перепутать речного линя с любыми другими представителями карпового семейства практически невозможно. Об этом в один голос говорят все известные ихтиологи.

Его слизь выступает природным антибиотиком. Об этом впервые стало известно даже не людям, а рыбам. Специалистами крупным планом на профессиональных видеороликах было зафиксировано, что представители различных видов начали обращаться именно к линям, как к настоящим докторам. Особи, заболевающие по каким-то причинам, просто подплывали к линю и тёрлись о его бока. Ни о каких нападениях и речи нет. Даже щуки, которые болели, не трогали линей. Если здоровая щука подплывала к лекарю, то обязательно старалась проглотить его.

Тело покрыто антибактериальной слизью. Название тоже напрямую связано с ней. После того, как происходит вылов, становится заметно по любым фото из журналов, что рыбная чешуя под слизью намного светлее, чем была под покрытием. Выглядит это так, словно рыба находится в состоянии линьки.

Есть еще одна популярная версия появления названия. Часть специалистов сходятся во мнении, что рыба получила такое название от слова «лень», просто с течением времени преобразовавшись постепенно в слово «линь». Многие отмечают, что она передвигается вальяжно, неспешно, почти никогда не совершает резвых поворотов, так что речному жителю действительно присуща лень.

В уголках рта рыбы есть усы. Это можно рассмотреть на фотографиях и видео, где речного жителя видно крупным планом. В этом состоит главное сходство линя с карпом, если прочитать их подробные описания. Также линек схож с карпом строением немного удлиненного, толстого тела.

Отношения между братом и сестрой

Когда Александра появилась на свет, ее брат заканчивал церковно-приходское училище. Малышка сразу же стала любимицей в семье. еЕсли с Катей Есенин мог обсудить что-либо, то к сестре Шуре относился, как к ребенку.

Время шло, Сергей Александрович закончил обучение, уехал жить в Москву. Позже Александра Александровна будет вспоминать редкие приезды брата в родной дом, как праздник для души. Поэт обожал девочку, привозил ей необычные подарки. Шурочка вспоминала, как оживал дом после приезда Сергея Александровича, как большая семья собиралась за скромным столом и пела народные песни. А потом, спустя несколько лет, поэт напишет любимой сестренке стихотворение, начинающееся со строчки: «Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать…».

Быть может, в бесконечных скитаниях по России поэту помогали именно эти домашние воспоминания? Прячась в уголках души, они согревали ее, как хрупкий огонек.

Когда Шуре минуло 13 лет, брат забрал ее в Москву. Мать благословила подростка иконой Тихвинской Божьей Матери, отпуская в новую жизнь. Все случилось в 1924 году, когда Есенин жил в Москве, в доме своего секретаря Галины Бениславской. Позже, после смерти Сергея Александровича, 14-летняя Шура осталась жить с ней.

Застенчивые интроверты: Эд Ширан и другие звезды, которые стеснялись в школе

Антон Батырев показал роскошную брюнетку, в которую влюблен, но люди его осудили

Витамины зимой: готовлю салат за два дня до употребления, не надоедает неделю

Особенности когнитивного стиля

Восприятие

Для Есенина характерно объективное восприятие мира, комбинирование объективных составляющих.

«Слишком я любил на этом свете все, что душу облекает в плоть».

Зрительность (культ глаза, торжество зрения) — центральная характеристика мировосприятия Есенина.

«О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств».

Природа не была чем-то отвлеченным, всегда связывалась в поэзии Есенина с человеком. Птицы, животные, деревья, цветы наделяются человеческими характеристиками. Черемуха у него «спит в белой накидке», «плачут вербы, шепчут тополя»; «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка».

Внимание к деталям, их укрупнение, выпуклость, осязаемость. «Вьется сажа над заслонкою,

«Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц» (стихотворение «В хате»).

«Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчатке смуглая рука».

Синестетичность восприятия — в создании образа участвуют все органы чувств. Есенинский образ звучит, обладает запахом, цветом, движением, ощущением: «Пахнет рыхлыми драчёнами»; «И в душе, и в долине прохлада»; «Дальний плач тальянки, Голос одинокий».

Особенно любимыми у Есенина были синий и голубой цвета: «заметался пожар голубой»; «солнца струганные дранки загораживают синь», «вечером лунным, вечером синим»» «низкий дом с голубыми ставнями»; «ситец неба такой голубой»

Мышление и воображение

«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность…» (5, с. 166 ).. Увлечение образностью послужило причиной сближения Есенина с имажинистами вначале его творческого пути

Впоследствии он с ними разошелся в подходе к трактовке и пониманию образа. Для имажинистов образ — самоцель, а стихотворение — «толпа образов». Для Есенина — каждый стих — это единый организм, который наполнен звуками, красками, дыханием.

Увлечение образностью послужило причиной сближения Есенина с имажинистами вначале его творческого пути. Впоследствии он с ними разошелся в подходе к трактовке и пониманию образа. Для имажинистов образ — самоцель, а стихотворение — «толпа образов». Для Есенина — каждый стих — это единый организм, который наполнен звуками, красками, дыханием.

«Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» (5, с. 166).

Опора на внимательное отношение к действительности. Опора на авторитеты. Для Есенина первым авторитетом в литературе был Гоголь, позднее Пушкин. Сильное впечатление осталось от первой встречи с Блоком, который, по словам самого Есенина, «научил его лиричности». Некоторое время находился под влиянием крестьянского патриархального поэта Н. Клюева.

«Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны, в которой я живу» (4, с. 461).

Чувства

«Тогда впервые с рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств вскружилась голова.

И я сказал: коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова».

Игра, комбинация, анализ переживаний синтезируется в сильную и яркую эмоцию, которая сама уже диктует поведение. Процесс совместного действия ума и чувства Стендаль назвал «кристаллизацией чувств»: «Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите. В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее
извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами» (2, с. 14).

Романтизм — реализм

В нем одновременно уживался романтик и жесткий, до цинизма, реалист.

«Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом…

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь, —

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь».

Стремление к собственному комфорту как одна из важных типологических черт Есенина определяла его внутренний психологический настрой и психическое состояние в данный момент времени. Поэтому он мучился и страдал от неустроенности быта.

И если бы не присущий ему нарциссизм и болезненное честолюбие, он мог бы удовлетворить потребность к комфорту и с Айседорой Дункан, и тем более с Татьяной Толстой.

Была ли эта статья полезной?

Интересные факты из жизни и творчества Есенина

О детстве и юности Есенина известно не много. Несомненно одно, что судьба предлагала известному поэту избрать иной путь – посвятить свою жизнь педагогике. В 1909 году подошло к концу обучение Сергея Есенина в Константиновском земском училище. Отличные оценки позволили ему поступить в церковно-учительскую школу. Но через полтора года он покинул порядком надоевшие школьные стены, потому как не мог представить себя в роли учителя.
Первой музой поэта стала Анна Изряднова. Они познакомились, когда Сергей, пылкий самоуверенный юноша семнадцати лет, приехал покорять столицу. У него было много планов и одна цель – стать самым ярким «служителем муз» в необъятной России. Брак этот не был счастливым. Жена и маленький сын тяготили Есенина. Очень скоро он их покинул и отправился на поиски славы в Петроград.
В 1918 году в Москве появилось новое издательство – «Трудовая артель художников слова».

Организовали его начинающие поэты Советской России – Лев Повицкий, Андрей Белый, Пётр Орешин, Сергей Клычков и Сергей Есенин. Для успешной работы остро не хватало одного – бумаги. Она в то сложное время была на строгом учете, но Есенин пообещал достать. Переодевшись в простую одежду и причесавшись на крестьянский манер, он пошёл прямо в Президиум Московского Совета. Исключительно для «крестьянских поэтов» бумагу выделили.
В жизни Есенина было немало красивых женщин. Известная актриса Зинаида Райх была одной из них. Она была столь красива и обворожительна, что поэт не мог устоять и попросил её руки в 1917 году. В этом браке у Сергея Александровича родилось двое детей – Татьяна и Константин. Через три года пара разлучилась из-за бесконечных измен главы семейства. Замечательное стихотворение «Письмо к женщине» посвящено именно прекрасной Зинаиде.
У поэта было и немало страхов. Одним из неизвестных широкой публике – ужас перед милиционерами. Вольф Эрлих вспоминал, что однажды они с Сергеем шли по улице, в конце которой показалась фигура стража порядка. Поэт резко побледнел, затем пожелтел, тяжело дышал, просил скорее уйти и никому не рассказывать о внезапно охватившей его панике.
В 20-е годы личная жизнь Есенина была сумбурной и какой-то растрепанной. Он много пил, часто ввязывался в некрасивые истории и бесконечные драки. Не обходилось и без случайных связей. Но судьба протянула ему руку помощи в лице Айседоры Дункан – блистательной американской танцовщицы. Это была любовь с первого взгляда, которая перешагнула через множество условностей. Она была старше его на восемнадцать лет и не владела русским языком, а он не говорил по-английски. Но они поженились, объединив свои фамилии и своё большое чувство в одно целое. Отныне они оба подписывались Дункан-Есенин.
Однако брак с Айседорой Дункан сложился не вполне удачно. Они часто ссорились, скандалили, расходились и снова страстно сходились. Окончательный разрыв был неминуем. В стихотворении «Сыпь, гармоника!

Скука…Скука…» Есенин передал то, что происходило в его душе в тот период. Через два года после трагической смерти поэта, Дункан погибла, удушившись собственным шарфом.
С краткой биографией и творчеством Есенина учащиеся знакомятся в 5 классе. В ней бытует распространенное заблуждение о якобы взаимной ненависти между Есениным и Маяковским. Действительно, поэты часто и страстно спорили, упрекали друг друга. Нередко доходило до открытых стычек во время публичных выступлений. Но это не говорил о том, что они не признавали талант друг друга. Наоборот, хвалили и восхищались. Однажды даже Маяковский сказал, что «душка Есенин» «жутко талантлив», при этом попросил этих слов ему не передавать.
Последней женой поэта стала Софья Толстая – родная внучка великого русского писателя

Она стремилась быть идеальной спутницей известного поэта: окружила его заботой, вниманием и помогала ему с изданием его собственного собрания сочинений. Но музой его так и не стала

Он не любил её, и вместе с тем её аристократическое происхождение вызывало в нем замешательство и робость. И всё же немилой сердцу Софье выпало горе остаться вдовой эпатажного поэта.
Тело мёртвого Есенина было найдено 25 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». Интересно заметить, что накануне он кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Существовало две версии его трагического ухода. По официальной – он закончил жизнь самоубийством, написав при этом прощальный стих-послание. По другой – это было политическое убийство, а стихотворение было написано кровью, потому что в номере не оказалось чернил.

Экскурс в соционику

«Портрет» – термин не только из живописи и литературы, т. е. связанный с искусством. Применяют его, например, и в психологии, и в соционике, когда нужно классифицировать или описать какой-либо социотип. Так каким же человеком был Есенин? Женский портрет личности, как ни странно, имел он. Что это означает, можно выразить в нескольких предложениях. Он лирик, романтик, интроверт. Воспринимает мир не сам по себе, а через призму эмоций и тех образов, ощущений, переживаний, которые вызывают в нем события извне.

Есенин мыслил не шаблонно, а творчески, нестандартно, он был обаятелен и притягивал к себе людей. Если всмотреться во многие фотографии Сергея Александровича 20-х годов, то на них отчетливо видна «богемность». И еще в большинстве снимков и портретов разных лет мы ясно улавливаем некую грустинку, которая показывает, насколько не удовлетворен своей жизнью и действительностью был поэт, насколько растерянно и неприкаянно себя чувствовал. Однако некоторые фото дают нам представление и о другой стороне личности Сергея Александровича: искренней влюбленности в жизнь, в мир.

Интересные факты из жизни Есенина

Еще в 1913 году, в возрасте 18 лет Сергей Есенин познакомился с Изрядновой Анной Романовной (1891-1946), которая стала первой, гражданской супругой поэта. От этого, недолго продлившегося брака у Сергея Есенина родился сын Юрий, который, к сожалению, в 1937 году был расстрелян.

Есенин оставил свою первую семью сразу после рождения сына, в 1914 году.
В июле 1917 года Сергей познакомился с красавицей Зинаидой Райх, бурный роман закончился официальным браком, в котором родилось двое детей — Татьяна Сергеевна (1918–1992) и Константин Сергеевич (1920-1986). В дальнейшем Зинаида вышла замуж за известного режиссера — В. Э. Мейерхольда, который усыновил ее детей от брака с Есениным.

Еще будучи в браке с Зинаидой Райх Сергей Есенин познакомился с переводчицей и поэтессой Надеждой Давыдовной Вольпин, которая также как поэт входила в кружок имажинистов. От этого романа в Есенина в 1924 году родился внебрачный сын, ныне проживающий в Соединенных Штатах и носящий двойную фамилию – Вольпин-Есенин.

Наиболее драматически закончился роман Сергея Александровича с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Выпускница женской Преображенской гимназии в Петербурге была страстной поклонницей поэта и покончила жизнь самоубийством, застрелившись на его могиле 3 декабря 1926 года, практически через год после смерти самого поэта.

Известнейшей связью любвеобильного Есенина по праву считается его роман с Айседорой Дункан, танцовщицей, приехавшей в Советский Союз по специальному приглашению партии и прославившейся своей оригинальной манерой исполнения. Дункан называли «босоножкой», так как она всегда выполняла свои номера босиком, ее танцы пользовались большим успехом в СССР. Айседора была старше поэта на 22 года, что не помешало ей влюбиться в «красивого русского» с первого взгляда. Перед поездкой в США, в 1922 году, пара официально оформила отношения, однако совместная жизнь была омрачена скандалами и постоянными ссорами. Первая соперница у Айседоры Дункан появилась еще в 1923 году, когда Есенин увлекся Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Московского Камерного театра. Именно ей посвящены несколько стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана», однако страстный роман оказался весьма быстротечным и скоро закончился полным разрывом.

Последним известным романом Сергея Есенина стала связь с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957), внучкой того самого Льва Николаевича Толстого, с которой он познакомился в марте 1925 года. Абсолютно разные, вышедшие из разных миров они, по воспоминаниям современников, не смогли бы быть вместе, даже если бы поэт прожил более долгую жизнь. Мало кто знает, что Софья пыталась поместить Есенина на лечение в психоневрологическую клинику, откуда поэт сбежал и уехал в Ленинград, где остановился в печально известном номере гостиницы «Англетер». По другой версии, Сергей лег в больницу, чтобы избежать ареста, спасаясь от преследований ГПУ.

О смерти Сергея Есенина до сих пор спорят историки. Согласно официальной версии, поэт, который давно уже пил слишком много и вел разгульный образ жизни, повесился на трубе отопления в своем номере в «Англетере» 28 декабря 1925 года.

Перед смертью, вместо последней записки поэт кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Очень многие считают, что Сергей Александрович не мог повеситься сам, в тот вечер был весел, провел его со знакомыми и ни словом не обмолвился о каких-либо душевных переживаниях, к тому же он с большим воодушевлением ждал выхода в свет своего полного собрания сочинений. Вызывают сомнения и некоторые обстоятельства гибели поэта, однако окончательно доказать версию убийства не удалось и по сей день.
Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Любовь

Перед Есениным всегда стояла проблема синтеза идеальной и физической любви. Но в реальной жизни получить этот синтез
ему не удавалось. Его привлекали два типа женщин. С одной стороны — известные, признанные обществом. Его жены — Зинаида Райх (Мейерхольд), Айседора Дункан, Татьяна Толстая грели его честолюбие. Но ни с одной из них он не был долго. Проходил этап «кристаллизации чувств», и наступало разочарование.

«В 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании».

«Изадора прекраснейшая женщина, но врет не хуже Ваньки. Все ее банки и замки, о которых она пела нам в России, — вздор. Сидим без копеечки, ждем, когда соберем на дорогу обратно в Москву» (Мариенгофу, Нью-Иорк, 1922 г.) (5, с. 118).

«С новой семьей (Толстая) вряд ли что получится, слишком все здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в столах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей места
не остается. И это душит меня» (Вержбицкому, Москва, 1925 г.) (5, с. 167).

С другими женщинами были плотские страсти, но, фактически, ни одна конкретно не стала для него единственной, как Лиля Брик для Маяковского.

«Днем, когда солнышко, я оживаю. Хожу смотреть, как плавают медузы. Провожаю отъезжающие в Константинополь пароходы и думаю о Босфоре. Увлечений нет. Один. Один. Хотя за мной тут бабы гоняются. Как же? Поэт ведь! Да какой еще, известный. Все это смешно и глупо» (5, с. 261).

Но его поэзия полна любовной лирики, где обобщенный образ женщины идеализируется, и уже не важно, признана она обществом или находится на дне этого общества. Она — это часть его жизни, ее любовь — это его спасение, забытье, восторг и безысходность, ликование до небес и мрак ночи.. Многие строчки есенинской любовной лирики стали афоризмами:

Многие строчки есенинской любовной лирики стали афоризмами:

«Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь —

Корабль в плачевном состоянье» («Письмо к женщине»).

«Коль гореть, так уж гореть сгорая» («Видно, так заведено навеки»).

«Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь, сколько губ?» («Ты меня не любишь, не жалеешь»).

С Галиной Бенеславской, которая боготворила Есенина, у него были доверительные дружески деловые отношения — она была его секретарем, следила за изданием его стихов, помогала сестрам, когда Есенин отсутствовал в Москве, вела его финансовые дела. Когда Есенина похоронили, она не пережила этого и застрелилась на его могиле — такова была сила любви этой женщины.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Известные портреты есенина. портрет есенина карандашом (городецкий). портрет поэта в константиново

Творчество и особенность поэзии

Желание творить возникло у поэта еще в детском возрасте. Он писал стихотворения во время учебы в учительской приходской школе. В те годы произведения автора имели духовную направленность, в них отсутствовал тот трагизм и лирика, что появились в творчестве более поздних лет.

«Моя жизнь» и «Звезды» можно отнести именно к таким стихам. Во время пребывания в столице его творчество имело следующие особенности:

Поэт умело использовал прием образности, удачно употребляя метафоры и фразеологизмы.
Гений очень любил стихи Блока, поэтому в его сборниках можно проследить русский символизм.
Новокрестьянская образность. В стихотворениях переплетаются темы любви к Родине, нежных чувств к женщине, матери, природе и жизни в целом

Сергей Александрович был истинным патриотом, поэтому передал свои эмоции и мировоззрение в авторских произведениях, на тот момент это было самое важное и главное.

Первая книга

Первая книга под названием «Радуница» вышла в свет в 1916 году.

Критики о ней отозвались очень хорошо, подчеркивая, что для поэта-крестьянина нет ничего на свете милее и дороже Отчизны. Они отметили, что содержание произведения преисполнены задушевностью, простотой и естественностью, сравнивая слог юного дарования с песней жаворонка.

Образ крестьянской России в сборнике занимает основное место. Родная земля в стихах Сергея Александровича подчас грустная и задумчивая, а порой веселая и радостная, озаренная «радужным» сиянием. Современники отмечали живое ощущение природы, узорчатость и свежесть стихотворений, постоянный поиск чего-то нового и неизведанного.

Период имажинизма

Этот период в творчестве писателя начался с 1919 года. Он подразумевает использование огромного количества метафор, сравнений и образов. Гений заручается поддержкой Шершеневича и решает создать собственную группу.

Произведения имели эстрадное направление и предполагали чтение на сцене перед широкой аудиторией.

Коллектив имажинистов получил широкую известность благодаря своим ярким выступлениям. Поэма «Пугачев» и «Ключи Марии» были созданы в 20-х годах. В это время Сергей также занимается реализацией литературы. Он продает печатные издания в арендованной лавке. Работа приносила поэту хороший доход, но отвлекала от основной творческой деятельности.

После многочисленных бесед и тесного общения с единомышленником Мариенгофом Есениным были написаны его лучшие лирические произведения: «Письмо матери», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста» и многие другие.

Влияние советской власти

После завершения периода имажинизма в работах Есенина литературный гений начал впадать в крайности. Он давал частые поводы для критики и вел себя безнравственно, напиваясь до беспамятства. Дебоши, драки и скандалы стали обычными явлениями в тех заведениях, которые посещал Сергей.

На хулиганские выходки Есенина недоброжелатели отреагировали довольно быстро, написав несколько доносов в соответствующие органы. Было заведено несколько уголовных дел, самым громким из которых является обвинение 4 поэтов в антисемитизме. Это негативно отразилось на здоровье молодого гения.

Такое хулиганское поведение очень обеспокоило советскую власть. Дзержинского попросили помочь пьянствующему поэту. Этому есть документальное подтверждение в виде писем. К Есенину должны были приставить сотрудника ГПУ, но так и не смогли отыскать скрывающегося ото всех писателя.

Семья

«Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель» (5, с. 166).

«Отец не верил, что можно прожить на деньги, заработанные стихами. Ему казалось, что ничего путного из этого не выйдет» (из письма сестры.)

Есенин всегда чувствовал ответственность за будущее своих сестер: «Живи и гляди в оба. Ты только должна учиться, учиться и читать. Язык держи за зубами на все исключительно, на все отвечай «не знаю». Обо мне, о семье, о жизни семьи, о всем, что очень интересно знать моим врагам, отмалчивайся» (сестре Александре, Венеция, август 1922 г.) (5, с. 115).

Младшей, любимой сестре Шуре он оплачивал занятия музыкой, любил слушать ее пение, посвятил ей несколько известных
стихов.

Особенно нежно он относился к матери и к своему деду.

«Старушка милая Живи, как ты живешь. Я нежно чувствую твою любовь и память».

«Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу…»

Образ жизни

«Наше безалаберное российское житие, похожее на постоялый двор, каждый раз выбивало перо из рук. Я удивляюсь, как еще я мог
написать столько стихов и поэм за это время» (5, с. 243).

Один из его современников сказал, что Есенина погубила «чаруса» — болото, которое манит своим разноцветьем и постепенно засасывает. У Есенина постоянно были попытки выбраться из этой «чарусы», в письмах часто встречаются фразы: «В Москве себя я чувствую отвратительно. Хочется куда-нибудь уехать» (5, с. 249).

«Живу я как-то по-бивуачному, без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить всякие бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко» (5, с. 250); «…делать мне в Москве нечего. По кабакам ходить надоело» (5, с. 272).

«Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно. В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно».

«Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину?».

«Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет».

Грусть и радость, чередуясь в жизни, отражались и поэзии.

«Был я весь, как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки»;

«Припадок кончен, Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон».

Развитие

В развитии для людей этого типа характерно сравнение себя с деревом, с его корнями и плодами. «Сажая под окошком ветлу или рябину, крестьянин уже делает четкий и строгий рисунок своего быта… Северный простолюдин не посадит под свое окно кипариса, он посадит только то дерево, которое присуще его снегам и ветру».

В одном из последних стихотворений Есенин, томимый тяжелыми предчувствиями, олицетворяет свою жизнь с кленом:

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, качаясь, под метелью белой?..

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зеленым».

«Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.Период учебы в сельской учительской школе не оставил на мне никаких следов.
В 1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского в Москве. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница».
Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно» (из автобиографии Есенина) (5, с. 184).

Смерть

В его стихах мотив смерти появлялся неоднократно:

«Я устал себя мучить бесцельно,

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца…».

«Себя, усопшего, в гробу я вижу

Под аллилуйные стенания дьячка.

Я веки мертвому себе

Спускаю ниже,

Кладя на них

Два медных пятачка».

«Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие и благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать».

Неуравновешенность психики, неустроенность жизни, метания, недостаточное признание его таланта привели его к самоубийству. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Есенин повесился на ремне от чемодана в ленинградской гостинице «Англетер». Последние слова перед смертью он написал на салфетке: «В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей».

Документальный цикл «Москва Сергея Есенина»

I. Сергей Есенин. Первый московский адрес и бегство от семейной жизни

В 1912 году юный Сергей Есенин приезжает в Москву, в дом своего отца Александра. Поначалу ему приходится работать в мясной лавке, а после находит занятие по душе — в типографии Сытина,
где он знакомится со своей первой гражданской супругой Анной Изрядновой. Кроме любви, Москва дарит новых друзей и первое изданное стихотворение.

Историк Анна Эспарса рассказывает о первых годах жизни поэта в Москве, раннем творчестве, первом гражданском браке и о том, как разбилось о быт семейное счастье
Сергея Есенина и Анны Изрядновой.

II. Сергей Есенин. Тайны Cуриковского кружка. Мечты о столице

В 1913 году поэт Сергей Есенин знакомится с участниками знаменитого Суриковского литературно-музыкального кружка. Он ищет свой образ и стиль, выпускает журнал
«Друг народа», становится интересен декадентской московской публике как перформер.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, как складывалась жизнь поэта в первые московские годы. О чем мечтал Сергей Есенин в этот период? Почему хотел сбежать в Петербург?
И что же «шептала» Москва о молодом поэте Есенине?..

III. Сергей Есенин. «Стойло Пегаса» и прочий имажинизм

Революцию 1917 года Сергей Есенин восторженно встретил в Петрограде. Именно здесь поэт получил похвалу и поддержку Александра Блока, покорил гостей салона Зинаиды Гиппиус
и саму хозяйку — «белую Дьяволицу».

В 1918 году Есенин возвращается в «опьяненную» Революцией Москву. Теперь поэт стремится к всемирной славе. В Москве начинается новый этап в его творчестве —
переход к имажинизму.

О встречах на Тверской в «Стойле Пегаса», селебрити Серебряного века, о переходе от «рязанского Леля» к столичному денди, а также об имажинизме Есенина рассказывает
историк Анна Эспарса.

IV. Сергей Есенин. Любовь к Айседоре и свадьба на первой встрече

Эта история любви потрясла весь мир 1920-х гг. XX века. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан стала подарком судьбы, навсегда изменившим жизнь Сергея Есенина.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, где и при каких обстоятельствах поэт познакомился с Айседорой, когда она стала его женой, что было в их совместных поездках по Европе
и США, а также о причинах расставания всемирно известной Айседоры Дункан и выдающегося русского поэта.

Описание вида

Линь является представителем карпообразного семейства, но внешне он заметно выделяется. Кроме чешуи красивого зеленого цвета у линей плавные контуры плавников, объёмные губы, красные глаза небольшого размера. Нательные пластины рыбы достаточно мелкие, в большинстве случаев они покрыты внушительным слоем слизи. Именно по этой причине перепутать речного линя с любыми другими представителями карпового семейства практически невозможно. Об этом в один голос говорят все известные ихтиологи.

Его слизь выступает природным антибиотиком. Об этом впервые стало известно даже не людям, а рыбам. Специалистами крупным планом на профессиональных видеороликах было зафиксировано, что представители различных видов начали обращаться именно к линям, как к настоящим докторам. Особи, заболевающие по каким-то причинам, просто подплывали к линю и тёрлись о его бока. Ни о каких нападениях и речи нет. Даже щуки, которые болели, не трогали линей. Если здоровая щука подплывала к лекарю, то обязательно старалась проглотить его.

Тело покрыто антибактериальной слизью. Название тоже напрямую связано с ней. После того, как происходит вылов, становится заметно по любым фото из журналов, что рыбная чешуя под слизью намного светлее, чем была под покрытием. Выглядит это так, словно рыба находится в состоянии линьки.

Есть еще одна популярная версия появления названия. Часть специалистов сходятся во мнении, что рыба получила такое название от слова «лень», просто с течением времени преобразовавшись постепенно в слово «линь». Многие отмечают, что она передвигается вальяжно, неспешно, почти никогда не совершает резвых поворотов, так что речному жителю действительно присуща лень.

В уголках рта рыбы есть усы. Это можно рассмотреть на фотографиях и видео, где речного жителя видно крупным планом. В этом состоит главное сходство линя с карпом, если прочитать их подробные описания. Также линек схож с карпом строением немного удлиненного, толстого тела.

Отношения между братом и сестрой

Когда Александра появилась на свет, ее брат заканчивал церковно-приходское училище. Малышка сразу же стала любимицей в семье. еЕсли с Катей Есенин мог обсудить что-либо, то к сестре Шуре относился, как к ребенку.

Время шло, Сергей Александрович закончил обучение, уехал жить в Москву. Позже Александра Александровна будет вспоминать редкие приезды брата в родной дом, как праздник для души. Поэт обожал девочку, привозил ей необычные подарки. Шурочка вспоминала, как оживал дом после приезда Сергея Александровича, как большая семья собиралась за скромным столом и пела народные песни. А потом, спустя несколько лет, поэт напишет любимой сестренке стихотворение, начинающееся со строчки: «Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать…».

Быть может, в бесконечных скитаниях по России поэту помогали именно эти домашние воспоминания? Прячась в уголках души, они согревали ее, как хрупкий огонек.

Когда Шуре минуло 13 лет, брат забрал ее в Москву. Мать благословила подростка иконой Тихвинской Божьей Матери, отпуская в новую жизнь. Все случилось в 1924 году, когда Есенин жил в Москве, в доме своего секретаря Галины Бениславской. Позже, после смерти Сергея Александровича, 14-летняя Шура осталась жить с ней.

Застенчивые интроверты: Эд Ширан и другие звезды, которые стеснялись в школе

Антон Батырев показал роскошную брюнетку, в которую влюблен, но люди его осудили

Витамины зимой: готовлю салат за два дня до употребления, не надоедает неделю

Особенности когнитивного стиля

Восприятие

Для Есенина характерно объективное восприятие мира, комбинирование объективных составляющих.

«Слишком я любил на этом свете все, что душу облекает в плоть».

Зрительность (культ глаза, торжество зрения) — центральная характеристика мировосприятия Есенина.

«О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств».

Природа не была чем-то отвлеченным, всегда связывалась в поэзии Есенина с человеком. Птицы, животные, деревья, цветы наделяются человеческими характеристиками. Черемуха у него «спит в белой накидке», «плачут вербы, шепчут тополя»; «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка».

Внимание к деталям, их укрупнение, выпуклость, осязаемость. «Вьется сажа над заслонкою,

«Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц» (стихотворение «В хате»).

«Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчатке смуглая рука».

Синестетичность восприятия — в создании образа участвуют все органы чувств. Есенинский образ звучит, обладает запахом, цветом, движением, ощущением: «Пахнет рыхлыми драчёнами»; «И в душе, и в долине прохлада»; «Дальний плач тальянки, Голос одинокий».

Особенно любимыми у Есенина были синий и голубой цвета: «заметался пожар голубой»; «солнца струганные дранки загораживают синь», «вечером лунным, вечером синим»» «низкий дом с голубыми ставнями»; «ситец неба такой голубой»

Мышление и воображение

«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность…» (5, с. 166 ).. Увлечение образностью послужило причиной сближения Есенина с имажинистами вначале его творческого пути

Впоследствии он с ними разошелся в подходе к трактовке и пониманию образа. Для имажинистов образ — самоцель, а стихотворение — «толпа образов». Для Есенина — каждый стих — это единый организм, который наполнен звуками, красками, дыханием.

Увлечение образностью послужило причиной сближения Есенина с имажинистами вначале его творческого пути. Впоследствии он с ними разошелся в подходе к трактовке и пониманию образа. Для имажинистов образ — самоцель, а стихотворение — «толпа образов». Для Есенина — каждый стих — это единый организм, который наполнен звуками, красками, дыханием.

«Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» (5, с. 166).

Опора на внимательное отношение к действительности. Опора на авторитеты. Для Есенина первым авторитетом в литературе был Гоголь, позднее Пушкин. Сильное впечатление осталось от первой встречи с Блоком, который, по словам самого Есенина, «научил его лиричности». Некоторое время находился под влиянием крестьянского патриархального поэта Н. Клюева.

«Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны, в которой я живу» (4, с. 461).

Чувства

«Тогда впервые с рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств вскружилась голова.

И я сказал: коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова».

Игра, комбинация, анализ переживаний синтезируется в сильную и яркую эмоцию, которая сама уже диктует поведение. Процесс совместного действия ума и чувства Стендаль назвал «кристаллизацией чувств»: «Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите. В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее
извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами» (2, с. 14).

Романтизм — реализм

В нем одновременно уживался романтик и жесткий, до цинизма, реалист.

«Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом…

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь, —

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь».

Стремление к собственному комфорту как одна из важных типологических черт Есенина определяла его внутренний психологический настрой и психическое состояние в данный момент времени. Поэтому он мучился и страдал от неустроенности быта.

И если бы не присущий ему нарциссизм и болезненное честолюбие, он мог бы удовлетворить потребность к комфорту и с Айседорой Дункан, и тем более с Татьяной Толстой.

Была ли эта статья полезной?

Интересные факты из жизни и творчества Есенина

О детстве и юности Есенина известно не много. Несомненно одно, что судьба предлагала известному поэту избрать иной путь – посвятить свою жизнь педагогике. В 1909 году подошло к концу обучение Сергея Есенина в Константиновском земском училище. Отличные оценки позволили ему поступить в церковно-учительскую школу. Но через полтора года он покинул порядком надоевшие школьные стены, потому как не мог представить себя в роли учителя.
Первой музой поэта стала Анна Изряднова. Они познакомились, когда Сергей, пылкий самоуверенный юноша семнадцати лет, приехал покорять столицу. У него было много планов и одна цель – стать самым ярким «служителем муз» в необъятной России. Брак этот не был счастливым. Жена и маленький сын тяготили Есенина. Очень скоро он их покинул и отправился на поиски славы в Петроград.
В 1918 году в Москве появилось новое издательство – «Трудовая артель художников слова».

Организовали его начинающие поэты Советской России – Лев Повицкий, Андрей Белый, Пётр Орешин, Сергей Клычков и Сергей Есенин. Для успешной работы остро не хватало одного – бумаги. Она в то сложное время была на строгом учете, но Есенин пообещал достать. Переодевшись в простую одежду и причесавшись на крестьянский манер, он пошёл прямо в Президиум Московского Совета. Исключительно для «крестьянских поэтов» бумагу выделили.
В жизни Есенина было немало красивых женщин. Известная актриса Зинаида Райх была одной из них. Она была столь красива и обворожительна, что поэт не мог устоять и попросил её руки в 1917 году. В этом браке у Сергея Александровича родилось двое детей – Татьяна и Константин. Через три года пара разлучилась из-за бесконечных измен главы семейства. Замечательное стихотворение «Письмо к женщине» посвящено именно прекрасной Зинаиде.
У поэта было и немало страхов. Одним из неизвестных широкой публике – ужас перед милиционерами. Вольф Эрлих вспоминал, что однажды они с Сергеем шли по улице, в конце которой показалась фигура стража порядка. Поэт резко побледнел, затем пожелтел, тяжело дышал, просил скорее уйти и никому не рассказывать о внезапно охватившей его панике.
В 20-е годы личная жизнь Есенина была сумбурной и какой-то растрепанной. Он много пил, часто ввязывался в некрасивые истории и бесконечные драки. Не обходилось и без случайных связей. Но судьба протянула ему руку помощи в лице Айседоры Дункан – блистательной американской танцовщицы. Это была любовь с первого взгляда, которая перешагнула через множество условностей. Она была старше его на восемнадцать лет и не владела русским языком, а он не говорил по-английски. Но они поженились, объединив свои фамилии и своё большое чувство в одно целое. Отныне они оба подписывались Дункан-Есенин.
Однако брак с Айседорой Дункан сложился не вполне удачно. Они часто ссорились, скандалили, расходились и снова страстно сходились. Окончательный разрыв был неминуем. В стихотворении «Сыпь, гармоника!

Скука…Скука…» Есенин передал то, что происходило в его душе в тот период. Через два года после трагической смерти поэта, Дункан погибла, удушившись собственным шарфом.
С краткой биографией и творчеством Есенина учащиеся знакомятся в 5 классе. В ней бытует распространенное заблуждение о якобы взаимной ненависти между Есениным и Маяковским. Действительно, поэты часто и страстно спорили, упрекали друг друга. Нередко доходило до открытых стычек во время публичных выступлений. Но это не говорил о том, что они не признавали талант друг друга. Наоборот, хвалили и восхищались. Однажды даже Маяковский сказал, что «душка Есенин» «жутко талантлив», при этом попросил этих слов ему не передавать.
Последней женой поэта стала Софья Толстая – родная внучка великого русского писателя

Она стремилась быть идеальной спутницей известного поэта: окружила его заботой, вниманием и помогала ему с изданием его собственного собрания сочинений. Но музой его так и не стала

Он не любил её, и вместе с тем её аристократическое происхождение вызывало в нем замешательство и робость. И всё же немилой сердцу Софье выпало горе остаться вдовой эпатажного поэта.
Тело мёртвого Есенина было найдено 25 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». Интересно заметить, что накануне он кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Существовало две версии его трагического ухода. По официальной – он закончил жизнь самоубийством, написав при этом прощальный стих-послание. По другой – это было политическое убийство, а стихотворение было написано кровью, потому что в номере не оказалось чернил.

Экскурс в соционику

«Портрет» – термин не только из живописи и литературы, т. е. связанный с искусством. Применяют его, например, и в психологии, и в соционике, когда нужно классифицировать или описать какой-либо социотип. Так каким же человеком был Есенин? Женский портрет личности, как ни странно, имел он. Что это означает, можно выразить в нескольких предложениях. Он лирик, романтик, интроверт. Воспринимает мир не сам по себе, а через призму эмоций и тех образов, ощущений, переживаний, которые вызывают в нем события извне.

Есенин мыслил не шаблонно, а творчески, нестандартно, он был обаятелен и притягивал к себе людей. Если всмотреться во многие фотографии Сергея Александровича 20-х годов, то на них отчетливо видна «богемность». И еще в большинстве снимков и портретов разных лет мы ясно улавливаем некую грустинку, которая показывает, насколько не удовлетворен своей жизнью и действительностью был поэт, насколько растерянно и неприкаянно себя чувствовал. Однако некоторые фото дают нам представление и о другой стороне личности Сергея Александровича: искренней влюбленности в жизнь, в мир.

Интересные факты из жизни Есенина

Еще в 1913 году, в возрасте 18 лет Сергей Есенин познакомился с Изрядновой Анной Романовной (1891-1946), которая стала первой, гражданской супругой поэта. От этого, недолго продлившегося брака у Сергея Есенина родился сын Юрий, который, к сожалению, в 1937 году был расстрелян.

Есенин оставил свою первую семью сразу после рождения сына, в 1914 году.
В июле 1917 года Сергей познакомился с красавицей Зинаидой Райх, бурный роман закончился официальным браком, в котором родилось двое детей — Татьяна Сергеевна (1918–1992) и Константин Сергеевич (1920-1986). В дальнейшем Зинаида вышла замуж за известного режиссера — В. Э. Мейерхольда, который усыновил ее детей от брака с Есениным.

Еще будучи в браке с Зинаидой Райх Сергей Есенин познакомился с переводчицей и поэтессой Надеждой Давыдовной Вольпин, которая также как поэт входила в кружок имажинистов. От этого романа в Есенина в 1924 году родился внебрачный сын, ныне проживающий в Соединенных Штатах и носящий двойную фамилию – Вольпин-Есенин.

Наиболее драматически закончился роман Сергея Александровича с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Выпускница женской Преображенской гимназии в Петербурге была страстной поклонницей поэта и покончила жизнь самоубийством, застрелившись на его могиле 3 декабря 1926 года, практически через год после смерти самого поэта.

Известнейшей связью любвеобильного Есенина по праву считается его роман с Айседорой Дункан, танцовщицей, приехавшей в Советский Союз по специальному приглашению партии и прославившейся своей оригинальной манерой исполнения. Дункан называли «босоножкой», так как она всегда выполняла свои номера босиком, ее танцы пользовались большим успехом в СССР. Айседора была старше поэта на 22 года, что не помешало ей влюбиться в «красивого русского» с первого взгляда. Перед поездкой в США, в 1922 году, пара официально оформила отношения, однако совместная жизнь была омрачена скандалами и постоянными ссорами. Первая соперница у Айседоры Дункан появилась еще в 1923 году, когда Есенин увлекся Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Московского Камерного театра. Именно ей посвящены несколько стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана», однако страстный роман оказался весьма быстротечным и скоро закончился полным разрывом.

Последним известным романом Сергея Есенина стала связь с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957), внучкой того самого Льва Николаевича Толстого, с которой он познакомился в марте 1925 года. Абсолютно разные, вышедшие из разных миров они, по воспоминаниям современников, не смогли бы быть вместе, даже если бы поэт прожил более долгую жизнь. Мало кто знает, что Софья пыталась поместить Есенина на лечение в психоневрологическую клинику, откуда поэт сбежал и уехал в Ленинград, где остановился в печально известном номере гостиницы «Англетер». По другой версии, Сергей лег в больницу, чтобы избежать ареста, спасаясь от преследований ГПУ.

О смерти Сергея Есенина до сих пор спорят историки. Согласно официальной версии, поэт, который давно уже пил слишком много и вел разгульный образ жизни, повесился на трубе отопления в своем номере в «Англетере» 28 декабря 1925 года.

Перед смертью, вместо последней записки поэт кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Очень многие считают, что Сергей Александрович не мог повеситься сам, в тот вечер был весел, провел его со знакомыми и ни словом не обмолвился о каких-либо душевных переживаниях, к тому же он с большим воодушевлением ждал выхода в свет своего полного собрания сочинений. Вызывают сомнения и некоторые обстоятельства гибели поэта, однако окончательно доказать версию убийства не удалось и по сей день.
Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Любовь

Перед Есениным всегда стояла проблема синтеза идеальной и физической любви. Но в реальной жизни получить этот синтез
ему не удавалось. Его привлекали два типа женщин. С одной стороны — известные, признанные обществом. Его жены — Зинаида Райх (Мейерхольд), Айседора Дункан, Татьяна Толстая грели его честолюбие. Но ни с одной из них он не был долго. Проходил этап «кристаллизации чувств», и наступало разочарование.

«В 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании».

«Изадора прекраснейшая женщина, но врет не хуже Ваньки. Все ее банки и замки, о которых она пела нам в России, — вздор. Сидим без копеечки, ждем, когда соберем на дорогу обратно в Москву» (Мариенгофу, Нью-Иорк, 1922 г.) (5, с. 118).

«С новой семьей (Толстая) вряд ли что получится, слишком все здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в столах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей места
не остается. И это душит меня» (Вержбицкому, Москва, 1925 г.) (5, с. 167).

С другими женщинами были плотские страсти, но, фактически, ни одна конкретно не стала для него единственной, как Лиля Брик для Маяковского.

«Днем, когда солнышко, я оживаю. Хожу смотреть, как плавают медузы. Провожаю отъезжающие в Константинополь пароходы и думаю о Босфоре. Увлечений нет. Один. Один. Хотя за мной тут бабы гоняются. Как же? Поэт ведь! Да какой еще, известный. Все это смешно и глупо» (5, с. 261).

Но его поэзия полна любовной лирики, где обобщенный образ женщины идеализируется, и уже не важно, признана она обществом или находится на дне этого общества. Она — это часть его жизни, ее любовь — это его спасение, забытье, восторг и безысходность, ликование до небес и мрак ночи.. Многие строчки есенинской любовной лирики стали афоризмами:

Многие строчки есенинской любовной лирики стали афоризмами:

«Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь —

Корабль в плачевном состоянье» («Письмо к женщине»).

«Коль гореть, так уж гореть сгорая» («Видно, так заведено навеки»).

«Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь, сколько губ?» («Ты меня не любишь, не жалеешь»).

С Галиной Бенеславской, которая боготворила Есенина, у него были доверительные дружески деловые отношения — она была его секретарем, следила за изданием его стихов, помогала сестрам, когда Есенин отсутствовал в Москве, вела его финансовые дела. Когда Есенина похоронили, она не пережила этого и застрелилась на его могиле — такова была сила любви этой женщины.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий