Мартин лютер. достижения и вклады

Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера, 1533

Мартин Лютер, Martin Luther (нем.), (родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене ; умер 18 февраля 1546 года там же) — священнослужитель, основатель христианской протестантской церкви, вождь Реформации.

Когда Лютер был ещё молодым священником, главной темой его размышлений было покаяние и отпущение грехов. С 1510 он все больше утверждался в мысли, что спасение грешников только в их вере. Продажа католической церковью индульгенций — свидетельств об отпущении грехов — противоречила этому убеждению. 31 октября 1517 года Лютер выдвинул «95 тезисов» (см. ) против индульгенций.

Эта проповедь представляет собой логическое доказательство абсурдности веры в индульгенции и лживости торгующих ими иерархов католической церкви.

С момента опубликования «95 тезисов» начинается Реформация — образование в Западной Европе самостоятельных христианских церквей, не подчиняющихся папе. 3 января 1521 года римский папа Лев X отлучил Лютера от церкви. В ответ Лютер публично сжег буллу об отречении.

К тому времени Лютер отказался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал революционную мысль, что каждый может толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, Лютер с учениками перевел Библию с латыни на родной язык. Стараясь сделать Писание доступным «даже для верующей дочери мельника», Лютер черпал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов. Перевод разошелся невиданным тиражом 100 тыс. экземпляров за 30 лет. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком.

Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием «протестантские». Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн её последователей.

Цитаты

  • Только кровь движет колесо истории

  • Если на небесах нельзя смеяться, то я туда не хочу

  • По природе вещей любое зеленое дерево куда лучше дерева из серебра или золота

  • Как быстро «не сейчас» превращается в «никогда»!

  • Я больше боюсь своего сердца, чем римского папу с кардиналами. У меня внутри свой папа — мое «я»

  • Осуждение — временное явление, которое все равно закончится, а вот совесть вечна

  • Насилие никогда не заканчивалось ничем хорошим

  • Разум — первый враг всякой веры

  • Чем меньше слов, тем лучше молитва

  • Бог обычно дает богатство дуракам, которым он больше ничего не дал

  • Кто не любит женщин, вина и песен, остается всю жизнь дураком

  • Мир — зол и не стоит того, чтобы в нем было много умных и благочестивых князей; для лягушек нужны аисты

  • Опаснее всего, когда нет никакой опасности

  • Если бы люди знали, что завтра конец света, никто бы не стал работать

  • Воровство объединяет народы

  • У меня ничего нет, мне нечего бояться

  • Юрист — плохой христианин

  • Ложь — как снежный ком. Чем дольше ее катают, тем больше она становится

«Вокруг Света» о Лютере

Статьи

  • Июнь 2001 Реформация (роль Лютера в Реформации)

  • Октябрь 2006 Молот ведьм (Лютер как идеолог «охоты на ведьм» в протестантских странах)

  • Реформация и ее «апостолы» (Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, отверг посредничество церкви между богом и верующими; выступил против господствующего положения церкви в светской жизни, перевел Евангелие на немецкий язык. Северогерманские князья конфисковали церковные земли и имущество, церковь подчинилась гражданской власти. Проповеди Лютера использовали вожди Крестьянской войны 1524 — 1526 в Германии. В 1555 был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Описание событий европейской истории вплоть до Тридцатилетней войны 1618 — 1648, которая была итогом раскола Европы, вызванного Реформацией)

Телепрограммы

11 февраля 2001 Россия. Лютеранство (принятие лютеранства в Восточной Пруссии)

Материалы «Телеграфа»

  • 06.11.2006 Город родившейся мечты (Галле — город, куда переехал из Виттенберга университет, в котором преподавал Мартин Лютер)

  • 31.10.2007 Реформатор на вороном коне (о Лютере и последствиях появления его «95 тезисов»)

Новости

7.3.2008 Лютер подлежит реабилитации (католическая церковь пересматривает свою официальную позицию по отношению к Мартину Лютеру на том основании, что Лютер не стремился к церковному расколу, а всего лишь хотел очистить Церковь от порочащих ее практик)

[]

Деятельность Лютера[править]

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В начал читать лекции в Виттенбергском университете. С доктор богословия. В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Лютер вывесил тезисы 31 октября на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви

Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания

Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Но в —, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны — он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Молодые годы Мартина

Начало XVI века можно назвать эпохой Мартина Лютера — основателя протестантизма и отца Реформации. Его подробная биография полна событий.

Родился Мартин 10 ноября 1483 года в саксонском городе Айслебен. Родители Лютера были бедными крестьянами. Отец — Ганс и мать — Маргарита переехали сюда незадолго до рождения сына из близлежащей деревушки.

Жизнь в городе, вопреки ожиданиям, была не легче деревенской. Отец устроился на медные рудники, а мать на спине носила дрова. Лишь крайняя умеренность спасала семью от полной нищеты. И все же Мартин искренне гордился своим христианским происхождением.

Отец мальчика был очень суров со своим первенцем и однажды наказал сына так, что тот убежал из дома. Не отличалась нежностью и мать семейства. Как-то она избила сына до крови. Строгость воспитания сделала Лютера сдержанным, даже замкнутым.

В 1501 году он стал студентом университета города Эрфурт. Когда через 2 года Мартин получил степень бакалавра, отец, доходы которого теперь уже значительно выросли, стал выплачивать ежемесячное пособие на его содержание.

На юридическом факультете Эрфуртского университета парень научился произносить длинные и серьёзные речи, за что получил прозвище «философ».

По старому студенческому обычаю, молодой человек зарабатывал на жизнь уличным пением и игрой на лютне, в чём достиг немалых успехов.

В 1505 году, окончив университет со степенью магистра, Мартин ушел в Августинский монастырь, и хотя этот шаг казался близким совершенно неожиданным, на тот момент у Мартина была на то причина. Один из университетских друзей Лютера умер от удара молнии. Это событие просто ошеломило молодого человека. Спустя некоторое время молния ударила в землю уже рядом с самим Лютером. Он так испугался, что выкрикнул: «Святая Анна помоги мне, я стану монахом».

И уже через 2 недели Мартин выполнил это обещание. Тогда отец, который после получения юношей ученой степени стал обращаться к сыну исключительно на вы, отрекся от него. Чтобы выполнить обет, он продал свои книги и ушёл в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией. Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор. Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Аугсбургское исповедание Меланхтона

Аугсбургское
исповедание Меланхтона: самый ранний из
официальных
вероисповедных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для
лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания
веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбург.
Аугсбургское
исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими реформатами,
а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское. После
смерти Лютера Меланхтон встал во главе лютеранства. После своей смерти был
погребен рядом с могилой Лютера.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на «подлинном слове Божьем».

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это — один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии — священно. Все остальное — дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей

Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон. Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века. Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен, окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Лютер сжигает папскую буллу

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны

Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу. 

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии

В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.

Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.

Значение исследований Лютера

Примерно в это же время Лютер познакомился с Катариной фон Бора. Возраст замужества был уже на исходе, ей исполнилось 24 года, когда неведомым путем к ней попали запрещенные проповеди еретика Мартина Лютера.

Избранница долгое время жила в католическом монастыре, куда ее отдали ещё в детстве. Однако прочитав сочинение Мартина Лютера, она и еще 10 ее подруг решили оттуда сбежать. Организовать побег помог сам Лютер. В 1525 году 42-летний ученый женился на 26-летний Катарине фон Бора.

В своих учениях Лютер во всех бедствиях и муках человечества видел происки дьявола. Он был убежден, что и сам вовлечен в борьбу с ним. Он страдал галлюцинациями, в которых всегда присутствовал дьявол.

Последние годы жизни Лютер страдал от различных хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Значение учений Лютера:

  • совершенно иной взгляд на человека шел вразрез с существующими нормами феодального строя, в котором сословия олицетворяли собой коллективное начало;
  • его идеи легли в основу появления протестантизма и протестантской этики, сыгравших ключевую роль в дальнейшем экономическом развитии Европы;
  • Реформация подготовила почву для буржуазных революций, борьбы с абсолютистскими режимами, развития рыночных отношений.

Предыдущая
Всемирная историяЖенщины-герои Великой Отечественной войны — подвиги, роль и список знаменитых участниц
Следующая
Всемирная историяПолитика гласности — причины, итоги и последствия перестройки

Доклад №2

В конце эпохи Средневековья в странах Западной Европы католическая церковь начала терять свое влияние. Появились отдельные реформистские церкви, которые не подчинялись Папе Римскому. Все это вылилось в грандиознейший со времен отделения православия церковный раскол, а также религиозные войны. Англиканство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство и лютеранство навсегда раскололи христианство. Инициатором этой Реформации являлся простой немецкий богослов Мартин Лютер.

Мартин Лютер не был благородного происхождения. Он родился 10 ноября 1483-го года в Айслебене, в семье крестьянина Ганса Лютера, который работал на медных рудниках и лишь к концу жизни сумел скопить небольшое состояние, позволившее стать ему зажиточным бюргером. Мама его, Маргарита Лютер, была также выходцем из крестьянок. Оба родителя происходили из Саксонии.

Родители Мартина с ранних лет прививали своим детям любовь к богу, воспитывали их строго и нравственно. Еще в возрасте 14-ти лет его отправили в францисканскую школу, что находилась в Магдебурге. Там он смог получить хорошее образование, что позволило ему в 18 лет поступить в Эрфуртский университет. Там он изучал свободные искусства и юриспруденцию. Все прочили ему хорошую карьеру, однако, неожиданно для всех, в том числе и для его семьи, Мартин Лютер поступает в монастырь августинцев в том же Эрфурте. Там он в 1506-ом году становится монахом, а позже, священником.

Молодое дарование быстро оценили церковные иерархи и 25 летнего священника отправили читать лекции в университет Виттенберга. Там, в университетской библиотеке, он совершенствует свое образование, а также знакомится с трудами блаженного Августина, которые изменили его мировоззрение. Много работая, он получает степень доктора теологии.

Постепенно Мартин Лютер начинает задумываться о благочестии католического духовенства и вообще о римской церкви в целом. Во время служебной поездки в Рим, он увидел развращенность священников, их жадность и жажду власти. Возвратившись, он с усердием начинает изучать Библию, ища в ней ответы на свои вопросы. Каплей, переполнявшей чашу его терпения, стал знаменитый указ папы Льва Х, разрешающий продажу индульгенций и отпущения грехов. Лютер стал открыто критиковать церковь.

По вопросам церковных индульгенций Мартин Лютер пишет обширную статью, состоящую из знаменитых 95 тезисов в 1517-ом году. В ней он критикует католицизм сомневается в праве папы римского отпускать грехи, делает вывод о том, что господствующая церковь на корню губит веру. Свои тезисы Мартин Лютер прибивает к церковным дверям в Виттенберге. Именно эти тезисы и считаются началом церковного раскола, Реформации и зарождением протестантизма.

После такого открытого выступления против господствующей церкви, Мартина Лютера вызывали на церковный суд, а, впоследствии, предали анафеме. Однако папский документ, отлучающий его от церкви, он сжигает. В 1521-ом году Мартина Лютера публично провозглашают еретиком. Его похищает курфюрст Саксонии Фридрих и тайно помещает в свой замок, где Лютер приступает к главному делу своей жизни, переводе библии на немецкий язык. А ведь согласно католицизму, библия должна быть только на латыни. Именно богослужения на национальных языках, а не латинском, и есть основное отличие протестантских течений от католицизма.

В отличии от Яна Гуса, другого проповедника-реформатора, жившего столетием ранее, Мартина Лютера не сожгли на костре и не замуровали в монастырской келье. Он вел свободную жизнь, проповедуя и работая над новыми писаниями и катехизисами. Он даже женился в возрасте 42 лет и воспитывал 6 детей. И умер своей смертью в 1546-ом году в родном Айслебене.

7 класс кратко

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги —  это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

№10. Лютеранство остается одним из крупнейших протестантских движений.

Лютеранство — это та ветвь христианства, которая отождествляется с учением Мартина Лютера и движениями 16-го века, возникшими в результате его реформ. Мартин Лютер выдвинул три основные идеи, которые стали основными принципами лютеранства. Во-первых, оправдание только верой, которая утверждает, что прощение Бога виновным грешникам дается и принимается только через веру, исключая все «дела» (добрые дела). Второе — это учение о том, что Писание является окончательным авторитетом во всех вопросах веры. Третий — священство всех верующих, независимо от их призвания. Лютеранство одна из крупнейших ветвей протестантизма. Общее число членов его церквей оценивается в 74 миллиона. Лютеранство является крупнейшей религиозной группой в Дании; на Фарерских островах; в Гренландии; Исландии; Норвегии; Швеции; Финляндии; Латвии; Намибии; в Северной Дакоте и Южной Дакоте, а так же в Соединенных Штатах.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве

Итоги жизни

Безусловно, главными достижениями Мартина Лютера являются переведенная на немецкий язык Библия и направление протестантизма, которое назвали в его честь. Он был одним из главных инициаторов Реформации, лютеранская проповедь способствовала зарождению Капитализма. Также он реформировал принципы образования, был основоположником литературного немецкого языка и внёс свой вклад в музыку. Сочинил около 30 хоралов для общинного пения на немецком языке. Последователи Мартина Лютера в шестнадцатом веке создали тип школы, который впоследствии стал основой для современной классической гимназии.

Отношение Лютера к евреям заслуживает особого внимания. В начале, он осуждал антисемитизм и призывал терпимо относиться к людям данной национальности. Но, после того, как он понял, что евреи не намерены следовать его указаниям, стал относиться к ним враждебно, призывал к их изгнанию и разрушению синагог.

Его позиция вдохновила антисемитов и дала основу для пропаганды в Германии. Гитлер очень симпатизировал Мартину Лютеру именно благодаря его отношению к евреям. Даже знаменитую Хрустальную ночь многие называли празднованием дня Лютера.

Мартин Лютер считал, что церковь не является обязательным звеном между Богом и человеком. Главным путём спасения души он считал веру. Не признавал того, что монахи как-то отличаются от других людей в глазах Бога. Считал, что единственной их обязанностью является показывать пример истинных христиан.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Мартин лютер. достижения и вклады

Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера, 1533

Мартин Лютер, Martin Luther (нем.), (родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене ; умер 18 февраля 1546 года там же) — священнослужитель, основатель христианской протестантской церкви, вождь Реформации.

Когда Лютер был ещё молодым священником, главной темой его размышлений было покаяние и отпущение грехов. С 1510 он все больше утверждался в мысли, что спасение грешников только в их вере. Продажа католической церковью индульгенций — свидетельств об отпущении грехов — противоречила этому убеждению. 31 октября 1517 года Лютер выдвинул «95 тезисов» (см. ) против индульгенций.

Эта проповедь представляет собой логическое доказательство абсурдности веры в индульгенции и лживости торгующих ими иерархов католической церкви.

С момента опубликования «95 тезисов» начинается Реформация — образование в Западной Европе самостоятельных христианских церквей, не подчиняющихся папе. 3 января 1521 года римский папа Лев X отлучил Лютера от церкви. В ответ Лютер публично сжег буллу об отречении.

К тому времени Лютер отказался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал революционную мысль, что каждый может толковать Писание, руководствуясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, Лютер с учениками перевел Библию с латыни на родной язык. Стараясь сделать Писание доступным «даже для верующей дочери мельника», Лютер черпал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов. Перевод разошелся невиданным тиражом 100 тыс. экземпляров за 30 лет. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком.

Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности каждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием «протестантские». Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн её последователей.

Цитаты

  • Только кровь движет колесо истории

  • Если на небесах нельзя смеяться, то я туда не хочу

  • По природе вещей любое зеленое дерево куда лучше дерева из серебра или золота

  • Как быстро «не сейчас» превращается в «никогда»!

  • Я больше боюсь своего сердца, чем римского папу с кардиналами. У меня внутри свой папа — мое «я»

  • Осуждение — временное явление, которое все равно закончится, а вот совесть вечна

  • Насилие никогда не заканчивалось ничем хорошим

  • Разум — первый враг всякой веры

  • Чем меньше слов, тем лучше молитва

  • Бог обычно дает богатство дуракам, которым он больше ничего не дал

  • Кто не любит женщин, вина и песен, остается всю жизнь дураком

  • Мир — зол и не стоит того, чтобы в нем было много умных и благочестивых князей; для лягушек нужны аисты

  • Опаснее всего, когда нет никакой опасности

  • Если бы люди знали, что завтра конец света, никто бы не стал работать

  • Воровство объединяет народы

  • У меня ничего нет, мне нечего бояться

  • Юрист — плохой христианин

  • Ложь — как снежный ком. Чем дольше ее катают, тем больше она становится

«Вокруг Света» о Лютере

Статьи

  • Июнь 2001 Реформация (роль Лютера в Реформации)

  • Октябрь 2006 Молот ведьм (Лютер как идеолог «охоты на ведьм» в протестантских странах)

  • Реформация и ее «апостолы» (Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, отверг посредничество церкви между богом и верующими; выступил против господствующего положения церкви в светской жизни, перевел Евангелие на немецкий язык. Северогерманские князья конфисковали церковные земли и имущество, церковь подчинилась гражданской власти. Проповеди Лютера использовали вожди Крестьянской войны 1524 — 1526 в Германии. В 1555 был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Описание событий европейской истории вплоть до Тридцатилетней войны 1618 — 1648, которая была итогом раскола Европы, вызванного Реформацией)

Телепрограммы

11 февраля 2001 Россия. Лютеранство (принятие лютеранства в Восточной Пруссии)

Материалы «Телеграфа»

  • 06.11.2006 Город родившейся мечты (Галле — город, куда переехал из Виттенберга университет, в котором преподавал Мартин Лютер)

  • 31.10.2007 Реформатор на вороном коне (о Лютере и последствиях появления его «95 тезисов»)

Новости

7.3.2008 Лютер подлежит реабилитации (католическая церковь пересматривает свою официальную позицию по отношению к Мартину Лютеру на том основании, что Лютер не стремился к церковному расколу, а всего лишь хотел очистить Церковь от порочащих ее практик)

[]

Деятельность Лютера[править]

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В начал читать лекции в Виттенбергском университете. С доктор богословия. В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Лютер вывесил тезисы 31 октября на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви

Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания

Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Но в —, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны — он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Молодые годы Мартина

Начало XVI века можно назвать эпохой Мартина Лютера — основателя протестантизма и отца Реформации. Его подробная биография полна событий.

Родился Мартин 10 ноября 1483 года в саксонском городе Айслебен. Родители Лютера были бедными крестьянами. Отец — Ганс и мать — Маргарита переехали сюда незадолго до рождения сына из близлежащей деревушки.

Жизнь в городе, вопреки ожиданиям, была не легче деревенской. Отец устроился на медные рудники, а мать на спине носила дрова. Лишь крайняя умеренность спасала семью от полной нищеты. И все же Мартин искренне гордился своим христианским происхождением.

Отец мальчика был очень суров со своим первенцем и однажды наказал сына так, что тот убежал из дома. Не отличалась нежностью и мать семейства. Как-то она избила сына до крови. Строгость воспитания сделала Лютера сдержанным, даже замкнутым.

В 1501 году он стал студентом университета города Эрфурт. Когда через 2 года Мартин получил степень бакалавра, отец, доходы которого теперь уже значительно выросли, стал выплачивать ежемесячное пособие на его содержание.

На юридическом факультете Эрфуртского университета парень научился произносить длинные и серьёзные речи, за что получил прозвище «философ».

По старому студенческому обычаю, молодой человек зарабатывал на жизнь уличным пением и игрой на лютне, в чём достиг немалых успехов.

В 1505 году, окончив университет со степенью магистра, Мартин ушел в Августинский монастырь, и хотя этот шаг казался близким совершенно неожиданным, на тот момент у Мартина была на то причина. Один из университетских друзей Лютера умер от удара молнии. Это событие просто ошеломило молодого человека. Спустя некоторое время молния ударила в землю уже рядом с самим Лютером. Он так испугался, что выкрикнул: «Святая Анна помоги мне, я стану монахом».

И уже через 2 недели Мартин выполнил это обещание. Тогда отец, который после получения юношей ученой степени стал обращаться к сыну исключительно на вы, отрекся от него. Чтобы выполнить обет, он продал свои книги и ушёл в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией. Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор. Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Аугсбургское исповедание Меланхтона

Аугсбургское
исповедание Меланхтона: самый ранний из
официальных
вероисповедных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для
лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания
веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбург.
Аугсбургское
исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими реформатами,
а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское. После
смерти Лютера Меланхтон встал во главе лютеранства. После своей смерти был
погребен рядом с могилой Лютера.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на «подлинном слове Божьем».

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это — один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии — священно. Все остальное — дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей

Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон. Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века. Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен, окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Лютер сжигает папскую буллу

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны

Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу. 

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии

В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.

Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.

Значение исследований Лютера

Примерно в это же время Лютер познакомился с Катариной фон Бора. Возраст замужества был уже на исходе, ей исполнилось 24 года, когда неведомым путем к ней попали запрещенные проповеди еретика Мартина Лютера.

Избранница долгое время жила в католическом монастыре, куда ее отдали ещё в детстве. Однако прочитав сочинение Мартина Лютера, она и еще 10 ее подруг решили оттуда сбежать. Организовать побег помог сам Лютер. В 1525 году 42-летний ученый женился на 26-летний Катарине фон Бора.

В своих учениях Лютер во всех бедствиях и муках человечества видел происки дьявола. Он был убежден, что и сам вовлечен в борьбу с ним. Он страдал галлюцинациями, в которых всегда присутствовал дьявол.

Последние годы жизни Лютер страдал от различных хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Значение учений Лютера:

  • совершенно иной взгляд на человека шел вразрез с существующими нормами феодального строя, в котором сословия олицетворяли собой коллективное начало;
  • его идеи легли в основу появления протестантизма и протестантской этики, сыгравших ключевую роль в дальнейшем экономическом развитии Европы;
  • Реформация подготовила почву для буржуазных революций, борьбы с абсолютистскими режимами, развития рыночных отношений.

Предыдущая
Всемирная историяЖенщины-герои Великой Отечественной войны — подвиги, роль и список знаменитых участниц
Следующая
Всемирная историяПолитика гласности — причины, итоги и последствия перестройки

Доклад №2

В конце эпохи Средневековья в странах Западной Европы католическая церковь начала терять свое влияние. Появились отдельные реформистские церкви, которые не подчинялись Папе Римскому. Все это вылилось в грандиознейший со времен отделения православия церковный раскол, а также религиозные войны. Англиканство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство и лютеранство навсегда раскололи христианство. Инициатором этой Реформации являлся простой немецкий богослов Мартин Лютер.

Мартин Лютер не был благородного происхождения. Он родился 10 ноября 1483-го года в Айслебене, в семье крестьянина Ганса Лютера, который работал на медных рудниках и лишь к концу жизни сумел скопить небольшое состояние, позволившее стать ему зажиточным бюргером. Мама его, Маргарита Лютер, была также выходцем из крестьянок. Оба родителя происходили из Саксонии.

Родители Мартина с ранних лет прививали своим детям любовь к богу, воспитывали их строго и нравственно. Еще в возрасте 14-ти лет его отправили в францисканскую школу, что находилась в Магдебурге. Там он смог получить хорошее образование, что позволило ему в 18 лет поступить в Эрфуртский университет. Там он изучал свободные искусства и юриспруденцию. Все прочили ему хорошую карьеру, однако, неожиданно для всех, в том числе и для его семьи, Мартин Лютер поступает в монастырь августинцев в том же Эрфурте. Там он в 1506-ом году становится монахом, а позже, священником.

Молодое дарование быстро оценили церковные иерархи и 25 летнего священника отправили читать лекции в университет Виттенберга. Там, в университетской библиотеке, он совершенствует свое образование, а также знакомится с трудами блаженного Августина, которые изменили его мировоззрение. Много работая, он получает степень доктора теологии.

Постепенно Мартин Лютер начинает задумываться о благочестии католического духовенства и вообще о римской церкви в целом. Во время служебной поездки в Рим, он увидел развращенность священников, их жадность и жажду власти. Возвратившись, он с усердием начинает изучать Библию, ища в ней ответы на свои вопросы. Каплей, переполнявшей чашу его терпения, стал знаменитый указ папы Льва Х, разрешающий продажу индульгенций и отпущения грехов. Лютер стал открыто критиковать церковь.

По вопросам церковных индульгенций Мартин Лютер пишет обширную статью, состоящую из знаменитых 95 тезисов в 1517-ом году. В ней он критикует католицизм сомневается в праве папы римского отпускать грехи, делает вывод о том, что господствующая церковь на корню губит веру. Свои тезисы Мартин Лютер прибивает к церковным дверям в Виттенберге. Именно эти тезисы и считаются началом церковного раскола, Реформации и зарождением протестантизма.

После такого открытого выступления против господствующей церкви, Мартина Лютера вызывали на церковный суд, а, впоследствии, предали анафеме. Однако папский документ, отлучающий его от церкви, он сжигает. В 1521-ом году Мартина Лютера публично провозглашают еретиком. Его похищает курфюрст Саксонии Фридрих и тайно помещает в свой замок, где Лютер приступает к главному делу своей жизни, переводе библии на немецкий язык. А ведь согласно католицизму, библия должна быть только на латыни. Именно богослужения на национальных языках, а не латинском, и есть основное отличие протестантских течений от католицизма.

В отличии от Яна Гуса, другого проповедника-реформатора, жившего столетием ранее, Мартина Лютера не сожгли на костре и не замуровали в монастырской келье. Он вел свободную жизнь, проповедуя и работая над новыми писаниями и катехизисами. Он даже женился в возрасте 42 лет и воспитывал 6 детей. И умер своей смертью в 1546-ом году в родном Айслебене.

7 класс кратко

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги —  это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

№10. Лютеранство остается одним из крупнейших протестантских движений.

Лютеранство — это та ветвь христианства, которая отождествляется с учением Мартина Лютера и движениями 16-го века, возникшими в результате его реформ. Мартин Лютер выдвинул три основные идеи, которые стали основными принципами лютеранства. Во-первых, оправдание только верой, которая утверждает, что прощение Бога виновным грешникам дается и принимается только через веру, исключая все «дела» (добрые дела). Второе — это учение о том, что Писание является окончательным авторитетом во всех вопросах веры. Третий — священство всех верующих, независимо от их призвания. Лютеранство одна из крупнейших ветвей протестантизма. Общее число членов его церквей оценивается в 74 миллиона. Лютеранство является крупнейшей религиозной группой в Дании; на Фарерских островах; в Гренландии; Исландии; Норвегии; Швеции; Финляндии; Латвии; Намибии; в Северной Дакоте и Южной Дакоте, а так же в Соединенных Штатах.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве

Итоги жизни

Безусловно, главными достижениями Мартина Лютера являются переведенная на немецкий язык Библия и направление протестантизма, которое назвали в его честь. Он был одним из главных инициаторов Реформации, лютеранская проповедь способствовала зарождению Капитализма. Также он реформировал принципы образования, был основоположником литературного немецкого языка и внёс свой вклад в музыку. Сочинил около 30 хоралов для общинного пения на немецком языке. Последователи Мартина Лютера в шестнадцатом веке создали тип школы, который впоследствии стал основой для современной классической гимназии.

Отношение Лютера к евреям заслуживает особого внимания. В начале, он осуждал антисемитизм и призывал терпимо относиться к людям данной национальности. Но, после того, как он понял, что евреи не намерены следовать его указаниям, стал относиться к ним враждебно, призывал к их изгнанию и разрушению синагог.

Его позиция вдохновила антисемитов и дала основу для пропаганды в Германии. Гитлер очень симпатизировал Мартину Лютеру именно благодаря его отношению к евреям. Даже знаменитую Хрустальную ночь многие называли празднованием дня Лютера.

Мартин Лютер считал, что церковь не является обязательным звеном между Богом и человеком. Главным путём спасения души он считал веру. Не признавал того, что монахи как-то отличаются от других людей в глазах Бога. Считал, что единственной их обязанностью является показывать пример истинных христиан.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий