Сериал «хождение по мукам»: актеры и роли

Сюжетная линия

События, о которых идет речь в сериале, происходят в период с 1914 по 1919 г. Все действие начинается перед Первой мировой войной в Санкт-Петербурге. Сестры Булавины — Катя и Даша (они родом из Самары) — молодые и влюбленные в поэта-декадента Бессонова. Они им просто очарованы. Катя замужем за адвокатом Смоковниковым, но изменяет мужу с поэтом. Именно Алексею Бессонову под силу поменять мировоззрение девушек, равно как и их образ мыслей, словами о конце России.

Проходит некоторое время, и сестер вновь посещает светлое чувство любви: Катя теперь влюблена в офицера Вадима Рощина, а Даша — в инженера Балтийского завода Ивана Телегина. Так уж случается, что это сложное время, наполненное войной, двумя революциями и гражданскими столкновениями, разлучает девушек и их возлюбленных. Они потом несколько раз пересекаются и расходятся. Телегин вступает в РККА, а дорога Рощина идет прямиком в Добровольческую армию.

После того как война завершилась, вся четверка встречается в столице советской России. Они с огромным удовольствием вслушиваются в слова исторического доклада Кржижановского о плане ГОЭЛРО.

Роли исполняют

Фильм № 1. «Сёстры»

Актёр Роль
Виктор Шарлахов   Смоковников (Николай Иванович, адвокат, муж Кати)
Владимир Муравьёв   Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши)
Владлен Давыдов   Бессонов (Алексей Алексеевич, поэт-декадент)
Павел Винников   Тётькин
Сергей Яковлев   Рублёв (Василий), рабочий
Виктор Яковлев   Мельшин, пленный офицер
Пётр Модников   Жуков, пленный офицер

В эпизодах:

Актёр Роль
Константин Немоляев   Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши
Владимир Махов любовник-резонер
Геннадий Ступишин
Александр Лариков   Орешников, рабочий
З. Чекулаева
Анатолий Дудоров   футурист
Марина Фигнер дама на приеме
Зоя Русина дама в ресторане
Петр Константинов раненый в госпитале
Леонид Недович австрийский офицер
М. Гладыш
Мария Кремнева уличная певица

В титрах не указаны

Актёр Роль
Зоя Василькова   Елизавета Киевна Расторгуева, футуристка
Джемма Фирсова   Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова
Аркадий Трусов рабочий
Василий Корзун
Ефим Копелян казачий есаул
Владимир Цоппи адвокат
Люсьена Овчинникова горничная Луша
Вера Бурлакова горничная в московской квартире
Николай Кузнецов гость
Алевтина Румянцева девушка
Алексей Строев пленный офицер
Михаил Семенихин пленный офицер
Иван Гузиков пленный офицер
Виктор Лебедев
Софья Гаррель

Фильм № 2. «Восемнадцатый год»

Актёр Роль
Майя Булгакова   Агриппина Чебрец
Виктор Авдюшко   Иван Гора
Сергей Яковлев   Рублёв (Василий), рабочий
Павел Винников   Тетькин
Виктор Яковлев   Мельшин, пленный офицер
Евгений Матвеев   Сорокин, главком
Григорий Кириллов   Беляков, начальник штаба Сорокина
Владимир Муравьёв   Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши
Леонид Пархоменко   Алексей Красильников
Евгений Тетерин   немец, попутчик Кати
Михаил Козаков   Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина
Александр Смирнов   Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина
Владимир Сез   фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина
Константин Немоляев   Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши
В. Адаменко   Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига

В эпизодах:

Актёр Роль
Иван Коваль-Самборский
В. Фесенко
П. Стрелин
Александр Калининцев
Тамара Чернова Зинка, любовница Сорокина
Анатолий Соболев
Мария Кремнева уличная певица
М. Гладыш Гымза, начальник особого отдела Варнавского полка
Г. Ступишин

В титрах не указаны

Актёр Роль
Георгий Георгиу   пассажир
Вячеслав Гостинский   адъютант Сорокина
Иван Жеваго
Юрий Леонидов   офицер в штабе Корнилова (в белой черкеске)
Зоя Русина
Джемма Фирсова   Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова
Александр Гумбург генерал
Виктор Лебедев

Фильм № 3. «Хмурое утро»

Актёр Роль
Майя Булгакова   Агриппина Чебрец
Виктор Авдюшко   Иван Гора
Павел Винников   Тётькин
Леонид Пархоменко Алексей Красильников
Пётр Модников   староста
В. Адаменко   Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига
Любовь Соколова Анисья
Наталья Кустинская Маруся
Нонна Мордюкова Матрёна Красильникова
Борис Андреев матрос Чугай
Анатолий Соловьёв Латугин
Виталий Матвеев Нестор Иванович Махно
Владимир Белокуров Лёва Задов
Владимир Таскин Чёрный, идейный анархист
Виктор Яковлев   Мельшин, пленный офицер
Олег Голубицкий   Михаил Шарыгин
Семён Свашенко Яков
Александр Титов Чесноков, командир бригады
Нина Меньшикова Анисья
Николай Гладков председатель ревкома Екатеринослава

В эпизодах:

Актёр Роль
М. Гладыш
Анатолий Соболев
Г. Ступишин

В титрах не указаны

Актёр Роль
Вера Бурлакова горничная в московской квартире
Зоя Русина
Николай Смирнов анархист
Николай Сморчков красный командир
Анастасия Зуева   просительница у Махно (нет в титрах)

Съёмки

БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, как и в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».

На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова, однако режиссёр заменил её на Нину Веселовскую, о чём Конюхова не знала и потому отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в фильме «Летят журавли».

Теоретик кино и оператор А. Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1965) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова, в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настеньки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.).

Сюжет

Основная статья: Хождение по мукам

Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.

Фильм № 1. «Сёстры»

1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга:  Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.

В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.

Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.

Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребёнок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.

Фильм № 2. «Восемнадцатый год»

1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.

Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознаёт мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.

Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.

Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и её берут в плен. В итоге её уводит Красильников. Рощин приезжает к Тетькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.

Сюжет

Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.

Фильм № 1. «Сёстры»

1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга:  Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.

В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.

Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.

Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребёнок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.

Фильм № 2. «Восемнадцатый год»

1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.

Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознаёт мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.

Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.

Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и её берут в плен. В итоге её уводит Красильников. Рощин приезжает к Тетькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.

О чем роман и фильм?

Первые главы эпопеи и первая серия фильма (1977 года выпуска) отображают Петербург начала 1914 года. Город живет в ожидании страшного и рокового дня. В центре сюжета сестры Катя и Даша Булавины, родившиеся в Самаре. Катя замужем в Петербурге, к ней приезжает Даша. Обе они увлекаются поэтом-декадентом Бессоновым. Катя изменяет с ним своему мужу, супруги разъезжаются. Сестрам и другим героям приходится пройти через многие муки в поисках счастья и смысла жизни.

Зрители наблюдают в картине судьбу русской интеллигенции в дореволюционный период, во время него и после 1917 года. В дальнейшем одной из сестер суждено влюбиться в белого офицера, а другой — в красноармейца. У членов одной семьи появляются идеологические разногласия. Чем это закончится?

В ролях

  • Юрий Соломин — Иван Ильич Телегин
  • Ирина Алфёрова — Дарья Дмитриевна Булавина-Телегина
  • Светлана Пенкина — Екатерина Дмитриевна Булавина-Смоковникова-Рощина
  • Михаил Ножкин — Вадим Петрович Рощин
  • Вячеслав Езепов — Николай Иванович Смоковников
  • Михаил Козаков — Алексей Алексеевич Бессонов
  • Анатолий Кацинский — Михаил Иванович, актёр
  • Александр Пашутин — Семён Семёнович Говядин
  • Инна Гулая — Елизавета Киевна Расторгуева
  • Валерий Погорельцев — Александр Иванович Жиров
  • Лаймонас Норейка — старик-француз с «грудной жабой» (озвучивает Александр Белявский)
  • Владимир Комратов — полковник
  • Георгий Бурков — Сергей Сергеевич Сапожков
  • Александр Лазарев — поручик Жадов
  • Сергей Никоненко — Семён Красильников
  • Вера Комиссарова — дама в трауре
  • Николай Ерёменко мл. — Василий Рублёв
  • Роман Хомятов — инженер Струков
  • Пётр Любешкин — старик Рублёв
  • Лев Дуров — подполковник Тётькин
  • Анатолий Борисов — старичок в вагоне
  • Юрий Каюров — В. И. Ленин
  • Николай Афанасьев — Дмитрий Степанович Булавин
  • Владимир Гостюхин — Алексей Красильников
  • Андрей Юренев — Никанор Юрьевич Куличек (Иван Свищев)
  • Татьяна Распутина — Софочка, жена Тётькина
  • Евгений Казаков — генерал Корнилов
  • Николай Горлов — Григорий Распутин
  • Юрий Цветов — царь Николай II
  • Валерий Зотов — Квашин
  • Александр Павлов — Гымза
  • Александр Чернов — комполка Соколовский
  • Михаил Голубович — командарм Сорокин
  • Николай Засухин — Беляков
  • Виталий Безруков — Латугин
  • Юрий Николаев — моряк Константин Шарыгин
  • Светлана Тормахова — Анисья
  • Семён Морозов — Мишка Соломин
  • Александр Савостьянов — Валерьян Оноли
  • Лидия Федосеева-Шукшина — Матрёна Красильникова
  • Алексей Крыченков — Махно
  • Вячеслав Говалло — Каретник
  • Евгений Быкадоров — Митрофан
  • Вернер Титце (ГДР) — ландштурмист
  • Георгий Светлани — староста Афанасий Афанасьевич
  • Ролан Быков — Кузьма Кузьмич
  • Георгий Шахет — человек с булавкой-черепом (Борис Савинков)
  • Сергей Яковлев — Мамонт Дальский
  • Алла Богина — мать Вадима Рощина
  • Владимир Акимов — отец Вадима Рощина
  • Юрий Горобец — генерал Деникин
  • Георгий Соколов — генерал Марков
  • Александр Филиппенко — белый офицер Василий Теплов
  • Эммануил Левин — фон Мекке
  • Евгений Лазарев — князь Лобанов-Ростовский
  • Валерий Еремичев — генерал Романовский
  • Валентин Перкин — генерал Дроздовский
  • Владимир Ферапонтов — генерал Кутепов
  • Константин Григорьев — матрос Чугай
  • Владимир Богин — Иван Гора
  • Анна Каменкова — Агриппина
  • Виктор Волков — Пётр Николаевич Мельшин
  • Николай Пеньков — Лёва Задов
  • Зиновий Гердт — Леон Чёрный, анархист
  • Готлиб Ронинсон — парикмахер в Екатеринославе
  • Любовь Чиркова-Черняева — Маруся
  • Николай Сморчков — Мошкин
  • Пётр Тимофеев — Будённый
  • Михаил Владимиров — комиссар Чесноков
  • Владимир Козел — генерал Каледин
  • Игорь Дмитриев — А. Ф. Керенский
  • Борис Клюев — князь Бельский
  • Владимир Пицек — боцман
  • Геннадий Воропаев
  • Станислав Михин — эпизод
  • Виктор Борцов — фельдшер на пароходе
  • Александр Шворин — мосье Жано
  • Виллор Кузнецов — Буров
  • Юрий Мочалов — анархист в ресторане
  • Владимир Уан-Зо-Ли — игрок на пиле (в 1-й серии) и шпагоглотатель (4-я серия «Четверо»)
  • Клавдия Хабарова — секретарь (5-я серия «Разлом»)
  • Сергей Приселков — рабочий на митинге (8-я серия «Даша»)
  • Валерий Афанасьев — офицер (4-я серия «Четверо») (нет в титрах)
  • Леонид Евтифьев — работник российского посольства в Париже (3-я серия «Война»)

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Григорий Рошаль
  • Режиссёр: Мери Анджапаридзе
  • Сценарий: Борис Чирсков
  • Оператор: Леонид Косматов
  • Композитор: Дмитрий Кабалевский
  • Заместитель директора картины: Сергей Каграманов
Фильм 2
  • Режиссёры: М. Анджапаридзе, М. Заржицкая, К. Полонский
  • Художник: Иосиф Шпинель
  • Композитор: Дмитрий Кабалевский
  • Звукорежиссёр: Лев Трахтенберг
  • Оператор: В. Минаев
  • Монтаж: Ева Ладыженская
  • Художник по костюмам: О. Кручинина
  • Художник-гримёр: Е. Ломова
  • Редактор: Н. Рудакова
Комбинированные съёмки:
  • Оператор: Б. Арецкий
  • Художник: Л. Александровская
  • Директор картины В. Циргиладзе
Военные консультанты:
  • Генерал-лейтенант инженерно-технической службы В. Орловский
  • Генерал-лейтенант Н. Осликовский
Оркестр Управления по производству фильмов

Дирижёр: Д. Кабалевский

Восприятие

При подготовке следующей экранизации того же романа (13-серийного фильма (1977)), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана.

Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:

Следует отметить, что произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется «Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий