Почему повесилась марина цветаева. 31 августа 1941

Семья и личная жизнь

Первый брак Павла I Петровича окончился неудачно — его жена Наталья Алексеевна умерла при родах вместе с младенцем.

Во втором же браке с Марией Фёдоровной родилось десять детей, что однозначно решило существующую до того проблему с наследниками романовского дома, которая не раз вызывала дворцовые перевороты.

Кроме законных детей Павел имел двух бастардов — сына Семёна и дочь Марфу.

Императрица Мария ФёдоровнаХуд. М.Э.Л. Виже-Лебрен 1799

Дети

  • Александр I
  • Константин
  • Александра
  • Елена
  • Мария
  • Екатерина
  • Анна
  • Михаил

Внебрачные

  • Великий князь Николай
  • Великий князь Михаил
  • Великая княжна Анна
  • Великий князь Александр
  • Великая княжна Александра
  • Великий князь Константин
  • Великая княжна Елена
  • Великая княжна Екатерина
  • Великая княжна Мария
  • Великая княжна Ольга

Образ в культуре и памяти поколений

Хотя причастность сыновей к заговору не была доказана, изучение правления Павла Петровича в первой половине XIX века не поощрялось. Компрометирующие заговорщиков материалы были уничтожены.

Восприятие Павла потомками весьма неоднозначно. В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались такие стороны его правления, как мелочная до абсурда регламентация быта подданных и репрессии против дворян за самые незначительные оплошности. За ним закрепилась репутация самодура, тирана и деспота.

С другой стороны, предпринимались попытки (особенно во второй половине XX века) подчеркнуть его рыцарственность и обострённое чувство справедливости («романтик на троне», «Русский Гамлет»), которое выражалось в равном неприятии придворного лицемерия екатерининской эпохи и кровожадного якобинства.

Личность Павла I привлекала людей искусства разных эпох — за прошедшее время были созданы картины, фильмы и памятники посвящённые императору.

В литературе

  • Сцену убийства в Михайловском замке запечатлел Пушкин в юношеской оде «Вольность». В оде «Вольность» Пушкин называет его «увенчанным злодеем».
  • Городская легенда о призраке Павла I, который бродит по Инженерному замку, изложена в рассказе Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке» (1882).
  • Драма Мережковского «Павел I» (1908) повествует о заговоре против императора, причём сам Павел предстает деспотом и тираном, а его убийцы — радетелями за благо России.
  • Повесть Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» (1927) рисует в сатирических красках обстановку царствования Павла.
  • Книга Владислава Ходасевича о Павле I и его трагической судьбе осталась незавершённой.
  • В книге Марка Алданова «Чёртов мост» описывается смерть царицы Екатерины, воцарение Павла, перезахоронение Петра III и судьба фаворитов Екатерины, в частности князя Безбородко. Убийству Павла посвящён роман Алданова «Заговор».
  • В 1946 году Ольга Форш опубликовала исторический роман «Михайловский замок».
  • Роман В. Пелевина «Смотритель» (2015) построен на допущении о том, что Павел I инсценировал собственную гибель, чтобы стать первым смотрителем квази-масонского Идиллиума.
  • Роман С. Шаповалова «Император» (2018)

Анализ стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаевой

Творчество М. Цветаевой – яркое явление в русской поэзии. Поэтесса начала писать стихи в раннем возрасте, в 18 лет она издает первый сборник. Уже первые произведения Цветаевой несут в себе глубокое философское содержание

Поэтесса рано потеряла мать, возможно поэтому немаловажное место в ее творчестве занимает тема смерти. Этой теме посвящено стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» (1913 г.)

Размышление лирической героини начинается с признания неизбежности смерти. Первая часть описывает прекращение физического существования, исчезновение «с поверхности земли». Свою смерть Цветаева сначала представляет отстраненно с помощью безличных глаголов, затем ее размышление принимает глубоко личный характер. Смерть – это исчезновение «зелени глаз» и «нежного голоса».

Лирическая героиня отмечает, что ее смерть никак не повлияет на остальной мир, все останется как прежде. В этом заключается глубокий ужас переживания. Пока человек существует в своем физическом воплощении, он способен влиять на остальных людей. Цветаева не упоминает о каком-либо варианте жизни после смерти

Для нее это не важно, ведь контакта с миром мертвых еще никто не установил. Важно то, что со смертью человека исчезает весь его богатый внутренний мир со своими чувствами, эмоциями, переживаниями

Цветаева всегда остро ощущала свою индивидуальность. Она с трудом может допустить, что ее уникальная и неповторимая личность навсегда исчезнет. От физических свойств она переходит к описанию своих привычек и склонностей. Изменчивость, любовь к вечерам у камина, склонность к музыке и лесным прогулкам – бесконечно милые и дорогие поэтессе качества своей души, делающие ее, в конечном счете, живым человеком «на ласковой земле». Можно сделать вывод, что Цветаева и не хочет никакой другой формы существования, связанной с потерей физических ощущений.

В заключительной части стихотворения поэтесса обращается ко всем своим современникам «с требованьем веры и с просьбой о любви». Она просит любить ее за все совокупность положительных и отрицательных качеств, за молодость, которая может внезапно оборваться, за гордость. Одним словом, Цветаева просит любить ее только за то, что она – живой человек, который, к сожалению, смертен. Очень эффектен последний довод поэтессы – «за то, что я умру».

Глубоко интимный характер стихотворения не исключает общечеловеческого смысла. Обесценивание личности делает его актуальным и в наше время.

Творчество

Несмотря на трагическую биографию, писатель оставил потомкам удивительное по своей искренности произведение — повесть «Детство». Ее можно назвать свадебным подарком юной супруге (книга была опубликована в 1912 году). В сюжете речь идет о двух мальчиках, которые наделены особенной мудростью. А в последней главе «Волшебница» оказался портрет героини Мары, невероятно похожей на Цветаеву.

Книга «Записки добровольца» включила в себя рассказы и очерки, в том числе статью «Эмиграция». Эти произведения посвящены теме войны, а именно добровольчеству и его последствиям в судьбах и сознании людей. Как участник этой эпохи писатель описал и октябрьские бои в Москве, и будни Гражданской войны. Некое подобие дневника отобразило его собственные мысли, связанные с поиском жизненного пути.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева

Совместное творчество двух талантливых авторов — стихи, произведения и письма друг к другу — собраны в сборнике «Нет на земле второго Вас». В нем — история взаимоотношений, в которой переплетены события их супружества, начиная от измен и заканчивая вынужденными расставаниями.

Личная жизнь

С будущей супругой Эфрон познакомился в Коктебеле, находясь на отдыхе у дяди Максимилиана Волошина. Ему было 17, избраннице — 18. В своих воспоминаниях Марина Цветаева писала, что, увидев болезненного юношу, убитого трагической смертью брата и матери, сразу поняла: это ее судьба.

Марина, приехав в Коктебель, признавалась Максимилиану в страданиях от неразделенной любви. И, несмотря на юный возраст, уже не надеялась встретить человека, который вернул бы ее к жизни. Однажды у поэтессы проскочила фраза, что та выйдет замуж только за того, кто угадает ее любимый камень.

Сердоликовую бусину, которую Цветаевой подарил будущий муж в день знакомства, та хранила всю жизнь. Увидев Эфрона на берегу моря в белой рубашке, знаменитый автор невольно подумала, что он слишком красив, чтобы ходить по земле.

Это были невероятные эмоции — юные влюбленные не расставались ни на миг. Прошло всего 8 месяцев, и молодые создали семью, дождавшись совершеннолетия Сергея. Венчание состоялось 27 января 1912 года. Супруга болезненного мужчины верила: настоящие чувства его излечат. Тем не менее им пришлось пережить не одно расставание, что сильно ударяло по здоровью Эфрона.

Цветаева в мемуарах выражала сожаление по поводу раннего брака в молодости. Сергей всегда чувствовал, что жена недосягаема и ему никак не приблизиться к ней, не сравниться с ее талантом. К слову, Иосиф Бродский считал поэтессу «самым крупным формалистом в русской поэзии XX века».

В сентябре 1912 года у супругов родилась дочь Ариадна. Годом позже в личной жизни публициста произошел разлад — Цветаева вступила в отношения со старшим братом мужа Петром Яковлевичем. Тот, вернувшийся с эмиграции, нуждался в уходе. Около года длился тайный роман, Сергей подозревал любимую в измене, ощущал сильные душевные страдания, но не высказывал подозрений.

Марина Цветаева, Сергей Эфрон, дочь Ариадна и сын Георгий

А когда умер Петр, Первая мировая война стала причиной уже физического расставания пары. Эфрон отправился на фронт — из-за проблем со здоровьем в качестве медбрата. Параллельно окончил юнкерский колледж, после чего был зачислен в пехотный полк Нижнего Новгорода.

Последовавшая Гражданская война привела к тому, что муж Марины Цветаевой практически ничего не знал о семье. Он примкнул к Белому движению и верил в добровольчество, когда в Москве от голода умирала его младшая дочь Ирина. Впрочем, поэтесса также не располагала сведениями о супруге, надеясь, что Бог совершит чудо и оставит его в живых.

А после окончания войны писатель переехал в Константинополь. Только в 1921 году Марина Ивановна получила добрую весть от живого мужа. Весной 1922-го вместе с Ариадной Эфрон последовала за избранником в Берлин.

Вскоре у Сергея родился сын Георгий. Ходили упорные слухи, что биологический отец мальчика — его приятель Константин Родзевич. Это обстоятельство чуть не послужило причиной для развода. Но Марина Ивановна не видела жизни без горячо любимого мужчины, умоляя того не уходить. Супруг также не был уверен в твердости своего решения, поэтому забрал семью и иммигрировал в Париж.

За границей муж Цветаевой стал скучать по Советскому Союзу. Он понял: воюя с большевиками, сражался против своего народа. Поэтесса видела, что отец ее детей пребывал в депрессии, а за столом возникали разговоры только о родине. Тогда же Эфрон начал сотрудничать с советскими спецслужбами, занимался вербовкой.

В 1937-м публицист вернулся в Ленинград. Поэтесса последовала за ним только спустя 2 года. А увидев любимого после разлуки, ужаснулась: оказалось, что он практически все время болел. На него сильно повлияло расставание, и супруг не находил сил выздороветь.

Краткая биография

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве в 1892 году. Ее отец – искусствовед, мать – пианистка. 

В семье большое внимание уделялось образованию детей. Марине прочили музыкальную карьеру, но еще в детстве она выбрала другое направление, поэзию

Первые стихи она написала в шесть лет.

Марине было 14 лет, когда не стало матери. Отец мало внимания уделял детям, они росли очень самостоятельными.

В доме была большая библиотека, ставшая первой и пожизненной любовью Цветаевой. Невозможно перечислить, сколько книг она прочитала к 18 годам.

Еще будучи гимназисткой, на свои деньги выпустила сборник стихов. Его заметили ведущие поэты серебряного века: Гумилев, Волошин. Они отметили оригинальность манеры Цветаевой.

Приехав в Коктебель к Волошину погостить, Марина знакомится с Сергеем Эфроном. В 1912 году она становится его женой. В браке у них родилось трое детей.

После замужества начинается расцвет творчества. Она издает сборники стихов «Волшебный фонарь», «Лебединый стан», «Версты», пишет драматические произведения, эссе.

Революции 1917 года не приняла. В 1922 году эмигрирует сначала в Германию, потом в Чехию, где встречается с мужем. Оттуда они вместе едут во Францию. Семья живет на мизерные средства, которые Цветаева получает от печати статей и эссе. Цветаева называла свою жизнь «замедленным умиранием от голода».

В эмиграции она прожила 17 лет. Поэтесса не может ладить с другими эмигрантами. Ее не печатают. «Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу», – пишет она.

В 1930 году Эфрон становится сотрудником НКВД, его обвиняют в причастности к убийству. Его и дочь Ариадну тайно переправляют в Россию.

В 1939 году в Москву приезжает Марина Ивановна с сыном Георгием. Они живут в квартире на Покровском бульваре, Цветаева работает, Мур, как она его называла, учится. Мужа и дочь арестовали, Марина Ивановна носит им передачи.

Когда началась Великая Отечественная война, Цветаева с сыном отправляется в эвакуацию в Елабугу. Жизнь становится невыносимой: она не может найти работу, постоянно ссорится с Муром.

31 августа 1941 года она покончила жизнь самоубийством. Похоронена за церковной оградой, точное место захоронения на сегодняшний день неизвестно.

В 1960 году в предположительном месте захоронения сестра Анастасия поставила крест, который потом заменили гранитным надгробием.

Интересные факты

  • У Цветаевой были сводные брат и сестра по отцу.
  • В четыре года Марина умела читать, а во время игр рифмовала слова и фразы.
  • В шесть лет сходила на спектакль «Евгений Онегин» и влюбилась в обоих: и в Онегина, и в Татьяну.
  • Она любила нарушать запреты, например, заучивала романсы, которые пела старшая сестра Валерия.
  • Детские книги ей рано наскучили, и она стала брать книги в шкафу Валерии. По ее словам, Пушкин заразил ее любовью.
  • Поэтесса была близорука, но очки носила редко, объясняя это тем, что так она лучше постигает свой внутренний мир.
  • В 16 лет пыталась застрелиться из-за несчастной любви, пистолет дал осечку.
  • В компании она обычно садилась вполоборота к присутствующим, возможно из-за того, что в профиль она казалась себе значительнее.
  • Цветаева была умеренна в еде, много ходила, чтобы не толстеть.
  • В 17 лет она поехала в Париж слушать лекции по старофранцузской литературе.
  • Однажды разместила в газете брачное объявление, потом смеялась, когда стали приходить кандидаты по объявлению.
  • Цветаева и Эфрон венчались в Палашах, в церкви Рождества Христова.
  • Цветаева и Эфрон всю жизнь называли друг друга на «Вы».
  • Поэтесса не позволяла дочери Ариадне называть ее матерью.
  • Цветаева боялась лифтов, поэтому поднималась по лестнице пешком.
  • Уезжая в августе 1941 года из Москвы, она не знала, что в июле ее мужу был вынесен смертный приговор.
  • Из Москвы она уезжала на пароходе «Александр Пирогов».
  • В Елабуге их поселили на Малой Покровской улице. С Покровской в Москве они переехали на одноименную в Елабуге.
  • В предсмертном письме Цветаева поручила Николаю Асееву позаботиться о Георгии.
  • Самоубийц не отпевают в церкви, но в 1991 году для Цветаевой сделали исключение, патриарх Алексий дал благословение на отпевание.

Театр

В 21-летнем возрасте Евгений Леонов окончил студию и со временем был принят в труппу Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.

Изначально молодому актеру предлагали только второстепенные роли, вследствие чего ему платили гораздо меньше, чем ведущим артистам. По этой причине ему приходилось подрабатывать в кино, где он также играл эпизодических героев.

Леонову начали доверять главные роли в театре только тогда, когда он уже стал популярным киноактером.

В 1968 г. Евгений Павлович перешел работать в Московский театр им. В. Маяковского. Именно здесь он сыграл одну из наилучших ролей в своей творческой биографии – Ванюшина-отца в постановке «Дети Ванюшина».

Через несколько лет у Леонова возникли серьезные разногласия с руководителем театра Андреем Гончаровым. Мэтр долго закрывал глаза на то, что Евгений часто пропускал репетиции из-за съемок в кино, но не смог простить ему участие в рекламе рыбы.

В пылу гнева Гончаров собрал всех актеров театра и пустил по рукам шапку для сбора денег Леонову, раз уж тот так в них нуждался, что опустился до съемок в рекламном ролике. После этого случая Евгений Павлович перешел в «Ленком», который возглавлял Марк Захаров.

В 1988 г. в ходе гастролей в Гамбурге Леонов пережил клиническую смерть, вызванную обширным инфарктом. Ему было срочно сделано коронарное шунтирование. Мужчина находился в коме 28 дней и смог вернуться на сцену только спустя 4 месяца.

Детство и юность

Сергей Яковлевич родился 11 октября 1893 года. Отец и мать Яков Константинович и Елизавета Дурново, евреи по национальности, были заняты революционной деятельностью, поэтому времени на семью не оставалось. Мальчик рос по большей части у родственников, не видя родителей.

Между тем судьба его матери сложилась трагически. У Елизаветы было девять детей, трое из них скончались еще в младенчестве. Очевиден был и путь революционерки — в «Бутырке» она провела год. А вернувшись из заключения, демонстрировала признаки умственного помешательства. Когда будущему публицисту и писателю исполнилось 13 лет, мать с его младшим братом Константином уехала в Париж.

Сергей Эфрон в молодости

В это время скончался Якоб Эфрон, что сильно сказалось на здоровье Елизаветы. Страшная трагедия с Константином стала последней каплей для обезумевшей женщины. У мальчика были проблемы в школе, и тот решил припугнуть мать, сымитировав повешение, но поскользнулся на стуле и погиб. А та нашла только один выход — последовать за сыном.

Сергей узнал о смерти близких людей не сразу: сестры пытались скрыть от брата ужасные вести. Боялись за его здоровье, ведь в детстве мальчик заболел туберкулезом, и с тех пор это недомогание часто проявлялось. Отпуская мать в другую страну на время, он не думал, что потеряет ее навсегда.

С тех пор для литератора любое расставание было подобно смерти. Эфрон сильно переживал, если долго не виделся с кем-то из близких. Это проявлялось и на психическом, и на физическом состоянии.

Несмотря на семейные драмы, Сергей отучился в частной мужской Поливановской гимназии в Москве. А после поступил на историко-филологический факультет МГУ.

Начало литературной деятельности

Первое собрание стихотворений Марины Цветаевой называлось «Вечерний альбом» и было напечатано в 1910 году, оно включало в себя работы, сочинённые ещё в школьные годы. На издательство книги девушка истратила собственные накопления

Её работы обратили на себя внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и Валерий Брюсов. В этом же году Цветаева начала свою деятельность в качестве литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихах Брюсова»

Марина стала постоянной участницей литературных кружков, в 1912 году выпустила свой второй поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 году – третий под названием «Из двух книг».

К сожалению, в полной мере творчество Цветаевой было признано уже после её смерти, поэтому издававшиеся сборники особого дохода не приносили. Марине пригодилось знание иностранных языков, она подрабатывала переводами.

В 1916 году Марина провела лето у своей сестры Анастасии в Александрове, где написала цикл стихов – «Стихи о Москве», «К Ахматовой».

В годы революции и Гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, из-под её пера одна за другой выходили поэмы, стихи и пьесы:

  • «Егорушка»;
  • «Лебединый стан»;
  • «На красном коне»;
  • «Царь-девица».

Потом в жизни поэтессы была эмиграция. Проживая в Чехии, она написала свои знаменитые произведения «Поэма Конца» и «Поэма Горы».

Переехав в Париж, Марина издавалась в журнале «Вёрсты», где были напечатаны такие её произведения:

Год выхода произведения Название
1926 Драма «Тезей»
1927 Поэма «С моря»
1928 «Новогоднее»
1928 «После России»
1930 «Маяковскому»
1933 «Живое о живом»
1934 «Дом у Старого Пимена» (проза)
1934 «Пленный дух» (проза)
1935 «Мать и музыка» (проза)
1936 «Нездешний вечер» (проза)
1937 «Мой Пушкин» (проза)
1938 «Повесть о Сонечке» (проза)

Биография

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

«Пойми, что я больше не могла жить»

Возвращение обернулось едва ли не худшим из возможных сценариев. Приехавшая к родным, Цветаева через несколько месяцев потеряла их: 27 августа 1939-го была арестована Ариадна, а 10 октября — Сергей. Дочь провела в лагерях и ссылках 15 лет (реабилитирована в 1955-м), а мужа приговорили к смертной казни и расстреляли 16 октября 1941-го. Но даже он пережил жену — Марина Цветаева повесилась 31 августа 1941-го.

После потери родных она не писала стихов, лишь занимаясь переводами и заботясь о сыне — Муре (полное имя — Георгий).

Георгий Эфрон в 1941 году. Фото — Елабужский музей-заповедник

С началом войны их обоих эвакуировали в город Елабугу (сейчас — Татарстан). Георгий Эфрон описывал, что до пункта назначения пришлось добираться 10 дней, а спать — стоя, в темноте и вони.

Билет Цветаевой на пароход до Елабуги. Фото — Елабужский музей-заповедник

«Мать была в горсовете, и работы для неё не предвидится; единственная пока возможность — быть переводчицей с немецкого в НКВД, но мать этого места не хочет. — также писал Георгий, — Настроение у неё — отвратительное, самое пессимистическое».

Сложно сказать, стало ли тяжёлое материальное положение последней каплей — очевидно, что Цветаева уже долгое время была на грани отчаяния. Нашедшие её тело обнаружили три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить , друзьям в близлежащий Чистополь и сыну. Окружающих она просила позаботиться о юноше. А самому ему писала:

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик (ни отца, ни Ариадну Георгий больше не встретил — он погиб на фронте в 1944-м)».

Марина Цветаева была похоронена 2 сентября на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.

Википедия

Карьерный путь

Стихи Марины Цветаевой

Реквием

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

***

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.

С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?

***

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —

Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

***

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

***

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?

Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?

Кто был охотник? — Кто — добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?

В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце — Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?

И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?

Детские годы

Цветаева Марина появилась на свет 26 сентября 1892 года в Москве.

Её папа Иван Владимирович был учёным, занимался профессорской деятельностью в Московском университете, он изучал античное искусство, эпиграфику и историю. В 1911 году Цветаев создал Музей изящных искусств, и первое время работал в нём директором. С матерью Марины Иван Владимирович заключил второй в своей жизни брак, в первом он был счастлив, но после рождения двоих детей его жена умерла в молодом возрасте.

Оставшись с малышами на руках, мужчина женился второй раз. Марина Цветаева вспоминала своего отца как человека невероятной доброты, но постоянно занятого какими-то делами.

Мама Цветаевой, Мария Александровна Мейн, имела польско-немецкие корни, превосходно играла на пианино, обучал её этому Николай Рубинштейн, и, естественно, ей очень хотелось, чтобы дочь тоже связала свою жизнь с музыкой. Но когда Марине было всего лишь четыре года, её мать уже написала в своём дневнике: «Моя маленькая Муся бегает вокруг меня и из слов составляет рифмы. Быть может, она станет поэтом?» Так и вышло, несмотря на то, что Мария Александровна с ранних лет прививала дочери любовь к музыке.

У Марины Цветаевой было настоящее дворянское детство. Рождество обязательно сопровождалось ёлкой, подарками и маскарадом. По выходным семья ходила в театр, а на летний период переезжала на дачу. Её мама хорошо знала иностранные языки, так что Марина уже к шести годам говорила на немецком и французском. А из литературных произведений девочка больше всего любила А. С. Пушкина («Цыганы» и «Евгений Онегин»).

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Старшая дочь Ариадна

В мае 1911 года поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, спустя год вышла за него замуж и родила первую дочь — Ариадну. Близкие прозвали ее Алей. Марина Ивановна души не чаяла в своем ребенке, который был похож на нее не только внешне. Цветаева называла Алю Психеей и посвятила ей сборник своих стихов. Девочка рано научилась читать и писать, была крайне эксцентричной и непохожей на других детей. В дневниковых заметках писательница часто говорила о том, что Ариадну ждет великое будущее, в котором она не сомневается. В письмах друзьям, в частности Максимилиану Волошину, Цветаева признавалась, что любит ребенка беззаветно, даже ревнует, когда та упоминает отца или его родственников при разговоре.

Критики и исследователи творчества и жизни Марины Ивановны сходились во мнении, что поэтесса испытывала даже не материнские чувства к своей старшей дочери, а такие, которые испытывает женщина к мужчине. Нечто беззаветное, страдающее, незыблемое с нотками ревности и самопожертвования.

«Толстый слой тонального крема». Иван Ургант раскрыл свои бьюти-секреты

«Русский магнат сделал кому-то добро»: пользователи о новом доме Агафьи Лыковой

Билли Айлиш рассказала фанатам о предстоящем документальном фильме

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Почему повесилась марина цветаева. 31 августа 1941

Семья и личная жизнь

Первый брак Павла I Петровича окончился неудачно — его жена Наталья Алексеевна умерла при родах вместе с младенцем.

Во втором же браке с Марией Фёдоровной родилось десять детей, что однозначно решило существующую до того проблему с наследниками романовского дома, которая не раз вызывала дворцовые перевороты.

Кроме законных детей Павел имел двух бастардов — сына Семёна и дочь Марфу.

Императрица Мария ФёдоровнаХуд. М.Э.Л. Виже-Лебрен 1799

Дети

  • Александр I
  • Константин
  • Александра
  • Елена
  • Мария
  • Екатерина
  • Анна
  • Михаил

Внебрачные

  • Великий князь Николай
  • Великий князь Михаил
  • Великая княжна Анна
  • Великий князь Александр
  • Великая княжна Александра
  • Великий князь Константин
  • Великая княжна Елена
  • Великая княжна Екатерина
  • Великая княжна Мария
  • Великая княжна Ольга

Образ в культуре и памяти поколений

Хотя причастность сыновей к заговору не была доказана, изучение правления Павла Петровича в первой половине XIX века не поощрялось. Компрометирующие заговорщиков материалы были уничтожены.

Восприятие Павла потомками весьма неоднозначно. В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались такие стороны его правления, как мелочная до абсурда регламентация быта подданных и репрессии против дворян за самые незначительные оплошности. За ним закрепилась репутация самодура, тирана и деспота.

С другой стороны, предпринимались попытки (особенно во второй половине XX века) подчеркнуть его рыцарственность и обострённое чувство справедливости («романтик на троне», «Русский Гамлет»), которое выражалось в равном неприятии придворного лицемерия екатерининской эпохи и кровожадного якобинства.

Личность Павла I привлекала людей искусства разных эпох — за прошедшее время были созданы картины, фильмы и памятники посвящённые императору.

В литературе

  • Сцену убийства в Михайловском замке запечатлел Пушкин в юношеской оде «Вольность». В оде «Вольность» Пушкин называет его «увенчанным злодеем».
  • Городская легенда о призраке Павла I, который бродит по Инженерному замку, изложена в рассказе Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке» (1882).
  • Драма Мережковского «Павел I» (1908) повествует о заговоре против императора, причём сам Павел предстает деспотом и тираном, а его убийцы — радетелями за благо России.
  • Повесть Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» (1927) рисует в сатирических красках обстановку царствования Павла.
  • Книга Владислава Ходасевича о Павле I и его трагической судьбе осталась незавершённой.
  • В книге Марка Алданова «Чёртов мост» описывается смерть царицы Екатерины, воцарение Павла, перезахоронение Петра III и судьба фаворитов Екатерины, в частности князя Безбородко. Убийству Павла посвящён роман Алданова «Заговор».
  • В 1946 году Ольга Форш опубликовала исторический роман «Михайловский замок».
  • Роман В. Пелевина «Смотритель» (2015) построен на допущении о том, что Павел I инсценировал собственную гибель, чтобы стать первым смотрителем квази-масонского Идиллиума.
  • Роман С. Шаповалова «Император» (2018)

Анализ стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаевой

Творчество М. Цветаевой – яркое явление в русской поэзии. Поэтесса начала писать стихи в раннем возрасте, в 18 лет она издает первый сборник. Уже первые произведения Цветаевой несут в себе глубокое философское содержание

Поэтесса рано потеряла мать, возможно поэтому немаловажное место в ее творчестве занимает тема смерти. Этой теме посвящено стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» (1913 г.)

Размышление лирической героини начинается с признания неизбежности смерти. Первая часть описывает прекращение физического существования, исчезновение «с поверхности земли». Свою смерть Цветаева сначала представляет отстраненно с помощью безличных глаголов, затем ее размышление принимает глубоко личный характер. Смерть – это исчезновение «зелени глаз» и «нежного голоса».

Лирическая героиня отмечает, что ее смерть никак не повлияет на остальной мир, все останется как прежде. В этом заключается глубокий ужас переживания. Пока человек существует в своем физическом воплощении, он способен влиять на остальных людей. Цветаева не упоминает о каком-либо варианте жизни после смерти

Для нее это не важно, ведь контакта с миром мертвых еще никто не установил. Важно то, что со смертью человека исчезает весь его богатый внутренний мир со своими чувствами, эмоциями, переживаниями

Цветаева всегда остро ощущала свою индивидуальность. Она с трудом может допустить, что ее уникальная и неповторимая личность навсегда исчезнет. От физических свойств она переходит к описанию своих привычек и склонностей. Изменчивость, любовь к вечерам у камина, склонность к музыке и лесным прогулкам – бесконечно милые и дорогие поэтессе качества своей души, делающие ее, в конечном счете, живым человеком «на ласковой земле». Можно сделать вывод, что Цветаева и не хочет никакой другой формы существования, связанной с потерей физических ощущений.

В заключительной части стихотворения поэтесса обращается ко всем своим современникам «с требованьем веры и с просьбой о любви». Она просит любить ее за все совокупность положительных и отрицательных качеств, за молодость, которая может внезапно оборваться, за гордость. Одним словом, Цветаева просит любить ее только за то, что она – живой человек, который, к сожалению, смертен. Очень эффектен последний довод поэтессы – «за то, что я умру».

Глубоко интимный характер стихотворения не исключает общечеловеческого смысла. Обесценивание личности делает его актуальным и в наше время.

Творчество

Несмотря на трагическую биографию, писатель оставил потомкам удивительное по своей искренности произведение — повесть «Детство». Ее можно назвать свадебным подарком юной супруге (книга была опубликована в 1912 году). В сюжете речь идет о двух мальчиках, которые наделены особенной мудростью. А в последней главе «Волшебница» оказался портрет героини Мары, невероятно похожей на Цветаеву.

Книга «Записки добровольца» включила в себя рассказы и очерки, в том числе статью «Эмиграция». Эти произведения посвящены теме войны, а именно добровольчеству и его последствиям в судьбах и сознании людей. Как участник этой эпохи писатель описал и октябрьские бои в Москве, и будни Гражданской войны. Некое подобие дневника отобразило его собственные мысли, связанные с поиском жизненного пути.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева

Совместное творчество двух талантливых авторов — стихи, произведения и письма друг к другу — собраны в сборнике «Нет на земле второго Вас». В нем — история взаимоотношений, в которой переплетены события их супружества, начиная от измен и заканчивая вынужденными расставаниями.

Личная жизнь

С будущей супругой Эфрон познакомился в Коктебеле, находясь на отдыхе у дяди Максимилиана Волошина. Ему было 17, избраннице — 18. В своих воспоминаниях Марина Цветаева писала, что, увидев болезненного юношу, убитого трагической смертью брата и матери, сразу поняла: это ее судьба.

Марина, приехав в Коктебель, признавалась Максимилиану в страданиях от неразделенной любви. И, несмотря на юный возраст, уже не надеялась встретить человека, который вернул бы ее к жизни. Однажды у поэтессы проскочила фраза, что та выйдет замуж только за того, кто угадает ее любимый камень.

Сердоликовую бусину, которую Цветаевой подарил будущий муж в день знакомства, та хранила всю жизнь. Увидев Эфрона на берегу моря в белой рубашке, знаменитый автор невольно подумала, что он слишком красив, чтобы ходить по земле.

Это были невероятные эмоции — юные влюбленные не расставались ни на миг. Прошло всего 8 месяцев, и молодые создали семью, дождавшись совершеннолетия Сергея. Венчание состоялось 27 января 1912 года. Супруга болезненного мужчины верила: настоящие чувства его излечат. Тем не менее им пришлось пережить не одно расставание, что сильно ударяло по здоровью Эфрона.

Цветаева в мемуарах выражала сожаление по поводу раннего брака в молодости. Сергей всегда чувствовал, что жена недосягаема и ему никак не приблизиться к ней, не сравниться с ее талантом. К слову, Иосиф Бродский считал поэтессу «самым крупным формалистом в русской поэзии XX века».

В сентябре 1912 года у супругов родилась дочь Ариадна. Годом позже в личной жизни публициста произошел разлад — Цветаева вступила в отношения со старшим братом мужа Петром Яковлевичем. Тот, вернувшийся с эмиграции, нуждался в уходе. Около года длился тайный роман, Сергей подозревал любимую в измене, ощущал сильные душевные страдания, но не высказывал подозрений.

Марина Цветаева, Сергей Эфрон, дочь Ариадна и сын Георгий

А когда умер Петр, Первая мировая война стала причиной уже физического расставания пары. Эфрон отправился на фронт — из-за проблем со здоровьем в качестве медбрата. Параллельно окончил юнкерский колледж, после чего был зачислен в пехотный полк Нижнего Новгорода.

Последовавшая Гражданская война привела к тому, что муж Марины Цветаевой практически ничего не знал о семье. Он примкнул к Белому движению и верил в добровольчество, когда в Москве от голода умирала его младшая дочь Ирина. Впрочем, поэтесса также не располагала сведениями о супруге, надеясь, что Бог совершит чудо и оставит его в живых.

А после окончания войны писатель переехал в Константинополь. Только в 1921 году Марина Ивановна получила добрую весть от живого мужа. Весной 1922-го вместе с Ариадной Эфрон последовала за избранником в Берлин.

Вскоре у Сергея родился сын Георгий. Ходили упорные слухи, что биологический отец мальчика — его приятель Константин Родзевич. Это обстоятельство чуть не послужило причиной для развода. Но Марина Ивановна не видела жизни без горячо любимого мужчины, умоляя того не уходить. Супруг также не был уверен в твердости своего решения, поэтому забрал семью и иммигрировал в Париж.

За границей муж Цветаевой стал скучать по Советскому Союзу. Он понял: воюя с большевиками, сражался против своего народа. Поэтесса видела, что отец ее детей пребывал в депрессии, а за столом возникали разговоры только о родине. Тогда же Эфрон начал сотрудничать с советскими спецслужбами, занимался вербовкой.

В 1937-м публицист вернулся в Ленинград. Поэтесса последовала за ним только спустя 2 года. А увидев любимого после разлуки, ужаснулась: оказалось, что он практически все время болел. На него сильно повлияло расставание, и супруг не находил сил выздороветь.

Краткая биография

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве в 1892 году. Ее отец – искусствовед, мать – пианистка. 

В семье большое внимание уделялось образованию детей. Марине прочили музыкальную карьеру, но еще в детстве она выбрала другое направление, поэзию

Первые стихи она написала в шесть лет.

Марине было 14 лет, когда не стало матери. Отец мало внимания уделял детям, они росли очень самостоятельными.

В доме была большая библиотека, ставшая первой и пожизненной любовью Цветаевой. Невозможно перечислить, сколько книг она прочитала к 18 годам.

Еще будучи гимназисткой, на свои деньги выпустила сборник стихов. Его заметили ведущие поэты серебряного века: Гумилев, Волошин. Они отметили оригинальность манеры Цветаевой.

Приехав в Коктебель к Волошину погостить, Марина знакомится с Сергеем Эфроном. В 1912 году она становится его женой. В браке у них родилось трое детей.

После замужества начинается расцвет творчества. Она издает сборники стихов «Волшебный фонарь», «Лебединый стан», «Версты», пишет драматические произведения, эссе.

Революции 1917 года не приняла. В 1922 году эмигрирует сначала в Германию, потом в Чехию, где встречается с мужем. Оттуда они вместе едут во Францию. Семья живет на мизерные средства, которые Цветаева получает от печати статей и эссе. Цветаева называла свою жизнь «замедленным умиранием от голода».

В эмиграции она прожила 17 лет. Поэтесса не может ладить с другими эмигрантами. Ее не печатают. «Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу», – пишет она.

В 1930 году Эфрон становится сотрудником НКВД, его обвиняют в причастности к убийству. Его и дочь Ариадну тайно переправляют в Россию.

В 1939 году в Москву приезжает Марина Ивановна с сыном Георгием. Они живут в квартире на Покровском бульваре, Цветаева работает, Мур, как она его называла, учится. Мужа и дочь арестовали, Марина Ивановна носит им передачи.

Когда началась Великая Отечественная война, Цветаева с сыном отправляется в эвакуацию в Елабугу. Жизнь становится невыносимой: она не может найти работу, постоянно ссорится с Муром.

31 августа 1941 года она покончила жизнь самоубийством. Похоронена за церковной оградой, точное место захоронения на сегодняшний день неизвестно.

В 1960 году в предположительном месте захоронения сестра Анастасия поставила крест, который потом заменили гранитным надгробием.

Интересные факты

  • У Цветаевой были сводные брат и сестра по отцу.
  • В четыре года Марина умела читать, а во время игр рифмовала слова и фразы.
  • В шесть лет сходила на спектакль «Евгений Онегин» и влюбилась в обоих: и в Онегина, и в Татьяну.
  • Она любила нарушать запреты, например, заучивала романсы, которые пела старшая сестра Валерия.
  • Детские книги ей рано наскучили, и она стала брать книги в шкафу Валерии. По ее словам, Пушкин заразил ее любовью.
  • Поэтесса была близорука, но очки носила редко, объясняя это тем, что так она лучше постигает свой внутренний мир.
  • В 16 лет пыталась застрелиться из-за несчастной любви, пистолет дал осечку.
  • В компании она обычно садилась вполоборота к присутствующим, возможно из-за того, что в профиль она казалась себе значительнее.
  • Цветаева была умеренна в еде, много ходила, чтобы не толстеть.
  • В 17 лет она поехала в Париж слушать лекции по старофранцузской литературе.
  • Однажды разместила в газете брачное объявление, потом смеялась, когда стали приходить кандидаты по объявлению.
  • Цветаева и Эфрон венчались в Палашах, в церкви Рождества Христова.
  • Цветаева и Эфрон всю жизнь называли друг друга на «Вы».
  • Поэтесса не позволяла дочери Ариадне называть ее матерью.
  • Цветаева боялась лифтов, поэтому поднималась по лестнице пешком.
  • Уезжая в августе 1941 года из Москвы, она не знала, что в июле ее мужу был вынесен смертный приговор.
  • Из Москвы она уезжала на пароходе «Александр Пирогов».
  • В Елабуге их поселили на Малой Покровской улице. С Покровской в Москве они переехали на одноименную в Елабуге.
  • В предсмертном письме Цветаева поручила Николаю Асееву позаботиться о Георгии.
  • Самоубийц не отпевают в церкви, но в 1991 году для Цветаевой сделали исключение, патриарх Алексий дал благословение на отпевание.

Театр

В 21-летнем возрасте Евгений Леонов окончил студию и со временем был принят в труппу Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.

Изначально молодому актеру предлагали только второстепенные роли, вследствие чего ему платили гораздо меньше, чем ведущим артистам. По этой причине ему приходилось подрабатывать в кино, где он также играл эпизодических героев.

Леонову начали доверять главные роли в театре только тогда, когда он уже стал популярным киноактером.

В 1968 г. Евгений Павлович перешел работать в Московский театр им. В. Маяковского. Именно здесь он сыграл одну из наилучших ролей в своей творческой биографии – Ванюшина-отца в постановке «Дети Ванюшина».

Через несколько лет у Леонова возникли серьезные разногласия с руководителем театра Андреем Гончаровым. Мэтр долго закрывал глаза на то, что Евгений часто пропускал репетиции из-за съемок в кино, но не смог простить ему участие в рекламе рыбы.

В пылу гнева Гончаров собрал всех актеров театра и пустил по рукам шапку для сбора денег Леонову, раз уж тот так в них нуждался, что опустился до съемок в рекламном ролике. После этого случая Евгений Павлович перешел в «Ленком», который возглавлял Марк Захаров.

В 1988 г. в ходе гастролей в Гамбурге Леонов пережил клиническую смерть, вызванную обширным инфарктом. Ему было срочно сделано коронарное шунтирование. Мужчина находился в коме 28 дней и смог вернуться на сцену только спустя 4 месяца.

Детство и юность

Сергей Яковлевич родился 11 октября 1893 года. Отец и мать Яков Константинович и Елизавета Дурново, евреи по национальности, были заняты революционной деятельностью, поэтому времени на семью не оставалось. Мальчик рос по большей части у родственников, не видя родителей.

Между тем судьба его матери сложилась трагически. У Елизаветы было девять детей, трое из них скончались еще в младенчестве. Очевиден был и путь революционерки — в «Бутырке» она провела год. А вернувшись из заключения, демонстрировала признаки умственного помешательства. Когда будущему публицисту и писателю исполнилось 13 лет, мать с его младшим братом Константином уехала в Париж.

Сергей Эфрон в молодости

В это время скончался Якоб Эфрон, что сильно сказалось на здоровье Елизаветы. Страшная трагедия с Константином стала последней каплей для обезумевшей женщины. У мальчика были проблемы в школе, и тот решил припугнуть мать, сымитировав повешение, но поскользнулся на стуле и погиб. А та нашла только один выход — последовать за сыном.

Сергей узнал о смерти близких людей не сразу: сестры пытались скрыть от брата ужасные вести. Боялись за его здоровье, ведь в детстве мальчик заболел туберкулезом, и с тех пор это недомогание часто проявлялось. Отпуская мать в другую страну на время, он не думал, что потеряет ее навсегда.

С тех пор для литератора любое расставание было подобно смерти. Эфрон сильно переживал, если долго не виделся с кем-то из близких. Это проявлялось и на психическом, и на физическом состоянии.

Несмотря на семейные драмы, Сергей отучился в частной мужской Поливановской гимназии в Москве. А после поступил на историко-филологический факультет МГУ.

Начало литературной деятельности

Первое собрание стихотворений Марины Цветаевой называлось «Вечерний альбом» и было напечатано в 1910 году, оно включало в себя работы, сочинённые ещё в школьные годы. На издательство книги девушка истратила собственные накопления

Её работы обратили на себя внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и Валерий Брюсов. В этом же году Цветаева начала свою деятельность в качестве литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихах Брюсова»

Марина стала постоянной участницей литературных кружков, в 1912 году выпустила свой второй поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 году – третий под названием «Из двух книг».

К сожалению, в полной мере творчество Цветаевой было признано уже после её смерти, поэтому издававшиеся сборники особого дохода не приносили. Марине пригодилось знание иностранных языков, она подрабатывала переводами.

В 1916 году Марина провела лето у своей сестры Анастасии в Александрове, где написала цикл стихов – «Стихи о Москве», «К Ахматовой».

В годы революции и Гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, из-под её пера одна за другой выходили поэмы, стихи и пьесы:

  • «Егорушка»;
  • «Лебединый стан»;
  • «На красном коне»;
  • «Царь-девица».

Потом в жизни поэтессы была эмиграция. Проживая в Чехии, она написала свои знаменитые произведения «Поэма Конца» и «Поэма Горы».

Переехав в Париж, Марина издавалась в журнале «Вёрсты», где были напечатаны такие её произведения:

Год выхода произведения Название
1926 Драма «Тезей»
1927 Поэма «С моря»
1928 «Новогоднее»
1928 «После России»
1930 «Маяковскому»
1933 «Живое о живом»
1934 «Дом у Старого Пимена» (проза)
1934 «Пленный дух» (проза)
1935 «Мать и музыка» (проза)
1936 «Нездешний вечер» (проза)
1937 «Мой Пушкин» (проза)
1938 «Повесть о Сонечке» (проза)

Биография

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

«Пойми, что я больше не могла жить»

Возвращение обернулось едва ли не худшим из возможных сценариев. Приехавшая к родным, Цветаева через несколько месяцев потеряла их: 27 августа 1939-го была арестована Ариадна, а 10 октября — Сергей. Дочь провела в лагерях и ссылках 15 лет (реабилитирована в 1955-м), а мужа приговорили к смертной казни и расстреляли 16 октября 1941-го. Но даже он пережил жену — Марина Цветаева повесилась 31 августа 1941-го.

После потери родных она не писала стихов, лишь занимаясь переводами и заботясь о сыне — Муре (полное имя — Георгий).

Георгий Эфрон в 1941 году. Фото — Елабужский музей-заповедник

С началом войны их обоих эвакуировали в город Елабугу (сейчас — Татарстан). Георгий Эфрон описывал, что до пункта назначения пришлось добираться 10 дней, а спать — стоя, в темноте и вони.

Билет Цветаевой на пароход до Елабуги. Фото — Елабужский музей-заповедник

«Мать была в горсовете, и работы для неё не предвидится; единственная пока возможность — быть переводчицей с немецкого в НКВД, но мать этого места не хочет. — также писал Георгий, — Настроение у неё — отвратительное, самое пессимистическое».

Сложно сказать, стало ли тяжёлое материальное положение последней каплей — очевидно, что Цветаева уже долгое время была на грани отчаяния. Нашедшие её тело обнаружили три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить , друзьям в близлежащий Чистополь и сыну. Окружающих она просила позаботиться о юноше. А самому ему писала:

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик (ни отца, ни Ариадну Георгий больше не встретил — он погиб на фронте в 1944-м)».

Марина Цветаева была похоронена 2 сентября на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.

Википедия

Карьерный путь

Стихи Марины Цветаевой

Реквием

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

***

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.

С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?

***

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —

Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

***

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

***

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?

Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?

Кто был охотник? — Кто — добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?

В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце — Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?

И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?

Детские годы

Цветаева Марина появилась на свет 26 сентября 1892 года в Москве.

Её папа Иван Владимирович был учёным, занимался профессорской деятельностью в Московском университете, он изучал античное искусство, эпиграфику и историю. В 1911 году Цветаев создал Музей изящных искусств, и первое время работал в нём директором. С матерью Марины Иван Владимирович заключил второй в своей жизни брак, в первом он был счастлив, но после рождения двоих детей его жена умерла в молодом возрасте.

Оставшись с малышами на руках, мужчина женился второй раз. Марина Цветаева вспоминала своего отца как человека невероятной доброты, но постоянно занятого какими-то делами.

Мама Цветаевой, Мария Александровна Мейн, имела польско-немецкие корни, превосходно играла на пианино, обучал её этому Николай Рубинштейн, и, естественно, ей очень хотелось, чтобы дочь тоже связала свою жизнь с музыкой. Но когда Марине было всего лишь четыре года, её мать уже написала в своём дневнике: «Моя маленькая Муся бегает вокруг меня и из слов составляет рифмы. Быть может, она станет поэтом?» Так и вышло, несмотря на то, что Мария Александровна с ранних лет прививала дочери любовь к музыке.

У Марины Цветаевой было настоящее дворянское детство. Рождество обязательно сопровождалось ёлкой, подарками и маскарадом. По выходным семья ходила в театр, а на летний период переезжала на дачу. Её мама хорошо знала иностранные языки, так что Марина уже к шести годам говорила на немецком и французском. А из литературных произведений девочка больше всего любила А. С. Пушкина («Цыганы» и «Евгений Онегин»).

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Старшая дочь Ариадна

В мае 1911 года поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, спустя год вышла за него замуж и родила первую дочь — Ариадну. Близкие прозвали ее Алей. Марина Ивановна души не чаяла в своем ребенке, который был похож на нее не только внешне. Цветаева называла Алю Психеей и посвятила ей сборник своих стихов. Девочка рано научилась читать и писать, была крайне эксцентричной и непохожей на других детей. В дневниковых заметках писательница часто говорила о том, что Ариадну ждет великое будущее, в котором она не сомневается. В письмах друзьям, в частности Максимилиану Волошину, Цветаева признавалась, что любит ребенка беззаветно, даже ревнует, когда та упоминает отца или его родственников при разговоре.

Критики и исследователи творчества и жизни Марины Ивановны сходились во мнении, что поэтесса испытывала даже не материнские чувства к своей старшей дочери, а такие, которые испытывает женщина к мужчине. Нечто беззаветное, страдающее, незыблемое с нотками ревности и самопожертвования.

«Толстый слой тонального крема». Иван Ургант раскрыл свои бьюти-секреты

«Русский магнат сделал кому-то добро»: пользователи о новом доме Агафьи Лыковой

Билли Айлиш рассказала фанатам о предстоящем документальном фильме

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий