Михаил иванович глинка

Память

Основная статья: Память о Михаиле Глинке

Почтовые марки России к 200-летию со дня рождения

Мемориальная доска композитору, город Смоленск

  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
  • С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
  • С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
  • На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
  • К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
  • В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя было присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Адреса Глинки в Петербурге

Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7. Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка

  • 2 февраля 1818 — конец июня 1821 года —  — набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 — 3 июля 1822 года —  — угол Звенигородской и Кабинетской (Правды) улиц;
  • лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.

Другие биографии:

  • Стив Джобс

    Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.

  • Краткая биография Коста Хетагуров

    Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Некрасов Николай Алексеевич

    22 ноября 1821 года в Подольской губернии, в городе Немирове родился Николай Некрасов. Будущий литератор имел дворянское происхождение, однако детство будущего русского поэта было отнюдь не радостным.

  • Антон Иванович Деникин

    Антон Деникин вошёл в историю как «вождь белого движения». Но, помимо всего прочего он занимался военной журналистикой и писал мемуары. Деникин родился под Варшавой (Польша), которая входила в состав Российской империи

Биография Михаила Ивановича Глинки

Выделим основные моменты в жизни великого музыканта, основоположника русской оперы.

Родители

Отец музыканта – Глинка Иван Николаевич. Мать – Земелька Евгения Андреевна.

Первые годы своей жизни Михаила Иванович провел в поместье своего отца.

Живя там, он обнаружил в себе любовь к местной народной музыке, которая осталась с ним на всю жизнь и сильно повлияла на дальнейшее творчество композитора. Восхищенный этими звуками, он стремился передать пережитые впечатления в будущем творчестве.

Няня, Авдотья Ивановна, смогла воспитать в маленьком Мише любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и напевая мотивы народных песен.

Детство

Первые шесть лет Глинка провел в компании своей самодержавной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только избаловала его, дав ему все, что он хотел, но чересчур опекала. Однажды, она укутала мальчишку в меха и продержала в перегретой комнате несколько часов.

Михаил рос слабым, нервным, больным ребенком, которым манипулировала чрезмерно защищающая и опекающая бабушка, пока та не умерла в 1810 году. После ее смерти будущий музыкант вернулся к родителям. Его музыкальные горизонты расширились.

Юношество

Глинка впервые увлекся музыкой в возрасте 11 лет. У его дяди был крепостной оркестр, который любил слушать юноша.

Именно благодаря народному оркестру Михаил тщательно изучил и проникся увертюрами, а также симфониями Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Однако квартет кларнета Бернарда пробудил в Глинке всю его страсть к музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни.

Михаил был настолько пленен их звучанием, что часто стоял совершенно неподвижно, слушая их или пытаясь подобрать инструмент, чтобы присоединиться.

Будущий музыкант был особенно очарован звуками скрипки, свирелью флейты. Он даже дирижировал оркестром, когда немного подрос.

Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке, наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые курировала его гувернантка В. Кламмер.

Образование

Семнадцатый год девятнадцатого века Михаила по воле родителей отправили в Санкт-Петербург. Михаил учился в Благородном пансионе для детей дворянского происхождения при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами, до написания романсов, были зарубежные языки. Глинка так же любил географию и зоологию.

Музыка не была включена в учебную программу института, тем не менее талантливый юноша был направлен к лучшим мастерам Санкт-Петербурга. Он брал уроки фортепиано, скрипки и вокала у преподавателей итальянского, немецкого и австрийского происхождения.

Самое глубокое впечатление произвели уроки знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера. Именно Майеру композитор был признателен и благодарен за его вклад в развитии музыкальных способностей.

К 1822 году Михаил Глинка смог на публике исполнить минорный концерт Хуммеля в сопровождении Майера, аккомпанирующего на втором фортепиано.

Родились в один день

Дата рождения: 30.11.1874. Возраст: 146.
Знак зодиака: Стрелец (информация о знаке).
Гороскопы для Стрельца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 346 дней.

ОСЕЕВСКИЙ Михаил Эдуардович

Президент ПАО «Ростелеком», Председатель правления

1 место

АНГАРСКАЯ Надежда Викторовна

Певица

2 место

ВЕРБИЦКАЯ Лариса Викторовна

Телеведущая

3 место

КРАСЬКО Ольга Юрьевна

Актриса

4 место

НИКИТИН Юрий Александрович

Российский писатель

5 место

Эрл Кит Миллер

Нейробиолог

6 место

ТВЕН Марк

Американский писатель

7 место

ПЛОТНИКОВ Владимир Николаевич

Депутат Государственной Думы

8 место

РОБАК Арсений Александрович

Актер

9 место

СТИЛЛЕР Бен

Американский актер

10 место

СВИФТ Джонатан

Ирландский писатель

11 место

ГУЩИН Анатолий Александрович

Актер

12 место

НЕВИННЫЙ Вячеслав Михайлович

Актер

13 место

ЛЕВКИН Геннадий Геннадьевич

Генеральный директор

14 место

ГОРОХОВА Светлана

Генеральный директор

15 место

Интересные факты

Биография Глинки вызывает интерес у взрослых и детей.

  • Не многим известно, что Фёкла Александровна, бабушка Михаила Глинки, мать его отца, забрала мальчика на воспитание неспроста. За год до появления на свет Миши в семье родился сын, который скончался во младенчестве. Бабушка обвинила в этом мать, а потому с появлением Миши забрала ребенка к себе. Она обладала безудержным самовластием, а потому возразить ей никто не смел – ни ее невестка, ни даже родной сын.
  • Первая супруга Михаила Ивановича, Мария Петровна, была необразованна. Ей также ничего не было известно о музыке, и она даже не знала, кто такой Бетховен. Возможно, это и стало причиной того, что их брак был неудачен и столь скоротечен.
  • Глинка создал патриотичную музыку, которая была гимном Российской Федерации почти десять лет – с 1991 по 2000 год.

  • Во время перевозки праха композитора из Германии в Россию на коробке, в которую был упакован гроб, было написано большими буквами: «ФАРФОР».
  • За свою жизнь Михаил Иванович создал около двадцати песен и романсов, шесть симфонических произведений, две великие оперы, а также несколько камерно-инструментальных сочинений.
  • Глинка, краткая биография которого изучается в российских и европейских школах, посвятил жизнь музыке.
  • В родной усадьбе композитора, в Новоспасском селе, был создан музей Михаила Глинки.
  • Всего в мире установлено три памятника композитору: в Киеве, Берлине и Болонье.
  • После смерти Глинки в его честь назвали Государственную академическую капеллу в городе Санкт-Петербурге.

Из всех описанных нами фактов и событий складывается его биография. Глинка М.И. сделал огромный вклад в российскую культуру, на него ориентировались многие европейские композиторы.

Литература

  • Асафьев Б. В. Глинка. — М., 1947; 1950; Л., 1978.
  • Бернштейн Н. Д. Михаил Иванович Глинка. — СПб., 1904.
  • Вальтер В. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб., 1903.
  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. (1804—1857). — М., Музыка, 1979; 1982. (Русские и советские композиторы).
  • Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. — М., 1892.
  • Вызго-Иванова И. М. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб.: «Астерион», 2005.
  • Берков В. О. Гармония Глинки. — М., 1948.
  • Глинка М. И. Исследования и материалы. Под редакцией чл.-кор. АН СССР Оссовского А. В. Л.-М. Музгиз. 1950 г. 276с.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М., 1955.
  • Глинка М. И. Записки и переписка с родными. — СПб., 1887.

Далее…

  • Дмитриев А. Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. — Л., 1957.
  • Ильинский А. А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. — М., 1908.
  • Канн-Новикова Е. И. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. — М.-Л., 1950—1955.
  • Казовский М. Г. «Озарённые романсом», историческая повесть. «Подвиг», М., 2017.
  • Кашкин Н. Д. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1958.
  • Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. — Смоленск, 1885.
  • Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосья М. Глинки//Критика и музыкознание. — Л., 1980. — стр. 124—139.
  • Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
  • Кузнецов К. А. Глинка и его современники. — М., 1926.
  • Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М., 1953.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Т.1-2. — М., 1987—1988.
  • Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. М., 1978.
  • Левенсон О. Из области музыки. Глинка: Биография. — М., 1885.
  • Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. — М., 1955
  • Николаев А. Михаил Иванович Глинка. — СПб, 1904.
  • Одоевский В. Ф. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953.
  • Петрушанская Л. Глинка и Италия. — М., 2008.
  • Орлова А. А. Глинка в Петербурге. — Л., 1970.
  • Протопопов В. В. М. И. Глинка. — М., 1949.
  • Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. — М., 1961.
  • Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. — Л., 1984.
  • Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1955.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 1. Украина — Киев, 2000.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 2. Глинка в Германии, или Апология романтического сознания. — Киев, 2002.
  • Тышко С. В., Куколь Г. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 3. Путешествие на Пиренеи, или Испанские арабески. — Киев, 2011.
  • Тышко С. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. 4. Кавказ. Киев, 2015.
  • Финдейзен Н. Ф. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. — М., 1903.
  • Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. — М., 1957.
  • Чернов К. «Жизнь за Царя». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1907.
  • Чернов К. «Руслан и Людмила». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1908.
  • Шлифштейн С. И. Глинка и Пушкин. — М.-Л., 1950.
  • Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М. И. Глинка. — М., 1904.
  • Соловьев Д. Н.(—). «Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии». Ист. записка. СПб, 1880.

Был знаком с Пушкиным


Александр Пушкин и Михаил Глинка рождены с разницей в возрасте, в пять лет. Стоит отметить, что они были довольно близко знакомы. Многие отмечают их совместный вклад в музыку. Очень часто их имена даже стоят рядом.

Однажды Серов писал, что эти два человека являются родоначальниками нового русского творчества. Один создал его в музыке, а другой — в поэзии. Но, тем не менее, оба внесли большой вклад.

Впервые Глинка и Пушкин встретились в 1828 году. Мише тогда было всего 24 года, он считал Александра известнейшим поэтом. После встречи их стали постоянными. Они находились в одних и тех же творческих кружках Петербурга.

Память

Почтовые марки России к 200-летию со дня рождения

Мемориальная доска композитору, город Смоленск

  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
  • С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
  • С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
  • На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
  • К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
  • В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя было присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Адреса Глинки в Петербурге

Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7. Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка

  • 2 февраля 1818 — конец июня 1821 года —  — набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 — 3 июля 1822 года —  — угол Звенигородской и Кабинетской (Правды) улиц;
  • лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.

Значение

Деятельность автора следует рассматривать как один из видных этапов в истории отечественной литературы. Показателен тот факт, что он, так же как и многие его современники, посвятил себя сразу нескольким отраслям знаний, занимаясь как литературой, так и естественными науками. Кроме того, он занимал активную общественно-политическую позицию, хотя примыкал к умеренному крылу и ратовал за сохранение монархии в России и за умеренный характер реформ.

Наибольшую популярность приобрела его гражданская активность, что, впрочем, неудивительно: ведь он был участником Отечественной войны, поэтому его патриотические стихи звучали особенно живо и убедительно. Он оставил после себя след и как общественный деятель. Он занимался издательством журналов, был председателем общества любителей российской словесности, членом «Зеленой лампы». Его военная деятельность совпала со временем активной внешней политики России, что, разумеется, сказалось на тоне его сочинений. Его имя не так широко известно, как другие, тем не менее в свое время это была видная фигура. Его разносторонние интересы и несомненный литературный талант снискали ему широкую известность в образованных кругах российского общества. Глинка Федор Николаевич, собрание сочинений которого переиздавалось и в советское время, занимает видное место в истории не только литературной, но и общественно-политической жизни России 19 века.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Идею оперы «Жизнь за царя» подсказал Жуковский


Опера под названием «Жизнь за царя» рассказывает слушателю о событиях 1613 года. Связана она с походом польских войск на Москву.

Именно это произведение стало для композитора знаковым в политическом, историческом и художественном смысле. Идея создания пришла к Михаилу в 1830 году. В тот момент композитор отправился в небольшое путешествие за границу, во время которого ему было очень тяжело, так как он тосковал по своей Родине, своему дому.

После того как он вернулся домой, он решил заняться написанием. Когда о его планах узнал Жуковский, то посоветовал ему взять историю о крестьянине Иване Сусанине за основу.

Именно поэтому очень часто можно встретить такой факт, что Глинке в написании оперы помог сам Жуковский. Ведь — идея — это основа.

Симфоническое творчество


Смотреть галерею

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений

Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма. Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр

«Арагонская хота», «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Князь Холмский» и «Ночь в Мадриде» составляют симфоническое творчество Глинки. Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив «Камаринскую» с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Смерть

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Михаил Глинка в последние годы

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Личная жизнь Инны Чуриковой

Был требователен к себе, тяжело переживал критику

Михаил Глинка всегда был очень требователен к себе. Он был музыкантом, который знал шесть языков. При этом он хорошо ощущал специфику звучания, поэтому требовал от себя, чтобы поэтическая речь сливалась с музыкой.

Стоит отметить, что Глинка очень тяжело переживал критику. Например, однажды, после такого, он уехал в длительное путешествие, и только тогда смог вернуться к своему детищу. Был уверен в том, что его произведения не оценили по достоинству.

Очень долго он мог находиться в депрессии. Около года ничего не писал. Также возобновить желание работать ему помогало знакомство с новыми композиторами.

Биография Композитора Михаила Глинки о жизни

Родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья была дворянского происхождения и жила в поместье в селе Новоспасское. С раннего возраста получал домашнее образование, с ним занимались отец и мать, пытаясь дать сыну все необходимые знания. В окрестностях села очень часто были слышны звоны колоколов и песнопения священников, поэтому Глинка рано начал увлекаться музыкой. Но играть на музыкальных инструментах Михаил Иванович начал уже в подростковом возрасте, когда понял, что музыка – его призвание. Всё время посвящал занятиям и разучиванием новых композиций, не замечая ничего вокруг.

В возрасте 14 лет решает поступать в петербургский пансион и там знакомиться со Львом Пушкиным – младшим братом известного поэта, а через некоторое время встретился и с самим Александром Сергеевичем, который часто навещал своего брата. Помимо учебной деятельности в пансионе, Глинка берет уроки игры на фортепиано и совершенствует свои навыки. А на выпускном вечере сыграл известный концерт австрийского композитора Гуммеля, где его талант оценили все знакомые и преподаватели.

В это время Глинка заболевает и едет лечиться на Кавказ. Там он понимает, что нельзя бросать музыку и по возвращению, пишет несколько концертов для оркестра, которым управлял его дядя. Несмотря на это, композитору больше нравилось сочинять романсы и небольшие номера.

Глинка всю жизнь мечтал посетить Европу и в 1830 году отправляется в долгожданное путешествие. Посетив несколько стран, он познакомился со многими композиторами и музыкантами, в результате чего приобрел бесценный опыт. Он исследовал зарубежные традиции, культуру народа и быт, изучал современные тенденции и делал себе заметки. Стоит отметить, что Михаил Юрьевич замечательно играл на фортепиано и других инструментах, но плохо владел музыкальной теорией, что мешало ему развивать свое творчество. Для того, чтобы совершенствовать свои знания, он отправляется в Германию, где берет уроки по теории у известных педагогов. В то время у композитора уже были идеи для создания больших произведений – опер.

Через 4 года Глинка возвращается домой и останавливается в Петербурге. Его стали приглашать на поэтические вечера, под руководством Жуковского, и там он знакомится ос многими писателями и поэтами того времени. Его посещает мысль написать оперу «Иван Сусанин», и это принесло композитору огромный успех. Первая русская большое произведение, написанное Михаилом Ивановичем Глинкой – стало основным этапом зарождения русской оперы.

В 1835 году он узаконил свои отношения с Марией Петровной Ивановой – родственницей семьи Глинки. Но этот союз не оправдал надежд Михаила Ивановича, и брак распался.

В 1837 году Глинка хорошо общается с А.С. Пушкиным, и он предлагает поэту написать оперу на его известное произведение «Руслан и Людмила». Через 5 лет вся работа была окончена и состоялась премьера на которую приехал уважаемый и известный композитор Ф. Лист. Он был приятно удивлен таланту русского музыканта и бесконечно восхищался оперой.

Также Михаил Иванович прославился и за рубежом. В 1844 году он отправляется во Францию, где дает концерты. Публика встретила его почетно, а слава после этого прошла о нем по всей Европе.

Вернувшись домой, он становится желанным гостем многих собраний и вечеров, которые проводили деятели культуры. Там знакомится с уважаемыми людьми, а затем возглавляет «Могучую кучку», куда входили известные писатели и композиторы.

В 1856 году решает уехать в Германию. Там он провел последние месяцы жизни.

Скончался великий русский композитор в 1857 году.

3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Факты из жизни Глинки

  • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
  • Родители композитора доводились друг другу дальними родственниками – троюродными братом и сестрой. Для того, чтобы венчание состоялось, отцу Михаила, Ивану Николаевичу пришлось обращаться за одобрением к архиерею.
  • Сразу после войны двенадцатого года Михаил был собран и отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с такими выдающимися людьми, как Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Василий Жуковский, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одоевский. С последним у Глинки сложились особенно близкие дружественные отношения.
  • Тогда же будущий композитор окончательно убедился в том, что музыка – это не просто интерес, страсть, некая забава, а его жизнь и призвание. Он берет приватные уроки у известных музыкантов того времени, и буквально через некоторое время его первые романсы на стихи Пушкина и Баратынского становятся известными в светских кругах. Сам же Глинка был недоволен своими успехами. Он не признавал свой талант.
  • В 1835 году Глинка со своей молодой женой отправляется в родное имение, где он и приступает к работе над будущей оперой «Жизнь за царя».

    Проходит год и он отправляет партитуру на проверку и разбор к Александру Гедеонову – директору императорских театров. Последнему она категорически не нравится, и он отдает её капельмейстеру Кавосу, зная, что он готовит свою оперу на схожую патриотическую тему. Но Кавос поступает честно и великодушно: он хвалебно отзывается о произведении молодого композитора и снимает с репертуара театра свою работу. Только директор так и не заплатил Михаилу Ивановичу заслуженный гонорар.

  • Вот еще один замечательный факт из жизни композитора. Премьера оперы «Жизнь за царя» прошла с невероятным успехом. Сам композитор еще долго не мог поверить в успех «предприятия».

    Но события говорили сами за себя: его лично хвалил сам император, а музыкальные и театральные критики отнесли произведение к лучшему образцу национальной героико-патриотической эпопеи.

  • В день премьеры не обошлось без скандала. Во время представления один из посетителей публично заявил, что такая музыка достойна лишь кучеров. К счастью, никто не обратил особого внимания на этот выпад. А сам композитор согласился с мнением «публики», отметив, что многие кучера умнее и практичнее некоторых господ.

Примечания

  1. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь
  2. Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. Глинка // Большая российская энциклопедия. — М., 2007. — Т.7. — С. 233—235.
  3. Глинка, Михаил Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Глинка // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  6. Великая дружба азербайджанского и русского народов / Составители П. А. Азизбекова, Шихали Курбанов. Ответственный редактор И. А. Гусейнов. — Б.: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1964. — С. 214.
  7. Карагичева Л. Кара Караев. — М.: Советский композитор, 1960. — С. 9.
  8. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  9. Шестакова, Людмила Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Михаил иванович глинка

Память

Основная статья: Память о Михаиле Глинке

Почтовые марки России к 200-летию со дня рождения

Мемориальная доска композитору, город Смоленск

  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
  • С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
  • С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
  • На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
  • К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
  • В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя было присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Адреса Глинки в Петербурге

Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7. Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка

  • 2 февраля 1818 — конец июня 1821 года —  — набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 — 3 июля 1822 года —  — угол Звенигородской и Кабинетской (Правды) улиц;
  • лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.

Другие биографии:

  • Стив Джобс

    Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.

  • Краткая биография Коста Хетагуров

    Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Некрасов Николай Алексеевич

    22 ноября 1821 года в Подольской губернии, в городе Немирове родился Николай Некрасов. Будущий литератор имел дворянское происхождение, однако детство будущего русского поэта было отнюдь не радостным.

  • Антон Иванович Деникин

    Антон Деникин вошёл в историю как «вождь белого движения». Но, помимо всего прочего он занимался военной журналистикой и писал мемуары. Деникин родился под Варшавой (Польша), которая входила в состав Российской империи

Биография Михаила Ивановича Глинки

Выделим основные моменты в жизни великого музыканта, основоположника русской оперы.

Родители

Отец музыканта – Глинка Иван Николаевич. Мать – Земелька Евгения Андреевна.

Первые годы своей жизни Михаила Иванович провел в поместье своего отца.

Живя там, он обнаружил в себе любовь к местной народной музыке, которая осталась с ним на всю жизнь и сильно повлияла на дальнейшее творчество композитора. Восхищенный этими звуками, он стремился передать пережитые впечатления в будущем творчестве.

Няня, Авдотья Ивановна, смогла воспитать в маленьком Мише любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и напевая мотивы народных песен.

Детство

Первые шесть лет Глинка провел в компании своей самодержавной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только избаловала его, дав ему все, что он хотел, но чересчур опекала. Однажды, она укутала мальчишку в меха и продержала в перегретой комнате несколько часов.

Михаил рос слабым, нервным, больным ребенком, которым манипулировала чрезмерно защищающая и опекающая бабушка, пока та не умерла в 1810 году. После ее смерти будущий музыкант вернулся к родителям. Его музыкальные горизонты расширились.

Юношество

Глинка впервые увлекся музыкой в возрасте 11 лет. У его дяди был крепостной оркестр, который любил слушать юноша.

Именно благодаря народному оркестру Михаил тщательно изучил и проникся увертюрами, а также симфониями Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Однако квартет кларнета Бернарда пробудил в Глинке всю его страсть к музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни.

Михаил был настолько пленен их звучанием, что часто стоял совершенно неподвижно, слушая их или пытаясь подобрать инструмент, чтобы присоединиться.

Будущий музыкант был особенно очарован звуками скрипки, свирелью флейты. Он даже дирижировал оркестром, когда немного подрос.

Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке, наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые курировала его гувернантка В. Кламмер.

Образование

Семнадцатый год девятнадцатого века Михаила по воле родителей отправили в Санкт-Петербург. Михаил учился в Благородном пансионе для детей дворянского происхождения при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами, до написания романсов, были зарубежные языки. Глинка так же любил географию и зоологию.

Музыка не была включена в учебную программу института, тем не менее талантливый юноша был направлен к лучшим мастерам Санкт-Петербурга. Он брал уроки фортепиано, скрипки и вокала у преподавателей итальянского, немецкого и австрийского происхождения.

Самое глубокое впечатление произвели уроки знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера. Именно Майеру композитор был признателен и благодарен за его вклад в развитии музыкальных способностей.

К 1822 году Михаил Глинка смог на публике исполнить минорный концерт Хуммеля в сопровождении Майера, аккомпанирующего на втором фортепиано.

Родились в один день

Дата рождения: 30.11.1874. Возраст: 146.
Знак зодиака: Стрелец (информация о знаке).
Гороскопы для Стрельца: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 346 дней.

ОСЕЕВСКИЙ Михаил Эдуардович

Президент ПАО «Ростелеком», Председатель правления

1 место

АНГАРСКАЯ Надежда Викторовна

Певица

2 место

ВЕРБИЦКАЯ Лариса Викторовна

Телеведущая

3 место

КРАСЬКО Ольга Юрьевна

Актриса

4 место

НИКИТИН Юрий Александрович

Российский писатель

5 место

Эрл Кит Миллер

Нейробиолог

6 место

ТВЕН Марк

Американский писатель

7 место

ПЛОТНИКОВ Владимир Николаевич

Депутат Государственной Думы

8 место

РОБАК Арсений Александрович

Актер

9 место

СТИЛЛЕР Бен

Американский актер

10 место

СВИФТ Джонатан

Ирландский писатель

11 место

ГУЩИН Анатолий Александрович

Актер

12 место

НЕВИННЫЙ Вячеслав Михайлович

Актер

13 место

ЛЕВКИН Геннадий Геннадьевич

Генеральный директор

14 место

ГОРОХОВА Светлана

Генеральный директор

15 место

Интересные факты

Биография Глинки вызывает интерес у взрослых и детей.

  • Не многим известно, что Фёкла Александровна, бабушка Михаила Глинки, мать его отца, забрала мальчика на воспитание неспроста. За год до появления на свет Миши в семье родился сын, который скончался во младенчестве. Бабушка обвинила в этом мать, а потому с появлением Миши забрала ребенка к себе. Она обладала безудержным самовластием, а потому возразить ей никто не смел – ни ее невестка, ни даже родной сын.
  • Первая супруга Михаила Ивановича, Мария Петровна, была необразованна. Ей также ничего не было известно о музыке, и она даже не знала, кто такой Бетховен. Возможно, это и стало причиной того, что их брак был неудачен и столь скоротечен.
  • Глинка создал патриотичную музыку, которая была гимном Российской Федерации почти десять лет – с 1991 по 2000 год.

  • Во время перевозки праха композитора из Германии в Россию на коробке, в которую был упакован гроб, было написано большими буквами: «ФАРФОР».
  • За свою жизнь Михаил Иванович создал около двадцати песен и романсов, шесть симфонических произведений, две великие оперы, а также несколько камерно-инструментальных сочинений.
  • Глинка, краткая биография которого изучается в российских и европейских школах, посвятил жизнь музыке.
  • В родной усадьбе композитора, в Новоспасском селе, был создан музей Михаила Глинки.
  • Всего в мире установлено три памятника композитору: в Киеве, Берлине и Болонье.
  • После смерти Глинки в его честь назвали Государственную академическую капеллу в городе Санкт-Петербурге.

Из всех описанных нами фактов и событий складывается его биография. Глинка М.И. сделал огромный вклад в российскую культуру, на него ориентировались многие европейские композиторы.

Литература

  • Асафьев Б. В. Глинка. — М., 1947; 1950; Л., 1978.
  • Бернштейн Н. Д. Михаил Иванович Глинка. — СПб., 1904.
  • Вальтер В. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб., 1903.
  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. (1804—1857). — М., Музыка, 1979; 1982. (Русские и советские композиторы).
  • Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. — М., 1892.
  • Вызго-Иванова И. М. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб.: «Астерион», 2005.
  • Берков В. О. Гармония Глинки. — М., 1948.
  • Глинка М. И. Исследования и материалы. Под редакцией чл.-кор. АН СССР Оссовского А. В. Л.-М. Музгиз. 1950 г. 276с.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М., 1955.
  • Глинка М. И. Записки и переписка с родными. — СПб., 1887.

Далее…

  • Дмитриев А. Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. — Л., 1957.
  • Ильинский А. А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. — М., 1908.
  • Канн-Новикова Е. И. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. — М.-Л., 1950—1955.
  • Казовский М. Г. «Озарённые романсом», историческая повесть. «Подвиг», М., 2017.
  • Кашкин Н. Д. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1958.
  • Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. — Смоленск, 1885.
  • Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосья М. Глинки//Критика и музыкознание. — Л., 1980. — стр. 124—139.
  • Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
  • Кузнецов К. А. Глинка и его современники. — М., 1926.
  • Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М., 1953.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Т.1-2. — М., 1987—1988.
  • Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. М., 1978.
  • Левенсон О. Из области музыки. Глинка: Биография. — М., 1885.
  • Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. — М., 1955
  • Николаев А. Михаил Иванович Глинка. — СПб, 1904.
  • Одоевский В. Ф. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953.
  • Петрушанская Л. Глинка и Италия. — М., 2008.
  • Орлова А. А. Глинка в Петербурге. — Л., 1970.
  • Протопопов В. В. М. И. Глинка. — М., 1949.
  • Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. — М., 1961.
  • Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. — Л., 1984.
  • Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1955.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 1. Украина — Киев, 2000.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 2. Глинка в Германии, или Апология романтического сознания. — Киев, 2002.
  • Тышко С. В., Куколь Г. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 3. Путешествие на Пиренеи, или Испанские арабески. — Киев, 2011.
  • Тышко С. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. 4. Кавказ. Киев, 2015.
  • Финдейзен Н. Ф. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. — М., 1903.
  • Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. — М., 1957.
  • Чернов К. «Жизнь за Царя». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1907.
  • Чернов К. «Руслан и Людмила». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1908.
  • Шлифштейн С. И. Глинка и Пушкин. — М.-Л., 1950.
  • Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М. И. Глинка. — М., 1904.
  • Соловьев Д. Н.(—). «Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии». Ист. записка. СПб, 1880.

Был знаком с Пушкиным


Александр Пушкин и Михаил Глинка рождены с разницей в возрасте, в пять лет. Стоит отметить, что они были довольно близко знакомы. Многие отмечают их совместный вклад в музыку. Очень часто их имена даже стоят рядом.

Однажды Серов писал, что эти два человека являются родоначальниками нового русского творчества. Один создал его в музыке, а другой — в поэзии. Но, тем не менее, оба внесли большой вклад.

Впервые Глинка и Пушкин встретились в 1828 году. Мише тогда было всего 24 года, он считал Александра известнейшим поэтом. После встречи их стали постоянными. Они находились в одних и тех же творческих кружках Петербурга.

Память

Почтовые марки России к 200-летию со дня рождения

Мемориальная доска композитору, город Смоленск

  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
  • С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
  • С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
  • На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
  • К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
  • В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя было присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Адреса Глинки в Петербурге

Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7. Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка

  • 2 февраля 1818 — конец июня 1821 года —  — набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 — 3 июля 1822 года —  — угол Звенигородской и Кабинетской (Правды) улиц;
  • лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.

Значение

Деятельность автора следует рассматривать как один из видных этапов в истории отечественной литературы. Показателен тот факт, что он, так же как и многие его современники, посвятил себя сразу нескольким отраслям знаний, занимаясь как литературой, так и естественными науками. Кроме того, он занимал активную общественно-политическую позицию, хотя примыкал к умеренному крылу и ратовал за сохранение монархии в России и за умеренный характер реформ.

Наибольшую популярность приобрела его гражданская активность, что, впрочем, неудивительно: ведь он был участником Отечественной войны, поэтому его патриотические стихи звучали особенно живо и убедительно. Он оставил после себя след и как общественный деятель. Он занимался издательством журналов, был председателем общества любителей российской словесности, членом «Зеленой лампы». Его военная деятельность совпала со временем активной внешней политики России, что, разумеется, сказалось на тоне его сочинений. Его имя не так широко известно, как другие, тем не менее в свое время это была видная фигура. Его разносторонние интересы и несомненный литературный талант снискали ему широкую известность в образованных кругах российского общества. Глинка Федор Николаевич, собрание сочинений которого переиздавалось и в советское время, занимает видное место в истории не только литературной, но и общественно-политической жизни России 19 века.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Идею оперы «Жизнь за царя» подсказал Жуковский


Опера под названием «Жизнь за царя» рассказывает слушателю о событиях 1613 года. Связана она с походом польских войск на Москву.

Именно это произведение стало для композитора знаковым в политическом, историческом и художественном смысле. Идея создания пришла к Михаилу в 1830 году. В тот момент композитор отправился в небольшое путешествие за границу, во время которого ему было очень тяжело, так как он тосковал по своей Родине, своему дому.

После того как он вернулся домой, он решил заняться написанием. Когда о его планах узнал Жуковский, то посоветовал ему взять историю о крестьянине Иване Сусанине за основу.

Именно поэтому очень часто можно встретить такой факт, что Глинке в написании оперы помог сам Жуковский. Ведь — идея — это основа.

Симфоническое творчество


Смотреть галерею

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений

Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма. Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр

«Арагонская хота», «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Князь Холмский» и «Ночь в Мадриде» составляют симфоническое творчество Глинки. Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив «Камаринскую» с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Смерть

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Михаил Глинка в последние годы

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Личная жизнь Инны Чуриковой

Был требователен к себе, тяжело переживал критику

Михаил Глинка всегда был очень требователен к себе. Он был музыкантом, который знал шесть языков. При этом он хорошо ощущал специфику звучания, поэтому требовал от себя, чтобы поэтическая речь сливалась с музыкой.

Стоит отметить, что Глинка очень тяжело переживал критику. Например, однажды, после такого, он уехал в длительное путешествие, и только тогда смог вернуться к своему детищу. Был уверен в том, что его произведения не оценили по достоинству.

Очень долго он мог находиться в депрессии. Около года ничего не писал. Также возобновить желание работать ему помогало знакомство с новыми композиторами.

Биография Композитора Михаила Глинки о жизни

Родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья была дворянского происхождения и жила в поместье в селе Новоспасское. С раннего возраста получал домашнее образование, с ним занимались отец и мать, пытаясь дать сыну все необходимые знания. В окрестностях села очень часто были слышны звоны колоколов и песнопения священников, поэтому Глинка рано начал увлекаться музыкой. Но играть на музыкальных инструментах Михаил Иванович начал уже в подростковом возрасте, когда понял, что музыка – его призвание. Всё время посвящал занятиям и разучиванием новых композиций, не замечая ничего вокруг.

В возрасте 14 лет решает поступать в петербургский пансион и там знакомиться со Львом Пушкиным – младшим братом известного поэта, а через некоторое время встретился и с самим Александром Сергеевичем, который часто навещал своего брата. Помимо учебной деятельности в пансионе, Глинка берет уроки игры на фортепиано и совершенствует свои навыки. А на выпускном вечере сыграл известный концерт австрийского композитора Гуммеля, где его талант оценили все знакомые и преподаватели.

В это время Глинка заболевает и едет лечиться на Кавказ. Там он понимает, что нельзя бросать музыку и по возвращению, пишет несколько концертов для оркестра, которым управлял его дядя. Несмотря на это, композитору больше нравилось сочинять романсы и небольшие номера.

Глинка всю жизнь мечтал посетить Европу и в 1830 году отправляется в долгожданное путешествие. Посетив несколько стран, он познакомился со многими композиторами и музыкантами, в результате чего приобрел бесценный опыт. Он исследовал зарубежные традиции, культуру народа и быт, изучал современные тенденции и делал себе заметки. Стоит отметить, что Михаил Юрьевич замечательно играл на фортепиано и других инструментах, но плохо владел музыкальной теорией, что мешало ему развивать свое творчество. Для того, чтобы совершенствовать свои знания, он отправляется в Германию, где берет уроки по теории у известных педагогов. В то время у композитора уже были идеи для создания больших произведений – опер.

Через 4 года Глинка возвращается домой и останавливается в Петербурге. Его стали приглашать на поэтические вечера, под руководством Жуковского, и там он знакомится ос многими писателями и поэтами того времени. Его посещает мысль написать оперу «Иван Сусанин», и это принесло композитору огромный успех. Первая русская большое произведение, написанное Михаилом Ивановичем Глинкой – стало основным этапом зарождения русской оперы.

В 1835 году он узаконил свои отношения с Марией Петровной Ивановой – родственницей семьи Глинки. Но этот союз не оправдал надежд Михаила Ивановича, и брак распался.

В 1837 году Глинка хорошо общается с А.С. Пушкиным, и он предлагает поэту написать оперу на его известное произведение «Руслан и Людмила». Через 5 лет вся работа была окончена и состоялась премьера на которую приехал уважаемый и известный композитор Ф. Лист. Он был приятно удивлен таланту русского музыканта и бесконечно восхищался оперой.

Также Михаил Иванович прославился и за рубежом. В 1844 году он отправляется во Францию, где дает концерты. Публика встретила его почетно, а слава после этого прошла о нем по всей Европе.

Вернувшись домой, он становится желанным гостем многих собраний и вечеров, которые проводили деятели культуры. Там знакомится с уважаемыми людьми, а затем возглавляет «Могучую кучку», куда входили известные писатели и композиторы.

В 1856 году решает уехать в Германию. Там он провел последние месяцы жизни.

Скончался великий русский композитор в 1857 году.

3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Факты из жизни Глинки

  • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
  • Родители композитора доводились друг другу дальними родственниками – троюродными братом и сестрой. Для того, чтобы венчание состоялось, отцу Михаила, Ивану Николаевичу пришлось обращаться за одобрением к архиерею.
  • Сразу после войны двенадцатого года Михаил был собран и отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с такими выдающимися людьми, как Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Василий Жуковский, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одоевский. С последним у Глинки сложились особенно близкие дружественные отношения.
  • Тогда же будущий композитор окончательно убедился в том, что музыка – это не просто интерес, страсть, некая забава, а его жизнь и призвание. Он берет приватные уроки у известных музыкантов того времени, и буквально через некоторое время его первые романсы на стихи Пушкина и Баратынского становятся известными в светских кругах. Сам же Глинка был недоволен своими успехами. Он не признавал свой талант.
  • В 1835 году Глинка со своей молодой женой отправляется в родное имение, где он и приступает к работе над будущей оперой «Жизнь за царя».

    Проходит год и он отправляет партитуру на проверку и разбор к Александру Гедеонову – директору императорских театров. Последнему она категорически не нравится, и он отдает её капельмейстеру Кавосу, зная, что он готовит свою оперу на схожую патриотическую тему. Но Кавос поступает честно и великодушно: он хвалебно отзывается о произведении молодого композитора и снимает с репертуара театра свою работу. Только директор так и не заплатил Михаилу Ивановичу заслуженный гонорар.

  • Вот еще один замечательный факт из жизни композитора. Премьера оперы «Жизнь за царя» прошла с невероятным успехом. Сам композитор еще долго не мог поверить в успех «предприятия».

    Но события говорили сами за себя: его лично хвалил сам император, а музыкальные и театральные критики отнесли произведение к лучшему образцу национальной героико-патриотической эпопеи.

  • В день премьеры не обошлось без скандала. Во время представления один из посетителей публично заявил, что такая музыка достойна лишь кучеров. К счастью, никто не обратил особого внимания на этот выпад. А сам композитор согласился с мнением «публики», отметив, что многие кучера умнее и практичнее некоторых господ.

Примечания

  1. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь
  2. Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. Глинка // Большая российская энциклопедия. — М., 2007. — Т.7. — С. 233—235.
  3. Глинка, Михаил Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Глинка // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  6. Великая дружба азербайджанского и русского народов / Составители П. А. Азизбекова, Шихали Курбанов. Ответственный редактор И. А. Гусейнов. — Б.: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1964. — С. 214.
  7. Карагичева Л. Кара Караев. — М.: Советский композитор, 1960. — С. 9.
  8. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  9. Шестакова, Людмила Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий