Махатма ганди

21 интересный факт о Махатме Ганди

  1. Мохандас «Махатма» Ганди (1869-1948) – индийский политик, общественный деятель, юрист, философ и один из предводителей движения на независимость Индии.
  2. Махатма родился в семье министра, по причине чего его детство прошло в достатке и спокойствии.
  3. Все члены семейства Ганди были очень набожными людьми. Особенно это касалось матери будущего политика.

  4. Интересен факт, что родители Махатмы Ганди женили своего сына, когда ему едва исполнилось 13 лет. При этом его супруга, по имени Каструба, была того же возраста.
  5. Фамилия «Ганди» переводится, как «торговец».
  6. При рождении индийский лидер был назван Мохандасом, однако позже его начали называть «Махатмой», что означает «великая душа».
  7. Ганди, как и его близкие родственники, являлся убежденным вегетарианцем.
  8. В молодости Махатма Ганди обучался в Лондоне (см. интересные факты о Лондоне), где смог получить юридическое образование.
  9. Самую низкую касту индийского общества – касту неприкасаемых, Ганди называл «детьми бога». До конца своих дней он пытался изменить сознание и отношение соотечественников к представителям неприкасаемых.
  10. В борьбе за независимость от Великобритании Махатма Ганди использовал исключительно ненасильственные методы сопротивления. Например, он призывал индийцев отказываться от покупок британских товаров или услуг.
  11. Знаете ли вы, что Ганди вел весьма аскетичный образ жизни, отказываясь от любых проявлений роскоши? Он ходил в самой простой одежде, а практически все пожертвования отправлял бедным соотечественникам.
  12. Однажды у Махатмы поинтересовались, почему он ездит в поездах третьего класса. На это философ ответил – «потому что нет четвертого».
  13. Интересен факт, что Махатма Ганди 5 раз номинировался на Нобелевскую премию мира.
  14. В 37-летнем возрасте мыслитель решил полностью отказаться от половых отношений.
  15. За собственные убеждения Ганди неоднократно оказывался за решеткой. Однако тюремная жизнь не смогла сломить будущего главу государства.
  16. Большое влияние на Махатму Ганди оказали идеи Льва Толстого (см. интересные факты о Толстом), с которым он состоял в переписке.
  17. Когда Ганди получил приглашение на аудиенцию с королевой Великобритании, он пришел в простых штанах и накидке.
  18. Незадолго до своей гибели, Махатма Ганди добился долгожданной независимости Индии от Британии. Это знаменательное событие произошло в 1947 г.
  19. Ганди погиб от рук своего соотечественника, считавшего его виновным в расколе Индии. Махатму застрелили прямо на улице на глазах у публики.
  20. Ганди изображен на многих индийских рупиях.
  21. Мыслитель каждую неделю практиковал однодневную мауну. День молчания он посвящал чтению и размышлению над разными проблемами.

Это были самые интересные факты о Махатме Ганди. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Сатьяграха и ненасильственное гражданское неповиновение

В 1906 году Ганди организовал свою первую массовую кампанию гражданского неповиновения, которую он назвал Satyagraha («Правда и твердость»), в ответ на новые ограничения правительства Индии в Трансваале — права индейцев, в том числе отказ признать индийские браки.

После нескольких лет протестов правительство заключило в тюрьму сотни индейцев в 1913 году, включая Ганди. Под давлением,южноафриканское правительство согласилось на компромиссный договор между Ганди и генералом Яном Кристианом Смэтсом, который включал признание индуистских браков и отмену налога на опросы для индейцев. Когда Ганди отплыл из Южной Африки в 1914 году, чтобы вернуться домой, Смэтс написал: «Святой покинул наши берега, я искренне надеюсь, что навсегда». В начале Первой мировой войны Ганди провел несколько месяцев в Лондоне.

В 1919 году, когда Индия все еще находилась под жестким контролем англичан, Ганди получил политическое пробуждение, когда недавно принятый закон Роулатта разрешил британским властям заключать в тюрьму людей, подозреваемых в подстрекательстве к суду, без суда и следствия. В ответ Ганди призвал к сатьяграхе кампанию мирных акций протеста и забастовок. Вместо этого вспыхнуло насилие, кульминацией которого стало 13 апреля 1919 года в бойне в Амритсаре,когда войска во главе с британским бригадным генералом Реджинальдом Дайером открыли огонь из пулеметов по толпе безоружных демонстрантов и убили почти 400 человек. Больше не в состоянии дать клятву верности британскому правительству, Ганди вернул медали, которые он заработал за свою военную службу в Южной Африке, и выступил против обязательного призыва британцев на военную службу индейцев для участия в Первой мировой войне.

Ганди стал ведущей фигурой в индийском движении за самоуправление. Призывая к массовым бойкотам, он призвал правительственных чиновников прекратить работать на Корону, учащихся прекратить посещать правительственные школы, солдат покинуть свои посты, а граждан перестать платить налоги и покупать британские товары. Вместо того, чтобы покупать одежду британского производства, он начал использовать переносное вращающееся колесо для производства собственной ткани,и прялка вскоре стала символом индийской независимости и самостоятельности. Ганди взял на себя руководство Индийским национальным конгрессом и выступил за политику ненасилия и отказа от сотрудничества для достижения внутреннего правления.

После того, как британские власти арестовали Ганди в 1922 году, он признал себя виновным в трех случаях подстрекательства к мятежу. Хотя Ганди был приговорен к шести годам тюремного заключения, он был освобожден в феврале 1924 года после операции по поводу аппендицита. После освобождения он обнаружил, что отношения между индусами и мусульманами Индии перешли в тюрьму, а когда снова вспыхнуло насилие между двумя религиозными группами, осенью 1924 года Ганди начал трехнедельный пост, чтобы призвать к единству. , Он оставался в стороне от активной политики в течение большей части последних 1920-х годов.

1920 год — движение «Халифат»

В России в самом разгаре гражданская война. Части Красной Армии и союзных им на там момент махновцев наступают на Крым — последний оплот белогвардейцев на юге страны.

Он считал, что индуисты и мусульмане должны объединиться для борьбы с колонизаторами и призывал обе общины проявить солидарность и единство

Критики и политические противники Ганди не раз обращали его внимание на тот факт, что Индия — многоконфессиональная страна и помимо индуистов и мусульман еще есть христиане, сикхи и джайны. Если придерживаться политики равенства и единства, то все они должны быть вовлечены в борьбу за независимость страны

Однако Махатма Ганди не принял этот аргумент. Как полагают многие исследователи, из-за того, что недостаточно хорошо успел разобраться во внутренней политической ситуации в Индии после возвращения из Южной Африки.

Несмотря на противодействие со стороны многих лидеров, Ганди сумел заручиться поддержкой мусульман. Но, когда движение «Халифат» прекратилось, все результаты его усилий исчезли. Как отмечали многие современники, именно оно дало толчок к религиозной радикализации индийских мусульманских лидеров того времени.

Карьера и общественная деятельность

Чтобы понять, как помочь своему народу, молодой юрист решил изучить Индию. За год он посетил немало населенных пунктов (Турал, Санекшар, Салем, Проддатер и другие), путешествовал поездом. Грязные вагоны, нищета, обозленные пассажиры… Все это отражало общую обстановку в стране и нагнетало уныние на Махатму.

Махатма Ганди в молодости

Юридическая практика как-то не заладилась. И Ганди решает круто изменить свою жизнь. Благодаря связям отца он получает должность юрисконсульта в торговом представительстве одной из индийских фирм в Южной Африке. Там юрист подключается к общественному движению по защите прав индийцев. Значительное влияние на деятеля оказали идеи ирландца М. Девитта, американца Г. Торро.

Как отстоять права сограждан и при этом избежать жертв и насилия? Как найти путь к Богу? Эти вопросы мучили молодого Ганди. Ответы он нашел неожиданно. Как-то ему в руки попалась книга Льва Толстого «Царство божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», изменившая его мировоззрение. Он разработал новую концепцию поведения для сограждан – сатьяграху.

Махатма Ганди в молодости

Примечательно, что создав философскую теорию, Мохандас никак не мог подобрать ей подходящее название. Пришлось даже объявить конкурс, по условиям которого автор, предложивший наиболее удачное наименование получит денежную премию. Победителем стал двоюродный племянник Ганди – Маганлал Ганди. Сатьяграха является сочетанием двух слов – сат (истина) и аграха (твердость).

Успешная деятельность в Африке вселила в философа надежду, что он может принести пользу и своей стране. Его взгляды пришлись по душе многим европейским и американским общественным деятелям. На родине Ганди достижения тоже не остались без внимания. С легкой руки соотечественника Р. Тагор Мхандаса стали называть Махатма, что значит «великая душа».

Махатма Ганди в молодости

В 1915 году философ возвращается в Индию и активно включается в политическую борьбу за независимость своей родины. Благодаря отцу для него открыты двери в большинство кабинетов членов Индийского национального конгресса. Но, поддержать его идею согласны были не все. Почему? Новая философская теория базировалась на принципах:

  • ненасильственное сопротивление;
  • гражданское неповиновение.

Махатма Ганди в Индии

В чем они заключались? Последователи Ганди должны отказаться от:

  • почестей, титулов, которые одарила Великобритания;
  • работы на госслужбе, полиции, армии;
  • покупки английских товаров.

Несмотря на такие лишения, большинство чиновников загорелись идеей отвоевать независимость.

В 1919 году Ганди впервые призвал сограждан к мирной акции: массовой забастовке и неповиновению. Миллионы индийцев в назначенный день не вышли на работу. Они шли по улицам, выкрикивая лозунги о свободе, независимости. Но, в какой-то момент, ситуация вышла из-под контроля. Толпа стала агрессивной, и начались столкновения с полицией. Не обошлось без жертв.

Махатма Ганди

Ганди арестовали, как зачинщика и осудили на шесть лет. Отбыв весь срок, Махатма вернулся к обычной жизни. Злопыхатели не обращали на философа внимания. Они считали, что бывший заключенный сломлен и его политическая карьера закончилась. По словам же самого мудреца, тюрьма дала ему время переосмыслить свою теорию, найти проблемные места.

Нет, он не вернулся в семью. Махатма основал ашрам (обитель для нуждающихся). Но, выбрал для этого не пустынную местность, а окрестности большого промышленного города Ахмадабад. Таким образом показывая, что намерен и дальше защищать народ и продолжать борьбу за независимость своей страны, проповедовать гандизм.

Статуя Махатмы Ганди

Ежедневно в ашраме собиралось немало народа, чтобы послушать мудреца. Свидетели тех дней рассказывали, что философ был плохим оратором, его жесты были нечеткими, а голос – тихим. Услышать о чем проповедует он могли, только первые ряды, но его харизмы хватало на всех.

Жестокость британцев, бездействие местных владельцев заставляли людей тщательнее прислушиваться к речам старца. И как результат, авторитет Махатмы неумолимо возрастал. Его убедительные аргументы заставляли задумываться политические элиты.

В 1947 году страна обрела независимость, но разделилась на Индию и Пакистан. Возникло вооруженное противостояние между мусульманами и лицами, исповедующими индуизм. Чтобы остановить противостояние, старец объявил голодовку. Такая радикальная мера возымела действие и вооруженный конфликт прекратился.

Биография Махатмы Ганди

Мохандас Ганди (Махатма Ганди) родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандаре.

Его отец Карамчанд Уттамчанд был видным министром в своем городе. Мать Путлибай была очень религиозным человеком, ввиду чего в семье Ганди соблюдались все религиозные традиции.

Детство и юность

С самого детства Махатма вместе с родителями посещал индуистские храмы. Члены семейства со всей строгостью соблюдали религиозные обряды, изучали священные книги, а также воздерживались от употребления мяса.

Вследствие такого воспитания будущий политик будет придерживаться соответствующих норм и правил на протяжении всей жизни.

Учеба

Махатма Ганди учился в местной школе, однако не проявлял особого интереса ни к одному из предметов. Только после того как он продолжил учебу в высшей школе в городе Раджкоте, его заинтересовало право.

Махатма Ганди в Лондоне, 1906 г.

Получив школьный аттестат, парень отправился в Лондон, желая получить там юридическое образование. Окончив Университетский колледж Лондона в 1891 г., Махатма вернулся домой уже дипломированным юристом.

Образование

После переезда семьи Ганди в Раджкот, девятилетнего Ганди приняли в местную школу, где он изучал азы арифметики, истории, географии и языка. В 11 лет он начал посещать среднюю школу в Раджкоте. Он потерял один год обучения в средней школе из-за свадьбы, но в итоге продолжил учиться и закончил школу.

Позже он бросил обучение в колледже Самалдас в городе Бхавнагар после поступления туда в 1888 году. После этого друг семьи Ганди Мавджи Дейв Джошиджи посоветовал Ганди изучать право в Лондоне. Окрыленный идеей, Ганди сумел в итоге убедить жену и мать, поклявшись им воздержаться от употребления мяса и занятия любовью в Лондоне. Поддерживаемый братом, Ганди уехал в Лондон и начал посещать Иннер Темпл и заниматься изучением права. В Лондоне Ганди примкнул к вегетарианскому сообществу и вскоре был представлен Бхагавату Джите своими новыми друзьями. Учение Бхагавата Джити оказала огромное влияние на дальнейшую жизнь Ганди. Достигнув достаточно высокой квалификации и усовершенствовав свое правовое искусство, Ганди вернулся в Индию.

Примечания

  1. ↑ См. напр.:

  2. А. Н. Сенкевич писал: «Махатмами, великими душами, называют в Индии всех крупных религиозных деятелей, которые воплощают собой доброту и сострадание к людям. Они отличаются глубокими знаниями фундаментальных основ жизни и безупречным нравственным поведением». Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — С. 326.
  3. Dutta K., Robinson A. Rabindranath Tagore: An Anthology, p. 2
  4. // Oxford Pocket Dictionary of Current English. — 4-е изд. — New York: Oxford University Press, 2009.
  5. См. Крэнстон, Сильвия Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. — 2-е изд., доп. — Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1999. — С. 248. ISBN 5-7738-0017-9.
  6. А. Н. Сенкевич писал: «Необходимо твёрдо себе уяснить, что махатмы — это эзотерический ключ к жизни и творчеству Блаватской». (Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — С. 435). Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном». (Tillett, Gregory John Charles Webster Leadbeater, a biographical study. PhD Thesis. University of Sydney, Department of Religious Studies. Sydney, 1986. — P. 966).
  7. Блаватская Е. П. «Ключ к теософии»
  8. Блаватская Е. П. «Махатмы и чела» // Избранные статьи
  9. См. Kalnitsky, Arnold The Theosophical Movement of the Nineteenth Century: The Legitimation of the Disputable and the Entrenchment of the Disreputable. University of South Africa, 2003. Dissertation. — P. 223.
  10. Kuhn, Alvin Boyd Theosophy: A Modern Revival of Ancient Wisdom. PhD Thesis. Whitefish, Montana: Kessinger Publishing, 1930. ISBN 978-1-56459-175-3. — P. 147.
  11. См. Письма Махатм
  12. Письма Е. И. Рерих Асееву, т.1
  13. См., например, , .

Детство и юность будущего «отца нации»

Родился Мохандас Карамчанд Ганди 2 октября в 1869 году в прибрежном городе Порбандар, находящемся в штате Гуджарат. Так уж повелось, что семья Ганди не была бедной. Она занимала промежуточную ступень в классовом строе Индии, так как принадлежала к варне вайшьям – купцам.

Отец Мохандаса Кармчанд занимал достаточно высокую должность министра города. Семья всегда следовала всем религиозным обрядам и традициям. Самой набожной в их семье была мать, которую звали Пулитбай. Она не пропускала ни одного богослужения, занималась чтением религиозной литературы, пропагандировала вегетарианство, соблюдение строжайшего поста и принципов самоотречения.

Благодаря ей юный Мохандас вобрал в себя идеи индуистской религии, которая помогла сформировать его мировоззрение и создать неповторимую личность будущего «отца нации».

По традициям древней Индии Мохандас вступил в брак рано, как считается на сегодняшний день, – в 13 лет. Его женой стала Кастурбай, являвшаяся на тот момент ровесницей Ганди. Всю жизнь она была хорошим другом и помощницей своему мужу. В браке у них родилось четверо сыновей: Харилал (1888-1949), Манилал (1892-1956), Рамдас (1897-1969), Девдас (1900-1957).

Mahatma Gandhi с женой Кастурбай 1902г

По словам самого Мохандаса Ганди, его старший сын Харилал вел неправедный образ жизни, что выражалось в пьянстве и распутстве. Кроме того, он не был верен своей религии, менял ее с одной на другую. Со временем Мохандас отказался от своего сына. Такой образ жизни привел Харилала к тому, что он умер от сифилиса. Остальные сыновья пошли по стопам своего отца и были его ярыми соратниками.

Девдас вошел в историю благодаря тому, что сочетался браком с Лакши, являвшейся дочерью Раджаджи, который хоть и был сторонником Ганди и руководителем Индийского национального конгресса, сам Махатма не мог поддержать такой союз их детей. А все дело в том, что семья Лакши принадлежала к варне браминов. Межварнавые браки по религиозным соображениям были запрещены. Несмотря на это, родители Девдаса смягчились и молодые в 1933 году получили разрешение на брак.

Часто у интересующихся мировой историей и историей Индии в частности возникает вопрос: Махатма Ганди и Индира Ганди – родственники? Нет, они не состояли в родственной связи. Но вот идеологическая связь между ними все-таки была. Когда маленькой Индире было 2 года, она познакомилась с уже тогда знаменитым и популярным «отцом нации»

И хоть тогда будущая «железная леди» Индии не осознавала, насколько для нее важно это знакомство, в будущем ее взгляды формировались под его влиянием. Махатма Ганди и Индира Ганди во многом были соратниками, хотя и некоторые их взгляды относительно политики отличались

Ганди в ЮАР

В то время в ЮАР хлынули за заработком выходцы из Индии. Примерно в то время город Кимберли, стоящий у реки Оранжевой, прослыл алмазной столицей мира. Каторжный труд на алмазных приисках требовал рабочей силы. К сожалению, к рекрутируемым на шахты и прииски людям относились ужасно. Именно там юрист Ганди ощутил в себе редкие возможности – противостоять злу и насилию силой добра своей души. Ему был дан редкий дар: побеждать агрессию словом и убеждением, данный немногим людям.

Мохандас ощутил в себе потенциал, востребованный современным ему миром, – менять его к лучшему, разрушая несправедливые устои, калечащие людей морально.

Махатма Ганди начал претворять взгляды, начиная с себя. Он раз и навсегда отказался от европейской одежды в пользу национальной, стал строго выдерживать пост, религиозные обряды. Ему и его сторонникам удалось изменить дискриминирующие индийцев законы ЮАР.

Разное из жизни Махатмы

Следовать законам добродетели, а не говорить о них призывал Махатма Ганди. Интересные факты из его жизни могут быть в диковинку людям, далеким от индийской культуры:

  • Фамилия Ганди по-индийски означает «лавочник». Отец и дед выдающегося политика были премьер-министрами индийских княжеств. Сам же он всегда называл себя по имени Мохандас и никогда – Махатмой.
  • В молодости Ганди ходил далеко не босиком. Наоборот, он походил на денди. Пребывая в Лондоне, молодой человек брал частные уроки танцев и этикета. Также он был секретарем Лондонского общества вегетарианцев.
  • Ганди лично занимался сбором денег неприкасаемых. Многие жертвовали ему золотые украшения, однако Махатма всегда оставался бессребреником, одетым в лохмотья. По стране он ездил в самых неказистых вагонах, т. е. принадлежащих к третьему классу. Однажды его спросили: «Почему в третьем?» Философ ответил на это: «Потому что четвертого вагона не существует!»
  • Люди несведущие считают, что Махатма Ганди и Индира Ганди являются отцом и дочерью. Однако такое мнение далеко от истины. Они даже не родственники. Политики рода Индиры взяли себе фамилию «Ганди» словно политическое знамя, как родовой псевдоним, свидетельствующий о преемственности целей, которые пытался достичь Махатма.

Ганди арестовывали настолько часто, что зачастую он указывал своим домашним адресом адрес тюрьмы Yeravda. В 1931 году он прямо оттуда в кальсонах и куртке хади прибыл на аудиенцию с королевой Британии.

Неудачи и провалы Ганди

Как уже говорилось выше, «сатьяграха» получила широкую поддержку народных масс. Начавшись в 1919 году как мирное неповиновение и отказ от насилия в ответ на репрессии, движение распространилось по всей стране. Вскоре оно закономерно переросло свою начальную стадию просто потому, что одна из базовых утопических идей Ганди, а именно идея пробудить совесть колонизаторов и заставить их отказаться от издевательств над народом, никак не воплощалась в жизнь.

Наоборот, террор полиции против демонстрантов становился все более жестоким, расстрелы все более массовыми, что положило конец терпению протестующих. 4 февраля 1922 в деревне Чаура-Чаури демонстранты, возмущенные стрельбой полиции, загнали полицейских в помещение, а когда полицейские там забаррикадировались, просто подожгли здание. В итоге погибло 26 полицейских.

Вместо того чтобы воспользоваться одним из своих духовных принципов и начать расти месте со своим движением протеста, перестав цепляться за неработающие догмы, Махатма Ганди отдал команду прекратить «сатьяграху» потому, что народные массы не достигли нужной степени духовной зрелости для ненасильственного сопротивления. Многие были возмущены таким решением за шаг до победы и отвернулись от своего лидера.

10 марта 1922 года Махатму Ганди арестовали, и далее по обвинению в разжигании межнациональной розни и ненависти к англичанам приговорили к тюремному заключению. Так колонизаторская власть «отблагодарила» Ганди за то, что он, фактически, сделал невозможной победу «сатьяграхи» и продлил господство колонизаторов в Индии на долгие годы.

Еще один эпизод, когда фанатичная приверженность собственным догмам ненасильственного сопротивления стоила Ганди авторитета, относится к периоду Второй мировой войны. На волне патриотического подъема, когда тысячи коренных жителей Индии шли добровольцами в британскую армию, чтобы дать реальный, а не словесный отпор фашизму, Ганди начал выступать за отказ от любого участия индийцев во Второй мировой войне.

Махатма Ганди на словах осуждал фашизм, однако считал, что жители Индии не должны воевать за свободу и демократию, пока свободы и демократии нет в своей собственной стране. И не должны помогать британским колонизаторам ничем, пока те не прекратят бесчинства и угнетение в Индии. Тактика предлагалась все та же: ненасильственное сопротивление. Результат тоже был аналогичным: Ганди и его соратники были арестованы.

Двухгодичное заключение фактически выбило Ганди из политической борьбы и стадии активного влияния. Когда он вышел, авторитетом пользовались другие, более радикальные лидеры, предлагавшие более адекватные идеи. В фаворе был лидер «Всеиндийской Мусульманской Лиги» Мохаммед али Джинна, выступавший не просто за независимость Индии от Великобритании, а еще и за разделение субконтинента по религиозному признаку.

Ввиду того, что религиозные разногласия, невзирая на многолетние призывы Ганди к добру, согласию, смирению и поиску хорошего в людях, никуда не делись, идея Джинны получила большую поддержку, чем идея Ганди о едином многонациональном государстве. В конце концов эта идея была воплощена в жизнь, а на политической карте мира появилось новое государство Пакистан.

Но давайте оставим политику в стороне и рассмотрим, какие все же уроки можно извлечь из истории Махатмы Ганди.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Махатма ганди

21 интересный факт о Махатме Ганди

  1. Мохандас «Махатма» Ганди (1869-1948) – индийский политик, общественный деятель, юрист, философ и один из предводителей движения на независимость Индии.
  2. Махатма родился в семье министра, по причине чего его детство прошло в достатке и спокойствии.
  3. Все члены семейства Ганди были очень набожными людьми. Особенно это касалось матери будущего политика.

  4. Интересен факт, что родители Махатмы Ганди женили своего сына, когда ему едва исполнилось 13 лет. При этом его супруга, по имени Каструба, была того же возраста.
  5. Фамилия «Ганди» переводится, как «торговец».
  6. При рождении индийский лидер был назван Мохандасом, однако позже его начали называть «Махатмой», что означает «великая душа».
  7. Ганди, как и его близкие родственники, являлся убежденным вегетарианцем.
  8. В молодости Махатма Ганди обучался в Лондоне (см. интересные факты о Лондоне), где смог получить юридическое образование.
  9. Самую низкую касту индийского общества – касту неприкасаемых, Ганди называл «детьми бога». До конца своих дней он пытался изменить сознание и отношение соотечественников к представителям неприкасаемых.
  10. В борьбе за независимость от Великобритании Махатма Ганди использовал исключительно ненасильственные методы сопротивления. Например, он призывал индийцев отказываться от покупок британских товаров или услуг.
  11. Знаете ли вы, что Ганди вел весьма аскетичный образ жизни, отказываясь от любых проявлений роскоши? Он ходил в самой простой одежде, а практически все пожертвования отправлял бедным соотечественникам.
  12. Однажды у Махатмы поинтересовались, почему он ездит в поездах третьего класса. На это философ ответил – «потому что нет четвертого».
  13. Интересен факт, что Махатма Ганди 5 раз номинировался на Нобелевскую премию мира.
  14. В 37-летнем возрасте мыслитель решил полностью отказаться от половых отношений.
  15. За собственные убеждения Ганди неоднократно оказывался за решеткой. Однако тюремная жизнь не смогла сломить будущего главу государства.
  16. Большое влияние на Махатму Ганди оказали идеи Льва Толстого (см. интересные факты о Толстом), с которым он состоял в переписке.
  17. Когда Ганди получил приглашение на аудиенцию с королевой Великобритании, он пришел в простых штанах и накидке.
  18. Незадолго до своей гибели, Махатма Ганди добился долгожданной независимости Индии от Британии. Это знаменательное событие произошло в 1947 г.
  19. Ганди погиб от рук своего соотечественника, считавшего его виновным в расколе Индии. Махатму застрелили прямо на улице на глазах у публики.
  20. Ганди изображен на многих индийских рупиях.
  21. Мыслитель каждую неделю практиковал однодневную мауну. День молчания он посвящал чтению и размышлению над разными проблемами.

Это были самые интересные факты о Махатме Ганди. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Сатьяграха и ненасильственное гражданское неповиновение

В 1906 году Ганди организовал свою первую массовую кампанию гражданского неповиновения, которую он назвал Satyagraha («Правда и твердость»), в ответ на новые ограничения правительства Индии в Трансваале — права индейцев, в том числе отказ признать индийские браки.

После нескольких лет протестов правительство заключило в тюрьму сотни индейцев в 1913 году, включая Ганди. Под давлением,южноафриканское правительство согласилось на компромиссный договор между Ганди и генералом Яном Кристианом Смэтсом, который включал признание индуистских браков и отмену налога на опросы для индейцев. Когда Ганди отплыл из Южной Африки в 1914 году, чтобы вернуться домой, Смэтс написал: «Святой покинул наши берега, я искренне надеюсь, что навсегда». В начале Первой мировой войны Ганди провел несколько месяцев в Лондоне.

В 1919 году, когда Индия все еще находилась под жестким контролем англичан, Ганди получил политическое пробуждение, когда недавно принятый закон Роулатта разрешил британским властям заключать в тюрьму людей, подозреваемых в подстрекательстве к суду, без суда и следствия. В ответ Ганди призвал к сатьяграхе кампанию мирных акций протеста и забастовок. Вместо этого вспыхнуло насилие, кульминацией которого стало 13 апреля 1919 года в бойне в Амритсаре,когда войска во главе с британским бригадным генералом Реджинальдом Дайером открыли огонь из пулеметов по толпе безоружных демонстрантов и убили почти 400 человек. Больше не в состоянии дать клятву верности британскому правительству, Ганди вернул медали, которые он заработал за свою военную службу в Южной Африке, и выступил против обязательного призыва британцев на военную службу индейцев для участия в Первой мировой войне.

Ганди стал ведущей фигурой в индийском движении за самоуправление. Призывая к массовым бойкотам, он призвал правительственных чиновников прекратить работать на Корону, учащихся прекратить посещать правительственные школы, солдат покинуть свои посты, а граждан перестать платить налоги и покупать британские товары. Вместо того, чтобы покупать одежду британского производства, он начал использовать переносное вращающееся колесо для производства собственной ткани,и прялка вскоре стала символом индийской независимости и самостоятельности. Ганди взял на себя руководство Индийским национальным конгрессом и выступил за политику ненасилия и отказа от сотрудничества для достижения внутреннего правления.

После того, как британские власти арестовали Ганди в 1922 году, он признал себя виновным в трех случаях подстрекательства к мятежу. Хотя Ганди был приговорен к шести годам тюремного заключения, он был освобожден в феврале 1924 года после операции по поводу аппендицита. После освобождения он обнаружил, что отношения между индусами и мусульманами Индии перешли в тюрьму, а когда снова вспыхнуло насилие между двумя религиозными группами, осенью 1924 года Ганди начал трехнедельный пост, чтобы призвать к единству. , Он оставался в стороне от активной политики в течение большей части последних 1920-х годов.

1920 год — движение «Халифат»

В России в самом разгаре гражданская война. Части Красной Армии и союзных им на там момент махновцев наступают на Крым — последний оплот белогвардейцев на юге страны.

Он считал, что индуисты и мусульмане должны объединиться для борьбы с колонизаторами и призывал обе общины проявить солидарность и единство

Критики и политические противники Ганди не раз обращали его внимание на тот факт, что Индия — многоконфессиональная страна и помимо индуистов и мусульман еще есть христиане, сикхи и джайны. Если придерживаться политики равенства и единства, то все они должны быть вовлечены в борьбу за независимость страны

Однако Махатма Ганди не принял этот аргумент. Как полагают многие исследователи, из-за того, что недостаточно хорошо успел разобраться во внутренней политической ситуации в Индии после возвращения из Южной Африки.

Несмотря на противодействие со стороны многих лидеров, Ганди сумел заручиться поддержкой мусульман. Но, когда движение «Халифат» прекратилось, все результаты его усилий исчезли. Как отмечали многие современники, именно оно дало толчок к религиозной радикализации индийских мусульманских лидеров того времени.

Карьера и общественная деятельность

Чтобы понять, как помочь своему народу, молодой юрист решил изучить Индию. За год он посетил немало населенных пунктов (Турал, Санекшар, Салем, Проддатер и другие), путешествовал поездом. Грязные вагоны, нищета, обозленные пассажиры… Все это отражало общую обстановку в стране и нагнетало уныние на Махатму.

Махатма Ганди в молодости

Юридическая практика как-то не заладилась. И Ганди решает круто изменить свою жизнь. Благодаря связям отца он получает должность юрисконсульта в торговом представительстве одной из индийских фирм в Южной Африке. Там юрист подключается к общественному движению по защите прав индийцев. Значительное влияние на деятеля оказали идеи ирландца М. Девитта, американца Г. Торро.

Как отстоять права сограждан и при этом избежать жертв и насилия? Как найти путь к Богу? Эти вопросы мучили молодого Ганди. Ответы он нашел неожиданно. Как-то ему в руки попалась книга Льва Толстого «Царство божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», изменившая его мировоззрение. Он разработал новую концепцию поведения для сограждан – сатьяграху.

Махатма Ганди в молодости

Примечательно, что создав философскую теорию, Мохандас никак не мог подобрать ей подходящее название. Пришлось даже объявить конкурс, по условиям которого автор, предложивший наиболее удачное наименование получит денежную премию. Победителем стал двоюродный племянник Ганди – Маганлал Ганди. Сатьяграха является сочетанием двух слов – сат (истина) и аграха (твердость).

Успешная деятельность в Африке вселила в философа надежду, что он может принести пользу и своей стране. Его взгляды пришлись по душе многим европейским и американским общественным деятелям. На родине Ганди достижения тоже не остались без внимания. С легкой руки соотечественника Р. Тагор Мхандаса стали называть Махатма, что значит «великая душа».

Махатма Ганди в молодости

В 1915 году философ возвращается в Индию и активно включается в политическую борьбу за независимость своей родины. Благодаря отцу для него открыты двери в большинство кабинетов членов Индийского национального конгресса. Но, поддержать его идею согласны были не все. Почему? Новая философская теория базировалась на принципах:

  • ненасильственное сопротивление;
  • гражданское неповиновение.

Махатма Ганди в Индии

В чем они заключались? Последователи Ганди должны отказаться от:

  • почестей, титулов, которые одарила Великобритания;
  • работы на госслужбе, полиции, армии;
  • покупки английских товаров.

Несмотря на такие лишения, большинство чиновников загорелись идеей отвоевать независимость.

В 1919 году Ганди впервые призвал сограждан к мирной акции: массовой забастовке и неповиновению. Миллионы индийцев в назначенный день не вышли на работу. Они шли по улицам, выкрикивая лозунги о свободе, независимости. Но, в какой-то момент, ситуация вышла из-под контроля. Толпа стала агрессивной, и начались столкновения с полицией. Не обошлось без жертв.

Махатма Ганди

Ганди арестовали, как зачинщика и осудили на шесть лет. Отбыв весь срок, Махатма вернулся к обычной жизни. Злопыхатели не обращали на философа внимания. Они считали, что бывший заключенный сломлен и его политическая карьера закончилась. По словам же самого мудреца, тюрьма дала ему время переосмыслить свою теорию, найти проблемные места.

Нет, он не вернулся в семью. Махатма основал ашрам (обитель для нуждающихся). Но, выбрал для этого не пустынную местность, а окрестности большого промышленного города Ахмадабад. Таким образом показывая, что намерен и дальше защищать народ и продолжать борьбу за независимость своей страны, проповедовать гандизм.

Статуя Махатмы Ганди

Ежедневно в ашраме собиралось немало народа, чтобы послушать мудреца. Свидетели тех дней рассказывали, что философ был плохим оратором, его жесты были нечеткими, а голос – тихим. Услышать о чем проповедует он могли, только первые ряды, но его харизмы хватало на всех.

Жестокость британцев, бездействие местных владельцев заставляли людей тщательнее прислушиваться к речам старца. И как результат, авторитет Махатмы неумолимо возрастал. Его убедительные аргументы заставляли задумываться политические элиты.

В 1947 году страна обрела независимость, но разделилась на Индию и Пакистан. Возникло вооруженное противостояние между мусульманами и лицами, исповедующими индуизм. Чтобы остановить противостояние, старец объявил голодовку. Такая радикальная мера возымела действие и вооруженный конфликт прекратился.

Биография Махатмы Ганди

Мохандас Ганди (Махатма Ганди) родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандаре.

Его отец Карамчанд Уттамчанд был видным министром в своем городе. Мать Путлибай была очень религиозным человеком, ввиду чего в семье Ганди соблюдались все религиозные традиции.

Детство и юность

С самого детства Махатма вместе с родителями посещал индуистские храмы. Члены семейства со всей строгостью соблюдали религиозные обряды, изучали священные книги, а также воздерживались от употребления мяса.

Вследствие такого воспитания будущий политик будет придерживаться соответствующих норм и правил на протяжении всей жизни.

Учеба

Махатма Ганди учился в местной школе, однако не проявлял особого интереса ни к одному из предметов. Только после того как он продолжил учебу в высшей школе в городе Раджкоте, его заинтересовало право.

Махатма Ганди в Лондоне, 1906 г.

Получив школьный аттестат, парень отправился в Лондон, желая получить там юридическое образование. Окончив Университетский колледж Лондона в 1891 г., Махатма вернулся домой уже дипломированным юристом.

Образование

После переезда семьи Ганди в Раджкот, девятилетнего Ганди приняли в местную школу, где он изучал азы арифметики, истории, географии и языка. В 11 лет он начал посещать среднюю школу в Раджкоте. Он потерял один год обучения в средней школе из-за свадьбы, но в итоге продолжил учиться и закончил школу.

Позже он бросил обучение в колледже Самалдас в городе Бхавнагар после поступления туда в 1888 году. После этого друг семьи Ганди Мавджи Дейв Джошиджи посоветовал Ганди изучать право в Лондоне. Окрыленный идеей, Ганди сумел в итоге убедить жену и мать, поклявшись им воздержаться от употребления мяса и занятия любовью в Лондоне. Поддерживаемый братом, Ганди уехал в Лондон и начал посещать Иннер Темпл и заниматься изучением права. В Лондоне Ганди примкнул к вегетарианскому сообществу и вскоре был представлен Бхагавату Джите своими новыми друзьями. Учение Бхагавата Джити оказала огромное влияние на дальнейшую жизнь Ганди. Достигнув достаточно высокой квалификации и усовершенствовав свое правовое искусство, Ганди вернулся в Индию.

Примечания

  1. ↑ См. напр.:

  2. А. Н. Сенкевич писал: «Махатмами, великими душами, называют в Индии всех крупных религиозных деятелей, которые воплощают собой доброту и сострадание к людям. Они отличаются глубокими знаниями фундаментальных основ жизни и безупречным нравственным поведением». Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — С. 326.
  3. Dutta K., Robinson A. Rabindranath Tagore: An Anthology, p. 2
  4. // Oxford Pocket Dictionary of Current English. — 4-е изд. — New York: Oxford University Press, 2009.
  5. См. Крэнстон, Сильвия Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. — 2-е изд., доп. — Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1999. — С. 248. ISBN 5-7738-0017-9.
  6. А. Н. Сенкевич писал: «Необходимо твёрдо себе уяснить, что махатмы — это эзотерический ключ к жизни и творчеству Блаватской». (Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — С. 435). Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном». (Tillett, Gregory John Charles Webster Leadbeater, a biographical study. PhD Thesis. University of Sydney, Department of Religious Studies. Sydney, 1986. — P. 966).
  7. Блаватская Е. П. «Ключ к теософии»
  8. Блаватская Е. П. «Махатмы и чела» // Избранные статьи
  9. См. Kalnitsky, Arnold The Theosophical Movement of the Nineteenth Century: The Legitimation of the Disputable and the Entrenchment of the Disreputable. University of South Africa, 2003. Dissertation. — P. 223.
  10. Kuhn, Alvin Boyd Theosophy: A Modern Revival of Ancient Wisdom. PhD Thesis. Whitefish, Montana: Kessinger Publishing, 1930. ISBN 978-1-56459-175-3. — P. 147.
  11. См. Письма Махатм
  12. Письма Е. И. Рерих Асееву, т.1
  13. См., например, , .

Детство и юность будущего «отца нации»

Родился Мохандас Карамчанд Ганди 2 октября в 1869 году в прибрежном городе Порбандар, находящемся в штате Гуджарат. Так уж повелось, что семья Ганди не была бедной. Она занимала промежуточную ступень в классовом строе Индии, так как принадлежала к варне вайшьям – купцам.

Отец Мохандаса Кармчанд занимал достаточно высокую должность министра города. Семья всегда следовала всем религиозным обрядам и традициям. Самой набожной в их семье была мать, которую звали Пулитбай. Она не пропускала ни одного богослужения, занималась чтением религиозной литературы, пропагандировала вегетарианство, соблюдение строжайшего поста и принципов самоотречения.

Благодаря ей юный Мохандас вобрал в себя идеи индуистской религии, которая помогла сформировать его мировоззрение и создать неповторимую личность будущего «отца нации».

По традициям древней Индии Мохандас вступил в брак рано, как считается на сегодняшний день, – в 13 лет. Его женой стала Кастурбай, являвшаяся на тот момент ровесницей Ганди. Всю жизнь она была хорошим другом и помощницей своему мужу. В браке у них родилось четверо сыновей: Харилал (1888-1949), Манилал (1892-1956), Рамдас (1897-1969), Девдас (1900-1957).

Mahatma Gandhi с женой Кастурбай 1902г

По словам самого Мохандаса Ганди, его старший сын Харилал вел неправедный образ жизни, что выражалось в пьянстве и распутстве. Кроме того, он не был верен своей религии, менял ее с одной на другую. Со временем Мохандас отказался от своего сына. Такой образ жизни привел Харилала к тому, что он умер от сифилиса. Остальные сыновья пошли по стопам своего отца и были его ярыми соратниками.

Девдас вошел в историю благодаря тому, что сочетался браком с Лакши, являвшейся дочерью Раджаджи, который хоть и был сторонником Ганди и руководителем Индийского национального конгресса, сам Махатма не мог поддержать такой союз их детей. А все дело в том, что семья Лакши принадлежала к варне браминов. Межварнавые браки по религиозным соображениям были запрещены. Несмотря на это, родители Девдаса смягчились и молодые в 1933 году получили разрешение на брак.

Часто у интересующихся мировой историей и историей Индии в частности возникает вопрос: Махатма Ганди и Индира Ганди – родственники? Нет, они не состояли в родственной связи. Но вот идеологическая связь между ними все-таки была. Когда маленькой Индире было 2 года, она познакомилась с уже тогда знаменитым и популярным «отцом нации»

И хоть тогда будущая «железная леди» Индии не осознавала, насколько для нее важно это знакомство, в будущем ее взгляды формировались под его влиянием. Махатма Ганди и Индира Ганди во многом были соратниками, хотя и некоторые их взгляды относительно политики отличались

Ганди в ЮАР

В то время в ЮАР хлынули за заработком выходцы из Индии. Примерно в то время город Кимберли, стоящий у реки Оранжевой, прослыл алмазной столицей мира. Каторжный труд на алмазных приисках требовал рабочей силы. К сожалению, к рекрутируемым на шахты и прииски людям относились ужасно. Именно там юрист Ганди ощутил в себе редкие возможности – противостоять злу и насилию силой добра своей души. Ему был дан редкий дар: побеждать агрессию словом и убеждением, данный немногим людям.

Мохандас ощутил в себе потенциал, востребованный современным ему миром, – менять его к лучшему, разрушая несправедливые устои, калечащие людей морально.

Махатма Ганди начал претворять взгляды, начиная с себя. Он раз и навсегда отказался от европейской одежды в пользу национальной, стал строго выдерживать пост, религиозные обряды. Ему и его сторонникам удалось изменить дискриминирующие индийцев законы ЮАР.

Разное из жизни Махатмы

Следовать законам добродетели, а не говорить о них призывал Махатма Ганди. Интересные факты из его жизни могут быть в диковинку людям, далеким от индийской культуры:

  • Фамилия Ганди по-индийски означает «лавочник». Отец и дед выдающегося политика были премьер-министрами индийских княжеств. Сам же он всегда называл себя по имени Мохандас и никогда – Махатмой.
  • В молодости Ганди ходил далеко не босиком. Наоборот, он походил на денди. Пребывая в Лондоне, молодой человек брал частные уроки танцев и этикета. Также он был секретарем Лондонского общества вегетарианцев.
  • Ганди лично занимался сбором денег неприкасаемых. Многие жертвовали ему золотые украшения, однако Махатма всегда оставался бессребреником, одетым в лохмотья. По стране он ездил в самых неказистых вагонах, т. е. принадлежащих к третьему классу. Однажды его спросили: «Почему в третьем?» Философ ответил на это: «Потому что четвертого вагона не существует!»
  • Люди несведущие считают, что Махатма Ганди и Индира Ганди являются отцом и дочерью. Однако такое мнение далеко от истины. Они даже не родственники. Политики рода Индиры взяли себе фамилию «Ганди» словно политическое знамя, как родовой псевдоним, свидетельствующий о преемственности целей, которые пытался достичь Махатма.

Ганди арестовывали настолько часто, что зачастую он указывал своим домашним адресом адрес тюрьмы Yeravda. В 1931 году он прямо оттуда в кальсонах и куртке хади прибыл на аудиенцию с королевой Британии.

Неудачи и провалы Ганди

Как уже говорилось выше, «сатьяграха» получила широкую поддержку народных масс. Начавшись в 1919 году как мирное неповиновение и отказ от насилия в ответ на репрессии, движение распространилось по всей стране. Вскоре оно закономерно переросло свою начальную стадию просто потому, что одна из базовых утопических идей Ганди, а именно идея пробудить совесть колонизаторов и заставить их отказаться от издевательств над народом, никак не воплощалась в жизнь.

Наоборот, террор полиции против демонстрантов становился все более жестоким, расстрелы все более массовыми, что положило конец терпению протестующих. 4 февраля 1922 в деревне Чаура-Чаури демонстранты, возмущенные стрельбой полиции, загнали полицейских в помещение, а когда полицейские там забаррикадировались, просто подожгли здание. В итоге погибло 26 полицейских.

Вместо того чтобы воспользоваться одним из своих духовных принципов и начать расти месте со своим движением протеста, перестав цепляться за неработающие догмы, Махатма Ганди отдал команду прекратить «сатьяграху» потому, что народные массы не достигли нужной степени духовной зрелости для ненасильственного сопротивления. Многие были возмущены таким решением за шаг до победы и отвернулись от своего лидера.

10 марта 1922 года Махатму Ганди арестовали, и далее по обвинению в разжигании межнациональной розни и ненависти к англичанам приговорили к тюремному заключению. Так колонизаторская власть «отблагодарила» Ганди за то, что он, фактически, сделал невозможной победу «сатьяграхи» и продлил господство колонизаторов в Индии на долгие годы.

Еще один эпизод, когда фанатичная приверженность собственным догмам ненасильственного сопротивления стоила Ганди авторитета, относится к периоду Второй мировой войны. На волне патриотического подъема, когда тысячи коренных жителей Индии шли добровольцами в британскую армию, чтобы дать реальный, а не словесный отпор фашизму, Ганди начал выступать за отказ от любого участия индийцев во Второй мировой войне.

Махатма Ганди на словах осуждал фашизм, однако считал, что жители Индии не должны воевать за свободу и демократию, пока свободы и демократии нет в своей собственной стране. И не должны помогать британским колонизаторам ничем, пока те не прекратят бесчинства и угнетение в Индии. Тактика предлагалась все та же: ненасильственное сопротивление. Результат тоже был аналогичным: Ганди и его соратники были арестованы.

Двухгодичное заключение фактически выбило Ганди из политической борьбы и стадии активного влияния. Когда он вышел, авторитетом пользовались другие, более радикальные лидеры, предлагавшие более адекватные идеи. В фаворе был лидер «Всеиндийской Мусульманской Лиги» Мохаммед али Джинна, выступавший не просто за независимость Индии от Великобритании, а еще и за разделение субконтинента по религиозному признаку.

Ввиду того, что религиозные разногласия, невзирая на многолетние призывы Ганди к добру, согласию, смирению и поиску хорошего в людях, никуда не делись, идея Джинны получила большую поддержку, чем идея Ганди о едином многонациональном государстве. В конце концов эта идея была воплощена в жизнь, а на политической карте мира появилось новое государство Пакистан.

Но давайте оставим политику в стороне и рассмотрим, какие все же уроки можно извлечь из истории Махатмы Ганди.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий