Людмила гурченко: краткая биография

КИНО

Актриса дебютировала в кино в 1990 году, исполнив эпизодическую роль в картине «Бабник». После этого были роли в фильмах «Уроки в конце весны», «Риск без контракта», «Территория», «Барышня крестьянка», и других.

«Вор»

Первая главная роль и, пожалуй, одна из самых успешных работ в фильмографии Редниковой – Катя в картине Павла Чухрая «Вор». Режиссер долго искал исполнительницу главной женской роли, и в итоге остановил свой выбор на молодой актрисе. Образ, представленный Екатериной, получился настолько точным и органичным, что сегодня трудно представить кого-то другого на ее месте. «Павел Григорьевич убирал все моменты моих сильных всплесков, потому что образ, который мы создавали, — это образ побитой собаки с преданными глазами. Героиня должна была быть мягкой и беспомощной, любящей и уязвимой», — рассказывает актриса о своем персонаже. За роль в картине «Вор» Екатерина стала лауреатом премии «Ника» за лучшую женскую роль.

Кино после 90-х годов

Кризис 90-х годов наложил отпечаток на все сферы жизни, в особенности это коснулось российского кинематографа. Актриса вспоминает: «После премии «Ника» я должна была, по идее, быть завалена предложениями, как это происходит с человеком, который получает «Оскар», но в стране случился кризис. Я взлетела высоко, а вот летать было негде. Потому что неба не было — небо закрылось. И это был ужас полный».

В начале 2000-х годов актриса жила и работала за границей. Она снялась в фильмах «Виза на смерть», «Русские в городе ангелов», «Пограничный блюз», «Архангел». Параллельно Екатерина работала и в России, где с ней вышли картины «Замыслил я побег», «Любовь императора», «Диверсант», «Человек безвозвратный», «Если ты меня слышишь» и другие.

«Дом»

В 2011 году состоялась премьера картины «Дом» режиссера Олега Погодина, в котором Екатерина исполнила роль Натальи. «Моя роль начинается с любовной сцены с участием моей героини и какого-то мужчины. Потом мы понимаем, что она с любовником, но у нее есть муж, с которым как женщина она несчастна. А она как кошка, которая гуляет сама по себе. Она страстная, манкая — такая гуляющая плоть, что называется. И мне ее характер импонирует», — рассказывает о своей героине актриса.

«Семья маньяка Беляева»

Одна из недавних премьер с участием актрисы – картина «Семья маньяка Беляева», в которой Екатерина исполнила одну из главных ролей. В центре сюжета – добропорядочная семья Беляевых, в доме которых царит гармония и уют. В городе одно за другим происходят жестокие убийства, и, неожиданно для всех, главным подозреваемым оказывается глава семьи — Кирилл Беляев…

Фильмография

В кино дебютировала в 1956-ом в киноленте «Дорога правды». Ее заметили сразу. Триумфальной стала главная женская роль в праздничном мюзикле «Карнавальная ночь». Следующая работа стала не менее успешной – романтическая комедия «Женщина с гитарой».

После премьеры в творчестве Гурченко наступил творческий застой, порядка 10 лет артистка не получала главных ролей. Основная причина – отказ сотрудничества артистки с КГБ в рамках студентов и молодежи.

Актриса выдержала этот непростой период, а на голубые экраны вернулась с яркими ролями в картинах «Небесные ласточки», «Мама», «Соломенная шляпка». Гурченко также играла драматические роли, примером тому стали полнометражные киноленты «Пять вечеров», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Сибириада», «Вокзал для двоих».

Не менее рейтинговые проекты в кино – «Моя морячка» и «Любовь и голуби». Всего в фильмотеке Гурченко содержится порядка 100 противоречивых ролей.

Музыка

Творческая биография Людмилы Марковны Гурченко – это не только биография актрисы театра и кино. Эта женщина была чрезвычайно многогранна в своих талантах. Гурченко записала 17 музыкальных альбомов, выпустила три автобиографические книги и неустанно выступала в дуэтах с различными исполнителями, среди которых значились Зиновий Гердт, Юрий Соломин, Алла Пугачева, Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Илья Лагутенко, Борис Моисеев, Николай Басков и другие.

Людмила Марковна снялась в 16 видеоклипах на свои песни, в том числе и на исполненные дуэтом с Борисом Моисеевым композиции «Ненавижу» и «Петербург-Ленинград». Клип на одну их знаковых песен Гурченко под названием «Молитва» режиссировал Федор Бондарчук, известный своими работами в большом кино.

Последней работой Людмилы стал клип, где актриса перепела песню «Хочешь?», которую в оригинале исполняла Земфира. Людмила Марковна принесла еще большую популярность этой песни и, по ее словам, получила наслаждение от прикосновения к настоящему таланту.

Карьера

Свои первые роли в кино Людмила Гурченко исполнила в 1956 году. Это были картины «Сердце бьется вновь» и «Дорога правды». Но настоящую популярность и любовь советских зрителей принесла ей работа в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Гурченко исполнила главную роль, а песня «Пять минут» стала популярной на многие десятилетия. Она и сегодня считается одной из самых главных мелодий Нового Года.

После этого была еще работа в фильме «Девушка с гитарой». Песни из этой картины потом даже легли в основу отдельного музыкального альбома. А за Людмилой Марковной утвердилась слава одной из лучших актрис СССР. Правда, были в ее карьере и «черные дни». В советское время даже ведущие артисты не могли рассчитывать на большие гонорары, все получали по одной таксе. И Людмила Марковна нашла для себя «халтуру», стала выступать с собственными концертами. И тут же на нее обрушился вал критики со стороны журналистов и партийных работников. Ее обвинили в «капиталистическом подходе» к искусству. И какое-то время ей не давали сниматься, а зритель стал немного охладевать к актрисе.

Но дальнейшая карьера все равно расставила все по своим местам. Вышли на экраны такие фильмы, как «Соломенная шляпка», «Любовь и голуби», «Женитьба Бальзаминова», «Вокзал для двоих». И Гурченко вновь вернулась на Олимп актерской деятельности.

Параллельно с кино Людмила Марковна играла в театре. Больше всего спектаклей с ее участием было поставлено на сценах «Современника» и Театра-студии киноактера. Не менее успешной была и музыкальная карьера. В разное время вышло множество пластинок с песнями Гурченко. Она пела с Тото Кутуньо, Борисом Моисеевым, группой «Уматурман». За свою карьеру Людмила Гурченко получила массу наград. Среди них звание Народной артистки СССР, орден «За заслуги перед Отечеством», премии «Золотой граммофон» и «Ника».


«Женский организм – это совсем не гармонь. Захотела – похудела, захотела – потолстела. Надо всегда поддерживать форму. Я вот и в старости легко влезаю в те платья, в которых снималась еще у Эльдара Рязанова в «Карнавальной ночи».

Детские годы, учеба

Людмила родилась в украинском городе Харькове 12 ноября 1935 года. Ее мать, Елена Александровна Симонова, происходила из древнего дворянского рода, а отец, Марк Гаврилович Гурченко, был выходцем из смоленских крестьян. Родители работали в Харьковской филармонии: Елена — массовиком-затейником, а Марк пел и играл на баяне.

Людмила Гурченко в детстве. Фото kino-teatr.ru

В начале войны с Германией он добровольно ушел на фронт, несмотря на свою инвалидность. Елена с дочерью не успели эвакуироваться и прожили 2 года в оккупации. Маленькая Люся была очень артистичной и хорошо пела. Девочка приходила к немецкой части и “выступала” перед солдатами. Продукты, которые в благодарность давали ей немцы, помогли им с матерью выжить в то голодное время.

После освобождения Харькова, жизнь постепенно восстанавливалась: демобилизовался Марк Гаврилович, Люся пошла сначала в обычную, а потом и в музыкальную школу. С детства она была увлечена кинематографом и театром и не сомневалась, что станет знаменитой актрисой. Отец тоже считал, что дочь ожидает великое будущее и поддерживал ее веру в собственный талант. Он всегда будет для Люси самым дорогим человеком.

Людмила Гурченко с родителями. Фото culture.ru

Окончив школу, Людмила поехала в Москву. С первой попытки она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Девушке потребовалось несколько лет, чтобы полностью избавиться от украинского говора (Герасимов сразу ее предупредил, что с таким произношением в институте делать нечего).

В 1956-м году талантливая студентка-третьекурсница снялась сразу в трех картинах. В киноповести “Дорога правды”, где состоялся ее дебют и драме “Сердце бьется вновь” она сыграла проходные роли. А третьей стала музыкальная комедия “Карнавальная ночь” начинающего режиссера Эльдара Рязанова. Здесь юная актриса исполнила главную роль Леночки Крыловой, которая принесла ей всесоюзную славу. Прославился и Юрий Белов, сыгравший вторую ведущую роль Гриши Кольцова.

Людмила Гурченко. “Карнавальная ночь” 1956 г.

Популярность Гурченко была невероятной. Молодую звезду приглашали участвовать в концертах, мешками приходили письма от поклонников. Казалось бы, успешная карьера ей обеспечена, но все произошло с точностью до наоборот. Как снимающуюся студентку, Людмилу лишили стипендии. А деньги (8 тысяч), которые она получила за “Карнавальную ночь”, подошли к концу. За концерты ей не платили (считалось, что студенты должны выступать бесплатно), но некоторые организаторы мероприятий все-таки вручали девушке конверты со скромными суммами.

В 1957 году, накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов, “органы” предложили Людмиле “сотрудничество”. Ей пообещали помочь с квартирой в Москве и прочие материальные блага. Гурченко отказалась и с этого момента, по словам самой актрисы, “началось мое крутое пике — вниз”.


С Тамарой Макаровой (слева). “Дорога жизни” 1956 г. – дебютная роль Людмилы Гурченко

Вскоре в одной из центральных газет появилась разгромная статья под названием “Чечетка налево”, в которой Людмилу выставили алчной пронырой, загребающей бешеные деньги на “левых” концертах. Публикация имела большой общественный резонанс. Травле подверглись не только Гурченко, но и ее родители в Харькове. В результате Марк Гаврилович перенес инфаркт.

Тем не менее, Людмиле все-таки дали окончить ВГИК, после чего она получила распределение на “Мосфильм”. Попасть в штат можно было только при наличии столичной прописки. Выручили знакомые, временно прописавшие Гурченко на своей жилплощади, как домработницу.

В 1958 году она устроилась в московский Театр-студию киноактера, а потом перешла в “Современник”. Ни в одном из них актриса не смогла себя проявить: слишком мало ролей ей удалось сыграть. В 1966-м году Гурченко уволилась из театра. Через 25 лет она вернется на театральную сцену и будет играть в антрепризах почти до конца жизни.

Наследники

От второго брака у актрисы родилась дочь Маша. Но, в силу своей карьерной предрасположенности, она так и не стала хорошей мамой для девочки. Постоянные гастроли, выступления и высокая планка идеала для самой себя отстранили ее от дочери, воспитанием которой занимались бабушка и дедушка.

Дочь Людмилы Гурченко, биография которой не наполнена счастливыми моментами, а, скорее, похожа на лёт по ветру, проживает в Москве, имеет дочь и две внучки. Взаимопонимания с матерью они так и не нашли. У каждой из них была своя личная жизнь – одна стремилась стать признанной и знаменитой, вторая просто ждала материнской ласки и понимания.

Многие, конечно же, осуждают Гурченко за это, а многие оправдывают этот эпизод ее личной жизни присущими ей настоящими талантами. Сама же Гурченко говорила, что не смогла совместить свою работу с материнством, хотя понимала, что с ее стороны это крайне жестоко. Она сделала свой выбор в пользу творчества, но, насколько была от этого счастлива, знала только сама.

«Дешевая история»

— Вам нравится то, чем вы занимаетесь?

— Я раньше стеснялся. Столько раз мы были биты с Люсей! Очень я переживал, что меня могут обвинить в меркантильности. Но какая меркантильность, если я живу в деревне, а квартира в центре Москвы открыта для людей — пожалуйста, ходите. И я не зарабатываю на этом. Счастлив оттого, что есть два сотрудника, которые там работают и получают зарплату. А есть еще и волонтеры — они помогают, чем могут.

— Друзья Людмилы Марковны остались в вашей жизни?

— У Люси круг друзей не очень большой. Как говорил Люсин папа, «кровенные друзья» к коллегам по цеху не имели отношения. К сожалению, почти все уже ушли из жизни. Последний настоящий друг — Эльдар Александрович Рязанов. Он был рядом до конца своих дней.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Кинорежиссер Эльдар Рязанов народная артистка России Людмила Гурченко во время церемонии открытия киноклуба «Эльдар», 2005 год

Фото: ТАСС/Наталья Колесникова

— Вы не хотели книгу написать?

— Нет. Это не моя история. Почти всю свою жизнь, включая 2000-е, Люся описала в своих книгах. Мне предлагали. Но я не смогу.

— Как бы вам еще хотелось напомнить о Людмиле Марковне? Может, фестиваль, премия ее имени?

— Ни в коем случае. Это такая дешевая история, на мой взгляд. Что бы еще сделал для памяти Люси? Не знаю. Есть доска на доме, музей существует, памятник на Новодевичьем кладбище — произведение искусства. Зачем? Процесс идет. Это как с кино: люди приходят на фильм, нравится, они счастливы и вновь хотят видеть работы этого режиссера, актеров. Как долго продлится память о Людмиле Гурченко, решат люди, которые так или иначе будут пересекаться с ней в ее многочисленных работах в кино, театре, книгах, музыке.

— Столько цветов на Новодевичьем, сколько у памятника Людмилы Марковны, только у Дмитрия Хворостовского.

— О такой памяти остается только мечтать. Если человек интересен, там будет хоть один цветочек, но каждый день. Даже много лет спустя. Я не задумываюсь о том, что я делаю для нее. Просто делаю. Это потребность. А дальше…

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Фото: РИА Новости/Галина Кмит

Жизнь так скоротечна. Казалось, на днях вместе с Римасом Туминасом я проводил в Литву моего друга, композитор Фаустаса Латенаса, а через пять дней позвонили и сказали, что его не стало. Как же всё внезапно. Я об этом думаю постоянно. Никто не готов к смерти. И Люся ушла внезапно. Съела свой любимый хлеб с маслом и сыром и ушла через пять минут. Вот что обидно. Кто-то говорит, что это счастье, что так быстро. А я думал: Господи! Как? Вот же остался еще кусочек бутерброда… А ее нет.

Детство и юность

Гурченко Людмила Марковна родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. До войны родители Людмилы Гурченко, папа Марк Гаврилович Гурченко (настоящая фамилия — Гурченков) и мама – Елена Александровна Симонова, работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом, он играл на баяне, а мама пела. Часто родители брали дочь с собой на концерты, поэтому у Людмилы было закулисное детство, сцену она видела с ранних лет.

Со дня рождения и до начала Великой Отечественной войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове, в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке. Счастливое детство Людмилы Гурченко было прервано войной. Отец Марк Гаврилович, которого всю свою жизнь нежно любила и почитала актриса, пошёл на войну. Он был не призывного возраста и к тому же имел инвалидность, но принял решение воевать. Девочка осталась в оккупированном Харькове вдвоем с мамой.

Людмила Гурченко в молодости

1 сентября 1943 года после освобождения Харькова Людмила Гурченко с некоторым опозданием пошла в школу, которая находилась во дворе ее дома. А осенью 1944-го она поступила в музыкальную школу имени Бетховена – родители решили развивать немалые музыкальные способности ребенка.

С 1953 года начинается столичная страница биографии Людмилы Гурченко. Именно в этом году девушка поехала в Москву и сразу же поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она была самой яркой и многогранной на своем курсе, одинаково хорошо танцевала, пела и играла. На выпускном курсе актриса играла Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня». В этих двух ролях Гурченко и пела, и танцевала, и играла на рояле.

ВГИК она окончила в 1958 году. По окончании вуза играла сначала в Театре-студии киноактера, а с 1964 года Гурченко два сезона проработала в «Современнике», сыграв в постановках режиссера Олега Ефремова «Без креста», «Старшая сестра», «Сирано де Бержерак», «Голый король» и «Вечно живые». Потом Людмила Гурченко по нескольку лет отдала работе в театре Антона Чехова и Московском театре сатиры.

Как сложилась кинокарьера Людмилы Гурченко

Главную роль в “Карнавальной ночи” Людмила получила благодаря самому Ивану Пырьеву. Директор “Мосфильма”, уничтоживший карьеры многих талантливых актрис (Екатерины Савиновой, Клары Румяновой, Ии Арепиной и т.д), открыл дорогу на большой экран никому не известной студентке. Он случайно встретил ее в коридоре киностудии и лично привел на съемочную площадку.

До окончания ВГИКа, Гурченко сыграла еще одну центральную роль в музыкальном фильме Александра Файнциммера “Девушка с гитарой” (1958 г.). Однако картина, снятая на волне успеха “Карнавальной ночи”, была встречена зрителями достаточно прохладно.

Людмила Гурченко. “Девушка с гитарой” 1958 г.

О последующих 15-и годах в кинематографе актриса отзывалась пренебрежительно: ” Там гавкнула, здесь прыгнула”. Значительных работ в этот период у нее действительно было мало. Среди наиболее запоминающихся ролей — Юлия Джули в “Тени” (1971 г.) и мадам Ниниш в “Табачном капитане” (1972 г.). Но снималась Людмила регулярно, в том числе, в ведущих ролях.

Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.
Николай Трофимов и Людмила Гурченко. “Табачный капитан” 1972 г.

Переломный момент в кинокарьере Гурченко наступил после съемок в мелодраме Виктора Трегубовича “Старые стены” (1973 г.). Здесь она наконец получила возможность уйти от комедийного амплуа. Ее героиня Анна Георгиевна— современная женщина-руководитель, страдающая от одиночества под маской железной леди (сам фильм, по-моему, весьма посредственный, но игра Гурченко и Армена Джигарханяна великолепна). За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Людмила Гурченко и Армен Джигарханян. “Старые стены” 1973 г.

Больше у Гурченко не будет повода жаловаться на свою невостребованность. Во второй половине 70-х лучшими ее ролями стали модистка Клара в музыкальном фильме “Соломенная шляпка”, портниха Нина в военной драме “Двадцать дней без войны”, актриса варьете Карина в музыкальной комедии “Небесные ласточки”.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. “Двадцать дней без войны” 1976 г.

В 1976-м году на съемках детского мюзикла “Мама”, где Гурченко играла главную роль Козы,  ее карьера могла оборваться навсегда. Часть эпизодов снималась на катке. Знаменитый клоун Олег Попов, исполнявший роль Медведя, неудачно прыгнул Людмиле на ногу и раздробил ее лезвием своего конька на 19 осколков.

Хирурги провели несколько сложнейших операций. Ногу чудом удалось собрать, но врачи были уверены, что актриса останется инвалидом. К счастью, их прогноз не оправдался. Съемки в картине Гурченко пришлось заканчивать с загипсованной ногой и при помощи дублера.

Людмила Гурченко. “Мама” 1976 г.

80-е годы стали для Гурченко порой наивысшего творческого расцвета. В этот период она сыграла звездные роли, проявила себя как композитор и поэт, написала несколько автобиографических книг. Одна за другой вышли лучшие картины в ее фильмографии: “Любимая женщина механика Гаврилова” (Рита), “Отпуск за свой счет” (Ада Петровна, сопровождающая туристическую группу), легендарные “Вокзал для двоих” (официантка Вера) и “Любовь и голуби” (разлучница Раиса Захаровна) и многие другие.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. “Вокзал для двоих” 1982 г.
Людмила Гурченко. “Любовь и голуби” 1984 г.

После краха советского кинематографа, актриса снималась гораздо реже и ролей, сопоставимых с прежними, у нее уже не было. Можно упомянуть разве что музыкальную фильм “Моя морячка” (1990 г.), да и то из за актерского состава (кроме Гурченко, там сыграли Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян), исторический фильм “Виват, гардемарины” и его продолжение “Гардемарины III” (1991, 1992 г.) и приключенческую комедию “Старые клячи” (2000 г.).

Татьяна Васильева и Людмила Гурченко. “Моя морячка” 1990 г.
Людмила Гурченко. “Старые клячи” 2000 г.

Сергей Сенин, муж Гурченко, продюсировал несколько фильмов с ее участием, в том числе, самый последний — автобиографическую мелодраму “Пестрые сумерки” (2009 г.) К сожалению, успеха они не имели.


“Пестрые сумерки” 2009 г.

Фильмография актрисы

Биография Людмилы Гурченко как актрисы кино началась с первой ее работы в фильме «Дорога правды» (1956). Коронная фраза главной героини «Я не затем сюда пришла, чтобы молчать!» проведет артистку через всю жизнь. Именно это выражение характеризовало ее внутреннюю сущность. Она хотела творить свое кино, быть на экране такой, какой считала нужным. Может быть, из-за этого очень многие не уживались с ее характером, ведь таланту всегда присуще быть духовно выше всех в кругу коллег. Но, несмотря на это, работа для Людмилы находилась всегда, и она с удовольствием исполняла, кроме главных, и второстепенные роли, делая их более значимыми и заметными в своем амплуа.

Более талантливой актрисы, чем Людмила Гурченко, фильмография которой насчитывает около ста ролей, в советском кино не было. Славу актрисе принесла одна из первых работ — «Карнавальная ночь» (1956), в которой она сыграла очаровательную Леночку Крылову, исполняющую песню «Пять минут». Этот образ стал для нее стартом, и в то же время помехой для восприятия ее зрителями в иных, более серьезных и драматических ролях. Но благодаря трудолюбию, своему усердию и огромной любви к своей профессии она сумела завоевать симпатии зрителя и в исполнении других ролей.

После «Карнавальной ночи» следующей работой был фильм «Девушка с гитарой». Хотя сам сюжет кинокартины был интересен, почему-то после дебюта зрители его не восприняли. Именно в период работы над этим кино Людмиле Гурченко поступило предложение о тесном сотрудничестве с КГБ. Но ее резкий отказ скажется на последующих съемках. Десять лет ей не будут давать главные роли, она переживет жуткую моральную травлю именно в расцвет своей карьеры, когда талантливая, полная энергии женщина готова работать и сниматься, а ее игнорируют со всех сторон. Но она не сдается, участвует в эпизодах. Самые запомнившиеся зрителю — «Рабочий поселок» (1966), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Взорванный ад» (1967), «Цирк зажигает огни» (1972).

Гурченко Людмила Марковна умела работать так, как никто другой. Выкладывалась всегда по полной. Десять лет забвения оставят очень болезненный след в душе актрисы. До последних дней своей жизни она не сможет забыть время самого тяжелого периода творческого становления. Какие бы сюрпризы ни подкидывала жизнь и сторонники политических взглядов, она осталась верна себе, своим идеалам и принципам, никогда не вступала ни в одну партию и политическую организацию.

Музей Примадонны

— Вы сделали из квартиры Людмилы Гурченко музей. Не каждый готов расстаться с дорогостоящей недвижимостью в центре Москвы. Почему вы на это решились?

— Может быть, это произошло от того, что у меня даже мыслей таких не возникало. Какой музей? Чтобы его создать, надо тогда все бросить и заниматься только этим. Не всё само собой получилось. Вскоре после Люсиного ухода столько посыпалось звонков от очень крупных музеев Москвы, Петербурга и не только. Все хотели выставлять ее наряды, личные вещи. Я сначала отказывался, как-то было неловко. Но просьбы были настойчивыми. Я сдался. Подумал: в конце концов, есть же музеи Ив Сен Лорана, Марлен Дитрих, почему бы и нет.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительница выставки «Людмила Гурченко», которая открылась в московской галерее «Дом Нащокина» в 2011 году.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Первая большая выставка прошла в Музее Москвы. Она должна была длиться два месяца, а в итоге работала девять. Значит, людям это интересно. Задумался, может, стоит показывать наряды там, где Люся их создавала? Только я решил делать в квартире музей, тут же пошли разговоры: «Ну, всё понятно. Сенин начинает зарабатывать деньги». Какие деньги?! Если на зарплаты сотрудникам музея хватает — значит, хороший был месяц.

— С чего всё началось?

— Люси не стало. Шло время. Однажды зашел в ее гардеробную, там — сотни костюмов! Им цены нет. Не в смысле реальной стоимости, а в том смысле, что из них половина сделана Люсиными руками. Что мне с этим делать? А она эти наряды днями и ночами создавала. Могла взять два платья и сделать из них третье.

К счастью, нашлись музейные работники, которые оценили эти сокровища, а еще — антиквариат, красивые вещи, которые она покупала. И как-то все начало упорядочиваться.

Люся же не была коллекционером, всё приобреталось хаотично. Нравится, есть возможность — покупала. В итоге возникла пестрая коллекция всего, что только может быть. Мне одному в этом было бы не разобраться. Сначала мне помогли просто понять, как всё сохранить. Началась настоящая научная работа, и вдруг я понял, что жить в этой квартире больше не могу.

— Почему?

— Потому что это уже некая лаборатория. Дачу я отдал Люсиной дочке Маше, взял кредит в 5 млн рублей и полностью рассчитался с Машей по вопросам ее наследства. Снял уголок за городом, очень скромный. Потом подумал: «Хорошо. Выставки, которые ездят по стране, имеют большой успех. Может быть, стоит сделать так, чтобы люди приходили домой к Людмиле Гурченко?» И с 2016 года в квартире, где мы жили, открылся музей.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Муж Людмилы Гурченко, продюсер Сергей Сенин и дочь Людмилы Гурченко Мария Королева

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Теперь там проводит свои мастер-классы Александр Васильев.

— Да, иногда к нам заглядывает в гости Саша Васильев, человек очень светлый. И даже может провести экскурсию. Музей существует без всякой поддержки

Но, может быть, оттого, что я не прошу никого об этом? Мне кажется, что за четыре года существования музея могли бы обратить внимание и сказать: «Сергей Михайлович, может, нужна помощь?» Но пока такого не было

— Неужели ни один музей не захотел вас взять под крыло, сделать своим филиалом?

— Когда я уже стал немного разбираться в том, что происходит, задумался: какой музей мог бы это всё не растерять? Если бы у меня была другая квартира, эту я бы мог отдать в распоряжение, например, Бахрушинскому музею.

Сегодня часть коллекции я передал в Музей Москвы, роскошные костюмы Людмилы Марковны есть в Музее музыки в Шереметьевском дворце в Петербурге. Но самая большая моя радость, что в прошлом году мы с Музеем имени Бахрушина заключили соглашение и более 700 экспонатов я передал им

Это очень важно

Люся была неисчерпаема во всем. И это видно по ее наследию. Им хочется делиться. Многие ее вещи теперь в различных музеях. Но еще и коллекционерам я передал в дар что-то. Они будут хранить и передавать из поколения в поколение как память о Людмиле Гурченко.

Я знаю случаи, когда родные после ухода близкого человека всё выбросили. С Люсей такого не должно было произойти. Потому что есть что хранить и сохранять.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительницы на открытии выставки «Петербург Людмилы Гурченко» в Музее театрального и музыкального искусства

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— Как люди могут прийти в музей?

— Найти Музей-мастерскую Людмилы Гурченко можно только через соцсети, там указан телефон. Квартира находится на шестом этаже. Предварительно звонят, записываются. А еще узнают о нас через сарафанное радио.

Личная жизнь

У Людмилы Гурченко насыщенной была не только творческая биография, но и личная жизнь, «роковая женщина» сменила 6 мужей, но родила только одну дочь. Первым мужем 18-летней студентки стал 30-летний режиссер Василий Ордынский. Поговаривают, что Люся выходила за режиссера, рассчитывая на роли в его фильмах, но расчет не оправдался, и через год с небольшим супруги развелись.

Людмила Гурченко и ее первый муж Василий Ордынский

В Бориса Андроникашвили, учившегося во ВГИКе на сценариста, Гурченко влюбилась с первого взгляда. В 1958 начинающая актриса получила диплом, второй раз вышла замуж, а через год стала мамой. Брак по любви оказался не намного крепче и продолжительней первого, заключенного по расчету. Вскоре после рождения дочки Борис охладел к супруге, пошли слухи о его изменах, и просуществовавшая 2 года семья распалась.

Гурченко, сосредоточившись на карьере, переложила воспитание дочки на свою маму.

Через 2 года после развода она познакомилась с приемным сыном писателя Александра Фадеева. Александр Александрович на момент их встречи играл в театре, в кино еще не снимался. По его меркам, Людмила Гурченко была знаменитостью, да и просто очень привлекательной женщиной, и Фадеев постарался ее завоевать. Скоропалительный третий брак продлился всего 2 года, актеры не успели толком узнать друг друга до свадьбы, и семейная жизнь обернулась чередой разочарований.

Иосиф Кобзон стал третьим законным мужем Людмилы

Тут же начался роман с очередным поклонником, тогда еще восходящей звездой эстрады Иосифом Кобзоном. Гурченко познакомилась с будущим четвертым мужем на нелегком этапе своей биографии. Актриса жаловалась, что все режиссеры, к которым она обращалась в поисках работы, воспринимали ее как легкодоступную женщину и отвечали недвусмысленными предложениями. Кобзон в те годы был не настолько знаменит, чтоб поспособствовать карьере любимой, но его моральная поддержка оказалась очень ценной.

Интересно: Лариса Белогурова: любовь всей жизни

Интересно, что «две звезды» оформили брак через 3 года после начала романа, и лишь из-за того, что во время новогодних гастролей Кобзона, их с Гурченко отказались поселить в один гостиничный номер (советский «облико морале!»).

К счастью, начальница Самарского ЗАГСа оказалась поклонницей таланта обоих, и в срочном порядке расписала их, несмотря на выходной. Новоиспеченные супруги смогли занять один номер на законных основаниях.

Законный брак продлился примерно столько же, сколько добрачный роман. Две ярких творческих личности со сложными характерами не смогли создать семью и расстались в 1970. По слухам, Кобзон официально не развелся с Людмилой Гурченко на момент заключения брака с Нинель Дризиной, родившей певцу двоих детей. После разрыва очередных отношений 35-летняя актриса зареклась вновь выходить замуж. Но вскоре в ее жизни появился пианист Константин Купервейс. У певицы завязался роман с молодым аккомпаниатором, 14-летняя разница в возрасте их не смутила.

Людмила Гурченко и Константин Купервейс

«Попытка номер 5» оказалась более удачной. Регистрировать отношения Гурченко и Купервейс не стали, но в гражданском браке прожили 18 лет. Константин угадывал желания и выполнял капризы звездной супруги, и она была уверена, что наконец-то обрела свое женское счастье. Известие о наличии у гражданского мужа второй семьи оказалось для Людмилы Марковны ударом, в 1991 они расстались.

Интересно: Кирилл Сафонов выдает замуж дочь и мечтает о сыне

Тогда же Гурченко, исполнительница главной роли в фильме «Секссказка», познакомилась со 30-летним продюсером Сергеем Сениным. Поначалу актриса и не помышляла о серьезных отношениях с мужчиной, который был на 2 года младше ее дочки. Ситуация осложнялась наличием у Сенина жены и ребенка. Но в 93 он стал шестым мужем Гурченко, и этот брак продлился до самой смерти звезды в 2011. По некоторым данным, в 2010 она променяла мужа на молодого сожителя, красавца-фотохудожника Аслана Ахмадова. Слухи подогрела тематическая фотосессия Аслана и Людмилы, построенная на мифе об Эдипе.

Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов

Осенью 2010 75-летняя Гурченко объявила о своей любви в шоу «Пусть говорят». Примерно в это же время ей приписывали роман с партнером по съемкам Максимом Авериным («Глухарем»).

Биография Гурченко

Людмила Гурченко появилась на свет 12 ноября 1935 г. в Харькове. Он росла в простой семье со скромным достатком, не имеющей ничего общего с киноиндустрией.

Отец актрисы, Марк Гаврилович (наст. фамилия Гурченков) мастерски играл на баяне и хорошо пел. Он, как и его супруга, Елена Александровна, работал в филармонии.

Детство и юность

Детство Людмилы прошло в однокомнатной полуподвальной квартире. Поскольку она воспитывалась в семье артистов, девочка часто бывала в филармонии, присутствуя на репетициях.

Людмила Гурченко в детстве

Все было хорошо до того момента, пока не началась Великая Отечественная война (1941-1945). Отец Гурченко сразу же отправился добровольцем на фронт, хотя являлся инвалидом и уже был в годах.

Когда маленькой Люде едва исполнилось 6 лет, Харьков захватили фашисты, вследствие чего в ее биографии настал один из самых тяжелых периодов. В одном из интервью актриса призналась, что в то время ей приходилось петь и танцевать перед оккупантами, чтобы иметь хоть какое-то пропитание.

Поскольку Гурченко жила вместе с мамой и часто недоедала, она примкнула к местной шпане, которая часто ходила по рынкам в надежде получить кусок хлеба. Девочка чудом осталась в живых после одной из облав, устроенных фашистами.

Когда красноармейцы устраивали в городе какие-либо провокации, немцы в ответ нередко начинали убивать простых граждан, зачастую детей и женщин, которые попадались им на глаза.

После того как летом 1943 г. Харьков снова оказался под контролем русских войск, Людмила Гурченко пошла в школу. Интересен факт, что ее любимым предметом оказался украинский язык.

Получив аттестат девушка успешно сдала экзамены в музыкальную школу им. Бетховена. Затем 18-летняя Людмила отправилась в Москву, где ей удалось поступить во ВГИК. Здесь она смогла в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.

Гурченко была одной из самых талантливых студенток, умеющей хорошо танцевать, петь и играть на фортепьяно. По окончании вуза она какое-то время выступала на сцене разных театров, включая «Современник» и Театр им. Чехова.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Людмила гурченко: краткая биография

КИНО

Актриса дебютировала в кино в 1990 году, исполнив эпизодическую роль в картине «Бабник». После этого были роли в фильмах «Уроки в конце весны», «Риск без контракта», «Территория», «Барышня крестьянка», и других.

«Вор»

Первая главная роль и, пожалуй, одна из самых успешных работ в фильмографии Редниковой – Катя в картине Павла Чухрая «Вор». Режиссер долго искал исполнительницу главной женской роли, и в итоге остановил свой выбор на молодой актрисе. Образ, представленный Екатериной, получился настолько точным и органичным, что сегодня трудно представить кого-то другого на ее месте. «Павел Григорьевич убирал все моменты моих сильных всплесков, потому что образ, который мы создавали, — это образ побитой собаки с преданными глазами. Героиня должна была быть мягкой и беспомощной, любящей и уязвимой», — рассказывает актриса о своем персонаже. За роль в картине «Вор» Екатерина стала лауреатом премии «Ника» за лучшую женскую роль.

Кино после 90-х годов

Кризис 90-х годов наложил отпечаток на все сферы жизни, в особенности это коснулось российского кинематографа. Актриса вспоминает: «После премии «Ника» я должна была, по идее, быть завалена предложениями, как это происходит с человеком, который получает «Оскар», но в стране случился кризис. Я взлетела высоко, а вот летать было негде. Потому что неба не было — небо закрылось. И это был ужас полный».

В начале 2000-х годов актриса жила и работала за границей. Она снялась в фильмах «Виза на смерть», «Русские в городе ангелов», «Пограничный блюз», «Архангел». Параллельно Екатерина работала и в России, где с ней вышли картины «Замыслил я побег», «Любовь императора», «Диверсант», «Человек безвозвратный», «Если ты меня слышишь» и другие.

«Дом»

В 2011 году состоялась премьера картины «Дом» режиссера Олега Погодина, в котором Екатерина исполнила роль Натальи. «Моя роль начинается с любовной сцены с участием моей героини и какого-то мужчины. Потом мы понимаем, что она с любовником, но у нее есть муж, с которым как женщина она несчастна. А она как кошка, которая гуляет сама по себе. Она страстная, манкая — такая гуляющая плоть, что называется. И мне ее характер импонирует», — рассказывает о своей героине актриса.

«Семья маньяка Беляева»

Одна из недавних премьер с участием актрисы – картина «Семья маньяка Беляева», в которой Екатерина исполнила одну из главных ролей. В центре сюжета – добропорядочная семья Беляевых, в доме которых царит гармония и уют. В городе одно за другим происходят жестокие убийства, и, неожиданно для всех, главным подозреваемым оказывается глава семьи — Кирилл Беляев…

Фильмография

В кино дебютировала в 1956-ом в киноленте «Дорога правды». Ее заметили сразу. Триумфальной стала главная женская роль в праздничном мюзикле «Карнавальная ночь». Следующая работа стала не менее успешной – романтическая комедия «Женщина с гитарой».

После премьеры в творчестве Гурченко наступил творческий застой, порядка 10 лет артистка не получала главных ролей. Основная причина – отказ сотрудничества артистки с КГБ в рамках студентов и молодежи.

Актриса выдержала этот непростой период, а на голубые экраны вернулась с яркими ролями в картинах «Небесные ласточки», «Мама», «Соломенная шляпка». Гурченко также играла драматические роли, примером тому стали полнометражные киноленты «Пять вечеров», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Сибириада», «Вокзал для двоих».

Не менее рейтинговые проекты в кино – «Моя морячка» и «Любовь и голуби». Всего в фильмотеке Гурченко содержится порядка 100 противоречивых ролей.

Музыка

Творческая биография Людмилы Марковны Гурченко – это не только биография актрисы театра и кино. Эта женщина была чрезвычайно многогранна в своих талантах. Гурченко записала 17 музыкальных альбомов, выпустила три автобиографические книги и неустанно выступала в дуэтах с различными исполнителями, среди которых значились Зиновий Гердт, Юрий Соломин, Алла Пугачева, Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Илья Лагутенко, Борис Моисеев, Николай Басков и другие.

Людмила Марковна снялась в 16 видеоклипах на свои песни, в том числе и на исполненные дуэтом с Борисом Моисеевым композиции «Ненавижу» и «Петербург-Ленинград». Клип на одну их знаковых песен Гурченко под названием «Молитва» режиссировал Федор Бондарчук, известный своими работами в большом кино.

Последней работой Людмилы стал клип, где актриса перепела песню «Хочешь?», которую в оригинале исполняла Земфира. Людмила Марковна принесла еще большую популярность этой песни и, по ее словам, получила наслаждение от прикосновения к настоящему таланту.

Карьера

Свои первые роли в кино Людмила Гурченко исполнила в 1956 году. Это были картины «Сердце бьется вновь» и «Дорога правды». Но настоящую популярность и любовь советских зрителей принесла ей работа в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Гурченко исполнила главную роль, а песня «Пять минут» стала популярной на многие десятилетия. Она и сегодня считается одной из самых главных мелодий Нового Года.

После этого была еще работа в фильме «Девушка с гитарой». Песни из этой картины потом даже легли в основу отдельного музыкального альбома. А за Людмилой Марковной утвердилась слава одной из лучших актрис СССР. Правда, были в ее карьере и «черные дни». В советское время даже ведущие артисты не могли рассчитывать на большие гонорары, все получали по одной таксе. И Людмила Марковна нашла для себя «халтуру», стала выступать с собственными концертами. И тут же на нее обрушился вал критики со стороны журналистов и партийных работников. Ее обвинили в «капиталистическом подходе» к искусству. И какое-то время ей не давали сниматься, а зритель стал немного охладевать к актрисе.

Но дальнейшая карьера все равно расставила все по своим местам. Вышли на экраны такие фильмы, как «Соломенная шляпка», «Любовь и голуби», «Женитьба Бальзаминова», «Вокзал для двоих». И Гурченко вновь вернулась на Олимп актерской деятельности.

Параллельно с кино Людмила Марковна играла в театре. Больше всего спектаклей с ее участием было поставлено на сценах «Современника» и Театра-студии киноактера. Не менее успешной была и музыкальная карьера. В разное время вышло множество пластинок с песнями Гурченко. Она пела с Тото Кутуньо, Борисом Моисеевым, группой «Уматурман». За свою карьеру Людмила Гурченко получила массу наград. Среди них звание Народной артистки СССР, орден «За заслуги перед Отечеством», премии «Золотой граммофон» и «Ника».


«Женский организм – это совсем не гармонь. Захотела – похудела, захотела – потолстела. Надо всегда поддерживать форму. Я вот и в старости легко влезаю в те платья, в которых снималась еще у Эльдара Рязанова в «Карнавальной ночи».

Детские годы, учеба

Людмила родилась в украинском городе Харькове 12 ноября 1935 года. Ее мать, Елена Александровна Симонова, происходила из древнего дворянского рода, а отец, Марк Гаврилович Гурченко, был выходцем из смоленских крестьян. Родители работали в Харьковской филармонии: Елена — массовиком-затейником, а Марк пел и играл на баяне.

Людмила Гурченко в детстве. Фото kino-teatr.ru

В начале войны с Германией он добровольно ушел на фронт, несмотря на свою инвалидность. Елена с дочерью не успели эвакуироваться и прожили 2 года в оккупации. Маленькая Люся была очень артистичной и хорошо пела. Девочка приходила к немецкой части и “выступала” перед солдатами. Продукты, которые в благодарность давали ей немцы, помогли им с матерью выжить в то голодное время.

После освобождения Харькова, жизнь постепенно восстанавливалась: демобилизовался Марк Гаврилович, Люся пошла сначала в обычную, а потом и в музыкальную школу. С детства она была увлечена кинематографом и театром и не сомневалась, что станет знаменитой актрисой. Отец тоже считал, что дочь ожидает великое будущее и поддерживал ее веру в собственный талант. Он всегда будет для Люси самым дорогим человеком.

Людмила Гурченко с родителями. Фото culture.ru

Окончив школу, Людмила поехала в Москву. С первой попытки она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Девушке потребовалось несколько лет, чтобы полностью избавиться от украинского говора (Герасимов сразу ее предупредил, что с таким произношением в институте делать нечего).

В 1956-м году талантливая студентка-третьекурсница снялась сразу в трех картинах. В киноповести “Дорога правды”, где состоялся ее дебют и драме “Сердце бьется вновь” она сыграла проходные роли. А третьей стала музыкальная комедия “Карнавальная ночь” начинающего режиссера Эльдара Рязанова. Здесь юная актриса исполнила главную роль Леночки Крыловой, которая принесла ей всесоюзную славу. Прославился и Юрий Белов, сыгравший вторую ведущую роль Гриши Кольцова.

Людмила Гурченко. “Карнавальная ночь” 1956 г.

Популярность Гурченко была невероятной. Молодую звезду приглашали участвовать в концертах, мешками приходили письма от поклонников. Казалось бы, успешная карьера ей обеспечена, но все произошло с точностью до наоборот. Как снимающуюся студентку, Людмилу лишили стипендии. А деньги (8 тысяч), которые она получила за “Карнавальную ночь”, подошли к концу. За концерты ей не платили (считалось, что студенты должны выступать бесплатно), но некоторые организаторы мероприятий все-таки вручали девушке конверты со скромными суммами.

В 1957 году, накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов, “органы” предложили Людмиле “сотрудничество”. Ей пообещали помочь с квартирой в Москве и прочие материальные блага. Гурченко отказалась и с этого момента, по словам самой актрисы, “началось мое крутое пике — вниз”.


С Тамарой Макаровой (слева). “Дорога жизни” 1956 г. – дебютная роль Людмилы Гурченко

Вскоре в одной из центральных газет появилась разгромная статья под названием “Чечетка налево”, в которой Людмилу выставили алчной пронырой, загребающей бешеные деньги на “левых” концертах. Публикация имела большой общественный резонанс. Травле подверглись не только Гурченко, но и ее родители в Харькове. В результате Марк Гаврилович перенес инфаркт.

Тем не менее, Людмиле все-таки дали окончить ВГИК, после чего она получила распределение на “Мосфильм”. Попасть в штат можно было только при наличии столичной прописки. Выручили знакомые, временно прописавшие Гурченко на своей жилплощади, как домработницу.

В 1958 году она устроилась в московский Театр-студию киноактера, а потом перешла в “Современник”. Ни в одном из них актриса не смогла себя проявить: слишком мало ролей ей удалось сыграть. В 1966-м году Гурченко уволилась из театра. Через 25 лет она вернется на театральную сцену и будет играть в антрепризах почти до конца жизни.

Наследники

От второго брака у актрисы родилась дочь Маша. Но, в силу своей карьерной предрасположенности, она так и не стала хорошей мамой для девочки. Постоянные гастроли, выступления и высокая планка идеала для самой себя отстранили ее от дочери, воспитанием которой занимались бабушка и дедушка.

Дочь Людмилы Гурченко, биография которой не наполнена счастливыми моментами, а, скорее, похожа на лёт по ветру, проживает в Москве, имеет дочь и две внучки. Взаимопонимания с матерью они так и не нашли. У каждой из них была своя личная жизнь – одна стремилась стать признанной и знаменитой, вторая просто ждала материнской ласки и понимания.

Многие, конечно же, осуждают Гурченко за это, а многие оправдывают этот эпизод ее личной жизни присущими ей настоящими талантами. Сама же Гурченко говорила, что не смогла совместить свою работу с материнством, хотя понимала, что с ее стороны это крайне жестоко. Она сделала свой выбор в пользу творчества, но, насколько была от этого счастлива, знала только сама.

«Дешевая история»

— Вам нравится то, чем вы занимаетесь?

— Я раньше стеснялся. Столько раз мы были биты с Люсей! Очень я переживал, что меня могут обвинить в меркантильности. Но какая меркантильность, если я живу в деревне, а квартира в центре Москвы открыта для людей — пожалуйста, ходите. И я не зарабатываю на этом. Счастлив оттого, что есть два сотрудника, которые там работают и получают зарплату. А есть еще и волонтеры — они помогают, чем могут.

— Друзья Людмилы Марковны остались в вашей жизни?

— У Люси круг друзей не очень большой. Как говорил Люсин папа, «кровенные друзья» к коллегам по цеху не имели отношения. К сожалению, почти все уже ушли из жизни. Последний настоящий друг — Эльдар Александрович Рязанов. Он был рядом до конца своих дней.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Кинорежиссер Эльдар Рязанов народная артистка России Людмила Гурченко во время церемонии открытия киноклуба «Эльдар», 2005 год

Фото: ТАСС/Наталья Колесникова

— Вы не хотели книгу написать?

— Нет. Это не моя история. Почти всю свою жизнь, включая 2000-е, Люся описала в своих книгах. Мне предлагали. Но я не смогу.

— Как бы вам еще хотелось напомнить о Людмиле Марковне? Может, фестиваль, премия ее имени?

— Ни в коем случае. Это такая дешевая история, на мой взгляд. Что бы еще сделал для памяти Люси? Не знаю. Есть доска на доме, музей существует, памятник на Новодевичьем кладбище — произведение искусства. Зачем? Процесс идет. Это как с кино: люди приходят на фильм, нравится, они счастливы и вновь хотят видеть работы этого режиссера, актеров. Как долго продлится память о Людмиле Гурченко, решат люди, которые так или иначе будут пересекаться с ней в ее многочисленных работах в кино, театре, книгах, музыке.

— Столько цветов на Новодевичьем, сколько у памятника Людмилы Марковны, только у Дмитрия Хворостовского.

— О такой памяти остается только мечтать. Если человек интересен, там будет хоть один цветочек, но каждый день. Даже много лет спустя. Я не задумываюсь о том, что я делаю для нее. Просто делаю. Это потребность. А дальше…

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Фото: РИА Новости/Галина Кмит

Жизнь так скоротечна. Казалось, на днях вместе с Римасом Туминасом я проводил в Литву моего друга, композитор Фаустаса Латенаса, а через пять дней позвонили и сказали, что его не стало. Как же всё внезапно. Я об этом думаю постоянно. Никто не готов к смерти. И Люся ушла внезапно. Съела свой любимый хлеб с маслом и сыром и ушла через пять минут. Вот что обидно. Кто-то говорит, что это счастье, что так быстро. А я думал: Господи! Как? Вот же остался еще кусочек бутерброда… А ее нет.

Детство и юность

Гурченко Людмила Марковна родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. До войны родители Людмилы Гурченко, папа Марк Гаврилович Гурченко (настоящая фамилия — Гурченков) и мама – Елена Александровна Симонова, работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом, он играл на баяне, а мама пела. Часто родители брали дочь с собой на концерты, поэтому у Людмилы было закулисное детство, сцену она видела с ранних лет.

Со дня рождения и до начала Великой Отечественной войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове, в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке. Счастливое детство Людмилы Гурченко было прервано войной. Отец Марк Гаврилович, которого всю свою жизнь нежно любила и почитала актриса, пошёл на войну. Он был не призывного возраста и к тому же имел инвалидность, но принял решение воевать. Девочка осталась в оккупированном Харькове вдвоем с мамой.

Людмила Гурченко в молодости

1 сентября 1943 года после освобождения Харькова Людмила Гурченко с некоторым опозданием пошла в школу, которая находилась во дворе ее дома. А осенью 1944-го она поступила в музыкальную школу имени Бетховена – родители решили развивать немалые музыкальные способности ребенка.

С 1953 года начинается столичная страница биографии Людмилы Гурченко. Именно в этом году девушка поехала в Москву и сразу же поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она была самой яркой и многогранной на своем курсе, одинаково хорошо танцевала, пела и играла. На выпускном курсе актриса играла Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня». В этих двух ролях Гурченко и пела, и танцевала, и играла на рояле.

ВГИК она окончила в 1958 году. По окончании вуза играла сначала в Театре-студии киноактера, а с 1964 года Гурченко два сезона проработала в «Современнике», сыграв в постановках режиссера Олега Ефремова «Без креста», «Старшая сестра», «Сирано де Бержерак», «Голый король» и «Вечно живые». Потом Людмила Гурченко по нескольку лет отдала работе в театре Антона Чехова и Московском театре сатиры.

Как сложилась кинокарьера Людмилы Гурченко

Главную роль в “Карнавальной ночи” Людмила получила благодаря самому Ивану Пырьеву. Директор “Мосфильма”, уничтоживший карьеры многих талантливых актрис (Екатерины Савиновой, Клары Румяновой, Ии Арепиной и т.д), открыл дорогу на большой экран никому не известной студентке. Он случайно встретил ее в коридоре киностудии и лично привел на съемочную площадку.

До окончания ВГИКа, Гурченко сыграла еще одну центральную роль в музыкальном фильме Александра Файнциммера “Девушка с гитарой” (1958 г.). Однако картина, снятая на волне успеха “Карнавальной ночи”, была встречена зрителями достаточно прохладно.

Людмила Гурченко. “Девушка с гитарой” 1958 г.

О последующих 15-и годах в кинематографе актриса отзывалась пренебрежительно: ” Там гавкнула, здесь прыгнула”. Значительных работ в этот период у нее действительно было мало. Среди наиболее запоминающихся ролей — Юлия Джули в “Тени” (1971 г.) и мадам Ниниш в “Табачном капитане” (1972 г.). Но снималась Людмила регулярно, в том числе, в ведущих ролях.

Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.
Николай Трофимов и Людмила Гурченко. “Табачный капитан” 1972 г.

Переломный момент в кинокарьере Гурченко наступил после съемок в мелодраме Виктора Трегубовича “Старые стены” (1973 г.). Здесь она наконец получила возможность уйти от комедийного амплуа. Ее героиня Анна Георгиевна— современная женщина-руководитель, страдающая от одиночества под маской железной леди (сам фильм, по-моему, весьма посредственный, но игра Гурченко и Армена Джигарханяна великолепна). За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Людмила Гурченко и Армен Джигарханян. “Старые стены” 1973 г.

Больше у Гурченко не будет повода жаловаться на свою невостребованность. Во второй половине 70-х лучшими ее ролями стали модистка Клара в музыкальном фильме “Соломенная шляпка”, портниха Нина в военной драме “Двадцать дней без войны”, актриса варьете Карина в музыкальной комедии “Небесные ласточки”.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. “Двадцать дней без войны” 1976 г.

В 1976-м году на съемках детского мюзикла “Мама”, где Гурченко играла главную роль Козы,  ее карьера могла оборваться навсегда. Часть эпизодов снималась на катке. Знаменитый клоун Олег Попов, исполнявший роль Медведя, неудачно прыгнул Людмиле на ногу и раздробил ее лезвием своего конька на 19 осколков.

Хирурги провели несколько сложнейших операций. Ногу чудом удалось собрать, но врачи были уверены, что актриса останется инвалидом. К счастью, их прогноз не оправдался. Съемки в картине Гурченко пришлось заканчивать с загипсованной ногой и при помощи дублера.

Людмила Гурченко. “Мама” 1976 г.

80-е годы стали для Гурченко порой наивысшего творческого расцвета. В этот период она сыграла звездные роли, проявила себя как композитор и поэт, написала несколько автобиографических книг. Одна за другой вышли лучшие картины в ее фильмографии: “Любимая женщина механика Гаврилова” (Рита), “Отпуск за свой счет” (Ада Петровна, сопровождающая туристическую группу), легендарные “Вокзал для двоих” (официантка Вера) и “Любовь и голуби” (разлучница Раиса Захаровна) и многие другие.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. “Вокзал для двоих” 1982 г.
Людмила Гурченко. “Любовь и голуби” 1984 г.

После краха советского кинематографа, актриса снималась гораздо реже и ролей, сопоставимых с прежними, у нее уже не было. Можно упомянуть разве что музыкальную фильм “Моя морячка” (1990 г.), да и то из за актерского состава (кроме Гурченко, там сыграли Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян), исторический фильм “Виват, гардемарины” и его продолжение “Гардемарины III” (1991, 1992 г.) и приключенческую комедию “Старые клячи” (2000 г.).

Татьяна Васильева и Людмила Гурченко. “Моя морячка” 1990 г.
Людмила Гурченко. “Старые клячи” 2000 г.

Сергей Сенин, муж Гурченко, продюсировал несколько фильмов с ее участием, в том числе, самый последний — автобиографическую мелодраму “Пестрые сумерки” (2009 г.) К сожалению, успеха они не имели.


“Пестрые сумерки” 2009 г.

Фильмография актрисы

Биография Людмилы Гурченко как актрисы кино началась с первой ее работы в фильме «Дорога правды» (1956). Коронная фраза главной героини «Я не затем сюда пришла, чтобы молчать!» проведет артистку через всю жизнь. Именно это выражение характеризовало ее внутреннюю сущность. Она хотела творить свое кино, быть на экране такой, какой считала нужным. Может быть, из-за этого очень многие не уживались с ее характером, ведь таланту всегда присуще быть духовно выше всех в кругу коллег. Но, несмотря на это, работа для Людмилы находилась всегда, и она с удовольствием исполняла, кроме главных, и второстепенные роли, делая их более значимыми и заметными в своем амплуа.

Более талантливой актрисы, чем Людмила Гурченко, фильмография которой насчитывает около ста ролей, в советском кино не было. Славу актрисе принесла одна из первых работ — «Карнавальная ночь» (1956), в которой она сыграла очаровательную Леночку Крылову, исполняющую песню «Пять минут». Этот образ стал для нее стартом, и в то же время помехой для восприятия ее зрителями в иных, более серьезных и драматических ролях. Но благодаря трудолюбию, своему усердию и огромной любви к своей профессии она сумела завоевать симпатии зрителя и в исполнении других ролей.

После «Карнавальной ночи» следующей работой был фильм «Девушка с гитарой». Хотя сам сюжет кинокартины был интересен, почему-то после дебюта зрители его не восприняли. Именно в период работы над этим кино Людмиле Гурченко поступило предложение о тесном сотрудничестве с КГБ. Но ее резкий отказ скажется на последующих съемках. Десять лет ей не будут давать главные роли, она переживет жуткую моральную травлю именно в расцвет своей карьеры, когда талантливая, полная энергии женщина готова работать и сниматься, а ее игнорируют со всех сторон. Но она не сдается, участвует в эпизодах. Самые запомнившиеся зрителю — «Рабочий поселок» (1966), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Взорванный ад» (1967), «Цирк зажигает огни» (1972).

Гурченко Людмила Марковна умела работать так, как никто другой. Выкладывалась всегда по полной. Десять лет забвения оставят очень болезненный след в душе актрисы. До последних дней своей жизни она не сможет забыть время самого тяжелого периода творческого становления. Какие бы сюрпризы ни подкидывала жизнь и сторонники политических взглядов, она осталась верна себе, своим идеалам и принципам, никогда не вступала ни в одну партию и политическую организацию.

Музей Примадонны

— Вы сделали из квартиры Людмилы Гурченко музей. Не каждый готов расстаться с дорогостоящей недвижимостью в центре Москвы. Почему вы на это решились?

— Может быть, это произошло от того, что у меня даже мыслей таких не возникало. Какой музей? Чтобы его создать, надо тогда все бросить и заниматься только этим. Не всё само собой получилось. Вскоре после Люсиного ухода столько посыпалось звонков от очень крупных музеев Москвы, Петербурга и не только. Все хотели выставлять ее наряды, личные вещи. Я сначала отказывался, как-то было неловко. Но просьбы были настойчивыми. Я сдался. Подумал: в конце концов, есть же музеи Ив Сен Лорана, Марлен Дитрих, почему бы и нет.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительница выставки «Людмила Гурченко», которая открылась в московской галерее «Дом Нащокина» в 2011 году.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Первая большая выставка прошла в Музее Москвы. Она должна была длиться два месяца, а в итоге работала девять. Значит, людям это интересно. Задумался, может, стоит показывать наряды там, где Люся их создавала? Только я решил делать в квартире музей, тут же пошли разговоры: «Ну, всё понятно. Сенин начинает зарабатывать деньги». Какие деньги?! Если на зарплаты сотрудникам музея хватает — значит, хороший был месяц.

— С чего всё началось?

— Люси не стало. Шло время. Однажды зашел в ее гардеробную, там — сотни костюмов! Им цены нет. Не в смысле реальной стоимости, а в том смысле, что из них половина сделана Люсиными руками. Что мне с этим делать? А она эти наряды днями и ночами создавала. Могла взять два платья и сделать из них третье.

К счастью, нашлись музейные работники, которые оценили эти сокровища, а еще — антиквариат, красивые вещи, которые она покупала. И как-то все начало упорядочиваться.

Люся же не была коллекционером, всё приобреталось хаотично. Нравится, есть возможность — покупала. В итоге возникла пестрая коллекция всего, что только может быть. Мне одному в этом было бы не разобраться. Сначала мне помогли просто понять, как всё сохранить. Началась настоящая научная работа, и вдруг я понял, что жить в этой квартире больше не могу.

— Почему?

— Потому что это уже некая лаборатория. Дачу я отдал Люсиной дочке Маше, взял кредит в 5 млн рублей и полностью рассчитался с Машей по вопросам ее наследства. Снял уголок за городом, очень скромный. Потом подумал: «Хорошо. Выставки, которые ездят по стране, имеют большой успех. Может быть, стоит сделать так, чтобы люди приходили домой к Людмиле Гурченко?» И с 2016 года в квартире, где мы жили, открылся музей.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Муж Людмилы Гурченко, продюсер Сергей Сенин и дочь Людмилы Гурченко Мария Королева

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Теперь там проводит свои мастер-классы Александр Васильев.

— Да, иногда к нам заглядывает в гости Саша Васильев, человек очень светлый. И даже может провести экскурсию. Музей существует без всякой поддержки

Но, может быть, оттого, что я не прошу никого об этом? Мне кажется, что за четыре года существования музея могли бы обратить внимание и сказать: «Сергей Михайлович, может, нужна помощь?» Но пока такого не было

— Неужели ни один музей не захотел вас взять под крыло, сделать своим филиалом?

— Когда я уже стал немного разбираться в том, что происходит, задумался: какой музей мог бы это всё не растерять? Если бы у меня была другая квартира, эту я бы мог отдать в распоряжение, например, Бахрушинскому музею.

Сегодня часть коллекции я передал в Музей Москвы, роскошные костюмы Людмилы Марковны есть в Музее музыки в Шереметьевском дворце в Петербурге. Но самая большая моя радость, что в прошлом году мы с Музеем имени Бахрушина заключили соглашение и более 700 экспонатов я передал им

Это очень важно

Люся была неисчерпаема во всем. И это видно по ее наследию. Им хочется делиться. Многие ее вещи теперь в различных музеях. Но еще и коллекционерам я передал в дар что-то. Они будут хранить и передавать из поколения в поколение как память о Людмиле Гурченко.

Я знаю случаи, когда родные после ухода близкого человека всё выбросили. С Люсей такого не должно было произойти. Потому что есть что хранить и сохранять.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительницы на открытии выставки «Петербург Людмилы Гурченко» в Музее театрального и музыкального искусства

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— Как люди могут прийти в музей?

— Найти Музей-мастерскую Людмилы Гурченко можно только через соцсети, там указан телефон. Квартира находится на шестом этаже. Предварительно звонят, записываются. А еще узнают о нас через сарафанное радио.

Личная жизнь

У Людмилы Гурченко насыщенной была не только творческая биография, но и личная жизнь, «роковая женщина» сменила 6 мужей, но родила только одну дочь. Первым мужем 18-летней студентки стал 30-летний режиссер Василий Ордынский. Поговаривают, что Люся выходила за режиссера, рассчитывая на роли в его фильмах, но расчет не оправдался, и через год с небольшим супруги развелись.

Людмила Гурченко и ее первый муж Василий Ордынский

В Бориса Андроникашвили, учившегося во ВГИКе на сценариста, Гурченко влюбилась с первого взгляда. В 1958 начинающая актриса получила диплом, второй раз вышла замуж, а через год стала мамой. Брак по любви оказался не намного крепче и продолжительней первого, заключенного по расчету. Вскоре после рождения дочки Борис охладел к супруге, пошли слухи о его изменах, и просуществовавшая 2 года семья распалась.

Гурченко, сосредоточившись на карьере, переложила воспитание дочки на свою маму.

Через 2 года после развода она познакомилась с приемным сыном писателя Александра Фадеева. Александр Александрович на момент их встречи играл в театре, в кино еще не снимался. По его меркам, Людмила Гурченко была знаменитостью, да и просто очень привлекательной женщиной, и Фадеев постарался ее завоевать. Скоропалительный третий брак продлился всего 2 года, актеры не успели толком узнать друг друга до свадьбы, и семейная жизнь обернулась чередой разочарований.

Иосиф Кобзон стал третьим законным мужем Людмилы

Тут же начался роман с очередным поклонником, тогда еще восходящей звездой эстрады Иосифом Кобзоном. Гурченко познакомилась с будущим четвертым мужем на нелегком этапе своей биографии. Актриса жаловалась, что все режиссеры, к которым она обращалась в поисках работы, воспринимали ее как легкодоступную женщину и отвечали недвусмысленными предложениями. Кобзон в те годы был не настолько знаменит, чтоб поспособствовать карьере любимой, но его моральная поддержка оказалась очень ценной.

Интересно: Лариса Белогурова: любовь всей жизни

Интересно, что «две звезды» оформили брак через 3 года после начала романа, и лишь из-за того, что во время новогодних гастролей Кобзона, их с Гурченко отказались поселить в один гостиничный номер (советский «облико морале!»).

К счастью, начальница Самарского ЗАГСа оказалась поклонницей таланта обоих, и в срочном порядке расписала их, несмотря на выходной. Новоиспеченные супруги смогли занять один номер на законных основаниях.

Законный брак продлился примерно столько же, сколько добрачный роман. Две ярких творческих личности со сложными характерами не смогли создать семью и расстались в 1970. По слухам, Кобзон официально не развелся с Людмилой Гурченко на момент заключения брака с Нинель Дризиной, родившей певцу двоих детей. После разрыва очередных отношений 35-летняя актриса зареклась вновь выходить замуж. Но вскоре в ее жизни появился пианист Константин Купервейс. У певицы завязался роман с молодым аккомпаниатором, 14-летняя разница в возрасте их не смутила.

Людмила Гурченко и Константин Купервейс

«Попытка номер 5» оказалась более удачной. Регистрировать отношения Гурченко и Купервейс не стали, но в гражданском браке прожили 18 лет. Константин угадывал желания и выполнял капризы звездной супруги, и она была уверена, что наконец-то обрела свое женское счастье. Известие о наличии у гражданского мужа второй семьи оказалось для Людмилы Марковны ударом, в 1991 они расстались.

Интересно: Кирилл Сафонов выдает замуж дочь и мечтает о сыне

Тогда же Гурченко, исполнительница главной роли в фильме «Секссказка», познакомилась со 30-летним продюсером Сергеем Сениным. Поначалу актриса и не помышляла о серьезных отношениях с мужчиной, который был на 2 года младше ее дочки. Ситуация осложнялась наличием у Сенина жены и ребенка. Но в 93 он стал шестым мужем Гурченко, и этот брак продлился до самой смерти звезды в 2011. По некоторым данным, в 2010 она променяла мужа на молодого сожителя, красавца-фотохудожника Аслана Ахмадова. Слухи подогрела тематическая фотосессия Аслана и Людмилы, построенная на мифе об Эдипе.

Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов

Осенью 2010 75-летняя Гурченко объявила о своей любви в шоу «Пусть говорят». Примерно в это же время ей приписывали роман с партнером по съемкам Максимом Авериным («Глухарем»).

Биография Гурченко

Людмила Гурченко появилась на свет 12 ноября 1935 г. в Харькове. Он росла в простой семье со скромным достатком, не имеющей ничего общего с киноиндустрией.

Отец актрисы, Марк Гаврилович (наст. фамилия Гурченков) мастерски играл на баяне и хорошо пел. Он, как и его супруга, Елена Александровна, работал в филармонии.

Детство и юность

Детство Людмилы прошло в однокомнатной полуподвальной квартире. Поскольку она воспитывалась в семье артистов, девочка часто бывала в филармонии, присутствуя на репетициях.

Людмила Гурченко в детстве

Все было хорошо до того момента, пока не началась Великая Отечественная война (1941-1945). Отец Гурченко сразу же отправился добровольцем на фронт, хотя являлся инвалидом и уже был в годах.

Когда маленькой Люде едва исполнилось 6 лет, Харьков захватили фашисты, вследствие чего в ее биографии настал один из самых тяжелых периодов. В одном из интервью актриса призналась, что в то время ей приходилось петь и танцевать перед оккупантами, чтобы иметь хоть какое-то пропитание.

Поскольку Гурченко жила вместе с мамой и часто недоедала, она примкнула к местной шпане, которая часто ходила по рынкам в надежде получить кусок хлеба. Девочка чудом осталась в живых после одной из облав, устроенных фашистами.

Когда красноармейцы устраивали в городе какие-либо провокации, немцы в ответ нередко начинали убивать простых граждан, зачастую детей и женщин, которые попадались им на глаза.

После того как летом 1943 г. Харьков снова оказался под контролем русских войск, Людмила Гурченко пошла в школу. Интересен факт, что ее любимым предметом оказался украинский язык.

Получив аттестат девушка успешно сдала экзамены в музыкальную школу им. Бетховена. Затем 18-летняя Людмила отправилась в Москву, где ей удалось поступить во ВГИК. Здесь она смогла в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.

Гурченко была одной из самых талантливых студенток, умеющей хорошо танцевать, петь и играть на фортепьяно. По окончании вуза она какое-то время выступала на сцене разных театров, включая «Современник» и Театр им. Чехова.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий