«поучение владимира мономаха»: анализ произведения

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям

Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

«Повесть о Фроле Скобееве» краткое содержание произведения – читать пересказ онлайн

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Теории о происхождении

Летопись называет жену Всеволода «греческая царица», «мономахиня», «грекиня», но не называет её имени и происхождения. О ней и её браке не упоминается в византийских источниках.

Точно неизвестно, кто был её родителями. Указывается, что император Константин IX Мономах был её родственником, возможно, отцом, т.к. его семья была вообще крайне малочисленна. Константин являлся единственным представителем рода Мономахов на византийском престоле, и получил трон благодаря своему третьему браку — в 1042 году с немолодой уже императрицей Зоей, брак с которой оставался бездетным.

До этого он был женат дважды — имя первой его супруги неизвестно (также бездетна), второй же была Елена Склирена, внучка генерала Варды Склира, племянница императора Романа III Аргира (предыдущего мужа принцессы Зои).

Константин IX Мономах

После смерти Елены Склирены император Константин взял в любовницы её кузину Марию Склирену (ум. 1044) и поселил её в императорском дворце параллельно со своим супружеством с Зоей. Также известна его любовница «аланская» принцесса — возможно, Ирина, дочь багратидского князя Дмитрия. Предполагают, что русская невеста была либо законной дочерью от жены Елены Склирены, либо внебрачной от Марии Склирены; однако никаких упоминаний о рождении у Константина детей нет.

Брак

В 1043 году имел место последний большой поход Киевской Руси на Константинополь — Русско-византийская война 1043 года. Им командовал сын Ярослава Мудрого — Владимир Ярославич. О причинах похода ведутся споры. В ходе сражения русский флот, пострадавший от греческого огня и разбитый штормом, потерпел поражение и был вынужден отступить.

В знак заключения мира с Русью Константин выдал «царевну» замуж за другого сына Ярослава, Всеволода, сына принцессы Ингегерды Шведской.

При этом, любая принцесса из императорского дома была в тот момент крайне важным лицом в линии престолонаследия Византии, потому что Константин IX Мономах, его жена императрица Зоя и её сестра императрица Феодора были бездетными, и на них Македонская династия, в итоге, и пресеклась, на престол взошёл Михаил VI Стратиотик. Наличие у Константина законной дочери позволило бы выдать её замуж за подходящего кандидата и продолжить династию, однако поскольку этого не произошло, это подтверждает предположения либо о незаконнорожденности Мономахини, либо о весьма её дальнем родстве с Константином.

Собственно об этом браке историкам известно лишь по краткой записи под 6567/1053 годом в «Повести временных лет», что «оу Всеволода родися сын Володимиръ от цесарице гречькое» (Ипат.летоп., 149).

О юном возрасте Мономахини на момент брака говорит тот факт, что первенец у них со Всеволодом родился только спустя 7 лет после бракосочетания. По облику её предполагаемого отца Константина можно сделать вывод о её красоте: она, как и он, могла быть белокожей, с густыми рыжими волосами, яркими голубыми глазами, изящным телосложением.

После её смерти Всеволод женился второй раз на неизвестной (возможно, половецкой княжне.

Русь и Византия

Слава Киевского князя распространилась далеко за пределами его владений. Император Византии, узнав, что Русь готовится к большому походу на Константинополь, в страхе предпочел отправить в Киев послов с богатыми дарами.

Они вручили русскому князю бармы (широкий воротник или оплечье), расшитые самоцветами, животворящий крест и сердоликовую чашу. Однако самым ценным даром, привезенным послами, был венец византийских басилевсов. Таким образом Константинополь признавал князя Владимира достойным носить императорские регалии. С тех пор шапкой Мономаха венчались все великие русские князья и цари.

Владимир Мономах: краткая биография князя набожного

Биография Владимира Мономаха насыщена событиями. Сам он был человеком высокообразованным для своего времени и всем рекомендовал учиться и читать побольше. В качестве примера для подражания он всегда указывал на своего отца, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи изучил пять языков. Историю, литературу, а также развитие духовности, князь считал важными и необходимыми науками. При этом он и сам был не обделен литературным талантом, что и видно из дошедших до нас записям.

Стоит узнать

Именно князь Владимир Мономах первым четко обозначил формулу, что леность – мать всех пороков. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и сам великий правитель всегда придерживался данного правила.

Происхождение и юность Мономаха

Четвертый сын Ярослава Мудрого, а также его супруги Ингигерды Шведской, Всеволод Ярославич, самый любимый и бережно хранимый родителями, смог передать толику любви и своим деткам, особенно первенцу – Владимиру Всеволодовичу. Его матерью была дочь византийского императора Константина IX Мономаха, личное имя которой не дошло до наших дней. Предположительно ее могли звать Мария, Анастасия, Анна или даже Феодора. Синодиками Выдубицкого монастыря она была названа Анастасией, а вот имя Мария могла принять в монашестве перед смертью.

Родился маленький Владимир, принявший фамильное имя матери, 26 мая 1053 года в Переяславе. Там он провел в окружении нянек и мамок, а также под присмотром собственной матери практически все детство и юность. Отец часто брал его в походы и поездки по стране. Когда он подрос до совершеннолетия, которое в древней Руси в четырнадцать лет, стал уже самостоятельно возглавлять отцовскую дружину. С ранних лет он выказывал военные навыки, как стратегические, так и тактические. Такой ранний опыт не мог повлиять на исторический портрет Владимира Мономаха в будущем.

  • В 1073 году Владимир впервые отправился в большой военный поход вместе со своим братом Олегом Святославичем. Они ходили помогать полякам в борьбе с чехами.
  • В том же году было осуществлено еще две военные вылазки против Всеслава Полоцкого, осуществленных вместе с отцом и двоюродным братом Святополком Изяславичем. Тогда же впервые была использована наемная конница из половцев в междоусобице.
  • В 1073 году Всеволод стал князем киевским, а в правление своего сына отдал Чернигов. Спустя два года Владимир одержал блистательную победу, защищая свое княжество от кочевников-торков.
  • В начале 1080-х годов Мономах со своей дружиной подавил восстание вятичей.

В последнем случае было произведено два поход в зимнее время между 1078 и 1085 годами. К 1093 году он сохранил свое влияние в Ростове, а также значительно расширил его на Смоленск и окружающие его земли.

Важно

В 1102 году Новгородским князем являлся сын Владимира Мстислав. По древней традиции там должен править сын киевского князя, которым на тот момент был его двоюродный брат Святополк Изяславич. Однако сместить сын и заменить его на племянника Мономах не позволил, тем самым нарушив древнюю традицию.

Личные качества последнего древнерусского правителя

Многие историки склоняются к тому, что деятельность Владимира Мономаха прекрасно свидетельствует о его личностных качествах и характеристиках. Летописи говорят о том, что с ранних лет отец и мать «получили наслаждение» от этого ребенка. Он подрастал умным, добрым, с обостренным чувством справедливости, остался он таким до глубокой старости. Великий русский историк Василий Татищев пишет, что он был «горд в правосудии и законы чтил», и хотя виновные всегда были наказаны, но более в пользу прощения и милости. По поводу внешности он писал, что Мономах был красен лицом, имел крупные глаза навыкате, волосы рыжие и кудрявые, был невысок ростом, но крепкого и коренастого телосложения.

Стоит отметить и увлеченность науками, что во все годы жизни Владимир Мономах проявлял в крайней степени. А. С. Орлов отмечал, что он был крайне умелым писателем, поэтом и несомненно образованным человеком. К вере православной у Владимира Всеволодовича было особое отношение, каноны которой он чрезвычайно уважал и чтил. Именно законы православия он считал основой, на которую следует опираться в любой ситуации и при каком угодно положении дел.

Киевский престол

В 1093 году князь Всеволод умирает. Для Владимира смерть отца могла стать предлогом узурпировать киевский престол на правах старшего сына. Таких примеров в средневековой русской истории немало. Все же он, понимая, что это приведет лишь к новым междоусобицам, мудро уступил власть Святополку, а сам удалился в Чернигов.

Главной его заботой в то время было изгнание половцев. С этой целью он дважды собирал удельных князей на съезд, чтобы примирить тех, кто враждовал между собой. В это время проявились его дипломатические таланты. Кроме того, ему удалось объединить дружины разных русских земель в единую рать. В результате предпринятых Мономахом шагов половецкое войско было разгромлено, а 20 ханов пали на поле битвы.

В 1113 г., после смерти Святополка, киевляне на вече постановили послать к черниговскому князю гонцов с приглашением занять дедовский и отцовский престол. Правление Владимира Мономаха длилось 13 лет. В течение этого периода Древняя Русь превратилась в мощное государство.

Внешняя политика Владимира Мономаха

Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:

На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.

Налаживание дружеских отношений с другими странами:

  • с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византией
  • продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.

Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом – двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.


Цитата из письма Олегу Собственно, его цель – призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

Ранние годы княжича

Владимир родился в мае 1053 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий) – стольном граде своего отца, Всеволода Ярославича. Там же прошло его детство. Правда, другие источники называют местом его появления на свет Киев. Матерью Владимира была Мария, византийская принцесса.

Маленького княжича рано стали обучать военному делу. Уже в три года его первый раз посадили на лошадь. А вот обучение письму и чтению началось позже. Для этого к семилетнему княжичу специально был приставлен монах. Однако главную науку о том, как управлять родовыми землями, Владимир постигал, слушая наставления отца.

Беззаботная пора закончилась быстро. В 1066 году Всеволод посадил 13-летнего сына князем в Ростове. Владимир Мономах хорошо усвоил отцовскую науку управления, о чем свидетельствовал тот факт, что он не только удержался на престоле, но и смог собрать дружину, чтобы прийти на помощь отцу в битве под Новгородом. Начиная с этого момента Владимиру приходилось много времени проводить в ратных походах против половцев, а также участвовать в междоусобной борьбе удельных русских князей.

Литература

  • Орлов А. С. Владимир Мономах. — М.-Л.: Академия наук СССР, 1946. — 192 с.
  • Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. — Византийский временник. — Т. 28. — М.: Наука, 1968. — С. 127—135.
  • Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 576 с.: ил. — (ЖЗЛ).
  • Каргалов В. В. Полководцы X—XVI вв. — М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989. — 334 с.
  • Nenarokova М. Vladimir Monomakh’s Instruction: An Old Russian Pedagogic Treatise // Feros Ruys, Juanita, ed. What Nature Does Not Teach: Didactic Literature in the Medieval and Early-Modern Periods. Turnhout, Brepols, 2008, 109—128.
  • Чепа М.-Л. А. Чому важка шапка Мономаха? / П’ять великих таємниць історичної психології. — Київ, 2005. — С. 30-65. — ISBN 966-8356-50-0.
  • Чернявский С. Н. Владимир Мономах. Византиец на русском престоле. — М., 2017.
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — С. 158—215.
  • Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Ищенко А. С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. — Ростов-на-Дону: Антей, 2014. — 276 с. — ISBN 978-5-91365-217-1.
  • Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 386 с.: ил. — (ЖЗЛ).
  • Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в Средние века и Новое время. — М., 1999. — С. 50—82.

Борьба за киевское княжение Междоусобная война 1146—1154 годов

Личная жизнь и смерть Владимира: в памяти народной на века

Своей резиденцией Мономах всегда считал палаты в Переяславе, где он родился, и в Чернигове, однако подолгу останавливался в Ростове, Смоленске, а затем и в Киеве, который стал для него домом в его последние дни. Предпочитал он загородный дом, где было тихо и спокойно, однако дела государственные больше удерживали его в городе.

Жены и дети

Интересно, что Владимир был достаточно любвеобильным человеком и женат был несколько раз. Ученые сегодня едва ли смогут выяснить, сколько точно детей он имел и от кого из жен. Первая супруга князя Мономаха – английская принцесса Гита Уэссекская, вторая Ефимия, возможно она была гречанкой. Кроме того, была и третья, имя которой история утратила, но она была дочерью хана половецкого.

  • Мстислав (1076), впоследствии великий князь киевский с 1125.
  • Изяслав (1077) в будущем князь курский.
  • Святослав, дата рождения которого неизвестна, ставший князем смоленским и переяславским.
  • Ярополк (1082), князь киевский с 1132 года.
  • Вячеслав, дата рождения туманна, князь туровский и великий князь киевский в разные годы.
  • Мария (Марица), была замужем за Лжедиогеном II.
  • Евфимия, жена венгерского монарха Кальмана І.
  • Агафия.
  • Юрий Долгорукий, князь суздальский, великий князь киевский в 1149—1150 и с 1155.
  • Роман (1099) князь волынский, переяславский, а также и киевский.
  • Андрей (1102).

Стоит обратить внимание, что дети от первого брака были названы именами славянского происхождения, а вот от второго они уже носят греческие имена. Причем сведения эти явно неполные

К примеру, Василий Татищев пишет о Глебе, сыне Мономаха, однако другие ученые сомневаются, что таковой существовал или имел какое-то отношение к Владимиру.

Смерть последнего правителя древней Руси и увековечение памяти

Итоги правления Владимира Мономаха трудно недооценить. Он действительно старался объединить страну, нарастить ее боевую мощь и экономическую стабильность. Народ любил справедливого и честного правителя, руководствующегося всегда словом божьим. На семьдесят втором году жизни, 19 мая 1125 года великий князь киевский, князь смоленский и черниговский, ростовский и переяславский, скончался в своем родовом имении в родном городе, в котором родился и провел детство Переяславе-Южном. Смерть его была спокойной, он принял схиму, монашеский сан перед уходом. Это практически уникальные случаи, которых было всего несколько в истории, когда правитель умирал своей смертью. Погребен великий человек, подвижник и миротворец в Софийском соборе в Киеве, как раз рядом со своим отцом.

Память и благодарность никогда не отпускает тех, кто сделал для своего народа действительно большие свершения. Потому и Владимир Всеволодович Мономах остался в сердцах людей и сегодня каждый знает, кем же славен этот древний русский князь, хотя прошло уже почти тысячу лет с даты его смерти. В Великом Новгороде ему установлен памятник, под названием «Тысячелетие России», и в городке Прилуках, что на Украине, есть памятник Владимиру. В честь этого замечательного человека названа огромная атомная подводная лодка ВМФ России.

Интересно, что 2002 году на Украине была выпущена памятная монетка, в честь Владимира Мономаха, а в 2033-м еще и марка, которую высоко оценили филателисты всех стран. Александр Грибоедов в свое время посвятил этому колоритному персонажу замысел одной из своих выдающихся трагедий, однако дол наших дней она не дошла. Сохранился только отрывок, который можно отыскать по названию «Диалог половецких мужей». Современная литература тоже не оставляет тему Владимира в покое, о нем писали Борис Васильев и Евгений Санин, Василий Седугин и Антонин Ладинский. У великого русского художника Виктора Васнецова есть картина, под названием «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты», а также сохранились красивые литографии художника девятнадцатого века Бориса Чорикова.

Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха

Период правления характеризуется сильной внешней и умной внутренней политикой.

Характерными чертами внутренней политики князя считается:

Объединение русских земель.

Усиление армии.

Улучшение социального и экономического состояния страны.

Создание сильного единого государства.

Именно при Владимире Мономахе была создана новая система наследования престола от отца к сыну, а не к братьям, как было прежде. Это значительно уменьшило вероятность междоусобных войн и последующего разделения государства.

Внешняя политика Мономаха был жестче. Со всеми врагами государь сначала вступал в переговоры, а если это не давало результатов, то отправлялся с армией в военные походы. Стратегический ум Мономаха помогал одерживать победу над врагами. Таким способом были разгромлены половцы и изгнаны печенеги с русских земель.

Джейкоб Элорди

Личная жизнь

Житие Мономаха свидетельствует о том, что у вельможи было три супруги и множество детей. Сегодня невозможно достоверно установить, которая из жен кого из детей родила.

Достоверно известно, что личная жизнь Владимира Мономаха была насыщенной событиями. Первой супругой князя исследователи называют Гиту Уэссекскую. Это английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. Она родила мужу шестерых (по иной версии семерых) сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Изяслава, Романа и Святослава.

Владимир Мономах и Гита Уэссекская

Еще двое сыновей Мономаха – Юрий и Андрей. Но исследователи расходятся во мнении, была ли Гита матерью Юрия, ставшего известным как Юрий Долгорукий. А еще у Владимира было несколько дочерей. До нас дошли имена троих: Мария (Марица), Евфимия и Агафия.

Шапка Владимира Мономаха

К личным качествам Владимира Мономаха все исследователи причисляют мудрость, стремление к самообразованию, а также политическую интуицию. Получив в 13 лет Ростовские и Суздальские земли от отца, князь не оставлял заботы о них и к концу жизни превратил их в цветущий край с развитой культурой.

Половецкая рать

Когда на Русь впервые вторглись половцы, Владимиру Мономаху было восемь лет. Его отец, князь Всеволод, выступил в поход, чтобы остановить иноземцев, но потерпел сокрушительное поражение.

С тех пор кочевники стали настоящим бедствием для древнерусского государства. Их орды приходили внезапной смертоносной волной: грабили и жгли деревни, а порой и целые города, и так же быстро уходили, угоняя в степь множество пленных.

Русичи как могли обороняли свои земли, но побед было не больше, чем поражений. Положение усложнялось еще и тем, что некоторые князья во время усобиц нередко призывали половцев в союзники, тем самым способствуя разорению русских земель. Всю свою жизнь Всеволод, будучи правителем Киевской Руси, вел с кочевниками борьбу. В 1093 году он умер. Продолжить его дело надлежало сыну – Владимиру Мономаху.

Но тот решил иначе. Руси следовало помириться с кочевниками, а не воевать. Тем более половцы сами желали мира. Возможно, так бы и случилось, сядь Мономах на трон отца. Но вышло по-другому: Владимир решил добровольно уступить киевский престол своему двоюродному брату Святополку, посчитав, что у того больше на это прав.

Святополк жаждал войны. Это привело к новой многолетней резне с половцами, в которой русские князья потерпели множество поражений. В 1097 году русские князья осознали, что им следует прекратить междоусобицы и всю свою мощь сосредоточить на кочевниках. Они собрались в городе Любече и постановили: отныне каждый станет «держать отчину свою».

До этого распределение княжеств на Руси происходило по старшинству: самое крупное доставалось самому старшему из Рюриковичей, и так по нисходящей. Конечно же, далеко не каждый князь оставался доволен полученным наделом и пытался мечом восстановить справедливость.

После Любечского съезда земли, кроме киевской, стали закрепляться непосредственно за родами и переходить от отца к сыну и от брата к брату, что, с одной стороны, раздробило Русь на феодальные наделы, с другой – значительно сократило территориальные споры князей и, соответственно, количество поводов для междоусобных войн.

Наконец примиренные князья могли объединиться и дать отпор иноземцам. Но едва закончился съезд, произошел новый конфликт: Святополк ослепил одного из князей – Василька, поверив клевете, что тот собирается захватить власть. На Руси вот-вот готова была вспыхнуть новая усобица. Тогда вмешался Владимир Мономах.

Главные постулаты

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Также правитель отмечал необходимость осуществления молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив

Заметно, что особую важность для правителя имело почитание гостя. Издавна существовал неписаный кодекс, по которому принятие гостя в доме было обязательным вне зависимости от времени и условий быта

Единственно допустимым условием встречи незнакомого человека было сказочное «накормить, напоить и спать уложить».

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. Пронесшиеся по Руси татаро-монгольские войска победили отдалившихся друг от друга князей, установив на столетия собственное правление.

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

«поучение владимира мономаха»: анализ произведения

Краткое содержание

В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.

Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.

Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.

По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям

Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.

«Повесть о Фроле Скобееве» краткое содержание произведения – читать пересказ онлайн

В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.

Теории о происхождении

Летопись называет жену Всеволода «греческая царица», «мономахиня», «грекиня», но не называет её имени и происхождения. О ней и её браке не упоминается в византийских источниках.

Точно неизвестно, кто был её родителями. Указывается, что император Константин IX Мономах был её родственником, возможно, отцом, т.к. его семья была вообще крайне малочисленна. Константин являлся единственным представителем рода Мономахов на византийском престоле, и получил трон благодаря своему третьему браку — в 1042 году с немолодой уже императрицей Зоей, брак с которой оставался бездетным.

До этого он был женат дважды — имя первой его супруги неизвестно (также бездетна), второй же была Елена Склирена, внучка генерала Варды Склира, племянница императора Романа III Аргира (предыдущего мужа принцессы Зои).

Константин IX Мономах

После смерти Елены Склирены император Константин взял в любовницы её кузину Марию Склирену (ум. 1044) и поселил её в императорском дворце параллельно со своим супружеством с Зоей. Также известна его любовница «аланская» принцесса — возможно, Ирина, дочь багратидского князя Дмитрия. Предполагают, что русская невеста была либо законной дочерью от жены Елены Склирены, либо внебрачной от Марии Склирены; однако никаких упоминаний о рождении у Константина детей нет.

Брак

В 1043 году имел место последний большой поход Киевской Руси на Константинополь — Русско-византийская война 1043 года. Им командовал сын Ярослава Мудрого — Владимир Ярославич. О причинах похода ведутся споры. В ходе сражения русский флот, пострадавший от греческого огня и разбитый штормом, потерпел поражение и был вынужден отступить.

В знак заключения мира с Русью Константин выдал «царевну» замуж за другого сына Ярослава, Всеволода, сына принцессы Ингегерды Шведской.

При этом, любая принцесса из императорского дома была в тот момент крайне важным лицом в линии престолонаследия Византии, потому что Константин IX Мономах, его жена императрица Зоя и её сестра императрица Феодора были бездетными, и на них Македонская династия, в итоге, и пресеклась, на престол взошёл Михаил VI Стратиотик. Наличие у Константина законной дочери позволило бы выдать её замуж за подходящего кандидата и продолжить династию, однако поскольку этого не произошло, это подтверждает предположения либо о незаконнорожденности Мономахини, либо о весьма её дальнем родстве с Константином.

Собственно об этом браке историкам известно лишь по краткой записи под 6567/1053 годом в «Повести временных лет», что «оу Всеволода родися сын Володимиръ от цесарице гречькое» (Ипат.летоп., 149).

О юном возрасте Мономахини на момент брака говорит тот факт, что первенец у них со Всеволодом родился только спустя 7 лет после бракосочетания. По облику её предполагаемого отца Константина можно сделать вывод о её красоте: она, как и он, могла быть белокожей, с густыми рыжими волосами, яркими голубыми глазами, изящным телосложением.

После её смерти Всеволод женился второй раз на неизвестной (возможно, половецкой княжне.

Русь и Византия

Слава Киевского князя распространилась далеко за пределами его владений. Император Византии, узнав, что Русь готовится к большому походу на Константинополь, в страхе предпочел отправить в Киев послов с богатыми дарами.

Они вручили русскому князю бармы (широкий воротник или оплечье), расшитые самоцветами, животворящий крест и сердоликовую чашу. Однако самым ценным даром, привезенным послами, был венец византийских басилевсов. Таким образом Константинополь признавал князя Владимира достойным носить императорские регалии. С тех пор шапкой Мономаха венчались все великие русские князья и цари.

Владимир Мономах: краткая биография князя набожного

Биография Владимира Мономаха насыщена событиями. Сам он был человеком высокообразованным для своего времени и всем рекомендовал учиться и читать побольше. В качестве примера для подражания он всегда указывал на своего отца, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи изучил пять языков. Историю, литературу, а также развитие духовности, князь считал важными и необходимыми науками. При этом он и сам был не обделен литературным талантом, что и видно из дошедших до нас записям.

Стоит узнать

Именно князь Владимир Мономах первым четко обозначил формулу, что леность – мать всех пороков. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и сам великий правитель всегда придерживался данного правила.

Происхождение и юность Мономаха

Четвертый сын Ярослава Мудрого, а также его супруги Ингигерды Шведской, Всеволод Ярославич, самый любимый и бережно хранимый родителями, смог передать толику любви и своим деткам, особенно первенцу – Владимиру Всеволодовичу. Его матерью была дочь византийского императора Константина IX Мономаха, личное имя которой не дошло до наших дней. Предположительно ее могли звать Мария, Анастасия, Анна или даже Феодора. Синодиками Выдубицкого монастыря она была названа Анастасией, а вот имя Мария могла принять в монашестве перед смертью.

Родился маленький Владимир, принявший фамильное имя матери, 26 мая 1053 года в Переяславе. Там он провел в окружении нянек и мамок, а также под присмотром собственной матери практически все детство и юность. Отец часто брал его в походы и поездки по стране. Когда он подрос до совершеннолетия, которое в древней Руси в четырнадцать лет, стал уже самостоятельно возглавлять отцовскую дружину. С ранних лет он выказывал военные навыки, как стратегические, так и тактические. Такой ранний опыт не мог повлиять на исторический портрет Владимира Мономаха в будущем.

  • В 1073 году Владимир впервые отправился в большой военный поход вместе со своим братом Олегом Святославичем. Они ходили помогать полякам в борьбе с чехами.
  • В том же году было осуществлено еще две военные вылазки против Всеслава Полоцкого, осуществленных вместе с отцом и двоюродным братом Святополком Изяславичем. Тогда же впервые была использована наемная конница из половцев в междоусобице.
  • В 1073 году Всеволод стал князем киевским, а в правление своего сына отдал Чернигов. Спустя два года Владимир одержал блистательную победу, защищая свое княжество от кочевников-торков.
  • В начале 1080-х годов Мономах со своей дружиной подавил восстание вятичей.

В последнем случае было произведено два поход в зимнее время между 1078 и 1085 годами. К 1093 году он сохранил свое влияние в Ростове, а также значительно расширил его на Смоленск и окружающие его земли.

Важно

В 1102 году Новгородским князем являлся сын Владимира Мстислав. По древней традиции там должен править сын киевского князя, которым на тот момент был его двоюродный брат Святополк Изяславич. Однако сместить сын и заменить его на племянника Мономах не позволил, тем самым нарушив древнюю традицию.

Личные качества последнего древнерусского правителя

Многие историки склоняются к тому, что деятельность Владимира Мономаха прекрасно свидетельствует о его личностных качествах и характеристиках. Летописи говорят о том, что с ранних лет отец и мать «получили наслаждение» от этого ребенка. Он подрастал умным, добрым, с обостренным чувством справедливости, остался он таким до глубокой старости. Великий русский историк Василий Татищев пишет, что он был «горд в правосудии и законы чтил», и хотя виновные всегда были наказаны, но более в пользу прощения и милости. По поводу внешности он писал, что Мономах был красен лицом, имел крупные глаза навыкате, волосы рыжие и кудрявые, был невысок ростом, но крепкого и коренастого телосложения.

Стоит отметить и увлеченность науками, что во все годы жизни Владимир Мономах проявлял в крайней степени. А. С. Орлов отмечал, что он был крайне умелым писателем, поэтом и несомненно образованным человеком. К вере православной у Владимира Всеволодовича было особое отношение, каноны которой он чрезвычайно уважал и чтил. Именно законы православия он считал основой, на которую следует опираться в любой ситуации и при каком угодно положении дел.

Киевский престол

В 1093 году князь Всеволод умирает. Для Владимира смерть отца могла стать предлогом узурпировать киевский престол на правах старшего сына. Таких примеров в средневековой русской истории немало. Все же он, понимая, что это приведет лишь к новым междоусобицам, мудро уступил власть Святополку, а сам удалился в Чернигов.

Главной его заботой в то время было изгнание половцев. С этой целью он дважды собирал удельных князей на съезд, чтобы примирить тех, кто враждовал между собой. В это время проявились его дипломатические таланты. Кроме того, ему удалось объединить дружины разных русских земель в единую рать. В результате предпринятых Мономахом шагов половецкое войско было разгромлено, а 20 ханов пали на поле битвы.

В 1113 г., после смерти Святополка, киевляне на вече постановили послать к черниговскому князю гонцов с приглашением занять дедовский и отцовский престол. Правление Владимира Мономаха длилось 13 лет. В течение этого периода Древняя Русь превратилась в мощное государство.

Внешняя политика Владимира Мономаха

Защита страны совместно с сыновьями от внешних врагов:

На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Новгороде и Ладоге, на северо-востоке Юрий отражал набеги волжских булгар, князь Ярополк, правивший в Переяславле, воевал с половцами в 1116 и 1120гг, после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию, присоединил дунайские города, полностью подчинил Полоцкую землю.

Налаживание дружеских отношений с другими странами:

  • с 1122г. — восстановились дружеские отношения с Византией
  • продолжалась политика укрепления династических связей с Европой, сам Мономах был женат на дочери короля Англии – Гите.

Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом – двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.


Цитата из письма Олегу Собственно, его цель – призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

Ранние годы княжича

Владимир родился в мае 1053 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий) – стольном граде своего отца, Всеволода Ярославича. Там же прошло его детство. Правда, другие источники называют местом его появления на свет Киев. Матерью Владимира была Мария, византийская принцесса.

Маленького княжича рано стали обучать военному делу. Уже в три года его первый раз посадили на лошадь. А вот обучение письму и чтению началось позже. Для этого к семилетнему княжичу специально был приставлен монах. Однако главную науку о том, как управлять родовыми землями, Владимир постигал, слушая наставления отца.

Беззаботная пора закончилась быстро. В 1066 году Всеволод посадил 13-летнего сына князем в Ростове. Владимир Мономах хорошо усвоил отцовскую науку управления, о чем свидетельствовал тот факт, что он не только удержался на престоле, но и смог собрать дружину, чтобы прийти на помощь отцу в битве под Новгородом. Начиная с этого момента Владимиру приходилось много времени проводить в ратных походах против половцев, а также участвовать в междоусобной борьбе удельных русских князей.

Литература

  • Орлов А. С. Владимир Мономах. — М.-Л.: Академия наук СССР, 1946. — 192 с.
  • Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. — Византийский временник. — Т. 28. — М.: Наука, 1968. — С. 127—135.
  • Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 576 с.: ил. — (ЖЗЛ).
  • Каргалов В. В. Полководцы X—XVI вв. — М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989. — 334 с.
  • Nenarokova М. Vladimir Monomakh’s Instruction: An Old Russian Pedagogic Treatise // Feros Ruys, Juanita, ed. What Nature Does Not Teach: Didactic Literature in the Medieval and Early-Modern Periods. Turnhout, Brepols, 2008, 109—128.
  • Чепа М.-Л. А. Чому важка шапка Мономаха? / П’ять великих таємниць історичної психології. — Київ, 2005. — С. 30-65. — ISBN 966-8356-50-0.
  • Чернявский С. Н. Владимир Мономах. Византиец на русском престоле. — М., 2017.
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — С. 158—215.
  • Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Ищенко А. С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. — Ростов-на-Дону: Антей, 2014. — 276 с. — ISBN 978-5-91365-217-1.
  • Карпов А. Ю. Великий князь Владимир Мономах. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 386 с.: ил. — (ЖЗЛ).
  • Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в Средние века и Новое время. — М., 1999. — С. 50—82.

Борьба за киевское княжение Междоусобная война 1146—1154 годов

Личная жизнь и смерть Владимира: в памяти народной на века

Своей резиденцией Мономах всегда считал палаты в Переяславе, где он родился, и в Чернигове, однако подолгу останавливался в Ростове, Смоленске, а затем и в Киеве, который стал для него домом в его последние дни. Предпочитал он загородный дом, где было тихо и спокойно, однако дела государственные больше удерживали его в городе.

Жены и дети

Интересно, что Владимир был достаточно любвеобильным человеком и женат был несколько раз. Ученые сегодня едва ли смогут выяснить, сколько точно детей он имел и от кого из жен. Первая супруга князя Мономаха – английская принцесса Гита Уэссекская, вторая Ефимия, возможно она была гречанкой. Кроме того, была и третья, имя которой история утратила, но она была дочерью хана половецкого.

  • Мстислав (1076), впоследствии великий князь киевский с 1125.
  • Изяслав (1077) в будущем князь курский.
  • Святослав, дата рождения которого неизвестна, ставший князем смоленским и переяславским.
  • Ярополк (1082), князь киевский с 1132 года.
  • Вячеслав, дата рождения туманна, князь туровский и великий князь киевский в разные годы.
  • Мария (Марица), была замужем за Лжедиогеном II.
  • Евфимия, жена венгерского монарха Кальмана І.
  • Агафия.
  • Юрий Долгорукий, князь суздальский, великий князь киевский в 1149—1150 и с 1155.
  • Роман (1099) князь волынский, переяславский, а также и киевский.
  • Андрей (1102).

Стоит обратить внимание, что дети от первого брака были названы именами славянского происхождения, а вот от второго они уже носят греческие имена. Причем сведения эти явно неполные

К примеру, Василий Татищев пишет о Глебе, сыне Мономаха, однако другие ученые сомневаются, что таковой существовал или имел какое-то отношение к Владимиру.

Смерть последнего правителя древней Руси и увековечение памяти

Итоги правления Владимира Мономаха трудно недооценить. Он действительно старался объединить страну, нарастить ее боевую мощь и экономическую стабильность. Народ любил справедливого и честного правителя, руководствующегося всегда словом божьим. На семьдесят втором году жизни, 19 мая 1125 года великий князь киевский, князь смоленский и черниговский, ростовский и переяславский, скончался в своем родовом имении в родном городе, в котором родился и провел детство Переяславе-Южном. Смерть его была спокойной, он принял схиму, монашеский сан перед уходом. Это практически уникальные случаи, которых было всего несколько в истории, когда правитель умирал своей смертью. Погребен великий человек, подвижник и миротворец в Софийском соборе в Киеве, как раз рядом со своим отцом.

Память и благодарность никогда не отпускает тех, кто сделал для своего народа действительно большие свершения. Потому и Владимир Всеволодович Мономах остался в сердцах людей и сегодня каждый знает, кем же славен этот древний русский князь, хотя прошло уже почти тысячу лет с даты его смерти. В Великом Новгороде ему установлен памятник, под названием «Тысячелетие России», и в городке Прилуках, что на Украине, есть памятник Владимиру. В честь этого замечательного человека названа огромная атомная подводная лодка ВМФ России.

Интересно, что 2002 году на Украине была выпущена памятная монетка, в честь Владимира Мономаха, а в 2033-м еще и марка, которую высоко оценили филателисты всех стран. Александр Грибоедов в свое время посвятил этому колоритному персонажу замысел одной из своих выдающихся трагедий, однако дол наших дней она не дошла. Сохранился только отрывок, который можно отыскать по названию «Диалог половецких мужей». Современная литература тоже не оставляет тему Владимира в покое, о нем писали Борис Васильев и Евгений Санин, Василий Седугин и Антонин Ладинский. У великого русского художника Виктора Васнецова есть картина, под названием «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты», а также сохранились красивые литографии художника девятнадцатого века Бориса Чорикова.

Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха

Период правления характеризуется сильной внешней и умной внутренней политикой.

Характерными чертами внутренней политики князя считается:

Объединение русских земель.

Усиление армии.

Улучшение социального и экономического состояния страны.

Создание сильного единого государства.

Именно при Владимире Мономахе была создана новая система наследования престола от отца к сыну, а не к братьям, как было прежде. Это значительно уменьшило вероятность междоусобных войн и последующего разделения государства.

Внешняя политика Мономаха был жестче. Со всеми врагами государь сначала вступал в переговоры, а если это не давало результатов, то отправлялся с армией в военные походы. Стратегический ум Мономаха помогал одерживать победу над врагами. Таким способом были разгромлены половцы и изгнаны печенеги с русских земель.

Джейкоб Элорди

Личная жизнь

Житие Мономаха свидетельствует о том, что у вельможи было три супруги и множество детей. Сегодня невозможно достоверно установить, которая из жен кого из детей родила.

Достоверно известно, что личная жизнь Владимира Мономаха была насыщенной событиями. Первой супругой князя исследователи называют Гиту Уэссекскую. Это английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. Она родила мужу шестерых (по иной версии семерых) сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Изяслава, Романа и Святослава.

Владимир Мономах и Гита Уэссекская

Еще двое сыновей Мономаха – Юрий и Андрей. Но исследователи расходятся во мнении, была ли Гита матерью Юрия, ставшего известным как Юрий Долгорукий. А еще у Владимира было несколько дочерей. До нас дошли имена троих: Мария (Марица), Евфимия и Агафия.

Шапка Владимира Мономаха

К личным качествам Владимира Мономаха все исследователи причисляют мудрость, стремление к самообразованию, а также политическую интуицию. Получив в 13 лет Ростовские и Суздальские земли от отца, князь не оставлял заботы о них и к концу жизни превратил их в цветущий край с развитой культурой.

Половецкая рать

Когда на Русь впервые вторглись половцы, Владимиру Мономаху было восемь лет. Его отец, князь Всеволод, выступил в поход, чтобы остановить иноземцев, но потерпел сокрушительное поражение.

С тех пор кочевники стали настоящим бедствием для древнерусского государства. Их орды приходили внезапной смертоносной волной: грабили и жгли деревни, а порой и целые города, и так же быстро уходили, угоняя в степь множество пленных.

Русичи как могли обороняли свои земли, но побед было не больше, чем поражений. Положение усложнялось еще и тем, что некоторые князья во время усобиц нередко призывали половцев в союзники, тем самым способствуя разорению русских земель. Всю свою жизнь Всеволод, будучи правителем Киевской Руси, вел с кочевниками борьбу. В 1093 году он умер. Продолжить его дело надлежало сыну – Владимиру Мономаху.

Но тот решил иначе. Руси следовало помириться с кочевниками, а не воевать. Тем более половцы сами желали мира. Возможно, так бы и случилось, сядь Мономах на трон отца. Но вышло по-другому: Владимир решил добровольно уступить киевский престол своему двоюродному брату Святополку, посчитав, что у того больше на это прав.

Святополк жаждал войны. Это привело к новой многолетней резне с половцами, в которой русские князья потерпели множество поражений. В 1097 году русские князья осознали, что им следует прекратить междоусобицы и всю свою мощь сосредоточить на кочевниках. Они собрались в городе Любече и постановили: отныне каждый станет «держать отчину свою».

До этого распределение княжеств на Руси происходило по старшинству: самое крупное доставалось самому старшему из Рюриковичей, и так по нисходящей. Конечно же, далеко не каждый князь оставался доволен полученным наделом и пытался мечом восстановить справедливость.

После Любечского съезда земли, кроме киевской, стали закрепляться непосредственно за родами и переходить от отца к сыну и от брата к брату, что, с одной стороны, раздробило Русь на феодальные наделы, с другой – значительно сократило территориальные споры князей и, соответственно, количество поводов для междоусобных войн.

Наконец примиренные князья могли объединиться и дать отпор иноземцам. Но едва закончился съезд, произошел новый конфликт: Святополк ослепил одного из князей – Василька, поверив клевете, что тот собирается захватить власть. На Руси вот-вот готова была вспыхнуть новая усобица. Тогда вмешался Владимир Мономах.

Главные постулаты

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Также правитель отмечал необходимость осуществления молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив

Заметно, что особую важность для правителя имело почитание гостя. Издавна существовал неписаный кодекс, по которому принятие гостя в доме было обязательным вне зависимости от времени и условий быта

Единственно допустимым условием встречи незнакомого человека было сказочное «накормить, напоить и спать уложить».

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. Пронесшиеся по Руси татаро-монгольские войска победили отдалившихся друг от друга князей, установив на столетия собственное правление.

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий