Фома аквинский

Доказательство четвертое. От степени совершенства

Фома Аквинский 5 доказательств бытия Бога основывал на аристотелевской формальной логике. Одно из них гласит, что во всех вещах, какие есть в мире, проявляются различные степени совершенства. Это относится к понятиям добра, красоты, благородства и формы существования. Однако степени совершенства познаются нами только в сравнении с чем-либо другим. Другими словами, они относительны. Далее Аквинат делает вывод, что на фоне всех относительных вещей должен выделяться некий феномен, наделенный совершенством в абсолютной степени. К примеру, сравнивать вещи по красоте можно либо относительно худших, либо относительно лучших вещей. Но должен существовать абсолютный критерий, выше которого ничего не может быть. Вот это самое совершенное во всех отношениях явление и есть то, что называется Богом.

Идеи Фомы Аквинского[править]

Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж

Как теолог понимал бытие Бога в смысле христианской религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Всё мироздание рассматривается Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирождённое место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Одним из наиболее важных результатов богоучения Св. Фомы Аквинского является выведение пяти доказательств бытия Бога, пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Кроме того, он много писал о невидимом бытии, в частности, описал иерархию ангелов и их свойства. Выбранные из его философии (метафизики) и были определены церковью 24 июля года как истинное учение Фомы Аквинского (см. Томизм).

Пять доказательств существования Богаправить

В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять доказательств (путей) существования Бога:

  1. Доказательство через движение. Все вещи делятся на две категории: движимые и двигающие. Движимые двигаются только потому, что их движет что-то другое, движущие движутся сами и движут другие вещи. Но вещи двигаются лишь относительно того, что движет их, они не могут быть источником собственного движения. Соответственно должно быть что-то, что само неподвижно, но двигает движущие предметы. По Фоме это есть Бог.
  2. Доказательство через производящую причину. У каждой вещи есть цепочка причин являющихся причиной бытия этой вещи. Но невозможно, чтобы эта цепочка уходила в бесконечность. Значит есть что-то, что являясь причиной существования других вещей, само не имеет первопричины и существует безотносительно причин. Это и есть Бог.
  3. Доказательство через необходимость. Большинство вещей являются возможными, они могут быть, а могут и не быть, они появляются и исчезают. Если бы все вещи были такими, то они все могли бы перейти в небытие, а тогда можно сказать, что уже ничего не существует, поскольку не-сущее переходит в сущее только через сущее. А раз ничего не существует, ничто не могло бы перейти в нечто. Значит должно быть нечто, что необходимо, через что создаётся сущее. Но необходимость должна иметь внешнюю причину. Поскольку невозможно, чтобы цепочка зависимостей уходила в бесконечность, значит есть нечто необходимое, что не нуждается во внешней причине, необходимое само по себе. Это и есть Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия. Всё обладает некими качествами и при этом можно говорить, что одно обладает этими качествами в большей степени чем другое. Значит есть нечто, относительно чего меряют качество, чем ближе к эталону, тем в большей степени сущее обладает этим качеством. Значит есть нечто являющееся идеалом истины, совершенства, благородства и, как следствие, обладающее истинным бытием. Но то, что в предельной степени обладает неким качеством, является и причиной всех проявлений этого качества. Значит есть сущность, являющаяся причиной всех благ и всякого совершенства. Это есть Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. Из наблюдений известно, что у предметов, лишённых разума, действия, как правило, направлены к наилучшему исходу, а значит подчиняются целесообразности. Следовательно, они достигают цели не случайно, но по чьей-то воле. А значит есть что-то, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это именуется Богом.

Литература

  • Фома Аквинский / Апполонов А. В. // Уланд — Хватцев . — 2017. — С. 458—460. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.
  • Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1997. — № 9. — С. 156—162.
  • Бандуровский К. В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник ’99. — М., 2001.
  • Бандуровский К. В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. — 2001. — № 4.
  • Бандуровский К. В. Фома Аквинский // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. — М.: РГГУ, 2011. — 328 с. ISBN 978—0
  • Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975).
  • Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). — М.: Кругъ, 2010. — С.107-121.
  • Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. — СПб. 1884.
  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.
  • Гайденко В. П.. Об исходных понятиях доктрины Фомы Аквинского // Фома Аквинский. Онтология и теория познания (фрагменты сочинений) / Пер., вступ. ст., коммент. В. П. Гайденко; Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2001. — 204 с. — ISBN 5-201-02050-X — С. 3—32.
  • Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
  • Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. — Душанбе, 1990.
  • Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986.
  • Жильсон Э. Философ и теология. — М., 1995.
  • История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  • Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. — 1989. — № 2. — С.64-73.
  • Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
  • Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.
  • Радлов Э. Л. Фома Аквинат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004.
  • Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут — М., Астрель, 2005.
  • Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Выпуск I. — М., 1987.
  • Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. № 33. Июль 1995. — Париж, 1995.
  • Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. — М., 1979.
  • Фома Аквинский // Католическая энциклопедия
  • Честертон Г. Святой Фома Аквинский // Честертон Г. Вечный человек. — М., 1991.

Примечания

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.


Фома Аквинский

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского и их критика

Даже поверхностный анализ приведенных выше аргументов показывает, что все они являются аспектами одной и той же логической цепочки. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского сосредоточены главным образом не на высшей сущности, а на материальном мире. Последний выступает в них как следствие или комплекс различных следствий единой первопричины, которая сама ни в чем не имеет причин, но которая обязательно должна существовать. Фома называет ее Богом, но, тем не менее, это не приближает нас к пониманию того, что есть Бог.

Следовательно, эти аргументы никак не могут доказать существование именно конфессионального Господа, христианского или какого-либо еще. На их основании нельзя утверждать, что существует именно тот Творец, которому поклоняются последователи авраамических религий. Кроме того, если проанализировать пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, становится ясно, что постулирование Творца мира является скорее не необходимым логическим заключением, а гипотетическим предположением. Это видно из того, что природа первопричины в них не раскрыта, и она может оказаться совершенно иной, нежели мы ее себе представляем. Эти аргументы не убеждают в истинности метафизической картины мира, которую предлагает Фома Аквинский.

5 доказательств бытия Бога кратко освещают проблему нашего незнания первооснов мироздания. Теоретически может оказаться, что наш мир – это творение некой сверхцивилизации, или следствие действия неоткрытых еще законов вселенной, или некая эманация и так далее. Другими словами, на роль первопричины можно предложить любую фантастическую концепцию и теорию, которая не имеет с Богом, как мы его себе представляем, ничего общего. Таким образом, Бог как Творец мира и первопричина всего – это лишь один из вероятных ответов на вопросы, которые формулирует Фома. Соответственно, данные аргументы не могут служить доказательствами в прямом смысле слова.

Еще один контрдовод касается четвертого доказательства, в котором постулируется некая градация совершенства явлений в мире. Но, если вдуматься, что может служить гарантом того, что такие понятия, как красота, добро, благородство и так далее, являются вполне себе объективными характеристиками, а не субъективными категориями человеческого ума, то есть продуктом ментальной дифференциации? В самом деле, что и как измеряет красоту, и какова природа эстетического чувства? И можно ли мыслить Бога в рамках человеческих понятий о добре и зле, которые, как показывает история, постоянно претерпевают изменения? Меняются ценности этические – меняются ценности и эстетические. То, что вчера казалось эталоном прекрасного, сегодня – образчик посредственности. То, что было добром двести лет назад, сегодня квалифицируется как экстремизм и преступление против человечности. Вписывание Бога в эти рамки человеческих понятий делает его всего лишь еще одной мыслительной категорией, причем такой же относительной. Поэтому отождествление Всевышнего с абсолютным добром или абсолютным благом – это отнюдь не свидетельство его объективного существования.

Более того – такой Бог непременно будет находиться за рамками зла, грязи и уродства. То есть он не может быть абсолютным злом, например. Нам придется постулировать наличие нескольких богов, олицетворяющих собой различные взаимоисключающие феномены в их абсолютной степени. Ни один из них, соответственно, в силу своего ограничения, не сможет быть настоящим Богом, который, как абсолют, должен вмещать в себя все, а значит, быть единым. Проще говоря, никакие понятия и категории человеческого ума неприложимы к Богу, а потому не могут служить доказательством его бытия.

Дом видений

Рецепция учения Фомы Аквинского

Основные статьи: Томизм, Неотомизм

Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов

Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).

В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм», основателем которого является Жак Маритен.

Господи! Господи!..

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.


Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии»

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Рецепция томизма

После смерти Аквината его учение под названием томизм некоторое время испытывало острую критику и даже осуждалось официально. Но вскоре оно стало преобладающим среди членов доминиканского ордена, а затем и ведущим направлением в католической мысли.

По вполне понятным причинам центрами томизма стали Париж и Неаполь, где основатель направления жил и работал многие годы. Учение активно развивается, став уже в XV столетии основной формой для схоластической науки. Оно испытывает влияние Возрождения, в результате чего выделяются ренессансно-модернистское и консервативное направления.

В середине XIX века возникает неотомизм — попытка адаптировать учение Аквината к новому времени, когда были совершены открытия в области естествознания. Заимствуются идеи из работ Канта, Гегеля и других философов.

Томизм становится эталоном католического богословия, обязательным предметом в семинариях и частью университетских курсов по теологии. Он господствовал в официальном вероучении Рима вплоть до Второго Ватиканского собора в 1962–1965 году.

Идеи Фомы Аквинского

Влияние на философию Фомы Аквинского оказал Аристотель, неоплатоники, греческие и арабские комментаторы Цицерона, Ансельма Кентерберийского, Августина, Боэция и Иоанна Дамаскина. Рассмотрим несколько известных идей Фомы.

Теология — это наука и священное учение, основанное на знании, которым обладает Бог, а также те, кто был удостоен блаженства.

Часть истин Откровения доступны для разума человека. К примеру, что Бог существует и что Он един. Другие же невозможно понять. Например, божественное триединство.

Истины веры и науки не противоречат друг другу, наоборот, между ними существует настоящая гармония. В частности, если мудрость является стремлением постичь Бога, то наука помогает в этом.

Душа — это субстанция, которая обретает полноту только в единстве с телом, В единстве тела и души рождаются мысли и чувства.

Конечная цель человека — блаженство, обретаемое в созерцании Бога.

Человек отличается от животного способностью к познанию и возможностью совершать свободный выбор.

Существует 3 вида познания:

  • ум — сфера духовных способностей;
  • разум — способность к рассуждениям;
  • интеллект — способность к умственному познанию.

Существует 6 форм правления. Справедливые — аристократия, монархия и полисная система, несправедливые — олигархия, тирания и демократия. Лучшей является монархия, ведь движение к общему благу более эффективно, если направляется из единого источника.

Доказательства бытия Бога:

  1. Доказательство через движение (все, что движимо, движимо чем-то иным).
  2. Доказательство через производящую причину (ничто не было причиной в отношении самого себя, поэтому можно допускать существование первой действующей причины – Бога).
  3. Доказательство через необходимость (всегда существует нечто, что является причиной необходимости всего прочего).
  4. Доказательство от степеней бытия (среди вещей существуют более и менее благие и истинные, поэтому должно быть и нечто наиболее истинное и благороднейшее).
  5. Доказательство через целевую причину (часто нечто, лишенное любых познавательных способностей, действует ради определенной цели, поэтому ясно, что оно движется не случайно, а намеренно).

завод

Работы Фомы Аквинского были разнообразны, и их публикация была обширной. Он опубликовал большое количество книг за свою короткую жизнь, так как он умер, когда ему было всего 49 лет.

Среди огромного списка публикаций выделяются теологические синтезы: Сумма против язычников, Summa theologiae и Scriptum super quatuor libris приговор магистрат Петри Ломбарди.

Сумма против язычников

Эта работа переводится как Сумма против людей. Считается, что он был написан между 1260 и 1264 годами, хотя нет никакого согласия относительно правдивости этой даты..

Предполагается, что цель этой публикации — привести аргументы, которые подтвердят католическую и христианскую веру в ситуациях вражды.

В этой публикации вы можете найти аргументы, разработанные специально для реагирования на проявления неверных людей. Считается, что цель книги состояла в том, чтобы поддержать миссионеров в их действиях по распространению слова Божьего.

Предполагается также, что эти аргументы могли быть полезны перед лицом споров с евреями или мусульманами, которые были охарактеризованы в то время как адепты философии Аристотеля..

Summa theologiae

 Богословская сумма Он был написан между 1265 и 1274 годами. Он характеризуется как самый популярный богословский трактат средневекового периода и оказал сильное влияние на католицизм..

Больше, чем защищать веру (как в случае Сумма против людей), эта публикация была задумана как богословское пособие, которое может быть использовано в.

Для написания Богословская сумма, Фома Аквинский основан на Библии и других священных писаниях, а также на учениях Аристотеля и Августина Гиппопотама.

структура

Шаблон можно найти в структуре этой публикации. Во-первых, объяснение начинается с вопроса, который обычно выражал противоположную идею, которую защищал Фома Аквинский..

Позже Санто Томас описал аргументы, которые, по его словам, опровергли тезис, выдвинутый в начале, в поставленном вопросе; и после этого я продолжил описывать те аргументы, которые поддерживают этот тезис.

При разработке анализа Томас посвятил себя расширению и пониманию того, что будет его ответом, и, в конце концов, он ответил один за другим на все аргументы, которые возражали против рассматриваемого тезиса..

Эта книга была написана в трех частях, и третья из них осталась незаконченной после того, как Фома Аквинский в последние годы своей жизни заявил, что у него было откровение, благодаря которому ему сказали, что все, что он написал до сих пор это было бесплодно, и это не имело смысла.

Однако, хотя Фома Аквинский не завершил третью часть своей работы, его ученики завершили ее для него, добавив дополнение, в котором они разработали несколько работ, написанных им во времена его юности..

Scriptum super quatuor libris приговор магистр Петри Ломбарди

Это была первая работа Томаса де Акино, которая переводится как Комментарий к четырем книгам предложений Педро Ломбарди.

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Томас де Акино комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были разработаны таинства Церкви..

Некоторые ученые определили, что то, что Аквинский поднял в этих комментариях, сохраняет важные различия со способом выражения себя в Богословская сумма, самая трансцендентная работа Томаса. 

Однако тот факт, что Богословская сумма Томас Аквинский не закончил, может объяснить, что различие аргументов между обеими работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мысль развивалась и развивалась во времени.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Фома Аквинский о специфике философии и богословия

Фома Аквинский считал, что как богословие, так и философия изучают Бога и его творения. Но в то время как философия восходит от божественных творений к их создателю, богословие, напротив, исходит из признания творца и нисходит к его творениям: «в философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце Бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает творения лишь в их соотнесенности с Богом, вначале рассматривается Бог и затем творения. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Фома аквинский

Доказательство четвертое. От степени совершенства

Фома Аквинский 5 доказательств бытия Бога основывал на аристотелевской формальной логике. Одно из них гласит, что во всех вещах, какие есть в мире, проявляются различные степени совершенства. Это относится к понятиям добра, красоты, благородства и формы существования. Однако степени совершенства познаются нами только в сравнении с чем-либо другим. Другими словами, они относительны. Далее Аквинат делает вывод, что на фоне всех относительных вещей должен выделяться некий феномен, наделенный совершенством в абсолютной степени. К примеру, сравнивать вещи по красоте можно либо относительно худших, либо относительно лучших вещей. Но должен существовать абсолютный критерий, выше которого ничего не может быть. Вот это самое совершенное во всех отношениях явление и есть то, что называется Богом.

Идеи Фомы Аквинского[править]

Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж

Как теолог понимал бытие Бога в смысле христианской религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Всё мироздание рассматривается Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирождённое место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Одним из наиболее важных результатов богоучения Св. Фомы Аквинского является выведение пяти доказательств бытия Бога, пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Кроме того, он много писал о невидимом бытии, в частности, описал иерархию ангелов и их свойства. Выбранные из его философии (метафизики) и были определены церковью 24 июля года как истинное учение Фомы Аквинского (см. Томизм).

Пять доказательств существования Богаправить

В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять доказательств (путей) существования Бога:

  1. Доказательство через движение. Все вещи делятся на две категории: движимые и двигающие. Движимые двигаются только потому, что их движет что-то другое, движущие движутся сами и движут другие вещи. Но вещи двигаются лишь относительно того, что движет их, они не могут быть источником собственного движения. Соответственно должно быть что-то, что само неподвижно, но двигает движущие предметы. По Фоме это есть Бог.
  2. Доказательство через производящую причину. У каждой вещи есть цепочка причин являющихся причиной бытия этой вещи. Но невозможно, чтобы эта цепочка уходила в бесконечность. Значит есть что-то, что являясь причиной существования других вещей, само не имеет первопричины и существует безотносительно причин. Это и есть Бог.
  3. Доказательство через необходимость. Большинство вещей являются возможными, они могут быть, а могут и не быть, они появляются и исчезают. Если бы все вещи были такими, то они все могли бы перейти в небытие, а тогда можно сказать, что уже ничего не существует, поскольку не-сущее переходит в сущее только через сущее. А раз ничего не существует, ничто не могло бы перейти в нечто. Значит должно быть нечто, что необходимо, через что создаётся сущее. Но необходимость должна иметь внешнюю причину. Поскольку невозможно, чтобы цепочка зависимостей уходила в бесконечность, значит есть нечто необходимое, что не нуждается во внешней причине, необходимое само по себе. Это и есть Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия. Всё обладает некими качествами и при этом можно говорить, что одно обладает этими качествами в большей степени чем другое. Значит есть нечто, относительно чего меряют качество, чем ближе к эталону, тем в большей степени сущее обладает этим качеством. Значит есть нечто являющееся идеалом истины, совершенства, благородства и, как следствие, обладающее истинным бытием. Но то, что в предельной степени обладает неким качеством, является и причиной всех проявлений этого качества. Значит есть сущность, являющаяся причиной всех благ и всякого совершенства. Это есть Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. Из наблюдений известно, что у предметов, лишённых разума, действия, как правило, направлены к наилучшему исходу, а значит подчиняются целесообразности. Следовательно, они достигают цели не случайно, но по чьей-то воле. А значит есть что-то, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это именуется Богом.

Литература

  • Фома Аквинский / Апполонов А. В. // Уланд — Хватцев . — 2017. — С. 458—460. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.
  • Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1997. — № 9. — С. 156—162.
  • Бандуровский К. В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник ’99. — М., 2001.
  • Бандуровский К. В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. — 2001. — № 4.
  • Бандуровский К. В. Фома Аквинский // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. — М.: РГГУ, 2011. — 328 с. ISBN 978—0
  • Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975).
  • Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). — М.: Кругъ, 2010. — С.107-121.
  • Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. — СПб. 1884.
  • Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.
  • Гайденко В. П.. Об исходных понятиях доктрины Фомы Аквинского // Фома Аквинский. Онтология и теория познания (фрагменты сочинений) / Пер., вступ. ст., коммент. В. П. Гайденко; Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2001. — 204 с. — ISBN 5-201-02050-X — С. 3—32.
  • Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
  • Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. — Душанбе, 1990.
  • Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986.
  • Жильсон Э. Философ и теология. — М., 1995.
  • История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  • Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. — 1989. — № 2. — С.64-73.
  • Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
  • Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.
  • Радлов Э. Л. Фома Аквинат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004.
  • Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут — М., Астрель, 2005.
  • Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Выпуск I. — М., 1987.
  • Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. № 33. Июль 1995. — Париж, 1995.
  • Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. — М., 1979.
  • Фома Аквинский // Католическая энциклопедия
  • Честертон Г. Святой Фома Аквинский // Честертон Г. Вечный человек. — М., 1991.

Примечания

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.


Фома Аквинский

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского и их критика

Даже поверхностный анализ приведенных выше аргументов показывает, что все они являются аспектами одной и той же логической цепочки. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского сосредоточены главным образом не на высшей сущности, а на материальном мире. Последний выступает в них как следствие или комплекс различных следствий единой первопричины, которая сама ни в чем не имеет причин, но которая обязательно должна существовать. Фома называет ее Богом, но, тем не менее, это не приближает нас к пониманию того, что есть Бог.

Следовательно, эти аргументы никак не могут доказать существование именно конфессионального Господа, христианского или какого-либо еще. На их основании нельзя утверждать, что существует именно тот Творец, которому поклоняются последователи авраамических религий. Кроме того, если проанализировать пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, становится ясно, что постулирование Творца мира является скорее не необходимым логическим заключением, а гипотетическим предположением. Это видно из того, что природа первопричины в них не раскрыта, и она может оказаться совершенно иной, нежели мы ее себе представляем. Эти аргументы не убеждают в истинности метафизической картины мира, которую предлагает Фома Аквинский.

5 доказательств бытия Бога кратко освещают проблему нашего незнания первооснов мироздания. Теоретически может оказаться, что наш мир – это творение некой сверхцивилизации, или следствие действия неоткрытых еще законов вселенной, или некая эманация и так далее. Другими словами, на роль первопричины можно предложить любую фантастическую концепцию и теорию, которая не имеет с Богом, как мы его себе представляем, ничего общего. Таким образом, Бог как Творец мира и первопричина всего – это лишь один из вероятных ответов на вопросы, которые формулирует Фома. Соответственно, данные аргументы не могут служить доказательствами в прямом смысле слова.

Еще один контрдовод касается четвертого доказательства, в котором постулируется некая градация совершенства явлений в мире. Но, если вдуматься, что может служить гарантом того, что такие понятия, как красота, добро, благородство и так далее, являются вполне себе объективными характеристиками, а не субъективными категориями человеческого ума, то есть продуктом ментальной дифференциации? В самом деле, что и как измеряет красоту, и какова природа эстетического чувства? И можно ли мыслить Бога в рамках человеческих понятий о добре и зле, которые, как показывает история, постоянно претерпевают изменения? Меняются ценности этические – меняются ценности и эстетические. То, что вчера казалось эталоном прекрасного, сегодня – образчик посредственности. То, что было добром двести лет назад, сегодня квалифицируется как экстремизм и преступление против человечности. Вписывание Бога в эти рамки человеческих понятий делает его всего лишь еще одной мыслительной категорией, причем такой же относительной. Поэтому отождествление Всевышнего с абсолютным добром или абсолютным благом – это отнюдь не свидетельство его объективного существования.

Более того – такой Бог непременно будет находиться за рамками зла, грязи и уродства. То есть он не может быть абсолютным злом, например. Нам придется постулировать наличие нескольких богов, олицетворяющих собой различные взаимоисключающие феномены в их абсолютной степени. Ни один из них, соответственно, в силу своего ограничения, не сможет быть настоящим Богом, который, как абсолют, должен вмещать в себя все, а значит, быть единым. Проще говоря, никакие понятия и категории человеческого ума неприложимы к Богу, а потому не могут служить доказательством его бытия.

Дом видений

Рецепция учения Фомы Аквинского

Основные статьи: Томизм, Неотомизм

Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов

Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).

В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм», основателем которого является Жак Маритен.

Господи! Господи!..

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.


Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии»

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Рецепция томизма

После смерти Аквината его учение под названием томизм некоторое время испытывало острую критику и даже осуждалось официально. Но вскоре оно стало преобладающим среди членов доминиканского ордена, а затем и ведущим направлением в католической мысли.

По вполне понятным причинам центрами томизма стали Париж и Неаполь, где основатель направления жил и работал многие годы. Учение активно развивается, став уже в XV столетии основной формой для схоластической науки. Оно испытывает влияние Возрождения, в результате чего выделяются ренессансно-модернистское и консервативное направления.

В середине XIX века возникает неотомизм — попытка адаптировать учение Аквината к новому времени, когда были совершены открытия в области естествознания. Заимствуются идеи из работ Канта, Гегеля и других философов.

Томизм становится эталоном католического богословия, обязательным предметом в семинариях и частью университетских курсов по теологии. Он господствовал в официальном вероучении Рима вплоть до Второго Ватиканского собора в 1962–1965 году.

Идеи Фомы Аквинского

Влияние на философию Фомы Аквинского оказал Аристотель, неоплатоники, греческие и арабские комментаторы Цицерона, Ансельма Кентерберийского, Августина, Боэция и Иоанна Дамаскина. Рассмотрим несколько известных идей Фомы.

Теология — это наука и священное учение, основанное на знании, которым обладает Бог, а также те, кто был удостоен блаженства.

Часть истин Откровения доступны для разума человека. К примеру, что Бог существует и что Он един. Другие же невозможно понять. Например, божественное триединство.

Истины веры и науки не противоречат друг другу, наоборот, между ними существует настоящая гармония. В частности, если мудрость является стремлением постичь Бога, то наука помогает в этом.

Душа — это субстанция, которая обретает полноту только в единстве с телом, В единстве тела и души рождаются мысли и чувства.

Конечная цель человека — блаженство, обретаемое в созерцании Бога.

Человек отличается от животного способностью к познанию и возможностью совершать свободный выбор.

Существует 3 вида познания:

  • ум — сфера духовных способностей;
  • разум — способность к рассуждениям;
  • интеллект — способность к умственному познанию.

Существует 6 форм правления. Справедливые — аристократия, монархия и полисная система, несправедливые — олигархия, тирания и демократия. Лучшей является монархия, ведь движение к общему благу более эффективно, если направляется из единого источника.

Доказательства бытия Бога:

  1. Доказательство через движение (все, что движимо, движимо чем-то иным).
  2. Доказательство через производящую причину (ничто не было причиной в отношении самого себя, поэтому можно допускать существование первой действующей причины – Бога).
  3. Доказательство через необходимость (всегда существует нечто, что является причиной необходимости всего прочего).
  4. Доказательство от степеней бытия (среди вещей существуют более и менее благие и истинные, поэтому должно быть и нечто наиболее истинное и благороднейшее).
  5. Доказательство через целевую причину (часто нечто, лишенное любых познавательных способностей, действует ради определенной цели, поэтому ясно, что оно движется не случайно, а намеренно).

завод

Работы Фомы Аквинского были разнообразны, и их публикация была обширной. Он опубликовал большое количество книг за свою короткую жизнь, так как он умер, когда ему было всего 49 лет.

Среди огромного списка публикаций выделяются теологические синтезы: Сумма против язычников, Summa theologiae и Scriptum super quatuor libris приговор магистрат Петри Ломбарди.

Сумма против язычников

Эта работа переводится как Сумма против людей. Считается, что он был написан между 1260 и 1264 годами, хотя нет никакого согласия относительно правдивости этой даты..

Предполагается, что цель этой публикации — привести аргументы, которые подтвердят католическую и христианскую веру в ситуациях вражды.

В этой публикации вы можете найти аргументы, разработанные специально для реагирования на проявления неверных людей. Считается, что цель книги состояла в том, чтобы поддержать миссионеров в их действиях по распространению слова Божьего.

Предполагается также, что эти аргументы могли быть полезны перед лицом споров с евреями или мусульманами, которые были охарактеризованы в то время как адепты философии Аристотеля..

Summa theologiae

 Богословская сумма Он был написан между 1265 и 1274 годами. Он характеризуется как самый популярный богословский трактат средневекового периода и оказал сильное влияние на католицизм..

Больше, чем защищать веру (как в случае Сумма против людей), эта публикация была задумана как богословское пособие, которое может быть использовано в.

Для написания Богословская сумма, Фома Аквинский основан на Библии и других священных писаниях, а также на учениях Аристотеля и Августина Гиппопотама.

структура

Шаблон можно найти в структуре этой публикации. Во-первых, объяснение начинается с вопроса, который обычно выражал противоположную идею, которую защищал Фома Аквинский..

Позже Санто Томас описал аргументы, которые, по его словам, опровергли тезис, выдвинутый в начале, в поставленном вопросе; и после этого я продолжил описывать те аргументы, которые поддерживают этот тезис.

При разработке анализа Томас посвятил себя расширению и пониманию того, что будет его ответом, и, в конце концов, он ответил один за другим на все аргументы, которые возражали против рассматриваемого тезиса..

Эта книга была написана в трех частях, и третья из них осталась незаконченной после того, как Фома Аквинский в последние годы своей жизни заявил, что у него было откровение, благодаря которому ему сказали, что все, что он написал до сих пор это было бесплодно, и это не имело смысла.

Однако, хотя Фома Аквинский не завершил третью часть своей работы, его ученики завершили ее для него, добавив дополнение, в котором они разработали несколько работ, написанных им во времена его юности..

Scriptum super quatuor libris приговор магистр Петри Ломбарди

Это была первая работа Томаса де Акино, которая переводится как Комментарий к четырем книгам предложений Педро Ломбарди.

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Томас де Акино комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были разработаны таинства Церкви..

Некоторые ученые определили, что то, что Аквинский поднял в этих комментариях, сохраняет важные различия со способом выражения себя в Богословская сумма, самая трансцендентная работа Томаса. 

Однако тот факт, что Богословская сумма Томас Аквинский не закончил, может объяснить, что различие аргументов между обеими работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мысль развивалась и развивалась во времени.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Фома Аквинский о специфике философии и богословия

Фома Аквинский считал, что как богословие, так и философия изучают Бога и его творения. Но в то время как философия восходит от божественных творений к их создателю, богословие, напротив, исходит из признания творца и нисходит к его творениям: «в философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце Бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает творения лишь в их соотнесенности с Богом, вначале рассматривается Бог и затем творения. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий