Майя кристалинская — биография, информация, личная жизнь

Страшное

Во время гастролей в начале 60-х Майя свалилась с высокой температурой. Сначала подумали: ангина

Но врач осторожно назвала ангину «атипичной». Разбухшие узелки на шее певицы яснее ясного говорили: ОПУХОЛЬ!

Трудно представить себе, какой стресс пережила молодая женщина. Слушая ее голос, страшно думать, что это записи смертельно больного человека. И эта скрытая от большинства трагедия Майи Кристалинской тоже сообщает особенный колорит ее песням. Большинство из них не грустны, они печальны. Печальны и мудры.

Они о жизни, цену которой Кристалинской суждено было осознать так рано и так трагически.

Ей, правда, сразу повезло на врачей: знаменитые гематологи Кассирский и Воробьев «вели» ее около четверти века. Да, жизнь ей продлили на двадцать пять лет, а ведь это половина всего срока ее земного пути!

Может быть, этот срок был бы и длиннее, если бы… Но обо всем в свое время…

Детские и школьные годы

Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.

Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.

Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.

Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.

В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.

Вторая попытка

Смотреть галерею

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою материнскую любовь дарила своей племяннице Марьяне.

О сцене могла только мечтать…

К музыке и пению она тянулась всегда, но первым человеком, который решил развивать эти способности у девочки, стал муж сестры Владимира Кристалинского, режиссер музыкального театра. Он и подарил племяннице детскую гармошку, на которой она научилась играть более чем лихо. А вот до первого появления на профессиональной сцене столько еще пришлось пережить! И учебу в МАИ (под влиянием подруги), и распределение на авиационный завод в Новосибирск (таежной романтики захотелось), и «позорное» возвращение в Москву (не оправдали надежд, а еще комсомолки!). Но иного пути не было — к середине 50-х Владимир Кристалинский почти ослеп, так что Майе пришлось заниматься и отцом, и матерью, и младшей сестренкой.

Незабываемым выдался для Майи 1957 год. Во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в конце июля — начале августа 1957 года в Москве, она не уставала петь прямо на улицах, возле нее обычно собирались сотни восторженных москвичей и гостей столицы. Кристалинская даже не пела — она вкладывала в исполнение всю свою восторженную душу. Дело в том, что чуть раньше она познакомилась с молодым медиком Аркадием Аркановым, который в то время еще только мечтал о карьере писателя-сатирика, но был очень влюбчив. Остроумная, веселая, певучая Майя очень быстро запала ему в сердце. Да и она не смогла устоять перед его пылкостью и обаянием. И хотя все родные и близкие наперебой твердили, что ничего путного из их совместной жизни не выйдет, молодые люди были абсолютно уверены в обратном!

Возможно, им и удалось бы сохранить семью. Но они вступили в период резких перемен. Майю пригласили на гастроли в Закавказье, где пылкие поклонники в больших кепи буквально завалили ее букетами цветов и горячими признаниями в любви. Одни гастроли сменяли другие, и Аркадий как-то сказал супруге «Майя, умерь свой пыл». Семья и постоянные разъезды редко бывают совместимы. По сути, Майе пришлось выбирать между мужем и растущей популярностью. Она выбрала второе, сохранив с Аркановым до конца жизни теплые, дружеские отношения…

Она осталась одна. Впрочем, у нее были песни. Какое-то время ей этого вполне хватало. А потом болезнь, ощущение дыхания смерти, а от того еще острее одиночество…

Одно время она встречалась с одним из журналистов «Огонька» — красивым и, можно сказать, «лощеным». Но он воспринимал доброе к себе отношение со стороны певицы чем-то должным. Словом, позволял себя любить. А кроме этого был любителем «хватить лишку», и если ему в таком состоянии удавалось где-то встретить Аркадия Арканова, то бой-френд Майи тут же бросался в драку, стараясь намять бока бывшему мужу.

Смерть

Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Ее назвали в честь старшей сестры, которая умерла в двухлетнем возрасте.

Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский, был математиком. Он зарабатывал на жизнь составлением всевозможных головоломок и шарад, которые печатались в различных периодических изданиях.

Атмосфера творчества царила в семье Кристалинских. Ее дядя работал режиссером в музыкальном театре, а тетя Лилия была актрисой и певицей в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря таким родственникам, Майя с очень раннего возраста стала проявлять интерес к актерской профессии. Однажды дядя подарил маленькой племяннице гармошку. Майя научилась играть на ней самостоятельно.

Позднее Майя начала петь в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, выступала в школьной самодеятельности. Правда, сама Майя никогда не хотела связывать свою дальнейшую жизнь с профессией певицы. По окончании школы, она поступила в Московский авиационный институт.

Во время обучения в институте, Кристалинская принимает активное участие в самодеятельности. Тем временем в Москве начинается Всемирный фестиваль молодежи и студентов

Выступления Майи на этом международном форуме привлекли внимание профессионалов. О ней заговорили в музыкальных кругах, правда, ансамбль, в составе которого она выступала в то время, подвергся жесткой критике в советской прессе

После окончания института, Кристалинская пытается совмещать работу в конструкторском бюро и выступлениями на эстраде. Вскоре она получает предложение начать профессиональную карьеру певицы. Майя Владимировна начинает работать в легендарных джаз-оркестрах под управлением Эдди Рознера и Олега Лундстрема.

Зрители сразу полюбили эту яркую и талантливую молодую певицу. Песни в ее исполнении пела буквально вся страна. Пластинка с композицией «Два берега», вышедшая в 1960 году сделала Кристалинскую поистине всенародной любимицей — было продано 7 млн экземпляров.

В 1966 году телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. В ее репертуаре было много душевных и красивых песен, которые попросту не могли оставить слушателя равнодушным. Она сотрудничала со многими известными композиторами того времени: А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым.

Песня «Нежность» стала для Майи Кристалинской вершиной творчества. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

У нее было все то, о чем только может мечтать артист: всенародная любовь и признание, многочисленные гастроли и великолепный репертуар. Однако, ее песня «В нашем городе дождь», прозвучавшая в новогоднем «Голубом огоньке» в конце 60-х, очень не понравилась кому-то из телевизионного руководства.

В то время председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Он решил полностью изменить репертуар песен, которые должны были выходить в эфир. Благодаря его стараниям, в то время от съемок на телевидении были отстранены многие известные исполнители. В их числе оказалась и Майя Кристалинская.

Теперь концерты Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры. Певица старалась не унывать. Во времена своего вынужденного творческого простоя, она начала публиковать свои статьи в газете «Вечерняя Москва» и сделала книги Марлен Дитрих «Размышления».

Несмотря на отсутствие выступлений, в 1974 году Майе Владимировне Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР

Соболезнования

«Ее голос не врывался в дома и квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская «Нежность». Честно прожитая жизнь — это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, — это уже подвиг». Олег Анофриев, певец.

«Она всегда пела, сколько я ее помню: и в школе, и в институте, и в конструкторском бюро. За обеденный перерыв успевала перепеть весь репертуар Лолиты Торрес… Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: „Неужели она так тяжело больна?! Да не может быть!“». Валентина Котелкина, лучшая подруга певицы

Ссылки

Личная жизнь

Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).

Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.

Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.

Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.

Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.

К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.

Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.

В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.

Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»

Личная жизнь

Первый муж Майи – выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали – за свадебным столом стояла гробовая тишина.

Спустя годы Аркадий Арканов скажет, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви – и, похоже, что муж немного завидовал успехам жены. После получения диплома Арканов устроился обычным участковым врачом, в то время, как Кристалинская становилась только популярнее.

Первый муж Аркадий Арканов 

В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы ехать голосовать по месту жительства (молодожены жили отдельно – снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Они развелись, но, если верить словам Аркадия, продолжали поддерживать приятельские отношения.

Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви мужа Майя смогла так долго прожить со своим недугом.

Майя Кристалинская с мужем Эдуардом | Культурология

К сожалению, Эдуард и сам был болен – в июне 1984 года он умер от сахарного диабета. Артистка очень тяжело переживала смерть мужа, она полностью потеряла дар речи. Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя умерла. Детей у пары не было.

Видео

Источники

  • https://24smi.org/celebrity/3693-maiia-kristalinskaia.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%8F_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0https://stories-of-success.ru/maii-kristalinskoihttps://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayya-kristalinskaya.html

     

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на Манежной площади. В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в Московском авиационном институте на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в художественной самодеятельности. В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Начало 80-х гг

А человек, которого Майя встретила на счастье себе и на беду, – личность глубоко незаурядная.

Его звали Эдуард Барклай. К известному полководцу он никакого отношения не имел, а вот к героям советского периода нашей истории – самое непосредственное. Эдуард Барклай как дизайнер участвовал в установке памятника С. Орджоникидзе. В ходе работ завязался роман с дочерью портретируемого, и завершилось все это законным браком. Молодой красавец, душа общества, Эдуард Барклай вошел в высшие круги московского бомонда. Запросто общался с дочерью Сталина Светланой, с дочерью Молотова…

Брак с дочерью Орджоникидзе вскоре распался, но Барклай остался весьма успешным дизайнером и желанным гостем в лучших домах Москвы и ее элитно-дачных окрестностей.

Вот этот-то человек и стал Майиной судьбой. Они оба были уже не первой молодости, но полюбили друг друга с молодой пылкостью и с заботливой мудростью зрелых людей.

Барклай все делал для Майи, заботился о том, чтобы она вовремя принимала лекарства. Их однокомнатную кооперативную квартиру он постарался сделать настоящим убежищем для усталой, измученной души своей любимой женщины…

Спаситель появился неожиданно…

Но однажды в ее судьбе появился Он. Сначала Майя не замечала, что ей после каждого концерта кто-то дарит огромный букет красных роз. Потом, когда это стало повторяться с завидной настойчивостью, решила узнать автора «импровизации». Им оказался Эдуард Барклай, один из самых стильных московских архитекторов.

Он вытянул свой счастливый билет, когда ему поручили установить памятник Серго Орджоникидзе. Он долго беседовал с дочерью Серго о том, как лучше выразить портретное сходство пламенного большевика. Он был молод и красив, она одинока (в 1937−8 годах были расстреляны даже врачи, установившие официальную причину смерти Серго, не говоря об его родственниках). Девочка нужна была Сталину для того, чтобы показать заботу о детях своих соратников (что не помешало расстрелять жену Серго). Молодые люди поженились. Этот брак, как и брак Кристалинской, оказался очень коротким.

Но супруга успела ввести Эдуарда в московский бомонд, основу которого оставляли «сильные мира сего». И эта «сопричастность к касте избранных» очень скоро сделала Барклая весьма популярным. В заказах он не знал нужды, пользовался большим успехом у женщин.

Когда они познакомились с Майей, она почти сразу же призналась, что неизлечимо больна и жить ей осталось, может быть, два-три дня. Зачем такому успешному и симпатичному мужчине связываться с больной, измученной многочисленными сеансами химиотерапии женщиной?! «Зачем я Вам? Славы Вам и без меня хватает. Оставьте меня в покое», — часто говорила Майя. «А как же два берега одной реки? Я ждала и верила сплетням вопреки: мы с тобой два берега у одной реки? — парировал Эдуард. — Умоляю, поверьте мне, я Вас на руках носить буду!»

Краткая биография

Ни в школе, ни потом, когда училась в институте, Майя никогда не выступала как солистка. И, однажды решившись, спела на Московском международном фестивале молодежи и студентов и стала лауреатом этого конкурса.

  1. 1957 год. Работа в джазовом оркестре молодого тогда композитора Юрия Саульского. Именно в составе этого коллектива Майя Кристалинская стала победителем конкурса. В день вручения наград оркестр был раскритикован в газетах. Статья в одной из газет называлась «Музыкальные стиляги» и в ней джаз назывался «музыкой, совершенно чуждой советской культуре». Критиковались и сами музыканты. После этого оркестр распался.
  2. 1959-1960. Работа солисткой в очень известном тогда оркестре Олега Лунгстрема, а затем Эдди Рознера. Вместе с музыкантами Майя Кристалинская гастролирует по всей стране.
  3. 1960. 2 февраля состоялась премьера фильма «Жажда», где впервые прозвучала песня «Мы с тобой два берега». Майя Кристалинская взяла ее в свой репертуар, и песня приобрела невероятную популярность. Она постоянно звучала в эфире радио, на концертных площадках. Но когда вышла пластинка, где песня была исполнена Майей, она была распродана за несколько дней, хотя ее тираж насчитывал почти семь миллионов экземпляров.
  4. 1961. Майе Кристалинской предложили работать в Москонцерте, на что она с радостью согласилась. Но тут случилась беда. У певицы обнаружено онкологическое заболевание. Она прошла курс химиотерапии, после которой на шее остались глубокие ожоги. С тех пор почти до самого конца жизни в ее гардероб вошла маленькая косынка, которую она носила так, что многие модницы переняли этот стиль и повторили его в своих костюмах.
  5. 1962. В этом году проходил II Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Майя приняла в нем участие и стала лауреатом, получив третью премию.
  6. После этого успеха Майя начинает гастролировать не только по стране, но и по многим зарубежным странам. В частности, в 1964 году она побывала на гастролях в Польше вместе с Марком Бернесом, который во многом стал для певицы примером.
  7. 1966. Песню «Нежность» из популярнейшего кинофильма тех лет «Три тополя на Плющихе» вместе с Майей Кристалинской пела вся огромная страна. Композитор Александра Пахмутова сначала для первого исполнения предложила песню Эдите Пьехе, но та отказалась и впоследствии признавала, что не смогла бы спеть эту песню лучше, чем Майя.
  8. В этом же году телезрители признали Майю Кристалинскую лучшей эстрадной певицей страны.
  9. Ее песни – это жизнь не одного поколения. Наши бабушки и дедушки прекрасно помнят самые лучшие из них – «Ненаглядный мой», «Неужели это мне одной», «Мы с тобой два берега», «Для тебя» ,«Старый клен» и многих других. Они и сейчас звучат иногда в эфире радио и телевидения.
  10. 1970. Председателем Гостелерадио назначен Сергей Георгиевич Лапин. Говорят, он был ярым антисемитом и поэтому все, у кого в паспорте в графе национальность была соответствующая запись, попали в немилость и опалу. Майя Кристалинская была среди них. Формулировка ее увольнения была немного странной – за пропаганду грусти. В стране победившего социализма никто не должен быть грустным – наверное так думали начальники от кино и эстрады. Понятно, что это был только предлог.
  11. 1970 – 1980. Это десятилетие было очень трудным для певицы – она могла выступать только в глубинке в сельских клубах или райцентрах. Делала она это в перерывах между мучительными курсами лечения своей болезни. Врачи запрещали ей петь, но для нее это было равносильно смерти.
  12. 1974. Присвоение звания заслуженной артистки РСФСР. Интересно, что одной из тех, кто голосовал против этого, была известная певица Гелена Великанова. Это была месть за то, что на одном из совместных концертов Майе досталось больше аплодисментов, чем ей.
  13. Последние годы жизни Майя Кристалинская тоже занималась творческой деятельностью, но немного другого плана. Она проявила журналистские способности, печатая в газете «Вечерняя Москва» свои статьи, очень серьезно изучала литературу и хорошо в ней разбиралась, любила живопись, знала несколько иностранных языков и занималась переводами.
  14. 1984. Майя Кристалинская перевела не русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления», получив на это разрешение автора.
  15. Эта книга с переводом Майи Кристалинской вышла в свет уже после ее смерти 19 июня 1985 года.

Институт и распределение

Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.

В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.

В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).

Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.

Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.

С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.

Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.

Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.

Большой успех и «малые» неуспехи

Хрущевская «оттепель» имела массу примет. В частности, радио стало менять свой формат на менее официальный. Появилась популярнейшая передача «С добрым утром!», где полагалось давать семь премьер песен и эстрадных номеров в каждом выпуске!

Теплый, задушевный голос Майи Кристалинской стал, можно сказать, визитной карточкой этой передачи. Именно здесь состоялась премьера знаменитого «дворового» цикла А. Островского на стихи Л. Ошанина. Композитору, поэту и исполнителю (им был Иосиф Кобзон) удивительно точно удалось попасть в яблочко: создать шедевры простоты, лиризма и совершенной эмоциональной, интонационной точности. Без преувеличения этот цикл можно назвать неформальным гимном начала 60-х. Хотите почувствовать аромат того времени, – послушайте эти песни.

Вот только приходили нарекания от многочисленных слушательниц: как же так, лирический герой дан во всей полноте, а женщины, – чем они хуже?..

Ошанину и Островскому срочно пришлось написать несколько песен и от лица героини. Их исполнила Майя Кристалинская, сразу став первой лирической певицей поколения. А может, и всей нашей тогдашней эстрады…

Мало кто помнит, что и еще один хит времени – песню «Пусть всегда будет солнце!» – первой исполнила Майя Кристалинская. Только потом песня стала популярнейшей в исполнении Тамары Миансаровой.

С Кристалинской сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для нее.

А с песней «В нашем городе дождь…» (музыка Э. Колмановского, стихи В. Поженяна и Е. Евтушенко) произошло сразу несколько казусов.

Композитор писал ее для одной певицы из Большого и ни за что не хотел отдавать песню Кристалинской для «С добрым утром!». А формат передачи требовал премьеры. И сердце Кристалинской, услышавшей песню в хриплом полунапевном исполнении автора, востребовало ее. Майя поняла, что это шедевр и одна из возможных ее визитных карточек.

Итак, лишь раз услышав ее в исполнении маэстро, Майя в тот же день записала песню на радио и упросила Колмановского «только послушать».

Он послушал. И сказал, что для певицы из Большого он напишет лучше оперу. А эту песню подарил Майе.

Увы, премьера ее на радио, огромный успех песни среди слушателей не гарантировали и от провала… Он, этот провал, состоялся на телевидении. Снималась одна из новогодних передач. Майю Кристалинскую впервые пригласили на ТВ, и вот именно с этой песней…

В результате последовали разгромные оргвыводы теленчальства: песня не по сезону (про дождь, а у нас, типа, снег), упадочническая по характеру (о несчастной любви, что в принципе чуждо нашему оптимизму и советскому образу жизни). А кроме того, давать такое в новогодней программе, когда все пьют, веселятся и особенно много надеются на хорошее!..

Увы, «роман» Майи с телевидением не состоялся. Насколько она была востребована на радио и в фирме «Мелодия», и в Госконцерте, настолько же упорно ее отторгало теленачальство! Некоторые объясняют это антисемитизмом Лапина.

Отец Майи был евреем, мать – русская. Оформляя паспорт, она, как это было принято у советских людей, записала национальность «по отцу». Наивная девушка не подозревала, что поступила опрометчиво…

Немилость теленачальства порой совмещалась и с прямой завистью «коллег по цеху». Когда в начале 70-х Майя баллотировалась на звание заслуженной артистки РСФСР, она получила только один черный шар. Он был… от Гелены Великановой. Не забыла Гелена Марцельевна знаменитого «дамского концерта» 66-го года. Тогда лучшая эстрадная площадка столицы – Театр эстрады – был предоставлен двум самым популярным певицам: Майе Кристалинской и Гелене Великановой. По категорическому требованию последней, Великанова выступала во втором, более престижном отделении.

Но Кристалинская в первом отделении, в своем привычном тогда костюмчике, сорвала такие овации, что перед ними померк успех разодетой в вечернее платье Гелены Марцельевны. Этого она не забыла и не простила Кристалинской. Даже в одном из последних своих интервью назвала давно ушедшую в мир иной Кристалинскую не коллегой, а «соперницей», «конкуренткой». И с большой, характерной для Великановой, ядовитостью назвала…

А чем, собственно говоря, задержалась в нашей памяти сама сверхзаслуженная и сверхкарьерная Гелена Марцельевна? Своими «Ландышами», – милым, но вполне «типовым» шлягером начала 60-х.

«Время – честный человек», – говорят испанцы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Майя кристалинская — биография, информация, личная жизнь

Страшное

Во время гастролей в начале 60-х Майя свалилась с высокой температурой. Сначала подумали: ангина

Но врач осторожно назвала ангину «атипичной». Разбухшие узелки на шее певицы яснее ясного говорили: ОПУХОЛЬ!

Трудно представить себе, какой стресс пережила молодая женщина. Слушая ее голос, страшно думать, что это записи смертельно больного человека. И эта скрытая от большинства трагедия Майи Кристалинской тоже сообщает особенный колорит ее песням. Большинство из них не грустны, они печальны. Печальны и мудры.

Они о жизни, цену которой Кристалинской суждено было осознать так рано и так трагически.

Ей, правда, сразу повезло на врачей: знаменитые гематологи Кассирский и Воробьев «вели» ее около четверти века. Да, жизнь ей продлили на двадцать пять лет, а ведь это половина всего срока ее земного пути!

Может быть, этот срок был бы и длиннее, если бы… Но обо всем в свое время…

Детские и школьные годы

Майина тётя Лиля (папина двоюродная сестра) работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко артисткой. Её муж, Павел Златогоров, был знаменитым режиссёром. Майя любила ходить в театр к тёте Лиле и дяде Паше, она пересмотрела там почти весь репертуар, а когда бывала у них в гостях, перезнакомилась со всем театральным бомондом Москвы того времени. Но больше всего Майя любила слушать у них пластинки и играть на фортепиано.

Майиной ближайшей подругой детства была Валя Котелкина, девчонки познакомились в кружке Дома пионеров, которым руководил папа Кристалинской, и остались подругами на всю жизнь. В детстве их любимой игрой было исполнение песен и арий, одна начинала, а вторая должна была заканчивать. Майя обожала петь, но при этом у неё ни разу даже мысли не возникало, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

Она хорошо училась в школе, больше всего любила литературу, математику и иностранный язык. На школьных вечерах Майя всегда выступала, она выходила на сцену и пела просто так без всякой подготовки, с первыми аккордами рояля.

Обучаться музыке Майя продолжала даже во время войны. Маленькая и хрупкая девочка имела поистине железную волю. Чтобы не мешать соседям по коммунальной квартире, она ждала, когда начнут выть сирены и стрелять зенитки, и в это время занималась на пианино.

Когда в Центральном доме детей железнодорожников образовался хор под руководством Семёна Дунаевского, Майя стала его постоянной участницей.

В июне 1950 года Кристалинская окончила школу и во время выпускного вечера перед случайной публикой решила спеть песни военных лет. Посторонние люди бурно аплодировали девушке, кричали: «Браво!», но Майя всё равно не воспринимала этот свой талант как будущую профессию. Поступать после школы она решила в Московский авиационный институт.

Вторая попытка

Смотреть галерею

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою материнскую любовь дарила своей племяннице Марьяне.

О сцене могла только мечтать…

К музыке и пению она тянулась всегда, но первым человеком, который решил развивать эти способности у девочки, стал муж сестры Владимира Кристалинского, режиссер музыкального театра. Он и подарил племяннице детскую гармошку, на которой она научилась играть более чем лихо. А вот до первого появления на профессиональной сцене столько еще пришлось пережить! И учебу в МАИ (под влиянием подруги), и распределение на авиационный завод в Новосибирск (таежной романтики захотелось), и «позорное» возвращение в Москву (не оправдали надежд, а еще комсомолки!). Но иного пути не было — к середине 50-х Владимир Кристалинский почти ослеп, так что Майе пришлось заниматься и отцом, и матерью, и младшей сестренкой.

Незабываемым выдался для Майи 1957 год. Во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в конце июля — начале августа 1957 года в Москве, она не уставала петь прямо на улицах, возле нее обычно собирались сотни восторженных москвичей и гостей столицы. Кристалинская даже не пела — она вкладывала в исполнение всю свою восторженную душу. Дело в том, что чуть раньше она познакомилась с молодым медиком Аркадием Аркановым, который в то время еще только мечтал о карьере писателя-сатирика, но был очень влюбчив. Остроумная, веселая, певучая Майя очень быстро запала ему в сердце. Да и она не смогла устоять перед его пылкостью и обаянием. И хотя все родные и близкие наперебой твердили, что ничего путного из их совместной жизни не выйдет, молодые люди были абсолютно уверены в обратном!

Возможно, им и удалось бы сохранить семью. Но они вступили в период резких перемен. Майю пригласили на гастроли в Закавказье, где пылкие поклонники в больших кепи буквально завалили ее букетами цветов и горячими признаниями в любви. Одни гастроли сменяли другие, и Аркадий как-то сказал супруге «Майя, умерь свой пыл». Семья и постоянные разъезды редко бывают совместимы. По сути, Майе пришлось выбирать между мужем и растущей популярностью. Она выбрала второе, сохранив с Аркановым до конца жизни теплые, дружеские отношения…

Она осталась одна. Впрочем, у нее были песни. Какое-то время ей этого вполне хватало. А потом болезнь, ощущение дыхания смерти, а от того еще острее одиночество…

Одно время она встречалась с одним из журналистов «Огонька» — красивым и, можно сказать, «лощеным». Но он воспринимал доброе к себе отношение со стороны певицы чем-то должным. Словом, позволял себя любить. А кроме этого был любителем «хватить лишку», и если ему в таком состоянии удавалось где-то встретить Аркадия Арканова, то бой-френд Майи тут же бросался в драку, стараясь намять бока бывшему мужу.

Смерть

Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Ее назвали в честь старшей сестры, которая умерла в двухлетнем возрасте.

Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский, был математиком. Он зарабатывал на жизнь составлением всевозможных головоломок и шарад, которые печатались в различных периодических изданиях.

Атмосфера творчества царила в семье Кристалинских. Ее дядя работал режиссером в музыкальном театре, а тетя Лилия была актрисой и певицей в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря таким родственникам, Майя с очень раннего возраста стала проявлять интерес к актерской профессии. Однажды дядя подарил маленькой племяннице гармошку. Майя научилась играть на ней самостоятельно.

Позднее Майя начала петь в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, выступала в школьной самодеятельности. Правда, сама Майя никогда не хотела связывать свою дальнейшую жизнь с профессией певицы. По окончании школы, она поступила в Московский авиационный институт.

Во время обучения в институте, Кристалинская принимает активное участие в самодеятельности. Тем временем в Москве начинается Всемирный фестиваль молодежи и студентов

Выступления Майи на этом международном форуме привлекли внимание профессионалов. О ней заговорили в музыкальных кругах, правда, ансамбль, в составе которого она выступала в то время, подвергся жесткой критике в советской прессе

После окончания института, Кристалинская пытается совмещать работу в конструкторском бюро и выступлениями на эстраде. Вскоре она получает предложение начать профессиональную карьеру певицы. Майя Владимировна начинает работать в легендарных джаз-оркестрах под управлением Эдди Рознера и Олега Лундстрема.

Зрители сразу полюбили эту яркую и талантливую молодую певицу. Песни в ее исполнении пела буквально вся страна. Пластинка с композицией «Два берега», вышедшая в 1960 году сделала Кристалинскую поистине всенародной любимицей — было продано 7 млн экземпляров.

В 1966 году телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. В ее репертуаре было много душевных и красивых песен, которые попросту не могли оставить слушателя равнодушным. Она сотрудничала со многими известными композиторами того времени: А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым.

Песня «Нежность» стала для Майи Кристалинской вершиной творчества. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

У нее было все то, о чем только может мечтать артист: всенародная любовь и признание, многочисленные гастроли и великолепный репертуар. Однако, ее песня «В нашем городе дождь», прозвучавшая в новогоднем «Голубом огоньке» в конце 60-х, очень не понравилась кому-то из телевизионного руководства.

В то время председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Он решил полностью изменить репертуар песен, которые должны были выходить в эфир. Благодаря его стараниям, в то время от съемок на телевидении были отстранены многие известные исполнители. В их числе оказалась и Майя Кристалинская.

Теперь концерты Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры. Певица старалась не унывать. Во времена своего вынужденного творческого простоя, она начала публиковать свои статьи в газете «Вечерняя Москва» и сделала книги Марлен Дитрих «Размышления».

Несмотря на отсутствие выступлений, в 1974 году Майе Владимировне Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР

Соболезнования

«Ее голос не врывался в дома и квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская «Нежность». Честно прожитая жизнь — это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, — это уже подвиг». Олег Анофриев, певец.

«Она всегда пела, сколько я ее помню: и в школе, и в институте, и в конструкторском бюро. За обеденный перерыв успевала перепеть весь репертуар Лолиты Торрес… Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: „Неужели она так тяжело больна?! Да не может быть!“». Валентина Котелкина, лучшая подруга певицы

Ссылки

Личная жизнь

Первым супругом Майи был писатель-сатирик Аркадий Арканов. Однажды после концерта он подошёл к молодой певице с желанием познакомиться. Кристалинскую покорило, с какой настойчивостью Аркадий за ней ухаживал. Вскоре он предложил Майе выйти за него замуж. Она согласилась, несмотря на недолгий срок знакомства (познакомились они в апреле, а уже в июне расписались).

Свадьба получилась напряжённой, потому что ни одни, ни вторые родители не были в восторге от этого брака. Наверное, они что-то чувствовали сердцем, потому что жизнь молодожёнов не задалась, через девять месяцев после бракосочетания Майя и Аркадий расстались. Они сохранили приятельские отношения и потом ещё три года официально по паспорту были супругами, хотя давно уже не жили. Развод оформили, когда Аркадию это стало необходимо для получения жилплощади.

Потом в жизни Кристалинской был роман с журналистом из журнала «Огонёк», но, по большому счёту, молодая женщина не была счастлива в личной жизни, пока не встретила своего единственного мужчину, предназначенную ей Богом вторую половинку.

Это был довольно популярный среди московского бомонда скульптор, дизайнер и архитектор Барклай Эдуард Максимович, его первой супругой была дочь Орджоникидзе. На момент знакомства с Майей он уже был разведён. Кристалинская и Барклай стали жить в гражданском браке, позже официально зарегистрировали свои отношения, несмотря на то, что Майя не могла иметь детей из-за многочисленных химиотерапий.

Впервые Майя почувствовала себя настоящей женщиной, она купалась в любви и счастье. Эдуард полностью оградил её от любых работ по дому, готовил для неё кулинарные изыски, постоянно следил, чтобы она во время приняла лекарства. Он выбирал для жены сценические платья, благодаря мужу Майя перестала выходить на сцену в простых костюмах, а стала появляться в концертных платьях разных расцветок и фасонов.

К сожалению, в скором времени врачи обнаружили у Эдуарда сахарный диабет. В начале лета 1984 года Майя с мужем собрались в отпуск на курорт. Утром в день отъезда ему стало плохо, он успел попросить жену вызвать врачей и потерял сознание. Карета «скорой помощи» приехала быстро, Барклаю сделали укол, но сердце его всё равно остановилось. 19 июня 1984 года его похоронили.

Потеря для Кристалинской оказалась настолько тяжёлой, что ей больше не интересно стало жить на земле, она даже перестала наблюдаться у своих докторов. Единственное, что отвлекало её от постоянных мыслей о муже, ‒ это перевод мемуаров её любимой актрисы Марлен Дитрих. Майя перевела книгу с немецкого языка, она вышла в СССР после смерти Кристалинской.

В начале 1985 года доктора, наблюдавшие Майю, настояли на очередном сеансе химиотерапии. Но результат оказался отрицательным, у певицы ухудшилась речь, у неё стали отниматься правая нога и рука. В июне её госпитализировали, Майя впала в кому, из которой не вышла. Она умерла 19 июня 1985 года, в этот день год назад похоронили её мужа.

Похоронена Майя Кристалинская в Москве на Новом Донском кладбище. На мемориальной доске сделана надпись: «Ты не ушла, а просто вышла. Вернёшься и опять споёшь…»

Личная жизнь

Первый муж Майи – выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали – за свадебным столом стояла гробовая тишина.

Спустя годы Аркадий Арканов скажет, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви – и, похоже, что муж немного завидовал успехам жены. После получения диплома Арканов устроился обычным участковым врачом, в то время, как Кристалинская становилась только популярнее.

Первый муж Аркадий Арканов 

В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы ехать голосовать по месту жительства (молодожены жили отдельно – снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Они развелись, но, если верить словам Аркадия, продолжали поддерживать приятельские отношения.

Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви мужа Майя смогла так долго прожить со своим недугом.

Майя Кристалинская с мужем Эдуардом | Культурология

К сожалению, Эдуард и сам был болен – в июне 1984 года он умер от сахарного диабета. Артистка очень тяжело переживала смерть мужа, она полностью потеряла дар речи. Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя умерла. Детей у пары не было.

Видео

Источники

  • https://24smi.org/celebrity/3693-maiia-kristalinskaia.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%8F_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0https://stories-of-success.ru/maii-kristalinskoihttps://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayya-kristalinskaya.html

     

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на Манежной площади. В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в Московском авиационном институте на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в художественной самодеятельности. В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Начало 80-х гг

А человек, которого Майя встретила на счастье себе и на беду, – личность глубоко незаурядная.

Его звали Эдуард Барклай. К известному полководцу он никакого отношения не имел, а вот к героям советского периода нашей истории – самое непосредственное. Эдуард Барклай как дизайнер участвовал в установке памятника С. Орджоникидзе. В ходе работ завязался роман с дочерью портретируемого, и завершилось все это законным браком. Молодой красавец, душа общества, Эдуард Барклай вошел в высшие круги московского бомонда. Запросто общался с дочерью Сталина Светланой, с дочерью Молотова…

Брак с дочерью Орджоникидзе вскоре распался, но Барклай остался весьма успешным дизайнером и желанным гостем в лучших домах Москвы и ее элитно-дачных окрестностей.

Вот этот-то человек и стал Майиной судьбой. Они оба были уже не первой молодости, но полюбили друг друга с молодой пылкостью и с заботливой мудростью зрелых людей.

Барклай все делал для Майи, заботился о том, чтобы она вовремя принимала лекарства. Их однокомнатную кооперативную квартиру он постарался сделать настоящим убежищем для усталой, измученной души своей любимой женщины…

Спаситель появился неожиданно…

Но однажды в ее судьбе появился Он. Сначала Майя не замечала, что ей после каждого концерта кто-то дарит огромный букет красных роз. Потом, когда это стало повторяться с завидной настойчивостью, решила узнать автора «импровизации». Им оказался Эдуард Барклай, один из самых стильных московских архитекторов.

Он вытянул свой счастливый билет, когда ему поручили установить памятник Серго Орджоникидзе. Он долго беседовал с дочерью Серго о том, как лучше выразить портретное сходство пламенного большевика. Он был молод и красив, она одинока (в 1937−8 годах были расстреляны даже врачи, установившие официальную причину смерти Серго, не говоря об его родственниках). Девочка нужна была Сталину для того, чтобы показать заботу о детях своих соратников (что не помешало расстрелять жену Серго). Молодые люди поженились. Этот брак, как и брак Кристалинской, оказался очень коротким.

Но супруга успела ввести Эдуарда в московский бомонд, основу которого оставляли «сильные мира сего». И эта «сопричастность к касте избранных» очень скоро сделала Барклая весьма популярным. В заказах он не знал нужды, пользовался большим успехом у женщин.

Когда они познакомились с Майей, она почти сразу же призналась, что неизлечимо больна и жить ей осталось, может быть, два-три дня. Зачем такому успешному и симпатичному мужчине связываться с больной, измученной многочисленными сеансами химиотерапии женщиной?! «Зачем я Вам? Славы Вам и без меня хватает. Оставьте меня в покое», — часто говорила Майя. «А как же два берега одной реки? Я ждала и верила сплетням вопреки: мы с тобой два берега у одной реки? — парировал Эдуард. — Умоляю, поверьте мне, я Вас на руках носить буду!»

Краткая биография

Ни в школе, ни потом, когда училась в институте, Майя никогда не выступала как солистка. И, однажды решившись, спела на Московском международном фестивале молодежи и студентов и стала лауреатом этого конкурса.

  1. 1957 год. Работа в джазовом оркестре молодого тогда композитора Юрия Саульского. Именно в составе этого коллектива Майя Кристалинская стала победителем конкурса. В день вручения наград оркестр был раскритикован в газетах. Статья в одной из газет называлась «Музыкальные стиляги» и в ней джаз назывался «музыкой, совершенно чуждой советской культуре». Критиковались и сами музыканты. После этого оркестр распался.
  2. 1959-1960. Работа солисткой в очень известном тогда оркестре Олега Лунгстрема, а затем Эдди Рознера. Вместе с музыкантами Майя Кристалинская гастролирует по всей стране.
  3. 1960. 2 февраля состоялась премьера фильма «Жажда», где впервые прозвучала песня «Мы с тобой два берега». Майя Кристалинская взяла ее в свой репертуар, и песня приобрела невероятную популярность. Она постоянно звучала в эфире радио, на концертных площадках. Но когда вышла пластинка, где песня была исполнена Майей, она была распродана за несколько дней, хотя ее тираж насчитывал почти семь миллионов экземпляров.
  4. 1961. Майе Кристалинской предложили работать в Москонцерте, на что она с радостью согласилась. Но тут случилась беда. У певицы обнаружено онкологическое заболевание. Она прошла курс химиотерапии, после которой на шее остались глубокие ожоги. С тех пор почти до самого конца жизни в ее гардероб вошла маленькая косынка, которую она носила так, что многие модницы переняли этот стиль и повторили его в своих костюмах.
  5. 1962. В этом году проходил II Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Майя приняла в нем участие и стала лауреатом, получив третью премию.
  6. После этого успеха Майя начинает гастролировать не только по стране, но и по многим зарубежным странам. В частности, в 1964 году она побывала на гастролях в Польше вместе с Марком Бернесом, который во многом стал для певицы примером.
  7. 1966. Песню «Нежность» из популярнейшего кинофильма тех лет «Три тополя на Плющихе» вместе с Майей Кристалинской пела вся огромная страна. Композитор Александра Пахмутова сначала для первого исполнения предложила песню Эдите Пьехе, но та отказалась и впоследствии признавала, что не смогла бы спеть эту песню лучше, чем Майя.
  8. В этом же году телезрители признали Майю Кристалинскую лучшей эстрадной певицей страны.
  9. Ее песни – это жизнь не одного поколения. Наши бабушки и дедушки прекрасно помнят самые лучшие из них – «Ненаглядный мой», «Неужели это мне одной», «Мы с тобой два берега», «Для тебя» ,«Старый клен» и многих других. Они и сейчас звучат иногда в эфире радио и телевидения.
  10. 1970. Председателем Гостелерадио назначен Сергей Георгиевич Лапин. Говорят, он был ярым антисемитом и поэтому все, у кого в паспорте в графе национальность была соответствующая запись, попали в немилость и опалу. Майя Кристалинская была среди них. Формулировка ее увольнения была немного странной – за пропаганду грусти. В стране победившего социализма никто не должен быть грустным – наверное так думали начальники от кино и эстрады. Понятно, что это был только предлог.
  11. 1970 – 1980. Это десятилетие было очень трудным для певицы – она могла выступать только в глубинке в сельских клубах или райцентрах. Делала она это в перерывах между мучительными курсами лечения своей болезни. Врачи запрещали ей петь, но для нее это было равносильно смерти.
  12. 1974. Присвоение звания заслуженной артистки РСФСР. Интересно, что одной из тех, кто голосовал против этого, была известная певица Гелена Великанова. Это была месть за то, что на одном из совместных концертов Майе досталось больше аплодисментов, чем ей.
  13. Последние годы жизни Майя Кристалинская тоже занималась творческой деятельностью, но немного другого плана. Она проявила журналистские способности, печатая в газете «Вечерняя Москва» свои статьи, очень серьезно изучала литературу и хорошо в ней разбиралась, любила живопись, знала несколько иностранных языков и занималась переводами.
  14. 1984. Майя Кристалинская перевела не русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления», получив на это разрешение автора.
  15. Эта книга с переводом Майи Кристалинской вышла в свет уже после ее смерти 19 июня 1985 года.

Институт и распределение

Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.

В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.

В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).

Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.

Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.

С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.

Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.

Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.

Большой успех и «малые» неуспехи

Хрущевская «оттепель» имела массу примет. В частности, радио стало менять свой формат на менее официальный. Появилась популярнейшая передача «С добрым утром!», где полагалось давать семь премьер песен и эстрадных номеров в каждом выпуске!

Теплый, задушевный голос Майи Кристалинской стал, можно сказать, визитной карточкой этой передачи. Именно здесь состоялась премьера знаменитого «дворового» цикла А. Островского на стихи Л. Ошанина. Композитору, поэту и исполнителю (им был Иосиф Кобзон) удивительно точно удалось попасть в яблочко: создать шедевры простоты, лиризма и совершенной эмоциональной, интонационной точности. Без преувеличения этот цикл можно назвать неформальным гимном начала 60-х. Хотите почувствовать аромат того времени, – послушайте эти песни.

Вот только приходили нарекания от многочисленных слушательниц: как же так, лирический герой дан во всей полноте, а женщины, – чем они хуже?..

Ошанину и Островскому срочно пришлось написать несколько песен и от лица героини. Их исполнила Майя Кристалинская, сразу став первой лирической певицей поколения. А может, и всей нашей тогдашней эстрады…

Мало кто помнит, что и еще один хит времени – песню «Пусть всегда будет солнце!» – первой исполнила Майя Кристалинская. Только потом песня стала популярнейшей в исполнении Тамары Миансаровой.

С Кристалинской сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для нее.

А с песней «В нашем городе дождь…» (музыка Э. Колмановского, стихи В. Поженяна и Е. Евтушенко) произошло сразу несколько казусов.

Композитор писал ее для одной певицы из Большого и ни за что не хотел отдавать песню Кристалинской для «С добрым утром!». А формат передачи требовал премьеры. И сердце Кристалинской, услышавшей песню в хриплом полунапевном исполнении автора, востребовало ее. Майя поняла, что это шедевр и одна из возможных ее визитных карточек.

Итак, лишь раз услышав ее в исполнении маэстро, Майя в тот же день записала песню на радио и упросила Колмановского «только послушать».

Он послушал. И сказал, что для певицы из Большого он напишет лучше оперу. А эту песню подарил Майе.

Увы, премьера ее на радио, огромный успех песни среди слушателей не гарантировали и от провала… Он, этот провал, состоялся на телевидении. Снималась одна из новогодних передач. Майю Кристалинскую впервые пригласили на ТВ, и вот именно с этой песней…

В результате последовали разгромные оргвыводы теленчальства: песня не по сезону (про дождь, а у нас, типа, снег), упадочническая по характеру (о несчастной любви, что в принципе чуждо нашему оптимизму и советскому образу жизни). А кроме того, давать такое в новогодней программе, когда все пьют, веселятся и особенно много надеются на хорошее!..

Увы, «роман» Майи с телевидением не состоялся. Насколько она была востребована на радио и в фирме «Мелодия», и в Госконцерте, настолько же упорно ее отторгало теленачальство! Некоторые объясняют это антисемитизмом Лапина.

Отец Майи был евреем, мать – русская. Оформляя паспорт, она, как это было принято у советских людей, записала национальность «по отцу». Наивная девушка не подозревала, что поступила опрометчиво…

Немилость теленачальства порой совмещалась и с прямой завистью «коллег по цеху». Когда в начале 70-х Майя баллотировалась на звание заслуженной артистки РСФСР, она получила только один черный шар. Он был… от Гелены Великановой. Не забыла Гелена Марцельевна знаменитого «дамского концерта» 66-го года. Тогда лучшая эстрадная площадка столицы – Театр эстрады – был предоставлен двум самым популярным певицам: Майе Кристалинской и Гелене Великановой. По категорическому требованию последней, Великанова выступала во втором, более престижном отделении.

Но Кристалинская в первом отделении, в своем привычном тогда костюмчике, сорвала такие овации, что перед ними померк успех разодетой в вечернее платье Гелены Марцельевны. Этого она не забыла и не простила Кристалинской. Даже в одном из последних своих интервью назвала давно ушедшую в мир иной Кристалинскую не коллегой, а «соперницей», «конкуренткой». И с большой, характерной для Великановой, ядовитостью назвала…

А чем, собственно говоря, задержалась в нашей памяти сама сверхзаслуженная и сверхкарьерная Гелена Марцельевна? Своими «Ландышами», – милым, но вполне «типовым» шлягером начала 60-х.

«Время – честный человек», – говорят испанцы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий