Шарль луи де монтескьё

Карьера

Шарль Монтескье никогда по-настоящему не увлекался правом, однако в течение десяти лет ответственно подходил к выполнению своих обязанностей в парламенте. В 1726 году он продаёт свою должность, как в те времена было широко распространено, и перебирается в Париж. Несмотря на то что эта работа не была жизненным призванием Монтескье, он получил неоценимый опыт, который пригодится ему в написании будущих произведений. Таким образом, после переезда начинается его активная писательская деятельность. Он публикует множество работ и сочинений на различные темы. Помимо этого он становится членом политического клуба «Антресоль», где активно обсуждались мировые новости, ежедневные события и работы участников. Примерно в это же время он посещает Французскую академию, и параллельно с тем продолжает писать.

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Монтескье Ш. — Избранные произведения

Монтескье Ш.

Избранные произведения

М.: Госполитиздат, 1955.- 803 с. Формат: DjVU 13 Мб Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление Язык: русский

Настоящее издание избранных произведений Монтескье охватывает такие его важнейшие работы, как «О духе законов», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства». Эти работы дают полное представление о философских, социологических и политических воззрениях французского мыслителя. Монтескье принадлежит к числу выдающихся деятелей Франции, он является одним из ранних представителей французской просветительской философии XVIII века, идейным предшественником французской буржуазной революции. Одновременно Монтескье прочно вошел и в историю французской литературы.

ОГЛАВЛEHИЕ

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ 5

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ВЕЛИЧИЯ И ПАДЕНИЯ РИМЛЯН 49

О ДУХЕ ЗАКОНОВ 159 КНИГА ПЕРВАЯ. О ЗАКОНАХ ВООБЩЕ 163 КНИГА ВТОРАЯ. О ЗАКОНАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ПРИРОДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА 169 КНИГА ТРЕТЬЯ. О ПРИНЦИПАХ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ 178 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О ТОМ, ЧТО ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИНЦИПАМ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ 187 КНИГА ПЯТАЯ. ЗАКОНЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ, ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИНЦИПУ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ 196 КНИГА ШЕСТАЯ. ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ПРИНЦИПАМИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВ ПРАВЛЕНИЯ НА ПРОСТОТУ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ, НА ФОРМЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКАЗАНИЙ 222 КНИГА СЕДЬМАЯ. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ НА РОСКОШЬ И ЗАКОНЫ ПРОТИВ РОСКОШИ, А ТАКЖЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН 241 КНИГА ВОСЬМАЯ. О РАЗЛОЖЕНИИ ПРИНЦИПОВ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ 254 КНИГА ДЕВЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ 268 КНИГА ДЕСЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СИЛЕ 274 КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СВОБОДУ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ 288 КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СВОБОДУ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ГРАЖДАНИНУ 316 КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ. О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ВЗИМАНИЕМ ПОДАТЕЙ И РАЗМЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И СВОБОДОЙ-С ДРУГОЙ 337 КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К СВОЙСТВАМ КЛИМАТА 350 КНИГА ПЯТНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ ГРАЖДАНСКОГО РАБСТВА К ПРИРОДЕ КЛИМАТА 361 КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ К КЛИМАТУ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОМАШНЕЕ РАБСТВО 376 КНИГА СЕМНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РАБСТВЕ К ПРИРОДЕ КЛИМАТА 387 КНИГА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ ПОЧВЫ 392 КНИГА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОСНОВНЫМ НАЧАЛАМ, ОБРАЗУЮЩИМ ОБЩИЙ ДУХ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАРОДА 410 КНИГА ДВАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К ТОРГОВЛЕ, РАССМАТРИВАЕМОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРИРОДЫ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 432 КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ТОРГОВЛЕ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В СВЕТЕ ПЕРЕВОРОТОВ, КОТОРЫЕ ОНА ПРЕТЕРПЕВАЛА 446 КНИГА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ДЕНЕГ 481 КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 507 КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К УСТАНОВЛЕННОЙ В СТРАНЕ РЕЛИГИИ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В ЕЕ ОБРЯДАХ И ЕЕ СУЩНОСТИ 530 КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВВОДИМОЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ РЕЛИГИИ И ЕЕ ВНЕШНЕМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ 546 КНИГА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. О ЗАКОНАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАЗРЯДАМ ВОПРОСОВ, ВХОДЯЩИХ В ОБЛАСТЬ ИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ 558 КНИГА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ 580 КНИГА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ИЗМЕНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ У ФРАНЦУЗОВ 588 КНИГА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. О СПОСОБЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАКОНОВ 642 КНИГА ТРИДЦАТАЯ. ТЕОРИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ФРАНКОВ В ИХ ОТНОШЕНИИ К УСТАНОВЛЕНИЮ МОНАРХИИ 656 КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ФРАНКОВ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ПРОИСХОДИВШИМ В ИХ МОНАРХИИ 693

ОПЫТ О ВКУСЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА 735

ПРИМЕЧАНИЯ 759 БИБЛИОГРАФИЯ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНТЕСКЬЕ 771  

  • Назад

  • Вперёд

Законы

Автор произведения «О духе законов» отмечает, что законы есть у всего в этом мире. В том числе у материального и божественного мира, сверхчеловеческих существ, человека и животных. Главная нелепость, по мнению Монтескье, — заявлять, что миром управляет слепая судьба.

Философ в трактате «О духе законов» утверждает, что Бог относится ко всему как охранитель и создатель. Поэтому каждое творение только кажется актом произвола. В действительности оно предполагает ряд неизбежным правил.

Во главе всего стоят законы природы, которые вытекают из устройства человеческого существа. В природном состоянии человек начинает чувствовать свою слабость, с ним соединяется ощущение собственных нужд. Второй естественный закон — стремление добывать пищу. Третий закон породило взаимное влечение, знакомое всему живому. Однако людей связывают еще и такие нити, которые неведомы животным. Поэтому четвертый закон составляет потребность жить в обществе.

Объединяясь с окружающими, человек теряет чувство слабости. Следом исчезает равенство, появляется тяга к войне. Каждое отдельно взятое общество начинает осознавать свою силу. Они начинают определять отношения между собой, которые оказываются в основе международного права. Законы, регламентирующие поведение между гражданами одной страны, становятся объектами гражданского права.

Биография писателя

Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Charles-Louis de Seconda Montesquieu), барон де Ла Бред и де Монтескьё (Baron de La Brede et de Montesquieu), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков. Родился 18 января 1689 года в замке Ла Бред близ Бордо. Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.

«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.

В 1728-1731 годах Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.

В конце 1748 года в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.

Труды

«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

Детство и юность

Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.

Когда спустя 5 лет умер его отец, юный де Лабред стал советником (судьей) Бордоского парламента. Вскоре в его жизни произошло еще много событий: женитьба, избрание членом академии Бордо, а после смерти дяди (1716 г.) – получение титула барона де Монтескье одновременно с наследственной должностью зампреда Бордоского парламента.

Но очень скоро новоиспеченный барон де Монтескье разочаровался в карьере профессионального юриста. Его занимали глобальные вопросы, прятавшиеся за существующими законами, и их решения. Поэтому спустя десятилетие после вступления в должность Шарль продал ее, чтобы заняться более интересными для себя вещами.

Произведение «О духе законов»

Законы, созданные людьми, должны опираться на возможность свободных отношений, а отношения справедливости должны предшествовать установившему их закону. У людей есть некоторые законы, определяющие отношения правителя и управляемых – это является политическим правом. Также есть ряд законов, определяющих отношения между всеми гражданами – это гражданское право.

Как только люди соединились в обществе, они утратили осознание своей слабости. Существовавшее ранее равенство исчезло, и началась война. Каждое общество осознает свою силу – из этого и следует состояние войны между народами. Отдельные лица чувствуют свою силу – начинается война между отдельными лицами. Цель войны – победить, а цель победы – завоевать. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, образующих международное право.

Миром правят не божественные промыслы или фортуна, а объективные общие причины морального и физического порядка, действующие внутри любого общества, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Людьми управляют и материальные, и идеальные факторы:

  • с одной стороны – климат, почва, рельеф;
  • с другой – нравы, обычаи, религия, законы и принципы правления.

В результате всего этого образуется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может внести изменения в дух нации. Законодателю необходимо сообразоваться с народным духом, так как этот дух не противоречит принципам правления, та как лучше всего люди делают то, что делают свободно, в соответствии со своим природным гением. Основной темой всей политико-правовой теории Монтескье и основной ценностью, которая в ней отстаивается, является политическая свобода.

Замечание 3

Основной целью разделения властей является избегание злоупотребления властью. По Монтескье, разделение и взаимосдерживание властей – главное условие обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному устройству.

Известно три способа правления: республика, монархия, деспотизм. Чтобы выявить их природу, достаточно тех представлений, которые имеются о них даже у неосведомленных людей:

  1. Республиканское правление: если власть находится в руках всего народа, тогда это демократия, или у части нации – это аристократия.
  2. Монархия: сосредоточение всей власти в руках одного человека, правление которого идет через установленные неизменные законы вместе с дворянством, которым предотвращается превращение монархии в деспотию.
  3. Деспотия: один человек, игнорируя любые законы и правила вершит произвол.

Принципы форм правления:

  • республика – добродетель;
  • монархия – честь;
  • деспотия – страх.

Один из основных законов демократии – закон, в связи с которым законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако помимо постоянных законов требуются постановления сената, которые являются актом временного действия.

Основными законами аристократии он назвал право части народа на издание законов и слежение за тем, как они выполняются.

Основные законы монархии определяются существованием опосредованных путей, в соответствии с которыми движется власть. Главный из таких путей – власть дворянства, так как, если нет дворянства, монарх становится деспотом.

Литературная и научная деятельность

Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением/сокращением тканей под действием высоких/низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.

Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Шарлю де Монтескье попасть во Французскую академию.

Любознательный ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.

Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Его можно было часто видеть в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по характеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаракты.

Свобода человека

Таково, в общих чертах, содержание трактата «О духе законов». Кратко описанное, оно дает полное представление об идеях французского философа, который утверждает, что свобода человека преимущественно заключается в том, чтобы его не принуждали к совершению действий, которые закон ему не предписывает.

Государственное право требует от человека, чтобы он подчинялся гражданскому и уголовному праву той страны, в которой он сам находится. Когда данное правило нарушается, это приводит к фатальным последствиям. Например, эти начала были нарушены испанцами, когда они прибыли в Перу. Например, инку Атауальпу было допустимо судить только на основании международного права, они же его судили, основываясь на гражданском и государственном. Француз утверждал, что верхом безрассудства при этом было то, что судить его начали на основании гражданских и государственных законов своей страны, чтобы было очевидным нарушением.

Стране обязательно требуются судебные формальности, число которых может быть максимально велико. Однако при этом граждане рискуют потерять безопасность и свою свободу; обвинитель не будет иметь возможности доказать обвинение, а обвиняемый не сможет оправдаться.

Отдельно Монтескье описывает правила составления законов. Они должны быть написаны сжатым и простым слогом, чтобы не допускать различных толкований. Не следует употреблять неопределенных выражений. Беспокойство, которое причиняется человеку, полностью зависит от степени его впечатлительности. Плохо, если законы начинают вдаваться в тонкости. Они не нуждаются в ограничениях, исключениях, видоизменениях. Данные подробности могут инициировать только новые подробности. Нельзя придавать законам форму, которая противоречит природе вещей. В качестве примера французский философ приводил постулаты Филиппа II, принца Оранского, который обещал дворянский титул и денежное вознаграждение тому, кто совершит убийство. Такой король попрал понятие нравственности, чести и религии.

Наконец, законам должна быть присуща определенная чистота. Если они предназначены для наказания людской злобы, то сами должны обладать максимальной непорочностью.

В отзывах читатели высоко оценили этот труд еще несколько веков назад, когда он был только написан. Остается этот трактат популярным до сих пор, так как время только подтвердило, насколько был прав Монтескье. Это всегда восхищало его читателей и почитателей.

Заключение

Шарль Луи Монтескье был приверженцем географической школы. Он считал, что приоритет в развитии цивилизации принадлежит географическим и биологическим условиям той или иной страны. В развитии и становлении законов, а также государственной власти он видел связь с внешними условиями. По его мнению, в каждой стране имелся набор факторов, который определял вектор движения правовой системы. Во всех исторических событиях он видел причинную связь.

В его трудах получили отражение идеи либерализма, которые в последующем были развиты другими правоведами и мыслителями. Монтескье выступал за закрепление прав и свобод человека и гражданина и освобождение от многовекового сословного гнета. Он считал, что верховная власть должна ограничиваться и контролироваться. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную стала прорывом в правовой науке. Она – залог демократии и закрепления прав граждан. Основная цель теории разделения властей – сдерживание произвола и злоупотребления полномочиями.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Шарль луи де монтескьё

Карьера

Шарль Монтескье никогда по-настоящему не увлекался правом, однако в течение десяти лет ответственно подходил к выполнению своих обязанностей в парламенте. В 1726 году он продаёт свою должность, как в те времена было широко распространено, и перебирается в Париж. Несмотря на то что эта работа не была жизненным призванием Монтескье, он получил неоценимый опыт, который пригодится ему в написании будущих произведений. Таким образом, после переезда начинается его активная писательская деятельность. Он публикует множество работ и сочинений на различные темы. Помимо этого он становится членом политического клуба «Антресоль», где активно обсуждались мировые новости, ежедневные события и работы участников. Примерно в это же время он посещает Французскую академию, и параллельно с тем продолжает писать.

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Монтескье Ш. — Избранные произведения

Монтескье Ш.

Избранные произведения

М.: Госполитиздат, 1955.- 803 с. Формат: DjVU 13 Мб Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление Язык: русский

Настоящее издание избранных произведений Монтескье охватывает такие его важнейшие работы, как «О духе законов», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства». Эти работы дают полное представление о философских, социологических и политических воззрениях французского мыслителя. Монтескье принадлежит к числу выдающихся деятелей Франции, он является одним из ранних представителей французской просветительской философии XVIII века, идейным предшественником французской буржуазной революции. Одновременно Монтескье прочно вошел и в историю французской литературы.

ОГЛАВЛEHИЕ

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ 5

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ ВЕЛИЧИЯ И ПАДЕНИЯ РИМЛЯН 49

О ДУХЕ ЗАКОНОВ 159 КНИГА ПЕРВАЯ. О ЗАКОНАХ ВООБЩЕ 163 КНИГА ВТОРАЯ. О ЗАКОНАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ПРИРОДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА 169 КНИГА ТРЕТЬЯ. О ПРИНЦИПАХ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ 178 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О ТОМ, ЧТО ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИНЦИПАМ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ 187 КНИГА ПЯТАЯ. ЗАКОНЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ, ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИНЦИПУ ОБРАЗА ПРАВЛЕНИЯ 196 КНИГА ШЕСТАЯ. ВЛИЯНИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ ПРИНЦИПАМИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВ ПРАВЛЕНИЯ НА ПРОСТОТУ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ, НА ФОРМЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКАЗАНИЙ 222 КНИГА СЕДЬМАЯ. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ НА РОСКОШЬ И ЗАКОНЫ ПРОТИВ РОСКОШИ, А ТАКЖЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН 241 КНИГА ВОСЬМАЯ. О РАЗЛОЖЕНИИ ПРИНЦИПОВ ТРЕХ ВИДОВ ПРАВЛЕНИЯ 254 КНИГА ДЕВЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ 268 КНИГА ДЕСЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К НАСТУПАТЕЛЬНОЙ СИЛЕ 274 КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СВОБОДУ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ 288 КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СВОБОДУ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ГРАЖДАНИНУ 316 КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ. О ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ВЗИМАНИЕМ ПОДАТЕЙ И РАЗМЕРАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И СВОБОДОЙ-С ДРУГОЙ 337 КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К СВОЙСТВАМ КЛИМАТА 350 КНИГА ПЯТНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ ГРАЖДАНСКОГО РАБСТВА К ПРИРОДЕ КЛИМАТА 361 КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ К КЛИМАТУ ЗАКОНОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОМАШНЕЕ РАБСТВО 376 КНИГА СЕМНАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РАБСТВЕ К ПРИРОДЕ КЛИМАТА 387 КНИГА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ ПОЧВЫ 392 КНИГА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ОСНОВНЫМ НАЧАЛАМ, ОБРАЗУЮЩИМ ОБЩИЙ ДУХ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАРОДА 410 КНИГА ДВАДЦАТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К ТОРГОВЛЕ, РАССМАТРИВАЕМОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРИРОДЫ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 432 КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ТОРГОВЛЕ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В СВЕТЕ ПЕРЕВОРОТОВ, КОТОРЫЕ ОНА ПРЕТЕРПЕВАЛА 446 КНИГА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ДЕНЕГ 481 КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 507 КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К УСТАНОВЛЕННОЙ В СТРАНЕ РЕЛИГИИ, РАССМАТРИВАЕМОЙ В ЕЕ ОБРЯДАХ И ЕЕ СУЩНОСТИ 530 КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. О ЗАКОНАХ В ИХ ОТНОШЕНИИ К ВВОДИМОЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ РЕЛИГИИ И ЕЕ ВНЕШНЕМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ 546 КНИГА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. О ЗАКОНАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАЗРЯДАМ ВОПРОСОВ, ВХОДЯЩИХ В ОБЛАСТЬ ИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ 558 КНИГА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ 580 КНИГА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ИЗМЕНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ У ФРАНЦУЗОВ 588 КНИГА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. О СПОСОБЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАКОНОВ 642 КНИГА ТРИДЦАТАЯ. ТЕОРИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ФРАНКОВ В ИХ ОТНОШЕНИИ К УСТАНОВЛЕНИЮ МОНАРХИИ 656 КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ФРАНКОВ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ, ПРОИСХОДИВШИМ В ИХ МОНАРХИИ 693

ОПЫТ О ВКУСЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА 735

ПРИМЕЧАНИЯ 759 БИБЛИОГРАФИЯ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНТЕСКЬЕ 771  

  • Назад

  • Вперёд

Законы

Автор произведения «О духе законов» отмечает, что законы есть у всего в этом мире. В том числе у материального и божественного мира, сверхчеловеческих существ, человека и животных. Главная нелепость, по мнению Монтескье, — заявлять, что миром управляет слепая судьба.

Философ в трактате «О духе законов» утверждает, что Бог относится ко всему как охранитель и создатель. Поэтому каждое творение только кажется актом произвола. В действительности оно предполагает ряд неизбежным правил.

Во главе всего стоят законы природы, которые вытекают из устройства человеческого существа. В природном состоянии человек начинает чувствовать свою слабость, с ним соединяется ощущение собственных нужд. Второй естественный закон — стремление добывать пищу. Третий закон породило взаимное влечение, знакомое всему живому. Однако людей связывают еще и такие нити, которые неведомы животным. Поэтому четвертый закон составляет потребность жить в обществе.

Объединяясь с окружающими, человек теряет чувство слабости. Следом исчезает равенство, появляется тяга к войне. Каждое отдельно взятое общество начинает осознавать свою силу. Они начинают определять отношения между собой, которые оказываются в основе международного права. Законы, регламентирующие поведение между гражданами одной страны, становятся объектами гражданского права.

Биография писателя

Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Charles-Louis de Seconda Montesquieu), барон де Ла Бред и де Монтескьё (Baron de La Brede et de Montesquieu), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков. Родился 18 января 1689 года в замке Ла Бред близ Бордо. Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.

«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.

В 1728-1731 годах Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.

В конце 1748 года в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.

Труды

«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

Детство и юность

Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.

Когда спустя 5 лет умер его отец, юный де Лабред стал советником (судьей) Бордоского парламента. Вскоре в его жизни произошло еще много событий: женитьба, избрание членом академии Бордо, а после смерти дяди (1716 г.) – получение титула барона де Монтескье одновременно с наследственной должностью зампреда Бордоского парламента.

Но очень скоро новоиспеченный барон де Монтескье разочаровался в карьере профессионального юриста. Его занимали глобальные вопросы, прятавшиеся за существующими законами, и их решения. Поэтому спустя десятилетие после вступления в должность Шарль продал ее, чтобы заняться более интересными для себя вещами.

Произведение «О духе законов»

Законы, созданные людьми, должны опираться на возможность свободных отношений, а отношения справедливости должны предшествовать установившему их закону. У людей есть некоторые законы, определяющие отношения правителя и управляемых – это является политическим правом. Также есть ряд законов, определяющих отношения между всеми гражданами – это гражданское право.

Как только люди соединились в обществе, они утратили осознание своей слабости. Существовавшее ранее равенство исчезло, и началась война. Каждое общество осознает свою силу – из этого и следует состояние войны между народами. Отдельные лица чувствуют свою силу – начинается война между отдельными лицами. Цель войны – победить, а цель победы – завоевать. Из этих принципов вытекает необходимость создания законов, образующих международное право.

Миром правят не божественные промыслы или фортуна, а объективные общие причины морального и физического порядка, действующие внутри любого общества, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни.

Людьми управляют и материальные, и идеальные факторы:

  • с одной стороны – климат, почва, рельеф;
  • с другой – нравы, обычаи, религия, законы и принципы правления.

В результате всего этого образуется общий дух народа. Необходимо избегать всего, что может внести изменения в дух нации. Законодателю необходимо сообразоваться с народным духом, так как этот дух не противоречит принципам правления, та как лучше всего люди делают то, что делают свободно, в соответствии со своим природным гением. Основной темой всей политико-правовой теории Монтескье и основной ценностью, которая в ней отстаивается, является политическая свобода.

Замечание 3

Основной целью разделения властей является избегание злоупотребления властью. По Монтескье, разделение и взаимосдерживание властей – главное условие обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному устройству.

Известно три способа правления: республика, монархия, деспотизм. Чтобы выявить их природу, достаточно тех представлений, которые имеются о них даже у неосведомленных людей:

  1. Республиканское правление: если власть находится в руках всего народа, тогда это демократия, или у части нации – это аристократия.
  2. Монархия: сосредоточение всей власти в руках одного человека, правление которого идет через установленные неизменные законы вместе с дворянством, которым предотвращается превращение монархии в деспотию.
  3. Деспотия: один человек, игнорируя любые законы и правила вершит произвол.

Принципы форм правления:

  • республика – добродетель;
  • монархия – честь;
  • деспотия – страх.

Один из основных законов демократии – закон, в связи с которым законодательная власть сосредоточена в руках народа. Однако помимо постоянных законов требуются постановления сената, которые являются актом временного действия.

Основными законами аристократии он назвал право части народа на издание законов и слежение за тем, как они выполняются.

Основные законы монархии определяются существованием опосредованных путей, в соответствии с которыми движется власть. Главный из таких путей – власть дворянства, так как, если нет дворянства, монарх становится деспотом.

Литературная и научная деятельность

Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением/сокращением тканей под действием высоких/низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.

Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Шарлю де Монтескье попасть во Французскую академию.

Любознательный ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.

Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Его можно было часто видеть в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по характеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаракты.

Свобода человека

Таково, в общих чертах, содержание трактата «О духе законов». Кратко описанное, оно дает полное представление об идеях французского философа, который утверждает, что свобода человека преимущественно заключается в том, чтобы его не принуждали к совершению действий, которые закон ему не предписывает.

Государственное право требует от человека, чтобы он подчинялся гражданскому и уголовному праву той страны, в которой он сам находится. Когда данное правило нарушается, это приводит к фатальным последствиям. Например, эти начала были нарушены испанцами, когда они прибыли в Перу. Например, инку Атауальпу было допустимо судить только на основании международного права, они же его судили, основываясь на гражданском и государственном. Француз утверждал, что верхом безрассудства при этом было то, что судить его начали на основании гражданских и государственных законов своей страны, чтобы было очевидным нарушением.

Стране обязательно требуются судебные формальности, число которых может быть максимально велико. Однако при этом граждане рискуют потерять безопасность и свою свободу; обвинитель не будет иметь возможности доказать обвинение, а обвиняемый не сможет оправдаться.

Отдельно Монтескье описывает правила составления законов. Они должны быть написаны сжатым и простым слогом, чтобы не допускать различных толкований. Не следует употреблять неопределенных выражений. Беспокойство, которое причиняется человеку, полностью зависит от степени его впечатлительности. Плохо, если законы начинают вдаваться в тонкости. Они не нуждаются в ограничениях, исключениях, видоизменениях. Данные подробности могут инициировать только новые подробности. Нельзя придавать законам форму, которая противоречит природе вещей. В качестве примера французский философ приводил постулаты Филиппа II, принца Оранского, который обещал дворянский титул и денежное вознаграждение тому, кто совершит убийство. Такой король попрал понятие нравственности, чести и религии.

Наконец, законам должна быть присуща определенная чистота. Если они предназначены для наказания людской злобы, то сами должны обладать максимальной непорочностью.

В отзывах читатели высоко оценили этот труд еще несколько веков назад, когда он был только написан. Остается этот трактат популярным до сих пор, так как время только подтвердило, насколько был прав Монтескье. Это всегда восхищало его читателей и почитателей.

Заключение

Шарль Луи Монтескье был приверженцем географической школы. Он считал, что приоритет в развитии цивилизации принадлежит географическим и биологическим условиям той или иной страны. В развитии и становлении законов, а также государственной власти он видел связь с внешними условиями. По его мнению, в каждой стране имелся набор факторов, который определял вектор движения правовой системы. Во всех исторических событиях он видел причинную связь.

В его трудах получили отражение идеи либерализма, которые в последующем были развиты другими правоведами и мыслителями. Монтескье выступал за закрепление прав и свобод человека и гражданина и освобождение от многовекового сословного гнета. Он считал, что верховная власть должна ограничиваться и контролироваться. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную стала прорывом в правовой науке. Она – залог демократии и закрепления прав граждан. Основная цель теории разделения властей – сдерживание произвола и злоупотребления полномочиями.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий