Олег басилашвили: биография, дата рождения, личная жизнь, фильмография и фото

Театральная жизнь на протяжении 50-80-х годов прошлого века

Олег Басилашвили (биография которого описана в этом материале) и Доронина окончили обучение в 1956 году. Девушка получила приглашения на работу от нескольких театров одновременно. А Олег, поскольку был тогда совсем неизвестным, получил возможность служить лишь в Сталинградском драматическом театре. Супруги покинули Москву и поехали в Сталинград. Но в этом Храме Мельпомены для талантливых артистов не было никаких перспектив, и вскоре они перебрались в Санкт-Петербург. Там они служили в одном из театров, но вскоре Татьяну заметили и пригласили вместе с супругом на службу в БДТ. По истечении восьми лет семья распалась.

С 1967 года Олег Басилашвили, биография которого является темой нашей статьи, играет преимущественно комедийные роли. Основными штрихами его работ периода конца 1960-1980 годов являются пластическая искусность, саркастичность и некоторая безразличность к образу. Олег Валерианович – это мастер трансформаций. Среди наилучших театральных работ этого времени хотелось бы выделить Хлестакова («Ревизор»), Серпуховского («История лошади»), Джингля («Пиквикский клуб») и Басова («Дачники»).

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (26.06.1969)
  • Народный артист РСФСР (04.08.1977)
  • Народный артист СССР (30.11.1984)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
  • Почетный доктор СПбГУП с 2010 года
  • Орден Почёта (25.09.2014) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Дружбы (17.12.1994) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Трудового Красного Знамени ()
  • Президентский орден Сияние (, Грузия)
  • Орден Мира[источник не указан 1175 дней]
  • Царскосельская художественная премия (, 2012)
  • Премия «Кумир» в номинации «кумир года» (2007)
  • Премия «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (), «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» ().
  • Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (, роль князя К. в спектакле «Дядюшкин сон»)
  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитие российского театра» (2009)
  • Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» ()
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший» ()
  • Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()
  • Театральная премия «Золотая маска» — «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (Москва, 2014)
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2014, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, )
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (2007, Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
  • Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002)
  • Почётный гражданин Тбилиси ()
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2012 год)

Биография

Олег Басилашвили

Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих после спектакля «Калифорнийская сюита» в БДТ, февраль 2009 года

Олег Басилашвили родился в Москве. Грузинская фамилия Басилашвили была только у отца, а до него все предки были Басиловыми. Обе фамилии переводятся одинаково — «потомок Басила». Предки Басилашвили пришли в Грузию с территории современной Турции, с горы Басиан около 400 лет назад. Жили в селе Корби Горийского уезда

В 1956 году окончил в Москве Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и получил распределение в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького, который покинул, даже не начиная там своей театральной деятельности. В Ленинграде, куда актёр с супругой Т. В. Дорониной отправился после Сталинграда, был приглашён в Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола (ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где играл до 1959 года.

В 1959 году вместе с женой был приглашён в Большой драматический театр им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова), где, по собственному признанию, весьма неудачно дебютировал в роли Степана Лукина в «Варварах» М. Горького и долго не мог найти себя. Тем не менее со второй половины 1960-х годов стал одним из ведущих актёров театра.

Широкую известность актёру принесли роли в кинофильмах Э. А. Рязанова («Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово»), Георгия Данелия («Осенний марафон»).

В 1975 году в связи со смертью отца и одного из ведущих актёров театра Е. З. Копеляна был вынужден отказаться от роли Ипполита в телефильме Э. А. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В —1993 годах — народный депутат РСФСР (Российской Федерации).

Семья

  • Отец — Валериан Ношреванович Басилашвили (ок. —), директор Московского политехникума связи.
  • Мать — Ирина Сергеевна Ильинская (—), филолог, автор учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка» и других.
  • Дед по матери — Сергей Михайлович Ильинский (1872—1934), архитектор, закончил Московское училище ваяния и зодчества. По его проекту в 1914—1917 годах построен храм св. мучеников Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская.
  • Дед по отцу — Ношреван Койхосрович Басилов (1867—1943), околоточный надзиратель полиции Горийского уезда Тифлисской губернии.
  • Прадед — Кайхосро Басилов (1840—?), землевладелец села Карби Горийского уезда.
  • Первая жена (1955—1963) — Татьяна Васильевна Доронина (род. 1933), актриса театра и кино, театральный режиссёр, народная артистка СССР.
  • Вторая жена — Галина Евгеньевна Мшанская, журналист, шеф-редактор отдела художественных программ студии «Культура» ГТРК «Санкт-Петербург», автор и ведущая цикла программ «Царская ложа» телеканала «Культура» и других программ, фильмов, спектаклей; кавалер ордена Дружбы (2008); дочь советской оперной певицы, лауреата Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) Ольги Феликсовны Мшанской (1900—1983). Супруги живут вместе уже более пятидесяти лет.
    • Дочь — Ольга Мшанская, работает на петербургском телевидении вместе с мамой; сделала такие программы, как «Путешествие из Вашингтона в Баден-Баден», «Русские сезоны в Париже».
    • Дочь — Ксения Басилашвили (род. 1973), журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» по вопросам культуры, окончила филиал Манчестерского университета в Москве, защитила кандидатскую диссертацию.
  • Внучка — Мариника (род. 2009). Необычное имя девочки означает «госпожа Победа» (Мари — «госпожа», Ника — «победа»).
  • Внук — Тимофей (род. 2013).

Зрелость, кинокарьера

Одновременно с подъемом творческого потенциала в театре, у актера появились первые значимые роли в кино. Арнольд Лахновский из многосерийного «Вечного зова» (режиссеры – Владимир Краснопольский и Валерий Усков) в исполнении Басилашвили должен был быть исключительно отрицательным персонажем. Но актер в корне не соглашался с такой односторонней трактовкой образа белого офицера и смягчил некоторые, особо лживые, по его мнению, эпизоды.


Кадр из фильма «Вечный зов»

Следом он снялся у Никиты Михалкова в «Рабе любви» вместе с Еленой Соловей, Родионом Нахапетовым, Александром Калягиным и у Владимира Басова в «Днях Турбиных» с Андреем Мягковым, Василием Лановым, Андреем Ростоцким.


«Дни Турбиных» (Тальберг)

Но поистине знаменитым на весь Советский Союз Басилашвили стал после роли Самохвалова в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман». Артисту летели тысячи гневных писем со всех концов страны, ведь он так достоверно сыграл подлеца!


«Служебный роман»: Олег Басилашвили в роли Самохвалова

Кто знает, каким был бы фильм «Ирония судьбы или с легким паром», если бы там снялся Олег Валерьянович? На него были сшиты костюмы, сыграны несколько эпизодов. Но в это время умер его отец, а труппа театра БДТ прощалась с безвременно ушедшим Ефимом Копеляном. Артист отказался от роли, зрителю осталась «на память» лишь его фотография, которую выбросил из окна герой Андрея Мягкова.


Фото актера можно заметить в «Иронии судьбы»

Самыми запоминающимися для актера стали съемки у Георгия Данелия в «Осеннем марафоне». Вместе с Евгением Леоновым, Натальей Гундаревой, Галиной Волчек, Мариной Нееловой был создан потрясающий по драматизму, юмору и ироничности фильм.


«Осенний марафон»: Олег Басилашвили и Наталья Гундарева

Басилашвили в своей автобиографичной книге «Неужели это я?! Господи…» так описывает своего героя и значимость роли: Далее были еще роли в кино, которые каждый раз поражали новизной и своеобразием, присущими только Басилашвили. Например, чтобы войти в образ сыщика для съемок у Семена Арановича в «Противостоянии», актер устроился стажером в уголовный розыск и на протяжении двух лет участвовал в разработках версий, наблюдал за ведением допросов.


Кадр из фильма «Противостояние»

У Эльдара Рязанова это «добрейшей души человек» граф Мерзляев («О бедном гусаре замолвите слово»), невинно осужденный и нашедший свою любовь музыкант Платон Рябинин («Вокзал для двоих»), нелепый бомж Федор Степанович, в седьмой раз решивший жениться («Небеса обетованные»), писатель Олег Горюнов («Предсказание»).


«Вокзал для двоих»: Олег Басилашвили и Людмила Гурченко

У Карена Шахназарова Басилашвили – отец Кати («Курьер»), писатель («Город Зеро»), граф Призоров («Сны»), Прохоров («Яды, или всемирная история отравлений»).


Кадр из фильма «Курьер»

У Владимира Бортко актер – генерал Епанчин («Идиот»), Воланд («Мастер и Маргарита»). Что касается роли Воланда, блестяще воплощенную артистом на экране, сам он интерпретирует ее так: После Воланда Басилашвили снялся в нескольких нашумевших сериалах – «Ликвидации» Сергея Урсуляка, «Мареве» Константина Худякова, «Вербном воскресенье» Антона Сиверса, «Соньке – Золотой Ручке» и «Хуторянине» Виктора Мережко.


Олег Басилашвили в роли Воланда («Мастер и Маргарита»)

Запомнили почитатели таланта Басилашвили и его Георгия в комедийной мелодраме Карена Оганесяна, Резо Гигинеишвили, Романа Прыгунова «Без границ», где актер снялся в паре с блистательной Инной Чуриковой. Олег Басилашвили. Линия жизни

История 5. «Треугольная», 1979 г.

«Осенний марафон» — возможно, самое удачное воплощение на отечественном экране банального любовного треугольника. Комедия, конечно, получилась печальной. Даже печально-философской. Но Данелия, как и Рязанов, любил снимать «про жизнь». А автор сценария Александр Володин как раз описал собственную жизненную ситуацию. Что говорить, в подобные истории вляпывались многие: Наталья Гундарева, Галина Волчек, сам Данелия. И только Басилашвили долго не мог понять, про что кино…

К слову, на роль Бузыкина изначально планировали взять Александра Калягина. Потом пробовалась вся «киносборная» СССР. Басилашвили в этой роли Данелия поначалу совсем не представлял. А теперь сложно представить на его месте кого-то другого…

Детство и семья

Родившегося осенью 1934 года в Москве мальчика родители назвали Олегом. Отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, выходец из древнего грузинского рода, находился в должности директора Московского политехникума связи имени Вадима Подбельского, хотя в юности учился в Институте народов востока, а затем перевелся на этнографический факультет университета.


Олег Басилашвили в детстве

Там он встретил свою будущую жену, Ирину Сергеевну Ильинскую, лингвиста, ставшую доктором филологии и автором нескольких профильных книг, в числе которых словарь языка Пушкина. Мама Олега принимала участие в попытке реформирования синтаксиса и русского правописания. Актер вспоминал позже, что к работе привлекали и его, и бабушку, с которой они вместе заполняли сотни карточек.


Родители Олега Басилашвили. Будущий актер сидит у мамы на руках

На их кухне собирались сотрудники Ирины Сергеевны, которые тоже этим занимались. Курили, спорили, даже кричали. Несколько лет длилась работа, причем это был добровольный энтузиазм. После выхода в свет первого тома словаря (1956 год) в «Литературной газете» его раскритиковали в пух и прах, а у мамы Олега случился первый инфаркт.

Второй том мог и не появиться, если бы не Роман Якобсон, известный лингвист, приехавший в Советский Союз и выступивший на каком-то высоком совещании. Он поздравил передовую советскую науку с двумя великими завоеваниями: запуском первого искусственного спутника Земли и выходом первого тома словаря языка Пушкина. И отношение к работе Ирины Ильинской с товарищами изменилось.

Дедушка Олега со стороны матери, Сергей Ильинский, окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел, стал архитектором, по чьему проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.


Дедушка и бабушка Олега Басилашвили

Бабушка, властная и бескомпромиссная, была замечательной хозяйкой дома и центром семьи из шести человек – самого Олега, сводного брата Жоры, которого папа забрал с собой из Грузии, собственно папы, мамы, дедушки и бабушки. Мальчик очень любил ее, несмотря на наказание мокрым полотенцем за воровство. Зато, как говорит Басилашвили, на всю жизнь он запомнил, что воровать – грех. По словам актера, когда в 1941 году отец ушел на фронт, а его семья эвакуировалась во время Великой Отечественной войны в Тбилиси, самым страшным испытанием для мальчика стал голод. У него даже открылся туберкулез, который потом как-то залечили.


Юный Олег Басилашвили в эвакуации

В 1943 году все, кроме Жоры, который пропал без вести на войне, вернулись в Москву. Семья вернулась в родные три комнаты на Покровке. Олега отдали в третий класс столичной школы, но мальчик, которому школьные предметы давались трудно, мечтал о театре:

«Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

Его желание стать актером было в штыки воспринято отцом, считавшим актерскую профессию недостойной мужчины. Басилашвили всю сознательную жизнь подспудно старался доказать ему, что это не так. Однажды Валериан Ношреванович пришел на спектакль с участием сына и после занавеса сказал ему, что был неправ. И это было самым важным признанием правильности пути.

Юность, МХАТ, первая семья и БДТ

Вопреки запретам папы, Басилашвили подал документы в Школу-студию любимого МХАТа и поступил туда с первого раза, на курс педагога Павла Массальского. Учебу Олег вспоминал как серьезный труд, никаких особенных студенческих историй о посиделках, вечеринках, привольной жизни.


Первокурсники МХАТа: Басилашвили, Поболь, Козаков, Любимов

С ним вместе учились Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Евгений Евстигнеев, ставшие впоследствии знаменитыми актерами. Была в рядах его товарищей и первая красавица курса, талантливая ленинградка Татьяна Доронина. Влюбленность и страстный роман обернулись их свадьбой на третьем курсе. По воспоминаниям педагога Ивана Тарханова, торжество отпраздновали у него на квартире, скромно, даже без свадебного платья и обручальных колец. Шел 1955 год, а молодожены – комсомольцы до мозга костей.


Татьяна Доронина и Олег Басилашвили в молодости

Через год семья уехала в Сталинград, куда распределили Олега. Татьяне предложили остаться во МХАТе, но девушка уже была знакома с подвигом жен-декабристок и отказалась, чтобы быть вместе с мужем. Увы, на тот период пришелся эпизод, который впоследствии приведет к окончательному расставанию пары. О нем написала Доронина в своих воспоминаниях.


Олег Басилашвили в роли поручика Кригера («Лермонтов», МХАТ)

Олега пригласили сниматься в «Невесте» и сразу на главную роль, Андрея Андреевича. Он уехал на съемки, а вскоре молодая жена приехала навестить супруга, чтобы сообщить ему серьезную новость – она ждала ребенка. И застала неприглядную картину в комнате мужа – он выпивал с актрисой Татьяной Пилецкой, тоже снимавшейся в картине.


Басилашвили и Пилецкая в фильме «Невеста»

Утром Доронина собрала вещи и отправилась на станцию. В Волгограде, после мучительных размышлений, она сделала аборт, после которого больше не могла иметь детей. А женщина-хирург сказала, что у нее была двойня – мальчик и девочка.


Олег Басилашвили в молодости

Доронина окунулась в работу на провинциальной сцене, семья еще была, но это уже была совсем другая семья. Спустя три года, положенных к отработке, они переехали в Ленинград, где первое время жили у родителей Дорониной. Сначала вместе поступили в Театр имени Ленинского комсомола, а затем стали работать у Георгия Товстоногова в БДТ.


Становление актера прошло под наставничеством Георгия Товстоногова

В 1963 году «простая девочка из рабочей семьи», как о ней рассказывал Басилашвили, подала на развод. Талантливая и востребованная в театре, она больше не видела смысла продолжать жить с мужем под одной крышей. Их брак продлился восемь лет, за это время Олег успел сняться еще в одном фильме («Горячая душа» 1959 года), но в театре долгое время у него не ладилось. Спустя годы Басилашвили скажет о режиссере и художественном руководителе: Актер играл какие-то бледные маленькие роли и собирался уходить из театра. Но режиссер, словно почувствовав его настрой, попросил его этого не делать, сказав всего лишь одну фразу: «Вы мне очень нужны». После этого у Басилашвили словно открылось второе дыхание. И репетиции стали проходить по-другому, он находил в ролях такие глубины с помощью Товстоногова, о которых раньше и не догадывался. Редкие фрагменты из выступлений и репетиций Басилашвили в БДТ Вскоре зритель увидел прекрасные театральные работы актера, в числе которых Хлестаков в «Ревизоре» (спектакль о страхе, как его называет Басилашвили), Серпуховский в «Истории лошади», Басов в «Дачниках». Репетируя Войницкого из «Дяди Вани», актер поражался видению каждого персонажа режиссером и эту его работу критики назвали лучшей на тот период. Сам актер считает своей лучшей работой того времени образ простого человека в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди».


Олег Басилашвили в телеспектакле «Дядя Ваня» (1986)

Личная жизнь Олега Басилашвили

В отличие от многих своих персонажей, знаменитый актер в реальной жизни очень скромный и порядочный человек. В его биографии нет скандальных любовных историй и всего две жены. Первой стала однокурсница Татьяна Доронина, с которой Басилашвили учился в Школе-студии. Они расписались на предпоследнем курсе втайне от родителей Олега. Он опасался, что родственники не одобрят ранний брак и попытаются им помешать. Отец с матерью действительно были не в восторге, но невестку приняли и сыграли настоящую свадьбу. До окончания учебы, пара проживала в их доме.


Татьяна Доронина. Фото dni24-com.turbopages.org

Семейная жизнь не заладилась: оба актера имели непростой характер и часто ссорились. После одной из таких ссор, Доронина решилась прервать беременность. Последствия оказались катастрофическими: больше она не могла иметь детей. Через 7 лет они развелись по инициативе Татьяны к обоюдному удовольствию. Басилашвили не любит вспоминать этот брак, который называет “семилетним кошмаром” даже спустя 50 лет.

Со своей будущей второй супругой, Олег познакомился на Ленинградском телевидении. Галина Мшанская работала там музыкальным редактором (потом она стала шеф-редактором на канале “Культура”, автором и ведущей популярной программы “Царская ложа”). Галина отвечала за музыкальное сопровождение телеспектакля “Кюхля”, в котором играл Басилашвили. Между ними завязался роман, завершившийся браком.


Галина Мшанская. Фото kino-teatr.ru

На этот раз актеру повезло: Галина оказалась преданной женой и настоящим другом. Они прожили вместе почти 60 лет в атмосфере взаимной любви и уважения, вырастили двух благополучных дочерей: Ольгу и Ксению (очень похоже сложилась личная жизнь у близкого друга Олега — актера Сергея Юрского).


Олег Басилашвили с семьей. Фото rustars.tv

Помимо творческой деятельности, Басилашвили принимал активное участие в политической и общественной жизни страны. Он всегда открыто высказывал свое мнение, если считал действия властей безнравственными и “антиконституционными”. В 90-е годы актер в качестве народного депутата РСФСР выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург и гордится своим вкладом в восстановление исторического названия города.

Как сложились судьбы дочерей актера

Дочери пошли по стопам матери. Ольга Мшанская работает редактором на петербургском телевидении на канале “Культура”, сделала несколько совместных передач с мамой. А Ксения Басилашвили — обозреватель по вопросам культуры на радиостанции “Эхо Москвы”. У нее крепкий брак и двое детей: Мариника и Тимофей. Сестры живут в разных городах, но поддерживают тесное общение между собой и родителями.


Олег Басилашвили с супругой Галиной Мшанской, дочерью Ксенией, внучкой Мариникой и зятем Михаилом. Фото uznayvse.ru

Олег Валерианович считает себя счастливым человеком. Он окружен заботой любящей семьи и продолжает играть на сцене, несмотря на почтенный возраст. Хочется пожелать великому артисту здоровья, долголетия и еще много удачных ролей!

Звезда кинематографа

В кино Олег Басилашвили начал сниматься только в 1956 году. В отличие от театральной, его кинематографическая карьера развивалась медленно. Он постепенно переходил от эпизодов и второплановых ролей к главным.

Известным на всю страну его сделали фильмы Эльдара Рязанова. В комедии «Служебный роман», вошедшей в золотой фонд советского кино, он сыграл роль заместителя директора, который и спровоцировал завязку сюжета этой истории.

Вскоре он появился на экранах уже в главной роли в мелодраме Георгия Данелии «Осенний марафон». На этот раз ему досталась роль обычного служащего, ведущего двойную жизнь и разрывающегося между женой и любовницей. Его партнершами по площадке стали Марина Неелова и Наталья Гундарева. Такое яркое трио не могло не покорить зрителей.

Закрепил успех фильм «Вокзал для двоих», в котором он вместе с Людмилой Гурченко сыграл главную роль. Действие картины происходит на маленьком вокзале в провинциальном городке, где волею судьбы застрял главный герой на двое суток. За это время он успел влюбиться и полностью переоценить свою жизнь.

Одна из самых ярких и любимых ролей Басилашвили – Воланд в 10-серийной экранизации мистического романа Булгакова «Мастер и Маргарита». На съемках этой картины было много мистических событий.

Надо сказать, что роман считается проклятым, и после каждой его постановки в театре или кино случаются разные трагические истории с актерами. Но, когда Басилашвили предложили эту роль, он не раздумывал ни секунды и не пожалел об этом.

Всего же за свою творческую карьеру он принял участие в полутора сотнях спектаклей, кинофильмов и телевизионных проектов. Кроме того, он много занимался озвучкой. Несмотря на преклонный возраст, Олег Валерианович ведет активный образ жизни и периодически появляется на сцене и в кино. Он – обладатель множественных наград и звания Народного артиста.

Личная жизнь

Первой любовью и серьезными отношениями Олега Басилашвили стала его однокурсница, красавица Татьяна Доронина, которая разбила не одно сердце. Гордая и неприступная, привыкшая к постоянным знакам внимания и знающая о своей красоте, Таня не подпускала к себе никого и не отвечала на ухаживания кавалеров.

Олег влюбился в нее сразу же. Но ему потребовалось пару лет, чтобы покорить все-таки сердце «снежной королевы». В 1955 году состоялась скромная студенческая свадьба, на которой были только самые близкие друзья. Не было ни традиционного платья с фатой, ни обручальных колец. В те годы это считалось мещанством среди прогрессивной молодежи, к которой относили себя молодые актеры.


Олег Басилашвили и Татьяна Доронина

После окончания школы-студии Татьяна могла остаться в Москве. К этому времени она уже успела стать известной и очень востребованной, у нее было много предложений. Но она, как и положено любящей супруге, поехала вместе с Басилашвили в Сталинград. И именно она стала инициатором их переезда в Ленинград.

Там Доронина какое-то время служила в Большом театре вместе с мужем. Но чем более известной она становилась, тем сильнее портился ее характер. Отношения дали трещину, супруги начали часто ссориться и все меньше времени проводили вместе. И в 1963 первый брак Басилашвили закончился тихим разводом.

В браке родилось две девочки. А сейчас у супругов уже есть очаровательные внук Тимофей и внучка Мариника. Свою семью Басилашвили очень любит и считает главной ценностью в жизни. Даже сейчас супруги относятся друг к другу с огромной нежностью и заботой, и именно это считают секретом удачного брака.


С семьей

Еще в 80-х Олег Валерианович начал активно заниматься политикой и был избран народным депутатом. После развала Советского союза он выступал на стороне прогрессивных партий, старавшихся повлиять на формирование новой демократической России. Поддерживал таких кандидатов как Ирина Хакамада и Григорий Явлинский.

Он категорически против гражданских войн и вмешательства России в суверенитет других стран. Так он в 2008 выступал против введения российских войск на территорию Северной Осетии, считая, что разбираться с повстанцами – забота грузинского правительства. Также он осудил присоединение Крыма к России и поддержку мятежного Донбасса.

Начало карьеры

Но судьба оказалась к нему благосклонной. Закончив школу, он тут же отнес документы в школу-студию при любимом театре. Даже он сам был шокирован, когда увидел себя в списке студентов. Зная, сколько человек претендует на одно место, он совершенно не рассчитывал на успех с первой же попытки.

Курс Олега Басилашвили оказался одним из самых сильных за всю историю школы-студии. Большинство его выпускников стали настоящими звездами, в том числе Татьяна Доронина, будущая жена нашего героя. На их фоне скромный и обаятельный парень не слишком выделялся, поэтому распределение получил не в один из московских, а в Сталинградский театр.

Но Басилашвили быстро понял, что в Сталинграде перспектив стать известным очень мало. Отработав положенные два года, он перебирается в Ленинград. Там ему удалось получить место в театре Ленинского комсомола. Но очень скоро его пригласили играть в Большом, где очень быстро он стал одним из ведущих актеров.

Предки

Политическая и общественная деятельность[ | ]

Олег Басилашвили (крайний слева) на встрече Владимира Путина с представителями российской интеллигенции, 29 ноября 2006 года В 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР, выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Вспоминая об этом периоде, к успехам Михаила Горбачёва отнёс включение граждан в избирательный процесс, однако отметил большое количество демагогии и недостаточную скорость проведения политических и экономических преобразований. Положительно оценивая правление Бориса Ельцина, главными его достижениями Басилашвили считает признание частной собственности, реформы Гайдара, возникновение многопартийной системы, свободу слова; главными ошибками — попытки решить чеченский вопрос военными методами и излишнюю доверчивость в желании найти компромисс с консерваторами и коммунистами.

В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — объединённые демократы». Позже был членом партии «Союз правых сил», после её роспуска поддерживал «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова и «Яблоко»; на президентских выборах — кандидатуры Ирины Хакамады в 2004 и Григория Явлинского в 2012 году. В 2011 году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием о и допустить к выборам все политические силы страны.

В 2000 году Басилашвили был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. Выступал за освобождение Михаила Мирилашвили, Игоря Сутягина, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Светланы Бахминой, Максима Резника, Олега Навального, Кирилла Серебренникова, участников групп «Война» и «Pussy Riot». Негативно отзывался о так называемом «законе Димы Яковлева», запрещающем усыновление детей иностранными гражданами. В 2008 актёр назвал «безнравственным» и «бессмысленным» проведение фестиваля гей-кино «Бок о бок», подчеркнув при этом, что он против преследования ЛГБТ, а сексуальная ориентация — личное дело каждого. Поддерживал идею создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий. Высказывался против установки памятников Иосифу Сталину и Григорию Романову, строительства небоскрёба «Охта-центра», постройки храма на месте зелёной зоны в парке Малиновка, закрытия 31-й клинической больницы Санкт-Петербурга.

Комментируя в 2008 году конфликт в Южной Осетии, Олег Валерианович назвал ввод российских войск на эту территорию «оккупацией», так как де-юре регион является частью Грузии. Он призвал деятелей культуры в этой ситуации стараться воспитывать в людях гуманизм и уважение к другим народам. Аналогичное мнение актёр высказал в 2014 по вопросам присоединения Крыма к России и войны на Донбассе. Басилашвили отметил, что ему непонятны цели, которых добиваются повстанцы, а также усомнился в объективности освещения происходящих событий средствами массовой информации. Позже призвал российское общество прекратить идеологическое преследование деятелей культуры, имеющих отличное от российских властей мнение о ситуации на Украине. Был включён Минкультом Украины в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны», хотя сам при этом выразил сомнение в необходимости составления таких списков.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Олег басилашвили: биография, дата рождения, личная жизнь, фильмография и фото

Театральная жизнь на протяжении 50-80-х годов прошлого века

Олег Басилашвили (биография которого описана в этом материале) и Доронина окончили обучение в 1956 году. Девушка получила приглашения на работу от нескольких театров одновременно. А Олег, поскольку был тогда совсем неизвестным, получил возможность служить лишь в Сталинградском драматическом театре. Супруги покинули Москву и поехали в Сталинград. Но в этом Храме Мельпомены для талантливых артистов не было никаких перспектив, и вскоре они перебрались в Санкт-Петербург. Там они служили в одном из театров, но вскоре Татьяну заметили и пригласили вместе с супругом на службу в БДТ. По истечении восьми лет семья распалась.

С 1967 года Олег Басилашвили, биография которого является темой нашей статьи, играет преимущественно комедийные роли. Основными штрихами его работ периода конца 1960-1980 годов являются пластическая искусность, саркастичность и некоторая безразличность к образу. Олег Валерианович – это мастер трансформаций. Среди наилучших театральных работ этого времени хотелось бы выделить Хлестакова («Ревизор»), Серпуховского («История лошади»), Джингля («Пиквикский клуб») и Басова («Дачники»).

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (26.06.1969)
  • Народный артист РСФСР (04.08.1977)
  • Народный артист СССР (30.11.1984)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
  • Почетный доктор СПбГУП с 2010 года
  • Орден Почёта (25.09.2014) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Дружбы (17.12.1994) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Трудового Красного Знамени ()
  • Президентский орден Сияние (, Грузия)
  • Орден Мира[источник не указан 1175 дней]
  • Царскосельская художественная премия (, 2012)
  • Премия «Кумир» в номинации «кумир года» (2007)
  • Премия «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (), «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» ().
  • Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (, роль князя К. в спектакле «Дядюшкин сон»)
  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитие российского театра» (2009)
  • Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» ()
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Самый лучший» ()
  • Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()
  • Театральная премия «Золотая маска» — «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (Москва, 2014)
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2014, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, )
  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
  • КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (2007, Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
  • Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002)
  • Почётный гражданин Тбилиси ()
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2012 год)

Биография

Олег Басилашвили

Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих после спектакля «Калифорнийская сюита» в БДТ, февраль 2009 года

Олег Басилашвили родился в Москве. Грузинская фамилия Басилашвили была только у отца, а до него все предки были Басиловыми. Обе фамилии переводятся одинаково — «потомок Басила». Предки Басилашвили пришли в Грузию с территории современной Турции, с горы Басиан около 400 лет назад. Жили в селе Корби Горийского уезда

В 1956 году окончил в Москве Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и получил распределение в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького, который покинул, даже не начиная там своей театральной деятельности. В Ленинграде, куда актёр с супругой Т. В. Дорониной отправился после Сталинграда, был приглашён в Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола (ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где играл до 1959 года.

В 1959 году вместе с женой был приглашён в Большой драматический театр им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова), где, по собственному признанию, весьма неудачно дебютировал в роли Степана Лукина в «Варварах» М. Горького и долго не мог найти себя. Тем не менее со второй половины 1960-х годов стал одним из ведущих актёров театра.

Широкую известность актёру принесли роли в кинофильмах Э. А. Рязанова («Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово»), Георгия Данелия («Осенний марафон»).

В 1975 году в связи со смертью отца и одного из ведущих актёров театра Е. З. Копеляна был вынужден отказаться от роли Ипполита в телефильме Э. А. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В —1993 годах — народный депутат РСФСР (Российской Федерации).

Семья

  • Отец — Валериан Ношреванович Басилашвили (ок. —), директор Московского политехникума связи.
  • Мать — Ирина Сергеевна Ильинская (—), филолог, автор учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка» и других.
  • Дед по матери — Сергей Михайлович Ильинский (1872—1934), архитектор, закончил Московское училище ваяния и зодчества. По его проекту в 1914—1917 годах построен храм св. мучеников Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская.
  • Дед по отцу — Ношреван Койхосрович Басилов (1867—1943), околоточный надзиратель полиции Горийского уезда Тифлисской губернии.
  • Прадед — Кайхосро Басилов (1840—?), землевладелец села Карби Горийского уезда.
  • Первая жена (1955—1963) — Татьяна Васильевна Доронина (род. 1933), актриса театра и кино, театральный режиссёр, народная артистка СССР.
  • Вторая жена — Галина Евгеньевна Мшанская, журналист, шеф-редактор отдела художественных программ студии «Культура» ГТРК «Санкт-Петербург», автор и ведущая цикла программ «Царская ложа» телеканала «Культура» и других программ, фильмов, спектаклей; кавалер ордена Дружбы (2008); дочь советской оперной певицы, лауреата Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) Ольги Феликсовны Мшанской (1900—1983). Супруги живут вместе уже более пятидесяти лет.
    • Дочь — Ольга Мшанская, работает на петербургском телевидении вместе с мамой; сделала такие программы, как «Путешествие из Вашингтона в Баден-Баден», «Русские сезоны в Париже».
    • Дочь — Ксения Басилашвили (род. 1973), журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» по вопросам культуры, окончила филиал Манчестерского университета в Москве, защитила кандидатскую диссертацию.
  • Внучка — Мариника (род. 2009). Необычное имя девочки означает «госпожа Победа» (Мари — «госпожа», Ника — «победа»).
  • Внук — Тимофей (род. 2013).

Зрелость, кинокарьера

Одновременно с подъемом творческого потенциала в театре, у актера появились первые значимые роли в кино. Арнольд Лахновский из многосерийного «Вечного зова» (режиссеры – Владимир Краснопольский и Валерий Усков) в исполнении Басилашвили должен был быть исключительно отрицательным персонажем. Но актер в корне не соглашался с такой односторонней трактовкой образа белого офицера и смягчил некоторые, особо лживые, по его мнению, эпизоды.


Кадр из фильма «Вечный зов»

Следом он снялся у Никиты Михалкова в «Рабе любви» вместе с Еленой Соловей, Родионом Нахапетовым, Александром Калягиным и у Владимира Басова в «Днях Турбиных» с Андреем Мягковым, Василием Лановым, Андреем Ростоцким.


«Дни Турбиных» (Тальберг)

Но поистине знаменитым на весь Советский Союз Басилашвили стал после роли Самохвалова в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман». Артисту летели тысячи гневных писем со всех концов страны, ведь он так достоверно сыграл подлеца!


«Служебный роман»: Олег Басилашвили в роли Самохвалова

Кто знает, каким был бы фильм «Ирония судьбы или с легким паром», если бы там снялся Олег Валерьянович? На него были сшиты костюмы, сыграны несколько эпизодов. Но в это время умер его отец, а труппа театра БДТ прощалась с безвременно ушедшим Ефимом Копеляном. Артист отказался от роли, зрителю осталась «на память» лишь его фотография, которую выбросил из окна герой Андрея Мягкова.


Фото актера можно заметить в «Иронии судьбы»

Самыми запоминающимися для актера стали съемки у Георгия Данелия в «Осеннем марафоне». Вместе с Евгением Леоновым, Натальей Гундаревой, Галиной Волчек, Мариной Нееловой был создан потрясающий по драматизму, юмору и ироничности фильм.


«Осенний марафон»: Олег Басилашвили и Наталья Гундарева

Басилашвили в своей автобиографичной книге «Неужели это я?! Господи…» так описывает своего героя и значимость роли: Далее были еще роли в кино, которые каждый раз поражали новизной и своеобразием, присущими только Басилашвили. Например, чтобы войти в образ сыщика для съемок у Семена Арановича в «Противостоянии», актер устроился стажером в уголовный розыск и на протяжении двух лет участвовал в разработках версий, наблюдал за ведением допросов.


Кадр из фильма «Противостояние»

У Эльдара Рязанова это «добрейшей души человек» граф Мерзляев («О бедном гусаре замолвите слово»), невинно осужденный и нашедший свою любовь музыкант Платон Рябинин («Вокзал для двоих»), нелепый бомж Федор Степанович, в седьмой раз решивший жениться («Небеса обетованные»), писатель Олег Горюнов («Предсказание»).


«Вокзал для двоих»: Олег Басилашвили и Людмила Гурченко

У Карена Шахназарова Басилашвили – отец Кати («Курьер»), писатель («Город Зеро»), граф Призоров («Сны»), Прохоров («Яды, или всемирная история отравлений»).


Кадр из фильма «Курьер»

У Владимира Бортко актер – генерал Епанчин («Идиот»), Воланд («Мастер и Маргарита»). Что касается роли Воланда, блестяще воплощенную артистом на экране, сам он интерпретирует ее так: После Воланда Басилашвили снялся в нескольких нашумевших сериалах – «Ликвидации» Сергея Урсуляка, «Мареве» Константина Худякова, «Вербном воскресенье» Антона Сиверса, «Соньке – Золотой Ручке» и «Хуторянине» Виктора Мережко.


Олег Басилашвили в роли Воланда («Мастер и Маргарита»)

Запомнили почитатели таланта Басилашвили и его Георгия в комедийной мелодраме Карена Оганесяна, Резо Гигинеишвили, Романа Прыгунова «Без границ», где актер снялся в паре с блистательной Инной Чуриковой. Олег Басилашвили. Линия жизни

История 5. «Треугольная», 1979 г.

«Осенний марафон» — возможно, самое удачное воплощение на отечественном экране банального любовного треугольника. Комедия, конечно, получилась печальной. Даже печально-философской. Но Данелия, как и Рязанов, любил снимать «про жизнь». А автор сценария Александр Володин как раз описал собственную жизненную ситуацию. Что говорить, в подобные истории вляпывались многие: Наталья Гундарева, Галина Волчек, сам Данелия. И только Басилашвили долго не мог понять, про что кино…

К слову, на роль Бузыкина изначально планировали взять Александра Калягина. Потом пробовалась вся «киносборная» СССР. Басилашвили в этой роли Данелия поначалу совсем не представлял. А теперь сложно представить на его месте кого-то другого…

Детство и семья

Родившегося осенью 1934 года в Москве мальчика родители назвали Олегом. Отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, выходец из древнего грузинского рода, находился в должности директора Московского политехникума связи имени Вадима Подбельского, хотя в юности учился в Институте народов востока, а затем перевелся на этнографический факультет университета.


Олег Басилашвили в детстве

Там он встретил свою будущую жену, Ирину Сергеевну Ильинскую, лингвиста, ставшую доктором филологии и автором нескольких профильных книг, в числе которых словарь языка Пушкина. Мама Олега принимала участие в попытке реформирования синтаксиса и русского правописания. Актер вспоминал позже, что к работе привлекали и его, и бабушку, с которой они вместе заполняли сотни карточек.


Родители Олега Басилашвили. Будущий актер сидит у мамы на руках

На их кухне собирались сотрудники Ирины Сергеевны, которые тоже этим занимались. Курили, спорили, даже кричали. Несколько лет длилась работа, причем это был добровольный энтузиазм. После выхода в свет первого тома словаря (1956 год) в «Литературной газете» его раскритиковали в пух и прах, а у мамы Олега случился первый инфаркт.

Второй том мог и не появиться, если бы не Роман Якобсон, известный лингвист, приехавший в Советский Союз и выступивший на каком-то высоком совещании. Он поздравил передовую советскую науку с двумя великими завоеваниями: запуском первого искусственного спутника Земли и выходом первого тома словаря языка Пушкина. И отношение к работе Ирины Ильинской с товарищами изменилось.

Дедушка Олега со стороны матери, Сергей Ильинский, окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел, стал архитектором, по чьему проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.


Дедушка и бабушка Олега Басилашвили

Бабушка, властная и бескомпромиссная, была замечательной хозяйкой дома и центром семьи из шести человек – самого Олега, сводного брата Жоры, которого папа забрал с собой из Грузии, собственно папы, мамы, дедушки и бабушки. Мальчик очень любил ее, несмотря на наказание мокрым полотенцем за воровство. Зато, как говорит Басилашвили, на всю жизнь он запомнил, что воровать – грех. По словам актера, когда в 1941 году отец ушел на фронт, а его семья эвакуировалась во время Великой Отечественной войны в Тбилиси, самым страшным испытанием для мальчика стал голод. У него даже открылся туберкулез, который потом как-то залечили.


Юный Олег Басилашвили в эвакуации

В 1943 году все, кроме Жоры, который пропал без вести на войне, вернулись в Москву. Семья вернулась в родные три комнаты на Покровке. Олега отдали в третий класс столичной школы, но мальчик, которому школьные предметы давались трудно, мечтал о театре:

«Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».

Его желание стать актером было в штыки воспринято отцом, считавшим актерскую профессию недостойной мужчины. Басилашвили всю сознательную жизнь подспудно старался доказать ему, что это не так. Однажды Валериан Ношреванович пришел на спектакль с участием сына и после занавеса сказал ему, что был неправ. И это было самым важным признанием правильности пути.

Юность, МХАТ, первая семья и БДТ

Вопреки запретам папы, Басилашвили подал документы в Школу-студию любимого МХАТа и поступил туда с первого раза, на курс педагога Павла Массальского. Учебу Олег вспоминал как серьезный труд, никаких особенных студенческих историй о посиделках, вечеринках, привольной жизни.


Первокурсники МХАТа: Басилашвили, Поболь, Козаков, Любимов

С ним вместе учились Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Евгений Евстигнеев, ставшие впоследствии знаменитыми актерами. Была в рядах его товарищей и первая красавица курса, талантливая ленинградка Татьяна Доронина. Влюбленность и страстный роман обернулись их свадьбой на третьем курсе. По воспоминаниям педагога Ивана Тарханова, торжество отпраздновали у него на квартире, скромно, даже без свадебного платья и обручальных колец. Шел 1955 год, а молодожены – комсомольцы до мозга костей.


Татьяна Доронина и Олег Басилашвили в молодости

Через год семья уехала в Сталинград, куда распределили Олега. Татьяне предложили остаться во МХАТе, но девушка уже была знакома с подвигом жен-декабристок и отказалась, чтобы быть вместе с мужем. Увы, на тот период пришелся эпизод, который впоследствии приведет к окончательному расставанию пары. О нем написала Доронина в своих воспоминаниях.


Олег Басилашвили в роли поручика Кригера («Лермонтов», МХАТ)

Олега пригласили сниматься в «Невесте» и сразу на главную роль, Андрея Андреевича. Он уехал на съемки, а вскоре молодая жена приехала навестить супруга, чтобы сообщить ему серьезную новость – она ждала ребенка. И застала неприглядную картину в комнате мужа – он выпивал с актрисой Татьяной Пилецкой, тоже снимавшейся в картине.


Басилашвили и Пилецкая в фильме «Невеста»

Утром Доронина собрала вещи и отправилась на станцию. В Волгограде, после мучительных размышлений, она сделала аборт, после которого больше не могла иметь детей. А женщина-хирург сказала, что у нее была двойня – мальчик и девочка.


Олег Басилашвили в молодости

Доронина окунулась в работу на провинциальной сцене, семья еще была, но это уже была совсем другая семья. Спустя три года, положенных к отработке, они переехали в Ленинград, где первое время жили у родителей Дорониной. Сначала вместе поступили в Театр имени Ленинского комсомола, а затем стали работать у Георгия Товстоногова в БДТ.


Становление актера прошло под наставничеством Георгия Товстоногова

В 1963 году «простая девочка из рабочей семьи», как о ней рассказывал Басилашвили, подала на развод. Талантливая и востребованная в театре, она больше не видела смысла продолжать жить с мужем под одной крышей. Их брак продлился восемь лет, за это время Олег успел сняться еще в одном фильме («Горячая душа» 1959 года), но в театре долгое время у него не ладилось. Спустя годы Басилашвили скажет о режиссере и художественном руководителе: Актер играл какие-то бледные маленькие роли и собирался уходить из театра. Но режиссер, словно почувствовав его настрой, попросил его этого не делать, сказав всего лишь одну фразу: «Вы мне очень нужны». После этого у Басилашвили словно открылось второе дыхание. И репетиции стали проходить по-другому, он находил в ролях такие глубины с помощью Товстоногова, о которых раньше и не догадывался. Редкие фрагменты из выступлений и репетиций Басилашвили в БДТ Вскоре зритель увидел прекрасные театральные работы актера, в числе которых Хлестаков в «Ревизоре» (спектакль о страхе, как его называет Басилашвили), Серпуховский в «Истории лошади», Басов в «Дачниках». Репетируя Войницкого из «Дяди Вани», актер поражался видению каждого персонажа режиссером и эту его работу критики назвали лучшей на тот период. Сам актер считает своей лучшей работой того времени образ простого человека в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди».


Олег Басилашвили в телеспектакле «Дядя Ваня» (1986)

Личная жизнь Олега Басилашвили

В отличие от многих своих персонажей, знаменитый актер в реальной жизни очень скромный и порядочный человек. В его биографии нет скандальных любовных историй и всего две жены. Первой стала однокурсница Татьяна Доронина, с которой Басилашвили учился в Школе-студии. Они расписались на предпоследнем курсе втайне от родителей Олега. Он опасался, что родственники не одобрят ранний брак и попытаются им помешать. Отец с матерью действительно были не в восторге, но невестку приняли и сыграли настоящую свадьбу. До окончания учебы, пара проживала в их доме.


Татьяна Доронина. Фото dni24-com.turbopages.org

Семейная жизнь не заладилась: оба актера имели непростой характер и часто ссорились. После одной из таких ссор, Доронина решилась прервать беременность. Последствия оказались катастрофическими: больше она не могла иметь детей. Через 7 лет они развелись по инициативе Татьяны к обоюдному удовольствию. Басилашвили не любит вспоминать этот брак, который называет “семилетним кошмаром” даже спустя 50 лет.

Со своей будущей второй супругой, Олег познакомился на Ленинградском телевидении. Галина Мшанская работала там музыкальным редактором (потом она стала шеф-редактором на канале “Культура”, автором и ведущей популярной программы “Царская ложа”). Галина отвечала за музыкальное сопровождение телеспектакля “Кюхля”, в котором играл Басилашвили. Между ними завязался роман, завершившийся браком.


Галина Мшанская. Фото kino-teatr.ru

На этот раз актеру повезло: Галина оказалась преданной женой и настоящим другом. Они прожили вместе почти 60 лет в атмосфере взаимной любви и уважения, вырастили двух благополучных дочерей: Ольгу и Ксению (очень похоже сложилась личная жизнь у близкого друга Олега — актера Сергея Юрского).


Олег Басилашвили с семьей. Фото rustars.tv

Помимо творческой деятельности, Басилашвили принимал активное участие в политической и общественной жизни страны. Он всегда открыто высказывал свое мнение, если считал действия властей безнравственными и “антиконституционными”. В 90-е годы актер в качестве народного депутата РСФСР выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург и гордится своим вкладом в восстановление исторического названия города.

Как сложились судьбы дочерей актера

Дочери пошли по стопам матери. Ольга Мшанская работает редактором на петербургском телевидении на канале “Культура”, сделала несколько совместных передач с мамой. А Ксения Басилашвили — обозреватель по вопросам культуры на радиостанции “Эхо Москвы”. У нее крепкий брак и двое детей: Мариника и Тимофей. Сестры живут в разных городах, но поддерживают тесное общение между собой и родителями.


Олег Басилашвили с супругой Галиной Мшанской, дочерью Ксенией, внучкой Мариникой и зятем Михаилом. Фото uznayvse.ru

Олег Валерианович считает себя счастливым человеком. Он окружен заботой любящей семьи и продолжает играть на сцене, несмотря на почтенный возраст. Хочется пожелать великому артисту здоровья, долголетия и еще много удачных ролей!

Звезда кинематографа

В кино Олег Басилашвили начал сниматься только в 1956 году. В отличие от театральной, его кинематографическая карьера развивалась медленно. Он постепенно переходил от эпизодов и второплановых ролей к главным.

Известным на всю страну его сделали фильмы Эльдара Рязанова. В комедии «Служебный роман», вошедшей в золотой фонд советского кино, он сыграл роль заместителя директора, который и спровоцировал завязку сюжета этой истории.

Вскоре он появился на экранах уже в главной роли в мелодраме Георгия Данелии «Осенний марафон». На этот раз ему досталась роль обычного служащего, ведущего двойную жизнь и разрывающегося между женой и любовницей. Его партнершами по площадке стали Марина Неелова и Наталья Гундарева. Такое яркое трио не могло не покорить зрителей.

Закрепил успех фильм «Вокзал для двоих», в котором он вместе с Людмилой Гурченко сыграл главную роль. Действие картины происходит на маленьком вокзале в провинциальном городке, где волею судьбы застрял главный герой на двое суток. За это время он успел влюбиться и полностью переоценить свою жизнь.

Одна из самых ярких и любимых ролей Басилашвили – Воланд в 10-серийной экранизации мистического романа Булгакова «Мастер и Маргарита». На съемках этой картины было много мистических событий.

Надо сказать, что роман считается проклятым, и после каждой его постановки в театре или кино случаются разные трагические истории с актерами. Но, когда Басилашвили предложили эту роль, он не раздумывал ни секунды и не пожалел об этом.

Всего же за свою творческую карьеру он принял участие в полутора сотнях спектаклей, кинофильмов и телевизионных проектов. Кроме того, он много занимался озвучкой. Несмотря на преклонный возраст, Олег Валерианович ведет активный образ жизни и периодически появляется на сцене и в кино. Он – обладатель множественных наград и звания Народного артиста.

Личная жизнь

Первой любовью и серьезными отношениями Олега Басилашвили стала его однокурсница, красавица Татьяна Доронина, которая разбила не одно сердце. Гордая и неприступная, привыкшая к постоянным знакам внимания и знающая о своей красоте, Таня не подпускала к себе никого и не отвечала на ухаживания кавалеров.

Олег влюбился в нее сразу же. Но ему потребовалось пару лет, чтобы покорить все-таки сердце «снежной королевы». В 1955 году состоялась скромная студенческая свадьба, на которой были только самые близкие друзья. Не было ни традиционного платья с фатой, ни обручальных колец. В те годы это считалось мещанством среди прогрессивной молодежи, к которой относили себя молодые актеры.


Олег Басилашвили и Татьяна Доронина

После окончания школы-студии Татьяна могла остаться в Москве. К этому времени она уже успела стать известной и очень востребованной, у нее было много предложений. Но она, как и положено любящей супруге, поехала вместе с Басилашвили в Сталинград. И именно она стала инициатором их переезда в Ленинград.

Там Доронина какое-то время служила в Большом театре вместе с мужем. Но чем более известной она становилась, тем сильнее портился ее характер. Отношения дали трещину, супруги начали часто ссориться и все меньше времени проводили вместе. И в 1963 первый брак Басилашвили закончился тихим разводом.

В браке родилось две девочки. А сейчас у супругов уже есть очаровательные внук Тимофей и внучка Мариника. Свою семью Басилашвили очень любит и считает главной ценностью в жизни. Даже сейчас супруги относятся друг к другу с огромной нежностью и заботой, и именно это считают секретом удачного брака.


С семьей

Еще в 80-х Олег Валерианович начал активно заниматься политикой и был избран народным депутатом. После развала Советского союза он выступал на стороне прогрессивных партий, старавшихся повлиять на формирование новой демократической России. Поддерживал таких кандидатов как Ирина Хакамада и Григорий Явлинский.

Он категорически против гражданских войн и вмешательства России в суверенитет других стран. Так он в 2008 выступал против введения российских войск на территорию Северной Осетии, считая, что разбираться с повстанцами – забота грузинского правительства. Также он осудил присоединение Крыма к России и поддержку мятежного Донбасса.

Начало карьеры

Но судьба оказалась к нему благосклонной. Закончив школу, он тут же отнес документы в школу-студию при любимом театре. Даже он сам был шокирован, когда увидел себя в списке студентов. Зная, сколько человек претендует на одно место, он совершенно не рассчитывал на успех с первой же попытки.

Курс Олега Басилашвили оказался одним из самых сильных за всю историю школы-студии. Большинство его выпускников стали настоящими звездами, в том числе Татьяна Доронина, будущая жена нашего героя. На их фоне скромный и обаятельный парень не слишком выделялся, поэтому распределение получил не в один из московских, а в Сталинградский театр.

Но Басилашвили быстро понял, что в Сталинграде перспектив стать известным очень мало. Отработав положенные два года, он перебирается в Ленинград. Там ему удалось получить место в театре Ленинского комсомола. Но очень скоро его пригласили играть в Большом, где очень быстро он стал одним из ведущих актеров.

Предки

Политическая и общественная деятельность[ | ]

Олег Басилашвили (крайний слева) на встрече Владимира Путина с представителями российской интеллигенции, 29 ноября 2006 года В 1990 году Олег Басилашвили был избран Народным депутатом РСФСР, выступал за переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Вспоминая об этом периоде, к успехам Михаила Горбачёва отнёс включение граждан в избирательный процесс, однако отметил большое количество демагогии и недостаточную скорость проведения политических и экономических преобразований. Положительно оценивая правление Бориса Ельцина, главными его достижениями Басилашвили считает признание частной собственности, реформы Гайдара, возникновение многопартийной системы, свободу слова; главными ошибками — попытки решить чеченский вопрос военными методами и излишнюю доверчивость в желании найти компромисс с консерваторами и коммунистами.

В 1995 году входил в состав регионального списка кандидатов в депутаты Госдумы РФ от избирательного блока «Демократический выбор России — объединённые демократы». Позже был членом партии «Союз правых сил», после её роспуска поддерживал «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова и «Яблоко»; на президентских выборах — кандидатуры Ирины Хакамады в 2004 и Григория Явлинского в 2012 году. В 2011 году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием о и допустить к выборам все политические силы страны.

В 2000 году Басилашвили был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ. Выступал за освобождение Михаила Мирилашвили, Игоря Сутягина, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Светланы Бахминой, Максима Резника, Олега Навального, Кирилла Серебренникова, участников групп «Война» и «Pussy Riot». Негативно отзывался о так называемом «законе Димы Яковлева», запрещающем усыновление детей иностранными гражданами. В 2008 актёр назвал «безнравственным» и «бессмысленным» проведение фестиваля гей-кино «Бок о бок», подчеркнув при этом, что он против преследования ЛГБТ, а сексуальная ориентация — личное дело каждого. Поддерживал идею создания мемориала памяти жертв сталинских репрессий. Высказывался против установки памятников Иосифу Сталину и Григорию Романову, строительства небоскрёба «Охта-центра», постройки храма на месте зелёной зоны в парке Малиновка, закрытия 31-й клинической больницы Санкт-Петербурга.

Комментируя в 2008 году конфликт в Южной Осетии, Олег Валерианович назвал ввод российских войск на эту территорию «оккупацией», так как де-юре регион является частью Грузии. Он призвал деятелей культуры в этой ситуации стараться воспитывать в людях гуманизм и уважение к другим народам. Аналогичное мнение актёр высказал в 2014 по вопросам присоединения Крыма к России и войны на Донбассе. Басилашвили отметил, что ему непонятны цели, которых добиваются повстанцы, а также усомнился в объективности освещения происходящих событий средствами массовой информации. Позже призвал российское общество прекратить идеологическое преследование деятелей культуры, имеющих отличное от российских властей мнение о ситуации на Украине. Был включён Минкультом Украины в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны», хотя сам при этом выразил сомнение в необходимости составления таких списков.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий