Левитан картины

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Послесловие

По мнению most-beauty, среди всех русских пейзажистов этот русский художник еврейского происхождения действительно считается автором самых русских пейзажей. В те времена быть евреем в России было непросто, а чтобы стать великим живописцем необходим был незаурядный талант.

Евреи не имели права покидать черту оседлости, селиться, учиться и работать в столичных и крупных городах. Левитану также не позволялось жить в Москве, и только хлопоты покровителей позволили открыть ему в столице живописную мастерскую. Художник прожил всего 40 лет, но эти года были насыщены путешествиями, постоянными творческими поисками, подарившими нам великие шедевры пейзажной живописи.

Просим вас написать какие картины Левитана произвели на вас наибольшее впечатление?

Биография Исаака Левитана

Исаак Левитан — выходец из еврейской семьи из Кибарты, небольшого литовского местечка Августовской губернии. Точный день рождения художника неизвестен. Согласно источникам, он появился на свет 18 августа (официальная дата) или 3 октября 1860 года и стал младшим сыном Ильи (Эльяшив-Лейб) и Баси.

Отсутствие достойной работы в Кибарте сказывалось на финансах Левитанов, поэтому в конце 1860-х годов они переехали в столицу. 13-летний Исаак поступил в училище живописи и зодчества, но денег на учебу катастрофически не хватало. После смерти родителей талантливому студенту помогали преподаватели, выдавая ему краски, кисти и денежные пособия.

Первой картиной Левитана, заслужившей высокую оценку публики, стал «Осенний день. Сокольники». Произведение, представленное на ученической выставке, приглянулось известному меценату Павлу Третьякову, который за 100 рублей купил пейзаж для своего собрания живописи.

В 1879 году вышел царский указ, предписывающий высылку всех евреев из Москвы. Исаак с братом и семьей сестры обосновался в Салтыковке, а в столицу вернулся спустя год и то с помощью влиятельных друзей. Левитан завершил учебу в училище, но вместо звания классного художника ему выдали диплом о приобретении специальности «учитель чистописания».

Левитан продолжал совершенствовать технику, брался за любые заказы и даже немного поправил материальное положение. В 1885 году поселился в Максимовке, глухой деревушке в Истринском районе, где познакомился и подружился с Антоном Чеховым. В это же время проявились проблемы со здоровьем — недоедание, напряженный труд и постоянное беспокойство обострили болезнь сердца. В 1896 году поехал лечиться в Крым. Оттуда он вернулся с более чем полусотней крымских пейзажей, которые успешно продал на Периодической выставке живописи.

В летние сезоны 1887-1890 годов несколько раз посетил Поволжье, где создал около двухсот ярких шедевров, среди которых знаменитые пейзажи живописного Плёса. Зимой 1889-1990 годов художник отправился в Европу, где посетил Всемирную парижскую выставку и побывал в Италии. Из заграничной поездки он привез несколько интересных средиземноморских пейзажей.

Очередной всплеск антиеврейских настроений вынудил Левитана выехать из столицы. Пребывание в изгнании негативно сказалось на здоровье художника, но он продолжал рисовать и создал большое количество натюрмортов. 1898 год оказался знаковым — Левитан стал академиком пейзажной живописи и получил должность руководителя мастерской в родном училище. В конце весны 1900 года живописец простудился и 22 июля умер от осложнений.

Биография великого радиодиктора

Левитан Юрий Борисович, (еврейское имя — Юдко Беркович), родился 19 сентября 1914 года в небольшом селении Владимирской области в семье простых евреев. Его отец трудился в швейной мастерской, а мать вела домашнее хозяйство. С детства мечтавший стать великим актером Юрий сразу после окончания школы пробует поступить в Московское театральное училище, но из-за своего громкого голоса и своеобразной манеры разговора не проходит вступительные испытания. Расстроенный невозможностью реализовать свою мечту юноша чуть было не вернулся на родину, но по воле случая он попадает в комитет телерадиовещания.

В течение трех последующих лет Юрий выполняет различные мелкие поручения своих коллег по цеху, а по ночам усиленно тренирует дикторскую речь. После того, как в 1934 году начинающему диктору доверили читать новостную ленту, его голос услышал глава Советского государства Иосиф Виссарионович Сталин. С того дня всю важную государственную информацию стал озвучивать только радиодиктор Юрий Левитан, после чего его голос стал узнаваем во всех уголках страны.

Начало карьеры

Одна такая ночь стала для судьбы Юрия Борисовича определяющей. Он по привычке размеренно и внимательно читал газеты в прямом эфире, озвучивая повестку грядущего дня в стране. И не знал, что в эти самые минуты главный человек страны слушает его ночной эфир.

Общеизвестно, что глава советского союза работал ночами с включенным радиоприемником. И уверенный, богатый и внушительный голос Левитана услышал и высоко оценил сам Иосиф Сталин. Иосиф Виссарионович срочно позвонил главе Радиокомитета и сообщил, что его доклад для Съезда партии на радио зачитывать должен именно этот диктор, этот «голос».

Юрий Левитан и Иосиф Сталин

На следующий день Юрия, который невероятно сильно волновался и был почти на грани обморока от нервов, усадили читать доклад Сталина в прямом эфире. В течение долгих пяти часов диктор выполнял это задание, ни разу не сбившись или совершив ошибку.  Так, фактически за одни сутки, Левитан стал главным голосом страны.

Наследие Левитана

Автор более 1000 работ, большинство из них в десятилетие 1887-97 гг., в том числе:

  • «Осенний день. Сокольники» (1879, приобретена П.М. Третьяковым с ученической выставки,
  • «Еврейское кладбище» (1881),
  • «Вечер на пашне» (1883, ГТГ),
  • «После дождя. Плес» (1889, ГТГ),
  • «Ветхий дворик» (1890, ГТГ),
  • «У омута» (1892),
  • «Владимирка» (1892, подарена художником П.М.Третьякову),
  • «Над вечным покоем» (1893),
  • «Март» (1895, ГТГ),
  • цикл пейзажей, отражающих путевые впечатления от поездок за границу (1895–97),
  • «Солнечный день. Озеро» (1899–1900, ГРМ).

Левитан принимал участие в иллюстрировании книги М.П. Фабрициуса «Кремль в Москве» (1883), публиковал свои рисунки в журналах «Радуга» и «Эпоха» (1883–87).

В 1885 по эскизам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова выполнил декорации для Частной оперы С.И. Мамонтова.

Произведения Левитана (около тысячи) богато представлены главным образом в Третьяковской галерее (Москва) и Русском музее (Петербург), а также во многих частных собраниях и музеях России и других стран, в том числе в Израильском музее (Иерусалим) и в Музее искусства (Тель-Авив).

Самые известные картины Исаака Левитана

В перечень самых известных картин Исаака Левитана невозможно вместить все творческое наследие мастера. Предлагаем вашему вниманию небольшую часть произведений живописца:

  • «Озеро. Русь» (1899-1900) — последняя картина, оставшаяся незавершенной. Искусствоведы характеризуют ее как монументальное лирическое полотно, олицетворяющее бесконечную любовь Левитана к русской природе.
  • «После дождя. Плёс» (1898). Картина создана во время третьей поездки художника на Поволжье. Демонстрировалась на 18-й выставке передвижников и еще до публичного показа была приобретена Третьяковым.
  • «Тихая обитель» (1890). На картине изображен небольшой монастырь на берегу Кривого озера в Юрьевце. Художник написал пейзаж, пребывая под впечатлением от видов Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
  • «Над вечным покоем» (1893-1894) — ландшафты озер Удомля и Островно в Тверской губернии. Самая известная работа Левитана, которая также является одним из трех самых масштабных произведений мастера.

Пейзажи

Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).

Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.

Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).

Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.

В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.

Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».

В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).

Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.

Даже антисемитская газета «Новое время» признала, что «этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)».

В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

Популярные сегодня темы

Саврасов в жизни Левитана

Алексей Саврасов (1830-1897) – педагог Левитана, пожалуй, оказавший самое большое влияние на него. В пейзажный класс знаменитого академика 14-летний Исаак попал по настойчивому ходатайству самого мастера, который угадал в юном художнике родственную душу (Левитан учился сначала у жанриста Перова).

Это был совершенно удивительный педагог. С наступлением весны Саврасов со своими учениками отправлялся на природу. Только здесь были его настоящие уроки, где мастер учил наблюдать, запоминать, улавливать тонкости и нюансы. Многие относились к Саврасову, как к человеку со странностями, а Исаак действительно понимал и чувствовал его без лишних слов. Впоследствии чуткий и наблюдательный Левитан картины природы запоминал и переносил на свои полотна не фотографически, а творчески: менял композицию, светотени, цвета по наитию. Именно под началом Саврасова Левитан постигал и науку «озвучивания» картин: учился передавать кистью шорох листьев, журчание воды, дальние раскаты грома и звон колоколов.

Биография

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

Родители Юрия Левитана

Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.

С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.

С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.  

Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками

Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.

Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.

Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.

Юрий Левитан на радиостанции

Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.

Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.

Биография для школьников

Творчество мастера пейзажной живописи кратко изучают в классах начальной и средней школы. По его картинам пишут сочинения, сообщения и доклады, они являются основой культурного образования. При знакомстве с работами художника следует рассмотреть краткую биографию Левитана:

  1. Имя. Исаак Ильич Левитан (Isaak Levitan).
  2. Годы жизни Левитана (по википедии http). 18 (30). 08. 1860. — 22. 07. (04.08). 08. 1900.
  3. Место рождения. Кибарты, Мариампольский уезд, Августовская губерния.
  4. Деятельность. Русский художник, мастер пейзажа.
  5. Описание внешности. Современники описывали Левитана как молодого человека, отличавшегося редкой красотой. Черты его смуглого лица были правильными и тонкими. Темные волосы вились. Главное обаяние заключалось в глазах — огромных, глубоких, черных и грустных. Внешность Исаака Ильича была колоритной и запоминающейся. На высокого и стройного мужчину засматривались на улице. Он приковывал взгляды дам во время посещения театров и выставок. Антон Чехов иронизировал в своих письмах: «Я приеду к вам, красивый, как Левитан».
  6. Знаменитые картины. «Вечер после дождя» (1879 г), «Солнечный день. Большая дорога» (18987−1898 гг), «Золотая осень» (1895 г).
  7. Любимые художником книги. «Сборник рассказов» А. П. Чехова, «Сборник стихов» А. С. Пушкина.
  8. Известные высказывания Исаака Левитана. «У каждого в жизни был свой омут». «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной».

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Литература

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М.,
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство,
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М.,
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб,
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан» (в книге «Дни моей жизни»). — Л.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Старшие». //Ж. Вестник Европы, , № 11.
  • В. А. Прытков. «Левитан». — М.,
  • А. А. Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М.,
  • В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «Дому с мезонином» (в книге «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губ. Книга 1.»). — СПб,
  • Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М.,
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М.,
  • И. И. Левитан, А. П. Чехов. (в книге Знаменитые россияне в истории Удомельского края (состав. Д. Л. Подушков). — Тверь,
  • М. А. Рогов Тайна происхождения И. И. Левитана и ее возможное влияние на его творчество // XIV Плёсские чтения: материалы научно-практической конференции, Плёс, 13-14 ноября 2015 г. — Иваново, 2016, с. 126—131

Болезнь и уход из жизни

Романы с женщинами давали художнику необходимые для работы эмоции — яркие, страстные, беспощадные. Левитан отдавался отношениям самозабвенно и получал такой же отклик от своих спутниц, которые не претендовали на свободу его гениального творчества. Отношения с Анной Турчаниновой были непростыми, он даже хотел застрелиться. Спасло только вмешательство Чехова.

Сердце художника было больным с детства, и с 1895 г. ситуация с его здоровьем ухудшилась. Кроме того, он повторно перенес тиф. Грудь болела сильнее, дышать было тяжело. Художник реже появлялся на людях, но продолжал работать в своей студии. В мае 1897 г. он решился на поездку в Италию. Получив хорошую душевную подпитку, мастер вернулся в родной город и стал обучать юных художников. Добрый нрав и человеколюбие помогали ему наладить взаимоотношения с учениками. В 1898 г. он стал академиком пейзажной живописи.

Преподавательский стаж в биографии художника Левитана был недолгий. Проблемы с сердцем отнимали силы, доставляли много страданий и боли. Для поправки здоровья он отправился в Ялту (1899 г), где встретился с Чеховым. Художник ходил, опираясь на палочку, боль в сердце была почти непрерывной. Поездка в Крым не помогла поправить здоровье. Левитан вернулся в свой дом в Трехсвятительском переулке. За ним ухаживала Анна Турчанинова. Навестил тяжело больного друга в мае 1900 г. и А. П. Чехов.

Не дожив совсем немного до сорокалетия, мастер покинул мир 22 июля (4 августа) 1900 г. В его студии осталось почти 40 незаконченных картин, среди которых была и последняя работа — «Озеро». В 1901 г. в Петербурге и Москве прошла первая посмертная выставка работ. Она включала 146 произведений из частных собраний и мастерской. После себя художник оставил большое наследие. Его наиболее известные работы:

  1. «Березовая роща», 1885−1899 гг.
  2. «Вечер. Золотой плес», 1889 г.
  3. «Золотая осень. Слободка». 1889 г.
  4. «Свежий ветер. Волга», 1895 г.
  5. «Март», 1895 г.
  6. «Последние лучи солнца», 1899 г.
  7. «Сумерки», 1900 г.

Личная жизнь

В 1938 году Левитан женился на Раисе, студентке иностранных языков. В 1940 году в семье произошло пополнение — родилась дочь Наташа. Однако спустя 11 лет совместной жизни Раиса полюбила другого человека, и супруги развелись. Всю свою жизнь они оставались друзьями.

С женой и дочерью

Юрий Борисович не женился снова. Он жил с дочерью и глубоко привязанной к нему тещей Фаиной Львовной. В это время у него уже была своя квартира рядом с улицей Горького (современной Тверской улицей). Фаина Львовна всегда очень поддерживала зятя и помогала ему растить свою внучку.

Несчастья преследовали потомков Левитана. Его дочь Наталья, по мужу Сударикова, была убита собственным сыном. Ему поставили диагноз шизофрения и отправили на лечение. Вскоре после освобождения его тело было найдено в московском парке. На нем не было следов насилия, и обстоятельства смерти так и остались невыясненными.

Бурная личная жизнь и… одиночество

Незаурядная внешность, которую ярко демонстрирует известный портрет Левитана, написанный Валентином Серовым в 1893 году, с юных лет обеспечивает Исааку постоянный интерес со стороны женщин. Бурные романы сопровождали талантливого красавца всю жизнь, но он никогда не был женат. Самые продолжительные отношения завязались, когда художнику было 26 лет. Его пассией стала замужняя художница и пианистка Софья Кувшинникова, которой на момент знакомства было 39 лет. По свидетельству современников, не выделяясь особой красотой, она пленяла оригинальностью, изяществом и дарованиями. Эта женщина, сама обладающая незаурядными талантами, терпеливо сносит депрессии Левитана, всяческими ухищрениями успокаивая его тревожную душу, искренне радуется, когда любимый мужчина снова улыбчив и полон творческих порывов. До людских пересудов влюблённой Софье не было никакого дела.

Восемь лет уже длились эти отношения, когда пылкий художник увлёкся Ликой Мизиновой – подругой Маши, сестры Антона Павловича Чехова, который сам интересовался Ликой и даже подумывал сделать предложение. Взбалмошная Лика открыто кокетничала с Левитаном. Это усилило раздор, возникший между друзьями после выхода в 1891 году «Попрыгуньи» Чехова (с явным намёком на пару Левитан-Кувшинникова). Дружба возобновилась только в 1895 году.

Следующая соперница Софьи Петровны, мать трёх дочерей-невест, жена сенатора, Анна Николаевна Турчанинова добилась разрыва отношений художника с Кувшинниковой. Но такой преданности дать не смогла, к тому же ей пришлось бороться за сердце талантливого красавца с собственной дочерью, 20-летней Варварой.

Любовные приключения отвлекали от искусства и отнимали слишком много сил: Левитан всё чаще стал погружаться в отчаяние. Упадочные настроения привели к очередной попытке покончить со всем с помощью выстрела и письму-мольбе к Антону Чехову: «Ради Бога…приезжай ко мне… Мне ужасно тяжело, как никогда».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Левитан картины

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Послесловие

По мнению most-beauty, среди всех русских пейзажистов этот русский художник еврейского происхождения действительно считается автором самых русских пейзажей. В те времена быть евреем в России было непросто, а чтобы стать великим живописцем необходим был незаурядный талант.

Евреи не имели права покидать черту оседлости, селиться, учиться и работать в столичных и крупных городах. Левитану также не позволялось жить в Москве, и только хлопоты покровителей позволили открыть ему в столице живописную мастерскую. Художник прожил всего 40 лет, но эти года были насыщены путешествиями, постоянными творческими поисками, подарившими нам великие шедевры пейзажной живописи.

Просим вас написать какие картины Левитана произвели на вас наибольшее впечатление?

Биография Исаака Левитана

Исаак Левитан — выходец из еврейской семьи из Кибарты, небольшого литовского местечка Августовской губернии. Точный день рождения художника неизвестен. Согласно источникам, он появился на свет 18 августа (официальная дата) или 3 октября 1860 года и стал младшим сыном Ильи (Эльяшив-Лейб) и Баси.

Отсутствие достойной работы в Кибарте сказывалось на финансах Левитанов, поэтому в конце 1860-х годов они переехали в столицу. 13-летний Исаак поступил в училище живописи и зодчества, но денег на учебу катастрофически не хватало. После смерти родителей талантливому студенту помогали преподаватели, выдавая ему краски, кисти и денежные пособия.

Первой картиной Левитана, заслужившей высокую оценку публики, стал «Осенний день. Сокольники». Произведение, представленное на ученической выставке, приглянулось известному меценату Павлу Третьякову, который за 100 рублей купил пейзаж для своего собрания живописи.

В 1879 году вышел царский указ, предписывающий высылку всех евреев из Москвы. Исаак с братом и семьей сестры обосновался в Салтыковке, а в столицу вернулся спустя год и то с помощью влиятельных друзей. Левитан завершил учебу в училище, но вместо звания классного художника ему выдали диплом о приобретении специальности «учитель чистописания».

Левитан продолжал совершенствовать технику, брался за любые заказы и даже немного поправил материальное положение. В 1885 году поселился в Максимовке, глухой деревушке в Истринском районе, где познакомился и подружился с Антоном Чеховым. В это же время проявились проблемы со здоровьем — недоедание, напряженный труд и постоянное беспокойство обострили болезнь сердца. В 1896 году поехал лечиться в Крым. Оттуда он вернулся с более чем полусотней крымских пейзажей, которые успешно продал на Периодической выставке живописи.

В летние сезоны 1887-1890 годов несколько раз посетил Поволжье, где создал около двухсот ярких шедевров, среди которых знаменитые пейзажи живописного Плёса. Зимой 1889-1990 годов художник отправился в Европу, где посетил Всемирную парижскую выставку и побывал в Италии. Из заграничной поездки он привез несколько интересных средиземноморских пейзажей.

Очередной всплеск антиеврейских настроений вынудил Левитана выехать из столицы. Пребывание в изгнании негативно сказалось на здоровье художника, но он продолжал рисовать и создал большое количество натюрмортов. 1898 год оказался знаковым — Левитан стал академиком пейзажной живописи и получил должность руководителя мастерской в родном училище. В конце весны 1900 года живописец простудился и 22 июля умер от осложнений.

Биография великого радиодиктора

Левитан Юрий Борисович, (еврейское имя — Юдко Беркович), родился 19 сентября 1914 года в небольшом селении Владимирской области в семье простых евреев. Его отец трудился в швейной мастерской, а мать вела домашнее хозяйство. С детства мечтавший стать великим актером Юрий сразу после окончания школы пробует поступить в Московское театральное училище, но из-за своего громкого голоса и своеобразной манеры разговора не проходит вступительные испытания. Расстроенный невозможностью реализовать свою мечту юноша чуть было не вернулся на родину, но по воле случая он попадает в комитет телерадиовещания.

В течение трех последующих лет Юрий выполняет различные мелкие поручения своих коллег по цеху, а по ночам усиленно тренирует дикторскую речь. После того, как в 1934 году начинающему диктору доверили читать новостную ленту, его голос услышал глава Советского государства Иосиф Виссарионович Сталин. С того дня всю важную государственную информацию стал озвучивать только радиодиктор Юрий Левитан, после чего его голос стал узнаваем во всех уголках страны.

Начало карьеры

Одна такая ночь стала для судьбы Юрия Борисовича определяющей. Он по привычке размеренно и внимательно читал газеты в прямом эфире, озвучивая повестку грядущего дня в стране. И не знал, что в эти самые минуты главный человек страны слушает его ночной эфир.

Общеизвестно, что глава советского союза работал ночами с включенным радиоприемником. И уверенный, богатый и внушительный голос Левитана услышал и высоко оценил сам Иосиф Сталин. Иосиф Виссарионович срочно позвонил главе Радиокомитета и сообщил, что его доклад для Съезда партии на радио зачитывать должен именно этот диктор, этот «голос».

Юрий Левитан и Иосиф Сталин

На следующий день Юрия, который невероятно сильно волновался и был почти на грани обморока от нервов, усадили читать доклад Сталина в прямом эфире. В течение долгих пяти часов диктор выполнял это задание, ни разу не сбившись или совершив ошибку.  Так, фактически за одни сутки, Левитан стал главным голосом страны.

Наследие Левитана

Автор более 1000 работ, большинство из них в десятилетие 1887-97 гг., в том числе:

  • «Осенний день. Сокольники» (1879, приобретена П.М. Третьяковым с ученической выставки,
  • «Еврейское кладбище» (1881),
  • «Вечер на пашне» (1883, ГТГ),
  • «После дождя. Плес» (1889, ГТГ),
  • «Ветхий дворик» (1890, ГТГ),
  • «У омута» (1892),
  • «Владимирка» (1892, подарена художником П.М.Третьякову),
  • «Над вечным покоем» (1893),
  • «Март» (1895, ГТГ),
  • цикл пейзажей, отражающих путевые впечатления от поездок за границу (1895–97),
  • «Солнечный день. Озеро» (1899–1900, ГРМ).

Левитан принимал участие в иллюстрировании книги М.П. Фабрициуса «Кремль в Москве» (1883), публиковал свои рисунки в журналах «Радуга» и «Эпоха» (1883–87).

В 1885 по эскизам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова выполнил декорации для Частной оперы С.И. Мамонтова.

Произведения Левитана (около тысячи) богато представлены главным образом в Третьяковской галерее (Москва) и Русском музее (Петербург), а также во многих частных собраниях и музеях России и других стран, в том числе в Израильском музее (Иерусалим) и в Музее искусства (Тель-Авив).

Самые известные картины Исаака Левитана

В перечень самых известных картин Исаака Левитана невозможно вместить все творческое наследие мастера. Предлагаем вашему вниманию небольшую часть произведений живописца:

  • «Озеро. Русь» (1899-1900) — последняя картина, оставшаяся незавершенной. Искусствоведы характеризуют ее как монументальное лирическое полотно, олицетворяющее бесконечную любовь Левитана к русской природе.
  • «После дождя. Плёс» (1898). Картина создана во время третьей поездки художника на Поволжье. Демонстрировалась на 18-й выставке передвижников и еще до публичного показа была приобретена Третьяковым.
  • «Тихая обитель» (1890). На картине изображен небольшой монастырь на берегу Кривого озера в Юрьевце. Художник написал пейзаж, пребывая под впечатлением от видов Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
  • «Над вечным покоем» (1893-1894) — ландшафты озер Удомля и Островно в Тверской губернии. Самая известная работа Левитана, которая также является одним из трех самых масштабных произведений мастера.

Пейзажи

Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).

Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.

Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).

Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.

В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.

Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».

В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).

Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.

Даже антисемитская газета «Новое время» признала, что «этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)».

В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

Популярные сегодня темы

Саврасов в жизни Левитана

Алексей Саврасов (1830-1897) – педагог Левитана, пожалуй, оказавший самое большое влияние на него. В пейзажный класс знаменитого академика 14-летний Исаак попал по настойчивому ходатайству самого мастера, который угадал в юном художнике родственную душу (Левитан учился сначала у жанриста Перова).

Это был совершенно удивительный педагог. С наступлением весны Саврасов со своими учениками отправлялся на природу. Только здесь были его настоящие уроки, где мастер учил наблюдать, запоминать, улавливать тонкости и нюансы. Многие относились к Саврасову, как к человеку со странностями, а Исаак действительно понимал и чувствовал его без лишних слов. Впоследствии чуткий и наблюдательный Левитан картины природы запоминал и переносил на свои полотна не фотографически, а творчески: менял композицию, светотени, цвета по наитию. Именно под началом Саврасова Левитан постигал и науку «озвучивания» картин: учился передавать кистью шорох листьев, журчание воды, дальние раскаты грома и звон колоколов.

Биография

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

Родители Юрия Левитана

Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.

С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.

С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.  

Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками

Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.

Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.

Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.

Юрий Левитан на радиостанции

Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.

Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.

Биография для школьников

Творчество мастера пейзажной живописи кратко изучают в классах начальной и средней школы. По его картинам пишут сочинения, сообщения и доклады, они являются основой культурного образования. При знакомстве с работами художника следует рассмотреть краткую биографию Левитана:

  1. Имя. Исаак Ильич Левитан (Isaak Levitan).
  2. Годы жизни Левитана (по википедии http). 18 (30). 08. 1860. — 22. 07. (04.08). 08. 1900.
  3. Место рождения. Кибарты, Мариампольский уезд, Августовская губерния.
  4. Деятельность. Русский художник, мастер пейзажа.
  5. Описание внешности. Современники описывали Левитана как молодого человека, отличавшегося редкой красотой. Черты его смуглого лица были правильными и тонкими. Темные волосы вились. Главное обаяние заключалось в глазах — огромных, глубоких, черных и грустных. Внешность Исаака Ильича была колоритной и запоминающейся. На высокого и стройного мужчину засматривались на улице. Он приковывал взгляды дам во время посещения театров и выставок. Антон Чехов иронизировал в своих письмах: «Я приеду к вам, красивый, как Левитан».
  6. Знаменитые картины. «Вечер после дождя» (1879 г), «Солнечный день. Большая дорога» (18987−1898 гг), «Золотая осень» (1895 г).
  7. Любимые художником книги. «Сборник рассказов» А. П. Чехова, «Сборник стихов» А. С. Пушкина.
  8. Известные высказывания Исаака Левитана. «У каждого в жизни был свой омут». «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной».

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Литература

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М.,
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство,
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М.,
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб,
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан» (в книге «Дни моей жизни»). — Л.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Старшие». //Ж. Вестник Европы, , № 11.
  • В. А. Прытков. «Левитан». — М.,
  • А. А. Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М.,
  • В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «Дому с мезонином» (в книге «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губ. Книга 1.»). — СПб,
  • Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М.,
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М.,
  • И. И. Левитан, А. П. Чехов. (в книге Знаменитые россияне в истории Удомельского края (состав. Д. Л. Подушков). — Тверь,
  • М. А. Рогов Тайна происхождения И. И. Левитана и ее возможное влияние на его творчество // XIV Плёсские чтения: материалы научно-практической конференции, Плёс, 13-14 ноября 2015 г. — Иваново, 2016, с. 126—131

Болезнь и уход из жизни

Романы с женщинами давали художнику необходимые для работы эмоции — яркие, страстные, беспощадные. Левитан отдавался отношениям самозабвенно и получал такой же отклик от своих спутниц, которые не претендовали на свободу его гениального творчества. Отношения с Анной Турчаниновой были непростыми, он даже хотел застрелиться. Спасло только вмешательство Чехова.

Сердце художника было больным с детства, и с 1895 г. ситуация с его здоровьем ухудшилась. Кроме того, он повторно перенес тиф. Грудь болела сильнее, дышать было тяжело. Художник реже появлялся на людях, но продолжал работать в своей студии. В мае 1897 г. он решился на поездку в Италию. Получив хорошую душевную подпитку, мастер вернулся в родной город и стал обучать юных художников. Добрый нрав и человеколюбие помогали ему наладить взаимоотношения с учениками. В 1898 г. он стал академиком пейзажной живописи.

Преподавательский стаж в биографии художника Левитана был недолгий. Проблемы с сердцем отнимали силы, доставляли много страданий и боли. Для поправки здоровья он отправился в Ялту (1899 г), где встретился с Чеховым. Художник ходил, опираясь на палочку, боль в сердце была почти непрерывной. Поездка в Крым не помогла поправить здоровье. Левитан вернулся в свой дом в Трехсвятительском переулке. За ним ухаживала Анна Турчанинова. Навестил тяжело больного друга в мае 1900 г. и А. П. Чехов.

Не дожив совсем немного до сорокалетия, мастер покинул мир 22 июля (4 августа) 1900 г. В его студии осталось почти 40 незаконченных картин, среди которых была и последняя работа — «Озеро». В 1901 г. в Петербурге и Москве прошла первая посмертная выставка работ. Она включала 146 произведений из частных собраний и мастерской. После себя художник оставил большое наследие. Его наиболее известные работы:

  1. «Березовая роща», 1885−1899 гг.
  2. «Вечер. Золотой плес», 1889 г.
  3. «Золотая осень. Слободка». 1889 г.
  4. «Свежий ветер. Волга», 1895 г.
  5. «Март», 1895 г.
  6. «Последние лучи солнца», 1899 г.
  7. «Сумерки», 1900 г.

Личная жизнь

В 1938 году Левитан женился на Раисе, студентке иностранных языков. В 1940 году в семье произошло пополнение — родилась дочь Наташа. Однако спустя 11 лет совместной жизни Раиса полюбила другого человека, и супруги развелись. Всю свою жизнь они оставались друзьями.

С женой и дочерью

Юрий Борисович не женился снова. Он жил с дочерью и глубоко привязанной к нему тещей Фаиной Львовной. В это время у него уже была своя квартира рядом с улицей Горького (современной Тверской улицей). Фаина Львовна всегда очень поддерживала зятя и помогала ему растить свою внучку.

Несчастья преследовали потомков Левитана. Его дочь Наталья, по мужу Сударикова, была убита собственным сыном. Ему поставили диагноз шизофрения и отправили на лечение. Вскоре после освобождения его тело было найдено в московском парке. На нем не было следов насилия, и обстоятельства смерти так и остались невыясненными.

Бурная личная жизнь и… одиночество

Незаурядная внешность, которую ярко демонстрирует известный портрет Левитана, написанный Валентином Серовым в 1893 году, с юных лет обеспечивает Исааку постоянный интерес со стороны женщин. Бурные романы сопровождали талантливого красавца всю жизнь, но он никогда не был женат. Самые продолжительные отношения завязались, когда художнику было 26 лет. Его пассией стала замужняя художница и пианистка Софья Кувшинникова, которой на момент знакомства было 39 лет. По свидетельству современников, не выделяясь особой красотой, она пленяла оригинальностью, изяществом и дарованиями. Эта женщина, сама обладающая незаурядными талантами, терпеливо сносит депрессии Левитана, всяческими ухищрениями успокаивая его тревожную душу, искренне радуется, когда любимый мужчина снова улыбчив и полон творческих порывов. До людских пересудов влюблённой Софье не было никакого дела.

Восемь лет уже длились эти отношения, когда пылкий художник увлёкся Ликой Мизиновой – подругой Маши, сестры Антона Павловича Чехова, который сам интересовался Ликой и даже подумывал сделать предложение. Взбалмошная Лика открыто кокетничала с Левитаном. Это усилило раздор, возникший между друзьями после выхода в 1891 году «Попрыгуньи» Чехова (с явным намёком на пару Левитан-Кувшинникова). Дружба возобновилась только в 1895 году.

Следующая соперница Софьи Петровны, мать трёх дочерей-невест, жена сенатора, Анна Николаевна Турчанинова добилась разрыва отношений художника с Кувшинниковой. Но такой преданности дать не смогла, к тому же ей пришлось бороться за сердце талантливого красавца с собственной дочерью, 20-летней Варварой.

Любовные приключения отвлекали от искусства и отнимали слишком много сил: Левитан всё чаще стал погружаться в отчаяние. Упадочные настроения привели к очередной попытке покончить со всем с помощью выстрела и письму-мольбе к Антону Чехову: «Ради Бога…приезжай ко мне… Мне ужасно тяжело, как никогда».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий