Как и где учился ломоносов михайло васильевич. жизнь и творчество м. в. ломоносова

Значение теории Ломоносова о «трех штилях»

Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику  о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

Ф. Шубин. Бюст Ломоносова

Физика

Его по праву считали «отцом» русской физики. Приемы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную особенность. В отличие от большинства соратников, он широко использовал гипотезы в исследованиях и был первым, кто выявил наличие в природе молекулярных и атомистических частиц субстанции.

Еще в студенческие годы, он заинтересовался физикой, а точнее – теорией строения вещества. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, имеющие философский характер.

Ломоносовым впервые было высказано предположение о существовании так называемого, абсолютного нуля температуры. Затем, при введении такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжигании. Таким был М. В. Ломоносов. Научные труды его во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.

Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных потоках как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.

Труды Михаила Васильевича Ломоносова по части физики стали весомым вкладом в эту науку. Он много времени посвящал анализу и разъяснению природы световых явлений, а также учению о цветообразовании. Первый, кто предпринял попытки определить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Труды его содействовали ощутимому сдвигу в развитии почти всех областей физики.

Он посвящал много времени изучению электрических явлений. В то время вопрос существования статического электричества почти не ставился. Представления соратников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, перетекающей в электризуемый сосуд, были не по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подходил к объяснению феномена электричества тем же образом, что и при интерпретации явления света и теплоты. Ломоносовым было написано несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статичного электричества.

Но этим известные труды Ломоносова не ограничились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, которая базируется на учении об организации материи из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине теплоты и холода».

Такие вопросы о природе физических явлений решал М. В. Ломоносов. Труды и исследования ученого по части физики послужили тому, что в начале двадцатого века физика стала лидирующей наукой в области естествознания.

Наследие

Полное собрание сочинений М.В. Ломоносова, подготовленное АН СССР под руководством и редакцией академика С.И. Вавилова и изданное в 1949-1950 гг., включает в себя 10 томов (11-й — это различные справочные материалы). В Полное собрание вошли труды по:

 химии;

 физике;

 астрономии и оптическому приборостроению;

 минералогии;

 горному делу и металлургии;

 истории;

 географии;

 филологии;

 отдельный том заняли поэзия и работы по риторике.

В 9 и 10 тома вошли письма и служебная документация, представляющие огромный интерес для историков как письменные свидетельства о состоянии научной мысли, культурной и общественной жизни того времени.

Но главное наследие Михаила Васильевича Ломоносова, безусловно оказавшее огромное влияние на Россию в целом, не превратилось в печатные строки и не осталось в области идей. Оно вполне вещественно. Оно стоит в Москве, на Ленинских горах, в виде нескольких белоснежных зданий. На четырех башнях главного здания — часы, барометр и термометр.

Список источников:

  • 1. Грот Я.К. Очерк академической деятельности Ломоносова.
  • 2. Меншуткин Б.Н. Ломоносов. Жизнеописание.
  • 3. Кудрявцев Б.Б. Михаил Васильевич Ломоносов.
  • 4. Шевырев С.П. Лекции о русской литературе.
  • 5. Безбородов М.А. М.В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов.
  • 6. Лебедев Е.Н. Ломоносов.
  • 7. Грот Я.К. Там же.

Доклад №2

Михаил Васильевич Ломоносов выходец из самой простой по происхождению семье: мать крестьянка, отец помор. В 9 лет Михаил потерял мать, а отец после этого женился ещё раз. С самого раннего возраста Михаил Васильевич увлекался чтением, что очень раздражало его мачеху. Из-за вечных конфликтов с ней жизнь в родительском доме делалась невыносимой, а решение отца женить его стало ещё одной причиной побега в Москву. Ночью Михаил в возрасте 19 лет покинул дом, а через три недели Ломоносов оказался в Москве.

Для того чтобы продолжить свое обучение в Славяно-греко-латинской академии, будущий академик подделал документы, выдал себя за сына дворянина. Проучившись в академии некоторое время, Ломоносов отправляется в Киев на несколько месяцев в Киево-Могилянскую академию. В 1735 году стал студентом университета при Академии наук в Санкт-Петербурге. Но уже осенью будущего года отправился в Германию для получения знаний в области химии и горном деле. За 5 лет жизни и учёбы заграницей Ломоносов не только улучшил свои знания немецкого языка, но и обучился другим европейским язвкам: французскому и итальянскому, а также танцам, рисованию и фехтованию. Однако обучение Михаила Васильевича металлургией и горным делом продолжалось не долго. Из-за натянутых взаимоотношений между ним и учителем (Генкель) он ушёл. После ухода Ломоносов посвящает всё своё время изучению химии и математики.

Вернувшись на Родину в 1741 году, Михаил Васильевич продолжает заниматься научной деятельностью: описывает минералогические коллекции, делает переводы, а также пишет диссертации и оды. В 1742 году за его научные труды был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Именно по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова была создана первая химическая лаборатория при Академии наук.

После написания диссертации по металлургии 1741 году М. В.Ломоносов назначается профессором. Последовал ещё ряд различных работ в области химии и физики. Благодаря Михаилу Васильевичу вводится привычная нам физическая терминология.

Одну из первых российских стеклянных фабрик основал М. В. Ломоносов. Там он смог заниматься производством стекла и его окрашиванием. Не без его внимания оставалось рудное и соляное дело. Одной из самых выдающихся работ в этой сфере признана статья «О слоях земных».

Большой след Михаил Васильевич также оставил в области географии, астрономии. В своем сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию» он излагает идею освоения Северного морского пути. Однако по-настоящему оценить работу Ломоносова в сфере географии удалось только при советской власти. В области астрономии Михаил Васильевич сделал великое открытие: он доказал наличие более плотной атмосферы на Венере.

Говоря о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича, не стоит забывать о его трудах в области литературы. В конце 40х годов 18столетия им было выпущено «Краткое руководство к красноречию», которое долго использовалось в качестве учебника.

7 класс

Реформы русского языка и русской литературы

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.

Определение 6

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.

Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка. Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков. Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.

Ломоносов создал классический русский ямб.

Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.

Высокий штиль:

  1. Ода;
  2. Героическая поэма;
  3. Трагедия;
  4. Ораторская речь.

Средний штиль:

  1. Элегия;
  2. Драма;
  3. Сатира;
  4. Эклог.

Низкий штиль:

  1. Комедия;
  2. Басня;
  3. Песня.

Что касается реформы русского языка, то в 1755 году М.В. Ломоносов составил «Российскую грамматику» — учение о частях речи в русском языке, содержащее в себе орфоэпические рекомендации и понятие средств художественной выразительности.

Замечание 2

М. В. Ломоносова называли «отцом русской литературы».

Труды по истории России

Труды Ломоносова по истории России оказались невероятно успешными. Он стал первым, кто брал за основу исследований жизнь людей в Древнерусском государстве. Ломоносов определил наиболее важные периоды в истории России. По его мнению, было шесть значимых этапов, которые отразились на государстве.

Михаил Васильевич первым решился выдвинуть теорию славяно-чудского происхождения Руси. Теория была принята не сразу, но через определенный промежуток времени с ней согласились.

Российский ученый напишет множество работ, связанных непосредственно с историей России. Одной из самых известных станет «Древняя Российская история». Эта книга станет популярной не только у нас, но и во многих европейских странах. Позже она будет переведена на несколько языков и переиздана. За что бы ни брался, во всем преуспевал Ломоносов. Труды по истории России его актуальны и спустя несколько веков.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им «Лабораторных записях» (раздел «Фарфоровые пробы») представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в «Лабораторном журнале».

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой — степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня — алебастр (гипс).

Биография Михаила Васильевича Ломоносова

Известный русский ученый, художник, историограф и поэт Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Семья его была зажиточной. По отзывам самого Ломоносова его отец был добрым человеком, хотя и не далеким, а мать скончалась, когда Михаилу было всего 9 лет. После смерти супруги отец женился второй раз. Вторая жена так же скончалась. В третий раз отец женился на Ирине Семёновне. По отзывам Михаила Ломоносова она была «злой и завистливой».

С юных лет Михаил помогал отцу, вместе они уходили в плавания. Во время эти путешествий юный Михаил Ломоносов закалялся физически и расширял свой кругозор.

Первые азы образования Михаил Васильевич получил от дьячка местной церкви С. Н. Сабельников. К 14-ти годам Ломоносов умел грамотно письменно излагать свою речь.

В родном доме отношения с мачехой становились все хуже и хуже. Отец Михаила решает женить сына, узнав об этом юноша покидает родной дом.

В 1970 году Михаил Ломоносов отправляется в Москву. Он ушел из дома ночью, ни с кем не простившись, взяв с собой минимум необходимых вещей. На третий день он догнал рыбный обоз и уговорил рыбаков взять его с собой до Москвы. Через три недели он был на месте.

Ломоносов имел непреодолимую тягу к знаниям. Для того чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына дворянина. В Академии он терпел насмешки одноклассников, так как был намного старше их. В Академии Ломоносов проявил себя как прилежный ученик.

В 1734 году будущий ученый поступает в Киево-Могилянскую академию.

В 1735 году Ломоносов был зачислен в университет при Академии Наук в Петербурге. В университете Ломоносов изучал немецкий язык, математику, физику и стихосложение.

В 1736 году президент Академии наук вынес предложение отправить несколько способных учеников в Марбург для изучения химии и горного дела. Среди этих счастливчиков оказался и Ломоносов. Всего за границей Ломоносов провел пять лет.

В 1741 году Михаил Ломоносов оказывается снова в России в Петербурге. В это время он занимался изучением ботаники, естествознания, физики, химии.

В 1742 году Ломоносов стал адъюнктом физического класса при Академии наук.

В 1745 году Ломоносов получает звание профессора химии.

В 1749 году Михаил Васильевич прочитал перед публикой Академии наук «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Эта речь имела большой успех, благодаря ей он приобрел благосклонное отношение императрицы.

В 1755 году был открыт Московский университет, немаловажную роль в открытии этого учебного заведения сыграл Михаил Васильевич.

В 1757 году Михаил Ломоносов получил чин коллежского советника.

В 1760 М. В. Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской академии наук, а в 1764 году — Болонской академии наук.

4 (15) апреля 1765 года знаменитого российского научного деятеля не стало. Причиной смерит Михаила Василевича стала пневмония.

Высказывания М.В.Ломоносова

  1. Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх тогобогатствои сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.
  2. Кто малого не может, тому и большее невозможно.
  3. Неусыпный труд все препятствия преодолевает.
  4. Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой
  5. Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
  6. Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

География и метеорология

У Ломоносова проснулся интерес к географии еще в начале профессиональной карьеры. На протяжении многих десятков лет его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В руководстве под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание такого прохода и самостоятельно подготавливает его план.

Ломоносов даже дал обещание снабдить членов экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему было не предначертано. Поход состоялся в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

Путешествию в полярных льдах, по мнению Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые уже долгое время волновали ученого. Им была представлена характеристика полярных льдов, разъяснены возможные причины возникновения. Эти рассуждения и на сегодняшний день представляются значимыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за составление карты Северного Ледовитого океана.

Большинство его предположений были подтверждены только через двести лет. Ломоносов предугадал местонахождение подводного хребта, который впоследствии был найден и исследован. Впоследствии этот хребет назван именем своего открывателя.

Неоценимый вклад внес в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносов. Труды о «Явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» рассказывают о возможных метеорологических феноменах. С особым почтением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости основания сети метеостанций.

Борьба с «иностранщиной»

Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.

Переезд за границу

В Академии наук Ломоносов делал большие успехи. Преподаватели отмечали его стремление к знаниям, усидчивость и способность быстро перерабатывать информацию. В то время начались занятия по математике и философии. Обучение было для парня счастьем:

  1. Михаил преуспел во всех направлениях, в свободное время начал сочинять стихотворения, но ни одно из них не вышло в печать. Помимо этого, он увлекся историей, уделял время физическому воспитанию.
  2. Если посмотреть на портрет ученого, можно отметить, что тело его было хорошо развито. Современники утверждали, что мужчина обладал большой силой. Об этом свидетельствует случай, когда Ломоносов обратил в бегство двух преступников и забрал одежду третьего за то, что те намеревались его ограбить на улице. Этот факт из биографии говорит о буйном нраве Михаила Васильевича.
  3. В 1736 году президент Академии наук предложил коллегам отправить нескольких способных молодых людей в Фрайберг для дальнейшего обучения. Особенно необходимы были им знания горного дела и химии. Среди избранных был и Ломоносов. После нескольких совещаний было принято решение направить учеников сначала в Марбург, где преподавал доктор медицины, обучающий основам практической и теоретической химии.
  4. После переезда в Германию Ломоносов поселился в доме вдовы, муж которой был пивоваром. Она проживала там вместе с дочерью. За границей парень провел 5 лет, ездил по разным городам, обучался. Последний год провел в Голландии.

Помимо основных знаний в области горного дела, математики, химии и физики Ломоносов обучался рисованию, фехтованию, танцам и нескольким языкам. Через некоторое время он стал настоящим полиглотом, поскольку свободно читал и говорил на 12 языках. Немецкий, французский и итальянский стали для него такими же простыми, как родной язык. Много раз в поездках Ломоносов притворялся иностранцем. В 1737—1738 годах Михаил занимался различными науками.

Труды в грамматике

Михаилу Васильевичу принадлежит учебник «Русская грамматика», в котором заложены основы русского языка. Отдельного внимания заслуживают научные труды Ломоносова в грамматике. За основу брались работы авторов древности, а также некоторые правила из других стран. Ломоносов разделил русский язык и церковнославянский. Хоть языки и были похожи, но с некоторых пор стали совершенно разными. После этого русский язык начал развиваться быстрее.

Академик проанализировал множество слов и словосочетаний и сделал на основе результатов некоторые выводы. После того как он полностью изучил язык, и вышла известная «Русская грамматика». Общество встретило книгу с восторгом, а Ломоносов стал «первым русским грамматистом». В будущем многие языковеды писали книги, полностью опираясь на его труды.

Ломоносов и филология

Языкознание и филология – важные темы, которым посвящены произведения Ломоносова. Список включает работы по созданию фонетической системы русского языка, а также попытку полной систематизации национальной литературы и языка.

Важную роль ученый отводит стихосложению. Первая его работа в этой тематике – “Письмо о правилах российского стихотворства”. Произведение написано четким и живым стилем, характеризует ритмичность и мелочность русского языка. Эта работа позволяет назвать Ломоносова автором русского стихосложения. Свой талант он продемонстрировал в стихотворении “На взятие Хотина”, которое полностью отвечает всем теоретическим изложениям автора. Внимания также заслуживает работа “Риторика”.

На протяжении своего творчества ученый уделяет особенное внимание гармоничному сопоставлению содержания стихотворений с их художественной формой. Также он утверждал, что нужно ориентироваться не на популярные направления, а искать что-то свое

Именно национальные особенности языка делают его неповторимым. Однако, он также говорил, что русский язык должен быть самостоятельным, но не отрезанным от остального мира, поэтому все европейские достижения и передовые идеи также нужно учитывать.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении

Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»)

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Ранние годы

Будущий естествоиспытатель появился на свет в семье зажиточного крестьянина Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Мама Михаила умерла рано. С мачехой Феодорой Михайловной Усковой, с которой Василий Дорофеевич заключил второй брак, у Ломоносова сложились теплые и добрые отношения. Но и она скончалась в 1724 году. Третья жена отца Ирина Семёновна (в девичестве Корельская) произвела на мальчика впечатление злой и завистливой женщины.

Мать М.В.Ломоносова Елена Ивановна Сивкова

Детство Михаила Васильевича было тесно связано с рыбалкой. Он часто выходил в море с отцом на промысел палтуса и трески. И окружающая местность всегда порождала в голове юного ученого множества вопросов, на которые он пытался найти ответы. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого приоткрыли двери в мир науки и сформулировали ещё больше вопросов. Любознательность и страсть к науке вызывали у отца и мачехи И. С. Корельской непонимание, и даже враждебность.

Несмотря на такое отношение к 14 годам юноша покорил грамоту и мог пояснять старшим недоступные им документы. Дьякон местной церкви, который был первым учителем мальчика, был очень удивлен способностям своего ученика. Он очень часто говорил юному Ломоносову, что необходимо продолжить обучение в таких больших городах, как Москва, Петербург или Киев. Но решился Михаил только когда случайно выяснил, что у семьи созрело решение его женить. Таким образом, в 1730 году будущий ученый мирового уровня сбежал в Москву с рыбным караваном. Пешком, ночью, ни с кем не попрощавшись, он догнал обоз на третий день и уговорил караванщиков взять его с собой.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Как и где учился ломоносов михайло васильевич. жизнь и творчество м. в. ломоносова

Значение теории Ломоносова о «трех штилях»

Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику  о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

Ф. Шубин. Бюст Ломоносова

Физика

Его по праву считали «отцом» русской физики. Приемы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную особенность. В отличие от большинства соратников, он широко использовал гипотезы в исследованиях и был первым, кто выявил наличие в природе молекулярных и атомистических частиц субстанции.

Еще в студенческие годы, он заинтересовался физикой, а точнее – теорией строения вещества. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, имеющие философский характер.

Ломоносовым впервые было высказано предположение о существовании так называемого, абсолютного нуля температуры. Затем, при введении такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжигании. Таким был М. В. Ломоносов. Научные труды его во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.

Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных потоках как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.

Труды Михаила Васильевича Ломоносова по части физики стали весомым вкладом в эту науку. Он много времени посвящал анализу и разъяснению природы световых явлений, а также учению о цветообразовании. Первый, кто предпринял попытки определить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Труды его содействовали ощутимому сдвигу в развитии почти всех областей физики.

Он посвящал много времени изучению электрических явлений. В то время вопрос существования статического электричества почти не ставился. Представления соратников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, перетекающей в электризуемый сосуд, были не по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подходил к объяснению феномена электричества тем же образом, что и при интерпретации явления света и теплоты. Ломоносовым было написано несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статичного электричества.

Но этим известные труды Ломоносова не ограничились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, которая базируется на учении об организации материи из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине теплоты и холода».

Такие вопросы о природе физических явлений решал М. В. Ломоносов. Труды и исследования ученого по части физики послужили тому, что в начале двадцатого века физика стала лидирующей наукой в области естествознания.

Наследие

Полное собрание сочинений М.В. Ломоносова, подготовленное АН СССР под руководством и редакцией академика С.И. Вавилова и изданное в 1949-1950 гг., включает в себя 10 томов (11-й — это различные справочные материалы). В Полное собрание вошли труды по:

 химии;

 физике;

 астрономии и оптическому приборостроению;

 минералогии;

 горному делу и металлургии;

 истории;

 географии;

 филологии;

 отдельный том заняли поэзия и работы по риторике.

В 9 и 10 тома вошли письма и служебная документация, представляющие огромный интерес для историков как письменные свидетельства о состоянии научной мысли, культурной и общественной жизни того времени.

Но главное наследие Михаила Васильевича Ломоносова, безусловно оказавшее огромное влияние на Россию в целом, не превратилось в печатные строки и не осталось в области идей. Оно вполне вещественно. Оно стоит в Москве, на Ленинских горах, в виде нескольких белоснежных зданий. На четырех башнях главного здания — часы, барометр и термометр.

Список источников:

  • 1. Грот Я.К. Очерк академической деятельности Ломоносова.
  • 2. Меншуткин Б.Н. Ломоносов. Жизнеописание.
  • 3. Кудрявцев Б.Б. Михаил Васильевич Ломоносов.
  • 4. Шевырев С.П. Лекции о русской литературе.
  • 5. Безбородов М.А. М.В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов.
  • 6. Лебедев Е.Н. Ломоносов.
  • 7. Грот Я.К. Там же.

Доклад №2

Михаил Васильевич Ломоносов выходец из самой простой по происхождению семье: мать крестьянка, отец помор. В 9 лет Михаил потерял мать, а отец после этого женился ещё раз. С самого раннего возраста Михаил Васильевич увлекался чтением, что очень раздражало его мачеху. Из-за вечных конфликтов с ней жизнь в родительском доме делалась невыносимой, а решение отца женить его стало ещё одной причиной побега в Москву. Ночью Михаил в возрасте 19 лет покинул дом, а через три недели Ломоносов оказался в Москве.

Для того чтобы продолжить свое обучение в Славяно-греко-латинской академии, будущий академик подделал документы, выдал себя за сына дворянина. Проучившись в академии некоторое время, Ломоносов отправляется в Киев на несколько месяцев в Киево-Могилянскую академию. В 1735 году стал студентом университета при Академии наук в Санкт-Петербурге. Но уже осенью будущего года отправился в Германию для получения знаний в области химии и горном деле. За 5 лет жизни и учёбы заграницей Ломоносов не только улучшил свои знания немецкого языка, но и обучился другим европейским язвкам: французскому и итальянскому, а также танцам, рисованию и фехтованию. Однако обучение Михаила Васильевича металлургией и горным делом продолжалось не долго. Из-за натянутых взаимоотношений между ним и учителем (Генкель) он ушёл. После ухода Ломоносов посвящает всё своё время изучению химии и математики.

Вернувшись на Родину в 1741 году, Михаил Васильевич продолжает заниматься научной деятельностью: описывает минералогические коллекции, делает переводы, а также пишет диссертации и оды. В 1742 году за его научные труды был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Именно по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова была создана первая химическая лаборатория при Академии наук.

После написания диссертации по металлургии 1741 году М. В.Ломоносов назначается профессором. Последовал ещё ряд различных работ в области химии и физики. Благодаря Михаилу Васильевичу вводится привычная нам физическая терминология.

Одну из первых российских стеклянных фабрик основал М. В. Ломоносов. Там он смог заниматься производством стекла и его окрашиванием. Не без его внимания оставалось рудное и соляное дело. Одной из самых выдающихся работ в этой сфере признана статья «О слоях земных».

Большой след Михаил Васильевич также оставил в области географии, астрономии. В своем сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию» он излагает идею освоения Северного морского пути. Однако по-настоящему оценить работу Ломоносова в сфере географии удалось только при советской власти. В области астрономии Михаил Васильевич сделал великое открытие: он доказал наличие более плотной атмосферы на Венере.

Говоря о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича, не стоит забывать о его трудах в области литературы. В конце 40х годов 18столетия им было выпущено «Краткое руководство к красноречию», которое долго использовалось в качестве учебника.

7 класс

Реформы русского языка и русской литературы

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.

Определение 6

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.

Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка. Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков. Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.

Ломоносов создал классический русский ямб.

Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.

Высокий штиль:

  1. Ода;
  2. Героическая поэма;
  3. Трагедия;
  4. Ораторская речь.

Средний штиль:

  1. Элегия;
  2. Драма;
  3. Сатира;
  4. Эклог.

Низкий штиль:

  1. Комедия;
  2. Басня;
  3. Песня.

Что касается реформы русского языка, то в 1755 году М.В. Ломоносов составил «Российскую грамматику» — учение о частях речи в русском языке, содержащее в себе орфоэпические рекомендации и понятие средств художественной выразительности.

Замечание 2

М. В. Ломоносова называли «отцом русской литературы».

Труды по истории России

Труды Ломоносова по истории России оказались невероятно успешными. Он стал первым, кто брал за основу исследований жизнь людей в Древнерусском государстве. Ломоносов определил наиболее важные периоды в истории России. По его мнению, было шесть значимых этапов, которые отразились на государстве.

Михаил Васильевич первым решился выдвинуть теорию славяно-чудского происхождения Руси. Теория была принята не сразу, но через определенный промежуток времени с ней согласились.

Российский ученый напишет множество работ, связанных непосредственно с историей России. Одной из самых известных станет «Древняя Российская история». Эта книга станет популярной не только у нас, но и во многих европейских странах. Позже она будет переведена на несколько языков и переиздана. За что бы ни брался, во всем преуспевал Ломоносов. Труды по истории России его актуальны и спустя несколько веков.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им «Лабораторных записях» (раздел «Фарфоровые пробы») представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в «Лабораторном журнале».

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой — степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня — алебастр (гипс).

Биография Михаила Васильевича Ломоносова

Известный русский ученый, художник, историограф и поэт Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Семья его была зажиточной. По отзывам самого Ломоносова его отец был добрым человеком, хотя и не далеким, а мать скончалась, когда Михаилу было всего 9 лет. После смерти супруги отец женился второй раз. Вторая жена так же скончалась. В третий раз отец женился на Ирине Семёновне. По отзывам Михаила Ломоносова она была «злой и завистливой».

С юных лет Михаил помогал отцу, вместе они уходили в плавания. Во время эти путешествий юный Михаил Ломоносов закалялся физически и расширял свой кругозор.

Первые азы образования Михаил Васильевич получил от дьячка местной церкви С. Н. Сабельников. К 14-ти годам Ломоносов умел грамотно письменно излагать свою речь.

В родном доме отношения с мачехой становились все хуже и хуже. Отец Михаила решает женить сына, узнав об этом юноша покидает родной дом.

В 1970 году Михаил Ломоносов отправляется в Москву. Он ушел из дома ночью, ни с кем не простившись, взяв с собой минимум необходимых вещей. На третий день он догнал рыбный обоз и уговорил рыбаков взять его с собой до Москвы. Через три недели он был на месте.

Ломоносов имел непреодолимую тягу к знаниям. Для того чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына дворянина. В Академии он терпел насмешки одноклассников, так как был намного старше их. В Академии Ломоносов проявил себя как прилежный ученик.

В 1734 году будущий ученый поступает в Киево-Могилянскую академию.

В 1735 году Ломоносов был зачислен в университет при Академии Наук в Петербурге. В университете Ломоносов изучал немецкий язык, математику, физику и стихосложение.

В 1736 году президент Академии наук вынес предложение отправить несколько способных учеников в Марбург для изучения химии и горного дела. Среди этих счастливчиков оказался и Ломоносов. Всего за границей Ломоносов провел пять лет.

В 1741 году Михаил Ломоносов оказывается снова в России в Петербурге. В это время он занимался изучением ботаники, естествознания, физики, химии.

В 1742 году Ломоносов стал адъюнктом физического класса при Академии наук.

В 1745 году Ломоносов получает звание профессора химии.

В 1749 году Михаил Васильевич прочитал перед публикой Академии наук «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Эта речь имела большой успех, благодаря ей он приобрел благосклонное отношение императрицы.

В 1755 году был открыт Московский университет, немаловажную роль в открытии этого учебного заведения сыграл Михаил Васильевич.

В 1757 году Михаил Ломоносов получил чин коллежского советника.

В 1760 М. В. Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской академии наук, а в 1764 году — Болонской академии наук.

4 (15) апреля 1765 года знаменитого российского научного деятеля не стало. Причиной смерит Михаила Василевича стала пневмония.

Высказывания М.В.Ломоносова

  1. Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх тогобогатствои сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.
  2. Кто малого не может, тому и большее невозможно.
  3. Неусыпный труд все препятствия преодолевает.
  4. Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой
  5. Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
  6. Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

География и метеорология

У Ломоносова проснулся интерес к географии еще в начале профессиональной карьеры. На протяжении многих десятков лет его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В руководстве под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание такого прохода и самостоятельно подготавливает его план.

Ломоносов даже дал обещание снабдить членов экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему было не предначертано. Поход состоялся в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

Путешествию в полярных льдах, по мнению Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые уже долгое время волновали ученого. Им была представлена характеристика полярных льдов, разъяснены возможные причины возникновения. Эти рассуждения и на сегодняшний день представляются значимыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за составление карты Северного Ледовитого океана.

Большинство его предположений были подтверждены только через двести лет. Ломоносов предугадал местонахождение подводного хребта, который впоследствии был найден и исследован. Впоследствии этот хребет назван именем своего открывателя.

Неоценимый вклад внес в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносов. Труды о «Явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» рассказывают о возможных метеорологических феноменах. С особым почтением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости основания сети метеостанций.

Борьба с «иностранщиной»

Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.

Переезд за границу

В Академии наук Ломоносов делал большие успехи. Преподаватели отмечали его стремление к знаниям, усидчивость и способность быстро перерабатывать информацию. В то время начались занятия по математике и философии. Обучение было для парня счастьем:

  1. Михаил преуспел во всех направлениях, в свободное время начал сочинять стихотворения, но ни одно из них не вышло в печать. Помимо этого, он увлекся историей, уделял время физическому воспитанию.
  2. Если посмотреть на портрет ученого, можно отметить, что тело его было хорошо развито. Современники утверждали, что мужчина обладал большой силой. Об этом свидетельствует случай, когда Ломоносов обратил в бегство двух преступников и забрал одежду третьего за то, что те намеревались его ограбить на улице. Этот факт из биографии говорит о буйном нраве Михаила Васильевича.
  3. В 1736 году президент Академии наук предложил коллегам отправить нескольких способных молодых людей в Фрайберг для дальнейшего обучения. Особенно необходимы были им знания горного дела и химии. Среди избранных был и Ломоносов. После нескольких совещаний было принято решение направить учеников сначала в Марбург, где преподавал доктор медицины, обучающий основам практической и теоретической химии.
  4. После переезда в Германию Ломоносов поселился в доме вдовы, муж которой был пивоваром. Она проживала там вместе с дочерью. За границей парень провел 5 лет, ездил по разным городам, обучался. Последний год провел в Голландии.

Помимо основных знаний в области горного дела, математики, химии и физики Ломоносов обучался рисованию, фехтованию, танцам и нескольким языкам. Через некоторое время он стал настоящим полиглотом, поскольку свободно читал и говорил на 12 языках. Немецкий, французский и итальянский стали для него такими же простыми, как родной язык. Много раз в поездках Ломоносов притворялся иностранцем. В 1737—1738 годах Михаил занимался различными науками.

Труды в грамматике

Михаилу Васильевичу принадлежит учебник «Русская грамматика», в котором заложены основы русского языка. Отдельного внимания заслуживают научные труды Ломоносова в грамматике. За основу брались работы авторов древности, а также некоторые правила из других стран. Ломоносов разделил русский язык и церковнославянский. Хоть языки и были похожи, но с некоторых пор стали совершенно разными. После этого русский язык начал развиваться быстрее.

Академик проанализировал множество слов и словосочетаний и сделал на основе результатов некоторые выводы. После того как он полностью изучил язык, и вышла известная «Русская грамматика». Общество встретило книгу с восторгом, а Ломоносов стал «первым русским грамматистом». В будущем многие языковеды писали книги, полностью опираясь на его труды.

Ломоносов и филология

Языкознание и филология – важные темы, которым посвящены произведения Ломоносова. Список включает работы по созданию фонетической системы русского языка, а также попытку полной систематизации национальной литературы и языка.

Важную роль ученый отводит стихосложению. Первая его работа в этой тематике – “Письмо о правилах российского стихотворства”. Произведение написано четким и живым стилем, характеризует ритмичность и мелочность русского языка. Эта работа позволяет назвать Ломоносова автором русского стихосложения. Свой талант он продемонстрировал в стихотворении “На взятие Хотина”, которое полностью отвечает всем теоретическим изложениям автора. Внимания также заслуживает работа “Риторика”.

На протяжении своего творчества ученый уделяет особенное внимание гармоничному сопоставлению содержания стихотворений с их художественной формой. Также он утверждал, что нужно ориентироваться не на популярные направления, а искать что-то свое

Именно национальные особенности языка делают его неповторимым. Однако, он также говорил, что русский язык должен быть самостоятельным, но не отрезанным от остального мира, поэтому все европейские достижения и передовые идеи также нужно учитывать.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении

Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»)

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Ранние годы

Будущий естествоиспытатель появился на свет в семье зажиточного крестьянина Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Мама Михаила умерла рано. С мачехой Феодорой Михайловной Усковой, с которой Василий Дорофеевич заключил второй брак, у Ломоносова сложились теплые и добрые отношения. Но и она скончалась в 1724 году. Третья жена отца Ирина Семёновна (в девичестве Корельская) произвела на мальчика впечатление злой и завистливой женщины.

Мать М.В.Ломоносова Елена Ивановна Сивкова

Детство Михаила Васильевича было тесно связано с рыбалкой. Он часто выходил в море с отцом на промысел палтуса и трески. И окружающая местность всегда порождала в голове юного ученого множества вопросов, на которые он пытался найти ответы. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого приоткрыли двери в мир науки и сформулировали ещё больше вопросов. Любознательность и страсть к науке вызывали у отца и мачехи И. С. Корельской непонимание, и даже враждебность.

Несмотря на такое отношение к 14 годам юноша покорил грамоту и мог пояснять старшим недоступные им документы. Дьякон местной церкви, который был первым учителем мальчика, был очень удивлен способностям своего ученика. Он очень часто говорил юному Ломоносову, что необходимо продолжить обучение в таких больших городах, как Москва, Петербург или Киев. Но решился Михаил только когда случайно выяснил, что у семьи созрело решение его женить. Таким образом, в 1730 году будущий ученый мирового уровня сбежал в Москву с рыбным караваном. Пешком, ночью, ни с кем не попрощавшись, он догнал обоз на третий день и уговорил караванщиков взять его с собой.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий