Раневская, фаина георгиевна

Последние роли в театре.

Последние двадцать лет Раневская особенно остро чувствовала свое одиночество в театре. И последние ее две главные роли на сцене (Миссис Сэвидж в пьесе Странная миссис Сэвидж Дж.Патрика, 1966; и Люси Купер в спектакле Дальше – тишина В.Дельмара, 1969) пронизаны именно этой темой.

Обе пьесы по жанру – трагикомедии, в них рассказывается история матери, не находящей понимания в сердцах своих детей. Они, не справившись со странной добротой Миссис Сэвижд, определяют ее в психиатрическую лечебницу. Там она после всех перипетий предпочитает остаться, ибо у нее появились друзья, нуждающиеся в ее тепле гораздо больше. Трагедия другой героини, Люси Купер, глубже – она не продиктована свободным выбором. Беспомощную мать дети, запутавшиеся в трудностях личного и экономического характера, помещают в дом престарелых, разлучив с мужем. Их решение продиктовано отнюдь не жестокостью, а здравым смыслом и верой в несомненную пользу для всех такого исхода. Для Раневской главной задачей было попасть в характер, в обоих случаях очень яркий. Миссис Сэвидж, героиня, еще не утратившая женскую привлекательность и обладающая необыкновенным обаянием острого изящного ума и тонкой проницательностью, прятала свое страдание под маской легкомыслия и шутки. Актрисе удалось органично выстроить виртуозные перепады от эксцентрики к лирике, от фарса к трагедии, от буффонады к исповеди. Люси Купер сыграна по-другому. В глазах Люси – беспомощное детское удивление, тревожное непонимание, мольба – это один пласт роли, проявляющийся во взаимоотношениях с детьми. Для другого пласта, общение Люси с мужем (в спектакле его играл Р.Я.Плятт), используются другие краски: восторженная до застенчивости, почти юношеская любовь, вспыхнувшая с особой силой от сознания предстоящего одиночества. «Лучшие спектакли Раневской, когда она убирала сантимент, наполняла сцену юмором и, только оставшись одна, обнаруживала свое страдание. Но, бывало, теряла контроль над собой и открыто, всласть страдала… С точки зрения актерского мастерства элегантнее скрыть страдание, но как драгоценны эти моменты забвения мастерства!» – вспоминала И.Савина.

Несмотря на знаменитость (в кино актрисой сыграно не менее 25 ролей), Раневская считала свою театральную судьбу неудавшейся, нереализованной по-настоящему. У нее не было своего режиссера, своего театра. Огромная потребность в самовыражении не была реализована.

Разносторонний талант Раневской проявился еще и в том, что она стала автором многочисленных афоризмов и анекдотов. Остроумием, метким словом, искусством словесного шаржа она отличалась еще с гимназического возраста, и это составляло не отдельный, а связанный с актерством дар.

Умерла 19 августа 1984 в Москве.

Фильмография: Пышка (1934); Дума про казака Галоту (1937);Человек в футляре (1939); Ошибка инженера Кочина (1939); Подкидыш (1940); Любимая девушка (1940); Миргород (1941); Александр Пархоменко (1942); Новые похождения Швейка (1943); Мечта (1943); Свадьба (1944); Весна (1947); Золушка (1947); Рядовой Александр Матросов (1948); Встреча на Эльбе (1949); У них есть Родина (1950); Слон и веревочка (1946); Легкая жизнь (1964); Сегодня новый аттракцион (1966).

Екатерина Юдина

Дальше – тишина…

У последней пьесы, сыгранной ею на сцене театра Моссовета, было символичное название: «Дальше – тишина». Раневской было уже 86, она, по ее же крылатому выражению, устала «симулировать здоровье».

Сама литературная основа сценария была довольно слабенькой. Но режиссировал ее великий Анатолий Эфрос, а вторую главную роль исполнял Ростислав Плятт. Этот уникальный дуэт и держал спектакль на плаву, привлекал зрителей. Хотя идея и была, как и все мелодраматичные сюжеты, привлекательной: родители и дети, непонимание и жестокость к старшему поколению в семье.

24 октября 1982 года стало знаковым в творческой биографии Фаины Раневской — в этот день она в последний раз вышла к зрителям на поклоны. Банкета и славословий не было, она этого не терпела.

Фаина Георгиевна ушла из жизни 19 июля 1984 года, в больнице, после того как перенесла пневмонию и инфаркт. Хоронили Раневскую на Донском кладбище, за процессией понуро шел Мальчик. Собака даже потом была воплощена на надгробии актрисы. Но в суматохе прощания о нем никто не позаботился, осиротевший пес куда-то пропал…

Дорогие друзья, вот и закончен мой рассказ о великой актрисе и удивительном человеке Фаине Георгиевне Раневской. В рамки одной статьи невозможно вложить все интересные факты ее биографии. Но мы с вами хотя бы вспомнили главные вехи ее жизни — непростой, но поучительной. Остались ее меткие афоризмы, ее фильмы и спектакли, светлая аура незаурядной личности. И на блоге мы обязательно вспомним ее меткие афоризмы и цитаты.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке этой статьи.

И для души я предлагаю сегодня Фаина Раневская Жестокий романс. Из к/ф «Александр Пархоменко». 1942 г. Музыка, слова — Н. Богословский.

ЗАЗНАВШЕЙСЯ РАНЕВСКОЙ — БОЙКОТ!

Сейчас я вам скажу удивительную вещь: при своем умении высмеять человека Фаина Раневская абсолютно, просто категорически не воспринимала ни слова критики в свой адрес!

Ни слова! Единственным человеком, который имел право делать ей замечания, была моя бабушка. Даже моя мама, став режиссером и приглашая Раневскую играть в своих спектаклях, мучилась с ней, потому что Фаина Георгиевна не принимала никаких замечаний. Что уж говорить о посторонних людях! Говорят, появление Раневской в Театре Моссовета уже было спектаклем! Сцена перед ее приходом должна быть вымыта, декорации — в порядке. И далеко не все актеры, особенно молодые, стремились к ней навстречу. Многие, наоборот, предпочитали закрыться в гримуборной от греха подальше. А то ведь она пройдет по коридору и тихо скажет: «У этой актрисы лицо как копыто», — и все, прилепится на много лет! А попробуй-ка ответь ей как-то неправильно на вопрос после спектакля: «Ну как я сегодня?»

Однажды актер Анатолий Баранцев вместо обычного: «Гениально! Блистательно!» — сказал честно: «Фаина Георгиевна, сегодня немножко меньше накал, чем вчера». И услышал в ответ: «Это кто это там? Я вас не знаю… Оставьте меня в покое!» Отчасти такое отношение к критике было связано с тем, что Раневская была необычайно требовательна к своей профессии. Одна из последних ролей, которую предложили Раневской, — Сара Бернар в старости. Казалось бы, чего лучше, интересная, характерная роль! Но она отказалась: «Я недостойна играть великую Сару Бернар!» Была еще одна причина для отказа — Раневская с трудом выходила на сцену. А пока были силы, приходилось играть «совесть народа» в пьесе Сурова «Рассвет над Москвой». Там ее героиня ходила по инстанциям и требовала, чтобы производимые ткани были более яркими.


Фаина Раневская с Майей Плисецкой и английским актером Полом Скофилдом во время его гастролей в Москве. 1955 г.

Фото: РИА «НОВОСТИ»

«Я иду на эту роль, как в молодости шла на аборт, а в зрелости — к зубному врачу!» — шутила Раневская. А сама играла так, что народ сидел в зале только ради нее. А когда ее выход заканчивался, кресла пустели.

Как на самом деле труппа относится к Фаине Георгиевне, стало ясно, когда произошел конфликт с Юрием Завадским. Это про него она сказала «вытянутый в длину лилипут». Красавец, герой-любовник, был женат на Марецкой, позже — на Улановой, потом был десятилетний союз с моей мамой. У Раневской с Юрием Александровичем с самого начала были сложные отношения. Они обострились, когда на репетиции спектакля «Госпожа министерша» Раневская почувствовала себя плохо. Ее мучили спазмы в сосудах, боли в сердце, высокое давление. А коллеги думали, что она капризничает. В результате раздражение накопилось до предела, и со стороны Завадского прозвучало: «Вон из театра!»

На что Раневская ответила: «Вон из искусства!» А дальше было собрание труппы по поводу ее поведения, на которое саму Раневскую даже не пригласили. И никто из коллег не сказал ни слова в ее защиту. Говорили, что она высокомерная, что беззастенчиво пользуется служебной машиной, и как вывод: «Пора кончать этот «освенцим Раневской»!» В результате Фаина Георгиевна заболела и написала заявление об уходе из театра. И только после смерти Завадского она признавалась: «Мне жалко, что я обижала его, подшучивала над ним. И мне жаль, что он ушел раньше меня».

Первая любовь — и первое разочарование

Фаина Георгиевна рассказывала о своей первой любви, которая случилась с ней еще в юности. Раневская влюбилась в одного молодого красивого актера, который был (как и полагается) большим ловеласом. Но это ни капли не смутило юную Фаину, и она продолжала ходить за ним, словно тень.

Как-то предмет ее воздыханий подошел к ней и сказал, что хочет прийти в гости вечером.

Девушка накрыла на стол, надела свое самое красивое нарядное платье — и, полная романтических надежд, стала ждать объект своих воздыханий. Он пришел, но — с девушкой, и попросил Фаину уйти из дома на некоторое время.

Неизвестно, что она ему ответила, но с тех пор девушка решила не влюбляться.

.

Роли в театре

«Первый советский театр» в Крыму (1920—1924 гг.)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931 гг.)

  • «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
  • «Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
  • «Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
  • «Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
  • «Гамлет» (В. Шекспир) — Королева
  • «Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
  • «Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
  • «Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
  • «Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго
  • «Мандат» (Н. Р. Эрдман) — Гулячкина

Центральный театр Красной Армии (1935—1939 гг.)

  •  — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина

Театра драмы (1943—1949 гг.)

  •  — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  •  — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  •  — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  •  — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955 гг., 1963—1984 гг.)

  •  — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  •  — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  •  — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  •  — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
  •  — «Сомов и другие» (А. М. Горького) — Анна Сомова
  •  — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  •  — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
  •  — «Дальше — тишина» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер
  •  — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  •  — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  •  — «Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка
  •  — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна

Роли в театре

«1-й Советский театр» в Крыму (1918—1924)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «Живой труп» Л. Толстого — Маша
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931)

  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» А. Островского — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
  • «Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
  • «Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
  • «Гамлет» У. Шекспира — Королева
  • «Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
  • «Чудак» А. Афиногенова — Трощина
  • «Любовь Яровая» К. Тренёва — Дунька
  • «Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
  • «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина

Центральный театр Красной Армии (1935—1939)

  •  — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина

Московский театр драмы (1943—1949)

  •  — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  •  — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  •  — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  •  — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)

  •  — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  •  — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  •  — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  •  — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
  •  — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
  •  — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  •  — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
  •  — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер
  •  — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка С. Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  •  — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  •  — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
  •  — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской началась еще в девятнадцатом веке в городе Таганрог. 27 августа 1896 появилась на свет маленькая девочка, которой суждено было покорить кинематограф, оставить след в истории, стать лучшей в своем деле. Тогда еще никто бы не мог подумать, что этот милый ребенок, ничем не примечательный, станет особенным. Но обо всем по порядку. Родилась Фаина в обеспеченной семье. Глава семейства был владельцем фабрики, имел несколько магазинов и личный пароход. Одним словом, детство у девочки было полностью обеспеченным в материальном плане. Кроме нее самой, в семье воспитывали еще трое мальчиков и девочку Изабеллу, что, в отличие от Фаины была весьма красивой и нежной. Есть сведения, что Раневская завидовала сестренке, не могла принять, что та красивее ее. Но точно сказать нельзя, ведь актриса всегда ко всему относилась с иронией, сложно понять, когда она считает что-то серьезным, а когда нет.

Когда ей было пять лет, ее младший брат умер, что дало понять девочке, что в жизни случаются страшные потери. Но помимо этого, она сама по себе была ранимым ребенком, поскольку не отличалась красотой, была неуклюжей, даже немного заикалась. Из-за этого не чувствовала себя счастливой, хотя у нее было все, о чем могли мечтать дети того времени. Подруг у нее не было, даже не общалась с ровесниками, словно, уже в раннем детстве готовилась узнать, что такое одиночество во всей красе. Получила образование дома, предпочитала читать книги, петь песни, заниматься музыкой

Также большое внимание она уделяла иностранным языкам. Она была старательной личностью, но только в плане того, что ей было интересно

То, что она не хотела делать, никогда не уделяла этому внимание.

В возрасте двенадцати лет, почувствовала, что увлеклась кино. После чего пришло увлечение и театром. Случилось это после того, как она отправилась на спектакль. Там она посмотрела пьесу Чехова «Вишневый сад». Выступление настолько повлияло на нее, и она решила, что с жизненным путем определилась. Тогда же стала посещать студию учебного театра. Это вызвало целую бурю негодования, родители были категорически против, в итоге все между собой поругались. Упрямая девушка разорвала отношения с семьей, и в 1915 году уехала в Москву. Нельзя сказать точно, был ли это для нее важным шагом или восприняла все это как часть жизненных сложностей.

Но покорить столицу оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд. Ни одна из лучших театральных школ юную девушку не приняла, поэтому Фаина устроилась в частную школу. Но денег на учебу катастрофически не хватало, поэтому пришлось оставить эту затею. Помогла счастливая случайность, поскольку в тот момент Фаину заметила актриса Гельцер. Она взяла на себя ответственность порекомендовать девушку в Малаховский театр летнего типа, который находился под Москвой. Там Раневская могла пока проявить себя только в массовке, но она верила, что способна на большее. Так и получилось, правда, не сразу.

Спустя год, Фаина подписала первый театральный контракт с антрепризой Ладовской, на роли типажа «героинь-кокет». Чтобы как-то двигаться дальше, актриса совершает переезд в другой город, но там у нее ничего не получается. Но она продолжает идти по намеченному пути, у нее получается шаг за шагом играть в разных театрах. К слову, сумела появиться и в произведениях русского классика Чехова, которым восхищалась как автором, и как личностью. Можно сказать, что для нее это было своего рода, вызовом, воплощением мечты, к которой она стремилась. К слову, актриса была лично знакома с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

В начале тридцатых, Раневская начала работать в тетре и сниматься в кино, причем первой ролью ее стала классика. Актриса прекрасно справилась с ролью, тем самым, обеспечив себе дальнейшие роли. Актриса играла много где, раз за разом повышая планку. Настоящим триумфом для Фаины стала роль мачехи Золушки из одноименного фильма. Он полюбился зрителям, как и сама Раневская, восхитила игрой, обаянием и оригинальностью злодейки.

Стоит еще заметить, что в поисковиках часто ищут такой запрос, как: «Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин», и это не удивительно. Фаина Раневская оставила в истории яркий след, который оставить получается лишь у небольшого количества людей в первую очередь остроумными высказываниями. Причем все ее высказывания, словно стрелы, попадали в цель. Как говорится «даже не придерешься», то есть просто и гениально, но совершенно точно.

Возвращение домой

В январе 1919-го Эрнест вернулся домой в США. Его встретили как настоящего героя, во всех газетах можно было видеть его имя, король Италии наградил храброго американца Военным крестом и медалью «За доблесть».

В течение года Хемингуэй залечивает раны в кругу семьи, а в 1920 году переезжает в Канаду, где продолжает свои корреспондентские исследования. Газета «Торонто Стар», в которой он работал, дала репортеру свободу — Хемингуэй волен был писать что угодно, но зарплату получал только за одобренные и опубликованные материалы. В это время писатель создает свои первые серьезные произведения — о войне, о забытых и никому не нужных ветеранах, о глупости и бесчинстве властных структур.

Семья

Юность

Летом 1910 года семья Фельдманов поехала в Крым. Недалеко от них в большом и тенистом саду стоял домик, в котором остановилась для отдыха актриса Алиса Коонен. Юная девушка подружилась с актрисой и каждый вечер поджидала её у домика, чтобы вместе оправиться на прогулку к морю. Да, Фаина была нескладная и неуклюжая, но её огромные глаза просто сияли, когда она общалась с Алисой.

Впервые побывав в опере, Фаина возненавидела её. Со всей своей чувствительностью она не смогла принять то, что на сцене убивали людей и при этом ещё и пели. А когда «убитые» артисты, мило улыбаясь, вышли на поклон, она посчитала себя обманутой.

Кино произвело на Фаину совсем иное впечатление. Она обомлела и не шелохнулась ни разу за время просмотра, вся её душа наполнилась порывом куда-то бежать и что-нибудь делать, большое и необычное. Девушка в этот день даже разбила свою копилку и раздала монеты соседским детям.

А когда Фаине было 14 лет, она серьёзно увлеклась театральным искусством. В их городе с помощью меценатов был построен небольшой театр, где она не пропускала ни одной постановки. Но настоящее потрясение девушка испытала в 15-летнем возрасте, попав на премьеру спектакля «Вишнёвый сад» в Московском художественном театре. Когда опустили занавес и погасили огни рампы, она осталась неподвижно сидеть в пустеющем зале. Тогда она поняла, что её призвание в жизни – это театр. Как скажет потом через много лет Фаина Раневская: «Актёрскую профессию я не выбирала, она во мне где-то таилась».

Вернувшись из Москвы в Таганрог, Фаина экстерном сдала экзамены на гимназическом курсе и стала ходить в частную театральную студию А. Ягелло. Здесь она училась по-новому разговаривать, чуть-чуть растягивая слова, чтобы скрыть своё заикание. Ей нравилось находиться на сцене, и Фаина училась чувствовать себя на ней свободно. Девушка даже принимала участие в любительских постановках.

Отец к увлечению дочери театром относился спокойно. Но, когда Фаина объявила семье о намерении связать свою жизнь с актёрской профессией, родители взбунтовались против этого, что привело к скандалу и разрыву отношений.

Девушка понимала, чтобы пойти на работу даже в местный таганрогский театр, ей ещё надо много учиться сценическому мастерству. В 1915 году она приняла решение ехать в Москву.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

Фаина Раневская в молодости

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская в театре

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Фаина Раневская в молодости

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад. 

Фаина Раневская в спектакле «Шторм»

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Биография Фаины Раневской

Настоящее имя актрисы — Фаина Фельдман. Свой псевдоним  — «Раневская» Фаина позаимствовала у любимого Антона Павловича Чехова, а конкретнее — у Раневской, помещицы из пьесы «Вишневый сад».

Однажды у Фани выпали деньги из сумочки, купюры подхватил ветер, а она только смеялась: «Как красиво они летят!», ее кавалер заметил, что она «совсем как Раневская». Отчество Георгиевна — тоже не слишком настоящее, потому, что ее отца звали Гирш Хаимович.

Родители

Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге, в состоятельной еврейской семье.

Родители Фаины Раневской

Отец — Гирш Хаимович Фельдман, купец 1-й гильдии. Владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы на Александровской улице и парохода «Святой Николай», крупный мануфактурщик. Староста таганрогской синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.

Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова. Помимо Фаины в семье было три сына: Яков, Рудольф, Лазарь и дочь Белла. Родители и брат Фаины в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Отчий дом

На улице Фрунзе по сей день цел и невредим дом № 10, в котором жила актриса. В те времена это был другой адрес — улица Николаевская, дом № 12. Многие ошибаются, когда говорят, что именно в этом доме она родилась.

Дом Раневской. Таганрог, ул Фрунзе, 10

Ранее дом на улице Николаевской, № 12, принадлежал купцу Михаилу Николаевичу Камбурову. Дом был выкуплен и заново отстроен по заказу отца. Семья сюда переехала в 1898 году, когда Фаине было два года.

С 1866 по 1923 годы улица называлась Николаевской, в память цесаревича Николая Александровича Романова (сына императора Александра II), который в августе 1863 года посетил Таганрог, путешествуя по России.

В стенах этого дома формировался характер Фаины, в этом доме читались первые книги. Отсюда она ходила в начальные классы женской Мариинской гимназии, но не окончила ее. Фаина получила прекрасное домашнее воспитание и образование с помощью гувернантки: обучалась музыке, пению, танцам и иностранным языкам.

В Москву!

С 14 лет Фаина Георгиевна увлеклась театром, посещала занятия частной театральной студии. Затем ее комната наполнилась мечтами о театре… В девятнадцать лет она уехала в Москву. В Таганрог больше не возвращалась.

Раневскую окружали друзья, коллеги, поклонники — и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной. Привычка говорить то, что думает, сделала Раневскую непривлекательной для дружбы. Но у Фаины Георгиевны при всей ее колкости, было милосердное сердце и добрая душа.

Она приютила замерзающего пса, и он был в последние годы ее семьей. Она была поистине уникальной и неповторимой личностью. Отношение к этой самобытности может быть любое. Но равнодушие — единственно невозможное чувство.

Занавес

Итогом 60-летней актерской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трех Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951).

Ушла из жизни 19 июля 1984 года в Москве, после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

В 1992 г. английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.


В 2008 г. у дома Фаины Раневской в Таганроге установлен памятник в виде ее героини — Ляли из фильма «Подкидыш». Скажу с уверенностью, что памятник не понравился бы Фаине Георгиевне. Это была ее нелюбимая роль. Почему автор памятника этого не учел?

Раневская всю жизнь прожила одиноко: ни семьи, ни детей. Однажды ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена.

— А как же — сказала Раневская — вот было мне девятнадцать лет, поступила я в провинциальную труппу — сразу же и влюбилась. В первого героя-любовника! Уж такой красавец был! А я-то, в правду сказать, страшна была, как смертный грех… Но очень любила ходить вокруг, глаза на него таращила, он конечно, ноль внимания…

А однажды вдруг подходит и говорит шикарным своим баритоном: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером: буду к вам в семь часов». Я побежала к антрепренеру, денег в счет жалования взяла, вина купила, еды всякой, оделась, накрасилась — сижу, жду.

В семь нету, в восемь нету, в девятом часу приходит… пьяный и с бабой! «Деточка, — говорит, — погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!» С тех пор не то что влюбляться —смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!

Интересные факты о Фаине Раневской

Актрису знали как преданного человека, которому можно доверять. Она могла не спать ночами, если кому-то требовалась помощь, отдать последние деньги на нужды близкого человека.

Фанни Фельдман дружила с Василием Качаловым. Именно он научил актрису не просто играть, но вживаться в роль. Они много гуляли вместе, долго разговаривали. На прогулки они всегда брали с собой собаку Джима – ту самую, которой посвятил стихотворение Есенин.

На многих последних фото Фаина запечатлена со своей собакой – Мальчиком. Этого пса она взяла с улицы. От мороза у животного сильно пострадали лапы; многие говорили, что шансов на выживание нет. Актриса сделала всё возможное, чтобы вылечить собаку. На это дворняжка ответила ей искренней любовью и привязанностью. На могиле актрисы установлена небольшая скульптура Мальчика.

ДОМРАБОТНИЦЫ ОБВОРОВЫВАЛИ

К этому времени Раневская уже жила одна — в комнате в коммуналке, потом получила квартиру.

Вести самой хозяйственные дела ей абсолютно не хотелось. Пришлось нанимать домработниц, которые то и дело ее обворовывали. Я помню, одна из них запросила сто рублей за пару килограммов бифштекса для песика Раневской. Это было слишком даже для не имевшей представления о ценах Фуфы. «Почему так дорого?» — удивилась она. «Так я же ж по всей Москве ездила на такси, шукала это мясо!» Единственная домработница, с которой Раневская ужилась, была Лиза. Некрасивая неудачница, мечтающая выйти замуж, Лиза часто ходила на свидания. И на одно такое свидание Фаина Георгиевна позволила ей надеть… роскошную шубу Любови Орловой, которая как раз в этот момент пришла в гости. Часа четыре Раневская лезла из кожи вон, стараясь увлекательной беседой удержать гостью, чтобы Орловой не пришло в голову распрощаться и уйти.


После многолетней разлуки Раневская разыскала свою семью в Румынии

Фото: из личного архива Алексея Щеглова

При этом она рисковала — а вдруг бы домработница не вернулась? Но Лиза вернулась и преданно служила ей, пока наконец не вышла замуж. И тогда Фаина Георгиевна на радостях подарила молодоженам свою большую двуспальную кровать. А сама стала спать на тахте. Для нее вещи вообще ничего не значили, она могла понравившемуся человеку отдать буквально все с себя. Она получала весьма щедрый паек в магазине «Елисеевский», который раздавала. Угощала и мое семейство. Помню ее записку: «Посылаю тебе бананы, выращенные на плантациях буржуазного мира, где бананы жрут даже свиньи, а возможно, и обезьяны».

Она набивала деликатесами холодильник — для друзей, ведь сама есть все это не могла — запрещали врачи. Если кто-то из знакомых, приходя к ней, спрашивал: «Я возьму немножечко сервелата?» — она с досадой отмахивалась: «Не надо мне объявлять, сколько граммов.

Просто бери!» Сама она любила очень простое блюдо — жареный хлеб. Она его готовила прямо на открытом огне на плите и тут же мазала маслом — оно таяло и пропитывало хлеб. Еще Фуфа обожала фисташки и жареные каштаны, которых в Москве днем с огнем было не сыскать, но ей привозили.

Фаина Раневская: биография

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Актриса Фаина Раневская

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Личная жизнь

Как многие гениальные люди, в личной жизни Раневская была глубоко несчастна. Влюбившись впервые еще во время гастролей в Керчи, она испытала глубокое разочарование, когда объект ее страсти предпочел ей другую женщину, причем сделал это грубо и бесцеремонно.

Всю оставшуюся жизнь она сама была с мужчинами резкой и бесцеремонной, буквально распугивая кавалеров независимым нравом и острыми высказываниями. Возможно, рядом с ней просто не оказалось человека, с которым она почувствовала бы себя защищенной. С ранних лет привыкшая добиваться всего сама, Фаина так и не научилась быть мягкой.

В начале 60-х в Москву переехала ее родная сестра, которая еще во время революции эмигрировала и там вышла замуж. После смерти мужа она написала Раневской и предложила ей вместе провести старость. Женщины стали друг для друга поддержкой и источником позитива. Но, увы, ненадолго.

Всего через несколько лет старшая сестра умерла, а Фаина Раневская последние годы жизни провела в компании любимого песика.

Предки

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Раневская, фаина георгиевна

Последние роли в театре.

Последние двадцать лет Раневская особенно остро чувствовала свое одиночество в театре. И последние ее две главные роли на сцене (Миссис Сэвидж в пьесе Странная миссис Сэвидж Дж.Патрика, 1966; и Люси Купер в спектакле Дальше – тишина В.Дельмара, 1969) пронизаны именно этой темой.

Обе пьесы по жанру – трагикомедии, в них рассказывается история матери, не находящей понимания в сердцах своих детей. Они, не справившись со странной добротой Миссис Сэвижд, определяют ее в психиатрическую лечебницу. Там она после всех перипетий предпочитает остаться, ибо у нее появились друзья, нуждающиеся в ее тепле гораздо больше. Трагедия другой героини, Люси Купер, глубже – она не продиктована свободным выбором. Беспомощную мать дети, запутавшиеся в трудностях личного и экономического характера, помещают в дом престарелых, разлучив с мужем. Их решение продиктовано отнюдь не жестокостью, а здравым смыслом и верой в несомненную пользу для всех такого исхода. Для Раневской главной задачей было попасть в характер, в обоих случаях очень яркий. Миссис Сэвидж, героиня, еще не утратившая женскую привлекательность и обладающая необыкновенным обаянием острого изящного ума и тонкой проницательностью, прятала свое страдание под маской легкомыслия и шутки. Актрисе удалось органично выстроить виртуозные перепады от эксцентрики к лирике, от фарса к трагедии, от буффонады к исповеди. Люси Купер сыграна по-другому. В глазах Люси – беспомощное детское удивление, тревожное непонимание, мольба – это один пласт роли, проявляющийся во взаимоотношениях с детьми. Для другого пласта, общение Люси с мужем (в спектакле его играл Р.Я.Плятт), используются другие краски: восторженная до застенчивости, почти юношеская любовь, вспыхнувшая с особой силой от сознания предстоящего одиночества. «Лучшие спектакли Раневской, когда она убирала сантимент, наполняла сцену юмором и, только оставшись одна, обнаруживала свое страдание. Но, бывало, теряла контроль над собой и открыто, всласть страдала… С точки зрения актерского мастерства элегантнее скрыть страдание, но как драгоценны эти моменты забвения мастерства!» – вспоминала И.Савина.

Несмотря на знаменитость (в кино актрисой сыграно не менее 25 ролей), Раневская считала свою театральную судьбу неудавшейся, нереализованной по-настоящему. У нее не было своего режиссера, своего театра. Огромная потребность в самовыражении не была реализована.

Разносторонний талант Раневской проявился еще и в том, что она стала автором многочисленных афоризмов и анекдотов. Остроумием, метким словом, искусством словесного шаржа она отличалась еще с гимназического возраста, и это составляло не отдельный, а связанный с актерством дар.

Умерла 19 августа 1984 в Москве.

Фильмография: Пышка (1934); Дума про казака Галоту (1937);Человек в футляре (1939); Ошибка инженера Кочина (1939); Подкидыш (1940); Любимая девушка (1940); Миргород (1941); Александр Пархоменко (1942); Новые похождения Швейка (1943); Мечта (1943); Свадьба (1944); Весна (1947); Золушка (1947); Рядовой Александр Матросов (1948); Встреча на Эльбе (1949); У них есть Родина (1950); Слон и веревочка (1946); Легкая жизнь (1964); Сегодня новый аттракцион (1966).

Екатерина Юдина

Дальше – тишина…

У последней пьесы, сыгранной ею на сцене театра Моссовета, было символичное название: «Дальше – тишина». Раневской было уже 86, она, по ее же крылатому выражению, устала «симулировать здоровье».

Сама литературная основа сценария была довольно слабенькой. Но режиссировал ее великий Анатолий Эфрос, а вторую главную роль исполнял Ростислав Плятт. Этот уникальный дуэт и держал спектакль на плаву, привлекал зрителей. Хотя идея и была, как и все мелодраматичные сюжеты, привлекательной: родители и дети, непонимание и жестокость к старшему поколению в семье.

24 октября 1982 года стало знаковым в творческой биографии Фаины Раневской — в этот день она в последний раз вышла к зрителям на поклоны. Банкета и славословий не было, она этого не терпела.

Фаина Георгиевна ушла из жизни 19 июля 1984 года, в больнице, после того как перенесла пневмонию и инфаркт. Хоронили Раневскую на Донском кладбище, за процессией понуро шел Мальчик. Собака даже потом была воплощена на надгробии актрисы. Но в суматохе прощания о нем никто не позаботился, осиротевший пес куда-то пропал…

Дорогие друзья, вот и закончен мой рассказ о великой актрисе и удивительном человеке Фаине Георгиевне Раневской. В рамки одной статьи невозможно вложить все интересные факты ее биографии. Но мы с вами хотя бы вспомнили главные вехи ее жизни — непростой, но поучительной. Остались ее меткие афоризмы, ее фильмы и спектакли, светлая аура незаурядной личности. И на блоге мы обязательно вспомним ее меткие афоризмы и цитаты.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке этой статьи.

И для души я предлагаю сегодня Фаина Раневская Жестокий романс. Из к/ф «Александр Пархоменко». 1942 г. Музыка, слова — Н. Богословский.

ЗАЗНАВШЕЙСЯ РАНЕВСКОЙ — БОЙКОТ!

Сейчас я вам скажу удивительную вещь: при своем умении высмеять человека Фаина Раневская абсолютно, просто категорически не воспринимала ни слова критики в свой адрес!

Ни слова! Единственным человеком, который имел право делать ей замечания, была моя бабушка. Даже моя мама, став режиссером и приглашая Раневскую играть в своих спектаклях, мучилась с ней, потому что Фаина Георгиевна не принимала никаких замечаний. Что уж говорить о посторонних людях! Говорят, появление Раневской в Театре Моссовета уже было спектаклем! Сцена перед ее приходом должна быть вымыта, декорации — в порядке. И далеко не все актеры, особенно молодые, стремились к ней навстречу. Многие, наоборот, предпочитали закрыться в гримуборной от греха подальше. А то ведь она пройдет по коридору и тихо скажет: «У этой актрисы лицо как копыто», — и все, прилепится на много лет! А попробуй-ка ответь ей как-то неправильно на вопрос после спектакля: «Ну как я сегодня?»

Однажды актер Анатолий Баранцев вместо обычного: «Гениально! Блистательно!» — сказал честно: «Фаина Георгиевна, сегодня немножко меньше накал, чем вчера». И услышал в ответ: «Это кто это там? Я вас не знаю… Оставьте меня в покое!» Отчасти такое отношение к критике было связано с тем, что Раневская была необычайно требовательна к своей профессии. Одна из последних ролей, которую предложили Раневской, — Сара Бернар в старости. Казалось бы, чего лучше, интересная, характерная роль! Но она отказалась: «Я недостойна играть великую Сару Бернар!» Была еще одна причина для отказа — Раневская с трудом выходила на сцену. А пока были силы, приходилось играть «совесть народа» в пьесе Сурова «Рассвет над Москвой». Там ее героиня ходила по инстанциям и требовала, чтобы производимые ткани были более яркими.


Фаина Раневская с Майей Плисецкой и английским актером Полом Скофилдом во время его гастролей в Москве. 1955 г.

Фото: РИА «НОВОСТИ»

«Я иду на эту роль, как в молодости шла на аборт, а в зрелости — к зубному врачу!» — шутила Раневская. А сама играла так, что народ сидел в зале только ради нее. А когда ее выход заканчивался, кресла пустели.

Как на самом деле труппа относится к Фаине Георгиевне, стало ясно, когда произошел конфликт с Юрием Завадским. Это про него она сказала «вытянутый в длину лилипут». Красавец, герой-любовник, был женат на Марецкой, позже — на Улановой, потом был десятилетний союз с моей мамой. У Раневской с Юрием Александровичем с самого начала были сложные отношения. Они обострились, когда на репетиции спектакля «Госпожа министерша» Раневская почувствовала себя плохо. Ее мучили спазмы в сосудах, боли в сердце, высокое давление. А коллеги думали, что она капризничает. В результате раздражение накопилось до предела, и со стороны Завадского прозвучало: «Вон из театра!»

На что Раневская ответила: «Вон из искусства!» А дальше было собрание труппы по поводу ее поведения, на которое саму Раневскую даже не пригласили. И никто из коллег не сказал ни слова в ее защиту. Говорили, что она высокомерная, что беззастенчиво пользуется служебной машиной, и как вывод: «Пора кончать этот «освенцим Раневской»!» В результате Фаина Георгиевна заболела и написала заявление об уходе из театра. И только после смерти Завадского она признавалась: «Мне жалко, что я обижала его, подшучивала над ним. И мне жаль, что он ушел раньше меня».

Первая любовь — и первое разочарование

Фаина Георгиевна рассказывала о своей первой любви, которая случилась с ней еще в юности. Раневская влюбилась в одного молодого красивого актера, который был (как и полагается) большим ловеласом. Но это ни капли не смутило юную Фаину, и она продолжала ходить за ним, словно тень.

Как-то предмет ее воздыханий подошел к ней и сказал, что хочет прийти в гости вечером.

Девушка накрыла на стол, надела свое самое красивое нарядное платье — и, полная романтических надежд, стала ждать объект своих воздыханий. Он пришел, но — с девушкой, и попросил Фаину уйти из дома на некоторое время.

Неизвестно, что она ему ответила, но с тех пор девушка решила не влюбляться.

.

Роли в театре

«Первый советский театр» в Крыму (1920—1924 гг.)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931 гг.)

  • «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
  • «Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
  • «Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
  • «Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
  • «Гамлет» (В. Шекспир) — Королева
  • «Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
  • «Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
  • «Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
  • «Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго
  • «Мандат» (Н. Р. Эрдман) — Гулячкина

Центральный театр Красной Армии (1935—1939 гг.)

  •  — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина

Театра драмы (1943—1949 гг.)

  •  — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  •  — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  •  — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  •  — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955 гг., 1963—1984 гг.)

  •  — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  •  — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  •  — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  •  — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
  •  — «Сомов и другие» (А. М. Горького) — Анна Сомова
  •  — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  •  — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
  •  — «Дальше — тишина» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер
  •  — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  •  — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  •  — «Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка
  •  — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна

Роли в театре

«1-й Советский театр» в Крыму (1918—1924)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «Живой труп» Л. Толстого — Маша
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931)

  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» А. Островского — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
  • «Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
  • «Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
  • «Гамлет» У. Шекспира — Королева
  • «Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
  • «Чудак» А. Афиногенова — Трощина
  • «Любовь Яровая» К. Тренёва — Дунька
  • «Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
  • «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина

Центральный театр Красной Армии (1935—1939)

  •  — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина

Московский театр драмы (1943—1949)

  •  — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  •  — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  •  — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  •  — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)

  •  — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  •  — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  •  — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  •  — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
  •  — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
  •  — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  •  — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
  •  — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер
  •  — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка С. Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  •  — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  •  — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
  •  — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской началась еще в девятнадцатом веке в городе Таганрог. 27 августа 1896 появилась на свет маленькая девочка, которой суждено было покорить кинематограф, оставить след в истории, стать лучшей в своем деле. Тогда еще никто бы не мог подумать, что этот милый ребенок, ничем не примечательный, станет особенным. Но обо всем по порядку. Родилась Фаина в обеспеченной семье. Глава семейства был владельцем фабрики, имел несколько магазинов и личный пароход. Одним словом, детство у девочки было полностью обеспеченным в материальном плане. Кроме нее самой, в семье воспитывали еще трое мальчиков и девочку Изабеллу, что, в отличие от Фаины была весьма красивой и нежной. Есть сведения, что Раневская завидовала сестренке, не могла принять, что та красивее ее. Но точно сказать нельзя, ведь актриса всегда ко всему относилась с иронией, сложно понять, когда она считает что-то серьезным, а когда нет.

Когда ей было пять лет, ее младший брат умер, что дало понять девочке, что в жизни случаются страшные потери. Но помимо этого, она сама по себе была ранимым ребенком, поскольку не отличалась красотой, была неуклюжей, даже немного заикалась. Из-за этого не чувствовала себя счастливой, хотя у нее было все, о чем могли мечтать дети того времени. Подруг у нее не было, даже не общалась с ровесниками, словно, уже в раннем детстве готовилась узнать, что такое одиночество во всей красе. Получила образование дома, предпочитала читать книги, петь песни, заниматься музыкой

Также большое внимание она уделяла иностранным языкам. Она была старательной личностью, но только в плане того, что ей было интересно

То, что она не хотела делать, никогда не уделяла этому внимание.

В возрасте двенадцати лет, почувствовала, что увлеклась кино. После чего пришло увлечение и театром. Случилось это после того, как она отправилась на спектакль. Там она посмотрела пьесу Чехова «Вишневый сад». Выступление настолько повлияло на нее, и она решила, что с жизненным путем определилась. Тогда же стала посещать студию учебного театра. Это вызвало целую бурю негодования, родители были категорически против, в итоге все между собой поругались. Упрямая девушка разорвала отношения с семьей, и в 1915 году уехала в Москву. Нельзя сказать точно, был ли это для нее важным шагом или восприняла все это как часть жизненных сложностей.

Но покорить столицу оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд. Ни одна из лучших театральных школ юную девушку не приняла, поэтому Фаина устроилась в частную школу. Но денег на учебу катастрофически не хватало, поэтому пришлось оставить эту затею. Помогла счастливая случайность, поскольку в тот момент Фаину заметила актриса Гельцер. Она взяла на себя ответственность порекомендовать девушку в Малаховский театр летнего типа, который находился под Москвой. Там Раневская могла пока проявить себя только в массовке, но она верила, что способна на большее. Так и получилось, правда, не сразу.

Спустя год, Фаина подписала первый театральный контракт с антрепризой Ладовской, на роли типажа «героинь-кокет». Чтобы как-то двигаться дальше, актриса совершает переезд в другой город, но там у нее ничего не получается. Но она продолжает идти по намеченному пути, у нее получается шаг за шагом играть в разных театрах. К слову, сумела появиться и в произведениях русского классика Чехова, которым восхищалась как автором, и как личностью. Можно сказать, что для нее это было своего рода, вызовом, воплощением мечты, к которой она стремилась. К слову, актриса была лично знакома с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

В начале тридцатых, Раневская начала работать в тетре и сниматься в кино, причем первой ролью ее стала классика. Актриса прекрасно справилась с ролью, тем самым, обеспечив себе дальнейшие роли. Актриса играла много где, раз за разом повышая планку. Настоящим триумфом для Фаины стала роль мачехи Золушки из одноименного фильма. Он полюбился зрителям, как и сама Раневская, восхитила игрой, обаянием и оригинальностью злодейки.

Стоит еще заметить, что в поисковиках часто ищут такой запрос, как: «Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин», и это не удивительно. Фаина Раневская оставила в истории яркий след, который оставить получается лишь у небольшого количества людей в первую очередь остроумными высказываниями. Причем все ее высказывания, словно стрелы, попадали в цель. Как говорится «даже не придерешься», то есть просто и гениально, но совершенно точно.

Возвращение домой

В январе 1919-го Эрнест вернулся домой в США. Его встретили как настоящего героя, во всех газетах можно было видеть его имя, король Италии наградил храброго американца Военным крестом и медалью «За доблесть».

В течение года Хемингуэй залечивает раны в кругу семьи, а в 1920 году переезжает в Канаду, где продолжает свои корреспондентские исследования. Газета «Торонто Стар», в которой он работал, дала репортеру свободу — Хемингуэй волен был писать что угодно, но зарплату получал только за одобренные и опубликованные материалы. В это время писатель создает свои первые серьезные произведения — о войне, о забытых и никому не нужных ветеранах, о глупости и бесчинстве властных структур.

Семья

Юность

Летом 1910 года семья Фельдманов поехала в Крым. Недалеко от них в большом и тенистом саду стоял домик, в котором остановилась для отдыха актриса Алиса Коонен. Юная девушка подружилась с актрисой и каждый вечер поджидала её у домика, чтобы вместе оправиться на прогулку к морю. Да, Фаина была нескладная и неуклюжая, но её огромные глаза просто сияли, когда она общалась с Алисой.

Впервые побывав в опере, Фаина возненавидела её. Со всей своей чувствительностью она не смогла принять то, что на сцене убивали людей и при этом ещё и пели. А когда «убитые» артисты, мило улыбаясь, вышли на поклон, она посчитала себя обманутой.

Кино произвело на Фаину совсем иное впечатление. Она обомлела и не шелохнулась ни разу за время просмотра, вся её душа наполнилась порывом куда-то бежать и что-нибудь делать, большое и необычное. Девушка в этот день даже разбила свою копилку и раздала монеты соседским детям.

А когда Фаине было 14 лет, она серьёзно увлеклась театральным искусством. В их городе с помощью меценатов был построен небольшой театр, где она не пропускала ни одной постановки. Но настоящее потрясение девушка испытала в 15-летнем возрасте, попав на премьеру спектакля «Вишнёвый сад» в Московском художественном театре. Когда опустили занавес и погасили огни рампы, она осталась неподвижно сидеть в пустеющем зале. Тогда она поняла, что её призвание в жизни – это театр. Как скажет потом через много лет Фаина Раневская: «Актёрскую профессию я не выбирала, она во мне где-то таилась».

Вернувшись из Москвы в Таганрог, Фаина экстерном сдала экзамены на гимназическом курсе и стала ходить в частную театральную студию А. Ягелло. Здесь она училась по-новому разговаривать, чуть-чуть растягивая слова, чтобы скрыть своё заикание. Ей нравилось находиться на сцене, и Фаина училась чувствовать себя на ней свободно. Девушка даже принимала участие в любительских постановках.

Отец к увлечению дочери театром относился спокойно. Но, когда Фаина объявила семье о намерении связать свою жизнь с актёрской профессией, родители взбунтовались против этого, что привело к скандалу и разрыву отношений.

Девушка понимала, чтобы пойти на работу даже в местный таганрогский театр, ей ещё надо много учиться сценическому мастерству. В 1915 году она приняла решение ехать в Москву.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

Фаина Раневская в молодости

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская в театре

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Фаина Раневская в молодости

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад. 

Фаина Раневская в спектакле «Шторм»

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Биография Фаины Раневской

Настоящее имя актрисы — Фаина Фельдман. Свой псевдоним  — «Раневская» Фаина позаимствовала у любимого Антона Павловича Чехова, а конкретнее — у Раневской, помещицы из пьесы «Вишневый сад».

Однажды у Фани выпали деньги из сумочки, купюры подхватил ветер, а она только смеялась: «Как красиво они летят!», ее кавалер заметил, что она «совсем как Раневская». Отчество Георгиевна — тоже не слишком настоящее, потому, что ее отца звали Гирш Хаимович.

Родители

Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге, в состоятельной еврейской семье.

Родители Фаины Раневской

Отец — Гирш Хаимович Фельдман, купец 1-й гильдии. Владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы на Александровской улице и парохода «Святой Николай», крупный мануфактурщик. Староста таганрогской синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.

Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова. Помимо Фаины в семье было три сына: Яков, Рудольф, Лазарь и дочь Белла. Родители и брат Фаины в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Отчий дом

На улице Фрунзе по сей день цел и невредим дом № 10, в котором жила актриса. В те времена это был другой адрес — улица Николаевская, дом № 12. Многие ошибаются, когда говорят, что именно в этом доме она родилась.

Дом Раневской. Таганрог, ул Фрунзе, 10

Ранее дом на улице Николаевской, № 12, принадлежал купцу Михаилу Николаевичу Камбурову. Дом был выкуплен и заново отстроен по заказу отца. Семья сюда переехала в 1898 году, когда Фаине было два года.

С 1866 по 1923 годы улица называлась Николаевской, в память цесаревича Николая Александровича Романова (сына императора Александра II), который в августе 1863 года посетил Таганрог, путешествуя по России.

В стенах этого дома формировался характер Фаины, в этом доме читались первые книги. Отсюда она ходила в начальные классы женской Мариинской гимназии, но не окончила ее. Фаина получила прекрасное домашнее воспитание и образование с помощью гувернантки: обучалась музыке, пению, танцам и иностранным языкам.

В Москву!

С 14 лет Фаина Георгиевна увлеклась театром, посещала занятия частной театральной студии. Затем ее комната наполнилась мечтами о театре… В девятнадцать лет она уехала в Москву. В Таганрог больше не возвращалась.

Раневскую окружали друзья, коллеги, поклонники — и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной. Привычка говорить то, что думает, сделала Раневскую непривлекательной для дружбы. Но у Фаины Георгиевны при всей ее колкости, было милосердное сердце и добрая душа.

Она приютила замерзающего пса, и он был в последние годы ее семьей. Она была поистине уникальной и неповторимой личностью. Отношение к этой самобытности может быть любое. Но равнодушие — единственно невозможное чувство.

Занавес

Итогом 60-летней актерской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трех Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951).

Ушла из жизни 19 июля 1984 года в Москве, после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

В 1992 г. английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.


В 2008 г. у дома Фаины Раневской в Таганроге установлен памятник в виде ее героини — Ляли из фильма «Подкидыш». Скажу с уверенностью, что памятник не понравился бы Фаине Георгиевне. Это была ее нелюбимая роль. Почему автор памятника этого не учел?

Раневская всю жизнь прожила одиноко: ни семьи, ни детей. Однажды ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена.

— А как же — сказала Раневская — вот было мне девятнадцать лет, поступила я в провинциальную труппу — сразу же и влюбилась. В первого героя-любовника! Уж такой красавец был! А я-то, в правду сказать, страшна была, как смертный грех… Но очень любила ходить вокруг, глаза на него таращила, он конечно, ноль внимания…

А однажды вдруг подходит и говорит шикарным своим баритоном: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером: буду к вам в семь часов». Я побежала к антрепренеру, денег в счет жалования взяла, вина купила, еды всякой, оделась, накрасилась — сижу, жду.

В семь нету, в восемь нету, в девятом часу приходит… пьяный и с бабой! «Деточка, — говорит, — погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!» С тех пор не то что влюбляться —смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!

Интересные факты о Фаине Раневской

Актрису знали как преданного человека, которому можно доверять. Она могла не спать ночами, если кому-то требовалась помощь, отдать последние деньги на нужды близкого человека.

Фанни Фельдман дружила с Василием Качаловым. Именно он научил актрису не просто играть, но вживаться в роль. Они много гуляли вместе, долго разговаривали. На прогулки они всегда брали с собой собаку Джима – ту самую, которой посвятил стихотворение Есенин.

На многих последних фото Фаина запечатлена со своей собакой – Мальчиком. Этого пса она взяла с улицы. От мороза у животного сильно пострадали лапы; многие говорили, что шансов на выживание нет. Актриса сделала всё возможное, чтобы вылечить собаку. На это дворняжка ответила ей искренней любовью и привязанностью. На могиле актрисы установлена небольшая скульптура Мальчика.

ДОМРАБОТНИЦЫ ОБВОРОВЫВАЛИ

К этому времени Раневская уже жила одна — в комнате в коммуналке, потом получила квартиру.

Вести самой хозяйственные дела ей абсолютно не хотелось. Пришлось нанимать домработниц, которые то и дело ее обворовывали. Я помню, одна из них запросила сто рублей за пару килограммов бифштекса для песика Раневской. Это было слишком даже для не имевшей представления о ценах Фуфы. «Почему так дорого?» — удивилась она. «Так я же ж по всей Москве ездила на такси, шукала это мясо!» Единственная домработница, с которой Раневская ужилась, была Лиза. Некрасивая неудачница, мечтающая выйти замуж, Лиза часто ходила на свидания. И на одно такое свидание Фаина Георгиевна позволила ей надеть… роскошную шубу Любови Орловой, которая как раз в этот момент пришла в гости. Часа четыре Раневская лезла из кожи вон, стараясь увлекательной беседой удержать гостью, чтобы Орловой не пришло в голову распрощаться и уйти.


После многолетней разлуки Раневская разыскала свою семью в Румынии

Фото: из личного архива Алексея Щеглова

При этом она рисковала — а вдруг бы домработница не вернулась? Но Лиза вернулась и преданно служила ей, пока наконец не вышла замуж. И тогда Фаина Георгиевна на радостях подарила молодоженам свою большую двуспальную кровать. А сама стала спать на тахте. Для нее вещи вообще ничего не значили, она могла понравившемуся человеку отдать буквально все с себя. Она получала весьма щедрый паек в магазине «Елисеевский», который раздавала. Угощала и мое семейство. Помню ее записку: «Посылаю тебе бананы, выращенные на плантациях буржуазного мира, где бананы жрут даже свиньи, а возможно, и обезьяны».

Она набивала деликатесами холодильник — для друзей, ведь сама есть все это не могла — запрещали врачи. Если кто-то из знакомых, приходя к ней, спрашивал: «Я возьму немножечко сервелата?» — она с досадой отмахивалась: «Не надо мне объявлять, сколько граммов.

Просто бери!» Сама она любила очень простое блюдо — жареный хлеб. Она его готовила прямо на открытом огне на плите и тут же мазала маслом — оно таяло и пропитывало хлеб. Еще Фуфа обожала фисташки и жареные каштаны, которых в Москве днем с огнем было не сыскать, но ей привозили.

Фаина Раневская: биография

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Актриса Фаина Раневская

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Личная жизнь

Как многие гениальные люди, в личной жизни Раневская была глубоко несчастна. Влюбившись впервые еще во время гастролей в Керчи, она испытала глубокое разочарование, когда объект ее страсти предпочел ей другую женщину, причем сделал это грубо и бесцеремонно.

Всю оставшуюся жизнь она сама была с мужчинами резкой и бесцеремонной, буквально распугивая кавалеров независимым нравом и острыми высказываниями. Возможно, рядом с ней просто не оказалось человека, с которым она почувствовала бы себя защищенной. С ранних лет привыкшая добиваться всего сама, Фаина так и не научилась быть мягкой.

В начале 60-х в Москву переехала ее родная сестра, которая еще во время революции эмигрировала и там вышла замуж. После смерти мужа она написала Раневской и предложила ей вместе провести старость. Женщины стали друг для друга поддержкой и источником позитива. Но, увы, ненадолго.

Всего через несколько лет старшая сестра умерла, а Фаина Раневская последние годы жизни провела в компании любимого песика.

Предки

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий