Русские оперы, покорившие мир

Введение

Начало XIX века — время культурного и духовного
подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального
самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания
народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович
Глинка — российский композитор, родоначальник русской классической музыки.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842)
положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке,
опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские
увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы
русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки
стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими. Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин».

Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен. Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

После «Руслана и Людмилы» Глинка приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной. Ко времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов. Глинка в вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений.

Музыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Неоценимый вклад М.Глинка внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Кроме того, М.Глинка выступает ярким мастером полифонии.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи. Михаил Глинка рос набожным мальчиком. Воспитанием сына начинает заниматься его мать. Через четыре года Глинка начнет обучаться игре на скрипке и фортепьяно. В столице Михаил Иванович берет частные уроки у сильнейших музыкантов своего времени. Интересный, факт, что одноклассником Михаила был младший брат Александра Пушкина – Лев. Великий поэт частенько навещал брата, так Глинка и познакомился с Пушкиным.

Глинка, был человеком творческим, естественно нуждающимся в общение с интересными людьми. В 1834 году Глинка возвращается на Родину, в его голове множество мыслей.

После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия». Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. В конце жизни, Михаил Иванович стал сочинять и переделывать церковные мелодии. Михаил Иванович был замечательным композитором, творчество которого пронесено русским народом через десятки лет. Глинка был не только талантливым композитором, но и истинным патриотом.

Внимания заслуживает все творчество Глинки. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство. Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Смерть

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Михаил Глинка в последние годы

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки

Именем Михаила Глинки назван второй по значимости[источник не указан 259 дней] вокальный конкурс России — Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 годы председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова.

В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.

Последние годы

В 1839 году Михаил Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Глинка был влюблён, ради Екатерины ему пришлось разъехаться с женой, так как она не давала развода. Керн, тем временем, тяжело заболела. Врачи рекомендовали ей уехать на юг России. Михаил Глинка хотел уехать вслед за ней и даже написал  12 романсов «Прощание с Петербургом», однако бракоразводный процесс с женой заставил его отказаться от первоначальных планов.

Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже путешествовать по Испании. Чувствовал себя Глинка уже плохо.

В 1851 году композитор вернулся в Петербург, где давал уроки музыки и работал над третьей оперой «Тарас Бульба». Но здоровье его ухудшалось, сил и вдохновения не было. Последние годы Михаил Глинка провел Берлине, где и скончался в 1857 году. Глинка был похоронен на лютеранском кладбище, через некоторое время прах композитора перевзели в Петербург, где он покоится на Тихвинском кладбище.

Художник: И. Репин, Государственная Третьяковская галерея

Творчество

Роли в театре

  •  — «Гедда Габлер» Г. Ибсена — Гедда;
  • 1997 — «Бедность — не порок» А. Н. Островского — Мать;
  • 1997 — «Тень» E.Л. Шварца — Принцесса;
  •  — «Ревизор» — Королева;
  • 1999 — «Мужчина для женщины» — Мадлен;
  • 1999 — «Город мышей» — Мышь;
  •  — «Пена дней» (Б. Виан) — Хлоя;
  •  — «Великолепный мужчина» — Юлия;
  • «Опасные связи» — Сесиль;
  • «Venus» — Анаис Нин;
  • «Арлекино». Режиссёр: Сергей Алдонин;
  •  — «Стакан воды». Режиссёр: Сергей Алдонин — королева Анна (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского);
  • «Идеальная жена» — Кристина Николаевна Трубецкая;
  • «Урок любви по-французски» — любовница;
  • «37 открыток» — Эвелин (мама);
  • «Мужчины в тапочках» — Анна;
  • «Труффальдино» — Беатриче;
  •  — «Территория страсти», музыкально-драматический спектакль по мотивам романа в письмах Пьера Шадерло де Лакло «Опасные связи» (режиссёр — Александр Балуев; премьера на сцене Театра эстрады состоялась 7 апреля 2015 года) — мадам де Турвель;
  • «Женщины в поисках любви» — Флора;
  • «Неоконченный роман» — Ильза.

Художественные фильмы

  •  — «Поклонник» — Марина;
  • 1999 — «Третьего не дано» — Катя;
  •  — «Антикиллер» — подруга Тамары, проститутка;
  • 2002 — «Вовочка» — Светлана Владимировна, мать Коли;
  •  — «Четвёртое желание» — Анастасия Ветрова;
  • 2003 — «Мясо» (короткометражный) — мать;
  •  — «Ночной дозор» — Светлана Назарова, волшебница;
  •  — «Дневной дозор» — Светлана Назарова, волшебница «Великая Иная»;
  •  — «Седьмой день»;
  • 2006 — «Под Большой Медведицей» — эпизод;
  •  — «Суженый-ряженый» — Ольга Кирсанова;
  • 2007 — Моя мама — Снегурочка — Елена;
  • 2007 — «Любовь Авроры» — Ира;
  • 2007 — Сиделка — Полина;
  •  — «Не отрекаются любя…» — Соня;
  • 2008 — «Девочка» — Арина Строгова;
  • 2008 — «Начать сначала. Марта» — Марта;
  •  — «По следу Феникса» — Лиза Кожевникова;
  •  — «Ёлки» — Юлия Михайловна;
  •  — «Три дня с придурком» — мама;
  •  — «Со мною вот что происходит» — Анфиса;
  •  — «Новогодний переполох» — Татьяна;
  •  — «Кто-то теряет, кто-то находит» — Мария Веснина;
  • 2014 — «Боцман Чайка»
  • 2014 — «Ёлки 1914» — мать Гриши и Глаши, швея;
  • 2014 — «След тигра» — Надежда, соседка егеря, беженка с Украины;
  •  — «Врач» — Лиза.

Телесериалы

  •  — «АБВГД Ltd» — Екатерина;
  • 1999 — «Самозванцы» — библиотекарь;
  •  — «Салон красоты» — Аглая;
  •  — «Конференция маньяков» — психиатр;
  • 2001 — «Дальнобойщики» (серия № 12 «Левый груз») — Яна, проститутка;
  • 2001 — «Улицы разбитых фонарей. Менты-3» (серия № 20 «Снежный барс») — Юлия, секретарь Рыбакова;
  •  — «Каменская 2» (фильм № 4 «За всё надо платить») — Катя Мацур;
  • 2002 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота» — Вера Иванова-Жбанова;
  • 2002 — «Бригада» — Тамара Филатова, жена «Фила»;
  • 2002 — «Жизнь продолжается» — Наталья;
  •  — «Марш Турецкого. Новое назначение» (серия «Конец фильма») — Елена Лебедева;
  • 2003 — «Другая жизнь» — бывшая жена банкира, клиента Ряжского;
  • 2003 — «Всегда говори „всегда“» — Ольга Громова;
  • 2003 — «Участок» — Людмила Ступина;
  •  — «Гибель империи» — Мария Ковская, эсерка (прототип — Ирина Каховская);
  •  — «Слепой» — Ирина;
  • 2005 — «Херувим» — Юлия Тихорецкая;
  • 2005 — «Всегда говори „всегда“ 2» — Ольга Барышева;
  • 2004 — «Потерявшие солнце» — Анна;
  • 2005 — «Полнолуние» — Станислава Ошуркова;
  • 2005 — «Моя прекрасная няня» (серия № 83) — Люсьен Фиалкова;
  • 2005 — «Талисман любви» — Варвара Глушковская;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 3» — Ольга Барышева;
  •  — «На пути к сердцу» — Юлия Солодовникова;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 4» — Ольга Барышева;
  • 2008 — «Главное — успеть» — Алиса;
  • 2008 — «Монтекристо» — Виктория Остапова;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 5» — Ольга Барышева;
  •  — «Вера, Надежда, Любовь» — Вера Строева;
  • 2010 — «Подарок судьбы» — Екатерина Шмелёва, экскурсовод в музее;
  • 2010 — «Всегда говори „всегда“ 6» — Ольга Барышева;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 7» — Ольга Барышева;
  • 2011 — «Контригра» — Ольга Чехова;
  • 2011 — «По горячим следам» — Любовь Петровна Суворова, майор милиции, следователь, начальник специального отдела МВД по розыску пропавших без вести людей;
  •  — «Байки Митяя» — Маша;
  • 2012 — «Анна Герман» — Ирма Мартенс-Герман-Бёрнер;
  • 2012 — «Всегда говори „всегда“ 8» — Ольга Барышева;
  • 2012 — «Всегда говори „всегда“ 9» — Ольга Барышева;
  • 2012 — «По горячим следам 2» — Любовь Петровна Суворова, майор милиции, следователь, начальник специального отдела МВД по розыску пропавших без вести людей;
  •  — «Письма на стекле» — Вероника Воскобойникова, дочь Ипатова;
  • 2014 — «Женщины на грани» (серия № 20) — Марина, экскурсовод музея в посёлке Клюквино, специалист по XX веку / Анна Елецкая, графиня;
  •  — «Офицерские жёны» — Катерина Антонова;
  • 2015 — «Родители» — мама Маша;
  •  — «Челночницы» — Ольга Родионова, челночница, бывшая учительница английского языка, жена офицера;
  • 2016 — «Семейные обстоятельства» — Лариса Андреевна Зимова, адвокат по семейному праву, вдова, мать Маши и Сани;
  • 2016 — Фаина» — Павла Вульф;
  • 2017 — «Чёрная кровь» — Ирина Котова.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача – писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Факты

  • На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них больше всего «На Западном фронте без перемен» — трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии.
  • Фраза «Одна смерть — это трагедия, тысячи смертей — статистика», ошибочно приписываемая Сталину, на самом деле вырвана из контекста романа «Чёрный обелиск», но писатель, в свою очередь, по некоторым данным, позаимствовал её у публициста времен Веймарской республики Тухольского. Полностью цитата выглядит так: «Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны — всем известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, — так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно всегда так бывает: смерть одного человека — это трагедия, а смерть двух миллионов — только статистика».

Расцвет

К 1830 году Глинка по рекомендации врача отбыл в Италию, ему был необходим теплый климат, чтобы восстановить свое слабое здоровье. У Михаила было огромное желание изучить итальянскую оперу в стране ее происхождения.

Там он влюбился в итальянскую культуру, стал другом композиторов Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Но интерес Глинки к русской музыке продолжался, и в Италии Михаил Иванович не только написал группу произведений на русскую тематику, но и начал планировать русскую оперу.

Глинка провел три года в солнечной Италии, слушая модную музыку, встречаясь с известными людьми, включая Мендельсона и Берлиоза. На обратном пути в Россию Михаил Иванович путешествовал по Вене, где впервые услышал музыку Франца Листа.

Глинка сочинил две важные работы за это время: каприччио и незаконченную симфонию на русские темы. Глинке было около 30 лет, когда он закончил теоретическое образование.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Личная жизнь Инны Чуриковой

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется «классический». Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. «Иван Сусанин» — это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты. «Руслан и Людмила» — это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного. Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой. Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна. Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Русские оперы, покорившие мир

Введение

Начало XIX века — время культурного и духовного
подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального
самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания
народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович
Глинка — российский композитор, родоначальник русской классической музыки.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842)
положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке,
опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские
увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы
русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки
стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими. Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин».

Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен. Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

После «Руслана и Людмилы» Глинка приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной. Ко времени расцвета гения М.Глинки Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов. Глинка в вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений.

Музыка Глинки синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Неоценимый вклад М.Глинка внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Кроме того, М.Глинка выступает ярким мастером полифонии.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи. Михаил Глинка рос набожным мальчиком. Воспитанием сына начинает заниматься его мать. Через четыре года Глинка начнет обучаться игре на скрипке и фортепьяно. В столице Михаил Иванович берет частные уроки у сильнейших музыкантов своего времени. Интересный, факт, что одноклассником Михаила был младший брат Александра Пушкина – Лев. Великий поэт частенько навещал брата, так Глинка и познакомился с Пушкиным.

Глинка, был человеком творческим, естественно нуждающимся в общение с интересными людьми. В 1834 году Глинка возвращается на Родину, в его голове множество мыслей.

После оперы «Жизнь за царя», композитор написал такие гениальные произведения, как «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс – фантазия». Глинка много путешествовал по Европейским странам, открывал для себя новые горизонты и просторы для полета мысли и творчества. В конце жизни, Михаил Иванович стал сочинять и переделывать церковные мелодии. Михаил Иванович был замечательным композитором, творчество которого пронесено русским народом через десятки лет. Глинка был не только талантливым композитором, но и истинным патриотом.

Внимания заслуживает все творчество Глинки. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство. Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Смерть

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Михаил Глинка в последние годы

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки

Именем Михаила Глинки назван второй по значимости[источник не указан 259 дней] вокальный конкурс России — Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 годы председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова.

В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.

Последние годы

В 1839 году Михаил Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Глинка был влюблён, ради Екатерины ему пришлось разъехаться с женой, так как она не давала развода. Керн, тем временем, тяжело заболела. Врачи рекомендовали ей уехать на юг России. Михаил Глинка хотел уехать вслед за ней и даже написал  12 романсов «Прощание с Петербургом», однако бракоразводный процесс с женой заставил его отказаться от первоначальных планов.

Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже путешествовать по Испании. Чувствовал себя Глинка уже плохо.

В 1851 году композитор вернулся в Петербург, где давал уроки музыки и работал над третьей оперой «Тарас Бульба». Но здоровье его ухудшалось, сил и вдохновения не было. Последние годы Михаил Глинка провел Берлине, где и скончался в 1857 году. Глинка был похоронен на лютеранском кладбище, через некоторое время прах композитора перевзели в Петербург, где он покоится на Тихвинском кладбище.

Художник: И. Репин, Государственная Третьяковская галерея

Творчество

Роли в театре

  •  — «Гедда Габлер» Г. Ибсена — Гедда;
  • 1997 — «Бедность — не порок» А. Н. Островского — Мать;
  • 1997 — «Тень» E.Л. Шварца — Принцесса;
  •  — «Ревизор» — Королева;
  • 1999 — «Мужчина для женщины» — Мадлен;
  • 1999 — «Город мышей» — Мышь;
  •  — «Пена дней» (Б. Виан) — Хлоя;
  •  — «Великолепный мужчина» — Юлия;
  • «Опасные связи» — Сесиль;
  • «Venus» — Анаис Нин;
  • «Арлекино». Режиссёр: Сергей Алдонин;
  •  — «Стакан воды». Режиссёр: Сергей Алдонин — королева Анна (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского);
  • «Идеальная жена» — Кристина Николаевна Трубецкая;
  • «Урок любви по-французски» — любовница;
  • «37 открыток» — Эвелин (мама);
  • «Мужчины в тапочках» — Анна;
  • «Труффальдино» — Беатриче;
  •  — «Территория страсти», музыкально-драматический спектакль по мотивам романа в письмах Пьера Шадерло де Лакло «Опасные связи» (режиссёр — Александр Балуев; премьера на сцене Театра эстрады состоялась 7 апреля 2015 года) — мадам де Турвель;
  • «Женщины в поисках любви» — Флора;
  • «Неоконченный роман» — Ильза.

Художественные фильмы

  •  — «Поклонник» — Марина;
  • 1999 — «Третьего не дано» — Катя;
  •  — «Антикиллер» — подруга Тамары, проститутка;
  • 2002 — «Вовочка» — Светлана Владимировна, мать Коли;
  •  — «Четвёртое желание» — Анастасия Ветрова;
  • 2003 — «Мясо» (короткометражный) — мать;
  •  — «Ночной дозор» — Светлана Назарова, волшебница;
  •  — «Дневной дозор» — Светлана Назарова, волшебница «Великая Иная»;
  •  — «Седьмой день»;
  • 2006 — «Под Большой Медведицей» — эпизод;
  •  — «Суженый-ряженый» — Ольга Кирсанова;
  • 2007 — Моя мама — Снегурочка — Елена;
  • 2007 — «Любовь Авроры» — Ира;
  • 2007 — Сиделка — Полина;
  •  — «Не отрекаются любя…» — Соня;
  • 2008 — «Девочка» — Арина Строгова;
  • 2008 — «Начать сначала. Марта» — Марта;
  •  — «По следу Феникса» — Лиза Кожевникова;
  •  — «Ёлки» — Юлия Михайловна;
  •  — «Три дня с придурком» — мама;
  •  — «Со мною вот что происходит» — Анфиса;
  •  — «Новогодний переполох» — Татьяна;
  •  — «Кто-то теряет, кто-то находит» — Мария Веснина;
  • 2014 — «Боцман Чайка»
  • 2014 — «Ёлки 1914» — мать Гриши и Глаши, швея;
  • 2014 — «След тигра» — Надежда, соседка егеря, беженка с Украины;
  •  — «Врач» — Лиза.

Телесериалы

  •  — «АБВГД Ltd» — Екатерина;
  • 1999 — «Самозванцы» — библиотекарь;
  •  — «Салон красоты» — Аглая;
  •  — «Конференция маньяков» — психиатр;
  • 2001 — «Дальнобойщики» (серия № 12 «Левый груз») — Яна, проститутка;
  • 2001 — «Улицы разбитых фонарей. Менты-3» (серия № 20 «Снежный барс») — Юлия, секретарь Рыбакова;
  •  — «Каменская 2» (фильм № 4 «За всё надо платить») — Катя Мацур;
  • 2002 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота» — Вера Иванова-Жбанова;
  • 2002 — «Бригада» — Тамара Филатова, жена «Фила»;
  • 2002 — «Жизнь продолжается» — Наталья;
  •  — «Марш Турецкого. Новое назначение» (серия «Конец фильма») — Елена Лебедева;
  • 2003 — «Другая жизнь» — бывшая жена банкира, клиента Ряжского;
  • 2003 — «Всегда говори „всегда“» — Ольга Громова;
  • 2003 — «Участок» — Людмила Ступина;
  •  — «Гибель империи» — Мария Ковская, эсерка (прототип — Ирина Каховская);
  •  — «Слепой» — Ирина;
  • 2005 — «Херувим» — Юлия Тихорецкая;
  • 2005 — «Всегда говори „всегда“ 2» — Ольга Барышева;
  • 2004 — «Потерявшие солнце» — Анна;
  • 2005 — «Полнолуние» — Станислава Ошуркова;
  • 2005 — «Моя прекрасная няня» (серия № 83) — Люсьен Фиалкова;
  • 2005 — «Талисман любви» — Варвара Глушковская;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 3» — Ольга Барышева;
  •  — «На пути к сердцу» — Юлия Солодовникова;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 4» — Ольга Барышева;
  • 2008 — «Главное — успеть» — Алиса;
  • 2008 — «Монтекристо» — Виктория Остапова;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 5» — Ольга Барышева;
  •  — «Вера, Надежда, Любовь» — Вера Строева;
  • 2010 — «Подарок судьбы» — Екатерина Шмелёва, экскурсовод в музее;
  • 2010 — «Всегда говори „всегда“ 6» — Ольга Барышева;
  •  — «Всегда говори „всегда“ 7» — Ольга Барышева;
  • 2011 — «Контригра» — Ольга Чехова;
  • 2011 — «По горячим следам» — Любовь Петровна Суворова, майор милиции, следователь, начальник специального отдела МВД по розыску пропавших без вести людей;
  •  — «Байки Митяя» — Маша;
  • 2012 — «Анна Герман» — Ирма Мартенс-Герман-Бёрнер;
  • 2012 — «Всегда говори „всегда“ 8» — Ольга Барышева;
  • 2012 — «Всегда говори „всегда“ 9» — Ольга Барышева;
  • 2012 — «По горячим следам 2» — Любовь Петровна Суворова, майор милиции, следователь, начальник специального отдела МВД по розыску пропавших без вести людей;
  •  — «Письма на стекле» — Вероника Воскобойникова, дочь Ипатова;
  • 2014 — «Женщины на грани» (серия № 20) — Марина, экскурсовод музея в посёлке Клюквино, специалист по XX веку / Анна Елецкая, графиня;
  •  — «Офицерские жёны» — Катерина Антонова;
  • 2015 — «Родители» — мама Маша;
  •  — «Челночницы» — Ольга Родионова, челночница, бывшая учительница английского языка, жена офицера;
  • 2016 — «Семейные обстоятельства» — Лариса Андреевна Зимова, адвокат по семейному праву, вдова, мать Маши и Сани;
  • 2016 — Фаина» — Павла Вульф;
  • 2017 — «Чёрная кровь» — Ирина Котова.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача – писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Факты

  • На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них больше всего «На Западном фронте без перемен» — трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии.
  • Фраза «Одна смерть — это трагедия, тысячи смертей — статистика», ошибочно приписываемая Сталину, на самом деле вырвана из контекста романа «Чёрный обелиск», но писатель, в свою очередь, по некоторым данным, позаимствовал её у публициста времен Веймарской республики Тухольского. Полностью цитата выглядит так: «Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны — всем известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, — так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно всегда так бывает: смерть одного человека — это трагедия, а смерть двух миллионов — только статистика».

Расцвет

К 1830 году Глинка по рекомендации врача отбыл в Италию, ему был необходим теплый климат, чтобы восстановить свое слабое здоровье. У Михаила было огромное желание изучить итальянскую оперу в стране ее происхождения.

Там он влюбился в итальянскую культуру, стал другом композиторов Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Но интерес Глинки к русской музыке продолжался, и в Италии Михаил Иванович не только написал группу произведений на русскую тематику, но и начал планировать русскую оперу.

Глинка провел три года в солнечной Италии, слушая модную музыку, встречаясь с известными людьми, включая Мендельсона и Берлиоза. На обратном пути в Россию Михаил Иванович путешествовал по Вене, где впервые услышал музыку Франца Листа.

Глинка сочинил две важные работы за это время: каприччио и незаконченную симфонию на русские темы. Глинке было около 30 лет, когда он закончил теоретическое образование.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Личная жизнь Инны Чуриковой

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется «классический». Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. «Иван Сусанин» — это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты. «Руслан и Людмила» — это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного. Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой. Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна. Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий