Главное о романе «евгений онегин» а.с пушкина

Переводы

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

  • на английский — Генри Спалдингом (Henry Spalding, 1881), Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым (в прозе), Чарлзом Хепбёрн-Джонстоном (с сохранением «онегинской строфы») и другими
  • на французский язык — И. С. Тургеневым и Л. Виардо, Жаном-Луи Бакесом и Роже Легра, Жаком Шираком и другими
  • на немецкий язык — Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими
  • на китайский язык — Су Фу (1942), Люй Ин (1944), Му Дань (Джа Лянджэнь) (1954, 1983), Ван Шисие (1981), Ван Джилян (1985, 2004), Фэнь Чунь (1982, 1991), Дъин Лу (1996), Лю Цзунцзи (2002), Гу Юньпу (2003), Тянь Гуобин (2003)
  • на армянский — Гургеном Севаком (1904—1981)
  • на балкарский — Салихом Гуртуевым, (1938 г.р.), г. Нальчик, издательство «Котляровы и К.»,2013 г.
  • на белорусский — Алесем Дударом (1936) и Аркадием Кулешовым (1949)
  • на украинский — М. Ф. Рыльским
  • на иврит — Авраамом Шлёнским и Зеэвом Гейзелем
  • на турецкий — Каншаубием Мизиевым и Ахметом Неждетом, первый перевод на турецкий язык: г. Стамбул, издательство «Эверест» 2003
  • на осетинский язык — Нафи Джусойты
  • на польский — Адамом Важиком, Анджеем Сычем, Якубом Юркевичем, Лео Бельмонтом
  • на чешский — Миланом Дворжаком
  • на азербайджанский — Самедом Вургуном (1936)
  • на литовский — Антанасом Венцловой (1947)
  • на эстонский — Бетти Альвер (1964)
  • на казахский — Куандыком Шангитбаевым (1949, 1985)
  • на узбекский — Айбеком (Муса Ташмухамедовым)
  • на эсперанто — впервые Николаем Некрасовым (1931), самый полный[источник не указан 1322 дня] перевод — Валентин Мельников (2005)

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение

И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Общая информация о романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» («Евгеній Онѣгинъ») — роман в стихах, одно из самых значительных произведений русской литературы.  Роман написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823—1830 годах. Повествование ведётся от имени безымянного автора, который представился добрым приятелем Онегина. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 г. в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 г. в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней»

…Пушкин создал первый русский роман о современности в стихах. В дальнейшем же русский роман — это роман, написанный прозой.Поэтическое слово пушкинского романа живо и прекрасно мыслью, которая объемлет и вбирает все наблюдения, все впечатления жизни, весь общественный и нравственный опыт поэта.Воплощение образа автора в романе требовало особого поэтического языка. Связанный с романтизмом, Пушкин в совершенстве владел искусством свободного обращения к читателю, непринужденной «болтовни». («Роман требует болтовни; высказывай все начисто», — советовал Пушкин А. Бестужеву.)»Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», изд. «Массовая историко-литературная библиотека», 1963 г.)

Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I.  

Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы.  Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей, особенности жизни той эпохи разработаны в романе с непревзойденным мастерством. «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В

Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В. Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Нет: рано чувства в нём остыли;Ему наскучил света шум;Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум;Измены утомить успели;Друзья и дружба надоели,Затем, что не всегда же могBeef-steaks и страcбургский пирогШампанской обливать бутылкойИ сыпать острые слова,Когда болела голова;И хоть он был повеса пылкий,Но разлюбил он наконецИ брань, и саблю, и свинец.

Чему учит?

Позже Лев Толстой напишет, что не бывает людей глупых или умных, добрых или злых. В человеке проявляются все черты, какие-то реже, какие-то чаще. Пушкин же очертил нам два типа персонажей с весьма односторонними качествами. И пришел к выводу, что ни один из них не может жить и быть счастлив. Таким образом, автор доказал, что только люди, которым свойственны качества с разных «полюсов», могут существовать в гармонии с собой и обществом. Таков вывод из произведения.

Мораль же произведения такова: не нужно ограничивать себя рамками одной лишь светской жизни или, наоборот, пределами поместья. Для счастья необходимо брать лучшее из всех миров, при этом не забывая в каждый мир вносить лучшую частицу себя.

Примечания к Десятой главе «Евгения Онегина»

Помета Пушкина в рукописях болдинской осени 1830 г. о том, что им — в день очередной лицейской годовщины — «19 октября сожжена Х песнь», определяет дату, позднее которой работа Пушкина над десятой главой, видимо, не продолжалась. Началась она, надо думать, после 26 сентября 1830 г. (дата под набросанным Пушкиным общим планом-оглавлением романа, рассчитанным на то, что он будет состоять всего из девяти глав).

Неизвестно, как далеко продвинулась работа Пушкина над десятой главой. До нас дошел текст только начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных Пушкиным, и недоработанный черновой текст XV, XVI и XVII строф. Замысел создать десятую главу поэт не оставлял и в дальнейшем: наброски, относящиеся к десятой главе, встречаются даже в пушкинских рукописях 1835 г. Из этого видно, какое большое значение придавал он этому замыслу.

Глава восьмая

Последняя встреча Онегина и Татьяны произойдет спустя много лет. Онегин вернулся в Петербург. Как всегда, не смог пропустить приглашения на бал. Среди толпы его взор остановился на красивой, строгой даме. В ее чертах он узнал ту самую Татьяну, когда-то влюбленную в него без памяти.

Она уже не та девочка, не сводившая с него глаз. Теперь Татьяна замужняя дама, богата и уважаема.

Все поменялось местами. Теперь не она искала встречи с ним. Онегин влюбился в нее новую, недоступную и такую притягательную. Татьяна наоборот игнорировала его ухаживания и давала понять, что он ей неинтересен. Даже записки, которые она получала от него оставались без ответа.

Для Онегина такие страдания впервой. Он мучается от безответной любви. Не в силах ждать ответа, он сам, без приглашения едет в дом Татьяны. Это было нормальным, ведь ее муж был родственником Онегина.

Татьяна была в доме одна. Она сидела и плакала у окна. В руках было его письмо, где он признавался ей в чувствах. Онегин падает перед ней на колени.

Татьяна просит Евгения встать с пола и начинает вспоминать ему прошлое. Теперь ее очередь выговориться, как это сделал он много лет назад в саду.

Она говорит Евгению, что понимает его повышенный интерес к ее персоне. Сейчас она видная, светская дама. Если бы он полюбил ее раньше, все могло сложиться по-другому. Сейчас у нее крепкая семья и своего мужа она никогда не бросит, хотя таких чувств, как к Онегину к нему не испытывает

Есть уважение, внимание, забота, но страсти между супругами никогда не было. Женщина просит оставить ее в покое и больше не появляться в ее жизни

Онегин уходит, пораженный ее словами, словно громом. Одинокий и потерянный, упустивший свое счастье. Только сейчас он понял, что единственный человек, любивший его по-настоящему, навсегда для него потерян.

История создания персонажа

Пушкин приступил к написанию произведения во время ссылки в Кишиневе. Он решил отступить от традиций романтизма, начав создавать «Евгения Онегина» в стиле реализма. В произведении описываются события, происходившие в период 1819-1825 гг.

Интересен факт, что знаменитый литературный критик Виссарион Белинский назвал роман – «энциклопедией русской жизни».

Автопортрет Пушкина с Онегиным на набережной Невы

В ряде персонажей, фигурирующих в произведении, автор мастерски представил людей, относящихся к разным социальным пластам: дворянству, помещичеству и крестьянству, которые были характерные для первой четверти 19 века.

Александр Пушкин с невообразимой точностью передал атмосферу той эпохи, а также уделил большое внимание быту. Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди

Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди.

Создавая свое произведение, поэт хотел представить обществу образ типичного светского персонажа, современного ему самому. Одновременно с этим Евгению Онегину не чужды романтические герои, «лишние люди», разочаровавшиеся в жизни, грустящие и подверженные унынию.

Любопытно, что в дальнейшем автор хотел сделать Онегина сторонником движения декабристов, но опасаясь цензуры и возможных преследований воздержался от этой идеи. Каждая черта характера персонажа была тщательно продумана Пушкиным.

Литературные критики находят в характере Евгения определенные параллели с чертами Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Онегин представлял собой некий собирательный образ своего времени. Между литературоведами до си пор идут жаркие дискуссии относительно того, являлся ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или же был праздным мыслителем, живущим в свое удовольствие.

Для жанра стихотворного произведения Пушкин выбрал особую строфу, которую стали именовать – «онегинской». Кроме этого, поэт ввел в роман лирические отступления на различные темы.

Было бы неправильно утверждать, что автор «Евгения Онегина» придерживался в романе какой-то основной мысли – их насчитывается много, поскольку в труде затрагивается множество вопросов.

Глава вторая

Место, куда приехал Онегин, было весьма живописно. Дом у реки, вокруг дивный сад. Живи да радуйся, но Евгений и здесь заскучал. Желая себя развлечь, придумал новые порядки в своих владениях. Нововведения не понравились соседям. Они перестали с ним общаться. Онегин был этому рад. Он не хотел, чтобы к нему не лезли с разговорами и набивались в друзья.

Знакомство с Владимиром Ленским встряхнуло и оживило Онегина. Молодой помещик был натурой романтичной. Любил писать стихи. Витал в облаках и пытался найти смысл жизни.

Ребята много времени проводили вместе. Так и сдружились.

В Онегине Ленский нашел хорошего слушателя. С радостью декламировал ему свои стихи. Они часто рассуждали на философские темы. В один из вечеров во время разговора Владимир признается другу, что влюблен. Его музой была Ольга Ларина. В деревне все знали, что молодые люди увлечены друг другом. Ольга и Владимир дружили с детства. За глаза их давно называли жених и невеста.

У Ольги была родная сестра Татьяна. Полная ее противоположность. Девушка все время проводила с книгой у окна, когда ее ровесники беззаботно развлекались.

Мать сестер княжна Полина в свое время была отдана замуж за нелюбимого. Так решили родители. Ее мужем стал Ларин. Женщина погоревала над судьбой, но вскоре смирилась и привыкла. Сам Ларин прожил недолго, оставив вдовой супругу с двумя дочерями на руках.

Мораль[править]

Поэт как бы хочет сказать: жизнь кругом такая дебильная, что молодые люди — вроде бы и с мозгами, и с душой, — не знают, куда себя приткнуть и зря тратят молодые годы на пирах и балах, киснут в деревнях и от нечего делать убивают друзей.

Стоит упомянуть и о некоторой добровольной духовной убогости таких молодых людей, как Евгений. Захотел бы — так нашёл бы себя в жизни, даже и в ту мутную эпоху. А коли нет такого желания — не помогут ни мозги сами по себе, ни душа как таковая. Ленский же просто дурак, который, если бы не погиб, то стал бы очередным помещиком-обывателем.

Вот этот неявный элемент морального укора как раз и превращает данное произведение в образец «классики на все времена» — ибо сия тема касается не одних лишь дворян первой четверти XIX века, а вообще любого лица, неважно, в каких условиях выросшего.

С другой стороны, особенной духовной бедности у героев не наблюдается: у Евгения «пылкий охлажденный ум», не говоря уже о количестве прочитанного и переваренного («пометки резкие ногтей свидетельствуют о том, что Онегин размышлял над книгами»); Татьяна тоже не делает никаких глупостей, которые нельзя списать на ее возраст. Однако все главные персонажи старательно косплеют героев романтизма: Татьяна косплеит несчастную возлюбленную и пишет письмо из сплошных штампов, Онегин изображает несчастного байронического героя, которому уже нет жизни (в свои без малого «семнадцать лет») и читает свою речь Татьяне, Ленский косплеит (притом неуклюже, что не раз подчеркивает автор) героя немецкого романтизма и, согласно романтическим штампам, вызывает на дуэль предателя, чтобы умереть, когда оказался предан «всеми» (Ольгой и Евгением). Только мир произведения — это реальный мир, и их попытки выглядят смешно/грустно. В конце герои, особенно Татьяна, меняются и вырастают из этой игры, как перерастает её Пушкин, разрушая романтические штампы от рифм («читатель ждет здесь рифмы розы?») до сюжета.

Главные герои

Одним из главных героев «Евгения Онегина» является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга. На момент рассказа Евгению около 26 лет, и все свое время он привык проводить в праздности: в театрах, на балах и приемах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покоренных женских сердец.

Сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании. Девушка не отличается яркой внешностью, не стремится к обольщению и соблазнению мужчин. Душевное равновесие Татьяны нарушается при встрече с Онегиным, а неразделенные чувства к молодому повесе становятся для нее тяжелым испытанием. Но, обладая внутренним стержнем, девушка открывает новую главу своей жизни и выходит замуж за достойного человека.

Несмотря на то, что в романе не фигурирует имя рассказчика, в ходе повествования становится понятно, что эта роль принадлежит самому Александру Сергеевичу Пушкину. Он часто напоминает о себе, вмешивается в ход событий, в лирических отступлениях делится с читателями своими взглядами на жизнь. Это добрый приятель Онегина, который не скрывает свою искреннюю симпатию к главному герою, ни в чем не упрекает его и прощает ему любые ошибки.

Главы романа и сюжетные линии

Роман «Евгений Онегин» состоит из 8 глав и небольшого приложения, которое по сути является остатком 9 главы, рассказывающей о путешествиях и впечатлениях Онегина. В самом первом издании было 9 глав, однако потом сам Пушкин, вняв советам друзей и почитателей, исключил из романа главу о путешествии Онегина (между отъездом его из имения после дуэли с Ленским и возвращением в Москву).

«Евгений Онегин» состоит из 5541 строки, включая в этот счет все строки глав и приложения.

Десятая глава, хотя, вероятно, и была задумана и даже написана Пушкиным, ни в одно из изданий романа никогда не включалась, да и полный её текст неизвестен. До нас дошли лишь ее отрывки и черновики. По словам современников, в десятой главе Пушкин, предположительно, хотел показать поездку Онегина на Кавказ и его гибель там. Пушкин зашифровал первые 16 строф главы. Эта зашифровка дошла до нас не полностью: по ней можно восстановить лишь часть текста

Отдельные главы «Евгения Онегина» выходили в следующие годы: Первая глава — 1825 г., (второе издание — 1829 г.) Вторая глава — 1826 г., (второе издание — 1830 г.) Третья глава — 1827 г. Четвертая и пятая главы — 1828 г. Шестая глава — 1828 г. Седьмая глава — 1830 г. Восьмая глава — 1832 г. (По материалам «Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 10 томах», том 5, 1950 г., примечания Б. В. Томашевского)

Сюжетные линии по главам

Глава 1: Онегин приезжает в деревнюГлава 2: Онегин знакомится с ЛенскимГлава 3: Онегин знакомится с Татьяной ЛаринойГлава 4: Онегин отвергает любовь ТатьяныГлава 5: Именины ТатьяныГлава 6: Дуэль Онегина и ЛенскогоГлава 7: Татьяна в Москве на «ярмарке невест»Глава 8: Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге

Главный сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история.В произведении выделяются две сюжетных линий: центральная – трагичная история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной, а также второстепенная – дружба Онегина и Ленского.

Онегин и Татьяна. ЭпизодыЗнакомство с Татьяной (3. III—IV);Разговор Татьяны с няней (3. XVII—XX);Письмо Татьяны к Онегину (3. XXXI);Объяснение в саду (4. XII—XVI);Сон Татьяны (5. X—XXI) и именины (5. XXV—XLV);Посещение дома Онегина (7. XV—XXIV);Отъезд в Москву (7. XXVI—LV);Встреча на балу в Петербурге через 3 года (8. VII—IX, XVII—XXV);Письмо Онегина к Татьяне (объяснение);Вечер у Татьяны.

Онегин и Ленский. ЭпизодыЗнакомство в деревне;Разговор после вечера у Лариных;Визит Ленского к Онегину;Именины Татьяны;Дуэль и смерть Ленского.

Хронология романа

Согласно Юрию Лотману (советский и российский литературовед, культуролог), из текста следует следующая хронология событий романа (по старому стилю)

Событие

Время

Рождение Онегина

1795

Рождение Татьяны

вероятно, 1803

Рождение Ленского

1803

Выход Онегина «в свет»

1811-1812

Пребывание Ленского в Гёттингене

с 1817 (или 1818) по весну 1820

Время действия главы I

зима 1819 — весна 1820

Время действия глав II и III

лето 1820

Время действия главы IV

лето — осень 1820

Время действия главы V

ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821

Сон Татьяны

ночь с 5 на 6 января 1821

День именин Татьяны.

12 января 1821

Время действия главы VI

13 января — весна 1821

Дуэль и гибель Ленского

14 января 1821

Время действия главы VII

весна 1821 — февраль 1822

Отъезд Онегина в Петербург

февраль-март 1821

Замужество Ольги и её отъезд

лето 1821

Посещение Татьяной дома Онегина

лето 1821

Отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия)

3 июля 1821

Поездка Лариных в Москву

конец января-февраля 1822

Замужество Татьяны

1822 (вероятно, осень)

Пребывание Онегина в Крыму

август-сентябрь 1823

Встреча Онегина и автора в Одессе

осень 1823

Возвращение Онегина в Петербург

август 1824

Время действия главы VIII

осень 1824 — весна 1825

Конец романа

март 1825

Издания романа

Самое маленькое издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в России

Миниатюрное издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в QR-коде

Евгений Онегин выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу (так называемое «поглавное издание»); отрывки из романа печатались также в журналах и альманахах. Выход каждой главы становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе.

Типография И. И. Глазунова в январе 1837 года, незадолго до гибели поэта, выпустила роман Евгений Онегин в миниатюрном формате — последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Данное издание просматривалось самим Пушкиным и содержит последнюю авторскую редакцию романа, хотя, как и все остальные, не свободно от опечаток.

Планы типографии были таковы, что весь тираж (5000 экземпляров) намечалось продать за один год по 5 рублей за одну книгу. После гибели Пушкина весь тираж был раскуплен в течение недели. В 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15 000 экземпляров.

В посмертные издания Евгения Онегина, в том числе в академические собрания (Юбилейное 1937—1949 гг. и последующие), текстологами (академическими изданиями руководил крупный учёный Б. В. Томашевский) вносился ряд корректив с целью восстановить автоцензурные изъятия, сокращённые имена собственные, унифицировать орфографию. Данные отступления от последнего авторского текста подвергались некоторыми литературоведами (М. И. Шапир) острой критике.

Десятая глава

I

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Гроза двенадцатого года
Настала кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но бог помог стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Авось, о Шиболет народный,
Тебе б я оду посвятил,
Но стихоплет великородный
Меня уже предупредил
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Моря достались Албиону
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Авось, аренды забывая,
Ханжа запрется в монастырь,
Авось по манью Николая
Семействам возвратит Сибирь
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Авось дороги нам исправят
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сей муж судьбы, сей странник бранный,
Пред кем унизились цари,
Сей всадник, папою венчанный,
Исчезнувший как тень зари,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Измучен казнию покоя
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IX

Тряслися грозно Пиренеи,
Волкан Неаполя пылал,
Безрукий князь друзьям Мореи
Из Кишинева уж мигал.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кинжал Л                , тень Б
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Х

Я всех уйму с моим народом,
Наш царь в конгрессе говорил,
А про тебя и в ус не дует,
Ты александровский холоп
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

XI

Потешный полк Петра Титана,
Дружина старых усачей,
Предавших некогда тирана
Свирепой шайке палачей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Россия присмирела снова,
И пуще царь пошел кутить,
Но искра пламени иного
Уже издавна, может быть,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

Так было над Невою льдистой,
Но там, где ранее весна
Блестит над Каменкой тенистой
И над холмами Тульчина,
Где Витгенштейновы дружины
Днепром подмытые равнины
И степи Буга облегли,
Дела иные уж пошли.
Там Пестель          для тиранов
И рать          набирал
Холоднокровный генерал,
И Муравьев, его склоняя,
И полон дерзости и сил,
Минуты вспышки торопил.

Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов,
Казалось. . . . . . . . . . . . . . . . .
Узлы к узлам. . . . . . . . . . . . .
И постепенно сетью тайной
Россия. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наш царь дремал. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава пятая

Татьяна верила в приметы. Зимой, как все девушки, всегда гадала. В один из Крещенских вечеров, следуя правилам гаданья, Татьяна под подушку кладет зеркало и загадывает желание.

Сон, приснившийся ей, был страшным. Во сне Онегин убил Ленского. Татьяна, в ужасе проснувшись, долго не может прийти в себя и дать объяснение увиденному. Несколько дней девушка переживает. Перерыла все толкователи снов, но растолковать сон не получалось.

Настал день именин. Все приглашенные были в сборе. Онегин среди них. Даже на празднике было видно, что он откровенно скучает. Раздражение вызывала виновница торжества своим грустным видом и влюбленным взором. Как назло за столом его посадили напротив Татьяны.

Онегин разозлился на друга, пригласившего его сюда. В отместку он решает приударить за Ольгой, намеренно только ее приглашая на танец.

Ревность взыграла в крови Владимира. Он взбешен. Последней каплей стал отказ Ольги танцевать с ним медленный танец. Оказывается, танец она уже пообещала Онегину.

Владимир уезжает. В голове его проносится мысль о дуэли. Это был единственный выход.

Тема

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Подводя вывод в «Евгении Онегине» анализа произведения, можно выделить главную суть романа – человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт человека и общества подчинен одному, тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Главное о романе «евгений онегин» а.с пушкина

Переводы

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:

  • на английский — Генри Спалдингом (Henry Spalding, 1881), Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым (в прозе), Чарлзом Хепбёрн-Джонстоном (с сохранением «онегинской строфы») и другими
  • на французский язык — И. С. Тургеневым и Л. Виардо, Жаном-Луи Бакесом и Роже Легра, Жаком Шираком и другими
  • на немецкий язык — Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими
  • на китайский язык — Су Фу (1942), Люй Ин (1944), Му Дань (Джа Лянджэнь) (1954, 1983), Ван Шисие (1981), Ван Джилян (1985, 2004), Фэнь Чунь (1982, 1991), Дъин Лу (1996), Лю Цзунцзи (2002), Гу Юньпу (2003), Тянь Гуобин (2003)
  • на армянский — Гургеном Севаком (1904—1981)
  • на балкарский — Салихом Гуртуевым, (1938 г.р.), г. Нальчик, издательство «Котляровы и К.»,2013 г.
  • на белорусский — Алесем Дударом (1936) и Аркадием Кулешовым (1949)
  • на украинский — М. Ф. Рыльским
  • на иврит — Авраамом Шлёнским и Зеэвом Гейзелем
  • на турецкий — Каншаубием Мизиевым и Ахметом Неждетом, первый перевод на турецкий язык: г. Стамбул, издательство «Эверест» 2003
  • на осетинский язык — Нафи Джусойты
  • на польский — Адамом Важиком, Анджеем Сычем, Якубом Юркевичем, Лео Бельмонтом
  • на чешский — Миланом Дворжаком
  • на азербайджанский — Самедом Вургуном (1936)
  • на литовский — Антанасом Венцловой (1947)
  • на эстонский — Бетти Альвер (1964)
  • на казахский — Куандыком Шангитбаевым (1949, 1985)
  • на узбекский — Айбеком (Муса Ташмухамедовым)
  • на эсперанто — впервые Николаем Некрасовым (1931), самый полный[источник не указан 1322 дня] перевод — Валентин Мельников (2005)

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение

И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Общая информация о романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» («Евгеній Онѣгинъ») — роман в стихах, одно из самых значительных произведений русской литературы.  Роман написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823—1830 годах. Повествование ведётся от имени безымянного автора, который представился добрым приятелем Онегина. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» свыше 7 лет. «Евгений Онегин» был начат 9 мая 1823 г. в Кишиневе и окончен 25 сентября 1830 г. в Болдине. По словам самого Пушкина, работа над романом длилась «7 лет 4 месяца 17 дней»

…Пушкин создал первый русский роман о современности в стихах. В дальнейшем же русский роман — это роман, написанный прозой.Поэтическое слово пушкинского романа живо и прекрасно мыслью, которая объемлет и вбирает все наблюдения, все впечатления жизни, весь общественный и нравственный опыт поэта.Воплощение образа автора в романе требовало особого поэтического языка. Связанный с романтизмом, Пушкин в совершенстве владел искусством свободного обращения к читателю, непринужденной «болтовни». («Роман требует болтовни; высказывай все начисто», — советовал Пушкин А. Бестужеву.)»Г. Макогоненко «Роман Пушкина «Евгений Онегин»», изд. «Массовая историко-литературная библиотека», 1963 г.)

Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I.  

Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы.  Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей, особенности жизни той эпохи разработаны в романе с непревзойденным мастерством. «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В

Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».В. Г. Белинский, статья «Евгений Онегин»

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Нет: рано чувства в нём остыли;Ему наскучил света шум;Красавицы не долго былиПредмет его привычных дум;Измены утомить успели;Друзья и дружба надоели,Затем, что не всегда же могBeef-steaks и страcбургский пирогШампанской обливать бутылкойИ сыпать острые слова,Когда болела голова;И хоть он был повеса пылкий,Но разлюбил он наконецИ брань, и саблю, и свинец.

Чему учит?

Позже Лев Толстой напишет, что не бывает людей глупых или умных, добрых или злых. В человеке проявляются все черты, какие-то реже, какие-то чаще. Пушкин же очертил нам два типа персонажей с весьма односторонними качествами. И пришел к выводу, что ни один из них не может жить и быть счастлив. Таким образом, автор доказал, что только люди, которым свойственны качества с разных «полюсов», могут существовать в гармонии с собой и обществом. Таков вывод из произведения.

Мораль же произведения такова: не нужно ограничивать себя рамками одной лишь светской жизни или, наоборот, пределами поместья. Для счастья необходимо брать лучшее из всех миров, при этом не забывая в каждый мир вносить лучшую частицу себя.

Примечания к Десятой главе «Евгения Онегина»

Помета Пушкина в рукописях болдинской осени 1830 г. о том, что им — в день очередной лицейской годовщины — «19 октября сожжена Х песнь», определяет дату, позднее которой работа Пушкина над десятой главой, видимо, не продолжалась. Началась она, надо думать, после 26 сентября 1830 г. (дата под набросанным Пушкиным общим планом-оглавлением романа, рассчитанным на то, что он будет состоять всего из девяти глав).

Неизвестно, как далеко продвинулась работа Пушкина над десятой главой. До нас дошел текст только начальных четверостиший первых шестнадцати строф, тщательно зашифрованных Пушкиным, и недоработанный черновой текст XV, XVI и XVII строф. Замысел создать десятую главу поэт не оставлял и в дальнейшем: наброски, относящиеся к десятой главе, встречаются даже в пушкинских рукописях 1835 г. Из этого видно, какое большое значение придавал он этому замыслу.

Глава восьмая

Последняя встреча Онегина и Татьяны произойдет спустя много лет. Онегин вернулся в Петербург. Как всегда, не смог пропустить приглашения на бал. Среди толпы его взор остановился на красивой, строгой даме. В ее чертах он узнал ту самую Татьяну, когда-то влюбленную в него без памяти.

Она уже не та девочка, не сводившая с него глаз. Теперь Татьяна замужняя дама, богата и уважаема.

Все поменялось местами. Теперь не она искала встречи с ним. Онегин влюбился в нее новую, недоступную и такую притягательную. Татьяна наоборот игнорировала его ухаживания и давала понять, что он ей неинтересен. Даже записки, которые она получала от него оставались без ответа.

Для Онегина такие страдания впервой. Он мучается от безответной любви. Не в силах ждать ответа, он сам, без приглашения едет в дом Татьяны. Это было нормальным, ведь ее муж был родственником Онегина.

Татьяна была в доме одна. Она сидела и плакала у окна. В руках было его письмо, где он признавался ей в чувствах. Онегин падает перед ней на колени.

Татьяна просит Евгения встать с пола и начинает вспоминать ему прошлое. Теперь ее очередь выговориться, как это сделал он много лет назад в саду.

Она говорит Евгению, что понимает его повышенный интерес к ее персоне. Сейчас она видная, светская дама. Если бы он полюбил ее раньше, все могло сложиться по-другому. Сейчас у нее крепкая семья и своего мужа она никогда не бросит, хотя таких чувств, как к Онегину к нему не испытывает

Есть уважение, внимание, забота, но страсти между супругами никогда не было. Женщина просит оставить ее в покое и больше не появляться в ее жизни

Онегин уходит, пораженный ее словами, словно громом. Одинокий и потерянный, упустивший свое счастье. Только сейчас он понял, что единственный человек, любивший его по-настоящему, навсегда для него потерян.

История создания персонажа

Пушкин приступил к написанию произведения во время ссылки в Кишиневе. Он решил отступить от традиций романтизма, начав создавать «Евгения Онегина» в стиле реализма. В произведении описываются события, происходившие в период 1819-1825 гг.

Интересен факт, что знаменитый литературный критик Виссарион Белинский назвал роман – «энциклопедией русской жизни».

Автопортрет Пушкина с Онегиным на набережной Невы

В ряде персонажей, фигурирующих в произведении, автор мастерски представил людей, относящихся к разным социальным пластам: дворянству, помещичеству и крестьянству, которые были характерные для первой четверти 19 века.

Александр Пушкин с невообразимой точностью передал атмосферу той эпохи, а также уделил большое внимание быту. Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди

Исследуя «Евгения Онегина», читатель способен узнать фактически все о периоде того времени: как одевались, чем интересовались, о чем беседовали и к чему стремились люди.

Создавая свое произведение, поэт хотел представить обществу образ типичного светского персонажа, современного ему самому. Одновременно с этим Евгению Онегину не чужды романтические герои, «лишние люди», разочаровавшиеся в жизни, грустящие и подверженные унынию.

Любопытно, что в дальнейшем автор хотел сделать Онегина сторонником движения декабристов, но опасаясь цензуры и возможных преследований воздержался от этой идеи. Каждая черта характера персонажа была тщательно продумана Пушкиным.

Литературные критики находят в характере Евгения определенные параллели с чертами Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Онегин представлял собой некий собирательный образ своего времени. Между литературоведами до си пор идут жаркие дискуссии относительно того, являлся ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или же был праздным мыслителем, живущим в свое удовольствие.

Для жанра стихотворного произведения Пушкин выбрал особую строфу, которую стали именовать – «онегинской». Кроме этого, поэт ввел в роман лирические отступления на различные темы.

Было бы неправильно утверждать, что автор «Евгения Онегина» придерживался в романе какой-то основной мысли – их насчитывается много, поскольку в труде затрагивается множество вопросов.

Глава вторая

Место, куда приехал Онегин, было весьма живописно. Дом у реки, вокруг дивный сад. Живи да радуйся, но Евгений и здесь заскучал. Желая себя развлечь, придумал новые порядки в своих владениях. Нововведения не понравились соседям. Они перестали с ним общаться. Онегин был этому рад. Он не хотел, чтобы к нему не лезли с разговорами и набивались в друзья.

Знакомство с Владимиром Ленским встряхнуло и оживило Онегина. Молодой помещик был натурой романтичной. Любил писать стихи. Витал в облаках и пытался найти смысл жизни.

Ребята много времени проводили вместе. Так и сдружились.

В Онегине Ленский нашел хорошего слушателя. С радостью декламировал ему свои стихи. Они часто рассуждали на философские темы. В один из вечеров во время разговора Владимир признается другу, что влюблен. Его музой была Ольга Ларина. В деревне все знали, что молодые люди увлечены друг другом. Ольга и Владимир дружили с детства. За глаза их давно называли жених и невеста.

У Ольги была родная сестра Татьяна. Полная ее противоположность. Девушка все время проводила с книгой у окна, когда ее ровесники беззаботно развлекались.

Мать сестер княжна Полина в свое время была отдана замуж за нелюбимого. Так решили родители. Ее мужем стал Ларин. Женщина погоревала над судьбой, но вскоре смирилась и привыкла. Сам Ларин прожил недолго, оставив вдовой супругу с двумя дочерями на руках.

Мораль[править]

Поэт как бы хочет сказать: жизнь кругом такая дебильная, что молодые люди — вроде бы и с мозгами, и с душой, — не знают, куда себя приткнуть и зря тратят молодые годы на пирах и балах, киснут в деревнях и от нечего делать убивают друзей.

Стоит упомянуть и о некоторой добровольной духовной убогости таких молодых людей, как Евгений. Захотел бы — так нашёл бы себя в жизни, даже и в ту мутную эпоху. А коли нет такого желания — не помогут ни мозги сами по себе, ни душа как таковая. Ленский же просто дурак, который, если бы не погиб, то стал бы очередным помещиком-обывателем.

Вот этот неявный элемент морального укора как раз и превращает данное произведение в образец «классики на все времена» — ибо сия тема касается не одних лишь дворян первой четверти XIX века, а вообще любого лица, неважно, в каких условиях выросшего.

С другой стороны, особенной духовной бедности у героев не наблюдается: у Евгения «пылкий охлажденный ум», не говоря уже о количестве прочитанного и переваренного («пометки резкие ногтей свидетельствуют о том, что Онегин размышлял над книгами»); Татьяна тоже не делает никаких глупостей, которые нельзя списать на ее возраст. Однако все главные персонажи старательно косплеют героев романтизма: Татьяна косплеит несчастную возлюбленную и пишет письмо из сплошных штампов, Онегин изображает несчастного байронического героя, которому уже нет жизни (в свои без малого «семнадцать лет») и читает свою речь Татьяне, Ленский косплеит (притом неуклюже, что не раз подчеркивает автор) героя немецкого романтизма и, согласно романтическим штампам, вызывает на дуэль предателя, чтобы умереть, когда оказался предан «всеми» (Ольгой и Евгением). Только мир произведения — это реальный мир, и их попытки выглядят смешно/грустно. В конце герои, особенно Татьяна, меняются и вырастают из этой игры, как перерастает её Пушкин, разрушая романтические штампы от рифм («читатель ждет здесь рифмы розы?») до сюжета.

Главные герои

Одним из главных героев «Евгения Онегина» является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга. На момент рассказа Евгению около 26 лет, и все свое время он привык проводить в праздности: в театрах, на балах и приемах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покоренных женских сердец.

Сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании. Девушка не отличается яркой внешностью, не стремится к обольщению и соблазнению мужчин. Душевное равновесие Татьяны нарушается при встрече с Онегиным, а неразделенные чувства к молодому повесе становятся для нее тяжелым испытанием. Но, обладая внутренним стержнем, девушка открывает новую главу своей жизни и выходит замуж за достойного человека.

Несмотря на то, что в романе не фигурирует имя рассказчика, в ходе повествования становится понятно, что эта роль принадлежит самому Александру Сергеевичу Пушкину. Он часто напоминает о себе, вмешивается в ход событий, в лирических отступлениях делится с читателями своими взглядами на жизнь. Это добрый приятель Онегина, который не скрывает свою искреннюю симпатию к главному герою, ни в чем не упрекает его и прощает ему любые ошибки.

Главы романа и сюжетные линии

Роман «Евгений Онегин» состоит из 8 глав и небольшого приложения, которое по сути является остатком 9 главы, рассказывающей о путешествиях и впечатлениях Онегина. В самом первом издании было 9 глав, однако потом сам Пушкин, вняв советам друзей и почитателей, исключил из романа главу о путешествии Онегина (между отъездом его из имения после дуэли с Ленским и возвращением в Москву).

«Евгений Онегин» состоит из 5541 строки, включая в этот счет все строки глав и приложения.

Десятая глава, хотя, вероятно, и была задумана и даже написана Пушкиным, ни в одно из изданий романа никогда не включалась, да и полный её текст неизвестен. До нас дошли лишь ее отрывки и черновики. По словам современников, в десятой главе Пушкин, предположительно, хотел показать поездку Онегина на Кавказ и его гибель там. Пушкин зашифровал первые 16 строф главы. Эта зашифровка дошла до нас не полностью: по ней можно восстановить лишь часть текста

Отдельные главы «Евгения Онегина» выходили в следующие годы: Первая глава — 1825 г., (второе издание — 1829 г.) Вторая глава — 1826 г., (второе издание — 1830 г.) Третья глава — 1827 г. Четвертая и пятая главы — 1828 г. Шестая глава — 1828 г. Седьмая глава — 1830 г. Восьмая глава — 1832 г. (По материалам «Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 10 томах», том 5, 1950 г., примечания Б. В. Томашевского)

Сюжетные линии по главам

Глава 1: Онегин приезжает в деревнюГлава 2: Онегин знакомится с ЛенскимГлава 3: Онегин знакомится с Татьяной ЛаринойГлава 4: Онегин отвергает любовь ТатьяныГлава 5: Именины ТатьяныГлава 6: Дуэль Онегина и ЛенскогоГлава 7: Татьяна в Москве на «ярмарке невест»Глава 8: Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге

Главный сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история.В произведении выделяются две сюжетных линий: центральная – трагичная история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной, а также второстепенная – дружба Онегина и Ленского.

Онегин и Татьяна. ЭпизодыЗнакомство с Татьяной (3. III—IV);Разговор Татьяны с няней (3. XVII—XX);Письмо Татьяны к Онегину (3. XXXI);Объяснение в саду (4. XII—XVI);Сон Татьяны (5. X—XXI) и именины (5. XXV—XLV);Посещение дома Онегина (7. XV—XXIV);Отъезд в Москву (7. XXVI—LV);Встреча на балу в Петербурге через 3 года (8. VII—IX, XVII—XXV);Письмо Онегина к Татьяне (объяснение);Вечер у Татьяны.

Онегин и Ленский. ЭпизодыЗнакомство в деревне;Разговор после вечера у Лариных;Визит Ленского к Онегину;Именины Татьяны;Дуэль и смерть Ленского.

Хронология романа

Согласно Юрию Лотману (советский и российский литературовед, культуролог), из текста следует следующая хронология событий романа (по старому стилю)

Событие

Время

Рождение Онегина

1795

Рождение Татьяны

вероятно, 1803

Рождение Ленского

1803

Выход Онегина «в свет»

1811-1812

Пребывание Ленского в Гёттингене

с 1817 (или 1818) по весну 1820

Время действия главы I

зима 1819 — весна 1820

Время действия глав II и III

лето 1820

Время действия главы IV

лето — осень 1820

Время действия главы V

ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821

Сон Татьяны

ночь с 5 на 6 января 1821

День именин Татьяны.

12 января 1821

Время действия главы VI

13 января — весна 1821

Дуэль и гибель Ленского

14 января 1821

Время действия главы VII

весна 1821 — февраль 1822

Отъезд Онегина в Петербург

февраль-март 1821

Замужество Ольги и её отъезд

лето 1821

Посещение Татьяной дома Онегина

лето 1821

Отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия)

3 июля 1821

Поездка Лариных в Москву

конец января-февраля 1822

Замужество Татьяны

1822 (вероятно, осень)

Пребывание Онегина в Крыму

август-сентябрь 1823

Встреча Онегина и автора в Одессе

осень 1823

Возвращение Онегина в Петербург

август 1824

Время действия главы VIII

осень 1824 — весна 1825

Конец романа

март 1825

Издания романа

Самое маленькое издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в России

Миниатюрное издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в QR-коде

Евгений Онегин выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу (так называемое «поглавное издание»); отрывки из романа печатались также в журналах и альманахах. Выход каждой главы становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе.

Типография И. И. Глазунова в январе 1837 года, незадолго до гибели поэта, выпустила роман Евгений Онегин в миниатюрном формате — последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Данное издание просматривалось самим Пушкиным и содержит последнюю авторскую редакцию романа, хотя, как и все остальные, не свободно от опечаток.

Планы типографии были таковы, что весь тираж (5000 экземпляров) намечалось продать за один год по 5 рублей за одну книгу. После гибели Пушкина весь тираж был раскуплен в течение недели. В 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15 000 экземпляров.

В посмертные издания Евгения Онегина, в том числе в академические собрания (Юбилейное 1937—1949 гг. и последующие), текстологами (академическими изданиями руководил крупный учёный Б. В. Томашевский) вносился ряд корректив с целью восстановить автоцензурные изъятия, сокращённые имена собственные, унифицировать орфографию. Данные отступления от последнего авторского текста подвергались некоторыми литературоведами (М. И. Шапир) острой критике.

Десятая глава

I

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Гроза двенадцатого года
Настала кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но бог помог стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Авось, о Шиболет народный,
Тебе б я оду посвятил,
Но стихоплет великородный
Меня уже предупредил
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Моря достались Албиону
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Авось, аренды забывая,
Ханжа запрется в монастырь,
Авось по манью Николая
Семействам возвратит Сибирь
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Авось дороги нам исправят
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сей муж судьбы, сей странник бранный,
Пред кем унизились цари,
Сей всадник, папою венчанный,
Исчезнувший как тень зари,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Измучен казнию покоя
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

IX

Тряслися грозно Пиренеи,
Волкан Неаполя пылал,
Безрукий князь друзьям Мореи
Из Кишинева уж мигал.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кинжал Л                , тень Б
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Х

Я всех уйму с моим народом,
Наш царь в конгрессе говорил,
А про тебя и в ус не дует,
Ты александровский холоп
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

XI

Потешный полк Петра Титана,
Дружина старых усачей,
Предавших некогда тирана
Свирепой шайке палачей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Россия присмирела снова,
И пуще царь пошел кутить,
Но искра пламени иного
Уже издавна, может быть,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

Так было над Невою льдистой,
Но там, где ранее весна
Блестит над Каменкой тенистой
И над холмами Тульчина,
Где Витгенштейновы дружины
Днепром подмытые равнины
И степи Буга облегли,
Дела иные уж пошли.
Там Пестель          для тиранов
И рать          набирал
Холоднокровный генерал,
И Муравьев, его склоняя,
И полон дерзости и сил,
Минуты вспышки торопил.

Сначала эти заговоры
Между Лафитом и Клико
Лишь были дружеские споры,
И не входила глубоко
В сердца мятежная наука,
Все это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов,
Казалось. . . . . . . . . . . . . . . . .
Узлы к узлам. . . . . . . . . . . . .
И постепенно сетью тайной
Россия. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наш царь дремал. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава пятая

Татьяна верила в приметы. Зимой, как все девушки, всегда гадала. В один из Крещенских вечеров, следуя правилам гаданья, Татьяна под подушку кладет зеркало и загадывает желание.

Сон, приснившийся ей, был страшным. Во сне Онегин убил Ленского. Татьяна, в ужасе проснувшись, долго не может прийти в себя и дать объяснение увиденному. Несколько дней девушка переживает. Перерыла все толкователи снов, но растолковать сон не получалось.

Настал день именин. Все приглашенные были в сборе. Онегин среди них. Даже на празднике было видно, что он откровенно скучает. Раздражение вызывала виновница торжества своим грустным видом и влюбленным взором. Как назло за столом его посадили напротив Татьяны.

Онегин разозлился на друга, пригласившего его сюда. В отместку он решает приударить за Ольгой, намеренно только ее приглашая на танец.

Ревность взыграла в крови Владимира. Он взбешен. Последней каплей стал отказ Ольги танцевать с ним медленный танец. Оказывается, танец она уже пообещала Онегину.

Владимир уезжает. В голове его проносится мысль о дуэли. Это был единственный выход.

Тема

Основной идеей романа является безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Это образованная молодая девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Молодая девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, он понимает, он понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать проблематику любовных отношений. Чувства героев, их переживания, отразили сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчинен мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как боится осуждения высшего общества, в кругах которого она теперь вращается.

Подводя вывод в «Евгении Онегине» анализа произведения, можно выделить главную суть романа – человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт человека и общества подчинен одному, тому, что общая сила подавляет и уничтожает одного индивидуума, если он не идет к сопротивлению против системы.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор, и жить полной жизнью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий