Художники, режиссеры, певцы: семь мужей людмилы гурченко

«После «Карнавальной ночи» мы ее больше не видели»

Я знала, что, раз уж моя подруга мечтает стать актрисой, рано или поздно наши дорожки разойдутся. Но сколько можно было, мы дружили. Помню, как встречали у нее дома Новый, 1953 год. На столе стояли компот, винегрет, картошка… Ни грамма спиртного! Курить никто из нас тогда даже не пробовал. Мы посидели, Люся нам спела, потом после двенадцати мы пошли во двор, на санках кататься. Вот и вся программа… А через полгода был наш выпускной.


«О своей московской жизни Люся говорить не любила: ни про мужа, ни про дочь. Хотя то, что с мужем, Сениным, у нее все хорошо, — сразу было видно. А вот с дочерью что-то, кажется, не ладилось». Людмила Гурченко с мужем Сергеем Сениным. 2004 г.

Фото: Елена Сухова

Платья на всех девочках были белые, как и положено. Только Люся явилась в ярко-зеленом, из китайского шелка, с красными бантами. И туфли красные — на них тоже банты, как у мушкетера. Это даже никого не удивило: уже тогда Люся вытворяла чудеса на швейной машинке, которую ей где-то раздобыли родители. Помню, когда на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», у Гурченко чуть ли не на следующий день уже была юбка с оборками, как у Любки Шевцовой. Конечно, на выпускном вечере вопроса «Кем ты хочешь стать?» Люсе никто не задавал. Ответ был слишком очевиден. Причем на родной харьковский театральный институт Люся даже внимания не обращала. Только в Москву, во ВГИК! Собирали ее всем миром, с помощью всех родственников и знакомых. Особенно трудно было с наличными деньгами, но кое-как наскребли.


«Гурченко страшно волновалась перед выходом на сцену. А позже призналась, из-за чего: «Я все думала, вдруг какой-нибудь идиот крикнет из зала: «Выскочка с Клочковской!» Ведь я бы не выдержала — умерла со стыда!» (Людмила Гурченко на юбилейном вечере Эльдара Рязанова. 2007 г.)

Фото: ИТАР-ТАСС

Прошло три года. Мы знали, что у Люси все получилось, она учится во ВГИКе. И тут на экраны выходит фильм «Карнавальная ночь». И в главной роли — она! Мы просто глазам своим поверить не могли. Все это казалось каким-то чудом… А потом вдруг явилась сама Люся — на каникулы. Весть о том, что она в Харькове, разнеслась среди подруг, и мы собрались в школе. Сидели и с раскрытыми ртами слушали ее рассказы о съемках. После этого Люся надолго пропала: в родной город не приезжала несколько десятилетий. Для многих из нас та встреча с ней после «Карнавальной ночи» так и стала последней. Но, помню, когда на экраны один за другим выходили ее фильмы — «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», — мы все удивлялись: как же так? Вот ведь, кажется, это та же самая наша Люся. Это ее такое знакомое, нетерпеливое подергивание плечиком, ее смех…

Ничего вроде бы в ней не изменилось, но теперь она уже не девочка из школы № 6, а настоящая и безусловная кинозвезда! Не Люська, а Людмила Гурченко…»

Самостоятельная жизнь

Однако не все в жизни Марии было так уж плохо. Отсутствующую мать заменяла любящая бабушка – мама Людмилы Гурченко

Девочка училась неважно, но, боясь гнева матери, скрывала от нее свои отрицательные отметки

Дочь Людмилы Гурченко понимала, что мама втайне надеется, что она повторит ее звездную судьбу. Но сама Маша о сцене не мечтала. Не смогла она стать и музыкантом, как хотела этого Людмила Марковна. Напротив, Маша поступила в медицинское училище и окончила его со средним результатом.

Она специально одевалась так, чтобы не нравиться маме, которая любила элегантность и до последнего дня своей жизни была очаровательна. Гурченко Людмила Марковна красила волосы в светлые оттенки, носила потрясающие платья и высокие шпильки, пользовалась косметикой. А ее дочь стремилась к простой одежде (брюки и кофты), специально изменила цвет своих волос на баклажанно-лиловый, не хотела прибегать к косметическим средствам.

Василий Ордынский и Борис Андроникашвили

Людмила росла артистичным ребёнком. Она с детства танцевала, пела, участвовала в концертах. После окончания школы девушка знала, что посвятит себя искусству. Талантливая абитуриентка успешно сдала вступительные экзамены во ВГИК и была принята туда.

Здесь красивую студентку заприметил режиссер Василий Ордынский, который был старше избранницы на 12 лет. Молодые люди стали тайно встречаться. Они не рассказывали о своём романе даже близким людям.

Вспоминая это время, сокурсница Людмилы Гурченко Зинаида Кириенко говорит, что Вася с Люсей приходили к ней в гости, вместе они пили чай, но о браке молодые люди не говорили ни слова. Звезда «Тихого Дона» узнала уже о состоявшейся свадьбе от других людей. Зинаида Кириенко говорит, что затем Гурченко всю жизнь скрывала факт этого брака.

Некоторые уверены, что Людмила Марковна вышла замуж за Ордынского по расчету, так как он был кинорежиссером. Но когда Василий Сергеевич не смог отстоять перед художественным советом кандидатуру Людмилы на роль Нади в фильме «Человек родился», молодая жена ушла от мужа. Их брак продлился только год.

На тот момент Люсе было 19 лет. Эффектная девушка недолго оставалась одна. Как-то в столовой ВГИКа она увидела красивого парня и влюбилась в него с первого взгляда. Объектом внимания актрисы стал Борис Андроникашвили. Молодые люди поженились.

Вскоре у пары родилась дочь Мария. Но Людмила Марковна не очень обрадовалась этому факту. Ведь она очень любила своего отца Марка и надеялась, что родится сын. Молодая мать мечтала назвать первенца именем отца.

Но женщину ждало не одно разочарование. Пока актриса занималась домашним хозяйством, воспитывала ребенка, её муж часто отсутствовал дома. Он был на работе или в компании друзей. Но затем Гурченко узнала, что у мужа есть любовницы. Тогда гордая актриса ушла из дома вместе с вещами и дочкой, а затем подала на развод.

Обострение отношений между матерью и дочерью

Обострение отношений между матерью и дочерью произошло из-за нового и последнего брака Гурченко. По сути дела, это был уже шестой союз, который заключила Гурченко Людмила Марковна. Новый муж не смог прижиться с родственниками своей жены. Ни с тещей, ни с дочерью Гурченко Марией Борисовной.

Квартирный вопрос усугубил ситуацию. Дело в том, что мама Людмилы Марковны, Елена Александровна, умирая, завещала свою квартиру не дочери, а внучке. Но Людмила Марковна не смогла принять такое решение своей матери. Начался долгий и тяжелый суд между Гурченко и ее дочерью, который закончился разделом имущества.

Биография Людмилы Гурченко

В Восточной части Украины, в небольшом городке Харькове появляется на свет 12 ноября 1935 года знаменитая артистка. Детство девочки является томным, так как ее постигли военный действия. Когда произошло освобождение города от немцев в 1943 году, Люда идет в гимназию №6. Она чрезвычайно полюбила свой национальный язык, а так же музыку.

В 1953 году Люся едет покорять Москву, и сразу поступает в ВГИК.

Дебют Гурченко, как артистки состоялся в фильме Яна Фрида «Дорога правды». Знаменитость советская артистка обрела в 1958 году, когда сыграла главную роль в кинофильме «Карнавальная ночь».

За всю свою карьеру Людмила Гурченко снялась в более 100 кинофильмах, играла на сцене пяти известных театров России, исполнила более 17 песен. Одна из популярных синглов в исполнении артистки была «Пять минут».

Умерла легендарная артистка 30 сентября 2011 года.

Биография Людмилы Гурченко увлекательная. Выделим пять самые интересные факты с ее жизненного пути:

  1. Концертное платье, в котором она выступала первый раз на сцене пришлось продать из – за долгов в комиссионный магазин.
  2. Свои песни артистка писала себе сама.
  3. Образы, в которых она выступала Люся, создавала так же сама себе.
  4. Артистка любила, когда ее называли Люсей.
  5. Актриса любила двух собак по кличке Пепе и Гаврику.

Валерий Ободзинский – Встреча

Трагические обстоятельства смерти Марка Королева

В жизни Марии Борисовны случилось еще одно трагическое событие. В 1998 году от передозировки наркотиков умер ее старший сын Марк. Горе матери было велико, оно усугублялось тем, что сама Мария Борисовна вела долгую борьбу с недугом сына.

Существует легенда, что Гурченко не пришла на похороны внука. Однако это неправда, знаменитая актриса тяжело переживала его смерть, так как связывала с Марком (названным в честь ее отца) свои надежды. Однако на похоронах актриса старалась быть незаметной и не привлекать к себе внимания.

Смерть сына подкосила здоровье Марии Борисовны, которая вообще махнула рукой на свой внешний вид и то впечатление, которое она производила на людей.

Непростые отношения

Когда Марии исполнилось три годика, Гурченко решила взять дочь к себе. Однако из-за частых гастролей девочка все равно почти не видела мать. За Марией присматривали соседи. Именно тогда у девочки и появилась ревность к маминой работе. Отец при этом вообще не интересовался дочерью. Обиду на родителей Мария пронесла через всю свою жизнь.  

Вскоре девочка снова вернулась в Харьков. С бабушкой и дедушкой ей было гораздо комфортнее, чем со звездной мамой. Когда девочке пришло время идти в школу, Гурченко снова ее забрала. С 9 лет Мария стала самостоятельной. Она жила одна в квартире, пока мама активно гастролировала по Союзу.

Вскоре Мария прочитала интервью матери. В нем она заявила, что всегда мечтала о сыне, а рождение дочери ее сильно огорчило и из-за этого она даже плакала несколько дней. Для десятилетней девочки это откровение было сильным ударом.        

Отношения окончательно испортились, когда Мария вступила в подростковый возраст. Близкие семьи вспоминали, что дочь во всем перечила Гурченко. Она напрочь отказывалась от ярких и дорогих нарядов, которые та ей привозила из заграничных гастролей. Модным платьям девочка предпочитала неказистые брюки. Мария также отказывалась от использования косметики. Девочка делала все, чтобы не выделяться на фоне остальных. Такая позиция не нравилась Гурченко, которая любила блистать на сцене и в жизни. На этой почве между матерью и дочерью нередко случались ссоры. 

Гурченко хотела, чтобы дочь соответствовала ей и унаследовала ее таланты: пластику, голос, актерское мастерство. Но Мария не оправдала ожиданий актрисы ни по одному пункту. 

Чтобы окончательно пресечь попытки матери сделать из нее свое подобие, девушка тайно стала студенткой медицинского училища. После учебы она устроилась в детскую онкологическую клинику. О том, что она дочь Гурченко, никто не догадывался. 

Пока Мария росла, Гурченко успела дважды выйти замуж и развестись. Это тоже наложило отпечаток на поведение дочери. Впрочем, с отчимами у девочки были лучше отношения, чем с родной матерью.  

Начало творческой карьеры

Осенью 1956 года состоялась премьера картины «Дорога правды», в которой граждане Советского Союза впервые увидели студентку института кинематографии Людмилу Гурченко. Юная актриса появилась в совсем небольшой роли комсомольской активистки Люси с репликой «Я не затем пришла сюда, чтобы молчать!», а главные роли в картине играли уже знаменитые Тамара Макарова, Вера Пашенная и Александр Борисов.

Роль была небольшой, но не для студентки, больше всего на свете мечтавшей сняться в кинокартине, ведь к концу второго года обучения Людмила была единственной из всего курса, кто еще не получил такого опыта. Родители Гурченко пересматривали «Дорогу правды» около десяти раз и ужасно гордились успехом дочери.

Вышедшая в этом же году комедийная музыкальная лента «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова стала для Люси билетом на кинематографический Олимп. Роль Леночки Крыловой прославила начинающую актрису, в ней она играла в компании Владимира Зельдина, Тамары Носовой и Игоря Ильинского. Песня «Пять минут», исполненная Гурченко, сразу стала хитом, который вот уже несколько десятилетий звучит в новогоднюю ночь в каждом российском доме.

Спустя два года Людмила Марковна окончила ВГИК. Тогда же состоялась премьера картины «Девушка с гитарой». В этом фильме Гурченко не поразила зрителей новым образом, как и в ленте «Карнавальная ночь», она снова сыграла милую, наивную и поющую о любви девушку Таню, работающую в музыкальном магазине продавцом.

«Карнавальная ночь» стала прорывом и для молодого режиссера Рязанова, ранее снимавшего только короткометражные и документальные картины. Он сам не ожидал такого успеха, как не ожидала Людмила, что ее фотографии вскоре будут украшать главные советские журналы, а сама она станет главным «секс-символом» 50-х. Девушки худели, добиваясь такой же осиной талии (48 см) и узких плеч, делали легкую химическую завивку, шили платья с пояском и пышной юбкой, подчеркивающей фигуру.

Как сложилась кинокарьера Людмилы Гурченко

Главную роль в “Карнавальной ночи” Людмила получила благодаря самому Ивану Пырьеву. Директор “Мосфильма”, уничтоживший карьеры многих талантливых актрис (Екатерины Савиновой, Клары Румяновой, Ии Арепиной и т.д), открыл дорогу на большой экран никому не известной студентке. Он случайно встретил ее в коридоре киностудии и лично привел на съемочную площадку.

До окончания ВГИКа, Гурченко сыграла еще одну центральную роль в музыкальном фильме Александра Файнциммера “Девушка с гитарой” (1958 г.). Однако картина, снятая на волне успеха “Карнавальной ночи”, была встречена зрителями достаточно прохладно.

Людмила Гурченко. “Девушка с гитарой” 1958 г.

О последующих 15-и годах в кинематографе актриса отзывалась пренебрежительно: ” Там гавкнула, здесь прыгнула”. Значительных работ в этот период у нее действительно было мало. Среди наиболее запоминающихся ролей — Юлия Джули в “Тени” (1971 г.) и мадам Ниниш в “Табачном капитане” (1972 г.). Но снималась Людмила регулярно, в том числе, в ведущих ролях.

Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.
Николай Трофимов и Людмила Гурченко. “Табачный капитан” 1972 г.

Переломный момент в кинокарьере Гурченко наступил после съемок в мелодраме Виктора Трегубовича “Старые стены” (1973 г.). Здесь она наконец получила возможность уйти от комедийного амплуа. Ее героиня Анна Георгиевна— современная женщина-руководитель, страдающая от одиночества под маской железной леди (сам фильм, по-моему, весьма посредственный, но игра Гурченко и Армена Джигарханяна великолепна). За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Людмила Гурченко и Армен Джигарханян. “Старые стены” 1973 г.

Больше у Гурченко не будет повода жаловаться на свою невостребованность. Во второй половине 70-х лучшими ее ролями стали модистка Клара в музыкальном фильме “Соломенная шляпка”, портниха Нина в военной драме “Двадцать дней без войны”, актриса варьете Карина в музыкальной комедии “Небесные ласточки”.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. “Двадцать дней без войны” 1976 г.

В 1976-м году на съемках детского мюзикла “Мама”, где Гурченко играла главную роль Козы,  ее карьера могла оборваться навсегда. Часть эпизодов снималась на катке. Знаменитый клоун Олег Попов, исполнявший роль Медведя, неудачно прыгнул Людмиле на ногу и раздробил ее лезвием своего конька на 19 осколков.

Хирурги провели несколько сложнейших операций. Ногу чудом удалось собрать, но врачи были уверены, что актриса останется инвалидом. К счастью, их прогноз не оправдался. Съемки в картине Гурченко пришлось заканчивать с загипсованной ногой и при помощи дублера.

Людмила Гурченко. “Мама” 1976 г.

80-е годы стали для Гурченко порой наивысшего творческого расцвета. В этот период она сыграла звездные роли, проявила себя как композитор и поэт, написала несколько автобиографических книг. Одна за другой вышли лучшие картины в ее фильмографии: “Любимая женщина механика Гаврилова” (Рита), “Отпуск за свой счет” (Ада Петровна, сопровождающая туристическую группу), легендарные “Вокзал для двоих” (официантка Вера) и “Любовь и голуби” (разлучница Раиса Захаровна) и многие другие.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. “Вокзал для двоих” 1982 г.
Людмила Гурченко. “Любовь и голуби” 1984 г.

После краха советского кинематографа, актриса снималась гораздо реже и ролей, сопоставимых с прежними, у нее уже не было. Можно упомянуть разве что музыкальную фильм “Моя морячка” (1990 г.), да и то из за актерского состава (кроме Гурченко, там сыграли Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян), исторический фильм “Виват, гардемарины” и его продолжение “Гардемарины III” (1991, 1992 г.) и приключенческую комедию “Старые клячи” (2000 г.).

Татьяна Васильева и Людмила Гурченко. “Моя морячка” 1990 г.
Людмила Гурченко. “Старые клячи” 2000 г.

Сергей Сенин, муж Гурченко, продюсировал несколько фильмов с ее участием, в том числе, самый последний — автобиографическую мелодраму “Пестрые сумерки” (2009 г.) К сожалению, успеха они не имели.

“Пестрые сумерки” 2009 г.

Игровая карьера[ | код]

Музей Примадонны

— Вы сделали из квартиры Людмилы Гурченко музей. Не каждый готов расстаться с дорогостоящей недвижимостью в центре Москвы. Почему вы на это решились?

— Может быть, это произошло от того, что у меня даже мыслей таких не возникало. Какой музей? Чтобы его создать, надо тогда все бросить и заниматься только этим. Не всё само собой получилось. Вскоре после Люсиного ухода столько посыпалось звонков от очень крупных музеев Москвы, Петербурга и не только. Все хотели выставлять ее наряды, личные вещи. Я сначала отказывался, как-то было неловко. Но просьбы были настойчивыми. Я сдался. Подумал: в конце концов, есть же музеи Ив Сен Лорана, Марлен Дитрих, почему бы и нет.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительница выставки «Людмила Гурченко», которая открылась в московской галерее «Дом Нащокина» в 2011 году.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Первая большая выставка прошла в Музее Москвы. Она должна была длиться два месяца, а в итоге работала девять. Значит, людям это интересно. Задумался, может, стоит показывать наряды там, где Люся их создавала? Только я решил делать в квартире музей, тут же пошли разговоры: «Ну, всё понятно. Сенин начинает зарабатывать деньги». Какие деньги?! Если на зарплаты сотрудникам музея хватает — значит, хороший был месяц.

— С чего всё началось?

— Люси не стало. Шло время. Однажды зашел в ее гардеробную, там — сотни костюмов! Им цены нет. Не в смысле реальной стоимости, а в том смысле, что из них половина сделана Люсиными руками. Что мне с этим делать? А она эти наряды днями и ночами создавала. Могла взять два платья и сделать из них третье.

К счастью, нашлись музейные работники, которые оценили эти сокровища, а еще — антиквариат, красивые вещи, которые она покупала. И как-то все начало упорядочиваться.

Люся же не была коллекционером, всё приобреталось хаотично. Нравится, есть возможность — покупала. В итоге возникла пестрая коллекция всего, что только может быть. Мне одному в этом было бы не разобраться. Сначала мне помогли просто понять, как всё сохранить. Началась настоящая научная работа, и вдруг я понял, что жить в этой квартире больше не могу.

— Почему?

— Потому что это уже некая лаборатория. Дачу я отдал Люсиной дочке Маше, взял кредит в 5 млн рублей и полностью рассчитался с Машей по вопросам ее наследства. Снял уголок за городом, очень скромный. Потом подумал: «Хорошо. Выставки, которые ездят по стране, имеют большой успех. Может быть, стоит сделать так, чтобы люди приходили домой к Людмиле Гурченко?» И с 2016 года в квартире, где мы жили, открылся музей.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Муж Людмилы Гурченко, продюсер Сергей Сенин и дочь Людмилы Гурченко Мария Королева

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Теперь там проводит свои мастер-классы Александр Васильев.

— Да, иногда к нам заглядывает в гости Саша Васильев, человек очень светлый. И даже может провести экскурсию. Музей существует без всякой поддержки

Но, может быть, оттого, что я не прошу никого об этом? Мне кажется, что за четыре года существования музея могли бы обратить внимание и сказать: «Сергей Михайлович, может, нужна помощь?» Но пока такого не было

— Неужели ни один музей не захотел вас взять под крыло, сделать своим филиалом?

— Когда я уже стал немного разбираться в том, что происходит, задумался: какой музей мог бы это всё не растерять? Если бы у меня была другая квартира, эту я бы мог отдать в распоряжение, например, Бахрушинскому музею.

Сегодня часть коллекции я передал в Музей Москвы, роскошные костюмы Людмилы Марковны есть в Музее музыки в Шереметьевском дворце в Петербурге. Но самая большая моя радость, что в прошлом году мы с Музеем имени Бахрушина заключили соглашение и более 700 экспонатов я передал им

Это очень важно

Люся была неисчерпаема во всем. И это видно по ее наследию. Им хочется делиться. Многие ее вещи теперь в различных музеях. Но еще и коллекционерам я передал в дар что-то. Они будут хранить и передавать из поколения в поколение как память о Людмиле Гурченко.

Я знаю случаи, когда родные после ухода близкого человека всё выбросили. С Люсей такого не должно было произойти. Потому что есть что хранить и сохранять.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительницы на открытии выставки «Петербург Людмилы Гурченко» в Музее театрального и музыкального искусства

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— Как люди могут прийти в музей?

— Найти Музей-мастерскую Людмилы Гурченко можно только через соцсети, там указан телефон. Квартира находится на шестом этаже. Предварительно звонят, записываются. А еще узнают о нас через сарафанное радио.

Становление

Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Украине (УССР), в г. Харькове. Родители – Марк Гаврилович и Елена Александровна работали в Харьковской филармонии музыкантами. Елена Александровна Гурченко (Симонова) была из потомственной дворянской семьи, спокойная и утончённая, любящая жена и мать. Марк Гаврилович родом из простых белорусских крестьян, веселый и жизнерадостный человек, обожавший своих жену и дочь. Маленькая Люся любила выступать перед родными и соседями, пела и танцевала, в ней не было скованности и стеснения.

Людмила с родителями

В 1941 году отец, несмотря на уже непризывной возраст, пошёл добровольцем на фронт. Елена Александровна с шестилетней Люсей остались одни, эвакуироваться они не успели. Наступали тяжёлые времена, немцы оккупировали Украину. По городу начались облавы, аресты и расстрелы, еды не хватало. Люся вместе с уличными мальчишками научилась подворовывать, стоять «на шухере», а когда было совсем тяжело пела перед немцами.

Пела песни на немецком языке из кинофильмов, которые немцы крутили в кинотеатрах, у Людмилы Марковны с детства была феноменальная память, того, что она приносила домой хватало самой и накормить маму. Тогда, девочка не задумывалась над моральной стороной своих выступлений, она была слишком мала, её молодая 24-летняя мама голодала, перебиваясь случайными заработками, Люся помогала, как умела.

После освобождения Харькова советскими войсками в 1943 году, Люся Гурченко пошла в школу № 6, которая находилась в её дворе, а через год поступила в музыкальную школу «имени Бетховена». Вернувшийся с фронта Марк Гаврилович, с женой начал работать в доме Пионеров, он был баянистом, а Елена Александровна массовиком-затейником.

Маленькая Люся была задействована во всех концертах и постановках. После войны стали возвращаться эвакуированные семьи, в школу поступали новые дети. Ребята, которые жили под оккупантами, разительно отличались от вновь прибывших, в ободранной одежде, с нездоровой худобой, их дразнили и издевались. Особенно доставалось Люсе Гурченко, она не умела и не хотела быть незаметной, одетая в шаровары и старую кофту, девочка вела себя, как королева. Вот тогда-то у этой худой, измождённой девчушки появилась мечта – стать знаменитой артисткой и доказать всем, что она лучшая. Марк Гаврилович всячески поощрял дочь в её стремлении, внушал ей, что она самая красивая, самая талантливая, а Люся в этом не сомневалась и обожала отца.

Раньше существовали школы для девочек и школы для мальчиков, разнополые дети учились раздельно. Поэтому Люся могла общаться с мальчиками только на улице и в доме Пионеров, в котором занималась до самого окончания школы. Там и случилась первая детская любовь Людмилы Марковны, но мальчик предпочёл другую девочку. Это не была бы Люся Гурченко, если бы расклеилась и страдала, свои отвергнутые чувства она собрала в кулак и стала уже серьёзно готовиться к поступлению в Киноакадемию.

В 1953 году Людмила Гурченко получила аттестат зрелости, но ни о каком поступлении в местные ВУЗы она и не думала. Только в Москву, только во ВГИК, куда прошла легко и сразу. Таких вокальных данных, такого умения перевоплощаться, так танцевать абсолютно всё и под любую музыку, не было ни у кого из абитуриентов.

Людмила Марковна поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, корифеев советского кино, и сразу стала самой заметной студенткой курса. Таких ярких нарядов, пышных юбок и высоченных каблуков, не позволял себе никто из обучающихся.

Но Людмила Марковна свою яркую натуру всегда подавала броско, через одежду, причёску, макияж. Все тенденции моды Гурченко схватывала на лету, немногие знали, что всё это она шила и делала своими руками. В 1958 году Людмила Гурченко закончила своё обучение во ВГИКе, её дипломной работой стала оперетта «Кето и Котэ» В.Долидзе, в которой она с блеском продемонстрировала все свои музыкальные способности.

Личная жизнь

У Людмилы Гурченко насыщенной была не только творческая биография, но и личная жизнь, «роковая женщина» сменила 6 мужей, но родила только одну дочь. Первым мужем 18-летней студентки стал 30-летний режиссер Василий Ордынский. Поговаривают, что Люся выходила за режиссера, рассчитывая на роли в его фильмах, но расчет не оправдался, и через год с небольшим супруги развелись.

Людмила Гурченко и ее первый муж Василий Ордынский

В Бориса Андроникашвили, учившегося во ВГИКе на сценариста, Гурченко влюбилась с первого взгляда. В 1958 начинающая актриса получила диплом, второй раз вышла замуж, а через год стала мамой. Брак по любви оказался не намного крепче и продолжительней первого, заключенного по расчету. Вскоре после рождения дочки Борис охладел к супруге, пошли слухи о его изменах, и просуществовавшая 2 года семья распалась.

Гурченко, сосредоточившись на карьере, переложила воспитание дочки на свою маму.

Через 2 года после развода она познакомилась с приемным сыном писателя Александра Фадеева. Александр Александрович на момент их встречи играл в театре, в кино еще не снимался. По его меркам, Людмила Гурченко была знаменитостью, да и просто очень привлекательной женщиной, и Фадеев постарался ее завоевать. Скоропалительный третий брак продлился всего 2 года, актеры не успели толком узнать друг друга до свадьбы, и семейная жизнь обернулась чередой разочарований.

Иосиф Кобзон стал третьим законным мужем Людмилы

Тут же начался роман с очередным поклонником, тогда еще восходящей звездой эстрады Иосифом Кобзоном. Гурченко познакомилась с будущим четвертым мужем на нелегком этапе своей биографии. Актриса жаловалась, что все режиссеры, к которым она обращалась в поисках работы, воспринимали ее как легкодоступную женщину и отвечали недвусмысленными предложениями. Кобзон в те годы был не настолько знаменит, чтоб поспособствовать карьере любимой, но его моральная поддержка оказалась очень ценной.

Интересно: Лариса Белогурова: любовь всей жизни

Интересно, что «две звезды» оформили брак через 3 года после начала романа, и лишь из-за того, что во время новогодних гастролей Кобзона, их с Гурченко отказались поселить в один гостиничный номер (советский «облико морале!»).

К счастью, начальница Самарского ЗАГСа оказалась поклонницей таланта обоих, и в срочном порядке расписала их, несмотря на выходной. Новоиспеченные супруги смогли занять один номер на законных основаниях.

Законный брак продлился примерно столько же, сколько добрачный роман. Две ярких творческих личности со сложными характерами не смогли создать семью и расстались в 1970. По слухам, Кобзон официально не развелся с Людмилой Гурченко на момент заключения брака с Нинель Дризиной, родившей певцу двоих детей. После разрыва очередных отношений 35-летняя актриса зареклась вновь выходить замуж. Но вскоре в ее жизни появился пианист Константин Купервейс. У певицы завязался роман с молодым аккомпаниатором, 14-летняя разница в возрасте их не смутила.

Людмила Гурченко и Константин Купервейс

«Попытка номер 5» оказалась более удачной. Регистрировать отношения Гурченко и Купервейс не стали, но в гражданском браке прожили 18 лет. Константин угадывал желания и выполнял капризы звездной супруги, и она была уверена, что наконец-то обрела свое женское счастье. Известие о наличии у гражданского мужа второй семьи оказалось для Людмилы Марковны ударом, в 1991 они расстались.

Интересно: Кирилл Сафонов выдает замуж дочь и мечтает о сыне

Тогда же Гурченко, исполнительница главной роли в фильме «Секссказка», познакомилась со 30-летним продюсером Сергеем Сениным. Поначалу актриса и не помышляла о серьезных отношениях с мужчиной, который был на 2 года младше ее дочки. Ситуация осложнялась наличием у Сенина жены и ребенка. Но в 93 он стал шестым мужем Гурченко, и этот брак продлился до самой смерти звезды в 2011. По некоторым данным, в 2010 она променяла мужа на молодого сожителя, красавца-фотохудожника Аслана Ахмадова. Слухи подогрела тематическая фотосессия Аслана и Людмилы, построенная на мифе об Эдипе.

Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов

Осенью 2010 75-летняя Гурченко объявила о своей любви в шоу «Пусть говорят». Примерно в это же время ей приписывали роман с партнером по съемкам Максимом Авериным («Глухарем»).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Художники, режиссеры, певцы: семь мужей людмилы гурченко

«После «Карнавальной ночи» мы ее больше не видели»

Я знала, что, раз уж моя подруга мечтает стать актрисой, рано или поздно наши дорожки разойдутся. Но сколько можно было, мы дружили. Помню, как встречали у нее дома Новый, 1953 год. На столе стояли компот, винегрет, картошка… Ни грамма спиртного! Курить никто из нас тогда даже не пробовал. Мы посидели, Люся нам спела, потом после двенадцати мы пошли во двор, на санках кататься. Вот и вся программа… А через полгода был наш выпускной.


«О своей московской жизни Люся говорить не любила: ни про мужа, ни про дочь. Хотя то, что с мужем, Сениным, у нее все хорошо, — сразу было видно. А вот с дочерью что-то, кажется, не ладилось». Людмила Гурченко с мужем Сергеем Сениным. 2004 г.

Фото: Елена Сухова

Платья на всех девочках были белые, как и положено. Только Люся явилась в ярко-зеленом, из китайского шелка, с красными бантами. И туфли красные — на них тоже банты, как у мушкетера. Это даже никого не удивило: уже тогда Люся вытворяла чудеса на швейной машинке, которую ей где-то раздобыли родители. Помню, когда на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», у Гурченко чуть ли не на следующий день уже была юбка с оборками, как у Любки Шевцовой. Конечно, на выпускном вечере вопроса «Кем ты хочешь стать?» Люсе никто не задавал. Ответ был слишком очевиден. Причем на родной харьковский театральный институт Люся даже внимания не обращала. Только в Москву, во ВГИК! Собирали ее всем миром, с помощью всех родственников и знакомых. Особенно трудно было с наличными деньгами, но кое-как наскребли.


«Гурченко страшно волновалась перед выходом на сцену. А позже призналась, из-за чего: «Я все думала, вдруг какой-нибудь идиот крикнет из зала: «Выскочка с Клочковской!» Ведь я бы не выдержала — умерла со стыда!» (Людмила Гурченко на юбилейном вечере Эльдара Рязанова. 2007 г.)

Фото: ИТАР-ТАСС

Прошло три года. Мы знали, что у Люси все получилось, она учится во ВГИКе. И тут на экраны выходит фильм «Карнавальная ночь». И в главной роли — она! Мы просто глазам своим поверить не могли. Все это казалось каким-то чудом… А потом вдруг явилась сама Люся — на каникулы. Весть о том, что она в Харькове, разнеслась среди подруг, и мы собрались в школе. Сидели и с раскрытыми ртами слушали ее рассказы о съемках. После этого Люся надолго пропала: в родной город не приезжала несколько десятилетий. Для многих из нас та встреча с ней после «Карнавальной ночи» так и стала последней. Но, помню, когда на экраны один за другим выходили ее фильмы — «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», — мы все удивлялись: как же так? Вот ведь, кажется, это та же самая наша Люся. Это ее такое знакомое, нетерпеливое подергивание плечиком, ее смех…

Ничего вроде бы в ней не изменилось, но теперь она уже не девочка из школы № 6, а настоящая и безусловная кинозвезда! Не Люська, а Людмила Гурченко…»

Самостоятельная жизнь

Однако не все в жизни Марии было так уж плохо. Отсутствующую мать заменяла любящая бабушка – мама Людмилы Гурченко

Девочка училась неважно, но, боясь гнева матери, скрывала от нее свои отрицательные отметки

Дочь Людмилы Гурченко понимала, что мама втайне надеется, что она повторит ее звездную судьбу. Но сама Маша о сцене не мечтала. Не смогла она стать и музыкантом, как хотела этого Людмила Марковна. Напротив, Маша поступила в медицинское училище и окончила его со средним результатом.

Она специально одевалась так, чтобы не нравиться маме, которая любила элегантность и до последнего дня своей жизни была очаровательна. Гурченко Людмила Марковна красила волосы в светлые оттенки, носила потрясающие платья и высокие шпильки, пользовалась косметикой. А ее дочь стремилась к простой одежде (брюки и кофты), специально изменила цвет своих волос на баклажанно-лиловый, не хотела прибегать к косметическим средствам.

Василий Ордынский и Борис Андроникашвили

Людмила росла артистичным ребёнком. Она с детства танцевала, пела, участвовала в концертах. После окончания школы девушка знала, что посвятит себя искусству. Талантливая абитуриентка успешно сдала вступительные экзамены во ВГИК и была принята туда.

Здесь красивую студентку заприметил режиссер Василий Ордынский, который был старше избранницы на 12 лет. Молодые люди стали тайно встречаться. Они не рассказывали о своём романе даже близким людям.

Вспоминая это время, сокурсница Людмилы Гурченко Зинаида Кириенко говорит, что Вася с Люсей приходили к ней в гости, вместе они пили чай, но о браке молодые люди не говорили ни слова. Звезда «Тихого Дона» узнала уже о состоявшейся свадьбе от других людей. Зинаида Кириенко говорит, что затем Гурченко всю жизнь скрывала факт этого брака.

Некоторые уверены, что Людмила Марковна вышла замуж за Ордынского по расчету, так как он был кинорежиссером. Но когда Василий Сергеевич не смог отстоять перед художественным советом кандидатуру Людмилы на роль Нади в фильме «Человек родился», молодая жена ушла от мужа. Их брак продлился только год.

На тот момент Люсе было 19 лет. Эффектная девушка недолго оставалась одна. Как-то в столовой ВГИКа она увидела красивого парня и влюбилась в него с первого взгляда. Объектом внимания актрисы стал Борис Андроникашвили. Молодые люди поженились.

Вскоре у пары родилась дочь Мария. Но Людмила Марковна не очень обрадовалась этому факту. Ведь она очень любила своего отца Марка и надеялась, что родится сын. Молодая мать мечтала назвать первенца именем отца.

Но женщину ждало не одно разочарование. Пока актриса занималась домашним хозяйством, воспитывала ребенка, её муж часто отсутствовал дома. Он был на работе или в компании друзей. Но затем Гурченко узнала, что у мужа есть любовницы. Тогда гордая актриса ушла из дома вместе с вещами и дочкой, а затем подала на развод.

Обострение отношений между матерью и дочерью

Обострение отношений между матерью и дочерью произошло из-за нового и последнего брака Гурченко. По сути дела, это был уже шестой союз, который заключила Гурченко Людмила Марковна. Новый муж не смог прижиться с родственниками своей жены. Ни с тещей, ни с дочерью Гурченко Марией Борисовной.

Квартирный вопрос усугубил ситуацию. Дело в том, что мама Людмилы Марковны, Елена Александровна, умирая, завещала свою квартиру не дочери, а внучке. Но Людмила Марковна не смогла принять такое решение своей матери. Начался долгий и тяжелый суд между Гурченко и ее дочерью, который закончился разделом имущества.

Биография Людмилы Гурченко

В Восточной части Украины, в небольшом городке Харькове появляется на свет 12 ноября 1935 года знаменитая артистка. Детство девочки является томным, так как ее постигли военный действия. Когда произошло освобождение города от немцев в 1943 году, Люда идет в гимназию №6. Она чрезвычайно полюбила свой национальный язык, а так же музыку.

В 1953 году Люся едет покорять Москву, и сразу поступает в ВГИК.

Дебют Гурченко, как артистки состоялся в фильме Яна Фрида «Дорога правды». Знаменитость советская артистка обрела в 1958 году, когда сыграла главную роль в кинофильме «Карнавальная ночь».

За всю свою карьеру Людмила Гурченко снялась в более 100 кинофильмах, играла на сцене пяти известных театров России, исполнила более 17 песен. Одна из популярных синглов в исполнении артистки была «Пять минут».

Умерла легендарная артистка 30 сентября 2011 года.

Биография Людмилы Гурченко увлекательная. Выделим пять самые интересные факты с ее жизненного пути:

  1. Концертное платье, в котором она выступала первый раз на сцене пришлось продать из – за долгов в комиссионный магазин.
  2. Свои песни артистка писала себе сама.
  3. Образы, в которых она выступала Люся, создавала так же сама себе.
  4. Артистка любила, когда ее называли Люсей.
  5. Актриса любила двух собак по кличке Пепе и Гаврику.

Валерий Ободзинский – Встреча

Трагические обстоятельства смерти Марка Королева

В жизни Марии Борисовны случилось еще одно трагическое событие. В 1998 году от передозировки наркотиков умер ее старший сын Марк. Горе матери было велико, оно усугублялось тем, что сама Мария Борисовна вела долгую борьбу с недугом сына.

Существует легенда, что Гурченко не пришла на похороны внука. Однако это неправда, знаменитая актриса тяжело переживала его смерть, так как связывала с Марком (названным в честь ее отца) свои надежды. Однако на похоронах актриса старалась быть незаметной и не привлекать к себе внимания.

Смерть сына подкосила здоровье Марии Борисовны, которая вообще махнула рукой на свой внешний вид и то впечатление, которое она производила на людей.

Непростые отношения

Когда Марии исполнилось три годика, Гурченко решила взять дочь к себе. Однако из-за частых гастролей девочка все равно почти не видела мать. За Марией присматривали соседи. Именно тогда у девочки и появилась ревность к маминой работе. Отец при этом вообще не интересовался дочерью. Обиду на родителей Мария пронесла через всю свою жизнь.  

Вскоре девочка снова вернулась в Харьков. С бабушкой и дедушкой ей было гораздо комфортнее, чем со звездной мамой. Когда девочке пришло время идти в школу, Гурченко снова ее забрала. С 9 лет Мария стала самостоятельной. Она жила одна в квартире, пока мама активно гастролировала по Союзу.

Вскоре Мария прочитала интервью матери. В нем она заявила, что всегда мечтала о сыне, а рождение дочери ее сильно огорчило и из-за этого она даже плакала несколько дней. Для десятилетней девочки это откровение было сильным ударом.        

Отношения окончательно испортились, когда Мария вступила в подростковый возраст. Близкие семьи вспоминали, что дочь во всем перечила Гурченко. Она напрочь отказывалась от ярких и дорогих нарядов, которые та ей привозила из заграничных гастролей. Модным платьям девочка предпочитала неказистые брюки. Мария также отказывалась от использования косметики. Девочка делала все, чтобы не выделяться на фоне остальных. Такая позиция не нравилась Гурченко, которая любила блистать на сцене и в жизни. На этой почве между матерью и дочерью нередко случались ссоры. 

Гурченко хотела, чтобы дочь соответствовала ей и унаследовала ее таланты: пластику, голос, актерское мастерство. Но Мария не оправдала ожиданий актрисы ни по одному пункту. 

Чтобы окончательно пресечь попытки матери сделать из нее свое подобие, девушка тайно стала студенткой медицинского училища. После учебы она устроилась в детскую онкологическую клинику. О том, что она дочь Гурченко, никто не догадывался. 

Пока Мария росла, Гурченко успела дважды выйти замуж и развестись. Это тоже наложило отпечаток на поведение дочери. Впрочем, с отчимами у девочки были лучше отношения, чем с родной матерью.  

Начало творческой карьеры

Осенью 1956 года состоялась премьера картины «Дорога правды», в которой граждане Советского Союза впервые увидели студентку института кинематографии Людмилу Гурченко. Юная актриса появилась в совсем небольшой роли комсомольской активистки Люси с репликой «Я не затем пришла сюда, чтобы молчать!», а главные роли в картине играли уже знаменитые Тамара Макарова, Вера Пашенная и Александр Борисов.

Роль была небольшой, но не для студентки, больше всего на свете мечтавшей сняться в кинокартине, ведь к концу второго года обучения Людмила была единственной из всего курса, кто еще не получил такого опыта. Родители Гурченко пересматривали «Дорогу правды» около десяти раз и ужасно гордились успехом дочери.

Вышедшая в этом же году комедийная музыкальная лента «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова стала для Люси билетом на кинематографический Олимп. Роль Леночки Крыловой прославила начинающую актрису, в ней она играла в компании Владимира Зельдина, Тамары Носовой и Игоря Ильинского. Песня «Пять минут», исполненная Гурченко, сразу стала хитом, который вот уже несколько десятилетий звучит в новогоднюю ночь в каждом российском доме.

Спустя два года Людмила Марковна окончила ВГИК. Тогда же состоялась премьера картины «Девушка с гитарой». В этом фильме Гурченко не поразила зрителей новым образом, как и в ленте «Карнавальная ночь», она снова сыграла милую, наивную и поющую о любви девушку Таню, работающую в музыкальном магазине продавцом.

«Карнавальная ночь» стала прорывом и для молодого режиссера Рязанова, ранее снимавшего только короткометражные и документальные картины. Он сам не ожидал такого успеха, как не ожидала Людмила, что ее фотографии вскоре будут украшать главные советские журналы, а сама она станет главным «секс-символом» 50-х. Девушки худели, добиваясь такой же осиной талии (48 см) и узких плеч, делали легкую химическую завивку, шили платья с пояском и пышной юбкой, подчеркивающей фигуру.

Как сложилась кинокарьера Людмилы Гурченко

Главную роль в “Карнавальной ночи” Людмила получила благодаря самому Ивану Пырьеву. Директор “Мосфильма”, уничтоживший карьеры многих талантливых актрис (Екатерины Савиновой, Клары Румяновой, Ии Арепиной и т.д), открыл дорогу на большой экран никому не известной студентке. Он случайно встретил ее в коридоре киностудии и лично привел на съемочную площадку.

До окончания ВГИКа, Гурченко сыграла еще одну центральную роль в музыкальном фильме Александра Файнциммера “Девушка с гитарой” (1958 г.). Однако картина, снятая на волне успеха “Карнавальной ночи”, была встречена зрителями достаточно прохладно.

Людмила Гурченко. “Девушка с гитарой” 1958 г.

О последующих 15-и годах в кинематографе актриса отзывалась пренебрежительно: ” Там гавкнула, здесь прыгнула”. Значительных работ в этот период у нее действительно было мало. Среди наиболее запоминающихся ролей — Юлия Джули в “Тени” (1971 г.) и мадам Ниниш в “Табачном капитане” (1972 г.). Но снималась Людмила регулярно, в том числе, в ведущих ролях.

Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.
Николай Трофимов и Людмила Гурченко. “Табачный капитан” 1972 г.

Переломный момент в кинокарьере Гурченко наступил после съемок в мелодраме Виктора Трегубовича “Старые стены” (1973 г.). Здесь она наконец получила возможность уйти от комедийного амплуа. Ее героиня Анна Георгиевна— современная женщина-руководитель, страдающая от одиночества под маской железной леди (сам фильм, по-моему, весьма посредственный, но игра Гурченко и Армена Джигарханяна великолепна). За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Людмила Гурченко и Армен Джигарханян. “Старые стены” 1973 г.

Больше у Гурченко не будет повода жаловаться на свою невостребованность. Во второй половине 70-х лучшими ее ролями стали модистка Клара в музыкальном фильме “Соломенная шляпка”, портниха Нина в военной драме “Двадцать дней без войны”, актриса варьете Карина в музыкальной комедии “Небесные ласточки”.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. “Двадцать дней без войны” 1976 г.

В 1976-м году на съемках детского мюзикла “Мама”, где Гурченко играла главную роль Козы,  ее карьера могла оборваться навсегда. Часть эпизодов снималась на катке. Знаменитый клоун Олег Попов, исполнявший роль Медведя, неудачно прыгнул Людмиле на ногу и раздробил ее лезвием своего конька на 19 осколков.

Хирурги провели несколько сложнейших операций. Ногу чудом удалось собрать, но врачи были уверены, что актриса останется инвалидом. К счастью, их прогноз не оправдался. Съемки в картине Гурченко пришлось заканчивать с загипсованной ногой и при помощи дублера.

Людмила Гурченко. “Мама” 1976 г.

80-е годы стали для Гурченко порой наивысшего творческого расцвета. В этот период она сыграла звездные роли, проявила себя как композитор и поэт, написала несколько автобиографических книг. Одна за другой вышли лучшие картины в ее фильмографии: “Любимая женщина механика Гаврилова” (Рита), “Отпуск за свой счет” (Ада Петровна, сопровождающая туристическую группу), легендарные “Вокзал для двоих” (официантка Вера) и “Любовь и голуби” (разлучница Раиса Захаровна) и многие другие.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. “Вокзал для двоих” 1982 г.
Людмила Гурченко. “Любовь и голуби” 1984 г.

После краха советского кинематографа, актриса снималась гораздо реже и ролей, сопоставимых с прежними, у нее уже не было. Можно упомянуть разве что музыкальную фильм “Моя морячка” (1990 г.), да и то из за актерского состава (кроме Гурченко, там сыграли Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян), исторический фильм “Виват, гардемарины” и его продолжение “Гардемарины III” (1991, 1992 г.) и приключенческую комедию “Старые клячи” (2000 г.).

Татьяна Васильева и Людмила Гурченко. “Моя морячка” 1990 г.
Людмила Гурченко. “Старые клячи” 2000 г.

Сергей Сенин, муж Гурченко, продюсировал несколько фильмов с ее участием, в том числе, самый последний — автобиографическую мелодраму “Пестрые сумерки” (2009 г.) К сожалению, успеха они не имели.

“Пестрые сумерки” 2009 г.

Игровая карьера[ | код]

Музей Примадонны

— Вы сделали из квартиры Людмилы Гурченко музей. Не каждый готов расстаться с дорогостоящей недвижимостью в центре Москвы. Почему вы на это решились?

— Может быть, это произошло от того, что у меня даже мыслей таких не возникало. Какой музей? Чтобы его создать, надо тогда все бросить и заниматься только этим. Не всё само собой получилось. Вскоре после Люсиного ухода столько посыпалось звонков от очень крупных музеев Москвы, Петербурга и не только. Все хотели выставлять ее наряды, личные вещи. Я сначала отказывался, как-то было неловко. Но просьбы были настойчивыми. Я сдался. Подумал: в конце концов, есть же музеи Ив Сен Лорана, Марлен Дитрих, почему бы и нет.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительница выставки «Людмила Гурченко», которая открылась в московской галерее «Дом Нащокина» в 2011 году.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Первая большая выставка прошла в Музее Москвы. Она должна была длиться два месяца, а в итоге работала девять. Значит, людям это интересно. Задумался, может, стоит показывать наряды там, где Люся их создавала? Только я решил делать в квартире музей, тут же пошли разговоры: «Ну, всё понятно. Сенин начинает зарабатывать деньги». Какие деньги?! Если на зарплаты сотрудникам музея хватает — значит, хороший был месяц.

— С чего всё началось?

— Люси не стало. Шло время. Однажды зашел в ее гардеробную, там — сотни костюмов! Им цены нет. Не в смысле реальной стоимости, а в том смысле, что из них половина сделана Люсиными руками. Что мне с этим делать? А она эти наряды днями и ночами создавала. Могла взять два платья и сделать из них третье.

К счастью, нашлись музейные работники, которые оценили эти сокровища, а еще — антиквариат, красивые вещи, которые она покупала. И как-то все начало упорядочиваться.

Люся же не была коллекционером, всё приобреталось хаотично. Нравится, есть возможность — покупала. В итоге возникла пестрая коллекция всего, что только может быть. Мне одному в этом было бы не разобраться. Сначала мне помогли просто понять, как всё сохранить. Началась настоящая научная работа, и вдруг я понял, что жить в этой квартире больше не могу.

— Почему?

— Потому что это уже некая лаборатория. Дачу я отдал Люсиной дочке Маше, взял кредит в 5 млн рублей и полностью рассчитался с Машей по вопросам ее наследства. Снял уголок за городом, очень скромный. Потом подумал: «Хорошо. Выставки, которые ездят по стране, имеют большой успех. Может быть, стоит сделать так, чтобы люди приходили домой к Людмиле Гурченко?» И с 2016 года в квартире, где мы жили, открылся музей.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Муж Людмилы Гурченко, продюсер Сергей Сенин и дочь Людмилы Гурченко Мария Королева

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Теперь там проводит свои мастер-классы Александр Васильев.

— Да, иногда к нам заглядывает в гости Саша Васильев, человек очень светлый. И даже может провести экскурсию. Музей существует без всякой поддержки

Но, может быть, оттого, что я не прошу никого об этом? Мне кажется, что за четыре года существования музея могли бы обратить внимание и сказать: «Сергей Михайлович, может, нужна помощь?» Но пока такого не было

— Неужели ни один музей не захотел вас взять под крыло, сделать своим филиалом?

— Когда я уже стал немного разбираться в том, что происходит, задумался: какой музей мог бы это всё не растерять? Если бы у меня была другая квартира, эту я бы мог отдать в распоряжение, например, Бахрушинскому музею.

Сегодня часть коллекции я передал в Музей Москвы, роскошные костюмы Людмилы Марковны есть в Музее музыки в Шереметьевском дворце в Петербурге. Но самая большая моя радость, что в прошлом году мы с Музеем имени Бахрушина заключили соглашение и более 700 экспонатов я передал им

Это очень важно

Люся была неисчерпаема во всем. И это видно по ее наследию. Им хочется делиться. Многие ее вещи теперь в различных музеях. Но еще и коллекционерам я передал в дар что-то. Они будут хранить и передавать из поколения в поколение как память о Людмиле Гурченко.

Я знаю случаи, когда родные после ухода близкого человека всё выбросили. С Люсей такого не должно было произойти. Потому что есть что хранить и сохранять.

Вот же остался еще кусочек бутерброда

Посетительницы на открытии выставки «Петербург Людмилы Гурченко» в Музее театрального и музыкального искусства

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— Как люди могут прийти в музей?

— Найти Музей-мастерскую Людмилы Гурченко можно только через соцсети, там указан телефон. Квартира находится на шестом этаже. Предварительно звонят, записываются. А еще узнают о нас через сарафанное радио.

Становление

Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Украине (УССР), в г. Харькове. Родители – Марк Гаврилович и Елена Александровна работали в Харьковской филармонии музыкантами. Елена Александровна Гурченко (Симонова) была из потомственной дворянской семьи, спокойная и утончённая, любящая жена и мать. Марк Гаврилович родом из простых белорусских крестьян, веселый и жизнерадостный человек, обожавший своих жену и дочь. Маленькая Люся любила выступать перед родными и соседями, пела и танцевала, в ней не было скованности и стеснения.

Людмила с родителями

В 1941 году отец, несмотря на уже непризывной возраст, пошёл добровольцем на фронт. Елена Александровна с шестилетней Люсей остались одни, эвакуироваться они не успели. Наступали тяжёлые времена, немцы оккупировали Украину. По городу начались облавы, аресты и расстрелы, еды не хватало. Люся вместе с уличными мальчишками научилась подворовывать, стоять «на шухере», а когда было совсем тяжело пела перед немцами.

Пела песни на немецком языке из кинофильмов, которые немцы крутили в кинотеатрах, у Людмилы Марковны с детства была феноменальная память, того, что она приносила домой хватало самой и накормить маму. Тогда, девочка не задумывалась над моральной стороной своих выступлений, она была слишком мала, её молодая 24-летняя мама голодала, перебиваясь случайными заработками, Люся помогала, как умела.

После освобождения Харькова советскими войсками в 1943 году, Люся Гурченко пошла в школу № 6, которая находилась в её дворе, а через год поступила в музыкальную школу «имени Бетховена». Вернувшийся с фронта Марк Гаврилович, с женой начал работать в доме Пионеров, он был баянистом, а Елена Александровна массовиком-затейником.

Маленькая Люся была задействована во всех концертах и постановках. После войны стали возвращаться эвакуированные семьи, в школу поступали новые дети. Ребята, которые жили под оккупантами, разительно отличались от вновь прибывших, в ободранной одежде, с нездоровой худобой, их дразнили и издевались. Особенно доставалось Люсе Гурченко, она не умела и не хотела быть незаметной, одетая в шаровары и старую кофту, девочка вела себя, как королева. Вот тогда-то у этой худой, измождённой девчушки появилась мечта – стать знаменитой артисткой и доказать всем, что она лучшая. Марк Гаврилович всячески поощрял дочь в её стремлении, внушал ей, что она самая красивая, самая талантливая, а Люся в этом не сомневалась и обожала отца.

Раньше существовали школы для девочек и школы для мальчиков, разнополые дети учились раздельно. Поэтому Люся могла общаться с мальчиками только на улице и в доме Пионеров, в котором занималась до самого окончания школы. Там и случилась первая детская любовь Людмилы Марковны, но мальчик предпочёл другую девочку. Это не была бы Люся Гурченко, если бы расклеилась и страдала, свои отвергнутые чувства она собрала в кулак и стала уже серьёзно готовиться к поступлению в Киноакадемию.

В 1953 году Людмила Гурченко получила аттестат зрелости, но ни о каком поступлении в местные ВУЗы она и не думала. Только в Москву, только во ВГИК, куда прошла легко и сразу. Таких вокальных данных, такого умения перевоплощаться, так танцевать абсолютно всё и под любую музыку, не было ни у кого из абитуриентов.

Людмила Марковна поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, корифеев советского кино, и сразу стала самой заметной студенткой курса. Таких ярких нарядов, пышных юбок и высоченных каблуков, не позволял себе никто из обучающихся.

Но Людмила Марковна свою яркую натуру всегда подавала броско, через одежду, причёску, макияж. Все тенденции моды Гурченко схватывала на лету, немногие знали, что всё это она шила и делала своими руками. В 1958 году Людмила Гурченко закончила своё обучение во ВГИКе, её дипломной работой стала оперетта «Кето и Котэ» В.Долидзе, в которой она с блеском продемонстрировала все свои музыкальные способности.

Личная жизнь

У Людмилы Гурченко насыщенной была не только творческая биография, но и личная жизнь, «роковая женщина» сменила 6 мужей, но родила только одну дочь. Первым мужем 18-летней студентки стал 30-летний режиссер Василий Ордынский. Поговаривают, что Люся выходила за режиссера, рассчитывая на роли в его фильмах, но расчет не оправдался, и через год с небольшим супруги развелись.

Людмила Гурченко и ее первый муж Василий Ордынский

В Бориса Андроникашвили, учившегося во ВГИКе на сценариста, Гурченко влюбилась с первого взгляда. В 1958 начинающая актриса получила диплом, второй раз вышла замуж, а через год стала мамой. Брак по любви оказался не намного крепче и продолжительней первого, заключенного по расчету. Вскоре после рождения дочки Борис охладел к супруге, пошли слухи о его изменах, и просуществовавшая 2 года семья распалась.

Гурченко, сосредоточившись на карьере, переложила воспитание дочки на свою маму.

Через 2 года после развода она познакомилась с приемным сыном писателя Александра Фадеева. Александр Александрович на момент их встречи играл в театре, в кино еще не снимался. По его меркам, Людмила Гурченко была знаменитостью, да и просто очень привлекательной женщиной, и Фадеев постарался ее завоевать. Скоропалительный третий брак продлился всего 2 года, актеры не успели толком узнать друг друга до свадьбы, и семейная жизнь обернулась чередой разочарований.

Иосиф Кобзон стал третьим законным мужем Людмилы

Тут же начался роман с очередным поклонником, тогда еще восходящей звездой эстрады Иосифом Кобзоном. Гурченко познакомилась с будущим четвертым мужем на нелегком этапе своей биографии. Актриса жаловалась, что все режиссеры, к которым она обращалась в поисках работы, воспринимали ее как легкодоступную женщину и отвечали недвусмысленными предложениями. Кобзон в те годы был не настолько знаменит, чтоб поспособствовать карьере любимой, но его моральная поддержка оказалась очень ценной.

Интересно: Лариса Белогурова: любовь всей жизни

Интересно, что «две звезды» оформили брак через 3 года после начала романа, и лишь из-за того, что во время новогодних гастролей Кобзона, их с Гурченко отказались поселить в один гостиничный номер (советский «облико морале!»).

К счастью, начальница Самарского ЗАГСа оказалась поклонницей таланта обоих, и в срочном порядке расписала их, несмотря на выходной. Новоиспеченные супруги смогли занять один номер на законных основаниях.

Законный брак продлился примерно столько же, сколько добрачный роман. Две ярких творческих личности со сложными характерами не смогли создать семью и расстались в 1970. По слухам, Кобзон официально не развелся с Людмилой Гурченко на момент заключения брака с Нинель Дризиной, родившей певцу двоих детей. После разрыва очередных отношений 35-летняя актриса зареклась вновь выходить замуж. Но вскоре в ее жизни появился пианист Константин Купервейс. У певицы завязался роман с молодым аккомпаниатором, 14-летняя разница в возрасте их не смутила.

Людмила Гурченко и Константин Купервейс

«Попытка номер 5» оказалась более удачной. Регистрировать отношения Гурченко и Купервейс не стали, но в гражданском браке прожили 18 лет. Константин угадывал желания и выполнял капризы звездной супруги, и она была уверена, что наконец-то обрела свое женское счастье. Известие о наличии у гражданского мужа второй семьи оказалось для Людмилы Марковны ударом, в 1991 они расстались.

Интересно: Кирилл Сафонов выдает замуж дочь и мечтает о сыне

Тогда же Гурченко, исполнительница главной роли в фильме «Секссказка», познакомилась со 30-летним продюсером Сергеем Сениным. Поначалу актриса и не помышляла о серьезных отношениях с мужчиной, который был на 2 года младше ее дочки. Ситуация осложнялась наличием у Сенина жены и ребенка. Но в 93 он стал шестым мужем Гурченко, и этот брак продлился до самой смерти звезды в 2011. По некоторым данным, в 2010 она променяла мужа на молодого сожителя, красавца-фотохудожника Аслана Ахмадова. Слухи подогрела тематическая фотосессия Аслана и Людмилы, построенная на мифе об Эдипе.

Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов

Осенью 2010 75-летняя Гурченко объявила о своей любви в шоу «Пусть говорят». Примерно в это же время ей приписывали роман с партнером по съемкам Максимом Авериным («Глухарем»).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий