Петр ильич чайковский: биография и творчество композитора

Биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский в юности

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.

Петр Чайковский в молодости

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.

Петр Чайковский с семьей

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.

Музыкальное творчество

Первый фортепианный концерт Чайковский написал, когда ему стукнуло 35. Вскоре его популярность начинает расти с неимоверной скоростью, его часто приглашают на различные мероприятия, но общественная жизнь тяготит его, поскольку отнимает много времени. В 1876 году в жизни композитора появляется женщина-меценат Надежда фон Мекк. Благодаря ее поддержке Чайковский пускается в путешествие по Европе и Америке. Каждый из Европейских городов: Париж, Берн, Рим, Венеция — оставляют свой отпечаток на творчестве композитора. Одно музыкальное произведение сменяется другим, и все они имеют небывалый успех. После долгих странствий Петр Ильич приезжал к сестре в Каменку (Украина). Здесь на родной земле его творчество процветало с особой силой.

Преподавание и дальнейшая карьера Чайковского

В том же шестьдесят шестом году, Чайковский с радостью соглашается на предложенную ему Николаем Рубинштейном преподавательскую должность по классу гармонии русской музыкальной консерватории (общества), из-за чего он покидает Петербург и снова возвращается в Москву. При этом он продолжал числиться на государственной службе, но после получения в мае следующего года звания надворного советника, уходит в отставку. Начиная с семьдесят второго, вплоть до семьдесят шестого, Чайковский пишет для леволиберальной газеты «Русские ведомости» статьи в качестве музыкального критика.

Чайковский и учительство

Приблизительно в семидесятом году жизнь и творчество Чайковского переходит на совершенно новый уровень, он и сам начинает заниматься преподаванием в Московской консерватории. Он читал теоретические дисциплины в разное время от шестидесяти, до девяноста студентам, что выматывало его и мешало творчеству, что композитор и отметил только в середине семидесятых. Ему была назначена специальная субсидия в шесть тысяч рублей, что позволяло полностью отдаться любимому делу. Уже в октябре семьдесят восьмого он проводит последнее занятие и оставляет уроки на своего любимого ученика и преемника Танеева.

В восьмидесятых его постигла всемирная слава и почитание и даже сам государь Александр Третий по личной просьбе даровал ему три тысячи рублей серебром в качестве единоразового пособия, за эти деньги он и отправился в путешествие за границу. После неудачной и краткосрочной женитьбы он долго и мучительно восстанавливается, но поездки дают ему силы вернуться к творчеству и выступлениям. Он побывал в Швейцарии и Франции, посетил Соединенные Штаты, Италию, Чехию, Германию и много других стран, где дирижировал и продолжал творить. В мае девяносто третьего года он даже был удостоен степени почетного доктора Кембриджского университета, где показал свою симфоническую поэму «Франческа да Римини».

Перечень музыкальных произведений Чайковского

Романсы

  • Мой гений, мой ангел, мой друг (А. А. Фет, 1860).
  • Песнь Земфиры (А. С. Пушкин ,1860—61).
  • Полночь (1860).
  • Ночной парад (утрачен).
  • Не верь, мой друг (А. К. Толстой, 1869).
  • Ни слова, о друг мой (А. Н. Плещеев, 1869).
  • И больно, и сладко (Е. П. Ростопчина, 1869).
  • Слеза дрожит (А. К. Толстой, 1869).

Симфонии

  • Симфония No 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866).
  • Симфония No 2 op.17 (1872).
  • Симфония No 3 op. 29 (1875).
  • Симфония No 4 op. 36 (1878).
  • «Манфред» — симфония (1885).
  • Симфония No 5 (1888).
  • Симфония No 6 «Патетическая» op. 74 (1893).

Балеты

  • Лебединое озеро (1877).
  • Спящая красавица (1889).
  • Щелкунчик (1892).

Оперы

  • Воевода (1868).
  • Ундина (1869).
  • Опричник (1872).
  • Евгений Онегин (1878).
  • Орлеанская дева (1879).
  • Мазепа (1883).
  • Черевички (1885).
  • Чародейка (1887).
  • Пиковая дама (1890).
  • Иоланта (1891).

Сюиты

  • Сюита No 1 op. 43 (1879).
  • Сюита No 2 op. 53 (1883).
  • Сюита No 3 op. 55 (1884).
  • Сюита No 4 Моцартиана op. 61 (1887).
  • Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892).

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром No 1 op. 23 (1875).
  • Меланхолическая серенада op. 26 (1875).
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878).
  • Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877).
  • Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878).
  • Концерт для фортепиано с оркестром No 2 op. 44 (1880).
  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884).
  • Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887).
  • Концерт для фортепиано с оркестром No 3 (1893).

Камерная музыка

  • Струнный квартет No 1 op. 11 (1871).
  • Струнный квартет No 2 op. 22 (1874).
  • Струнный квартет No 3 op. 30 (1876).
  • «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878).
  • Фортепианное трио op. 50 (1882).
  • «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890).

Хоровая музыка

  • Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41 (1878).
  • Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52 (1882).
  • Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1885).
  • «Ангел вопияше» (1887).

Этот внушительный список произведений является далеко неполным, существует множество иных известных произведений автора, которые признаны действительно гениальными. За годы жизни Чайковского русская музыка получила невероятное наследие, которое всегда будут ценить и беречь потомки.

Смерть и слухи о самоубийстве

Ещё в 1891 году, находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своём дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти», и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст

Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии:  принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н. Н. Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н. А. Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти замуж за Чайковского . В 1980-х годах легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А. А. Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н. Н. Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифосовским (сыном известного хирурга) в апреле 1889 года.

Учеба

Петр Ильич был довольно прилежным учеником, однако учился без особого энтузиазма, зато его тяготение к музыке проявлялось с каждым прожитым днем. Будучи очень чутким человеком, в то же время неравнодушным к судьбе своего сына, его отец все же решил нанять для Петра известного в музыкальных кругах преподавателя – Кюндингера. И это, пожалуй, стало первым шагом на пути зарождения звезды композитора, которого сегодня знают во всех уголках планеты. Действительно, кто сегодня не знает, кто такой Петр Чайковский!? Годы жизни его в период юности, прошедшие в Санкт-Петербурге, были насыщенными и яркими, что также способствовало накоплению в его голове многих впечатлений. Все они в будущем должны были отразиться в его гениальных произведениях.

Личная жизнь

Загадка смерти

С сексуальными наклонностями композитора связывается также альтернативная версия его смерти. Согласно официальному изложению событий, вечером 20 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипяченую воду, которую он и выпил.

Утром 21 октября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал холеру. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скоропостижно скончался в 3 часа пополуночи 25 октября в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора Александра III, было возложено на дирекцию Императорских театров, что газеты назвали «примером единственным и вполне исключительным».

Александр III. Фото — Википедия

Несогласные с этой версией говорят, что в действительности композитор совершил самоубийство и выпил мышьяк, отравление которым по симптомам похоже на холеру. Причиной же этого решения называют приговор «суда чести» своих одноклассников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания.

Частичным подтверждением данной версии называют тот факт, что композитор действительно пытался покончить с собой, состоя в отношениях с Милюковой, зайдя по горло в холодную воду, чтобы заболеть.

Тем не менее, версия не встречает поддержки у специалистов. Венгерова отмечала, что «потомство Н.А. Римского-Корсакова, находящееся в эмиграции, распространяет слух, что Чайковский вовсе не умер от холеры, а покончил самоубийством» — причиной этого слуха назывались неудовлетворенные брачные амбиции сестер Пургольд, известных «своим характером и нездоровой фантазией».

Сотрудник Йельского университета Александр Познанский отмечал, что гомосексуальность в российских верхах не была чем-то невероятным и могла стать проблемой, только если бы в неприглядном свете стала достоянием публики.

Тем более сложно было представить такое решение в отношении Чайковского — любимца престола. Все расходы на погребение император повелел покрыть из своих собственых средств. В церемонии принимали участие два члена царской семьи: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Газеты рассказывали: «Стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича».

Похоронен Чайковский был в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Надгробие могилы Чайковского. Фото — Википедия

Тамара Гвердцители – Храни нас Бог

Происхождение

Могила Николая Ильича Чайковского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время.

Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.

Браться Чайковские

В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Юность, взрослые годы, зрелость и смерть

  1. В 1848 году жизнь Чайковских резко изменилась: отец получил отставку, и семейство перебралось сначала в Алапаевск, а затем и в столицу – Санкт-Петербург. В ноябре старшие сыновья Николай и Пётр были отправлены в пансион Шмеллинга. В этот период музыкой с детьми занимался учитель Филлипов. Мальчики впервые побывали в театре, где симфонический оркестр произвёл огромное впечатление на Петра.
  2. В 1852 году Пётр сдал экзамен и поступил в Петербургское императорское училище правоведения. Родители прочили ему карьеру блестящего юриста, но он не оставлял занятия музыкой, пусть и факультативно. Периодически бывая в театре, он восхищался операми Глинки, которого ценил как лучшего русского композитора, сравнимого по таланту только с Моцартом.
  3. В 1854 году в семье Чайковских случилась трагедия. Любимая мать шестерых детей скончалась от холеры. В день её похорон заболел и отец, но после тяжёлой болезни смог выжить. Утрата матери стала тяжёлым ударом для Петра.
  4. С 1855 по 1858 год Пётр учился игре на фортепиано у немецкого педагога, пианиста Рудольфа Кундингера. Как писал сам будущий композитор в своих воспоминаниях, в тот период он достиг большого прогресса в обучении. Его учитель даже брал его с собой играть на концртах в четыре руки.
  5. В мае 1859 года Пётр Ильич оканчивает училище правоведения и получает чин титулярного советника. В его аттестате только отличные, очень хорошие и хорошие отметки. В честь 50-летнего юбилея училища Пётр даже сочинил два произведения: «Правоведческий марш» и «Правоведческую песнь». Вторая была написана на его собственные стихи. Но он не пожелал присутствовать при исполнении собственных творений, и они были исполнены без него.
  6. С 1859 года Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции. Свободное от службы время молодой человек посвящает развлечениям и посещению оперы, предпочитая итальянскую.
  7. В 1861 Петру подворачивается случай в качестве переводчика впервые съездить за границу. Эта поездка даёт ему возможность посетить семь европейских городов, в том числе столиц, за три месяца. Несомненно, это расширило его знакомство с европейской культурой, языками, искусством, что впоследствии оказало влияние на творчество композитора.
  8. В том же году отец юноши, который не оставлял мысли дать сыну музыкальное образование, обратился к пианисту Кундингеру с вопросом о таланте Петра. Ответ музыканта не оставлял надежды: Пётр не проявляет способностей к музыке, да и учить его уже поздно, ведь ему скоро 21 год.
  9. Тем не менее, осенью 1861 года Пётр поступает в Петербургскую консерваторию, где становится вскоре лучшим студентом по классу композиции. Спустя два года обучения по требованию своего педагога Антона Рубинштейна оставил службу, чтобы целиком посвятить себя музыке. Потеряв жалование, Чайковский оказывается материально очень стеснённым, но всё же заканчивает своё музыкальное образование.
  10. В 1865 году композитор не является на исполнение своей дипломной работы, кантаты «К радости». Это произведение получило весьма посредственные оценки критиков, назвавших Чайковского «слабым».
  11. В 1866 году брат преподавателя Чайковского, Антона Рубинштейна, Николай предлагает молодому композитору место в Московской консерватории, и тот переезжает в Москву. Поселившись на Моховой улице, Пётр Ильич начинает свою педагогическую деятельность.
  12. 1870-е годы становятся важнейшим периодом в становлении Чайковского как композитора. В это время он создаёт большое количество произведений, знакомится с представителями русской и зарубежной музыкальной общественности, посещает Европу, выступает как музыкальный критик.
  13. К 1880 году Пётр Ильич Чайковский – зрелый композитор, автор прославленных произведений, ставших величайшими классическими образцами русской музыки. Император награждает Чайковского Орденом Святого Владимира четвёртой степени за его заслуги.
  14. С 1879 по 1893 годы Чайковский купается в мировой славе. Он посещает Европу, Америку, и везде в своих турне посещает оперные театры, слушает музыку и играет её, знакомится с величайшими музыкантами-современниками.
  15. Вернувшись из-за границы, Пётр Ильич поселяется в окрестностях подмосковного Клина. Здесь он отдыхает душой, занимается музыкой, гуляет, думает. Клин композитор называет в письмах своим «убежищем».
  16. 1 ноября 1893 года композитор побывал в модном столичном ресторане Лейнера на углу Мойки и Невского проспекта. На просьбу принести ему воды Пётр Ильич получил стакан некипячёной воды, хотя в то время в Петербурге свирепствовала холера. Эта болезнь и убила гения русской музыки 6 ноября.

Личная жизнь и смерть Петра Ильича: память сквозь столетия

Как и подавляющее число известных, творческих личностей, за редчайшими исключениями, годы жизни Чайковского можно назвать счастливыми только в творчестве. Личная жизнь его постоянно расстраивала, он метался и не мог привести сумбур в сердце и голове в порядок, но все же сумел не растерять свой талант и обратить все эти переживания в подпитку для собственного творчества. Может быть, именно благодаря терзаниям творца мы и может сегодня слышать его бессмертные произведения.

Любовь к Дезире Арто и дружба Надежды фон Мекк

В шестьдесят восьмом году Петру довелось свести знакомство с примадонной парижской оперы Дезире Арто, в которую он мгновенно и безнадежно влюбился, словно мальчишка. Она была старше на пять лет, но это не мешало Чайковскому, он даже написал письмо отцу, в котором сетует на то, что мать невесты против необдуманного брака, а все друзья отговаривают его от опрометчивой женитьбы. Дело разрешилось само собой, уже после помолвки, которая все же состоялась, в феврале или марте 1869 года горе-невеста укатила на гастроли в Варшаву, где и вышла замуж за сотрудника, итальянского красавца-баритона Мариано Падилью. Спустя много лет он написал есть шесть романсов, которые она исполнила на вечере в Париже.

Удивительно также является странная и непонятная дружба с Надежде Филаретовне фон Мекк, письма к которой историки тоже считают наследием Чайковского. Четырнадцать лет между ними происходила активная переписка, в которой явно можно проследить путь меценатки и поклонницы, рядом с творчеством действительного великого композитора. За все годы обоюдной дружбы и даже некоего платонического обожания, они так ни разу и не встретились.

Женитьба на Антонине Милюковой и разговоры о гомосексуальности Чайковского

Свадьба Петра Ильича стала для него самого одним из самых мощных потрясений, которые он только пережил за годы своей жизни. В мае 1872 года в гостях у собственного братца, Антонина Ивановна Милюкова, музыкантша, на восемь лет младше композитора, познакомилась с Чайковским. Впоследствии, сам новоиспеченный супруг писал, что он женился не потому, что полюбил девушку, а, чтобы избежать обвинений в гомосексуальных привязанностях, которые на самом деле имели место и с которыми он боролся всю свою сознательную жизнь.

Венчание произошло шестого июня семьдесят седьмого года, на нем был брат композитора Николай и его близкий приятель Иосиф Котек, который состоял с Петром в тайной содомитской связи, как эксперты-исследователи считают сейчас. Формально супруги так никогда и не развелись, но и жить вместе прекратили через несколько недель после свадьбы, когда Антонине стало абсолютно понятно, что к чему.

Последней привязанностью творца, и даже любовью последних лет, многие историки называют его родного племянника Сильной гомосексуальной привязанностью последних лет Чайковского считается его племянник Владимир Давыдов, по прозвищу Боб. Тайная страсть Петра Ильича стала широко известной только после того, как в двадцать третьем году двадцатого века был опубликован его личный дневник.

Смерть композитора и захоронение гения

Болеть Чайковский начал достаточно рано, так как уже в возрасте пятидесяти одного года и гастролируя по Соединенным Штатам отметил, что его возраст завышают как минимум на десять лет. Да и сам он к тому времени стал ощущать тотальную усталость и «стариковскую расхлябанность». Однако все это было бы ничего, если бы двадцатого октября он не выпил злосчастный стакан сырой воды в ресторане на набережной Мойки. Приехав домой, он почувствовал себя плохо, был вызван доктор, который сразу определил – холера.

Двадцать пятого октября девяносто третьего года он скончался, после чего сразу же поползли слухи о самоубийстве. Поговаривали, что причиной стала связь с племянником графа Стенбок-Фермора, близкого к царю, что якобы стало ему известным. Однако подтверждений этой теории нет, тем более, что на гомосексуальность в те времена смотрели снисходительно и особым преступлением не считали. Кроме того, хоронили Петра Ильича Чайковского с большой помпой, а церковь не смогла вместить всех желающих отдать композитору последний долг. Все расходы по данному вопросу на себя взял император, а это тоже указывает на то, что история с суицидом скорее всего выдумка. Похоронен композитор в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Критика

Периодически сценический образ Ксении Собчак, творческие и коммерческие проекты с её участием подвергаются критике, однако у Ксении немало и сторонников; многие профессиональные журналисты очень сдержаны в оценках.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Петр ильич чайковский: биография и творчество композитора

Биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский в юности

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.

Петр Чайковский в молодости

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.

Петр Чайковский с семьей

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.

Музыкальное творчество

Первый фортепианный концерт Чайковский написал, когда ему стукнуло 35. Вскоре его популярность начинает расти с неимоверной скоростью, его часто приглашают на различные мероприятия, но общественная жизнь тяготит его, поскольку отнимает много времени. В 1876 году в жизни композитора появляется женщина-меценат Надежда фон Мекк. Благодаря ее поддержке Чайковский пускается в путешествие по Европе и Америке. Каждый из Европейских городов: Париж, Берн, Рим, Венеция — оставляют свой отпечаток на творчестве композитора. Одно музыкальное произведение сменяется другим, и все они имеют небывалый успех. После долгих странствий Петр Ильич приезжал к сестре в Каменку (Украина). Здесь на родной земле его творчество процветало с особой силой.

Преподавание и дальнейшая карьера Чайковского

В том же шестьдесят шестом году, Чайковский с радостью соглашается на предложенную ему Николаем Рубинштейном преподавательскую должность по классу гармонии русской музыкальной консерватории (общества), из-за чего он покидает Петербург и снова возвращается в Москву. При этом он продолжал числиться на государственной службе, но после получения в мае следующего года звания надворного советника, уходит в отставку. Начиная с семьдесят второго, вплоть до семьдесят шестого, Чайковский пишет для леволиберальной газеты «Русские ведомости» статьи в качестве музыкального критика.

Чайковский и учительство

Приблизительно в семидесятом году жизнь и творчество Чайковского переходит на совершенно новый уровень, он и сам начинает заниматься преподаванием в Московской консерватории. Он читал теоретические дисциплины в разное время от шестидесяти, до девяноста студентам, что выматывало его и мешало творчеству, что композитор и отметил только в середине семидесятых. Ему была назначена специальная субсидия в шесть тысяч рублей, что позволяло полностью отдаться любимому делу. Уже в октябре семьдесят восьмого он проводит последнее занятие и оставляет уроки на своего любимого ученика и преемника Танеева.

В восьмидесятых его постигла всемирная слава и почитание и даже сам государь Александр Третий по личной просьбе даровал ему три тысячи рублей серебром в качестве единоразового пособия, за эти деньги он и отправился в путешествие за границу. После неудачной и краткосрочной женитьбы он долго и мучительно восстанавливается, но поездки дают ему силы вернуться к творчеству и выступлениям. Он побывал в Швейцарии и Франции, посетил Соединенные Штаты, Италию, Чехию, Германию и много других стран, где дирижировал и продолжал творить. В мае девяносто третьего года он даже был удостоен степени почетного доктора Кембриджского университета, где показал свою симфоническую поэму «Франческа да Римини».

Перечень музыкальных произведений Чайковского

Романсы

  • Мой гений, мой ангел, мой друг (А. А. Фет, 1860).
  • Песнь Земфиры (А. С. Пушкин ,1860—61).
  • Полночь (1860).
  • Ночной парад (утрачен).
  • Не верь, мой друг (А. К. Толстой, 1869).
  • Ни слова, о друг мой (А. Н. Плещеев, 1869).
  • И больно, и сладко (Е. П. Ростопчина, 1869).
  • Слеза дрожит (А. К. Толстой, 1869).

Симфонии

  • Симфония No 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866).
  • Симфония No 2 op.17 (1872).
  • Симфония No 3 op. 29 (1875).
  • Симфония No 4 op. 36 (1878).
  • «Манфред» — симфония (1885).
  • Симфония No 5 (1888).
  • Симфония No 6 «Патетическая» op. 74 (1893).

Балеты

  • Лебединое озеро (1877).
  • Спящая красавица (1889).
  • Щелкунчик (1892).

Оперы

  • Воевода (1868).
  • Ундина (1869).
  • Опричник (1872).
  • Евгений Онегин (1878).
  • Орлеанская дева (1879).
  • Мазепа (1883).
  • Черевички (1885).
  • Чародейка (1887).
  • Пиковая дама (1890).
  • Иоланта (1891).

Сюиты

  • Сюита No 1 op. 43 (1879).
  • Сюита No 2 op. 53 (1883).
  • Сюита No 3 op. 55 (1884).
  • Сюита No 4 Моцартиана op. 61 (1887).
  • Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892).

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром No 1 op. 23 (1875).
  • Меланхолическая серенада op. 26 (1875).
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878).
  • Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877).
  • Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878).
  • Концерт для фортепиано с оркестром No 2 op. 44 (1880).
  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884).
  • Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887).
  • Концерт для фортепиано с оркестром No 3 (1893).

Камерная музыка

  • Струнный квартет No 1 op. 11 (1871).
  • Струнный квартет No 2 op. 22 (1874).
  • Струнный квартет No 3 op. 30 (1876).
  • «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878).
  • Фортепианное трио op. 50 (1882).
  • «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890).

Хоровая музыка

  • Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41 (1878).
  • Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52 (1882).
  • Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1885).
  • «Ангел вопияше» (1887).

Этот внушительный список произведений является далеко неполным, существует множество иных известных произведений автора, которые признаны действительно гениальными. За годы жизни Чайковского русская музыка получила невероятное наследие, которое всегда будут ценить и беречь потомки.

Смерть и слухи о самоубийстве

Ещё в 1891 году, находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своём дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти», и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст

Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии:  принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н. Н. Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н. А. Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти замуж за Чайковского . В 1980-х годах легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А. А. Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н. Н. Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифосовским (сыном известного хирурга) в апреле 1889 года.

Учеба

Петр Ильич был довольно прилежным учеником, однако учился без особого энтузиазма, зато его тяготение к музыке проявлялось с каждым прожитым днем. Будучи очень чутким человеком, в то же время неравнодушным к судьбе своего сына, его отец все же решил нанять для Петра известного в музыкальных кругах преподавателя – Кюндингера. И это, пожалуй, стало первым шагом на пути зарождения звезды композитора, которого сегодня знают во всех уголках планеты. Действительно, кто сегодня не знает, кто такой Петр Чайковский!? Годы жизни его в период юности, прошедшие в Санкт-Петербурге, были насыщенными и яркими, что также способствовало накоплению в его голове многих впечатлений. Все они в будущем должны были отразиться в его гениальных произведениях.

Личная жизнь

Загадка смерти

С сексуальными наклонностями композитора связывается также альтернативная версия его смерти. Согласно официальному изложению событий, вечером 20 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипяченую воду, которую он и выпил.

Утром 21 октября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал холеру. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скоропостижно скончался в 3 часа пополуночи 25 октября в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора Александра III, было возложено на дирекцию Императорских театров, что газеты назвали «примером единственным и вполне исключительным».

Александр III. Фото — Википедия

Несогласные с этой версией говорят, что в действительности композитор совершил самоубийство и выпил мышьяк, отравление которым по симптомам похоже на холеру. Причиной же этого решения называют приговор «суда чести» своих одноклассников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания.

Частичным подтверждением данной версии называют тот факт, что композитор действительно пытался покончить с собой, состоя в отношениях с Милюковой, зайдя по горло в холодную воду, чтобы заболеть.

Тем не менее, версия не встречает поддержки у специалистов. Венгерова отмечала, что «потомство Н.А. Римского-Корсакова, находящееся в эмиграции, распространяет слух, что Чайковский вовсе не умер от холеры, а покончил самоубийством» — причиной этого слуха назывались неудовлетворенные брачные амбиции сестер Пургольд, известных «своим характером и нездоровой фантазией».

Сотрудник Йельского университета Александр Познанский отмечал, что гомосексуальность в российских верхах не была чем-то невероятным и могла стать проблемой, только если бы в неприглядном свете стала достоянием публики.

Тем более сложно было представить такое решение в отношении Чайковского — любимца престола. Все расходы на погребение император повелел покрыть из своих собственых средств. В церемонии принимали участие два члена царской семьи: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Газеты рассказывали: «Стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича».

Похоронен Чайковский был в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Надгробие могилы Чайковского. Фото — Википедия

Тамара Гвердцители – Храни нас Бог

Происхождение

Могила Николая Ильича Чайковского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время.

Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.

Браться Чайковские

В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Юность, взрослые годы, зрелость и смерть

  1. В 1848 году жизнь Чайковских резко изменилась: отец получил отставку, и семейство перебралось сначала в Алапаевск, а затем и в столицу – Санкт-Петербург. В ноябре старшие сыновья Николай и Пётр были отправлены в пансион Шмеллинга. В этот период музыкой с детьми занимался учитель Филлипов. Мальчики впервые побывали в театре, где симфонический оркестр произвёл огромное впечатление на Петра.
  2. В 1852 году Пётр сдал экзамен и поступил в Петербургское императорское училище правоведения. Родители прочили ему карьеру блестящего юриста, но он не оставлял занятия музыкой, пусть и факультативно. Периодически бывая в театре, он восхищался операми Глинки, которого ценил как лучшего русского композитора, сравнимого по таланту только с Моцартом.
  3. В 1854 году в семье Чайковских случилась трагедия. Любимая мать шестерых детей скончалась от холеры. В день её похорон заболел и отец, но после тяжёлой болезни смог выжить. Утрата матери стала тяжёлым ударом для Петра.
  4. С 1855 по 1858 год Пётр учился игре на фортепиано у немецкого педагога, пианиста Рудольфа Кундингера. Как писал сам будущий композитор в своих воспоминаниях, в тот период он достиг большого прогресса в обучении. Его учитель даже брал его с собой играть на концртах в четыре руки.
  5. В мае 1859 года Пётр Ильич оканчивает училище правоведения и получает чин титулярного советника. В его аттестате только отличные, очень хорошие и хорошие отметки. В честь 50-летнего юбилея училища Пётр даже сочинил два произведения: «Правоведческий марш» и «Правоведческую песнь». Вторая была написана на его собственные стихи. Но он не пожелал присутствовать при исполнении собственных творений, и они были исполнены без него.
  6. С 1859 года Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции. Свободное от службы время молодой человек посвящает развлечениям и посещению оперы, предпочитая итальянскую.
  7. В 1861 Петру подворачивается случай в качестве переводчика впервые съездить за границу. Эта поездка даёт ему возможность посетить семь европейских городов, в том числе столиц, за три месяца. Несомненно, это расширило его знакомство с европейской культурой, языками, искусством, что впоследствии оказало влияние на творчество композитора.
  8. В том же году отец юноши, который не оставлял мысли дать сыну музыкальное образование, обратился к пианисту Кундингеру с вопросом о таланте Петра. Ответ музыканта не оставлял надежды: Пётр не проявляет способностей к музыке, да и учить его уже поздно, ведь ему скоро 21 год.
  9. Тем не менее, осенью 1861 года Пётр поступает в Петербургскую консерваторию, где становится вскоре лучшим студентом по классу композиции. Спустя два года обучения по требованию своего педагога Антона Рубинштейна оставил службу, чтобы целиком посвятить себя музыке. Потеряв жалование, Чайковский оказывается материально очень стеснённым, но всё же заканчивает своё музыкальное образование.
  10. В 1865 году композитор не является на исполнение своей дипломной работы, кантаты «К радости». Это произведение получило весьма посредственные оценки критиков, назвавших Чайковского «слабым».
  11. В 1866 году брат преподавателя Чайковского, Антона Рубинштейна, Николай предлагает молодому композитору место в Московской консерватории, и тот переезжает в Москву. Поселившись на Моховой улице, Пётр Ильич начинает свою педагогическую деятельность.
  12. 1870-е годы становятся важнейшим периодом в становлении Чайковского как композитора. В это время он создаёт большое количество произведений, знакомится с представителями русской и зарубежной музыкальной общественности, посещает Европу, выступает как музыкальный критик.
  13. К 1880 году Пётр Ильич Чайковский – зрелый композитор, автор прославленных произведений, ставших величайшими классическими образцами русской музыки. Император награждает Чайковского Орденом Святого Владимира четвёртой степени за его заслуги.
  14. С 1879 по 1893 годы Чайковский купается в мировой славе. Он посещает Европу, Америку, и везде в своих турне посещает оперные театры, слушает музыку и играет её, знакомится с величайшими музыкантами-современниками.
  15. Вернувшись из-за границы, Пётр Ильич поселяется в окрестностях подмосковного Клина. Здесь он отдыхает душой, занимается музыкой, гуляет, думает. Клин композитор называет в письмах своим «убежищем».
  16. 1 ноября 1893 года композитор побывал в модном столичном ресторане Лейнера на углу Мойки и Невского проспекта. На просьбу принести ему воды Пётр Ильич получил стакан некипячёной воды, хотя в то время в Петербурге свирепствовала холера. Эта болезнь и убила гения русской музыки 6 ноября.

Личная жизнь и смерть Петра Ильича: память сквозь столетия

Как и подавляющее число известных, творческих личностей, за редчайшими исключениями, годы жизни Чайковского можно назвать счастливыми только в творчестве. Личная жизнь его постоянно расстраивала, он метался и не мог привести сумбур в сердце и голове в порядок, но все же сумел не растерять свой талант и обратить все эти переживания в подпитку для собственного творчества. Может быть, именно благодаря терзаниям творца мы и может сегодня слышать его бессмертные произведения.

Любовь к Дезире Арто и дружба Надежды фон Мекк

В шестьдесят восьмом году Петру довелось свести знакомство с примадонной парижской оперы Дезире Арто, в которую он мгновенно и безнадежно влюбился, словно мальчишка. Она была старше на пять лет, но это не мешало Чайковскому, он даже написал письмо отцу, в котором сетует на то, что мать невесты против необдуманного брака, а все друзья отговаривают его от опрометчивой женитьбы. Дело разрешилось само собой, уже после помолвки, которая все же состоялась, в феврале или марте 1869 года горе-невеста укатила на гастроли в Варшаву, где и вышла замуж за сотрудника, итальянского красавца-баритона Мариано Падилью. Спустя много лет он написал есть шесть романсов, которые она исполнила на вечере в Париже.

Удивительно также является странная и непонятная дружба с Надежде Филаретовне фон Мекк, письма к которой историки тоже считают наследием Чайковского. Четырнадцать лет между ними происходила активная переписка, в которой явно можно проследить путь меценатки и поклонницы, рядом с творчеством действительного великого композитора. За все годы обоюдной дружбы и даже некоего платонического обожания, они так ни разу и не встретились.

Женитьба на Антонине Милюковой и разговоры о гомосексуальности Чайковского

Свадьба Петра Ильича стала для него самого одним из самых мощных потрясений, которые он только пережил за годы своей жизни. В мае 1872 года в гостях у собственного братца, Антонина Ивановна Милюкова, музыкантша, на восемь лет младше композитора, познакомилась с Чайковским. Впоследствии, сам новоиспеченный супруг писал, что он женился не потому, что полюбил девушку, а, чтобы избежать обвинений в гомосексуальных привязанностях, которые на самом деле имели место и с которыми он боролся всю свою сознательную жизнь.

Венчание произошло шестого июня семьдесят седьмого года, на нем был брат композитора Николай и его близкий приятель Иосиф Котек, который состоял с Петром в тайной содомитской связи, как эксперты-исследователи считают сейчас. Формально супруги так никогда и не развелись, но и жить вместе прекратили через несколько недель после свадьбы, когда Антонине стало абсолютно понятно, что к чему.

Последней привязанностью творца, и даже любовью последних лет, многие историки называют его родного племянника Сильной гомосексуальной привязанностью последних лет Чайковского считается его племянник Владимир Давыдов, по прозвищу Боб. Тайная страсть Петра Ильича стала широко известной только после того, как в двадцать третьем году двадцатого века был опубликован его личный дневник.

Смерть композитора и захоронение гения

Болеть Чайковский начал достаточно рано, так как уже в возрасте пятидесяти одного года и гастролируя по Соединенным Штатам отметил, что его возраст завышают как минимум на десять лет. Да и сам он к тому времени стал ощущать тотальную усталость и «стариковскую расхлябанность». Однако все это было бы ничего, если бы двадцатого октября он не выпил злосчастный стакан сырой воды в ресторане на набережной Мойки. Приехав домой, он почувствовал себя плохо, был вызван доктор, который сразу определил – холера.

Двадцать пятого октября девяносто третьего года он скончался, после чего сразу же поползли слухи о самоубийстве. Поговаривали, что причиной стала связь с племянником графа Стенбок-Фермора, близкого к царю, что якобы стало ему известным. Однако подтверждений этой теории нет, тем более, что на гомосексуальность в те времена смотрели снисходительно и особым преступлением не считали. Кроме того, хоронили Петра Ильича Чайковского с большой помпой, а церковь не смогла вместить всех желающих отдать композитору последний долг. Все расходы по данному вопросу на себя взял император, а это тоже указывает на то, что история с суицидом скорее всего выдумка. Похоронен композитор в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Критика

Периодически сценический образ Ксении Собчак, творческие и коммерческие проекты с её участием подвергаются критике, однако у Ксении немало и сторонников; многие профессиональные журналисты очень сдержаны в оценках.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий