Кто такой мартин лютер и как он изменил европу

№4. Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время.

То, что делал и чему учил Мартин Лютер, было чрезвычайно радикальным для своего времени. Среди прочего, он бросил вызов авторитету и должности Папы, заявив, что Библия является единственным источником Божественно открытого знания. Более того, во времена Лютера считалось, что священники должны быть посредниками между Богом и человечеством. Вместо этого Лютер считал всех крещеных христиан священным священством, и он прямо упоминал об этом в своих трудах. Кроме того, в те времена распространялось утверждение, что духовенство преследовало более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже царь, поскольку они были преданы служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркнул способность всех христиан функционировать как равные под Богом, независимо от характера их работы. Это было радикально демократическое понятие в то время. По словам известного ученого Лютера Пола Альтауса: «Лютер обрушил общину святых с небес и на землю».

Деятельность Лютера[править]

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В начал читать лекции в Виттенбергском университете. С доктор богословия. В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Лютер вывесил тезисы 31 октября на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви

Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания

Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Но в —, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны — он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги —  это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Примечания

Комментарии
  1. О местонахождении реформатора не было известно даже курфюрсту.
  2. «Symphoniae iucundae… quatuor vocum… quas vulgo mutetas appellare solemus…», Vitebergae, 1538.
  3. Wo aber die natürliche Musica durch die Kunst geschärft und polirt wird, da siehet und erkennet man erst zum Theil (denn gänzlich kanns nicht begriffen noch verstanden werden) mit großer Verwunderung die große und vollkommene Weisheit Gottes in seinen wunderbarlichen Werk der Musica, in welcher vor allem das seltsam und wohl zu verwundern ist, daß einer eine schlechte Weise oder Tenor (wie es die Musici heißen) hersinget, neben welcher drei, vier oder fünf andere Stimmen auch gesungen werden, die um solche schlechte einfältige Weise oder Tenor gleich als mit Jauchzen gerings herum her spielen und springen, und mit mancherlei Art und Klang dieselbige Weise wunderbarlich zieren und schmücken, und gleichwie einen himmlischen Tanzreihen führen, freundlich einander begegnen, und sich gleich herzen und lieblich umfangen (свободный перевод на немецкий латинской, «расширенной» редакции трактата Лютера, выполненный И. Вальтером).
  4. wer… es nicht für ein unaussprechliches Wunderwerk des Herrn hält / der ist nicht werdt / das er ein Mensch heist / und solte nichts anders hören / denn wie der Esel schreiet und wie die Sau gruntzet (текст первоначальной, «короткой» редакции трактата Лютера).
  5. «Geystliche gesangk buchleyn» (Wittenberg, 1524). Содержит 43 песни, из которых 38 на немецком, а 5 на латинском языке; 3-е расширенное издание, ок. 1528; 6-е расширенное издание, 1551; ныне сборник известен под названием «Виттенбергский песенник».
  6. Предисловие Лютера было опубликовано в теноровом поголоснике издания Вальтера. Русский фрагментарный его перевод см. в: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Под ред. В. П. Шестакова. — М., 1966.
  7. В действительности в этом сборнике представлены как четырёхголосные, так и пятиголосные обработки хоралов.
  8. Так называемый , содержащий 25 песенных текстов, 16 из которых с нотированными мелодиями.
Источники
  1. ↑ .
  2. ↑ , Глава 10. На сём стою.
  3. ↑ , Глава 11. Мой Патмос.
  4. Leipzig Lexikon (Leipzig: TDG, 1998)
  5. ↑ .
  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Концепция призвания у Лютера
  7. Mathesius J.. «Historien von des ehrwürdigen in Gott seligen theueren Mannes Gottes Doktoris M. Luthers Anfang, Lehr, Leben und Sterben», Nürnberg, 1566.
  8. Лютер. Экспозиция книги Соломона.
  9. Брошюра с 8-ю одноголосными церковными песнями, известная под названием

Биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

Родители Мартина Лютера

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов. 

Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Кто такой Мартин Лютер Кинг?

Дедушка, а затем и отец Мартина оба служили пасторами баптистской церкви Эбенезер. Кинг окончил колледж Морхаус в сорок восьмом году по специальности социология. Далее он получил степень бакалавра богословия в пятьдесят первом году, а затем степень доктора философии Бостонского колледжа в пятьдесят пятом году. Именно в Бостоне он познакомился, а затем женился на Коретте Скотт. У них было два сына и две дочери.

Мартин был назначен пастором баптистской церкви Декстер-авеню в Монтгомери в пятьдесят четвертом году. В то время Роза Паркс была арестована за отказ уступить свое место в автобусе белому человеку. Это произошло первого декабря пятьдесят пятого года. К пятому декабря в Монтгомери начался бойкот, одним из организаторов которого был Кинг. Бойкотирующие добились своего, и расовая сегрегация в американском транспорте была отменена.

Южная христианская Лидерская Конференция была сформирована в пятьдесят седьмом году, и Мартин был назначен ее лидером. Его целью было обеспечить лидерство и организацию в борьбе за гражданские права. Он использовал идеи гражданского неповиновения и мирных протестов, основанные на трудах Торо и действиях Мохандаса Ганди, чтобы бороться против сегрегации и дискриминации. Их демонстрации и активизм помогли привести к принятию Закона о гражданских правах и Закона о правах голоса.

Между шестьдесят пятым и шестьдесят восьмым годами Кинг продолжал свою протестную работу и боролся за гражданские права. Мартин начал критиковать войну во Вьетнаме. Мужчина был убит на балконе мотеля Lorraine в Мемфисе. Накануне он произнес острую речь, в которой сказал: « позволил мне подняться на гору. И я осмотрелся. И я увидел землю обетованную. Я не могу попасть туда с вами». Убийца активиста был арестован.

№8. Мартин Лютер сделал гимны неотъемлемой частью лютеранства.

Мартин Лютер сделал все для того, чтобы сочиненные им гимны исполнялись дома, на школьных праздниках, а также на религиозных и общественных мероприятиях. Большинство его гимнов сопровождалось лютней, позже воссозданной как вальдзитер, которая стала национальным инструментом Германии. Даже сегодня протестантские церкви черпают вдохновение из гимнов Лютера. В большинстве лютеранских церквей есть хоры, колокольчики и детские хоры. Таким образом, Лютер дал протестантизму богатую музыкальную традицию. Самые известные гимны Лютера включают «Эйн-Фест-Бург-о-н-Гот» («Могущественная крепость — наш Бог»), которую называют «Боевой гимн Реформации» и являющуюся одним из самых известных протестантских гимнов; и «Gelobet seist du, Jesu Christ» («Хвала Тебе, Иисус Христос»), который остается выдающимся гимном Рождеству в немецкоязычном лютеранстве и также широко переводится на другие языки. Один из самых известных в мире композиторов музыки, Иоганн Себастьян Бах, был горячим лютеранином, который сочинял музыку для лютеранской церкви, вдохновленный гимнами Лютера.


Гимн Мартина Лютера

Интересные факты о Мартине Лютере Кинге

Его биография полна интересных фактов, вот некоторые из них:

  • Кинг был самым молодым человеком, удостоенным Нобелевской премии мира в шестьдесят четвертом году.
  • В Соединенных Штатах более семисот улиц названо в честь Мартина.
  • Он был награжден золотой медалью Конгресса и Президентской медалью свободы.
  • Имя в его оригинальном свидетельстве о рождении — Майкл Кинг. Однако это была ошибка. Он должен был быть назван в честь своего отца, которого назвали в честь Мартина Лютера, лидера христианского реформационного движения.

В шестьдесят третьем году Кинг был назван «Человеком года» по версии журнала Time. Он попал на мировую арену, встретился с Папой Павлом VI в шестьдесят четвертом году, а затем был удостоен чести самого молодого человека, получившего Нобелевскую премию мира. Активист отдал всю сумму призовых денег, чтобы помочь с движением за гражданские права.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Основные события в жизни

  1. В 1490 году пошёл в школу, где были очень суровые условия. За малейшую провинность учеников наказывали и унижали, не давая талантливым детям раскрыть свой потенциал и получить должные знания. По этой причине Мартин за семь лет учёбы выучил наизусть всего несколько молитв и научился элементарным умениям: читать и писать.
  2. В 1497 году Мартин перешёл во французскую школу в городе Магдебург.
  3. В 1498 году поступил в школу в Эйзенахе. В свободное от занятий время он со своими одноклассниками пел под окнами верующих людей, зарабатывая, таким образом, немного денег.
  4. Окончив школу в 1501 году, поступил в университет в городе Эрфурт на философский факультет. Перед тем как начать изучение юриспруденции, необходимо было в течение четырёх лет проходить курсы и получить степень магистра свободных искусств. Мальчик отличался отличной памятью и завидной усидчивостью, поэтому довольно быстро стал центром внимания в университете.
  5. В 1505 году, не послушав отца, поступил в августинский монастырь. Есть несколько версий, что побудило его к этому решению. По первой версии, Мартин осознал свою греховность, переживая смерть близкого друга. По второй, пошёл на это после того, как пережил страшнейшую грозу.
  6. Во время пребывания в монастыре молодого парня старались избавить от гордыни, отправляя его собирать милостыню или давая работу дворника при монастырском дворе. Лютер послушно следовал всем указаниям, соблюдал ограничения в еде, отдыхе и одежде.
  7. В 1506 году Мартин принял монашеский обет.
  8. В 1507 году принял священство, став братом Августином.
  9. В 1508 году начал преподавать диалектику и физику в новом Виттенбергском университете. Его целью была степень доктора теологии.
  10. В 1511 году был отправлен в Рим, где был потрясён развращённостью церковнослужителей.
  11. В 1512 году получил долгожданную степень доктора теологии и стал преподавателем этого учения. Помимо этого Лютер продолжал тщательно изучать Библию, являлся смотрителем одиннадцати монастырей и проповедовал в церкви.
  12. В 1515-1519 годах сформировал мысль о том, что верующий может получить оправдание благодаря своей вере в милость Бога. При этом он утверждал, что осознав это, он будто заново родился.
  13. В конце 1517 года Лютер выступает против продажи индульгенций и буллы об отпущении грехов, выпущенной 18 октября. Он высказался в 95 тезисах и отправил их старшим епископам.
  14. В 1519 году выступает на Лейпцигском диспуте с сомнениями о непогрешимости католического папства. Событие предаётся широкой огласке, и им заинтересовывается сам Папа Римский. Он пригласил Лютера в Рим на суд, но он посмел проигнорировать его приглашение.
  15. После того, как Лютера предают анафеме, он публично сжигает буллу об отлучении его от церкви и заявляет, что борьба с папским засильем отныне является его целью и призывает весь немецкий народ присоединиться к нему.
  16. В 1521 году издан Вормсский эдикт, в котором Лютера осуждают как еретика. По пути из Вормса сторонники Мартина Лютера спасают его, инсценируя  похищение. После этого он долгое время считался погибшим, но на самом деле он жил в замке Вартбург. Там Лютер в течение длительного времени переводил Библию на немецкий язык.
  17. В 1524 году призывал открыть школы для всех учеников, советуя родителям отправлять детей в школу с 6 лет. Организовал учёбу таким образом, чтобы ученики находились в школе минимум 2 часа. Настаивал на специальной подготовке учителей.
  18. В 1524-1526 годах во время Крестьянской войны выступал против убийств и разгромов.
  19. В 1529 году протестантизм получает общественное признание и считается направлением католицизма. Но позднее у них произошёл раскол на лютеранство и кальвинизм.
  20. В 1529 году составил Большой и Малый Катехизис, которые вошли в Книгу Согласия.
  21. В последующие годы выступал с проповедями в разных церквях и призывал к обновлению церкви. Читал лекции, писал книги и сочинял хоралы.
  22. В 1534 году вышла «Иенская Библия Лютера» под редакцией последователя Лютера Георга Рёрера.
  23. В 1546 году умер в Айслебене после долгой хронической каменной болезни. Похоронен во дворе дворцовой церкви, где когда-то он прибил свои знаменитые девяносто пять тезисов.

Популярные темы сообщений

  • Роль бактерии в жизни человека

    Бактерии – это настолько мелкие организмы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа. Они населяют организм человека и среду, которая его окружает. Есть множество бактерий, которые опасны для людей. Их называют патогенными.

  • Серебряный век

    Литература – это одна из важнейших ветвей в области искусства. Хотя бы потому что, не читай бы мы все книги, были бы мы необразованными дикарями, которые умеют только бить друг друга. А ведь именно это и грозит современному поколению,

  • Дети вундеркинды

    Вундеркинд – это чудо-ребенок. Ведь это поразительно — встретить ребенка, который знает 40 языков. Или в 10 лет получает Нобелевскую премию. Или моментально подсчитывает в уме, сколько секунд вы прожили. Если знает ваш возраст, конечно.

«95 тезисов»

В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление «95 тезисов» и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

При написании «95 тезисов» Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное — такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику – это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

Биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.


Родители Мартина Лютера

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Кто такой мартин лютер и как он изменил европу

№4. Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время.

То, что делал и чему учил Мартин Лютер, было чрезвычайно радикальным для своего времени. Среди прочего, он бросил вызов авторитету и должности Папы, заявив, что Библия является единственным источником Божественно открытого знания. Более того, во времена Лютера считалось, что священники должны быть посредниками между Богом и человечеством. Вместо этого Лютер считал всех крещеных христиан священным священством, и он прямо упоминал об этом в своих трудах. Кроме того, в те времена распространялось утверждение, что духовенство преследовало более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже царь, поскольку они были преданы служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркнул способность всех христиан функционировать как равные под Богом, независимо от характера их работы. Это было радикально демократическое понятие в то время. По словам известного ученого Лютера Пола Альтауса: «Лютер обрушил общину святых с небес и на землю».

Деятельность Лютера[править]

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В начал читать лекции в Виттенбергском университете. С доктор богословия. В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Лютер вывесил тезисы 31 октября на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви

Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания

Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Но в —, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны — он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги —  это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Примечания

Комментарии
  1. О местонахождении реформатора не было известно даже курфюрсту.
  2. «Symphoniae iucundae… quatuor vocum… quas vulgo mutetas appellare solemus…», Vitebergae, 1538.
  3. Wo aber die natürliche Musica durch die Kunst geschärft und polirt wird, da siehet und erkennet man erst zum Theil (denn gänzlich kanns nicht begriffen noch verstanden werden) mit großer Verwunderung die große und vollkommene Weisheit Gottes in seinen wunderbarlichen Werk der Musica, in welcher vor allem das seltsam und wohl zu verwundern ist, daß einer eine schlechte Weise oder Tenor (wie es die Musici heißen) hersinget, neben welcher drei, vier oder fünf andere Stimmen auch gesungen werden, die um solche schlechte einfältige Weise oder Tenor gleich als mit Jauchzen gerings herum her spielen und springen, und mit mancherlei Art und Klang dieselbige Weise wunderbarlich zieren und schmücken, und gleichwie einen himmlischen Tanzreihen führen, freundlich einander begegnen, und sich gleich herzen und lieblich umfangen (свободный перевод на немецкий латинской, «расширенной» редакции трактата Лютера, выполненный И. Вальтером).
  4. wer… es nicht für ein unaussprechliches Wunderwerk des Herrn hält / der ist nicht werdt / das er ein Mensch heist / und solte nichts anders hören / denn wie der Esel schreiet und wie die Sau gruntzet (текст первоначальной, «короткой» редакции трактата Лютера).
  5. «Geystliche gesangk buchleyn» (Wittenberg, 1524). Содержит 43 песни, из которых 38 на немецком, а 5 на латинском языке; 3-е расширенное издание, ок. 1528; 6-е расширенное издание, 1551; ныне сборник известен под названием «Виттенбергский песенник».
  6. Предисловие Лютера было опубликовано в теноровом поголоснике издания Вальтера. Русский фрагментарный его перевод см. в: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Под ред. В. П. Шестакова. — М., 1966.
  7. В действительности в этом сборнике представлены как четырёхголосные, так и пятиголосные обработки хоралов.
  8. Так называемый , содержащий 25 песенных текстов, 16 из которых с нотированными мелодиями.
Источники
  1. ↑ .
  2. ↑ , Глава 10. На сём стою.
  3. ↑ , Глава 11. Мой Патмос.
  4. Leipzig Lexikon (Leipzig: TDG, 1998)
  5. ↑ .
  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Концепция призвания у Лютера
  7. Mathesius J.. «Historien von des ehrwürdigen in Gott seligen theueren Mannes Gottes Doktoris M. Luthers Anfang, Lehr, Leben und Sterben», Nürnberg, 1566.
  8. Лютер. Экспозиция книги Соломона.
  9. Брошюра с 8-ю одноголосными церковными песнями, известная под названием

Биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

Родители Мартина Лютера

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов. 

Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Кто такой Мартин Лютер Кинг?

Дедушка, а затем и отец Мартина оба служили пасторами баптистской церкви Эбенезер. Кинг окончил колледж Морхаус в сорок восьмом году по специальности социология. Далее он получил степень бакалавра богословия в пятьдесят первом году, а затем степень доктора философии Бостонского колледжа в пятьдесят пятом году. Именно в Бостоне он познакомился, а затем женился на Коретте Скотт. У них было два сына и две дочери.

Мартин был назначен пастором баптистской церкви Декстер-авеню в Монтгомери в пятьдесят четвертом году. В то время Роза Паркс была арестована за отказ уступить свое место в автобусе белому человеку. Это произошло первого декабря пятьдесят пятого года. К пятому декабря в Монтгомери начался бойкот, одним из организаторов которого был Кинг. Бойкотирующие добились своего, и расовая сегрегация в американском транспорте была отменена.

Южная христианская Лидерская Конференция была сформирована в пятьдесят седьмом году, и Мартин был назначен ее лидером. Его целью было обеспечить лидерство и организацию в борьбе за гражданские права. Он использовал идеи гражданского неповиновения и мирных протестов, основанные на трудах Торо и действиях Мохандаса Ганди, чтобы бороться против сегрегации и дискриминации. Их демонстрации и активизм помогли привести к принятию Закона о гражданских правах и Закона о правах голоса.

Между шестьдесят пятым и шестьдесят восьмым годами Кинг продолжал свою протестную работу и боролся за гражданские права. Мартин начал критиковать войну во Вьетнаме. Мужчина был убит на балконе мотеля Lorraine в Мемфисе. Накануне он произнес острую речь, в которой сказал: « позволил мне подняться на гору. И я осмотрелся. И я увидел землю обетованную. Я не могу попасть туда с вами». Убийца активиста был арестован.

№8. Мартин Лютер сделал гимны неотъемлемой частью лютеранства.

Мартин Лютер сделал все для того, чтобы сочиненные им гимны исполнялись дома, на школьных праздниках, а также на религиозных и общественных мероприятиях. Большинство его гимнов сопровождалось лютней, позже воссозданной как вальдзитер, которая стала национальным инструментом Германии. Даже сегодня протестантские церкви черпают вдохновение из гимнов Лютера. В большинстве лютеранских церквей есть хоры, колокольчики и детские хоры. Таким образом, Лютер дал протестантизму богатую музыкальную традицию. Самые известные гимны Лютера включают «Эйн-Фест-Бург-о-н-Гот» («Могущественная крепость — наш Бог»), которую называют «Боевой гимн Реформации» и являющуюся одним из самых известных протестантских гимнов; и «Gelobet seist du, Jesu Christ» («Хвала Тебе, Иисус Христос»), который остается выдающимся гимном Рождеству в немецкоязычном лютеранстве и также широко переводится на другие языки. Один из самых известных в мире композиторов музыки, Иоганн Себастьян Бах, был горячим лютеранином, который сочинял музыку для лютеранской церкви, вдохновленный гимнами Лютера.


Гимн Мартина Лютера

Интересные факты о Мартине Лютере Кинге

Его биография полна интересных фактов, вот некоторые из них:

  • Кинг был самым молодым человеком, удостоенным Нобелевской премии мира в шестьдесят четвертом году.
  • В Соединенных Штатах более семисот улиц названо в честь Мартина.
  • Он был награжден золотой медалью Конгресса и Президентской медалью свободы.
  • Имя в его оригинальном свидетельстве о рождении — Майкл Кинг. Однако это была ошибка. Он должен был быть назван в честь своего отца, которого назвали в честь Мартина Лютера, лидера христианского реформационного движения.

В шестьдесят третьем году Кинг был назван «Человеком года» по версии журнала Time. Он попал на мировую арену, встретился с Папой Павлом VI в шестьдесят четвертом году, а затем был удостоен чести самого молодого человека, получившего Нобелевскую премию мира. Активист отдал всю сумму призовых денег, чтобы помочь с движением за гражданские права.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Основные события в жизни

  1. В 1490 году пошёл в школу, где были очень суровые условия. За малейшую провинность учеников наказывали и унижали, не давая талантливым детям раскрыть свой потенциал и получить должные знания. По этой причине Мартин за семь лет учёбы выучил наизусть всего несколько молитв и научился элементарным умениям: читать и писать.
  2. В 1497 году Мартин перешёл во французскую школу в городе Магдебург.
  3. В 1498 году поступил в школу в Эйзенахе. В свободное от занятий время он со своими одноклассниками пел под окнами верующих людей, зарабатывая, таким образом, немного денег.
  4. Окончив школу в 1501 году, поступил в университет в городе Эрфурт на философский факультет. Перед тем как начать изучение юриспруденции, необходимо было в течение четырёх лет проходить курсы и получить степень магистра свободных искусств. Мальчик отличался отличной памятью и завидной усидчивостью, поэтому довольно быстро стал центром внимания в университете.
  5. В 1505 году, не послушав отца, поступил в августинский монастырь. Есть несколько версий, что побудило его к этому решению. По первой версии, Мартин осознал свою греховность, переживая смерть близкого друга. По второй, пошёл на это после того, как пережил страшнейшую грозу.
  6. Во время пребывания в монастыре молодого парня старались избавить от гордыни, отправляя его собирать милостыню или давая работу дворника при монастырском дворе. Лютер послушно следовал всем указаниям, соблюдал ограничения в еде, отдыхе и одежде.
  7. В 1506 году Мартин принял монашеский обет.
  8. В 1507 году принял священство, став братом Августином.
  9. В 1508 году начал преподавать диалектику и физику в новом Виттенбергском университете. Его целью была степень доктора теологии.
  10. В 1511 году был отправлен в Рим, где был потрясён развращённостью церковнослужителей.
  11. В 1512 году получил долгожданную степень доктора теологии и стал преподавателем этого учения. Помимо этого Лютер продолжал тщательно изучать Библию, являлся смотрителем одиннадцати монастырей и проповедовал в церкви.
  12. В 1515-1519 годах сформировал мысль о том, что верующий может получить оправдание благодаря своей вере в милость Бога. При этом он утверждал, что осознав это, он будто заново родился.
  13. В конце 1517 года Лютер выступает против продажи индульгенций и буллы об отпущении грехов, выпущенной 18 октября. Он высказался в 95 тезисах и отправил их старшим епископам.
  14. В 1519 году выступает на Лейпцигском диспуте с сомнениями о непогрешимости католического папства. Событие предаётся широкой огласке, и им заинтересовывается сам Папа Римский. Он пригласил Лютера в Рим на суд, но он посмел проигнорировать его приглашение.
  15. После того, как Лютера предают анафеме, он публично сжигает буллу об отлучении его от церкви и заявляет, что борьба с папским засильем отныне является его целью и призывает весь немецкий народ присоединиться к нему.
  16. В 1521 году издан Вормсский эдикт, в котором Лютера осуждают как еретика. По пути из Вормса сторонники Мартина Лютера спасают его, инсценируя  похищение. После этого он долгое время считался погибшим, но на самом деле он жил в замке Вартбург. Там Лютер в течение длительного времени переводил Библию на немецкий язык.
  17. В 1524 году призывал открыть школы для всех учеников, советуя родителям отправлять детей в школу с 6 лет. Организовал учёбу таким образом, чтобы ученики находились в школе минимум 2 часа. Настаивал на специальной подготовке учителей.
  18. В 1524-1526 годах во время Крестьянской войны выступал против убийств и разгромов.
  19. В 1529 году протестантизм получает общественное признание и считается направлением католицизма. Но позднее у них произошёл раскол на лютеранство и кальвинизм.
  20. В 1529 году составил Большой и Малый Катехизис, которые вошли в Книгу Согласия.
  21. В последующие годы выступал с проповедями в разных церквях и призывал к обновлению церкви. Читал лекции, писал книги и сочинял хоралы.
  22. В 1534 году вышла «Иенская Библия Лютера» под редакцией последователя Лютера Георга Рёрера.
  23. В 1546 году умер в Айслебене после долгой хронической каменной болезни. Похоронен во дворе дворцовой церкви, где когда-то он прибил свои знаменитые девяносто пять тезисов.

Популярные темы сообщений

  • Роль бактерии в жизни человека

    Бактерии – это настолько мелкие организмы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа. Они населяют организм человека и среду, которая его окружает. Есть множество бактерий, которые опасны для людей. Их называют патогенными.

  • Серебряный век

    Литература – это одна из важнейших ветвей в области искусства. Хотя бы потому что, не читай бы мы все книги, были бы мы необразованными дикарями, которые умеют только бить друг друга. А ведь именно это и грозит современному поколению,

  • Дети вундеркинды

    Вундеркинд – это чудо-ребенок. Ведь это поразительно — встретить ребенка, который знает 40 языков. Или в 10 лет получает Нобелевскую премию. Или моментально подсчитывает в уме, сколько секунд вы прожили. Если знает ваш возраст, конечно.

«95 тезисов»

В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление «95 тезисов» и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

При написании «95 тезисов» Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное — такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику – это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

Биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.


Родители Мартина Лютера

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий