Муратова кира георгиевна

«Короткие встречи» — не все было гладко

Муратова не сразу нашла себя. В 1952-м она поступила в МГУ и год училась на филологическом, но потом подала документы на режиссерский факультет ВГИК. В 1959 году она попала на Одесскую киностудию по распределению. В южный украинский город она приехала вместе с мужем, режиссером Александром Муратовым, известным зрителю по фильму «Гонки по вертикали» (1982), где сыграли Андрей Мягков и Валентин Гафт.

Кира Муратова не сразу нашла себя

Вместе Муратовы сняли три картины, но началом личной фильмографии Кира всегда считала драму «Короткие встречи», премьера которой состоялась в 1967 году. История любовного треугольника, состоявшего из персонажей Нины Руслановой, Владимира Высоцкого и самой Киры понравилась зрителям, но не критике.

Кира Муратова и Владимир Высоцкий в фильме «Короткие встречи»

В сюжете, действие которого перемежалось «лирическими отступлениями» от лица главной героини о работе в администрации города и сопровождалось музыкой Олега Каравайчука, не было никакой идеологической подоплеки или рассказа о руководящей роли партии или самоотверженном труде рабочих и колхозников. Скорее, наоборот: Муратова выбрала для повествования о буднях работницы райкома совсем не подходящий по тем меркам тон – правдивый и не склонный к обобщениям.

Примечательно, что Высоцкий попал на съемки случайно, при этом в итоге он самым органичным образом «вписался» в образ геолога-скалолаза. Изначально Максима должен был сыграть Станислав Любшин, но тот предпочел роль разведчика в сериале Владимира Басова «Щит и меч». Свою же героиню, Валентину Ивановну, Муратова сыграла сама: причем от безысходности, а не из желания прославиться. Выбранная ею актриса не оправдала надежд, поэтому срочно потребовалась замена.

Единственной заминкой для Киры стала сцена, где ей нужно было расплакаться. Слезы потекли только тогда, когда бывший муж специально напомнил ей неприятные моменты совместной жизни.

Фото Киры Муратовой в молодости

Кадр

Кира Георгиевна всегда стремилась снимать на своем, особом киноязыке. Понятно, что он был сформирован под определенным влиянием. Сначала это был соцреализм: не сказать, что ее дебютная короткометражка, снятая вместе с мужем, чем-то всерьез отличается от общей канвы режиссеров-шестидесятников. Затем это, конечно, новая французская волна. Непараллельный монтаж, переходящий фокус, который внезапно срывается с главного героя, делая его второстепенным, и останавливается на деталях или вторых планах. 

Муратова вообще первой в советском кино избавилась от деления на важное и второстепенное. Ее герои могли в один момент перестать быть определяющими, а место двигателя сюжета внезапно мог занять персонаж, который долгое время неприметно жил на фоне, который мы воспринимаем скорее подсознательно, чем осознанно

Апофеозом этого приема, которым режиссер любила «будить» зрителя, стал фильм «Астенический синдром». Первые сорок минут ленты нам показывают тяжелую черно-белую артхаусную драму о борющейся с депрессией женщине, которая переосмысляет известный буддийский сюжет о первой встрече с болезнью, старостью и смертью. И если Гаутама смог перезапустить свою вялотекущую жизнь, благодаря увиденным ужасам, то героиню Муратовой это лишь еще больше припечатывает к земле. Катарсис. Фильм заканчивается, идут титры. И в этот момент зрителя внезапно переносят в зал кинотеатра. Оказывается, это была лишь картина в картине. Мы уже успели проникнуться героиней, понять ход ее мыслей и ощупать все сюжетные грани. Чувствуем себя победителями в этой дуэли зрителя с режиссером. И тут звонкой пощечиной Кира Георгиевна напоминает нам, кто здесь автор. И знакомит с новым героем – учителем, засыпающим всюду, куда он приходит. В том числе и на этой черно-белой скучной картине.

Муратова в своих фильмах любила чувствовать себя хозяйкой положения. Это тоже что-то от желания поучить и наставить. Ее фирменный прием – это обрезать кадр для создания дополнительной интриги. В «Настройщике» героиня Литвиновой 30 секунд экранного времени общается с кем-то, кто находится за кадром. Зрителю предлагается просто терпеливо ждать. В других лентах режиссер может специально не показывать источник загадочных звуков, или не совсем ясных без изображения фраз. Но это не упражнения в фантазии. Обычно Муратова лишь придерживает кадр, а затем все же дает нам отгадку. Возможно, это очень простой, но слишком уж действенный способ, чтобы напомнить зрителю: просмотр кино – это своего рода работа, а не отдых. 

Фото: Рубцова Юлия/ТАСС

На склоне лет

Последние годы Муратова почти отошла от публичности, которую и раньше не очень жаловала, называя это светской, отвратительной для себя жизнью. Больше всего она любила снимать кино, а на склоне лет стала, по собственным словам, «потребителем искусства» – с удовольствием перечитывала Льва Толстого и слушала Бетховена. Она так много за свою жизнь говорила на разных съемочных площадках, что в итоге свела общение с внешним миром к минимуму.

Кира Муратова с мужем Евгением Голубенко

В большом интервью, данном интернет-изданию «ГОРДОН» в 2016 году, Кира Георгиевна рассказала, что стала отшельницей. Ее второй муж, художник Евгений Голубенко, был младше ее на 18 лет. Он всегда сопровождал жену в киноэкспедициях, работал в ее картинах художником-постановщиком, участвовал в написании сценариев. Дочь от первого брака Марианна трагически погибла, оставив двух сыновей.

Фильмы

В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).

Кадр из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»

Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.

В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Долгие проводы»

Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.

Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко. После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Среди белых камней»

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».

Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную). Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик»

Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:

Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, отметили премией «Ника». Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение»

В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.

Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.

У крутого яра (1962)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Советский фильм

Режиссеры: Кира Муратова, Александр Муратов

В ролях: Валерий Исаков, Виктор Маркин, Георгий Светлани

Какие только личности не живут в маленьких селениях. Порой такие скромные и неприметные, что никто от них ничего эдакого и не ожидает. Но вот нет, есть скромные, но отважные парни. И Сеня Трошин, о котором говаривали, мол, странный он какой-то, покажет всем жителям села на что способен. Ни свет, ни заря вставал Сеня и отправлялся в лес. Казалось, что охотился он там, а может и просто наблюдал за тем, как звери поживают дикие. И только Костя, не имевший зрения, понимал причину, по которой Сеня тяготел к природе. Придется Сене держать оборону от стаи волков, чтобы стадо скотины, являющееся собственностью колхоза уберечь.

«Короткие встречи»

Первый самостоятельный фильм Киры Муратовой — «Короткие встречи», где она исполняет главную роль — Валентины Ивановны, сотрудницы горсовета, у которой поселилась деревенская девушка Надя (Нина Русланова). С первых кадров зритель узнает больше, чем героини фильма: у обеих женщин был роман с одним и тем же мужчиной, геологом Максимом. Его блестяще играет Высоцкий. Эти короткие встречи в прошлом оставили обеим женщинам шлейф воспоминаний.

Две женщины, живя бок о бок, как бы существуют в разных плоскостях

Надя пытается понять свою внутреннюю сущность, а Валентина пренебрегает вниманием к миру своего сердца. Обеих женщин объединяет теневая сторона жизни — они ещё не соединяют себя со своими переживаниями

Неслучайно воспоминания о любимом человеке приходят к ним со вспышками света.

Немытая посуда, телефонные звонки «по работе» посреди ночи… От кажущейся бурной жизни веет отсутствием смысла. Героиня мысленно разговаривает с кем-то и умудряется ругаться с невидимым собеседником. Не в этом ли невидимке скрыта иллюзия её жизни?

«Смотри на жизнь полузакрытыми глазами», — советует Максим Валентине. То же он говорит Наде, взирающей на него широко открытыми глазами, символизирующими внутреннюю слепоту. А когда Валентина спрашивает Максима, о чём он думает, тот отвечает: «Ни о чём. А ты, наверное, всё время о чём-то думаешь и даже не представляешь, что можно просто так ни о чём не думать?» Прикрытые глаза и умение «ни о чём не думать», погруженность в себя — аллюзия к восточной философии: перестав бесконечно «перечитывать» собственные мысли, человек может привести в гармонию эмоциональную и рациональную стороны жизни.

Ещё один символ в кинопоэтике Киры Муратовой связан с водой. Когда Валентина проверяет краники в домах, в них нет воды. Вода в философской традиции символизирует источник и начало. Это — первичная субстанция, из которой рождаются все формы. Из невнимания к прошлому вытекает неумение направить жизнь в нужное русло.

А в фильме Валентина Ивановна рассуждает: «Каждый день ко мне приходят, каждый день спрашивают, когда будет вода, когда будет вода. Я им отвечаю, каждый раз отвечаю, как автомат: через год будет вода, через год… Нельзя же так все время жить и ждать, ждать все время, что что-то произойдет через год, через месяц, я не знаю когда, через двадцать минут. Это ж люди, они же сейчас живут». Поэтика ожидания — любви, друзей, работы, да просто воды, в конце концов, — определила видимую бессюжетность фильма. У каждой из героинь есть своё дело, но оно не может вытащить их из рутины постоянного ожидания — «автоматизма» — ключевого понятия поэтики Муратовой. Автоматизм — это течение жизни, а короткие встречи — минуты, делающие жизнь прекрасной.

Когда фильм вышел в прокат, его обвинили в очернении советской действительности, назвали мрачным и пессимистическим. Дошло до того, что Муратовой запретили снимать кино, а фильм положили на полку. Он вышел на экраны только в перестройку, в 1987 году!

Личная жизнь отшельницы

В личной жизни Киры Муратовой все стабильно. Правда, с первым мужем – Александром Муратовым она прожила только десять лет. Познакомились они еще в студенческие времена, а поженились после того, как Кира получила диплом режиссера.

В 1961 году в этом браке родилась дочь Марианна (трагически погибла). Александр помогал жене при создании нескольких фильмов, но затем их пути разошлись. Муратов уехал в Киев, а Кира Георгиевна с дочерью осталась в Одессе.

Второй любимый мужчина в ее жизни появился после вынужденного переезда в Ленинград. В городе на Неве Кира Георгиевна  познакомилась с художником Евгением Голубенко. Поначалу новый знакомый помогал Муратовой в создании сценариев, а позже их отношения вышли за рамки рабочих.

Несмотря на то, что Евгений младше своей возлюбленной на два десятка лет, они по сей день живут в Одессе в мире и согласии. Муратову и Голубченко не часто встретишь на светских раутах и праздничных мероприятиях, они предпочитают вести «отшельническую» жизнь.

В гости выбираются редко, но тех, кто навещает их, встречают с интересом. Писать мемуары Кира Георгиевна пока отказывается, радуясь каждому прожитому дню.

Язык

Часто можно услышать: «Муратова не режиссер. Это писатель, который волей случая взялся сам экранизировать собственные задумки». Впрочем, вряд ли могло получиться иначе у человека, который первым получил филологическое образование, а уж затем подался в киноискусство. Кира Георгиевна стала столь значимым режиссером не в последнюю очередь благодаря своему особому выразительному языку.

Она первой заставила своих актеров говорить как в жизни. Это тоже влияние французской новой волны, оставшееся с ней до конца карьеры. Долой эти безупречные дикции и непроглатываемые окончания! Долой гамлетовские монологи, зачитанные на камеру наизусть! Персонажи в кино Муратовой обязательно ведут разговор сбивчиво, перескакивая с темы на тему. Словно диалог идет между зрителем и его товарищем. Лишь с той разницей, что сценарии Киры Георгиевны сквозили абсурдом в духе Эжена Ионеско.

Главный абсурдистский прием и еще одна отличительная черта кино Муратовой – это постоянные повторы. «Короткие встречи» начинаются с повторенной несколько десятков раз фразы: «Дорогие мои товарищи…». В конце сцены оказывается, что эти слова преследуют героиню даже перед сном, и она хочет одного: чтобы собственный голос в голове наконец дал ей заснуть. Подобный гротескный прием будет повторяться в ее произведениях не один раз. Похожим образом повторы в своих книгах использует писательница Татьяна Толстая. Вообще порой кажется, что две великие женщины из современной отечественной культуры тесно связаны. Сбивчивая речь и повторы – это то, что одновременно помогает зрителю (или читателю) терять связь между фильмом и реальностью, но при этом твердо стоять ногами на почве сюжета и понимать, что и почему происходит.

Как любой настоящий художник, Муратова не боялась интертекстуальности. Ее второй большой фильм называется «Долгое прощание» – это полный антоним первой широкой ленты – «Коротких встреч». С пониманием этого сама картина смотрится с совершенно другого угла. В ее фильмах чувствуется отдельная Вселенная, созданная самим режиссером. У переходящих из ленты в ленту актеров – а это еще одна характерная черта Муратовой – обязательно одинаковые характеры. В какой-то степени в Литвиновой с косой в «Настройщике» можно увидеть всю ту же Литвинову-убийц из «Трех историй». Впрочем, это лишь дополнительный штрих. Отсутствие этих знаний не разрушают магию кино для новых зрителей, а лишь дают новую почву для размышлений старым поклонникам. Наверное, так в действительности и должно выглядеть кино.

В этой статье мы попытались свести к минимуму рассказы о судьбе самой Киры Георгиевны. Можно много рассказать и про удивительный союз ее родителей в Румынии, и про собственную жизнь, полную американских горок

Но так ли все это важно? В одном из своих поздних интервью она говорила: 

Проще говоря, для понимания фильма вовсе не нужно знать автора. Многие критики уже десятилетиями твердят: «Кино умерло!». Но нет. Это режиссер, пускай, умер. А хорошее кино должно жить.

Опасные гастроли (1970)

Боевик, Исторический, Советский фильм

Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

В ролях: Георгий Юматов, Борислав Брондуков, Николай Федорцов

Историко-революционный водевиль. В основу сюжета положены реальные события, описанные в дневниках А.М. Коллонтай. 1910 год, дореволюционная Одесса, необходимо осуществить доставку в Россию нелегальной литературы. С целью организации этого процесса в город под видом французского промышленника прибыл большевик подпольщик. В качестве прикрытия операции организован театр варьете, который получил широкую известность и гастролировал по стране с особенным, полученным из Франции «театральным реквизитом».

Люди

Даже те, кому творчество Муратовой не близко, не могут не согласиться с тем, что она потрясающе умела работать с людьми. На этом фоне особенно смешно думать о ее мизантропии. Кира Георгиевна была настолько открытым режиссерам, что позволяла раскрываться на площадке абсолютно всем, с кем она работала. Первый большой фильм режиссера – мелодрама «Короткие встречи». На Одесской киностудии удалось получить на главную роль самого Владимира Высоцкого. И именно у Муратовой он сыграл роль своей жизни. Причем буквально. Вся жизнь артиста, что на сцене, что в кругу друзей, прошла в этакого советского Хемингуэя. Крепкого мужика, который повидал жизнь, немного бунтаря, немного лирика. Именно этот образ для него подобрала Кира Георгиевна. Образ, в котором Высоцкий жил, а не играл.

Или вот – Алла Демидова. Блестящая актриса с потрясающей карьерой, которой, казалось бы, уже нечего доказывать. Да и выше возведенной на престол отечественного киноискусства головы разве прыгнешь? Оказывается, прыгнешь. Уже казалось бы подходившая к концу карьера и популярность Демидовой воспылала вновь после «Настройщика». И снова, как бы громко это ни прозвучало, у Муратовой получилось сделать лучшую роль актрисы в ее карьере. Кстати, Олег Табаков тоже упоминал, что именно в «Вечном возвращении» – последнем фильме Муратовой – почувствовал себя максимально свободным актером.

Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС

Отдельный разговор – это Рената Литвинова. Наверное, неправильно говорить об одной из главных актрис уже уходящих первых десятилетий свободной России, что «ее сделала Кира Муратова». Это далеко не так. Безусловно, они друг у друга в жизни главные. Литвинова – главная актриса в жизни Муратовой. Муратова – главный режиссер в жизни Литвиновой. Рената Муратовна создала свой неподражаемый стиль, образ и актерское мастерство сама. Но вряд ли бы широкие экраны восприняли ее в таком неизменном виде, если бы в начале 90-х Кира Георгиевна бы не показала, что можно и так. Что и особенная манера Литвиновой может не просто смотреться на экране органично, но и быть той «фишкой», которую затем используют все режиссеры, работавшие с актрисой.

«Эта странная Муратова»

«Долгие проводы» (1970) стали первым «фирменным» фильмом Муратовой, снятым в ее неповторимом авторском стиле. Актерский состав включал в себя и профессиональных актеров, и любителей. Зинаиду Шарко режиссер пригласила на главную роль, не скрывая от той своего видения будущей героини. Муратова с присущей ей прямотой сказала Шарко, что ей нужна нелепая актриса на роль нелепой женщины. Цензура усмотрела в сюжете «противопоставление интеллигенции народу»: фильм 16 лет пролежал на полке, а для Киры тогда начались тяжелые времена.

Кира Муратова на съемках фильма «Долгие проводы»

Директору Одесской киностудии Геннадию Збандуте пришел приказ из Киева уволить Муратову с формулировкой «несоответствие занимаемой должности». Руководитель, по словам Георгия Юнгвальд-Хилькевича был «даром божьим» для режиссеров и актеров. Даже в угоду партийным бонзам Збандута не мог выгнать талантливого режиссера, поэтому тихо перевел ее на должность библиотекаря.

Фильмы Муратовой – это чистый арт-хаус

На копеечную зарплату выжить было невозможно, тогда директор предложил Кире вдобавок преподавать в «Школе киноактера». Режиссеру и актеру Николаю Седневу повезло обучаться у Киры азам мастерства, а потом еще и поработать с ней. Однако зрителю Седнев больше знаком по сериалу «Одесса-мама», где также сыграли Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева и Петр Федоров. Почему больше? Да потому что фильмы Муратовой не предназначены для широкой аудитории. Киноведы и критики называют фирменный стиль Муратовой нуаром, арт-хаусом, а кто-то просто заносит его в раздел с громким названием «кино не для всех».

Встреча с Ренатой Литвиновой

В 1994 году Муратова открыла для себя еще одну актрису, ставшую ее любимицей и музой – Ренату Литвинову. Кира Георгиевна в одном из интервью назвала ее «красавицей и чудачкой». Это тот типаж, который всегда привлекал режиссера, ей всегда были интересны только «странные люди». Муратова даже со смехом говорила, что если бы не любовь к кино, то она наверняка стала бы психиатром.

Кира Муратова и Рената Литвинова

Так в ее творчестве начался период, который можно по праву назвать «литвиновским». Рената делилась с режиссером своими задумками, а при работе над фильмом «Три истории» написала сценарий к новелле «Офелия». Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин, Олег Табаков тогда с удовольствием дебютировали именно в «муратовском» кино.

«Чеховские мотивы»: «Никто никого не любит»

Если посмотреть фильм «Чеховские мотивы» (2002) в понедельник с утра, потом всю неделю будешь испытывать чувство неловкости, узнавая в окружающих персонажей из кино, а в диалогах — улучшенный и дополненный чеховский текст.

Когда начинаешь смотреть фильм, кажется, будто попал в сумасшедший дом. Крестьяне, разводящие свиней, изъясняются на старославянском, их речи нарочито театральны; члены семьи, сидя за столом, по нескольку раз повторяют одну и ту же реплику.

В рассказе Чехова тяжёлый характер был у отца, и из-за этого страдала вся семья. Муратова же выводит отца из круга «тяжёлых людей». «Дурдом» происходит вокруг отца — сын требует денег, мать требует денег для сына, младшие дети спорят, что строят — сарай или магазин. Словом, не жизнь, а сумасшедший дом. И если чеховский рассказ полон сочувствия к этим людям, то в фильме Муратовой этого сочувствия — нет.

В семейной склоке прорезаются ноты драматизма.

«Объели! Обпили! Так нате вам ещё и деньги!… А вот когда у вас деньги закончатся — всё идите продавайте! И скотину продавайте — проедайте, и землю продавайте — проедайте!»

Муратову невозможно трактовать однозначно, и за этими словами введённого в исступление человека звучит укор. Отец обвиняет членов семьи в продажности, предлагает продать то, что испокон веков помогало человеку существовать, — скотину и землю. Вспоминается фраза матери: «Купи сыну свитер! Сейчас не старые времена!» Действительно, надвигаются новые времена, рушатся старые идеалы, и человек ради денег продаёт то, что было для него священно.

Часть чеховского текста с пронзительным описанием переживаний сына-студента Муратова вкладывает в уста его странной сестры. Девушка размышляет о том, как же здорово будет, если брат погибнет — то-то отец пожалеет, что денег не дал. Трагические переживания студента, описанные Чеховым, у Муратовой звучат фарсово-издевательски.

В финале сын застывает вместе с отцом, создавая аллюзию на «Отправление в путь блудного сына». Незадолго перед этим, вернувшись домой после первой попытки удалиться за пределы надоевшего мира, он присядет у двери почти что в позе рембрандтовского странника. Вдобавок шестеро из семи членов отнюдь не святого семейства, за исключением самого малого ребёнка, носят очки, без которых они подслеповато воспринимают окружающую реальность.

Следующий эпизод происходит в церкви. Кира Муратова говорила, что, снимая венчание, поставила перед собой задачу ни на шаг не отступать от канона. На экране церемония идет почти столько же, сколько на нее отведено по православным правилам, — достаточно для того, чтобы зритель тоже начал ерзать в кресле, задыхаться от ладана, стыдливо хихикать над глупыми шутками соседей, минутами впадать в религиозный раж, шептаться о прическе невесты и выбегать наружу покурить.

Гость, едущий в церковь, говорит своему спутнику: «Это — экзотика — венчаться в пригородной церкви». А один из гостей заявляет: «Совершенно неприлично ведёт себя публика. Пойду покурю». Героиня Нины Руслановой поздравляет невесту: «Я так люблю, когда кто-нибудь кого-нибудь любит». А потом, уже искренне, добавляет: «Никто никого не любит». Невеста возражает: «Значит, кроме меня».

В фильме дважды звучит романс о весне, навевающий светлую радость. Однако первый раз он сопровождает кадры с домашними животными, а второй раз исполняется женихом, выходящим из церкви. И в этом — опять постмодернистские настроения: предатель для одной, пророк для другой. В конце трагикомический фарс сменяется философией безнадёжности. «Каждый день венчаем, крестим, хороним, а всё никакого толку!» «Сорок лет тут служу, и ни разу не случилось, чтобы Бог услышал».

Появление девушки, закутанной в платок, которую принимают за покойную Татьяну Репину, неожиданно для священников. Дальше следует жуткая сцена — обе девушки любят тенора, однако богатая невеста «покупает» его любовь и в фильме не вызывает жалости. Татьяна Репина словно объясняет священникам, почему Бог их не слышит: «Погибла женщина — оскорблён Бог».

«Долгие проводы»

Следующий фильм Киры Муратовой — «Долгие проводы». Главную роль в фильме сыграла Зинаила Шарко. Муратова впоследствии признавалась ей: «Зина, я многих актрис пробовала. Мне нужна была нелепая женщина, я вас нашла». Здесь извечная проблема «отцов и детей» перетекает в поверхностно-хорошие взаимоотношения матери и сына-подростка.

Чёрно-белые снимки на двери разрываются на две части, как только мать входит в комнату — так символически показано вмешательство в мир ребёнка.

Возводя на экран страдания матери-одиночки, которая одна после развода с мужем воспитывала ребёнка, Муратова сталкивает две судьбы — и каждой находит оправдание. С одной стороны, мальчик, которому нужен отец, с другой стороны, мать, не понимающая, чем она заслужила такую чёрную неблагодарность от сына, которому посвятила жизнь.

Неслучайно Муратова включает в фильм эпизод на почте, где старик, забывший дома очки, просит Евгению Васильевну написать его детям письмо. Дописав, она убегает. Убегает от такой же судьбы, даже помыслы о которой страшат её.

Награды и премии

  • Орден князя Ярослава Мудрого ІІІ степени (29 мая 2009 года) — за весомый личный вклад в развитие украинского киноискусства, высокое профессиональное мастерство и по случаю юбилея акционерного общества «Одесская киностудия» и основание Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины
  • Орден князя Ярослава Мудрого IV степени (4 ноября 2004 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в области кинематографии
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (4 марта 1999 года) — за самоотверженный труд, высокое профессиональное мастерство, активную гражданскую позицию
  • Юбилейная медаль «20 лет независимости Украины» (19 августа 2011 года) — за значительный личный вклад в социально-экономическое, научно-техническое и культурно-образовательное развитие Украинского государства, весомые трудовые достижения и многолетний добросовестный труд
  • Орден Дружбы (19 октября 2004 года, Россия) — за большой вклад в укрепление и развитие российско-украинских культурных связей
  • Народная артистка Украинской ССР (1990)
  • Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (24 февраля 1993 года) — за документальную кинодилогию «Июльские грозы» («Забастовка», «Выброс») Украинской студии хроникально-документальных фильмов
  • Государственная премия Украины имени Александра Довженко (9 сентября 2002 года) — за весомый вклад в развитие отечественного киноискусства
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Большая премия» (1987)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1988)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1990)
  • Специальный приз жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы в конкурсе «Фильмы для избранных» (1992)
  • Почетный «Леопард» Международного кинофестиваля в Локарно (1994)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы российского конкурса» (1994)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1994)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» (1994)
  • Российская независимая премия «Триумф» (1995)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы за режиссуру» (1997)
  • Главная премия Искусств (1999, Берлинская Академия искусств)
  • премия «Свобода» (2000, Американский фонд кино)
  • приз жюри Международной федерации кинопрессы 31-го Мкф (2009)
  • Награждена памятной медалью, учреждённой МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005)
  • Награждена премией имени Мирона Черненко () Гильдии киноведов и кинокритиков России
  • премия «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтики» («Вечное возвращение») (2013)
  • премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую режиссёрскую работу и приз молодых кинокритиков («Вечное возвращение») (2014)
  • приз Золотой Дюк за вклад в киноискусство — Одесский международный кинофестиваль (июль 2014)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Муратова кира георгиевна

«Короткие встречи» — не все было гладко

Муратова не сразу нашла себя. В 1952-м она поступила в МГУ и год училась на филологическом, но потом подала документы на режиссерский факультет ВГИК. В 1959 году она попала на Одесскую киностудию по распределению. В южный украинский город она приехала вместе с мужем, режиссером Александром Муратовым, известным зрителю по фильму «Гонки по вертикали» (1982), где сыграли Андрей Мягков и Валентин Гафт.

Кира Муратова не сразу нашла себя

Вместе Муратовы сняли три картины, но началом личной фильмографии Кира всегда считала драму «Короткие встречи», премьера которой состоялась в 1967 году. История любовного треугольника, состоявшего из персонажей Нины Руслановой, Владимира Высоцкого и самой Киры понравилась зрителям, но не критике.

Кира Муратова и Владимир Высоцкий в фильме «Короткие встречи»

В сюжете, действие которого перемежалось «лирическими отступлениями» от лица главной героини о работе в администрации города и сопровождалось музыкой Олега Каравайчука, не было никакой идеологической подоплеки или рассказа о руководящей роли партии или самоотверженном труде рабочих и колхозников. Скорее, наоборот: Муратова выбрала для повествования о буднях работницы райкома совсем не подходящий по тем меркам тон – правдивый и не склонный к обобщениям.

Примечательно, что Высоцкий попал на съемки случайно, при этом в итоге он самым органичным образом «вписался» в образ геолога-скалолаза. Изначально Максима должен был сыграть Станислав Любшин, но тот предпочел роль разведчика в сериале Владимира Басова «Щит и меч». Свою же героиню, Валентину Ивановну, Муратова сыграла сама: причем от безысходности, а не из желания прославиться. Выбранная ею актриса не оправдала надежд, поэтому срочно потребовалась замена.

Единственной заминкой для Киры стала сцена, где ей нужно было расплакаться. Слезы потекли только тогда, когда бывший муж специально напомнил ей неприятные моменты совместной жизни.

Фото Киры Муратовой в молодости

Кадр

Кира Георгиевна всегда стремилась снимать на своем, особом киноязыке. Понятно, что он был сформирован под определенным влиянием. Сначала это был соцреализм: не сказать, что ее дебютная короткометражка, снятая вместе с мужем, чем-то всерьез отличается от общей канвы режиссеров-шестидесятников. Затем это, конечно, новая французская волна. Непараллельный монтаж, переходящий фокус, который внезапно срывается с главного героя, делая его второстепенным, и останавливается на деталях или вторых планах. 

Муратова вообще первой в советском кино избавилась от деления на важное и второстепенное. Ее герои могли в один момент перестать быть определяющими, а место двигателя сюжета внезапно мог занять персонаж, который долгое время неприметно жил на фоне, который мы воспринимаем скорее подсознательно, чем осознанно

Апофеозом этого приема, которым режиссер любила «будить» зрителя, стал фильм «Астенический синдром». Первые сорок минут ленты нам показывают тяжелую черно-белую артхаусную драму о борющейся с депрессией женщине, которая переосмысляет известный буддийский сюжет о первой встрече с болезнью, старостью и смертью. И если Гаутама смог перезапустить свою вялотекущую жизнь, благодаря увиденным ужасам, то героиню Муратовой это лишь еще больше припечатывает к земле. Катарсис. Фильм заканчивается, идут титры. И в этот момент зрителя внезапно переносят в зал кинотеатра. Оказывается, это была лишь картина в картине. Мы уже успели проникнуться героиней, понять ход ее мыслей и ощупать все сюжетные грани. Чувствуем себя победителями в этой дуэли зрителя с режиссером. И тут звонкой пощечиной Кира Георгиевна напоминает нам, кто здесь автор. И знакомит с новым героем – учителем, засыпающим всюду, куда он приходит. В том числе и на этой черно-белой скучной картине.

Муратова в своих фильмах любила чувствовать себя хозяйкой положения. Это тоже что-то от желания поучить и наставить. Ее фирменный прием – это обрезать кадр для создания дополнительной интриги. В «Настройщике» героиня Литвиновой 30 секунд экранного времени общается с кем-то, кто находится за кадром. Зрителю предлагается просто терпеливо ждать. В других лентах режиссер может специально не показывать источник загадочных звуков, или не совсем ясных без изображения фраз. Но это не упражнения в фантазии. Обычно Муратова лишь придерживает кадр, а затем все же дает нам отгадку. Возможно, это очень простой, но слишком уж действенный способ, чтобы напомнить зрителю: просмотр кино – это своего рода работа, а не отдых. 

Фото: Рубцова Юлия/ТАСС

На склоне лет

Последние годы Муратова почти отошла от публичности, которую и раньше не очень жаловала, называя это светской, отвратительной для себя жизнью. Больше всего она любила снимать кино, а на склоне лет стала, по собственным словам, «потребителем искусства» – с удовольствием перечитывала Льва Толстого и слушала Бетховена. Она так много за свою жизнь говорила на разных съемочных площадках, что в итоге свела общение с внешним миром к минимуму.

Кира Муратова с мужем Евгением Голубенко

В большом интервью, данном интернет-изданию «ГОРДОН» в 2016 году, Кира Георгиевна рассказала, что стала отшельницей. Ее второй муж, художник Евгений Голубенко, был младше ее на 18 лет. Он всегда сопровождал жену в киноэкспедициях, работал в ее картинах художником-постановщиком, участвовал в написании сценариев. Дочь от первого брака Марианна трагически погибла, оставив двух сыновей.

Фильмы

В 1961 году Кира Муратова как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром Муратовым, с которым соединила судьбу еще в институтское время. Парочка явила миру картины «У крутого яра» (1962) и «Наш честный хлеб» (1964).

Кадр из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи»

Сольно начинающий постановщик дебютировала в 1967 году. Зритель получил блестящую работу, которая никого не оставляет равнодушным, — «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами.

В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил легендарный Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые показавшись на советских экранах. Картина вышла ограниченным тиражом, полноценный показ случился только 20 лет спустя – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Долгие проводы»

Очередная картина «Долгие проводы» (1971) и вовсе оказалась несчастливой. Руководство студии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года, в итоге показ отодвинули вплоть до перестройки. Кира Муратова, снятая с режиссерства, не выдержала гнета и покинула Одессу.

Женщина обосновалась в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию ленты «Познавая белый свет», которая порадовала зрителей в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко. После просмотра становится ясно, откуда Рената Литвинова, верная поклонница Киры, черпала вдохновение для первых шагов в режиссуре.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Среди белых камней»

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» (1983), откуда нещадно вырезали неугодные вещи. Да так, что Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».

Кадр из фильма Киры Муратовой «Астенический синдром»

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей – и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи (одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную). Кроме того, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова – признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик»

Следующая заметная работа родилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Муратова рассказывала о первом впечатлении об актрисе:

Эту картину – спокойную, светлую, но неоднозначную, отметили премией «Ника». Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы срывали те или иные награды и премии.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение»

В 2012 году Кира Муратова презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание.

Кира Муратова работала также в качестве актрисы с другими режиссерами. Женщина появилась в роли революционерки в картине «Опасные гастроли» постановщика Георгия Юнгвальд-Хилькевича. В 1986 году ее пригласил в драму «Сад желаний» Али Хамраев, где Кира перевоплотилась в колдунью.

У крутого яра (1962)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Советский фильм

Режиссеры: Кира Муратова, Александр Муратов

В ролях: Валерий Исаков, Виктор Маркин, Георгий Светлани

Какие только личности не живут в маленьких селениях. Порой такие скромные и неприметные, что никто от них ничего эдакого и не ожидает. Но вот нет, есть скромные, но отважные парни. И Сеня Трошин, о котором говаривали, мол, странный он какой-то, покажет всем жителям села на что способен. Ни свет, ни заря вставал Сеня и отправлялся в лес. Казалось, что охотился он там, а может и просто наблюдал за тем, как звери поживают дикие. И только Костя, не имевший зрения, понимал причину, по которой Сеня тяготел к природе. Придется Сене держать оборону от стаи волков, чтобы стадо скотины, являющееся собственностью колхоза уберечь.

«Короткие встречи»

Первый самостоятельный фильм Киры Муратовой — «Короткие встречи», где она исполняет главную роль — Валентины Ивановны, сотрудницы горсовета, у которой поселилась деревенская девушка Надя (Нина Русланова). С первых кадров зритель узнает больше, чем героини фильма: у обеих женщин был роман с одним и тем же мужчиной, геологом Максимом. Его блестяще играет Высоцкий. Эти короткие встречи в прошлом оставили обеим женщинам шлейф воспоминаний.

Две женщины, живя бок о бок, как бы существуют в разных плоскостях

Надя пытается понять свою внутреннюю сущность, а Валентина пренебрегает вниманием к миру своего сердца. Обеих женщин объединяет теневая сторона жизни — они ещё не соединяют себя со своими переживаниями

Неслучайно воспоминания о любимом человеке приходят к ним со вспышками света.

Немытая посуда, телефонные звонки «по работе» посреди ночи… От кажущейся бурной жизни веет отсутствием смысла. Героиня мысленно разговаривает с кем-то и умудряется ругаться с невидимым собеседником. Не в этом ли невидимке скрыта иллюзия её жизни?

«Смотри на жизнь полузакрытыми глазами», — советует Максим Валентине. То же он говорит Наде, взирающей на него широко открытыми глазами, символизирующими внутреннюю слепоту. А когда Валентина спрашивает Максима, о чём он думает, тот отвечает: «Ни о чём. А ты, наверное, всё время о чём-то думаешь и даже не представляешь, что можно просто так ни о чём не думать?» Прикрытые глаза и умение «ни о чём не думать», погруженность в себя — аллюзия к восточной философии: перестав бесконечно «перечитывать» собственные мысли, человек может привести в гармонию эмоциональную и рациональную стороны жизни.

Ещё один символ в кинопоэтике Киры Муратовой связан с водой. Когда Валентина проверяет краники в домах, в них нет воды. Вода в философской традиции символизирует источник и начало. Это — первичная субстанция, из которой рождаются все формы. Из невнимания к прошлому вытекает неумение направить жизнь в нужное русло.

А в фильме Валентина Ивановна рассуждает: «Каждый день ко мне приходят, каждый день спрашивают, когда будет вода, когда будет вода. Я им отвечаю, каждый раз отвечаю, как автомат: через год будет вода, через год… Нельзя же так все время жить и ждать, ждать все время, что что-то произойдет через год, через месяц, я не знаю когда, через двадцать минут. Это ж люди, они же сейчас живут». Поэтика ожидания — любви, друзей, работы, да просто воды, в конце концов, — определила видимую бессюжетность фильма. У каждой из героинь есть своё дело, но оно не может вытащить их из рутины постоянного ожидания — «автоматизма» — ключевого понятия поэтики Муратовой. Автоматизм — это течение жизни, а короткие встречи — минуты, делающие жизнь прекрасной.

Когда фильм вышел в прокат, его обвинили в очернении советской действительности, назвали мрачным и пессимистическим. Дошло до того, что Муратовой запретили снимать кино, а фильм положили на полку. Он вышел на экраны только в перестройку, в 1987 году!

Личная жизнь отшельницы

В личной жизни Киры Муратовой все стабильно. Правда, с первым мужем – Александром Муратовым она прожила только десять лет. Познакомились они еще в студенческие времена, а поженились после того, как Кира получила диплом режиссера.

В 1961 году в этом браке родилась дочь Марианна (трагически погибла). Александр помогал жене при создании нескольких фильмов, но затем их пути разошлись. Муратов уехал в Киев, а Кира Георгиевна с дочерью осталась в Одессе.

Второй любимый мужчина в ее жизни появился после вынужденного переезда в Ленинград. В городе на Неве Кира Георгиевна  познакомилась с художником Евгением Голубенко. Поначалу новый знакомый помогал Муратовой в создании сценариев, а позже их отношения вышли за рамки рабочих.

Несмотря на то, что Евгений младше своей возлюбленной на два десятка лет, они по сей день живут в Одессе в мире и согласии. Муратову и Голубченко не часто встретишь на светских раутах и праздничных мероприятиях, они предпочитают вести «отшельническую» жизнь.

В гости выбираются редко, но тех, кто навещает их, встречают с интересом. Писать мемуары Кира Георгиевна пока отказывается, радуясь каждому прожитому дню.

Язык

Часто можно услышать: «Муратова не режиссер. Это писатель, который волей случая взялся сам экранизировать собственные задумки». Впрочем, вряд ли могло получиться иначе у человека, который первым получил филологическое образование, а уж затем подался в киноискусство. Кира Георгиевна стала столь значимым режиссером не в последнюю очередь благодаря своему особому выразительному языку.

Она первой заставила своих актеров говорить как в жизни. Это тоже влияние французской новой волны, оставшееся с ней до конца карьеры. Долой эти безупречные дикции и непроглатываемые окончания! Долой гамлетовские монологи, зачитанные на камеру наизусть! Персонажи в кино Муратовой обязательно ведут разговор сбивчиво, перескакивая с темы на тему. Словно диалог идет между зрителем и его товарищем. Лишь с той разницей, что сценарии Киры Георгиевны сквозили абсурдом в духе Эжена Ионеско.

Главный абсурдистский прием и еще одна отличительная черта кино Муратовой – это постоянные повторы. «Короткие встречи» начинаются с повторенной несколько десятков раз фразы: «Дорогие мои товарищи…». В конце сцены оказывается, что эти слова преследуют героиню даже перед сном, и она хочет одного: чтобы собственный голос в голове наконец дал ей заснуть. Подобный гротескный прием будет повторяться в ее произведениях не один раз. Похожим образом повторы в своих книгах использует писательница Татьяна Толстая. Вообще порой кажется, что две великие женщины из современной отечественной культуры тесно связаны. Сбивчивая речь и повторы – это то, что одновременно помогает зрителю (или читателю) терять связь между фильмом и реальностью, но при этом твердо стоять ногами на почве сюжета и понимать, что и почему происходит.

Как любой настоящий художник, Муратова не боялась интертекстуальности. Ее второй большой фильм называется «Долгое прощание» – это полный антоним первой широкой ленты – «Коротких встреч». С пониманием этого сама картина смотрится с совершенно другого угла. В ее фильмах чувствуется отдельная Вселенная, созданная самим режиссером. У переходящих из ленты в ленту актеров – а это еще одна характерная черта Муратовой – обязательно одинаковые характеры. В какой-то степени в Литвиновой с косой в «Настройщике» можно увидеть всю ту же Литвинову-убийц из «Трех историй». Впрочем, это лишь дополнительный штрих. Отсутствие этих знаний не разрушают магию кино для новых зрителей, а лишь дают новую почву для размышлений старым поклонникам. Наверное, так в действительности и должно выглядеть кино.

В этой статье мы попытались свести к минимуму рассказы о судьбе самой Киры Георгиевны. Можно много рассказать и про удивительный союз ее родителей в Румынии, и про собственную жизнь, полную американских горок

Но так ли все это важно? В одном из своих поздних интервью она говорила: 

Проще говоря, для понимания фильма вовсе не нужно знать автора. Многие критики уже десятилетиями твердят: «Кино умерло!». Но нет. Это режиссер, пускай, умер. А хорошее кино должно жить.

Опасные гастроли (1970)

Боевик, Исторический, Советский фильм

Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

В ролях: Георгий Юматов, Борислав Брондуков, Николай Федорцов

Историко-революционный водевиль. В основу сюжета положены реальные события, описанные в дневниках А.М. Коллонтай. 1910 год, дореволюционная Одесса, необходимо осуществить доставку в Россию нелегальной литературы. С целью организации этого процесса в город под видом французского промышленника прибыл большевик подпольщик. В качестве прикрытия операции организован театр варьете, который получил широкую известность и гастролировал по стране с особенным, полученным из Франции «театральным реквизитом».

Люди

Даже те, кому творчество Муратовой не близко, не могут не согласиться с тем, что она потрясающе умела работать с людьми. На этом фоне особенно смешно думать о ее мизантропии. Кира Георгиевна была настолько открытым режиссерам, что позволяла раскрываться на площадке абсолютно всем, с кем она работала. Первый большой фильм режиссера – мелодрама «Короткие встречи». На Одесской киностудии удалось получить на главную роль самого Владимира Высоцкого. И именно у Муратовой он сыграл роль своей жизни. Причем буквально. Вся жизнь артиста, что на сцене, что в кругу друзей, прошла в этакого советского Хемингуэя. Крепкого мужика, который повидал жизнь, немного бунтаря, немного лирика. Именно этот образ для него подобрала Кира Георгиевна. Образ, в котором Высоцкий жил, а не играл.

Или вот – Алла Демидова. Блестящая актриса с потрясающей карьерой, которой, казалось бы, уже нечего доказывать. Да и выше возведенной на престол отечественного киноискусства головы разве прыгнешь? Оказывается, прыгнешь. Уже казалось бы подходившая к концу карьера и популярность Демидовой воспылала вновь после «Настройщика». И снова, как бы громко это ни прозвучало, у Муратовой получилось сделать лучшую роль актрисы в ее карьере. Кстати, Олег Табаков тоже упоминал, что именно в «Вечном возвращении» – последнем фильме Муратовой – почувствовал себя максимально свободным актером.

Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС

Отдельный разговор – это Рената Литвинова. Наверное, неправильно говорить об одной из главных актрис уже уходящих первых десятилетий свободной России, что «ее сделала Кира Муратова». Это далеко не так. Безусловно, они друг у друга в жизни главные. Литвинова – главная актриса в жизни Муратовой. Муратова – главный режиссер в жизни Литвиновой. Рената Муратовна создала свой неподражаемый стиль, образ и актерское мастерство сама. Но вряд ли бы широкие экраны восприняли ее в таком неизменном виде, если бы в начале 90-х Кира Георгиевна бы не показала, что можно и так. Что и особенная манера Литвиновой может не просто смотреться на экране органично, но и быть той «фишкой», которую затем используют все режиссеры, работавшие с актрисой.

«Эта странная Муратова»

«Долгие проводы» (1970) стали первым «фирменным» фильмом Муратовой, снятым в ее неповторимом авторском стиле. Актерский состав включал в себя и профессиональных актеров, и любителей. Зинаиду Шарко режиссер пригласила на главную роль, не скрывая от той своего видения будущей героини. Муратова с присущей ей прямотой сказала Шарко, что ей нужна нелепая актриса на роль нелепой женщины. Цензура усмотрела в сюжете «противопоставление интеллигенции народу»: фильм 16 лет пролежал на полке, а для Киры тогда начались тяжелые времена.

Кира Муратова на съемках фильма «Долгие проводы»

Директору Одесской киностудии Геннадию Збандуте пришел приказ из Киева уволить Муратову с формулировкой «несоответствие занимаемой должности». Руководитель, по словам Георгия Юнгвальд-Хилькевича был «даром божьим» для режиссеров и актеров. Даже в угоду партийным бонзам Збандута не мог выгнать талантливого режиссера, поэтому тихо перевел ее на должность библиотекаря.

Фильмы Муратовой – это чистый арт-хаус

На копеечную зарплату выжить было невозможно, тогда директор предложил Кире вдобавок преподавать в «Школе киноактера». Режиссеру и актеру Николаю Седневу повезло обучаться у Киры азам мастерства, а потом еще и поработать с ней. Однако зрителю Седнев больше знаком по сериалу «Одесса-мама», где также сыграли Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева и Петр Федоров. Почему больше? Да потому что фильмы Муратовой не предназначены для широкой аудитории. Киноведы и критики называют фирменный стиль Муратовой нуаром, арт-хаусом, а кто-то просто заносит его в раздел с громким названием «кино не для всех».

Встреча с Ренатой Литвиновой

В 1994 году Муратова открыла для себя еще одну актрису, ставшую ее любимицей и музой – Ренату Литвинову. Кира Георгиевна в одном из интервью назвала ее «красавицей и чудачкой». Это тот типаж, который всегда привлекал режиссера, ей всегда были интересны только «странные люди». Муратова даже со смехом говорила, что если бы не любовь к кино, то она наверняка стала бы психиатром.

Кира Муратова и Рената Литвинова

Так в ее творчестве начался период, который можно по праву назвать «литвиновским». Рената делилась с режиссером своими задумками, а при работе над фильмом «Три истории» написала сценарий к новелле «Офелия». Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин, Олег Табаков тогда с удовольствием дебютировали именно в «муратовском» кино.

«Чеховские мотивы»: «Никто никого не любит»

Если посмотреть фильм «Чеховские мотивы» (2002) в понедельник с утра, потом всю неделю будешь испытывать чувство неловкости, узнавая в окружающих персонажей из кино, а в диалогах — улучшенный и дополненный чеховский текст.

Когда начинаешь смотреть фильм, кажется, будто попал в сумасшедший дом. Крестьяне, разводящие свиней, изъясняются на старославянском, их речи нарочито театральны; члены семьи, сидя за столом, по нескольку раз повторяют одну и ту же реплику.

В рассказе Чехова тяжёлый характер был у отца, и из-за этого страдала вся семья. Муратова же выводит отца из круга «тяжёлых людей». «Дурдом» происходит вокруг отца — сын требует денег, мать требует денег для сына, младшие дети спорят, что строят — сарай или магазин. Словом, не жизнь, а сумасшедший дом. И если чеховский рассказ полон сочувствия к этим людям, то в фильме Муратовой этого сочувствия — нет.

В семейной склоке прорезаются ноты драматизма.

«Объели! Обпили! Так нате вам ещё и деньги!… А вот когда у вас деньги закончатся — всё идите продавайте! И скотину продавайте — проедайте, и землю продавайте — проедайте!»

Муратову невозможно трактовать однозначно, и за этими словами введённого в исступление человека звучит укор. Отец обвиняет членов семьи в продажности, предлагает продать то, что испокон веков помогало человеку существовать, — скотину и землю. Вспоминается фраза матери: «Купи сыну свитер! Сейчас не старые времена!» Действительно, надвигаются новые времена, рушатся старые идеалы, и человек ради денег продаёт то, что было для него священно.

Часть чеховского текста с пронзительным описанием переживаний сына-студента Муратова вкладывает в уста его странной сестры. Девушка размышляет о том, как же здорово будет, если брат погибнет — то-то отец пожалеет, что денег не дал. Трагические переживания студента, описанные Чеховым, у Муратовой звучат фарсово-издевательски.

В финале сын застывает вместе с отцом, создавая аллюзию на «Отправление в путь блудного сына». Незадолго перед этим, вернувшись домой после первой попытки удалиться за пределы надоевшего мира, он присядет у двери почти что в позе рембрандтовского странника. Вдобавок шестеро из семи членов отнюдь не святого семейства, за исключением самого малого ребёнка, носят очки, без которых они подслеповато воспринимают окружающую реальность.

Следующий эпизод происходит в церкви. Кира Муратова говорила, что, снимая венчание, поставила перед собой задачу ни на шаг не отступать от канона. На экране церемония идет почти столько же, сколько на нее отведено по православным правилам, — достаточно для того, чтобы зритель тоже начал ерзать в кресле, задыхаться от ладана, стыдливо хихикать над глупыми шутками соседей, минутами впадать в религиозный раж, шептаться о прическе невесты и выбегать наружу покурить.

Гость, едущий в церковь, говорит своему спутнику: «Это — экзотика — венчаться в пригородной церкви». А один из гостей заявляет: «Совершенно неприлично ведёт себя публика. Пойду покурю». Героиня Нины Руслановой поздравляет невесту: «Я так люблю, когда кто-нибудь кого-нибудь любит». А потом, уже искренне, добавляет: «Никто никого не любит». Невеста возражает: «Значит, кроме меня».

В фильме дважды звучит романс о весне, навевающий светлую радость. Однако первый раз он сопровождает кадры с домашними животными, а второй раз исполняется женихом, выходящим из церкви. И в этом — опять постмодернистские настроения: предатель для одной, пророк для другой. В конце трагикомический фарс сменяется философией безнадёжности. «Каждый день венчаем, крестим, хороним, а всё никакого толку!» «Сорок лет тут служу, и ни разу не случилось, чтобы Бог услышал».

Появление девушки, закутанной в платок, которую принимают за покойную Татьяну Репину, неожиданно для священников. Дальше следует жуткая сцена — обе девушки любят тенора, однако богатая невеста «покупает» его любовь и в фильме не вызывает жалости. Татьяна Репина словно объясняет священникам, почему Бог их не слышит: «Погибла женщина — оскорблён Бог».

«Долгие проводы»

Следующий фильм Киры Муратовой — «Долгие проводы». Главную роль в фильме сыграла Зинаила Шарко. Муратова впоследствии признавалась ей: «Зина, я многих актрис пробовала. Мне нужна была нелепая женщина, я вас нашла». Здесь извечная проблема «отцов и детей» перетекает в поверхностно-хорошие взаимоотношения матери и сына-подростка.

Чёрно-белые снимки на двери разрываются на две части, как только мать входит в комнату — так символически показано вмешательство в мир ребёнка.

Возводя на экран страдания матери-одиночки, которая одна после развода с мужем воспитывала ребёнка, Муратова сталкивает две судьбы — и каждой находит оправдание. С одной стороны, мальчик, которому нужен отец, с другой стороны, мать, не понимающая, чем она заслужила такую чёрную неблагодарность от сына, которому посвятила жизнь.

Неслучайно Муратова включает в фильм эпизод на почте, где старик, забывший дома очки, просит Евгению Васильевну написать его детям письмо. Дописав, она убегает. Убегает от такой же судьбы, даже помыслы о которой страшат её.

Награды и премии

  • Орден князя Ярослава Мудрого ІІІ степени (29 мая 2009 года) — за весомый личный вклад в развитие украинского киноискусства, высокое профессиональное мастерство и по случаю юбилея акционерного общества «Одесская киностудия» и основание Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины
  • Орден князя Ярослава Мудрого IV степени (4 ноября 2004 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в области кинематографии
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (4 марта 1999 года) — за самоотверженный труд, высокое профессиональное мастерство, активную гражданскую позицию
  • Юбилейная медаль «20 лет независимости Украины» (19 августа 2011 года) — за значительный личный вклад в социально-экономическое, научно-техническое и культурно-образовательное развитие Украинского государства, весомые трудовые достижения и многолетний добросовестный труд
  • Орден Дружбы (19 октября 2004 года, Россия) — за большой вклад в укрепление и развитие российско-украинских культурных связей
  • Народная артистка Украинской ССР (1990)
  • Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (24 февраля 1993 года) — за документальную кинодилогию «Июльские грозы» («Забастовка», «Выброс») Украинской студии хроникально-документальных фильмов
  • Государственная премия Украины имени Александра Довженко (9 сентября 2002 года) — за весомый вклад в развитие отечественного киноискусства
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Большая премия» (1987)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1988)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1990)
  • Специальный приз жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы в конкурсе «Фильмы для избранных» (1992)
  • Почетный «Леопард» Международного кинофестиваля в Локарно (1994)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы российского конкурса» (1994)
  • премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1994)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» (1994)
  • Российская независимая премия «Триумф» (1995)
  • премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы за режиссуру» (1997)
  • Главная премия Искусств (1999, Берлинская Академия искусств)
  • премия «Свобода» (2000, Американский фонд кино)
  • приз жюри Международной федерации кинопрессы 31-го Мкф (2009)
  • Награждена памятной медалью, учреждённой МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005)
  • Награждена премией имени Мирона Черненко () Гильдии киноведов и кинокритиков России
  • премия «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтики» («Вечное возвращение») (2013)
  • премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую режиссёрскую работу и приз молодых кинокритиков («Вечное возвращение») (2014)
  • приз Золотой Дюк за вклад в киноискусство — Одесский международный кинофестиваль (июль 2014)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий