Булычевкир

Кир Булычев / Экранизации

  • Бросок, или Всё началось в субботу. По мотивам повести «Умение кидать мяч». Сцен. А.Страхова, Ф.Французова. Реж. С.Райбаев. Комп. А.Зацепин. СССР, 1976. В ролях: Е.Жайсанбаев, Л.Тёмкин и др.
  • Гостья из будущего. Телефильм в 5-ти сериях по мотивам повести «Сто лет тому вперёд». Сцен. Кира Булычёва, П.Арсенова. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илюша Наумов, Марьяна Ионесян, В.Невинный, М.Кононов, Г.Бурков, Л.Аринина, В.Талызина, Н.Варлей, Е.Герасимов и др.
  • Золотые рыбки. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Поступили в продажу золотые рыбки». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. М.Броннер. СССР, 1983. В ролях: М.Кононов, Г.Польских, Н.Парфёнов, Е.Максимова и др.
  • Лиловый шар. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1987. В ролях: Наташа Гусева, Саша Гусев, В.Невинный, В.Баранов, В.Носик, Б.Щербаков, С.Харитонова, И.Ясулович, В.Павлов, С.Никоненко, М.Левтова и др.
  • Миллион приключений: Остров ржавого генерала. Телефильм по мотивам повести «Остров ржавого лейтенанта». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Ховенко. Комп. А.Чайковский. СССР, 1988. В ролях: Катя Прижбиляк, А.Леньков, Л.Артемьева и др.
  • Можно попросить Нину? Короткометражный телефильм по мотивам одноимённого рассказа. СССР, Центральное телевидение.
  • Осечка. Телефильм в 2-х сериях по мотивам повести «Осечка-67». Сцен. и постановка В.Макарова. Комп. А.Яковлев. Россия, ГТРК «Петербург — Пятый канал».
  • Подземелье ведьм. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. Комп. М.Дунаевский. СССР-Чехословакия, 1990. В ролях: С.Жигунов, М.Левтова, Н.Караченцов, Д.Певцов, И.Ясулович, Ж.Прохоренко и др.
  • Поляна сказок. Телефильм по мотивам повести «Недостойный богатырь». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. А.Журбин. СССР, 1988. В главной роли — Н.Стоцкий.
  • Похищение чародея. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва при участии В.Кобзева. Реж. В.Кобзев. Комп. А.Паулавичус. СССР, 1989. В ролях: Ю.Ауг, Р.Раманаускас, Л.Борисов, С.Варчук, В.Гостюхин, А.Болтнев и др.
  • Похищение чародея. Телеспектакль в 2-х частях по мотивам одноимённой повести. Сцен. и постановка Г.Селянина. Комп. И.Цветков. СССР, Ленинградское телевидение. В ролях: Н.Данилова, Ю.Демич, И.Краско и др.
  • Родимое пятно. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Родимые пятна». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. С.Бедусенко. СССР, 1986. В ролях: В.Николенко, М.Виноградова, И.Можейко и др.
  • Умение кидать мяч. Телефильм по мотивам одноимённой повести и рассказу «Летнее утро». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Спиридонов. Комп. Е.Дога. СССР, 1988. В ролях: А.Пороховщиков, В.Долинский и др.
  • Шанс. По мотивам повести «Марсианское зелье». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. А.Рыбников. СССР, 1984. В ролях: С.Плотников, М.Капнист, Д.Камбарова, В.Павлов, Б.Иванов, Л.Иванова, Р.Куркина, И.Ясулович, М.Менглет, С.Жигунов и др.
  • Эксперимент 200. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Юбилей 200». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. СССР, (1987).

Цикл произведений о жителях города Великий Гусляр

Еще одной известной серией Кира Булычева был цикл юмористических произведений о жизни обитателей городка Великого Гусляра (прототип — Великий Устюг). Более ста повестей и рассказов посвятил писатель этому вымышленному городку.

В этой серии нет главных героев, хотя многие персонажи присутствуют сразу в нескольких произведениях. Первым рассказом этого цикла был «Связи личного характера». В начале двухтысячных Кир Булычев официально объявил о завершении цикла, обосновав свой поступок тем, что идея изжила сама себя и ему более не интересна. Все написанные произведения из «Великого Гусляра» сам Кир Булычев разделил на шесть частей, сгруппировав их в сборники.

По мотивам цикла было снято несколько мультфильмов, две короткометражки и один телефильм «Шанс».

Личная жизнь

Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя.

Кир Булычев и его жена

В 1960 году в семье случилось пополнение — родилась дочь, которую назвали Алисой. Межпланетная натуралистка получила имя в честь дочери литератора. Молодая девушка пошла по стопам матери и закончила архитектурный. Сын Алисы — Тимофей — также проявил интерес к архитектуре и поступил в Московский архитектурный институт. Хобби семьи – дайвинг.

В девяностые годы творчество автора не теряло интерес читателей. Тяжелые годы сказались на издании журнала «Если». Кир Булычев спас журнал от финансового краха.

Родились в один день

Дата рождения: 18.10.1934. Возраст: 86.
Знак зодиака: Весы (информация о знаке).
Гороскопы для Весов: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 303 дней.

ЛОБОДА Светлана Сергеевна

Украинская певица, телеведущая

1 место

БЕЗРУКОВ Сергей Витальевич

Актёр драматического театра и кино, театральный режиссёр, продюсер, сценарист

2 место

ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

3 место

ВАН ДАММ Жан-Клод

Американский актер

4 место

ДОРЕНКО Сергей Леонидович

Телеведущий

5 место

АСТРОВСКАЯ Алина

Телеведущая

6 место

ДРАГАВЦЕВ Виктор Александрович

Академик Российской академии наук

7 место

ВИНОГРАДОВА Александра Сергеевна

Актриса

8 место

ФЕОФИЛАКТОВА (ГУСЕВА) Евгения

Экс-участница телепроекта «Дом-2»

9 место

ВЕРЁВОЧКИН Владимир Владимирович

Актер

10 место

МАКУШИН Владимир Александрович

Генеральный директор

11 место

ДОКУЧАЕВА Елена Анатольевна

Генеральный директор

12 место

ШАРИКОВА Юлия Вячеславовна

Музыкант

13 место

ХЕСИН Михаил Яковлевич

Депутат Государственной Думы

14 место

АДУШКИНА Екатерина Романовна

Российская танцовщица

15 место

Мемориальная премия им. Кира Булычёва

Сразу после смерти писателя журналом «Если», членом Творческого Совета которого долгие годы являлся Кир Булычёв, была учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычева. Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Сама премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку — символ труда писателя. В жюри входят два сотрудника «Если», все члены Творческого Совета журнала и четыре жанровых критика.
В разные годы лауреатами Мемориальной премии им. Кира Булычева становились:

  • Марина и Сергей Дяченко,
  • Евгений Лукин,
  • Олег Дивов,
  • Михаил Успенский,
  • Святослав Логинов,
  • Александр Бачило и Игорь Ткаченко,
  • Дмитрий Колодан.

Библиография

Циклы произведений

Алиса

— Девочка, с которой ничего не случится (1965)
— Ржавый фельдмаршал (Остров ржавого генерала, Остров ржавого лейтенанта) (1968)
— Путешествие Алисы (Тайна третьей планеты, Алиса и три капитана) (1974)
— День рождения Алисы (1974)
— Миллион приключений (1982)
— Сто лет тому вперед (Гостья из будущего, Алиса в прошлом) (1978)
— Пленники астероида (1983)
— Непоседа (Заповедник сказок) (1985)
— Вокруг света за три часа (Вокруг света в три часа) (1985)
— Это вам не яблочный компот! (1986)
— Второгодники (1986)
— Это ты, Алиса? (Может, это не Алиса?) (1986)
— Гай-до (1986-1988)
— Чудовище у родника (1987)
— Подземная лодка (1989)
— Клад Наполеона (1991)
— Война с лилипутами (1992)
— Золотой медвежонок (1993)
— Настоящее кино (1993)
— Алиса и крестоносцы (1993)
— Излучатель доброты (Похищение) (1994)
— Дети динозавров (Совет динозавров) (1995)
— Сыщик Алиса (1996)
— Привидений не бывает (1996)
— Гость в кувшине (1996)
— Опасные сказки (1997)
— Планета для тиранов (Планета для Наполеонов, Планета для Наполеона) (1997)
— Секрет чёрного камня (1999)
— Алиса и чудовище (1999)
— Алиса на живой планете (Насморк и лопата) (2000)
— Алиса в Гусляре (2000)
— Звездный пес (2001)
— Вампир Полумракс (2001)
— Сапфировый венец (Алиса и сапфировый венец, Корона в пещере, Пленники пещеры) (2001)
— Заколдованный король (Алиса и заколдованный король) (2001)
— Алиса и Алисия (2003)
— Уроды и красавцы (2002)
— Алиса и ее друзья в лабиринтах истории (1998-2002)

Сказки

— Репка (1967)
— Теремок (1967)
— Гуси-лебеди (1967)
— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (Алена и Иван) (1967)
— Синяя борода (1967)
— Принцесса на горошине (Посол на горошине) (1967)
— Детки в клетке (1994)
— Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки (1994)

Гусляр

— Вступление (1972)
— Часть первая. Чудеса в Гусляре
— Часть вторая. Пришельцы в Гусляре
— Часть третья. Возвращение в Гусляр
— Часть четвертая. Гусляр-2000
— Часть пятая. Господа гуслярцы
— Часть шестая. Гусляр навеки
— Часть седьмая. Письма в редакцию

Павлыш (Доктор Павлыш)

— Тринадцать лет пути (Тринадцать лет полета) (1984)
— Великий дух и беглецы (1972)
— Последняя война (1970)
— Закон для дракона (1975)
— Белое платье Золушки (1980)
— Половина жизни (1972)
— Красный олень — белый олень (Красный олень, белый олень) (1973)
— Поселок (1988)
— Пленники долга (2009)

Ким Петров

— Протест (1975)
— Один мальчик наступил на рамокали (1982)
— Хочешь улететь со мной? (1987)

Институт экспертизы

— Детективная история (1985)
— Обозримое будущее (Добряк) (1984)
— …Хоть потоп (Доказательство; …Хоть потоп!) (1980)
— Кому это нужно? (1980)
— Письма разных лет (1978)
— Покушение на рассвете (2000)

Лигон

— На днях землетрясение в Лигоне (1980)
— Голые люди (1996)

Андрей Брюс

— Агент КФ (Агент Космофлота) (1984)
— Подземелье ведьм (1987)

Веревкин

— Котел (1992)
— Лишний близнец (1997)
— Будущее начинается сегодня (1998)
— В когтях страсти (1998)
— Чума на ваше поле! (Чума на поле!) (1999)
— Золушка (Золушка на рынке) (1999)
— Гений и злодейство (2000)

Река Хронос (Хронос)

— Река Хронос (1992)
— Заповедник для академиков (Заповедник для академиков (Река Хронос. 1934-1939)) (1992)
— Младенец Фрей (Младенец Фрей (Река Хронос. 1992), Малыш Фрей) (1993)
— Усни, красавица (1994)
— Таких не убивают (1998)
— Купидон (Купидон через сорок лет) (1998)
— Дом в Лондоне (Дом в Лондоне, или Прах бездомный) (2003)
— Покушение (2005, не окончено)

ИнтерГпол (Цикл «Кора», Галактическая полиция)

— Детский остров (1995)
— На полпути с обрыва (1995)
— Покушение на Тесея (Похищение Тесея) (1994)
— В куриной шкуре (1994)
— Предсказатель прошлого (1994)
— Последние драконы (1994)
— Исчезновение профессора Лу Фу (Похищение) (1995)
— Зеркало зла (1996)

Театр теней

— Вид на битву с высоты (1998)
— Старый год (1998)
— Операция «Гадюка» (2000)

Романы

— Тайна Урулгана (1991)
— Любимец (1993)
— Убежище (2004)

Документальные произведения

— Аун Сан (1965)
— Другие 27 чудес (1969)
— В Индийском океане (1977)
— Пираты, корсары, рейдеры (1977)
— 7 и 37 чудес (7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая») (1980)
— Западный ветер — ясная погода (1984)
— 1185 год (Загадка 1185 года. Русь — Восток — Запад) (1989)
— Тайны древнего мира (2001)
— Тайны античного мира (2002)
— Падчерица эпохи (Второе пришествие Золушки) (2003)
— Тайны XIX века (2003)
— Тайны Российской Империи (2003)
— Тайны морей и островов (2005)
— Тайны истории (2007)

Учебные издания

— Тайны Руси (2003)
— Атлантида
— Исторические тайны Российской империи

Энциклопедии и справочники

— Фантастический бестиарий (1995)

Антологии

Кроме всего выше перечисленного, Кир Булычев является автором множества повестей, рассказов, микрорассказов, стихов, комиксов, статей, эссе и др.

Награды

  • Награды солиста отображаются в профиле. Выданые награды – цветные, еще не выданные награды – чёрно-белые.

    Наведите курсор мыши на конкретную награду, чтобы узнать её название и как получить эту награду.

  • Награды выдаются в процессе прохождения курса «СОЛО на клавиатуре».

    Некоторые награды получают все солисты, достигая определённый прогресс по курсу «СОЛО», другие награды получают лишь избранные солисты, которые смогли установить какие-либо рекорды в рамках курса.

    Также существуют , которые можно получить в ходе активных занятий.

  • Инструкция по получению скрытой награды не отображается в профиле «солиста».

    Скрытые награды можно получить в ходе активных занятий.

  • . Сообщите какая награда, по Вашему мнению, не была Вам выдана. Мы проверим и выдадим Вам недостающую награду.

Интервью[править]

«Мне нужно писать рассказы, а не хочется», 2000править

источник

Прогнозами должны заниматься профессионалы. То есть футурологи, которые никогда ничего предсказать не могут. Также не могут ничего предсказать гадалки. Оба типа футурологов, научные и ненаучные, не способны ничего предсказать. Потому что мы не можем даже предсказать погоду на послезавтра. Любые попытки фантаста взять на себя то, чего ему не положено делать — это глупо так же, как если бы я взял скрипку и вышел поиграть немножко на скрипке. Потому что я, видите ли, знаю, как она выглядит. Поэтому я сторонник того, что, несмотря на все уверения в обратном, ни один фантаст ничего никогда не предсказал, за исключением Ивана Ефремова, который предсказал открытие кимберлитовых трубок в Якутии, потому что он был геологом и искал кимберлитовые трубки в Якутии.

Фантастика начиналась, когда охотники пришли с охоты, один из них нарисовал убитого им медведя — это был реалист, а второй нарисовал медведя, которого он убьёт завтра — это было рождение фантастики.

«Гусляр» для меня постепенно вымер, поскольку его пародийность начала менять вектор, и я для себя придумал город Верёвкин. Я несколько вещей написал о городе Верёвкине, он меня сейчас больше устраивает как фантастический пародийный город. Он гораздо серьёзнее, чем Гусляр. <…> Это моё понимание Гусляра сегодня. <…> Дело в том, что город вымышленный. Но… Гусляр — это Великий Устюг, и он для меня абсолютно реален. Я, когда пишу, представляю улицы и площади Устюга. Верёвкин — это город Венёв <…>. Этот город как разрушили в 1941-м, так до сих пор никто не догадался, что его надо восстановить. Одни памятники стоят везде.

Со многими режиссёрами у меня были дружеские отношения, с другими не были, от Данелии я вообще бегал по углам, потому что он террорист хуже Сталина. С ним ты чувствуешь себя стенкой для теннисного шарика — тебя бьют, бьют… Ты ему что-то рассказываешь, он выслушивает, потом говорит: «Это не годится». Потом он приходит на следующее утро и заявляет: «Я тут всю ночь не спал и вот что придумал». И рассказывает тебе, что ты ему рассказал вчера, но это он уже ночью «придумал». У меня так и не было «своего» режиссёра, я его не нашел. Я ушел из кино не только потому, что я мастодонт, просто если меня что-то не устраивает, я не склонен спорить и доказывать.

Персонажи[править]

см. Категория:Персонажи произведений Кира Булычёва

Громозекаправить

  •  — Покажи, где у тебя ванная, я хочу вымыть щупальца..
  •  — Садитесь. Сейчас выпьем валерьянки и поговорим.
  •  — Я всегда сначала стучусь в дверь и спрашиваю: здесь маленьких детей и слабонервных женщин нет? Если мне отвечают, что нет, тогда я вхожу и говорю, что я — знаменитый археолог Громозека с Чумароза.
  •  — Откуда они о тебе, Громозека, знают? (Алиса Селезнёва)
 — Обо мне все знают. Не перебивай старших. Когда меня увидели в дверях, то у всех от радости случился обморок.
 — Это от страха. Некоторые, кто тебя раньше не видел, могут испугаться.
 — Чепуха! У себя на планете я считаюсь красавцем.

Посмертное

За несколько месяцев до смерти Кира Булычева состоялась запись телепередачи «Линия жизни» с его участием. Первый раз ее показали через месяц после съемок, а второй, — изменив сетку канала «Культура», — в день его ухода. С экрана Игорь Всеволодович просто рассказывал о своей жизни, о чем-то шутил, о чем-то вместе с залом размышлял, но через несколько месяцев, увы, эта видеозапись прозвучала как своеобразное подведение итогов. Среди множества интересных вопросов, заданных писателю, был и такой: «Что из написанного вы сами считаете самым важным, что вам самому больше всего дорого?» Вопрос прозвучал буднично, и Игорь Всеволодович так же буднично, почти не задумываясь, ответил, что есть у него дело, если не всей жизни, то по крайней мере последнего десятилетия, но он его, по всей вероятности, не закончит… Он говорил о большом книжном проекте «Река Хронос». Фантастический прием помог Киру Булычеву представить историю России в 20 веке как историю одной семьи, — герои цикла Андрей и Лидочка Берестовы получили от пана Теодора необычный артефакт, который позволяет прыгать вперед во времени, иногда даже попадая в его альтернативные варианты.

Последний законченный роман Кира Булычева «Убежище» должен был стать началом сериала, который издатели называли «российским ответом Гарри Поттеру».

К огромному сожалению читателей, Кир Булычев оказался прав — цикл остался незаконченным, хотя работа над ним продолжалась до последних дней. В мае Кир Булычев съездил в Крым и значительно отредактировал первые три романа цикла: «Наследник», «Штурм Дюльбера» и «Возвращение из Трапезунда», действие которых происходит с 1913 по 1917 год. Увы, Игорь Всеволодович чуть-чуть не успел увидеть книжного издания романа «Дом в Лондоне» — это самый последний по хронологии роман цикла, действие которого происходит уже в начале 21 века. А между ними «Заповедник для академиков» (1934—39 годы), «Младенец Фрей» (1992), «Усни, красавица» и «Таких не убивают» (тоже девяностые годы). В архивах Кира Булычева была найдена почти законченная рукопись «Покушения» — четвертой части, действие которой происходит в 1918 году… Ах, как же та ситуация перекликается с событиями времен распада Советского Союза!

Книга «Возвращение из Трапезунда» — очередной том из самого полного и самого «правильного», хоть и ненумерованного собрания сочинений Кира Булычева.

Много нового открывает читателю ненумерованное собрание сочинений Кира Булычева, выходящее в «Эксмо» в рамках серии «Отцы-основатели. Русское пространство». Здесь много забытых произведений, публиковавшихся всего один раз, но от этого не менее интересных.

В архиве Игоря Всеволодовича Можейко сохранился листок с планом последнего романа из цикла «Река Хронос» — снова фантастического. В нем герои расстаются, Андрей переносится в будущее, а Лидочка отстает. Потом они встречаются снова — у Андрея новая семья. Герои понимают, что не могут жить врозь — Лидочка переносится в будущее, а Андрей ее «догоняет». Теперь они снова ровесники, но уже довольно пожилые люди. Они вновь куда-то переносятся, где их ждет пан Теодор, но попадают в неустойчивое «ответвление» и гибнут вместе с этим миром. А Теодор ждет их в параллельном мире, чтобы сделать молодыми…

С одной стороны жаль, что этот роман не был написан, а с другой — даже хорошо. Пусть герои останутся живыми. Так же, как живым в нашей памяти навсегда останется сам Кир Булычев.

Кир Булычев на встрече со студентами МАИ. 1989 год. Фотография А. Щербака-Жукова.

Другие произведения писателя

Кроме этих двух циклов, в творческом наследии Булычева есть множество отдельных произведений, а также небольшие серии от двух до десяти романов. Наиболее популярны из них три цикла.

1) Романы об Андреей Брюсе — отважном агенте из Космофлота («Агент Космофлота» и «Подземелье ведьм»). По мотивам второго романа был снят одноименный фильм

2) Еще одним героем, который фигурировал во многих произведениях Булычева, является доктор Павлыш. Ему посвящено один роман «Проселок» и восемь других, менее объемных произведений.

3) Героиня множества других произведений Кира Булычева Кора Орват – это своеобразная повзрослевшая версия Алисы Селезневой. Однако вместо космической биологии она интересуется раскрытием преступлений. Примечательно, что в некоторых произведениях она пересекается с Алисой.

Жизнь первая

Родился будущий ученый и писатель 18 октября 1934 года в Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов. Так началась его первая жизнь — та, в которой он был Игорем Можейко. В столице в основном прошли его детство и юность, за исключением года, проведенного во время войны в Чистополе, — уже в 1942 его семья вернулась в Москву, одними из первых эвакуированных.

Альманах «Ковчег», который выпускал с друзьями Игорь Всеволодович Можейко в пятидесятых годах.

Друзья детства вспоминали, что Игорь Можейко уже в те годы был выдумщиком и заводилой. Они ходили в походы, создали общество Кто Во Что Горазд — сокращенно КоВЧеГ, писали стихи, создавали рукописные журналы. После школы Игорь Можейко поступил в Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Поступил не по собственному желанию — по «комсомольской разнарядке». Стране были нужны переводчики, хочешь получить высшее образование — учи языки. В институте Игорь Можейко активно писал стихи — строка об этом есть в книге его соученика Андрея Сергеева «Альбом для марок», в 1996 году получившей престижную Букеровскую премию: «Самый ранний приятель в ИН-ЯЗе — Игорь Можейко. Легкий человек, кое-какие стихи…». В год окончания вуза он женился на студентке Архитектурного института Кире Алексеевне Сошинской, ставшей его спутницей на всю жизнь и одним из его художников-иллюстраторов.

Иллюстрации Киры Сошинской к рассказам и повестям Булычева.

Женатым в те годы сравнительно просто было выехать за рубеж — есть гарантии, что не останется. И Игорь Всеволодович был направлен в Бирму, где советские специалисты помогали на строительстве Технологического института. Здесь он был и переводчиком, и завхозом, а потом и корреспондентом Агентства печати «Новости» и журнала «Вокруг света».

Игорь Можейко в Бирме, 1958 год. Фотография из книги «Как стать фантастом».

Влюбившись в загадочную восточную страну, Можейко занялся исследованием ее истории и культуры и по возвращении в Москву поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, которую закончил в 1962 году. А в 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (11—13 века)».

Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для «Вокруг света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ «Маунг Джо будет жить», подписанный еще настоящим именем.

Картина Киры Сошинской «Портрет Игоря».

Однако уже в 1965 году его повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезневой — подборка веселых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далеком тогда еще 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой.

О появлении псевдонима Игорь Всеволодович рассказывал так:

«Я к этому времени уже заканчивал аспирантуру и представил себе, как приду в институт, когда это будет напечатано, и мне скажут: «Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание и еще пишете фантастику!». Мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом. А так как времени на это не было, то я взял имя своей жены (Кира), фамилию мамы (Булычева), составил из этого такое вот механическое образование и подписал произведение: «Кир Булычёв». И подпись эта — она как бы оторвалась от меня и уже звучала, существовала сама по себе. И менять ее мне как-то было уже неудобно — перед этим Киром Булычевым. Вот так он и остался».

Остается только добавить, что не все редактора с пониманием отнеслись к этой конструкции, поэтому в ранних публикациях появились вариации «Кир. Булычев» (с точкой-сокращением) и «Кирилл Булычев».

Вот так началась его вторая жизнь — жизнь популярного писателя Кира Булычева.

Книга «Кир Булычев и его друзья», в которой собраны воспоминания людей, знавших писателя, и его неизвестные произведения, найденные в архиве после смерти.

Книга воспоминаний Кира Булычева «Как стать фантастом».

В этом сборнике «Река Хронос» вышел незаконченный роман «Покушение», действие которого происходит в 1918 году.

Детство и юность

Кир Булычев – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Папа мальчика – Всеволод Николаевич Можейко — выходец из дворянского рода, в юности покинул дом и стал жить самостоятельно.

Кир Булычев

Мария Михайловна Булычева – мать автора– работница завода по производству карандашей. Она воспитывалась в семье офицера и до событий 1917 училась в Смольном институте благородных девиц. После переворота подала документы в институт автотранспорта.

Родители Булычева поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с ученым-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестренку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушел на фронт и погиб в 1945 году.

Кир Булычев в детстве

В 1957 году молодой человек получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы.

Биография Игоря Всеволодовича славится успехами в науке. Он получил степень кандидата наук в 1965 году, а в 1981 – степень доктора исторических наук. Среди ученых прославился трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Булычевкир

Кир Булычев / Экранизации

  • Бросок, или Всё началось в субботу. По мотивам повести «Умение кидать мяч». Сцен. А.Страхова, Ф.Французова. Реж. С.Райбаев. Комп. А.Зацепин. СССР, 1976. В ролях: Е.Жайсанбаев, Л.Тёмкин и др.
  • Гостья из будущего. Телефильм в 5-ти сериях по мотивам повести «Сто лет тому вперёд». Сцен. Кира Булычёва, П.Арсенова. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илюша Наумов, Марьяна Ионесян, В.Невинный, М.Кононов, Г.Бурков, Л.Аринина, В.Талызина, Н.Варлей, Е.Герасимов и др.
  • Золотые рыбки. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Поступили в продажу золотые рыбки». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. М.Броннер. СССР, 1983. В ролях: М.Кононов, Г.Польских, Н.Парфёнов, Е.Максимова и др.
  • Лиловый шар. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1987. В ролях: Наташа Гусева, Саша Гусев, В.Невинный, В.Баранов, В.Носик, Б.Щербаков, С.Харитонова, И.Ясулович, В.Павлов, С.Никоненко, М.Левтова и др.
  • Миллион приключений: Остров ржавого генерала. Телефильм по мотивам повести «Остров ржавого лейтенанта». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Ховенко. Комп. А.Чайковский. СССР, 1988. В ролях: Катя Прижбиляк, А.Леньков, Л.Артемьева и др.
  • Можно попросить Нину? Короткометражный телефильм по мотивам одноимённого рассказа. СССР, Центральное телевидение.
  • Осечка. Телефильм в 2-х сериях по мотивам повести «Осечка-67». Сцен. и постановка В.Макарова. Комп. А.Яковлев. Россия, ГТРК «Петербург — Пятый канал».
  • Подземелье ведьм. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. Комп. М.Дунаевский. СССР-Чехословакия, 1990. В ролях: С.Жигунов, М.Левтова, Н.Караченцов, Д.Певцов, И.Ясулович, Ж.Прохоренко и др.
  • Поляна сказок. Телефильм по мотивам повести «Недостойный богатырь». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. А.Журбин. СССР, 1988. В главной роли — Н.Стоцкий.
  • Похищение чародея. По мотивам одноимённой повести. Сцен. Кира Булычёва при участии В.Кобзева. Реж. В.Кобзев. Комп. А.Паулавичус. СССР, 1989. В ролях: Ю.Ауг, Р.Раманаускас, Л.Борисов, С.Варчук, В.Гостюхин, А.Болтнев и др.
  • Похищение чародея. Телеспектакль в 2-х частях по мотивам одноимённой повести. Сцен. и постановка Г.Селянина. Комп. И.Цветков. СССР, Ленинградское телевидение. В ролях: Н.Данилова, Ю.Демич, И.Краско и др.
  • Родимое пятно. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Родимые пятна». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Л.Горовец. Комп. С.Бедусенко. СССР, 1986. В ролях: В.Николенко, М.Виноградова, И.Можейко и др.
  • Умение кидать мяч. Телефильм по мотивам одноимённой повести и рассказу «Летнее утро». Сцен. Кира Булычёва. Реж. В.Спиридонов. Комп. Е.Дога. СССР, 1988. В ролях: А.Пороховщиков, В.Долинский и др.
  • Шанс. По мотивам повести «Марсианское зелье». Сцен. Кира Булычёва, А.Майорова. Реж. А.Майоров. Комп. А.Рыбников. СССР, 1984. В ролях: С.Плотников, М.Капнист, Д.Камбарова, В.Павлов, Б.Иванов, Л.Иванова, Р.Куркина, И.Ясулович, М.Менглет, С.Жигунов и др.
  • Эксперимент 200. Короткометражный фильм по мотивам рассказа «Юбилей 200». Сцен. Кира Булычёва. Реж. Ю.Мороз. СССР, (1987).

Цикл произведений о жителях города Великий Гусляр

Еще одной известной серией Кира Булычева был цикл юмористических произведений о жизни обитателей городка Великого Гусляра (прототип — Великий Устюг). Более ста повестей и рассказов посвятил писатель этому вымышленному городку.

В этой серии нет главных героев, хотя многие персонажи присутствуют сразу в нескольких произведениях. Первым рассказом этого цикла был «Связи личного характера». В начале двухтысячных Кир Булычев официально объявил о завершении цикла, обосновав свой поступок тем, что идея изжила сама себя и ему более не интересна. Все написанные произведения из «Великого Гусляра» сам Кир Булычев разделил на шесть частей, сгруппировав их в сборники.

По мотивам цикла было снято несколько мультфильмов, две короткометражки и один телефильм «Шанс».

Личная жизнь

Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя.

Кир Булычев и его жена

В 1960 году в семье случилось пополнение — родилась дочь, которую назвали Алисой. Межпланетная натуралистка получила имя в честь дочери литератора. Молодая девушка пошла по стопам матери и закончила архитектурный. Сын Алисы — Тимофей — также проявил интерес к архитектуре и поступил в Московский архитектурный институт. Хобби семьи – дайвинг.

В девяностые годы творчество автора не теряло интерес читателей. Тяжелые годы сказались на издании журнала «Если». Кир Булычев спас журнал от финансового краха.

Родились в один день

Дата рождения: 18.10.1934. Возраст: 86.
Знак зодиака: Весы (информация о знаке).
Гороскопы для Весов: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 303 дней.

ЛОБОДА Светлана Сергеевна

Украинская певица, телеведущая

1 место

БЕЗРУКОВ Сергей Витальевич

Актёр драматического театра и кино, театральный режиссёр, продюсер, сценарист

2 место

ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

3 место

ВАН ДАММ Жан-Клод

Американский актер

4 место

ДОРЕНКО Сергей Леонидович

Телеведущий

5 место

АСТРОВСКАЯ Алина

Телеведущая

6 место

ДРАГАВЦЕВ Виктор Александрович

Академик Российской академии наук

7 место

ВИНОГРАДОВА Александра Сергеевна

Актриса

8 место

ФЕОФИЛАКТОВА (ГУСЕВА) Евгения

Экс-участница телепроекта «Дом-2»

9 место

ВЕРЁВОЧКИН Владимир Владимирович

Актер

10 место

МАКУШИН Владимир Александрович

Генеральный директор

11 место

ДОКУЧАЕВА Елена Анатольевна

Генеральный директор

12 место

ШАРИКОВА Юлия Вячеславовна

Музыкант

13 место

ХЕСИН Михаил Яковлевич

Депутат Государственной Думы

14 место

АДУШКИНА Екатерина Романовна

Российская танцовщица

15 место

Мемориальная премия им. Кира Булычёва

Сразу после смерти писателя журналом «Если», членом Творческого Совета которого долгие годы являлся Кир Булычёв, была учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычева. Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Сама премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку — символ труда писателя. В жюри входят два сотрудника «Если», все члены Творческого Совета журнала и четыре жанровых критика.
В разные годы лауреатами Мемориальной премии им. Кира Булычева становились:

  • Марина и Сергей Дяченко,
  • Евгений Лукин,
  • Олег Дивов,
  • Михаил Успенский,
  • Святослав Логинов,
  • Александр Бачило и Игорь Ткаченко,
  • Дмитрий Колодан.

Библиография

Циклы произведений

Алиса

— Девочка, с которой ничего не случится (1965)
— Ржавый фельдмаршал (Остров ржавого генерала, Остров ржавого лейтенанта) (1968)
— Путешествие Алисы (Тайна третьей планеты, Алиса и три капитана) (1974)
— День рождения Алисы (1974)
— Миллион приключений (1982)
— Сто лет тому вперед (Гостья из будущего, Алиса в прошлом) (1978)
— Пленники астероида (1983)
— Непоседа (Заповедник сказок) (1985)
— Вокруг света за три часа (Вокруг света в три часа) (1985)
— Это вам не яблочный компот! (1986)
— Второгодники (1986)
— Это ты, Алиса? (Может, это не Алиса?) (1986)
— Гай-до (1986-1988)
— Чудовище у родника (1987)
— Подземная лодка (1989)
— Клад Наполеона (1991)
— Война с лилипутами (1992)
— Золотой медвежонок (1993)
— Настоящее кино (1993)
— Алиса и крестоносцы (1993)
— Излучатель доброты (Похищение) (1994)
— Дети динозавров (Совет динозавров) (1995)
— Сыщик Алиса (1996)
— Привидений не бывает (1996)
— Гость в кувшине (1996)
— Опасные сказки (1997)
— Планета для тиранов (Планета для Наполеонов, Планета для Наполеона) (1997)
— Секрет чёрного камня (1999)
— Алиса и чудовище (1999)
— Алиса на живой планете (Насморк и лопата) (2000)
— Алиса в Гусляре (2000)
— Звездный пес (2001)
— Вампир Полумракс (2001)
— Сапфировый венец (Алиса и сапфировый венец, Корона в пещере, Пленники пещеры) (2001)
— Заколдованный король (Алиса и заколдованный король) (2001)
— Алиса и Алисия (2003)
— Уроды и красавцы (2002)
— Алиса и ее друзья в лабиринтах истории (1998-2002)

Сказки

— Репка (1967)
— Теремок (1967)
— Гуси-лебеди (1967)
— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (Алена и Иван) (1967)
— Синяя борода (1967)
— Принцесса на горошине (Посол на горошине) (1967)
— Детки в клетке (1994)
— Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки (1994)

Гусляр

— Вступление (1972)
— Часть первая. Чудеса в Гусляре
— Часть вторая. Пришельцы в Гусляре
— Часть третья. Возвращение в Гусляр
— Часть четвертая. Гусляр-2000
— Часть пятая. Господа гуслярцы
— Часть шестая. Гусляр навеки
— Часть седьмая. Письма в редакцию

Павлыш (Доктор Павлыш)

— Тринадцать лет пути (Тринадцать лет полета) (1984)
— Великий дух и беглецы (1972)
— Последняя война (1970)
— Закон для дракона (1975)
— Белое платье Золушки (1980)
— Половина жизни (1972)
— Красный олень — белый олень (Красный олень, белый олень) (1973)
— Поселок (1988)
— Пленники долга (2009)

Ким Петров

— Протест (1975)
— Один мальчик наступил на рамокали (1982)
— Хочешь улететь со мной? (1987)

Институт экспертизы

— Детективная история (1985)
— Обозримое будущее (Добряк) (1984)
— …Хоть потоп (Доказательство; …Хоть потоп!) (1980)
— Кому это нужно? (1980)
— Письма разных лет (1978)
— Покушение на рассвете (2000)

Лигон

— На днях землетрясение в Лигоне (1980)
— Голые люди (1996)

Андрей Брюс

— Агент КФ (Агент Космофлота) (1984)
— Подземелье ведьм (1987)

Веревкин

— Котел (1992)
— Лишний близнец (1997)
— Будущее начинается сегодня (1998)
— В когтях страсти (1998)
— Чума на ваше поле! (Чума на поле!) (1999)
— Золушка (Золушка на рынке) (1999)
— Гений и злодейство (2000)

Река Хронос (Хронос)

— Река Хронос (1992)
— Заповедник для академиков (Заповедник для академиков (Река Хронос. 1934-1939)) (1992)
— Младенец Фрей (Младенец Фрей (Река Хронос. 1992), Малыш Фрей) (1993)
— Усни, красавица (1994)
— Таких не убивают (1998)
— Купидон (Купидон через сорок лет) (1998)
— Дом в Лондоне (Дом в Лондоне, или Прах бездомный) (2003)
— Покушение (2005, не окончено)

ИнтерГпол (Цикл «Кора», Галактическая полиция)

— Детский остров (1995)
— На полпути с обрыва (1995)
— Покушение на Тесея (Похищение Тесея) (1994)
— В куриной шкуре (1994)
— Предсказатель прошлого (1994)
— Последние драконы (1994)
— Исчезновение профессора Лу Фу (Похищение) (1995)
— Зеркало зла (1996)

Театр теней

— Вид на битву с высоты (1998)
— Старый год (1998)
— Операция «Гадюка» (2000)

Романы

— Тайна Урулгана (1991)
— Любимец (1993)
— Убежище (2004)

Документальные произведения

— Аун Сан (1965)
— Другие 27 чудес (1969)
— В Индийском океане (1977)
— Пираты, корсары, рейдеры (1977)
— 7 и 37 чудес (7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая») (1980)
— Западный ветер — ясная погода (1984)
— 1185 год (Загадка 1185 года. Русь — Восток — Запад) (1989)
— Тайны древнего мира (2001)
— Тайны античного мира (2002)
— Падчерица эпохи (Второе пришествие Золушки) (2003)
— Тайны XIX века (2003)
— Тайны Российской Империи (2003)
— Тайны морей и островов (2005)
— Тайны истории (2007)

Учебные издания

— Тайны Руси (2003)
— Атлантида
— Исторические тайны Российской империи

Энциклопедии и справочники

— Фантастический бестиарий (1995)

Антологии

Кроме всего выше перечисленного, Кир Булычев является автором множества повестей, рассказов, микрорассказов, стихов, комиксов, статей, эссе и др.

Награды

  • Награды солиста отображаются в профиле. Выданые награды – цветные, еще не выданные награды – чёрно-белые.

    Наведите курсор мыши на конкретную награду, чтобы узнать её название и как получить эту награду.

  • Награды выдаются в процессе прохождения курса «СОЛО на клавиатуре».

    Некоторые награды получают все солисты, достигая определённый прогресс по курсу «СОЛО», другие награды получают лишь избранные солисты, которые смогли установить какие-либо рекорды в рамках курса.

    Также существуют , которые можно получить в ходе активных занятий.

  • Инструкция по получению скрытой награды не отображается в профиле «солиста».

    Скрытые награды можно получить в ходе активных занятий.

  • . Сообщите какая награда, по Вашему мнению, не была Вам выдана. Мы проверим и выдадим Вам недостающую награду.

Интервью[править]

«Мне нужно писать рассказы, а не хочется», 2000править

источник

Прогнозами должны заниматься профессионалы. То есть футурологи, которые никогда ничего предсказать не могут. Также не могут ничего предсказать гадалки. Оба типа футурологов, научные и ненаучные, не способны ничего предсказать. Потому что мы не можем даже предсказать погоду на послезавтра. Любые попытки фантаста взять на себя то, чего ему не положено делать — это глупо так же, как если бы я взял скрипку и вышел поиграть немножко на скрипке. Потому что я, видите ли, знаю, как она выглядит. Поэтому я сторонник того, что, несмотря на все уверения в обратном, ни один фантаст ничего никогда не предсказал, за исключением Ивана Ефремова, который предсказал открытие кимберлитовых трубок в Якутии, потому что он был геологом и искал кимберлитовые трубки в Якутии.

Фантастика начиналась, когда охотники пришли с охоты, один из них нарисовал убитого им медведя — это был реалист, а второй нарисовал медведя, которого он убьёт завтра — это было рождение фантастики.

«Гусляр» для меня постепенно вымер, поскольку его пародийность начала менять вектор, и я для себя придумал город Верёвкин. Я несколько вещей написал о городе Верёвкине, он меня сейчас больше устраивает как фантастический пародийный город. Он гораздо серьёзнее, чем Гусляр. <…> Это моё понимание Гусляра сегодня. <…> Дело в том, что город вымышленный. Но… Гусляр — это Великий Устюг, и он для меня абсолютно реален. Я, когда пишу, представляю улицы и площади Устюга. Верёвкин — это город Венёв <…>. Этот город как разрушили в 1941-м, так до сих пор никто не догадался, что его надо восстановить. Одни памятники стоят везде.

Со многими режиссёрами у меня были дружеские отношения, с другими не были, от Данелии я вообще бегал по углам, потому что он террорист хуже Сталина. С ним ты чувствуешь себя стенкой для теннисного шарика — тебя бьют, бьют… Ты ему что-то рассказываешь, он выслушивает, потом говорит: «Это не годится». Потом он приходит на следующее утро и заявляет: «Я тут всю ночь не спал и вот что придумал». И рассказывает тебе, что ты ему рассказал вчера, но это он уже ночью «придумал». У меня так и не было «своего» режиссёра, я его не нашел. Я ушел из кино не только потому, что я мастодонт, просто если меня что-то не устраивает, я не склонен спорить и доказывать.

Персонажи[править]

см. Категория:Персонажи произведений Кира Булычёва

Громозекаправить

  •  — Покажи, где у тебя ванная, я хочу вымыть щупальца..
  •  — Садитесь. Сейчас выпьем валерьянки и поговорим.
  •  — Я всегда сначала стучусь в дверь и спрашиваю: здесь маленьких детей и слабонервных женщин нет? Если мне отвечают, что нет, тогда я вхожу и говорю, что я — знаменитый археолог Громозека с Чумароза.
  •  — Откуда они о тебе, Громозека, знают? (Алиса Селезнёва)
 — Обо мне все знают. Не перебивай старших. Когда меня увидели в дверях, то у всех от радости случился обморок.
 — Это от страха. Некоторые, кто тебя раньше не видел, могут испугаться.
 — Чепуха! У себя на планете я считаюсь красавцем.

Посмертное

За несколько месяцев до смерти Кира Булычева состоялась запись телепередачи «Линия жизни» с его участием. Первый раз ее показали через месяц после съемок, а второй, — изменив сетку канала «Культура», — в день его ухода. С экрана Игорь Всеволодович просто рассказывал о своей жизни, о чем-то шутил, о чем-то вместе с залом размышлял, но через несколько месяцев, увы, эта видеозапись прозвучала как своеобразное подведение итогов. Среди множества интересных вопросов, заданных писателю, был и такой: «Что из написанного вы сами считаете самым важным, что вам самому больше всего дорого?» Вопрос прозвучал буднично, и Игорь Всеволодович так же буднично, почти не задумываясь, ответил, что есть у него дело, если не всей жизни, то по крайней мере последнего десятилетия, но он его, по всей вероятности, не закончит… Он говорил о большом книжном проекте «Река Хронос». Фантастический прием помог Киру Булычеву представить историю России в 20 веке как историю одной семьи, — герои цикла Андрей и Лидочка Берестовы получили от пана Теодора необычный артефакт, который позволяет прыгать вперед во времени, иногда даже попадая в его альтернативные варианты.

Последний законченный роман Кира Булычева «Убежище» должен был стать началом сериала, который издатели называли «российским ответом Гарри Поттеру».

К огромному сожалению читателей, Кир Булычев оказался прав — цикл остался незаконченным, хотя работа над ним продолжалась до последних дней. В мае Кир Булычев съездил в Крым и значительно отредактировал первые три романа цикла: «Наследник», «Штурм Дюльбера» и «Возвращение из Трапезунда», действие которых происходит с 1913 по 1917 год. Увы, Игорь Всеволодович чуть-чуть не успел увидеть книжного издания романа «Дом в Лондоне» — это самый последний по хронологии роман цикла, действие которого происходит уже в начале 21 века. А между ними «Заповедник для академиков» (1934—39 годы), «Младенец Фрей» (1992), «Усни, красавица» и «Таких не убивают» (тоже девяностые годы). В архивах Кира Булычева была найдена почти законченная рукопись «Покушения» — четвертой части, действие которой происходит в 1918 году… Ах, как же та ситуация перекликается с событиями времен распада Советского Союза!

Книга «Возвращение из Трапезунда» — очередной том из самого полного и самого «правильного», хоть и ненумерованного собрания сочинений Кира Булычева.

Много нового открывает читателю ненумерованное собрание сочинений Кира Булычева, выходящее в «Эксмо» в рамках серии «Отцы-основатели. Русское пространство». Здесь много забытых произведений, публиковавшихся всего один раз, но от этого не менее интересных.

В архиве Игоря Всеволодовича Можейко сохранился листок с планом последнего романа из цикла «Река Хронос» — снова фантастического. В нем герои расстаются, Андрей переносится в будущее, а Лидочка отстает. Потом они встречаются снова — у Андрея новая семья. Герои понимают, что не могут жить врозь — Лидочка переносится в будущее, а Андрей ее «догоняет». Теперь они снова ровесники, но уже довольно пожилые люди. Они вновь куда-то переносятся, где их ждет пан Теодор, но попадают в неустойчивое «ответвление» и гибнут вместе с этим миром. А Теодор ждет их в параллельном мире, чтобы сделать молодыми…

С одной стороны жаль, что этот роман не был написан, а с другой — даже хорошо. Пусть герои останутся живыми. Так же, как живым в нашей памяти навсегда останется сам Кир Булычев.

Кир Булычев на встрече со студентами МАИ. 1989 год. Фотография А. Щербака-Жукова.

Другие произведения писателя

Кроме этих двух циклов, в творческом наследии Булычева есть множество отдельных произведений, а также небольшие серии от двух до десяти романов. Наиболее популярны из них три цикла.

1) Романы об Андреей Брюсе — отважном агенте из Космофлота («Агент Космофлота» и «Подземелье ведьм»). По мотивам второго романа был снят одноименный фильм

2) Еще одним героем, который фигурировал во многих произведениях Булычева, является доктор Павлыш. Ему посвящено один роман «Проселок» и восемь других, менее объемных произведений.

3) Героиня множества других произведений Кира Булычева Кора Орват – это своеобразная повзрослевшая версия Алисы Селезневой. Однако вместо космической биологии она интересуется раскрытием преступлений. Примечательно, что в некоторых произведениях она пересекается с Алисой.

Жизнь первая

Родился будущий ученый и писатель 18 октября 1934 года в Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов. Так началась его первая жизнь — та, в которой он был Игорем Можейко. В столице в основном прошли его детство и юность, за исключением года, проведенного во время войны в Чистополе, — уже в 1942 его семья вернулась в Москву, одними из первых эвакуированных.

Альманах «Ковчег», который выпускал с друзьями Игорь Всеволодович Можейко в пятидесятых годах.

Друзья детства вспоминали, что Игорь Можейко уже в те годы был выдумщиком и заводилой. Они ходили в походы, создали общество Кто Во Что Горазд — сокращенно КоВЧеГ, писали стихи, создавали рукописные журналы. После школы Игорь Можейко поступил в Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Поступил не по собственному желанию — по «комсомольской разнарядке». Стране были нужны переводчики, хочешь получить высшее образование — учи языки. В институте Игорь Можейко активно писал стихи — строка об этом есть в книге его соученика Андрея Сергеева «Альбом для марок», в 1996 году получившей престижную Букеровскую премию: «Самый ранний приятель в ИН-ЯЗе — Игорь Можейко. Легкий человек, кое-какие стихи…». В год окончания вуза он женился на студентке Архитектурного института Кире Алексеевне Сошинской, ставшей его спутницей на всю жизнь и одним из его художников-иллюстраторов.

Иллюстрации Киры Сошинской к рассказам и повестям Булычева.

Женатым в те годы сравнительно просто было выехать за рубеж — есть гарантии, что не останется. И Игорь Всеволодович был направлен в Бирму, где советские специалисты помогали на строительстве Технологического института. Здесь он был и переводчиком, и завхозом, а потом и корреспондентом Агентства печати «Новости» и журнала «Вокруг света».

Игорь Можейко в Бирме, 1958 год. Фотография из книги «Как стать фантастом».

Влюбившись в загадочную восточную страну, Можейко занялся исследованием ее истории и культуры и по возвращении в Москву поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, которую закончил в 1962 году. А в 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (11—13 века)».

Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для «Вокруг света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ «Маунг Джо будет жить», подписанный еще настоящим именем.

Картина Киры Сошинской «Портрет Игоря».

Однако уже в 1965 году его повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезневой — подборка веселых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далеком тогда еще 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой.

О появлении псевдонима Игорь Всеволодович рассказывал так:

«Я к этому времени уже заканчивал аспирантуру и представил себе, как приду в институт, когда это будет напечатано, и мне скажут: «Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание и еще пишете фантастику!». Мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом. А так как времени на это не было, то я взял имя своей жены (Кира), фамилию мамы (Булычева), составил из этого такое вот механическое образование и подписал произведение: «Кир Булычёв». И подпись эта — она как бы оторвалась от меня и уже звучала, существовала сама по себе. И менять ее мне как-то было уже неудобно — перед этим Киром Булычевым. Вот так он и остался».

Остается только добавить, что не все редактора с пониманием отнеслись к этой конструкции, поэтому в ранних публикациях появились вариации «Кир. Булычев» (с точкой-сокращением) и «Кирилл Булычев».

Вот так началась его вторая жизнь — жизнь популярного писателя Кира Булычева.

Книга «Кир Булычев и его друзья», в которой собраны воспоминания людей, знавших писателя, и его неизвестные произведения, найденные в архиве после смерти.

Книга воспоминаний Кира Булычева «Как стать фантастом».

В этом сборнике «Река Хронос» вышел незаконченный роман «Покушение», действие которого происходит в 1918 году.

Детство и юность

Кир Булычев – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Папа мальчика – Всеволод Николаевич Можейко — выходец из дворянского рода, в юности покинул дом и стал жить самостоятельно.

Кир Булычев

Мария Михайловна Булычева – мать автора– работница завода по производству карандашей. Она воспитывалась в семье офицера и до событий 1917 училась в Смольном институте благородных девиц. После переворота подала документы в институт автотранспорта.

Родители Булычева поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с ученым-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестренку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушел на фронт и погиб в 1945 году.

Кир Булычев в детстве

В 1957 году молодой человек получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы.

Биография Игоря Всеволодовича славится успехами в науке. Он получил степень кандидата наук в 1965 году, а в 1981 – степень доктора исторических наук. Среди ученых прославился трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий