Ломоносов: биография, личная жизнь, наука, фото

Краткая биография Михаила Васильевича Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинское Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии Русского царства (сейчас — село Ломоносово в Архангельской области Российской Федерации) в зажиточной семье промысловика. Отец — Василий Дорофеевич Ломоносов(1681-1741), занимался рыбным промыслом. Мать — Елена Ивановна (Сивкова) Ломоносова (?-1720) . О раннем детстве Ломоносова почти ничего не известно. Когда Михаилу было девять лет – умерла мать. В 1721 году отец Ломоносова женится во второй раз, но и вторая жена в 1724 году умерла. Через несколько месяцев Василий Дорофеевич женится в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской. С 10 лет, юный Ломоносов начал помогать отцу. Они вместе ходили рыбачить в Белом море. Опасные плавания закалили Михаила физически. Так же оказали влияние на его научные интересы. Уже к 14 годам Ломоносов грамотно писал. Грамоте его учил местный дьячок. Отношения с мачехой у Михаила не складывались, она сильно не одобряла его увлечение книгами. В декабре 1730 года, после того, как Ломоносов узнал, что отец собирается его женить, Михаил тайно, ночью сбежал из дома ни с кем не простившись и отправился в Москву. Отправился он в путь пешком, и на третий день догнал караван с рыбой, направлявшийся из Холмогор в Москву. Уговорил караванщиков взять себя с собой. Путь занял три недели. И в начале января 1731 года Михаил добрался до Москвы. В 1731 году поступает в Славяно-греко-латинскую академию(«Спасские школы»). Для поступления ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина. В 1734 году отправляется в Киево-Могилянскую академию.

В 1735 году, так и не дойдя до богословского класса, Ломоносов направлен в Петербург в университет при Академии Наук. Здесь он обучается математике и физике и самостоятельно стихосложению. В марте 1736 года Академия Наук отправила Ломоносова, в числе наиболее способных студентов, в Марбургский университет в Германии. Обучался у профессора Христиана Вольфа, известного в то время философа, математике, физике и философии. После этого, около года, обучался в Фрайберге у профессора Генкеля – химии и металлургии. Отзывались о Ломоносове, как о прилежном ученике, который ведет беспорядочный образ жизни. 26 мая 1740 года свадьба с Елизаветой Цильх. 8 июня 1741 года вернулся в Петербург и был направлен к профессору ботаники и естественной истории Амману для изучения естествознания. В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии . По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получил дворянский статус. 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет. 1757 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. 4 апреля 1765 года Ломоносов умирает на 54-м году жизни от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Последние оценки: 4 1 4 1 5 5 1 2 5 5

Детство и юность

Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.

Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.

Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.

Через некоторое время Ломоносов узнал о том, что отец собирается его женить. Ему пришлось притворится больным, чтобы отложить свадьбу. После этих событий молодой гений решил отправиться в Москву.

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

«Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает…» («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 г.) Позже, в 1755 г., в посвящении к «Российской грамматике», Ломоносов находит еще более сильные и точные слова, чтобы достойно оценить величие нашего языка: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был исукусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Всем своим литературным творчеством Ломоносов убеждал читателя, что «российский язык» действительно обладает высокими качествами, выделяющими его среди других языков. Поражает удивительная простота, точность, ясность научных определений и объяснений великого ученого.

Учение Ломоносова о трех штилях

Как ни прекрасен был русский язык, но Ломоносов отлично видел, что словарь его требует упорядочения, а грамматические правила большего единства. В русском языке наряду с российскими словами и формами, употреблялось — особенно в книгах — немало церковно-славянских слов (наряду со словом «голос» — «глас», наряду с глаголом «сказал» — «рек» и т. д.). С другой стороны, в Петровскую эпоху в русский язык вошло множество иностранных слов, появление которых было обусловлено необходимостью обозначить новые понятия. Новые предметы в быту, научные термины, которых прежде вообще не было в русском языке,— все это требовало новых слов, приводило к засорению русского языка чужеземными словами и оборотами.

Чтобы упорядочить употребление в книжной речи церковно-славянских слов (не ставших еще бессмысленными для русского человека) и открыть доступ в нее разговорных слов и оборотов, Ломоносов создал так называемое учение о трех стилях («штилях»). Все литературные жанры он разделил на три группы; каждый жанр, по его мнению, должен писаться одним из трех стилей («штилей»): высоким, допускающим и элементы церковно-славянские; средним, с преобладанием речений, «больше в российском языке употребительных»; и низким, где допустимы только «российские» слова с привлечением просторечия. Учение «о трех штилях» практически давно уже в литературе не применяется, но идея его — необходимость разного стиля для разных родов и жанров поэзии — остается живой и ценной. Историческое значение трех стилей Ломоносова в деле упорядочения русского словаря для его времени было весьма велико.

Литература

Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения — силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал «Оду на взятие Хотина». Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.

Отметим, что Ломоносов особенно любил этот жанр. Торжественный язык оды, наполненный ораторскими обращениями и восклицаниями, гражданский пафос, развернутые сравнения и метафоры, библейские образы и славянизмы — все это привлекало его. Ломоносов считал, что в этом заключены «высокость и великолепие». Созданные им оды взяли за образец практически все русские поэты, создававшие свои произведения в 18-м веке. Ломоносов в своих творениях пропагандировал просвещение и науку. Он воспевал мирный труд, славил русский народ. Кроме того, Ломоносов поучал царей, создавая идеал императрицы в своих произведениях.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Cемья[править | править код]

Родился 8 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет.

В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне .Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом — около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.

Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».

Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов.

Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.

Вариант 3

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.) относится к плеяде ученых мирового значения.

Ломоносов является уроженцем Архангельской губернии и появляется на свет в простой крестьянской семье, которая занимается рыболовецким промыслом. Будущий ученый рано лишается матери и его воспитанием занимается мачеха, научившая Ломоносова чтению в раннем возрасте. Мальчик увлекается такими книгами, как грамматика, арифметика и стихотворный псалтырь.

В девятнадцатилетнем возрасте, не желая жениться по решению отца, Ломоносов отправляется в Москву, где становится студентом Славянско-греко-латинской академии, после окончания которой, как лучший ученик, направляется в Санкт-Петербург на учебу в Академическом университете. Через год Ломоносов по рекомендации обучается в Германии, где осваивает естественные науки, а также философию и металлургию. В этот период Михаил Васильевич заключает брак и приступает к формированию собственной библиотеки, в состав которой входят произведения как античных авторов, так и современных.

Возвратившись на родину с европейским образованием, Ломоносов поступает на службу в Петербургскую академию, в которой назначается адъюнктом физики, а через несколько лет ему присваивают звание профессора химии. В этот период Ломоносов добивается чтения лекций исключительно на русском языке, а не на латыни и немецком, а также осуществляет набор учеников из семинарий. Параллельно ученый занимается написанием научных трактатов по химии, физике, а также собственных стихотворных и исторических сочинений.

Ученый активно продвигает в научных и общественных кругах необходимость привлечения обычных русских людей к изучению наук, добиваясь доступности научной литературы массовому населению и открывая первую химическую лабораторию для проведения экспериментов. Кроме того, Ломоносовым разрабатывается проект столичного университета, который впоследствии станет называться его именем. 

Жизнь Ломоносова прерывается в возрасте пятидесяти четырех лет в результате воспаления легких. Место захоронения ученого становится Лазаревское кладбище в Санкт-Петербурге.

Родители и первые шаги к знаниям

Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю. Место его рождения деревня Мишанинская Архангелогородской губернии, сейчас это село Ломоносово Архангельской области.

Родители будущего великого учёного по меркам того времени жили зажиточно. Отец Василий Дорофеевич, был по происхождению крестьянин. Мать, Елена Ивановна Сивкова, родилась в поселении Николаевские Матигоры, в семье дьякона и просвирницы.

Ломоносов об отце отзывался как о человеке добром, но невежественном, маму он помнил плохо, так как она умерла, когда ему исполнилось 9 лет. Василий Дорофеевич владел пахотной землёй и занимался рыбными промыслами в Белом море, куда с 10 лет брал с собой сына.

Отец осиротевшего мальчика вновь женился в 1721 году на Феодоре Усковой. После её смерти в 1724 году, он решает жениться ещё раз, на вдовствующей Ирине Корельской, которая относилась к Ломоносову как злая мачеха. Любовь пасынка к книгам её раздражала, и они часто ссорились.

Уже в 14 лет Михаил мог грамотно писать благодаря своему первому учителю — дьячку местной церкви С.Н. Сабельникову, обучившему любознательного юношу грамматике и арифметике.

В определённый момент жить с родителями стало невыносимо. Последней каплей для Михаила стало сообщение отца о планах его женить. Для того чтобы свадьбу отложили 19-ти летний сын притворился больным. В декабре 1730 года Ломоносов сбегает ночью из дома и, догнав обоз с рыбой, следует с ним в Москву. С собой беглец взял помимо небольшого количества одежды только учебники по грамматике и арифметике.

Биография

Семья Ломоносова

Ломоносов родился в деревне Мишанинской, расположенной на острове Куростров в дельте Северной Двины, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери просвирницы погоста Елены Ивановны.

Ломоносов был единственным сыном в семье. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич занимался в основном рыбной ловлей и зверобойным промыслом, хотя семья Ломоносовых и обладала сравнительно крупным земельным наделом. Одним из первых в своем крае Василий Дорофеевич построил двухмачтовый корабль — гукор, по тем временам крупнейший по грузоподъемности на Белом море. Ломоносов впоследствии писал, что отец «довольство кровавым потом нажил». В девятилетнем возрасте он лишился матери. Вторая жена отца —Федора Михайловна Ускова — умерла через три года после замужества. Третья жена отца, вдова Ирина Семеновна, женщина пожилая и сварливая, оказалась для тринадцатилетнего мальчика злой мачехой, что и послужило одной из причин ухода из дома Михаила в возрасте девятнадцати лет.

Уже в 13—14 лет Михаил стал самостоятельно читать «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого и выучил их наизусть, а потом называл эти учебники «вратами своей учености». Вместе с отцом Михаил Ломоносов ходил в дальние плавания — к Новой Земле и Шпицбергену на промысел тюленя, нерпы и моржа. Отец Ломоносова погиб в возрасте 60 лет в 1744 г. во время очередного плавания. В этом году Михаил Васильевич после учебы в Германии уже работал в Петербургской академии наук.

Ломоносов и солдаты прусской кавалерии

В 1740 г. Ломоносов тайно, без разрешения Петербургской академии наук, бежал из Германии, где он находился на учебе. По дороге на родину Ломоносов выдавал себя за немецкого студента.

На одном постоялом дворе недалеко от Дюссельдорфа его увидел прусский офицер, вербовавший рекрутов в гвардию короля Фридриха-Вильгельма I. Офицеру понравились высокий рост и крепкое телосложение Михаила. Во время ужина он подпоил Ломоносова и обманным путем завербовал его в прусскую кавалерию. На другой день Ломоносов вместе с другими рекрутами был отправлен в крепость Везель.

Однажды ночью, когда солдаты спали, Ломоносов решился бежать из крепости. В темноте, минуя часовых, он дополз до первого и второго валов крепости, переплыл без шума оба рва, сумел затем перелезть через высокий частокол и выбрался в открытое поле. До границы было семь верст, которые надо было преодолеть до рассвета. Едва Ломоносов одолел две версты, как услышал выстрел, означавший, что его побег обнаружен. Михаил напряг все силы и вскоре оказался за границей.

Украшения на Новый год 2021 своими руками из под…

За границей

В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.

Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.

Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.

Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.

В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.

Болит ли грудь, когда она растёт

Рост любой ткани сопровождается неприятными болевыми ощущениями. Это происходит по разным причинам:

  1. Прием гормональных средств стимулирует процессы, при которых увеличивается в размерах капсула молочной железы. Железистая ткань при этом растягивается, а соединительная ткань, окружающая её, не обладает высокой эластичностью. Вот почему во время применения некоторых противозачаточных препаратов у женщин возникает чувство сдавливания в груди.
  2. При увеличении объёма бюста растягивается и болит кожа.

Если появление болевых ощущений влияет на качество жизни, стоит посетить врача, назначившего приём гормональных препаратов.

Юность и побег из дома

Михаил Васильевич всегда любил учиться, еще ребенком его завораживал русский язык, творчество писателей, их деятельность. Именно эта страсть особенно злила его мачеху, которая не считала, что мальчику стоит забивать себе голову наукой. Чтению и письму Михаила научил дьячок в местной церкви. Уже к 14 годам юноша мог четко и быстро читать, писать без грамматических ошибок.

На тот момент этого было вполне достаточно, поскольку далеко не каждый мальчик его возраста обладал подобными умениями и знаниями. Жизнь рядом с мачехой становилась невыносимой, но уйти Ломоносову было некуда, поэтому он терпел выходки женщины, несмотря на свой буйный нрав.

Когда Михаилу было 19 лет, мачеха решила, что пора женить парня. Это позволяло навсегда избавиться от его присутствия в доме. Отец был согласен, но сам Михаил не желал подчиняться. Для получения отсрочки он притворился тяжелобольным, поэтому свадьбу пришлось отложить.

Парень понял, что необходимо немедленно покинуть родной дом, поскольку другого способа избежать женитьбы он не видел. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с компанией рыбаков решил бежать в Москву. В родной деревне он долго считался беглым, поскольку взял с собой только смену одежды и книги по грамматике и арифметике.

Путешествие беглеца в Москву длилось почти 3 недели, поэтому только в январе он попал в столицу, где решил продолжить обучение в академии. Точная дата прибытия парня в город неизвестна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Ломоносов: биография, личная жизнь, наука, фото

Краткая биография Михаила Васильевича Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинское Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии Русского царства (сейчас — село Ломоносово в Архангельской области Российской Федерации) в зажиточной семье промысловика. Отец — Василий Дорофеевич Ломоносов(1681-1741), занимался рыбным промыслом. Мать — Елена Ивановна (Сивкова) Ломоносова (?-1720) . О раннем детстве Ломоносова почти ничего не известно. Когда Михаилу было девять лет – умерла мать. В 1721 году отец Ломоносова женится во второй раз, но и вторая жена в 1724 году умерла. Через несколько месяцев Василий Дорофеевич женится в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской. С 10 лет, юный Ломоносов начал помогать отцу. Они вместе ходили рыбачить в Белом море. Опасные плавания закалили Михаила физически. Так же оказали влияние на его научные интересы. Уже к 14 годам Ломоносов грамотно писал. Грамоте его учил местный дьячок. Отношения с мачехой у Михаила не складывались, она сильно не одобряла его увлечение книгами. В декабре 1730 года, после того, как Ломоносов узнал, что отец собирается его женить, Михаил тайно, ночью сбежал из дома ни с кем не простившись и отправился в Москву. Отправился он в путь пешком, и на третий день догнал караван с рыбой, направлявшийся из Холмогор в Москву. Уговорил караванщиков взять себя с собой. Путь занял три недели. И в начале января 1731 года Михаил добрался до Москвы. В 1731 году поступает в Славяно-греко-латинскую академию(«Спасские школы»). Для поступления ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина. В 1734 году отправляется в Киево-Могилянскую академию.

В 1735 году, так и не дойдя до богословского класса, Ломоносов направлен в Петербург в университет при Академии Наук. Здесь он обучается математике и физике и самостоятельно стихосложению. В марте 1736 года Академия Наук отправила Ломоносова, в числе наиболее способных студентов, в Марбургский университет в Германии. Обучался у профессора Христиана Вольфа, известного в то время философа, математике, физике и философии. После этого, около года, обучался в Фрайберге у профессора Генкеля – химии и металлургии. Отзывались о Ломоносове, как о прилежном ученике, который ведет беспорядочный образ жизни. 26 мая 1740 года свадьба с Елизаветой Цильх. 8 июня 1741 года вернулся в Петербург и был направлен к профессору ботаники и естественной истории Амману для изучения естествознания. В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии . По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получил дворянский статус. 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет. 1757 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. 4 апреля 1765 года Ломоносов умирает на 54-м году жизни от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Последние оценки: 4 1 4 1 5 5 1 2 5 5

Детство и юность

Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.

Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.

Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.

Через некоторое время Ломоносов узнал о том, что отец собирается его женить. Ему пришлось притворится больным, чтобы отложить свадьбу. После этих событий молодой гений решил отправиться в Москву.

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

«Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает…» («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 г.) Позже, в 1755 г., в посвящении к «Российской грамматике», Ломоносов находит еще более сильные и точные слова, чтобы достойно оценить величие нашего языка: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был исукусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Всем своим литературным творчеством Ломоносов убеждал читателя, что «российский язык» действительно обладает высокими качествами, выделяющими его среди других языков. Поражает удивительная простота, точность, ясность научных определений и объяснений великого ученого.

Учение Ломоносова о трех штилях

Как ни прекрасен был русский язык, но Ломоносов отлично видел, что словарь его требует упорядочения, а грамматические правила большего единства. В русском языке наряду с российскими словами и формами, употреблялось — особенно в книгах — немало церковно-славянских слов (наряду со словом «голос» — «глас», наряду с глаголом «сказал» — «рек» и т. д.). С другой стороны, в Петровскую эпоху в русский язык вошло множество иностранных слов, появление которых было обусловлено необходимостью обозначить новые понятия. Новые предметы в быту, научные термины, которых прежде вообще не было в русском языке,— все это требовало новых слов, приводило к засорению русского языка чужеземными словами и оборотами.

Чтобы упорядочить употребление в книжной речи церковно-славянских слов (не ставших еще бессмысленными для русского человека) и открыть доступ в нее разговорных слов и оборотов, Ломоносов создал так называемое учение о трех стилях («штилях»). Все литературные жанры он разделил на три группы; каждый жанр, по его мнению, должен писаться одним из трех стилей («штилей»): высоким, допускающим и элементы церковно-славянские; средним, с преобладанием речений, «больше в российском языке употребительных»; и низким, где допустимы только «российские» слова с привлечением просторечия. Учение «о трех штилях» практически давно уже в литературе не применяется, но идея его — необходимость разного стиля для разных родов и жанров поэзии — остается живой и ценной. Историческое значение трех стилей Ломоносова в деле упорядочения русского словаря для его времени было весьма велико.

Литература

Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения — силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал «Оду на взятие Хотина». Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.

Отметим, что Ломоносов особенно любил этот жанр. Торжественный язык оды, наполненный ораторскими обращениями и восклицаниями, гражданский пафос, развернутые сравнения и метафоры, библейские образы и славянизмы — все это привлекало его. Ломоносов считал, что в этом заключены «высокость и великолепие». Созданные им оды взяли за образец практически все русские поэты, создававшие свои произведения в 18-м веке. Ломоносов в своих творениях пропагандировал просвещение и науку. Он воспевал мирный труд, славил русский народ. Кроме того, Ломоносов поучал царей, создавая идеал императрицы в своих произведениях.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Cемья[править | править код]

Родился 8 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет.

В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне .Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом — около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.

Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».

Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов.

Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.

Вариант 3

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.) относится к плеяде ученых мирового значения.

Ломоносов является уроженцем Архангельской губернии и появляется на свет в простой крестьянской семье, которая занимается рыболовецким промыслом. Будущий ученый рано лишается матери и его воспитанием занимается мачеха, научившая Ломоносова чтению в раннем возрасте. Мальчик увлекается такими книгами, как грамматика, арифметика и стихотворный псалтырь.

В девятнадцатилетнем возрасте, не желая жениться по решению отца, Ломоносов отправляется в Москву, где становится студентом Славянско-греко-латинской академии, после окончания которой, как лучший ученик, направляется в Санкт-Петербург на учебу в Академическом университете. Через год Ломоносов по рекомендации обучается в Германии, где осваивает естественные науки, а также философию и металлургию. В этот период Михаил Васильевич заключает брак и приступает к формированию собственной библиотеки, в состав которой входят произведения как античных авторов, так и современных.

Возвратившись на родину с европейским образованием, Ломоносов поступает на службу в Петербургскую академию, в которой назначается адъюнктом физики, а через несколько лет ему присваивают звание профессора химии. В этот период Ломоносов добивается чтения лекций исключительно на русском языке, а не на латыни и немецком, а также осуществляет набор учеников из семинарий. Параллельно ученый занимается написанием научных трактатов по химии, физике, а также собственных стихотворных и исторических сочинений.

Ученый активно продвигает в научных и общественных кругах необходимость привлечения обычных русских людей к изучению наук, добиваясь доступности научной литературы массовому населению и открывая первую химическую лабораторию для проведения экспериментов. Кроме того, Ломоносовым разрабатывается проект столичного университета, который впоследствии станет называться его именем. 

Жизнь Ломоносова прерывается в возрасте пятидесяти четырех лет в результате воспаления легких. Место захоронения ученого становится Лазаревское кладбище в Санкт-Петербурге.

Родители и первые шаги к знаниям

Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю. Место его рождения деревня Мишанинская Архангелогородской губернии, сейчас это село Ломоносово Архангельской области.

Родители будущего великого учёного по меркам того времени жили зажиточно. Отец Василий Дорофеевич, был по происхождению крестьянин. Мать, Елена Ивановна Сивкова, родилась в поселении Николаевские Матигоры, в семье дьякона и просвирницы.

Ломоносов об отце отзывался как о человеке добром, но невежественном, маму он помнил плохо, так как она умерла, когда ему исполнилось 9 лет. Василий Дорофеевич владел пахотной землёй и занимался рыбными промыслами в Белом море, куда с 10 лет брал с собой сына.

Отец осиротевшего мальчика вновь женился в 1721 году на Феодоре Усковой. После её смерти в 1724 году, он решает жениться ещё раз, на вдовствующей Ирине Корельской, которая относилась к Ломоносову как злая мачеха. Любовь пасынка к книгам её раздражала, и они часто ссорились.

Уже в 14 лет Михаил мог грамотно писать благодаря своему первому учителю — дьячку местной церкви С.Н. Сабельникову, обучившему любознательного юношу грамматике и арифметике.

В определённый момент жить с родителями стало невыносимо. Последней каплей для Михаила стало сообщение отца о планах его женить. Для того чтобы свадьбу отложили 19-ти летний сын притворился больным. В декабре 1730 года Ломоносов сбегает ночью из дома и, догнав обоз с рыбой, следует с ним в Москву. С собой беглец взял помимо небольшого количества одежды только учебники по грамматике и арифметике.

Биография

Семья Ломоносова

Ломоносов родился в деревне Мишанинской, расположенной на острове Куростров в дельте Северной Двины, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери просвирницы погоста Елены Ивановны.

Ломоносов был единственным сыном в семье. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич занимался в основном рыбной ловлей и зверобойным промыслом, хотя семья Ломоносовых и обладала сравнительно крупным земельным наделом. Одним из первых в своем крае Василий Дорофеевич построил двухмачтовый корабль — гукор, по тем временам крупнейший по грузоподъемности на Белом море. Ломоносов впоследствии писал, что отец «довольство кровавым потом нажил». В девятилетнем возрасте он лишился матери. Вторая жена отца —Федора Михайловна Ускова — умерла через три года после замужества. Третья жена отца, вдова Ирина Семеновна, женщина пожилая и сварливая, оказалась для тринадцатилетнего мальчика злой мачехой, что и послужило одной из причин ухода из дома Михаила в возрасте девятнадцати лет.

Уже в 13—14 лет Михаил стал самостоятельно читать «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого и выучил их наизусть, а потом называл эти учебники «вратами своей учености». Вместе с отцом Михаил Ломоносов ходил в дальние плавания — к Новой Земле и Шпицбергену на промысел тюленя, нерпы и моржа. Отец Ломоносова погиб в возрасте 60 лет в 1744 г. во время очередного плавания. В этом году Михаил Васильевич после учебы в Германии уже работал в Петербургской академии наук.

Ломоносов и солдаты прусской кавалерии

В 1740 г. Ломоносов тайно, без разрешения Петербургской академии наук, бежал из Германии, где он находился на учебе. По дороге на родину Ломоносов выдавал себя за немецкого студента.

На одном постоялом дворе недалеко от Дюссельдорфа его увидел прусский офицер, вербовавший рекрутов в гвардию короля Фридриха-Вильгельма I. Офицеру понравились высокий рост и крепкое телосложение Михаила. Во время ужина он подпоил Ломоносова и обманным путем завербовал его в прусскую кавалерию. На другой день Ломоносов вместе с другими рекрутами был отправлен в крепость Везель.

Однажды ночью, когда солдаты спали, Ломоносов решился бежать из крепости. В темноте, минуя часовых, он дополз до первого и второго валов крепости, переплыл без шума оба рва, сумел затем перелезть через высокий частокол и выбрался в открытое поле. До границы было семь верст, которые надо было преодолеть до рассвета. Едва Ломоносов одолел две версты, как услышал выстрел, означавший, что его побег обнаружен. Михаил напряг все силы и вскоре оказался за границей.

Украшения на Новый год 2021 своими руками из под…

За границей

В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.

Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.

Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.

Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.

В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.

Болит ли грудь, когда она растёт

Рост любой ткани сопровождается неприятными болевыми ощущениями. Это происходит по разным причинам:

  1. Прием гормональных средств стимулирует процессы, при которых увеличивается в размерах капсула молочной железы. Железистая ткань при этом растягивается, а соединительная ткань, окружающая её, не обладает высокой эластичностью. Вот почему во время применения некоторых противозачаточных препаратов у женщин возникает чувство сдавливания в груди.
  2. При увеличении объёма бюста растягивается и болит кожа.

Если появление болевых ощущений влияет на качество жизни, стоит посетить врача, назначившего приём гормональных препаратов.

Юность и побег из дома

Михаил Васильевич всегда любил учиться, еще ребенком его завораживал русский язык, творчество писателей, их деятельность. Именно эта страсть особенно злила его мачеху, которая не считала, что мальчику стоит забивать себе голову наукой. Чтению и письму Михаила научил дьячок в местной церкви. Уже к 14 годам юноша мог четко и быстро читать, писать без грамматических ошибок.

На тот момент этого было вполне достаточно, поскольку далеко не каждый мальчик его возраста обладал подобными умениями и знаниями. Жизнь рядом с мачехой становилась невыносимой, но уйти Ломоносову было некуда, поэтому он терпел выходки женщины, несмотря на свой буйный нрав.

Когда Михаилу было 19 лет, мачеха решила, что пора женить парня. Это позволяло навсегда избавиться от его присутствия в доме. Отец был согласен, но сам Михаил не желал подчиняться. Для получения отсрочки он притворился тяжелобольным, поэтому свадьбу пришлось отложить.

Парень понял, что необходимо немедленно покинуть родной дом, поскольку другого способа избежать женитьбы он не видел. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с компанией рыбаков решил бежать в Москву. В родной деревне он долго считался беглым, поскольку взял с собой только смену одежды и книги по грамматике и арифметике.

Путешествие беглеца в Москву длилось почти 3 недели, поэтому только в январе он попал в столицу, где решил продолжить обучение в академии. Точная дата прибытия парня в город неизвестна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий