Биография пастернака

Творческий путь: сборники, кружки, история успеха

Первые стихотворения приходятся на период 1910-1912 годов, именно тогда его лирический герой вдохновляется высокими чувствами. Строки окутаны любовью, но далеко не все в личной жизни поэта было так «гладко». Впечатления от разрыва с любимой в Венеции он переносит в свои стихи. Именно тогда он начинает интересоваться такими течениями в литературе, как футуризм и символизм. Он понимает, что для расширения своего пути ему необходимы новые знакомства: он вступает в московский кружок «Лирика».

«Близнец в тучах» (1914) – первый сборник стихотворений Пастернака, следом вышел «Поверх барьеров» (1916). Однако именно книга «Сестра моя» (1922) сделала его знаменитым, после ее выхода он обручился с Евгенией Лурье.

Следом выходят книги «Темы и вариации», «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год» — это являлось отголоском знакомства Пастернака с Маяковским и его вступлением в литературное объединение «Леф» в 1920-1927г. Бориса Пастернака начинают заслуженно считать лучшим советским поэтом, однако из-за его дружбы с Ахматовой и Мандельштамом он точно так же, как и они, попадает под «зоркий советский глаз».

В 1931 году Пастернак уезжает в Грузию, где пишет стихотворения, вошедшие в цикл «Волны»; в том же году он начинает переводить зарубежные книги, в число которых входит литература Гете и других знаменитых зарубежных писателей. Сразу после Великой Отечественной войны Пастернак пишет знаменитый роман «Доктор Живаго», который стал главным произведением в его творчестве. В 1955 году «Доктор Живаго» был дописан после долгих 10 лет.

Биография Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью. Свои творческие опыты сам писатель скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу – «литературным лепетанием». Однако со временем Пастернак понимает, что склонность к литературе у него развита лучше, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзией.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. От этого творчество Пастернака постепенно пропитывается трагичностью и погружённостью в себя. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.

В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. Поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не давали публиковаться. Пик осуждения пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.

Выращивание и хранение

Пастернак – неприхотливое растение. Благоприятная почва для культуры – суглинок или супесь, удобренная перегноем, хорошо обработанная и увлажненная. Для выращивания также подойдет окультуренная торфяная и пойменная земля с нейтральной средой. Глинистая, кислая, обедненная органикой и перенасыщенная азотным удобрением или навозом почва не принесет желаемого урожая. Переизбыток ухудшает качество корнеплода.

Для создания оптимальных условий для произрастания пастернака осенью в почву вносят компост (перегной) на глубину 25–30 см, а весной удобряют азотом на 15–20 см ниже уровня земли.

Высадку пастернака рекомендуется начинать после капусты, свеклы, картофеля . Не сажайте овощ, если предшественниками были морковь, сельдерей, укроп, ведь в таком случае он будет плохо расти на грядке.

В первый год после посева растет корень, во второй – растение цветет и приносит семена (если его не выкапывать). Посадка овоща происходит непосредственно в открытый грунт или рассадой.

Перед посевом семян на рассаду их замачивают в теплой воде на 3 дня, сажают в начале марта. Уже через 20 дней появляются первые всходы. Посадка семян в открытый грунт приходится на конец апреля–май. Некоторые виды можно высеивать в октябре под зиму. В легкую почву семена заглубляют на 2–3 см, в тяжелую – до 1,5 см. Расстояние между рядами при двустрочном посеве должно быть 20 си, при однострочном – 45 см, между лентами или рядами – 50 см.

Уход не представляет особой сложности: время от времени требуется рыхлить землю, по надобности прореживать всходы, контролировать полив. Пастернак не любит избыточную влагу. В засушливую погоду землю увлажняют 2–3 раза в сезон. В период дождей следует воздержаться от полива растения. Подкормка корнеплода – трижды в сезон.

Самые распространенные сорта пастернака, выращиваемые в Европе:

  1. Круглый. Это самый ранний вид. Семена напоминают черную редьку (по форме, размерам). Период вегетации составляет 110 дней.
  2. Длинный. Имеет продолговатые корни. Период вегетации – 120–140 дней. Морозоустойчивые сорта: Студент, Гернси.

Уборку овоща проводят при сухой погоде, позже остальных корнеплодов. Листья срезают летом (в июле), сортируют, просушивают естественным путем на солнце. Корнеплоды выкапывают осенью (в сентябре-октябре), хранят в прохладном месте (сухом подвале), присыпают влажным песком. Кроме того, их можно высушить. Для этого промойте корни, обрежьте хвостики, нарежьте овощ на куски, разложите на бумаге и просушите при комнатной температуре в течение нескольких дней. Заготовки складывают в стеклянные банки, которые периодически нужно проветривать.

Ангела Меркель — афоризмы, цитаты, высказывания >>>

Анализ стихотворения «Свидание» Пастернака

В знаменитом романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» большое место занимают стихотворения, в которых отражены личные мысли и переживания писателя. Одним из них является произведение «Свидание», посвященное последней любви Пастернака — Ольге Ивинской. История их взаимоотношений была трагической. Пастернак познакомился с Ольгой в 1946 г. Встреча стала началом бурного романа. В 1949 г. Ивинская была арестована за связь с подозрительным писателем и три с половиной года провела в ссылке. Возможно, стихотворение «Свидание» было навеяно Пастернаку ожиданием освобождения любимой женщины.

В самом начале произведения становится понятно, что со дня последней встречи влюбленных прошло много времени («засыпет снег дороги»). Лирический герой совершенно не ожидает увидеть любимую. Он встречает ее внезапно, выходя на прогулку. Неожиданность свидания подчеркнута намеренно упрощенным описанием облика женщины

Автор обращает внимание на то, что сразу же бросается в глаза: отсутствие шляпы и калош. Чтобы справиться с волнением, любимая жует «мокрый снег»

Она не замечает снегопада и стекающей в рукава воды

Женщина очень долго ждала этой встречи, поэтому сейчас ей уже не важно, что происходит вокруг

Лирический герой испытывает еще большее потрясение. Невзрачный облик любимой («косынка», «пальтецо») озарен для него «прядью белокурой». Самые незначительные детали приобретают огромное значение: «каплями росинки сверкают в волосах», «снег на ресницах».

Во время неожиданного свидания лирический герой понимает, какое большое место занимает эта женщина в его жизни. «Смиренье этих черт» навсегда запечатлелось в его сердце. Долгожданная встреча отодвинула на задний план всю жестокость окружающего мира. Влюбленные вновь слились в одно целое, между ними невозможно «провести границы».

В последней строфе автор переходит от реального свидания к обобщенным философским размышлениям. Что произойдет через много лет, когда этой огромной любви и самих влюбленных уже не будет существовать на свете? Никто не сможет понять, что происходило в их родственных душах. Останутся «пересуды» и субъективные мнения, не имеющие ничего общего с действительностью.

Автор ставит очень серьезный вопрос. Настоящую любовь нельзя выразить словами. Ее можно почувствовать лишь в своем сердце. Вместе с людьми умирает и любовь. Попытки описать чужое чувство бесполезны. Это описание будет опираться на ложные слухи и сплетни и нисколько не приблизит человека к пониманию великой тайны любви.

Анализ стихотворения «Вакханалия» Пастернака

Поздняя лирика Бориса Леонидовича Пастернака полна размышлений о времени и о себе.

Стихотворение написано в 1957 году. Его автору в эту пору 67 лет, он завершил роман «Доктор Живаго» и ожидал выхода в свет итальянского издания этой книги. Весной поэт посещает театральную премьеру «Марии Стюарт». Его давно интересует образ казненной шотландской королевы. Исполнительница главной роли, А. Тарасова, потрясла его своей игрой. По жанру – философская лирика, по размеру – анапест с перекрестной и охватной рифмовкой. События стихотворения он переносит в зиму. «У Бориса и Глеба служба идет»: в Борисоглебском храме. Горят свечи, но пришли, в основном, только «старухи в шушунах». А прочая публика, в том числе, и молодежь, теснится у дверей театра. «Пробиться друг к другу не дано»: люди теперь ищут правды в храме Мельпомены. Выросли поколения людей, привыкших вычитывать смысл между строк, в притчах и аллегориях. В 4 строфе – пейзаж города: тюрьма, новостройки. «Великой эпохи след»: эпоха переживших крушение, устоявших и не потерявших память и совесть. «Ломка взглядов» стала общим поветрием, смягчаются нравы. «Понесенных утрат»: переворот был не только государственный, социальный, но и мировоззренческий. Наконец, зрители на местах, начинается спектакль. Поэт описывает Марию Стюарт («все в ней жизнь, свобода»), и игру актрисы. Затаив дыхание, герой ждет чуда побега, спасения героини, которое, конечно, не состоится. Народ выходит в метель. Мысли героя возвращаются к церковной службе. «Ширпотреб и мишура»: полученные эмоции рассеются, жизнь войдет в свою колею. Люди пьют, смачно закусывают (на читателя обрушивается перечисление яств). Отношения между празднующими притворные, держатся лишь на вежливости. «Смертельней картечи»: слащавые речи, безудержный смех, щебет разговоров. «Бессердечье рук, доброта губ» (здесь еще и аллитерация). В толпе сидит один и напивается немолодой мужчина. Знавал он разные времена, семья не сложилась. Уже некоторые гости начали перешептываться, считая выпитые им рюмки. «Танцовщица помирает с тоски»: только на сцене она бывает сама собой. Он зовет ее уйти. Наутро снова пора « в духоту, тесноту» не прямом, а в переносном смысле. «Они точно брат и сестра»: им физическая связь без душевной кажется ущербной. «Море им по колено» (фразеологизм): в своих чувствах они свободны. В финале – развернутая метафора, сравнение людей и ночных цветов, днем живущих не в полную силу. «Состав земли не знает грязи»: всякая грязь, внешняя и внутренняя, погребены, а преступления будто позабыты. «Никто не помнит ничего». Эпитеты: бесстыжим, именинный, великой. Инверсия: спят цветы, прошло торжество. Сравнения: как алмазы, как вино, как маниак.

«Вакханалия» Б. Пастернака – попытка передать вихри и смерчи эпохи, низкое и возвышенное.

Вехи творческого пути

Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.

В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.

Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:

Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.

Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:

После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».

Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.

В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.

В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ

Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.

Полезные свойства овоща пастернак

Полезные свойства пастернака были известны ещё в древности. Древнегреческие врачи использовали его как болеутоляющее и мочегонное средство. Оно возбуждало аппетит, улучшало половую деятельность, помогало при коликах. Лечебные свойства пастернака признаны и современными врачами. Широко используют этот овощ в народной медицине. Отвар корней помогает от кашля, а водный настой употребляют как тонизирующее средство при реабилитации тяжелых больных. Овощ улучшает пищеварение и укрепляет стенки капиллярных сосудов. Отвары помогают при лечении от облысения. В медицине его также используют для профилактики и лечения болезней сосудов и сердца. Его используют при гипертонии, стенокардии, мышечных судорогах. Настои пастернака обладают успокоительным действием, поэтому их употребляют при неврозах, а также для улучшения сна.

Корнеплоды пастернака похожи на морковь, но они белого или кремового цвета и более сладкие, чем морковка.

Овощ используется в диетическом питании. При почечнокаменной и желчнокаменной болезнях. При нервных заболеваниях, бронхите, подагре, пневмонии.

Сок овоща богат кремнием, калием, фосфором, хлором, серой. Его употребление помогает укрепить ломкие ногти. Хлор и фосфор благотворно влияют на работу легких и бронхов. Поэтому сок рекомендуют пить больным эмфиземой, воспалением легких и туберкулезом. Калий улучшает работу мозга, из-за этого сок успешно применяют при лечении различных умственных заболеваний.

Плоды используются для изготовления лекарственных препаратов, которые успешно лечат различные кожные заболевания. В частности – витилиго. Листья применяют в дерматологии.

Из плодов пастернака изготавливают медицинские препараты, которые успешно лечат различные кожные заболевания:

  • «Пастенацин», применяемый при коронарной недостаточности, для предупреждения приступов стенокардии, почечных и ЖК заболеваниях.
  • «Бероксан» и «Эупиглин» для лечения витилиго и гнездовой плешивости и др.

Овощ содержит минеральные соли, сахар, белки, эфирные и жирные масла, многие витамины и микроэлементы. Пектиновые вещества, крахмал, клетчатку. В семенах содержатся кумарины и гликозиды.

Пастернак — один из отличнейших источников усвояемой и неусвояемой пищевой клетчатки.

Корни и листья широко используют в кулинарии. Их сушат, варят, тушат, готовят из них салаты. Используют как пряность и добавляют в кондитерские изделия. Как и картофель, этот овощ чернеет при резке. Чтобы этого не произошло, нарезанные кусочки следует опустить в воду. Оптимальное время варки для маленьких кусочков – десять минут. Для больших – двадцать. Тогда они останутся мягкими и не успеют размякнуть до состояния пюре. Приготовленные корни напоминают сладковатый орех. Их можно запечь или приготовить на пару. Овощ пастернак может быть хорошим гарниром к рыбе или к мясу. В некоторых блюдах его используют вместо свеклы – например в винегрете.

 
На заметку! Листья пастернака используют только в молодом возрасте, а корнеплоды — только годичного возраста.

Запеченный пастернак может стать «правильной» заменой вредной картошки фри. Узнайте, как его приготовить из предложенного видео.

Третий сборник, который принес Пастернаку известность

В третьей по счету опубликованной книге, вышедшей в 1922 году («Сестра моя — жизнь») было обретено «лица необщее выраженье». Не случайно, что именно с нее Пастернак Борис Леонидович вел отсчет всему своему творчеству. Она включила в себя циклы и стихи 1917 года и была поистине революционной, как и год их создания, однако в другом значении этого слова (поэтическом). В стихах новым было все. Например, отношение к природе представало как бы изнутри, от ее собственного лица; отношение к метафоре, которая раздвигает границы предмета иногда до его необъятности. Иное было и отношение поэта к любимой женщине, которая достала «жизнь мою», как с полки, «и пыль обдула». Все явления природы, подобно «запылившейся жизни», наделены не свойственными им чертами в творчестве Пастернака: рассвет, гроза, ветер в его стихах очеловечиваются; рукомойник, зеркало, трюмо оживают — всем миром правит «бог деталей».

Цветаева отмечала, что действие этого поэта на читателей равнозначно действию сна. Мы не понимаем мир сновидения, а просто в него попадаем

Мощный поэтический заряд сообщается в его творчестве любой мелочи, а любой сторонний предмет притягивает к себе внимание

Дочь Чулпан Хаматовой – Арина

Анализ стихотворения «Разлука» Пастернака

Борис Леонидович Пастернак в роман «Доктор Живаго» помещает стихотворение «Разлука». Темы утраченной любви, непреодолимой силы обстоятельств встают в этом щемящем произведении.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору 63 года, он недавно вернулся из санатория, где был для реабилитации после инфаркта, поселился на даче в Переделкино. В это же год весной вышла из заключения последняя любовь поэта — Ольга Ивинская. В лагерь она попала из-за близости к кругу опального Б. Пастернака. Он считал своим долгом поддержать ее, найти работу, присмотрел для нее жилье недалеко от дачи. В это время он работает над романом «Доктор Живаго». Лирический герой стихотворения — именно Юрий Живаго. Много раз судьба сводила его с любимой женщиной, Ларой, но в итоге окончательно развела в годы Гражданской войны в России.

По жанру — любовная лирика, размер — разностопный ямб с перекрестной рифмой, 12 строф. Герои — «человек» и «она». Юрий Живаго словно видит всю картину со стороны. Но даже не зная контекста, читатель разделяет растерянность раздавленного несчастьем человека. «Дом» — больше не дом, а помещение. Они укрывались в нем от мира, а потом он решил спасти ее, а она согласилась. Оба знали, что это конец. Догадывались, что ошибка. Но изменить ничего уже нельзя — поспешный, скомканный отъезд без прощания да череда воспоминаний — все, что теперь есть у героя. Несколько вопросов, жалобное восклицание: насильственный, быть может! (Намек на чекистов, которые могли организовать свой «отъезд»).

Сбитый столку, враз постаревший, даже поглупевший, он беспомощно топчется на месте, оглядывая оставшиеся немногие вещи, вдруг ставшие мертвыми, равнодушными. Мелких, бытовых деталей так много, что читатель почти видит картину «разгрома», «хаоса»: лоскуты, ящики комода, выкройки. Поэт даже упоминает неотвязный поток мыслей в голове героя, в котором мелькает образ «пустыни моря». Шитье — мирное женское занятье — брошено, иголка вонзается ему в руку. И внезапно встает перед глазами Юрия силуэт любимой женщины, склонившейся над шитьем. «Разлука их обоих съест, тоска с костями сгложет»: необычные олицетворения усиливают «безысходность». Она ушла, но осталась с ним на «дне его души». Человек вспоминает какие-то фрагменты, обрывки фраз, атмосферу их встреч и расставаний, и с каждым часом она становится ему все дороже и дороже. Наконец, он плачет, но «втихомолку» — уже привык прятаться и прятать свои чувства.

Стихотворение «Разлука» — образец любовной лирики Б. Пастернака, подаренной им роману «Доктор Живаго».

Реклама

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Монументальный и величественный Пастернак

Творчество Бориса Пастернака бессмертно

К сожалению, в истории много примеров, когда произведение автора уверенно прокладывает путь к сердцу читателей уже после его смерти. Оставленное им наследие становится любимым, его разбирают на цитаты, оно в моде, считается хорошим тоном – знать творчество автора, вот только самого автора уже нет среди живущих поклонников.

Увы! Такова судьба и поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Но он понимал и принимал время, в которое жил – даже если оно не понимало и не принимало его, как дар. Он прошел свой жизненный путь – трудный, и под занавес поспешил поделиться мудрым наставлением. Привожу его полностью:

 Моё мнение, что Пастернак не потеряет своё лицо и будет живым и востребованным в поколениях.

В 2004 году голливудский режиссёр Квентин Тарантино в первый день своего рабочего визита поставил в приоритет навестить на Переделкинском кладбище могилу Бориса Пастернака. Как оказалось, известный режиссер, сценарист и актер, не раз удостоенныйпремии «Оскар» и других наград высоких фестивалей, является большим поклонником творчества Бориса Пастернака и с детства знает наизусть почти все стихи поэта. Поищите в интернете об этом событии фотографии, и вы увидите на них застывшие мгновения, где великий Тарантино склонился пред величием Пастернака.

Пастернак ещё не раз заставит плакать мир!

Вот и мне дорог мой красно-белый томик, иногда рождающий слёзы, от которых моё око и взгляд на жизнь становиться чище. Так пусть же, как написано у Бориса Леонидовича – «дольше века длиться день и не кончается объятье», в которое меня сомкнуло его творчество.

Избранные видео по мотивам стихотворений Бориса Пастернака:

Автор текста Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: , , , Instagram, YouTube.

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях:

  1. 4 причины прочесть «Три товарища» Ремарка и одна причина не читать.
  2. «Фантастическая ночь» Стефана Цвейга
  3. «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф
  4. Стивен Крейн Человек, изменивший американскую литературу 20-го века
  5. Как читать художественную литературу и всегда иметь на нее время?
  6. Заглавная статья. Лучшая мировая классическая литература: быть или не быть?
  7. «Мертвые души» Н.В. Гоголя — лучшая сатирическая поэма, которую я читал
  8. «Анна Каренина» — похоже, лучший романа Льва Толстого, из которого можно учиться многому
  9. «Великий Гэтсби Ф.С.Фицджеральда» — сравнение фильма и книги.
  10. Воспитание слога. Переписка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая вдохновляет писать лучше.
  11. «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы»
  12. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова
  13. Оноре де Бальзак. Правила жизни + один день из жизни писателя.
  14. ТОП-3 романа о политике. Художественные романы о политике, которые интересно читать
  15. «Тихий Дон» книга, которая не должна была выйти, если бы не Сталин.
  16. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Много интересных подробностей о книге
  17. «Наверное, потому что это Льюис» — ко дню 117-летия со дня рождения Клайва С.Льюиса.
  18. Джек Лондон — мятежное дитя калифорнийской мечты, с горячей любовью к жизни. Биография писателя, отзыв о книге «Белый клык».
  19. «Смерть героя» Ричарда Олдингтона — одно из первых и лучших произведений автора.
  20. «Король Лир» Уильяма Шекспира: кратко об авторе, характеристика пьесы, цитаты + возможность скачать книгу.
  21. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе
  22. Книжные итоги моего 2015-го года. Часть 1 и часть 2.
  23. Борис Пастернак. Почему его стоит читать?
  24. «Рассказы Ника Адамса»Хэмингуэя  — книга, которая улучшает стиль.
  25. ТОП-5 книг о войне и боли: Ремарк, Олдингтон, Рыбаков, Хэмингуэй, Толстой.
  26. 4 удовольствия от книги «Прощай оружие» Эрнеста Хэмингуэя

14. апреля 2016 by Admin

Categories: Блог, Книги, которые стоят на моей полке, Личности |

Нобелевская премия

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:
…что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.
Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

Нобелевская премия

В течение нескольких лет Пастернака выдвигали на соискание Нобелевской премии по литературе. Альбер Камю в очередной раз предложил кандидатуру советского писателя в 1958 году. Международное признание привело к тому, что травля, начатая властями в середине 30-х годов, значительно усилилась. Именно после присуждения премии Пастернаку и был вынесен роковой приговор – исключение из Союза писателей.

В то же самое время на многих советских предприятия, в творческих коллективах и в организациях проходили митинги, на которых писали обращения к правительству с требованиями жестоко наказать «врага народа». Чтобы не усугублять ситуацию, Пастернак был вынужден «добровольно» отказаться от премии. Альбер Камю предпринимал попытки ходатайствовать перед Хрущёвым за нобелевского лауреата из СССР, но это не помогло.

Пастернаку, в отличие от многих его опальных коллег, удалось избежать заключения под стражу, высылки из страны и расстрела. Он продолжал оставаться членом Литфонда и, несмотря на исключение из Союза писателей, работал и получал гонорары. Чиновники, участвовавшие в гонениях, неоднократно высказывали мнение о том, что «предатель» рано или поздно покинет страну. Однако Пастернак опроверг эту мысль в письме к Хрущёву, где утверждал, что жизнь вдали от родины для него равносильна смерти.

Личная жизнь

В личных отношениях у поэта была настоящая путаница. Еще в юности он отдал свое сердце художнице Евгении Лурье, она же родила ему первенца. Однако женщина отличалась крепким и независимым нравом, часто ревновала мужа к многочисленным знакомствам. Яблоком раздора стала корреспонденция от Марины Цветаевой. Супруги развелись.

Потом завязались продолжительные отношения с Зинаидой Нейгауз, спокойной и уравновешенной женщиной, которая многое прощала мужу. Именно она подарила творцу безмятежную атмосферу родного очага. Однако вскоре в его жизни появляется редактор «Нового мира» — Ольга Ивинская. Она живет по соседству и вскоре становится музой автора. Он фактически живет на две семьи, и обе женщины делают вид, что ничего не происходит.

Для Ольги эти отношения стали роковыми: она получает 5 лет лагерей за знакомство с опальным поэтом. Пастернак чувствует вину и всячески помогает ее семье.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Биография пастернака

Творческий путь: сборники, кружки, история успеха

Первые стихотворения приходятся на период 1910-1912 годов, именно тогда его лирический герой вдохновляется высокими чувствами. Строки окутаны любовью, но далеко не все в личной жизни поэта было так «гладко». Впечатления от разрыва с любимой в Венеции он переносит в свои стихи. Именно тогда он начинает интересоваться такими течениями в литературе, как футуризм и символизм. Он понимает, что для расширения своего пути ему необходимы новые знакомства: он вступает в московский кружок «Лирика».

«Близнец в тучах» (1914) – первый сборник стихотворений Пастернака, следом вышел «Поверх барьеров» (1916). Однако именно книга «Сестра моя» (1922) сделала его знаменитым, после ее выхода он обручился с Евгенией Лурье.

Следом выходят книги «Темы и вариации», «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год» — это являлось отголоском знакомства Пастернака с Маяковским и его вступлением в литературное объединение «Леф» в 1920-1927г. Бориса Пастернака начинают заслуженно считать лучшим советским поэтом, однако из-за его дружбы с Ахматовой и Мандельштамом он точно так же, как и они, попадает под «зоркий советский глаз».

В 1931 году Пастернак уезжает в Грузию, где пишет стихотворения, вошедшие в цикл «Волны»; в том же году он начинает переводить зарубежные книги, в число которых входит литература Гете и других знаменитых зарубежных писателей. Сразу после Великой Отечественной войны Пастернак пишет знаменитый роман «Доктор Живаго», который стал главным произведением в его творчестве. В 1955 году «Доктор Живаго» был дописан после долгих 10 лет.

Биография Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью. Свои творческие опыты сам писатель скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу – «литературным лепетанием». Однако со временем Пастернак понимает, что склонность к литературе у него развита лучше, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзией.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. От этого творчество Пастернака постепенно пропитывается трагичностью и погружённостью в себя. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.

В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. Поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не давали публиковаться. Пик осуждения пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.

Выращивание и хранение

Пастернак – неприхотливое растение. Благоприятная почва для культуры – суглинок или супесь, удобренная перегноем, хорошо обработанная и увлажненная. Для выращивания также подойдет окультуренная торфяная и пойменная земля с нейтральной средой. Глинистая, кислая, обедненная органикой и перенасыщенная азотным удобрением или навозом почва не принесет желаемого урожая. Переизбыток ухудшает качество корнеплода.

Для создания оптимальных условий для произрастания пастернака осенью в почву вносят компост (перегной) на глубину 25–30 см, а весной удобряют азотом на 15–20 см ниже уровня земли.

Высадку пастернака рекомендуется начинать после капусты, свеклы, картофеля . Не сажайте овощ, если предшественниками были морковь, сельдерей, укроп, ведь в таком случае он будет плохо расти на грядке.

В первый год после посева растет корень, во второй – растение цветет и приносит семена (если его не выкапывать). Посадка овоща происходит непосредственно в открытый грунт или рассадой.

Перед посевом семян на рассаду их замачивают в теплой воде на 3 дня, сажают в начале марта. Уже через 20 дней появляются первые всходы. Посадка семян в открытый грунт приходится на конец апреля–май. Некоторые виды можно высеивать в октябре под зиму. В легкую почву семена заглубляют на 2–3 см, в тяжелую – до 1,5 см. Расстояние между рядами при двустрочном посеве должно быть 20 си, при однострочном – 45 см, между лентами или рядами – 50 см.

Уход не представляет особой сложности: время от времени требуется рыхлить землю, по надобности прореживать всходы, контролировать полив. Пастернак не любит избыточную влагу. В засушливую погоду землю увлажняют 2–3 раза в сезон. В период дождей следует воздержаться от полива растения. Подкормка корнеплода – трижды в сезон.

Самые распространенные сорта пастернака, выращиваемые в Европе:

  1. Круглый. Это самый ранний вид. Семена напоминают черную редьку (по форме, размерам). Период вегетации составляет 110 дней.
  2. Длинный. Имеет продолговатые корни. Период вегетации – 120–140 дней. Морозоустойчивые сорта: Студент, Гернси.

Уборку овоща проводят при сухой погоде, позже остальных корнеплодов. Листья срезают летом (в июле), сортируют, просушивают естественным путем на солнце. Корнеплоды выкапывают осенью (в сентябре-октябре), хранят в прохладном месте (сухом подвале), присыпают влажным песком. Кроме того, их можно высушить. Для этого промойте корни, обрежьте хвостики, нарежьте овощ на куски, разложите на бумаге и просушите при комнатной температуре в течение нескольких дней. Заготовки складывают в стеклянные банки, которые периодически нужно проветривать.

Ангела Меркель — афоризмы, цитаты, высказывания >>>

Анализ стихотворения «Свидание» Пастернака

В знаменитом романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» большое место занимают стихотворения, в которых отражены личные мысли и переживания писателя. Одним из них является произведение «Свидание», посвященное последней любви Пастернака — Ольге Ивинской. История их взаимоотношений была трагической. Пастернак познакомился с Ольгой в 1946 г. Встреча стала началом бурного романа. В 1949 г. Ивинская была арестована за связь с подозрительным писателем и три с половиной года провела в ссылке. Возможно, стихотворение «Свидание» было навеяно Пастернаку ожиданием освобождения любимой женщины.

В самом начале произведения становится понятно, что со дня последней встречи влюбленных прошло много времени («засыпет снег дороги»). Лирический герой совершенно не ожидает увидеть любимую. Он встречает ее внезапно, выходя на прогулку. Неожиданность свидания подчеркнута намеренно упрощенным описанием облика женщины

Автор обращает внимание на то, что сразу же бросается в глаза: отсутствие шляпы и калош. Чтобы справиться с волнением, любимая жует «мокрый снег»

Она не замечает снегопада и стекающей в рукава воды

Женщина очень долго ждала этой встречи, поэтому сейчас ей уже не важно, что происходит вокруг

Лирический герой испытывает еще большее потрясение. Невзрачный облик любимой («косынка», «пальтецо») озарен для него «прядью белокурой». Самые незначительные детали приобретают огромное значение: «каплями росинки сверкают в волосах», «снег на ресницах».

Во время неожиданного свидания лирический герой понимает, какое большое место занимает эта женщина в его жизни. «Смиренье этих черт» навсегда запечатлелось в его сердце. Долгожданная встреча отодвинула на задний план всю жестокость окружающего мира. Влюбленные вновь слились в одно целое, между ними невозможно «провести границы».

В последней строфе автор переходит от реального свидания к обобщенным философским размышлениям. Что произойдет через много лет, когда этой огромной любви и самих влюбленных уже не будет существовать на свете? Никто не сможет понять, что происходило в их родственных душах. Останутся «пересуды» и субъективные мнения, не имеющие ничего общего с действительностью.

Автор ставит очень серьезный вопрос. Настоящую любовь нельзя выразить словами. Ее можно почувствовать лишь в своем сердце. Вместе с людьми умирает и любовь. Попытки описать чужое чувство бесполезны. Это описание будет опираться на ложные слухи и сплетни и нисколько не приблизит человека к пониманию великой тайны любви.

Анализ стихотворения «Вакханалия» Пастернака

Поздняя лирика Бориса Леонидовича Пастернака полна размышлений о времени и о себе.

Стихотворение написано в 1957 году. Его автору в эту пору 67 лет, он завершил роман «Доктор Живаго» и ожидал выхода в свет итальянского издания этой книги. Весной поэт посещает театральную премьеру «Марии Стюарт». Его давно интересует образ казненной шотландской королевы. Исполнительница главной роли, А. Тарасова, потрясла его своей игрой. По жанру – философская лирика, по размеру – анапест с перекрестной и охватной рифмовкой. События стихотворения он переносит в зиму. «У Бориса и Глеба служба идет»: в Борисоглебском храме. Горят свечи, но пришли, в основном, только «старухи в шушунах». А прочая публика, в том числе, и молодежь, теснится у дверей театра. «Пробиться друг к другу не дано»: люди теперь ищут правды в храме Мельпомены. Выросли поколения людей, привыкших вычитывать смысл между строк, в притчах и аллегориях. В 4 строфе – пейзаж города: тюрьма, новостройки. «Великой эпохи след»: эпоха переживших крушение, устоявших и не потерявших память и совесть. «Ломка взглядов» стала общим поветрием, смягчаются нравы. «Понесенных утрат»: переворот был не только государственный, социальный, но и мировоззренческий. Наконец, зрители на местах, начинается спектакль. Поэт описывает Марию Стюарт («все в ней жизнь, свобода»), и игру актрисы. Затаив дыхание, герой ждет чуда побега, спасения героини, которое, конечно, не состоится. Народ выходит в метель. Мысли героя возвращаются к церковной службе. «Ширпотреб и мишура»: полученные эмоции рассеются, жизнь войдет в свою колею. Люди пьют, смачно закусывают (на читателя обрушивается перечисление яств). Отношения между празднующими притворные, держатся лишь на вежливости. «Смертельней картечи»: слащавые речи, безудержный смех, щебет разговоров. «Бессердечье рук, доброта губ» (здесь еще и аллитерация). В толпе сидит один и напивается немолодой мужчина. Знавал он разные времена, семья не сложилась. Уже некоторые гости начали перешептываться, считая выпитые им рюмки. «Танцовщица помирает с тоски»: только на сцене она бывает сама собой. Он зовет ее уйти. Наутро снова пора « в духоту, тесноту» не прямом, а в переносном смысле. «Они точно брат и сестра»: им физическая связь без душевной кажется ущербной. «Море им по колено» (фразеологизм): в своих чувствах они свободны. В финале – развернутая метафора, сравнение людей и ночных цветов, днем живущих не в полную силу. «Состав земли не знает грязи»: всякая грязь, внешняя и внутренняя, погребены, а преступления будто позабыты. «Никто не помнит ничего». Эпитеты: бесстыжим, именинный, великой. Инверсия: спят цветы, прошло торжество. Сравнения: как алмазы, как вино, как маниак.

«Вакханалия» Б. Пастернака – попытка передать вихри и смерчи эпохи, низкое и возвышенное.

Вехи творческого пути

Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.

В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.

Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:

Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.

Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:

После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».

Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.

В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.

В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ

Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.

Полезные свойства овоща пастернак

Полезные свойства пастернака были известны ещё в древности. Древнегреческие врачи использовали его как болеутоляющее и мочегонное средство. Оно возбуждало аппетит, улучшало половую деятельность, помогало при коликах. Лечебные свойства пастернака признаны и современными врачами. Широко используют этот овощ в народной медицине. Отвар корней помогает от кашля, а водный настой употребляют как тонизирующее средство при реабилитации тяжелых больных. Овощ улучшает пищеварение и укрепляет стенки капиллярных сосудов. Отвары помогают при лечении от облысения. В медицине его также используют для профилактики и лечения болезней сосудов и сердца. Его используют при гипертонии, стенокардии, мышечных судорогах. Настои пастернака обладают успокоительным действием, поэтому их употребляют при неврозах, а также для улучшения сна.

Корнеплоды пастернака похожи на морковь, но они белого или кремового цвета и более сладкие, чем морковка.

Овощ используется в диетическом питании. При почечнокаменной и желчнокаменной болезнях. При нервных заболеваниях, бронхите, подагре, пневмонии.

Сок овоща богат кремнием, калием, фосфором, хлором, серой. Его употребление помогает укрепить ломкие ногти. Хлор и фосфор благотворно влияют на работу легких и бронхов. Поэтому сок рекомендуют пить больным эмфиземой, воспалением легких и туберкулезом. Калий улучшает работу мозга, из-за этого сок успешно применяют при лечении различных умственных заболеваний.

Плоды используются для изготовления лекарственных препаратов, которые успешно лечат различные кожные заболевания. В частности – витилиго. Листья применяют в дерматологии.

Из плодов пастернака изготавливают медицинские препараты, которые успешно лечат различные кожные заболевания:

  • «Пастенацин», применяемый при коронарной недостаточности, для предупреждения приступов стенокардии, почечных и ЖК заболеваниях.
  • «Бероксан» и «Эупиглин» для лечения витилиго и гнездовой плешивости и др.

Овощ содержит минеральные соли, сахар, белки, эфирные и жирные масла, многие витамины и микроэлементы. Пектиновые вещества, крахмал, клетчатку. В семенах содержатся кумарины и гликозиды.

Пастернак — один из отличнейших источников усвояемой и неусвояемой пищевой клетчатки.

Корни и листья широко используют в кулинарии. Их сушат, варят, тушат, готовят из них салаты. Используют как пряность и добавляют в кондитерские изделия. Как и картофель, этот овощ чернеет при резке. Чтобы этого не произошло, нарезанные кусочки следует опустить в воду. Оптимальное время варки для маленьких кусочков – десять минут. Для больших – двадцать. Тогда они останутся мягкими и не успеют размякнуть до состояния пюре. Приготовленные корни напоминают сладковатый орех. Их можно запечь или приготовить на пару. Овощ пастернак может быть хорошим гарниром к рыбе или к мясу. В некоторых блюдах его используют вместо свеклы – например в винегрете.

 
На заметку! Листья пастернака используют только в молодом возрасте, а корнеплоды — только годичного возраста.

Запеченный пастернак может стать «правильной» заменой вредной картошки фри. Узнайте, как его приготовить из предложенного видео.

Третий сборник, который принес Пастернаку известность

В третьей по счету опубликованной книге, вышедшей в 1922 году («Сестра моя — жизнь») было обретено «лица необщее выраженье». Не случайно, что именно с нее Пастернак Борис Леонидович вел отсчет всему своему творчеству. Она включила в себя циклы и стихи 1917 года и была поистине революционной, как и год их создания, однако в другом значении этого слова (поэтическом). В стихах новым было все. Например, отношение к природе представало как бы изнутри, от ее собственного лица; отношение к метафоре, которая раздвигает границы предмета иногда до его необъятности. Иное было и отношение поэта к любимой женщине, которая достала «жизнь мою», как с полки, «и пыль обдула». Все явления природы, подобно «запылившейся жизни», наделены не свойственными им чертами в творчестве Пастернака: рассвет, гроза, ветер в его стихах очеловечиваются; рукомойник, зеркало, трюмо оживают — всем миром правит «бог деталей».

Цветаева отмечала, что действие этого поэта на читателей равнозначно действию сна. Мы не понимаем мир сновидения, а просто в него попадаем

Мощный поэтический заряд сообщается в его творчестве любой мелочи, а любой сторонний предмет притягивает к себе внимание

Дочь Чулпан Хаматовой – Арина

Анализ стихотворения «Разлука» Пастернака

Борис Леонидович Пастернак в роман «Доктор Живаго» помещает стихотворение «Разлука». Темы утраченной любви, непреодолимой силы обстоятельств встают в этом щемящем произведении.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору 63 года, он недавно вернулся из санатория, где был для реабилитации после инфаркта, поселился на даче в Переделкино. В это же год весной вышла из заключения последняя любовь поэта — Ольга Ивинская. В лагерь она попала из-за близости к кругу опального Б. Пастернака. Он считал своим долгом поддержать ее, найти работу, присмотрел для нее жилье недалеко от дачи. В это время он работает над романом «Доктор Живаго». Лирический герой стихотворения — именно Юрий Живаго. Много раз судьба сводила его с любимой женщиной, Ларой, но в итоге окончательно развела в годы Гражданской войны в России.

По жанру — любовная лирика, размер — разностопный ямб с перекрестной рифмой, 12 строф. Герои — «человек» и «она». Юрий Живаго словно видит всю картину со стороны. Но даже не зная контекста, читатель разделяет растерянность раздавленного несчастьем человека. «Дом» — больше не дом, а помещение. Они укрывались в нем от мира, а потом он решил спасти ее, а она согласилась. Оба знали, что это конец. Догадывались, что ошибка. Но изменить ничего уже нельзя — поспешный, скомканный отъезд без прощания да череда воспоминаний — все, что теперь есть у героя. Несколько вопросов, жалобное восклицание: насильственный, быть может! (Намек на чекистов, которые могли организовать свой «отъезд»).

Сбитый столку, враз постаревший, даже поглупевший, он беспомощно топчется на месте, оглядывая оставшиеся немногие вещи, вдруг ставшие мертвыми, равнодушными. Мелких, бытовых деталей так много, что читатель почти видит картину «разгрома», «хаоса»: лоскуты, ящики комода, выкройки. Поэт даже упоминает неотвязный поток мыслей в голове героя, в котором мелькает образ «пустыни моря». Шитье — мирное женское занятье — брошено, иголка вонзается ему в руку. И внезапно встает перед глазами Юрия силуэт любимой женщины, склонившейся над шитьем. «Разлука их обоих съест, тоска с костями сгложет»: необычные олицетворения усиливают «безысходность». Она ушла, но осталась с ним на «дне его души». Человек вспоминает какие-то фрагменты, обрывки фраз, атмосферу их встреч и расставаний, и с каждым часом она становится ему все дороже и дороже. Наконец, он плачет, но «втихомолку» — уже привык прятаться и прятать свои чувства.

Стихотворение «Разлука» — образец любовной лирики Б. Пастернака, подаренной им роману «Доктор Живаго».

Реклама

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Монументальный и величественный Пастернак

Творчество Бориса Пастернака бессмертно

К сожалению, в истории много примеров, когда произведение автора уверенно прокладывает путь к сердцу читателей уже после его смерти. Оставленное им наследие становится любимым, его разбирают на цитаты, оно в моде, считается хорошим тоном – знать творчество автора, вот только самого автора уже нет среди живущих поклонников.

Увы! Такова судьба и поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Но он понимал и принимал время, в которое жил – даже если оно не понимало и не принимало его, как дар. Он прошел свой жизненный путь – трудный, и под занавес поспешил поделиться мудрым наставлением. Привожу его полностью:

 Моё мнение, что Пастернак не потеряет своё лицо и будет живым и востребованным в поколениях.

В 2004 году голливудский режиссёр Квентин Тарантино в первый день своего рабочего визита поставил в приоритет навестить на Переделкинском кладбище могилу Бориса Пастернака. Как оказалось, известный режиссер, сценарист и актер, не раз удостоенныйпремии «Оскар» и других наград высоких фестивалей, является большим поклонником творчества Бориса Пастернака и с детства знает наизусть почти все стихи поэта. Поищите в интернете об этом событии фотографии, и вы увидите на них застывшие мгновения, где великий Тарантино склонился пред величием Пастернака.

Пастернак ещё не раз заставит плакать мир!

Вот и мне дорог мой красно-белый томик, иногда рождающий слёзы, от которых моё око и взгляд на жизнь становиться чище. Так пусть же, как написано у Бориса Леонидовича – «дольше века длиться день и не кончается объятье», в которое меня сомкнуло его творчество.

Избранные видео по мотивам стихотворений Бориса Пастернака:

Автор текста Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: , , , Instagram, YouTube.

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях:

  1. 4 причины прочесть «Три товарища» Ремарка и одна причина не читать.
  2. «Фантастическая ночь» Стефана Цвейга
  3. «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф
  4. Стивен Крейн Человек, изменивший американскую литературу 20-го века
  5. Как читать художественную литературу и всегда иметь на нее время?
  6. Заглавная статья. Лучшая мировая классическая литература: быть или не быть?
  7. «Мертвые души» Н.В. Гоголя — лучшая сатирическая поэма, которую я читал
  8. «Анна Каренина» — похоже, лучший романа Льва Толстого, из которого можно учиться многому
  9. «Великий Гэтсби Ф.С.Фицджеральда» — сравнение фильма и книги.
  10. Воспитание слога. Переписка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая вдохновляет писать лучше.
  11. «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы»
  12. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова
  13. Оноре де Бальзак. Правила жизни + один день из жизни писателя.
  14. ТОП-3 романа о политике. Художественные романы о политике, которые интересно читать
  15. «Тихий Дон» книга, которая не должна была выйти, если бы не Сталин.
  16. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Много интересных подробностей о книге
  17. «Наверное, потому что это Льюис» — ко дню 117-летия со дня рождения Клайва С.Льюиса.
  18. Джек Лондон — мятежное дитя калифорнийской мечты, с горячей любовью к жизни. Биография писателя, отзыв о книге «Белый клык».
  19. «Смерть героя» Ричарда Олдингтона — одно из первых и лучших произведений автора.
  20. «Король Лир» Уильяма Шекспира: кратко об авторе, характеристика пьесы, цитаты + возможность скачать книгу.
  21. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе
  22. Книжные итоги моего 2015-го года. Часть 1 и часть 2.
  23. Борис Пастернак. Почему его стоит читать?
  24. «Рассказы Ника Адамса»Хэмингуэя  — книга, которая улучшает стиль.
  25. ТОП-5 книг о войне и боли: Ремарк, Олдингтон, Рыбаков, Хэмингуэй, Толстой.
  26. 4 удовольствия от книги «Прощай оружие» Эрнеста Хэмингуэя

14. апреля 2016 by Admin

Categories: Блог, Книги, которые стоят на моей полке, Личности |

Нобелевская премия

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:
…что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.
Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

Нобелевская премия

В течение нескольких лет Пастернака выдвигали на соискание Нобелевской премии по литературе. Альбер Камю в очередной раз предложил кандидатуру советского писателя в 1958 году. Международное признание привело к тому, что травля, начатая властями в середине 30-х годов, значительно усилилась. Именно после присуждения премии Пастернаку и был вынесен роковой приговор – исключение из Союза писателей.

В то же самое время на многих советских предприятия, в творческих коллективах и в организациях проходили митинги, на которых писали обращения к правительству с требованиями жестоко наказать «врага народа». Чтобы не усугублять ситуацию, Пастернак был вынужден «добровольно» отказаться от премии. Альбер Камю предпринимал попытки ходатайствовать перед Хрущёвым за нобелевского лауреата из СССР, но это не помогло.

Пастернаку, в отличие от многих его опальных коллег, удалось избежать заключения под стражу, высылки из страны и расстрела. Он продолжал оставаться членом Литфонда и, несмотря на исключение из Союза писателей, работал и получал гонорары. Чиновники, участвовавшие в гонениях, неоднократно высказывали мнение о том, что «предатель» рано или поздно покинет страну. Однако Пастернак опроверг эту мысль в письме к Хрущёву, где утверждал, что жизнь вдали от родины для него равносильна смерти.

Личная жизнь

В личных отношениях у поэта была настоящая путаница. Еще в юности он отдал свое сердце художнице Евгении Лурье, она же родила ему первенца. Однако женщина отличалась крепким и независимым нравом, часто ревновала мужа к многочисленным знакомствам. Яблоком раздора стала корреспонденция от Марины Цветаевой. Супруги развелись.

Потом завязались продолжительные отношения с Зинаидой Нейгауз, спокойной и уравновешенной женщиной, которая многое прощала мужу. Именно она подарила творцу безмятежную атмосферу родного очага. Однако вскоре в его жизни появляется редактор «Нового мира» — Ольга Ивинская. Она живет по соседству и вскоре становится музой автора. Он фактически живет на две семьи, и обе женщины делают вид, что ничего не происходит.

Для Ольги эти отношения стали роковыми: она получает 5 лет лагерей за знакомство с опальным поэтом. Пастернак чувствует вину и всячески помогает ее семье.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий