Марк захаров

Содержание

Друзья легендарного Марка Захарова переживают за его единственную дочь Александру. После смерти режиссера его наследнице устроили травлю.

Спустя год после смерти Марка Захарова ему открыли памятник на Новодевичьем кладбище. На мероприятии присутствовали 58-летняя дочь режиссера Александра Захарова и актеры Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Сергей Степанченко, а также многие другие.

Композитор Игорь Крутой не скрывает: знаменитый «Ленком» осиротел без Захарова, а Александр Ширвиндт шутит: режиссер обязательно бы оценил, что все его коллеги и друзья в масках.

Дочь Марка Захарова по-матерински опекают Инна Чурикова и Людмила Поргина. Александра осталась совсем одна. Ее мама актриса Нина Лапшинова умерла 6 лет назад от рака.

71-летняя Людмила Поргина пришла в ортопедических ботинках, ей провели сложную операцию, но она уверяет: ее боль  ничто по сравнению со страданиями, которые выпали на долю дочери Захарова. Режиссер до последних дней опекал свою единственную наследницу. А после его смерти в прессе появились оскорбительные заголовки: «Дочь Марка Захарова страдает от алкогольной зависимости», «Актриса Александра Захарова стоит на учете в наркоклинике».

Людмила Поргина: «Эти статьи, кто это провоцирует, кто чернит имя Марка Анатольевича, тем более через его дочку, которой и так не сладко в этот момент. Мы ее не бросаем, я все время ей звоню, тоже мы ее поддерживаем, потому что, понимаете, остаться без мамы и без папы, без такого отца, ужасно, ужасно тяжело».

Интеллигентная дочь Захарова не стала подавать в суд на издания и врачей, которые заявили, что она лечится от алкоголизма в наркологической клинике. Народная артистка лишь отметила, что это организованная травля. Зато на ее защиту встал весь «Ленком», в том числе Дмитрий Певцов. Народный артист в свойственной ему манере заявил: «Все, что там написано, это ложь. Мы провели свое расследование. Нам известен заказчик».

Вдова Караченцова не в курсе, у кого хватило наглости оклеветать Александру Захарову.

Людмила Поргина: «Да я бы, не знаю, я бы вообще повесилась, если бы меня так топтали в стольких газетах, так просто. Проплаченная информация, проплаченная, злость, зависть, ненависть, я не знаю, я такое ни про один театр, ни про одного актера не слышала, не видела. Это была травля, это есть травля, потому что кому-то же это нужно. Не мне, не тому, кто рядом с ней на сцене. Кому? Вот это очень интересно».

Она не исключает: может быть, в театре Захаровой кто-то завидует, и напоминает Александре, что надо держать «голову кверху».

Ходят слухи, что принцессу «Ленкома», как называли актрису при жизни Марка Захарова, хотят убрать из театра. Ни в одной из премьер она не заявлена, а в старых постановках народной артистке срочно нашли более молодых дублерш. Якобы это было сделано с подачи директора театра Марка Варшавера. Его, к слову сказать, на открытии памятника режиссеру, не было. Да и Захарова в беседе с коллегами намекает: она не в ладах с Варшавером.

Дочь Захарова до сих пор не может прийти в себя после смерти отца. Актриса потеряла единственную опору и поддержку в жизни.

Александра Захарова: «Очень мне тяжело, это мой отец в первую очередь. Вы знаете, я всё время так мысленно с ним советуюсь, я всё время соразмеряю, что бы он мне сказал, а из-за того, что я очень хорошо его знаю, я так представляю, как бы он реагировал на какие-то вещи. Работа спасает, работы не было, вот как-то так мы живем пока, тяжело».

Александра Захарова гордится, что выпустила спектакль «Капкан», который не успел закончить ее знаменитый отец.

Александра Захарова: «Это было как-то на едином дыхании, и я понимала, что надо сделать и никто, кроме меня, это не сделает и не сделал бы, потому что я его дочь, я его продолжение, он очень много со мной разговаривал, советовался, и я знала, что он хочет, и я не хотела никак самоутверждаться, и главное мне было  собрать спектакль, хотя бы приближаясь к тому, что хотел бы увидеть мой отец».

Новости СМИ2

Как настоящая фамилия Марка Захарова

В своих воспоминаниях Марк Захаров не упоминает фамилию своих предков по отцовской линии, но из некоторых достоверных источников известно, что настоящая фамилия его отца была – Ширинкин.

С точки зрения современного человека, фамилия Ширинкин звучит несколько неблагозвучно, однако в те времена она имела несколько иной смысл и относилась к типичным русским фамилиям, полученным от прозвища.

Фамилия Ширинкин происходит от слова «ширинка» – так в старину называли отрезок цельной ткани, ручник, полотенце, носовая салфетка, платок, которым пользовались в повседневной жизни. Во всяком случае, в «Словаре древнерусских личных собственных имен» сказано, что далеким предком, когда-то получившим такую фамилию, мог быть ткач.

В какое время и по какой причине произошла смена фамилии у отца Марка Захарова – неизвестно, возможно ответ кроется в его революционном прошлом.

Литература[ | код]

Самые известные фильмы

Марк Захаров снял семь фильмов, и все они стали по-настоящему народными и разошлись на цитаты.

«Стоянка поезда две минуты» (1972). Первой киношной работой Захарова была предновогодняя музыкальная комедия о молодом враче-невропатологе, который оказался по работе в маленьком городе. Примечательно, что все женские роли в фильме озвучивала Алла Пугачева.

«Двенадцать стульев» (1976). В знаменитой экранизации романа Ильфа и Петрова снялись такие звезды, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Олег Табаков, Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер, Лидия Федосеева-Шукшина, Савелий Крамаров.

«Обыкновенное чудо» (1978). Марк Захаров экранизировал пьесу Евгения Шварца о волшебнике, принцессе и влюбленном в нее медведе в облике человека. В этой ленте на экране появились такие любимцы зрителей, как Александр Абдулов, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Олег Янковский, Андрей Миронов.

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Этот двухсерийный фильм был снят по пьесе Григория Горина. В нем снялись любимые актеры Захарова – Олег Янковский, Александр Абдулов, Инна Чурикова, Семен Фарада.

«Формула любви» (1984). И эта музыкальная комедия была снята по пьесе Горина. В ней сыграла дочь режиссера – Александра Захарова (дворовая девушка Фимка).

«Убить дракона» (1988). Этот фильм-притча был снял по пьесе Евгения Шварца. В нем режиссер вновь задействовал своих любимых актеров – Александра Абдулова, Евгения Леонова, Олега Янковского, Семена Фараду. Снялись в ленте также Вячеслав Тихонов и Александра Захарова.

Работа на телевидении

Начал работать на ТВ в 1969 году. Первая работа — телеспектакль «Две комедии Бранислава Нушича» (производство: гл. ред. лит-драм. программ ЦТ СССР). В спектакле снимались актёры Московского театра Сатиры.

В 1974 году к 175-летию А. С. Пушкина снял телеспектакль «Пир во время чумы» (производство: ЦТ СССР).

2 января 1977 году на ЦТ состоялась премьера четырёхсерийного фильма «12 стульев» (производство ТО «Экран»). В это время Марк Захаров уже был приглашён в Объединение телевизионных фильмов «Мосфильма». Руководитель, Сергей Колосов, стал автором идеи фильма по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо». До ТВ пьеса была поставлена Захаровым в московском Театре Сатиры.

Сам режиссёр считал, что на его телевизионную творческую карьеру оказал влияние телефильм Романа Виктюка «Игроки» производства главной редакции литературно-драматических программ ЦТ СССР (1978).

В 1969 году Марк Захаров поставил на ЦТ телевизионный спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Швейк во Второй мировой войне» (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg). Однако в связи с вводом войск в Чехословакию цензура не пропустила работу в эфир. Сейчас телеспектакль доступен к просмотру в открытых архивах Гостелерадиофонда.
До событий 1991 года вёл телевизионную передачу «Серпантин» на 1-ом канале «Останкино».

Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены – актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков.

Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы. Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г

свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского

Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского.

Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху – главный режиссер театра Маяковского – Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

Здесь были поставлены в 70-х, 80-х и 90-х гг. знаменитые аншлаговые спектакли Захарова.

Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

  • «Тиле»;
  • «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;
  • спектакле «В списках не значился»;
  • пьесе «Автоград ХХI», поставленной с участием Юрия Визбора;
  • «Жестоких играх»;
  • «Юноне и Авось»;
  • «Поминальной молитве».

Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

  • Инну Чурикову;
  • Николая Караченцева;
  • Евгения Леонова;
  • Олега Янковского;
  • Александра Абдулова;
  • Елену Шанину;
  • Ирину Алферову;
  • Дмитрия Певцова;
  • Александра Ракина.

Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как писал сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.

Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Литература

Юность

После школы собственная будущая биография Марку Захарову представлялась расплывчато, потому что четких целей у него не было. Поступал в архитектурный институт, но не прошел по конкурсу. Подавал документы в военно-инженерную академию, но сюда его не взяли из-за судимости отца. Мама изначально была против того, чтобы Марк связывал жизнь с творческой профессией. Но потом ей привиделось во сне призвание сына, и Захаров стал пробовать поступать в театральные вузы.

Первой была выбрана Школа-студия МХАТ. Марк очень громко прочитал перед приемной комиссией произведение Бернса «Вересковый мед», но не впечатлил педагогов. Тогда мама помогла ему разучить «Песнь о купце Калашникове», Захаров подал документы в ГИТИС и стал студентом актерского факультета.

Биография

Родился 13 октября 1933 года в Москве.

В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС), где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). С осени 1955 года — актёр Пермского драматического театра (ныне Пермский академический Театр-Театр). Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета; некоторые из его учеников получили известность. В 1959 году вернулся вместе с супругой Н. Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр (ныне Театр «Эрмитаж») под руководство В. С. Полякова (1960—1964), где играла Н. Лапшинова, после — в Студенческий театр МГУ.

С 1965 года — режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком»).

В 1970-е и 1980-е годы активно снимает кино, экранизировал ряд пьес Е. Шварца и Г. Горина в жанре фантастической притчи.

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС; в прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.

Работу в театре уже много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В. В. Маяковского А. А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру. В настоящее время — профессор кафедры режиссуры РИТИ.

Марк Захаров — секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза писателей Москвы (1999), член Президиума независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание», член Совета попечителей Московского английского клуба. Ведущий телепередачи «Серпантин». С 1994 года — член Попечительского совета телекомпании НТВ. С 1996 года — первый заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Автор многих статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.

Семья

Родители познакомились в 1931 году и в следующем году оформили брак. Мать Галина Сергеевна Бардина (1909—1964) окончила театральную студию Ю. Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии, Сергей Николаевич Захаров, был белым офицером, воевал в армии А. Колчака, затем через Владивосток эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина (1891—1942) решила остаться в России, работала заведующей детского дома, умерла в эвакуации в Шереметьевке.

Отец, Анатолий Борисович Ширинкин (1904—после 1985), уроженец Владикавказа, обучался в Воронежском кадетском корпусе, после революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками, перед арестом работал учителем физкультуры в средней школе. В 1934 году был арестован и осуждён по 58-й статье на три года с последующей высылкой в Рязань. Участник войны (сержант), служил в Московском гарнизоне, а после демобилизации вновь преподавал физкультуру в школе. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый в Киржач. Умер в преклонном возрасте.

Дед по отцу, Борис Леонидович Ширинкин, был дворянином, революционером, занимался журналистикой сначала во Владикавказе (где в 1904 году вышла его брошюра «Владикавказское чудо: Правда о Любе Морозовой»), в 1905 году сменил Г. А. Вертепова на посту редактора газеты «Терские ведомости», потом в Москве (где был редактором-издателем вечерних газет «Свободная мысль», 1907, и «Наша мысль», 1907—1908); погиб на фронте Первой мировой войны в мае 1915 года вместе с 17-летним сыном. Был женат на еврейке. Сам Марк Анатольевич пишет, что, будучи на четверть евреем, «всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь».

Жена — Нина Тихоновна Лапшинова (10 мая 1932 — 10 сентября 2014), актриса.

Дочь — Александра Марковна Захарова (род. 17 июня 1962), актриса «Ленкома», Народная артистка РФ (2001).

Кто родители Марка Захарова

Марк Захаров родился в Москве в 1933 году. По данным Википедии, его отец – Анатолий Захаров был учителем физкультуры в средней школе, мать – Галина Бардина работала преподавателем в детских драмкружках.

Со слов самого Марка Захарова, его отец не смог получить достойного образования, этому помешала революция и настоятельно звучавшие призывы к вступлению в ряды Добровольческой армии. Проучившись около года в Воронежском кадетском корпусе, отец оставил учебу и вступил в конармию под командованием Буденного, успешно участвовал в героическом отражении третьего похода Антанты, в боях с армией Пилсудского, был ранен. После гражданской войны пробовал поступать в медицинский институт, но с учебой так и не сложилось, впоследствии он перебивался случайными заработками в военно-физкультурной сфере.

Дед по отцовской линии был дворянином, занимался журналистикой, дружил с Гиляровским, позднее стал революционером и сидел в Петропавловской крепости. В 2014 году ушел на фронт и погиб. Он был женат на еврейке-караимке, которая являлась бабкой Марка Захарова, стало быть, как считал сам артист, в нем течет четверть еврейской крови.

По материнской линии его дед был колчаковским офицером, во время революции эмигрировал в Австралию, его жена, вместе с одиннадцатилетней дочерью – его матерью приняла решение остаться в России.

Мать Марка Захарова мечтала стать актрисой, поступила в театральную студию Юрия Завадского, но ее мечте не суждено было сбыться. В 1931 году она встретила отца Марка и вышла за него замуж, по мнению всей родни – крайне неудачно, потому что вскоре после рождения ребенка, супруга арестовали и сослали в Сибирь. Мать, бросив учебу, отправилась за ним. Ребенок остался на попечении бабушки по линии матери, которая работала директором детского дома.

На лесоповале его отец пробыл три года, затем вернулся в Москву и перебивался случайными заработками. Во время Великой Отечественной войны был мобилизован, воевал, после ее окончания служил в Московском гарнизоне, а мать работала преподавателем в детских драматических кружках. Но в 1949 году отца вновь выслали из Москвы, как ранее судимого.

пустышка

Звания и награды

На церемонии вручения Золотой звезды Героя Труда. Москва, Кремль, 25 апреля 2018 года

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени

  • Герой Труда Российской Федерации (23 апреля 2018 года) — за особые трудовые заслуги перед государством и народом
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.12.1977)
  • Народный артист РСФСР (03.06.1988)
  • Народный артист СССР (23.04.1991)
  • Государственная премия СССР (1987) — за постановку спектаклей «„Юнона“ и „Авось“» А. Л. Рыбникова и «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова в Театре имени Ленинского комсомола
  • Государственная премия Российской Федерации (1992, 1997, 2002)
  • Премия правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год — за спектакль «Пер Гюнт» в театре «Ленком»
  • Премия города Москвы в области литературы и искусства (2010)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 октября 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 1997) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие театрального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 сентября 2013) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Дружбы народов (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Благодарность Президента Российской Федерации — к 75-летию театра «Ленком» (2002)
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1995)
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (1999, спектакль «Мистификация», Театр «Ленком»)
  • Премия им. Г. А. Товстоногова (2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Премия «Триумф» (2005)
  • Премия «Звезда пленительного счастья» в номинации «За вклад в развитие и воспитание творческой молодежи» и «За вклад в создание духовного образа нового поколения» (2006)
  • Театральная премия им. Р. А. Быкова (2006)
  • Почетный общественный титул «Выдающийся деятель культуры года» (2006, Всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»)
  • Премия «Чайка» в номинации «Обыкновенное чудо» за лучшую сцену в спектакле «Женитьба» (2007)
  • Национальная премия «Музыкальное сердце театра» (2007) — Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения в области музыкального театра
  • Благотворительная премия «Добрый ангел мира» (2007)
  • Национальная премия «Россиянин года» (2007)
  • Специальный приз от Гильдии кинорежиссёров России на открытии Международного кинофестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» (2008)
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Самый преданный читатель» (2009)
  • Международная премия «Персона года» (2009)
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2010) в номинации «за вклад в развитие российского театра»
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (2011)
  • Специальный приз «За выдающийся вклад в российский кинематограф» кинопремии «Золотой орёл» (2014) — картины режиссёра Марка Захарова «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» заслужили зрительскую любовь ещё много лет назад(награду вручал Л. Бокерия)
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2014) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Лауреат фестиваля «Музыкальное сердце России» (2007)
  • Орден Святого Станислава (1998)
  • Орден «Меценат» (2004)
  • Орден «Меценаты столетия» (2007)
  • Орден Святого Александра Невского (2008)
  • Орден «За Вклад в культуру»
  • Орден «За Честь и доблесть» в номинации «Выдающийся деятель культуры года»
  • Золотой Почётный знак «Общественное признание» (1998)
  • Знака отличия «За заслуги перед Москвой» (2003)
  • Медаль I степени «За труды и Отечество» (2003)
  • МТФ «Злата Прага» в Праге (1980, Приз жюри журналистов, Приз за режиссуру, фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
  • ВТФ (1981, Приз «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск», фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Почётное звание Профессора режиссуры РАТИ (ГИТИС) (2002)

СПЛОШНЫЕ ИЗМЕНЫ

Брутален и обаятелен – это главная характеристика Никиты Панфилова, который в короткий срок стал звездой сериалов. Улыбается открыто, держится спокойно, разговаривает доброжелательно. В склоках и скандалах не замечен, в пьяных тусовках не участвует – по всем параметрам хороший малый, порядочный и положительный. Поэтому, когда четыре года назад в жизни актера случился развод, публика встала на его сторону.

Лада была его второй женой. И Никита часто говорил, что она просто спасла его, когда он расставался с первой.

– Я увидел переписку Веры с другим мужчиной и поначалу даже не поверил в это. А потом, когда осознал измену, подумал, почему ей можно, а мне нельзя? После этого пустился во все тяжкие. Не знаю, чем бы эта история закончилась, если бы не встретил Ладу.

Жена родила ему сына Добрыню. А вскоре у Никиты начались длительные съемки в Киеве в проекте «Пес». Которые и стали началом раздрая в семье. Развод был тяжелым. Супруги общались только через адвокатов. В расставании Панфилов винил Ладу:

– За полгода она ко мне на съемки приехала только однажды, все время находя какие-то отговорки. Ладу бесило, когда люди просили меня с ними сфотографироваться. Скандалы по этому поводу были каждый раз. Но гораздо более масштабные сцены она устраивала из-за другого: ей казалось, что я ей постоянно изменяю. Потом я узнал, к чему были все эти необоснованные обвинения. Для прикрытия самой себя! На тот момент, когда я работал в Киеве, у нее уже был другой мужчина…

Деятельность в кинематографе и на телевидении.

Не менее успешно складывалась и деятельность Захарова в кино. Первые пробы в кинорежиссуре относятся к 1972-му году в фильме-сказке «Стоянка поезда – 2 минуты». Затем свет увидели такие его работы, как «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо». Абсолютно все эти киноленты до сих пор находятся на устах и с успехом периодически показываются на различных телевизионных каналах. Мало того, фразы из них, такие, к примеру, как, произнесенная персонажем Семена Фарады «Хочешь большой и светлой любви?… Тогда приходи сегодня вечером на сеновал…», уже давно ушли в народные массы и используются обычными людьми в их повседневной жизни.

Как личность, обладающая множеством талантов, Марк Захаров успел также оставить свой творческий след и на телевидении. Под его началом на «голубые» экраны по всей стране выходили такие телеспектакли, как «Две комедии Бронислава Нушича» (1969 г.), «Пир во время чумы» (1974 г.), «Именем Земли и Солнца» (1981 г.), «Диктатура совести» (1988 г.), «Ва-Банк» (2004 г) и многие другие. Среди одних из последних телевизионных работ следует отметить «Женитьбу» (2012 г.), «Пер Гюнт» (2012 г.) и «Небесных странников» (2014 г.).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Марк захаров

Содержание

Друзья легендарного Марка Захарова переживают за его единственную дочь Александру. После смерти режиссера его наследнице устроили травлю.

Спустя год после смерти Марка Захарова ему открыли памятник на Новодевичьем кладбище. На мероприятии присутствовали 58-летняя дочь режиссера Александра Захарова и актеры Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Сергей Степанченко, а также многие другие.

Композитор Игорь Крутой не скрывает: знаменитый «Ленком» осиротел без Захарова, а Александр Ширвиндт шутит: режиссер обязательно бы оценил, что все его коллеги и друзья в масках.

Дочь Марка Захарова по-матерински опекают Инна Чурикова и Людмила Поргина. Александра осталась совсем одна. Ее мама актриса Нина Лапшинова умерла 6 лет назад от рака.

71-летняя Людмила Поргина пришла в ортопедических ботинках, ей провели сложную операцию, но она уверяет: ее боль  ничто по сравнению со страданиями, которые выпали на долю дочери Захарова. Режиссер до последних дней опекал свою единственную наследницу. А после его смерти в прессе появились оскорбительные заголовки: «Дочь Марка Захарова страдает от алкогольной зависимости», «Актриса Александра Захарова стоит на учете в наркоклинике».

Людмила Поргина: «Эти статьи, кто это провоцирует, кто чернит имя Марка Анатольевича, тем более через его дочку, которой и так не сладко в этот момент. Мы ее не бросаем, я все время ей звоню, тоже мы ее поддерживаем, потому что, понимаете, остаться без мамы и без папы, без такого отца, ужасно, ужасно тяжело».

Интеллигентная дочь Захарова не стала подавать в суд на издания и врачей, которые заявили, что она лечится от алкоголизма в наркологической клинике. Народная артистка лишь отметила, что это организованная травля. Зато на ее защиту встал весь «Ленком», в том числе Дмитрий Певцов. Народный артист в свойственной ему манере заявил: «Все, что там написано, это ложь. Мы провели свое расследование. Нам известен заказчик».

Вдова Караченцова не в курсе, у кого хватило наглости оклеветать Александру Захарову.

Людмила Поргина: «Да я бы, не знаю, я бы вообще повесилась, если бы меня так топтали в стольких газетах, так просто. Проплаченная информация, проплаченная, злость, зависть, ненависть, я не знаю, я такое ни про один театр, ни про одного актера не слышала, не видела. Это была травля, это есть травля, потому что кому-то же это нужно. Не мне, не тому, кто рядом с ней на сцене. Кому? Вот это очень интересно».

Она не исключает: может быть, в театре Захаровой кто-то завидует, и напоминает Александре, что надо держать «голову кверху».

Ходят слухи, что принцессу «Ленкома», как называли актрису при жизни Марка Захарова, хотят убрать из театра. Ни в одной из премьер она не заявлена, а в старых постановках народной артистке срочно нашли более молодых дублерш. Якобы это было сделано с подачи директора театра Марка Варшавера. Его, к слову сказать, на открытии памятника режиссеру, не было. Да и Захарова в беседе с коллегами намекает: она не в ладах с Варшавером.

Дочь Захарова до сих пор не может прийти в себя после смерти отца. Актриса потеряла единственную опору и поддержку в жизни.

Александра Захарова: «Очень мне тяжело, это мой отец в первую очередь. Вы знаете, я всё время так мысленно с ним советуюсь, я всё время соразмеряю, что бы он мне сказал, а из-за того, что я очень хорошо его знаю, я так представляю, как бы он реагировал на какие-то вещи. Работа спасает, работы не было, вот как-то так мы живем пока, тяжело».

Александра Захарова гордится, что выпустила спектакль «Капкан», который не успел закончить ее знаменитый отец.

Александра Захарова: «Это было как-то на едином дыхании, и я понимала, что надо сделать и никто, кроме меня, это не сделает и не сделал бы, потому что я его дочь, я его продолжение, он очень много со мной разговаривал, советовался, и я знала, что он хочет, и я не хотела никак самоутверждаться, и главное мне было  собрать спектакль, хотя бы приближаясь к тому, что хотел бы увидеть мой отец».

Новости СМИ2

Как настоящая фамилия Марка Захарова

В своих воспоминаниях Марк Захаров не упоминает фамилию своих предков по отцовской линии, но из некоторых достоверных источников известно, что настоящая фамилия его отца была – Ширинкин.

С точки зрения современного человека, фамилия Ширинкин звучит несколько неблагозвучно, однако в те времена она имела несколько иной смысл и относилась к типичным русским фамилиям, полученным от прозвища.

Фамилия Ширинкин происходит от слова «ширинка» – так в старину называли отрезок цельной ткани, ручник, полотенце, носовая салфетка, платок, которым пользовались в повседневной жизни. Во всяком случае, в «Словаре древнерусских личных собственных имен» сказано, что далеким предком, когда-то получившим такую фамилию, мог быть ткач.

В какое время и по какой причине произошла смена фамилии у отца Марка Захарова – неизвестно, возможно ответ кроется в его революционном прошлом.

Литература[ | код]

Самые известные фильмы

Марк Захаров снял семь фильмов, и все они стали по-настоящему народными и разошлись на цитаты.

«Стоянка поезда две минуты» (1972). Первой киношной работой Захарова была предновогодняя музыкальная комедия о молодом враче-невропатологе, который оказался по работе в маленьком городе. Примечательно, что все женские роли в фильме озвучивала Алла Пугачева.

«Двенадцать стульев» (1976). В знаменитой экранизации романа Ильфа и Петрова снялись такие звезды, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Олег Табаков, Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер, Лидия Федосеева-Шукшина, Савелий Крамаров.

«Обыкновенное чудо» (1978). Марк Захаров экранизировал пьесу Евгения Шварца о волшебнике, принцессе и влюбленном в нее медведе в облике человека. В этой ленте на экране появились такие любимцы зрителей, как Александр Абдулов, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Олег Янковский, Андрей Миронов.

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Этот двухсерийный фильм был снят по пьесе Григория Горина. В нем снялись любимые актеры Захарова – Олег Янковский, Александр Абдулов, Инна Чурикова, Семен Фарада.

«Формула любви» (1984). И эта музыкальная комедия была снята по пьесе Горина. В ней сыграла дочь режиссера – Александра Захарова (дворовая девушка Фимка).

«Убить дракона» (1988). Этот фильм-притча был снял по пьесе Евгения Шварца. В нем режиссер вновь задействовал своих любимых актеров – Александра Абдулова, Евгения Леонова, Олега Янковского, Семена Фараду. Снялись в ленте также Вячеслав Тихонов и Александра Захарова.

Работа на телевидении

Начал работать на ТВ в 1969 году. Первая работа — телеспектакль «Две комедии Бранислава Нушича» (производство: гл. ред. лит-драм. программ ЦТ СССР). В спектакле снимались актёры Московского театра Сатиры.

В 1974 году к 175-летию А. С. Пушкина снял телеспектакль «Пир во время чумы» (производство: ЦТ СССР).

2 января 1977 году на ЦТ состоялась премьера четырёхсерийного фильма «12 стульев» (производство ТО «Экран»). В это время Марк Захаров уже был приглашён в Объединение телевизионных фильмов «Мосфильма». Руководитель, Сергей Колосов, стал автором идеи фильма по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо». До ТВ пьеса была поставлена Захаровым в московском Театре Сатиры.

Сам режиссёр считал, что на его телевизионную творческую карьеру оказал влияние телефильм Романа Виктюка «Игроки» производства главной редакции литературно-драматических программ ЦТ СССР (1978).

В 1969 году Марк Захаров поставил на ЦТ телевизионный спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Швейк во Второй мировой войне» (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg). Однако в связи с вводом войск в Чехословакию цензура не пропустила работу в эфир. Сейчас телеспектакль доступен к просмотру в открытых архивах Гостелерадиофонда.
До событий 1991 года вёл телевизионную передачу «Серпантин» на 1-ом канале «Останкино».

Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены – актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков.

Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы. Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г

свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского

Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского.

Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху – главный режиссер театра Маяковского – Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

Здесь были поставлены в 70-х, 80-х и 90-х гг. знаменитые аншлаговые спектакли Захарова.

Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

  • «Тиле»;
  • «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;
  • спектакле «В списках не значился»;
  • пьесе «Автоград ХХI», поставленной с участием Юрия Визбора;
  • «Жестоких играх»;
  • «Юноне и Авось»;
  • «Поминальной молитве».

Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

  • Инну Чурикову;
  • Николая Караченцева;
  • Евгения Леонова;
  • Олега Янковского;
  • Александра Абдулова;
  • Елену Шанину;
  • Ирину Алферову;
  • Дмитрия Певцова;
  • Александра Ракина.

Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как писал сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.

Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Литература

Юность

После школы собственная будущая биография Марку Захарову представлялась расплывчато, потому что четких целей у него не было. Поступал в архитектурный институт, но не прошел по конкурсу. Подавал документы в военно-инженерную академию, но сюда его не взяли из-за судимости отца. Мама изначально была против того, чтобы Марк связывал жизнь с творческой профессией. Но потом ей привиделось во сне призвание сына, и Захаров стал пробовать поступать в театральные вузы.

Первой была выбрана Школа-студия МХАТ. Марк очень громко прочитал перед приемной комиссией произведение Бернса «Вересковый мед», но не впечатлил педагогов. Тогда мама помогла ему разучить «Песнь о купце Калашникове», Захаров подал документы в ГИТИС и стал студентом актерского факультета.

Биография

Родился 13 октября 1933 года в Москве.

В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС), где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли). С осени 1955 года — актёр Пермского драматического театра (ныне Пермский академический Театр-Театр). Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета; некоторые из его учеников получили известность. В 1959 году вернулся вместе с супругой Н. Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр (ныне Театр «Эрмитаж») под руководство В. С. Полякова (1960—1964), где играла Н. Лапшинова, после — в Студенческий театр МГУ.

С 1965 года — режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком»).

В 1970-е и 1980-е годы активно снимает кино, экранизировал ряд пьес Е. Шварца и Г. Горина в жанре фантастической притчи.

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС; в прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.

Работу в театре уже много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В. В. Маяковского А. А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру. В настоящее время — профессор кафедры режиссуры РИТИ.

Марк Захаров — секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза писателей Москвы (1999), член Президиума независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание», член Совета попечителей Московского английского клуба. Ведущий телепередачи «Серпантин». С 1994 года — член Попечительского совета телекомпании НТВ. С 1996 года — первый заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Автор многих статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.

Семья

Родители познакомились в 1931 году и в следующем году оформили брак. Мать Галина Сергеевна Бардина (1909—1964) окончила театральную студию Ю. Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии, Сергей Николаевич Захаров, был белым офицером, воевал в армии А. Колчака, затем через Владивосток эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина (1891—1942) решила остаться в России, работала заведующей детского дома, умерла в эвакуации в Шереметьевке.

Отец, Анатолий Борисович Ширинкин (1904—после 1985), уроженец Владикавказа, обучался в Воронежском кадетском корпусе, после революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками, перед арестом работал учителем физкультуры в средней школе. В 1934 году был арестован и осуждён по 58-й статье на три года с последующей высылкой в Рязань. Участник войны (сержант), служил в Московском гарнизоне, а после демобилизации вновь преподавал физкультуру в школе. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый в Киржач. Умер в преклонном возрасте.

Дед по отцу, Борис Леонидович Ширинкин, был дворянином, революционером, занимался журналистикой сначала во Владикавказе (где в 1904 году вышла его брошюра «Владикавказское чудо: Правда о Любе Морозовой»), в 1905 году сменил Г. А. Вертепова на посту редактора газеты «Терские ведомости», потом в Москве (где был редактором-издателем вечерних газет «Свободная мысль», 1907, и «Наша мысль», 1907—1908); погиб на фронте Первой мировой войны в мае 1915 года вместе с 17-летним сыном. Был женат на еврейке. Сам Марк Анатольевич пишет, что, будучи на четверть евреем, «всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь».

Жена — Нина Тихоновна Лапшинова (10 мая 1932 — 10 сентября 2014), актриса.

Дочь — Александра Марковна Захарова (род. 17 июня 1962), актриса «Ленкома», Народная артистка РФ (2001).

Кто родители Марка Захарова

Марк Захаров родился в Москве в 1933 году. По данным Википедии, его отец – Анатолий Захаров был учителем физкультуры в средней школе, мать – Галина Бардина работала преподавателем в детских драмкружках.

Со слов самого Марка Захарова, его отец не смог получить достойного образования, этому помешала революция и настоятельно звучавшие призывы к вступлению в ряды Добровольческой армии. Проучившись около года в Воронежском кадетском корпусе, отец оставил учебу и вступил в конармию под командованием Буденного, успешно участвовал в героическом отражении третьего похода Антанты, в боях с армией Пилсудского, был ранен. После гражданской войны пробовал поступать в медицинский институт, но с учебой так и не сложилось, впоследствии он перебивался случайными заработками в военно-физкультурной сфере.

Дед по отцовской линии был дворянином, занимался журналистикой, дружил с Гиляровским, позднее стал революционером и сидел в Петропавловской крепости. В 2014 году ушел на фронт и погиб. Он был женат на еврейке-караимке, которая являлась бабкой Марка Захарова, стало быть, как считал сам артист, в нем течет четверть еврейской крови.

По материнской линии его дед был колчаковским офицером, во время революции эмигрировал в Австралию, его жена, вместе с одиннадцатилетней дочерью – его матерью приняла решение остаться в России.

Мать Марка Захарова мечтала стать актрисой, поступила в театральную студию Юрия Завадского, но ее мечте не суждено было сбыться. В 1931 году она встретила отца Марка и вышла за него замуж, по мнению всей родни – крайне неудачно, потому что вскоре после рождения ребенка, супруга арестовали и сослали в Сибирь. Мать, бросив учебу, отправилась за ним. Ребенок остался на попечении бабушки по линии матери, которая работала директором детского дома.

На лесоповале его отец пробыл три года, затем вернулся в Москву и перебивался случайными заработками. Во время Великой Отечественной войны был мобилизован, воевал, после ее окончания служил в Московском гарнизоне, а мать работала преподавателем в детских драматических кружках. Но в 1949 году отца вновь выслали из Москвы, как ранее судимого.

пустышка

Звания и награды

На церемонии вручения Золотой звезды Героя Труда. Москва, Кремль, 25 апреля 2018 года

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени

  • Герой Труда Российской Федерации (23 апреля 2018 года) — за особые трудовые заслуги перед государством и народом
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.12.1977)
  • Народный артист РСФСР (03.06.1988)
  • Народный артист СССР (23.04.1991)
  • Государственная премия СССР (1987) — за постановку спектаклей «„Юнона“ и „Авось“» А. Л. Рыбникова и «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова в Театре имени Ленинского комсомола
  • Государственная премия Российской Федерации (1992, 1997, 2002)
  • Премия правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год — за спектакль «Пер Гюнт» в театре «Ленком»
  • Премия города Москвы в области литературы и искусства (2010)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 октября 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 1997) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие театрального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 сентября 2013) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Дружбы народов (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Благодарность Президента Российской Федерации — к 75-летию театра «Ленком» (2002)
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1995)
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (1999, спектакль «Мистификация», Театр «Ленком»)
  • Премия им. Г. А. Товстоногова (2003) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Премия «Триумф» (2005)
  • Премия «Звезда пленительного счастья» в номинации «За вклад в развитие и воспитание творческой молодежи» и «За вклад в создание духовного образа нового поколения» (2006)
  • Театральная премия им. Р. А. Быкова (2006)
  • Почетный общественный титул «Выдающийся деятель культуры года» (2006, Всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»)
  • Премия «Чайка» в номинации «Обыкновенное чудо» за лучшую сцену в спектакле «Женитьба» (2007)
  • Национальная премия «Музыкальное сердце театра» (2007) — Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения в области музыкального театра
  • Благотворительная премия «Добрый ангел мира» (2007)
  • Национальная премия «Россиянин года» (2007)
  • Специальный приз от Гильдии кинорежиссёров России на открытии Международного кинофестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» (2008)
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Самый преданный читатель» (2009)
  • Международная премия «Персона года» (2009)
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2010) в номинации «за вклад в развитие российского театра»
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (2011)
  • Специальный приз «За выдающийся вклад в российский кинематограф» кинопремии «Золотой орёл» (2014) — картины режиссёра Марка Захарова «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» заслужили зрительскую любовь ещё много лет назад(награду вручал Л. Бокерия)
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2014) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Лауреат фестиваля «Музыкальное сердце России» (2007)
  • Орден Святого Станислава (1998)
  • Орден «Меценат» (2004)
  • Орден «Меценаты столетия» (2007)
  • Орден Святого Александра Невского (2008)
  • Орден «За Вклад в культуру»
  • Орден «За Честь и доблесть» в номинации «Выдающийся деятель культуры года»
  • Золотой Почётный знак «Общественное признание» (1998)
  • Знака отличия «За заслуги перед Москвой» (2003)
  • Медаль I степени «За труды и Отечество» (2003)
  • МТФ «Злата Прага» в Праге (1980, Приз жюри журналистов, Приз за режиссуру, фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
  • ВТФ (1981, Приз «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск», фильм «Тот самый Мюнхгаузен»)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Почётное звание Профессора режиссуры РАТИ (ГИТИС) (2002)

СПЛОШНЫЕ ИЗМЕНЫ

Брутален и обаятелен – это главная характеристика Никиты Панфилова, который в короткий срок стал звездой сериалов. Улыбается открыто, держится спокойно, разговаривает доброжелательно. В склоках и скандалах не замечен, в пьяных тусовках не участвует – по всем параметрам хороший малый, порядочный и положительный. Поэтому, когда четыре года назад в жизни актера случился развод, публика встала на его сторону.

Лада была его второй женой. И Никита часто говорил, что она просто спасла его, когда он расставался с первой.

– Я увидел переписку Веры с другим мужчиной и поначалу даже не поверил в это. А потом, когда осознал измену, подумал, почему ей можно, а мне нельзя? После этого пустился во все тяжкие. Не знаю, чем бы эта история закончилась, если бы не встретил Ладу.

Жена родила ему сына Добрыню. А вскоре у Никиты начались длительные съемки в Киеве в проекте «Пес». Которые и стали началом раздрая в семье. Развод был тяжелым. Супруги общались только через адвокатов. В расставании Панфилов винил Ладу:

– За полгода она ко мне на съемки приехала только однажды, все время находя какие-то отговорки. Ладу бесило, когда люди просили меня с ними сфотографироваться. Скандалы по этому поводу были каждый раз. Но гораздо более масштабные сцены она устраивала из-за другого: ей казалось, что я ей постоянно изменяю. Потом я узнал, к чему были все эти необоснованные обвинения. Для прикрытия самой себя! На тот момент, когда я работал в Киеве, у нее уже был другой мужчина…

Деятельность в кинематографе и на телевидении.

Не менее успешно складывалась и деятельность Захарова в кино. Первые пробы в кинорежиссуре относятся к 1972-му году в фильме-сказке «Стоянка поезда – 2 минуты». Затем свет увидели такие его работы, как «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо». Абсолютно все эти киноленты до сих пор находятся на устах и с успехом периодически показываются на различных телевизионных каналах. Мало того, фразы из них, такие, к примеру, как, произнесенная персонажем Семена Фарады «Хочешь большой и светлой любви?… Тогда приходи сегодня вечером на сеновал…», уже давно ушли в народные массы и используются обычными людьми в их повседневной жизни.

Как личность, обладающая множеством талантов, Марк Захаров успел также оставить свой творческий след и на телевидении. Под его началом на «голубые» экраны по всей стране выходили такие телеспектакли, как «Две комедии Бронислава Нушича» (1969 г.), «Пир во время чумы» (1974 г.), «Именем Земли и Солнца» (1981 г.), «Диктатура совести» (1988 г.), «Ва-Банк» (2004 г) и многие другие. Среди одних из последних телевизионных работ следует отметить «Женитьбу» (2012 г.), «Пер Гюнт» (2012 г.) и «Небесных странников» (2014 г.).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий