Содержание
Сюжетная линия
События, о которых идет речь в сериале, происходят в период с 1914 по 1919 г. Все действие начинается перед Первой мировой войной в Санкт-Петербурге. Сестры Булавины — Катя и Даша (они родом из Самары) — молодые и влюбленные в поэта-декадента Бессонова. Они им просто очарованы. Катя замужем за адвокатом Смоковниковым, но изменяет мужу с поэтом. Именно Алексею Бессонову под силу поменять мировоззрение девушек, равно как и их образ мыслей, словами о конце России.
Проходит некоторое время, и сестер вновь посещает светлое чувство любви: Катя теперь влюблена в офицера Вадима Рощина, а Даша — в инженера Балтийского завода Ивана Телегина. Так уж случается, что это сложное время, наполненное войной, двумя революциями и гражданскими столкновениями, разлучает девушек и их возлюбленных. Они потом несколько раз пересекаются и расходятся. Телегин вступает в РККА, а дорога Рощина идет прямиком в Добровольческую армию.
После того как война завершилась, вся четверка встречается в столице советской России. Они с огромным удовольствием вслушиваются в слова исторического доклада Кржижановского о плане ГОЭЛРО.
Роли исполняют
Фильм № 1. «Сёстры»
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Шарлахов | Смоковников (Николай Иванович, адвокат, муж Кати) |
Владимир Муравьёв | Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши) |
Владлен Давыдов | Бессонов (Алексей Алексеевич, поэт-декадент) |
Павел Винников | Тётькин |
Сергей Яковлев | Рублёв (Василий), рабочий |
Виктор Яковлев | Мельшин, пленный офицер |
Пётр Модников | Жуков, пленный офицер |
В эпизодах:
|
В титрах не указаны
|
Фильм № 2. «Восемнадцатый год»
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора |
Сергей Яковлев | Рублёв (Василий), рабочий |
Павел Винников | Тетькин |
Виктор Яковлев | Мельшин, пленный офицер |
Евгений Матвеев | Сорокин, главком |
Григорий Кириллов | Беляков, начальник штаба Сорокина |
Владимир Муравьёв | Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши |
Леонид Пархоменко | Алексей Красильников |
Евгений Тетерин | немец, попутчик Кати |
Михаил Козаков | Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина |
Александр Смирнов | Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Владимир Сез | фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Константин Немоляев | Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши |
В. Адаменко | Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига |
В эпизодах:
|
В титрах не указаны
|
Фильм № 3. «Хмурое утро»
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора |
Павел Винников | Тётькин |
Леонид Пархоменко | Алексей Красильников |
Пётр Модников | староста |
В. Адаменко | Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Любовь Соколова | Анисья |
Наталья Кустинская | Маруся |
Нонна Мордюкова | Матрёна Красильникова |
Борис Андреев | матрос Чугай |
Анатолий Соловьёв | Латугин |
Виталий Матвеев | Нестор Иванович Махно |
Владимир Белокуров | Лёва Задов |
Владимир Таскин | Чёрный, идейный анархист |
Виктор Яковлев | Мельшин, пленный офицер |
Олег Голубицкий | Михаил Шарыгин |
Семён Свашенко | Яков |
Александр Титов | Чесноков, командир бригады |
Нина Меньшикова | Анисья |
Николай Гладков | председатель ревкома Екатеринослава |
В эпизодах:
|
В титрах не указаны
|
Съёмки
БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, как и в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».
На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова, однако режиссёр заменил её на Нину Веселовскую, о чём Конюхова не знала и потому отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в фильме «Летят журавли».
Теоретик кино и оператор А. Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1965) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова, в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настеньки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.).
Сюжет
Основная статья: Хождение по мукам
Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
Фильм № 1. «Сёстры»
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга: Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.
Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребёнок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.
Фильм № 2. «Восемнадцатый год»
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознаёт мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.
Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и её берут в плен. В итоге её уводит Красильников. Рощин приезжает к Тетькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.
Сюжет
Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
Фильм № 1. «Сёстры»
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга: Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.
Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребёнок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.
Фильм № 2. «Восемнадцатый год»
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознаёт мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.
Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и её берут в плен. В итоге её уводит Красильников. Рощин приезжает к Тетькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.
О чем роман и фильм?
Первые главы эпопеи и первая серия фильма (1977 года выпуска) отображают Петербург начала 1914 года. Город живет в ожидании страшного и рокового дня. В центре сюжета сестры Катя и Даша Булавины, родившиеся в Самаре. Катя замужем в Петербурге, к ней приезжает Даша. Обе они увлекаются поэтом-декадентом Бессоновым. Катя изменяет с ним своему мужу, супруги разъезжаются. Сестрам и другим героям приходится пройти через многие муки в поисках счастья и смысла жизни.
Зрители наблюдают в картине судьбу русской интеллигенции в дореволюционный период, во время него и после 1917 года. В дальнейшем одной из сестер суждено влюбиться в белого офицера, а другой — в красноармейца. У членов одной семьи появляются идеологические разногласия. Чем это закончится?
В ролях
- Юрий Соломин — Иван Ильич Телегин
- Ирина Алфёрова — Дарья Дмитриевна Булавина-Телегина
- Светлана Пенкина — Екатерина Дмитриевна Булавина-Смоковникова-Рощина
- Михаил Ножкин — Вадим Петрович Рощин
- Вячеслав Езепов — Николай Иванович Смоковников
- Михаил Козаков — Алексей Алексеевич Бессонов
- Анатолий Кацинский — Михаил Иванович, актёр
- Александр Пашутин — Семён Семёнович Говядин
- Инна Гулая — Елизавета Киевна Расторгуева
- Валерий Погорельцев — Александр Иванович Жиров
- Лаймонас Норейка — старик-француз с «грудной жабой» (озвучивает Александр Белявский)
- Владимир Комратов — полковник
- Георгий Бурков — Сергей Сергеевич Сапожков
- Александр Лазарев — поручик Жадов
- Сергей Никоненко — Семён Красильников
- Вера Комиссарова — дама в трауре
- Николай Ерёменко мл. — Василий Рублёв
- Роман Хомятов — инженер Струков
- Пётр Любешкин — старик Рублёв
- Лев Дуров — подполковник Тётькин
- Анатолий Борисов — старичок в вагоне
- Юрий Каюров — В. И. Ленин
- Николай Афанасьев — Дмитрий Степанович Булавин
- Владимир Гостюхин — Алексей Красильников
- Андрей Юренев — Никанор Юрьевич Куличек (Иван Свищев)
- Татьяна Распутина — Софочка, жена Тётькина
- Евгений Казаков — генерал Корнилов
- Николай Горлов — Григорий Распутин
- Юрий Цветов — царь Николай II
- Валерий Зотов — Квашин
- Александр Павлов — Гымза
- Александр Чернов — комполка Соколовский
- Михаил Голубович — командарм Сорокин
- Николай Засухин — Беляков
- Виталий Безруков — Латугин
- Юрий Николаев — моряк Константин Шарыгин
- Светлана Тормахова — Анисья
- Семён Морозов — Мишка Соломин
- Александр Савостьянов — Валерьян Оноли
- Лидия Федосеева-Шукшина — Матрёна Красильникова
- Алексей Крыченков — Махно
- Вячеслав Говалло — Каретник
- Евгений Быкадоров — Митрофан
- Вернер Титце (ГДР) — ландштурмист
- Георгий Светлани — староста Афанасий Афанасьевич
- Ролан Быков — Кузьма Кузьмич
- Георгий Шахет — человек с булавкой-черепом (Борис Савинков)
- Сергей Яковлев — Мамонт Дальский
- Алла Богина — мать Вадима Рощина
- Владимир Акимов — отец Вадима Рощина
- Юрий Горобец — генерал Деникин
- Георгий Соколов — генерал Марков
- Александр Филиппенко — белый офицер Василий Теплов
- Эммануил Левин — фон Мекке
- Евгений Лазарев — князь Лобанов-Ростовский
- Валерий Еремичев — генерал Романовский
- Валентин Перкин — генерал Дроздовский
- Владимир Ферапонтов — генерал Кутепов
- Константин Григорьев — матрос Чугай
- Владимир Богин — Иван Гора
- Анна Каменкова — Агриппина
- Виктор Волков — Пётр Николаевич Мельшин
- Николай Пеньков — Лёва Задов
- Зиновий Гердт — Леон Чёрный, анархист
- Готлиб Ронинсон — парикмахер в Екатеринославе
- Любовь Чиркова-Черняева — Маруся
- Николай Сморчков — Мошкин
- Пётр Тимофеев — Будённый
- Михаил Владимиров — комиссар Чесноков
- Владимир Козел — генерал Каледин
- Игорь Дмитриев — А. Ф. Керенский
- Борис Клюев — князь Бельский
- Владимир Пицек — боцман
- Геннадий Воропаев
- Станислав Михин — эпизод
- Виктор Борцов — фельдшер на пароходе
- Александр Шворин — мосье Жано
- Виллор Кузнецов — Буров
- Юрий Мочалов — анархист в ресторане
- Владимир Уан-Зо-Ли — игрок на пиле (в 1-й серии) и шпагоглотатель (4-я серия «Четверо»)
- Клавдия Хабарова — секретарь (5-я серия «Разлом»)
- Сергей Приселков — рабочий на митинге (8-я серия «Даша»)
- Валерий Афанасьев — офицер (4-я серия «Четверо») (нет в титрах)
- Леонид Евтифьев — работник российского посольства в Париже (3-я серия «Война»)
Съёмочная группа
- Режиссёр: Григорий Рошаль
- Режиссёр: Мери Анджапаридзе
- Сценарий: Борис Чирсков
- Оператор: Леонид Косматов
- Композитор: Дмитрий Кабалевский
- Заместитель директора картины: Сергей Каграманов
- Фильм 2
- Режиссёры: М. Анджапаридзе, М. Заржицкая, К. Полонский
- Художник: Иосиф Шпинель
- Композитор: Дмитрий Кабалевский
- Звукорежиссёр: Лев Трахтенберг
- Оператор: В. Минаев
- Монтаж: Ева Ладыженская
- Художник по костюмам: О. Кручинина
- Художник-гримёр: Е. Ломова
- Редактор: Н. Рудакова
- Комбинированные съёмки:
- Оператор: Б. Арецкий
- Художник: Л. Александровская
- Директор картины В. Циргиладзе
- Военные консультанты:
- Генерал-лейтенант инженерно-технической службы В. Орловский
- Генерал-лейтенант Н. Осликовский
- Оркестр Управления по производству фильмов
Дирижёр: Д. Кабалевский
Восприятие
При подготовке следующей экранизации того же романа (13-серийного фильма (1977)), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана.
Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:
Следует отметить, что произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется «Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).