9 любопытных фактов о кристофере нолане и его фильмах

Дискография

Начало (2010) (Inception)

Боевик, Детектив, Драма, Зарубежный фильм, Триллер, Фантастика

tagHD 2160р, tagHD 1080, tagHD 720, tagАвангард и Сюрреализм

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди

В основе сюжета фильма лежит идея осознанных сновидений. Есть особая технология, позволяющая людям переходить в мир сновидений, где значительное место занимают неограниченные возможности, и мечты превращаются в своеобразную реальность. Главный герой картины – вор. Только есть существенное различие между ним и ему подобными. Он крадёт не деньги, а ценную информацию из чужих сновидений. При выполнении очередного задания что-то пошло не так. Обернулось не в его пользу. Его же цель даёт ему задание совершенно иного характера. Теперь он обязан не украсть идею, а внедрить — убедить наследника многомиллионной корпорации её развалить. Задача сложная, но как оказалось вполне осуществимая.
Этот фильм заставляет думать. На протяжении двух с половиной часов невольно находишься в напряжении. А развязка шокирует.

Бессонница (2002)

https://youtube.com/watch?v=04DSY6e6ob4%3F

Уилл Дормер и Хэп Экхарт, два напарника-детектива, прилетают на Аляску, чтобы расследовать убийство девушки.

Следователи полиции Аляски уверены, что жертву могут убить влюбленный в нее одноклассник, с которым она до этого поссорилась. Не соглашаясь с версией, Догмер уверен, что виновен в преступлении Уолтер Финч, замкнутый в себе социопат.

Следователь принимает решение устроить ловушку для убийцы. Обмануть преступника удается, но ошибочно в погоне за ним Уилл убивает своего напарника. Он хочет скрыть от начальства произошедшее и на это у него обнаруживаются неожиданные причины.

Интересные факты о фильме:

  • В фильме мог сыграть известный актер Харрисон Форд.
  • Джонатан Демме, режиссер культовой картины «Молчание ягнят» должен был снять «Бессоницу», но уступил режиссерское кресло Нолану.
  • Фамилии и имена следователей подобраны не просто так, «Дормер» значит «спящий», а Хэп – «удача». По иронии после убийства коллеги Дормер мучился от дикой бессонницы, а Хэп был убит по несчастливой случайности.

Визуальный стиль: цвет и пленка

Нолан тяготеет к созданию реалистичного изобразительного ряда, считая, что стиль должен присутствовать, но излишняя стилизация будет отвлекать от повествования. Потому некоторые особенно выразительные техники используются, но очень умеренно. Например, вовлечению зрителя в действие помогает дозированное использование съемки с рук и субъективная камера, то есть когда мы видим происходящее как бы от лица одного из героев. Периодически, подобно своему любимому режиссеру Стэнли Кубрику, Нолан прибегает к построению симметричных композиций, подчеркивающих масштабность, величественность. Но, опять же, делает это относительно скромно. Еще один способ выявить масштаб — общие заявочные планы, поражающие своей живописностью.
Вообще, у Нолана локации делятся на два основных типа: крупные мегаполисы и дикие экзотические места. В поиске локаций для режиссера не существует ограничений. Например, «Начало» снималось преимущественно на натуре в трех десятках мест в шести странах на четырех континентах. Впрочем, иногда режиссер и вовсе выходит за пределы Земли, а местом действия становятся другие планеты и бескрайнее космическое пространство.Кадр из фильма «Начало» (2010)
Широко известно, что Нолан дальтоник — он не различает зеленый и красный, и эти цвета действительно не играют большую роль в его картинах. Режиссер предпочитает создавать цветовые решения, тяготеющие к монохрому. Например, в «Начале» доминирование той или иной палитры помогает визуально отделить различные уровни сна: синяя палитра, желтая и белая. По схожему принципу разделяются линии в «Помни»: черно-белая — это последовательная, а цветная (с доминированием синего и желтого) — реверсивная.Кадр из фильма «Начало» (2010)
Наконец, еще одна важная черта Нолана в работе с изображением — он остается убежденным приверженцем работы с пленочными носителями. Режиссер объясняет отказ от использования цифровых камер так: «Я в восторге от любого технического нововведения, но оно должно полностью затмевать то, что было создано ранее. Пленку пока ничто заменить не может». Причем последние картины, в том числе «Дюнкерк», «Интерстеллар» и «Начало», Нолан снял в 70-мм формате, что, конечно же, помогло усилить эпический дух этих лент.

Биография

Родился Кристофер Нолан в Лондоне 30 июля 1970 года в англо-американской семье. Мать Кристофера американка, отец англичанин. Образование получает в Лондонском университете, где изучает английскую литературу. Первый эксперименты с кинокамерой проводит еще в восьмилетнем возрасте. Дебютирует в 1988 году с полнометражной кинолентой «Следующий», снятой всего за 6000 долларов. Картина горячо обсуждается на различных кинофестивалях. В 2000 году Нолан создает еще одну малобюджетную картину «Мементо», снятую по одноименному рассказу его брата Джонатана. За эту работу братьев номинируют на Оскар.

Несмотря на то, что первые работы Нолана зачастую представляют собой философские исследования, перспектива стать фаворитом аудитории авторского кино молодого и амбициозного Кристофера не прельщает. В 2002 году Нолан заканчивает работу по стилизации скандинавской картины «Бессонница» для англоязычной аудитории, в съемках фильма принимаю участие звезды мировой величины (Робин Уильямс и Аль Пачино). Вышедшая на экран картина, заставляет заговорить о Нолане, как о надежде кассового кинематографа. На него обращают внимания акулы киноиндустрии.

Первое творение

Желание полностью отдаться страсти режиссуры сподвигнуло Нолана на создание собственной кинокомпании Sincopy Films. Руководить проектом стала его жена — миссис Эмма Кристофер Нолан. Фильмография режиссера началась с короткометражного кино под названием «Преследование». Эта лента сделала режиссера довольно знаменитым в Европе. Съемки картины длились около года, причиной чему послужило отсутствие достаточного количества свободного времени (ведь и актеры, и сам Кристофер с женой работали в других местах) и денег.

Примечательно, что бюджет снятого фильма не превысил отметку в шесть тысяч долларов. Однако в прокате картина собрала порядка 50 тысяч. Как признается сам Кристофер Нолан, он был очень рад, что команде удалось снять, смонтировать и выпустить фильм без долгов. После выхода данной картины молодого человека заметили крупные продюсерские компании, которые и предложили ему начать съемки полнометражных лент.

Сюжеты: дуализм и время

Продолжая тему драматургии, посмотрим на сюжетные мотивы, регулярно повторяющиеся в творчестве Нолана. Начнем с мотива дуализма человеческой природы.
Многие персонажи у Нолана не те, кем кажутся изначально. Герои под давлением внешних обстоятельств, из-за психического расстройства или по мере нашего с ними знакомства становятся антигероями, жертвы превращаются в злодеев и наоборот. Внутренний конфликт персонажей Нолана часто связан с темой потери близкого человека: родителей, возлюбленных или детей. Соответственно, побудительным мотивом к действию служит жажда мести, как в «Помни», или желание преодолеть расставание, как в «Начале» или в «Интерстелларе».Кадр из фильма «Престиж» (2006)
Но, пожалуй, ключевая тема, волнующая Нолана — это время. Например, в «Престиже» его герой пытается обмануть время с помощью науки. В «Начале» время замедляется по мере погружения героев на все более глубокие уровни сна. В «Дюнкерке» действие разворачивается параллельно в трех временных границах. В «Помни» для главного героя времени не существует, потому что не существует памяти. А в «Интерстелларе» время меняет скорость течения согласно законам теории относительности, а в итоге и вовсе преодолевается героем. Возможно, именно эта тема и определяет страсть Нолана к нелинейной драматургии, как к способу манипуляции временем.

«Довод» (2020)

Everett Collection/Legion Media

«Довод» — самый сложный, эффектный и внешне успешный из аттракционов Нолана. Билеты в IMAX он окупает первой же сценой. А чтобы понять хореографию драк между героями из будущего и героями из настоящего, вы сходите в кино дважды-трижды. Приключения героев — со взломом сокровищниц, похищением красавиц, штурмом крепостей и погонями с ограблениями — превосходят все, что доводилось пережить Джеймсу Бонду и Итану Ханту. А пленка, на которую снят фильм, словно бы хранит на себе отпечатки пальцев всех людей на земле, посвятивших себя созданию развлекательного кино. Но после титров вы вдруг обнаружите, что не полюбили ни одного героя — кроме разве что того тихого парня, которого играет Роберт Паттинсон. И остались без привычного домашнего задания от Кристофера Нолана — режиссера-самоучки, давно ставшего для нас профессором любых точных наук и любых изящных искусств. И все это очень странно. Подробнее (но без спойлеров) — .

Дюнкерк (2017)

https://youtube.com/watch?v=zBVgSyk87qY%3F

Действие кинофильма происходит во Франции, в 1940 году. Военному руководству стран-союзников становится известно о том, что 400 000 солдат после военного сражения, оказались в ловушке в Дюнкерке. Если их не эвакуировать, фашистам удастся нанести огромный урон союзным войскам.

Пока солдаты ожидают прихода кораблей, которые должны их забрать с побережья, немецкие истребители сбрасывают бомбы на пляж, тем самым убив огромное количество людей.

Противник подступает все ближе и ближе и надежды на благоприятный исход спасательной операции, становится все меньше.

Интересные факты о фильме:

  • «Дюнкерк» стала первой кинолентой для Кристофера Нолана, которая была снята на основе исторических событий.
  • Сценарий к фильму был написан Ноланом самостоятельно.
  • Режиссером изначально было задумано так, чтобы диалогов в военном фильме было как можно меньше, чтобы показать войну через эмоции солдат. Для того чтобы массовые сцены смотрелись правдоподобно, культовый режиссер пересмотрел немало фильмов классиков немого кино.
  • В сценах боевых сражений были задействованы настоящие эсминцы, режиссер старался использовать компьютерные графику как можно меньше.

«Преследование» (1999)

Герой дебютного фильма Кристофера Нолана — молодой писатель, который не знает, о чем писать, и, чтобы прогнать из своей жизни пустоту, принимается следить за людьми на улице. Один из них, по имени Кобб (как у персонажа ДиКаприо в «Начале»), овладевает его воображением так сильно, что герой начинает ему подражать. Теперь, спустя двадцать лет, первая история Нолана кажется чуть ли не автобиографической. Ведь Нолан в каком-то смысле собрание всех клише, из которых складываются истории успеха. Режиссер-самоучка, постигавший ремесло по чужим фильмам. Дальтоник, задавший своим историям определенный цветовой и эмоциональный диапазон. Левша, который все делает не так, как другие. Фанат пленки, который впоследствии окажется самым упрямым из динозавров — и продолжит оставаться коммерческим автором, пока другие (Спилберг, Земекис) будут ломать голову, как адаптироваться в новом мире. В «Преследовании» Нолан — не только сам себе режиссер, но и оператор и продюсер. А съемки растягивается на год, потому что абсолютно у всех участников, кроме Нолана, есть постоянная офисная работа. Но поражает скорость, с которой дебютант превращается из неуверенного подражателя в спокойного хранителя традиций. Объект преследования в «Преследовании» — не нуар; чужого Нолану, как выяснится, не надо. Упрямый новичок пытается ухватить саму суть кино как искусства гипноза. И даже без скидок, которые обычно полагаются дебютантам, ему это удается.

«Интерстеллар» (2014)

Everett Collection/Legion Media

В «Интерстелларе» бортовой компьютер космического корабля любезно позволял астронавтам задать для него «уровень чувства юмора». И кажется, это было ответом на вечную претензию к Ноланам, что в их фильмах нет самоиронии (да и просто иронии — тоже). В «Доводе» шуток станет еще больше — и заодно выяснится, что Джон Дэвид Вашингтон из «Футболистов» и «Черного клановца» — лучшая служба доставки этих шуток. Но именно после «Интерстеллара» понимаешь, что нолановская серьезность — лучшее, что в нем есть. И ему, в отличие, например, от Даррена Аронофски, можно простить любой пафос. В мире хватает рассказчиков и режиссеров, способных исцелять зрителя иронией и утешать анекдотами — а вот Ноланов с их страстным академизмом всего двое. У кого еще космическая музыка Ханса Циммера ложится на церковный орган? У кого еще хватит наглости рассыпать по черному небу, словно звезды, строки из стихотворения (Дилана Томаса — подскажет нам потом «Википедия») о борьбе света и тьмы? Кто еще так сильно благоговеет перед книжным знанием, что превращает детскую библиотеку в место, где будет спасен мир? И кто еще из режиссеров не стесняется своей почти религиозной веры в любовь как силу, способную подчинять себе и материю, и время, и саму смерть?

В «Интерстелларе» столько идеализма и гуманизма, что на юмор у автора просто не остается сил. К тому же он наверняка понимает: от его отчаянного призыва становиться лучше мы отшутимся сами.

Начало (2010)

https://youtube.com/watch?v=85Zz1CCXyDI%3F

Главный герой киноленты Кобб – вор, который крадет чужие секреты, пока его жертва спит. С помощью своей команды мужчина создал идеальный мир сновидений.

Как только Коббу удается ввести человека в сон, он проникает в его сознание и получает необходимую информацию. Последний заказ героя – не выкрасть идею, а внедрить ее и жертвой становится наследник владельца огромной корпорации.

Кобб должен сделать так, чтобы после сна у мужчины появилась идея разрушить компанию, которая досталась ему в наследство. Запутавшись в снах и потеряв в одном из них свою супругу, герой пытается найти способ вернуться домой.

Интересные факты о фильме:

  • Первым, кто сразу же дал согласие на участие в проекте Кристофера Нолана, стал Леонардо ди Каприо. Он был единственным актером, которого Нолан рассматривал на роль Кобба.
  • Кейт Уинслет также могла присоединиться к съемочной группе, сыграв Мол, покойную супругу главного героя, которая является ему в снах.
  • Работа над сценарием заняла у Кристофера 10 лет, так как режиссер искал способы сделать его более глубинным и философским, а не представлять его исключительно как очередной красивый фильм-ограбление.

Режиссёрский стиль

https://youtube.com/watch?v=dgQDBvt3lNE%3F

()

Если коротко.

Перед тем, как мы начнём непосредственно о фильмах, снятых Ноланом, расскажем о некоторых характерных чертах его фильмов, некоторые из которых на этой вики даже дали название явлению.

  • Сами фильмы требуют от зрителей как минимум, внимательности

    Нелинейное повествование. Одна из самых известных «фишек», можно сказать, его «визитная карточка». Очень сильно помогает предыдущему пункту.

    , чтобы понять все сюжетные ходы.

  • Главные персонажи его фильмов предпочитают одеваться в деловые костюмы.
  • Большинство фильмов снято в серых тонах и имеют мрачную атмосферу.
  • Стремление к реалистичности во всём: Нолан пытается всему придумать обоснование, причём, желательно, научное; для создания спецэффектов практически не использует компьютерную графику (только там, где уж без неё обойтись нет ну совсем никакой возможности).
  • Техническая особенность: Нолан до сих пор отказывается от цифры, снимая всё на плёнку.

«Бэтмен: Начало» (2005)

Everett Collection/Legion Media

Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.

«Бессонница» (2002)

Everett Collection/Legion Media

Третий полный метр в фильмографии Нолана, предшественниками которого были бюджетное, но изобретательное «Преследование», снятое в Англии, и сенсационный «Помни», открывший для режиссера Америку. Как это часто бывает с появившимися из ниоткуда вундеркиндами, Нолану тут же предложили огромный бюджет, лучших звезд (Аль Пачино и Робина Уильямса) и чужой (а ведь он привык писать с братом!) сценарий. Причем материал был вторичен вдвойне: в основе рукописи американки Хиллари Сайц лежал одноименный норвежский триллер 1997 года со Стелланом Скарсгардом. Продюсером фильма выступил Стивен Содерберг, сыгравший большую роль в продвижении «Помни» (см. ниже). Но он не поддержал Кристофера и Джонатана Нолана, когда они захотели сами написать сценарий. Результат — фильм с сильнейшими актерскими работами, искусной режиссурой и редким для Нолана нарастанием напряжения. Но с историей, которую зритель забывает почти моментально. Зато киноманам, привыкшим смотреть фильмы ночи напролет, наверняка понравится, как Нолан и Аль Пачино превращают чувство бессонницы в вязкую систему координат. Эти люди видят мир как мы, а мы — как они. И за это фильму простишь что угодно.

Спектакль «Чудики» побывал в Прибалтике!

«Дюнкерк» (2017)

Alamy/Legion Media

Кино о войне, нарушающее все правила кино о войне. Враг обезличен, а герои превращены в испачканную грязью массовку. Конфликт людей подменяется спором стихий: воды и огня, песка и неба. Время становится судьей, но этот судья никому не намерен объяснять правила игры. Искусный монтаж трех сюжетных линий (одна длится неделю, другая — день, третья — считаные часы) приведет старомодный жанр в соответствие с темпоритмом нового зрителя. А съемка на пленку и звук, который в полной мере можно услышать лишь в IMAX, докажут, что 3D и VR возможны и без очков и шлемов. При этом иммерсивность «Дюнкерка» заключается не только в его зрелищности, но и в той душевной работе, в которую он втягивает зрителя. История фильма пунктирна, поэтому нам самим приходится соединять линии и сопереживать героям куда больше, чем это принято в приключенческом или эпическом кино о войне.

Фильмография

Сортировка по:
Году ::
Рейтингу ::
Количеству голосов

Довод (2020)

Tenet (8.40)

Дюнкерк (2017)

Dunkirk (0.00)

Интерстеллар (2014)

Interstellar (0.00)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises (8.60)

Начало (2010)

Inception (8.80)

Темный рыцарь (2008)

The Dark Knight (9.00)

Престиж (2006)

The Prestige (8.50)

Бэтмен: Начало (2005)

Batman Begins (8.30)

Бессонница (2002)

Insomnia (7.20)

Помни (2000)

Memento (8.60)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Жук-скакун (1997)

Doodlebug (7.00)

Воровство (0)

(7.80)

Довод (2020)

Tenet (8.40)

Дюнкерк (2017)

Dunkirk (0.00)

Интерстеллар (2014)

Interstellar (0.00)

Человек из стали (2013)

Man of Steel (7.40)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises (8.60)

Начало: Работа на Кобол (сериал) (2010)

Inception: Motion Comics (9.00)

Начало (2010)

Inception (8.80)

Темный рыцарь (2008)

The Dark Knight (9.00)

Престиж (2006)

The Prestige (8.50)

Бэтмен: Начало (2005)

Batman Begins (8.30)

Помни (2000)

Memento (8.60)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Жук-скакун (1997)

Doodlebug (7.00)

Воровство (0)

(7.80)

66-я церемония вручения премии «Золотой глобус» (2009)

The 66th Annual Golden Globe Awards (7.00)

Himself — Recipient for Heath Ledger

The 14th Annual Critics’ Choice Awards (2009)

(9.00)

Himself — Winner Best Action Movie

Довод (2020)

Tenet (8.40)

Дюнкерк (2017)

Dunkirk (0.00)

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016)

Batman v Superman: Dawn of Justice (0.00)

Превосходство (2014)

Transcendence (6.30)

Интерстеллар (2014)

Interstellar (0.00)

Человек из стали (2013)

Man of Steel (7.40)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises (8.60)

Начало (2010)

Inception (8.80)

Темный рыцарь (2008)

The Dark Knight (9.00)

Престиж (2006)

The Prestige (8.50)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Воровство (0)

(7.80)

Лига справедливости Зака Снайдера (0)

Zack Snyder’s Justice League (0.00)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Жук-скакун (1997)

Doodlebug (7.00)

Воровство (0)

(7.80)

(2013)

(6.50)

Себя

Бок о бок (2012)

Side by Side (7.60)

Себя

68-я церемония вручения премии «Золотой глобус» (2011)

The 68th Annual Golden Globe Awards (7.30)

Себя — Nominee: Best Director

Exploring ‘The Tree of Life’ (2011)

(0.00)

Себя

These Amazing Shadows (2011)

(6.60)

Себя

DREAMS: Cinema of the Subconscious (2010)

(0.00)

Janela Indiscreta (сериал) (2010)

(0.00)

Scream Awards 2010 (2010)

(6.70)

Себя

The 7PM Project (сериал) (2009)

(5.60)

66-я церемония вручения премии «Золотой глобус» (2009)

The 66th Annual Golden Globe Awards (7.00)

Себя — Recipient for Heath Ledger (как Chris Nolan)

The 14th Annual Critics’ Choice Awards (2009)

(9.00)

Себя — Winner Best Action Movie

In the House with Peter Bart & Peter Guber (сериал) (2009)

(0.00)

Batman Tech (2008)

(7.70)

Batman Unmasked (2008)

(7.50)

The Director’s Notebook (2007)

(5.50)

Himself

Шоу с Кэрри Киган (сериал) (2007)

Up Close with Carrie Keagan (5.20)

Себя (2 episodes, 2008-2010)

Shaping Mind and Body (2005)

(7.00)

Himself — Director / Co-Writer

Batman: The Journey Begins (2005)

(7.60)

Himself — Director / Co-Writer

Batman: The Tumbler (2005)

(7.30)

Himself — Director / Co-Writer

Cape and Cowl (2005)

(6.80)

Himself — Director / Co-Writer

Genesis of the Bat (2005)

(7.60)

Himself — Director / Co-Writer

Gotham City Rises (2005)

(7.10)

Himself — Director / Co-Writer

Batman Begins: Path to Discovery (2005)

(6.90)

Himself — Director / Co-Writer

Saving Gotham City (2005)

(7.20)

Himself — Director / Co-Writer

Matins a TV3, Els (сериал) (2004)

(5.00)

Кинотеатр 16: Британские короткометражные фильмы (2003)

Cinema16: British Short Films (7.40)

Себя — Commentary, Doodlebug (голос)

The 100 Greatest Movie Stars (2003)

(5.10)

Himself

The 2002 IFP/West Independent Spirit Awards (2002)

(3.60)

Himself

2002 MTV Movie Awards (2002)

(5.00)

Himself

180°: Christopher Nolan Interviews Al Pacino (2002)

(7.30)

Himself

Day for Night: The Making of ‘Insomnia’ (2002)

(5.40)

Himself

Anatomy of a Scene (сериал) (2001)

(6.10)

HBO: Первый взгляд (сериал) (1992)

HBO First Look (6.20)

Себя (4 episodes, 2005-2010)

The Charlie Rose Show (сериал) (1991)

(7.80)

Entertainment Tonight (сериал) (1981)

(3.70)

Fantástico (сериал) (1973)

(5.90)

Film ’72 (сериал) (1972)

(7.60)

Himself

Guys Choice Awards 2012 (0)

(0.00)

Себя

The Batmobile (0)

(0.00)

Себя

2012 MTV Movie Awards (0)

(0.00)

Себя — Presenter

(0)

(7.90)

Себя — Accepting on Behalf of Academy Award of Merit (хроника)

«Помни» (2000)

Alamy/Legion Media

Человек, который в состоянии помнить лишь последние пятнадцать минут своей жизни, пытается отомстить за смерть жены. «Мементо» («Помни» в нашем прокате) — первый американский фильм Нолана с шестизначным бюджетом, звездами (Гаем Пирсом из «Секретов Лос-Анджелеса» и Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы») и промокампанией, начавшейся в Венеции-2000 и завершившейся на «Оскаре-2001». И в то же время — абсолютно свободное авторское высказывание и декларация метода, которому Нолан будет предан еще как минимум двадцать лет. И дело не только в нелинейном повествовании. И не только в переходах от внешней к внутренней фокализации истории (мы то видим мир глазами героя, то видим героя глазами других персонажей, но никогда не обладаем всей полнотой информации, как в традиционных сюжетах). И не в загадках и отсылках, которые тешат самолюбие зрителей — таких же киноведов-самоучек, как и сам Нолан.

Дело в другом: любовь (и ее производная — ярость мести за утрату любви), отсутствующая в «Преследовании», но играющая важную роль во всех следующих фильмах Нолана, здесь впервые становится такой же единицей измерения, как и расстояние и время. Герой забывает все — но только не смерть своей жены. Второстепенная героиня, которой потерявший память муж каждый день ставит уколы инсулина, переводит стрелки часов, чтобы ценой своей жизни проверить силу чувств супруга. В следующих фильмах Нолан сосредоточится на других проявлениях любви: ребенка к родителям («Бэтмен»), творца к искусству («Престиж»), отца к детям («Интерстеллар»), гражданина к стране «(Дюнкерк»), матери к сыну («Довод»). Но в каждой его работе чувства неизменно будут подчинять себе ход времени, силу стихий и полет планет.

И в то же время в фильме есть проблема, которая еще не раз даст о себе знать в творчестве Нолана. Разрезая сюжет на кусочки и перемешивая их, режиссер делает то же самое и с эмоциями зрителя. Накал страстей не нарастает, переживания не усиливаются, а каскад финалов нам приходится скорее анализировать, чем чувствовать. Но все встает на свои места при втором просмотре. Кстати, именно после «Мементо» у Нолана появляется репутация коммерческого режиссера, на фильмы которого, несмотря на их сложность, зрители готовы ходить дважды. Тем забавнее, что сама картина долго не могла найти прокатчика в Америке. Несмотря на успешные показы в Венеции, Торонто и на «Сандэнсе», дистрибьюторы из США боялись «Мементо». Среди тех, кто от него отказался, был и Харви Вайнштейн. Но ситуацию спас Стивен Содерберг, который никак не был связан с проектом Нолана — но, став его фанатом, буквально призывал прокатчиков купить фильм. С тех пор Нолан остается, возможно, единственным режиссером-сценаристом, который всегда приносит студиям деньги — и поэтому ему разрешают все снимать, что он захочет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

9 любопытных фактов о кристофере нолане и его фильмах

Дискография

Начало (2010) (Inception)

Боевик, Детектив, Драма, Зарубежный фильм, Триллер, Фантастика

tagHD 2160р, tagHD 1080, tagHD 720, tagАвангард и Сюрреализм

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди

В основе сюжета фильма лежит идея осознанных сновидений. Есть особая технология, позволяющая людям переходить в мир сновидений, где значительное место занимают неограниченные возможности, и мечты превращаются в своеобразную реальность. Главный герой картины – вор. Только есть существенное различие между ним и ему подобными. Он крадёт не деньги, а ценную информацию из чужих сновидений. При выполнении очередного задания что-то пошло не так. Обернулось не в его пользу. Его же цель даёт ему задание совершенно иного характера. Теперь он обязан не украсть идею, а внедрить — убедить наследника многомиллионной корпорации её развалить. Задача сложная, но как оказалось вполне осуществимая.
Этот фильм заставляет думать. На протяжении двух с половиной часов невольно находишься в напряжении. А развязка шокирует.

Бессонница (2002)

https://youtube.com/watch?v=04DSY6e6ob4%3F

Уилл Дормер и Хэп Экхарт, два напарника-детектива, прилетают на Аляску, чтобы расследовать убийство девушки.

Следователи полиции Аляски уверены, что жертву могут убить влюбленный в нее одноклассник, с которым она до этого поссорилась. Не соглашаясь с версией, Догмер уверен, что виновен в преступлении Уолтер Финч, замкнутый в себе социопат.

Следователь принимает решение устроить ловушку для убийцы. Обмануть преступника удается, но ошибочно в погоне за ним Уилл убивает своего напарника. Он хочет скрыть от начальства произошедшее и на это у него обнаруживаются неожиданные причины.

Интересные факты о фильме:

  • В фильме мог сыграть известный актер Харрисон Форд.
  • Джонатан Демме, режиссер культовой картины «Молчание ягнят» должен был снять «Бессоницу», но уступил режиссерское кресло Нолану.
  • Фамилии и имена следователей подобраны не просто так, «Дормер» значит «спящий», а Хэп – «удача». По иронии после убийства коллеги Дормер мучился от дикой бессонницы, а Хэп был убит по несчастливой случайности.

Визуальный стиль: цвет и пленка

Нолан тяготеет к созданию реалистичного изобразительного ряда, считая, что стиль должен присутствовать, но излишняя стилизация будет отвлекать от повествования. Потому некоторые особенно выразительные техники используются, но очень умеренно. Например, вовлечению зрителя в действие помогает дозированное использование съемки с рук и субъективная камера, то есть когда мы видим происходящее как бы от лица одного из героев. Периодически, подобно своему любимому режиссеру Стэнли Кубрику, Нолан прибегает к построению симметричных композиций, подчеркивающих масштабность, величественность. Но, опять же, делает это относительно скромно. Еще один способ выявить масштаб — общие заявочные планы, поражающие своей живописностью.
Вообще, у Нолана локации делятся на два основных типа: крупные мегаполисы и дикие экзотические места. В поиске локаций для режиссера не существует ограничений. Например, «Начало» снималось преимущественно на натуре в трех десятках мест в шести странах на четырех континентах. Впрочем, иногда режиссер и вовсе выходит за пределы Земли, а местом действия становятся другие планеты и бескрайнее космическое пространство.Кадр из фильма «Начало» (2010)
Широко известно, что Нолан дальтоник — он не различает зеленый и красный, и эти цвета действительно не играют большую роль в его картинах. Режиссер предпочитает создавать цветовые решения, тяготеющие к монохрому. Например, в «Начале» доминирование той или иной палитры помогает визуально отделить различные уровни сна: синяя палитра, желтая и белая. По схожему принципу разделяются линии в «Помни»: черно-белая — это последовательная, а цветная (с доминированием синего и желтого) — реверсивная.Кадр из фильма «Начало» (2010)
Наконец, еще одна важная черта Нолана в работе с изображением — он остается убежденным приверженцем работы с пленочными носителями. Режиссер объясняет отказ от использования цифровых камер так: «Я в восторге от любого технического нововведения, но оно должно полностью затмевать то, что было создано ранее. Пленку пока ничто заменить не может». Причем последние картины, в том числе «Дюнкерк», «Интерстеллар» и «Начало», Нолан снял в 70-мм формате, что, конечно же, помогло усилить эпический дух этих лент.

Биография

Родился Кристофер Нолан в Лондоне 30 июля 1970 года в англо-американской семье. Мать Кристофера американка, отец англичанин. Образование получает в Лондонском университете, где изучает английскую литературу. Первый эксперименты с кинокамерой проводит еще в восьмилетнем возрасте. Дебютирует в 1988 году с полнометражной кинолентой «Следующий», снятой всего за 6000 долларов. Картина горячо обсуждается на различных кинофестивалях. В 2000 году Нолан создает еще одну малобюджетную картину «Мементо», снятую по одноименному рассказу его брата Джонатана. За эту работу братьев номинируют на Оскар.

Несмотря на то, что первые работы Нолана зачастую представляют собой философские исследования, перспектива стать фаворитом аудитории авторского кино молодого и амбициозного Кристофера не прельщает. В 2002 году Нолан заканчивает работу по стилизации скандинавской картины «Бессонница» для англоязычной аудитории, в съемках фильма принимаю участие звезды мировой величины (Робин Уильямс и Аль Пачино). Вышедшая на экран картина, заставляет заговорить о Нолане, как о надежде кассового кинематографа. На него обращают внимания акулы киноиндустрии.

Первое творение

Желание полностью отдаться страсти режиссуры сподвигнуло Нолана на создание собственной кинокомпании Sincopy Films. Руководить проектом стала его жена — миссис Эмма Кристофер Нолан. Фильмография режиссера началась с короткометражного кино под названием «Преследование». Эта лента сделала режиссера довольно знаменитым в Европе. Съемки картины длились около года, причиной чему послужило отсутствие достаточного количества свободного времени (ведь и актеры, и сам Кристофер с женой работали в других местах) и денег.

Примечательно, что бюджет снятого фильма не превысил отметку в шесть тысяч долларов. Однако в прокате картина собрала порядка 50 тысяч. Как признается сам Кристофер Нолан, он был очень рад, что команде удалось снять, смонтировать и выпустить фильм без долгов. После выхода данной картины молодого человека заметили крупные продюсерские компании, которые и предложили ему начать съемки полнометражных лент.

Сюжеты: дуализм и время

Продолжая тему драматургии, посмотрим на сюжетные мотивы, регулярно повторяющиеся в творчестве Нолана. Начнем с мотива дуализма человеческой природы.
Многие персонажи у Нолана не те, кем кажутся изначально. Герои под давлением внешних обстоятельств, из-за психического расстройства или по мере нашего с ними знакомства становятся антигероями, жертвы превращаются в злодеев и наоборот. Внутренний конфликт персонажей Нолана часто связан с темой потери близкого человека: родителей, возлюбленных или детей. Соответственно, побудительным мотивом к действию служит жажда мести, как в «Помни», или желание преодолеть расставание, как в «Начале» или в «Интерстелларе».Кадр из фильма «Престиж» (2006)
Но, пожалуй, ключевая тема, волнующая Нолана — это время. Например, в «Престиже» его герой пытается обмануть время с помощью науки. В «Начале» время замедляется по мере погружения героев на все более глубокие уровни сна. В «Дюнкерке» действие разворачивается параллельно в трех временных границах. В «Помни» для главного героя времени не существует, потому что не существует памяти. А в «Интерстелларе» время меняет скорость течения согласно законам теории относительности, а в итоге и вовсе преодолевается героем. Возможно, именно эта тема и определяет страсть Нолана к нелинейной драматургии, как к способу манипуляции временем.

«Довод» (2020)

Everett Collection/Legion Media

«Довод» — самый сложный, эффектный и внешне успешный из аттракционов Нолана. Билеты в IMAX он окупает первой же сценой. А чтобы понять хореографию драк между героями из будущего и героями из настоящего, вы сходите в кино дважды-трижды. Приключения героев — со взломом сокровищниц, похищением красавиц, штурмом крепостей и погонями с ограблениями — превосходят все, что доводилось пережить Джеймсу Бонду и Итану Ханту. А пленка, на которую снят фильм, словно бы хранит на себе отпечатки пальцев всех людей на земле, посвятивших себя созданию развлекательного кино. Но после титров вы вдруг обнаружите, что не полюбили ни одного героя — кроме разве что того тихого парня, которого играет Роберт Паттинсон. И остались без привычного домашнего задания от Кристофера Нолана — режиссера-самоучки, давно ставшего для нас профессором любых точных наук и любых изящных искусств. И все это очень странно. Подробнее (но без спойлеров) — .

Дюнкерк (2017)

https://youtube.com/watch?v=zBVgSyk87qY%3F

Действие кинофильма происходит во Франции, в 1940 году. Военному руководству стран-союзников становится известно о том, что 400 000 солдат после военного сражения, оказались в ловушке в Дюнкерке. Если их не эвакуировать, фашистам удастся нанести огромный урон союзным войскам.

Пока солдаты ожидают прихода кораблей, которые должны их забрать с побережья, немецкие истребители сбрасывают бомбы на пляж, тем самым убив огромное количество людей.

Противник подступает все ближе и ближе и надежды на благоприятный исход спасательной операции, становится все меньше.

Интересные факты о фильме:

  • «Дюнкерк» стала первой кинолентой для Кристофера Нолана, которая была снята на основе исторических событий.
  • Сценарий к фильму был написан Ноланом самостоятельно.
  • Режиссером изначально было задумано так, чтобы диалогов в военном фильме было как можно меньше, чтобы показать войну через эмоции солдат. Для того чтобы массовые сцены смотрелись правдоподобно, культовый режиссер пересмотрел немало фильмов классиков немого кино.
  • В сценах боевых сражений были задействованы настоящие эсминцы, режиссер старался использовать компьютерные графику как можно меньше.

«Преследование» (1999)

Герой дебютного фильма Кристофера Нолана — молодой писатель, который не знает, о чем писать, и, чтобы прогнать из своей жизни пустоту, принимается следить за людьми на улице. Один из них, по имени Кобб (как у персонажа ДиКаприо в «Начале»), овладевает его воображением так сильно, что герой начинает ему подражать. Теперь, спустя двадцать лет, первая история Нолана кажется чуть ли не автобиографической. Ведь Нолан в каком-то смысле собрание всех клише, из которых складываются истории успеха. Режиссер-самоучка, постигавший ремесло по чужим фильмам. Дальтоник, задавший своим историям определенный цветовой и эмоциональный диапазон. Левша, который все делает не так, как другие. Фанат пленки, который впоследствии окажется самым упрямым из динозавров — и продолжит оставаться коммерческим автором, пока другие (Спилберг, Земекис) будут ломать голову, как адаптироваться в новом мире. В «Преследовании» Нолан — не только сам себе режиссер, но и оператор и продюсер. А съемки растягивается на год, потому что абсолютно у всех участников, кроме Нолана, есть постоянная офисная работа. Но поражает скорость, с которой дебютант превращается из неуверенного подражателя в спокойного хранителя традиций. Объект преследования в «Преследовании» — не нуар; чужого Нолану, как выяснится, не надо. Упрямый новичок пытается ухватить саму суть кино как искусства гипноза. И даже без скидок, которые обычно полагаются дебютантам, ему это удается.

«Интерстеллар» (2014)

Everett Collection/Legion Media

В «Интерстелларе» бортовой компьютер космического корабля любезно позволял астронавтам задать для него «уровень чувства юмора». И кажется, это было ответом на вечную претензию к Ноланам, что в их фильмах нет самоиронии (да и просто иронии — тоже). В «Доводе» шуток станет еще больше — и заодно выяснится, что Джон Дэвид Вашингтон из «Футболистов» и «Черного клановца» — лучшая служба доставки этих шуток. Но именно после «Интерстеллара» понимаешь, что нолановская серьезность — лучшее, что в нем есть. И ему, в отличие, например, от Даррена Аронофски, можно простить любой пафос. В мире хватает рассказчиков и режиссеров, способных исцелять зрителя иронией и утешать анекдотами — а вот Ноланов с их страстным академизмом всего двое. У кого еще космическая музыка Ханса Циммера ложится на церковный орган? У кого еще хватит наглости рассыпать по черному небу, словно звезды, строки из стихотворения (Дилана Томаса — подскажет нам потом «Википедия») о борьбе света и тьмы? Кто еще так сильно благоговеет перед книжным знанием, что превращает детскую библиотеку в место, где будет спасен мир? И кто еще из режиссеров не стесняется своей почти религиозной веры в любовь как силу, способную подчинять себе и материю, и время, и саму смерть?

В «Интерстелларе» столько идеализма и гуманизма, что на юмор у автора просто не остается сил. К тому же он наверняка понимает: от его отчаянного призыва становиться лучше мы отшутимся сами.

Начало (2010)

https://youtube.com/watch?v=85Zz1CCXyDI%3F

Главный герой киноленты Кобб – вор, который крадет чужие секреты, пока его жертва спит. С помощью своей команды мужчина создал идеальный мир сновидений.

Как только Коббу удается ввести человека в сон, он проникает в его сознание и получает необходимую информацию. Последний заказ героя – не выкрасть идею, а внедрить ее и жертвой становится наследник владельца огромной корпорации.

Кобб должен сделать так, чтобы после сна у мужчины появилась идея разрушить компанию, которая досталась ему в наследство. Запутавшись в снах и потеряв в одном из них свою супругу, герой пытается найти способ вернуться домой.

Интересные факты о фильме:

  • Первым, кто сразу же дал согласие на участие в проекте Кристофера Нолана, стал Леонардо ди Каприо. Он был единственным актером, которого Нолан рассматривал на роль Кобба.
  • Кейт Уинслет также могла присоединиться к съемочной группе, сыграв Мол, покойную супругу главного героя, которая является ему в снах.
  • Работа над сценарием заняла у Кристофера 10 лет, так как режиссер искал способы сделать его более глубинным и философским, а не представлять его исключительно как очередной красивый фильм-ограбление.

Режиссёрский стиль

https://youtube.com/watch?v=dgQDBvt3lNE%3F

()

Если коротко.

Перед тем, как мы начнём непосредственно о фильмах, снятых Ноланом, расскажем о некоторых характерных чертах его фильмов, некоторые из которых на этой вики даже дали название явлению.

  • Сами фильмы требуют от зрителей как минимум, внимательности

    Нелинейное повествование. Одна из самых известных «фишек», можно сказать, его «визитная карточка». Очень сильно помогает предыдущему пункту.

    , чтобы понять все сюжетные ходы.

  • Главные персонажи его фильмов предпочитают одеваться в деловые костюмы.
  • Большинство фильмов снято в серых тонах и имеют мрачную атмосферу.
  • Стремление к реалистичности во всём: Нолан пытается всему придумать обоснование, причём, желательно, научное; для создания спецэффектов практически не использует компьютерную графику (только там, где уж без неё обойтись нет ну совсем никакой возможности).
  • Техническая особенность: Нолан до сих пор отказывается от цифры, снимая всё на плёнку.

«Бэтмен: Начало» (2005)

Everett Collection/Legion Media

Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.

«Бессонница» (2002)

Everett Collection/Legion Media

Третий полный метр в фильмографии Нолана, предшественниками которого были бюджетное, но изобретательное «Преследование», снятое в Англии, и сенсационный «Помни», открывший для режиссера Америку. Как это часто бывает с появившимися из ниоткуда вундеркиндами, Нолану тут же предложили огромный бюджет, лучших звезд (Аль Пачино и Робина Уильямса) и чужой (а ведь он привык писать с братом!) сценарий. Причем материал был вторичен вдвойне: в основе рукописи американки Хиллари Сайц лежал одноименный норвежский триллер 1997 года со Стелланом Скарсгардом. Продюсером фильма выступил Стивен Содерберг, сыгравший большую роль в продвижении «Помни» (см. ниже). Но он не поддержал Кристофера и Джонатана Нолана, когда они захотели сами написать сценарий. Результат — фильм с сильнейшими актерскими работами, искусной режиссурой и редким для Нолана нарастанием напряжения. Но с историей, которую зритель забывает почти моментально. Зато киноманам, привыкшим смотреть фильмы ночи напролет, наверняка понравится, как Нолан и Аль Пачино превращают чувство бессонницы в вязкую систему координат. Эти люди видят мир как мы, а мы — как они. И за это фильму простишь что угодно.

Спектакль «Чудики» побывал в Прибалтике!

«Дюнкерк» (2017)

Alamy/Legion Media

Кино о войне, нарушающее все правила кино о войне. Враг обезличен, а герои превращены в испачканную грязью массовку. Конфликт людей подменяется спором стихий: воды и огня, песка и неба. Время становится судьей, но этот судья никому не намерен объяснять правила игры. Искусный монтаж трех сюжетных линий (одна длится неделю, другая — день, третья — считаные часы) приведет старомодный жанр в соответствие с темпоритмом нового зрителя. А съемка на пленку и звук, который в полной мере можно услышать лишь в IMAX, докажут, что 3D и VR возможны и без очков и шлемов. При этом иммерсивность «Дюнкерка» заключается не только в его зрелищности, но и в той душевной работе, в которую он втягивает зрителя. История фильма пунктирна, поэтому нам самим приходится соединять линии и сопереживать героям куда больше, чем это принято в приключенческом или эпическом кино о войне.

Фильмография

Сортировка по:
Году ::
Рейтингу ::
Количеству голосов

Довод (2020)

Tenet (8.40)

Дюнкерк (2017)

Dunkirk (0.00)

Интерстеллар (2014)

Interstellar (0.00)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises (8.60)

Начало (2010)

Inception (8.80)

Темный рыцарь (2008)

The Dark Knight (9.00)

Престиж (2006)

The Prestige (8.50)

Бэтмен: Начало (2005)

Batman Begins (8.30)

Бессонница (2002)

Insomnia (7.20)

Помни (2000)

Memento (8.60)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Жук-скакун (1997)

Doodlebug (7.00)

Воровство (0)

(7.80)

Довод (2020)

Tenet (8.40)

Дюнкерк (2017)

Dunkirk (0.00)

Интерстеллар (2014)

Interstellar (0.00)

Человек из стали (2013)

Man of Steel (7.40)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises (8.60)

Начало: Работа на Кобол (сериал) (2010)

Inception: Motion Comics (9.00)

Начало (2010)

Inception (8.80)

Темный рыцарь (2008)

The Dark Knight (9.00)

Престиж (2006)

The Prestige (8.50)

Бэтмен: Начало (2005)

Batman Begins (8.30)

Помни (2000)

Memento (8.60)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Жук-скакун (1997)

Doodlebug (7.00)

Воровство (0)

(7.80)

66-я церемония вручения премии «Золотой глобус» (2009)

The 66th Annual Golden Globe Awards (7.00)

Himself — Recipient for Heath Ledger

The 14th Annual Critics’ Choice Awards (2009)

(9.00)

Himself — Winner Best Action Movie

Довод (2020)

Tenet (8.40)

Дюнкерк (2017)

Dunkirk (0.00)

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016)

Batman v Superman: Dawn of Justice (0.00)

Превосходство (2014)

Transcendence (6.30)

Интерстеллар (2014)

Interstellar (0.00)

Человек из стали (2013)

Man of Steel (7.40)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises (8.60)

Начало (2010)

Inception (8.80)

Темный рыцарь (2008)

The Dark Knight (9.00)

Престиж (2006)

The Prestige (8.50)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Воровство (0)

(7.80)

Лига справедливости Зака Снайдера (0)

Zack Snyder’s Justice League (0.00)

Преследование (1998)

Following (7.70)

Жук-скакун (1997)

Doodlebug (7.00)

Воровство (0)

(7.80)

(2013)

(6.50)

Себя

Бок о бок (2012)

Side by Side (7.60)

Себя

68-я церемония вручения премии «Золотой глобус» (2011)

The 68th Annual Golden Globe Awards (7.30)

Себя — Nominee: Best Director

Exploring ‘The Tree of Life’ (2011)

(0.00)

Себя

These Amazing Shadows (2011)

(6.60)

Себя

DREAMS: Cinema of the Subconscious (2010)

(0.00)

Janela Indiscreta (сериал) (2010)

(0.00)

Scream Awards 2010 (2010)

(6.70)

Себя

The 7PM Project (сериал) (2009)

(5.60)

66-я церемония вручения премии «Золотой глобус» (2009)

The 66th Annual Golden Globe Awards (7.00)

Себя — Recipient for Heath Ledger (как Chris Nolan)

The 14th Annual Critics’ Choice Awards (2009)

(9.00)

Себя — Winner Best Action Movie

In the House with Peter Bart & Peter Guber (сериал) (2009)

(0.00)

Batman Tech (2008)

(7.70)

Batman Unmasked (2008)

(7.50)

The Director’s Notebook (2007)

(5.50)

Himself

Шоу с Кэрри Киган (сериал) (2007)

Up Close with Carrie Keagan (5.20)

Себя (2 episodes, 2008-2010)

Shaping Mind and Body (2005)

(7.00)

Himself — Director / Co-Writer

Batman: The Journey Begins (2005)

(7.60)

Himself — Director / Co-Writer

Batman: The Tumbler (2005)

(7.30)

Himself — Director / Co-Writer

Cape and Cowl (2005)

(6.80)

Himself — Director / Co-Writer

Genesis of the Bat (2005)

(7.60)

Himself — Director / Co-Writer

Gotham City Rises (2005)

(7.10)

Himself — Director / Co-Writer

Batman Begins: Path to Discovery (2005)

(6.90)

Himself — Director / Co-Writer

Saving Gotham City (2005)

(7.20)

Himself — Director / Co-Writer

Matins a TV3, Els (сериал) (2004)

(5.00)

Кинотеатр 16: Британские короткометражные фильмы (2003)

Cinema16: British Short Films (7.40)

Себя — Commentary, Doodlebug (голос)

The 100 Greatest Movie Stars (2003)

(5.10)

Himself

The 2002 IFP/West Independent Spirit Awards (2002)

(3.60)

Himself

2002 MTV Movie Awards (2002)

(5.00)

Himself

180°: Christopher Nolan Interviews Al Pacino (2002)

(7.30)

Himself

Day for Night: The Making of ‘Insomnia’ (2002)

(5.40)

Himself

Anatomy of a Scene (сериал) (2001)

(6.10)

HBO: Первый взгляд (сериал) (1992)

HBO First Look (6.20)

Себя (4 episodes, 2005-2010)

The Charlie Rose Show (сериал) (1991)

(7.80)

Entertainment Tonight (сериал) (1981)

(3.70)

Fantástico (сериал) (1973)

(5.90)

Film ’72 (сериал) (1972)

(7.60)

Himself

Guys Choice Awards 2012 (0)

(0.00)

Себя

The Batmobile (0)

(0.00)

Себя

2012 MTV Movie Awards (0)

(0.00)

Себя — Presenter

(0)

(7.90)

Себя — Accepting on Behalf of Academy Award of Merit (хроника)

«Помни» (2000)

Alamy/Legion Media

Человек, который в состоянии помнить лишь последние пятнадцать минут своей жизни, пытается отомстить за смерть жены. «Мементо» («Помни» в нашем прокате) — первый американский фильм Нолана с шестизначным бюджетом, звездами (Гаем Пирсом из «Секретов Лос-Анджелеса» и Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы») и промокампанией, начавшейся в Венеции-2000 и завершившейся на «Оскаре-2001». И в то же время — абсолютно свободное авторское высказывание и декларация метода, которому Нолан будет предан еще как минимум двадцать лет. И дело не только в нелинейном повествовании. И не только в переходах от внешней к внутренней фокализации истории (мы то видим мир глазами героя, то видим героя глазами других персонажей, но никогда не обладаем всей полнотой информации, как в традиционных сюжетах). И не в загадках и отсылках, которые тешат самолюбие зрителей — таких же киноведов-самоучек, как и сам Нолан.

Дело в другом: любовь (и ее производная — ярость мести за утрату любви), отсутствующая в «Преследовании», но играющая важную роль во всех следующих фильмах Нолана, здесь впервые становится такой же единицей измерения, как и расстояние и время. Герой забывает все — но только не смерть своей жены. Второстепенная героиня, которой потерявший память муж каждый день ставит уколы инсулина, переводит стрелки часов, чтобы ценой своей жизни проверить силу чувств супруга. В следующих фильмах Нолан сосредоточится на других проявлениях любви: ребенка к родителям («Бэтмен»), творца к искусству («Престиж»), отца к детям («Интерстеллар»), гражданина к стране «(Дюнкерк»), матери к сыну («Довод»). Но в каждой его работе чувства неизменно будут подчинять себе ход времени, силу стихий и полет планет.

И в то же время в фильме есть проблема, которая еще не раз даст о себе знать в творчестве Нолана. Разрезая сюжет на кусочки и перемешивая их, режиссер делает то же самое и с эмоциями зрителя. Накал страстей не нарастает, переживания не усиливаются, а каскад финалов нам приходится скорее анализировать, чем чувствовать. Но все встает на свои места при втором просмотре. Кстати, именно после «Мементо» у Нолана появляется репутация коммерческого режиссера, на фильмы которого, несмотря на их сложность, зрители готовы ходить дважды. Тем забавнее, что сама картина долго не могла найти прокатчика в Америке. Несмотря на успешные показы в Венеции, Торонто и на «Сандэнсе», дистрибьюторы из США боялись «Мементо». Среди тех, кто от него отказался, был и Харви Вайнштейн. Но ситуацию спас Стивен Содерберг, который никак не был связан с проектом Нолана — но, став его фанатом, буквально призывал прокатчиков купить фильм. С тех пор Нолан остается, возможно, единственным режиссером-сценаристом, который всегда приносит студиям деньги — и поэтому ему разрешают все снимать, что он захочет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий