Алексей балабанов

Личная жизнь

В личной жизни Сергея Александровича царят гармония и спокойствие. 23 августа 1986-го артист взял в жены Людмилу Гордиенко, знакомство с которой состоялось еще в стенах родного вуза.

Очаровательная брюнетка училась на факультете музыкального театра ГИТИСа на несколько курсов младше избранника. Получив диплом о высшем образовании, в 1991-м она стала актрисой Государственного музыкального театра национального искусства под руководством Владимира Назарова.

Сергей Балабанов и жена Людмила Гордиенко

2 июня 1987-го супруги принимали поздравление с пополнением в семействе — на свет появился сын Степан. Единственный наследник не пошел по стопам знаменитых родителей. В 2010-м парень окончил Московский автомобильно-дорожный технический университет, став специалистом в области менеджмента.

9 сентября 2019-го именинник Балабанов оказался в студии «Морозова ХЗ-шоу» на радио Energy, где поговорил по душам с ведущей Юлией Морозовой. В ходе эфира гость признался, что давно шумно не справляет дни рождения, и озвучил заветную мечту, в силу возраста отдаляющуюся все дальше, — прыгнуть с парашютом.

Продолжение кинокарьеры

В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая.

В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска – актрисе Туйаре Свинобоевой.

В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война». Он посвящен печально известным чеченским событиям. В съемках картины были задействованы Алексей Чадов, англичанин Иэн Келли и Сергей Бодров. В июне этого же года фильм получил главный приз — «Золотую розу» на фестивале «Кинотавр». Это была очередная победа талантливого режиссера.

В 2007 году Балабанов снял фильм о неприглядной изнанке советского прошлого. Картина «Груз 200» получилась очень пронзительной. После ее выхода на экраны поклонники режиссера поделились на два лагеря – тех, кто понял и принял фильм, и тех, у кого он вызвал отвращение.

В период с 2005-го по 2012 год Алексей Октябринович снял несколько ярких и запоминающихся кинолент, среди которых «Жмурки», «Морфий», «Мне не больно» и другие.

Самый страшный груз в мировом кино

В 2007-м Балабанов сделал первый из своих самых жутких фильмов — «Груз 200». Вторым стал снятый спустя год «Морфий».

Дело происходит в провинции 1984-го. Это страна без прикрас: с кошмарно дымящими заводами и убогим Черненко. Девочка лет 17, дочь партбосса сдуру приходит на танцульки, где связывается с другом своей подруги. Тот ходит в майке с надписью «СССР». Это кажется проколом фильма: в те годы не ходили в майках с «СССР». Это не было крутым: все равно что заявиться на дискотеку с комсомольским значком. Да и маек столь высокого коттонового качества тогда не существовало. Но для Балабанова, как потом понимаешь, майка имеет концептуальный смысл.

Скотина в майке «СССР», будущая фарца, из которой выросли политики и бизнесмены 90-х — 2000-х, напившись, везет девушку за добавкой на хутор, где торгуют самогонкой. В итоге юная и глупая становится пленницей мента-маньяка, убийцы-импотента.

С самого начала ощущаешь то, что именуется саспенсом. Вроде бы все нормально. Ностальгически любимый мной «Ариэль» поет «В саду магнолий». Но есть ощущение, будто то, что ты смотришь, — прелюдия к вампирскому ужастику.

Мне не больно (2006)

Драма, Мелодрама, Русский фильм

tagHD 1080

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Рената Литвинова, Марина Солопченко, Инга Стрелкова-Оболдина

Сложно поверить, что этот трогательный, полный нежной всепоглощающей любви фильм снял автор таких «чисто мужских» кинолент как «Жмурки» и «Брат 2» — Алексей Балабанов. Поверить сложно, но это так. Юный студент Миша, который гордо именует себя дизайнером и архитектором, влюбляется в беспокойную сумасбродную Тату, а точнее Натэллу Антоновну – хозяйку одной из квартир, куда Миша с друзьями пришел предлагать свои услуги оформителя. Она, разгуливая по дому в туфельках на умопомрачительном каблуке, тут же положила взгляд на скромного мальчика в очках с черной папкой под мышкой. Его очаровывал ее капризный неспокойный нрав. И вот уже Тата ласково называет его белым кроликом на макаронах с томатным соусом и изысканно крадет для Миши и его друзей продукты на банкете. «А мне не больно» — постоянно повторяют герои ленты, но это ложь. Тихая, мучительная связь не может сделать их счастливыми, ведь у Натэллы есть обеспеченный «папик», которого она не может бросить, а у Миши – хроническое безденежье и прочие проблемы

Хуже всего то, что он понимает – Тата скрывает от него нечто очень важное… Комедийную нотку фильму придают друзья Миши – Аля — любительница хорошо покушать и Олег, которого сыграл суровый Дмитрий Дюжев. Вне оценок — прекрасная музыка и саундтрек “Mammy Blue”

Кино про кино

Сцена из фильма «Брат» (1997)Как уже говорилось выше, в каждом фильме Балабанова в той или иной форме возникает тема кинематографа. Герои оказываются на съемочной площадке, как в «Брате», в повествование врываются кадры, снятые в мире фильма, как в «Войне». В короткометражном «Трофиме» случайное попадание героя в объектив камеры «возрождает» его спустя почти столетие, но в «Морфии» кинотеатр становится идеальным местом для добровольной смерти. Особняком стоит «Про уродов и людей» — кино не только о феномене кино-порнографии, но о вуайеризме, ключевом природном элементе кинематографа. 

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.

Режиссер Алексей Балабанов

К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переезжает в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию “СТВ”, благодаря которой и снял большинство фильмов.

Кадр из фильма Алексея Балабанова «Счастливые дни»

В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.

Сергей Бодров-младший и Алексей Балабанов

К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему приносит снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снимались Сергей Бодров-младший (главная роль), Виктор Сухоруков, Андрей Краско и др.

Алексей Балабанов на съемочной площадке

Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов пробует новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве. В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе главного героя фильма «Брат». Если первая картина является артефактом эпохи, то вторая лента под названием «Брат 2» выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.

Кадр из фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей»

Фильм “Война” (2002 г.) вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снимает чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивает прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат выходит мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.

Алексей Балабанов на съемках фильма «Жмурки»

В следующем году Алексей Балабанов выпускает свой наиболее сложный фильм «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.

Алексей Балабанов в фильме «Я тоже хочу»

В 2013 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снимается в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

Отчего многие не сразу приняли фильмы Балабанова

После дебютных полнометражных «Счастливых дней» 1991 года по мотивам произведений Сэмюэла Беккета показалось, будто Балабанов — из числа тех режиссеров, для кого важна лишь оценка особого клана молодой критики, считающей себя продвинутой.

Я был не прав. Тем не менее Балабанов угодил в психологический переплет. Очень многие новые режиссеры в то наивное время верили, будто стоит им добиться похвалы критики и пары-тройки зарубежных фестивалей — и путь наверх обеспечен. Но ни Берлин, ни Венеция, ни даже Канн с Торонто не гарантировали путь к успеху. Не говоря уже про нашу кинотусовку.

Ерунда ерундой, но я убежден, что это время быстрого слома — перехода от СССР к России и от гособеспечения к свободному кинорынку при полном развале киносистемы старого ветхого типа и постепенной утрате тогдашней публикой желания ходить в кино — погубило множество режиссерских талантов. Особенно в ситуации, когда им напевали в уши: ты гений, старик, мы тебя сейчас представим там-то и там-то — и ты в мировых дамках.

Печально, но факт: многие таланты нашей эпохи перемен не пошли дальше первого, максимум второго фильма. Сломались. Печально вспоминать фамилии, но список способен ужаснуть.

Балабанову хватило здравого смысла не купиться после «Счастливых дней» на первые похвалы. Может, потому, что его и ругали.

Герой своего времени

В 1991 году Алексей снял свой первый полнометражный кинопроект – «Счастливые дни». Зрители увидели в нем Виктора Сухорукова в образе человека без имени, который скитается питерскими дворами в поисках жилища. При этом у героя нет прошлого, памяти и друзей.

Дебютный фильм режиссера Балабанова участвовал в программе Каннского кинофестиваля (вне конкурса) и получил несколько престижных премий на российских фестивалях.

Затем режиссер экранизировал незаконченный роман Франца Кафки «Замок», придумав ей свое окончание и сняв в абсурдно-сюрреалистическом стиле. Публика и киноведы не поняли режиссерского замысла и набросились на Балабанова с волной упреков.

Всенародную славу Алексею принес фильм «Брат», снятый в 1997 году. Пригласив на роли Сергея Бодрова-младшего, Андрея Краско, Виктора Сухорукова, режиссер создал эпическую картину жизни России начала 90-х годов прошлого века.

Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» и много призов на международных фестивалях. Этой работой режиссер вышел из артхаусного кино и сделал фильм, понятный всем.

От государства актеры и съемочная группа не получили ни копейки. Позже Алексей сознался, что снимали картину в квартирах друзей и знакомых, в мастерских питерских художников, а реквизит к ней собирали с миру по нитке.

Следующей режиссерской работой Балабанова стала картина «Про уродов и людей», которая получилась культовым киношедевром на постсоветском пространстве. Главную роль в картине сыграл Сергей Маковецкий, а сам режиссер назвал ее лучшей работой в своем послужном списке.

В 2000 году Алексей Балабанов опять вернулся к судьбе главного героя «Брата», отправив персонажа Сергея Бодрова-младшего в Америку. Киноведы назвали «Брат 2» прощанием с иллюзиями 90-х годов и благодарили режиссера за то, что создал героя своего времени, неукротимого борца за справедливость Данилу Багрова.

Затем Балабанов снял «Войну», повествующую о событиях Второй чеченской войны; черную комедию «Жмурки», высмеивающую «лихие» 90-е и бандитские разборки; мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой в главной роли.

В 2007 году Алексей Балабанов представил публике свой самый сложный фильм – «Груз 200».

Из-за большого количества сцен насилия, при помощи которых режиссер решил продемонстрировать изнанки советского общества, пытающегося доказать свою благополучность, картину не допустили к просмотру во многих российских городах.

События в картине переданы настолько правдоподобно, что режиссера трудно обвинить в надуманности сюжета. Главных персонажей Балабанов поручил сыграть молодой актрисе Агнии Кузнецовой и известному актеру Алексею Серебрякову.

В 2010 году режиссер снял кинокартину «Кочегар», еще раз вернувшись к теме Афганской войны. На этот раз зрители увидят ее отголоски глазами бывшего майора Ивана Скрябина, устроившегося после увольнения из армии на должность кочегара в одну из питерских котельных.

Последней режиссерской работой Алексея Балабанова стал фильм-притча «Я тоже хочу». Отправив героев на поиски древнего артефакта – «колокольни счастья», Алексей сам снялся в роли режиссера, который внезапно умирает возле этой пресловутой колокольни.

Над этим проектом Балабанов работал тяжело больным, поэтому и назвал его своим прощанием с современниками. Несмотря на тяжелый недуг (режиссер имел проблемы с печенью), Алексей до последних дней продолжал работать.

18 мая 2013 года он, как ни в чем не бывало, засел за сценарий очередного фильма во время отдыха в санатории «Дюны». Склонившись над листом бумаги, рухнул замертво на подушку. Причиной смерти Балабанова оказалась острая сердечная недостаточность. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга рядом с отцом.

За всю свою жизнь Алексей Балабанов снял почти два десятка фильмов, и ни одна из его работ не была воспринята публикой и критиками однозначно. Одни упрекали его за «чернуху» и насилие, другие хвалили за умение тонко прочувствовать время.

Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: фильмы Балабанова никого не оставляли равнодушным.

Ответ на этот вопрос режиссер уже получил, а новое поколение поклонников кинематографа продолжает делиться на поклонников и противников его творчества.

Прибытие поезда (1996)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм

Режиссеры: Алексей Балабанов, Александр Хван, Владимир Хотиненко

В ролях: Алексей Серебряков, Андрей Краско, Ирина Метлицкая

Фильм состоит из 4 новелл:

«Свадебный марш» — Неклассический любовный треугольник: отец-кинорежиссер, сын-студент, любовница отца — она же невеста сына.

«Экзерсис № 5» — Снимается кино. Группа ждет погоды. Кто-то пьет кофе, кто-то пытается репетировать, кто-то решает личные проблемы или предается адюльтеру. И за всем этим бесстрастно наблюдает камера, которую забыли выключить.

«Трофимъ» — Обыкновенная российская история. Мужик приревновал жену к брату, зашиб его топором и ударился в бега, в стольный город С.-Петербург. Тут его и взяли — тепленького — в борделе.

«Дорога» — Двое беженцев бродят по вокзалам столицы: она поет русские песни, он — организатор и аккомпаниатор. Кроме случайных слушателей им внимает некто из «новых русских».

Не брат ты мне, гнида нехорошая

Но за год до «Уродов» Балабанов сделал свой первый боевик «Брат» — и увлек им Каннский фестиваль. Самое интересное, что и этот фильм я во время его каннского показа не принял.

Но прошел год, и я в ТВ случайно обнаружил «Брата» — и не смог оторваться. После этого я пересмотрел фильм раз десять — и понял, насколько это умное, тонкое, истинно художественное и социально актуальное произведение.

Если бы у нас был тогда развит цивилизованный прокат, «Брат» стал бы первым российским кинобестселлером. По-американски — блокбастером. Это редкая отечественная картина, которую следует признать культовой. Сколько миллионов пиратских кассет «Брата» появилось на подпольном рынке, теперь не сосчитать. Полагаю, именно «Брата», а вовсе не «Аватар» следует считать рекордсменом российского кинорынка за всю его историю.

«Брата» наша аудитория, особенно молодая, мечтавшая о реванше за развал незнакомого ей СССР (знала бы конкретное про СССР — вела бы себя осмотрительнее), за поражение в первой Чеченской войне, за мизерные зарплаты по сравнению с Западом, восприняла как свое, родное. При этом адекватно «Брата» не поняли: ни гопники, ни интеллектуалы.

«Брат» нечаянно стал знаменем для не слишком развитых слоев, усмотревших в нем прямой призыв к ненависти: по отношению к бандитам-ворам, но также, увы, и нерусским как таковым. Между тем это концептуальный фильм интеллигента о новом для России и нередком для мира потерянном поколении. Данила Багров в фантастическом исполнении Сергея Бодрова — младшего, чья ранняя гибель, как говорят близкие Балабанова, всерьез подкосила Алексея Октябриновича, не только солдат-супермен, но и отчаянно запутавшийся в непонятной новой жизни русский мальчик.

Именно в «Брате» впервые проявились противоречивые политические взгляды Алексея Балабанова — русского режиссера, метавшегося в своих раздумьях об участи страны и народа от впитавшейся в кровь русофилии до отчаянной, обусловленной талантом и наблюдениями русофобии. Чехов, Бунин, Набоков — величайшие из великих талантов России — были, пожалуй, в той же степени русофилами и русофобами одновременно.

После «Брата» пошла череда балабановских картин, в которых он четко выразил то, что думает о российской власти. В «Войне», «Жмурках», «Мне не больно», «Кочегаре», «Я тоже хочу» он равно ненавидит братков и ментов, а также гэбистов, являющихся оплотом скверного для него российского режима. Он всегда за одиночек-маргиналов, которые пытаются сопротивляться общественной системе. И еще — он за военных. За русское офицерство. Вот кому он всегда отдавал честь.

Уроды, люди, кино, порок

Так вот, в 1998-м Балабанов представил в одной из программ Канна свой самый изысканный артистический фильм «Про уродов и людей». В некоем Вообще-Городе времен изобретения кинематографа действуют порнографы. Они снимают порку.

Значительную часть фильма зритель видит со спины голых красавиц Динару Друкарову и Анжелику Неволину, игравшую и в «Счастливых днях». Они красиво стоят на коленях, пародийная бабка-Яга сечет их розгами, а нанятый порнографами фотограф, ставший затем оператором, снимает, снимает. Сначала на примитивную фотокамеру, а затем на допотопную кино-. В фильме много и других невероятных персонажей и откровений, Балабанов заставил вспомнить о своих давних кумирах Беккете и Кафке.

Занятно, что всем героям нравится их дело, а лишившись его, они тоскуют. Опустив ряд абсурдистских деталей, замечу, что фильм стилизован под фотографию начала века, а заодно под немое кино. Коричневатые кадры напоминают о фотобумаге сорта «бромпортрет», которая была популярна среди фотолюбителей СССР и помогала словно бы состарить и сделать стильными даже самые неудачные снимки. Есть и непременные для немого кино титры — тоже абсурдные. Например, после порки № 2 возникает титр:

И те, кто ругает фильм, называя его патологическим, и те, кто хвалит, расценивая как изысканнейший, в равной мере забавны. Автору этих строк кажется, что «Уродов» логичнее всего воспринимать как просчитанную циничную — и, главное, достигшую своих целей — провокацию. Кинорежиссер впервые в новорусской истории поработал на той территории, на какой прежде действовали только арт-хулиганы — такие, как забытые теперь Бренер или Кулик. Балабанов и хотел, чтобы был скандал, а публика раскололась на два лагеря. Скорее всего, он просто валял дурака. Но, будучи настоящим артистом, облек дуракаваляние в такие формы и затронул такое количество животрепещущих для интеллектуалов тем (Кафка — раз, порок — два, извращение — три, сублимация — четыре, кинематограф — пять, алкоголизм — шесть), что попросту принудил кинознатоков искать шифры и изобретать трактовки.

Наблюдая за реакцией, Балабанов, похоже, получал удовольствие. Не зря же постоянно влезал в дискуссию вокруг фильма. То вдруг растолковал, что его фильм — про пионеров кинематографии. То объявлял, что фильм, на самом деле, очень светлый — про любовь, а все герои, даже мерзкие порнографы, на самом деле очень хорошие. То говорил про конец века и рубеж времен, когда происходит слом всего и вся (еще бы не говорил, пережив кинокризис после распада СССР). То и вовсе выступал в функции просветителя: объяснял, что порка (по-научному — флоггинг) была самым модным сексуальным извращением XIX века, поскольку детей и подростков всю дорогу секли, и в конечном счете от прилива крови к эрогенным ягодицам они начинали получать наслаждение и желали повторений во взрослом возрасте.

Жмурки (2005)

Жмурки — старинная русская забава: водящий, с завязанными глазами, должен словить всех игроков. Но в середине девяностых правила кардинально изменились: выигрывает лишь тот, кто сможет сделать жмуриками остальных.

Нижний Новогород. Саймон и Серёга, два мелких бандита, работают на серьёзного бандюка Сергея Михайловича. Но что-то парням не везёт: новое поручение своего шефа они завалили. Вместо того, чтобы привезти химика живым, они устроили в лаборатории кровавую бойню и трупы.

Разумеется, Сергей Михайлович пришёл в бешенство, но всё-таки решил дать парням шанс всё исправить…

https://youtube.com/watch?v=ygkrkyt0uFk%3F

Лаконичные афоризмы

 

Сцена из фильма «Брат 2» (2000)
Фильмы Алексея Балабанова на свой лад продолжили традицию рождения афоризмов, уходящих в народ, которой в советское время отличались работы Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Характерные черты афористичных реплик Балабанова — меньший градус комизма, чем у предшественников, и большая лаконичность. Его герои говорят, словно гвозди заколачивают, манифестируя максимум своей позиции и сурового характера при помощи минимума слов. Наиболее показательны в этом плане, конечно же, «Брат» и «Брат 2». Реплики, вроде «Не брат ты мне, гнида черножопая», «Сила в правде», «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите», «Водочки принеси, мы домой летим» и другие, давно стали не просто народными афоримзами, но программами национальной политики. Кстати, любовь к лаконизму у Балабанова проявлялась и в других вещах, например, в простых именах персонажей (Данила в «Брате», Иван в «Войне», а в «Я тоже хочу» и вовсе без имен — лишь Музыкант, Бандит, Проститутка). То же можно сказать об односложных названиях (режиссер мечтал, что вдобавок к «Жмуркам», «Морфию», «Кочегару» и тем же «Брату» и «Войне» однажды снимет фильм под названием «Бензин»). 

«Война»

В 2000 году на экраны вышел сиквел фильма «Брат», имевший серьезный успех. На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина «Война», рассказывающая о событиях в Чечне.

В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту. Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи.

Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой. Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.

В 2007 году герой нашей статьи снял драму «Груз 200», в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров.

Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма «Кочегар» про якутского ветерана войны в Афганистане. Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди

Его последней работой стала картина «Я тоже хочу», в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться.

Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось.

Морфий (2008)

Драма, Русский фильм

tagHD 1080, tagВрачи, tagНаркотики, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Михаил Булгаков

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко

Сценарий этого фильма написал еще Сергей Бодров (младший), но, не успев приступить к съемкам, актер погиб в горах Северной Осетии во время съемочной экспедиции. В память о друге Алексей Балабанов снял фильм «Морфий».В основе «Морфия» лежат ранние произведения Михаила Булгакова – «Записки юного врача». 1917 год. Глухая деревня под Сычевка. Больница, куда получает направление на работу молодой доктор Поляков. Жители, которые не хотят лечиться, потому что не доверяют медицине, отсутствие медикаментов в больнице и опыта у врача, делают свое дело – Поляков начинает тяготиться службой, паниковать. Привезли больную? «Кладите на стол!» — уверенным голосом командует доктор, а сам что есть мочи бежит в кабинет, чтобы заглянуть в учебник анатомии – что вырезать-то надо? Единственно радостью для Полякова становится морфий. Доктор не замечает, как становится наркоманом…В фильме много натуралистических сцен, что свойственно и лентам Балабанова и книгам Булгакова, поэтому впечатлительным зрителям смотреть не рекомендуется!

Река (2002)

Драма, Короткометражный, Русский фильм

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Туйара Свинобоева, Михаил Скрябин, Василий Борисов

Конец XIX века, крохотная колония прокажённых в глухой якутской тайге. Случайно попавшая сюда здоровая девушка — воровка и охотница — влюбляется в одного из больных, молодого ещё парня, и ждёт от него ребёнка. Но внезапно к нему с «большой земли» приезжает жена, и в этом странном любовном треугольнике назревает трагедия…

Фильм Алексея Балабанова по роману польского писателя Вацлава Серошевского был отснят более чем наполовину. Однако после автокатастрофы 21 ноября 2000 года, в которой погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, съёмки были остановлены. Лишь год спустя режиссёр смонтировал отснятый материал и прокомментировал за кадром пропущенные сцены.

Фильмы

По окончании вуза выпускник сразу обосновался в ТЮЗе, отдав ему 15 лет жизни, и в кинематографе. С начала 80-х и до начала 90-х Сергей снимался в полнометражных лентах («Не хочу быть взрослым», «Тихая застава») и сериалах («Привал странников», «Артистка из Грибова»). Также он получил главные роли в драме «Белая лошадь — горе не мое» и биографической кинокартине «В Крыму не всегда лето».

Затем артист в течение 13 лет не выходил на съемочную площадку. Возвращение состоялось в нулевых, когда он засветился в «Темной лошадке» и «Докторе Живаго», но ненадолго. Следующее появление перед камерами случилось в 2019-м при работе над 3-й частью «Балабола».

Зато Балабанов практически без перерыва занимался озвучиванием. В его фильмографии числятся и «Пролетая над гнездом кукушки», и «Спасти рядового Райана», и «Дневник Бриджит Джонс», и «Гарри Поттер и Кубок огня», и «Матрица: революция», и «Джанго освобожденный».

Юрий Маляров и Сергей Балабанов озвучивают Губку Боба и Патрика

С 1999-го и по сей день голосом однофамильца легендарного российского режиссера говорит Губка Боб Квадратные Штаны. Сергей Александрович обожает Спанча Боба, считая своего героя необыкновенным и невероятно обаятельным с человеческой точки зрения.

Мужчина лестно отзывается о других актерах дубляжа, с которыми ему приходится работать над мультсериалом, — о Юрии Малярове (морская звезда Патрик), Иване Агапове (кальмар Сквидвард) и иных.

В творческой биографии полного тезки Сергея Есенина нашлось место и радио («Детское радио»), и телевидению («Детский час», «Оранжевый мяч», «АБВГДейка»), и преподаванию в двух российских вузах.

Балабанов как патриот. Или антипатриот

Дополнение к предыдущей главке.

Патриот, говорите? 

  • «Война»: там продажны все на самом деле — тыловые крысы, а также гэбисты, в обязанность которых входит контроль над пропускной системой на границе с Чечней. Через кордоны пропускают только за взятки, даже если необходимо спасти людей, взятых на Кавказе в заложники ради выкупа. Причем среди заложников могут оказаться как русские, так и иностранцы. Но официальные органы помогают спасти их лишь на словах.
  • «Жмурки»: самые что ни на есть кровавые убийцы из числа новых русских шестерок носят на шее кресты на толстых золотых цепях и делают жесты троеперстием туда-сюда вверх-вниз к пузу с наклоном при виде любого купола. После чего продолжают убивать. 
  • «Мне не больно»: бывшие десантники в свой праздник бьют морды десантникам-скотам, которые пытаются унизить изготовителей плова из Средней Азии.
  • «Кочегар»: потерявший память после контузии во время афганской войны майор-якут, ставший кочегаром, вдруг понимает, что русская мафия использует его для уничтожения тел соперников.
  • Наконец, «Река» — легендарно незаконченная работа Алексея Балабанова 2002 года (в автокатастрофе погибла исполнительница одной из главных ролей) — фильм про любовные страсти в среде якутов конца XIX века, которые вдобавок загнаны в гетто, поскольку больны проказой. Якутов при этом успели обратить в православие. У фильма есть короткий смонтированный вариант. Коллега Михаил Трофименков написал примерно следующее: более антиколониального фильма в мировой истории не было.

Вы все еще считаете Балабанова ксенофобом?

«Река» — очередное доказательство того, что творчество Балабанова не укладывается в рамки. Его невозможно загнать в концепцию. Хотя я это сейчас и пытаюсь сделать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Алексей балабанов

Личная жизнь

В личной жизни Сергея Александровича царят гармония и спокойствие. 23 августа 1986-го артист взял в жены Людмилу Гордиенко, знакомство с которой состоялось еще в стенах родного вуза.

Очаровательная брюнетка училась на факультете музыкального театра ГИТИСа на несколько курсов младше избранника. Получив диплом о высшем образовании, в 1991-м она стала актрисой Государственного музыкального театра национального искусства под руководством Владимира Назарова.

Сергей Балабанов и жена Людмила Гордиенко

2 июня 1987-го супруги принимали поздравление с пополнением в семействе — на свет появился сын Степан. Единственный наследник не пошел по стопам знаменитых родителей. В 2010-м парень окончил Московский автомобильно-дорожный технический университет, став специалистом в области менеджмента.

9 сентября 2019-го именинник Балабанов оказался в студии «Морозова ХЗ-шоу» на радио Energy, где поговорил по душам с ведущей Юлией Морозовой. В ходе эфира гость признался, что давно шумно не справляет дни рождения, и озвучил заветную мечту, в силу возраста отдаляющуюся все дальше, — прыгнуть с парашютом.

Продолжение кинокарьеры

В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая.

В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска – актрисе Туйаре Свинобоевой.

В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война». Он посвящен печально известным чеченским событиям. В съемках картины были задействованы Алексей Чадов, англичанин Иэн Келли и Сергей Бодров. В июне этого же года фильм получил главный приз — «Золотую розу» на фестивале «Кинотавр». Это была очередная победа талантливого режиссера.

В 2007 году Балабанов снял фильм о неприглядной изнанке советского прошлого. Картина «Груз 200» получилась очень пронзительной. После ее выхода на экраны поклонники режиссера поделились на два лагеря – тех, кто понял и принял фильм, и тех, у кого он вызвал отвращение.

В период с 2005-го по 2012 год Алексей Октябринович снял несколько ярких и запоминающихся кинолент, среди которых «Жмурки», «Морфий», «Мне не больно» и другие.

Самый страшный груз в мировом кино

В 2007-м Балабанов сделал первый из своих самых жутких фильмов — «Груз 200». Вторым стал снятый спустя год «Морфий».

Дело происходит в провинции 1984-го. Это страна без прикрас: с кошмарно дымящими заводами и убогим Черненко. Девочка лет 17, дочь партбосса сдуру приходит на танцульки, где связывается с другом своей подруги. Тот ходит в майке с надписью «СССР». Это кажется проколом фильма: в те годы не ходили в майках с «СССР». Это не было крутым: все равно что заявиться на дискотеку с комсомольским значком. Да и маек столь высокого коттонового качества тогда не существовало. Но для Балабанова, как потом понимаешь, майка имеет концептуальный смысл.

Скотина в майке «СССР», будущая фарца, из которой выросли политики и бизнесмены 90-х — 2000-х, напившись, везет девушку за добавкой на хутор, где торгуют самогонкой. В итоге юная и глупая становится пленницей мента-маньяка, убийцы-импотента.

С самого начала ощущаешь то, что именуется саспенсом. Вроде бы все нормально. Ностальгически любимый мной «Ариэль» поет «В саду магнолий». Но есть ощущение, будто то, что ты смотришь, — прелюдия к вампирскому ужастику.

Мне не больно (2006)

Драма, Мелодрама, Русский фильм

tagHD 1080

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Рената Литвинова, Марина Солопченко, Инга Стрелкова-Оболдина

Сложно поверить, что этот трогательный, полный нежной всепоглощающей любви фильм снял автор таких «чисто мужских» кинолент как «Жмурки» и «Брат 2» — Алексей Балабанов. Поверить сложно, но это так. Юный студент Миша, который гордо именует себя дизайнером и архитектором, влюбляется в беспокойную сумасбродную Тату, а точнее Натэллу Антоновну – хозяйку одной из квартир, куда Миша с друзьями пришел предлагать свои услуги оформителя. Она, разгуливая по дому в туфельках на умопомрачительном каблуке, тут же положила взгляд на скромного мальчика в очках с черной папкой под мышкой. Его очаровывал ее капризный неспокойный нрав. И вот уже Тата ласково называет его белым кроликом на макаронах с томатным соусом и изысканно крадет для Миши и его друзей продукты на банкете. «А мне не больно» — постоянно повторяют герои ленты, но это ложь. Тихая, мучительная связь не может сделать их счастливыми, ведь у Натэллы есть обеспеченный «папик», которого она не может бросить, а у Миши – хроническое безденежье и прочие проблемы

Хуже всего то, что он понимает – Тата скрывает от него нечто очень важное… Комедийную нотку фильму придают друзья Миши – Аля — любительница хорошо покушать и Олег, которого сыграл суровый Дмитрий Дюжев. Вне оценок — прекрасная музыка и саундтрек “Mammy Blue”

Кино про кино

Сцена из фильма «Брат» (1997)Как уже говорилось выше, в каждом фильме Балабанова в той или иной форме возникает тема кинематографа. Герои оказываются на съемочной площадке, как в «Брате», в повествование врываются кадры, снятые в мире фильма, как в «Войне». В короткометражном «Трофиме» случайное попадание героя в объектив камеры «возрождает» его спустя почти столетие, но в «Морфии» кинотеатр становится идеальным местом для добровольной смерти. Особняком стоит «Про уродов и людей» — кино не только о феномене кино-порнографии, но о вуайеризме, ключевом природном элементе кинематографа. 

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.

Режиссер Алексей Балабанов

К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переезжает в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию “СТВ”, благодаря которой и снял большинство фильмов.

Кадр из фильма Алексея Балабанова «Счастливые дни»

В 1991 году он снимает фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплощаются некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.

Сергей Бодров-младший и Алексей Балабанов

К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему приносит снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снимались Сергей Бодров-младший (главная роль), Виктор Сухоруков, Андрей Краско и др.

Алексей Балабанов на съемочной площадке

Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов пробует новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве. В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе главного героя фильма «Брат». Если первая картина является артефактом эпохи, то вторая лента под названием «Брат 2» выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.

Кадр из фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей»

Фильм “Война” (2002 г.) вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снимает чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивает прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат выходит мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.

Алексей Балабанов на съемках фильма «Жмурки»

В следующем году Алексей Балабанов выпускает свой наиболее сложный фильм «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.

Алексей Балабанов в фильме «Я тоже хочу»

В 2013 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снимается в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

Отчего многие не сразу приняли фильмы Балабанова

После дебютных полнометражных «Счастливых дней» 1991 года по мотивам произведений Сэмюэла Беккета показалось, будто Балабанов — из числа тех режиссеров, для кого важна лишь оценка особого клана молодой критики, считающей себя продвинутой.

Я был не прав. Тем не менее Балабанов угодил в психологический переплет. Очень многие новые режиссеры в то наивное время верили, будто стоит им добиться похвалы критики и пары-тройки зарубежных фестивалей — и путь наверх обеспечен. Но ни Берлин, ни Венеция, ни даже Канн с Торонто не гарантировали путь к успеху. Не говоря уже про нашу кинотусовку.

Ерунда ерундой, но я убежден, что это время быстрого слома — перехода от СССР к России и от гособеспечения к свободному кинорынку при полном развале киносистемы старого ветхого типа и постепенной утрате тогдашней публикой желания ходить в кино — погубило множество режиссерских талантов. Особенно в ситуации, когда им напевали в уши: ты гений, старик, мы тебя сейчас представим там-то и там-то — и ты в мировых дамках.

Печально, но факт: многие таланты нашей эпохи перемен не пошли дальше первого, максимум второго фильма. Сломались. Печально вспоминать фамилии, но список способен ужаснуть.

Балабанову хватило здравого смысла не купиться после «Счастливых дней» на первые похвалы. Может, потому, что его и ругали.

Герой своего времени

В 1991 году Алексей снял свой первый полнометражный кинопроект – «Счастливые дни». Зрители увидели в нем Виктора Сухорукова в образе человека без имени, который скитается питерскими дворами в поисках жилища. При этом у героя нет прошлого, памяти и друзей.

Дебютный фильм режиссера Балабанова участвовал в программе Каннского кинофестиваля (вне конкурса) и получил несколько престижных премий на российских фестивалях.

Затем режиссер экранизировал незаконченный роман Франца Кафки «Замок», придумав ей свое окончание и сняв в абсурдно-сюрреалистическом стиле. Публика и киноведы не поняли режиссерского замысла и набросились на Балабанова с волной упреков.

Всенародную славу Алексею принес фильм «Брат», снятый в 1997 году. Пригласив на роли Сергея Бодрова-младшего, Андрея Краско, Виктора Сухорукова, режиссер создал эпическую картину жизни России начала 90-х годов прошлого века.

Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» и много призов на международных фестивалях. Этой работой режиссер вышел из артхаусного кино и сделал фильм, понятный всем.

От государства актеры и съемочная группа не получили ни копейки. Позже Алексей сознался, что снимали картину в квартирах друзей и знакомых, в мастерских питерских художников, а реквизит к ней собирали с миру по нитке.

Следующей режиссерской работой Балабанова стала картина «Про уродов и людей», которая получилась культовым киношедевром на постсоветском пространстве. Главную роль в картине сыграл Сергей Маковецкий, а сам режиссер назвал ее лучшей работой в своем послужном списке.

В 2000 году Алексей Балабанов опять вернулся к судьбе главного героя «Брата», отправив персонажа Сергея Бодрова-младшего в Америку. Киноведы назвали «Брат 2» прощанием с иллюзиями 90-х годов и благодарили режиссера за то, что создал героя своего времени, неукротимого борца за справедливость Данилу Багрова.

Затем Балабанов снял «Войну», повествующую о событиях Второй чеченской войны; черную комедию «Жмурки», высмеивающую «лихие» 90-е и бандитские разборки; мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой в главной роли.

В 2007 году Алексей Балабанов представил публике свой самый сложный фильм – «Груз 200».

Из-за большого количества сцен насилия, при помощи которых режиссер решил продемонстрировать изнанки советского общества, пытающегося доказать свою благополучность, картину не допустили к просмотру во многих российских городах.

События в картине переданы настолько правдоподобно, что режиссера трудно обвинить в надуманности сюжета. Главных персонажей Балабанов поручил сыграть молодой актрисе Агнии Кузнецовой и известному актеру Алексею Серебрякову.

В 2010 году режиссер снял кинокартину «Кочегар», еще раз вернувшись к теме Афганской войны. На этот раз зрители увидят ее отголоски глазами бывшего майора Ивана Скрябина, устроившегося после увольнения из армии на должность кочегара в одну из питерских котельных.

Последней режиссерской работой Алексея Балабанова стал фильм-притча «Я тоже хочу». Отправив героев на поиски древнего артефакта – «колокольни счастья», Алексей сам снялся в роли режиссера, который внезапно умирает возле этой пресловутой колокольни.

Над этим проектом Балабанов работал тяжело больным, поэтому и назвал его своим прощанием с современниками. Несмотря на тяжелый недуг (режиссер имел проблемы с печенью), Алексей до последних дней продолжал работать.

18 мая 2013 года он, как ни в чем не бывало, засел за сценарий очередного фильма во время отдыха в санатории «Дюны». Склонившись над листом бумаги, рухнул замертво на подушку. Причиной смерти Балабанова оказалась острая сердечная недостаточность. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга рядом с отцом.

За всю свою жизнь Алексей Балабанов снял почти два десятка фильмов, и ни одна из его работ не была воспринята публикой и критиками однозначно. Одни упрекали его за «чернуху» и насилие, другие хвалили за умение тонко прочувствовать время.

Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: фильмы Балабанова никого не оставляли равнодушным.

Ответ на этот вопрос режиссер уже получил, а новое поколение поклонников кинематографа продолжает делиться на поклонников и противников его творчества.

Прибытие поезда (1996)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм

Режиссеры: Алексей Балабанов, Александр Хван, Владимир Хотиненко

В ролях: Алексей Серебряков, Андрей Краско, Ирина Метлицкая

Фильм состоит из 4 новелл:

«Свадебный марш» — Неклассический любовный треугольник: отец-кинорежиссер, сын-студент, любовница отца — она же невеста сына.

«Экзерсис № 5» — Снимается кино. Группа ждет погоды. Кто-то пьет кофе, кто-то пытается репетировать, кто-то решает личные проблемы или предается адюльтеру. И за всем этим бесстрастно наблюдает камера, которую забыли выключить.

«Трофимъ» — Обыкновенная российская история. Мужик приревновал жену к брату, зашиб его топором и ударился в бега, в стольный город С.-Петербург. Тут его и взяли — тепленького — в борделе.

«Дорога» — Двое беженцев бродят по вокзалам столицы: она поет русские песни, он — организатор и аккомпаниатор. Кроме случайных слушателей им внимает некто из «новых русских».

Не брат ты мне, гнида нехорошая

Но за год до «Уродов» Балабанов сделал свой первый боевик «Брат» — и увлек им Каннский фестиваль. Самое интересное, что и этот фильм я во время его каннского показа не принял.

Но прошел год, и я в ТВ случайно обнаружил «Брата» — и не смог оторваться. После этого я пересмотрел фильм раз десять — и понял, насколько это умное, тонкое, истинно художественное и социально актуальное произведение.

Если бы у нас был тогда развит цивилизованный прокат, «Брат» стал бы первым российским кинобестселлером. По-американски — блокбастером. Это редкая отечественная картина, которую следует признать культовой. Сколько миллионов пиратских кассет «Брата» появилось на подпольном рынке, теперь не сосчитать. Полагаю, именно «Брата», а вовсе не «Аватар» следует считать рекордсменом российского кинорынка за всю его историю.

«Брата» наша аудитория, особенно молодая, мечтавшая о реванше за развал незнакомого ей СССР (знала бы конкретное про СССР — вела бы себя осмотрительнее), за поражение в первой Чеченской войне, за мизерные зарплаты по сравнению с Западом, восприняла как свое, родное. При этом адекватно «Брата» не поняли: ни гопники, ни интеллектуалы.

«Брат» нечаянно стал знаменем для не слишком развитых слоев, усмотревших в нем прямой призыв к ненависти: по отношению к бандитам-ворам, но также, увы, и нерусским как таковым. Между тем это концептуальный фильм интеллигента о новом для России и нередком для мира потерянном поколении. Данила Багров в фантастическом исполнении Сергея Бодрова — младшего, чья ранняя гибель, как говорят близкие Балабанова, всерьез подкосила Алексея Октябриновича, не только солдат-супермен, но и отчаянно запутавшийся в непонятной новой жизни русский мальчик.

Именно в «Брате» впервые проявились противоречивые политические взгляды Алексея Балабанова — русского режиссера, метавшегося в своих раздумьях об участи страны и народа от впитавшейся в кровь русофилии до отчаянной, обусловленной талантом и наблюдениями русофобии. Чехов, Бунин, Набоков — величайшие из великих талантов России — были, пожалуй, в той же степени русофилами и русофобами одновременно.

После «Брата» пошла череда балабановских картин, в которых он четко выразил то, что думает о российской власти. В «Войне», «Жмурках», «Мне не больно», «Кочегаре», «Я тоже хочу» он равно ненавидит братков и ментов, а также гэбистов, являющихся оплотом скверного для него российского режима. Он всегда за одиночек-маргиналов, которые пытаются сопротивляться общественной системе. И еще — он за военных. За русское офицерство. Вот кому он всегда отдавал честь.

Уроды, люди, кино, порок

Так вот, в 1998-м Балабанов представил в одной из программ Канна свой самый изысканный артистический фильм «Про уродов и людей». В некоем Вообще-Городе времен изобретения кинематографа действуют порнографы. Они снимают порку.

Значительную часть фильма зритель видит со спины голых красавиц Динару Друкарову и Анжелику Неволину, игравшую и в «Счастливых днях». Они красиво стоят на коленях, пародийная бабка-Яга сечет их розгами, а нанятый порнографами фотограф, ставший затем оператором, снимает, снимает. Сначала на примитивную фотокамеру, а затем на допотопную кино-. В фильме много и других невероятных персонажей и откровений, Балабанов заставил вспомнить о своих давних кумирах Беккете и Кафке.

Занятно, что всем героям нравится их дело, а лишившись его, они тоскуют. Опустив ряд абсурдистских деталей, замечу, что фильм стилизован под фотографию начала века, а заодно под немое кино. Коричневатые кадры напоминают о фотобумаге сорта «бромпортрет», которая была популярна среди фотолюбителей СССР и помогала словно бы состарить и сделать стильными даже самые неудачные снимки. Есть и непременные для немого кино титры — тоже абсурдные. Например, после порки № 2 возникает титр:

И те, кто ругает фильм, называя его патологическим, и те, кто хвалит, расценивая как изысканнейший, в равной мере забавны. Автору этих строк кажется, что «Уродов» логичнее всего воспринимать как просчитанную циничную — и, главное, достигшую своих целей — провокацию. Кинорежиссер впервые в новорусской истории поработал на той территории, на какой прежде действовали только арт-хулиганы — такие, как забытые теперь Бренер или Кулик. Балабанов и хотел, чтобы был скандал, а публика раскололась на два лагеря. Скорее всего, он просто валял дурака. Но, будучи настоящим артистом, облек дуракаваляние в такие формы и затронул такое количество животрепещущих для интеллектуалов тем (Кафка — раз, порок — два, извращение — три, сублимация — четыре, кинематограф — пять, алкоголизм — шесть), что попросту принудил кинознатоков искать шифры и изобретать трактовки.

Наблюдая за реакцией, Балабанов, похоже, получал удовольствие. Не зря же постоянно влезал в дискуссию вокруг фильма. То вдруг растолковал, что его фильм — про пионеров кинематографии. То объявлял, что фильм, на самом деле, очень светлый — про любовь, а все герои, даже мерзкие порнографы, на самом деле очень хорошие. То говорил про конец века и рубеж времен, когда происходит слом всего и вся (еще бы не говорил, пережив кинокризис после распада СССР). То и вовсе выступал в функции просветителя: объяснял, что порка (по-научному — флоггинг) была самым модным сексуальным извращением XIX века, поскольку детей и подростков всю дорогу секли, и в конечном счете от прилива крови к эрогенным ягодицам они начинали получать наслаждение и желали повторений во взрослом возрасте.

Жмурки (2005)

Жмурки — старинная русская забава: водящий, с завязанными глазами, должен словить всех игроков. Но в середине девяностых правила кардинально изменились: выигрывает лишь тот, кто сможет сделать жмуриками остальных.

Нижний Новогород. Саймон и Серёга, два мелких бандита, работают на серьёзного бандюка Сергея Михайловича. Но что-то парням не везёт: новое поручение своего шефа они завалили. Вместо того, чтобы привезти химика живым, они устроили в лаборатории кровавую бойню и трупы.

Разумеется, Сергей Михайлович пришёл в бешенство, но всё-таки решил дать парням шанс всё исправить…

https://youtube.com/watch?v=ygkrkyt0uFk%3F

Лаконичные афоризмы

 

Сцена из фильма «Брат 2» (2000)
Фильмы Алексея Балабанова на свой лад продолжили традицию рождения афоризмов, уходящих в народ, которой в советское время отличались работы Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Характерные черты афористичных реплик Балабанова — меньший градус комизма, чем у предшественников, и большая лаконичность. Его герои говорят, словно гвозди заколачивают, манифестируя максимум своей позиции и сурового характера при помощи минимума слов. Наиболее показательны в этом плане, конечно же, «Брат» и «Брат 2». Реплики, вроде «Не брат ты мне, гнида черножопая», «Сила в правде», «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите», «Водочки принеси, мы домой летим» и другие, давно стали не просто народными афоримзами, но программами национальной политики. Кстати, любовь к лаконизму у Балабанова проявлялась и в других вещах, например, в простых именах персонажей (Данила в «Брате», Иван в «Войне», а в «Я тоже хочу» и вовсе без имен — лишь Музыкант, Бандит, Проститутка). То же можно сказать об односложных названиях (режиссер мечтал, что вдобавок к «Жмуркам», «Морфию», «Кочегару» и тем же «Брату» и «Войне» однажды снимет фильм под названием «Бензин»). 

«Война»

В 2000 году на экраны вышел сиквел фильма «Брат», имевший серьезный успех. На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина «Война», рассказывающая о событиях в Чечне.

В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту. Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи.

Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой. Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.

В 2007 году герой нашей статьи снял драму «Груз 200», в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров.

Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма «Кочегар» про якутского ветерана войны в Афганистане. Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди

Его последней работой стала картина «Я тоже хочу», в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться.

Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось.

Морфий (2008)

Драма, Русский фильм

tagHD 1080, tagВрачи, tagНаркотики, tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Михаил Булгаков

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко

Сценарий этого фильма написал еще Сергей Бодров (младший), но, не успев приступить к съемкам, актер погиб в горах Северной Осетии во время съемочной экспедиции. В память о друге Алексей Балабанов снял фильм «Морфий».В основе «Морфия» лежат ранние произведения Михаила Булгакова – «Записки юного врача». 1917 год. Глухая деревня под Сычевка. Больница, куда получает направление на работу молодой доктор Поляков. Жители, которые не хотят лечиться, потому что не доверяют медицине, отсутствие медикаментов в больнице и опыта у врача, делают свое дело – Поляков начинает тяготиться службой, паниковать. Привезли больную? «Кладите на стол!» — уверенным голосом командует доктор, а сам что есть мочи бежит в кабинет, чтобы заглянуть в учебник анатомии – что вырезать-то надо? Единственно радостью для Полякова становится морфий. Доктор не замечает, как становится наркоманом…В фильме много натуралистических сцен, что свойственно и лентам Балабанова и книгам Булгакова, поэтому впечатлительным зрителям смотреть не рекомендуется!

Река (2002)

Драма, Короткометражный, Русский фильм

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Туйара Свинобоева, Михаил Скрябин, Василий Борисов

Конец XIX века, крохотная колония прокажённых в глухой якутской тайге. Случайно попавшая сюда здоровая девушка — воровка и охотница — влюбляется в одного из больных, молодого ещё парня, и ждёт от него ребёнка. Но внезапно к нему с «большой земли» приезжает жена, и в этом странном любовном треугольнике назревает трагедия…

Фильм Алексея Балабанова по роману польского писателя Вацлава Серошевского был отснят более чем наполовину. Однако после автокатастрофы 21 ноября 2000 года, в которой погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, съёмки были остановлены. Лишь год спустя режиссёр смонтировал отснятый материал и прокомментировал за кадром пропущенные сцены.

Фильмы

По окончании вуза выпускник сразу обосновался в ТЮЗе, отдав ему 15 лет жизни, и в кинематографе. С начала 80-х и до начала 90-х Сергей снимался в полнометражных лентах («Не хочу быть взрослым», «Тихая застава») и сериалах («Привал странников», «Артистка из Грибова»). Также он получил главные роли в драме «Белая лошадь — горе не мое» и биографической кинокартине «В Крыму не всегда лето».

Затем артист в течение 13 лет не выходил на съемочную площадку. Возвращение состоялось в нулевых, когда он засветился в «Темной лошадке» и «Докторе Живаго», но ненадолго. Следующее появление перед камерами случилось в 2019-м при работе над 3-й частью «Балабола».

Зато Балабанов практически без перерыва занимался озвучиванием. В его фильмографии числятся и «Пролетая над гнездом кукушки», и «Спасти рядового Райана», и «Дневник Бриджит Джонс», и «Гарри Поттер и Кубок огня», и «Матрица: революция», и «Джанго освобожденный».

Юрий Маляров и Сергей Балабанов озвучивают Губку Боба и Патрика

С 1999-го и по сей день голосом однофамильца легендарного российского режиссера говорит Губка Боб Квадратные Штаны. Сергей Александрович обожает Спанча Боба, считая своего героя необыкновенным и невероятно обаятельным с человеческой точки зрения.

Мужчина лестно отзывается о других актерах дубляжа, с которыми ему приходится работать над мультсериалом, — о Юрии Малярове (морская звезда Патрик), Иване Агапове (кальмар Сквидвард) и иных.

В творческой биографии полного тезки Сергея Есенина нашлось место и радио («Детское радио»), и телевидению («Детский час», «Оранжевый мяч», «АБВГДейка»), и преподаванию в двух российских вузах.

Балабанов как патриот. Или антипатриот

Дополнение к предыдущей главке.

Патриот, говорите? 

  • «Война»: там продажны все на самом деле — тыловые крысы, а также гэбисты, в обязанность которых входит контроль над пропускной системой на границе с Чечней. Через кордоны пропускают только за взятки, даже если необходимо спасти людей, взятых на Кавказе в заложники ради выкупа. Причем среди заложников могут оказаться как русские, так и иностранцы. Но официальные органы помогают спасти их лишь на словах.
  • «Жмурки»: самые что ни на есть кровавые убийцы из числа новых русских шестерок носят на шее кресты на толстых золотых цепях и делают жесты троеперстием туда-сюда вверх-вниз к пузу с наклоном при виде любого купола. После чего продолжают убивать. 
  • «Мне не больно»: бывшие десантники в свой праздник бьют морды десантникам-скотам, которые пытаются унизить изготовителей плова из Средней Азии.
  • «Кочегар»: потерявший память после контузии во время афганской войны майор-якут, ставший кочегаром, вдруг понимает, что русская мафия использует его для уничтожения тел соперников.
  • Наконец, «Река» — легендарно незаконченная работа Алексея Балабанова 2002 года (в автокатастрофе погибла исполнительница одной из главных ролей) — фильм про любовные страсти в среде якутов конца XIX века, которые вдобавок загнаны в гетто, поскольку больны проказой. Якутов при этом успели обратить в православие. У фильма есть короткий смонтированный вариант. Коллега Михаил Трофименков написал примерно следующее: более антиколониального фильма в мировой истории не было.

Вы все еще считаете Балабанова ксенофобом?

«Река» — очередное доказательство того, что творчество Балабанова не укладывается в рамки. Его невозможно загнать в концепцию. Хотя я это сейчас и пытаюсь сделать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий