Фрида кало: биография, творчество, факты, видео

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

Библиография

В искусстве

Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа:

  •     В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.
  •     В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».
  •     В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году — документальный, в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».
  •     У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая Фриде и Диего.

Литература

  •     The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. — N.Y., 1995.
  •     Teresa del Conde Vida de Frida Kahlo. — Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
  •     Teresa del Conde Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. — Barcelona, 2002.
  •     Drucker M. Frida Kahlo. — Albuquerque, 1995.
  •     Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). — S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.
  •     Frida Kahlo. (Cat.). — L., 2005.
  •     Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. — М.: КоЛибри, 2006. — ISBN 5-98720-015-6.
  •     Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль. — М., 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0191-1.
  •     Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. — N.Y., 2007.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru,

Кало появилась на страницах модных журналов

В интернете ходят слухи, что Кало появилась на обложке Vogue Paris в 1939 году, но на самом деле ее первое появление в журнале произошло в 1937 году. В октябрьском выпуске «Американского Vogue» за 1937 год Кало фигурировала в статье под названием «Сеньора из Мексики». Тони Фриссель сфотографировала ее рядом с агавой, и она была показана только в журнале, а не на обложке. Обложка Vogue 1939 года — это просто умный макет с использованием легендарного портрета Кало, сделанного фотографом Николасом Мураем, с которым у Кало был давний роман. На самом деле, фотография не попадет на обложку Vogue до самой смерти художника. В ноябрьском номере 2012 года журнал Vogue Мексика использовал фотографию Мурай, сделав Фриду Кало лицом журнала почти через 60 лет после ее смерти.

Фотография Фриды Кало для журнала «Vogue Paris«

Диего и Фрида: союз слона и голубки

Диего Ривера – успешный мексиканский художник с собственной смелой манерой письма, жизнелюб, шутник, неисправимый сердцеед. Он недавно вернулся из Франции, пользовался популярностью, был признанным авторитетом. Именно к нему пришла Фрида, планируя улучшить свою манеру, придать живописи недостающую точность и твердость. Результатом встречи стал пылкий роман. Со стороны двадцатидвухлетней девушки – вся сила чувств, пробуждающаяся страсть, бешеный темперамент. Со стороны сорокадвухлетнего великана – снисходительный интерес, удивление, нежность. Постепенно Ривера уступает напору Фриды и сам влюбляется в нее. Следует предложение, объяснение с отцом возлюбленной, многолюдная шумная свадьба.

Семейная жизнь не была спокойной. Фрида безумно любила и ревновала мужа, не отличавшегося верностью. Бурные скандалы заканчивались жаркими примирениями, а потом снова перерастали в ссоры. Супруги пререкались и из-за разногласий в работе – Риверу бесило, что молодая жена смеет критиковать его работы. При этом ее собственное творчество было весьма успешным – картины Фриды выставлялись на родине и за границей. Финансового благополучия при жизни они не принесли, зато после смерти художницы работы продавались на аукционах за астрономические суммы. Рекорд – 7 миллионов долларов за один из автопортретов, написанных на листе металла. В это период созданы неоднозначные, пугающие и пронзительные полотна:

  • «Автопортрет» (посвящен Льву Троцкому»);
  •  «Диего и Фрида»;
  • «Диего в мыслях»;
  • «Маленькая лань»;
  • «Автопортрет со Сталиным»;
  • «Память»;
  • «Больница Генри Форда» («Летающая кровать»);
  • «Мое рождение»;
  • «Несколько маленьких царапин».      

Брак продлился всего пять лет, затем пара разошлась – чтобы снова съехаться через год. Такие отношения будут тянуться всю жизнь художницы. Сама она тоже не отличалась высокой нравственностью, завязывая интрижки не только с мужчинами, но и с женщинами.

Одним из самых известных любовников Фриды стал Лев Троцкий, бежавший вместе с женой в Мексику. Чета Ривера, разделявшая убеждения революционера, поселила беженцев в своем доме, роман был бурным, но коротким. В 1940 году Троцкий был убит, но отношения прервались задолго до трагического конца. Некоторые биографы приписывают художнице роман с Владимиром Маяковским, но точных доказательств этому не нашлось.

Биография Фриды Кало

Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954)  – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.

Сюрреализм

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял  живопись Фриды Кало к сюрреализму.  Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее,  Фрида Кало, вспыльчивая по характеру,  обиделась и не скрывала своей неприязни к,  “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.

Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».

Искусство Латинской Америки и картины Фриды

Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.  Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах  Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и  символика раскрывается через  национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.

Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.

Из биографии Фриды Кало

В 18 лет  Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила  серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.

Фрида Кало и Диего Ривера

В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения  Их бурная совместная жизнь стала легендой.  Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте,  когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида.  После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру.  Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.  В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.

Последствия аварии и первое творчество

Через несколько месяцев после совершеннолетия, семнадцатого сентября двадцать пятого года, ничего не подозревающая Фрида вместе со своим приятелем ехали в автобусе. Водитель сильно отставал от графика, спешил и не справился с управлением. Большая и хлипкая машина с деревянными бортами на скорости врезалась в движущийся навстречу трамвай.

Следует знать

Фрида пострадала в аварии чрезвычайно сильно, хотя другие пассажиры отделались ушибами и ссадинами. У несчастной девушки было изломано все тело: в трех местах был поврежден позвоночник, правая нога сломана в одиннадцати, а таз в трех местах, почти в щепки раздроблена стопа, задеты ключица, ребра, вывихнуто плечо. Кроме того, металлический поручень прошил ее насквозь, задев матку и почку.

Выжить любой ценой

Посмотрев на повреждения, врачи разводили руками. Они считали, что даже если девушка выживет, то едва ли когда-то поднимется с постели. Однако они не знали, с кем имеют дело. Воля к жизни не позволила ей сдаться. Именно благодаря этой аварии, как потом вспоминала сама Фрида, на свет появилась не просто мятежница и бунтарка, а настоящая художница, а толчок этому дал ее отец Гильермо.

Чтобы дочке не было скучно лежать днями, неделями и месяцами подряд, а восстановление затянулось на долгие два года, он смастерил ей специальный станок-мольберт. На нем закреплялся холст и можно было рисовать, не поднимаясь с постели. Под сводом кровати с балдахином установили большое зеркало. Ее первым полотном оказался собственный портрет, что определило направление всего дальнейшего творчества.

Политические взгляды Фриды

Еще будучи ученицей, девушка прониклась коммунистической идеологией, которая была чрезвычайно популярна. Она сознательно и охотно вступила в коммунистическую партию в двадцать восьмом, но через год уже покинула ее ряды. Ее мировоззрение не изменилось, причина была в другом – ее супруг был оттуда исключен. Кало возобновила свое членство только спустя десять лет.

В начале тридцатых годов ее муж отправился в Соединенные Штаты, и художница устремилась вслед за ним. Там была непривычная для нее обстановка тотальной индустриализации, против знакомой мексиканской размеренности и медлительности. После этого она стала намного острее ощущать связь с родной страной, национальными традициями и культурой своих предков. Фрида стала коллекционировать предметы прикладного искусства, а надоевшие серые юбки сменила на цветастый национальный костюм.

Примечания

  1.  (англ.)
  2. Фрида — немецкое имя от слова «мир», (Friede/Frieden); «е» перестало упоминаться в имени примерно с 1935 года
  3. Herrera, Hayden. A Biography of Frida Kahlo. — New York : HarperCollins, 1983. — ISBN 978-0-06-008589-6. (англ.)
  4. Frida Kahlo by Adam G. Klein (англ.)
  5. ↑ Кало, Фрида // Большая российская энциклопедия. — 2008. — Т. 12. — С. 545. — ISBN 978-5-85270-343-9.
  6. Lozano, Luis-Martín (2007), стр. 236 (исп.)
  7. Hayden Herrera: Frida. Biographie de Frida Kahlo. Übersetzt aus dem Englischen von Philippe Beaudoin. Editions Anne Carrière, Paris 1996, S. 20.
  8. Andrea, Kettenmann. Frida Kahlo: Pain and Passion. — Köln : Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1993. — P. 3. — ISBN 3-8228-9636-5.
  9. Cruz, Barbara. Frida Kahlo: Portrait of a Mexican Painter. — Berkeley Heights : Enslow, 1996. — P. 9. — ISBN 0-89490-765-4.
  10. Andrea Kettenmann, Frida Kahlo. Frida Kahlo, 1907—1954: pain and passion page 27
  11. Karl, Ruhrberg. Frida Kahlo: Art of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography. — Köln : Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000. — P. 745. — ISBN 3-8228-5907-9.
  12. Herrera, Hayden. A Biography of Frida Kahlo. — New York : HarperCollins, 1983. — ISBN 978-0-06-008589-6.
  13. Hayden Herrera: Frida. Biographie de Frida Kahlo. Übersetzt aus dem Englischen von Philippe Beaudoin. Editions Anne Carrière, Paris 1996, S. 9.
  14. Herrera, Hayden (1983). A Biography of Frida Kahlo. New York: HarperCollins. ISBN 978-0-06-008589-6
  15. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  16. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  17. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  18. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  19. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  20. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Ранние годы и творческий путь

Мексиканская художница Фрида Кало с ее фирменной монобровью и живыми цветами в уложенных наверх густых черных косах является одной из самых узнаваемых персон мира, несмотря на то, что ее трагический уход из жизни произошел еще в далеком 1954 году. Причина столь широкой известности заключается не только в богатом культурном наследии, оставленном художницей после смерти, но и в ее необычной биографии, где физическая боль и душевные страдания уникальным образом уживались с огромным счастьем и большой любовью.

Детство и полученные травмы

Многие знают Фриду как художницу, которая творила в стиле, свойственном ультрамодному в то время сюрреализму, хотя сама она отрицала этот факт, позиционируя себя в качестве мастера совершенно другого жанра. Страдания и боль — вот музы, вдохновлявшие Кало на написание своих шедевров, буквально пронизанных переживаниями и эмоциями, что чувствуется по сей день.

Можно даже сказать, что именно катастрофа и полученное при ней физическое увечье, произошедшие в ранней молодости талантливой художницы, стали причинами того, что она начала писать, причем преимущественно автопортреты, создавая один шедевр за другим. Однако не стоит забегать вперед, не осветив некоторые важные факты из биографии Фриды, которая появилась на свет 6 июля 1907 года в небольшом мексиканском городке Кайокан, расположившемся неподалеку от столицы Мехико.

Отец девочки Гильермо Кало имел немецкое происхождение, тогда как ее мать Матильда (в девичестве Кальдерон) была коренной мексиканкой с испанскими и индейскими корнями. Испытания маленькой Фриды, которая была третьим по счету ребенком в семье, начались еще в шестилетнем возрасте, когда ей не посчастливилось заболеть полиомиелитом, сделавшим ее хромой. Мало того, одна нога девочки деформировалась, став более худой, чем другая, из-за чего Кало была вынуждена всю оставшуюся жизнь носить длинные широкие юбки, маскировавшие увечье.

Однако это обстоятельство не только не сломало, но и, напротив, закалило будущую знаменитость, в подтверждение чего можно привести следующие несколько фактов из ее биографии:

  • В подростковом возрасте девушка уделяла много внимания своей физической подготовке, посещая спортивную и многие другие секции и демонстрируя довольно неплохие результаты.
  • Проблемы со здоровьем послужили поводом для того, что Кало, даже не подозревающая о своих талантах в живописи, решила посвятить дальнейшую жизнь изучению медицины. Итогом этого решения стало поступление в специальную подготовительную школу под названием «Препаратория», где на 2 тысячи учеников приходилось всего лишь 35 девушек, одной из которых стала Фрида. Благодаря своему эпатажному поведению и незаурядным умственным способностям, Кало смогла не только быстро освоиться в коллективе, но и собрать собственную группу единомышленниц.
  • Именно в «Препаратории» девушке довелось познакомиться со своим будущим мужем и любовью всей жизни — Диего Ривера, который был намного ее старше. К тому времени Ривера уже нашел себя в искусстве, курируя школу подготовки по росписи. Однако на тот момент между ними не вспыхнуло пылких чувств, воссоединение этой знаменитой пары произошло гораздо позже.

Но самым роковым событием в жизни Фриды, полностью изменившим ее сознание и заставившем искать новые источники вдохновения, стала авария, в результате которой серьезно пострадал позвоночник, таз, ноги и плечо девушки. Произошло это 17 сентября 1925 года, ведь именно в этот день автобус, в котором ехала ничего не подозревающая юная Кало, столкнулся с трамваем, покалечив находящихся внутри людей.

Первые шаги в искусстве

После аварии тело Фриды Кало буквально собирали по частям, и несмотря на то что она выжила, травмы оказались очень серьезными. Целый год она была вынуждена пролежать в постели. Родители, братья и сестры не могли проводить много времени с травмированной девушкой, из-за чего она была вынуждена целые дни оставаться наедине со своими печальными мыслями.

Чтобы хоть как-то скрасить ее досуг, близкие прибили прямо над кроватью больной большое зеркало. Именно в этот период Кало впервые попросила отца принести ей кисти и бумагу. Увидев, что у дочери получается рисовать, Гильермо натянул холст на подрамник и расширил ассортимент кистей и красок. За всю жизнь Фрида написала более семидесяти картин, абсолютное большинство из которых — автопортреты.

Перелистывая страницы биографии

Последние годы

В 1950 году врачи настояли на операциях, которых за год сделали семь. Потрясённый мужеством жены Ривера, забросил работу и только ухаживал за любимой женщиной. Это было очень трогательно: он пел песни, рассказывал смешные истории, читал вслух, даже танцевал вокруг койки и, конечно же, принёс спасительные краски и кисти. Теперь Фрида не могла ходить, инвалидное кресло стало её ногами. Но Фрида Кало не была бы сама собой, если бы хоть капля уныния была бы в её облике на людях. Когда в 1953 году в Мехико открывалась большая экспозиция уже всенародно любимой художницы, она приветствовала своих поклонников с празднично украшенного ложа, в нарядном платье, с неизменным цветком в роскошных волосах, она счастливо смеялась и шутила.

В этом же году начавшаяся гангрена заставила врачей ампутировать правую ногу до колена. Измученная Фрида в минуты слабости рыдала и призывала смерть. Пришлось дежурить круглосуточно. Преданный Ривера до конца был рядом – 13 июля 1954 года Фриды Кало не стало. Она умерла во сне, тихо и без страданий.

Последние годы

В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской

После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Две Фриды, 1947 год

В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.

В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.

Память

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo, на AudioQuest Music.

21 марта 2001 года Фрида стала первой мексиканской женщиной, изображённой на марке США.

В честь Фриды Кало 26 сентября 2007 года назван астероид 27792 Fridakahlo, открытый 20 февраля 1993 года Эриком Эльстом. 30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо, на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года, Love’s Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), I, Diego, and Mr. Xólotl, а на лицевой стороне которой был изображён её муж Диего. 6 июля 2010 года, в годовщину со дня рождения Фриды, в её честь был выпущен дудл.

Поездка в Америку

В 1930 году Диего получил зарубежный заказ и супруги уехали в Америку. Здесь экстравагантную пару радушно приняли, пресса не уставала восхищаться мощным Диего и миниатюрной Фридой, которая одевалась в национальные мексиканские наряды

На улицах Нью-Йорка, Детройта и Сан-Франциско яркая пара привлекала всеобщее внимание, их повсюду   приглашали на выставки и концерты. Всё закончилось скандальным разрывом контракта в 1934 году, когда ярый коммунист Ривера отказался убрать со своего панно Ленина, не понравившегося заказчику Рокфеллеру

Супруги Ривера вернулись на родину.

Жизнь в развитой индустриальной стране обострила во Фриде чувства к Мексике и народной культуре, национальные различия чувствовались ощутимо. Эта разница, воспринимаемая болезненно, наглядно демонстрируется характерными изображениями наиболее говорящих признаков двух соседних стран, которые Фрида разместила по правую и левую руку своей фигуры на автопортрете 1932 года.

Фрида и Диего

Как раз в период расцвета своего творчества Фрида вновь видится с Диего Риверой. Этот тучный и скажем прямо, некрасивый человек буквально сводит женщин с ума своим обаянием. Разница в 20 лет не стала преградой для Кало и Риверы, и в 1930 году они поженились.

Брак напоминал американские горки. Оба супруга были импульсивными, увлекающимися натурами. Диего постоянно «ходил налево», и Фрида знала о его романах. Сама она поступала точно так же,и несмотря на это, супруги любили друг друга до самозабвения. Одним из любовников художницы был небезызвестный Лев Троцкий, которого Кало и Ривера, будучи убежденными социалистами, приютили у себя дома. Роман был недолгим, но ярким. Еще одни отношения связывали Фриду с поэтом Владимиром Маяковским, хотя это относят к слухам. Были и еще более скандальные любовные связи Фриды — с женщинами, но Диего на них не обращал внимания.

Между супругами происходили ссоры, и в какой-то момент они расстались. Ненадолго. Через несколько месяцев вновь сошлись. Фрида не могла жить без своего Диего. В 1930-е годы она становится одной из самых популярных художниц, чьи выставки проходят В США и Европе. Так продолжается до 1950-х годов. Только в 1953 году ее выставка проходит в Мексике. К тому времени Кало уже много лет прикована к постели — старые травмы дали о себе знать. Болеутоляющие помогли не только снизить боль, но и изменить мировоззрение художницы — картины стали мрачнее. На ноге началась гангрена, и пришлось конечность ампутировать. Конечно, Фрида не вела здоровый образ жизни — много курила, пила текилу, вела разгульный образ жизни. Старалась сохранить задор в себе до последнего момента.

Великой художницы не стало 13 июля 1954 года. Причиной смерти стало воспаление легких. В последний путь Кало пришли проводить многие артисты живописи Мексики, первым из которых был Диего Ривера. По завещанию, тело было кремировано, а прах и по сей день покоится в доме-музее ее имени.

Заключение

«Фрида — деревянная нога» оставила огромный след в художественном мире, как и та злополучная авария, оставившая огромный след в душе и теле художницы.

За что этой хрупкой «голубке» были предначертаны такие страдания? А если бы тогда, в сентябре, трамвай не врезался бы в автобус?

Эта женщина вызывает огромное сострадание и заставляет восхищаться ее волей к жизни. Да, многие характерные черты Кало сложно понять. Но это она – Фрида. Это ее жизнь, которую художница жила как умела.

Несомненно, все ее труды – следствие израненного тела и ума. Ее любили и ненавидели, и даже сейчас творчество Фриды мало кого оставляет равнодушным.

Так или иначе, картины мексиканки с немецкими корнями редко появляются на аукционах, а оцениваются в миллионы долларов.

Автор статьи: Виктория Егупова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Фрида кало: биография, творчество, факты, видео

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

Библиография

В искусстве

Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа:

  •     В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.
  •     В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».
  •     В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году — документальный, в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».
  •     У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая Фриде и Диего.

Литература

  •     The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. — N.Y., 1995.
  •     Teresa del Conde Vida de Frida Kahlo. — Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
  •     Teresa del Conde Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. — Barcelona, 2002.
  •     Drucker M. Frida Kahlo. — Albuquerque, 1995.
  •     Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). — S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.
  •     Frida Kahlo. (Cat.). — L., 2005.
  •     Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. — М.: КоЛибри, 2006. — ISBN 5-98720-015-6.
  •     Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль. — М., 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0191-1.
  •     Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. — N.Y., 2007.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru,

Кало появилась на страницах модных журналов

В интернете ходят слухи, что Кало появилась на обложке Vogue Paris в 1939 году, но на самом деле ее первое появление в журнале произошло в 1937 году. В октябрьском выпуске «Американского Vogue» за 1937 год Кало фигурировала в статье под названием «Сеньора из Мексики». Тони Фриссель сфотографировала ее рядом с агавой, и она была показана только в журнале, а не на обложке. Обложка Vogue 1939 года — это просто умный макет с использованием легендарного портрета Кало, сделанного фотографом Николасом Мураем, с которым у Кало был давний роман. На самом деле, фотография не попадет на обложку Vogue до самой смерти художника. В ноябрьском номере 2012 года журнал Vogue Мексика использовал фотографию Мурай, сделав Фриду Кало лицом журнала почти через 60 лет после ее смерти.

Фотография Фриды Кало для журнала «Vogue Paris«

Диего и Фрида: союз слона и голубки

Диего Ривера – успешный мексиканский художник с собственной смелой манерой письма, жизнелюб, шутник, неисправимый сердцеед. Он недавно вернулся из Франции, пользовался популярностью, был признанным авторитетом. Именно к нему пришла Фрида, планируя улучшить свою манеру, придать живописи недостающую точность и твердость. Результатом встречи стал пылкий роман. Со стороны двадцатидвухлетней девушки – вся сила чувств, пробуждающаяся страсть, бешеный темперамент. Со стороны сорокадвухлетнего великана – снисходительный интерес, удивление, нежность. Постепенно Ривера уступает напору Фриды и сам влюбляется в нее. Следует предложение, объяснение с отцом возлюбленной, многолюдная шумная свадьба.

Семейная жизнь не была спокойной. Фрида безумно любила и ревновала мужа, не отличавшегося верностью. Бурные скандалы заканчивались жаркими примирениями, а потом снова перерастали в ссоры. Супруги пререкались и из-за разногласий в работе – Риверу бесило, что молодая жена смеет критиковать его работы. При этом ее собственное творчество было весьма успешным – картины Фриды выставлялись на родине и за границей. Финансового благополучия при жизни они не принесли, зато после смерти художницы работы продавались на аукционах за астрономические суммы. Рекорд – 7 миллионов долларов за один из автопортретов, написанных на листе металла. В это период созданы неоднозначные, пугающие и пронзительные полотна:

  • «Автопортрет» (посвящен Льву Троцкому»);
  •  «Диего и Фрида»;
  • «Диего в мыслях»;
  • «Маленькая лань»;
  • «Автопортрет со Сталиным»;
  • «Память»;
  • «Больница Генри Форда» («Летающая кровать»);
  • «Мое рождение»;
  • «Несколько маленьких царапин».      

Брак продлился всего пять лет, затем пара разошлась – чтобы снова съехаться через год. Такие отношения будут тянуться всю жизнь художницы. Сама она тоже не отличалась высокой нравственностью, завязывая интрижки не только с мужчинами, но и с женщинами.

Одним из самых известных любовников Фриды стал Лев Троцкий, бежавший вместе с женой в Мексику. Чета Ривера, разделявшая убеждения революционера, поселила беженцев в своем доме, роман был бурным, но коротким. В 1940 году Троцкий был убит, но отношения прервались задолго до трагического конца. Некоторые биографы приписывают художнице роман с Владимиром Маяковским, но точных доказательств этому не нашлось.

Биография Фриды Кало

Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954)  – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.

Сюрреализм

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял  живопись Фриды Кало к сюрреализму.  Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее,  Фрида Кало, вспыльчивая по характеру,  обиделась и не скрывала своей неприязни к,  “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.

Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».

Искусство Латинской Америки и картины Фриды

Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.  Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах  Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и  символика раскрывается через  национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.

Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.

Из биографии Фриды Кало

В 18 лет  Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила  серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.

Фрида Кало и Диего Ривера

В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения  Их бурная совместная жизнь стала легендой.  Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте,  когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида.  После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру.  Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.  В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.

Последствия аварии и первое творчество

Через несколько месяцев после совершеннолетия, семнадцатого сентября двадцать пятого года, ничего не подозревающая Фрида вместе со своим приятелем ехали в автобусе. Водитель сильно отставал от графика, спешил и не справился с управлением. Большая и хлипкая машина с деревянными бортами на скорости врезалась в движущийся навстречу трамвай.

Следует знать

Фрида пострадала в аварии чрезвычайно сильно, хотя другие пассажиры отделались ушибами и ссадинами. У несчастной девушки было изломано все тело: в трех местах был поврежден позвоночник, правая нога сломана в одиннадцати, а таз в трех местах, почти в щепки раздроблена стопа, задеты ключица, ребра, вывихнуто плечо. Кроме того, металлический поручень прошил ее насквозь, задев матку и почку.

Выжить любой ценой

Посмотрев на повреждения, врачи разводили руками. Они считали, что даже если девушка выживет, то едва ли когда-то поднимется с постели. Однако они не знали, с кем имеют дело. Воля к жизни не позволила ей сдаться. Именно благодаря этой аварии, как потом вспоминала сама Фрида, на свет появилась не просто мятежница и бунтарка, а настоящая художница, а толчок этому дал ее отец Гильермо.

Чтобы дочке не было скучно лежать днями, неделями и месяцами подряд, а восстановление затянулось на долгие два года, он смастерил ей специальный станок-мольберт. На нем закреплялся холст и можно было рисовать, не поднимаясь с постели. Под сводом кровати с балдахином установили большое зеркало. Ее первым полотном оказался собственный портрет, что определило направление всего дальнейшего творчества.

Политические взгляды Фриды

Еще будучи ученицей, девушка прониклась коммунистической идеологией, которая была чрезвычайно популярна. Она сознательно и охотно вступила в коммунистическую партию в двадцать восьмом, но через год уже покинула ее ряды. Ее мировоззрение не изменилось, причина была в другом – ее супруг был оттуда исключен. Кало возобновила свое членство только спустя десять лет.

В начале тридцатых годов ее муж отправился в Соединенные Штаты, и художница устремилась вслед за ним. Там была непривычная для нее обстановка тотальной индустриализации, против знакомой мексиканской размеренности и медлительности. После этого она стала намного острее ощущать связь с родной страной, национальными традициями и культурой своих предков. Фрида стала коллекционировать предметы прикладного искусства, а надоевшие серые юбки сменила на цветастый национальный костюм.

Примечания

  1.  (англ.)
  2. Фрида — немецкое имя от слова «мир», (Friede/Frieden); «е» перестало упоминаться в имени примерно с 1935 года
  3. Herrera, Hayden. A Biography of Frida Kahlo. — New York : HarperCollins, 1983. — ISBN 978-0-06-008589-6. (англ.)
  4. Frida Kahlo by Adam G. Klein (англ.)
  5. ↑ Кало, Фрида // Большая российская энциклопедия. — 2008. — Т. 12. — С. 545. — ISBN 978-5-85270-343-9.
  6. Lozano, Luis-Martín (2007), стр. 236 (исп.)
  7. Hayden Herrera: Frida. Biographie de Frida Kahlo. Übersetzt aus dem Englischen von Philippe Beaudoin. Editions Anne Carrière, Paris 1996, S. 20.
  8. Andrea, Kettenmann. Frida Kahlo: Pain and Passion. — Köln : Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1993. — P. 3. — ISBN 3-8228-9636-5.
  9. Cruz, Barbara. Frida Kahlo: Portrait of a Mexican Painter. — Berkeley Heights : Enslow, 1996. — P. 9. — ISBN 0-89490-765-4.
  10. Andrea Kettenmann, Frida Kahlo. Frida Kahlo, 1907—1954: pain and passion page 27
  11. Karl, Ruhrberg. Frida Kahlo: Art of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography. — Köln : Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000. — P. 745. — ISBN 3-8228-5907-9.
  12. Herrera, Hayden. A Biography of Frida Kahlo. — New York : HarperCollins, 1983. — ISBN 978-0-06-008589-6.
  13. Hayden Herrera: Frida. Biographie de Frida Kahlo. Übersetzt aus dem Englischen von Philippe Beaudoin. Editions Anne Carrière, Paris 1996, S. 9.
  14. Herrera, Hayden (1983). A Biography of Frida Kahlo. New York: HarperCollins. ISBN 978-0-06-008589-6
  15. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  16. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  17. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  18. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  19. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  20. «Кало, Фрида» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Ранние годы и творческий путь

Мексиканская художница Фрида Кало с ее фирменной монобровью и живыми цветами в уложенных наверх густых черных косах является одной из самых узнаваемых персон мира, несмотря на то, что ее трагический уход из жизни произошел еще в далеком 1954 году. Причина столь широкой известности заключается не только в богатом культурном наследии, оставленном художницей после смерти, но и в ее необычной биографии, где физическая боль и душевные страдания уникальным образом уживались с огромным счастьем и большой любовью.

Детство и полученные травмы

Многие знают Фриду как художницу, которая творила в стиле, свойственном ультрамодному в то время сюрреализму, хотя сама она отрицала этот факт, позиционируя себя в качестве мастера совершенно другого жанра. Страдания и боль — вот музы, вдохновлявшие Кало на написание своих шедевров, буквально пронизанных переживаниями и эмоциями, что чувствуется по сей день.

Можно даже сказать, что именно катастрофа и полученное при ней физическое увечье, произошедшие в ранней молодости талантливой художницы, стали причинами того, что она начала писать, причем преимущественно автопортреты, создавая один шедевр за другим. Однако не стоит забегать вперед, не осветив некоторые важные факты из биографии Фриды, которая появилась на свет 6 июля 1907 года в небольшом мексиканском городке Кайокан, расположившемся неподалеку от столицы Мехико.

Отец девочки Гильермо Кало имел немецкое происхождение, тогда как ее мать Матильда (в девичестве Кальдерон) была коренной мексиканкой с испанскими и индейскими корнями. Испытания маленькой Фриды, которая была третьим по счету ребенком в семье, начались еще в шестилетнем возрасте, когда ей не посчастливилось заболеть полиомиелитом, сделавшим ее хромой. Мало того, одна нога девочки деформировалась, став более худой, чем другая, из-за чего Кало была вынуждена всю оставшуюся жизнь носить длинные широкие юбки, маскировавшие увечье.

Однако это обстоятельство не только не сломало, но и, напротив, закалило будущую знаменитость, в подтверждение чего можно привести следующие несколько фактов из ее биографии:

  • В подростковом возрасте девушка уделяла много внимания своей физической подготовке, посещая спортивную и многие другие секции и демонстрируя довольно неплохие результаты.
  • Проблемы со здоровьем послужили поводом для того, что Кало, даже не подозревающая о своих талантах в живописи, решила посвятить дальнейшую жизнь изучению медицины. Итогом этого решения стало поступление в специальную подготовительную школу под названием «Препаратория», где на 2 тысячи учеников приходилось всего лишь 35 девушек, одной из которых стала Фрида. Благодаря своему эпатажному поведению и незаурядным умственным способностям, Кало смогла не только быстро освоиться в коллективе, но и собрать собственную группу единомышленниц.
  • Именно в «Препаратории» девушке довелось познакомиться со своим будущим мужем и любовью всей жизни — Диего Ривера, который был намного ее старше. К тому времени Ривера уже нашел себя в искусстве, курируя школу подготовки по росписи. Однако на тот момент между ними не вспыхнуло пылких чувств, воссоединение этой знаменитой пары произошло гораздо позже.

Но самым роковым событием в жизни Фриды, полностью изменившим ее сознание и заставившем искать новые источники вдохновения, стала авария, в результате которой серьезно пострадал позвоночник, таз, ноги и плечо девушки. Произошло это 17 сентября 1925 года, ведь именно в этот день автобус, в котором ехала ничего не подозревающая юная Кало, столкнулся с трамваем, покалечив находящихся внутри людей.

Первые шаги в искусстве

После аварии тело Фриды Кало буквально собирали по частям, и несмотря на то что она выжила, травмы оказались очень серьезными. Целый год она была вынуждена пролежать в постели. Родители, братья и сестры не могли проводить много времени с травмированной девушкой, из-за чего она была вынуждена целые дни оставаться наедине со своими печальными мыслями.

Чтобы хоть как-то скрасить ее досуг, близкие прибили прямо над кроватью больной большое зеркало. Именно в этот период Кало впервые попросила отца принести ей кисти и бумагу. Увидев, что у дочери получается рисовать, Гильермо натянул холст на подрамник и расширил ассортимент кистей и красок. За всю жизнь Фрида написала более семидесяти картин, абсолютное большинство из которых — автопортреты.

Перелистывая страницы биографии

Последние годы

В 1950 году врачи настояли на операциях, которых за год сделали семь. Потрясённый мужеством жены Ривера, забросил работу и только ухаживал за любимой женщиной. Это было очень трогательно: он пел песни, рассказывал смешные истории, читал вслух, даже танцевал вокруг койки и, конечно же, принёс спасительные краски и кисти. Теперь Фрида не могла ходить, инвалидное кресло стало её ногами. Но Фрида Кало не была бы сама собой, если бы хоть капля уныния была бы в её облике на людях. Когда в 1953 году в Мехико открывалась большая экспозиция уже всенародно любимой художницы, она приветствовала своих поклонников с празднично украшенного ложа, в нарядном платье, с неизменным цветком в роскошных волосах, она счастливо смеялась и шутила.

В этом же году начавшаяся гангрена заставила врачей ампутировать правую ногу до колена. Измученная Фрида в минуты слабости рыдала и призывала смерть. Пришлось дежурить круглосуточно. Преданный Ривера до конца был рядом – 13 июля 1954 года Фриды Кало не стало. Она умерла во сне, тихо и без страданий.

Последние годы

В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской

После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Две Фриды, 1947 год

В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.

В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.

Память

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo, на AudioQuest Music.

21 марта 2001 года Фрида стала первой мексиканской женщиной, изображённой на марке США.

В честь Фриды Кало 26 сентября 2007 года назван астероид 27792 Fridakahlo, открытый 20 февраля 1993 года Эриком Эльстом. 30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо, на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года, Love’s Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), I, Diego, and Mr. Xólotl, а на лицевой стороне которой был изображён её муж Диего. 6 июля 2010 года, в годовщину со дня рождения Фриды, в её честь был выпущен дудл.

Поездка в Америку

В 1930 году Диего получил зарубежный заказ и супруги уехали в Америку. Здесь экстравагантную пару радушно приняли, пресса не уставала восхищаться мощным Диего и миниатюрной Фридой, которая одевалась в национальные мексиканские наряды

На улицах Нью-Йорка, Детройта и Сан-Франциско яркая пара привлекала всеобщее внимание, их повсюду   приглашали на выставки и концерты. Всё закончилось скандальным разрывом контракта в 1934 году, когда ярый коммунист Ривера отказался убрать со своего панно Ленина, не понравившегося заказчику Рокфеллеру

Супруги Ривера вернулись на родину.

Жизнь в развитой индустриальной стране обострила во Фриде чувства к Мексике и народной культуре, национальные различия чувствовались ощутимо. Эта разница, воспринимаемая болезненно, наглядно демонстрируется характерными изображениями наиболее говорящих признаков двух соседних стран, которые Фрида разместила по правую и левую руку своей фигуры на автопортрете 1932 года.

Фрида и Диего

Как раз в период расцвета своего творчества Фрида вновь видится с Диего Риверой. Этот тучный и скажем прямо, некрасивый человек буквально сводит женщин с ума своим обаянием. Разница в 20 лет не стала преградой для Кало и Риверы, и в 1930 году они поженились.

Брак напоминал американские горки. Оба супруга были импульсивными, увлекающимися натурами. Диего постоянно «ходил налево», и Фрида знала о его романах. Сама она поступала точно так же,и несмотря на это, супруги любили друг друга до самозабвения. Одним из любовников художницы был небезызвестный Лев Троцкий, которого Кало и Ривера, будучи убежденными социалистами, приютили у себя дома. Роман был недолгим, но ярким. Еще одни отношения связывали Фриду с поэтом Владимиром Маяковским, хотя это относят к слухам. Были и еще более скандальные любовные связи Фриды — с женщинами, но Диего на них не обращал внимания.

Между супругами происходили ссоры, и в какой-то момент они расстались. Ненадолго. Через несколько месяцев вновь сошлись. Фрида не могла жить без своего Диего. В 1930-е годы она становится одной из самых популярных художниц, чьи выставки проходят В США и Европе. Так продолжается до 1950-х годов. Только в 1953 году ее выставка проходит в Мексике. К тому времени Кало уже много лет прикована к постели — старые травмы дали о себе знать. Болеутоляющие помогли не только снизить боль, но и изменить мировоззрение художницы — картины стали мрачнее. На ноге началась гангрена, и пришлось конечность ампутировать. Конечно, Фрида не вела здоровый образ жизни — много курила, пила текилу, вела разгульный образ жизни. Старалась сохранить задор в себе до последнего момента.

Великой художницы не стало 13 июля 1954 года. Причиной смерти стало воспаление легких. В последний путь Кало пришли проводить многие артисты живописи Мексики, первым из которых был Диего Ривера. По завещанию, тело было кремировано, а прах и по сей день покоится в доме-музее ее имени.

Заключение

«Фрида — деревянная нога» оставила огромный след в художественном мире, как и та злополучная авария, оставившая огромный след в душе и теле художницы.

За что этой хрупкой «голубке» были предначертаны такие страдания? А если бы тогда, в сентябре, трамвай не врезался бы в автобус?

Эта женщина вызывает огромное сострадание и заставляет восхищаться ее волей к жизни. Да, многие характерные черты Кало сложно понять. Но это она – Фрида. Это ее жизнь, которую художница жила как умела.

Несомненно, все ее труды – следствие израненного тела и ума. Ее любили и ненавидели, и даже сейчас творчество Фриды мало кого оставляет равнодушным.

Так или иначе, картины мексиканки с немецкими корнями редко появляются на аукционах, а оцениваются в миллионы долларов.

Автор статьи: Виктория Егупова

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий