Прохор шаляпин

Содержание

Одна

Как многие женщины, Иола пыталась все исправить, соперничать с «другой женщиной». Она врала детям, удерживала себя от недостойных сцен… Ничего не помогло. Отношения разладились и Шаляпин окончательно перебрался в свою вторую семью. В 1922 году Шаляпин вымолил у новой власти разрешения уехать за границу — вроде как на гастроли. Новую семью он взял с собой, а Иолу с детьми бросил. Ясное дело, он не вернулся. Через пять лет Шаляпина лишили звания Народного артиста и запретили ему возвращаться в СССР.

Иола прожила в Москве почти всю жизнь, вернуться в Рим смогла только в конце 50-х. Возможно, она тысячу раз пожалела о той кастрюле куриного супа, но по ней этого было не сказать: о Шаляпине она за свою жизнь не сказала ни одного неуважительного слова.

Основные жизненные события

  1. В 1889 году начинается уже взрослая жизнь мальчика, когда он поступает в труппу Серебрякова, где работает статистом.
  2. Самое первое выступление Федора состоялось в марте 1890 года, где он спел партию в «Евгении Онегине». Также весной и летом 1890 года молодой артист работает хористом в опереточной антрепризе у того же Серебрякова.
  3. Осенью 1890 года молодой Шаляпин решает переехать в Уфу, где устраивается в хор артиста оперы и режиссера Семенова-Самарского. Там он получает сольную партию, заменяя по случаю неожиданной болезни одного из артистов. С этих пор ему начинают поручать другие небольшие партии.
  4. В 1891 году певец устраивается в гастролирующую в Уфе украинскую труппу под руководством Г.И. Деркача. В поездках с труппой он попадает в Тифлис. Там он начинает свои первые серьезные уроки вокала у певца Усатова. Уже знаменитый певец настолько высоко оценил вокальные способности юного артиста, что давал уроки бесплатно, зная о его сложном материальном положении. Усатов также сделал для Шаляпина протекцию в Тифлисскую оперу, где тот на протяжении года исполнял первые партии в роли баса.
  5. В 1893 году Федор Иванович переезжает в Москву, но надолго не задерживается.
  6. В 1894 году он уже в Санкт-Петербурге, выступает в труппе Лентовского, в театре Панаева и в труппе Зазулина. Его артистичная манера исполнения и прекрасный голос привлекают взгляды публики.
  7. Уже в 1995 году Федора Ивановича принимают в Санкт-Петербургскую оперную труппу по указу дирекции Императорских театров. Правда около года он появляется на сцене нечасто, а партии, которые исполняет, ему не очень идут.
  8. В период с 1896 по 1899 года он работает в оперном театре мецената С.И. Мамонтова, который заметил талант молодого певца и уговорил его работать в своем театре. Именно здесь он обретает славу. Он исполняет сольные партии Ивана Грозного, Сальери, Ивана Сусанина и многих других. Его вокальные данные и творческий талант раскрываются во всей своей красоте. Мамонтов давал артисту полную волю в использовании средств, выборе репертуара и партий. Это помогло окончательно сформировать его творческое амплуа и исследовать все свои возможности.
  9. В 1899 году Федор Иванович опять начинает свое сотрудничество с Императорскими театрами и выступает в Москве на сцене Большого театра. Он имеет огромный успех.
  10. В 1901 году Шаляпин выступает в знаменитом театре «Ла Скала» в Милане. Местное искушенное общество высоко оценивает его талант.
  11. Во время революционных движений в России в 1905 году Шаляпин жертвует свои гонорары от выступлений в помощь рабочим и часто устраивает бесплатные представления, оканчивавшиеся политическими демонстрациями.
  12. В период 1907-1908 годов он гастролирует по Аргентине и США.
  13. 1915 год ознаменовался для великого артиста его дебютом в кинематографе. Его приглашают на роль самого царя Ивана Грозного в драме «Царь Иван Васильевич Грозный».
  14. В 1917 году он впервые выступает в качестве режиссера постановки, в которой сам же и поет. Это была опера «Дон Карлос» композитора Верди, исполненная на сцене Большого театра.
  15. Во время Первой мировой войны Шаляпин на собственные средства содержит два лазарета для солдат, пострадавших на военных действиях.
  16. После революции 1917 года его назначают художественным руководителем бывшего Мариинского театра и дают Народного артиста.
  17. В июле 1922 года Федор Иванович вместе со своей второй супругой уезжает на гастроли за границу. Гастроли маэстро сильно затягиваются, что начинает вызывать недовольство советского правительства.
  18. В 1927 году Шаляпин совершает непростительный по меркам советских начальников поступок – он жертвует средства, заработанные на одном из своих концертов за границей в помощь детям русских эмигрантов. Это было расценено как помощь белогвардейцам. Его лишают звания Народного артиста и запрещают возвращаться в страну.
  19. В 1932 году Шаляпин снимается в фильме «Приключения Дон Кихота».
  20. Период 1935-1936 годов Федор Иванович уделяет гастролям по странам Востока, в список которых входят Китай, Япония и Манчжурия.
  21. В начале 1937 года у певца обнаружили лейкоз.
  22. Великий артист скончался в Париже 12 апреля 1938 года. Рядом с ним находилась супруга. Он был похоронен на кладбище Батиньоль. Гораздо позже, уже в 1984 году, прах Федора Ивановича был перезахоронен в родной России в Москве на Новодевичьем кладбище.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен. Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Гениальный художник-гример

  Федор Шаляпин в сценических образах Мефистофеля, Ивана Грозного.

Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре». Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев и публику. Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».Также стоит отметить, что к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам. «Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ». Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером в том смысле, в котором мы привыкли считать. 

  Сценические образы Федора Шаляпина.

Что и вовсе занимательно, Шаляпин умудрялся «гримировать» и аксессуары. Как-то играя роль Еремки, он расписал свои валенки. А когда режиссер при постановке «Дон-Кихота» решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина ее «загримировали». Художник театра под руководством актера, превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и ребра. Сам же Шаляпин наводил последние штрихи на шкуре лошади, на которой ему и пришлось выезжать на сцену в роли Дон Кихота.

Побои, поцелуи и Максим Горький

Будущая легенда мировой оперной сцены родилась в 1873 году, в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жизнь семьи была непростой — вдобавок к бедности, отец семейства, служивший писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей. Впрочем, сам Шаляпин вспоминал отца не только в негативном ключе:

«Волосы у него были мягкие и всегда хорошо причесаны — такой красивой прически я ни у кого больше не видел. Приятно мне было гладить его волосы в минуты наших ласковых отношений. Носил он рубашку, сшитую матерью, мягкую, с отложным воротничком и с ленточкой вместо галстук.

Иван Шаляпин, отец певца. Фото — Википедия

Однажды отец пришел пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет, летит.

Он был добряк и в высшей степени откровенный человек. Но в минуту гнева он был лют и страшен. В такие минуты я любил к нему присматриваться и… нашел мотивы для грима Иоанна Грозного».

Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного. Фото — РИА Новости

Певец отмечал, что сама судьба отвращала его от получения «нормальной» профессии. Из частной школы его исключили за поцелуи с одноклассницей, а ремесленное училище пришлось покинуть из-за болезни матери. Сценическая же перспектива возникла перед Шаляпиным в 9 лет — мальчика приняли в церковный хор. Талантливому ребенку даже удавалось зарабатывать деньги на свадьбах и похоронах.

В 12 лет Шаляпин попал в театр — на спектакль «Русская свадьба». Это окончательно определило судьбу мальчика: «И вот, я на галерке театра… Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка…».

Даже первые неудачи в профессии для Шаляпина получились какими-то ярко-театральными. Так, 15-летнего юношу как-то отсеяли на прослушивании в хор из-за начавшейся ломки голоса. А вместо него приняли какого-то долговязого 19-летнего парня, с «окающим» говором. Шаляпин писал, что ту неудачу запомнил на всю жизнь, а долговязого конкурента надолго возненавидел.

Спустя годы в Нижнем Новгороде Федор Иванович познакомился и подружился с писателем Максимом Горьким. Какого же было удивление артиста, когда, услышав рассказ, Горький рассмеялся: «Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого».

Федор Шаляпин и Максим Горький в 1901 году. Фото — РИА Новости

Ярким выдался и театральный дебют Шаляпина. Ему поручили бессловесную роль кардинала, возглавляющего процессию. Шаляпин очень волновался и объяснял младшим статистам: «Следуйте за мной и делайте все так же, как я!»

Едва выйдя на сцену, начинающий артист в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол. Но это было лишь полбеды — сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала! Шаляпин пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии — бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену. А за ним, также подрагивая, ползла свита. Едва «кардинал» оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, от души пнув будущее украшение русской сцены.

Литература

  • Берлин В. Д. Бессмертный человек с разными песнями : Федор Иванович Шаляпин и харьковчане. — Харьков: Ранок, 2001. — 127 с.
  • Дмитриевская Е. Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: Московский рабочий, 1986.
  • Дмитриевский В. Н. Шаляпин. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 543 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1448). — 5000 экз. — ISBN 978-5-253-03667-3.
  • Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2 книгах. — Л.: Музыка, 1985. — 15 000 экз.
  • Лесс А. Л. Рассказы о Шаляпине. — М.: Советская Россия, 1973. — 174 с.
  • Мошенцева П. Н. Первая жена Шаляпина // Тайны Кремлевской больницы, или Как умирали вожди. — М.: «Алгоритм», 2012. — 256 с. — (Исторические сенсации). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-49104-9.
  • Оссовский А. В. Ф. И. Шаляпин // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894—1912), Л.: Музыка, 1971. С. 174—177.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.
  • Петелин В. В. «Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894—1902)». М.: Центролиграф, 2000, 2004.
  • Садырин Борис Васильевич. Вятский Шаляпин. — Киров: Кировская обл. типография, 1998. — 223 с. — ISBN 5-88186-186-8.
  • Фёдор Иванович Шаляпин. Альбом-каталог из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина / С.В. Семиколенова. — М: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. — 408 с. — (Бахрушинская серия). — 1000 экз. — ISBN 978-5-901977-56-9.
  • Шаляпин, Федор Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шаляпина, Лидия. Глазами дочери: воспоминания. — Нью-Йорк: Т. Чернов-Шаляпин, И. Дарский, 1997. — ISBN 9780965513104.
  • Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. — Л.; М.: «Искусство», 1947.
  • Шаляпин Ф. И. Маска и душа. — М.: Союзтеатр, 1990.

Личная жизнь Шаляпина и скандалы

По словам певца, его первая свадьба состоялась в 18 лет. Но в СМИ не было информации о жене Шаляпина. В 2011 г. у Прохора случился роман с Аделиной Шариповой. Пара выкладывала совместные фотографии в Глобальную сеть. Вскоре Шаляпин и Шарипова расстались.

В 2013 г. Шаляпин женился на Ларисе Копенкиной, занимающейся бизнесом. Жена старше певца на 25 лет. В информационной среде разразился скандал из-за большой разницы в возрасте молодоженов. Прохор Шаляпин и Лариса Копенкина множество раз выступали на телепередачах и радио, доказывая искренность своих отношений. Вскоре супруги признались, что они не заключали официальный брак. Этот пиар-ход смог повысить популярность Прохора в обществе.

В 2014 г. женой Прохора Шаляпина стала российская модель и актриса Анна Калашникова. Вскоре у молодоженов появился ребенок. Супруги назвали своего сына Даниилом. Дата рождения ребенка: 20 марта 2015 г. Вскоре Шаляпин публично заявил, что он не является биологическим отцом мальчика. Он обратился на телепередачу «Пусть говорят», где кратко обсуждаются скандалы шоу-бизнеса. На шоу стали известны скрытые факты об отношениях супругов.

Выяснилось, что настоящий возраст Калашниковой составляет 39 лет. Жена изменяла артисту и родила Даниила от своего любовника. Результаты ДНК-теста показали отсутствие биологических связей у Прохора и его сына. Шаляпин признался, что не был верен Калашниковой и изменял ей во время замужества. В итоге супруги расторгли брак. После многочисленных скандалов и расставаний репутация Прохора была испорчена. Общественность перестала интересоваться голосом и творчеством певца.

Личная жизнь

Несмотря на то, что артист много работает, постоянно подпитывая публику своим творчеством, внимание зрителей больше приковано к скандальной личной жизни Прохора Шаляпина и его женщин. Первой возлюбленной исполнителя стала Алла Пеняева, которая обладала миллионным состоянием

Женщина помогла парню поступить в столичный вуз, чтобы тот получил высшее образование, и обеспечила его квартирой и автомобилем.

В 2013 году Прохор Шаляпин женился на бизнесвумен Ларисе Копенкиной, которой на то время было 52 года. Роман освещался во многих программах, среди которых была «Мужское/Женское», а свадьба стала одной из самых скандальных и громких в 2013 году. Семья певца не приняла этот брак. В 2014-м стало известно, что Прохор Шаляпин и его жена оформили развод.

Во время брака с Копенкиной у Шаляпина случился роман с Анной Калашниковой, которая на тот момент уже была беременна. В марте 2015 года у Шаляпина и Калашниковой родился сын Даня. Пара часто появлялась на российских ток-шоу, в частности, в передаче «Пусть говорят». Артисты решили узаконить отношения, но из-за многочисленных конфликтов у них ничего не получилось. К тому же впоследствии оказалось, что сына Анна родила не от Прохора.

Прохор Шаляпин и Лариса Копенкина

В том же году на премьере фильма «Мафия» певца заметили в компании телеведущей Татьяны Судец. Пара не стеснялась фотографов, позировала на камеры, что вызвало слухи о возможном романтическом чувстве, вспыхнувшем между гостями премьерного показа. Однако эти домыслы не нашли подтверждения.

В поисках невесты Прохор обращался на телевидение. Андрей Малахов даже помог шоумену организовать телешоу на Первом канале, которое получило название «Невеста для Прохора Шаляпина». Долго статный красавец (его рост составляет 197 см, а вес — 77 кг) в холостяках не засиживался. В ноябре 2017 года исполнитель раскрыл личность новой возлюбленной. Ею оказалась Татьяна Гудзева — дама не медийная, далекая от шоу-бизнеса.

Пара неоднократно становилась гостем рейтинговых телешоу. Побывали влюбленные и на программе «На самом деле», где выяснились настоящий возраст невесты и ряд других фактов ее биографии. Но эта информация не повлияла на чувства артиста. Позднее между молодыми людьми начались недомолвки, которые они также предпочли выяснить с использованием детектора лжи. Оказалось, что Прохор и Татьяна изменяют друг другу.

Прохор Шаляпин и Анна Калашникова

В апреле 2018 года светское общество стало обсуждать роман между Прохором и бывшей женой Армена Джигарханяна — пианисткой Виталиной Цымбалюк-Романовской. Актер поддерживал женщину во время скандального развода, а после был замечен в ее компании.

Сейчас пара по-прежнему вместе и демонстрирует идеальный союз. Оба задумываются о детях, но брак регистрировать пока не торопятся. Вместе Прохор и Витамина приняли участие в программе «Секрет на миллион», где поделились с телеведущей Лерой Кудрявцевой и публикой своими чувствами.

Союз с Виталиной оказался для Прохора плодотворным и в творческом плане. В 2018-м пара представила песню «Я больше не буду». В этом же году артиста пригласили на роль телеведущего прогноза погоды на канале НТВ. Также Шаляпин участвовал в телепроекте «Пятеро на одного». Концерты Прохора прошли в столице и других городах страны.

Прохор Шаляпин и Виталина Цымбалюк-Романовская

В мае 2019 года Шаляпин и Цымбалюк-Романовская дали совместный концерт на площадке Дома кино, а также записали новый трек «Люди с экрана». 2019 год принес Прохору Шаляпину новый титул. Музыкант попал в топ-100 самых стильных россиян. В сентябре пара посетила несколько театральных постановок, в числе которых был спектакль «За двумя зайцами» с Надеждой Бабкиной, о чем исполнитель поделился с поклонниками в «Инстаграме». Однако в ноябре пианистка и певец заявили о расставании.

В 2020 году приятель Шаляпина, фотограф Виктор Панкратьев заявил, что 10 лет назад у певца был бурный роман с популярной актрисой советского кинематографа Светланой Светличной. В то время разница в возрасте между влюбленными составляла полвека. По словам Панкратьева, в этот период артистка сильно изменилась внешне, похорошела, стала надевать мини и делать яркий макияж.

В доказательство этого в Сети появились совместные фото дамы с Прохором. Когда об этих «признаниях» стало известно самой Светличной, исполнительница заявила в интервью, что это — всего лишь слухи. Тут же Светлана Афанасьевна вспомнила Виталину Цымбалюк, сказав, что бывшая жена Армена Джигарханяна и Шаляпин — «одного плана».

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Успехи на актерском поприще

После развода Настя приняла решение достичь высот в карьере киноактрисы. Работа в сериале «Менты», где она блестяще сыграла следователя Абдулову, сделала ее знаменитостью. Изначально планировалось, что роль Анастасии будет эпизодической, однако продемонстрированный талант актрисы убедил сценаристов, что «женскую сюжетную линию» необходимо развивать. За считанные серии зритель начал понимать, что коллектив «ментов» без следователя Абдуловой является неполным. Съемки в этом сериале и в «Улицах разбитых фонарей» растянулись на несколько лет.

Следует отметить, что Анастасия Мельникова, фильмография которой насчитывает десятки ролей в кино, однажды призналась: она не представляет жизни без своей профессии.

На сон у нее уходит всего 4 часа, все остальное время она гастролирует, играет в театре и снимается в кино. Даже свою дочь Машу Анастасия родила, участвуя в сериале «Опера. Хроники убойного отдела». После родов она поспешила продолжить съемки, как заявляет сама актриса. Информацию о том, кто является папой ее отпрыска, артистка сообщать пока не хочет.

Сегодня рабочий график Анастасии Мельниковой расписан по минутам. Она задействована в картинах «Секретное поручение» (роль следователя), «Сонька Золотая Ручка» (роль каторжанки), «Казус Кукоцкого» (роль Ирины Ивановны Елисеевой).

Юность и начало творческого пути

Семья, несмотря на бедность, старалась заботиться о мальчике. Родители пытались дать сыну достойное образование. Его отправили учиться в частную школу Ведерникова, но в итоге пришлось сменить учебное учреждение. Шестое начальное училище Федор закончил в 1885 году с похвальным листом.

В летнее время он подрабатывал писарем в земской управе, получая жалование в размере 10 рублей в месяц. Осенью юноша поступил в ремесленное училище, но через некоторое время ему пришлось вернуться в родной город, так как его мама тяжело заболела. Необходимо было присматривать за сестрой и братом.

В Казани Шаляпин примкнул к труппе артистов, которая в то время была на гастролях в городе. Парень принимал участие в театральных постановках в качестве статиста. Такое увлечение сына было не по душе его отцу, но Федор мечтал о театре с тех пор, как первый раз увидел постановку «Русская свадьба».

В возрасте 15 лет будущий певец Федор Шаляпин попросил руководителя театра прослушать его на должность хориста. Но как раз в этот период у парня начал «ломаться» голос, поэтому он спел плохо. Хоть Федору и отказали, его любовь к театру росла все больше и больше.

В 1889 году юношу взяли статистом в театр, а уже через год он выступил в качестве оперного певца в постановке «Евгений Онегин» — это было начало творческой биографии Шаляпина. Осенью молодой артист отправился в Уфу, чтобы вступить в коллектив местной опереточной труппы. Сначала ему давали небольшие партии:

  1. Феррандо в «Трубадуре».
  2. Стольник в «Гальке».
  3. Неизвестный в «Аскольдовой могиле».

После окончания театрального сезона в городе объявилась странствующая труппа. Вместе с ней юноша ездил с гастролями по Средней Азии, Кавказу и по различным российским городам. В Тифлисе он познакомился с Дмитрием Усатовым. Этот человек раньше служил при Императорском театре. Эта встреча сыграла огромное значение в дальнейшей жизни Шаляпина, так как . Более того, он даже помогал Федору деньгами.

Две семьи в двух городах

Верной спутницей Шаляпина в его заграничной жизни была Мария Петцольд.

Мария Петцольд на портрете Бориса Кустодиева

Историки отмечали, что отношения Шаляпина с Петцольд носили характер, близкий у идиллическому. Приближенная семьи Нина Прихненко вспоминала, что в доме певца царили мир и покой: «Дядя Федя и тетя Маня всегда завтракали с семьей. В субботу-воскресенье все собирались за столом. Блюда подавали два слуги. Они следили за тем, чтобы все было, как полагается, молча и быстро меняли блюда, стараясь не привлекать к себе внимания. В доме постоянно были гости. За обедом собиралось обычно не менее 20 человек».

Однако эта идиллическая картина несколько мрачалась тем фактом, что у Шаляпина была и другая законная семья — созданная в 1898 году с итальянской балериной Иолой Торнаги.

Федор Шаляпин и Иола Торнаги. Фото — Википедия

Шаляпин очень упорно добивался приехавшую на гастроли в Нижний Новгород балерину. Не смущаясь языковым барьером, он общался с ней жестами, отпаивал во время простуды куриным бульоном, а однажды на репетиции даже переиначил строки оперы «Евгений Онегин», спев:

Онегин, я клянусь на шпаге:

Безумно я люблю Торнаги!

Тут итальянка уже не устояла. В их браке родилось шестеро детей, отец просто обожал своего первого сына Игоря, которого называл Игрушкой. Из гастролей он писал жене:

«Милая моя радость, прошу тебя написать мне, как вы оба себя чувствуете с моим Игрушкой, и сказать, в котором часу ты можешь быть свободна, чтобы поговорить со мной по телефону. Я боюсь, что, когда попрошу тебя к телефону ты оставишь нашего ангела Игоря, а потому ты должна написать мне, в котором часу ты будешь свободна.

Ты не можешь себе представить, дорогая Иолинка, как я скучаю в Петербурге, не знаю почему, но ничего меня не интересует, и я жду с восторгом дня, когда смогу увидеть тебя и целовать без конца.

Радость моя, очень-очень хочу тебя обнять. Ты далеко от моего сердца, но оно бьется и будет биться только для тебя и для моего дорогого Игрушки».

Иола Торнаги в окружении детей. Фото — РИА Новости

Однако, в семье случилось несчастье — 4-летний Игорь умер от аппендицита. Говорят, что Шаляпин очень тяжело перенес это событие, и даже думал о самоубийстве.

Возможно, именно тогда в семье началось некоторое охлаждение, побудившее артиста найти связь на стороне. В течении нескольких лет он буквально жил на две семьи — от Петцольд в России у певца родились три дочери. Семьи не общались друг с другом, одна была в Москве, другая — в Санкт-Петербурге. Торнаги знала об этой ситуации, но ради детей ничего не предпринимала.

Федор Шаляпин с младшей дочерью Даисией. Фото — РИА Новости

В 1922 году, решив эмигрировать, Шаляпин забрал с собой именно вторую семью. С Торнаги он развелся вскоре после этого, а с Петцольд оформил брак в Праге в 1927-м.

Еще одна дочь Шаляпина, Марина, была признана «Мисс Россия» на эмигрантском конкурсе 1931 года. Фото — РИА Новости

Тем не менее рассказывается, что Шаляпин не забыл и первую семью. Некоторых детей он тоже смог увести за границу, и писал об их судьбе бывшей жене (по другим сведениям, старшей дочери Ирине): «Федька работает в кино. Боря пишет красками натуру и работает, учится всерьез. Надеюсь, что будет художник. Лида живет по-прежнему».

Рассказывается также, что, несмотря на обструкцию Шаляпина, оставшуюся в СССР Иолу Торнаги никто не притеснял. Она прожила там до 1960-го, а в 87-летнем возрасте уехала по приглашению сына в Италию, где и скончалась в Риме в 1965, на год пережив Марию Петцольд.

Личная жизнь

Ф. И. Шаляпин и И. И. Торнаги

Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги (Ле-Прести; 31.12.1873, Монца[источник не указан 122 дня] — 1965, Рим), Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина (1900—1978) и Лидия.

Состоя в браке, Фёдор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен; 1882—1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, и между собой они не общались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни.

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Прохор шаляпин

Содержание

Одна

Как многие женщины, Иола пыталась все исправить, соперничать с «другой женщиной». Она врала детям, удерживала себя от недостойных сцен… Ничего не помогло. Отношения разладились и Шаляпин окончательно перебрался в свою вторую семью. В 1922 году Шаляпин вымолил у новой власти разрешения уехать за границу — вроде как на гастроли. Новую семью он взял с собой, а Иолу с детьми бросил. Ясное дело, он не вернулся. Через пять лет Шаляпина лишили звания Народного артиста и запретили ему возвращаться в СССР.

Иола прожила в Москве почти всю жизнь, вернуться в Рим смогла только в конце 50-х. Возможно, она тысячу раз пожалела о той кастрюле куриного супа, но по ней этого было не сказать: о Шаляпине она за свою жизнь не сказала ни одного неуважительного слова.

Основные жизненные события

  1. В 1889 году начинается уже взрослая жизнь мальчика, когда он поступает в труппу Серебрякова, где работает статистом.
  2. Самое первое выступление Федора состоялось в марте 1890 года, где он спел партию в «Евгении Онегине». Также весной и летом 1890 года молодой артист работает хористом в опереточной антрепризе у того же Серебрякова.
  3. Осенью 1890 года молодой Шаляпин решает переехать в Уфу, где устраивается в хор артиста оперы и режиссера Семенова-Самарского. Там он получает сольную партию, заменяя по случаю неожиданной болезни одного из артистов. С этих пор ему начинают поручать другие небольшие партии.
  4. В 1891 году певец устраивается в гастролирующую в Уфе украинскую труппу под руководством Г.И. Деркача. В поездках с труппой он попадает в Тифлис. Там он начинает свои первые серьезные уроки вокала у певца Усатова. Уже знаменитый певец настолько высоко оценил вокальные способности юного артиста, что давал уроки бесплатно, зная о его сложном материальном положении. Усатов также сделал для Шаляпина протекцию в Тифлисскую оперу, где тот на протяжении года исполнял первые партии в роли баса.
  5. В 1893 году Федор Иванович переезжает в Москву, но надолго не задерживается.
  6. В 1894 году он уже в Санкт-Петербурге, выступает в труппе Лентовского, в театре Панаева и в труппе Зазулина. Его артистичная манера исполнения и прекрасный голос привлекают взгляды публики.
  7. Уже в 1995 году Федора Ивановича принимают в Санкт-Петербургскую оперную труппу по указу дирекции Императорских театров. Правда около года он появляется на сцене нечасто, а партии, которые исполняет, ему не очень идут.
  8. В период с 1896 по 1899 года он работает в оперном театре мецената С.И. Мамонтова, который заметил талант молодого певца и уговорил его работать в своем театре. Именно здесь он обретает славу. Он исполняет сольные партии Ивана Грозного, Сальери, Ивана Сусанина и многих других. Его вокальные данные и творческий талант раскрываются во всей своей красоте. Мамонтов давал артисту полную волю в использовании средств, выборе репертуара и партий. Это помогло окончательно сформировать его творческое амплуа и исследовать все свои возможности.
  9. В 1899 году Федор Иванович опять начинает свое сотрудничество с Императорскими театрами и выступает в Москве на сцене Большого театра. Он имеет огромный успех.
  10. В 1901 году Шаляпин выступает в знаменитом театре «Ла Скала» в Милане. Местное искушенное общество высоко оценивает его талант.
  11. Во время революционных движений в России в 1905 году Шаляпин жертвует свои гонорары от выступлений в помощь рабочим и часто устраивает бесплатные представления, оканчивавшиеся политическими демонстрациями.
  12. В период 1907-1908 годов он гастролирует по Аргентине и США.
  13. 1915 год ознаменовался для великого артиста его дебютом в кинематографе. Его приглашают на роль самого царя Ивана Грозного в драме «Царь Иван Васильевич Грозный».
  14. В 1917 году он впервые выступает в качестве режиссера постановки, в которой сам же и поет. Это была опера «Дон Карлос» композитора Верди, исполненная на сцене Большого театра.
  15. Во время Первой мировой войны Шаляпин на собственные средства содержит два лазарета для солдат, пострадавших на военных действиях.
  16. После революции 1917 года его назначают художественным руководителем бывшего Мариинского театра и дают Народного артиста.
  17. В июле 1922 года Федор Иванович вместе со своей второй супругой уезжает на гастроли за границу. Гастроли маэстро сильно затягиваются, что начинает вызывать недовольство советского правительства.
  18. В 1927 году Шаляпин совершает непростительный по меркам советских начальников поступок – он жертвует средства, заработанные на одном из своих концертов за границей в помощь детям русских эмигрантов. Это было расценено как помощь белогвардейцам. Его лишают звания Народного артиста и запрещают возвращаться в страну.
  19. В 1932 году Шаляпин снимается в фильме «Приключения Дон Кихота».
  20. Период 1935-1936 годов Федор Иванович уделяет гастролям по странам Востока, в список которых входят Китай, Япония и Манчжурия.
  21. В начале 1937 года у певца обнаружили лейкоз.
  22. Великий артист скончался в Париже 12 апреля 1938 года. Рядом с ним находилась супруга. Он был похоронен на кладбище Батиньоль. Гораздо позже, уже в 1984 году, прах Федора Ивановича был перезахоронен в родной России в Москве на Новодевичьем кладбище.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен. Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Гениальный художник-гример

  Федор Шаляпин в сценических образах Мефистофеля, Ивана Грозного.

Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре». Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев и публику. Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».Также стоит отметить, что к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам. «Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ». Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером в том смысле, в котором мы привыкли считать. 

  Сценические образы Федора Шаляпина.

Что и вовсе занимательно, Шаляпин умудрялся «гримировать» и аксессуары. Как-то играя роль Еремки, он расписал свои валенки. А когда режиссер при постановке «Дон-Кихота» решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина ее «загримировали». Художник театра под руководством актера, превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и ребра. Сам же Шаляпин наводил последние штрихи на шкуре лошади, на которой ему и пришлось выезжать на сцену в роли Дон Кихота.

Побои, поцелуи и Максим Горький

Будущая легенда мировой оперной сцены родилась в 1873 году, в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жизнь семьи была непростой — вдобавок к бедности, отец семейства, служивший писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей. Впрочем, сам Шаляпин вспоминал отца не только в негативном ключе:

«Волосы у него были мягкие и всегда хорошо причесаны — такой красивой прически я ни у кого больше не видел. Приятно мне было гладить его волосы в минуты наших ласковых отношений. Носил он рубашку, сшитую матерью, мягкую, с отложным воротничком и с ленточкой вместо галстук.

Иван Шаляпин, отец певца. Фото — Википедия

Однажды отец пришел пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет, летит.

Он был добряк и в высшей степени откровенный человек. Но в минуту гнева он был лют и страшен. В такие минуты я любил к нему присматриваться и… нашел мотивы для грима Иоанна Грозного».

Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного. Фото — РИА Новости

Певец отмечал, что сама судьба отвращала его от получения «нормальной» профессии. Из частной школы его исключили за поцелуи с одноклассницей, а ремесленное училище пришлось покинуть из-за болезни матери. Сценическая же перспектива возникла перед Шаляпиным в 9 лет — мальчика приняли в церковный хор. Талантливому ребенку даже удавалось зарабатывать деньги на свадьбах и похоронах.

В 12 лет Шаляпин попал в театр — на спектакль «Русская свадьба». Это окончательно определило судьбу мальчика: «И вот, я на галерке театра… Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка…».

Даже первые неудачи в профессии для Шаляпина получились какими-то ярко-театральными. Так, 15-летнего юношу как-то отсеяли на прослушивании в хор из-за начавшейся ломки голоса. А вместо него приняли какого-то долговязого 19-летнего парня, с «окающим» говором. Шаляпин писал, что ту неудачу запомнил на всю жизнь, а долговязого конкурента надолго возненавидел.

Спустя годы в Нижнем Новгороде Федор Иванович познакомился и подружился с писателем Максимом Горьким. Какого же было удивление артиста, когда, услышав рассказ, Горький рассмеялся: «Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого».

Федор Шаляпин и Максим Горький в 1901 году. Фото — РИА Новости

Ярким выдался и театральный дебют Шаляпина. Ему поручили бессловесную роль кардинала, возглавляющего процессию. Шаляпин очень волновался и объяснял младшим статистам: «Следуйте за мной и делайте все так же, как я!»

Едва выйдя на сцену, начинающий артист в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол. Но это было лишь полбеды — сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала! Шаляпин пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии — бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену. А за ним, также подрагивая, ползла свита. Едва «кардинал» оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, от души пнув будущее украшение русской сцены.

Литература

  • Берлин В. Д. Бессмертный человек с разными песнями : Федор Иванович Шаляпин и харьковчане. — Харьков: Ранок, 2001. — 127 с.
  • Дмитриевская Е. Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: Московский рабочий, 1986.
  • Дмитриевский В. Н. Шаляпин. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 543 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1448). — 5000 экз. — ISBN 978-5-253-03667-3.
  • Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2 книгах. — Л.: Музыка, 1985. — 15 000 экз.
  • Лесс А. Л. Рассказы о Шаляпине. — М.: Советская Россия, 1973. — 174 с.
  • Мошенцева П. Н. Первая жена Шаляпина // Тайны Кремлевской больницы, или Как умирали вожди. — М.: «Алгоритм», 2012. — 256 с. — (Исторические сенсации). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-49104-9.
  • Оссовский А. В. Ф. И. Шаляпин // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894—1912), Л.: Музыка, 1971. С. 174—177.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.
  • Петелин В. В. «Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894—1902)». М.: Центролиграф, 2000, 2004.
  • Садырин Борис Васильевич. Вятский Шаляпин. — Киров: Кировская обл. типография, 1998. — 223 с. — ISBN 5-88186-186-8.
  • Фёдор Иванович Шаляпин. Альбом-каталог из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина / С.В. Семиколенова. — М: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. — 408 с. — (Бахрушинская серия). — 1000 экз. — ISBN 978-5-901977-56-9.
  • Шаляпин, Федор Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шаляпина, Лидия. Глазами дочери: воспоминания. — Нью-Йорк: Т. Чернов-Шаляпин, И. Дарский, 1997. — ISBN 9780965513104.
  • Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. — Л.; М.: «Искусство», 1947.
  • Шаляпин Ф. И. Маска и душа. — М.: Союзтеатр, 1990.

Личная жизнь Шаляпина и скандалы

По словам певца, его первая свадьба состоялась в 18 лет. Но в СМИ не было информации о жене Шаляпина. В 2011 г. у Прохора случился роман с Аделиной Шариповой. Пара выкладывала совместные фотографии в Глобальную сеть. Вскоре Шаляпин и Шарипова расстались.

В 2013 г. Шаляпин женился на Ларисе Копенкиной, занимающейся бизнесом. Жена старше певца на 25 лет. В информационной среде разразился скандал из-за большой разницы в возрасте молодоженов. Прохор Шаляпин и Лариса Копенкина множество раз выступали на телепередачах и радио, доказывая искренность своих отношений. Вскоре супруги признались, что они не заключали официальный брак. Этот пиар-ход смог повысить популярность Прохора в обществе.

В 2014 г. женой Прохора Шаляпина стала российская модель и актриса Анна Калашникова. Вскоре у молодоженов появился ребенок. Супруги назвали своего сына Даниилом. Дата рождения ребенка: 20 марта 2015 г. Вскоре Шаляпин публично заявил, что он не является биологическим отцом мальчика. Он обратился на телепередачу «Пусть говорят», где кратко обсуждаются скандалы шоу-бизнеса. На шоу стали известны скрытые факты об отношениях супругов.

Выяснилось, что настоящий возраст Калашниковой составляет 39 лет. Жена изменяла артисту и родила Даниила от своего любовника. Результаты ДНК-теста показали отсутствие биологических связей у Прохора и его сына. Шаляпин признался, что не был верен Калашниковой и изменял ей во время замужества. В итоге супруги расторгли брак. После многочисленных скандалов и расставаний репутация Прохора была испорчена. Общественность перестала интересоваться голосом и творчеством певца.

Личная жизнь

Несмотря на то, что артист много работает, постоянно подпитывая публику своим творчеством, внимание зрителей больше приковано к скандальной личной жизни Прохора Шаляпина и его женщин. Первой возлюбленной исполнителя стала Алла Пеняева, которая обладала миллионным состоянием

Женщина помогла парню поступить в столичный вуз, чтобы тот получил высшее образование, и обеспечила его квартирой и автомобилем.

В 2013 году Прохор Шаляпин женился на бизнесвумен Ларисе Копенкиной, которой на то время было 52 года. Роман освещался во многих программах, среди которых была «Мужское/Женское», а свадьба стала одной из самых скандальных и громких в 2013 году. Семья певца не приняла этот брак. В 2014-м стало известно, что Прохор Шаляпин и его жена оформили развод.

Во время брака с Копенкиной у Шаляпина случился роман с Анной Калашниковой, которая на тот момент уже была беременна. В марте 2015 года у Шаляпина и Калашниковой родился сын Даня. Пара часто появлялась на российских ток-шоу, в частности, в передаче «Пусть говорят». Артисты решили узаконить отношения, но из-за многочисленных конфликтов у них ничего не получилось. К тому же впоследствии оказалось, что сына Анна родила не от Прохора.

Прохор Шаляпин и Лариса Копенкина

В том же году на премьере фильма «Мафия» певца заметили в компании телеведущей Татьяны Судец. Пара не стеснялась фотографов, позировала на камеры, что вызвало слухи о возможном романтическом чувстве, вспыхнувшем между гостями премьерного показа. Однако эти домыслы не нашли подтверждения.

В поисках невесты Прохор обращался на телевидение. Андрей Малахов даже помог шоумену организовать телешоу на Первом канале, которое получило название «Невеста для Прохора Шаляпина». Долго статный красавец (его рост составляет 197 см, а вес — 77 кг) в холостяках не засиживался. В ноябре 2017 года исполнитель раскрыл личность новой возлюбленной. Ею оказалась Татьяна Гудзева — дама не медийная, далекая от шоу-бизнеса.

Пара неоднократно становилась гостем рейтинговых телешоу. Побывали влюбленные и на программе «На самом деле», где выяснились настоящий возраст невесты и ряд других фактов ее биографии. Но эта информация не повлияла на чувства артиста. Позднее между молодыми людьми начались недомолвки, которые они также предпочли выяснить с использованием детектора лжи. Оказалось, что Прохор и Татьяна изменяют друг другу.

Прохор Шаляпин и Анна Калашникова

В апреле 2018 года светское общество стало обсуждать роман между Прохором и бывшей женой Армена Джигарханяна — пианисткой Виталиной Цымбалюк-Романовской. Актер поддерживал женщину во время скандального развода, а после был замечен в ее компании.

Сейчас пара по-прежнему вместе и демонстрирует идеальный союз. Оба задумываются о детях, но брак регистрировать пока не торопятся. Вместе Прохор и Витамина приняли участие в программе «Секрет на миллион», где поделились с телеведущей Лерой Кудрявцевой и публикой своими чувствами.

Союз с Виталиной оказался для Прохора плодотворным и в творческом плане. В 2018-м пара представила песню «Я больше не буду». В этом же году артиста пригласили на роль телеведущего прогноза погоды на канале НТВ. Также Шаляпин участвовал в телепроекте «Пятеро на одного». Концерты Прохора прошли в столице и других городах страны.

Прохор Шаляпин и Виталина Цымбалюк-Романовская

В мае 2019 года Шаляпин и Цымбалюк-Романовская дали совместный концерт на площадке Дома кино, а также записали новый трек «Люди с экрана». 2019 год принес Прохору Шаляпину новый титул. Музыкант попал в топ-100 самых стильных россиян. В сентябре пара посетила несколько театральных постановок, в числе которых был спектакль «За двумя зайцами» с Надеждой Бабкиной, о чем исполнитель поделился с поклонниками в «Инстаграме». Однако в ноябре пианистка и певец заявили о расставании.

В 2020 году приятель Шаляпина, фотограф Виктор Панкратьев заявил, что 10 лет назад у певца был бурный роман с популярной актрисой советского кинематографа Светланой Светличной. В то время разница в возрасте между влюбленными составляла полвека. По словам Панкратьева, в этот период артистка сильно изменилась внешне, похорошела, стала надевать мини и делать яркий макияж.

В доказательство этого в Сети появились совместные фото дамы с Прохором. Когда об этих «признаниях» стало известно самой Светличной, исполнительница заявила в интервью, что это — всего лишь слухи. Тут же Светлана Афанасьевна вспомнила Виталину Цымбалюк, сказав, что бывшая жена Армена Джигарханяна и Шаляпин — «одного плана».

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Успехи на актерском поприще

После развода Настя приняла решение достичь высот в карьере киноактрисы. Работа в сериале «Менты», где она блестяще сыграла следователя Абдулову, сделала ее знаменитостью. Изначально планировалось, что роль Анастасии будет эпизодической, однако продемонстрированный талант актрисы убедил сценаристов, что «женскую сюжетную линию» необходимо развивать. За считанные серии зритель начал понимать, что коллектив «ментов» без следователя Абдуловой является неполным. Съемки в этом сериале и в «Улицах разбитых фонарей» растянулись на несколько лет.

Следует отметить, что Анастасия Мельникова, фильмография которой насчитывает десятки ролей в кино, однажды призналась: она не представляет жизни без своей профессии.

На сон у нее уходит всего 4 часа, все остальное время она гастролирует, играет в театре и снимается в кино. Даже свою дочь Машу Анастасия родила, участвуя в сериале «Опера. Хроники убойного отдела». После родов она поспешила продолжить съемки, как заявляет сама актриса. Информацию о том, кто является папой ее отпрыска, артистка сообщать пока не хочет.

Сегодня рабочий график Анастасии Мельниковой расписан по минутам. Она задействована в картинах «Секретное поручение» (роль следователя), «Сонька Золотая Ручка» (роль каторжанки), «Казус Кукоцкого» (роль Ирины Ивановны Елисеевой).

Юность и начало творческого пути

Семья, несмотря на бедность, старалась заботиться о мальчике. Родители пытались дать сыну достойное образование. Его отправили учиться в частную школу Ведерникова, но в итоге пришлось сменить учебное учреждение. Шестое начальное училище Федор закончил в 1885 году с похвальным листом.

В летнее время он подрабатывал писарем в земской управе, получая жалование в размере 10 рублей в месяц. Осенью юноша поступил в ремесленное училище, но через некоторое время ему пришлось вернуться в родной город, так как его мама тяжело заболела. Необходимо было присматривать за сестрой и братом.

В Казани Шаляпин примкнул к труппе артистов, которая в то время была на гастролях в городе. Парень принимал участие в театральных постановках в качестве статиста. Такое увлечение сына было не по душе его отцу, но Федор мечтал о театре с тех пор, как первый раз увидел постановку «Русская свадьба».

В возрасте 15 лет будущий певец Федор Шаляпин попросил руководителя театра прослушать его на должность хориста. Но как раз в этот период у парня начал «ломаться» голос, поэтому он спел плохо. Хоть Федору и отказали, его любовь к театру росла все больше и больше.

В 1889 году юношу взяли статистом в театр, а уже через год он выступил в качестве оперного певца в постановке «Евгений Онегин» — это было начало творческой биографии Шаляпина. Осенью молодой артист отправился в Уфу, чтобы вступить в коллектив местной опереточной труппы. Сначала ему давали небольшие партии:

  1. Феррандо в «Трубадуре».
  2. Стольник в «Гальке».
  3. Неизвестный в «Аскольдовой могиле».

После окончания театрального сезона в городе объявилась странствующая труппа. Вместе с ней юноша ездил с гастролями по Средней Азии, Кавказу и по различным российским городам. В Тифлисе он познакомился с Дмитрием Усатовым. Этот человек раньше служил при Императорском театре. Эта встреча сыграла огромное значение в дальнейшей жизни Шаляпина, так как . Более того, он даже помогал Федору деньгами.

Две семьи в двух городах

Верной спутницей Шаляпина в его заграничной жизни была Мария Петцольд.

Мария Петцольд на портрете Бориса Кустодиева

Историки отмечали, что отношения Шаляпина с Петцольд носили характер, близкий у идиллическому. Приближенная семьи Нина Прихненко вспоминала, что в доме певца царили мир и покой: «Дядя Федя и тетя Маня всегда завтракали с семьей. В субботу-воскресенье все собирались за столом. Блюда подавали два слуги. Они следили за тем, чтобы все было, как полагается, молча и быстро меняли блюда, стараясь не привлекать к себе внимания. В доме постоянно были гости. За обедом собиралось обычно не менее 20 человек».

Однако эта идиллическая картина несколько мрачалась тем фактом, что у Шаляпина была и другая законная семья — созданная в 1898 году с итальянской балериной Иолой Торнаги.

Федор Шаляпин и Иола Торнаги. Фото — Википедия

Шаляпин очень упорно добивался приехавшую на гастроли в Нижний Новгород балерину. Не смущаясь языковым барьером, он общался с ней жестами, отпаивал во время простуды куриным бульоном, а однажды на репетиции даже переиначил строки оперы «Евгений Онегин», спев:

Онегин, я клянусь на шпаге:

Безумно я люблю Торнаги!

Тут итальянка уже не устояла. В их браке родилось шестеро детей, отец просто обожал своего первого сына Игоря, которого называл Игрушкой. Из гастролей он писал жене:

«Милая моя радость, прошу тебя написать мне, как вы оба себя чувствуете с моим Игрушкой, и сказать, в котором часу ты можешь быть свободна, чтобы поговорить со мной по телефону. Я боюсь, что, когда попрошу тебя к телефону ты оставишь нашего ангела Игоря, а потому ты должна написать мне, в котором часу ты будешь свободна.

Ты не можешь себе представить, дорогая Иолинка, как я скучаю в Петербурге, не знаю почему, но ничего меня не интересует, и я жду с восторгом дня, когда смогу увидеть тебя и целовать без конца.

Радость моя, очень-очень хочу тебя обнять. Ты далеко от моего сердца, но оно бьется и будет биться только для тебя и для моего дорогого Игрушки».

Иола Торнаги в окружении детей. Фото — РИА Новости

Однако, в семье случилось несчастье — 4-летний Игорь умер от аппендицита. Говорят, что Шаляпин очень тяжело перенес это событие, и даже думал о самоубийстве.

Возможно, именно тогда в семье началось некоторое охлаждение, побудившее артиста найти связь на стороне. В течении нескольких лет он буквально жил на две семьи — от Петцольд в России у певца родились три дочери. Семьи не общались друг с другом, одна была в Москве, другая — в Санкт-Петербурге. Торнаги знала об этой ситуации, но ради детей ничего не предпринимала.

Федор Шаляпин с младшей дочерью Даисией. Фото — РИА Новости

В 1922 году, решив эмигрировать, Шаляпин забрал с собой именно вторую семью. С Торнаги он развелся вскоре после этого, а с Петцольд оформил брак в Праге в 1927-м.

Еще одна дочь Шаляпина, Марина, была признана «Мисс Россия» на эмигрантском конкурсе 1931 года. Фото — РИА Новости

Тем не менее рассказывается, что Шаляпин не забыл и первую семью. Некоторых детей он тоже смог увести за границу, и писал об их судьбе бывшей жене (по другим сведениям, старшей дочери Ирине): «Федька работает в кино. Боря пишет красками натуру и работает, учится всерьез. Надеюсь, что будет художник. Лида живет по-прежнему».

Рассказывается также, что, несмотря на обструкцию Шаляпина, оставшуюся в СССР Иолу Торнаги никто не притеснял. Она прожила там до 1960-го, а в 87-летнем возрасте уехала по приглашению сына в Италию, где и скончалась в Риме в 1965, на год пережив Марию Петцольд.

Личная жизнь

Ф. И. Шаляпин и И. И. Торнаги

Шаляпин был дважды женат. Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги (Ле-Прести; 31.12.1873, Монца[источник не указан 122 дня] — 1965, Рим), Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина (1900—1978) и Лидия.

Состоя в браке, Фёдор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен; 1882—1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, и между собой они не общались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни.

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий