Лещенко пётр константинович

Детство без матери

Родственники отца взяли ребёнка к себе, в деревню Низы, что находится на Украине, где он жил, пока не пришло время идти в школу. Перед школой отец будущего певца забрал сынишку в Москву, и в 1-й класс мальчик пошёл в столице. У самого Валерьяна Андреевича к тому сроку появилась жена Марина Михайловна, а у Льва, соответственно, мачеха, заменившая ему родную мать. В браке родилась сводная сестра Валентина. Случилось это в 1949 году, когда самому мальчишке исполнилось 6 лет.

Так выглядел Лев Лещенко в школьном возрасте

В школьные годы парнишка, как и многие его сверстники в послевоенной стране, развивался всесторонне, готовясь стать защитником Родины. С детского возраста он вел довольно активную жизнь:

  • занимался хоровым пением,
  • посещал бассейн, где занимался плавания;
  • ходил в кружок словесного мастерства;
  • играл в духовом оркестре.

То, что у Льва красивый голос, первым заметил его дедушка. По его совету внук стал серьезно заниматься вокалом. Хормейстер убедил мальчика в том, чтобы он оставил все кружки и как можно больше времени уделял занятиям пением.

Первые выступления будущей знаменитости прошли на сцене школьного актового зала. Репертуар юного певца состоял в основном из наиболее популярных песенных шедевров Леонида Осиповича Утесова.

Трудовая жизнь у Лещенко началась сразу же после школьной скамьи, и по сей день он ведёт активную творческую деятельность, став одним из немногих певцов, которых знают и любят россияне разных поколений.

Если профессиональная линия судьбы Народного артиста с первых же дней выстраивалась вполне удачно, то в личной жизни Лев Лещенко обрёл покой и счастье далеко не сразу. Артист никогда не задумывался над тем, сколько раз ему выпадет жениться. В одном из многочисленных интервью певец рассказал о том, что всегда был уверен в том, что семья, какой бы она ни была, – это на всю жизнь. С детства перед его глазами был положительный пример взаимоотношений отца и мачехи, и к семейным ценностям он привык относиться как к святыне.

Румынский подданный

После тяжелого ранения Лещенко попадает в госпиталь, где его и застала Октябрьская революция. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась: Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу. В январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.

Так Петр неожиданно стал эмигрантом. Он работает и столяром, и певчим, и помощником соборного регента, и мойщиком посуды в ресторане, подрабатывает в кинотеатрах и кафе. К примеру, в 1918—1919 годах Лещенко выступал между сеансами как артист в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна».

Лещенко ощущает недостаток профессиональной подготовки и в 1923 году поступает в балетную школу в Париже. Он хотел значительно увереннее чувствовать себя в танце.

В Париже Лещенко познакомился с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей Зинаидой Закис, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Спустя два года они поженились и затем подготовили несколько песенно-танцевальных номеров. Закис, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера.

Детские годы

Когда мальчику было 9 месяцев, он перебрался вместе с матерью и ее родителями на новое место жительства — в Кишинев. Петр до 1906 года воспитывался дома, а потом, как имевший способности в музыке и танцах, взят был в солдатский церковный хор. Коган, регент его, определил мальчика затем в 7-е приходское народное училище города Кишинева. Березовский в это же время определил его в архиерейский хор (Березовский был его регентом). Так к 1915 году Петр получил музыкальное и общее образование. Из-за перемены голоса в этом году он не мог участвовать в хоре и остался без средств. И Петр решил отправиться на фронт. Он устроился в 7-й Донской казачий полк вольноопределяющимся и служил в нем до ноября 1916 года. Биография Петра Лещенко продолжилась тем, что он был направлен в Киев, в пехотную школу прапорщиков, которую закончил в марте 1917 года.

Служба в Крыму и регистрация нового брака

Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.

Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, — «Надя-Надечка», «Наташа», пел песню «Темная ночь» Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.

Арест и смерть

После войны Лещенко много выступал перед разнообразной публикой в Румынии. Но ему очень хотелось вернуться на Родину, он писал на этот счёт неоднократные прошения на имя Сталина и Калинина, но положительного ответа долго не получал.

В начале весны 1951 года после очередного обращения к руководству Советского Союза, Петру Константиновичу дали добро на возвращение, но сделать этого не успел. Органы безопасности Румынии его арестовали. Это случилось прямо во время антракта, Лещенко давал концерт, в зале был аншлаг, а между первым и вторым отделением певца увели прямо из гримёрной комнаты.

Петра Константиновича допрашивали в качестве свидетеля по делу Веры Белоусовой-Лещенко. Его молодую супругу обвиняли в том, что она изменила Родине.

Лещенко была разрешена только одна короткая встреча с женой. Вера так и не смогла забыть, какие ужасные черные руки были у него во время их последнего свидания. То ли он так много работал, то ли его так сильно били – он не успел ей рассказать, лишь выкрикнул громко супруге: «Вера, я ни в чём не виноват!»

16 июля 1954 года Лещенко Пётр Константинович скончался в тюремной больнице, все материалы по его делу до сих пор остаются закрытыми. Ввиду такой секретности точных данных нет, но скорее всего, Пётр Лещенко являлся одним из тысяч строителей Дунайского канала, которые так и остались безвестными и безымянными. До сих пор никто не знает, где находится могила певца.

Летом 1952 года арестовали и Веру за брак с иностранным подданным, что квалифицировалось как измена Родине, а также за то, что принимала участие в концертах в оккупированной Одессе. Суд назначил ей смертную казнь, но потом наказание заменили на 25 лет лишения свободы. А в 1954 году Веру освободили, судимость сняли и выслали в Одессу. Она умерла в Москве в 2009 году.

Краткая биография

  1. 1917, март – окончил школу прапорщиков и в должности командира взвода оказался на передовой румынского фронта Первой мировой войны.
  2. 1917, август – тяжело ранен и отправлен на лечение в госпиталь в Кишиневе. К январю 1918 года, когда лечение завершилось, Бессарабия уже вошла в состав Румынии. Лещенко поневоле стал румынским подданным. После выздоровления работал токарем, пел в церковных хорах.
  3. 1919, осень – начало профессиональной работы на эстраде. В составе танцевального квартета выступал в театре и между сеансами в кинотеатрах Бухареста.
  4. 1920 -1925 – гастролировал по Румынии, выступая с группой артистов как танцор и певец.
  5. 1925 – переехал в Париж. Работал в парижских кинотеатрах в небольших танцевальных номерах, также играл на гитаре и балалайке. Чтобы улучшить танцевальное мастерство, поступил в балетную школу. Там встретил балерину Жени Закит, с которой вскоре начал выступать в парижских ресторанах.
  6. 1926-1928 – гастроли танцевального дуэта Закит – Лещенко в странах Европы и Ближнего Востока. Во время гастролей пара заключила брак.
  7. 1929 – в Кишиневе в ресторане «Лондон» выступил с программой цыганских романсов. По восторженной реакции зрителей понял, что будет интересен публике как певец и начал готовить песенный репертуар.
  8. 1930 – начало вокальной карьеры. В Риге познакомился с Оскаром Строком, популярным композитором, «королем танго». Строк, услышав Лещенко, пришел в восторг от его голоса и выразительной манеры исполнения и предложил сотрудничество. В рижском кафе «А.Т.» Лещенко выступил с большой сольной программой, в которую включил произведения Строка. Выступление вызвало восторг у искушенной рижской публики: она была очарована бархатным баритоном мягкого теплого тембра.
  9. 1931 – в Берлине записал первые пять пластинок.
  10. 1932-1939 – годы триумфального успеха Лещенко. Он постоянно концертирует с сольными программами, записывает пластинки, процветает его ресторанный бизнес. В 1934 году за четыре месяца у него состоялось 90 концертов. Репертуар составляли цыганские песни, бытовые романсы, танго, фокстроты. Голос Лещенко великолепно звучал с пластинок, и фирмы грамзаписи наперебой предлагали сотрудничество. Пластинки выходили в Германии, Австрии, Румынии, Латвии, Англии, печатались огромными тиражами.
  11. 1933 – перевез семью, в том числе родителей, сестер, тещу, в Бухарест и открыл элитный ресторан в самом престижном районе. Заведение быстро стало популярным среди аристократов, членов королевской семьи, дипломатов, состоятельных русских эмигрантов. В ресторане Лещенко пел, а в танцевальных номерах участвовали супруга и сестры Петра Константиновича.
  12. 1935 – в Лондоне дает два концерта, радиоконцерт на Би-би-си, записывается на студии звукозаписи, выступает в аристократических салонах. Лондонские гастроли принесли певцу мировую известность.
  13. 1942, май – выступил с тремя концертами в оккупированной румынскими войсками Одессе.
  14. 1943, октябрь – призван в румынскую армию и до марта 1944 служил в Крыму, сначала при штабе, затем заведующим столовой. Повестки о призыве Лещенко получал с 1941 года, но, не желая участвовать в военных действиях, разными способами избегал мобилизации.
  15. 1944-1948 – после входа в Бухарест советских войск Лещенко с женой Верой дают многочисленные концерты для советских солдат в госпиталях, гарнизонах, гостиницах, кинотеатрах. После 1948 года певцу разрешали участвовать только в сборных концертах.
  16. 1949, март – супруги поступили на работу в открывшийся театр эстрады.
  17. 1951, март – арестован румынской службой госбезопасности на концерте в Брашове. Какие обвинения были предъявлены певцу, неизвестно. Материалы дела до сих пор засекречены. Возможно, ему вменяли сотрудничество с фашистским режимом. Лещенко отбывал срок в лагере на строительстве Дунайского канала.
  18. 1954, 16 июля – умер в тюремной больнице.

Петр Лещенко: биография

Петр Лещенко родился в селе Исаево, которое расположено в Одесской области. Мать — Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина.

Певец Петр Лещенко

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, который был зубным техником. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы.

Петр Лещенко в молодости

Тогда же юношу забирают на фронт.
Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков — в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже — командиром взвода подольского пехотного полка. В конце лета 1917 года был контужен, получил тяжелое ранение и был отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и вышел из госпиталя Лещенко уже после октябрьской революции. И так как Бессарабия отошла к Румынии, то будущий певец оказался румынским подданным.

После армии он работал в разных направлениях — был токарем, занимал разные должности в церкви, пел в вокальном квартете, танцевал в театре и пел в Кишеневском Оперном театре.

Танец Петра Лещенко и Жени Закитт

В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. Много гастролирует в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступает как сольный певец и в гитарном дуэте. Попав в Париж, поступает в известную в то время балетную школу Трефиловой, после окончания которой работает в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.

Память

Переиздания

Долгоиграющие пластинки (33⅓ об/мин)

  • Chants Tziganes de Russie par Pierre Lechtchenko, baryton (orchestre de Frank Foksa)
  • Peter Lescenco sings / Песни в исполнении Петра Лещенко
  • П. Лещенко (на конверте), P. Leshtchenko (на пластинке)
  • Peter Lestchenko. Russian songs
  • Russian tangos, vol. 2. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Сентиментальные русские песни. Songs of old Russia. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Поёт Пётр Лещенко
  • Поёт Пётр Лещенко-2
  • Поёт Пётр Лещенко-3
  • Поёт Пётр Лещенко-4
  • Поёт Пётр Лещенко-5
  • Поёт Пётр Лещенко-6
  • 2001 — Пой, цыган! (в серии «Кумиры прошлых лет»)
  • 2001 — Petr Lescenco singt

Сюжет

1-я серия

Ансамбль, сделавший самым посещаемым ресторан, в котором выступал, распался. Следующий раз Пётр услышал Катерину в госпитале, в котором лежал раненый, а известная певица Екатерина Завьялова приехала выступать перед бойцами.

При осаде крепости белые применяют психологическое оружие — небольшая группа солдат под аккомпанемент Петра Лещенко идет в атаку. Уловка срабатывает, крепость взята, а раненый Лещенко лежит до ночи на поле боя.

3-я серия

После ранения при взятии крепости Лещенко остаётся жив, а придя в сознание получает сообщение, что отныне — румынский подданный. Тут же в больнице Лещенко знакомится с одесским импресарио Даней Зельцером, который чует в нём талант музыканта. Он же устраивает первые выступления Петра в Бухаресте в ресторане «Альгамбра». Нюх Зельцера не подвел — Лещенко имел огромный успех. Успех сопровождает выступления Лещенко в Кишинёве и Риге , Праге и Париже , Константинополе и Бейруте , Дамаске и Афинах , Салониках и Лондоне , Берлине , Белграде , Вене .

Регулярные переводы, которые Лещенко отправлял матери, стали возвращаться. За выяснением обстоятельств он отправляется в Кишинёв , от отчима узнаёт о смерти матери, встречается с гимназистским другом Андреем Кожемякиным, который на войне потерял руку.

5-я серия

Цыганский табор Василия и Златы Зобар разорен, друзья Лещенко арестованы. Пётр выступает организатором в деле их побега из тюрьмы.

6-я серия

Лещенко получает свидание c Василем Зобаром, видит искалеченную Злату. Побег оказывается невозможным: у Златы перебит позвоночник, Василий отказывается бежать без сестры. Цыган расстреливают.

На одесские гастроли отказывается ехать жена и сценический партнёр Лещенко Жени, а выезд Даниила под вопросом из-за его национальности. В этом вопросе помогают цыгане. В паспорте Даниила Зельцера в графе «национальность» указано «болгарин ».

Ансамбль едет на гастроли. В купе вагона входит румынский капитан, который зовет Лещенко спеть перед едущими в Сталинград офицерами. Зельцер пытается его отговорить, чем вызывает гнев капитана, который пытается устроить над ним самосуд. В тамбуре вагона Даня убивает капитана. Труп сбрасывают с едущего поезда.

Вторая жена артиста

Женщину, которую певец называет любимой, он встретил в 34 года. Судьба свела обоих в городе Сочи. Познакомились будущие супруги, когда Лев Валерьянович пребывал в этом городе на гастролях, а она – на отдыхе.

Счастливая семья супругов Лещенко

Их неожиданная встреча произошла в лифте гостиницы «Жемчужина». Поскольку Ирина Багудина, гречанка по бабушке, длительный период жила в городе Будапеште, где в то время работали её родители, а она училась, чтобы, как и они, стать дипломатом, то об одном из самых звёздных певцов Советского Союза, естественно, ничего знать не могла.

Познакомившись с ним, 22-летняя девушка сочла, что этот респектабельный мужчина – местный мафиози, так как во вех ресторанах его узнавали и принимали как доброго знакомого. По этой причине особого интереса к его личности она не проявила.

Не подозревая о том, что вскоре станет женой Льва Лещенко, к тому времени ставшего признанной знаменитостью в СССР, она улетела в столицу, не успев попрощаться с ним и не оставив своих координат.

Он же, восхищенный её утончённой внешностью, изысканными манерами и великолепной эрудицией, сначала всё же опасался, что это какая-то вербовочная операция, но когда её не стало рядом, он ощутил, что без неё его жизнь лишена смысла, и сразу же отправился на поиски своей заграничной возлюбленной.

Далее были три незабываемых дня в Москве и продолжительные разговоры по телефону. Наговорил Лещенко на очень большую сумму. За деньги, которые ушли на оплату международных звонков, в те времена можно было купить «Волгу».

Свадьбу сыграли через год после встречи. Сначала жильё снимали, затем удалось приобрести кооперативную квартиру, где Ирина наладила уют, научилась вкусно готовить и разумно вести домашнее хозяйство. Несмотря на то что возрастная разница между певцом и его избранницей составляет около 12-ти лет, это не помешало им 35 лет прожить в счастливом браке.

Ирина Павловна очень редко появляется на звездных тусовках. Женщине чужда публичность. Интервью с ней – большая редкость. Смысл жизни она видит в том, чтобы быть опорой мужу.

Литература

  • Танго и романсы Петра Лещенко // Составители, авторы вступ. статьи Поздняков А., Стацевич М. — М.: Нива России, 1992.
  • Савченко Б. Эмигранты поневоле // В кн.: Савченко Б. Кумиры забытой эстрады. — М.: Знание, 1992. С. 78—94.
  • Бардадым В. Тот самый Пётр Лещенко. Страницы жизни и творчества. — Краснодар: Соло, 1993.
  • Савченко Б. Пётр Лещенко // В кн.: Савченко Б. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996. — С. 211—256.
  • Герасимова Г. П. // Енциклопедія історії України / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — 1-е вид. — Київ: Наукова думка, 2009. — Т. 6. — 790 с.
  • Гридин В. М. Он пел, любил и страдал: Записки о Петре Лещенко. — Изд. 2-е, доп. — Одесса: Астропринт, 1998. — 144 с. — (Одесский мемориал).
  • Прощай мой табор, пою в последний раз // В кн.: Смирнов В. Реквием XX-го века. — Одесса: Астропринт, 2003. — Т. 2. — С. 31—52.
  • Железный А. Пётр Лещенко. Биография, песни, дискография. — Киев, 2008.
  • Черкасов А. А. Пётр Лещенко // Оккупация Одессы. Год 1942. Январь — май. — 1-е изд. — Одесса: Optimum, 2008. — С. 163—202. — 206 с. — (Большая литературно-художественная серия «Вся Одесса»). — 300 экз. — ISBN 978-966-344-1226-6.
  • Лещенко В. Скажите, почему. // Серия: Русские шансонье. — Нижний Новгород: Деком, 2009 (с компакт-диском).
  • Лещенко В. Петр Лещенко. Все, что было. (Воспоминания вдовы о Петре Лещенко. Дополненные. — Москва: Издательство: АСТ, серия: Биографии, ISBN: 978-5-17-081127-4, год издания: 2013

Возрождение популярности в 1988 году

Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х прошлого века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Петр Лещенко был назван лучшим.

«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 30-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…

Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):

(73) П. Лещенко. (8) Группа „Алиса“, диск „Энергия“. (5) Группа „Рейнбоу“. (15) Группа „Браво“. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 („Роллинг Стоунс“). (13) Группа „Аквариум“, диск „Равноденствие“. (-) Юрий Лоза. (-) Оскар Питерсон. (2) Ленинградский рок-клуб. (9) Поет Лайма Вайкуле».

Газета «Комсомольская правда», от 17 июля 1988 года.

«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок „под Лещенко“. Костяк фирмы составили так называемый „Джаз табачников“ (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения „Журавли“. Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из „Джаза табачников“ говорил по этому поводу так: „Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…“ Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся». (Б. А. Савченко. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996, стр. 220.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Память

В конце 80-х фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», и только тогда новые поколения советских граждан узнали об этой странице истории. По слухам, диск с записями «безыдейного белоэмигрантского кабацкого певца», как говорил товарищ Сталин, затмил по популярности тогдашних звезд сцены.

В 2013 году о жизни русского артиста режиссером Владимиром Коттом по сценарию Эдуарда Володарского снят фильм «Петр Лещенко. Все, что было…». Правда, отдельные факты биографии уступили место художественному вымыслу. Например, вокалист выступал без импресарио, в картине же такового представляет некий еврей Зельцер, сына заменяет дочь Катя, сестер – брат Александр.

Константин Хабенский в роли Петра Лещенко (кадр из сериала «Петр Лещенко. Все, что было…»)

Образ певца на экране воплотили 2 актера: в молодости – Иван Стебунов, того, что постарше – Константин Хабенский. Женские персонажи достались Ольге Лерман и Виктории Исаковой. До российского зрителя сериал дошел только в 2017-м. До этого картина появилась в Интернете и на украинском телевидении.

В Кишинёве и Одессе в честь Петра Лещенко названы улица и переулок.

Смерть

Петр Лещенко хотел вернуться в Советский Союз, обращался к руководству страны с соответствующей просьбой, но письма остались без ответа. Скорее, наоборот, эти заявления сыграли трагическую роль в судьбе артиста.

Петр Лещенко и Вера Белоусова

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах привлекли внимание НКВД. Социалистическая система, к которой после Второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим

Также Петру ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенко прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение 3 лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954-м переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Местные врачи сделали операцию, но из больницы исполнитель так и не выписался. Причиной смерти Петра Константиновича в июле 1954 года стало новое обострение, которого ослабленный тюремным заключением организм не перенес. Супруга узнала об этом только в 1956-м.

Документальный фильм «Петр Лещенко. Фильм памяти»

Веру арестовали в июле 1952-го, приговорили к расстрелу по 58-й статье за измену родине, но через 2 года амнистировали. Женщина пыталась отыскать могилу мужа, однако материалы уголовного дела засекречены по сей день. Белоусова, прежде чем уйти из жизни в 2009 году, дважды побывала замужем и успела выпустить книгу, посвященную Петру, которую снабдила фотографиями из личного архива.

Сын Лещенко Игорь работал балетмейстером в Бухарестском театре оперы и балета, воспитал дочь Кристину. Внучка певца выбрала техническую профессию, но иногда участвовала в музыкальных конкурсах.

Биография Льва Лещенко

Певец Лев Лещенко родился в Москве во время войны, поэтому роды принимала соседка на дому. Отец Валериан (умер в 2004 году в возрасте 99 лет) служил в Богородском полку недалеко от дома и приезжал на побывку. У Лещенко есть старшая сестра Юлия (1940). Спустя полтора года после его рождения умерла мать Клавдия, и мальчика воспитывала бабушка, а затем и вторая жена отца — Марина.

В школьные годы Лев Лещенко увлекался плаванием и игрой на духовых инструментах, но в итоге бросил все, кроме пения. После школы не поступил в ГИТИС, был рабочим сцены в Большом театре, работал на заводе, а в 1961 году пошел в армию.

Там певцу повезло: он служил в Германии, и руководство быстро узнало о его певческом таланте, и Лев Лещенко начал постоянно выступать перед публикой.

После армии в 1964 году наконец поступил в ГИТИС (комиссия учла его достижения), стал одним из солистов Москонцерта и театра Оперетты.

После окончания учебы решил продолжать именно сольную карьеру — и в 1970 году, пройдя жесткий отбор, Лев Лещенко стал одним из солистов Гостелерадио СССР. В то же время он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, и его все охотнее звали на концерты и записи.

В 1972 году Лев Лещенко стал лауреатом фестиваля «Золотой Орфей», фестиваля песни в Сопоте и исполняет одну из главных ролей в оперной постановке «Порги и Бесс».

В 1975 году в его репертуаре появилась одна из самых известных песен — «День Победы» Давида Тухманова. Эту песню Лев Лещенко нередко исполняет до сих пор. В 1977 году вышла первая пластинка — «Лев Лещенко», в 1980 — «Притяжение Земли».

С 1978 года несколько лет вел передачу «Споемте, друзья».

В 1980 году вместе с Татьяной Анциферовой спел «До свидания, Москва» на закрытии Олимпийских игр.

В 1981 году создал группу «Спектр» и записал совместный альбом.

В 1983 году Лев Лещенко стал Народным артистом СССР и выпустил альбом «В кругу друзей».

В 1990 году открыл театр «Музыкальное агентство», затем более десяти лет преподавал в Гнесинке. Среди его выпускников — Ольга Арефьева и Катя Лель. В 1995 году выпустил альбом «Ни минуты покоя».

Среди популярных песен Лещенко — «Не плачь, девчонка», «Белая береза», «Ни минуты покоя», «Татьянин день», «Старый клен», «Соловьиная роща» и многие другие. Лев Лещенко пел дуэтом с Софией Ротару, Валентиной Толкуновой, Анной Герман, Людмилой Сенчиной, Алсу, Жасмин и другими известными исполнителями.

В последние годы часто выступает дуэтом с юмористом и певцом Владимиром

Винокуром.

С 2002 по 2020 год стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

В 2020 году стал одним из наставников телепроекта «Голос. 60+».

Лев Лещенко до сих пор играет в баскетбол и является президентом баскетбольного клуба в Люберцах.

26 марта 2020 года Лев Валерьянович попал в больницу с подтвержденным коронавирусом.

Война

Прошел почти год Великой Отечественной войны, когда в мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра.

Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь по-румынски, — оказалось, по требованию властей… Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией…»

Тогда же состоялась первая встреча Лещенко с Верой Белоусовой, ставшей впоследствии женой певца. Красивая, стройная девушка, игравшая на аккордеоне, покорила сердце артиста. Вскоре они начинают совместные выступления.

В октябре 1943 года Петра Константиновича призвали в армию. В Крыму он работает в должности заведующего офицерской столовой. С приближением советских войск Лещенко возвращается в Румынию.

В мае 1944 года Петр Константинович официально развелся с Зинаидой Закис и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. После прихода Красной армии Лещенко дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполняет сочиненные им патриотические песенки о русских девушках — «Наташа», «Надя-Надечка», поет «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена.

Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипниса-Григорьева: «…Лещенко объявляет следующий номер: — Самое дорогое для каждого человека, — говорит он, — это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко.

И тут она начинает своим сильным голосом под собственный аккомпанемент аккордеона:

«Я иду не по нашей земле, Просыпается синее утро…»

А когда заканчивается первый куплет, включается Петр Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса — поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:

«Я тоскую по родине, По родной стороне моей, Я в далеком походе теперь, В незнакомой стране. Я тоскую по русским полям. Мою боль не унять мне без них…»

Что вам сказать? Обычно пишут — «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»… А Петр Лещенко с красавицей Верой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом:

«Так вейся, развевайся, чубчик мой… в Берлине! Развевайся, чубчик, на ветру!»

Затем пошли вперемежку то «наша» «Темная ночь», то его какая-нибудь там «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».

С лета 1948 года супруги выступают в различных кафе и кинотеатрах Бухареста. Потом они находят работу в только что созданном Театре эстрады.

«Лещенко уже перевалил пятидесятилетний рубеж, — пишет Б.А. Савченко. — В соответствии с возрастом меняется и его репертуар — певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944—1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Арест и смерть

И далее: «Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал, — может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни».

Литература

Алексеева Ю. Е. Сериалы убойной силы. — М.: Анаграмма, 2008. — С. 59-86. — 160 с. — (Клуб любителей сериалов). — 4000 экз. — ISBN 978-5-903646-12-8.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Лещенко пётр константинович

Детство без матери

Родственники отца взяли ребёнка к себе, в деревню Низы, что находится на Украине, где он жил, пока не пришло время идти в школу. Перед школой отец будущего певца забрал сынишку в Москву, и в 1-й класс мальчик пошёл в столице. У самого Валерьяна Андреевича к тому сроку появилась жена Марина Михайловна, а у Льва, соответственно, мачеха, заменившая ему родную мать. В браке родилась сводная сестра Валентина. Случилось это в 1949 году, когда самому мальчишке исполнилось 6 лет.

Так выглядел Лев Лещенко в школьном возрасте

В школьные годы парнишка, как и многие его сверстники в послевоенной стране, развивался всесторонне, готовясь стать защитником Родины. С детского возраста он вел довольно активную жизнь:

  • занимался хоровым пением,
  • посещал бассейн, где занимался плавания;
  • ходил в кружок словесного мастерства;
  • играл в духовом оркестре.

То, что у Льва красивый голос, первым заметил его дедушка. По его совету внук стал серьезно заниматься вокалом. Хормейстер убедил мальчика в том, чтобы он оставил все кружки и как можно больше времени уделял занятиям пением.

Первые выступления будущей знаменитости прошли на сцене школьного актового зала. Репертуар юного певца состоял в основном из наиболее популярных песенных шедевров Леонида Осиповича Утесова.

Трудовая жизнь у Лещенко началась сразу же после школьной скамьи, и по сей день он ведёт активную творческую деятельность, став одним из немногих певцов, которых знают и любят россияне разных поколений.

Если профессиональная линия судьбы Народного артиста с первых же дней выстраивалась вполне удачно, то в личной жизни Лев Лещенко обрёл покой и счастье далеко не сразу. Артист никогда не задумывался над тем, сколько раз ему выпадет жениться. В одном из многочисленных интервью певец рассказал о том, что всегда был уверен в том, что семья, какой бы она ни была, – это на всю жизнь. С детства перед его глазами был положительный пример взаимоотношений отца и мачехи, и к семейным ценностям он привык относиться как к святыне.

Румынский подданный

После тяжелого ранения Лещенко попадает в госпиталь, где его и застала Октябрьская революция. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась: Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу. В январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.

Так Петр неожиданно стал эмигрантом. Он работает и столяром, и певчим, и помощником соборного регента, и мойщиком посуды в ресторане, подрабатывает в кинотеатрах и кафе. К примеру, в 1918—1919 годах Лещенко выступал между сеансами как артист в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна».

Лещенко ощущает недостаток профессиональной подготовки и в 1923 году поступает в балетную школу в Париже. Он хотел значительно увереннее чувствовать себя в танце.

В Париже Лещенко познакомился с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей Зинаидой Закис, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Спустя два года они поженились и затем подготовили несколько песенно-танцевальных номеров. Закис, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера.

Детские годы

Когда мальчику было 9 месяцев, он перебрался вместе с матерью и ее родителями на новое место жительства — в Кишинев. Петр до 1906 года воспитывался дома, а потом, как имевший способности в музыке и танцах, взят был в солдатский церковный хор. Коган, регент его, определил мальчика затем в 7-е приходское народное училище города Кишинева. Березовский в это же время определил его в архиерейский хор (Березовский был его регентом). Так к 1915 году Петр получил музыкальное и общее образование. Из-за перемены голоса в этом году он не мог участвовать в хоре и остался без средств. И Петр решил отправиться на фронт. Он устроился в 7-й Донской казачий полк вольноопределяющимся и служил в нем до ноября 1916 года. Биография Петра Лещенко продолжилась тем, что он был направлен в Киев, в пехотную школу прапорщиков, которую закончил в марте 1917 года.

Служба в Крыму и регистрация нового брака

Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.

Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, — «Надя-Надечка», «Наташа», пел песню «Темная ночь» Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.

Арест и смерть

После войны Лещенко много выступал перед разнообразной публикой в Румынии. Но ему очень хотелось вернуться на Родину, он писал на этот счёт неоднократные прошения на имя Сталина и Калинина, но положительного ответа долго не получал.

В начале весны 1951 года после очередного обращения к руководству Советского Союза, Петру Константиновичу дали добро на возвращение, но сделать этого не успел. Органы безопасности Румынии его арестовали. Это случилось прямо во время антракта, Лещенко давал концерт, в зале был аншлаг, а между первым и вторым отделением певца увели прямо из гримёрной комнаты.

Петра Константиновича допрашивали в качестве свидетеля по делу Веры Белоусовой-Лещенко. Его молодую супругу обвиняли в том, что она изменила Родине.

Лещенко была разрешена только одна короткая встреча с женой. Вера так и не смогла забыть, какие ужасные черные руки были у него во время их последнего свидания. То ли он так много работал, то ли его так сильно били – он не успел ей рассказать, лишь выкрикнул громко супруге: «Вера, я ни в чём не виноват!»

16 июля 1954 года Лещенко Пётр Константинович скончался в тюремной больнице, все материалы по его делу до сих пор остаются закрытыми. Ввиду такой секретности точных данных нет, но скорее всего, Пётр Лещенко являлся одним из тысяч строителей Дунайского канала, которые так и остались безвестными и безымянными. До сих пор никто не знает, где находится могила певца.

Летом 1952 года арестовали и Веру за брак с иностранным подданным, что квалифицировалось как измена Родине, а также за то, что принимала участие в концертах в оккупированной Одессе. Суд назначил ей смертную казнь, но потом наказание заменили на 25 лет лишения свободы. А в 1954 году Веру освободили, судимость сняли и выслали в Одессу. Она умерла в Москве в 2009 году.

Краткая биография

  1. 1917, март – окончил школу прапорщиков и в должности командира взвода оказался на передовой румынского фронта Первой мировой войны.
  2. 1917, август – тяжело ранен и отправлен на лечение в госпиталь в Кишиневе. К январю 1918 года, когда лечение завершилось, Бессарабия уже вошла в состав Румынии. Лещенко поневоле стал румынским подданным. После выздоровления работал токарем, пел в церковных хорах.
  3. 1919, осень – начало профессиональной работы на эстраде. В составе танцевального квартета выступал в театре и между сеансами в кинотеатрах Бухареста.
  4. 1920 -1925 – гастролировал по Румынии, выступая с группой артистов как танцор и певец.
  5. 1925 – переехал в Париж. Работал в парижских кинотеатрах в небольших танцевальных номерах, также играл на гитаре и балалайке. Чтобы улучшить танцевальное мастерство, поступил в балетную школу. Там встретил балерину Жени Закит, с которой вскоре начал выступать в парижских ресторанах.
  6. 1926-1928 – гастроли танцевального дуэта Закит – Лещенко в странах Европы и Ближнего Востока. Во время гастролей пара заключила брак.
  7. 1929 – в Кишиневе в ресторане «Лондон» выступил с программой цыганских романсов. По восторженной реакции зрителей понял, что будет интересен публике как певец и начал готовить песенный репертуар.
  8. 1930 – начало вокальной карьеры. В Риге познакомился с Оскаром Строком, популярным композитором, «королем танго». Строк, услышав Лещенко, пришел в восторг от его голоса и выразительной манеры исполнения и предложил сотрудничество. В рижском кафе «А.Т.» Лещенко выступил с большой сольной программой, в которую включил произведения Строка. Выступление вызвало восторг у искушенной рижской публики: она была очарована бархатным баритоном мягкого теплого тембра.
  9. 1931 – в Берлине записал первые пять пластинок.
  10. 1932-1939 – годы триумфального успеха Лещенко. Он постоянно концертирует с сольными программами, записывает пластинки, процветает его ресторанный бизнес. В 1934 году за четыре месяца у него состоялось 90 концертов. Репертуар составляли цыганские песни, бытовые романсы, танго, фокстроты. Голос Лещенко великолепно звучал с пластинок, и фирмы грамзаписи наперебой предлагали сотрудничество. Пластинки выходили в Германии, Австрии, Румынии, Латвии, Англии, печатались огромными тиражами.
  11. 1933 – перевез семью, в том числе родителей, сестер, тещу, в Бухарест и открыл элитный ресторан в самом престижном районе. Заведение быстро стало популярным среди аристократов, членов королевской семьи, дипломатов, состоятельных русских эмигрантов. В ресторане Лещенко пел, а в танцевальных номерах участвовали супруга и сестры Петра Константиновича.
  12. 1935 – в Лондоне дает два концерта, радиоконцерт на Би-би-си, записывается на студии звукозаписи, выступает в аристократических салонах. Лондонские гастроли принесли певцу мировую известность.
  13. 1942, май – выступил с тремя концертами в оккупированной румынскими войсками Одессе.
  14. 1943, октябрь – призван в румынскую армию и до марта 1944 служил в Крыму, сначала при штабе, затем заведующим столовой. Повестки о призыве Лещенко получал с 1941 года, но, не желая участвовать в военных действиях, разными способами избегал мобилизации.
  15. 1944-1948 – после входа в Бухарест советских войск Лещенко с женой Верой дают многочисленные концерты для советских солдат в госпиталях, гарнизонах, гостиницах, кинотеатрах. После 1948 года певцу разрешали участвовать только в сборных концертах.
  16. 1949, март – супруги поступили на работу в открывшийся театр эстрады.
  17. 1951, март – арестован румынской службой госбезопасности на концерте в Брашове. Какие обвинения были предъявлены певцу, неизвестно. Материалы дела до сих пор засекречены. Возможно, ему вменяли сотрудничество с фашистским режимом. Лещенко отбывал срок в лагере на строительстве Дунайского канала.
  18. 1954, 16 июля – умер в тюремной больнице.

Петр Лещенко: биография

Петр Лещенко родился в селе Исаево, которое расположено в Одесской области. Мать — Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина.

Певец Петр Лещенко

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, который был зубным техником. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы.

Петр Лещенко в молодости

Тогда же юношу забирают на фронт.
Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков — в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже — командиром взвода подольского пехотного полка. В конце лета 1917 года был контужен, получил тяжелое ранение и был отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и вышел из госпиталя Лещенко уже после октябрьской революции. И так как Бессарабия отошла к Румынии, то будущий певец оказался румынским подданным.

После армии он работал в разных направлениях — был токарем, занимал разные должности в церкви, пел в вокальном квартете, танцевал в театре и пел в Кишеневском Оперном театре.

Танец Петра Лещенко и Жени Закитт

В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. Много гастролирует в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступает как сольный певец и в гитарном дуэте. Попав в Париж, поступает в известную в то время балетную школу Трефиловой, после окончания которой работает в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.

Память

Переиздания

Долгоиграющие пластинки (33⅓ об/мин)

  • Chants Tziganes de Russie par Pierre Lechtchenko, baryton (orchestre de Frank Foksa)
  • Peter Lescenco sings / Песни в исполнении Петра Лещенко
  • П. Лещенко (на конверте), P. Leshtchenko (на пластинке)
  • Peter Lestchenko. Russian songs
  • Russian tangos, vol. 2. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Сентиментальные русские песни. Songs of old Russia. Peter Leshtchenko and his Orchestra
  • Поёт Пётр Лещенко
  • Поёт Пётр Лещенко-2
  • Поёт Пётр Лещенко-3
  • Поёт Пётр Лещенко-4
  • Поёт Пётр Лещенко-5
  • Поёт Пётр Лещенко-6
  • 2001 — Пой, цыган! (в серии «Кумиры прошлых лет»)
  • 2001 — Petr Lescenco singt

Сюжет

1-я серия

Ансамбль, сделавший самым посещаемым ресторан, в котором выступал, распался. Следующий раз Пётр услышал Катерину в госпитале, в котором лежал раненый, а известная певица Екатерина Завьялова приехала выступать перед бойцами.

При осаде крепости белые применяют психологическое оружие — небольшая группа солдат под аккомпанемент Петра Лещенко идет в атаку. Уловка срабатывает, крепость взята, а раненый Лещенко лежит до ночи на поле боя.

3-я серия

После ранения при взятии крепости Лещенко остаётся жив, а придя в сознание получает сообщение, что отныне — румынский подданный. Тут же в больнице Лещенко знакомится с одесским импресарио Даней Зельцером, который чует в нём талант музыканта. Он же устраивает первые выступления Петра в Бухаресте в ресторане «Альгамбра». Нюх Зельцера не подвел — Лещенко имел огромный успех. Успех сопровождает выступления Лещенко в Кишинёве и Риге , Праге и Париже , Константинополе и Бейруте , Дамаске и Афинах , Салониках и Лондоне , Берлине , Белграде , Вене .

Регулярные переводы, которые Лещенко отправлял матери, стали возвращаться. За выяснением обстоятельств он отправляется в Кишинёв , от отчима узнаёт о смерти матери, встречается с гимназистским другом Андреем Кожемякиным, который на войне потерял руку.

5-я серия

Цыганский табор Василия и Златы Зобар разорен, друзья Лещенко арестованы. Пётр выступает организатором в деле их побега из тюрьмы.

6-я серия

Лещенко получает свидание c Василем Зобаром, видит искалеченную Злату. Побег оказывается невозможным: у Златы перебит позвоночник, Василий отказывается бежать без сестры. Цыган расстреливают.

На одесские гастроли отказывается ехать жена и сценический партнёр Лещенко Жени, а выезд Даниила под вопросом из-за его национальности. В этом вопросе помогают цыгане. В паспорте Даниила Зельцера в графе «национальность» указано «болгарин ».

Ансамбль едет на гастроли. В купе вагона входит румынский капитан, который зовет Лещенко спеть перед едущими в Сталинград офицерами. Зельцер пытается его отговорить, чем вызывает гнев капитана, который пытается устроить над ним самосуд. В тамбуре вагона Даня убивает капитана. Труп сбрасывают с едущего поезда.

Вторая жена артиста

Женщину, которую певец называет любимой, он встретил в 34 года. Судьба свела обоих в городе Сочи. Познакомились будущие супруги, когда Лев Валерьянович пребывал в этом городе на гастролях, а она – на отдыхе.

Счастливая семья супругов Лещенко

Их неожиданная встреча произошла в лифте гостиницы «Жемчужина». Поскольку Ирина Багудина, гречанка по бабушке, длительный период жила в городе Будапеште, где в то время работали её родители, а она училась, чтобы, как и они, стать дипломатом, то об одном из самых звёздных певцов Советского Союза, естественно, ничего знать не могла.

Познакомившись с ним, 22-летняя девушка сочла, что этот респектабельный мужчина – местный мафиози, так как во вех ресторанах его узнавали и принимали как доброго знакомого. По этой причине особого интереса к его личности она не проявила.

Не подозревая о том, что вскоре станет женой Льва Лещенко, к тому времени ставшего признанной знаменитостью в СССР, она улетела в столицу, не успев попрощаться с ним и не оставив своих координат.

Он же, восхищенный её утончённой внешностью, изысканными манерами и великолепной эрудицией, сначала всё же опасался, что это какая-то вербовочная операция, но когда её не стало рядом, он ощутил, что без неё его жизнь лишена смысла, и сразу же отправился на поиски своей заграничной возлюбленной.

Далее были три незабываемых дня в Москве и продолжительные разговоры по телефону. Наговорил Лещенко на очень большую сумму. За деньги, которые ушли на оплату международных звонков, в те времена можно было купить «Волгу».

Свадьбу сыграли через год после встречи. Сначала жильё снимали, затем удалось приобрести кооперативную квартиру, где Ирина наладила уют, научилась вкусно готовить и разумно вести домашнее хозяйство. Несмотря на то что возрастная разница между певцом и его избранницей составляет около 12-ти лет, это не помешало им 35 лет прожить в счастливом браке.

Ирина Павловна очень редко появляется на звездных тусовках. Женщине чужда публичность. Интервью с ней – большая редкость. Смысл жизни она видит в том, чтобы быть опорой мужу.

Литература

  • Танго и романсы Петра Лещенко // Составители, авторы вступ. статьи Поздняков А., Стацевич М. — М.: Нива России, 1992.
  • Савченко Б. Эмигранты поневоле // В кн.: Савченко Б. Кумиры забытой эстрады. — М.: Знание, 1992. С. 78—94.
  • Бардадым В. Тот самый Пётр Лещенко. Страницы жизни и творчества. — Краснодар: Соло, 1993.
  • Савченко Б. Пётр Лещенко // В кн.: Савченко Б. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996. — С. 211—256.
  • Герасимова Г. П. // Енциклопедія історії України / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — 1-е вид. — Київ: Наукова думка, 2009. — Т. 6. — 790 с.
  • Гридин В. М. Он пел, любил и страдал: Записки о Петре Лещенко. — Изд. 2-е, доп. — Одесса: Астропринт, 1998. — 144 с. — (Одесский мемориал).
  • Прощай мой табор, пою в последний раз // В кн.: Смирнов В. Реквием XX-го века. — Одесса: Астропринт, 2003. — Т. 2. — С. 31—52.
  • Железный А. Пётр Лещенко. Биография, песни, дискография. — Киев, 2008.
  • Черкасов А. А. Пётр Лещенко // Оккупация Одессы. Год 1942. Январь — май. — 1-е изд. — Одесса: Optimum, 2008. — С. 163—202. — 206 с. — (Большая литературно-художественная серия «Вся Одесса»). — 300 экз. — ISBN 978-966-344-1226-6.
  • Лещенко В. Скажите, почему. // Серия: Русские шансонье. — Нижний Новгород: Деком, 2009 (с компакт-диском).
  • Лещенко В. Петр Лещенко. Все, что было. (Воспоминания вдовы о Петре Лещенко. Дополненные. — Москва: Издательство: АСТ, серия: Биографии, ISBN: 978-5-17-081127-4, год издания: 2013

Возрождение популярности в 1988 году

Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х прошлого века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Петр Лещенко был назван лучшим.

«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 30-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…

Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):

(73) П. Лещенко. (8) Группа „Алиса“, диск „Энергия“. (5) Группа „Рейнбоу“. (15) Группа „Браво“. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 („Роллинг Стоунс“). (13) Группа „Аквариум“, диск „Равноденствие“. (-) Юрий Лоза. (-) Оскар Питерсон. (2) Ленинградский рок-клуб. (9) Поет Лайма Вайкуле».

Газета «Комсомольская правда», от 17 июля 1988 года.

«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок „под Лещенко“. Костяк фирмы составили так называемый „Джаз табачников“ (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения „Журавли“. Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из „Джаза табачников“ говорил по этому поводу так: „Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…“ Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся». (Б. А. Савченко. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996, стр. 220.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Память

В конце 80-х фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», и только тогда новые поколения советских граждан узнали об этой странице истории. По слухам, диск с записями «безыдейного белоэмигрантского кабацкого певца», как говорил товарищ Сталин, затмил по популярности тогдашних звезд сцены.

В 2013 году о жизни русского артиста режиссером Владимиром Коттом по сценарию Эдуарда Володарского снят фильм «Петр Лещенко. Все, что было…». Правда, отдельные факты биографии уступили место художественному вымыслу. Например, вокалист выступал без импресарио, в картине же такового представляет некий еврей Зельцер, сына заменяет дочь Катя, сестер – брат Александр.

Константин Хабенский в роли Петра Лещенко (кадр из сериала «Петр Лещенко. Все, что было…»)

Образ певца на экране воплотили 2 актера: в молодости – Иван Стебунов, того, что постарше – Константин Хабенский. Женские персонажи достались Ольге Лерман и Виктории Исаковой. До российского зрителя сериал дошел только в 2017-м. До этого картина появилась в Интернете и на украинском телевидении.

В Кишинёве и Одессе в честь Петра Лещенко названы улица и переулок.

Смерть

Петр Лещенко хотел вернуться в Советский Союз, обращался к руководству страны с соответствующей просьбой, но письма остались без ответа. Скорее, наоборот, эти заявления сыграли трагическую роль в судьбе артиста.

Петр Лещенко и Вера Белоусова

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах привлекли внимание НКВД. Социалистическая система, к которой после Второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим

Также Петру ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенко прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение 3 лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954-м переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Местные врачи сделали операцию, но из больницы исполнитель так и не выписался. Причиной смерти Петра Константиновича в июле 1954 года стало новое обострение, которого ослабленный тюремным заключением организм не перенес. Супруга узнала об этом только в 1956-м.

Документальный фильм «Петр Лещенко. Фильм памяти»

Веру арестовали в июле 1952-го, приговорили к расстрелу по 58-й статье за измену родине, но через 2 года амнистировали. Женщина пыталась отыскать могилу мужа, однако материалы уголовного дела засекречены по сей день. Белоусова, прежде чем уйти из жизни в 2009 году, дважды побывала замужем и успела выпустить книгу, посвященную Петру, которую снабдила фотографиями из личного архива.

Сын Лещенко Игорь работал балетмейстером в Бухарестском театре оперы и балета, воспитал дочь Кристину. Внучка певца выбрала техническую профессию, но иногда участвовала в музыкальных конкурсах.

Биография Льва Лещенко

Певец Лев Лещенко родился в Москве во время войны, поэтому роды принимала соседка на дому. Отец Валериан (умер в 2004 году в возрасте 99 лет) служил в Богородском полку недалеко от дома и приезжал на побывку. У Лещенко есть старшая сестра Юлия (1940). Спустя полтора года после его рождения умерла мать Клавдия, и мальчика воспитывала бабушка, а затем и вторая жена отца — Марина.

В школьные годы Лев Лещенко увлекался плаванием и игрой на духовых инструментах, но в итоге бросил все, кроме пения. После школы не поступил в ГИТИС, был рабочим сцены в Большом театре, работал на заводе, а в 1961 году пошел в армию.

Там певцу повезло: он служил в Германии, и руководство быстро узнало о его певческом таланте, и Лев Лещенко начал постоянно выступать перед публикой.

После армии в 1964 году наконец поступил в ГИТИС (комиссия учла его достижения), стал одним из солистов Москонцерта и театра Оперетты.

После окончания учебы решил продолжать именно сольную карьеру — и в 1970 году, пройдя жесткий отбор, Лев Лещенко стал одним из солистов Гостелерадио СССР. В то же время он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, и его все охотнее звали на концерты и записи.

В 1972 году Лев Лещенко стал лауреатом фестиваля «Золотой Орфей», фестиваля песни в Сопоте и исполняет одну из главных ролей в оперной постановке «Порги и Бесс».

В 1975 году в его репертуаре появилась одна из самых известных песен — «День Победы» Давида Тухманова. Эту песню Лев Лещенко нередко исполняет до сих пор. В 1977 году вышла первая пластинка — «Лев Лещенко», в 1980 — «Притяжение Земли».

С 1978 года несколько лет вел передачу «Споемте, друзья».

В 1980 году вместе с Татьяной Анциферовой спел «До свидания, Москва» на закрытии Олимпийских игр.

В 1981 году создал группу «Спектр» и записал совместный альбом.

В 1983 году Лев Лещенко стал Народным артистом СССР и выпустил альбом «В кругу друзей».

В 1990 году открыл театр «Музыкальное агентство», затем более десяти лет преподавал в Гнесинке. Среди его выпускников — Ольга Арефьева и Катя Лель. В 1995 году выпустил альбом «Ни минуты покоя».

Среди популярных песен Лещенко — «Не плачь, девчонка», «Белая береза», «Ни минуты покоя», «Татьянин день», «Старый клен», «Соловьиная роща» и многие другие. Лев Лещенко пел дуэтом с Софией Ротару, Валентиной Толкуновой, Анной Герман, Людмилой Сенчиной, Алсу, Жасмин и другими известными исполнителями.

В последние годы часто выступает дуэтом с юмористом и певцом Владимиром

Винокуром.

С 2002 по 2020 год стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

В 2020 году стал одним из наставников телепроекта «Голос. 60+».

Лев Лещенко до сих пор играет в баскетбол и является президентом баскетбольного клуба в Люберцах.

26 марта 2020 года Лев Валерьянович попал в больницу с подтвержденным коронавирусом.

Война

Прошел почти год Великой Отечественной войны, когда в мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра.

Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь по-румынски, — оказалось, по требованию властей… Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией…»

Тогда же состоялась первая встреча Лещенко с Верой Белоусовой, ставшей впоследствии женой певца. Красивая, стройная девушка, игравшая на аккордеоне, покорила сердце артиста. Вскоре они начинают совместные выступления.

В октябре 1943 года Петра Константиновича призвали в армию. В Крыму он работает в должности заведующего офицерской столовой. С приближением советских войск Лещенко возвращается в Румынию.

В мае 1944 года Петр Константинович официально развелся с Зинаидой Закис и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. После прихода Красной армии Лещенко дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполняет сочиненные им патриотические песенки о русских девушках — «Наташа», «Надя-Надечка», поет «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена.

Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипниса-Григорьева: «…Лещенко объявляет следующий номер: — Самое дорогое для каждого человека, — говорит он, — это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко.

И тут она начинает своим сильным голосом под собственный аккомпанемент аккордеона:

«Я иду не по нашей земле, Просыпается синее утро…»

А когда заканчивается первый куплет, включается Петр Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса — поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:

«Я тоскую по родине, По родной стороне моей, Я в далеком походе теперь, В незнакомой стране. Я тоскую по русским полям. Мою боль не унять мне без них…»

Что вам сказать? Обычно пишут — «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»… А Петр Лещенко с красавицей Верой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом:

«Так вейся, развевайся, чубчик мой… в Берлине! Развевайся, чубчик, на ветру!»

Затем пошли вперемежку то «наша» «Темная ночь», то его какая-нибудь там «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».

С лета 1948 года супруги выступают в различных кафе и кинотеатрах Бухареста. Потом они находят работу в только что созданном Театре эстрады.

«Лещенко уже перевалил пятидесятилетний рубеж, — пишет Б.А. Савченко. — В соответствии с возрастом меняется и его репертуар — певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944—1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Арест и смерть

И далее: «Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал, — может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни».

Литература

Алексеева Ю. Е. Сериалы убойной силы. — М.: Анаграмма, 2008. — С. 59-86. — 160 с. — (Клуб любителей сериалов). — 4000 экз. — ISBN 978-5-903646-12-8.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий